Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Геофизический мониторинг карьерных дорог с жестким покрытием при разработке полезных ископаемых

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность работы. Рост добычи полезных ископаемых открытым способом неразрывно связан с совершенствованием и эффективностью работы карьерного автотранспорта. 40−70% трудоёмкости, энергоёмкости и себестоимости добычи полезных ископаемых приходится на перемещение горной массы. При этом эффективность работы карьерного автотранспорта непосредственно зависит от качества и долговечности подъездных… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ МОНИТОРИНГА ЖЕСТКИХ ПОКРЫТИЙ КАРЬЕРНЫХ ДОРОГ ПРИ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКЕ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
    • 1. 1. Особенности применения жестких покрытий карьерных дорог при открытой разработке полезных ископаемых
    • 1. 2. Состояние проблемы прогнозной оценки усталостной прочности и долговечности жестких покрытий карьерных дорог
    • 1. 3. Состояние проблемы оценки морозостойкости цементобетонов
    • 1. 4. Геофизические методы мониторинга жестких покрытий карьерных дорог
    • 1. 5. Выводы и постановка задач исследований
  • 2. РАЗРАБОТКА КИНЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ИМПУЛЬСНОГО ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ МИКРОТРЕЩИН ПРИ НАГРУЖЕНИИ ЖЕСТКИХ ПОКРЫТИЙ КАРЬЕРНЫХ ДОРОГ
    • 2. 1. Механизмы образования заряда движущихся трещин
    • 2. 2. Кинетика разрушения твердых тел
    • 2. 3. Кинетическая модель излучения электромагнитных импульсов при различных условиях нагружения твердых тел и разных режимах изменения температуры
    • 2. 4. Долговечность образцов жестких покрытий карьерных дорог при циклических изменениях температуры и действующих напряжений
    • 2. 5. Определение кинетических констант разрушения
    • 2. 6. Морозостойкость образцов жестких покрытий карьерных дорог при циклических изменениях температуры и действующих напряжений
    • 2. 7. Выводы по второй главе
  • 3. ЛАБОРАТОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДОЛГОВЕЧНОСТИ И МОРОЗОСТОЙКОСТИ ОБРАЗЦОВ ЖЕСТКИХ ПОКРЫТИЙ КАРЬЕРНЫХ ДОРОГ
    • 3. 1. Лабораторная установка
    • 3. 2. Образцы материалов для испытаний
    • 3. 3. Методика лабораторных испытаний образцов жестких покрытий карьерных дорог
    • 3. 4. Методика оценки морозостойкости материалов жестких покрытий ф карьерных дорог
    • 3. 5. Оценка долговечности жестких покрытий карьерных дорог
    • 3. 6. Оценка морозостойкости жестких покрытий карьерных дорог
    • 3. 7. Анализ полученных результатов
    • 3. 8. Проверка адекватности кинетической модели импульсного электромагнитного излучения экспериментальным данным
      • 3. 8. 1. Проверка адекватности модели оценки долговечности жестких покрытий карьерных дорог экспериментальным данным
      • 3. 8. 2. Проверка адекватности модели оценки морозостойкости жестких
  • Ф покрытий карьерных дорог экспериментальным данным
    • 3. 9. Выводы по третьей главе
  • 4. РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ МЕТОДА ГЕОФИЗИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ЖЕСТКИХ ПОКРЫТИЙ КАРЬЕРНЫХ ДОРОГ ПРИ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКЕ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
    • 4. 1. Прогноз долговечности жестких покрытий карьерных дорог при различных условиях их эксплуатации
    • 4. 2. Пример прогноза долговечности жестких покрытий карьерных дорог при открытой разработке полезных ископаемых щ
    • 4. 3. Практическая реализация результатов исследований
    • 4. 4. Выводы по четвертой главе

Геофизический мониторинг карьерных дорог с жестким покрытием при разработке полезных ископаемых (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. Рост добычи полезных ископаемых открытым способом неразрывно связан с совершенствованием и эффективностью работы карьерного автотранспорта. 40−70% трудоёмкости, энергоёмкости и себестоимости добычи полезных ископаемых приходится на перемещение горной массы. При этом эффективность работы карьерного автотранспорта непосредственно зависит от качества и долговечности подъездных дорог и их основного элемента — дорожной одежды. Повышение качества дорожного покрытия снижает расходы транспортирования горной массы на 15-К35%.

Особенностью условий эксплуатации карьерных дорог при разработке полезных ископаемых является высокая грузоподъемность автотранспорта (от 27 до 180 тонн) и небольшие скорости движения (около 20 км/ч).

Строительство на горных предприятиях автомобильных дорог с прочным и долговечным покрытием должно отвечать весовым, габаритным и скоростным характеристикам карьерного автотранспорта. Этому, как показывает отечественный и мировой опыт, в наибольшей степени отвечают цементобе-тонные покрытия, обладающие по сравнению с покрытиями, построенными с применением органических вяжущих, стабильными транспортно-эксплуатационными показателями и высокой долговечностью.

Карьерные дороги с жесткими покрытиями широко применяют практически на всех горных предприятиях США, Канады, Австралии. В России такие дороги были построены на Ковдорском и Оленегорском ГОКах, на угольных и алмазных карьерах Республики Саха, Холбольджинском угольном разрезе (Бурятская республика), на Ингулецком ГОКе, Михайловском, Лебединском и Гайском карьерах.

Однако повсеместное внедрение карьерных дорог с жестким покрытием в России сдерживается рядом факторов. Как показала практика, их долговечность существенно не отличается от срока службы дорог с традиционным покрытием. Причина этого — сложные природно-климатические факторы, особенно в уеловиях Севера и Сибири, большие осевые нагрузки, отсутствие оперативного и надежного мониторинга за текущим состоянием покрытия.

Подъездная карьерная дорога является природно-техническим объектом, имеющим слоевую структуру, состоящую, как правило, из жесткого покрытия, промежуточного песчано-гравийного, щебеночного или песчаного слоя и подстилающего слоя горных пород различного состава. Свойства этих слоев определяют величину растягивающих напряжений, возникающих при перемещении горной массы, и возможность пучения жесткого покрытия в зимних условиях при высокой влажности промежуточного и подстилающего слоя. Для надежного прогноза долговечности дороги необходимо проводить мониторинг влажности пород основания, температуры покрытия, частоты движения транспорта при перемещении по дорогам горной массы, его грузоподъемности и микронарушений структуры жесткого покрытия дорог.

Существующие методы мониторинга дорожного покрытия являются весьма трудоемкими и дорогостоящими и не могут с хорошей точностью ответить на главный вопрос — как долго оно будет служить без существенных повреждений при разработке полезных ископаемых.

В связи с вышесказанным, разработка надежного и оперативного метода геофизического мониторинга карьерных дорог с жестким покрытием при разработке полезных ископаемых является актуальной научной задачей.

Настоящая работа содержит результаты исследований, выполненных автором в период 1999;2002 гг. в соответствии с заказом администрации Кемеровской области по темам НИР № 102 -99/27, № 102/2000, № 144ЭТН, № 309/2001/89-У.

Цель работы. Разработка и обоснование метода геофизического мониторинга карьерных дорог с жестким покрытием при разработке полезных ископаемых, обеспечивающего учёт влияния горнотехнических условий, нагрузки от карьерного автотранспорта, сезонных колебаний температуры, физико-механических параметров покрытия и породных слоев дороги, существенно снижающего трудоёмкость контроля.

Идея работы состоит в использовании закономерностей излучения электромагнитных импульсов (ЭМИ) при накоплении микроповреждений структуры жестких покрытий дорожных одежд в сложных неизотермических условиях нагружения при перемещении горной массы для прогноза их долговечности и морозостойкости.

Задачи исследований:

— разработать кинетическую модель излучения электромагнитных импульсов (ЭМИ) при накоплении микротрещин в жестких покрытиях карьерных дорог в условиях сложного неизотермического режима их нагружения тяжелым карьерным транспортом;

— на основе кинетической модели ЭМИ разработать метод оценки кинетических констант разрушения материалов покрытий, оценить влияние кинетических констант разрушения, колебаний температуры, частоты и амплитуды нагружения на долговечность и морозостойкость жесткого покрытия карьерных дорог;

— разработать метод геофизического мониторинга жестких покрытий карьерных дорог в условиях реальной их эксплуатации, учитывающий влияние физико-механических свойств слоев дороги, изменение температуры, режим перемещения горной массы и свойства материала покрытия.

Методы исследований:

— геофизическая модель кинетики излучения электромагнитных импульсов материалом покрытия карьерных дорог была построена путем аналитических исследований с использованием методов физики твердого тела, горной геофизики и кинетической теории прочности твердых тел;

— оценка связи долговечности и морозостойкости жестких покрытий карьерных дорог с кинетическими константами разрушения материала, частотой и амплитудой действующей нагрузки, механической прочностью материала, технологическими дефектами его структуры и изменениями температуры, выполнена на основе регистрации и анализа импульсного электромагнитного излучения при накоплении микроповреждений структуры в лабораторных условиях;

— результаты лабораторных и натурных испытаний обрабатывались с использованием методов математической статистики на базе современной электронно-вычислительной техники.

Научные положения, защищаемые автором:

— кинетика импульсного электромагнитного излучения жестких покрытий карьерных дорог при их нагружении определяется частотой проездов, амплитудой действующей нагрузки, кинетическими константами разрушения материала и изменениями температуры покрытия;

— метод нахождения кинетических констант разрушения отличается от известных тем, что материал жестких покрытий карьерных дорог нагружается циклически со скоростью, близкой к реальной скорости нагружения перемещающимся транспортом, регистрируется процесс излучения коротких электромагнитных импульсов на первых десятках циклов и на этой основе определяются энергия активации разрушения и активационный объем материала;

— геофизический мониторинг жестких покрытий карьерных дорог состоит в измерении влажности пород основания, регистрации частоты движения транспорта и его грузоподъемности, измерении температуры слоев дороги, отборе из покрытия кернов цилиндрической формы, циклическом их нагружении в лабораторных условиях, нахождении на этой основе кинетических констант разрушения материала и амплитуды температурных микронапряжений в нем, а также в последующем аналитическом прогнозе остаточного ресурса долговечности и морозостойкости покрытия при разработке полезных ископаемых.

Научная новизна работы заключается:

— в разработке кинетической модели излучения электромагнитных импульсов жестких покрытий карьерных дорог, учитывающей реальную частоту проездов, амплитуду действующей нагрузки, механическую прочность материала слоев дороги, технологические дефекты его структуры и изменение температуры;

— в разработке основанного на регистрации ЭМИ метода оценки кинетических констант разрушения материалов жесткого покрытия и установлении связи его морозостойкости и долговечности с кинетическими константами, колебаниями температуры, частотой и амплитудой нагружения;

— в разработке на основе регистрации ЭМИ метода геофизического мониторинга карьерных дорог с жестким покрытием в условиях их реальной эксплуатации при разработке полезных ископаемых.

Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и рекомендаций подтверждается применением классических методов горнопромышленной геофизики, физики твердого тела, кинетической теории прочности и известных методов численного анализаиспользованием известных методов измерения исследуемых величин и серийно выпускаемых датчиков и приборов, прошедших метрологический контрольприменением статистических критериев для оценки адекватности экспериментальных данных модельным представлениямдостаточным объёмом лабораторных исследованийположительными результатами опытного внедрения результатов исследований.

Личный вклад автора заключается:

— в разработке кинетической модели ЭМИ и оценке связи кинетики излучения импульсов с морозостойкостью и долговечностью материалов жестких покрытий карьерных дорог;

— в подготовке и проведении экспериментальных исследований образцов материалов дорожного покрытия;

— в разработке численных методов обработки экспериментальных данных;

— в разработке методических указаний по применению метода электромагнитного излучения для оценки кинетических констант разрушения материалов и прогнозу долговечности и морозостойкости жестких покрытий карьерных дорог.

Научное значение работы. Установлена функциональная связь между показателями долговечности и морозостойкости жестких покрытий карьерных дорог и физико-механическими параметрами их слоев — температурой, влажностью, кинетическими константами разрушения, действующими в покрытии напряжениями и частотой проездов большегрузных автомобилей.

Практическая ценность. Разработан экспресс-метод геофизического мониторинга и нормативнометодические материалы по оценке кинетических констант разрушения, долговечности и морозостойкости жестких покрытий карьерных дорог при проектировании, строительстве и эксплуатации карьерных дорог.

Результаты исследований отражены в отраслевом нормативном документе, утвержденном ООО «Фэцит», методических разработках, применяемых в учебном процессе.

Реализация работы. Основные положения диссертационной работы вошли составной частью в нормативный руководящий документ «Методические указания по использованию экспресс-метода оценки кинетических констант разрушения цементобетонов для прогноза долговечности цементобетонных покрытий при проектировании, строительстве и эксплуатации дорог». Данные указания были приняты к внедрению фирмой ООО «Фэцит», занимающейся проектированием и строительством дорог в Российской Федерации и странах СНГ.

Результаты работы используются в учебном процессе при подготовке инженеров специальности «Физические процессы горного производства».

Апробация работы. Основные результаты и выводы диссертации докладывались и обсуждались на ежегодных научно-технических конференциях студентов, аспирантов, преподавателей КузГТУ (г. Кемерово, 1999;2005) — на V Международной научно-практической конференции «Безопасность жизнедеятельности предприятий в угольных регионах» (Кемерово, 2002) — на 2-й областной конференции молодых ученых «Молодые ученые — Кузбассу» (Кемерово, 2002) — на «Неделе горняка» (Москва, 2001, 2006) — на Международной научно-практической конференции «Наукоёмкие технологии разработки и использования минеральных ресурсов» (Новокузнецк, 2002) — на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы повышения надежности и долговечности автомобильных дорог и искусственных сооружений на них» (Барнаул, 2003).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 работ.

Объём и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав и заключения, изложенных на 122 страницах машинописного текста, содержит список литературы из 130 наименований, 15 таблиц, 16 рисунков и приложения на 1 стр.

4.4 ВЫВОДЫ ПО ЧЕТВЕРТОЙ ГЛАВЕ.

1. Разработан метод геофизического мониторинга жестких покрытий карьерных дорог в условиях реальной их эксплуатации на основе импульсного электромагнитного излучения материала при циклическом нагружении.

2. Уменьшение трудоемкости геофизического мониторинга жестких покрытий карьерных дорог в 8−10 раз достигается выбуриванием кернов цилиндрической формы, циклическим нагружением полученных образцов, регистрацией импульсов ЭМИ в лабораторных условиях и нахождением на этой основе кинетических констант разрушения материала и амплитуды температурных микронапряжений в нём, а также последующим аналитическим прогнозом долговечности и морозостойкости данного материала покрытия при разработке полезных ископаемых открытым способом.

3. Разработаны рекомендации по геофизическому мониторингу долговечности карьерных дорог с жестким покрытием в условиях их реальной эксплуатации в различных природно-климатических зонах РФ на основе лабораторных испытаний образцов дорожного покрытия и оценки их кинетических констант. Предлагаемые рекомендации существенно снижают трудоемкость количественного прогноза долговечности карьерных дорог с жестким покрытием в условиях их реальной эксплуатации (в 8−10 раз при сохранении достоверности прогноза).

4. Результаты исследований приняты к внедрению фирмой «ФЭЦИТ», а также используются в учебном процессе ГУ КузГТУ при подготовке студентов по специальности 70 600.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертация является научно-квалификационной работой, в которой содержится новое решение актуальной задачи по геофизическому мониторингу карьерных дорог с жестким покрытием, обеспечивающему значительное снижение трудозатрат и имеющему существенное значение для развития горнодобывающей промышленности.

Основные научные результаты, выводы и рекомендации сводятся к следующему.

1. Разработанная кинетическая модель излучения электромагнитных импульсов при разрушении материалов жестких покрытий карьерных дорог учитывает частоту и амплитуду действующей нагрузки, физико-механические свойства горных пород слоев дороги, дефекты структуры жестких покрытий и изменение температуры. Модель включает в себя условие необратимости накопления микроповреждений структуры жестких покрытий типа Робинсона-Бэйли, учитывает реальные изменения температуры, влажности горных пород слоев дороги, их физико-механические свойства, результаты наблюдений за транспортными потоками и грузоподъемностью машин, перемещающих горную массу и кинетические константы разрушения материалов жестких покрытий карьерных дорог.

2. Установлено, что кинетические константы разрушения исследуемых материалов дорожных покрытий в диапазоне температур -25°С-И-20°С не зависят от температуры, при которой испытываются образцы, а определяются лишь структурой материала, наличием микродефектов и степенью их прочности.

3. Предложен алгоритм прогноза долговечности жестких покрытий карьерных дорог, учитывающий нагрузку на ось автомобиля, частоту проездов, температурные колебания, влажность горных пород слоев дороги и их физикомеханические свойства, а также технологические дефекты структуры материалов покрытия.

4. Получены инженерные формулы для прогноза морозостойкости материала жестких покрытий карьерных дорог на основе лабораторных испытаний образцов и оценки их кинетических констант разрушения.

5. Разработаны рекомендации по геофизическому мониторингу долговечности карьерных дорог с жестким покрытием в условиях их реальной эксплуатации в различных природно-климатических зонах РФ на основе лабораторных испытаний образцов дорожного покрытия и оценки их кинетических констант разрушения. Предлагаемые рекомендации существенно снижают трудоемкость количественного прогноза долговечности карьерных дорог с жестким покрытием в условиях их реальной эксплуатации (в 8−10 раз при сохранении достоверности прогноза).

Показать весь текст

Список литературы

  1. , И.М. Карьерный автомобильный транспорт: Справочник / И. М. Циперфин, В. Д. Штейн. -М.: Недра, 1995. -415 с.
  2. , А.А. О перспективах развития транспорта на открытых горных разработках // Шахтный и карьерный транспорт. Вып. 3. — М.: Недра, 1977. С. 338−344.
  3. , М.В. Научные основы проектирования карьерного транспорта / М. В. Васильев, B.JI. Яковлев. М.: Недра, 1972. — 201 с.
  4. , В.А. Энергозатраты на транспортирование породы карьерными автосамосвалами / В. А. Галкин, А. С. Довженок, В. Н. Сидоренко // Изв. вузов. Горный журнал, 1987. № 7. С. 62−65.
  5. , А.С. Повышение эффективности карьерного автомобильного транспорта совершенствованием параметров его подсистем с использованием энергетического критерия: Автореферат дис. канд. техн. наук. -Спб., 1992.-20с.
  6. , А.А. Влияние ровности карьерных дорог на эффективность эксплуатации автосамосвалов особо большой грузоподъёмности / А. А. Кулешов, Н. В. Зырянов, И. В. Зырянов // Горный журнал, 1995. № 6. -С.14−16.
  7. , В.М. Транспортные процессы и оборудование на карьерах. -* М.: Недра, 1986. 240 с.
  8. , А. А. Экологические проблемы эксплуатации дизельной техники на карьерах и пути их решения // Горный журнал, 1994. № 1. — С.35−40.
  9. , О.П. Предпосылки обеспечения эффективности покрытий на карьерных дорогах // Опыт обеспечения эффективности дорожного комплекса Кузбасса: Сб. научных тр./ Томский унив. Томск, 1997. -С.90−93.
  10. , О.П. Физико-технические предпосылки применения цементобетонных покрытий для карьерных дорог // Обеспечение качества автомобильных дорог в условиях Сибири: Сб. научных тр./ Кузб. гос. техн. унив. Кемерово, 1997. — С.94−104.
  11. , В.В. Повышение эффективности проектирования и строительства автомобильных дорог горнодобывающих предприятий -Чита: «Забтранс», 1994. 162 с.
  12. , К. Н. Повышение эффективности горных работ Восточной Сибири и Севера / К. Н. Костромитипов, В. И. Политюк, В. А. Шсрстов Якутск: 1983. — 148с.
  13. , А. А. Эксплуатация карьерного транспорта в условиях Севера /
  14. A.А. Кулешов, Л. Г. Тымовский М.: Недра, 1973. — 144 с.
  15. , К. А. Проектирование железорудных карьеров / К. А. Кумачев,
  16. B.Я. Маймид М.: Недра, 1981. — 464 с.
  17. , В.В. Строительство и эксплуатация технологических автодорог ф на кимберлитовых карьерах Якутии / В. В. Забелин и др. // Колыма.1994.-№ 6.- С. 29−33.
  18. , М.В. Эксплуатация карьерного автотранспорта / М. В. Васильев, В. П. Смирнов, А. А. Кулешов М.: Недра, 1979. — 280 с.
  19. , А.В. Динамическая устойчивость и расчет дорожных конструкций / А. В. Смирнов, С. К. Иллиополов, А. С. Александров -Омск: СибАДИ. 2003. — 188с.
  20. Жесткие покрытия аэродромов / Б.С. Раев-Богословский и др. М.: Автотрансиздат, 1961. — 322 с.
  21. , Е.Д. Принципы проектирования дорожных и аэродромных одежд. -М.: Транспорт, 1964. 190 с.
  22. , Н.Н. Основы новой методики расчета жестких дорожных одежд с учетом повторности воздействия нагрузок / Н. Н. Иванов, М. С. Коганзон,
  23. С.В. Коновалов М.: Высшая школа, 1969. — 54 с.
  24. , А.П. Цементобетонные покрытия под воздействием подвижных нагрузок / А. П. Синицын, Г. И. Глушков // Автомобильные дороги, 1959. № 4. С. 25−27.
  25. , B.C. К обоснованию требуемой прочности грунтов, укрепленных цементом // Надежность автомобильных: Сб. науч. тр. / МАДИ, 1980.-С. 113−121.
  26. , В.Н. Дорожно-климатическое районирование Кемеровской * области // Опыт обеспечения эффективности дорожного комплекса
  27. Кузбасса: Сб. науч. тр. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1997. -С. 62−66.
  28. , К.И. Выносливость дорожных бетонных оснований // Совершенствование методов строительства и эксплуатации автомобильных дорог: Сб. науч. тр. / МАДИ. М., 1982. — С. 75 — 83.
  29. , С.В. Долговечность бетона. — М.: Автотрансиздат, 1960. — 512с. ф 28. Кириллов, А. П. Выносливость гидротехнического железобетона. — М.: Энергия, 1978.-272 с.
  30. М.: Госстройиздат, 1962. 96 с.
  31. , Т.С. Обзор исследований по прочности и деформативности бетона при многократном приложении нагрузки / Т. С. Каранфилов, Ю.С. Волков//Тр. ин-та Гидропроект, 1963. Вып. 10.-С. 167−191.
  32. , М.М. Бетон и железобетон // Деформативность и прочность. М.: Стройиздат, 1997. — 576 с.
  33. , Б.С. Проектирование дорожных одежд для движения4большегрузных автомобилей / Б. С. Радовский, А. С. Супрун, И.И. Козаков-Киев: Будивэльнык, 1989 168 с.
  34. , Ю. В. Механика разрушения для строителей М.: Высшая школа, 1991.-288 с.
  35. , С.Н. Физические основы прогнозирования механического разрушения / С. Н. Журков, B.C. Куксенко, В. А. Петров // Докл. АН СССР, 1981. Т.259. Вып. № 6.- С.1350−1353.
  36. , В.Р. Кинетическая природа прочности твердых тел / В. Р. Регель,
  37. А.И. Слуцкер, Э. Е. Томашевский -М.: Наука, 1974. 560 с.
  38. , А.С. Расчет искусственных сооружений на выносливость / А. С. Прокофьев, В. А Кретов // Наука и техника в дорожной отрасли: Сб. науч. тр. / МАДИ, 1982.-С.60- 63.
  39. , Г. И. Повышение морозостойкости и прочности бетона М: Промстройиздат, 1956. -260 с.
  40. , М.И. Дорожная терминология М: Транспорт, 1985.-312с.ф 40. ГОСТ 10 060.0−95 Бетоны. Методы определения морозостойкости. Общие требования.- Минстрой России, ГУП Ц1111, 1997. -10с.
  41. , О.П. Теоретические основы обеспечения долговечности жестких одежд автомобильных дорог горнодобывающих предприятий /О.П. Афиногенов, В. В. Иванов Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. -174с.
  42. , О.В. Исследование прочности и морозостойкости растворов с комплексными добавками / О. В. Кунцевич, И. И. Магомэдеминов // Повышение долговечности бетонов транспортных сооружений: Межвуз. сб. научных тр. МИИТа, 1980. Вып. 62. С. 26−34.
  43. , С.Н. Установка для ускорений испытаний морозостойкости // Труды НИИЖБа, 1959. Вып. № 12. С. 83−89.
  44. , Ф.М. Определение морозостойкости бетона ускоренными методами / Ф. М. Иванов, B.C. Гладков, О. А. Виноградов JI. Энергия, 1969.- 57с.
  45. , О.А. Определение морозостойкости пористых материалов / О. А. Маркова, А. П. Меркин // Строительные материалы, 1965. № 11. -С 23−24.
  46. Ускоренное прогнозирование морозостойкости ячеистых бетонов/ Горчаков Г. И, и др. // Бетон и железобетон, 1975. № 9. С.22−25.
  47. , Г. И. Повышение морозостойкости и прочности бетона. М.: Промстройиздат, 1956.-107с.
  48. , О.Е. Физические основы теории морозостойкости //Труды НИИ Стройфизика. 1967. Вып № 3. С. 163−178.
  49. Литишенко, В. И, Новая методика изучения морозостойкости бетона -Рига, 1957.-18с.
  50. Добролюбов, Г Прогнозирование долговечности бетона с добавками / Г. Добролюбов, В. Б. Ратинов, Т. И. Розенберг // М.: Строойиздат, 1983. -212с.
  51. Методические рекомендации по прогнозированию морозостойкости бетонов Рига: Латниистроительство, 1982.-10 с.
  52. , И.И. К вопросу прогнозирования долговечности бетона // Сб. трудов МИСИ, 1977. № 141. С. 74−86
  53. Контроль морозостойкости бетона в процессе производства / Г. Ф. Воевода и др. // Бетон и железобетон, 1979. № 10. С. 35 — 37.
  54. Получение бетона заданных свойств / Ю. М. Баженов и др. — М.: Стройиздат, 1978. 56 с.
  55. , А.Е. Критерий морозостойкости ячеистых бетонов автоклавного твердения / А. Е. Шейкин, Л. М. Добшиц, А. Т. Баранов // Бетон и железобетон, 1986.- С. 31−32.
  56. , С.Н. Кинетическая концепция прочности твердых тел // Вестник АН СССР, 1968. № 3.- С. 46−52.
  57. , С.Н. Дилатонный механизм прочности твердых тел // ФТТ, 1983. Т. 25. Вып.10. С. 3119−3123.
  58. Исследование разрушения твердых тел методом регистрации импульсов электромагнитного излучения / Егоров П. В. и др. Кемерово: Кзбассвузиздат, 2001. — 204с.
  59. , О.Г. Упругие импульсы при разрушении образцов горных пород // Изв. АН СССР Сер. геофиз., 1956. № 5.
  60. Сейсмоакустические методы изучения напряженного состояния горных пород на образцах и в массиве / Ю. В. Ризниченко и др. // Борьба с внезапными выбросами угля и газа в шахтах. М.: Изд. АН СССР, 1956. Вып.34.
  61. , И.Д. Звукометрический метод оценки проявления горного давления / И. Д. Ривкин, В. П. Запольский, П. А. Богданов М.: Металлургиздат, 1956.
  62. , М.С. Сейсмоакустические исследования в угольных шахтах / М. С. Анцыферов, А. Г. Константинова, А. Б. Переверзев М.: Изд-во АН СССР, 1960.
  63. , С.Д. Акустические наблюдения процессов разрушения горных пород. М.: Наука, 1964.
  64. , Н.Р. Геофизические исследования горного давления на пологих рудных пластах. М.: Недра, 1977.
  65. , B.C. Исследование связи параметров акустической эмиссии и гидроотжима угольного пласта / B.C. Зыков, А. В. Шадрин, B.C. Черкасов // Повышение безопасности труда при добыче угля: Тр. ВостНИИ. Кемерово, 1990.-С. 34−36.
  66. , B.C. Акустическая эмиссия выбросоопасных пластов // Обзорная информация / ЦНИЭИуюль.- М., 1991. С. 55−59.
  67. Исследование проникающего излучения при адгезионном и когезионном разрушении твердых тел / Ю. П. Топоров и др. // X юбилейный всесоюзный симпозиум по механоэмиссии и механохимии твердых тел.: тезисы докл. Ростов-на-Дону, 1986. — С.22.
  68. , М.А. Длительное рентгеновское излучение пород после деформации под давлением // X юбилейный всесоюзный симпозиум по механоэмиссии и механохимии твердых тел.: тезисы докл. Ростов-на-Дону, 1986.-С.24.
  69. Stepanow, A.W. Under den Mechanismus der plastichen Deformation // Zs.Phys., 1933. S. 81 № 5.-P.560−563.
  70. , A.W. // Phys. Zs. Sowjt Union, 1933. S. 80. № 4.-P.609−611.
  71. , A.W. // Phys. Zs. Sowjt Union, 1934. S. 82. № 5.-P.705−758.
  72. Fischbach, D.B. Deformation Indused charge flow in NaCL crystals/ D.B. Fischbach, A.S. Nowick // Phys. Rev., 1955. S.99. № 4, — P. 333−335.
  73. Fischbach, D.B. Creation of a potential difference across NaCl crystals dy deformation/ D.B. Fischbach, A.S. Nowick // Phys. Rev., 1955. S.98. № 5.- P. 302−304.
  74. , А.А. Равновесие и преобразование видов энергии в недрах. Томск: изд. ТГУ, 1980. 212с.
  75. , В.В. Физические основы электромагнитных процессов при формировании очага разрушения в массиве горных пород / Дис. доктора техн. наук.- Кемерово, 1994. $ 76. Тарасов, Б. Г. Геоэлектрический контроль состояния массивов / Б.Г.
  76. , В.В. Дырдин, В.В. Иванов // М.: Недра, 1983. 216 с.
  77. , Э.И. Явления электризации в горных породах. М.: Наука, 1968.-332с.
  78. , И.Н. Заряженные дислокации при деформировании кристаллов с ионным типом связи // Физика земли. Известия АН СССР, 1984. № 8. -С. 106−112.
  79. Физические основы применения газоэлектромагнитного метода для текущего контроля за выбросоопасностью / B.C. Зыков и др. // Вестнгик КузГТУ. -2004. № 2. -С. 25−28.
  80. Прогноз опасности внезапных выбросов и горных ударов по энергии мас-^ сива / B.C. Зыков и др. // Физико-технические проблемы разработкиполезных ископаемых. 2002. — № 1. — С. 56−59.
  81. , B.C. Геолого-маркшейдерское и геофизическое обеспечение безопасности по внезапным выбросам в очистных забоях / B.C. Зыков, С. И. Денисенко, П. В. Потапов // Маркшейдерский вестник. 2005. — № 4. -С. 77−79
  82. , B.C. Газоэлектромагнитный метод текущего прогноза выбросоопасности // Безопасность угольных предприятий: Сб. науч. тр. / ВостНИИ. Кемерово, 2000. Соавторы Славолюбов В. В., Трусов СЕ. iV
  83. , Ю.И. Динамическая поляризация заряженность быстрых краевых дислокаций / Ю. И. Головин, Т. П. Дьячек, В. М. Долгова // ФТГ, 1986. Т. 28. Вып. 8. С. 2502−2505
  84. , А.Н. Триболюминесценция кварца. Спектральный состав и природа свечения/ А. Н. Стрелецкий, А. Б. Пакович, П. Ю. Бутягин // Докл. VIII Всесоюзного симпозиума по механоэмиссии и механохимии твердых тел. Ч. I. Таллин, 1986. С.29−35
  85. Исследование пьезоэлектрических текстур / А. В. Шубников и др. МЛ.: АН СССР, 1955.-140 с.
  86. , В.В. Исследование электронной эмиссии при раскалывании твердых тел в вакууме / В. В. Карасев, Н. А. Кротова // ДАН СССР, 1953. Т.92. Вып.З. С.607−610.
  87. Иванов, В. В. Динамика трещин и электромагнитное излучение горных пород/ В. В. Иванов и др. // Физико-технические проблемы разработки полезных ископаемых. Новосибирск: Наука, 1988. № 5. — С.20−27.
  88. , А.А. Определение напряженности горного массива измерением его физических показателей / А. А. Борисенко, О. В. Ковалев // Измерение напряжений в массиве горных пород. Новосибирск: ИГД СО АН СССР, 1970.
  89. , М.И. Дислокационный механизм электризации ионных кристаллов при расщеплении// ФТТ, 1976. Т. 18. Вып.6 С. 1767−1774.
  90. Заряжение берегов трещины и работа разрушения щелочных кристаллов / В. М. Финкель и др. // ФТТ, 1986. Т.28. Вып. 9. С.2908−2911.
  91. Электризация щелочно-галоидных кристаллов в процессе скола / В. М. Финкель и др. // ФТТ, 1979. Т.21. Вып. 7. С. 1943−1947.
  92. , П.В. О некоторых закономерностях импульсного электромагнитного излучения щелочно-галоидных кристаллов и горных пород / П. В. Егоров, В. В. Иванов, Л. А. Колпакова // ФТП РПИ, 1988. № 1.1. Ц? С.67−70.
  93. Леб, Л. Статическая электризация М.: Госэнергоиздат, 1963. — 408с.
  94. , B.C. Модель перехода от микро- к макроразрушению твердых тел // Физика прочности и пластичности Л.: Наука, 1986.- С. 36−41.
  95. О прогнозировании разрушения горных пород / С. Н. Журков и др. // Изв. АН СССР. Физика Земли, 1977. № 6. С. 11−18.
  96. Физический контроль массивов горных пород. Б. Г. Тарасов и др. -М.: Недра, 1994.-240с.
  97. , В.В. Кинетика разрушения и усталостная прочность полимерныхкомпозиций / В. В. Иванов, В. И. Климов, Т. М. Черникова — ГУ КузГТУ -Кемерово, 2003. 233с.
  98. К вопросу изучения механизма разрушения горных пород/ Егоров В. П. и др.// Интенсификация технологических процессов на шахтах.-Кемерово: КузПи, 1988.
  99. В.А. О механизме и кинетике макроразрушения// ФТТ, 1977. Т21.1. Вып.12. С.3681−3686.
  100. , А.В. Вероятностно-статистические исследования кусковатости горных пород // Математические методы и механика горных пород. КузПИ. Сб. № 28 Кемерово, 1970. — С. 32−35.
  101. , А.В. Анизотропия трещиноватости горных пород и её статистическое описание // Всесоюзная конференция по механике горных пород: труды конференции Кемерово, 1969. — С 66−68.
  102. , А.В. Определение экстремальных направлений нарушености породного массива трещинами // Известия ВУЗов. Горный журнал, 1970. № 4. С. 54−56.
  103. Физический контроль массивов горных пород/ Г. Б. Тарасов и др. -М.: Недра, 1994.-240с.
  104. М.А. Естественная кусковатость горной породы // ДАН СССР, 1979. Т.247. № 4.
  105. , В.А. Термодинамический подход к микромеханике разрушения твердых тел// ФТТ, 1983. Т25. № 10.
  106. Концентрационный порог разрушения и прогноз горных ударов/ А. Ю. Гор и др. // Физико-технические проблемы разработки полезных ископаемых.-Новосибирск: Наука, 1989. № 3.-С.54−60.
  107. , В.В. Прогноз ресурса долговечности горных пород на основе кинетико-статистических представлений об их разрушении / В. В. Иванов, П. В. Егоров, А.Г. Пимонов- Горная геофизика.- Тбилиси. Мецниереба, 1989. Ч.П. С.135−137.
  108. Подобие в разрушении горных пород на различных масштабных уровнях/
  109. B.C. Куксенко и др. // Доклады АН СССР. Физика земли, 1990. № 6.1. C.66−70.
  110. , П. М. Теория подобия и размерностей. Моделирование / П. М. Алабужев, В. Б. Геронимус, JT. М. Минкевич -М.: Высшая школа, 1968.-205с
  111. Определение констант термофлуктуационного уравнения прочности и параметров трещин на основе импульсного электромагнитного излучения горных пород / Иванов В. В. и др. — Известия АН СССР. Физика земли, 1990. № 7.-С.78−84.
  112. Powers, T.S. Hydraylic pressure in concrete / Portland Cement Association Reserch Department Bull. Chicago, April 1956. № 63.
  113. Powers, T.S. Working hipothesis for further studies of frost risistance. «Journ. Amer. Concrete Inst., 1945. vol.16. № 4.
  114. , Ю.И. Быстропротекающие процессы и динамика дислокаций в пластически деформируемых щелочно-галоидных кристаллах/ Ю.И.у Головин, А. А. Шибков // ФТТ, 1987. Т.28. Вып. II. С. 3492−3499.Г
  115. , М.И. Излучение электромагнитных импульсов при зарождении трещин в твердых диэлектриках/ М. И. Мирошниченко, B.C. Куксенко//ФТТ, 1980. Т.22. Вып. 5. С. 1531−1533.
  116. ГОСТ 27 006–86. Бетоны. Правила подбора состава. Введ. 25.03.86. -М.: Госстрой СССР, 1997.
  117. ГОСТ 10 180–90. Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам Введ. 29.12.89. — М.: Госстрой СССР, 1990.
  118. ГОСТ 22 685–89. Бетоны. Формы для изготовления контрольных образцов бетона, технические условия. Введ. 19.06.89. -М.: Госстрой СССР, 1990.
  119. ГОСТ 10 180–90. Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам. Введ. 29.12.89. -М.: Госстрой СССР, 1990.
  120. ГОСТ 10 060–95. Бетоны. Методы определения морозостойкости Введ. 05.03.96. -М.:ГУПЦПП, 1997.
  121. , И.Н. Справочник по математике для инженеров и учащихся втузов / И. Н. Бронштейн, К. А. Семендяев М.: Наука, 1980. — 976с.
  122. Автомобильные дороги севера / Под ред. И. А. Золоторя М.: Транспорт. 1981.-248 с.
  123. Водно-тепловой режим земляного полотна / Под ред. И. А. Золоторя М.: Транспорт. 1971.- 415 с.
  124. , В.П. Учет изменения деформативных свойств земляного полотна при расчете цементобетонных покрытий// Сб. науч. тр./ МАДИ. 1979. -Вып. 170.-С 72−78.
  125. СНиП 23−01−99 Строительная климатология. М.: Госстрой СССР, ЦИТП Госстроя СССР, 2000. 115 с.
  126. ВСН 197−91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд. М.: Минтрансстрой, 1992. — 85с.
Заполнить форму текущей работой