Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оптимизация потребления и обеспечения антигистаминными средствами населения (на примере фармацевтического рынка Волгоградской обл.)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Комплексный анализ Волгоградского рынка АГС позволил установить стереотипы и предпочтения врачей, фармацевтических специалистов, конечных потребителей, структуру их потребления и дать оценку рациональности использования Н1-гистаминоблокаторов. Впервые был изучен маркетинговый потенциал в целом всей группы АГС и отдельных ее наименований. На основании динамики их потребления, жизненного цикла… Читать ещё >

Содержание

  • Список сокращений
  • ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
  • Глава 1. Антнгистаминные средства в лечении аллергических заболеваний
    • 1. 1. Распространенность аллергических заболеваний
    • 1. 2. Группа антигистаминных средств: фармакодинамика и клиническая эффективность антигистаминных средств разных поколений
    • 1. 3. Методы изучения структуры потребления антигистаминных средств
  • Выводы по главе
  • СОБСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Глава 2. Анализ Российского и Волгоградского рынка антигистаминных средств в оптовом и розничном звене
    • 2. 1. Контент — анализ Российского фармацевтического рынка антигистаминных средств
    • 2. 2. Анализ рынка антигистаминных средств в оптовом звене Волгоградской области
    • 2. 3. Маркетинговый потенциал отдельных наименований и всей группы антигистаминных средств
  • Выводы по главе
  • Глава 3. Анализ факторов, влияющих на потребление антигистаминных средств в Волгоградской области
    • 3. 1. Анализ информированности врачей и фармацевтических специалистов об антигистаминных средствах
    • 3. 2. STEP- анализ. Анализ внешней среды
    • 3. 3. SWOT-анализ
    • 3. 4. Анализ предпочтений врачей города Волгограда при назначении антигистаминных средств согласно анализу медицинских карт
    • 3. 5. Предпочтения врачей при выборе антигистаминных средств согласно анкетному опросу
    • 3. 6. Анализ предпочтений фармацевтических специалистов при выборе антигистаминных средств
    • 3. 7. Анализ факторов, влияющих на предпочтения конечных потребителей при выборе антигистаминных средств
  • Выводы по главе
  • Глава 4. Прогноз и предложения по оптимизации потребления и обеспечения антигистаминными средствами
    • 4. 1. Жизненный цикл и прогноз потребления антигистаминных средств на примере Волгоградской области
    • 4. 2. Оценка применения антигистаминных средств на современном этапе, предложения по оптимизации их потребления и обеспечения
  • Выводы по главе

Оптимизация потребления и обеспечения антигистаминными средствами населения (на примере фармацевтического рынка Волгоградской обл.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

В настоящее время во всем мире отмечается рост частоты аллергических заболеваний (АЗ), представляющих собой серьезную медицинскую и социальную проблему для современного общества. По прогнозам ученых, XXI век станет веком АЗ. К сегодняшнему моменту известно более 20 тысяч аллергенов, и их количество продолжает возрастать. Аллергию называют «болезнью цивилизации». АЗ причиняют значительные страдания пациенту, негативно влияют на учебу, профессиональную деятельность, ведут к потере трудоспособности и существенному снижению качества жизни [38,40,41,115].

Современная фармакология располагает довольно широким спектром лекарственных средств (ЛС), позволяющих контролировать аллергический процесс. Антигистаминные средства (АГС) занимают среди них особое место. Именно эти препараты явились первыми, научно обоснованными противоаллергическими средствами и на протяжении 70 лет эффективно используемыми для лечения разных АЗ. Их место определяется, прежде всего, тем, что гистамин представляет собою главнейший и обязательный медиатор, опосредующий все симптомы клинических проявлений аллергии, включая столь распространенные заболевания как аллергический ринит (АР), конъюнктивит, бронхиальная астма, крапивница, атопический дерматит и пр. Кроме того, некоторые АГС оказывают седагивное действие, антибрадикининовое. Мхолинолитическое действие. За счет этого они могут также быть эффективными в терапии ОРВИ, использоваться для подавления кашля, для коррекции нарушений сна, для профилактики тошноты и головокружеиия[56,61,78].

Несмотря на большой арсенал противоаллергических средств, в том числе антигистаминных препаратов, лечение АЗ является важной медицинской проблемой. Это объясняется многими причинами. Одной из них является некоторое отставание медицинских технологий, а также информированности 5 врачей о современных противоаллергических средствах. В настоящее время созданы новые АГС, оказывающие слабое действие или полностью лишенные антихолинергического и седативпого эффектов, обладающие дополнительными противовоспалительными свойствами. Однако многие врачи и фармацевтические специалисты по сложившимся традициям продолжают рекомендовать больным ЛС 1-го поколения или, в лучшем случае, 2-го поколения. Очевидно, это связано с недостаточной информированностью медицинских работников. На наш взгляд, второй причиной является недостаточное использование данных доказательной медицины при назначении АГС. Третья причина — нерациональный ассортиментный портфель и информационное сопровождение, не отвечающее современным знаниям. Решение этих вопросов требует специального исследования.

Для выполнения этой задачи необходимо провести анализ ассортимента, структуры и рациональности потребления АГС, что позволит улучшить лекарственное обеспечение больных, страдающих АЗ и повысить качество их жизни.

В разработку методических подходов к проведению маркетинговых исследований на российском фармацевтическом рынке значительный вклад внесли отечественные ученые: Багирова В. Л., Глембоцкая Г. Т., Дремова Н. Б., Кобзарь Л. В., Лозовая Г. Ф., Мошкова Л. В., Лопатин П. В., Сбоева С. Г., Скулкова Р. С. и др. Решению отдельных проблем совершенствования лекарственного обеспечения населения Южного федерального округа посвящены научные исследования Бат Н. М., Гацана В. В., Парфейникова С. А., Трофименко А. Е. Потреблению АГС на федеральном уровне посвящены работы Федотовой Н. В. и Слизовой Т. А.

Ранее комплексное исследование Волгоградского рынка АГС не проводилось, поэтому оптимизация потребления и обеспечения антигистаминными средствами населения Волгоградской области является актуальной проблемой для фармацевтической науки и практики.

Цель и задачи исследования

.

Целью настоящего исследования является разработка технологий оптимизации потребления и обеспечения населения АГС в Волгоградской области.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Провести анализ рынка АГС в оптовом и розничном звене Волгоградской области.

2. Изучить структуру потребления АГС.

3. Провести фармакоэпидемиологическое изучение назначений врачей и сопоставить их с рекомендациями федеральных документов и материалами доказательной медициныопределить предпочтения промежуточных и конечных потребителей. ¿-г.

4. Проанализировать факторы, влияющие на потребление АГС (информированность промежуточных и конечных потребителей о JIC данной группы, STEP — анализ, SWOT-анализ).

5. Определить маркетинговый потенциал (МГ1) всей группы и отдельных наименований HI — гистаминоблокаторов.

6. Проанализировать жизненный цикл (ЖЦ) отдельных наименований АГС и сделать прогноз потребления.

7. Сформулировать пути оптимизации обеспечения населения АГС, сформировать оптимальный перечень гистаминоблокаторов для включения их в ассортиментный портфель аптечных организаций оптового и розничного звена.

Связь задач исследования с проблемами фармацевтических наук.

Диссертационная работа выполнена в соответствии с планом научно-исследовательских работ Волгоградского государственного медицинского 7 университета и кафедры фармакологии и биофармации ФУВ (№ государственной регистрации 1 200 314 500).

Научная новизна исследования.

Комплексный анализ Волгоградского рынка АГС позволил установить стереотипы и предпочтения врачей, фармацевтических специалистов, конечных потребителей, структуру их потребления и дать оценку рациональности использования Н1-гистаминоблокаторов. Впервые был изучен маркетинговый потенциал в целом всей группы АГС и отдельных ее наименований. На основании динамики их потребления, жизненного цикла, SWOT-, STEP-анализов, данных доказательной медицины, фармакоэкономики, стандартов лечения, мнения экспертов дан перспективный прогноз потребления АГС и разработан оптимальный ассортиментный портфель АГС для аптечных организаций.

Практическая значимость работы.

Выполненное исследование и разработанная методика проведения маркетингового исследования рынка и потребления АГС на региональном уровне позволила охарактеризовать представленный ассортимент, структуру потребления, тенденции спроса, маркетинговый потенциал АГС, стадии их ЖЦ и на этом основании предложить меры оптимизации потребления и обеспечения населения АГС, сформировать и рекомендовать оптимальный ассортиментный портфель АГС для аптечных учреждений, позволяющий решать им одновременно социальные и коммерческие задачи.

Внедрение результатов исследования в практику.

На основании полученных данных подготовлены и внедрены в практическую фармацию материалы по повышению информированности фармацевтических специалистов об АГС в виде методического пособия «Противогистаминные средства. Клинико-фармацевтические аспекты их применения». Материалы, способствующие более рациональному потреблению 8 и обеспечению АТС, содержащие информацию о структуре потребления АГС в розничном звене Волгоградской области, факторах, влияющих на потребление АГС, стадиях жизненного цикла отдельных наименований АГС, включающие прогноз потребления АГС и оптимальный ассортиментный портфель АГС для аптечных организаций изложены в виде методического пособия «Методология формирования оптимального ассортиментного портфеля антигистаминных средств для аптечных организаций» .

Данные пособия были внедрены в практическую деятельность ряда розничных аптечных предприятий различных организационно-правовых форм и видов деятельности г. Волгограда (акты внедрения от 5.03.2008 г., 30.04.2008 г. «Аптека № 275» — от 5.03.2008 г., 30.04.2008 г. «Социальная аптека № 38» — от 3.03.2008 г., 30.04.2008 г. «Аптеки 36,6 Юг» — от 4.03.2008 г., 30.04.2008 г. «Аптека № 47» — от 3.03.2008 г., 30.04.2008 г. аптечная сеть «Ригла» (ООО «Цетус»)).

Указанные материалы используются также в учебном процессе кафедры УЭФ фармацевтического и медицинского товароведения (акты внедрения от 27.02.2008 г., 30.04.2008 г.), кафедры фармакологии и биофармации ФУВ (акты внедрения от 27.02.2008 г., 30.04.2008 г.) ВолГМУ.

Положения, выносимые на защиту.

На защиту выносятся следующие положения и результаты исследования, характеризующиеся научной новизной:

— Алгоритм изучения потребления АГС на примере Волгоградского фармацевтического рынка.

— Результаты анализа и мониторинга Волгоградского рынка АГС в сравнении с российским рынком.

— Структура потребления АГС на региональном уровне.

— Стереотипы назначений врачей различных профилей, предпочтений фармацевтических специалистов и конечных потребителей и их информированность об АГС, особенностей их действия и применения.

— Маркетинговый потенциал отдельных наименований АГС.

— Прогноз потребления АГС на ближайшее время.

— Предложения по оптимизации потребления АГС промежуточными и конечными потребителями.

Апробация результатов исследования.

Основные результаты диссертационного исследования доложены на 62-ой открытой итоговой научной конференции студентов и молодых ученых ВолГМУ «Актуальные проблемы экспериментальной и клинической медицины» (Волгоград, 19−23 апреля 2004) — на 63-ей открытой итоговой научной конференции студентов и молодых ученых ВолГМУ, посвященной 70-летию ВолГМУ (с международным участием) «Актуальные проблемы экспериментальной и клинической медицины» (Волгоград, 26−29 апреля 2005 год), на научных семинарах кафедры фармакологии и биофармации ФУВ ВолГМУ.

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 10 научных работ (из них 2 работы в центральной печати, в т. ч. 1 статья в журнале, рекомендуемом ВАК).

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, выводов, приложений и списка литературы. Библиографический указатель включает 154 литературных источника, в том числе 37 на иностранных языках. Работа изложена на 182 страницах машинописного текста, содержит 55 таблиц и 20 рисунков.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. Проведенный анализ показал, что фармацевтический рынок Волгоградской области характеризуется хорошей насыщенностью торговыми наименованиями АТС (Кш=80%), лекарственными формами АГС (К&bdquo-=66%). Глубина ассортимента близка к средней (Кг=50%). Преобладают дженериковые АГС (63%) зарубежного производства (68%) 1-го (58%), 2-го (24%) и 3-го (18%) поколений. За период с 2000 по 2006 г. г. ассортимент АГС в розничном звене увеличился в 1, 7 раза за счет лекарственных препаратов 3-го поколения (рост в 4, 25 раза). Удельный вес АГС 3-го поколения в товарообороте вырос в 2,5 раза.

2. Установлена структура потребления АГС: первое место по продажам в физическом выражении занимают лекарственные препараты 1-го поколения: супрастин, диазолин. В настоящее время врачи общей практики (57,8%), педиатры (44,04%), фармацевтические специалисты (более 70% рекомендаций у пожилых людей) и пожилые пациенты отдают предпочтение АГС 1-го поколения.

3. Выявлено, что с 1998 г. по 2007 г. практически вдвое уменьшились назначения АГС 1-го поколения. Терапевты стали рекомендовать чаще АГС 2-го поколения (в 3 раза) и АГС 3-го поколения (в 2 раза). Лидером по потреблению лекарственных препаратов 2-го поколения являются лекарственные средства группы лоратадина, в большей мере лорагексал. Из лекарственных препаратов 3-го поколения максимальное потребление отмечается у представителя цетиризина— цетрина.

4. Установлено, что наиболее высоким маркетинговым потенциалом в Волгоградской области характеризуются лекарственные препараты лоратадина, занимающие первое место по продажам в ценовом и физическом выражении, а также супрастин и лекарственные препараты цетиризина.

5. По данным STEPи SWOTанализов определено, что группа АГС па Волгоградском рынке характеризуется как сильными (наличие в продаже трех.

153 поколений в различных лекарственных формах и дозировках, наличие высокого спроса и широкий спектр цен на АГС), так и слабыми сторонами (недостаточная информированность промежуточных и конечных потребителей, низкая осведомленность о данных многоцентровых исследований, фармакоэкономики).

6. На основании анализа динамики потребления АГС по продажам дистрибьюторов Волгоградской области (2002;2007г.г.) были определены стадии жизненного цикла каждого АГС и сделан математический расчет прогноза потребления АГС на ближайшее время.

7. На основании уникальных товарных качеств отдельных наименований, 8? ОТ-анализа, анализа маркетингового потенциала, жизненного цикла и прогноза потребления АГС даны рекомендации по оптимизации обеспечения населения АГС, формированию оптимального ассортиментного портфеля АГС аптечной организации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , С. Выбор антигнстаминов: на чем основана аргументация провизоров/ С. Абрамова // Рос. аптеки.- 2006.-№ 3.- С. 31−35.
  2. Адо, А. Д. Общая аллергология /А. Адо. М.: Медицина, 1978.-464с.
  3. Аллергический ринит: учеб.-метод. пособие ДО. В. Антонов и др.-Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2005. 64с.
  4. Аптека будущего рецепты эффективности /под ред. А. А. Синичкпной-М.: Профессионал — Центр, 2002. — Т. 1 — 454с.
  5. Аптека будущего рецепты эффективности/ под ред. А. А. Синичкиной-М.: Профессионал — Центр.2002.-Т.2 — 484с.
  6. Атопический дерматит: применение антигистаминных препаратов. Российский национальный согласительный документ по атопическому дерматиту.- М.: Фармарус Принт, 2002.-24с.
  7. Атопический дерматит у детей: диагностика, лечение, профилактика: науч.-практич. программа.-М., 2002.- 91с.
  8. , И. И. Атопия и аллергические заболевания у детей/ И. И. Балаболкин // Педиатрия. 2003. — № 6. — С. 99−102.
  9. , И. И. Патогенез аллергических болезней /И. И. Балаболкин // Детская аллергология/ под ред. А. А. Баранова, И. И. Балаболкина. М.: Гэотар — Медиа, 2006.-С.65−105.
  10. , Ю. Б. Дженерики или бренды: pro et contra/ Ю. Б. Белоусов, С. К. Зырянов //Качественная клиническая практика. 2003. — № 2. — С.95−100.
  11. П.Белявский, И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учеб. пособие / И. К. Белявский М.: Финансы и статистика, 2002.-320 с.
  12. , О. А. Медицинское и фармацевтическое товароведение: учеб. для вузов/О. А. Васнецова.-М.: ГЭОТАР Медиа, 2005.-608 с.
  13. , А. Л. Острые аллергические заболевания: социальные последствия эпидемии/ А. Л. Верткин, А. В. Дадыкина, К. К. Турлубеков// Ремедиум. -2004. N 7−8. — С.22−28.
  14. , Н. А. Эффективность применения дезлоратадина при атопическом дерматите у детей / Н. А. Геппе, Н. А. Селиверстова, М. Г. Утюшева // Аллергология.- 2005. № 2.- С.9−11.
  15. , Г. Т. Анализ ассортимента лекарственных препаратов по скорости их реализации / Г. Т. Глембоцкая, А. А. Теодорович // Фармация,-1993.-№ з.-С. 53−54.
  16. , Г. Т. Концепция фармацевтической помощи: реалии и перспективы / Г. Т. Глембоцкая, А. Р. Маскаева// Новая аптека.-2000. -№ 5.-С. 11−14.
  17. , Л. Н. Управление ассортиментом розничной аптечной организации: автореф. дис.. канд. фармац. наук: 15.00.01./ Л. Н. Горшунова.- Пятигорск, 2002.-24с.
  18. , Л. А. Антигистаминные препараты: учеб. пособие/ Л. А. Горячкина, Е. В. Передкова М&bdquo- 2004.- 56с.
  19. , Л. А. Поллинозы: учеб. пособие/ Л. А. Горячкина, Е. В. Передкова.- М., 2004. 45с.
  20. , Л. А. Антигистаминные препараты в лечении аллергических заболеваний: мифы и реальность/ Л. А. Горячкина// Ремедиум.- 2005.-№ 6.- С. 48−49.
  21. , Л. А. Распространенность аллергических заболеваний среди взрослого населения Удмуртской республики. / Л. А. Горячкина, Н. Г. Астафьева, Е. В. Яковлева// Аллергология. -2005.-№ 1.- С. 17−20.
  22. , Т. П. Когда пища становится ядом/ Гусева Т. П. //Новая аптека.-2006.-№ 5.- С. 27−29.
  23. , И. С. Антигистаминные препараты: учеб. пособие для врачей/ И. С. Гущин- М., 2000.- 54с.
  24. , И.С. Аллергический ринит: учеб. пособие для врачей/ И. С. Гущин, ГШ. Ильина, С. А. Польнер М., 2002.-72с.
  25. , А.Г. Пищевая аллергия: средства для лечения/А. Г. Долинский // Новая аптека.- 2007.-№ 5.~ С.30−33.
  26. , Г. Н. Клиническая иммунология и аллергология/Г.Н, Драник М.: Мед. информ. агенство, 2003.-604с.
  27. , Н. Б. Аналитический обзор российского рынка антигистаминных средств/Н. Б. ДремоваУ/Фармац. мир.- 1997.-№ 1.- С.49−51.
  28. , Н.Б. Компьютерные технологии маркетинговых исследований в медицинских и фармацевтических организациях: учеб.- метод, пособие/ Н. Б. Дремова, C.B. Соломка Курск: КГМУ, 1999. — 150с.
  29. , Н.Б. Маркетинговые исследования потребителей медицинских и фармацевтических товаров и услуг: метод, пос./ Н. Б. Дремова.-Курск, 2001.-94с.
  30. , Н.Б. Жизненный цикл товаров (анализ жизненного цикла товаров и прогнозирование сбыта). Деловая игра/ Н. Б. Дремова, Е. В. Репринцева, C.B. Соломка Курск: КГМУ, 2002. -28с.
  31. , Н. Б. Маркетинговый анализ препаратов ацетилсалициловой кислоты с позиций товара /Дремова Н.Б.//Новая аптека.- 2003.-№ 2.- С.49−54.
  32. , Н. Б. Маркетинговое планирование как эффективный метод оптимизации деятельности фармацевтических организаций (теоретические аспекты и практическое использованис)/Н. Б. Дремова.// Новая аптека.-2003.-№ 10.- С. 42−54.
  33. , Н. Б. Маркетинговое планирование как эффективный метод оптимизации деятельности фармацевтических организаций (теоретические аспекты и практическое использование)/!!. Б. Дремова.// Новая аптека.- 2003.-№ 11.- С. 42−64.
  34. , Н.Б. Медицинское и фармацевтическое товароведение: учеб. пособие (курс) / Н. Б. Дремова Курск: КГМУ, 2005. -520с.
  35. , И. М. Посетитель аптеки и провизор: качество информационного сотрудничества/ И. М. Журавлева//Экономич. вестн. фармации. 2005.-№ 5, — С. 41−47.
  36. , А. Б. Осложнения фармакотерапии./А. Б. Зборовский., И. Н. Тюренков.-М.:Медицина, 2003. -544с.
  37. , С. П. Поведение потребителей при выборе лекарственных средств/ С. II. Ивакина, Г. Ф. Лозовая// Новая аптека.- 2004.-№ 2.- С. 30−31.
  38. , Н. И. Эпидемия аллергии в чем причины?/ Н И. Ильина// Consilium medicum. -2001.- Прилож.- С. 3−5.
  39. , Н. И. Стандартизация медицинской помощи в аллергологии/ Н. И. Ильина, О. М. Курбачева, Е. С. Коровкина// Аллергология.- 2004.-№ 1,-С.53−56.
  40. , Н. И. Эпидемиология и аллергия/ Н. И. Ильина, А. В. Богова// Физиология и патология иммунной системы.-2004.-Т.8,№ 2.-С.4−10.
  41. , Н. И. Аллергия болезнь цивилизации / Н. И. Ильина//Новая аптека. -2005.-№ 5. С. 14−16.
  42. , Н. И. Современные подходы к лечению аллергических заболеваний/ Н. И. Ильина, Т. Г. Федоскова// Новая аптека.- 2005.-№ 5.-С. 17−23.
  43. , В. И. Математические методы и моделирование в здравоохранении/В. И. Кант М.: Медицина, 1987. — 223с.
  44. , А. В. Аллергический ринит: средства для лечения/А. В. Караулов, И. В. Сидоренко // Новая аптека.- 2007.-№ 5.- С.37−41.
  45. Клиническая аллергология. Руководство для практических врачей/ под ред. Р. М. Хаитова -М.: Медпресс-информ, 2002.-623 с.
  46. Клиническая иммунология и аллергология: учеб. пособие/ под ред. А. В. Караулова- М.: Мед. информ. агентство, 2002.- 651с.
  47. Клинико-экономические исследования. Общие положения. Отраслевой стандарт ОСТ 91 500.14.0001−2002.-М., 2002.-39с.
  48. , Л. Обзор рынка антигистаминных препаратов/ Л. Коковин//Рос. аптеки.-2003.-№ 4.-С.4−8.
  49. , Н. Ю. Чем лечить аллергию./Н. Ю. Коповая, А. Ф. Шепеленко// Новая аптека.- 2007.-№ 5.- С.22−25.
  50. , С. А. Аллергия: заболеваемость удваивается каждые 10 лет/ С.
  51. A. Корвяков// Новая аптека.- 2006.-№ 5, — С. 17−19.
  52. , И. В. Современный маркетинг/ И. В. Корнеева, Е. Э. Автухова,
  53. B. Е. Хруцкий М.: Финансы и статистика. 1991. — 256 с.
  54. Корпоративный менеджмент: справочник для профессионалов/ И. И. Мазур и др. М.: Высш. шк, 2003.-1077 с.
  55. , Ф. Маркетинг, менеджмент/ Ф. Котлер.- 11-е изд. СПб.: Питер, 2004.- 800с.
  56. , В. Г. Клиническая фармакология /В. Г. Кукес М.: Изд-во ГЭОТАР- Медиа, 2004.-442с.
  57. , О. М. Аллергический ринит: анализ качества диагностики, рациональности и обоснованности выбора терапии/ О. М. Курбачева, Н. И. Ильина, Л. В. Лусс // Аллергология.-2003.-№ 3.- С. 51−54.
  58. , О. М. Лечение атопии: фармкоэкономический анализ./ О. М. Курбачева//Ремедиум.-2007.-№ 5.- С. 27−30.
  59. , Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник/ Ю. П. Лисицын М.: ГЭОТАР-Медиа, 2002.-520с.
  60. , Л. В. Этиология, патогенез, проблемы диагностики и лечения аллергического ринита/ Л. В. Лусс// Рос. мед. жури.-2003. —Т. 11,№ 12.- С. 24−28.
  61. , Е. И. К вопросу об эпидемиологии аллергических заболеваний/ Е. А. Лютина, Ф. К. Манеров //Аллергология. 2004.- № 4. — С.55−57.
  62. , Ю. Ф. Фармакотерапия конъюнктивитов: выбор большой/ Ю. Ф. Майчук // Рос. аптеки.-2007.-№ 1(87).- С. 28−31.
  63. , М. Д. Лекарственные средства: в 2-х т., / М. Д. Машковский.-1 Зе изд.- М., 2004.-Т.1−540с.
  64. , М. Д. Лекарственные средства: в 2-х т., / М, Д. Машковский.-13е изд.- М., 2004.-Т.2−608с.
  65. , Ю. А. Клипнко-иммунологнческие особенности аллергических ринитов при их сочетании с атопическон бронхиальной астмой у детей./ Ю. А. Митин, А. В. Нестерова// Аллергология. -2005.-№ 2.- С.3−7.
  66. Митин, 10. А. Новые определения некоторых ключевых терминов аллергологии. /Ю. А. Митин//Аллергология.- 2005.№ 3.- С.57−61.
  67. Мнушко, 3. Н. Методические подходы к изучению типового потребителя лекарственных средств/3 Н Мнушко, И В Пестун//Провизор.-2000.-№ 20.-С. 1−7-
  68. Мнушко, 3. Н. Сегментация потребителей леарственных средств/ 3. II. Мнушко, И. А. Грекова, И. В. Песгун//Провизор.-2000.-№ 7.- С. 1−6.160
  69. , Е. Ю. Средства для лечения и профилактики аллергии и связанных с ней заболеваний / Е. Ю. Насекина// Новая аптека.- 2005.-№ 5.-С. 9−13.
  70. , Е. Ю. Средства для лечения и профилактики аллергических заболеваний в аптечных продажах / Е. Ю. Насекина// Новая аптека.-2007.-№ 5.- С. 9−12.
  71. Обзор материалов второго международного симпозиума по лечению аллергии, Канны (9 декабря 2000 года, Франция).// Аллергология.-2001 .№ 1.- С.45−48.
  72. Оптимизация фармакотерапии сезонного аллергического ринита у детей с позиции «затраты/ эффективность’ТВ. И. Петров и др. // Рос. ринология.-2002.-№ 4 С. 19−25.
  73. Основные показатели медицинского обслуживания населения лечебно-профилактическими учреждениями за 2005−2006г.г./Департамепт здравоохрапения Администрации г. Волгограда, отдел мед. статистики.-Волгоград, 2007.- 66с.
  74. Основы маркетинга: пер. с апгл/Ф. Котлср и др. 2-е европ. изд. — М.- СПб.- Киев- Вильяме: 2002.-944 с.
  75. , К. С. Фармакоэкономический анализ применения антигистаминных препаратов первого и последнего поколения для лечения сезонного аллергического риноконыонктивита./ К. С. Павлова, О. М. Курбачева, Н. И. Ильина// Аллергология.-2004.-№ 1.- С. 19−22.
  76. , Р. Инновации: Оригинальные и дженериковые препараты: единство или борьба противоположностей?/?. Панюшин //Фармац. вестн.-2003 .-№ 16(295).-С.23.
  77. , С. В. Искусство продажи медикаментов: учеб. пособие/С. В. Пауков М., 2004.- 446 с.
  78. , В.И. Новые технологии, регулирование, стандартизация и фармакоэкономика в сфере обращения лекарственных средств: рук./ В. И. Петров, А. Н. Луцевич, О. В. Решетько. -М.: Медицина, 2006. 456с.
  79. , Н.Г. Аллергические заболевания: препараты выбора/Н.Г. Преферанская// Мое. аптеки.- 2007.-№ 3(159).- С. 12−13.
  80. Прикладная фармакоэкономика: учеб. пособие/ под ред. В. И. Петрова -М.:ГЭОТАР Медиа, 2005. — 366с.
  81. , В. А. Эпидимиология аллергических заболеваний у детей и организация педиатрической аллергологической службы в России / В. А. Рявкина //Педиатрия.-2003.-№ 4.-С.47−52.
  82. Рецепты успешных продаж в аптеке: практич. пособие для провизоров, работающих за первым столом. М.: МЦФЭР, 2004,-176с.
  83. , А. В. Социальный маркетинг и обязательное медицинское страхование/А. В. Решетников-М.:Финансы и статистика, 1998.-336 с.
  84. , А. В. Методология исследований в социологии медицины/ А. В. Решетников -М., 2000.-238с.
  85. , А. В. Технология медико-социологического исследования в социальной системе/А. В. Решетников М.:ММА им И. М. Сеченова, 2000.-210с.
  86. , В. Л. Медицинский толковый словарь/ В. Л. Ривкин -М.: Медпрактика-М, 2002. 236с.
  87. Российский национальный согласительный документ по атопическому дерматиту -М., 2002.-153с.
  88. Росстат. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области. Социально-экономическое положение г. Волгограда в 2007 г.- Волгоград, 2008.-58с.
  89. , С. Г. Эволюция и методология современного фармацевтического маркетинга/ С. Г. Сбоева, В. Л. Багирова, П. В. Лопатин// Экономии, вести. фармации.-2001 .-№ 2.-С. 63−70.
  90. , С. Г. Методы маркетинговых исследований: учеб. пособие/ С. Г. Светуньков -СПб.: Изд-во ДНК, 2003.-352с.
  91. , Д. В. Экономическая география и регионалистика России: учеб. пособие/ Д. В. Семикин Волгоград: Изд-во ФГОУ ВГ10 ВАГС, 2006. -152 с.
  92. Славич-Приступа, А. С. Формирование аптечного ассортимента/ А. С.
  93. Славич-Приступа // Рос. аптеки.-2007.-№ 10(96).-С. 13−15.
  94. , Г. И. Новые возможности лечения аллергических заболеваний у детей с применением дезлоратадина/ Г. И. Смирнова //Вопр. соврем, педиатрии, — 2004. Т. З, № 3. — С.33−38.
  95. , В. Обзор рынка антигистаминных препаратов в РФ/ В. Соколова, С. Горелова//Ремедиум.-2003.-№ 6.- С. 32−39.
  96. Справочник врача общей практики/Н. П. Бочков и др.- под ред. Н. Р. Палеева.-М.:Эксмо, 2002.- Т.1 .-928с.
  97. , А. Обзор аптечных продаж антигистаминных препаратов системного действия./А. Сячина// Мое. аптеки, — 2006.-№ 7−8.- С. 29.
  98. , О. В. Левоцетиризин (ксизал). Характеристика препарата и опыт клинического применения/ О. В. Трусова, Д. С. Коростовцев// Аллергология, — 2006.-№ 2.- С.3−12.
  99. , Е. Б. Антигистаминные препараты/ Е. Б. Тузулкова, Н. И. Ильина, Л. В. Лусс //Рус. мед. журн.-2002.-Т. 10,№ 5.-С.5−9.
  100. , И. Н. Управление запасами аптечного учреждения./ И. Н. Тюренков, Л. Н. Горшунова, А. М. Бетярякова// Экон. вести, фармации.-2002.-№ 1.- С. 61−67.
  101. , И.Н. Управление запасами аптечного учреждения (На основании показателей скорости реализации и стоимости товарных запасов)./ И. Н. Тюренков, Л. Н. Горшунова, А. М. Бетярякова// Экономии, вестн, фармации.-2002.-№ 3.- С. 29−38.
  102. , И. Н. Управление ассортиментом и товарными запасами в розничных аптечных организациях: учеб. пособие/ И. Н. Тюренков, Л. Н. Горшунова Волгоград, 2003 .-84с.
  103. , И. Н. Эффективность использования финансовых ресурсов аптечным предприятием / И. Н. Тюренков//Новая аптека (агпека и pbTHOK).-2003.-N 1.-С.26−37.
  104. , И.Н. Оценка маркетингового потенциала аптечного ассортимента./ И. Н. Тюренков, Л. Н. Горшунова// Новая аптека.-2006.~ j № 6, — С. 53−58.
  105. , И. Н. Оценка маркетингового потенциала аптечного ассортимента /И. Н. Тюренков, Л. Н. Горшунова// Новая аптека.-2006.-№ 7.- С. 53−57.
  106. , И. Н. Маркетинговый потенциал при модификации матрицы ABC-XYZ. /И.Н. Тюренков, Л. Н. Горшунова// Рос. аптеки.-2006.-№ 7/77, — С.20−21.
  107. , И. Н. Товарная политика и управление ассортиментом аптечных организаций: учеб. пособие/ И. Н. Тюренков, Л. Н. Горшунова Волгоград, 2007.- 116с.
  108. Фармакологический справочник: пер. с англ. /под ред. Л. Ланса, Ч. Лейси, М. Голджана -М., Практика, 2000.-728с.
  109. Фармакоэкономика терапии аллергических заболеваний современными антигистаминными препаратами /Г. И. Дрынов и др. //Мед. Помощь.-2004.-№ 2.-С.45−49.
  110. Фармакоэкономические аспекты применения антигистаминных препаратов в лечении аллергических заболевании/ В. В. Сулима и др. // Аллергология.-2005.- № 3, — С.46−50.
  111. , Н. В. Фармакоэкономические аспекты применения хлоропирамина, лоратадипа и цетиризина при сезонном аллергическом рините у детей: автореф. дис.. канд. мед. наук: 14.00.25./ Н. В. Федотова.- Волгоград, 2003 .-22с.
  112. , В. Новая эра в лечении аллергии. /В. Цетлина // Новая аптека.- 2007.-№ 5.- С. 21.
  113. , В. II. Фармацевтическая информация./В. Н. Чубарев- под ред. А. П. Арзамасцева. -М., 2000.- 442с.
  114. , А. Г. Белая книга. Пульмонология./А. Г. Чучалии -М., 2003.-68с.
  115. , А. Ф. Болезнь цивилизации лечению поддается./А. Ф. Шепеленко// Новая аптека.- 2007.-№ 5.- С. 13−16.
  116. , Д. Ф. Поведение потребителей/ Д. Ф. Энджел, Р. Д. Блэкуэл, П. У. Миниард- СПб.: Питер Ком, 2000. -759 с.
  117. Aaronson, D.W. Evaluation of cetirizine in patients with allergic rhinitis and perennial asthma/ D.W. Aaronson//Ann.Allergy Asthma Immunol.-1996,-Vol.76.-P. 440−446.
  118. Allergic rhinitis and its impact on Asthma: ARIA workshop report/ J. Bousquet et al. //J. Allergy Clin.Immunol.-2001.-Vol.l08.-P.S147-S334.
  119. Barnes, K.C. Evidence for common genetic elements in allergic disease./ K.C. Barnes// J. Allergy Clin Immunol. -2000.-Vol.106.-P. 192−200.
  120. Beck, L.A. Allergen sensitization through the skin induces systemic allergic responses./ L.A. Beck, D.Y. Leung// J. Allergy Clin. Immunol.-2000.-Vol.l06.-P.258−263.
  121. Determinants of the immune- inflammatory response in allergic airway inflammation: Overview of antigen presentation and cellular activation/ S.A. Ritz, B.U. et al. //J. Allergy Clin Immunol. 2000.- Vol.106.-P. 206−212.
  122. Devos, C. Business and science: a partnership for the benefit of allergic patients/ C. Devos, C. Bachert //Clin. Exp. Allergy Reviews.-2006.-Vol.6-P.25−29.
  123. DuBuske, L.M. Efficacy and safety of loratadine/L.M. DuBuske //Clin Ther. -1999.-Vol. 21 .-P.281−295.
  124. Durham, S.R. T lymphocytes in asthma: Bronchial versus peripheral responses/ S.R. Durham, S.J. Till, C.J. Corrigan // J. Allergy Clin Immunol. -2000.-Vol. 106.-P. 221−226.
  125. Efficacy and safety of levocetirizine in seasonal allergic rhinitis/ F. Leynadier et al. //Acta Otorhinolaryngol. Belg. -2001 .-Vol.55.-P.305−312.
  126. Epidemiologic evidence for asthma and rhinitis comorbidity /B. Leynaert et al. // Allergy Clin Immunol.-2000.-Vol. 106.-P.201−205.
  127. Friedman, H. Effects of loratadine/ H. Friedman //Am J. Rhinol.-1987.-№ 1.-P.95−98.
  128. Fexofenadine reduces nasal congestion in perennial allergic rhinitis/ G. Ciprandi et al. //Allergy.-2001.-Vol.56.-P.1068−1070.
  129. Hamid, Q.A. Recruitment of T cells to the lung in response to antigen challenge/ Q.A. Hamid, L.A. Cameron// J. Allergy Clin Immunol.- 2000.-Vol. 106.-P. 227−234.
  130. Н1-гистаминоблокаторы в амбулаторном лечении аллергических реакций. /В. П. Вдовиченко и др. //Рецепт.- 2006.- № 2 (46).- С. 141−143.
  131. Imman, M.D. Bone marrow events in animal models of allergic inflammation and hyperresponsiveness./ M.D. Imman // Allergy Clin Immunol. -2000.-Vol. 106.-P.235−241.
  132. Kapp, A. Chronic urticaria: clinical aspects and focus on a new antihistamine, levocetirizine/ A. Kapp, B. Wedi //J.Drugs Dermatol.-2004,-Vol.3.-P.632−639.
  133. Katzung, B.G. Basic and Clinical Pharmacology./Katzung B.G. 9th Ed.-London: Mc Graw-Hill, 2004.- P.264−268.
  134. Kay, G.G. Efficacy and safety of loratadine /G.G.Kay, A.G. Harris //Clin Exp Allergy.- 1999.-Vol. 29, № 3.-P. 147−150.
  135. Levocetirizine improves quality of life and reduces costs in long-term management of persistent allergic rhinitis/ C. Bachert et al. //J. Allergy Clin. lmmunol.-2004-Vol.l 14.-P.838−844.
  136. Levocetirizine in children: evidenced efficacy and safety in 6-week-randomized seasonal allergic rhinitis trial /J. de Blic et al. //Pediatr. Allergy Clin. Immunol.-2005.-Vol.l6.-P.267−275.
  137. Lukacs, N.W. Migration of helper T-lymphocyte subsets into inflamed tissues./ N.W. Lukacs// J. Allergy Clin. Immunol.-2000.-Vol.l06.-P.264−269.
  138. Marshall, G.D. Jr. Therapeutic options in allergic disease: Antihistamines as systemic antiallergic agents. / G.D. Marshall // J. Allergy Clin. Immunol. -2000, — Vol. 106. -P.303−309.
  139. Molimard, M. Comparison of pharmacokinetics and metabolism of desloratadine, fexofenadine, levocetirizine and mizolastinc in humans/ M. Molimard, B. Diquet, M.S. Benedetti //Fundam. Clin. Pharmacol.-2004. -P.l-13.
  140. Neural integration and allergic disease/ B.J. Undem et al. //J. Allergy Clin. Immunol.-2000.-Vol. 106.-P.213−220.
  141. Nolen, T. M. Effects of loratadine /T.M. Nolen//Clin. Ther.- 1997.-№ 19.-P.39−55.
  142. Potter, P.C. Levocetirizine is effective for symptom relief including nasal congestion in adolescents and adult (PAR) sensitized to house dust mites/ P. C. Potter //Allergy.-2003.-Vol.58.-P.893−899.
  143. Prenner, B. M. Allergic. Rhinitis: Treatment Based on Patient Profiles/ B. M. Prenner, E. Schenkel // Am.J.Med.-2006.-Vol.119.-P.230−237.
  144. Schleimer, R.P. Interections between the hypothalamic-pituitary-adrenal axis and allergic inflammation./ R.P. Schleimer// J. Allergic Clin. Immunol.2000.-Vol. 106.-P.270−274.
  145. Sergeev, Y.V. Institute of Allergy and Clinical Immunology, Russian Presidential Medical Center, Moscow, Vitebsk Medical University, Belarus, Vitebsk. / Y.V. Sergeev, P.D. Novikov// Immunopathol. allergol., infectol.2001.-№ 2.-P. 56−63.
  146. Sicherer, S.H. Determinants of systemic manifestations of food allergy./ S.H.Sicherer// J Allergy Clin. Immunol.-2000.-Vol. 106.-P.251−257.
  147. Soto R. L. Today is their trends/ R. L. Soto, H. Friedman //Am J Rhinol.-1987,-Vol. 6,№ 1.-P.95−98.
  148. Soto, R. L. Today is their trends/ R. L. Soto //Am. J. Rhinol.- 1998.-Vol.6,№ 2.-P. 19−27.
  149. Systemic aspects of allergic disease: Bone marrow responses./ JA. Denburg et al. // J. Allergy Clin Immunol. -2000.-Vol. 106.-P. 242−246.168
  150. Tillement, J.P. Compared pharmacological characteristics in humans of racemic cetirizine and levocetirizine, two histamine HI-receptor antagonists/ J.P. Tillement, B. Testa, F. Bree //Biochem. Pharmacol.-2003.-Vol.66.-P.l 1 231 126.
  151. Togias, A.G. Systemic immunologic and inflammatory aspects of allergic rhinitis./ A.G. Togias// J. Allergy Clin Immunol.- 2000.- Vol. I06.-P. 247−250.
  152. Warren, R. Alchohol, Drugs and Traffic Safety/ R. Warren // Stockholm: Almquist and Wiksell, I981.-Vol.l-P.203−217.
Заполнить форму текущей работой