Основы конституционного строя Российской Федерации, разновидности объектов конституционно-правовых отношений
Рассмотрим наиболее важные, с точки зрения общих основ конституционного строя Российской Федерации, разновидности объектов конституционно-правовых отношений. Прежде всего, к числу таких объектов относится государственный суверенитет, представляющий собой «верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства… Читать ещё >
Основы конституционного строя Российской Федерации, разновидности объектов конституционно-правовых отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ПЛАН Вопрос 1. Субъекты и объекты конституционных правоотношений Библиографический список Вопрос 2. Становление правовой основы местного самоуправления в современной России Библиографический список
1. Субъекты и объекты конституционных правоотношений Из теории государства и права нам известно, что всякое правоотношение есть результат урегулированности правовой нормой общественного отношения. Вследствие этого устанавливаются юридические связи между соответствующими субъектами, в которых один субъект обладает определенными правами, а второй — корреспондирующими им обязанностями или оба связаны взаимными правами и обязанностями. Именно через правоотношения реализуются нормы права. Отрасль конституционного права, как и все другие отрасли, характеризуется наличием собственной группы регулируемых общественных отношений — конституционно-правовых отношений. Проблема их изучения и регулирования вызывает наибольший интерес и споры в науке конституционного права и в наши дни.
Введем определение исследуемого понятия: конституционно-правовое отношение представляет собой общественное отношение, которое урегулировано нормой конституционного права и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой См.: Козлова, Е. И. Конституционное право России: учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. — М.: Проспект, 2010. — С. 21. .
При изучении рассматриваемого вида правоотношений, прежде всего, стоит отметить, что они являются по своей структуре и основным характеристикам схожими со всеми другими конструкциями предмета регулирования иных правовых отраслей, но все же обладают собственной особой спецификой. Это связано, главным образом, с тем, что не всякая конституционная норма направлена на регламентацию конституционно-правового отношения. Конституционное право насчитывает достаточно большое количество декларативных норм. Эти нормы, безусловно, важны для установления порядка в той или иной области, но не через конкретные правоотношения, а путем психологического воздействия на людей и провозглашения самых общих правил и принципов, которые влияют на создание конкретных норм. Примером в данном отношении может служить норма статьи 2 Конституции Российской Федерации, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445. Представленная декларация, вне всякого сомнения, имеет важное значение для установления общих основ государственного и правового устройства нашей страны, но при этом не порождает каких-либо конкретных конституционно-правовых отношений. В рамках ответа на данный вопрос контрольной работы нами будут рассматриваться исключительно нормы, порождающие соответствующие правоотношения.
Говоря о структуре конституционно-правовых отношений, следует отметить, что основными ее элементами, наличие которых признается абсолютным большинство исследователей, выступают субъект и объект. Рассмотрим каждый из этих элементов в отдельности.
Субъектом конституционного правоотношения является участник общественных отношений, регулируемых конституционным правом, который по своим особенностям фактически может быть носителем юридических прав и обязанностей и который приобрел свойства субъекта в силу норм конституционного права. Способность выступать субъектом конституционно-правовых отношений называется конституционной правосубъектностью.
Надо сказать, что субъектный состав конституционных правоотношений является достаточно специфичным и выделяет рассматриваемый вид правоотношений из всех других, так как некоторые субъекты этих отношений могут быть только их участниками и не являются субъектами права других отраслей. Стоит отметить, что круг субъектов конституционных правоотношений достаточно широк. Среди них такие специфические субъекты, как народ, государство, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, собрания избирателей и другие. Но главным субъектом все же является именно человек, как в статусе гражданина, так и при его отсутствии.
Справедливость представленного выше утверждения подтверждается и уже упоминаемой нами статье 2 Конституции РФ и многими другими нормами этого документа, содержащими гарантии всемерной защиты государством прав отдельно взятого человека, в том числе и прав по реализации каждым индивидом принципа народного суверенитета. При этом человек вступает в конституционно-правовые отношения с государством через его органы. Вернее, он постоянно находится в этих отношениях, обладая правом потребовать от государства через соответствующие органы защиты своих законных интересов. Это и есть правосубъектность, которая носит общий характер, а для определенных лиц может дополняться специальной ее разновидностью См.: Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай. — М.: Норма, 2011. — С. 24. Люди выступают субъектами конституционных правоотношений не только индивидуально, но и через свои добровольно созданные объединения: политические партии, общественные организации, собрания избирателей и так далее.
Еще одним важнейшим субъектом конституционно-правовых отношений выступает народ. Согласно положениям части 1 статьи 3 Конституции Российской Федерации именно этот субъект выступает «носителем суверенитета и единственным источником власти» Конституция Российской Федерации. — Указ. изд. в нашей стране. Конкретные формы участия этого субъекта в конституционных правоотношениях можно наблюдать при проведении референдума, выборов депутатов в Государственную Думу или выборов Президента Российской Федерации. Однако таких правоотношений все же немного в силу известной, с юридической точки зрения, абстрактности этого понятия. В прошлом тоталитарные режимы постоянно вводили в свои конституционные документы термин «народ», изображая себя выразителями его интересов, что не мешало проводить массовые репрессии и нарушать права. Сегодня, в силу утверждения концепции правового государства, народ все же начинает приобретать отдельные качества носителя суверенитета, хотя регулирование его положения все же весьма расплывчато.
Также важнейшим субъектом конституционно-правовых отношений выступают государства — Российская Федерация и республики, входящие в ее состав, а также иные субъекты Федерации, то есть края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область. Эти субъекты являются участниками конституционных правоотношений как в целом, так и через органы государственной власти и управления, должностных лиц, депутатов, избирательные и парламентские комиссии и так далее. Таким образом, субъектами рассматриваемых правоотношений также являются главы государств (Российской Федерации и республик), главы правительств, парламенты и их структурные подразделения, а также органы местного самоуправления. Через избирательное право или референдум государство вступает в прямые правоотношения с народом.
Судебные органы также могут выступать субъектами рассматриваемого нами вида правоотношений. Данные органы, безусловно, выполняют определенные, характерные для них обязанности, то есть осуществляют правосудие в сфере гражданского, уголовного, арбитражного и административного судопроизводства. Но в ряде случаев судебные органы участвуют и в государственно-правовых отношениях, выступая при этом субъектами конституционного права. Например, в тех случаях, когда суды выступают в качестве органов конституционного контроля и признают нормативные акты неконституционными. Также в качестве примера в данном отношении можно привести тот случай, когда высшие судебные инстанции, осуществляя свое право законодательной инициативы, вносят какие-то законодательные предложения См.: Конституция Российской Федерации. — Указ. изд. — Ст. 104, ч. 1.
Еще одним самостоятельным видом субъектов конституционных правоотношений выступают общественные объединения граждан, собрания граждан, собрания избирателей. Особое значение среди представителей данной категории субъектов имеют политические партии. Именно посредством данных общественных объединений народ может реализовывать принадлежащие ему права, связанные с участием в государственной жизни страны. В соответствие с Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», рассматриваемые объединения наделяются широким кругом полномочий и возможностей по формированию органов государственной власти и местного самоуправления различных уровней. Кроме того, политическая партия является единственным общественным объединением, имеющим право выдвигать собственную кандидатуру претендента на должность Президента Российской Федерации.
Говоря об общественных объединениях в качестве субъектов конституционного права, следует отметить, что не все их виды могут быть субъектами рассматриваемого нами вида правоотношений. Так, в силу закрепленного в статье 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» принципа отделения религиозных объединений от государства, данные организации не могут принимать участие в каких-либо политических процессах, а государство не может каким-либо образом ограничивать их деятельность. Взаимоотношения религиозных объединений и государственных органов возможно только в рамках таких правовых отраслей, как административное и уголовное право, и не связано с конституционно-правовыми отношениями.
В целом, если сказать обобщенно, то субъектами конституционных правоотношений могут быть те субъекты, на которых правовые нормы данной отрасли права возлагают определенные обязанности и которым предоставляют права. В некоторых случаях в качестве таких субъектов могут выступать иностранные граждане и лица без гражданства. Наиболее ярким примером в данном отношении выступает процедура приобретения российского гражданства, урегулированная Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
От характеристики субъектов конституционно-правовых отношений, перейдем к рассмотрению их объектов. Объектами конституционно-правовых отношений выступают высшие социальные ценности (блага) общества и индивида, то есть то, по поводу чего возникает данный вид правоотношений См.: Чиркин, В. Е. Конституционное право России: учебник / В. Е. Чиркин. — М.: Норма, 2009. — С. 18.
Надо сказать, что объект конституционно-правовых отношений в конституционном праве включает в себя достаточно большое количество социально-политических ценностей. Это и суверенитет, и воспроизводство власти посредством выборов, и республиканская форма правления, и федерализм, и система разделения властей и много другое. Кроме того, к объектам конституционных правоотношений относятся и социально-экономические блага, такие, как собственность, земля и другие природные ресурсы. Личные блага, такие, как жизнь, достоинство личности, свобода, личная неприкосновенность и так далее, тоже могут являться объектами конституционных правоотношений.
Рассмотрим наиболее важные, с точки зрения общих основ конституционного строя Российской Федерации, разновидности объектов конституционно-правовых отношений. Прежде всего, к числу таких объектов относится государственный суверенитет, представляющий собой «верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении» По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П. — Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». — П. 2.1. Конституция Российской Федерации предусматривает наличие определенных гарантий защиты этой важнейшей ценности, и возлагает соответствующие функции на главу государства. Суверенитет является наиболее важной социально-политической ценностью.
Наибольшей значимостью среди социально-экономических благ, являющихся объектом конституционно-правовых отношений, обладают отношения права собственности, возникающие при реализации различных ее форм. Гарантии осуществления указанных прав содержатся в статьях 8, 9, 34 и 35 Конституции Российской Федерации.
С точки зрения личных благ, основными являются право на жизнь, предусмотренное частью 1 статьи 20 Конституции РФ и гарантия охраны достоинства личности государством, закрепленная в части 1 статьи 21 этого документа. Указанные блага являются приоритетными для государства и не в коей мере не могут быть ограничены или исключены какими-либо нормативно-правовыми документами, чего нельзя сказать, например, о праве на тайну личной жизни, свободе труда и других. Ограничение указанных личных благ предусмотрено нормой части 3 статьи 55 Конституции России.
В заключение ответа на данный вопрос контрольной работы можно сделать вывод о том, что конституционно-правовые отношения, как и все другие виды правоотношений имеют свою структуру, основными элементами которой выступают их субъекты и объекты. Специфичным в данном отношении является тот факт, что не все конституционные нормы направлены на регулирование общественных отношений, а, следовательно, не все из них порождают правоотношения. Конституционное право содержит в себе достаточно большое количество декларативных норм-принципов, норм-целей и так далее, не имеющих собственного предмета регулирования.
Круг субъектов конституционных правоотношений является специфичным и выделяет соответствующую отрасль права из всех других отраслей. К числу таких субъектов, то есть непосредственных участников отношений в сфере конституционного права, относятся: народ, государства, включающие как Российскую Федерацию, так и ее субъекты, различные государственные органы и органы местного самоуправления, их должностные лица, различного рода общественные объединения граждан и так далее. Но основным субъектом все же остается отдельно взятый человек.
Объекты конституционно-правовых отношений также весьма разнообразны, хотя и являются смежными с объектами других правовых отраслей. В теории принято дифференцировать их в зависимости от характерных признаков и области правоотношений, к которым они относятся. На основании этого критерия, все объекты конституционно-правовых отношений принято делить на социально-политические, социально-экономические и личные ценности или блага. В числе наиболее важных объектов рассматриваемого нами вида правоотношений можно назвать: государственный суверенитет, государственную территорию, форму правления и территориальное устройство, различные формы осуществления права собственности и само это право, а также жизнь, здоровье, достоинство и свободу человека как важнейшие личные ценности.
Подводя итог всему вышесказанному, стоит отметить, что конституционно-правовые отношения имеют фундаментальный, первичный характер, служат базой для отраслевых правоотношений, предшествуют их возникновению, а в ряде случаев предопределяют возможность их существования. Поэтому так важно четко определить количественный состав и основные характеристики субъектов и объектов таких правоотношений.
законодательный исполнительный орган власть
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Нормативно-правовые документы
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
2. О свободе совести и о религиозных объединениях: федер. закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ: в ред. от 02.07.2013: с изм. от 01.09.2013. — Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
3. О политических партиях: федер. закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ: в ред. от 07.05.2013. — Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
Судебная практика
4. По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П. — Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
Специальная литература
5. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай. — М.: Норма, 2011. — 784 с.
6. Васильева, С. В. Конституционное право России / С. В. Васильева, В. А. Виноградов, В. Д. Мазаев. — М.: Эксмо, 2010. — 560 с.
7. Габричидзе, Б. Н. Конституционное право России: учебник / Б. Н. Габричидзе. — М.: Дашков и К?, 2010. — 1121 с.
8. Зиновьев, А. В. Конституционное право России: учебник / А. В. Зиновьев. — СПб.: Юридический центр «Пресс», 2010. — 624 с.
2. Становление правовой основы местного самоуправления в современной России Статья 12 Конституции Российской Федерации провозглашает местное самоуправление в качестве одного из уровней осуществления народом функции единственного носителя власти. Оно является независимым от системы органов государственной власти и наделяется самостоятельностью при реализации собственных полномочий.
Введем определение рассматриваемого понятия: местное самоуправление в Российской Федерации — это «форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией и федеральными законами, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций» Баглай, М.В. — Указ. соч. — С. 742. Местное самоуправление не является аналогом коммунистической идеи общественного самоуправления или проявлением только непосредственного волеизъявления населения, хотя отдельные элементы непосредственной демократии в нем имеются. Одно то, что на местном уровне сосредоточена немалая муниципальная собственность, требует установления властных отношений и определенной системы органов управления. Но влияние населения на деятельность этих органов может быть очень значительным, что в свою очередь повлечет за собой создание эффективных организационно-правовых форм решения местных вопросов.
С исторической точки зрения, развитие системы местного самоуправления на территории России было достаточно сложным. Общие представления об этом важнейшем уровне власти сложились только после земской и городской реформ XIX века, в результате которых была разработана система земских и городских органов местного самоуправления, не подчинявшихся государственным должностным лицам — губернаторам, но действовавшие под их контролем. После революции 1917 года образовавшаяся система органов местного самоуправления была разрушена, и достойного аналога ей не появилось в течение всего советского периода существования российского государства, так как была установлена жесткая централизованная система управления.
Процесс становления правовой основы местного самоуправления в современной России был достаточно неоднозначным и включал в себя несколько этапов. При этом Российская Федерация не могла основываться на предыдущем опыте, которого на тот момент, фактически, не существовало. Возрождение системы местного самоуправления было связано, прежде всего, с принятием союзного, а затем и российского законов о местном самоуправлении в 1991 году. Указанные акты рамочно регулировали отношения в муниципальной сфере и не могли способствовать установлению четкой системы местного самоуправления с определенными полномочиями и пределами действия.
Первым значительным этапом становления основы местного самоуправления на территории нашей страны явилось закрепление в Конституции Российской Федерации 1993 года основных начал и принципов его организации. Помимо уже упоминавшейся нами выше статьи из главы «Основы конституционного строя», рассматриваемый институт также регулируется главой 8 Конституции. Указанная глава содержит в себе территориальные и иные пределы осуществления местного самоуправления, гарантии защиты прав населения на его осуществление и так далее. Кроме того, статья 132 рассматриваемого документа также устанавливает основные вопросы, относящиеся к предмету ведения органов местного самоуправления.
С осуществлением конституционной реформы и становлением независимой российской государственности также была связана необходимость отмены действовавших с советских времен местных Советов, что и было сделано путем издания соответствующих указов Президента России 1993 года, утвердивших Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации и Основные положения о выборах в органы местного самоуправления.
В Положении нашел свое отражение поселенческий принцип организации местного самоуправления, при котором первичными территориями, на которых осуществлялось местное самоуправление, признавались городские и сельские поселения. Также, указанным Положением вводился институт главы местного самоуправления (главы администрации), который входил в систему органов местного самоуправления. Глава мог избираться населением непосредственно (в населенных пунктах с численностью до 50 тысяч человек) или назначаться высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации См.: О реформе местного самоуправления в Российской Федерации: указ Президента РФ от 26.10.1993 № 1760: в ред. 22.12.1993. — Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». — П. 2 Положения. К полномочиям главы были отнесены исполнительно-распорядительные функции. Наличие представительных органов не являлось обязательным. В небольших поселениях с численностью населения менее пяти тысяч человек местное самоуправление могло осуществляться непосредственно населением через собрания или сходы, а также выборным главой местного самоуправления. Предусматривалось два способа формирования представительных органов:
1) в населенных пунктах — выборы населением непосредственно на основе всеобщего избирательного права;
2) в районах и сельсоветах — формирование из представителей представительных органов, входящих в состав района (территориальных сельсоветов).
Еще одним важнейшим нормативн-праовым актом рассматриваемого этапа явился Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 года № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации», который устанавливал право органов местного самоуправления на самостоятельное формирование перечня объектов муниципальной собственности. При этом предусматривалась возможность оспаривания в суде решений органов местного самоуправления по включению в муниципальную собственность тех или иных объектов См.: О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации: указ Президента РФ от 22.12.1993 № 2265. — Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». — П. 1. Данным Указом также определялся объем полномочий представительных органов муниципальных образований. При этом устанавливалось, что к компетенции представительных органов относятся только полномочия, установленные Положением об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, а именно:
а) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, установление местных налогов и сборов;
б) утверждение программы развития соответствующих территорий;
в) утверждение положения (устава) о местном самоуправлении;
г) контроль за деятельностью главы местного самоуправления (главы администрации).
Все остальные полномочия были отнесены к компетенции главы местного самоуправления.
Процесс децентрализации местного самоуправления, осуществлявшийся в ходе конституционной реформы 1993 года, в рамках первого этапа получил свое логическое завершение в виде провозглашения института местного самоуправления в качестве самостоятельной структуры в системе публичной власти См.: Правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации / Под общ. ред. С. Н. Мирошникова. — М.: ИД «Юриспруденция», 2010. — С. 29.
Вторым значительным этапом в процессе становления местного самоуправления в Российской Федерации явилось принятие 28 августа 1995 года Федерального закона № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Указанный нормативный правовой акт определил роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, установил общие принципы организации местного самоуправления в России.
Одним из наиболее важных достижений рассматриваемого Федерального закона было введение понятия «муниципального образования», определяемого как населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление. Основными признаками муниципального образования были названы не только осуществление на территории местного самоуправления, но и наличие муниципальной собственности, местного бюджета и выборных органов власти См.: Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ: в ред. 21.07.2005. — Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». — Ст. 1, ч. 1.
Важнейшей особенностью второго этапа становления правовой основы местного самоуправления современной России явилась передача регулирования достаточно большого количества вопросов, связанных с установлением системы муниципальных органов, разработкой требований к их уставу, определением особенностей форм и видов непосредственного осуществления населением местного самоуправления, к ведению субъектов Российской Федерации. Стоит отметить, что законотворческая деятельность субъектов в указанных нами направлениях действительно была достаточно активна в рассматриваемый период. Так, на уровне субъектов определялись особенности взаимодействия между государственными органами и органами местного самоуправления, устанавливался конкретный объем полномочий последних, указывались особенности организации территориального общественного самоуправления и так далее.
Не смотря на то, что принятие ФЗ 1995 года действительно привело к активному развитию местного самоуправления на территории нашей страны, со временем все же выявился ряд проблем, препятствующих эффективному функционированию системы местного самоуправления. В числе таких проблем можно выделить нечеткость в определении законом компетенции муниципальных образований, несоответствие ресурсов исполняемым органами местного самоуправления обязанностям, удаленность органов местного самоуправления от населения и так далее См.: Баглай, М.В. — Указ. соч. — С. 744. Все это вызвало необходимость принятия нового законодательного акта в этой области.
Разработка и принятие Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» явилась третьим этапом процесса становления правовой основы местного самоуправления на территории нашей страны. Данный закон был направлен на изменение принципов территориальной организации местного самоуправления. Им устанавливается обязательное формирование муниципальных образований на двух территориальных уровнях — в поселениях и муниципальных районах с разграничением и закреплением за каждым уровнем присущих ему полномочий по решению вопросов местного значения, а также переданных государственных полномочий. На территории страны были образованы свыше двадцати пяти тысяч муниципальных образований четырех видов: сельские и городские поселения, городские округа и сельские районы. Муниципалитетами стали многие поселения, в которых никогда не было самоуправления, а жизнь организовывалась, как правило, районными властями.
Единые принципы организации местного самоуправления для всех субъектов Российской Федерации позволили реализовать на местном уровне новую систему межбюджетных отношений между субъектами РФ и муниципальными образованиями. Законодательно определяется процедура передачи органам местного самоуправления 27 государственных полномочий, исключающая возникновение нефинансируемых мандатов и предусматривающая необходимые меры, включая ответственность органов местного самоуправления, по эффективному исполнению указанных полномочий.
Современный период развития правового регулирования местного самоуправления характеризуется усилением влияния федерального законодательства. Законы субъектов все больше ограничиваются в сфере их компетенции. Основными уровнями регулирования муниципальных отношений выступают федеральный и местный, тогда как субъекты Федерации все меньше вмешиваются в дела муниципальных властей. Данная тенденция, на наш взгляд, является положительной и способствует реализации на практике принципа независимости и самостоятельности местного самоуправления.
Федеральный закон 2003 года также ввел в сферу правового регулирования новые формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления. К ним относятся: публичные слушания для обсуждения муниципальных правовых актов, конференция граждан (собрание делегатов), опрос граждан, голосование по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, по вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования См.: Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон 06.10.2003 № 131-ФЗ: в ред. от 28.12.2013: с изм. от 30.01.2014. — Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». — Гл. 5.
В отношении реализации новых законодательных положений было принято решение об установлении переходного периода, в течение которого должен действовать определенный порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений. Предусматривается порядок распределения региональных фондов финансовой поддержки при формировании бюджетов муниципальных районов, право безвозмездно использовать имущество до регистрации права собственности и так далее.
На настоящий момент правовая база деятельности местного самоуправления, представленная, как уже упоминалось нами выше, актами федерального и местного уровней, является достаточно разработанной и регулирует широкий круг вопросов, связанных с осуществлением местного самоуправления. Это, безусловно, не исключает наличия определенных трудностей и недостатков в существующем объеме правовых актов, посвященных рассматриваемой нами теме.
В числе обладающих особой важностью нормативно-правовых актов в области муниципальных отношений, оказавших значительное влияние на прогресс в регулировании данной сферы общественной жизни, стоит выделить также Федеральный закон от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Указанные нормативные правовые акты установили основные принципы и порядок формирования органов местного самоуправления, объем полномочий и гарантий социальной защиты муниципальных служащих, требования к кандидатурам на соответствующие муниципальные должности и так далее.
В заключение ответа на данный вопрос контрольной работы можно сделать вывод о том, что история становления и развития местного самоуправления на территории современной России имела поступательный характер. Традиции местного самоуправления, существовавшие на территории нашей страны в дореволюционный период, были фактически уничтожены советской властью. Возрождение уровня местного самоуправления началось в начале 1990х годов и ознаменовалось принятием соответствующих законов.
После распада Советского Союза в период проведения на территории нового российского государства конституционной реформы, были отменены ранее действовавшие местные Советы, введена должность главы местного самоуправления и был определен круг его полномочий. Указанный процесс завершился окончательным закреплением во вновь принятой Конституции Российской Федерации основ осуществления и регулирования местного самоуправления, принципа его самостоятельности и независимости, а также определением пределов территориальных границ и предметов ведения органов местного самоуправления.
Вторым важнейшим этапом становления местного самоуправления на территории нашей страны явилось принятие Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 года, вводившего новое понятие «муниципального образования» и расширительно регулировавшего муниципальные отношения, предусмотренные Конституцией. Данный период также был связан с активным законотворчеством субъектов Федерации, что было связано с передачей в сферу их компетенции значительного числа вопросов, связанных с осуществлением местного самоуправления.
Современный этап становления правовой основы местного самоуправления охарактеризовался принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 года, содержащего более конкретные и четкие нормативные основы регулирования муниципальных отношений. Указанным законом были введены новые формы непосредственного осуществления местного самоуправления, определены общие требования к уставу муниципальных образований, разработана двухуровневая система муниципального устройства. Положения федерального закона № 131-ФЗ позволили изъять большую часть местных вопросов из компетенции субъектов Федерации и передать их на разрешение местным властям. В целом на сегодняшний день можно говорить о явном прогрессе в сфере правового регулирования местного самоуправления.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Нормативно-правовые документы
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон 06.10.2003 № 131-ФЗ: в ред. от 28.12.2013: с изм. от 30.01.2014. — Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
3. О местном самоуправлении в Российской Федерации: закон РФ от 06.07.1991 № 1550−1: в ред. от 28.08.1995. — Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ: в ред. 21.07.2005. — Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
5. О реформе местного самоуправления в Российской Федерации: указ Президента РФ от 26.10.1993 № 1760: в ред. 22.12.1993. — Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
6. О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации: указ Президента РФ от 22.12.1993 № 2265. — Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
Специальная литература
7. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай. — М.: Норма, 2011. — 784 с.
8. Кокотов, А. Н. Муниципальное право России: учебник / А. Н. Кокотов, А. С. Саломаткин. — М.: Юристъ, 2012. — 384 с.
9. Муниципальное право России: учебник / С. А. Авакьян, В. Л. Лютцер, Н. Л. Пешин; под ред. С. А. Авакьяна. — М.: Проспект, 2009. — 544 с.
.ur