Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Право и справедливость: единство и противоречие в социальном процессе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Именно в рамках правоотношений происходит осознание справедливости или не справедливости явлений, событий, действий. Мнения индивидов о справедливости, отраженные в правосознании каждого конкретного индивида, подвергаются оцениванию со стороны других людей, тем самым, обуславливая рождение феномена правоотношений. Аналогично этому в рамках правоотношений происходит взаимодействие общественных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Эволюция представлений о праве и справедливости в социально-философском контексте
    • 1. 1. Развитие представлений о справедливости: гносеологический и онтологический аспект
    • 1. 2. Право и справедливость в философии: социально — правовой аспект
    • 1. 3. Справедливость в русской философии: нравственно — духовный и общественный аспект
  • Глава 2. Диалектика субъективного и объективного в интерпретации справедливости и права
    • 2. 1. Концепты «правосознание» и «правоотношение» в социальном процессе
    • 2. 2. Объективизация нравственного мира человека как источник справедливости
  • Глава 3. Категории «право» и «справедливость»: специфика взаимодействия в социальном процессе
    • 3. 1. Право и справедливость как ценности социального процесса
    • 3. 2. Право и справедливость: источники противоречия

Право и справедливость: единство и противоречие в социальном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На протяжении многих веков право и справедливость являлись важнейшими категориями социальной философии, политического и правового сознания. Войны, социальная и экономическая нестабильность, техногенные и природные катастрофы гак или иначе вынуждают человека задумываться о справедливости в окружающем мирелюбое ограничение каких-либо действий личности ассоциируется с нарушением ее «естественных прав». Начиная с древнейшего принципа «галиона», то есть возмездия, равноценного проступку («око за око»), проблема справедливости затрагивает самый болезненный нерв отношений между людьми с точки зрения соответствия деяния и воздаяния, преступления и наказания, выходя на новый политико-правовой уровень в государственно-организованных обществах.

История этической и политико-правовой мысли, культурное развитие человечества свидетельствуют о том, что справедливость всегда привлекалась в качестве оценки действующих правовых институтов и нравственных предписаний. На смену апелляции к справедливости как объективному закону мироздания пришло осознание ее зависимости от интенций человеческого разума и той социальной действительности, которая составляет суть человеческого бытия. Справедливость оказывается включенной в социальный процесс, и уже поэтому является сложным и многогранным явлением, константы которого позиционируются в онтологической, гносеологической и аксиологической плоскостях.

Право такой же феномен социальной реальности, как и справедливость. На протяжении многих столетий оно бессменно удерживает лидирующую роль в регулировании общественных отношений. Начиная от религиозно-мифических воззрений древности и до наших дней, апелляция к праву неизменно присутствовала при оценке социально-этических и правовых отношений. Вместе с тем, подобно справедливости право осознается не только как общественный институт и система норм, но и как имманентное человеку чувство, осознание себя. В дискурс справедливости и права включаются те сущностные особенности личности человека, которые придают процессу осознания ценности данных категорий иррациональный, субъективный характер.

Данное обстоятельство, несомненно, затрудняет изучение проблем, связанных со спецификой единства и борьбы права и справедливости в социальном процессе, что вызывает необходимость комплексного исследования взаимосвязи предлагаемых категорий.

Степень разработанности проблемы. Интерес к проблематике взаимодействия и взаимозависимости ка1егорий «право» и «справедливость» прослеживается в истории философии с древних времен. Начиная с VII века до н. э., с зарождения собственно философии, мыслители предпринимали попытки выявления основных характеристик справедливости. Так, отдельные положения о справедливое i и и ее тесной связи с вечно с1ановящимся миром присутствуют у Гераклита, в теоретических построениях Эмпедокла и Демокрита. Всестороннее обоснование справедливости как определяющего фактора правоотношений у Аристотеля и идеализация справедливости в диалогах Платона фактически предопределили наличие двух основных векторов в осознании справедливости и как следствие — права.

В эпоху Средневековья и последовавшего за ним Возрождения основной темой исследований становится вопрос о соотношении lex humana и lex divana, и соответственно взаимодействии божественной благодати и справедливости. В трудах Дунса Скота, Фомы Аквинского, Августина Блаженного, Николая Ку-занского, Н. Макиавелли и др. во многом предопределена идея разделения на отдельные составляющие светской и религиозной справедливости. Большое значение для раскрытия специфических особенностей восприятия справедливости как социального феномена имеют работы Т. Мора и Т. Кампанеллы.

Теоретическую основу для современных правовых концепций представляет философия Нового времени. Разработанные в это время теория «общественного договора» и концепция «естественного права» (Дж. Локк, Д. Юм, Т. Гоббс) поставили под сомнение теологическое объяснение сути категорий «справедливость» и «право». Попытка рационального объяснения природы и смысла понятия «справедливость» была предпринята, в том числе, Р. Декартом, Г. В. Лейбницем, Б. Спинозой, Ф. Бэконом.

Новые грани в осознании онтологических и гносеологических особенностей справедливости и права раскрыл моральный дискурс И. Канта и философия права Г. Гегеля. Обоснование И. Кантом морали в качестве источника знаний о справедливости фактически означало, с одной стороны, закрепление за человеком его права на справедливость, а с другой — создавало основу для концепции «правового государства». Г. Гегель, разработавший иерархическую систему сфер бытия права, обосновал принципы организации социально — правовой реальности и проявления объективного духа в трех ступенях его конкретизации. Проблематика взаимодействия объективного и субъективного в пространстве свободы человека и ее преломление в дискурсе справедливости и права отражена в произведениях Ф.В. Й. Шеллинга и И. Г. Фихте.

Фундамент диалектико — материалистического обоснования специфики категорий «справедливость» и «право», созданный К. Марксом, был дополнен.

B.И. Лениным и Г. В. Плехановым. Их идеи указывают па существование зависимости специфики понимания справедливости oi конкретных исторических и социально — экономических условий.

В отечественной философской мысли проблематика взаимодействия категорий «право» и «справедливость» является одной из самых дискуссионных. Предметом полемики являлся вопрос о роли личности в обществе в целом и ее функциональной возможности понимания «что есть справедливость»? В дореволюционной философской мысли данная дискуссия получила отражение в работах И. С. Аксакова, A.C. Хомякова, И. В. Киреевского, М. А. Бакунина, Ф. М. Достоевского, H.A. Бердяева. К дискурсу по праву и справедливости в разное время обращались B.C. Соловьев, E.H. Трубецкой, С. Л. Франк, H.A. Ильин,.

C.Н. Булгаков. Исследование категории справедливости в нравственно — духовном и общественном пространстве русской культуры предпринимались П. И. Новгородцевым, Б. А. Кистяковским, Г1.В. Струве, Б. Н. Чичериным, Н.М. Кор-куновым, Г. Ф. Шершневичем.

В XX веке исследование проблематики справедливости и права в аспекте категории «свобода» в XX веке было осуществлено в философии Ж.II. Сартра, Л. Камю, М. Хайдеггера. Различные аспекты дискурса справедливости раскрываются в работах X. Арендт, Э. Кассирера, П. Тиллиха, М. Хаузера, J1. Фуллера, Ж. Бодрийяра, Э. Левинаса, Ж. Ф. Лиотара, П. Рикера, С. Жижека и др.

В философской мысли советского периода исследователи акцентируют внимание на изучении различных вариаций функционировании категории «справедливость» и «право» как идеологических и надстроечных понятий. Большое значение для раскрытия своеобразия сосуществования данных категорий имеют труды С. Ф. Кечекьяна, A.A. Меграбяна, Б. А. Блюмкина, A.A. Тарасова.

Современные пертурбации дискурса справедливости и права отражены в специальных социально — правовых исследованиях Дж. Ролза, Р. Дворкина, А. Макинтайера, М. Дж. Сэндела, В. Майхофера, идеи которых в той или иной степени использованы в диссертационном исследовании.

Существенный шаг в изменении классических представлений о природе справедливости и права осуществлён в рамках работ таких исследователей, как А. А. Гусейнов, В. Софронов — Антомони, Б. Н. Кашников, М. Л. Бурова, К. С. Гаджиев, Т. А. Дмитриев. Место, роль и функции справедливости в системе права привлекали пристальное внимание специалистов в области правоведения и философии права: Н. В. Варламовой, Т. А. Алексеевой, С. С. Алексеева, В. З. Джантуханова, Р. Инглхарта, H.H. Лапина.

Вместе с тем, несмотря на достаточно интенсивную разработку проблемы единства и противоречия категорий «право» и «справедливость» в социальном процессе классической мыслью и современной философией, вопрос о том, что обуславливает существование связи и противоречий между данными концеша-ми, ещё не получил достаточного осмысления.

Объект исследования: право и справедливость в социальном процессе.

Предмет исследования: взаимодействие категорий «право» и «справедливость» в социальном процессе.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является анализ категорий «справедливость» и «право» как социальных феноменов, выявление сущностных особенностей их взаимосвязи и взаимопрогиворечий.

Реализация обозначенной цели предполагает необходимость решения еле-* дующих задач: выявить философские основания феноменов права и справедливостидать анализ субъективных и объективных предпосылок и специфики преломления права и справедливости в человеческом сознанииопределить специфику взаимодействия категорий «право» и «справедливость» в рамках социального процессаохарактеризовать пути взаимозависимости права и справедливости.

Методы исследования: историко — генетический метод, выявляющий узловые моменты формирования и развития представлений о праве и справедливостиисторико — сравнительный метод, обнаруживающий основные константы категорий «справедливость» и «право» и позволяющий проследить процесс изменения подходов к их трактовкекомпаративистский метод, основывающийся на сопоставлении и сравнении философских систем, подходов к трактовке проблематики единства и противоречия категорий «право» и «справедливость" — диалектический метод, связанный с рассмотрением категорий «право» и «справедливость» с учетом их единства и противоположности.

Теоретическую основу составляют труды зарубежных и отечественных философов, культурологов и правоведов, специалистов в области философии культуры, ценностей и права.

Научная новизна работы: осуществлён целостный анализ категорий «право» и «справедливость» в рамках социального процесса, раскрыта специфика взаимодействия категорий «право» и «справедливость" — доказано, что этические константы категории «справедливость» раскрываются в ее соприкосновении с концептами «честность» и «благо», обосновывается мнение о справедливости как категории, призванной оценивать нормы правана основе анализа специфики правоотношений и правосознания доказывается, что справедливость является персоналистской ценностью, практическая реализация которой происходит в рамках правапроанализирована природа существующих между справедливостью и правом npoiиворечий, представлено развернутое доказательство того, что источником противоречий между данными категориями являются претензии человека на абсолютную свободу в достижении справедливости и ограничение таковой со стороны права.

На защиту выносятся следующие положения:

Справедливость как категория реализует себя в двух ипостасях. При сопряжении справедливости с концептами «истина» и «благо» раскрываются гносеологические и онтологические константы данной категории. При этом истина оказывается предикатом справедливости, а благо позиционируется как ее конечная цель;

Из анализа специфики категорий «право» и «справедливость» очевидно, что каждая из них функционирует в пространстве социальной реальности. Это значит, что правоотношения, в рамках которых происходит осознание справедливости или несправедливости того или иного события, явления или поступка, в своей основе имеет феномен оценивания. Фактически, в процессе правоотношений при оценке справедливости или несправедливости того или иного деяния индивид исходит из сложившихся в его сознании представлений о праве и справедливости;

— На процесс формирования в сознании homo sapiens представлений о справедливости, наряду с традициями и нормами общежития, оказывают влияние те особенности социального взаимодействия, которые сложились в его социальном окружении. Одним из важнейших источников субъективной трактовзав г: спра——">—, ие «ПРЮ"а"ие» слуга" «„честность“ с феноменом „справедливость"-иии кате!?“ МеЖЛИЧ» ОСТ" ОГОимолействия происходит процесс ЭТизаrj——-:<<�с™~• «^п&trade-, «««^ являе Гп И СПРаВеДЛИВ0С™' «ей этический характер,.

0: ~ <<�ЧеСГН°СТ— «оказывается не только средством опенки справедливости, но и ее условиемчимые’для СТ6Ма ЦеНН0СТе» ИфаеТ Р°ЛЬ ТОЙ СТРУКТУРЫ' отражает зна ЛРава. ^ с&bdquo-: 1 Г &trade-В" ° СУЩеСТВУ10ЩаЯ™™ — — типа общества.

30~:ГГИЗаЦИЯ ^ — «О «РИниипу спразедли-ЧИмост ~ ПОДОбИ° —вости, является той ценности знаправ и свобод^ РеДеЛЯСТСЯ фиксирования &bdquo-неких.

ZrrrZT™ — об™н" ой сти перв,, й V Р0ТеКаеТ На ДВУХ УР0ВНЯХ предел т Т: НЬ ПОЗ—РУеТСЯ™ и нормы общежития, «в'орГу о и! 0ТРаЖвННЫе В — «—. I ~ГГГ СПРаВед&trade-— — «««ако, можно раси^и соииокул т 'ШЮ Ж6ЛаНИЙ И ПРеД» °ЧТеНИЙ —' а тех культурна условиях, в которых осуществляет свою деятел№ость.

— б^ееГуГИССЛеД°ВаНИЯ' «Р—— в работе, мотут способс^оа уровне фун1 ' «СПРа~-ти в социальном пройде ер ект в^-«ГМОГ° «— иия пси j0:-:r-:iwo™ —» «—иных научных Г '"Р&trade-0&trade-4— Ф-софско-антропологическ^ ~ сфер, посвящёниь, х попыткам разрешения правовых проблем.

Ко им материалы диссертации могут быть использованы при чтении общих курсов социальной философии, истории философии, культурологии, а также специализированных курсов, посвященных различным аспектам как философской, так и психологической антропологии.

Апробация работы. Основные идеи диссертации представлены на конференциях различного уровня (1 международной, 1 всероссийской и 3 региональных). По теме исследования опубликована 21 работа. Из них три — в изданиях, входящих в перечень, рекомендованный ВАК РФ.

Структура и объём работы. Диссертация изложена на 178 страницах, машинописного текста, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 219 наименований (из них 214 отечественных и 5 иностранных).

Заключение

.

В заключении необходимо отметить, что справедливость и право не рассматривались нами как особые виды бытия и «вещи в себе». Вопреки тому, что в определенные моменты истории справедливость воспринималась человеком как объективный закон мироздания или атрибут трансцендентного сверхбытия, данная категория всецело принадлежит к числу социальных категорий. Аналогично и право не относится к явлениям ноуменального бытия. Несмотря на то, что право можно позиционировать как «само для себя» и «в себе существующее», его социальная значимость не подвергается сомнению. Однако данное обстоятельство не исключает возможности познания сути данных категорий. Большое значение здесь играет возможность и необходимость сопряжения справедливости с категорией «истина».

Фактически, именно исследование связи истины и справедливости позволяет сделать вывод о рациональном характере последней. Несмотря на то, что словосочетание «истинная справедливость» в буквальном смысле подразумевает справедливость в ее абсолютном выражении, его значение можно трактовать и иначе. Данное выражение употребляется, в том числе для фиксации значимости справедливости и отражения ее гносеологического статуса. Обращает на себя внимание то, что в русской философской мысли связка «справедливостьистина» подменяется термином «правда», которое одновременно включает в себя и представления о правовых нормах общежития.

Анализ категорий «право» и «справедливость» достоверно показывает, что ответ на вопрос, в чем же заключается единство и противоречие этих категорий, возможен только при исследовании социальной реальности и организующих ее составных компонентов. При выяснении источников представлений о справедливости становится очевидной важная роль интенций человеческого сознания, требований общества и государственных институтов. Более того, взаимодействие трех выше перечисленных источников справедливости и составляет суть правоотношений.

Именно в рамках правоотношений происходит осознание справедливости или не справедливости явлений, событий, действий. Мнения индивидов о справедливости, отраженные в правосознании каждого конкретного индивида, подвергаются оцениванию со стороны других людей, тем самым, обуславливая рождение феномена правоотношений. Аналогично этому в рамках правоотношений происходит взаимодействие общественных и государственных институтов. И общество, и государство являются участниками общественно — правовых отношений. Представления человека о справедливости, его традиции и обычаи находятся в диалоге с государством, оказывают влияние на процесс принятия законов и указов. Более того, если принимать во внимание двухуровневый характер морали (мораль стремлений и мораль долга), то выясняется, что общество и государство как элементы правоотношений обладают, в том числе, и контролирующей функцией, т. е. являются гарантами правовой системы. Вместе с тем, тот факт, что общество — это совокупность форм объединения людей, накладывает определенный отпечаток на данный процесс. Понятно, что и общество, и государство позиционируются как объективно существующие. Но и сама справедливость, и наполнение ею системы правовых норм формируются на основе субъективной оценки человеком окружающего мира. Общество в его многообразии своеобразным образом объединяет не только индивидов в рамках коллектива, но и осуществляет легитимизацию субъективных предпочтений человека, его представлений о справедливости.

Ответ на вопрос, на основе чего складываются представления о справедливости и праве, кроется в тех повседневных ситуациях межличностного взаимодействия, которые сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Формирование представлений о справедливости происходит на базе антропогенного желания признания «права на справедливость», мнения о заслуженно-сти или не заслуженности обладания тем или иным благом. Весь комплекс правоотношений подчинен логике оцениванияна предмет справедливости и правомочности.

Обращает на себя внимание тот факт, что в качестве критерия оценки справедливости или не справедливости того или иного деяния может выступать концепт «честность». Посредством понятия «честность» человек определяет, соответствуют ли его поступки и действия таковым со стороны других людей (внутренняя честность) и релевантны ли они нравственно — этическим требованиям общее? ва (внешняя честность). При этом понятно, что и все своеобразие трактовки концепта «честность», и мнение о заслуженное&tradeтех или иных благ, и тем более оценка действий социального окружения в отношении конкретного индивида базируется на системе ценностных установок.

Если принять ценности в качестве базы для формирования представлений о справедливости, то выявляются две важнейшие позиции. С одной стороны, очевидно, что ценностный мир каждого человека формируется при непосредственном влиянии общества и государства, системы ценностей, бытующей в этносе. С другой — и сам человек является творцом системы ценностных установок. В любом случае понятно, что в процессе социализации человек не только усваивает традиционный для его окружения набор ценностей, но и сам принимает участие в его формировании и эволюции. Право здесь оказывается регулятором, к функциям которого относятся распределение равномерного доступа к справедливости. С этой точки зрения право позиционируется как объективно существующая система ценностей, равновесие которой достигается посредством принципа справедливости и на основе равномерного распределения доступа к ней. Фактически, право предстает перед исследователем как ценность социального процесса, существование которой определяется насущной необходимостью фиксации возможности равного доступа к справедливости. Поэтому обоснован вывод о том, что единство категорий «право» и «справедливость» в социальном процессе базируется на факте их практической реализации как ценностей. Однако отсюда возникает и закономерное противоречие во взаимодействии названных категорий. Право, определяемое как практическая реализация справедливости, объективно более ощутимо. Посредством правовых норм ограничивается свобода на реализацию справедливости, но в то же время право предоставляет определенные гарантии на ее минимум. Если при формировании представлений о справедливости крайне велика роль субъективных предпочтений, мнений человека, то право как категория, осуществляющая равный доступ к справедливости, нивелирует субъективные желания человека.

Таким образом, взаимодействие категорий «право» и «справедливость» образует единую социально — правовую картину мира. Именно поэтому любое исследование этих категорий требует учета объективных и субъективных факторов, влияющих на их функционирование.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.K. О понятии «ценность» / А. К. Абишева // Вопросы философии.- № 3, 2002, — С. 139 — 146
  2. C.B. Экзистенциальная философия права: между «сущим» и «должным» / C.B. Акопов: сб. конф. «Современные теоретические проблемы правоведения». Майкоп: изд-во АГУ, 2004. 336 с.
  3. И.С. От чего так нелегко живется в России? / И. С. Аксаков.-М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002.- 1008 с.
  4. С.С. Право: азбука теория — философия: Опыт комплексного исследования / С. С. Алексеев. — М.: Статут, 1999. — 712 с.
  5. Т. А. «Публичное» и «частное»: где границы «политического»? / Т. А. Алексеева // Философские науки. 2005. № 3. С. 26 -39.
  6. Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта / Д. Антисери, Дж. Реале- пер. и ред. С. А. Мальцевой. СПб.: Пневма, 2002. 880 с.
  7. Антология мировой философии: Античность. Мн.: Харвест- М.: изд-во ACT, 2001.-960 с.
  8. Антология мировой философии: Возрождение.- Мн.: Харвест- М.: изд-во ACT, 2001.-928 с.
  9. Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Т. 1./ Аристотель. М.: Мысль, 1975.550 с.
  10. М.А. Философия. Социология. Политика / М. А. Бакунин. М.: Изд-во Правда, 1989. 624 с.
  11. Ю.Я. Право в философской системе Фихте: к 175-летию со дня смерти / Ю. Я. Баскин // Правоведение. 1989. № 5. — С.83 — 85.
  12. М.М. К философии поступка / М. М. Бахтин // Собрание сочинений: в 7 Т. М.: Русские словари, Языки славянской культуры, 2003. Т.1. -960 с.
  13. Э. Словарь индоевропейских терминов / Э. Бенвенист- пер. с фр.- общ ред. и вступ. ст. Ю. С. Степанова. М.: Прогресс — Универс, 1995. -456 с.
  14. С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру / Пер. с англ.- под ред. В. И. Иноземцева. М.: Логос, 2003.- 350 с.
  15. H.A. Философская истина и интеллигентская правда. // Вехи- Интеллигенция в России: сб. ст. 1909 1910, — М.: Молодая гвардия, 1991.- 462 с.
  16. H.A. Философия свободы / H.A. Бердяев.- М.: ACT: ACT МОСКВА, 2007, — 699 с
  17. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М.: Медиум, 1995. — 323 с.
  18. Т.И. Родоначальники славянофильства. A.C. Хомяков и И. В. Киреевский / Т. И. Благова.- М.: Высшая школа, 1995. 352 с.
  19. Блаженный Августин. Исповедь / Августин Блаженный. М.: Эксмо, 2006. — 528 с.
  20. .А. Моральные качества личности / Б. А. Блюмкин. М.: Изд-во ВГУ, 1974.- 115 с.
  21. . Совершенное преступление электронный ресурс. / Ж. Бодрийяр.- (http.7/anthropology.ru/ru/texts/baudrill/cremi.html)
  22. Ю. Фома Аквинский / Ю. Баргош- пер. с польск. М. Гуренко. 2-е изд. М.: Мысль, 1975.- 184 с.
  23. Ф.А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Современная версия / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 672 с.
  24. С.Н. Христианский социализм: споры о судьбах России / С. Н. Булгаков.- Новосибирск.: Наука. Сиб. Отд- ние, 1991.-350 с.
  25. С.Н. О социальном идеале / С. Н. Булгаков // От марксизма к идеализму. Статьи и рецензии 1895 1903. М.: Астрель, 2006. — 1008 с.
  26. М. Л. Проблема справедливости в русской социально-философской мысли конца XIX-начала XX веков : Дис.. канд. филос. наук: 09.00.11: Санкт-Петербург, 2003.- 161 с.
  27. Ф. Великое восстановление наук. /Ф. Бэкон // Соч.: в 2 т.—- М.: Мысль, 1977. Т.1.- 567с.
  28. Н.В. Правоотношения: философский и юридический подходы /Н.В. Варламова// Правоведение, 1991.- № 4, — С. 44 54
  29. В.В. Рецензия на кн.: Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль / В. В. Васильев // Вопросы философии. 2008.- № 5. -С. 149- 153.
  30. В. Платон / В. Виндельбанд- пер. с нем. А. Громбаха.-СПб.: Издание редакции журнала Образование, 1900. 200 с.
  31. Т.П. Проблема мультикультурализма в философии Ю. Хабермаса / Т. П. Волкова // Вестник МГТУ. 2006. — № 1. Т. 9. — С. 21 — 26.
  32. П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой / П. П. Гайденко. М.: ПЕР СЭ- СПб.: Университетская книга, 2000. -456 с.
  33. П.П. Человек и человечество в учении B.C. Соловьева / П. П. Гайденко // Вопросы философии. 1994. № 6. — С. 47 — 54.
  34. К.С. Заметки о метаморфозах либеральных ценностей / К. С. Гаджиев // Вопросы философии. 2008. — № 5. — С. 14−31.
  35. В.И. Толерантность и религиозная нетерпимость / В. И. Гараджа // Философские науки. 2004. — № 3. — С. 18−32.
  36. Э. Устроение общества: Очерк теории структурации / Э. Гидденс. 2-е изд. М.: Академический Проект, 2005. — 528 с.
  37. Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Т. Гоббс //Сочинения: в 2 т. — М.: Мысль, 1991. Т. 2.-732 с.
  38. А.Х. Философия эпохи Возрождения: учеб. пособие для филос. фак. / А. Х. Горфункель. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  39. Иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание / В. И. Даль. М.: Астрель. НСТ, 2006. — 640 с.
  40. В.И. Пословицы и поговорки русского народа / В. И. Даль.- М.: Эксмо, 2007.-352 с.
  41. Р. Справедливость и право / Р. Дворкин // Отечественные записки.-2003.-№ 2. С. 131−138.
  42. Р. Сочинения: в 2 т. / Р. Декарт: пер. с лат. и франц.- сост., ред., вступ. ст. В. В. Соколова. М.: Мысль, 1989. Т. I. — 654 с.
  43. Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии / Тексты, пер. с древнегреч.- СПб.: Глаголъ, 1994. 370 с.
  44. В.З. Равенство и справедливость как конституционные ценности гражданского общества: автореф. Дис. К-та Юрид. Наук / В. З. Джантуханов.- Махачкала, 2006.- 29 с.
  45. Т.А. Аласдер Макинтаер: Мораль после добродетели / Т. А. Дмитриев // История философии. Вып. 12. М.: ИФ РАН, 2005. с. 89 — 123
  46. Ф.М. Братья Карамазовы / Ф. М. Достоевский // Собр. соч.: в 15 т. Т.9. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1991. — 704 с.
  47. Ф.М. Зимние заметки о летних впечатлениях / Ф. М. Достоевский // Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1973. Т. 5.- 408 с.
  48. Ю.Ю. Естественное право в трудах Б.Н. Чичерина и Вл. Соловьева / Ю. Ю. Дубатовка // Вестник МГТУ. .- 2006. № 1. Т. 9. — С. 36 — 40.
  49. В.В. История русской философии / В. В. Зеньковский.-Харьков.: Фолио- М. Изд- во ЭКСМО Пресс, 2001.- 896 с.
  50. В.В., Топоров В. Н. О языке древнего славянского права / В. В. Иванов, В. Н. Топоров // Славянское языкознание. Международный съезд славистов. М., 1978. — 520 с.
  51. А. Метафизические корни коммунизма /А. Игнатов // Вопросы философии. 1994. № 12.-С. 32−38
  52. И.А. Возвращение / И. А. Ильин. Минск.: Белорусская православная церковь, 2008. — 480 с.
  53. И. А. Кризис безбожия / И. А. Ильин // Москва. 1991. № 4. -С. 151 — 158.
  54. И.А. Собрание сочинений: в Ют. / И. А. Ильин.- М.: Русская книга, 1994. Т.4.-624 с.
  55. Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества / Р. Инглхарт // Полис. 1997. — № 4. — С. 6 -32.
  56. История этических учений: учебник / под ред. A.A. Гусейнова. М.: Гардарики, 2003. — 911 с.
  57. А.Ю., Комаров С. А. Форма (источник) права как категория в теории государства и права / А. Ю. Калинин, С. А. Комаров // Правоведение. -2000.- № 6(233).-С.З- 10.
  58. Т. Город Солнца / Т. Кампанелла.- М.: Издательство Академии Наук СССР, 1954.- 228 с.
  59. А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Исскуство / А. Камю: Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990.- 415 с.
  60. Г. Ю. Справедливость как развитие человеческих качеств / Г. Ю. Канарш // Человек. 2006. — № 5. С. 5 — 17.
  61. И. Метафизика нравов / И. Кант // Сочинения в 8 т. Т.6., М.: ЧоРо.- 1994.-613 с.
  62. И. Критика чистого разума / И. Кант- пер. с нем.- предисл. И. Евлампиева. М.: Эксмо, СПб.: Мидгард, 2007. — 1120 с.
  63. И. Религия в пределах только разума / И. Кант // Сочинения в 8 т. Т.6., .- М.: ЧоРо.- 1994.-613 с.
  64. Э. Философия символических форм. Сочинения в 3 Т. Т. 2. Мифологическое мышление / Э. Кассирер. М., СПб.: Университетская книга, 2002. — 280 с.
  65. .Н. Либеральные теории справедливости и политическая практика России / Б. Н. Кашников. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. — 256 с.
  66. С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе / С. Ф. Кечекьян. М.: Изд-во АН СССР, 1958. — 188 с.
  67. .А. Философия и социология права / Сост., примеч., указ. В. В. Сапова.- СПб.: РХГИ, 1999, — 800 с.
  68. И.В. Критика и эстетика / И.В. Киреевский- сост., вступ. статья и примеч. Ю. В. Манна. М.: Искусство, 1998. — 463 с.
  69. Книга Еноха: Апокрифы. СПб.: Издательский Дом Азбука -классика, 2008. — 336 с .
  70. А. Источник права: антропогенное желание признания как исток идеи Справедливости / А. Кожев // Вопросы философии. 2004. — № 12. С. 154−166.
  71. Кон И. С. Открытие «Я» / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  72. . О свободе древней в ее сравнении со свободой у современных людей / Б. Констан // Полис, 1993, № 2.- С. 97−107
  73. Н.М. Лекции по общей теории права / Н. М. Коркунов. СПб.: Типолитогр. Х. Ш. Гельперн, 1886. 313 с.
  74. A.B. Истина в категориях правового сознания электронный ресурс. / A.B. Корнеев // Российское право в Интернете. 2009.- № 2. -(http://rpi.msal.ru/prints /20 0902kornev.html)
  75. В.И. Жан-Поль Сартр и экзистенциализм / В. П. Кузнецов.-М.: Изд-во Московского университета, 1969. 286 с.
  76. В.Н. Западноевропейская философия XYI1I века / В. Н. Кузнецов, Б. В. Мееровский, А. Ф. Грязнов. М.: Высшая школа, 1986. — 400 с.
  77. П. Запретный плод. Этика гуманизма / П. Куртц- пер. с англ. И. В. Кувакина. М.: Российское гумманистическое общество, 2002. — 222 с.
  78. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян / Н. И- Лапин // Социологические исследования. 1996. — № 5. С. 3 — 23.
  79. Э. Избранное. Тотальность и Бесконечное. / Э. Левинас. М.- СПб.: Университетская книга, 2000. 416 с
  80. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / сост. A.A. Нейхардт. М.: Правда, 1990. — 576 с.
  81. Лейбниц Г.-В. Сочинения в четырех томах: Т. I / Ред. и сост., авт. вступит, статьи и примеч. В. В. Соколов- перевод Я. М. Боровского и др. М.: Мысль, 1982. — С. 125−126
  82. В.А. Субъект, объект, познание. / В. А. Лекторский М.: Наука, 1980−358 с.
  83. . Ф. Состояние постмодерна / Ж.Ф. Лиотар- пер. с фр. Н. А. Шматко. М., СПб.: Ин-т эксперим. Социологии, Алетейя, 1998. — 159 с.
  84. Дж. Сочинения: в 3 т. / Дж. Локк. М.: Мысль, 1988. Т.З. — 668 с.
  85. Л.М. Философские характеристики и речи / Л. М. Лопатин. -Мн.: Харвест- М.: ACT, 2000. 496 с.
  86. А.Ф. История античной философии в конспективном изложении / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1989. — 204 с.
  87. А. Ф. Логика символа / А. Ф. Лосев // Философия. Мифология. Культура.- М.: Политиздат, 1991.- 525 с.
  88. Н.О. Бог и мировое зло / Н.О. Лосский- сост. А. П. Поляков, П. В. Алексеев, A.A. Яковлев. М.: Республика, 1994. — 432 с.
  89. Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики- Характер русского народа / Н. О. Лосский. М.: Политиздат, 1991. — 368 с.
  90. С.А. Теория правового государства Б.А. Кистяковского / С. А. Львов // Правоведение. 1983. — № 5. — С. 92−96.
  91. Л.Б. Философия эгалитарного либерализма в США: Джон Ролз и Рональд Дворкин / Л. Б. Макеева // История философии. Вып. 12. М.: ИФ РАН, 2005. с. 45 — 62
  92. Н. Государь. Искусство войны / Н. Макиавелли.- М.: ACT: Астрель, 2010. 448 с.
  93. JI.В. Этический объективизм: основные концепции и подходы // Л. В. Максимов /Этическая мысль. Вып. 1.- М.: ИФРАН, 2000.- С. 132−147.
  94. .М. В поисках другого. Предисловие к книге Ю. Хабермаса «Вовлечение другого: очерки политической теории» / Б. М. Марков.- СПб.: Наука,-2001, — 417 с.
  95. А. Мотивация и личность / А. Маслоу- пер. с англ.- СПб.: Евразия, 1999.-478 с.
  96. А. Бог и свобода (Главы из книги) / А. Мацейна- предисл. и пер. с литов. Т. Корнеевой-Мацейнене // Вопросы философии. 2008. — № 4. -С. 125 — 137.
  97. A.A. Деперсонализация электронный ресурс./ A.A. Меграбян. Ереван: Армянское государственное издательство, 1962. — 356 с. (http://www.psylib.ukrweb.net/books/megra01/txt36.htm)
  98. А. О. Дионис, Логос, Судьба. Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра / А. О. Мень. М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. — 332 с.
  99. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти- пер с франц. И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина. СПб.: Ювента, Наука, 1999. — 605 с.
  100. Jl.A. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л. А. Микешина. М.: Прогресс — Традиция: МПСИ: Флинта, 2005.-464 с.
  101. Н.К. Письма о правде и неправде. / Н. К. Михайловский // Собр. Соч.: в 10 т. СПб., 1897. Т.4. 970 с.
  102. Щ. Персидские письма. // Ш. Монтескье/ Пер. с. фр. под ред Е. А. Гунста. Вступ. ст. С. Д. Артамонова.- М.: Госполитиздат, 1956.- 800 с.
  103. Мор Т. Утопия / Т. Мор.- пер. с лат. Ю. М. Каган.- М.: Наука, 1978.416 с.
  104. Мудрость древнего Рима / сост. B.C. Певишева. СПб.: Паритет, 2008.-320 с.
  105. А.Г. Проблема права на ложь (прав ли был Кант?) / А. Г. Мясников // Вопросы философии. 2007. — № 6. — С. 130−141.
  106. O.A. О роли и месте социальной философии в творчестве Семена Людвиговича Франка / O.A. Назарова // Вопросы философии. 2008. -№ 5. — С. 104−115.
  107. И.С. Философия Давида Юма / И. С. Нарский. М.: Издательство МГУ, 1967. — 360 с.
  108. B.C. Сократ / B.C. Нерсесянц. М.: Наука, 1977. — 152 с.
  109. B.C. Философия права Гегеля / B.C. Нерсесянц. — М.: Юристъ, 1998.-352 с.
  110. Е.С. Справедливость в современном российском правосознании: автореф. дис. канд. фил. наук / Е. С. Нестерук. Нижний Новгород, 2008. — 27 с.
  111. Ф. Антихристианин // Ф. Ницше / в сб.: Сумерки богов.-Сост. И общ. Ред. A.A. Яковлева: Перевод.- М.: Политиздат, 1989.- 398 с.
  112. Н. Сочинения: в 2 т. Т.1. Перевод / Н. Кузанский- общ. ред. В. В. Соколова, З. А. Тажуризиной. М.: Мысль, 1980. — 471 с.
  113. П.И. Сочинения / П.И. Новгородцев- сост., вступ. ст., прим. М. А. Колерова, Н. С. Плотникова. М.: Раритет, 1995. — 448 с.
  114. Нравственная жизнь человека: искания, позиции, поступки / редкол.: А. И. Титаренко. М.: Мысль, 1982. — 295 с.
  115. А.П. Благо и истина: линии расхождения и схождения / А. П. Огурцов // Сб. Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. М.: ЦОП Ин-та философии РАН 1998, — 267 с.
  116. С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов- под ред. чл.-корр. АН СССР НЛО. Шведовой. 20-е изд., стереотип. М.: Рус. Яз., 1989. — 750 с.
  117. Р. От библейских истин к современным принципам конституционализма / Р. Папаян // Философские науки. 2005. — № 2. — С. 72−82.
  118. Т. Система современных обществ / Т. Парсонс- пер. с англ. JI.A. Седова, А.Д. Ковалева- под ред. М. С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1998. -270 с.
  119. Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности: В 2 т. Т. 2. / Л. И. Петражицкий.- СПб.: Типография акц. Общ. Слово, 1907, — 656 с.
  120. Платон. Избранные диалоги / Платон- пер. с древнегреч. С. К. Апта, Я. М. Боровского, Т. В. Васильевой и др. М.: Эксмо, 2007.- 768 с.
  121. Платон. Диалоги / Платон- пер. с древнегреч.- сост., ред. и авт. вступит, ст. А.Ф. Лосев- авт. примеч. A.A. Тахо-Годи. М.: Мысль, 2000. — 607 с.
  122. К.П. Великая ложь нашего времени // К. П. Победоносцев/ в сб. Традиция и русская цивилизация.- М.: Астрель: ACT: Транзиткни-га, 2006.- 282 с.
  123. К. Логика и рост научного знания / К.Поппер. М.: Прогресс, 1983.-605 с.
  124. Популярный юридический энциклопедический словарь / редкол. O.E. Кутафин, Н. Л. Туманов, И. В. Шмаров и др. М.: Большая Российская энциклопедия, Рипол классик, 2002. — 800 с.
  125. И.В. Философия права конца XIX века / И. В. Поснов // Вестник МГТУ. 2004. — Т.7. — № 2. — С. 288−296.
  126. Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / сост. В. Н. Назаров, Г. П. Сидоров. М.: Политиздат, 1989. — 605 с.
  127. . История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней В 3 кн.: 3-е изд., испр. / Пер с англ. — подгот. текста В. В. Целищева. — СПб.: Азбука, 2001. — 960 с.
  128. . Человеческое познание: его сфера и границы / Б. Рассел- пер. с англ. Н. Воробьева, В. Горбатова- общ. ред., сост., вступ. ст. А. Грязнова. М.: Терра- Книжный клуб- республика, 2000. — 464 с.
  129. П.А. Правда справедливость / П. А. Рачков // Вестник Московского университета. Сер.7. Философия. — 1996. — № 1. С. 14−33.
  130. С. Орфей. Всеобщая история религий. Вып. 1./ С. Рейнак. -М.: Факел, — 1919, — 175 с.
  131. П. Справедливое / П. Рикер.- М.: Гнозис, Логос, 2005, — 304 с.
  132. Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт- пер. с нем. М.: Республика, 1998. — 413 с.
  133. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий / вступ. ст., сост., подгот. текста В. В. Сапова М.: Республика, 1995.- 463 с.
  134. A.B. Об условности истины и локальности блага /A.B. Родин // Сб. Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. М.: ЦОП Ин-та философии РАН, 1998. — 267 с.
  135. Дж. Теория справедливости / Дж Ролз. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995. — 535 с.
  136. Д. Идея блага и приоритет справедливости / Д. Ролз // Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон- пер. с англ. Л. Б. Макеевой. М.: Дом интеллектуальной книги, Прогресс-Традиция, 1998. — 248 с.
  137. В. Платон как зеркало русской идеи / В. Россман // Вопросы философии. 2005. — № 4. — С. 38−50.
  138. .Ж. Об общественном договоре или принципы политического права. Трактаты // Ж.Ж. Руссо/ Пер. с фр.- М.: Наука, 1969.- 704 с.
  139. A.M. Философия права А. Кожева / A.M. Руткевич // Вопросы философии. 2006. — № 1. — С. 141−153.
  140. Д. Теория справедливости (Фрагмент из книги) // Этическая мысль: Науч.- публицист, чтения / Редкол.: А. А. Гусейнов и др. М.: Политиздат, 1990. — С. 229−242.
  141. .П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Ж.П. Сартр- пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. М.: Республика, 2000. -639 с.
  142. .П. Проблема метода / Ж. П. Сартр.- М.: Прогресс, 1993.- 240с.
  143. Секст Эмпирик. Сочинения: в 2 т. / Секст Эмпирик- вступ. ст. и пер. с древнегреч. А. Ф. Лосева. М.: Мысль, 1976. — Т. 1. — 399 с.
  144. Ю.И. Достоевский / Ю. И. Селезнев. М.: Мол. Гвардия, 1990.-541 с.
  145. Ю.И. Формы общественной воли в доклассовом обществе: табуитет, мораль и обычное право / Ю. И. Семенов // Этнографическое обозрение. 1997. — № 4 (июль-август). — С. 3−23.
  146. Л.А. Нравственные письма к Луцилию / Луций Аней Сенека: пер. с. лат. и комментар. С. Ошерова- вступ. Ст. А. Сулем. — М.: Эксмо, 2010. — 576 с.
  147. A.B. Эмпедокл / A.B. Семушкин. М.: Мысль, 1995.185 с.
  148. Т.И. Проблема человека и православная культура / Т. И. Синицина // В сб. Русская культура на пороге третьего тысячелетия: Христианство и культура. Вологда: Легия, 2001. — 300 с. (http://palomnic.org/filosofiya /fenomen/humort/)
  149. Слово о Законе и Благодати: пер. с древнерусс. // Альманах библиофила. Тысячелетие русской письменной культуры (988 1988). — М.: Книга, 1989.-256 с.
  150. О.С. От этики непротивления к философии права (Современная версия старого спора) / О. С. Соина // Человек. — 1999. — № 4−5. — С. 27−42.
  151. М.Е. Истина: свойство, оператор, событие? / М. Е. Соболева // Вопросы философии. 2008. — № 2. — С. 117−124.
  152. B.C. Сочинения: в 2 т. Т. 1./ B.C. Соловьев- сост., общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева и A.B. Гулыги. М.: Мысль, 1988. — 892 с.
  153. B.C. Конец спора / B.C. Соловьев // Сочинения в 2 т. Т. 2.-М.: Правда, 1989.- с. 522 548
  154. B.C. Значение государства // B.C. Соловьев / Сочинения в 2 т. Т. 2.- М.: Правда, 1989.- С. 549 561
  155. Софронов—Антомони В. Правовое бессознательное: Русская правовая картина мира / В. Сафонов-Антомони // Логос. 2002. — № 1. — С. 4−15.
  156. Старейшее жизнеописание Спинозы: Б. Спиноза Трактат об очищение интеллекта / авт.- сост. А. Д. Майданский. Ростов н/Д: Феникс, 2007. -525 с.
  157. К. Из церкви в капище: социализм и духовная трагедия народа (уроки Достоевского сегодня) / К. Степанян // Волга. 1991. — № 10. -С.163 — 174.
  158. A.B. Феномен права как фундаментально онтологическая основа правосудия / A.B. Стовба // Проблемы философии права, Том VI — VII.-Киев — Черновцы: Рута, 2009.- с. 147 — 153
  159. П.В. Избранные сочинения / П. В. Струве. М.: Российская политическая энциклопедия (РОСПЭН), 1999. — 472 с.
  160. М. Дж. Либерализм и пределы справедливости / Дж. М. Сэндел // Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон- пер. с англ. Л. Б. Макеевой. М.: Дом интеллектуальной книги, Прогресс-Традиция, 1998. — 248 с.
  161. A.A. Совесть / A.A. Тарасов. М.: Московский рабочий, 1985, — 240 с.
  162. .Н. Чаадаев / Б. Н. Тарасов. М.: Мол. Гвардия, 1986. — 448с.
  163. П. Мужество быть / П. Тиллих // Октябрь. 1992. — № 9. — С. 152−165.
  164. .Т. Кентавр проблема как особый случай парадоксальности общественного сознания / Ж. Т. Тощенко // Вопросы философии. — 2002. — № 6. — С. 29−37.
  165. С.Н. Сочинения / С.Н. Трубецкой- сост., ред. и вступ. ст. П.П. Гайденко- прим. П. П. Гайденко, Д. Е. Афиногенова. М.: Мысль, 1994. -816 с.
  166. В.П. Избранные философские произведения / В. П. Тугаринов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 343 с.
  167. Л.И. Философская антропология Жан-Поля Сартра / Л. И. Филиппов. М.: Наука, 1977. — 285 с.
  168. С.Л. Философские предпосылки деспотизма / С. Л. Франк // Вопросы философии. 1992. — № 3. — С. 114−127.
  169. С.Л. Фр. Ницше и этика «любви к дальнему» / С.Л. Франк // Сочинения. М.: Правда, 1990. — 608 с.
  170. Э. Бегство от свободы / Э. Фромм- пер. с англ. А. Лактионова. М.: ACT Москва, 2009. — 284 с.
  171. Э. Человек для самого себя / Э. Фромм- пер. с англ. Э. Спи-ровой.- М.: ACT: ACT МОСКВА, 2010, — 350 с.
  172. Э. Искусство любить / Э. Фромм- пер с англ.- под ред. Д. А. Леонтьева. 2-е изд. СПб.: Азбука — классика, 2004. — 224 с.
  173. Фуллер Лон Л. Мораль права / Лон Л. Фуллер- пер. с англ. Т. Даниловой- под ред. А. Куряева. М.: Ирисэн, 2007. — 308 с.
  174. А. История философии / А. Фуллье. СПб.: С.-Петербургская Электропечатня, 1901. — 360 с.
  175. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас- пер. с нем.- под ред. Д. В. Скляднева. СПб.: Наука, 2001. — 380 е.
  176. М. Бытие и время / М. Хайдеггер.- M.: Ad Marginem, 1997.- 451 с.
  177. М. Письмо о гуманизме / М. Хайдеггер // Проблемы человека в западной философии: Переводы.- М.: Прогресс, 1988.- 552 с
  178. М. Социальные классы и морфология / Пер. с фр. А. Т. Бикбова, М.: Институт экспериментальной социологии- СПб.: Алетейя, 2000.509 с.
  179. Хаузер Марк Д. Мораль и разум: Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла / Марк Д. Хаузер- пер. с англ. Т.М.
  180. Марютиной- под ред. Ю.И. Александрова- пред. Ю.И. Александрова- илл. И. В. Молчановой. М.: Дрофа, 2008. — 639 с.
  181. Хейзинга Й. Homo Ludens- Статьи по истории культуры / И. Хейзинга- пер., сост. и вступ. ст. Д.В. Сильвестрова- коммент. Д-Э. Харитоновича. М.: Прогресс-Традиция, 1997. — 416 с.
  182. A.C. К сербам. Послание из Москвы / A.C. Хомяков // Полное собрание сочинений в 8 т. М.: Университетская типография, на Страстном бульваре, 1900.- 409 с.
  183. Цицерон Марк Туллий. Диалоги: О законах. О государстве. / Марк Туллий Цицерон. М.: Наука, 1966. — 224 с.
  184. Е.А. Феномен социальной заботы: опыт философского анализа: автореф. дис. канд. фил. наук / Е. А. Цыбулевская. Тюмень, 1999.-20с.
  185. П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма: в 2 т. Т.1. / П. Я. Чаадаев. М.: Наука, 1991.- 799с.
  186. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения / сост. П. С. Гуревич. М.: Политиздат, 1991. — 469 с.
  187. М.В. Искания Правды: русский путь / М. В. Черников.-Воронеж.: АОНО ИММиФ, 2005.- 236 с.
  188. Г. Т. Право как мера социального блага электронный ресурс. / Г. Т. Чернобель // Журнал российского права. 2006. — № 6-(http://gov.cap. ru/hierarhy. asp? page=./23/l 175/77 423/275143)
  189. В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и самодетерминация / В. И. Чирков // Вопросы психологии. 1997. — № 3- - С. 102 112.
  190. М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Пер. Денежкина А. В., Малинкина А. Н., Филлипова А. Ф.- Под ред, Денежкина А. В- -Издательство «Гнозис», 1994. 490 с.
  191. Шеллинг Ф.В. Й. Сочинения: в 2 т. / Ф.В.Й. Шеллинг- пер. с нем.- сост., ред., авт. вступ. ст. A.B. Гулыга. М.: Мысль, 1987. — Т.1. — 637 с.
  192. Г. Ф. История философии права электронный ресурс./ Г. Ф. Шершеневич. М.: Университетская типография, 1906. (http://inl.com. ua/book/10 114/)
  193. У. Взлет и падение Третьего рейха / У. Ширер. М.: Изд-во Эксмо, 2003.-928 с.
  194. В.К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль: Монография / В. К. Шохин.- М.: Изд во РУДН, 2006, — 457 с.
  195. Юм Д. Сочинения: в 2 т. / Д. Юм- под общ. ред., вступ. ст. и примеч. И. С. Нарский. М.: Мысль, 1965. -Т.1.-928 с.
  196. A.B. Критический анализ Американских социально -психологических концепций «справедливого обмена» /A.B. Юревич // Вопросы психологии. 1981. — № 5. — С. 158−167.
  197. К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М.: Политиздат, 1991. — 5 27 с.
  198. Maclntyre A. Whose justice? Which rationality? // A. Maclntyre.- Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1988.- 410 p.
  199. Cohn G. Existenzialismus und Rechtswissenschaft / G. Cohn. Basel.: Helbing &. Lichtenhahn.- 1955. — 191 s.
  200. Johnston G.A. The Development of Berkeley’s Philosophy / G.A. Johnston. N.Y., 1923. — 402 p.
  201. Jaeger W. Die Theologie der fruhen griechischen Denker / W. Jaeger. -Stuttgart.: Koclhammer, 1953.- 303 s.
  202. Wood, A. The Marxian Critique of Justice // Philosophy and Public Affairs. 1972. Vol. l.№ 3. P. 244 282
Заполнить форму текущей работой