Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ
Срок временного пребывания отдельных категорий временно пребывающих в РФ иностранных граждан может быть увеличен до ста восьмидесяти суток или сокращен как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории РФ Правительством РФ в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке… Читать ещё >
Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РФ
- Введение
- 1. Теоретические аспекты института гражданства в Российской Федерации
- 1.1 Понятие, сущность и основные положения законодательства РФ в области гражданства и миграции
- 1.2 Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ
- 1.3 Классификация категорий иностранных граждан в законодательстве РФ
- 1.4 История развития института гражданства РФ
- 2. Основные права, обязанности и ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства в законодательстве РФ
- 2.1 Права иностранных граждан и лиц без гражданства в системе законодательства РФ
- 2.2 Обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в законодательстве РФ
- 2.3 Особенности применения административной ответственности к иностранным гражданам и лицам без гражданства
- 3. Порядок въезда, временного проживания и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ
- Заключение
- Список использованной литературы
право российский гражданство миграция
В международном рейтинге миграционной привлекательности Российская Федерация занимает 3 место, в связи с чем очень остро стоит вопрос правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства, проездом или постоянно находящихся на ее территории. Основной миграционный поток составляют граждане бывших советских республик, в одночасье ставшие для России иностранцами.
Иностранными гражданами в России признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства. К ним приравниваются лица без гражданства и те лица, которые имеют вид на жительство.
Российское государство исходит из того, что иностранцы и лица без гражданства должны иметь равные между собой права и обязанности независимо от пола, расовой, национальной принадлежности, имущественного положения, при этом оно основывается на принципе предоставления иностранцам и лицам без гражданства максимума прав, не связанных с российским гражданством. В соответствии с Конституцией РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных законом или международным договором.
По своему объему и конкретному содержанию административная правосубъектность иностранцев и лиц без гражданства может быть общей, особенной и специальной по тем же критериям и классификационным основаниям, которые указывались нами выше при рассмотрении административно-правового статуса российских граждан.
Говоря о правах и обязанностях, хотелось быть напомнить, что в любом государстве, их полноправными обладателями являются граждане. Остальные категории лиц обладают ограниченными правами и соответственно обязанностями. В основном эти ограничения касаются избирательных и ряда других прав, а также, например воинской обязанности и других обязанностей, принадлежащих только гражданам.
Общая административная правосубъектность иностранцев и апатридов по своему содержанию близка к праводееспособности граждан России, за незначительными изъятиями и ограничениями. Иностранные граждане, в частности, не могут состоять на государственной службе в России, участвовать в выборах, не могут допускаться к являющимся государственной тайной сведениям, на них не распространяется воинская обязанность российских граждан и т. д. В основном же на них распространяются все общие конституционные права, обязанности и гарантии.
Особенная административная правосубъектность различных категорий иностранных граждан конкретно определяется официально зафиксированной целью, а также длительностью времени их пребывания на территории России. Ясно, что особенные права и обязанности по своему объему, конкретному содержанию весьма различны у дипломатов, иностранных студентов, аспирантов, консультантов, коммерсантов, журналистов, туристов и т. д.
Основной обязанностью всех лиц находящихся на территории государства является обязанность соблюдения законов государства. В противном случае наступает юридическая ответственность. Это может быть просто административное предупреждение или же уголовная ответственность.
Закрепляя статус различных категорий граждан и не граждан, каждое государство определяет порядок их выезда за пределы своего государства, и въезда (возвращения) на его территорию. Для не граждан, каждое государство, также устанавливает различные режимы пребывания, от временного пребывания до постоянного проживания.
Рассмотрение правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства на любом этапе существования государства всегда остается актуальным.
Актуальность темы
данной дипломной работы заключается в том, что вопрос о правовом состоянии личности субъектов конституционного права является одним из важнейших, так как они выступают участниками практически всех правовых отношений.
Целью данной дипломной работы является исследование основных аспектов правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
В соответствии с целью были определены следующие задачи, решение которых запланировано в процессе исследования проведенного в данной работе:
1. изучить теоретические аспекты института гражданства Российской Федерации;
2. исследовать основные права, обязанности и ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации;
3. рассмотреть порядок въезда, временного проживания и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;
4. сделать выводы и сформулировать предложения.
Объект исследования данной работы — законодательство Российской Федерации в области гражданства и миграции.
Предмет исследования — правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.
Методологической основной данной дипломной работы послужили труды российских авторов, таких как Ю. М. Козлов, Л. Л. Попов, А. П. Коронев, В. Ф. Ломакин.
При написании были использованы научные труды, монографии, специальная учебная литература, нормативно-правовые акты Российской Федерации, международные договора, соглашения и т. д.
Структура данной дипломной работы традиционная, состоящая из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие, сущность и основные положения законодательства РФ в области гражданства и миграции
Гражданство — основной признак, который определяет права и обязанности человека, как в государстве чьим гражданином он является, так и з его пределами. Полноту всех прав и обязанностей гражданин имеет только находясь на территории своей страны, в другой стране он естественно имеет несколько иной объем прав и обязанностей, в соответствии с правилами, законодательно установленными правительством страны пребывания. То есть человек, не имеющий доказательств принадлежности к какому-либо государству, будет иметь объем прав, отличный от объема прав и обязанностей гражданина этого государства.
Российское законодательство также в какой-то мере ограничивает свободы и обязанности граждан, не являющихся гражданами Российской Федерации, и эта часть законодательства может считаться системообразующей.
Так, в системе законодательства о гражданстве следует выделить Закон PФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г., вступивший в силу 6 февраля 1992 г., с внесенными в него позднее изменениями. Этот закон принимался в очень сложной для России обстановке: в условиях фактического распада Союза ССР, становления в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР системы государственных институтов России как самостоятельного суверенного государства, непростой, фактически конфликтообразующей политической ситуации, напряженных социальных отношений. Однако главную свою задачу закон решил, он закрепил правовой статус бывших граждан СССР, проживающих на территории Российской Федерации, как граждан суверенной России.
В преамбуле закон определил гражданство как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанную на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Из этого следовало, что гражданином лицо является не в силу проживания на территории государства, а вследствие сложившихся и закрепленных законодательно или в ином правовом порядке особых устойчивых связей, составляющих содержание гражданства. Таким образом, гражданство — это правовое, а не просто фактическое состояние, сложившееся между человеком и государством.
Закон закрепил важнейшие правовые составляющие политики государства в вопросах гражданства — обеспечить осуществление норм и принципов международного права и Конституции Российской Федерации, относящихся к гражданству и правам человека, создание наиболее благоприятных правовых условий для каждого гражданина РФ, защиту и покровительство Российской Федерации ее гражданам, находящимся за пределами государства.
Закон от 1991 года закрепил основания приобретения гражданства (в результате его признания; по рождению; в порядке его регистрации; в результате приема в гражданство; в результате восстановления в гражданстве; путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РФ; по иным основаниям, предусмотренным законом) и основания прекращения российского гражданства (вследствие выхода из гражданства; вследствие отмены решения о приеме в гражданство; путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории; по иным основаниям. предусмотренным законом). В законе был установлен порядок определения гражданства детей и гражданства родителем, опекунов и попечителей, а также гражданства недееспособных лиц.
К государственным органам, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, законом были отнесены:
1. Президент Российской Федерации;
2. Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;
3. Министерство внутренних дел РФ;
4. Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.
Конституция РФ 1993 г. аккумулировала важнейшие положения о гражданстве, выработанные практикой его правового регулирования, и возвела их в ранг конституционных принципов. Это относится к установлению единого и равного гражданства; равного обладания каждым гражданином РФ на ее территории всеми правами и свободами и выполнения равных конституционных обязанностей; невозможности лишения граждан РФ своего гражданства или права изменить его; невозможности высылки граждан РФ за пределы государства или выдачи другому государству; защиты и покровительства Российской Федерации своим гражданам за ее пределами; возможности иметь в соответствии с законом двойное гражданство; пользования в Российской Федерации правами и несения обязанностей иностранными гражданами и лицами без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации. кроме случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Иностранным гражданам и лицам без гражданства Российская Федерация в соответствии с общепризнанными нормами международного нрава предоставляет политическое убежище. Не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Лишь на основе закона или международного договора Российской Федерации допускается выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах. За прошедший после принятия Конституции РФ период, сложились предпосылки для пересмотра и дальнейшей оптимизации ряда законодательных положений о гражданстве, уточнения старых и введения новых процедур и требований при решении вопросов гражданства, приведения института гражданства в соответствие как с внутренними политико-правовыми, социально-экономическими, так и международными реалиями. Все это нашло отражение в принятом 31 мая 2002 г. и вступившим в силу с 1 июля 2002 г, Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации».
Новый закон вызвал неоднозначные оценки политиков, юристов, политологов, журналистов, высказанные как в научной литературе, так и в средствах массовой информации. Это не удивительно. Институт гражданства может быть отнесен к одному из наиболее чувствительных, чрезвычайно показательных и емких критериев истинного отношения государства к своим гражданам как личностям, чьи нрава и свободы являются в соответствии со ст. 2 Конституции РФ высшей ценностью.
Институт гражданства показывает, действительно ли признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина воспринимаются государством как обязанность, как приоритетная программа своих действий. Если исходить из конституционных положений, то это несомненно так. Однако не всегда даже законодательные формулировки соответствуют провозглашенным конституцией положениям. Противоречивость и непоследовательность некоторых положений нового закона свидетельствуют о незавершенности процесса оптимизации многих его содержательных характеристик.
Депутаты парламента закрепили в законе концептуально трактовку регулирования отношений сфере гражданства — в основном жесткого, ограничительного подхода государства при решении вопросов приобретения российского гражданства, весьма либерального (в значительной степени упрощенного) порядка прекращения гражданства и широкого допущения наличия у граждан России двойного (множественного) гражданства, как и в предыдущем законе, и новом В Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» первая глава посвящена определению предмета правового регулирования, установлению системы законодательства по вопросам гражданства, раскрытию основных понятий, используемых в законе, и закреплению принципов гражданства. Основное внимание закон уделяет регламентации принципов гражданства. Исходная посылка здесь такова: принципы гражданства и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. В таком многонациональном и многоконфессиональном государстве как Россия, этот подход представляется объективно оправданным и жизненно необходимым.
Следует признать, что в законе сохранена преемственность многих выдержавших проверку временем принципов гражданства. Это принципы единого и равного гражданства; сохранения своего гражданств, гражданами Российской Федерации, проживающими за пределами нашего государства; невозможности лишения гражданина Российской Федерации гражданства или права изменить его; невозможности выдачи гражданина России иностранному государству; предоставления государственной защиты и покровительства российским гражданам, находящимся за рубежом.
Также, с учетом негативной практики советского периода в законе закреплено, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан: зa пределы Российской Федерации. Наше государство будет благожелательно относиться и даже поощрять приобретение российского гражданства проживающими на территории России лицами без гражданства. Впрочем, это весьма распространенная международная практика: каждое государство должно стремиться к сокращению числа лиц без гражданства.
1.2 Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ
Лица, находящиеся на территории того или иного государства, в зависимости от наличия или отсутствия гражданства государства пребывания, могут относиться к одной из следующих категорий: гражданин данного государства, иностранный гражданин или лицо без гражданства (апатрид). Гражданами называются физические лица, имеющие устойчивую правовую связь с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. См: Герасименко Ю. В, Лица не являющиеся гражданами России, как субъект конституционно-правовых отношений // Государство и право. 2002. № 6. С. 22.
Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» дает следующие определения понятиям «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства». Иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. См: ч. 1, 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Российская газета от 31 июля 2002 года № 140
Данные определения не являются единственными и в ряде других нормативно-правовых документов содержаться иные определения, отражающие характер правоотношений и специфику той сферы деятельности, в которой участвуют иностранные граждане.
По смыслу п. 2 ст.2 Федерального закона Российской Федерации «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
Правовое положение См: Маковский А. Л. «О понятиях „правовое положение“, „правовой статус“ иностранцев». Вступительная статья // Правовое положение иностранных граждан в России. Сборник нормативных актов. М.: 1996. иностранных граждан и лиц без гражданства формируется в целом на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, права страны гражданства (страны места жительства) лица и права страны его пребывания.
Законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации основывается на нормах Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», и иных законодательных актов. Наряду с этими нормами правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.
Базисным законодательным актом является Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Как закреплено в ст. 1 Закона, он определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
Наряду с вышеуказанным Законом существуют также нормы, направленные на регулирование особенностей правового статуса иностранных граждан. Такие нормы можно встретить в: Налоговом кодексе Российской Федерации, Жилищном кодексе, Таможенном кодексе, Трудовом кодексе, Земельном кодексе, кодексе внутреннего водного транспорта, Кодексе торгового мореплавания, Воздушном кодексе, Уголовно-процессуальном и Уголовно-исполнительном кодексе, Уголовном кодексе, Семейном кодексе, Гражданском кодексе, Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья и иных законодательных актах.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется также международными договорами Российской Федерации. Ратифицированные международные акты являются базисом национального законодательства Российской Федерации.
Среди международных договоров необходимо выделить Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Женевская Конвенция о статусе беженцев См: сборник Действующее международное право т. 1, 2 и ряд других международных договоров.
Отдельно необходимо выделить двухсторонние международные соглашения Российской Федерации с иностранными государствами, и, прежде всего, в рамках СНГ. Это, например: О правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства, См: Договор о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства // Ведомственное приложение к «Российской газете» от 12 мая 1998 года Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, См: Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 февраля 2002 года № 8, ст. 747 Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, См: Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 августа 1997 года № 32, ст. 3748 Договор между Российской Федерации и Республикой Казахстан о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. См: Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 августа 1997 года № 34, ст. 3950
Данные двухсторонние соглашения вводят такую дополнительную дефиницию как «постоянный житель», означающую гражданина одной стороны, постоянно проживающие на территории другой стороны на основании разрешения, выданного этой другой стороной.
Здесь «иностранные граждане, образно говоря, находятся как бы в двойном подчинении — под действием законов страны пребывания и законов страны своего гражданства». См: Герасименко Ю. В., Залевский Л. А. Конституционно-правовой статус лиц, не являющихся гражданами России: проблемы теории и практики. Омск. 2003. С. 12 Это естественно никак не может относиться к лицам без гражданства, так как они имеют правовую связь лишь с тем государством, на территории которого в данный момент находятся (проживают).
Говоря о правовом положении и правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства, не следует забывать и о правовом режиме иностранцев. Правовой режим иностранцев — это правовой статус, определяющий объем их прав и обязанностей на территории государства пребывания. См: Лазарев Л. В., Марышева Н. И., Пантелеева И. В. Иностранные граждане (Правовое положение). М.: 1992. С. 13. В российской правовой науке выделяют следующие виды режима иностранцев:
— национальный режим;
— специальный режим;
— режим оккупации;
— режим наибольшего благоприятствования;
— преференциальный режим.
Национальный режим означает уравнивание иностранцев в той или иной области с собственными гражданами государства пребывания. Это наиболее распространенный в правовых системах режим иностранцев. Так, например, п. 3 ст.62 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.
В российском законодательстве имеются примеры включения специальных норм о национальном режиме в законы, регулирующие определенную сферу правоотношений. Так, в соответствии с положением Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» право на получение адвокатского статуса не зависит от принадлежности к гражданству, причем особо оговорено, что иностранные граждане и лица без гражданства, получившие в установленном порядке статус адвоката, допускаются к осуществлению адвокатской деятельности на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом. См: п. 6 ст. 9 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Российская газета от 5 июня 2002 года № 100
Специальный режим предусмотрен в некоторых случаях, связанных с привлечением иностранцев к юридической ответственности. Так, если граждане России не могут быть выданы иностранным государствам, то экстрадиция иностранных граждан и лиц без гражданства вполне допустима. А Кодекс об административных правонарушениях, называя среди возможных видов наказания выдворение за пределы Российской Федерации, устанавливает, что оно может быть применено только к иностранным гражданам или лицам без гражданства. См: пп. 7 п. 1 ст. 3.2, ст. 3.10 Кодекса об административных правонарушений от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // Российская газета от 31 декабря 2001 года № 256
Если национальный и специальный режимы являются по своей сути производными от правоспособности граждан государства пребывания, то режимы наибольшего благоприятствования и преференциальный режим существуют в отношении прав и обязанностей граждан третьих государств предоставляемых на территории данного государства.
Режим наибольшего благоприятствования предусматривается межгосударственными договорами и соглашениями путем оговорки, содержание которой сводится к положению об обязательстве одного государства предоставить другому государству режим наиболее благоприятствующего государства.
Фактически режим наибольшего благоприятствования носит отсылочный характер, и выражается в установлении либо специального, либо национального режима в зависимости от того, какой из них более выгоден с точки зрения прав иностранцев. См: Международное право. Учебник / Отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов. М., 1998. С. 124
В российской Федерации режим наибольшего благоприятствования, предоставляется в сфере международной торговли, транспорта, правосудия и выполнения соответствующих иностранных судебных решений.
Преференции сводятся обычно к предоставлению национального режима там, где для всех иностранцев предусмотрен специальный режим в его ограниченной форме. Так, если по общему правилу иностранные граждане в Российской Федерации не могут находиться на государственной или муниципальной службе, См: ст. 14 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Российская газета от 31 июля 2002 года № 140 то в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Киргизской Республики, могут занимать должности руководителей и заместителей руководителей структурных подразделений областных, районных, городских, сельских, поселковых администраций. См: п. 3 ст. 4 Договора между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Киргизской Республики, и граждан Киргизской Республики, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Бишкек, 13 октября 1995 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 февраля 2001 года № 9. ст.786
Кроме того, преференциальный режим может сводиться к предоставлению в той или иной сфере льготного специального режима, распространяемого только на граждан тех государств, для которых эта преференция предусмотрена.
Следует упомянуть еще об одном принципе правового положения иностранных граждан — принцип не дискриминации.
Принцип не дискриминации по критериям социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности зафиксирован в международных договорах. В частности, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, См: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 года) // сборник Действующее международное право т. 2 закрепляя обязательства участвующих государств принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры для обеспечения полного осуществления экономических, социальных и культурных прав, устанавливает, что участвующие в Пакте государства обязуются гарантировать, что права, провозглашенные в Пакте, будут осуществляться без какой-либо дискриминации и, в частности по языковому признаку. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года См: Международный пакт гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 года) // сборник Действующее международное право т. 2 также закрепляет принцип не дискриминации по языковому признаку. Принцип языковой не дискриминации закрепляется, как отмечает Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года, Декларацией о праве на развитие 1986 года и рядом других актов". См: Васильева Л. Н. Международное право и законодательство Российской Федерации о праве граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения // Журнал российского права. 2001. № 3. С. 154−157
Российское государство гарантирует распространение на иностранных граждан также общеправовых принципов, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, в том числе, равноправия человека с человеком, равноправие женщины и мужчины, равноправие независимо от национальной принадлежности.
Характеризуя положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, следует подчеркнуть, что сами понятия «правовое положение», «конституционно-правовой статус» в полном объеме подходят для тех иностранных граждан и лиц без гражданства, которые на законных основаниях находятся на территории Российской Федерации, то есть имеют действительные вид на жительство либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в России. См: ч. 7 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Российская газета от 31 июля 2002 года № 140
Таким образом, из всего приведенного выше видно, что в законодательство Российской Федерации имеет место ограничение прав и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства. Но, вместе с тем, права т обязанности иностранных граждан могут быть уравнены с правами и обязанностями граждан РФ, в случае наличия соответствующего двухстороннего соглашения со страной к гражданам которой применяется уравнивание.
1.3 Классификация категорий иностранных граждан в законодательстве РФ
Различия в правовом положении имеются не только между гражданами и иностранными гражданами (лицами без гражданства), но и между разными категориями иностранных граждан. В целом, различают иностранных граждан:
— временно пребывающие в Российской Федерации;
— временно проживающие на территории Российский Федерации;
— постоянно проживающие на территории.
У каждой категорий иностранных граждан имеется некоторые особенности правового положения, которые необходимо рассмотреть более подробно.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание Ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в России» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ. М,. 2007. Основанием для выдачи иностранному гражданину (лицу без гражданства) визы либо основанием для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем поучения визы, является приглашение на въезд в РФ. Приглашение на въезд в РФ выдается Министерством иностранных дел РФ либо Министерством внутренних дел РФ или ее территориальным органом. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина (лица без гражданства) в целях обучения в образовательном учреждении выдается территориальным органом Министерства внутренних дел по ходатайству образовательного учреждения. Приглашение на въезд в РФ иностранного работника, за исключением иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности, выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствующий орган. Квота на выдачу иностранным гражданам, за исключением иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте РФ и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы, который не может превышать девяносто суток для иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, за исключением случаев, когда иностранный гражданин заключил трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований Федерального закона (продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год), и случаев предусмотренных Федеральным законом.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ может быть продлен либо сокращен федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции или его территориальными органами в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.
Срок временного пребывания отдельных категорий временно пребывающих в РФ иностранных граждан может быть увеличен до ста восьмидесяти суток или сокращен как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории РФ Правительством РФ в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан РФ, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором РФ, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание. Под понятием разрешение на временное проживание понимается подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность Ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в России» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗМ, 2007.
Разрешение на временное проживание выдается иностранному гражданину территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:
1) родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации;
2) признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;
3) имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;
4) состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации;
5) осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством Российской Федерации;
6) поступившему на военную службу, на срок его военной службы;
7) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом П. 3, Ст. 6 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в России» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ.-М, 2007.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением иностранных граждан, указанных в пункте 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, разрешение на временное проживание выдается без учета квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Этот же Федеральный закон предусматривает в статье 7 основания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание.
Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.
Разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:
1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;
2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;
3) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;
4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;
5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;
6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;
8) не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным;
9) по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
10) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;
11) находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;
12) заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения разрешения на временное проживание, и этот брак признан судом недействительным;
13) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих.
Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство. Под понятием вид на жительство понимается документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность Ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в России» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ. — М, 2007.
Вид на жительство может быть выдан иностранному гражданину по его заявлению в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований, при условии, что иностранный гражданин проживал в РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание и обратился с заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.
Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено. При этом постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в РФ территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство.
Порядок выдачи вида на жительство и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, утверждаются Правительством Российской Федерации, а в статье 9 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» устанавливаются основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство.
Итак, исследовав особенности категорий иностранных граждан в российском законодательстве можно сделать следующие выводы:
1. перечень иностранных граждан, классифицируемых по времени пребывания на территории Российской Федерации, условно выделил 3 категории, а именно временно пребывающих, временно проживающих и постоянно проживающих;
2. для пребывания иностранного гражданина на территории РФ требуется наличие у гражданина соответствующего разрешительного документа, такого как виза, разрешение на временное проживание или вид на жительство;
3. вид разрешающего документа, необходимого иностранному гражданину, для нахождения на территории Российской Федерации определяется исходя из сроков и причин пребывания.
1.4 История развития института гражданства РФ
В начале 20 века, а точнее до 1917 года, законодательства Российской империи не предусматривало понятия гражданин, его заменяло понятие подданный. Поданные подразделялись на несколько категорий, каждыая с особым правом положением.
Так, тогдашнее законодательство признавало:
1. природные подданные, которые в свою очередь делились на дворянство (потомственное и личное), духовенство (делилось по вероисповеданию), городских обывателей (почетные граждане, купцы, мещане и цеховые) и сельских обывателей. Кроме того, законодательство делило четыре группы природных подданных на два сословия — лица податного состояния и лица неподатного состояния. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма значительное различие в правах и обязанностях;
2. инородцы (евреи и восточные народы), финляндских обывателей.
Все это шло из глубины веков, носило яркий отпечаток феодальных начал и не основывалось на юридическом равенстве граждан, как уже было в значительном количестве развитых европейских стран.
Крушение царской России повлекло за собой крупные изменения и в правовом регулирования отношений гражданства. Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 года не только отменил ранее существовавшее деление жителей России на сословия и связанные с этим делением сословные привилегии и ограничения, но и ввел общее для всех наименование — гражданин Российской Федерации.
Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 года «О приобретении прав российского гражданства» установил право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих на территории РСФСР местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам лишь регистрировал принятых в российское гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения. Но уже Конституция РСФСР 1918 года оставила за местными Советами право принимать в российское гражданство лишь тех иностранцев, которые, проживая в РСФСР и работая, принадлежали к рабочему классу или трудовому крестьянству. Эта тенденция повышения уровня органов правомочных принимать в российское, а с1924 года, в гражданство СССР, получила свое закрепление в дальнейшем развитии законодательства о гражданстве.
Положение о гражданстве Союза ССР от 1931 года установило, что каждое лицо, находящееся на территории СССР, признается гражданином СССР, если не была доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Это Положение также закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, на территории которой он постоянно проживает. Если он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать гражданство этой республики.
Конституция СССР 1936 года вновь подтвердила принцип единства союзного гражданства и сохранила отнесение к ведению Союза ССР решение вопросов о союзном гражданстве и о правах иностранцев. Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве Союза ССР от 19 августа 1938 года закрепил ряд новых положений. Теперь гражданами СССР являлись все лица, состоявшие к 7 ноября в подданстве Российской империи и, не утративши советского гражданства, а также лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке. Все лица, не отвечающие данным условиям и проживающие на территории СССР, признавались лицами без гражданства.
Конституция СССР 1977 года выразила важный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства. Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве СССР 1978 года по новому сформулировал условия принадлежности к гражданству СССР. Теперь основным принципом, по которому определялось принадлежность к советскому гражданству, становилась наличие советского гражданства на день вступления в силу настоящего закона, а не подданство Российской империи. Этот же закон впервые закреплял законодательные права республик в вопросах гражданства.
Последним законом советских времен, регулирующим отношения гражданства, был Закон о гражданстве СССР от 23 мая 1990 года.
Действующая Конституция закрепляет порядок, согласно которому гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом. Таким законом в настоящее время является Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ.
В части первой статьи 6 Конституции закреплен принцип единого гражданства. Это связано, прежде всего, с тем, что законодательство республик, входящих в состав Российской Феде рации, устанавливает гражданство данных субъектов Федерации. Конституцией провозглашается принцип равного гражданства независимо от оснований его приобретения. Проживание гражданина России за ее пределами не изменяет его гражданства.
Заключение
или расторжение брака гражданина России с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, тоже не влечет за собой изменения гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей.
Принадлежность лица к гражданству того или иного государства имеет существенное значение, поскольку гражданин обладает в отношении государства всеми правами и свободами, а государство защищает своего гражданина, где бы он ни находился. Гражданство — это наделение гражданина не только соответствующими правами и свободами, но и обязанностями.
В Конституции подчеркивается, что каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности. Следует отметить, что граждане Российской Федерации по сравнению с другими лицами, законно находящимися на территории России, наделены правами в сфере осуществления политической власти. Например, только граждане могут избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти РФ и ее субъектов. Только граждане обязаны защищать отечество и нести некоторые другие обязанности.
Одной из важных гарантий использования гражданином Российской Федерации своих прав и свобод является закрепление в ст. 6 Конституции РФ положения, исключающего возможность лишения гражданина его гражданства. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства и выслан за пределы Российской Федерации. Он не может быть также выдан другому государству иначе как на основании закона или между народного договора РФ. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство и за ее пределами. В конституции РФ указывается, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, они неотчуждаемы и являются непосредственно действующими. Глава 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» Таким образом, можно сказать, что государство признает и гарантирует не только права и свободы своих граждан, но и иностранных граждан и лиц без гражданства согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией