Правовой статус иностранных граждан и их трудовой деятельности в Российской Федерации
На современном этапе, в условиях усиления процессов глобализации мировой экономики, для Российской Федерации важное значение имеет фактор вхождения в мировое экономическое пространство, составной частью которого является международный рынок труда. Интеграция Российской Федерации в этот рынок предполагает активное вовлечение в процессы внешней трудовой миграции. Проблема обеспечения эффективного… Читать ещё >
Правовой статус иностранных граждан и их трудовой деятельности в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
http://www..ru/
- Содержание
- Введение
- 1. Особенности правового статуса иностранных граждан и их трудовой деятельности на территории РФ
- 2. Порядок привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы
- Заключение
- Список использованной литературы
- Введение
- Россия столкнулась с процессами внешней трудовой миграции (временной добровольной трудовой деятельности гражданина за пределами государства гражданства) после распада СССР и образования независимого государства — Российская Федерация. Россия становится как донором (в России большое количество иностранных работников из стран СНГ), так и реципиентом иностранной рабочей силы (российские работники трудятся почти во всех странах мира, привлекающих иностранную рабочую силу).
- На современном этапе, в условиях усиления процессов глобализации мировой экономики, для Российской Федерации важное значение имеет фактор вхождения в мировое экономическое пространство, составной частью которого является международный рынок труда. Интеграция Российской Федерации в этот рынок предполагает активное вовлечение в процессы внешней трудовой миграции. Проблема обеспечения эффективного регулирования миграционных процессов в интересах устойчивого социально-экономического развития, обеспечения национальной безопасности, прав и свобод человека и гражданина прочно утвердилась в ряду приоритетных задач внутренней и внешней политики Российской Федерации.
- Сегодня от миграционных процессов, в особенности связанных с внешней трудовой миграцией, во многом зависят количественные и качественные показатели российской экономики. Сбалансированная миграционная политика выступает весомым аргументом во внешней политике России на пространстве СНГ и ряде направлений в дальнем зарубежье, фактором, способным оказывать ощутимое влияние на социально-экономическую ситуацию в регионах страны.
- Особую актуальность проблематика трудовой миграции приобрела в свете сложившейся непростой ситуации в мировой экономике. Подобно другим странам, подвергшимся воздействию мирового финансово-экономического кризиса, рынок труда в России на кризис отреагировал увеличением безработицы среди российских и иностранных граждан.
- правовой иностранный трудовой рабочий
1. Особенности правового статуса иностранных граждан и их трудовой деятельности на территории РФ
Непосредственно правовой статус трудящихся-мигрантов на территории России устанавливается Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». (далее — Закон о правовом положении иностранцев), в соответствии со ст. 2 которого, физическое лицо, не являющееся гражданином России и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, признается иностранным гражданином.
Раскрывая положение применительно к сфере трудовой деятельности и повторяя положения статей 34 и 37 Конституции Российской Федерации, в п. 1 статьи 13 Закона о правовом положении указывается, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
В статье 6 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032−1 (ред. от 22.07.2010) «О занятости населения в Российской Федерации». указывается, что действие законодательства Российской Федерации о занятости населения распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Таким образом, законно находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане могут заниматься разрешенными видами деятельности, при выполнении которых граждане рассматриваются как занятые (статья 2 Закона о занятости), за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Нормативная правовая база, которая позволяет иностранным гражданам и лицам без гражданства реализовывать права и обязанности в сфере труда в ходе осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации, отличается разнообразием. Поэтому, рассматривая вопросы, связанные с осуществлением иностранными работниками трудовой деятельности в Российской Федерации, необходимо принимать во внимание множество нормативных правовых актов различного уровня, регулирующих пребывание и трудовую деятельность данной категории лиц.
Важно также иметь в виду, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы», которым утверждено Положение о Федеральной миграционной службе, Федеральная миграционная служба (ФМС) является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
На ФМС России возложена функция принятия решения о выдаче, приостановлении действия или аннулировании разрешений на привлечение и использование иностранных работников, разрешений на работу.
Кроме того, ФМС России и ее территориальные органы исполняют функции, связанные с лицензированием деятельности по оказанию содействия в трудоустройстве граждан Российской Федерации за границей, а также в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2009 г. № 933 функции компетентного органа, предусмотренных Конвенцией МОТ № 179 о найме и трудоустройстве моряков.
Следует отметить наличие значительного числа международных нормативных правовых актов в сфере миграции, участником которых является Российская Федерация.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации такие международные акты обладают приоритетом над национальными нормативными правовыми актами. В статье 15 (часть 4) Конституции закреплено положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
Подобное указание имеется также в статье 3 Закона о правовом положении иностранцев, согласно которому правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяется также международными договорами Российской Федерации.
Можно выделить ряд общих моментов, определяющих правовой статус иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации с целью осуществления трудовой деятельности:
1) цель фактической деятельности иностранных граждан в Российской Федерации должна соответствовать цели их въезда в Россию, заявленной при получении визы или при пересечении государственной границы;
2) работодатель, желающий привлечь к трудовой деятельности иностранных граждан, должен в установленном порядке получить от уполномоченного органа субъекта Российской Федерации подтверждение о возможности полного или частичного удовлетворения его заявки на привлечение иностранной рабочей силы;
3) заключение трудовых отношений с работодателем, заказчиком работ (услуг) осуществляется на основании требований миграционного и трудового законодательства;
4) работодатель, в случае привлечения к работе граждан государств, с которыми у России действует визовой режим взаимных поездок, должен заблаговременно получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников и оформить каждому потенциальному иностранному работнику персональное приглашение на въезд в Российскую Федерацию;
5) иностранный гражданин для осуществления трудовой деятельности на законных основаниях должен иметь разрешение на работу;
6) трудовые отношения с временно пребывающими в Российской Федерации иностранными гражданами носят срочный характер и должны, соответственно, оформляться срочным трудовым договором;
7) состояние здоровья привлекаемого к трудовой деятельности иностранного гражданина должно отвечать требованиям, установленным российским законодательством.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона о правовом положении иностранцев в случае заключения иностранным гражданином трудового или гражданско-правового договора между с работодателем срок его временного пребывания в Российской Федерации может быть продлен на срок действия заключенного договора, исчисляемый со дня въезда иностранца в Российской Федерации, но не более чем на 1 год.
Указанное ограничение срока временного пребывания не распространяется на иностранных граждан, привлеченных для осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированных специалистов в соответствии, а также на иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в соответствии со статьей 133 указанного закона и с частью 2 статьи 16 Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково» Федеральный закон Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» «.
Таким образом, иностранные граждане могут осуществлять трудовую деятельность на территории РФ на основании трудового договора либо гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Кроме того, действующим законодательством предусмотрена возможность для иностранного гражданина осуществлять трудовую деятельность на территории РФ в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (ПБОЮЛ) в случае, если он имеет выданные в установленном порядке: разрешение на постоянное проживание в РФ; свидетельство о его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; разрешение на работу.
2. Порядок привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы
Для регулирования привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы законодательством Российской Федерации установлены определенные правила, обязательные как для работодателей, так и для иностранцев, желающих работать в Российской Федерации.
В числе таких правил — установление определенной ежегодной квоты на количество иностранцев, которые могут занять вакантные рабочие места на российском рынке труда, обязательное оформление работодателем установленных разрешительных документов, дающих ему право на законных основаниях нанимать и использовать труд иностранных работников, обязательное получение иностранным гражданином разрешения на работу в Российской Федерации на срок действия заключенного трудового, гражданско-правового договора.
Наличие потребности в привлечении иностранцев на работу в Россию регулируется посредством ежегодного формирования и утверждения квот на выдачу приглашений на въезд в Российскую Федерацию и разрешений на работу.
Согласно п. 1 статьи 18 Закона о правовом положении иностранцев квота на выдачу иностранцам приглашений на въезд в Российской Федерации в целях осуществления трудовой деятельности утверждается ежегодно Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте РФ и возможностей данного субъекта по обустройству иностранцев.
Кроме того, пп. 3 и 4 статьи 18.1 указанного Закона в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство РФ вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории РФ.
Квоты, могут устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда.
Порядок определения исполнительными органами государственной власти субъектов РФ потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ, утвержден постановлением Правительства РФ Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 г. № 783 (ред. от 8 декабря 2008 г.) «О порядке определения исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации». .
Общие подходы к привлечению и использованию в Российской Федерации иностранной рабочей силы.
В соответствии с п. 4 статьи 13 Закона о правовом положении иностранцев, работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование последних.
В свою очередь, иностранный работник имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.
При этом согласно п. 9 статьи 13.1 Закона о правовом положении иностранцев, работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Иностранные граждане могут осуществлять профессиональную деятельность в представительстве иностранного СМИ в Российской Федерации при условии соблюдения правил аккредитации и пребывания на территории РФ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1055 (в ред. от 7 июня 2002 г.) «Об утверждении Правил аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации».
Дополнительно необходимо отметить, что особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи определяются отдельным Федеральным законом Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». .
В свою очередь, особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации в связи с организацией проведения встречи глав государств и правительств странучастников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году в городе Владивостоке определяются Федеральным законом Федеральный закон от 8 мая 2009 г. № 93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума „Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество“ в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». .
Для получения разрешения на работу иностранным гражданам, иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, представляет непосредственно в ФМС России или ее территориальный орган документы, установленные Административным регламентом.
Заключение
В результате проводимого Российской Федерацией курса на преодоление тоталитарного изоляционизма и интеграцию страны с мировым сообществом на территории Российской Федерации стало проживать — постоянно и временно — много иностранных граждан и лиц без гражданства.
Конституция России устанавливает, что они пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами. Исключения возможны только в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).
Иностранные граждане могут осуществлять трудовую деятельность на территории РФ на основании трудового договора либо гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
В целом, если оценивать соотношение нормативных правовых актов, регулирующих миграционные процессы в Российской Федерации, с точки зрения их юридической силы, то можно прийти к выводу, что значительное их число имеет характер подзаконных актов, регламентирующих и уточняющих «правила игры» для ее участников — государственных органов, иностранных граждан, работодателей.
Такое положение создает существенные трудности для их практического использования ввиду сложности конструкции итоговой правовой нормы, содержание которой, в свою очередь, определяется множеством самостоятельных нормативных правовых документов.
Изменения миграционного законодательства, вступившего в силу в 2007 г., обозначили новые ориентиры и кардинальное изменение российской миграционной политики. В конце 2008 г. и в 2009 г. было принято ряд важных решений области миграционной политики: сокращение квот, ужесточение и увеличение контрольно-проверочных мероприятий и т. д. В мае 2010 г. были внесены значительные изменения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
1. Конституция РФ.
2. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032−1 (ред. от 22.07.2010) «О занятости населения в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
5. Федеральный закон от 8 мая 2009 г. № 93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2009 года N 933 «О возложении на федеральную миграционную службу функций компетентного органа, предусмотренных конвенцией о найме и трудоустройстве моряков (конвенция № 179)» .
6. Федеральный закон Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» «.
7. Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1055 (в ред. от 7 июня 2002 г.) «Об утверждении Правил аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории РФ».
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 г. № 783 (ред. от 8 декабря 2008 г.) «О порядке определения исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ».