Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные этапы развития судебной системы России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В дополнение к истории судебной системы Империи нельзя не упомянуть о столыпинских чрезвычайных военно-судебных органах, учрежденных Столыпином по «Положению Совета министров от 19.8.1906 о военно-полевых судах» для ускорения судопроизводства по делам о военных и гражданских лицах, обвиняемых в разбое, убийствах, грабеже, нападениях на военных, полицейских и должностных лиц и в других тяжких… Читать ещё >

Основные этапы развития судебной системы России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА теории и истории права и государства РЕФЕРАТ Основные этапы развития судебной системы в России Студента 2 курса 2501 группы Юридического факультета Веселова Артемия Валерьевича Проверял:

Павлов Валерий Семенович, кандидат исторических наук, доцент Санкт-Петербург

2012 г.

С древнейших времен суды играли огромную роль в жизни общества и государства. Именно на суде лежит серьезнейшая ответственность в обеспечении восстановления справедливости в обществе и участия в поддержании правопорядка в государстве.

Для осуществления столь важной задачи судам всегда давалось немало полномочий, что позволяет говорить о судебной власти. Сейчас судебная власть признана одной из трех отдельных ветвей власти в большинстве стран мира. Совокупность государственных органов (судов), осуществляющих правосудие является судебной системой.

Судебная система и является объектом исследования в данной работе. Предметом исследования являются основные этапы развития судебной системы в нашей стране с момента появления государственности до настоящего времени.

Целью работы является изучение и систематизация истории развития нашей судебной системы.

Судебная система Киевской Руси

История судов в России берет начало с основания Руси и княжения первых киевских князей. При первых князьях обычаи как источник права имели определяющее значение. В коллективном сознании той эпохи закрепилось убеждение: «все то, что было, имеет тем самым право на существование».

Свидетельства, приговоры и решения судов не фиксировались. Приговоры и судебные решения принимались от случая к случаю, в соответствии с конкретными обстоятельствами дела. Для лиц, разбиравших тяжбы и проступки (князь, боярин, представитель общины и т. п.) это занятие не было основным, они не были профессиональными судьями.

Носителями памяти о конкретном решении дела были живые люди. Для того, чтобы память о судебном решении жила как можно дольше, в судебный процесс приводили детей.

После принятия христианства на право Руси оказало влияние византийское право. Одним из следствий этого влияния стал Устав Владимира, установивший за Церковью юрисдикцию по решению определенных судебных дел (против христианской веры и Церкви, против нравственности, семейные дела). Над некоторыми группами населения (церковные люди) церковный суд устанавливался по всем делам., так же как и суд над населением церковных земель.

Не без влияния византийского права и Церкви появилась Русская Правда (XI век), ставшая основным источником права на Руси, потеснив правовые обычаи.

Судебный процесс по Русской Правде носил ярко выраженный состязательный характер: он начинался только по инициативе истца, стороны в нем (истец и ответчик) обладали в нем равными правами, судопроизводство в нем было гласным и устным, значительную роль в нем играли ордалии, присяга и жребий.

Процесс делился на три этапа:

1. Заклич (означал объявление о совершившемся преступлении, производился в людном месте)

2. Свод (подобие очной ставки, расследование, которое продолжалось до нахождения преступника).

3. Гонение следа (розыскные мероприятия, направленные на поиск доказательств и поимку преступника).

Система доказательств по Русской правде состояла из свидетельских показаний (видоков — очевидцев преступления и послухов — свидетелей доброй славы, поручителей), вещественных доказательств, ордалий, присяги. На практике существовал также судебный поединок, не упоминавшийся в Русской Правде. В законе не говорится о письменных доказательствах и собственном признании, хотя, скорее всего, они имели место.

Система наказаний по Русской Правде достаточно проста. Смертная казнь не упоминается в Правде, хотя на практике она, несомненно, имела место.

Высшей мерой наказания являлся поток и разграбление — конфискация имущества и продажа преступника с семьей в рабство. Следующим по тяжести видом наказания была вира — штраф за убийство, поступавший в княжескую казну. Родственникам погибшего уплачивалось головничество, равное вире.

Остальные преступления наказывались штрафом — продажей, поступавшей в казну, а потерпевший получал урок — денежное возмещение за причиненный ему ущерб.

В Русской Правде сохраняются древнейшие элементы обычая, связанные с принципом талиона, в случаях с кровной местью. Но главной целью наказания становится возмещение морального и материального ущерба. Исаев И. А. История государства и права России: учебник — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2011. С. 34 — 40, 48 — 50.

Судебная система Московского государства

В жизни Московского государства главной силой был отнюдь не закон. Понятие прав отсутствовало в сознании жителей страны. По словам Ключевского у подданных московского царя не было прав, одни лишь обязанности. Однако законодательство в Московском государстве конечно было. В XV — XVIIвеках сложилась и действовала сложная и разветвленная система законов.

Первый свод общероссийского законодательства — Судебник 1497 года, составленный при Иване III, составленный вскоре после объединения русских земель под властью Москвы.

Судебник 1497 года вводил на всей территории страны единообразный порядок суда и управления. В централизованной государственной системе судебный аппарат не был отделен от административного аппарата. Государственными судебными органами были царь, Боярская дума, путные бояре, чины, ведавшие отраслевыми управлениями, и приказы. Судебная система состояла из нескольких инстанций: 1) суд наместников, волостелей, воевод, 2) приказной суд, 3) суд Боярской думы или великого князя (царя) Делопроизводство при судах вели чиновники-дьяки, поручения по приговору суда исполняли надельщики — судебные приставы. Энциклопедия для детей. Т. 5. История России и ее ближайших соседей. Ч. 1 От древних славян до Петра Великого. — 2-е изд., испр. и доп./ Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2002. С. 487. Исаев И. А. История государства и права России: учебник — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2011.

С. 164.

С XVвека Боярская дума стала самостоятельным судебным органом, совмещая эти функции с управленческими. В качестве суда первой инстанции Дума рассматривала дела своих членов, приказных чинов, местных судей, разбирала споры о местничестве. По докладу проходили дела, поступавшие из наместнических и приказных судов, по которым Дума выступала в качестве суда второй инстанции. Дума же могла выходить к государю с докладом, прося разъяснения и окончательного разрешения дела.

Рассмотренные Думой приговоры, поступавшие из приказов, обобщались в докладной записке, которая становилась законодательным актом и именовалась новоуказной статьей.

Еще одной судебной инстанцией были приказы, ставшие с середины XVI века основной формой центрального суда. Судьи были закреплены за определенными приказами. Там же. С. 164 — 165.

Функции местного суда выполняли наместники и волостели, назначаемые государем из бояр на срок или в наследственную должность. Их юрисдикция распространялась на подведомственную им территорию, без их ведома рассматривались только наиболее тяжкие уголовные дела.

Контроль со стороны местного населения осуществляли представители местной администрации: дворский и староста. Это правило о представительстве местного населения в суде наместников и волостелей было закреплено в Судебнике 1550 года. Там же. С. 166 — 167.

В июне 1550 года Иваном Грозным был издан новый Судебник, заменивший недостаточно полный Судебник Ивана III. Судебник 1550 года конкретизирует виды наказаний и вводит новое — тюремное заключение, вводит новые составы преступлений (мошенничество и т. д.) и гражданско-правовые институты, провозглашается принцип «закон не имеет обратной силы», выраженный в предписании все дела судить по новому Судебнику. Там же. С. 154 — 155.

С 1556 года учреждается должность губного старосты, который в качестве судьи рассматривал уголовные дела. Местное население, которое оплачивало деятельность губных органов, избирало губного старосту и дьяка. Одновременно с ними избирались и лучшие люди (целовальники).

Неурегулированность отношений между наместниками и губными органами, усиление роли воевод привели к отмене губного управления в конце XVII века.

Воеводы, будучи служилыми людьми, назначались в города государем, Разрядным приказом или по просьбе городских жителей в зависимости от значимости города. Делопроизводство при воеводах вели дьяки.

В черных волостях после отмены системы кормления учреждались земские судьи, рассматривавшие преимущественно гражданские дела. Состав этих судов утверждался в Московском приказе. Наиболее важные дела рассматривались земскими судами в присутствии целовальников. В вотчинах и поместьях суд вершили сами феодалы на основе тарханных грамот. Там же. С. 167.

Тарханные грамоты в эпоху монгольского ига выдавались татарскими ханами церковным людям в знак дарований им своего суда, права свободного внутреннего распорядка; затем, после свержения татарского владычества, русские великие князья продолжали выдавать тарханные грамоты отдельным лицам и целым учреждениям, архиереям, знатным боярам, монастырям, городам; эти грамоты освобождали от некоторых повинностей и подсудности обыкновенным судам, представляя искать правосудия у самого великого князя. http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/35 179/ТАРХАННЫЕ

Крестьян дворцовых вотчин судил дворцовый суд.

Особняком стояла группа третейских судов, появившихся еще с XIVвека. Эти суды назначались властями в случаях, когда стороны просили об этом, и данное дело не относилось к числу прямо входящих в компетенцию судебного органа. Соборное Уложение 1649 года закрепило силу третейского решения правовой нормой. Исаев И. А. История государства и права России: учебник — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2011.

В 1649 году в правление царя Алексея Михайловича был принят новый свод законов — Соборное Уложение.

Судебное право в Уложении составило особый комплекс норм, регламентировавших организацию суда и процесса. Еще более определенно, чем в судебниках, здесь происходила дифференциация двух форм процесса:

1. Состязательный процесс, использовавшийся при ведении гражданских и не тяжких уголовных дел. Здесь широко применялись свидетельские показания, присяга, судебный поединок, письменные доказательства, крестное целование, жребий. Судоговорение было устным, но протоколировалось в судебном списке.

2. Розыскной процесс, применявшийся при наиболее серьезных уголовных делах (убийство, разбой, государственные преступления и т. д.). Дело начиналось по инициативе государственного органа или должностного лица, в ходе разбирательства особую роль играли такие доказательства, как поимка с поличным или собственное признание, для получения которого применялась пытка. Там же. С. 163, 181 — 182.

Глава Х Уложения подробно описывает различные процедуры суда: процесс распадался на собственно суд и вершение, т. е. вынесение приговора или решения. Там же. С. 181.

Самыми распространенными видами наказаний были смертная казнь различных видов (повешение, отсечение головы, утопление в реке, четвертование, сожжение в срубе, копчение на медленном огне, залитие в горло расплавленного металла и т. д.), телесные (членовредительские и болезненные, в т. ч. правеж), бесчестящие наказания, тюремное заключение, ссылка, конфискация имущества, отстранение от должности, штрафы.

Наказания имели индивидуализированный, сословный и неопределенный характер. Основными целями наказания были устрашение и возмездие. Там же. С. 191 — 193.

Судебная система Российской Империи

Начало XVIII века ознаменовалось обширными реформами во всех сферах жизни в России. Новый царь стал решительно менять лицо страны, превращая относительно отсталое Московское царство в могучую Российскую империю.

Не миновали реформы и судебную систему. Высшим судебным органом Империи признавался монарх. Император являлся верховным судьей и источником всей судебной власти. Он мог решать любые судебные дела независимо от решения судебных органов. Его решения отменяли любые другие. Монарху принадлежало право помилования и вынесения смертных приговоров. Монарх мог решать дела, не урегулированные законодательством и судебной практикой — достаточно было его воли.

Следующей инстанцией являлся Правительствующий Сенат, подчинявший себе всю систему судебных учреждений. Сенат являлся высшей апелляционной инстанцией, и его решения были окончательными.

Судебными функциями по делам своих чиновников наделялись приказы и коллегии. Коммерц-коллегия рассматривала торговые и вексельные споры, Вотчинная — земельные споры, Мануфактур-коллегия — дела членов цехов, Камер-коллегия — финансовые правонарушения. Юстиц-коллегия была апелляционной инстанцией для нижестоящих судов, проводила для них работу по обобщению судебной практики и подбор кадров. Там же. С. 268, 304.

Областные суды состояли из надворных и нижних судов. Президентами надворных судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего суда в надворный в порядке апелляции, если суд решал дело пристрастно, по распоряжению высшей инстанции или по решению судьи. Если приговор касался смертной казни, дело передавалось также в утверждение надворного суда.

Некоторые категории дел решались иными учреждениями в соответствии с их компетенцией. Камериры судили за дела, касавшиеся казны, воеводы и земские комиссары судили за побег крестьян. Судебные функции исполняли почти все коллегии, исключая коллегию Иностранных дел. Политические дела рассматривали Преображенский приказ и Тайная канцелярия. Вводились военные суды.

На практике подданные видели власть в лице губернаторов и иных администраторов, им и обжаловали решения надворных судов. Губернаторы вмешивались в судебные дела. Хаос во взаимоотношениях судов и местных властей привел к тому, что в 1722 г. вместо нижних судов были созданы провинциальные суды в составе воеводы и асессоров (заседателей), а в 1727 г. упраздняются и надворные суды. Их функции передавались губернаторам, то есть суд и администрация вновь слились в один орган. http://wordweb.ru/2008/01/06/petr-i-gosudarstvennye-reformy.html

В 1720 году учреждались прокуроры, следившие за правильностью судопроизводства.

В 1775 году Екатерина II провела судебную реформу. В процессе этой реформы была сформулирована и упрочена сословная судебная система.

Высшими судебными инстанциями в губерниях стали Палаты по уголовным и гражданским делам — всесословные судебные учреждения. Далее шла сложная система сословных судов:

1. Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, члены которого избирались дворянством сроком на 3 года и Нижний земский суд, осуществлявший полицейские функции, председатель которого также избирался только дворянами. Апелляционной инстанцией для уездных судов и нижних земских судов стал верхний земский суд, состоявший из двух департаментов, — по уголовным и гражданским делам. Верхний земский суд состоял из назначаемых императором председателя и вице-председателя, а также из 10 заседателей, избранных на 3 года дворянством.

2. Для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты, члены которых избирались на три года. Апелляционной инстанцией для городских магистратов были губернские магистраты, состоявшие из 2 председателей и заседателей, избираемых из числа горожан.

3. Государственные крестьяне судились в уездной нижней расправе, в которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники. Апелляционной инстанцией для нижней расправы стала верхняя расправа, дела в которую вносились под денежный залог в течение недельного срока.

4. В губерниях учреждались совестные суды, состоявшие из сословных представителей: дворян — по дворянским делам, горожан — по делам горожан, крестьян — по крестьянским делам. Суд носил характер примирительного — рассматривал гражданские иски, а также специального суда — по дела о преступлениях малолетних, умалишенных и делам о колдовстве.

Апелляционной и ревизионной инстанцией в губернии стали судебные Палаты по гражданским и уголовным делам. В компетенцию палат входил пересмотр дел, рассмотренных в верхнем земском суде, губернском магистрате или верхней расправе. К апелляционной жалобе прилагался солидный денежный залог.

Сенат являлся высшим судебным органом для судов всей системы.

При судах состояли прокуроры и стряпчие, назначаемые Сенатом Контроль за судами осуществлял генерал-прокурор.

Верхний надворный суд был местным апелляционным судом для рассмотрения уголовных и гражданских дел лиц, находившихся на государственной службе. Суды этого уровня были оборудованы в Санкт-Петербурге и Москве, их задача заключалась в выделении высших чиновников из подсудности общим судам.

Верхние надворные суды рассматривали в качестве судов второй инстанции дела, прошедшие через нижние надворные суды. Решения Верхних надворных судов подлежали утверждению палатой уголовного суда. Исаев И. А. История государства и права России: учебник — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2011. С. 338 — 341.

Стоит упомянуть о значительном смягчении наказаний в первой половине XIX века, которые могли быть вынесены судом, что в значительной степени приблизило систему наказаний к современной. Наказания делились на:

1. Уголовные: лишение правосостояния, смертная казнь (повешение или расстрел), ссылка на каторжные работы, поселение в Сибирь или Закавказье)

2. Исправительные: ссылка в Сибирь, лишение всех или некоторых особых прав и привилегий, лишение почетных титулов, наград, званий, запрет поступать на государственную или общественную службу, временное заключение в крепости.

3. Телесные наказания: розги, клеймение. http://allstatepravo.ru/mpiogp/statiy-iogp/1098-ugolovnoe-pravo-po-svodu-zakonov-ross-imperii.html

Ко второй половине XIX века стало очевидно, что российские судебные органы уже несостоятельны и в организационном, и в процессуальном, и в профессиональном отношении. Сложная система с особыми судами для различных социальных групп включала огромное количество инстанций, которые могли вести судебное разбирательство десятилетиями. Четкого разделения между судебной и административной властью не было: многие судьи являлись государственными служащими, на них могло быть оказано давление, либо они просто вынуждены были подчиняться вышестоящим чиновникам. Великие реформы в России. 1856 — 1874: Сборник/Под ред. Л. Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992. С. 305.

Большинство судебных чиновников не имело специальной юридической подготовки. Показания свидетелей оценивались в зависимости от их пола, социального и образовательного статуса. Все судебные служащие действовали в рамках архаичной и нерациональной судебной процедуры, которая с одной стороны, обеспечивала им возможность всяких злоупотреблений, а с другой — связывала их по рукам и ногам. Все это приводило к тому, что в судах зачастую принимались вопиюще несправедливые решения и делало необходимым проведение судебной реформы.

Судебная реформа 1864 года стала наиболее радикальной, новаторской и технически успешной из всех Великих реформ. Ее результатом стало создание новой системы судов и законодательства, ни в чем не уступающей соответствующим системам западноевропейских стран того времени. Провозглашалась презумпция невиновности. В основу судопроизводства был положен принцип независимости судей от администрации. За царем сохранялось лишь право на помилование. Судьи назначались царем или Сенатом пожизненно. Смещение судей допускалось только по их собственному желанию или по решению суда. Судебные процессы становились гласными, публичными и состязательными — залы судебных заседаний открывались для всех желающих. Вводился институт адвокатуры. Учреждался суд присяжных заседателей — пользующихся авторитетом представителей гражданского населения. Присяжные заседатели участвовали в судебных слушаниях и в вынесении приговора судьей. Там же. С. 306 — 307. Энциклопедия для детей. Т. 5. История России и ее ближайших соседей. Ч. 2 От дворцовых переворотов до Великих реформ/ Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2001. С. 463 — 465.

Структура российского суда сильно упрощалась. Вводились два вида суда: мировой и общий. Мировые судьи утверждались в должности Сенатом. Мировой суд был единоличным, присяжные в нем не участвовали, т.к. суд стремился к примирению сторон и разбирал малозначительные уголовные и гражданские дела, в которых ущерб пострадавшей стороны не превышал 500 рублей. Мировой суд, однако, обладал и правом выносить приговор. Приговор мог обжаловаться на съезде мировых судей округа. Мировые судьи избирались по 108 специально созданным для этого округам уездными земскими собраниями кандидатов, проходивших по возрастному, имущественному и образовательному цензам.

Общий суд состоял из окружных судов (как правило по 1 на губернию) и судебных палат (одна на несколько судебных округов). Все уголовные дела рассматривались с участием присяжных заседателей. Дела о государственных преступлениях входили в компетенцию не окружных судов, а судебных палат. (Закон 1871 года передавал производство дознания по политическим делам жандармерии, а с 1878 года большинство политических дел передавалось военным судам.)

В судебных палатах обжаловались и решения окружных судов. Высшей судебной инстанцией был Сенат. Он выступал как орган надзора за соблюдением судебных уставов и процедуры судопроизводства. В случае их нарушения Сенат мог вернуть дело в судт для повторного разбирательства.

Новая судебно-прававая система не распространялась на крестьян. Хотя они и освобождались от вотчинного суда помещика и пользовались почти равными правами с представителями других сословий, на крестьян смотрели как на группу населения, обладающую отличным от других правовым статусом. Все спорные имущественные вопросы между крестьянами и дела о преступлениях решались не в общем суде, а в особых крестьянских судах, члены которых выбирались из крестьян.

Военные суды были обособлены от гражданских судов (общих и местных). Их система строилась в соответствии с предписаниями Военно-судебного устава 1867 г. (со многими последующими изменениями и дополнениями). http://rudocs.exdat.com/docs/index-355 651.html?page=11

После проведения судебной реформы быстро увеличилось число юристов, обслуживающих все возраставшие правовые потребности общества. Статус юриста повысился, адвокатские и нотариальные конторы постепенно сделались неотъемлимой частью российского городского пейзажа. Энциклопедия для детей. Т. 5. История России и ее ближайших соседей. Ч. 2 От дворцовых переворотов до Великих реформ/ Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2001. С. 463 — 466.

В дополнение к истории судебной системы Империи нельзя не упомянуть о столыпинских чрезвычайных военно-судебных органах, учрежденных Столыпином по «Положению Совета министров от 19.8.1906 о военно-полевых судах» для ускорения судопроизводства по делам о военных и гражданских лицах, обвиняемых в разбое, убийствах, грабеже, нападениях на военных, полицейских и должностных лиц и в других тяжких преступлениях, в тех случаях, когда за очевидностью преступления нет необходимости в дополнительном расследовании. Военно-полевые суды вводились как чрезвычайная мера в борьбе с революционными выступлениями и террористическими актами в целях внутренней политической стабилизации в стране. http://www.stolypin.ru/enciklopediya/voenno-polevye-sudy

Советская судебная система

С приходом Октябрьской революции были разрушены все старые институты государственной власти. Не стала исключением и судебная система, однако тенденции к её изменению наметились ещё в царской России. Практически все знаменитые юристы того времени отмечают, что общество стало отрицательно воспринимать саму идею права и правосудия. «Прежняя вера во всемогущую силу правовых начал, в их способность утвердить на земле светлое царство разума, отжила своё время» — так 1906 году охарактеризовал отношение народа к праву известный философ и правовед Павел Новгородцев. В общем, идея о том, что любые конфликты проще разрешить при помощи насилия, а не права оказалась доминирующей в российском обществе с конца XIX века.

Сразу после октябрьских событий были заложены первоосновы для новой судебно-правовой системы. В соответствии с декретом II Всероссийского съезда Советов, создаётся новый центральный орган судебного управления — Наркомат юстиции РСФСР. В задачу Наркомата юстиции входил надзор за исполнением законов. Он привлекал к уголовной ответственности нарушителей закона, лично руководил расследованием дел. Ещё одна обязанность наркомата — следить, насколько правильно и законно содержатся заключенные под стражей и управлять местами заключения через тюремно-карательный отдел. На местах наркомат представляли комиссары юстиции, которых избирали местные советы.

22 ноября 1917 года Ленин подписал Декрет «О суде» № 1. Первый проект этого декрета разрабатывал Народный комиссариат юстиции РСФСР, опубликовали его в «Материалах Народного комиссариата юстиции».

На последнем этапе работы над декретом «О суде» № 1 появилась идея о создании так называемых революционных трибуналов, призванных бороться с контрреволюционными силами и ограждать от них завоевания революции. Ленин считал трибуналы истинными пролетарскими судами, а вот большинство юристов видели в них не органы правосудия, а органы политической расправы, для которых польза в делах революции была более веским аргументом, чем закон. Постепенно действия революционных трибуналов стали более тщательно регламентироваться законом, и к гонцу Гражданской войны границы между судом и трибуналом практически стёрлись.

Меньше, чем через год, (в марте и в июле 1918 года) были изданы декрет «О суде» № 2 и декрет «О суде» № 3. Декретом № 2 учреждались окружные народные суды, в которых рассматривались дела, превышающие подсудность местного суда. Окружные суды создавались лишь на время и должны были существовать до тех пор, пока не закончатся дела, находящиеся в производстве старых судов.

В декрете № 3 была разграничена подсудность дел между местными и окружными судами. В местных судах должны были рассматриваться мелкие гражданские и уголовные дела. А вот посягательства на человеческую жизнь, разбойные нападения, фальшивомонетничество и т. д. ложились на плечи окружных народных судов. http://www.zasudili.ru/interesting.php?ELEMENT_ID=939

30 ноября 1918 года был создан Единый народный суд. Положение о Едином народном суде полностью упраздняло окружные суды, а в качестве судебных звеньев остались народные суды.

После окончания Гражданской войны и перехода к НЭПу первым делом была ликвидирована Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) и образовано Государственное политическое управление, которое расследовало и пресекало контрреволюционные и особо тяжкие преступления, а затем непременно передавало дело в суд.

3 ноября 1922 года принято положение о судоустройстве РСФСР, согласно которому в единую систему судебных органов РСФСР входят: 1) народный суд в составе постоянного народного судьи; 2) народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей; 3) губернский суд; 4) Верховный суд РСФСР.

Наряду с единой системой народных судов РСФСР создавались специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, земельные и арбитражные комиссии. Исаев И. А. История государства и права России: учебник — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2011. С. 664 — 665. http://www.zasudili.ru/interesting.php?ELEMENT_ID=939

Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих. Кандидаты в судьи должны были обладать стажем ответственной работы. Верховный суд РСФСР избирался ВЦИК и состоял из Президиума, Пленума и семи коллегий: уголовной, гражданской, двух кассационных, военной, военно-транспортной и дисциплинарной. Для всех судебных органов Верховный суд был надзорной инстанцией, для губернских судов — кассационной, по делам об особо опасных преступлениях — первой инстанцией.

Для осуществления предварительного следствия при отдельных судебных учреждениях, следственных участках и отделе прокуратуры Наркомюста закрепились народные следователи, действующие под наблюдением прокуроров и губернских судов.

В мае 1922 года ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре. ВЦИК учреждал государственную прокуратуру в составе Наркомюста. Нарком юстиции возглавлял прокуратуру, являясь Прокурором Республики. Губернские прокуроры назначались Прокурором Республики. При трибуналах состояли особые прокуроры, подчиненные помощнику Прокурора Республики.

На прокуратуру возлагалось: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных, общественных и частных организаций и частных лиц (общий надзор), наблюдение за деятельностью следственных органов и дознанием, за деятельностью органов ОГПУ, поддержание обвинения в суде, наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

Одновременно с Положением о прокурорском надзоре ВЦИК принял Положение об адвокатуре, а также Положения о нотариате и об арбитражных комиссиях. Исаев И. А. История государства и права России: учебник — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2011. С. 663 — 665.

Объединение советских республик в союзное государство не могло не принести изменений с историю советской судебной системы. Так, в ноябре 1923 года было создан Верховный суд СССР — судебный орган первой инстанции, в обязанности которого входил надзор за соблюдением Конституции СССР и законности в целом. Полномочия Верховного суда СССР постепенно расширялись. В 1926 году он стал кассационной инстанцией по делам, которые рассматривал военный трибунал, в 1929 — получает право законодательной инициативы. http://www.zasudili.ru/interesting.php?ELEMENT_ID=939

В целом его можно было бы охарактеризовать как период постепенного отхода от тех демократических веяний, которые дали о себе знать в ходе реформы 1922— 1924 гг. Этому в значительной мере способствовал начавшийся к тому времени процесс образования командно-административной системы, которой требовалось максимально централизовать весь государственный механизм.

Начавшееся было формирование системы независимых судов приостановилось. Оно натолкнулось, с одной стороны, на сопротивление органов юстиции, которые стремились командовать судами не собирались сдавать свои позиции, а с другой — на нежелание верхних эшелонов власти упускать из своих рук нити руководства из Центра.

Шел все нараставший нажим с целью «вмонтирования» судов в структуру исполнительных органов. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке руководства судебными органами» от 30 октября 1928 г. Председатель Верховного Суда РСФСР был объявлен «заместителем Народного комиссара юстиции. Несколько раньше состоялось решение о включении Верховного Суда РСФСР в состав Наркомюста РСФСР. Хотя эти решения и были вскоре отменены, в них проявились очень рельефно тенденции того времени.

В те годы начался также процесс формирования жестко централизованного аппарата прокуратуры. Прокуратура при Верховном Суде СССР постепенно подчиняла себе республиканские органы прокуратуры, подведомственные тогда местным органам юстиции. В 1928 г. в ведение прокуратуры перешел следственный аппарат, который ранее входил в состав судов. В 1933 г. состоялось решение об образовании единой системы прокуратуры на всей территории Союза ССР во главе с Прокуратурой СССР. И эта система со временем начала претендовать на роль учреждения, надзирающего за судами и руководящего ими.

В конце 1933 года было утверждено Положение о Прокуратуре СССР, образованной в июне того же года. С 1936 года все прокурорские органы стали подчиняться Прокуратуре СССР, выйдя из подчинения Наркомюстов республик. http://rudocs.exdat.com/docs/index-355 651.html?page=11

В августе 1938 года был принят Закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», в котором закреплялась унифицированная судебная система. В состав судов стали входить судья и два народных заседателя.

Судом первой инстанции являлся народный суд.

Судами второй инстанции являлись краевой, областной, окружной суды и суды автономных областей.

Судами высшей инстанции являлись Верховные суды автономных республик, Верховные суды союзных республик и Верховный суд СССР.

Наряду с общими судебными инстанциями сохранялись специальные суды: военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта. Исаев И. А. История государства и права России: учебник — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2011. С. 709.

Для рассматриваемого периода характерной была тенденция воссоздания чрезвычайных органов репрессии. Еще в марте 1924 г. при ОГПУ было создано Особое совещание, которое уполномочивалось рассматривать дела в отношении лиц, занимавшихся контрреволюционной деятельностью, шпионажем, контрабандой, спекуляцией валютой и золотом. Постановления этого «совещания» должны были выноситься при участии прокуроров, наделенных правом принесения протестов и приостановления этих постановлений. С 1929 г. начали работать «тройки» — внесудебные органы, наделенные полномочием рассматривать так называемые крупные хозяйственные дела и дела политического характера.

В истории советских судов, в том числе российских, период 30−50 годов ХХ столетия останется как один из самых мрачных. В осуществлении массовых репрессий и беззакония активное участие принимали не только органы НКВД, МГБ, Особое совещание, тройки. К этому были причастны и суды, в первую очередь среднего и высшего звеньев. Их незаконные приговоры по сфальсифицированным делам в отношении мнимых «врагов народа» и иных политических «отщепенцев» выявляются вплоть до настоящего времени. В большинстве своем они выносились именно в те годы. http://rudocs.exdat.com/docs/index-355 651.html?page=11

С началом Великой Отечественной войны было установлено, что во всех местностях, находящихся на военном положении, все дела о преступлениях, угрожающих государственной безопасности, следует передавать на рассмотрение военных трибуналов. Процессы происходили очень стремительно, в них не принимали участия заседатели и адвокат. Обжалованию приговоры трибунала не подлежали и могли быть отменены или изменены лишь в особых случаях.

Победа в войне подарила всем надежду на смягчение существующего режима. В 946−1947 годах состоялись закрытые обсуждения новой Конституции и новой Программы ВКП (б), на которых некоторые руководящие работники высказывались по поводу того, что следует децентрализовать экономику, ликвидировать военные трибуналы и хоть в какой-то степени расширять внутреннюю демократию. Между проведением смягчающих реформ и возвратом к жестокому послевоенному курсу государство выбрало второе. Возобновились постоянные репрессии и чистки, для борьбы с «антисоветскими» явлениями были созданы «суды чести». В своих обвинениях государство демонстрировало полное неуважение к своему же закону и, как результат, общество также утратило доверие к правосудию. http://www.zasudili.ru/interesting.php?ELEMENT_ID=939

Однако изменения в поствоенную судебную систему всё-таки были внесены. Устранены военные трибуналы (1953 год) и прокуратура в войсках МВД, не стало и органов внесудебной репрессии. Рассматривать дела о государственных преступлениях по упрощенной схеме теперь было запрещено.

В феврале 1957 года появилось новое положение о Верховном суде СССР. А ещё раньше (в мае 1956 года), в рамках общего процесса по децентрализации управления, было ликвидировано Министерство юстиции СССР. Сначала руководство было возложено на министерства юстиций союзных республик и частично перешло руки Юридической комиссии при Совете Министерств СССР. Но в 1957;1960 годах министерства юстиций в республиках также были упразднены, их функции стали выполнять Верховные суды и юридические комиссии при правительствах союзных республик.

Позже выяснилось, что устранение Министерства юстиции не пошло на пользу судебной системе страны, поэтому в июле 1970 года по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению работы судебных и прокурорских органов» Министерство юстиции СССР было восстановлено. В задачу министерства входило организационное руководство судами, систематизация и подготовка предложений по кодификации законодательства. Также оно руководило адвокатурой, нотариатом, органами ЗАГС, подготовкой кадров судебных, следственных органов и учреждений юстиции.

Верховный суд по-прежнему оставался высшим судебным органом СССР, на него возлагался надзор за деятельностью всех прочих советских судов. Положение о Верховном суде СССР от 12 февраля 1957 года значительно сузило полномочия высшего судебного органа. Если раньше Верховный суд СССР мог востребовать из любого суда любое дело, даже если то ещё не рассматривалось, то с принятием нового положения право окончательных решений по всем делам принадлежало Верховному суду союзной республики.

30 ноября 1979 года принят новый закон «О верховном суде СССР», в котором было установлено, что Верховный суд СССР выступает в качестве суда первой инстанции, рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Верховный суд избирался на пять лет Верховным Советом СССР.

Верховный суд СССР представлял такую структуру: в состав его входили Пленум и три коллегий: военная, по гражданским делам и по уголовным. Пленум рассматривал дела по протестам Председателя Верховного суда СССР и Генерального прокурора, материалы обобщения судебной практики и судебной статистики, утверждал состав судебных коллегий, а также секретаря Пленума и научно-консультативный совет, выслушивал отчеты председателей судебных коллегий, доклады председателей Верховных судов союзных республик.

Судебные коллегии состояли из членов Верховного суда СССР и утверждались по решению Пленума. Они как первая инстанция рассматривали дела исключительной важности. В порядке надзора рассматривались протесты и решения Верховных судов союзных республик. Также в коллегии были уполномочены решать споры между союзными судами о том. Где будет рассматриваться то или иное дело. http://www.zasudili.ru/interesting.php?ELEMENT_ID=939

Начало реформаторской деятельности связано с выдвижением и утверждением в общественно-политическом сознании в 80-е годы идеи формирования правового государства и гражданского общества. Применительно к судебной сфере это выражалось в требованиях обеспечения самостоятельности судов, независимости судей, внедрения демократических форм судопроизводства, презумпции невиновности, реальной защиты прав и свобод граждан.

Радикальные изменения, связанные с ролью суда в системе правоохранительных органов, относятся к периоду распада СССР и реформирования российской государственности. Принятая 12 июня 1990 г. Декларация о государственном суверенитете РСФСР провозгласила демократические принципы организации всех ветвей государственной власти, включая и судебную власть. Последовавшая затем ликвидация высших судебных учреждений СССР потребовала внесения изменений в действующее законодательство России и прежде всего в Конституцию (Основной закон) РСФСР.

В Конституцию РСФСР в 1990;1992 гг. были внесены следующие изменения, связанные с регулированием судебной системы:

1)об образовании Конституционного Суда РСФСР (ст. 165 -15 декабря 1990 г.) и системы арбитражных судов (ст. 163 — 24 мая 1991 г.);

2) возможности бессрочного наделения судейскими полномочиями (ст. 164 — 9 декабря 1991 г.);

3) рассмотрении отдельных категорий дел судьями единолично, а также с участием присяжных заседателей (ст. 165 — 1 ноября 1991 г.);

4) расширении права суда по контролю за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти (ст. 39 — 41 9 декабря 1992 г.). http://all-books.biz/konstitutsionnoe-uchebnik/osnovnyie-etapyi-razvitiya-rossiyskoy-sudebnoy.html

Судебная система Российской Федерации

судебный русь московский империя советский

Изменения и дополнения действующей Конституции РФ, принятой в 1993 году, стимулировали законодательную активность в судебной сфере. Ставилась цель утвердить судебную власть как самостоятельную и независимую ветвь государственной власти; закрепить демократические принципы деятельности судов и других правоохранительных органов, обеспечить соблюдение прав и свобод граждан. Особо подчёркивалась необходимость организации судопроизводства на началах состязательности, исключения всех остаточных проявлений обвинительной роли суда; совершенствования гарантий независимости судей.

Конституция РФ 1993 г. на высшем законодательном уровне закрепила роль и место судов в системе органов государственной власти, как самостоятельной и независимой ее ветви (ст. 10). Развивая и уточняя упомянутые ранее новеллы Основного закона 1978 г., Конституция РФ исчерпывающе определила принципы организации и деятельности суда. http://all-books.biz/konstitutsionnoe-uchebnik/osnovnyie-etapyi-razvitiya-rossiyskoy-sudebnoy.html

Согласно Конституции в нашей судебной системе выделяются Конституционные и уставные Суды РФ и субъектов РФ, система судов общей юрисдикции и система арбитражных судов.

Конституционный Суд РФ проверяет на соответствие Конституции РФ нормативно-правовых актов и международных договоров РФ.

Конституционные и Уставные Суды субъектов РФ проверяют на соответствии Конституциям и Уставам субъектов РФ нормативно-правовых актов субъектов РФ.

Арбитражные суды занимаются разрешением экономических споров.

Инстанции арбитражных судов:

1. Арбитражные суды субъектов РФ

2. Апелляционные арбитражные суды.

3. Арбитражные суды федеральных округов.

4. Высший арбитражный Суд Суды общей юрисдикции занимаются гражданскими, уголовными и административными делами.

Инстанции судов общей юрисдикции:

1. Мировые суды (являются судами субъектов РФ в отличие от остальных судов общей юрисдикции, являющихся федеральными, могут решать незначительные дела желанию сторон, решения обжалуются в районных судах).

2. Районные суды (суды первой инстанции), гарнизонные военные суды.

3. Городские суды.

4. Верховные суды республик, суды областей, краев, автономных областей, автономных округов, городские суды городов федерального значения, военные и флотские окружные суды

5. Верховный Суд РФ. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. — 25 декабря 1993 г. Глава 7. http://www.arbitr.ru/as/assys/struct http://ru.wikipedia.org/wiki/Судебная_система_России

Заключение

Судебная власть играет большую роль в жизни страны, эффективность правосудия имеет огромное значение для успешного развития общества и государства.

У нашей страны богатая история, в т. ч. и история судов. В своей работе я постарался рассмотреть судебную власть в России в каждую из ее эпох, начиная с Киевской Руси и кончая Российской Федерацией. В каждый период истории нашей страны у нас существовала своя особая судебная система, которая по замыслу государственных людей тех эпох должна была лучше всего отвечать нуждам того времени…

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. — 25 декабря 1993 г.

2. Великие реформы в России. 1856 — 1874: Сборник/Под ред. Л. Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992. — 336 с.

3. Энциклопедия для детей. Т. 5. История России и ее ближайших соседей. Ч. 1 От древних славян до Петра Великого. — 2-е изд., испр. и доп./ Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2002. — 688 с.

4. Энциклопедия для детей. Т. 5. История России и ее ближайших соседей. Ч. 2 От дворцовых переворотов до Великих реформ/ Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2001. — 704 с.

5. Исаев И. А. История государства и права России: учебник — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2011. — 800 с.

6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Судебная_система_России

7. http://www.arbitr.ru/as/assys/struct

8. http://all-books.biz/konstitutsionnoe-uchebnik/osnovnyie-etapyi-razvitiya-rossiyskoy-sudebnoy.html

9. http://www.zasudili.ru/interesting.php?ELEMENT_ID=939

10. http://rudocs.exdat.com/docs/index-355 651.html?page=11

11. http://www.stolypin.ru/enciklopediya/voenno-polevye-sudy

12. http://allstatepravo.ru/mpiogp/statiy-iogp/1098-ugolovnoe-pravo-po-svodu-zakonov-ross-imperii.html

13. http://wordweb.ru/2008/01/06/petr-i-gosudarstvennye-reformy.html

14. http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/35 179/ТАРХАННЫЕ

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой