Особенности морали представителей криминальной среды
В жизни общества мораль выполняет важнейшую задачу формирования личности, является действенным средством воспитания. Концентрируя нравственный опыт человечества, мораль делает его достоянием каждого нового поколения людей. В этом состоит ее воспитательная функция. Нравственность пронизывает все виды воспитания постольку, поскольку она придает им правил ьную социальную ориентацию через… Читать ещё >
Особенности морали представителей криминальной среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство внутренних дел РФ Московский университет Кафедра истории государства и права Реферат
" Особенности морали представителей криминальной среды"
Москва 2013 г.
- Введение
- 1. Понятие морали
- 2. Специфика моральных норм
- 3. Роль морали в жизни человека и общества
- 4. Функции морали
- 5. Особенности личности и морали представителей крименальной среды и рецидивистов
- Заключение
- Список литературы
Актуальность темы
Состояние культуры в российской действительности заслуживает особого внимания. Это связано с тем, что возникла угроза разрушения ее национальной основы, дробления на множество частей (субкультур), стоящих около основной культуры и зависящих от нее. Так необходимо говорить о криминальной субкультуре, как о наиболее опасной форме асоциального поведения в обществе.
На значимость данной проблемы указано и в Послании Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию, обозначившего в качестве одного из приоритетных направлений новой политической стратегии развития России укрепление современной культуры, которая должна пониматься в самом широком смысле этого слова: «.Без этого невозможно добиться успехов ни в настоящем, ни в будущем. Для достижения этой цели начинать надо с самого начала — с воспитания новой личности в соответствии с традициями и обычаями русского народа. Необходимо беречь единое культурное пространство страны во всем ее многообразии, помогать сохранению ее богатых национальных традиций» .
Однако тенденции становления отечественной культуры с ее различными субкультурными течениями, контркультурами, криминальной субкультурой как крайней ее формой представляют собой реальное препятствие на пути реализации поставленной перед государством и обществом глобальной задачи сохранения России как самобытного государства.
Существование и развитие криминальной субкультуры обеспечивают ее носители, большую часть которых составляют лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы. Несмотря на то, что в Российской Федерации провозглашен и соблюдается принцип гуманизации уголовного наказания, а законодатель стремится сократить численность указанной категории граждан, этот показатель остается по-прежнему высоким. Так, по состоянию на 1 октября 2010 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 833,6 тыс. человек. В 755 исправительных колониях отбывало наказание 707,1 тыс. человек. В 226 следственных изоляторах и 164 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях, содержалось 120,1 тыс. человек; в 7 тюрьмах — 2,0 тыс. человек; в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних — 4,4 тыс. человек1.
Тревожным симптомом становится распространение элементов преступной субкультуры в повседневной жизни. Из жаргона осужденных многие слова и выражения перемещаются в обыденную речь, употребляются в публикациях средств массовой информации, используются политиками, руководителями различного уровня. Криминальная субкультура видоизменяется, приобретает новые формы, вследствие чего возникает своеобразная «конкуренция» между ними.
Актуальность темы
исследования подтверждается ее направленностью на определение концептуальных основ повышения эффективности уголовно-правовой и уголовно-исполнительной политики противодействия криминальной субкультуре и ее проявлениям в обществе, выработку (оптимизацию) моделей профилактики преступности, разработку рекомендаций по совершенствованию взаимодействия органов власти, правоохранительных органов, а также различных институтов гражданского общества и самих субкультурных объединений.
Цель работы. изучение основных параметров криминальной субкультуры как общественной, культурологической, криминологической категории, а так же выявление особенностей морали представителей криминальной среды.
В соответствии с поставленной целью определен круг взаимосвязанных задач: криминальный субкультура власть общество
1) провести ретроспективный анализ истории возникновения, становления и развития криминальной субкультуры в России;
2) рассмотреить понятие, функции и значение в жизни общества морали;
3) определить место криминальной субкультуры в системе субкультур российского общества;
4) выявить особенности морали у представителей криминаольной субкультуры и рецидивистов.
1. Понятие морали Моралью (или нравственностью) называют принятую в обществе систему норм, идеалов, принципов и ее выражение в реальной жизни людей.
Мораль изучает специальная философская наука — этика.
Мораль в целом проявляет себя в осмыслении противоположности добра и зла. Добро понимается как важнейшая личная и общественная ценность и соотносится с влечением человека к поддержанию единства межличностных связей и достижению нравственного совершенства. Добро есть стремление к гармоничной целостности как в отношениях между людьми, так и во внутреннем мире личности. Если добро — созидательно, то зло — это все, что разрушает межличностные связи и разлагает внутренний мир человека.
Все нормы, идеалы, предписания морали ставят своей целью поддержание добра и отвлечение человека от зла. Когда человек осознает требования поддержания добра как свою личную задачу, можно говорить, что он осознает свой долг — обязательства перед обществом. Исполнение долга контролируется внешним образом — общественным мнением и внутренним образом — совестью. Таким образом, совесть есть личное осознание своего долга.
Человек свободен в моральной деятельности — он волен выбрать или не выбрать путь следования требованиям долга. Эта свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором. На практике моральный выбор — нелегкая задача: часто очень трудно сделать выбор между долгом и личными склонностями (например, пожертвовать деньги в детский дом). Еще сложнее становится выбор, если разные виды долга противоречат друг другу (так, врач должен спасти жизнь больного и избавить его от боли; иногда то и другое несовместимо). За последствия морального выбора человек отвечает перед обществом и перед самим собой (своей совестью).
Суммируя эти особенности морали, можно выделить следующие ее функции:
с оценочную — рассмотрение поступков в координатах добра и зла с (как хороших, плохих, нравственных или безнравственных);
с регулятивную — установление норм, принципов, правил поведения;
с контролирующую — контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека;
с интегрирующую — поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;
с воспитательную — формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.
Из определения морали и ее функций вытекает важное отличие этики от других наук. Если любая наука интересуется тем, что есть в реальности, то этика — тем, что должно быть. Большинство научных рассуждений описывает факты (например, «Вода кипит при 100 градусах Цельсия»), а этика предписывает нормы или оценивает поступки (например, «Ты должен исполнить обещание» или «Предательство — это зло»).
2. Специфика моральных норм
Моральные нормы отличны от обычаев и правовых норм.
Обычаи — это исторически сложившийся стереотип массового поведения в конкретной ситуации. Обычаи отличаются от моральных норм:
с следование обычаю предполагает беспрекословное и буквальное подчинение его требованиям, в то время как моральные нормы предполагают осмысленный и свободный выбор человека;
с обычаи различны для разных народов, эпох, социальных групп, тогда как мораль универсальна — она задает общие нормы для всего человечества;
с исполнение обычаев нередко основано на привычке и страхе перед неодобрением окружающих, а мораль основывается на чувстве долга и поддерживается чувством стыда и угрызениями совести.
Право — это система юридических норм, имеющих общеобязательный характер. Нормы права отличаются от моральных норм рядом характеристик:
с право санкционируется государством, а мораль основана на личном убеждении и общественном мнении;
с правовые нормы имеют обязательный характер, тогда как моральные нормы необязательны (хотя и желательны) для исполнения;
с правовые нормы документально зафиксированы в законах, конституции и т. д., а моральные нормы могут быть неписаными и устно передаваться из поколения в поколение;
с за невыполнение правовых норм следует административная или уголовная ответственность (например, штраф или ограничение свободы), а моральные санкции выражаются в общественном неодобрении и муках совести.
Некоторые моральные нормы могут по форме совпадать с правовыми. Напри мер, норма «не укради». Можно задать вопрос: «Почему человек отказывается от кражи?» Если из-за страха перед судом, то мотив не морален, если из убеждения, что кража — это плохо, то поступок основан на моральных основаниях. В некоторых ситуациях право и мораль конфликтуют и то, что человек считает своим моральным долгом, является нарушением закона (например, некто крадет лекарство, чтобы спасти жизнь близкого человека).
На ранних своих этапах моральное нормотворчество было тесно связано с религией, которая выводит мораль из божественного откровения, а неисполнение норм трактует как грех. Все религии предлагают набор моральных заповедей, обязательных для исполнения всеми верующими.
По поводу моральных норм в разных религиях нет разногласий: убийство, воровство, ложь, прелюбодеяние считаются предосудительными во всех трех мировых религиях.
3. Роль морали в жизни человека и общества
Благодаря способности человека и общества подвергать моральной оценке все стороны общественной жизни — экономическую, политическую, духовную и т. д., а также давать моральное обоснование экономическим, политическим, религиозным, научным, эстетическим и иным целям мораль оказывается включенной во все сферы общественной жизни.
В жизни действуют нормы и правила поведения, требующие от человека служения обществу. Их возникновение и существование диктуется объективной необходимостью совместной, коллективной жизни людей. Таким образом, можно сказать, что сам способ человеческою существования необходимо порождает потребность людей друг в друге.
Мораль действует в обществе как совокупность трех структурных элементов: моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания.
Прежде чем раскрыть основные функции морали, подчеркнем ряд особенностей действий морали в обществе. Следует отметить, что в моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Существование морали можно интерпретировать как признание обществом того простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом. Таким образом, мораль можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друге другом и с интересами общества в целом.
В отличие от других проявлений духовной жизни общества (наука, искусство, религия) мораль не является сферой организованной деятельности. Проще говоря, в обществе не существует таких учреждений, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали. И оттого, наверное, управлять развитием морали в обычном смысле этого слова (как управлять наукой, религией и т. д.) невозможно. Если мы вкладываем определенные средства в развитие науки, искусства, то по прошествии некоторого времени вправе ожидать и ощутимых результатов; в случае же с моралью это невозможно. Мораль всеобъемлюща и в то же время неуловима.
Моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности.
Большинство моральных требований апеллирует не к внешней целесообразности (поступай так-то и добьешься успеха или счастья), а к моральному долгу (поступай так-то, потому что этого требует твой долг), т. е. имеет форму императива — прямого и безусловного повеления. Люди давно уже убедились, что строгое выполнение моральных правил вовсе не всегда приводит к жизненному успеху, тем не менее мораль продолжает настаивать на строгом соблюдении ее требований. Объяснить этот феномен можно только одним образом: лишь в масштабе всего общества, в суммарном итоге выполнение того или иного морального предписания обретает свой полный смысл и отвечает некой общественной потребности.
4. Функции морали
Рассмотрим социальную роль морали, т. е. основные ее функции:
с регулятивную;
с оценочную;
с воспитательную.
Регулятивная функция
Одной из главных функций морали является регулятивная. Мораль выступает прежде всего как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. По мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции общественных отношений: правовой, административный, технический и проч. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается в организационном подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов и т. д. Во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидами соответствующих норм и принципов поведения в обществе. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой частью его духовного мира, механизмом мотивации его повеления.
Оценочная функция
Другая функция морали — оценочная. Мораль рассматривает мир, явления и процессы с точки зрения их гуманистического потенциала — того, в какой мере они способствуют объединению людей, их развитию. Соответственно этому она классифицирует все как положительное или отрицательное, добро или зло. Нравственно оценочное отношение к действительности есть ее осмысление в понятиях добра и зла, а также других сопредельных с ними или производных от них понятиях («справедливость» и «несправедливость», «честь» и «бесчестье», «благородство» и «низость» и т. д.). При этом конкретная форма выражения нравственной оценки может быть различной: похвала, согласие, порицание, критика, выраженные в оценочных суждениях; проявление одобрения или неодобрения. Нравственная оценка действительности ставит человека в активное, деятельное отношение к ней. Оценивая мир, мы уже что-то меняем в нем, а именно меняем свое отношение к миру, свою позицию.
Воспитательная функция
В жизни общества мораль выполняет важнейшую задачу формирования личности, является действенным средством воспитания. Концентрируя нравственный опыт человечества, мораль делает его достоянием каждого нового поколения людей. В этом состоит ее воспитательная функция. Нравственность пронизывает все виды воспитания постольку, поскольку она придает им правил ьную социальную ориентацию через нравственные идеалы и цели, что обеспечивает гармоничное сочетание личных и общественных интересов. Мораль рассматривает общественные связи как связи людей, каждый их которых имеет самоценное значение. Она ориентирует на такие действия, которые, выражая волю данной личности, не попирают в то же время воли других людей. Мораль учит делать каждое дело таким образом, чтобы от этого не было плохо другим людям.
5. Особенности личности и морали представителей криминальной среды и рецидивистов
Преступления совершаются людьми, каждый из которых имеет свой неповторимый внутренний мир. Поэтому в каждом преступлении находят выражение личностные черты (психологические, социальные и др.), то есть каждое преступление несет в себе отпечаток индивидуальности личности, Но многообразие преступлений, как и индивидуальность их субъектов, поддается анализу, так как всякая индивидуальная черта повторяется у многих других лиц. Иными словами каждая черта личности является признаком как одного человека, так и многих людей.
Несмотря на множество свойств и особенностей личности, мы можем целенаправленно применить такое обобщение: выделить и говорить о личности корыстного преступника, насильника, рецидивиста, впервые судимого и так далее Число таких групп столь же бесчисленно, сколь велико число особенностей личностей. Следовательно, и среди представителей криминальной среды и рецидивистов будет множество категорий лиц. Выделение таких групп позволяет проанализировать как многообразие преступлений, так и индивидуальности субъектов. И в этом плане нельзя не согласиться с К. Е Игошевым, который утверждал, что вопрос типизации — важнейший в проблеме личности преступника. Таким образом, знание типичного в личности преступника и в личности рецидивиста в частности, дает возможность выделить и. изучить конкретные желание их совершения, предвидение им, при этом, наступления общественно опасных последствий и, несмотря на государственное порицание, продолжение преступной деятельности. Для более глубокого и качественного понимания феномена рецидива преступлений необходимо исследовать особенности личности представителей криминальной среды и преступного поведения рецидивиста. В структуре личности преступника имеются следующие элементы: 1) социальный статус, включающий в себя совокупность признаков, отражающих место человека в системе общественных отношений (пол, возраст, семейное положение, уровень образования и др.); 2) социальные функции, выраженные посредством показателей реальных проявлений личности в основных сферах деятельности (профессионально-трудовой, социально-культурологической, социально-бытовой); 3) нравственно-психологические установки, отражающие отношение человека к его проявлениям в основных видах деятельности (отношение к закону, правопорядку, труду, семье, культурным ценностям и так далее). С учетом вышесказанного мы можем дать следующее определение личности представителей криминальной среды или рецидивиста: это совокупность социально значимых свойств и черт личности (социальный статус, социальные функции, нравственнопсихологическая характеристика), которые в единстве и взаимосвязи, соприкасаясь с объективными условиями жизни, влияют на выбор жизненного пути, связанного с нарушением Уголовного закона. В подтверждение вышесказанного приведем некоторые из выводов, сделанных учеными, занимавшимися проблемой личности преступника, на которые мы опирались в своих рассуждениях. Так, A.M. Яковлев под формированием личности преступника понимал проявление и закрепление в поведении индивида действий, отклоняющихся от требований социальных, прежде всего правовых, норм, правил морали и иных нормативов и стандартов социально одобряемого поведения. Отсюда изучение личности преступника на эмпирическом уровне должно включать анализ его индивидуальной жизни, условий социализации и воспитания, особенно на ранних этапах развития Анализ должен быть направлен на процесс формирования личности, ее внутреннего мира, чтобы понять, как он мог совершить подобный поступок. «В истории его предшествующей жизни заложены причины такого поведения, в ходе его прошлой жизни заключена мотивация теперешнего поступка». Однако, провести анализ жизни человека в ретроспективе бывает чрезвычайно трудно, особенно это касается периода до совершения преступления Практические потребности профилактики рецидива преступлении, организации воспитательной работы с осужденными диктуют необходимость исходить из тех данных, которые доступны исследователю на момент его изучения или совершения первого преступления. Кроме того, само первое преступление во многих случаях оставляет существенный отпечаток в личности рецидивиста Как правильно отмечал В. Д. Филимонов, в результате взаимодействия личности с внешним миром у нее вырабатывается устойчивое отношение к различным общественным явлениям. Это отношение может закрепиться в виде принципа ответных психологических реакций человека на определенные явления окружающей жизни, который может стать чертой его характера, особенностью его личности, и учет такой особенности как совершение в прошлом преступления становится необходимым Преступление, в какой бы форме оно не совершалось, в своей основе подготовлено развитием социальных и социально-психологических свойств личности, которые предопределяют в конфликтных ситуациях выбор общественно-опасного варианта поведения. Взаимосвязь преступлений в рецидиве обусловлена тем, что те черты личности, которые сыграли свою роль в совершении первого преступления, не сразу подвергаются изменению и отражаются на процессе последующего взаимодействия личности и среды, в результате которого может произойти их дальнейшее укрепление и развитие. В содержании антиобщественной ориентации личности рецидивиста многими учеными криминологами выделяется: потребностно-мотивациониая сфера личности: потребности, интересы, мотивация; ценностно-нормативная сфера сознания личности: взгляды, убеждения, установки, ценностные ориентации, направленность личности; социальные позиции личности с соответствующими им социальными нормами как официальными, так и неофициальными; значимая в социальном, нравственном, правовом отношениях деятельность личности и место, роль в этой деятельности преступного поведения. Другие признаки приобретают значимость лишь в связи с социальной нагрузкой, а не сами по себе. Предупреждение преступлений, совершаемых представителями криминальной среды, в значительной степени зависит от того, насколько характер и интенсивность оперативной и профилактической работы соответствуют особенностям личности этой категории правонарушителей. Анализ сведений, характеризующих личность преступника позволяет составить его обобщенный портрет. Для наиболее полного описания личности преступника будет уместно, по нашему мнению, рассматривать его, исходя из следующих аспектов: а) потребности, интересы, мотивы; б) характеристика нравственного и правового сознания представителей криминальной среды; в) социальные связи и позиции представителей криминальной среды; г) социально-значимая деятельность. При анализе рецидива преступлений криминологическое значение имеют следующие отклонения в потребностно-мотивационной сфере — обшая ограниченность потребностей и интересов, примитивность. Совершенное лицом преступление позволяет предположить наличие антиобщественной направленности субъекта. В случае рецидива уверенность в этом укрепляется, и многие ученые уже ведут речь о стойкости его антиобщественных взглядов, навыков, привычек. Большинство представителей криминальной среды (около 80%) предпочитают вести праздный образ жизни, занимая свой досуг, как правило, употреблением спиртных напитков, наркотиков, игрой в азартные игры и т. п. Социальный паразитизм — характерная черта личности представителей криминальной среды. В связи с этим следует обратить особое внимание на необходимость своевременной постановки рецидивистов на учет, установления административного надзора, устройства на работу. При этом профилактические мероприятия должны проводиться одновременно с оперативно — розыскными. Говоря о личности представителей криминальной среды, нужно иметь в виду, что личность осужденного к лишению свободы (а именно этот вид наказания чаще всего назначается) испытывает на себе не одно какое — то воздействие — она одновременно отражает, наряду с направленным воздействием работников колонии, бесчисленное число других влияний со стороны различных групп осужденных, контингента осужденных в целом, их самодеятельных организаций. Некоторые из этих воздействий не совпадают, а порой противоположны задачам и содержанию уголовно-исполнительного воздействия. Это обязывает глубоко изучать и учитывать психологию общения, межличностных отношений, коллектива и массовых форм вне коллективного общения среди осужденных. Положительная репутация в глазах окружавших еще не гарантирует преступнику безопасность, что заставляет его исключительное внимание уделять подбору соучастников. Это могут быть лица, которых рецидивист хорошо знает и которым доверяет. Однако наиболее опытные и осторожные преступники иногда подбирают соучастников из среды совершенно незнакомых людей совершения преступлений. Среди этой категории преступников есть лица, которые периодически под различными предлогами (болезнь, опулы, отпуск) покидают места постоянного жительства для совершения преступлений. Многие из них специально подыскивают с этой целью работу, связанную со служебными выездами и командировками. «Гастролеры» часто используют условия, благоприятные для реализации своих преступных замыслов. Например, в летний сезон определенная часть воров, мошенников выезжает в курортные зоны, рассчитывая затеряться среди отдыхающих. «Преступники-гастролеры» из числа рецидивистов специализируются на совершении отдельных видов преступлений, что обусловливает их соответствующую «квалификацию», повышенную мобильность, непостоянство связей и ограниченность контактов с соучастниками, серийность преступлений, хорошее знание каналов сбыта, временных убежищ и пр. В основном они совершают корыстные преступления, в большинстве случаев предметом посягательства выступает личное имущество граждан. С появлением «воров-гастролеров» на территориях, прилегающих к крупным транспортным узлам, там резко возрастает число краж. Среди множества отношений, складывающихся у рецидивистов с окружающими, немаловажное значение имеют отношения с работниками милиции Исследование показало, что большая часть ранее судимых старается избегать контактов с сотрудниками органов внутренних дел, прежде всего с оперативными работниками. Наряду с этим многие из них стараются создать о себе хорошее впечатление у участковых оперуполномоченных, контакты с которыми являются неизбежными. С этой целью они в ряде случаев сообщают им некоторые сведения о лицах, ведущих антиобщественный образ жизни Рецидивисты, стремясь уйти от ответственности, нейтрализовать усилия оперативных работников, активно противодействуют проведению органами внутренних дел оперативно — розыскных мероприятий. Так как значительное время представителей криминальной среды проводят в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, то небезынтересными представляются сведения о специфике их контактов с представителями администраций этих учреждений, а также иными осужденными. Одной из характерных дей. Рецидивисты подыскивают их в местах массового скопления народа, на железнодорожных вокзалах, автостанциях, рынках и т. д. В целях маскировки они не сообщают о себе действительных установочных данных и даже после удачно совершенного преступления предпочитают неожиданно для соучастников расстаться с ними Антиобщественные установки формируют исключительно эгоистические интересы и потребности, которые сводятся к категории низменных и ничтожных: а) мода на короткие стрижки среди молодых мужчин и юношей; б) мода на татуировки; в) распространение жаргонных выражений в лексиконе населения, г) популярность «воровских» песен. Как известно, любая деятельность человека обусловлена его волей и сознанием. Побудителем поступков человека является совокупность его потребностей и интересов. По поводу категории «потребность» нет единого мнения Так А. С. Мстиславский считал, что " .потребности людей — это объективно необходимые условия их жизни, соответствующие достигнутой исторической ступени развития общества и его членов". Но нужно иметь ввиду, что проблема потребностей не только экономическая проблема; в не меньшей степени характер и структура потребностей человека зависит от его внутреннего мира, уровня его культуры и образования. Психологи характеризуют потребности как недостаток чего-либо, который человек ощущает, который отражается в сознании и вызывает стремление стороны потерпевшего. Если же государство не будет принимать соответствующих мер и не станет учитывать этих фактов, то для преступника убийство может «войти в привычку», жизнь человека потеряет свою ценность. Именно поэтому необходимо ужесточать санкции тех статей, которые предусматривают ответственность за преступления, вероятность повторности совершения которых наиболее высока. Для многих рецидивистов характерно то, что они сознательно не добиваются своего исправления, пытаются уклониться от требуемой в обществе формы поведения Генезис и развитие мотивации этих лиц определяется «старым багажом», а именно: отсутствием интереса к труду и обучению, дисциплинированности. Отсюда ограниченность, односторонность и узость потребностей и побуждений рецидивиста. Грубое противопоставление своих, узколичных интересов интересам общества, коллектива и отдельных лиц, чувство недоверия, а в отдельных случаях и злобы по отношению к окружающим, отсутствие чувства долга, стремление выгородить себя — пожалуй, преобладающие мотивы поведения этой части рецидивистов. Они, как правило, без колебаний и угрызений совести, без какой-либо значительной внутренней борьбы идут на нарушение режима. На характер мотивации и, соответственно, поведение рецидивиста влияют различные факторы. Они могут относиться к его образу жизни до первого осуждения к лишению свободы и между осуждениями, к антиобщественной деятельности рецидивиста. Система мотивации осужденного зависит и от длительности срока наказания, его отношения к наказанию, мерам исправительного воздействия. Большое значение приобретают при этом различные социально-демографические и нравственно-психологические свойства личности (возраст, образование и др.).? к устранению данного недостатка. Это определение более правильно, так как охватывает все стороны потребностной сферы человека. Набор естественных потребностей человека весьма ограничен, но на основе общественного производства у человека возникает ряд специфических потребностей, обусловленных достижениями науки и техники. Именно стремление обладать набором предметов, входящих в дополнительные потребности, является побудителем многих преступных действий рецидивистов и представителей криминальной среды. Стремления человека во многом обусловлены средой формирования его личности. Именно она порождает потребности, которые, в свою очередь, определяет особенности индивидуального сознания в виде интересов, желаний, стремлений, влечений, целей и т. д. Сознание вызывает мотивацию, мотивация решение, а решение действие, которое, будучи направлено на среду, изменяет се, а среда порождает новые потребности, новые потребности — новое сознание. В результате этого изменяется и сама личность — субъект действий.
Заключение
1. История развития криминальной субкультуры как общесоциальной, культурологической, криминологической категории берет свое начало с зарождения профессиональной преступности в России. Процесс становления рассматриваемого явления характеризуется наличием нескольких отправных точек, а именно: период развития теории криминальной субкультуры до 1985 г., охарактеризовавшийся тем, что информация о традициях, обычаях и правилах поведения в преступной среде практически в полном объеме относилась к категории секретной (для служебного пользования), поскольку в целом в государстве отрицалось наличие такого явления, как преступность.
2) расцвета организованной преступности, которая оттеснила на второй план профессиональную преступность, произошла смена традиций и обычаев преступной среды со старых на новые.
В современных социально-экономических и политических условиях развития рассматриваемого общественного феномена к криминальной субкультуре стали относиться как к реальной проблеме, сложившейся в обществе и требующей решения, а не как к пережитку прошлого или способу средств массовой информации привлечь внимание дополнительной аудитории.
Криминальная субкультура — некий образ существования в обществе лиц, объединяющихся в криминальные группы и придерживающихся определенных обычаев и традиций преступного мира. Субкультура представляет собой совокупность норм и правил поведения, традиций, обычаев и внешней атрибутики, которые существуют внутри определенной социальной микрогруппы лиц, объединенных каким-либо общим интересом (профессиональным или иным), поддерживаются всеми членами этой группы и отличаются от общепринятых. Субкультура не является агрессивной по своему содержанию, обычно она определяется как система совместных верований, отношений и символов, дифференцирующих определенную микрогруппу в пределах большего культурного сообщества.
Криминальная субкультура как комплексный, прежде всего криминологический, феномен состоит из элементов (атрибутивных и регулятивных), наделенных особыми, уникальными свойствами и функциями, позволяющими ему сохранять на протяжении длительного времени своего существования относительную устойчивость, восприимчивость к изменениям в обществе, «привлекательность» для новых членов преступного мира.
Криминальная субкультура как криминологическое явление по своей структуре, признакам и функциям аналогична любой другой субкультуре традиционного общества. При этом вышеназванные элементы обусловливают ее жизнеспособность, устойчивость, а представителям преступных групп обеспечивают сплоченность в группе, криминальную активность и мобильность. Отличительные особенности, свойственные любой субкультурной группе, в том числе и преступной, поддерживают преемственность поколений в ней.
3. Криминальная субкультура начинает формироваться с возникновением контркультуры — социального феномена современного общества, представляющего собой крайнюю форму отклоняющегося поведения человека. Контркультура обозначает такую субкультуру, которая отличается от доминирующей культуры, противоречит ей, находится в постоянном конфликте с общепринятыми ценностями, тогда как субкультура — это часть общей культуры, объединяющая определенную социальную группу людей, ценности которых не противоречат принятым в обществе, но несколько отличаются от них.
Криминальная субкультура становится основным фактором взаимной криминализации в неформальных группах и особенно в группах несовершеннолетних. Подтверждением этому служит то обстоятельство, что «мораль» и нормы преступной субкультуры образованы системой весьма жестких правил с достаточно суровыми-санкциями, подчас выражающимися в физическом насилии и следовании иным традициям преступного мира. На сегодняшний день криминальная субкультура является составной частью традиционной культуры общества.
4. Детерминанты распространения негативного влияния криминальной субкультуры в современной России следует разделить на три основные группы: общесоциальные, специально-криминологические и правовые. При этом следует отметить, что промежуточное положение между первой и второй группой занимают причины сугубо социального характера:
Основными причинами распространения элементов криминальной-субкультуры являются следующие: кризисное экономическое состояние общества; слабость и неэффективность власти и несовершенство системы управления в стране на всех уровнях; кризис института семьи, ослабление семейных уз и, соответственно, ответственности за семью, за воспитание детей, подготовку их к жизни в обществе; недостаточная правовая защищенность детства и материнства; фактически бесконтрольная со стороны общества деятельность средств массовой информации, которые в погоне за тиражом, популярностью зачастую пропагандируют преступный образ жизни, криминальную субкультуру.
К собственно криминологическим детерминантам распространения элементов криминальной субкультуры относятся: уголовно-правовые, первичные деформации* правосознания, превалирование низкоинформативных форм активности, преимущественнов" сфере досуга, с соответствующей мотивацией — преобладание легкомысленных «детских» мотивов; ситуативность мотивов; деформация какого-либо одного, реже нескольких, элементов сферы потребностей, интересов или взглядов; более высокая, по сравнению с преступлениями взрослых, полимотивность преступного поведения.
5. Специфическим элементом криминальной' субкультуры является «криминальное общение» и, в частности, такие средства, как жаргон, клички, татуировки. Современный криминальный жаргон характеризуется большой распространенностью (его элементы используются не только всреде явных преступников, но и среди законопослушных граждан, кроме того, употребление жаргонных слов и выражений допускают в своей речи-сотрудники правоохранительных органов, политики); неоднозначностью; динамичностью (жаргон меняется в зависимости от социальноэкономических изменений, научно-технического прогресса и других факторов).
1. Аванесов, Г. А. Криминология и профилактика преступлений. Особенная часть: учеб. пособие / Г. А. Аванесов и др. -М., 1996. 170 с.
2. Александров, Ю. К. Очерки криминальной субкультуры / Ю. К. Александров. М., 2005. — 280 с.
3. 21. Анисимков, В. М. Криминальная субкультура / В. М. Анисимков. -Уфа, 1998. 168 с.
4. Антонян, Ю. М. Психологическое отчуждение личности и преступное поведение: Генезис и профилактика дезадаптивных преступлений / Ю. М. Антонян. Ереван, 1987. — 202 с.
5. Антонян, Ю. М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагоприятные влияния на личность в микросреде) / Ю. М. Антонян. М., 1975. 159 с.
6. Бабаев, М. М. Социальные последствия преступности / М. М. Бабаев. -М, 1982. 147 с.
7. Белинская, Е. П. Этническая социализация претупника / Е. П. Белинская, Т. Г. Стефаненко. М.; Воронеж, 2000. — 208 с.
8. Буева, Л. П. Человек и общество / Л. П. Буева. М., 2012. — 247 с.
9. Бышевский, Ю. В. Криминологическая характеристика личности: учеб. пособие / Ю. В. Бышевский, А. И. Марков. Омск, 2008. — 210 с.
10. Гидденс, Э. Этика / Э. Гидденс; пер. с англ. М., 2000. -800 с.
11. Горкин, В. Н. Криминальная среда и правоохранительная деятельность / В. Н. Горкин. Саратов;Астрахань, 2005. — 159 с.
12. Данилевская, М. В. Особенности преступного поведения / М. В. Данилевская, Н. И. Куликов, Н. X. Сафиуллин. -Казань, 2005. 85 с.
13. Долгова, А. И. Криминологическое изучение социальной среды. Российская криминологическая энциклопедия / под общ. ред. А. И. Долговой. -М., 2000. 420 с.
14. Иващенко, А. В. Нравственные ценности и особенности их освоения преступниками / А. В. Иващенко, Г. П. Савкина. М., 2003. — 280 с.
15. Криминология и профилактика преступлений. Особенная часть / под ред. Г. А. Аванесова. М., 2008. — 400 с.
16. Криминология: учеб. / под ред. А. И. Долговой. М., 2008. — 450 с.
17. .Ли, Д. А. Преступность как социальное явление / Д. А. Ли. М., 2007.-319 с.
18. Этика: курс лекций. М., 2005. — 345 с.
19. Денисов, Н. Л. Влияние криминальной субкультуры на становление личности преступника: дис.. канд. юрид. наук / Н. Л. Денисов. М., 2002. — 197 с.
20. Тулегенов, В. В. Криминальная субкультура и ее криминологическое значение: дис.. канд. юрид. наук / В. В. Тулегенов. Ростов, 2003. — 197 с.