1. Правоохранительная государственная служба в системе государственной службы и особенности ее правового регулирования.
За последние годы в формировании и деятельности института государственной службы Российской Федерации, занимающего ведущее место в реализации задач и функций государственной власти, в том числе и в области правоохранительной деятельности, произошли существенные изменения. Они вызваны: административной реформой; принятием Федеральных законов «О системе государственной службы Российской Федерации» (2003 г.), «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (2004 г.), Указов Президента Российской Федерации «О комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления» (2006 г.), «О мерах по противодействию терроризму» (2006 г.); изменениями, внесенными в Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы» (1997 г.), и др.
Опираясь на положения, сформулированные в Конституции Российской Федерации, федеральные законы, Указы Президента, нормативные правовые акты последних лет, сформировали систему государственной службы Российской Федерации, которая включает в себя государственную гражданскую, военную, правоохранительную службы (последние две — федеральные).
Современные подходы к государственной службе Российской Федерации потребовали пересмотра всех ее видов, в том числе государственной правоохранительной службы в органах внутренних дел (подразделениях Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом (ДБОП и Т), как одной из составляющих, призванной обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина, эффективную борьбу с организованной преступностью и терроризмом.
Актуальность исследования особенностей государственной правоохранительной службы в органах внутренних дел Российской Федерации (на примере подразделений Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом) детерминирована, как было указано, административной реформой, которая повлекла изменения в правовом статусе Министерства внутренних дел, внесенные Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 927 («Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации»), Указами Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314, утвердившим структуру федеральных органов исполнительной власти, от 19 июня 2004 г. № 927 («О вопросах Министерства внутренних дел»), приказами МВД России от 10 ноября 2004 г. «Об утверждении структуры центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации», от 6 октября 2003 г., утвердившего Концепцию совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации.
Своеобразие направлений деятельности, возложенных государством на правоохранительную службу в органах внутренних дел, специфика ее предмета предопределили особенности приема, прохождения службы, правовой и социальной защищенности служащих системы Министерства внутренних дел. Обозначенные особенности в значительной степени возрастают при анализе отдельных направлений правоохранительной службы в подразделениях Департамента, осуществляющего борьбу с организованной преступностью, терроризмом, проведением контртеррористических операций в Северо — Кавказском регионе.
Специфика задач государственной правоохранительной службы в органах внутренних дел, особенности правового статуса служащего органов внутренних дел, значимость в защите прав и законных интересов российских граждан, в обеспечении целостности Российского государства, в борьбе с организованной преступностью и терроризмом и определили актуальность этого вопроса на сегодняшний день.
При определении предмета правоохранительной службы (деятельности) в органах внутренних дел диссертант исходит из того, что тот не ограничивается уголовно-правовыми и административными мерами борьбы с преступностью. В него включается деятельность по поддержанию правопорядка: патрулирование на улицах и иных общественных местах, обеспечение общественного порядка при проведении массовых мероприятий. Анализируемая правоохрана выполняет и другие функции: противодействие терроризму, организованной преступности, защита политических, имущественных, социальных и иных прав граждан, обеспечение законности функционирования государственных структур, хозяйственных органов, общественных формирований и др.
В настоящее время просматривается тенденция включения в предмет правоохранительной службы (деятельности) функций, свойственных структурам, обеспечивающим национальную безопасность страны с присущими ей мерами по предотвращению политических, экономических, военных и иных угроз. Важнейшей составляющей ее содержания является властно-организующее направление, осуществляемое государственными служащими по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина, по противодействию терроризму, организованной преступности.
Несомненно, перечисленные направления присутствуют в правоохранительной деятельности, но все же важнейшее ее предназначение — обеспечение в демократическом обществе — режима законности, неукоснительного соблюдения и исполнения всех юридических норм, прежде всего, тех, которые содержатся в законах, всех правовых предписаний гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами. Результат действий режима законности, выражающий степень осуществления ее требований, незыблемый правопорядок.
Исходя из предмета правоохранительной службы (деятельности) следует, что задачи органов внутренних дел разноплановы, многообразны и выступают составляющей общих задач государственной службы Российской Федерации. Таким образом, служба в органах внутренних дел является разновидностью правоохранительной государственной службы Российской Федерации. Она входит в общую систему государственной службы Российской Федерации. Ей присущи как общие признаки государственной службы Российской Федерации, так и особенные, обусловленные специфическими задачами и функциями, свойственными только органам внутренних дел Российской Федерации, например, борьба с организованной преступностью.
2. Служебная дисциплина. Виды поощрений, дисциплинарных взысканий предусмотренных для сотрудников органов внутренних дел и порядок их применения.
Согласно Приложению к приказу МВД РФ от 14 декабря 1999 г. № 1038 «Инструкции о порядке применения положения о службе в органах внутренних дел РФ» раздела XIII. «Служебная дисциплина, применение поощрений и дисциплинарных взысканий»:
«Старие по специальному званию и по должности, а при равных должностях старшие по специальному званию во всех случаях обязаны требовать от младших по специальному званию соблюдения ими дисциплины, формы одежды и правил отдания чести.
Занесение в Книгу почета, на Доску почета, награждение Почетной грамотой, нагрудным знаком, именным оружием, нагрудным знаком «Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации» производится в установленном порядке.
При поощрении в виде занесения в Книгу почета и на Доску почета, награждения личной фотографией сотрудника, снятого у развернутого Знамени органа внутренних дел, допускается одновременная выдача поощренному сотруднику денежной премии.
При нарушении дисциплины совместно несколькими лицами дисциплинарные взыскания налагаются на каждого виновного в отдельности и только за совершенное им нарушение (с учетом степени вины сотрудника в совершенном проступке).
При привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности за пребывание на службе в нетрезвом состоянии необходимо руководствоваться результатами медицинского освидетельствования, а в случае отказа сотрудника от освидетельствования — показаниями не менее двух свидетелей. Получение каких-либо объяснений от сотрудника до его вытрезвления не допускается.