Правовой статус муниципального служащего в Российской Федерации
Согласно п. 5 ст. 1 Закона «Об акционерных обществах» особенности создания и правового положения акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются правовыми актами Российской Федерации о приватизации указанных предприятий. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных… Читать ещё >
Правовой статус муниципального служащего в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Федеральное агентство по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ Факультет заочного обучения Кафедра «Управление и маркетинг»
Специальность: 80 504.65
Государственное и муниципальное управление Правовой статус муниципального служащего в Российской Федерации ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
2010 г.
Введение
Глава 1. Муниципальная служба в Российской Федерации: историко-правовой аспект
1.1 Система муниципальной службы в России на современном этапе
1.2 Нормативно-правовое регулирование муниципальной службы Глава 2. Правовой статус муниципального служащего
2.1 Понятие муниципальной службы и муниципального служащего
2.2 Реестр должностей муниципальной службы
2.3 Права и обязанности муниципального служащего
2.4 Ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой
2.5 Социальные гарантий при прохождении муниципальной службы
2.6 Ответственность муниципальных служащих Глава 3. Перспективы развития российской муниципальной службы
3.1 Специфика правового статуса муниципального служащего в Нижегородской области Заключение Источники и литература Приложения
Понятие «муниципальной службы» сравнительно новое для нашего законодательства. Понятие, виды, содержание муниципальной службы напрямую связанны с пониманием и законодательным установлением местного самоуправления и системы его органов.
Раньше данный вопрос относился к государственной службе, которая давала общие понятия и регламентировала как государственную службу, так и муниципальную службу. Теперь, правовая база муниципальной службы становится на собственный правовой путь. Это связано с тем, что идет общее развитие всех институтов муниципального права.
Актуальность темы
исследования. Осуществление широких демократических реформ в Российской Федерации закономерно предполагает развитие эффективной системы местного самоуправления. Современный этап формирования местного самоуправления характеризуется усилением внимания к такой ее важной составляющей, как муниципальная служба, центральное место в которой занимает муниципальный служащий.
Сегодня делаются попытки создания оптимальной модели специалиста в области муниципального управления. В данном ракурсе важной категорией является правовое положение (статус) муниципального служащего, которое в отечественной юриспруденции изучено не в полной мере. Надо отметить, что практическая деятельность данного субъекта, реализация им своих профессиональных прав и обязанностей напрямую связана с рядом влияющих на это социально-экономических, политических, правовых и иных факторов, которые также требуют обстоятельного осмысления.
В соответствующих нормативных правовых актах сегодня провозглашены многоплановые права и обязанности муниципальных служащих. Между тем не всегда их перечень логичен, не всегда предусмотрены юридические механизмы их реализации, подчас нет конкретики в определении некоторых из их гарантий. В свою очередь, четкая регламентация правового статуса муниципального служащего, его гарантий во многом обусловливает эффективность его работы, а равно продуктивность Важным фактором, влияющим на совершенствование муниципального управления, является адекватная юридическая ответственность муниципального служащего за ненадлежащее осуществление своих полномочий. Повышение ответственности муниципальных служащих, борьба с правонарушениями в сфере муниципальной службы выступают самостоятельными задачами в деле укрепления законности и правопорядка в стране.
Надо отметить, что в правовой науке и ранее уделялось, и сегодня уделяется немалое внимание вопросам непосредственно сферы муниципальной службы, работе муниципальных служащих в условиях формирования в России правового государства и гражданского общества.
Несмотря на множество работ в области муниципальной службы и местного самоуправления, вопросы собственно правового статуса муниципального служащего не получили самостоятельного и полного освещения. В тех или иных трудах рассматривались важные, но, как правило, лишь отдельные аспекты. Специально не исследовались также проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих, что непосредственно влияет на качество осуществления их прав и обязанностей.
Актуальность темы и ее недостаточная разработанность предопределили необходимость осуществления комплексного исследования прав и обязанностей муниципального служащего, составляющих его правовой статус, а также гарантий их реализации.
Объектом исследования является специальный правовой статус особого субъекта — муниципального служащего в Российской Федерации.
Предметом исследования выступает комплекс профессиональных прав и обязанностей муниципального служащего как элементов его специального правового статуса, а также их социально-экономические, политические, идеологические, юридические и иные гарантии.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе достижений современной юридической науки, с учетом положений действующего законодательства и практики его осуществления, исследовать правовой статус муниципального служащего в Российской Федерации, выработать рекомендации по его совершенствованию и упрочению его гарантий.
В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
— анализ понятия муниципальная служба и муниципальный служащий
— проанализировать понятие, структуру и элементы правового статуса муниципального служащего;
— рассмотреть перечень профессиональных прав и обязанностей муниципального служащего;
— анализ ограничении и запретов, связанных с муниципальной службой
— анализ гарантий правового статуса муниципального служащего;
— анализ реестра муниципальных служащих
— выработать рекомендации по совершенствованию нормативной правовой регламентации правового статуса муниципального служащего.
муниципальный служащий должность право обязанность
ГЛАВА 1. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Система муниципальной службы в России на современном этапе
Муниципальная службапрофессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, провозгласила в качестве одной из основ конституционного строя местное самоуправление. «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» (ст. 12).
Не включение органов местного самоуправления в систему органов государственной власти поставило на повестку дня вопрос о необходимости формирования отличного от государственной службы корпуса профессиональных управленцев, реализующих полномочия в органах местного самоуправления от имени и по поручению муниципального образования. Так, впервые в истории российского государства была организована самостоятельная муниципальная служба.
Будучи значительно более молодым организационно-правовым институтом, чем государственная служба, муниципальная служба первоначально во многом была упрощенной копией первой. Это вполне подтверждается положениями статьи 60 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 года: «впредь до принятия соответствующего федерального закона на муниципальных служащих распространяются ограничения, установленные федеральным законодательством для государственных служащих». Впрочем, и принятый тремя годами позже специальный федеральный закон о муниципальной службе был фактически «братом-близнецом» федерального закона о государственной службе.
Однако со временем муниципальная служба все более и более обособлялась от государственной. Осуществляемая в стране широкомасштабная работа по реформированию одной из важнейших основ конституционного строя России, какой по праву является местное самоуправление, выдвинула целый ряд актуальных и непростых задач, связанных с преобразованием как в целом функционирования местного самоуправления, так и укрепления в его системе кадрового потенциала и кадровой политики.
Новый толчок преобразованию муниципальной службы был дан стартом проводимой с начала XXI в нашей стране административной реформы, в рамках которой существенным изменениям подверглась как государственная служба, так и система местного самоуправления. По справедливому мнению А. Ф. Ноздрачева, «повышение эффективности работы органов исполнительной власти и теснейшим образом взаимодействующих с ними, хотя и не входящих в их систему, органов местного самоуправления находится в прямой зависимости от того, в каком состоянии находится правовое регулирование государственной гражданской и муниципальной службы. Принятие Закона № 58-ФЗ дает непосредственный импульс процессу совершенствования законодательства о муниципальной службе в Российской Федерации» .
Принятие Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. явилось несомненным шагом в сторону формирования служебного права. В отличие от действовавшего ранее Федерального закона «Об основах государственной службы в Российской Федерации» в новом законе сделана попытка урегулировать не только специфические вопросы прохождения государственной службы, но и вообще всю трудовую деятельность государственного служащего.
Новый закон о муниципальной службе, принятый 2 марта 2007 года, основан на принципиально иной концепции. В нем законодатель принципиально отказался от дублирования норм трудового законодательства и «терминологических подмен», которые так характерны для Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, принципиальным положением законопроекта, отличающим статус муниципальных служащих от статуса государственных гражданских служащих Российской Федерации, является то, что замещение должностей муниципальной службы осуществляется на основе трудового договора (контракта), а не служебного контракта, как это предусмотрено для государственных гражданских служащих Российской Федерации. Данное положение законопроекта является одной из его концептуальных основ, поскольку позволяет не дублировать в законодательстве о муниципальной службе многочисленные нормы трудового законодательства, обеспечивая тем самым их прямое действие и облегчая порядок их применения. Учитывая положение статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому нормы трудового права распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, на муниципальных служащих будет распространяться действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными законодательством о муниципальной службе.
Заключение
контракта предусмотрено законопроектом только применительно к гражданину, поступающему на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности.
С учетом вышеизложенного представляется, что принятие Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» станет важным шагом формирования ее новой организационно-правовой модели. Все это делает актуальным изучение научных и практических основ функционирования муниципальной службы на новом этапе административной реформы.
1.2 Нормативно-правовое регулирование муниципальной службы
Создание нормативной правовой основы муниципальной службы — одно из основных направлений становления и совершенствования муниципальной службы РФ.
Итак, в настоящее время, нормативное правовое регулирование муниципальной службы РФ осуществляется:
1) Конституцией Российской Федерации, которая закрепляет исходные для муниципальной службы основы: верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ; единство системы муниципальной власти, разграничение предметов ведения между РФ и субъектами Федерации; приоритет прав и свобод человека и гражданина; обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; равный доступ граждан к муниципальной службе;
2) Федеральным законом от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» , который в соответствии с Конституцией РФ определяет правовые и организационные основы системы муниципальной службы РФ, основные принципы ее построения и функционирования, в том числе взаимосвязь государственной и муниципальной службы;
3) Федеральным законом РФ от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий правительства Российской Федерации»
4) Федеральным законом РФ от 27 октября 2008 г. № 181-ФЗ «О вынесении изменения в статью 21 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»
5) Федеральным законом РФ от 27 октября 2008 г. № 182-ФЗ «О признании утратившей силу части 3 статьи 22 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»
6) Федеральным законом РФ от 25 ноября 2008 г. № 219-ФЗ «О внесении изменения Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации»
7) Федеральным законом РФ от 22 декабря 2008 г. № 267-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации»
8) Федеральным законом РФ от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в связи с ратификацией конвенции организации обьедененых нации против коррупции от 31 октября 2003 года и конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»
9) Федеральным законом РФ от 17 июля 2009 г. № 160-ФЗ «О внесении изменений в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Муниципальная служба в Российской Федерации должна регулироваться федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, определяющими муниципальную службу и правовое положение муниципальных служащих субъектов Российской Федерации. Каждая область должна принять свой закон о муниципальной службе.
Нормативно-правовыми актами, регулирующими служебные отношения муниципальной службы, как в широком смысле, так и в узком ее понимании, являются уставы городского самоуправления, содержащие нормы о муниципальной службе, основах муниципальной службы.
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО
2.1 Понятие муниципальной службы и муниципального служащего
Статьей 2 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба определяется как профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы.
В научной литературе представлен достаточно широкий спектр точек зрения относительно вопроса о служебной деятельности как особом виде социальной деятельности, а также непосредственно о понятии «служба». Одни авторы считают, что понятие «служба» может включать и обозначать и вид деятельности людей, и ведомственное подразделение, и самостоятельное ведомство. Другие определяют службу как вид социальной деятельности, которая в системе социальных отношений является необходимым условием нормальной жизнедеятельности общества. Исходя из Федерального закона от 06.10. 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также настоящего Федерального закона муниципальную службу можно определить как профессиональную управленческую деятельность, как правовой институт и как социальный институт.
С содержательной точки зрения, профессиональная деятельность муниципальных служащих связана с выполнением исполнительно-распорядительных, административных, информационно-аналитических и других функций.
Основными отличительными особенностями муниципальной службы от других видов деятельности являются:
1) муниципальная служба осуществляется в органах местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом от 06.10. 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», структуру органов местного самоуправления составляют:
представительный орган муниципального образования;
глава муниципального образования;
местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
контрольный орган муниципального образования;
иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Муниципальные предприятия и учреждения не входят в структуру органов местного самоуправления, соответственно лица, осуществляющие свою профессиональную деятельность в указанных учреждениях, не состоят на муниципальной службе и не являются по статусу муниципальными служащими;
2) муниципальная служба осуществляется в аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которая не входит в структуру органов местного самоуправления. Избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований;
3) муниципальная служба осуществляется на должностях муниципальной службы. Структура муниципальных должностей органов местного самоуправления представлена двумя видами: выборные должности и должности муниципальной службы. К выборным муниципальным должностям Федеральным законом от 06.10. 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены:
а) депутаты — члены представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения;
б) должностные лица местного самоуправления — выборные лица, наделенные исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) организации деятельности органа местного самоуправления;
в) выборные должностные лица местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления, избираемые на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах;
г) члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах.
Лица, осуществляющие деятельность на выборных должностях, не состоят на муниципальной службе и не являются муниципальными служащими.
В органах местного самоуправления могут быть предусмотрены должности для технического обеспечения деятельности органов местного самоуправления. Лица, которые не замещают муниципальные должности муниципальной службы, а исполняют обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не состоят на муниципальной службе и не являются муниципальными служащими. На данных лиц не распространяются квалификационные требования, предусмотренные к замещению муниципальных должностей муниципальной службы, установленные Законом, а также права, обязанности, ограничения и запреты, то есть те элементы, которые сопровождают статус муниципального служащего;
4) муниципальная служба функционирует в сфере публичной власти и является публично-властной деятельностью. Публичность муниципальной службы — это важнейшая составная часть публичного права, выражающая право народа как суверена демократического государства на профессиональное ведение дел от лица всего народа. Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, российской системы народовластия. В то же время местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется Конституцией РФ как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения жизнедеятельности муниципального образования;
5) муниципальная служба является социальным институтом и отличается социальным характером функционирования. Социальные цели муниципальной службы обусловлены характером задач муниципального образования, связанных с необходимостью удовлетворения общих материальных и духовных потребностей в сфере образования, здравоохранения, занятости, социальными приоритетами в повседневной деятельности;
6) муниципальная служба является правовым институтом. Правовой характер функционирования муниципальной службы проявляется в двух аспектах. С одной стороны, муниципальные служащие призваны осуществлять свою деятельность на основе Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления. Муниципальная служба является субъектом контроля соблюдения законодательства на территории соответствующего муниципального образования. С другой стороны, муниципальная служба является особым видом управленческой деятельности, которая имеет жесткий правовой режим регламентации. А к муниципальным служащим предъявляются особые требования, составляющие правовой статус, который регламентируется нормативными правовыми актами и тем самым отличает муниципальных служащих от других.
В ч.1 статьи 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» дано определение понятия муниципального служащего, из которого следуют такие признаки, в совокупности характеризующие физическое лицо в качестве муниципального служащего, как:
— муниципальным служащим является гражданин. С учетом нормы ч.1 ст. 1 Закона речь идет о гражданах России, а также о гражданах иностранных государств — участников международных договоров РФ, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе;
— гражданин исполняет обязанности по должности муниципальной службы в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами (прежде всего, в соответствии с Законом) и законами субъекта РФ;
— за исполнение обязанностей по должности муниципальной службы гражданину выплачивается денежное содержание за счет средств местного бюджета.
В силу прямого указания в ч.2 ст. 1 Закона не являются муниципальными служащими депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса (лица, замещающие муниципальные должности).
Следует отметить, что определение понятия муниципального служащего дано в ч.1 статьи 10 Закона по аналогии с положениями статьи 13 Закона о государственной гражданской службе, раскрывающей понятие государственного гражданского служащего: государственный гражданский служащий — гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению государственной гражданской службы; государственный гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.
Как говорилось выше, замещение должностей муниципальной службы на основе трудового договора (для главы местной администрации — на основе контракта), а не служебного контракта, как это предусмотрено для государственных гражданских служащих, является принципиальным положением Закона, отличающим статус муниципальных служащих от статуса государственных гражданских служащих. Данное положение Закона является одной из его концептуальных основ, поскольку позволяет не дублировать в законодательстве о муниципальной службе многочисленные нормы трудового законодательства, обеспечивая тем самым их прямое действие и облегчая порядок их применения. Норма о том, что поступление гражданина на муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы по аналогии с положением ст. 13 Закона о государственной гражданской службе закреплена в ч.8 ст. 16 Закона.
2.2 Реестр муниципальных должностей муниципальной
Реестр должностей муниципальной службы, согласно комментируемой статье, утверждается законом субъекта Российской Федерации. Реестр должностей муниципальной службы представляет собой перечень одноименных должностей муниципальной службы, обладающих одинаковой компетенцией. Данный правовой акт является основанием для принятия муниципального правового акта, устанавливающего должности муниципальной службы.
Основанием для классификации должностей муниципальной службы выступает организационная структура органов местного самоуправления, группы должностей, функциональные признаки должностей. Классификация должна учитывать исторические и иные местные традиции.
В качестве иллюстрации вышеизложенного можно привести пример реестра должностей муниципальной службы, установленного законом Нижегородской области от 03 августа 2007 года № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области»
РЕЕСТР ДОЛЖНОСТЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Часть I. ДОЛЖНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ, АППАРАТАХ КОНТРОЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЯХ ГОРОДСКОГО ОКРУГА, МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, ГОРОДСКОГО И СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ Высшие должности муниципальной службы (группа 5)
Руководитель аппарата Городской Думы города Нижний Новгород (строка введена Законом Нижегородской области от 26.12.2007 N 193-З) Председатель контрольного органа, созданного при Городской Думе города Нижний Новгород (строка введена Законом Нижегородской области от 26.12.2007 N 193-З) Руководитель аппарата представительного органа городского округа Руководитель аппарата представительного органа муниципального района Председатель контрольного органа, созданного при представительном органе городского округа Председатель контрольного органа, созданного при представительном органе муниципального района Главные должности муниципальной службы (группа 4)
Заместитель руководителя аппарата Городской Думы города Нижний Новгород (строка введена Законом Нижегородской области от 26.12.2007 N 193-З) Заместитель председателя контрольного органа, созданного при Городской Думе города Нижний Новгород (строка введена Законом Нижегородской области от 26.12.2007 N 193-З) Начальник управления Городской Думы города Нижний Новгород (строка введена Законом Нижегородской области от 26.12.2007 N 193-З) Заместитель начальника управления Городской Думы города Нижний Новгород (строка введена Законом Нижегородской области от 26.12.2007 N 193-З) Заместитель руководителя аппарата представительного органа городского округа Заместитель руководителя аппарата представительного органа муниципального района Заместитель председателя контрольного органа, созданного при представительном органе городского округа Заместитель председателя контрольного органа, созданного при представительном органе муниципального района Председатель контрольного органа, созданного при представительном органе городского поселения (города) Председатель контрольного органа, созданного при представительном органе городского поселения (рабочего поселка) Председатель контрольного органа, созданного при представительном органе сельсовета Начальник управления представительного органа городского округа Заместитель начальника управления представительного органа городского округа Ведущие должности муниципальной службы (группа 3)
Помощник (советник) председателя Городской Думы города Нижний Новгород (строка введена Законом Нижегородской области от 26.12.2007 N 193-З) Начальник отдела Городской Думы города Нижний Новгород (строка введена Законом Нижегородской области от 26.12.2007 N 193-З) Заместитель начальника отдела Городской Думы города Нижний Новгород (строка введена Законом Нижегородской области от 26.12.2007 N 193-З) Помощник (советник) председателя представительного органа городского округа Начальник отдела Руководитель аппарата контрольного органа муниципального образования Руководитель аппарата избирательной комиссии муниципального образования Заместитель начальника отдела Заместитель руководителя аппарата контрольного органа муниципального образования Заместитель руководителя аппарата избирательной комиссии муниципального образования Начальник (заведующий) сектора Консультант Старшие должности муниципальной службы (группа 2)
Главный специалист Ведущий специалист Младшие должности муниципальной службы (группа 1)
Специалист первой категории Специалист второй категории Специалист
Часть II. ДОЛЖНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В МЕСТНЫХ АДМИНИСТРАЦИЯХ ГОРОДСКОГО ОКРУГА, МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, ГОРОДСКОГО И СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ Высшие должности муниципальной службы (группа 5)
Глава администрации города Нижний Новгород <*>
Глава администрации городского округа <*>
Глава администрации муниципального района <*>
Первый заместитель главы администрации города Нижний Новгород Первый заместитель главы администрации городского округа Первый заместитель главы администрации муниципального района Заместитель главы администрации города Нижний Новгород Заместитель главы администрации городского округа Заместитель главы администрации муниципального района Глава администрации района города Нижний Новгород Первый заместитель главы администрации района города Нижний Новгород Заместитель главы администрации района города Нижний Новгород Главные должности муниципальной службы (группа 4)
Директор департамента администрации города Нижний Новгород Директор департамента администрации городского округа Председатель (руководитель) комитета администрации города Нижний Новгород Председатель (руководитель) комитета администрации городского округа Начальник управления администрации города Нижний Новгород Начальник управления администрации городского округа Начальник финансового управления (отдела) администрации муниципального района Управляющий делами администрации города Нижний Новгород Управляющий делами администрации городского округа Управляющий делами администрации муниципального района Управляющий делами администрации района города Нижний Новгород Глава администрации городского поселения (города) <*>
Заместитель главы администрации городского поселения (города) Первый заместитель директора департамента администрации города Нижний Новгород Первый заместитель директора департамента администрации городского округа Первый заместитель председателя (руководителя) комитета администрации города Нижний Новгород Первый заместитель председателя (руководителя) комитета администрации городского округа Первый заместитель начальника управления администрации города Нижний Новгород Первый заместитель начальника управления администрации городского округа Глава администрации городского поселения (рабочего поселка) <*>
Заместитель главы администрации городского поселения (рабочего поселка) Глава администрации сельского поселения <*>
Заместитель главы администрации сельского поселения Председатель (руководитель) комитета администрации муниципального района Председатель (руководитель) комитета администрации района города Нижний Новгород Начальник управления администрации муниципального района Начальник управления администрации района города Нижний Новгород Ведущие должности муниципальной службы (группа 3)
Заместитель директора департамента администрации города Нижний Новгород Заместитель председателя (руководителя) комитета администрации города Нижний Новгород Заместитель начальника управления администрации города Нижний Новгород Начальник управления в составе департамента (комитета) администрации города Нижний Новгород Начальник (заведующий) отдела администрации города Нижний Новгород Начальник (заведующий) отдела администрации городского округа Начальник (заведующий) отдела администрации муниципального района Начальник (заведующий) отдела администрации района города Нижний Новгород Руководитель комитета администрации городского поселения (города) Начальник управления администрации городского поселения (города) Заместитель директора департамента администрации городского округа Заместитель председателя (руководителя) комитета администрации городского округа Заместитель начальника управления администрации городского округа Начальник управления в составе департамента (комитета) администрации городского округа Заместитель начальника управления в составе департамента (комитета) администрации города Нижний Новгород Помощник (советник) главы муниципального образования город Нижний Новгород Помощник (советник) главы муниципального образования городского округа Помощник (советник) главы администрации городского округа, муниципального района Заместитель начальника управления в составе департамента (комитета) администрации городского округа Заместитель председателя (руководителя) комитета администрации муниципального района Заместитель председателя (руководителя) комитета администрации района города Нижний Новгород Заместитель начальника управления администрации муниципального района Заместитель начальника управления администрации района города Нижний Новгород Заместитель начальника (заведующего) отдела администрации города Нижний Новгород Заместитель начальника (заведующего) отдела администрации городского округа Начальник (заведующий) отдела в составе комитета, управления администрации района города Нижний Новгород Начальник (заведующий) отдела в составе комитета, управления администрации муниципального района Начальник (заведующий) отдела администрации городского поселения Заместитель начальника (заведующего) отдела администрации муниципального района Заместитель начальника (заведующего) отдела администрации района города Нижний Новгород Заместитель начальника (заведующего) отдела администрации городского поселения Заместитель начальника (заведующего) отдела в составе комитета, управления администрации района города Нижний Новгород Заместитель начальника (заведующего) отдела в составе комитета, управления администрации муниципального района Начальник (заведующий) сектора Консультант Старшие должности муниципальной службы (группа 2)
Главный специалист Ведущий специалист Младшие должности муниципальной службы (группа 1)
Специалист первой категории Специалист второй категории Специалист (В случае замещения должности главы администрации по контракту) Как уже отмечалось, муниципальная служба тесно связана с государственной гражданской. В связи с этим предусматривается необходимость установления на уровне субъектов Российской Федерации соотношения должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Поскольку аналогичное требование содержалось и в Федеральном законе «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», указанное соотношение было установлено в большинстве субъектов Российской Федерации. Соотношение муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы — оно устанавливается законами субъекта Федерации «с учетом квалификационных требований, предъявляемым к соответствующим должностям муниципальной и государственной службы». Устанавливается соотношение групп должностей, включаемых в реестр муниципальных должностей и реестр государственных должностей субъекта Федерации. Например, законом Нижегородской области от 03 августа 2007 года № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области», в приложении 2 к этому закону установлено следующее соотношение должностей:
СООТНОШЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ И ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
2.3 Права и обязанности муниципального служащего
Различают три статуса муниципального служащего: социальный, организационный и правовой. Социальный статус определяет положение муниципального служащего в системе общественных отношений; организационный статус показывает его место и роль в структуре аппарата органа местного самоуправления; правовой статус муниципального служащего совокупно включает ряд элементов:
— нормативное (законодательное) понятие «муниципальный служащий» и его сущностные характеристики;
— права и обязанности (служебные полномочия) муниципального служащего;
— ограничения по службе;
— социальные гарантии;
— ответственность муниципального служащего за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.
Непосредственно правовой статус муниципального служащего (как и в целом правовая регламентация муниципальной службы) определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта РФ и Федеральным законом о муниципальной службе.
Правам муниципальных служащих посвящено обширное законодательство. В обобщенном виде классификация основных прав муниципального служащего содержится в ст. 11 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации». Рассмотрим основные права.
1. Муниципальный служащий имеет право на:
1) ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе;
2) обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
3) оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом);
4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;
5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования;
6) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы;
7) повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета;
8) защиту своих персональных данных; В соответствии со ст. 29 Федерального закона персональные данные муниципального служащего — информация, необходимая представителю нанимателя (работодателю) в связи с исполнением муниципальным служащим обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы и касающаяся конкретного муниципального служащего. Персональные данные муниципального служащего подлежат обработке (получение, хранение, комбинирование, передача и иное использование) в соответствии с трудовым законодательством.
9) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений
10) объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
11) рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений;
12) пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В ст. 12 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлен перечень основных обязанностей муниципальных служащих, включенных в систему особых отношений служения обществу и государству, в отличие от лиц, состоящих в обычных трудовых отношениях. Муниципальный служащий обязан:
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;
2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией;
3) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
4) соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией;
5) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
6) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
7) беречь государственное и муниципальное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
8) представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее — сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);
9) сообщать представителю нанимателя (работодателю) о выходе из гражданства Российской Федерации в день выхода из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства иностранного государства в день приобретения гражданства иностранного государства;
10) соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
11) сообщать представителю нанимателя (работодателю) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
2. Муниципальный служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению муниципального служащего, неправомерным, муниципальный служащий должен представить руководителю, давшему поручение, в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме муниципальный служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения неправомерного поручения муниципальный служащий и давший это поручение руководитель несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.4 Ограничения и запреты связанные с муниципальной службой
1. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае:
1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;
3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;
4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
6) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;
7) наличия гражданства иностранного государства (иностранных государств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;
8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;
9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Гражданин при поступлении на муниципальную службу и затем ежегодно обязан представлять представителю нанимателя указанные сведения. Интересно, что закон не предусматривает отказа в приеме на муниципальную службу (или увольнения со службы) вследствие предоставления неполной информации о доходах или имуществе
2. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет — предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.
На наш взгляд, этот возрастной предел следовало бы назвать предельным возрастом поступления на муниципальную службу, поскольку в отличие от законодательства, регулирующего прохождение государственной гражданской службы, данный закон допускает пребывание на муниципальной службе и по достижении предельного возраста (ст. 19). Комментируемая норма устанавливает, что гражданин не может быть принят на муниципальную службу по достижении 65 лет.
Статья 14. Запреты, связанные с муниципальной службой Важной характеристикой правового статуса муниципального служащего являются накладываемые на него законом запреты, связанных с прохождением муниципальной службы. Действие запретов ограничено временем прохождения муниципальной службы, а в особых случаях гражданин обязан соблюдать запреты и после увольнения с муниципальной службы.
Запрет представляет собой категорическое требование законодателя не совершать каких-либо действий и не вести определенную деятельность, несоблюдение, которого влечет за собой юридическую ответственность. Назначение запретов, связанных с муниципальной службой, состоит в обеспечении эффективной профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в предотвращении служебных злоупотреблений; создании условий для формирования отношений доверия между государственными органами и населением.
В отличие от ограничений, адресованных как претендентам на муниципальную службу, так и муниципальным служащим, запреты, обусловленные особенностями и спецификой муниципальной службы, адресованы только служащим. Запреты предусмотрены для того, чтобы действия муниципальных служащих полностью отвечали принципам и содержанию служения обществу
1. В связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается:
1) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
В п. 1 ст. 50 ГК РФ указано, что коммерческими организациями могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Лицо или совокупность лиц, уполномоченных в соответствии с законом, иными правовыми актами или учредительными документами осуществлять управление деятельностью юридического лица, является его органом. Состав, порядок образования органов, а также распределение компетенции между ними зависят от организационно-правовой формы юридического лица и определяются законом и учредительными документами.
Согласно п. 5 ст. 1 Закона «Об акционерных обществах» особенности создания и правового положения акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются правовыми актами Российской Федерации о приватизации указанных предприятий. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, действуют с момента принятия решения о приватизации и до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75 процентов принадлежащих им акций в таком акционерном обществе, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия. Итак, в случае принятия решения о введении в отношении конкретного акционерного общества специального права («золотой акции») орган, принявший решение о приватизации указанного предприятия, назначает, минуя собрание акционеров в органы управления общества, совет директоров и ревизионную комиссию своих представителей.