Правовое государство и гражданское общество
В-третьих, обязательными для исполнения всеми субъектами политической системы являются Конституция (Основной закон) государства и другие законы. В условиях демократически организованного общества партии, общественные организации, движения могут сыграть роль оппозиции государственным структурам (парламенту, правительству, главе государства). Однако оппозиция не вправе нарушать законы общества… Читать ещё >
Правовое государство и гражданское общество (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Воронежский Государственный Технический университет
РЕФЕРАТ
Тема: «Правовое государство и
гражданское общество"
Выполнил:
Студентка гр. ЭСХ-011
Калиганов С.А.
Проверила:
Лагунова А.С.
Воронеж
2002 год
Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству, гражданскому обществу, которые призваны быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод.
Идея правового государства восходит еще к Платону, а соотношение государства и права, политики и закона обосновал Цицерон. Он видел в государстве согласованное правовое взаимодействие свободных членов общества, а не просто множество живущих рядом людей, подчиняющихся единым для всех правилам.
Философское обоснование идеи правового государства наиболее полно представлено в трудах И.Канта. Только соединенная воля всех лиц, образующих народ, по мнению Канта, может быть источником законов в правовом государстве.
Правовое государство есть само по себе величайшее достижение цивилизации. Основные отличительные признаки правового государства:
— верховенство закона во всех сферах общественной жизни;
— реальность прав и свобод личности;
— взаимна ответственность государства и личности;
— разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную;
— наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществление законов.
Правовое государство есть правовая форма осуществления государственного суверенитета народа. Это означает, что все публично-властные полномочия находятся у государства и его органов, а организация и функционирование самой власти строится на правовых началах. Такое государство может базироваться только на государство.
Государство, стремящееся к торжеству правопорядка, строит свои взаимоотношения с другими субъектами политической системы на основе закона.
Во-первых, государство определяет юридическо-правовые условия функционирования слагаемых политической системы.
Во-вторых, государство применяет политические санкции (заявления, предупреждения, запрещения и другие) в отношении субъектов политической организации общества на основе права, закона. Применение санкций, как правило, обуславливается антиконституционными, антиправовыми акциями общественных объединений, хотя имеют место и политические соображения.
В-третьих, обязательными для исполнения всеми субъектами политической системы являются Конституция (Основной закон) государства и другие законы. В условиях демократически организованного общества партии, общественные организации, движения могут сыграть роль оппозиции государственным структурам (парламенту, правительству, главе государства). Однако оппозиция не вправе нарушать законы общества.
В-четвёртых, потребности общественного согласия, скоординированного развития общества как цельного организма требуют содействия государственной политике со стороны всех субъектов политической системы.
Отношения государства с другими элементами политической системы строятся на основе партнёрства, взаимодействия, учёта реалий политического плюрализма, поиска согласованных усилий в решении проблем и других принципов.
С правовым государством неразрывно связано существование гражданского общества. Понятие гражданское общество появилось в ХVII в.
Государство и гражданское общество, по Гегелю, — это не столько теснейшим образом связанные между собой части единого целого, сколько две стороны одной медали, причём лицевой стороной для него является скорее государство.
Особый подход к проблеме гражданского общ5ества прослеживается в марксизме.
У основоположников марксизма речь шла о построении коммунистического общества без государства. Они были убеждены в том. что в таком обществе исчезнет порабощение человека подчинение его разделению труда.
Поэтому с их точки зрения применительно к будущему отношения между государством и обществом теряли всякий смысл. Где нет государства, там нет правовых отношений институтов, нет там. соответственно, и прав. В подтверждение этого тезиса приводится довод. что в современных условиях границы между гражданским обществом и государством стёрлись, что государство, по сути дела, вмешивается в решение всех фундаментальных экономических и социальных проблем.
Существует также мнение, которое отождествляет гражданское общество с человеческим обществом вообще. Несомненно, что общество возникло в глубокой древности и развивалось вместе с государством. Но это не даёт основания смешивать категорию «общество» как человеческую общность вообще с категорией «гражданское общество», возникшем на определённом этапе развития человеческого общества, прежде всего западной цивилизации. Говорить о гражданском обществе можно лишь с момента появления гражданина как самостоятельного, сознающего себя таковым. индивидуального члена общества, наделённого определённым комплексом прав и свобод, социально ответственного за свои действия.
В чём же сущность гражданского общества?
Гражданское общество — это своего рода социальное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых друг от друга, так и от государства индивидов. Это — система обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению, система независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей, будь то индивидуальных или коллективных.
В качестве основополагающего условия существования как гражданского общества, так и правового государства выступает личность, её право на самореализацию. Оно утверждается на признании права индивидуальной, личной свободы. В рассмотренном контексте гражданское общество обеспечивает права человека, в то время как государство — права гражданина. В обоих случаях речь идёт о правах личности: в первом случае — о её правах как отдельного человека на жизнь, свободу и т. п., а во втором — о её политических правах. Поэтому естественно, что гражданское общество предполагает разграничение между правами человека и правами гражданина.
Отрицательным фактором, превращающим закономерность сближения гражданского общества и правового государства в тенденцию, является, в частности, бюрократия. Поэтому необходимо учитывать эту тенденцию, разрабатывать систему противовесов, ограничивающую её влияние.
Можно выделить следующие направления формирования гражданского общества в России:
— создание экономического фундамента на основе многообразия форм собственности и социально ориентированной рыночной экономики;
— формирование нового типа государственности, базирующегося на приоритете права, способного к потенциальному партнёрству, в условиях реально сложившейся дифференциации интересов различных групп и общностей;
— создание реального плюрализма в обществе. Этому способствует рождение новых форм массовой политической деятельности, а также появление самоуправляемых структур. ассоциаций.
Эти процессы, как показывает мировая практика, должны быть синхронными и одинаковыми по темпам с формированием правового государства. Правовое государство призвано обеспечить условия для функционирования гражданского общества, основных его институтов и ценностей.