Историческое образование в русских гимназиях в начале XX века.
1901 — февраль 1917 гг.: На материалах Московского учебного округа
Диссертация
Хронологические рамки исследования охватывают время с марта 1901 года по февраль 1917 г. Выбор данного периода объясняется тем, что именно в это время разрабатываются многочисленные проекты реформирования среднего образования как в комиссиях при Министерстве народного просвещения, так и в общественностью. Реформирование школы, а в ее рамках исторического образования, проходило в непростую для… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Политика Министерства народного просвещения в области исторического образования в России в начале XX века
- 1. Система управления гимназиями
- 2. Попытки реформирования исторического образования
- Глава 2. Учителя истории гимназий Московского учебного округа
- 1. Подготовка историков для гимназий Московского учебного округа
- 2. Условия жизни и работы учителя гимназии
- Глава 3. Преподавание истории в гимназиях Москвы
- 1. Учебные планы и программы по истории
- 2. Учебная
- литература
- 3. Дореволюционные методисты и педагоги о преподавании истории в гимназиях
Список литературы
- Центральный Государственный Исторический Архив города Москвы. (ЦИАМ)
- Ф. 459. Дела канцелярии попечителя Московского Учебного Округа. Оп. 2 2950 дел- Оп. 3 — 2240 дел.
- Ф. 230. Московская 6-ая мужская гимназия. On. 1 330 дел.
- Ф. 371. Московская 1-ая мужская гимназия. Оп. 1 -1000 дел.
- Ф.668, Ф.1122. Женские казенные гимназии городов Московской губернии. Оп. 1−100 дел.
- Государственный Архив Российской Федерации (ГАРФ).
- Ф. 2315. Министерство просвещения Временного правительства. Оп. 1−13 дел.
- Ф.58. Московское губернское жандармское управление. On. 1 2 дела. Оп. 4−5 дел.
- Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки. (ОР РГБ) Ф.70. Мемуары В. И. Герье. Переписка 544 ед. хр.- карт. 34−35,36−57.
- Законодательные акты, циркуляры. Делопроизводственная документация
- Из жизни средней и высшей школы // Гимназист. М., 1915. №№ 3,7,10. С. 19.
- Извлечения из протоколов отделения преподавателей истории московского педагогического общества // Вестник воспитания. 1902. № 2. С. 132−138
- Извлечения из протоколов отделения преподавателей истории педагогического общества при Императорском московском университете // Вестник воспитания. 1903. № 9. С. 148−151.
- Кузьменко Д.П. Сборник постановлений и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям Министерства Народного Просвещения за 1870 -1912 гг.-М., 1912.
- Новейшие законоположения и распоряжения по женским гимназиям и прогимназиям и другим учебным заведениям Министерства народного просвещения. Одесса, 1916.
- О лицах, окончивших курс Императорского Педагогического института (8-го декабря 1915 г. № 1036) // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1916. № 3. (Правительственные распоряжения). С. 11−13
- О порядке допущения лиц женского пола к преподаванию в мужских и женских средних учебных заведениях // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1907. № 1. С. 9−13
- О порядке допущения учебных руководств и пособий в средние учебные заведения (18 мая 1915 г. № 22 365) // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1915. № 7. С. 13−26
- О порядке приобретения звания учителя средних учебных заведений (15 января 1915 № 1991) // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1915. № 3−4. (Правительственные распоряжения). С. 13−14
- О приобретении права на преподавание в женских гимназиях // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1916. № 9. С. 12−15
- О программах по истории (8 августа 1916 г. № 7709) // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1916. № 10. (Правительственные распоряжения). С.106−118
- О программах по истории для мужских гимназий (31 июля 1913 г. № 32 327) // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1913. № 11. С. 19−21
- Об изменениях в действующих программах и учебных планах (29 июля 1916 г.) // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1916. № 10. С. 94−95.
- Об испытаниях лиц женского пола в знании курса высших учебных заведений и о порядке приобретения ими ученых степеней и звания учительницы средних учебных заведений // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1912. № 10. 122−126
- Об одногодичных курсах для учителей и учительниц (2 декабря 1914 г. № 55 466) // Журнал Министерства Народного Просвещения (Циркуляры Министерства Народного Просвещения). 1915. № 2. С.151−156
- Об условиях определения на учительские должности лиц, окончивших курс университетов // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1908. № 9. (Правительственные распоряжения). С.82
- Об установлении правил допущенных испытаний на звание учительницы средних учебных заведений // Журнал Министерства Народного просвещения. 1913. № 6. С.85−89
- Описание и правила ношения форменной одежды для гражданских чинов ведомства Министерства народного просвещения. СПб., 1905.
- Определения Ученого Комитета Министерства Народного Просвещения // Русская школа. 1901. № 12. С.92
- Определения Ученого Комитета Министерства Народного Просвещения // Журнал Министерства Народного Просвещения.1903. № 1. С.53
- Определения Ученого Комитета министерства Народного Просвещения // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1903. № 6. С.94−95
- Определения Ученого Комитета Министерства Народного Просвещения // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1903. № 9. С.44
- Определения Ученого Комитета Министерства Народного Просвещения // Журнал министерства Народного Просвещения. 1903. № 10. С.72
- Определения Ученого Комитета Министерства Народного Просвещения // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1903. № 12. С.52−53
- Определения Основного отдела Ученого Комитета Министерства Народного Просвещения // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1905. № 1. С.19
- Определения Основного отдела Ученого Комитета Министерства Народного Просвещения // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1905. № 7. С.21
- Определения Основного отдела Ученого Комитета Министерства Народного Просвещения // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1908. № 1−2. С.105
- Определения Основного отдела Ученого Комитета Министерства Народного Просвещения // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1908. № 5−6. С. 66−67
- Определения Основного отдела Ученого Комитета Министерства Народного Просвещения // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1908. № 11. С.29
- Определения Основного отдела Ученого Комитета Министерства Народного Просвещения // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1913. № 8. С.100
- Определения Основного отдела Ученого Комитета Министерства Народного Просвещения // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1913. № 10. С.83
- Определения Основного отдела Ученого Комитета Министерства Народного Просвещения // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1915. № 1. С.56−57
- Определения Основного отдела Ученого Комитета Министерства Народного Просвещения // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1915. № 2. С.158
- Определения Основного отдела Ученого Комитета Министерства Народного Просвещения // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1915. № 3. С. 17−20
- Определения Основного отдела Ученого Комитета Министерства Народного Просвещения // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1915. № 5. С.24
- Определения Основного отдела Ученого Комитета Министерства Народного Просвещения // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1915. № 6. С.53
- Определения Основного отдела Ученого Комитета Министерства Народного Просвещения // Журнал Министерства Народного Просвещения.1915. № 12. С.54
- Определения Основного отдела Ученого Комитета Министерства Народного Просвещения // Журнал Министерства Народного Просвещения.1916. № 3. С.35−37
- Особые журналы Совета Министров Российской империи. 1909−1917 гг. 1910 год. М., 2001.
- По вопросу о воспрещении перехода среди учебного года лиц педагогического персонала на службу из одного учебного заведения в другое (2 января 1908 г. № 11) // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1908. № 3−4. С.11−12
- По вопросу о перемещении и увольнении преподавателей, окончивших курс в историко-филологических институтах (2 июля 1911 № 21 722) // Русская школа. 1911. № 10. (Правительственные распоряжения). C.V.
- По поводу кончины министра народного просвещения JI.A. Кассо // Вестник воспитания. 1914. № 9. Хроника. С.112−114.
- Правила для специальных испытаний на звание учителя и воспитателя прогимназий и гимназий. Киев, 1906.
- Правила дополнительных испытаний на звание учительницы средних учебных заведений, установленные законом 19 декабря 1911 г. Примерные программы испытаний // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1913. № 6. С. 35−50
- Правила и программы испытаний лиц, желающих приобрести право на преподавание в женских гимназиях ведомства Министерства народного просвещения. Киев, 1917.
- Проект реформы средней школы. Доклад совещания, образованного Государственной думой для разработки проекта реформы средней школы. -СПб., 1912.
- Сборник постановлений по Министерству Народного Просвещения. Т. 17. СПб., 1904.
- Свод законов Российской империи. Т. 11. Свод уставов ученых учреждений и учебных заведений ведомства Министерства Народного Просвещения. 4.1. СПб., 1893.
- Столыпин П.А. Декларация правительственной программы. Заседание Государственной думы 6. 03. 1907 г. // Сборник речей П. А. Столыпина, произнесенных на заседаниях Государственного Совета и Государственной думы (1906−1911). СПб., 1911. С. 23.
- Сыромятников А.И. Сборник действующих распоряжений Министерства Народного Просвещения об учебно-воспитательной части мужской гимназии. Одесса, 1912.
- Циркуляр Министерства Народного Просвещения о мерах к поднятию грамотности учащихся // Вестник воспитания. 1913. № 1. (Хроника). С. 7883
- Циркуляры по Московскому Учебному округу. М., 1881−1909.1. Статистические материалы
- Высшие Женские Курсы. Отчет за 1907/1908 гг. СПб., 1909.
- Всеподданнейший отчет министра народного просвещения за 1902 -1913 гг.-СПб., 1904−1916.
- Московские женские педагогические курсы при обществе воспитательниц и учительниц. Отчет за 1912 г. М., 1913,
- Санкт-Петербургские Высшие Женские Курсы за 1909−1910 гг.- за 1913−1914гг.-СПб., 1911,1915.
- Болдина Е.Г. Статистический портрет Москвы на 1910 г. // Московский архив. Историко-краеведческий альманах Московского городского объединения архивов. Вып.1. М., 1996. С. 162−183
- Воспоминания, дневники, письма
- Быкова Т.А. История преподавания на историко-филологическом факультете // Санкт-Петербургские Высшие Женские (Бестужевские) курсы. 1878−1918. Сборник статей. Л., 1973
- Быкова Т.А. Историческое отделение Высших Женских (Бестужевских) курсов // Санкт-Петербургские Высшие Женские (Бестужевские) курсы. 1878−1918. Сборник статей. Л., 1973
- Вяземская JI.O. Письма к родителям учащихся средней школы. М., 1918
- Дорошевич В.М. Маленькие чиновники // Дорошевич В. М. Избранные рассказы и очерки. М., 1962
- Дружинин Н.М. Воспоминания и мысли историка. Московский Университет в воспоминаниях современников: Сборник/ Сост. Ю. Н. Емельянов. -М., 1989
- Дружинин Н.М. Воспоминания о Московской V-ой гимназии // Избранные труды. Кн.4. М., 1990. С. 124−136
- Записки министра народного просвещения графа И. И. Толстого (31 октября 1905- 24 апреля 1906 гг.). М., 1997
- Кареев Н.И. Несколько личных воспоминаний и общих мыслей о преподавании истории в средней школе и о подготовке учителей. Харьков, 1916
- Кареев Н.И. Прожитое и пережитое. Л., 1990
- Шацкий С.Т. Мой педагогический путь // Избранные педагогические сочинения. Т.1. М., 1980. С.60−99
- Цветаева М. Дом у Старого Пимена // Цветаева М. Проза., М., 198 975. «Я слыхал, что Вы любите молодежь .» Письма Н. И. Карееву. 1908−1918 // Исторический архив. 2002. № 6.1. Учебные планы, программы
- Алексеев П. Правила и программы всех классов мужских гимназий и прогимназий ведомства Министерства Народного Просвещения. Одесса, 1917.
- Быстрое Э. Новейшие программы и правила мужских гимназий и прогимназий с объяснительными записками Министерства Народного Просвещения. СПб., 1910.
- Воротинцев Н.И. Полный сборник правил приема и программ высших, средних и низших общеобразовательных, специальных и профессиональных учебных заведений России на 1909 1910 гг. — СПб., 1909.
- Конспект учебного плана для средней школы (на 1901−1902 гг.) // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1901. № 7. С. 119−121
- Маврицкий В. Правила и программы классических гимназий и прогимназий ведомства Министерства Народного Просвещения на 1901−1912 гг. -М., 1901−1912
- Материалы по реформе средней школы: Примерные программы и объяснительные записки. Пг., 1915
- Новая программа словесности и истории в VI классе мужских гимназий // Вестник воспитания. № 9. 1904. Хроника. С.79−84
- Объяснительная записка к повторительно-дополнительному курсу русской истории // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1916. № 10. С.110−113
- Программа Министерства Народного просвещения по истории для гимназий на 1913 год. Русская история // Вопросы преподавания истории в средней и начальной школе. № 1.М., 1916. С.38−45
- Программы и объяснительные записки по русской и всеобщей истории в мужских гимназиях 1913 г. // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1913. № 8. С.108−116
- Учебный план 1916 г. по истории для мужских гимназий // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1916. № 10. С.51−58
- Учебники и учебные пособия.
- Алексеев В.П. Рассказы из русской истории. Учебная книга для младших классов средних учебных заведений и для начальных школ. Вып.1. М., 1909.
- Ардашев П.Н. Курс новой истории. Для VII класса мужских гимназий. -Киев, 1915.
- Баженов Н. Учебник русской истории. Кронштадт, 1901.
- Беллярминов И.И. Подробный конспект элементарного курса всеобщей и русской истории. Вып.2−3. Одесса, 1916.
- Беллярминов И.И. Курс русской истории (элементарный). СПб., 1903.
- Богословский М. Учебник русской истории. Курс IV-ro класса гимназий. -М., 1914. 4.1−3.
- Боргман А.И. Отечественная история для младших классов средних учебных заведений. Пг., 1916.
- Владимирский В.В. Русская история. Курс элементарный. СПб., 1914.
- Дворников П.Ф. Русская история. Руководство для мужских и женских учебных заведений. М., 1907. 4.1−2.
- Добрынин К.И. Элементарный курс русской истории. Для 1 и 2 классов мужских гимназий и реальных училищ и для городских училищ. М., 1908.
- Дудин В.О., Стеблов А. П., Толстов А. С. Русская история. Учебник для младших классов средних учебных заведений. 4.1. М., 1909- 4.2. М., 1910.
- Дучинский Н.П. Русская история. Курс элементарный. Для младших классов средних учебных заведений. М., 1917.
- Поливанов Д.М. Конспект русской истории по учебнику К.В. Елпатьев-ского с приложением хронологической и родословной таблиц. Одесса, 1912.
- Ефименко А.Я. Учебник русской истории для старших классов средне-учебных заведений. СПб., 1909.
- Иванов К.А. Учебник русской истории. СПб., 1909.
- Иловайский Д.И. Краткие очерки русской истории. М., 1912.
- Кареев Н.И. Учебная книга древней истории. СПб., 1907.
- Кареев Н.И. Учебная книга средней истории. СПб., 1906.
- Кареев Н.И. Учебная книга новой истории. СПб., 1908.
- Катаев И.М. Учебник русской истории для средних учебных заведений. -М., 1909.
- Каталог книг Ученым Комитетом Министерства народного просвещения признанных заслуживающими внимание при пополнении ученических библиотек средних учебных заведений. -М., 1915.
- Каталог учебных руководств и пособий, допущенных к употреблению в средних учебных заведениях ведомства Министерства народного просвещения. СПб., 1903−1905- 1912−1913.
- Коваленский М.Н. Русская история для средней школы. М., 19 071 908. Ч. 1−2.
- Коваленский М.Н. Русская история. М., 1907.
- Коваленский М.Н. Хрестоматия по русской истории. Ч. 1−3. М., 19 141 915.
- Лятошинский Н. Таблички по всеобщей и русской истории. Житомир, 1912.
- Максимов П. Повторительный курс русской истории. М., 1907.
- Николаев А.А. Учебник русской истории для младших классов средних учебных заведений. М., 1912.
- Платонов С.Ф. Учебник русской истории для средней школы. СПб., 1913.
- Полонская Н.Д. Историко-культурный атлас по русской истории. Киев, 1913−1914.
- Попелищев В. Отечественная история. (Курс элементарный). СПб., 1914.
- Приселков М.Д. Русская история. Учебная книга для VII VIII классов мужских гимназий и VII классов реальных училищ. — М., 1915.
- Пузицкий В.А. Отечественная история в рассказах для младших классов средних учебных заведений. М., 1910.
- Рождественский С.Е. Отечественная история в рассказах. СПб., 1905.
- Рожков Н.А. Учебник русской истории для средних учебных заведений и для самообразования. М., 1904.
- Россия. Министерство народного просвещения. Ученый комитет. Отзывы о книгах. СПб., 1916.
- Рычков В.В. Русская история. Систематический курс для старших классов среднеучебных заведений и для самообразования. СПб., 1907.
- Сидоров А.И. Конспект русской истории. М., 1911.
- Скворцов И.В. Учебник русской истории. М., 1914. Ч. 1−3.
- Смирнов Ф.А. Иллюстрированная русская история. СПб., 1905.
- Строев В.Н. Учебник русской истории для младших классов средних учебных заведений и высших начальных училищ с рисунками и картами. -М., 1915.
- Сумский В.В. Элементарный курс отечественной истории для 1 и 2 классов. М., 1914.
- Тараткевич Е. Вопросник к Учебнику русской истории для средних школ проф. С. Ф. Платонова. Вышний Волочек, 1912.
- Торнау Н.Н. Учебный атлас по русской истории. Пг., 1915.
- Фарфаровский С.В. Источники русской истории. СПб.- М., 1913. Т. 1−2.
- Шмелев В. Краткий повторительный курс русской истории с подробной хронологией в тексте. СПб, 1908.1. Периодика
- Вестник воспитания. Научно-популярный журнал. Москва. 1890−1917. 9 номеров в год.
- Вестник учителей. Санкт-Петербург. 1906. № 1−4.
- Гимназист. Москва. 1915. № 1−12.
- Голос среднеучебных заведений. Санкт-Петербург. 1906. № 1−3.
- Для народного учителя. Педагогический журнал. Москва. Январь 19 071 917 гг. 20 номеров в год. (1917.№ 1−10)
- Журнал Министерства Народного просвещения. Санкт-Петербург. Январь 1834−1917. № 1−12.
- Исторический вестник. Петербург. 1880−1916. 3 тома в год, 4 номера в томе.
- Образование. Санкт-Петербург. 1892−1909. № 1−12.
- Педагогический вестник Московского Учебного Округа. Москва. 19 111 916. № 1−9.
- Педагогическое обозрение. Ежемесячный (кроме июня и июля) психолого-педагогический журнал. Москва. 1912−1915. 10 номеров в год.
- Русская мысль. Москва-Санкт-Петербург. 1880−1918. 12 номеров в год.
- Русская школа. 1890-январь 1917. Санкт-Петербург. 12 номеров в год.
- Русский архив. Москва. 1863−1917. 12 номеров в год.
- Русский учитель. Ежемесячный профессиональный орган учительства начальной и средней школы. Санкт-Петербург. 1912−1913.
- Современный мир. Санкт-Петербург. 1892−1918. 12 номеров в год.
- Архив биологических наук. Москва. 1892−1941. 1 том в год, 5 выпусков в томе.
- Борьба классов. Москва. 1931−1945. 12 номеров в год.
- Вестник МГУ. Серия 8. История. Москва. 1960. 6 номеров в год.
- Вопросы истории. Москва. 1945. 12 номеров в год.
- Известия АПН РСФСР. Москва. 1945−1968. Вып.1−144.
- История. Приложение к газете «Первое сентября». Москва. 1990- .
- Исторический архив. Москва. 1992. 6 номеров в год.
- Книга и революция. Москва- Петроград. 1920−1923.
- Народное образование. Москва. 1946−1986. 12 номеров в год.
- Обществознание в школе. Москва. 1997−2000.
- Педагогика. Москва. 1937-. С 2000 года 10 номеров в год.
- Преподавание истории в школе. Москва. 1946 .
- Социологические исследования. Москва. 1987-. 12 номеров в год.1. Публицистика.
- Гартвиг А.Ф. Школьная реформа снизу. М., 1907.
- Каптерев П.Ф. Подготовка преподавателей средней школы // Вестник школы. 1914. № 1. С.3−7
- Мельгунов С.П. Задачи элементарного преподавания истории // Для народного учителя. 1910. № 2. С.9−13- № 4. С.16−18
- Мусин-Пушкин А.А. К вопросу о реформе нашей средней школы. -СПб., 1904.
- Мусин-Пушкин А. А. Некоторые общие соображения по вопросу о задачах низшего, среднего и высшего образования. СПб., 1914.
- Мусин-Пушкин А. А. Среднеобразовательная школа в России и ее значение. Пг., 1914.
- Анкета о преподавании истории в средней школе // Вестник воспитания. 1913. № 3−4. С. 14−35
- Белявский А.В. Краткое обозрение истории гимназий в России. СПб., 1905.
- Бороздин И.Н. О преподавании русской истории // Для народного учителя. 1908. № 12. С. 1−9
- Вейсман А.Д. О задаче преподавания истории в средних учебных заведениях // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1908. № 7−8. С. 19−31.
- Вехи. Интеллигенция в России: Сб. статей 1909−1910 гг. М.: Молодая гвардия, 1991. — 462 с.
- Влахопулов Б.А. Методика истории: курс 8-го класса женских гимназий. -Киев, 1913
- Волжанин В. История как предмет начального обучения. Пг., 1917
- Высшие женские курсы в Санкт-Петербурге. Краткая историческая записка. 1878−1908. СПб., 1908
- Гартвиг А.Ф. Новые педагогические течения в применении к преподаванию истории // Вестник воспитания. 1902. № 6. С.118−133
- Гартвиг А.Ф. Драматический метод в преподавании истории // Педагогический вестник Московского Учебного Округа. 1914. № 3. С. 9−15
- Депутаты Государственной думы о правах окончивших курс учительских институтов // Для народного учителя. 1908. № 18. С. 37−42
- Дрейман П.М. Методика истории. Рига, 1915.
- Желтов В., Токин В. Опыт методики элементарного курса русской истории. -М., 1913
- Знаменский С.Ф. Проект Министерства народного просвещения об улучшении материального положения учебно-воспитательного персонала средней школы. СПб., 1910
- Золотарев С. Правовое положение учителей средних школ// Русский учитель. 1912. № 1. С.5−14
- Зоргенфрей Г. Экзамены. (Сравнительный очерк) // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1915. № 1. С.98−105
- Иванов К.А. К вопросу о методах классного повторения по предмету истории //Русская школа. 1901. № 9. С. 175−178
- Иванов К.А. Первые уроки истории // Русская школа. 1901. № 10−11. С. 248−257
- Иванов К.А. Очерки методики истории. СПб., 1915
- Из опыта руководительства ученическими рефератами // Вестник воспитания. 1909. № 6. 78−98
- Иловайский Д.И. Мелкие сочинения, статьи и письма. 1857−1887. Вып.1. М., 1888
- Источники сведений министерства о состоянии учебного дела в средних школах // Вестник воспитания. 1913. № 1. (Хроника). С.87−89
- К вопросу о реформе народного образования // Для народного учителя. 1908. № 1.23−29
- К вопросу об элементарном преподавании истории. М., 1911.
- Кареев Н.И. Выбор факультета. Руководство для учеников высших классов средних учебных заведений. СПб., 1905.
- Кареев Н.И. Из курса методики преподавания истории // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1916. № 3. 98−114
- Кареев Н.И. О школьном преподавании истории. Пг., 1917.
- Катаев И.М. К вопросу о типе учебника русской истории в средней школе // Вестник воспитания. 1910. № 6. С. 53−63
- Катаев И.М. К вопросу о типе учебника русской истории для средней школы. М., 1911.
- Катаев И.М. Программы Министерства Народного Просвещения по истории для гимназий 1913 года // Вопросы преподавания истории в средней и начальной школе. М., 1916. Т. 1. С.25−50
- Ковалевский Е.П. Доклад по законопроекту об одногодичных и краткосрочных курсов для подготовки учителей и учительниц средних учебных заведений. СПб., 1911
- Коваленский М.Н. Съезд учителей и деятелей средней школы. СПб., 1906
- Коваленский М.Н. О методах преподавания истории в средней школе // Труды курсов для учителей средней школы. СПб., 1908
- Комиссия по преобразованию высших учебных заведений // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1902. № 11. С. 101−103
- Комиссия по рассмотрению вопросника: по вопросам о задачах преподавания истории в средней школе и о методах этого преподавания // Труды курсов для учителей средней школы. СПб., 1907
- Комиссия по рассмотрению списка книг и других пособий для кабинета преподавателя и списка учебников истории, пригодных для средней школы // Труды курсов для учителей средней школы. СПб., 1907
- Краткий обзор деятельности Министерства Народного Просвещения за время управления покойного министра Н. П. Боголепова // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1901. № 7. С. 87−95
- Краткий очерк внешнего устройства и постановки учебно-воспитательной части Московской гимназии им. И. и А. Медведниковых. -М., 1912
- Кулжинский Я.С. Опыт методики систематического курса истории. -Звенигородка, 1913
- Кулжинский Я.С. Новые программы по истории // Русская школа. 1916. № 7−8. С.55−65.
- Лаурсон A.M. Справочная книга для учебных заведений и учреждений ведомства Министерства народного просвещения. Пг., 1916
- Лаурсон A.M. Частные учебные заведения ведомства Министерства народного просвещения. СПб., 1912
- Левенсон М.Л. Государственный Совет (портреты и биографии). -Пг., 1915
- Лютш А. Экономическая зависимость преподавателей в казенных и частных учебных заведениях // Русский учитель. 1912. № 2. С. 103−109
- Марков Д.А. Заметки по методике истории. М., 1913
- Матанкин А. А.А. Мануйлов. М., 1917
- Мера для привлечения лучших педагогических сил из женских гимназий в мужские //Вестник воспитания. 1909. № 4. (Хроника). С.101−103
- Моравский С.П. Опыт пропедевтического курса истории // Вестник воспитания. 1907. № 2. С. 42−55.
- Наши задачи // Голос средне-учебных заведений. 1906. № 1. С.1−3
- Недачин В.П. Основы учебно-воспитательной организации и первые годы жизни Московской гимназии им. И. и А. Медведниковых. 1901−1904. -М., 1904
- Овсянников А.В. О постановке преподавания истории в средней школе // Труды курсов для учителей средней школы. СПб., 1907
- Отзыв германского ученого о руководствах по истории Д. И. Иловайского // Русский архив. 1895. Вып.8. С.539−540
- Отзывы о книгах. Книга для чтения по русской истории, составленная при участии профессоров и преподавателей под ред. Проф. М.В. Довнар-Запольского. T.l. М., 1904 // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1905. № 2. С. 199−205
- Отзывы о книгах. Отечественная история. Элементарный курс. Руководство для учащихся младших классов гимназий и реальных училищ. Ч. З. Сост. В. Метельский. Одесса, 1904. // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1905. № 2. С.205−207
- Отзывы о книгах. Русская история для старших классов среднеучебных заведений и самообразования. Сост. И. В. Скворцов. СПб., 1907// Журнал Министерства Народного Просвещения. 1908. № 5−6. С. 101−104
- Отзывы о книгах. Спицын А. Полонская Н. Д. Историко-культурный атлас по русской истории с объяснительным текстом. Вып.1. Киев., 1913// Журнал Министерства Народного Просвещения. 1913. № 8. С.247−249
- Отзывы об учебниках истории // Вестник воспитания. 1901. № 1. С.84−86
- Отчет о деятельности Педагогического общества, состоящего при Императорском Московском университете за 1903−1904 гг. М., 1904
- Отчет о состоянии Московской 11-ой гимназии за 1914−1915 учебный год. -М., 1916
- Писарев М.Н. Михаил Коваленский. Хрестоматия по русской истории. Т. 1,2 // Педагогический сборник военных учебных заведений. Пг., 1916. № 1. С.108−110.
- Платонов С.Ф. Статьи по русской истории. (1883−1912). СПб., 1912
- По поводу кончины министра народного просвещения JI.A. Кассо // Вестник воспитания. 1914. № 9. С. 111−117
- Прибавка к жалованью учащим в учебных заведениях Министерства народного просвещения // Вестник воспитания. 1903. № 9. С. 122−125
- Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства Народного Просвещения. 1802−1902 гг. СПб., 1902
- Рождественский С. Рец. — Проф. С. Ф. Платонов. Учебник русской истории для средней школы. СПб. 1909. 4.1 // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1909. № 11. С. 232−236
- Романовский В.Е. Заметки о преподавании истории. Тифлис, 1905
- Сведения о проектируемой реформе средней школы // Вестник воспитания. 1908. № 7. С.127−130
- Сивков К.В. К вопросу о типе учебника для средней школы // Вестник воспитания. 1910. № 6. С. 47−54
- Сингалевич С.П. Методика истории. Казань, 1918
- Синицкий Е. Из истории Министерства Народного Просвещения. М., 1903
- Скворцов И. К вопросу об экзаменах // Вестник школы. 1914. № 1. С.5−7
- Смена министра народного просвещения // Вестник воспитания. 1917. № 1. (Хроника). С. 116−119
- Соболевский С.И. А.Н. Шварц. Биографический очерк. М., 1916.
- Сперанский Б. «Русская история» для средней школы // Вестник воспитания. 1913. № 9. С. 122−124
- Столетие Московской 1-ой гимназии. 1804−1904. Краткий исторический очерк. М., 1903
- Съезд директоров гимназий и реальных училищ. Казань, 1913
- Съезд учителей средней школы и новый союз // Вестник учителей. 1906. № 1. С.31−36
- Таубе М.А. Л.А. Кассо. Пг., 1915
- Тарасов Н.Г. Проблема подготовки учителя истории для средней школы в России // Вопросы преподавания истории. М., 1916. № 2
- Тарасов Н.Г. Программа методики преподавания истории // Известия Педагогического института им. П. Г. Шелапутина. Кн.1. 1912−1913.
- Тезисы к докладу о реформе школы в России // Вестник учителей. 1906. № 4. С.130−147
- Фарфаровский С.В. Лабораторный метод преподавания истории. Варшава, 1913.
- Фарфаровский С.В. В защиту лабораторного метода преподавания истории // Педагогический вестник Московского Учебного Округа. 1914. № 1.
- Феноменов М. Преподавание истории в современной школе // Педагогическое обозрение. 1912. № 9. С. 16−25
- Фортунатов А.А. Обзор хрестоматий по всеобщей истории для средней школы // Вопросы преподавания истории в средней и начальной школе. № 2. С. 173−201
- Шапошников А. Из деятельности Министерства народного просвещения. Ученый комитет и его метод. М., 1910
- Шохоль К.Р. Высшее женское образование в России. СПб., 1910
- Академик С.Ф. Ольденбург. К 50-летию научно-общественной деятельности. 1882−1932. Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1934. — 49 с.
- Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 272 с.
- Александров В.А. Василий Осипович Ключевский // Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.: Правда, 1990. С. 5−29.
- Аппарович Н.И. О системе наглядных средств обучения // Преподавание истории в школе. 1991. № 5. С. 24−32
- Бабич И.В. Преподавание русской истории в гимназиях и политика Министерства Народного Просвещения в конце XIX начале XX века.: Дис.. канд. ист. наук. — М., 1989.
- Бабич И.В. Проблема учебника отечественной истории в политике Министерства Народного Просвещения в конце XIX начале XX века // Вестник МГУ. Сер. 8. История. 1990. № 2. С.73−78
- Беляева А. Борьба за народное просвещение в России в годы первой революции // Народное образование. 1955. № 12. С. 12−17
- Бендриков К.Е. Школьная система в России перед Февральской революцией // Народное образование. 1947. № 3. С.52−56
- Вернадский В.И. О последовательности в изложении школьного исторического курса // Ученые записки Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена. Т.37. Л., 1941
- Богданов И.М. Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР. М.: Статистика, 1964. — 195 с.
- Большевистская фракция IV ой Государственной думы. Сборник материалов и документов. / Сост. М. Л. Лурье. — Л., 1938
- Борисенко М. Дооктябрьская «Правда» о народном образовании // Народное образование. 1962. № 6. С. 16−23
- Бурлакова Р.А. «Круглый стол»: проблемы исторического образования в школе //Вопросы истории. 1989. № 1. С. 166−175
- Бущик Л.П. Очерк развития школьного исторического образования в СССР. М.: Изд-во Академии пед. наук. РСФСР, 1961. — 540 с.
- Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М.: Просвещение, 1968. — 431 с.
- Вагин А.А., Сперанская Н. В. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах. М.: Учпедгиз, 1959. — 436 с.
- Волков В.И. Борьба революционных социал-демократов за народное образование в период создания РСДРП (1901−1904) // Советская педагогика. 1950. № 9. С.43−49
- Волобуев О.В., Когонашвили К. К. Исследовательский метод обучения истории в русской дореволюционной историко-методологической мысли // Научные труды Свердловского педагогического института. Сб. 200. Вып. 13. 1972
- Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. Пособие для учителей. М.: ПросвещениеД971. -239 с.
- Днепров Э.Д. Школьная политика: содержание понятия и аспекты изучения // Школа России накануне и в период революции 1905−1907 гг. М.: АПН СССР, 1985.-219 с.
- Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века. -М.: Наука, 1987. 207 с.
- Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М.: Высшая школа, 1968. — 368 с.
- Ефимов А.В. Некоторые вопросы методики истории как науки // Известия Академии Педагогических Наук РСФСР. Вып.99. М., 1958.
- Зуев Д.Д. Школьный учебник. М.: Педагогика, 1983. 240 с.
- Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX начале XX века. — М., 1991.
- Историографические и методологические проблемы изучения истории общественной школы и педагогики. Сборник научных трудов. Под ред. Э. Д. Днепрова и О. Е. Кошелевой. М.: АПН СССР, 1989. — 216 с.
- Историография истории СССР с древнейших времен до Великой Октябрьской Социалистической революции. М.: Соцекгиз, 1961. — 511 с.
- История Ленинградского университета. Очерки. 1819−1969. Л.: Изд-во Лен. университ., 1969. — 458 с.
- История Московского университета. В 2-ух тт. T.l. М.: Изд-во Московского университета, 1955. 563 с.
- Кларин В. М. Выступления М.К. Крупской по вопросам народного образования в России в начале XX века // Советская педагогика. 1981. № 1. С.128−134
- Константинов Н.А. Из истории подготовки проекта реформы средней школы в России при министре народного просвещения графе Игнатьеве (1915−1916 г.) // Советская педагогика. 1943. № 8−9. С.28−38
- Константинов Н.А. Очерки по истории средней школы (Гимназии и реальные училища с конца XIX века до Февральской революции 1917 года). -М.: УчпедгизД956. 247 с.
- Кузьмин Н.Н. Вопросы реформы средней общеобразовательной школы Министерства народного просвещения в период нового революционного подъема и первой мировой войны. 1910 февраль 1917 г./ Дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. — Б.м., 1958.
- Кузьмин Н.Н. Основные вопросы реформы средней общеобразовательной школы (гимназий и реальных училищ) в период нового революционного подъема и первой мировой войны // Ученые записки МОПИ им. Н. К. Крупской. Т.68. Вып.6. 1958.
- Кузьмин Н.Н. Некоторые вопросы учебно-воспитательной работы передовых средних школ России в начале XX века // Ученые записки Курганского государственного педагогического института. Вып.З. Т.1. 1961.
- Литвин Л.Н. Журнал «Русская школа» (1870−1917) о народном образовании, обучении и воспитании.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1975. -16 с.
- Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие для студентов пед. института / Под ред. С. А. Ежовой, И. М. Лебедевой и др. -М.: Просвещение, 1986. 270 с.
- Муратов М.В. Книжное дело в России в XIX и XX вв. М.-Л.: Гос. соц.-экон. изд., 1931. — 256 с.
- Ольденбург С.С. Царствование императора Николая II. М., 1992. — 405 с.
- Очерки истории исторической науки в СССР. Т.З. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963.-830 с.
- Проблемы гуманизации исторического образования в школе. Л.: ЛГИУУ, 1989. — 19 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -416 с.
- Ситник B.C. М.Н. Коваленский историк и педагог. — Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1976. — 75 с.
- Стражев А. Учебник истории царской России // Борьба классов. 1934. № 5. С. 23−28
- Салазкин (некролог) // Архив биологических наук. 1932. Т.32. № 5−6.
- Тарасова Н.Н. О философских и теоретико-методологических взглядах Н.А. Рожкова (по работам 1893−1907 гг.) // История и историки. М.: Наука, 1990. — 438 с. С. 258−283
- Тебиев В.К. Правительственная политика в области образования и общественно-педагогическое движение в России конца XIX начала XX в.: Ав-тореф. дис.. канд. ист. наук. — М., 1991. — 16 с.
- Федосова Э.П. Бестужевские курсы первый женский университет в России (1878−1918 гг.). — М.: Педагогика, 1980. — 144 с.
- Флит Н.Ф. Школа в России в конце XIX начале XX в.: Государственные и частные гимназии, прогимназии, домашнее обучение, экстернат. Методическое пособие. — Л.: Экстерн, 1991. — 96 с.
- Фукс А.Н. Отражение концепции отечественной истории в школьном учебнике С.Ф. Платонова // Вопросы отечественной и всеобщей истории в трудах русских историков XIX начала XX в. Межвузовский сборник научных трудов. — Воронеж, 1983.
- Фукс А.Н. Школьные учебники Д.И. Иловайского и их реакционная сущность // Преподавание истории в школе. 1982. № 5.
- Фукс А.Н. Историографическое значение учебников и учебных пособий для средних учебных заведений (90-е гг. XIX в. 1917 г.): Автореф. дис. канд. ист. наук. — М., 1983. — 16 с.
- Фукс А.Н. Школьные учебники по русской истории. 1861 1917. — М.: МОПИ, 1985. — 84 с.
- Хмелев А.Н. Передовые методисты начала XX века о преподавании истории // Преподавание истории в школе. 1959. № 5.
- Цирульников А. М. Из тайных архивов русской школы. М.: Педагогика-пресс, 1992.- 199 с.
- Черепнин JI.B. Отечественные историки XVIII XX вв. — М.: Наука, 1984. — 343 с.
- Эвенчик C.JI. Высшие женские курсы в Москве // Опыт подготовки педагогических кадров в дореволюционной России и в СССР. М.: МГПИ, 1972.- 187 с.
- Эскин М.И. Профессионально-педагогическая направленность в научной подготовке учителей средней школы в дореволюционной России // Советская педагогика. 1953. № 3. С. 76−84
- Эскин М.И. Подготовка учителей средней школы в дореволюционной России // Советская педагогика. 1955. № 10. С. 89−95
- Богуславский М.В. Ценностные ориентации российского образования первой трети XX века // Педагогика. 1996. № 3. С.72−75
- В Министерстве образования РФ. О преподавании курсов истории и об-ществознания в общеобразовательных учреждениях РФ в 1999/ 2000 учебном году // Преподавание истории в школе. 1999. № 6. С. 10−12
- Вендровская Р.Б. Школьная реформа 1915−1916 годов и преподавание истории // Преподавание истории в школе. 1995. № 4. С.22−27
- Вендровская Р.Б. В.Н. Сорока-Росинский: проблема русской национальной школы // Педагогика. 1996. № 3. С.75−81
- Владимир Иванович Герье и Московские Высшие Женские курсы: мемуары и документы. М.: Типография Mill У, 1997. — 158 с.
- Высшее образование в России. Очерк истории до 1917 г./ Под ред. В. Г. Кинелева. М.: НИИ ВО, 1995. — 342 с.
- Вяземский Е.Е., Стрелова О. Ю. и др. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей. М.: Русское слово, 1997. — 224 с.
- Голиков А.Г., Круглова Т. А. Источниковедение отечественной истории -М.: МГУ, 2000.- 245 с.
- Гуманитарное образование в гимназии: проблемы, концепции. Сборник статей. М., 1996.
- Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России: Пособие для преподавателей. М.: Фирма «Интерпракс», 1994. — 241 с.
- Дыдычкин А.В. Социальный портрет министров Российской империи в конце XIX начале XX вв.: Дис. канд. ист. наук. — М., 2002. — 235 с.
- Дурновцев В.А., Багин А. Н. Ученый грызун: Дмитрий Иванович Иловайский // Историки России XVIII начала XX века. — М.: Скрипторий, 1996. — 685 с.
- Иванов А.Е. Студенчество России конца XIX начала XX вв.: Социально-историческая судьба. — М.: РОССПЭН, 1999. — 414 с.
- Историко-педагогические основания стратегии развития отечественного образования. М., 1994.
- Историография истории России до 1917 г. В 2-х тт. / Под ред. М. Ю. Панаевой. Т.2. М.: ВЛАДОС, 2003. — 384 с.
- Ищенко В.А. Школьное историческое образование в России в конце XIX начале XX в./ Дис.. канд. пед. наук. — Ставрополь, 1997. — 305 с.
- Киреева Р.А. За художником скрывается мыслитель: В. О. Ключевский // Историки России XVIII начала XX века. — М.: Скрипторий, 1996. — 685 с.
- Колыхалов Д.В. Развитие школьного образования в России в первой половине XX века.: Дис. канд. ист. наук. М., 1999. — 218 с.
- Кондратьева М.А. Отечественная гимназия: исторический опыт и современные проблемы // Педагогика. 1994. № 1. С. 12−17
- Концепция исторического образования в общеобразовательных учреждениях РФ // Преподавание истории в школе. 2000. № 4. С. 2−9
- Котов В.И. Какую историю преподавать в школе? // Педагогика. 1996. № 3. С.43−49 343 .Кузьмин А. Г. История России с древнейших времен до 1618 г. В 2-ух тт. Кн.1. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 448 с.
- Кушнерева Ю. Концентрическая структура исторических курсов: кажущиеся преимущества и реальные проблемы // История. Приложение к газете «Первое сентября». 1996. № 34. С. 1−15
- Лазебникова А.Ю. Цели обществоведческого образования как критерий отбора содержания // Обществоведение в школе. 1997. № 4. С. 3−10.
- Литвин А.Л., Шарифжанов И. И. Неоправданное реформирование истории в школе //Вопросы истории. 1995. № 7. С. 173−175
- Михайлова М.В. Общественные педагогические и просветительные организации дореволюционной России (середины XIX начала XX века). — М.: Рос. Акад. Образования, 1993. — 163 с.
- Островская И.В. Реформирование российской средней школы в 19 061 917 гг. (на примере развития школьного исторического образования)./ Дис.. канд. ист. наук. Воронеж, 2000. — 223 с.
- Покотило Н.П. Приемы преподавания // Преподавание истории в школе. 1993. № 2. С.41−47
- Портреты историков: Время и судьбы: Т.1. Отечественная история. М: Унив. книга- Иерусалим: Gesharim, 2000. — 431 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.
- Программы политических партий России. Конец XIX начала XX вв. -М.: Рос. полит, энцикл., 1995. — 461 с.
- Пушкарев С.Г. Россия 1801−1917: власть и общество. М.: Посев, 2001. -672 с.
- Российское образование: история и современность. / Под ред. С. Ф. Егорова. М.: Рос. Акад. Образования, 1994. — 253 с.
- Руткевич М.Н. Изменения социальной роли общеобразовательной школы в России // Социальные исследования. 1996. № 11. С.3−18
- Смирнов В.И. Педагогическое образование в России конца XVII начала XX вв. // Педагогика. 2002. № 5. С. 23−28
- Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 4.2. — 208 с.
- Степашко Л.А. Философия и история образования. М.: Изд-во «Флинта», 1999. — 268 с.
- Студеникин М.Т. Активные методы обучения истории в русской школе начала XX века // Преподавание истории в школе. 1994. № 2. С.41−46
- Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М.: Гум. изд. центр ВЛАДС) С, 2000. — 240 с.
- Урсул А.Д. Наука и образование в стратегии устойчивого развития // Экологическое образование: концепции и технологии. Волгоград: Перемена, 1996. — 283 с.
- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта начального общего и среднего (полного) образования под рук. Алексашки-ной JI.H. // История. Приложение к газете «Первое сентября». 1996. № 42.
- Философия образования. Сборник научных статей. М.: Фонд Новое тысячелетие, 1996. — 288 с.
- Фукс А.Н. Сергей Федорович Платонов. Краткий историко-биографический очерк // Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. М.: Высшая школа, 1993. — 736 с. — С.7−37
- Халина Т.И. В науке принято быть и простым чернорабочим: Михаил Михайлович Богословский // Историки России XVIII начала XX века. — М.: Скрипторий, 1996. — 685 с.
- Христофорова Н.В. Российские гимназии XVIII XX веков. На материале г. Москвы. — М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2001. — 196 с.
- Цамутали А.Н. Я родился историком: Сергей Михайлович Соловьев. // Историки России XVIII начала XX века. — М.: Скрипторий, 1996. — 685 с.
- Цамутали А.Н. Глава петербургской исторической школы: Сергей Федорович Платонов // Историки России XVIII начала XX века. — М.: Скрипторий, 1996. — 685 с.
- Цирульников A.M. История образования в портретах и документах. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 272 с.
- Шапиро А.Л. Русская историография с древнейших времен до 1917 г. Учебное пособие. М.: Ассоц. «Россия»: Культура, 1993. — 761 с.
- Шаханов А.Н. ". В моих работах ничего не может устареть": Д. И. Иловайский // История и историки. 2001. Историографический вестник. М.: Наука, 2001. — 338 с. — С.90−126
- Юрищева И.В. Состояние народного образование в России в начале XX века // Преподавание истории в школе. 2002. № 2. С. 12−19
- Справочники, указатели, энциклопедии.
- Архивы России: Москва и Санкт-Петербург. Справочное обозрение и библиографический указатель. -М., 1997.
- Венгеров С. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. -Пг., 1918.
- Высшие и центральные государственные учреждения России 1801−1917 гг. В 4-х тт. Т.З. СПб.: Наука, 2002. 228 с.
- Государственные архивы РСФСР: Справочник-путеводитель. М., 1980.
- Государственные архивы СССР. Справочник. 4.1−2. М., 1989.
- Государственные деятели России XIX начала XX века. Биографический справочник. — М., 1995.
- Государственный исторический архив Московской области. — М., 1961.
- Краткий указатель архивных фондов Отдела рукописей ГБЛ. М., 1948.
- Отечественная история: Энциклопедия. В 5-и тт. М., 1994.
- Материалы для биографического словаря действительных членов имп. Академии Наук. 4.1−2. Пг., 1917.
- Психологический словарь. / Под ред. В. П. Зинченко. М., 1996.
- Россия. 1913 год. Статистико-документальный справочник. СПб., 1995.
- Россия: энциклопедический словарь. Л.: Лениздат, 1991. — 874 с.
- Русский биографический справочник в 20 томах. М.: Терра- Кн. клуб, 1998-.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х тт. М. Большая Рос. Энцикл., 1993. — 607 е.- 1999. — 669 с.
- Словарь исторический. — М., 2001. Т.2.
- Советская историческая энциклопедия. Т.9. М., 1966.
- Шилов Д.Н. Государственные деятели Российской империи. Главы высших и центральных учреждений. 1802−1917. Биографический справочник. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. — 830 с.