Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сокращение стратегических вооружений СССР и США в 1981-1991 гг

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе подписания советско-американского Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД) в Вашингтоне в декабре 1987 года Горбачев согласился еще на одну одностороннюю уступку: уничтожить все ракеты СС-20 не только в европейской части СССР, но и в азиатской части, хотя в Азии они являлись частью нашей обороны против американских баз в Японии и Индийском океане, а также противовесом… Читать ещё >

Сокращение стратегических вооружений СССР и США в 1981-1991 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Объявленный советским руководством мораторий на развертывание ядерных вооружений средней дальности в европейской части СССР от 15 марта 1982 года не был дополнен обязательством вернуться по количеству боеголовок на советских РСД к уровню на май 1978 года. С учетом подписанной в мае 1978 г. декларации с ФРГ, в которой признавалось наличие примерного равенства противостоящих друг другу группировок в Европе, ФРГ и американская сторона теряли бы аргументы против советского предложения о моратории. Делается вывод, что как американская, так и советская стороны не были настроены на договоренность по ОЯВЕ.

Перед советской делегацией руководством СССР ставилась задача достижения соглашения по потолкам размещаемых советских СС-20 «Пионер» и американских «Першингов-2». В ходе переговоров советская сторона проигнорировала возможности достижения соглашения, причем инициированные американской стороной. В ходе «лесной прогулки» глав делегаций П. Нитце и Ю. А. Квицинского 16 июля 1982 г. американской стороной были переданы предложения об уменьшении количества ПУ РСД «Пионер» и американских «Першингов-1», основанные на отказе от размещения «Першингов-2». По мнению Квицинского, данное предложение при определенной доработке можно было рассмотреть в целях достижения конструктивной договоренности. Но советское руководство, в первую очередь, начальник Генштаба Н. В. Огарков, а с его подачи Л. И. Брежнев и Политбюро, вынесли отрицательную резолюцию.

На переговорах по ОССВ (проходили с 29 июня 1982 г. по 8 декабря 1983 г.) стремление Рейгана к сокращению наземных МБР (причем у СССР в два раза больше), а потом и полному их уничтожению, было естественно неприемлемо для советской стороны.

На основе анализа развернувшейся кампании в 1983;1984 г. г. по взаимному обвинению в нарушении Договора по ПРО, причем в тот момент, когда в США было объявлено о программе СОИ, делается вывод, что американские системы ПРО (РЛС с фазированной решеткой), построенные в Англии и Гренландии, т. е. вне национальной территории США, являлись прямым нарушением статьи IX Договора по ПРО. Также дан анализ развернувшейся в США в 1984 г. дискуссии об объединении переговоров по ОЯВЕ и ОССВ с целью их реанимировать.

На основе того, что советская сторона недооценила возможности политического решения проблем размещения СС-20 «Пионер», устанавливала их в ходе переговоров по ОСВ-2 и ОЯВЕ, качественно и количественно наращивала вооружения в целом, обосновывается тезис о стремлении советской стороны в конце 1970;х — первой половине 1980;х г. г. вести переговоры «с позиции силы».

Определился ряд факторов, способствовавших возобновлению советско-американских переговоров по разоружению. Со стороны США: завершение крупномасштабной программы перевооружения; рост антивоенного движения в США и в странах Западной Европы; размещение в Западной Европе американских РСД «Першинг-2»; желание пересмотреть советско-американскую договорно-правовую базу ограничения оборонительных (ПРО) и наступательных вооружений в связи с развитием военных программ США; стремление выжать максимум выгоды из складывавшейся политической и стратегической ситуации в связи с изменением советского руководства и приходом к власти М. С. Горбачева. Со стороны СССР такими факторами стали: усилия руководства КПСС, советской дипломатии, МИДа по подготовке советско-американских переговоров; опасение технологического прорыва США и переноса дорогостоящей гонки вооружений в космос (СОИ); смена советского руководства в лице М. С. Горбачева, провозгласившего новую внешнеполитическую линию; стремление не только ограничить, а сократить стратегические наступательные вооружения ввиду: а) объявленной СССР концепции «оборонной достаточности»; б) перенапряжения советской экономики; в) некоторого потепления советско-американских отношений.

На переговорах по ЯКВ в Женеве, начавшихся 12 марта 1985 г., сохранялись принципиальные разногласия СССР с американской стороной по следующим вопросам: соблюдение Договора по ПРО, ядерные средства Англии и Франции, американские ядерные средства передового базирования (ЯСПБ), полное прекращение ядерных испытаний. 27 мая 1986 года президент США заявил о решении его страны отказаться от соблюдения в дальнейшем Временного соглашения ОСВ-1 и Договора ОСВ-2.

В ходе подписания советско-американского Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД) в Вашингтоне в декабре 1987 года Горбачев согласился еще на одну одностороннюю уступку: уничтожить все ракеты СС-20 не только в европейской части СССР, но и в азиатской части, хотя в Азии они являлись частью нашей обороны против американских баз в Японии и Индийском океане, а также противовесом китайским ядерным вооружениям. Договор РСМД ликвидировал РМД СС-23 «Ока», не имевшие аналогов в мире и изначально не подпадавшие под действие Договора. Министерство обороны СССР под давлением Шеварднадзе в итоге выразило готовность пойти на включение ракеты «Ока» в Договор по РСМД, но при условии, что была бы поставлена преграда для создания (такой проект уже был известен) модернизированной американской ракеты «Лэнс2» с дальностью 450−470 км. Но этого не произошло. Сравнивая суммарные показатели Договора, определяется их асимметрия в пользу американской стороны, что при сохранении ядерных сил Англии и Франции имело серьезное значение с военной точки зрения. Положительным в этой ситуации было лишь то, что из Европы убирались американские ракеты «Першинги», способные поражать советскую территорию.

С приходом Горбачева к власти были осуществлены ряд уступок американской стороне. В Заявлении Горбачева 15 января 1986 г. было впервые высказано согласие вывести ядерные стратегические средства Англии и Франции за скобки советско-американских переговоров, то есть не засчитывать их на стороне США, при условии, что «США должны взять обязательство не поставлять свои стратегические ракеты и ракеты средней дальности другим странам, а Англия и Франция — не наращивать свои соответствующие ядерные вооружения». Сохранение указанной обусловленности настойчиво требовали представители Минобороны. Но в августе 1986 года Горбачев лично принял решение — вывести вообще (без всяких условий) за скобки переговоров ядерные средства Англии и Франции, а также американские ЯСПБ. Это была кардинальная подвижка с советской стороны и без компенсации с американской стороны, официально представленная в ходе советско-американской встречи на высшем уровне 11−12 октября 1986 г. в Рейкьявике.

Заключение

Договора РСМД было достигнуто ценой гораздо больших уступок с советской стороны, чем с американской. Этот договор положил начало череде следующих друг за другом соглашений и договоров, снижавших обороноспособность Советского Союза и разрушавших советско-американский паритет в пользу США.

После принятия решения на советско-американской встрече на высшем уровне 7−10 декабря 1987 года о заключении Договора о 50-процентном сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) советской и американской делегациями на переговорах решались следующие проблемы: разработка нового понятийного аппарата, связанного с сокращением МБР; сохранение Договора по ПРО; правила засчета КРМБ и КРВБ; бомбардировщик «Бэкфайер»; процедуры контроля; забрасываемый вес; ликвидация ракет и боеголовок. Доказывается, что Комитет министров иностранных дел ОВД указал на неравноправность готовившегося проекта Договора для СССР и внес предложения, которые были учтены советской стороной. В результате заключения Договора СНВ-1 31 июля 1991 года на встрече Горбачева и Буша в Москве было установлено: ограничение суммарного забрасываемого веса МБР и БРПЛ СССР до 50% от существовавшего уровня (чего давно добивались американцы); в общий потолок 6000 боезарядов не засчитывались КРМБ большой дальности и не ограничивались неядерные КРВБ (чего никак не хотели американцы). Договор СНВ-1 предусматривал более 10 видов инспекций.

Договор СНВ-1 был в первую очередь направлен на существенное, 50-процентное сокращение именно советских МБР с РГЧ ИН, способных прорвать ПРО США и не имевших по мощности американских аналогов. МБР с РГЧ ИН являлись сердцевиной стратегической триады СССР. Те же виды вооружений, которые являлись основными элементами американской стратегической триады — КРМБ и КРВБ — затрагивались в очень малой степени.

На основе анализа сложной военно-политической обстановки, в условиях которой начинался переговорный процесс по СНВ-1 (углубление советско-американской конфронтации в первой воловине 1980;х г. г., СОИ, стремление США изменить Договор по ПРО 1972 г.,); последствий последующего распада СССР для военно-стратегической ситуации внутри и вокруг России; того, что ко времени вступления Договора СНВ-1 в силу в 1994 году российские СЯС начали сокращаться, а состав американских СНС оставался прежним, но в дальнейшем американские ядерные силы сокращались по условиям Договора СНВ-1; сделан вывод, что Договор СНВ-1 позволил сохранить в трудных условиях для российских СЯС военно-стратегический паритет с США.

Заключение

договоров ценой определенных уступок СССР стало следствием политики советского руководства во главе с М. С. Горбачевым: недостаточной компетентности в вопросах внешней политики либо сознательного пренебрежения советскими национальными интересами; иллюзиями о снижении роли военного фактора, в первую очередь, ядерного оружия, в международной политике; неправильным пониманием места и роли ядерного оружия в обеспечении обороноспособности СССР. Со своей стороны, США, в середине 1980;х г. г., занявшие сначала выжидательную позицию по отношению к советским инициативам в области ОСВ, но быстро осознавшие открывшиеся для них возможности из-за уступчивости нового советского руководства, стали стремиться к юридическому закреплению достижения военно-стратегического превосходства над СССР.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой