Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Древнерусское государство. 
Европейский Север (Белозерское и Корельское княжество) в период древне-русского государства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ко времени татаро-монгольского нашествия Русь оказалась поделенной на множество мелких княжеств и не смогла объединить силы для отражения внешней агрессии. Опустошенная полчищами Батыя, она утратила значительную часть своих западных и юго-западных земель, ставших во второй половине 13−14 вв. легкой добычей Литвы (Турово-Пинское, Полоцкое, Владимиро-Волынское, Киевское, Черниговское… Читать ещё >

Древнерусское государство. Европейский Север (Белозерское и Корельское княжество) в период древне-русского государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

европейский древнерусский история Древнерусское государство представляло собой, по сути, раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский.

Управление страной, суд, сбор дани и пошлин осуществлялось его братьями, сыновьями и дружинники. Доходы князей и их приближенных в то время во многом определялись данью, которую платили подчиненные племена, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих князей.

История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как DC — начало XII в., можно условно разделить на три больших периода. Первый (IX — середина Х в.) время первых киевских князей. Второй (вторая половила Х — первая половина XI в.) — время Владимира I и Ярослава Мудрого), эпоха расцвета Киевской державы; третий период — вторая половина XI — начало XII в., переход к территориально-политической раздробленности.

Одним из самых ярких периодов можно назвать период правления Владимира I (980−1015), так как именно в это время все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Это период укрепления государственного аппарата, крупнейшие центры страны управлялись княжескими сыновьями и старшими дружинниками.

По рекам Десна, Осетр, Суда, Стугна был сооружен ряд крепостей, на границе со степью, установлены «заставы богатырские», решив таким образом одну из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен.

Также, в период правления Владимира I, в 988 году, христианство стало официальной религией Руси. Летописные источники говорят о том, что задолго до крещения Руси, христианство проповедовалось среди славянских племен. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный — один из учеников Христа. В начале нашей эры апостол Андрей — старший брат апостола Петра отправился в Скифию. Как свидетельствует «Повесть временных лет», апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских». Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества.

Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) — центре византийских владений в Крыму. Предшествовало крещению участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия П с мятежом полководца Варды Фоки. Не смотря на то, что Император победил, он отказался выполнять свое обязательство — отдать за Владимира свою дочь Анну.

Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, продолжавшего почитать своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Значение принятия христианства было огромно для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.

«Божий слуга» — государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства имело большое политическое значение для Киевского государства, оно позволило укрепить государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Необходимо подчеркнуть, что и международное значение было очень велико ведь Русь, более не являлась страной «примитивного» язычества, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились.

Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

Не менее ярким и важным для развития государства был период правления Ярослава Мудрого.

После смерти Владимира I управлением крупнейшими волостями Руси занимались двенадцать его. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015−1019), который прославился тем, что приказал убить своих братьев Бориса Ростовского и Глеба Муромского, за что получил прозвище Окаянный.

Княживший в Новгороде Великом Ярослав, выступил против своего брата «Святошки Окаянного», отказался подчиняться его воле, и в жесточайшей кровопролитной междоусобице, изгнал Святополка из Киева в Польшу, во владения его тестя Болеслава Храброго.

При Ярославе Мудром (1019−1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Так же как и Владимиру I, Ярослав смог обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г. после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава Тмутараканского в 1035 г., владевшего с 1024 г. землями к востоку от Днепра, Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.

При Ярославе Муром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около четырехсот церквей и восемь рынков.

При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав женился на шведской принцессе. Своих дочерей он выдал замуж за французского, венгерского и норвежского королей. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Отсюда прозвище, которое получил сын Всеволода, — Владимир Мономах. Митрополит Илларион справедливо писал о киевских князьях: «Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли».

Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства. Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т. е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин.

В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю.

Все свободное население Киевской Руси носило название «люди».

Процесс экономической жизни Киевской Руси слабо отражен в исторических источниках. Очевидны отличия феодального строя Руси от «классических» западно-европейских образцов.

Появление государственных учреждений в Киевской Руси было неразрывно связано с возникновением и укреплением княжеской власти. Князь олицетворял собой державу, он являлся центральным звеном, ядром политической системы.

Основным населением Древней Руси являлись свободные общинники люди (в единственном числе людин, отсюда простолюдин). В Древней Руси и в ХI в. земледельческая община вервь составляла экономическую и социальную основу общества. За владение, т. е. распоряжение и пользование землей общинники платили дань князю, который постепенно воспринимался ими как верховный собственник всей земли.

Князь и дружина. Основными источниками доходов князя и дружины, помимо дани, продолжала оставаться военная добыча. Но уже в конце X в. появляются княжеские села, хозяйство которых носило промысловый и коневодческий характер (добываемая пушнина продавалась наряду с экспортной частью дани на рынках Константинополя, а кони были нужны для военных целей).

В условиях феодальной раздробленности большое значение приобрели общерусские и региональные княжеские съезды, на которых решались внутрии внешнеполитические вопросы (межкняжеские распри, борьба с внешними врагами). Однако они не стали постоянным, регулярно действующим политическим институтом и не смогли затормозить процесс диссипации.

Ко времени татаро-монгольского нашествия Русь оказалась поделенной на множество мелких княжеств и не смогла объединить силы для отражения внешней агрессии. Опустошенная полчищами Батыя, она утратила значительную часть своих западных и юго-западных земель, ставших во второй половине 13−14 вв. легкой добычей Литвы (Турово-Пинское, Полоцкое, Владимиро-Волынское, Киевское, Черниговское, Переяславское, Смоленское княжества) и Польши (Галицкое). Только Северо-Восточная Русь (Владимирская, Муромо-Рязанская и Новгородская земля) сумела сохранить свою самостоятельность.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой