Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Культура Возрождения в Нидерландах

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Десятки персонажей и сцены с панорамными пейзажами написаны поразительно светоносными красками, детали натуры переданы с ювелирной точностью, образам людей даны выразительные характеристики, а целое вызывает ощущение величия. На основе непосредственных впечатлений от земной красоты художник смог создать возвышенный, одухотворенный образ мира. На рубеже веков Иероним Босх (до 1460 — 1516) стал… Читать ещё >

Культура Возрождения в Нидерландах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие ренессансной культуры Нидерландов, небольшой по площади, но самой густонаселенной страны Европы, не уступавшей Италии по уровню городской жизни, отличалось большим своеобразием. В XV в. Нидерланды становятся одним из главных центров «осени Средневековья» — расцвета при бургундских герцогах утонченной придворной культуры, вдохновленной рыцарскими идеалами. Никакого гуманистического движения здесь еще не было, но в искусстве уже начались перемены. Для готического городского собора в Генте был заказан крупный многостворчатый алтарь, и художник Ян ван Эйк (1390—1441) завершил его в 1432 г. (рис. 15.31).

Десятки персонажей и сцены с панорамными пейзажами написаны поразительно светоносными красками, детали натуры переданы с ювелирной точностью, образам людей даны выразительные характеристики, а целое вызывает ощущение величия. На основе непосредственных впечатлений от земной красоты художник смог создать возвышенный, одухотворенный образ мира.

Ян ван Эйк. Поющие ангелы.

Рис. 1531. Ян ван Эйк. Поющие ангелы.

Фрагмент Гентского алтаря. Ок. 1430 г.

На рубеже веков Иероним Босх (до 1460 — 1516) стал сочетать ренессансное многообразие впечатлений от характерных типов людей, быта, мира вещей и природы с фантастикой демонических образов. Во имя нравственного урока зрителю он создавал гротесковые монтажи живого с неживым и сцены, похожие на кошмарные сновидения (рис. 15.32).

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1500. Музей Прадо. Мадрид.

Рис. 15.32. Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1500. Музей Прадо. Мадрид.

В отличие от итальянских мастеров, ставивших в центр внимания человека, в Нидерландах художники часто воспринимали этот образ как малую частицу мироздания. Такая специфика проявилась в искусстве крупнейшего художника нидерландского Возрождения Питера Брейгеля Старшего (ок. 1525 — 1569), прозванного Мужицким. На фоне драматических перипетий истории своей страны, европейских конфессионально-политических конфликтов он с горечью воспринимал как утопию былые гуманистические идеалы всесилия человека и, обращаясь к мотивам народных пословиц, не раз раскрывал в персонажах черты людской глупости, жадности, эгоизма, привычки к лени. В картине «Слепые» (рис. 15.33) художник создал иносказание о трагедии человеческих упований, изобразив вереницу слепцов, идущих друг за другом, но еще не понявших, что первый из них уже падает с обрыва.

Питер Брейгель (Мужицкий). Слепые. 1568.

Рис. 1533. Питер Брейгель (Мужицкий). Слепые. 1568.

Национальный музей Каподимонте. Неаполь

Изображая крестьянский танец или свадьбу, Брейгель зорко подмечал мощь стихии народного веселья, а в цикле «Времена года» старался выявить красоту панорамных видов природы и связанных с ней характерных сцен жизни людей.

Во второй половине XVI в. впервые после Эразма Роттердамского европейскую известность и признание в гуманитарных науках получил филолог, историк, философ, политический мыслитель Юст Липсий (1547—1606). Он преподавал в университетах Лувена и Лейдена, издавал и комментировал сочинения Сенеки и Тацита, развивал в своих трудах идеи неостоицизма. Так, в книге «О постоянстве» Липсий анализировал, как личность может сохранить свои моральные устои в эпоху войн, конфликтов и катастроф. Спасение он видел в добродетелях терпения, стойкости, постоянства. Работу «Политика» он создал как руководство для властителей, составленное из цитат античных авторов по вопросам управления государством, военного дела, права и морали, сопровождая эти тексты краткими комментариями на полях. Успех книги был огромным: только при жизни Липсия было опубликовано 75 изданий на разных языках.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой