Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация системы стратегического управления на предприятии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сложное экономическое положение значительной части предприятий России в настоящее время объясняется, не в последнюю очередь, их неумением применять современные методы управления, в том числе и стратегического. В результате приватизационных процессов многие промышленные организации страны формально получили независимость в принятии решений, касающихся характера и масштабов их деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОСНОГМЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
    • 1. 1. Место и роль системы стратегического управления в системе управления предприятием
    • 1. 2. Понятие и сущность организации системы стратегического управления на предприятии
    • 1. 3. Основные проблемы и возможности использования опыта организации системы стратегического управления на предприятиях россии
  • ГЛАВА II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
    • 2. 1. концепция механизма стратегического управления
    • 2. 2. принципы организации системы стратегического управления на предприятии
    • 2. 3. критерии организации системы стратегического управления
  • ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
    • 3. 1. формирование системы стратегического управления на предприя тии
    • 3. 2. выбор организационного и ресурсного обеспечения системы стратегического управления
    • 3. 3. оценка эффективности организации системы стратегического управления на предприятии

Организация системы стратегического управления на предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Исследование направлено на решение важной проблемы в деятельности предприятия — организацию системы стратегического управления, позволяющей осуществлять адаптацию предприятия к изменениям внешней среды.

Сложное экономическое положение значительной части предприятий России в настоящее время объясняется, не в последнюю очередь, их неумением применять современные методы управления, в том числе и стратегического. В результате приватизационных процессов многие промышленные организации страны формально получили независимость в принятии решений, касающихся характера и масштабов их деятельности. Но фактически, разрыв хозяйственных связей, разукрупнение, появление конкуренции, привели к потере предприятиями рыночных позиций. Сохранившаяся у них прежняя система управления обнаружила свою неспособность обеспечить адаптацию предприятия к нестабильным условиям функционирования.

Очевидно, что одним из направлений выхода предприятий России из многолетнего кризиса является совершенствование приемов управления, направленное на решение проблем взаимодействия с внешней средой в динамичных условиях рыночной экономики: чем выше вероятность стратегических неожиданностей, тем эффективнее должна быть адаптация к ним.

Такие проблемы и призвана решать система стратегического управления, принципы организации которой рассмотрены в настоящем исследовании.

Цели и задачи исследования:

Целью настоящей работы является разработка методологических и методических положений формирования системы стратегического управления, что позволит повысить адаптационные возможности предприятий в современных условиях. Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

— исследовать особенности системы стратегического управления (ССУ) и уточнить терминологический аппарат в области ее организации;

— исследовать подходы к организации системы управления предприятием, выявить условия и оценить возможность их применения к организации системы стратегического управления;

— разработать методологические подходы к выбору типа системы стратегического управления для предприятия;

— разработать принципы и критерии функционирования и формирования системы стратегического управления;

— разработать методические положения по проектированию, внедрению и оценке эффективности организации системы стратегического управления.

Объект и предмет исследования:

Объектом исследования выступают предприятия Российской Федерации.

Предметом исследования являются система стратегического управления и процессы ее организации.

Метод и база исследования:

Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные основам стратегического управления, организации управления, проблемам адаптации. В настоящей работе использованы труды JI. Албастовой, И. Ансоффа, О. Виханско-го, В. Градова, И. Гуркова, А. Егорова, П. Забелина, Дж. Квинна, А. Кибанова, М. Круглова, Б. Мильнера, Г. Минцберга, Н. Моисеевой, JI. Никулина, М. Портера, А. Смолкина, Э. Смирнова, А. Стерлина, А. Стрикленда, А. Томпсона, JI. Фаткина, С. Хачатурова, У. Эшби и др. Решение поставленных в исследовании задач осуществлялось с помощью теории стратегического управления, системного анализа, стратегического анализа, теории организации, теории адаптивного поведения, математических и квалиметрических методов исследования и оценки. Источниками информации послужили опыт функционирования российских предприятий, результаты опросов руководителей и специалистов предприятий, публикации периодической печати.

Научная новизна результатов исследования.

Научная новизна результатов исследования состоит в изучении теоретических основ и разработке основных методологических и методических положений формирования системы стратегического управления на предприятии. В работе:

1. Уточнено понятие объекта стратегического управления, который рассматривается как единая система, образованная предприятием и внешней средой, обладающая свойствами самоорганизующихся и стабильных систем.

2. Разработана концепция механизма стратегического управления. Выделены основные элементы механизма, направленные на выполнение адаптивной функции, и установлены связи между ними. Проведена классификация механизмов стратегического управления в зависимости от реализуемой ими стратегической реакции. Выявлены тенденции развития механизма стратегического управления в процессе эволюции системы управления организацией, на основе которых выделено двенадцать базовых типов системы стратегического управления.

3. Дополнена иерархия уровней разработки стратегии в процессе стратегического управления. Помимо известных ранее уровней операционной, функциональной, бизнеси корпоративной стратегии, выделен уровень коллективной стратегии.

4. Выделены формы функциональной специализации для двенадцати базовых типов системы стратегического управления.

5. Уточнены и дополнены принципы и критерии формирования системы стратегического управления.

6. Разработаны методические рекомендации для выбора типа системы стратегического управления и выделены требования к ее организационному и ресурсному обеспечению.

Практическая значимость результатов исследования:

Разработанные в диссертации методологические, методические положения и рекомендации по организации системы стратегического управления могут быть полезны для предприятий, осуществляющих совершенствование организации управления. Результаты исследования представляют практический интерес для руководителей и менеджеров среднего звена предприятий и организаций, консультантов, специализирующихся на проблемах стратегического управления и организации управления. Положения исследования также целесообразно использовать в учебном процессе как при обучении студентов, так и в ходе повышения квалификации управленческих кадров.

Апробация результатов исследования:

Реализация и апробация результатов исследования связана с выполнением госбюджетной научно-исследовательской темы 1030−98 «Проблемы стратегического управления на предприятиях России в условиях рыночных отношений». Основные положения диссертационного исследования обсуждались на конференциях (Москва, ГАУ, 1997;1999 гг.) и использовались в учебном процессе при чтении лекций по стратегическому управлению на кафедре инновационного менеджмента ГАУ.

Рекомендации, предложения и выводы, полученные в результате исследования, приняты к реализации на промышленных предприятиях ЗАО «Панда-парк» (Москва) и ГУП «Нахабинская фабрика игрушек», использовались автором в процессе консультационной деятельности.

Публикации автора:

По теме диссертации автором опубликовано 5 научных работ общим объемом 4,85 печатных листа.

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения. Работа содержит 175 страниц основного текста, список литературы из 126 наименований, 30 таблиц, 37 рисунков, приложение на 15 страницах.

Выводы ПО ГЛАВЕ III:

1. Для выбора типа системы стратегического управления предприятием необходимо было связать между собой оценку характеристик стратегической реакции системы стратегического управления и сложность объекта стратегического управления. Для реализации поставленной цели была разработана методика определения уровня системы стратегического управления в зависимости от характеристик факторов объекта стратегического управления, в рамках которой были выделены блоки для анализа параметров объекта стратегического управления, установлена последовательность формирования комплексной оценки факторов организации ССУ, предложены таблицы приведения оценок факторов к сопоставимому уровню и расчета комплексного показателя оценки объекта стратегического управления, уточнены формулы, описывающие логистические кривые, с учетом особенностей развития систем стратегического управления, рассчитаны значения комплексных оценок объекта стратегического управления и проведено их сопоставление с уровнем результирующих характеристик системы, на основании которого возможно выбрать базовую систему стратегического управления из типового набора.

2. Разработаны рекомендации по выбору организационной структуры ССУ в зависимости от типа ССУ, уровня концентрации функций ССУ в подсистемах аналитического обеспечения и принятия стратегических решений, типа организационной структуры предприятия. Рассмотрены особенности использования централизованной, двойной и гибкой организационных структур в системах стратегического управления с различными механизмами стратегического управления. Предложены подходы к выбору ресурсного обеспечения системы стратегического управления: кадрового (последовательность выбора, состав типовых квалификаций и возможности совмещения функций стратегического управления с обязанностями в рамках других подсистем организации) и информационного (типовые характеристики собираемой информации, информационных коммуникаций и информационного накопления в СУ с типовыми механизмами). Разработаны технологии организации систем стратегического управления: технология функционально-стоимостного анализа, используемая при необходимости сокращения затрат на функционирование ССУ и реинжиниринга — при необходимости радикальных изменений в области стратегического управления.

3. Разработаны методы оценки коммерческой и неэкономической оценки эффективности организации системы стратегического управления. К процессу оценки коммерческой эффективности организации ССУ адаптирована методика оценки коммерческой эффективности инвестиционных проектов. Предложены три метода коммерческой оценки эффективности организации ССУ: метод чистой оценки, метод сопоставимой оценки, метод приростной оценки. Предложены способы интерпретации показателей коммерческой оценки эффективности организации ССУ. Разработан типовой состав инвестиционных и текущих затрат, связанных с организацией ССУ, укрупненный состав поступлений в результате внедрения ССУ. Разработана методика оценки неэкономической оценки эффективности ССУ. Для этого предложено использовать методы безотносительной балльной оценки, методы сопоставительной оценки по сравнению с фактическим состоянием ССУ и с состоянием ССУ на предприятиях — конкурентах. Предложены варианты интерпретации значений показателей, полученных в результате каждого метода.

Заключение

.

В процессе исследования получены следующие основные выводы и результаты:

1. Дополнен терминологический аппарат в области организации системы стратегического управления, в частности, уточнены понятия «объект стратегического управления», «система стратегического управления», «механизм стратегического управления» .

Объект стратегического управления представляет собой мягкую рекре-мативную временно-целостную совокупность стратегических ресурсов производственно-хозяйственной системы предприятия и внешнего окружения, на которые возможно оказание управленческого воздействия, обладающая свойствами стабильных системы.

Система стратегического управления представляет собой совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных подсистем, осуществляющих принятие и реализацию решений, направленных на создание условий для стабильного функционирования организации через обеспечение эффективного взаимодействия с внешней средой посредством адаптивных механизмов.

2. Выявлены условия использования методов и процессов организации системы управления для формирования ССУ.

Для формирования качественных, структурно-уровневых и количественных характеристик ССУ могут быть использованы широко известные методы организации функциональных управленческих подсистем. Условием их применения является формирование типовых ССУ, выделение факторов организации ССУформирование организационных элементов ССУ, зависящих от характеристик объекта ССУформирование системы требований к экспертным методам организации ССУформирование системы требований к ресурсному обеспечению ССУ.

3. Выявлены основные проблемы в осуществлении стратегии стратегического управления и возможности использования зарубежного опыта для организации ССУ на российских предприятиях.

4. Разработана концепция механизма стратегического управления, раскрыта общая схема механизма, определен состав элементов, выявлены их функции и способы взаимодействия.

Механизм стратегического управления включает в себе следующую совокупность элементов: анализаторный механизм, механизм выбора стратегической реакции, механизм синтезирования стратегической реакции, механизм реализации стратегии, механизм контроля эффективности реализации стратегии, механизм сохранения стратегической реакции.

5. Разработана классификация типов механизма стратегического управления (механизм с пассивной адаптацией к среде, механизм с активной адаптацией к среде, механизм, направленный на формирование среды) и сформулированы особенности его проявления в процессе эволюции системы управления организацией. На этой основе выделены двенадцать базовых типов системы стратегического управления.

6. Разработан методологический подход для выбора типа системы стратегического управления. Определены факторы выбора ССУ (сложность, нестабильность, неопределенность, сила воздействия, управляемость, связанность параметров объекта стратегического управления,) и характеристики стратегической реакции ССУ (сила, интенсивность, время, направленность, характер, затраты на выполнение стратегической реакции). Аналитическая связь между факторами и характеристиками установлена на основе логистических кривых.

7. Выделены основные области функциональной специализации СУ, предложены предпочтительные формы реализации общих функций стратегического управления для двенадцати базовых типов ССУ, разработаны общие правша концентрации и централизации в ССУ. Разработан уровень коллективной стратегии в качестве верхнего уровня планирования стратегии.

8. Уточнены и дополнены известные и предложены новые принципы и критерии формирования ССУ.

Среди принципов организации ССУ выделены: принцип соответствия характеристик субъекта стратегического управления характеристикам объекта стратегического управления, принцип рационального выбора между ССУ старого и нового поколения при попадании оценки объекта стратегического управления в область «технологического разрыва», принцип упрощения объекта стратегического управления при нехватке ресурсов для организации или обслуживания сложного субъекта стратегического управления, принцип совместимости субъекта стратегического управления с системой управления предприятием, принцип соответствия типа организационных изменений степени организованности субъекта стратегического управления, принцип доминирования функций над структурой во вновь создаваемых системах стратегического управления и структуры над функциями в организованных ССУ, принцип рационального соотношения функций реализуемых внутренними и внешними подсистемами стратегического управления.

Критерии оценки ССУ предложены в следующих блоках: критерии конкурентоспособности системы стратегического управления как товара (цена, надежность, стандартизация, эволюционность, соответствие ССУ назначению и объекту ССУ, оптимальность), критерии повышения конкурентоспособности продукции и предприятия в результате внедрения системы стратегического управления, критерии обеспечения выгодных для предприятия отраслевых и макроэкономических условий функционирования.

9. Разработаны методические рекомендации для выбора типа ССУ, организационного и ресурсного обеспечения ССУ, подходы к оценке коммерческой и неэкономической эффективности организации ССУ.

В результате исследования можно поставить следующие перспективные научные задачи: разработка детальных типовых проектов для каждой из базовых систем стратегического управления, разработка моделей организационного обучения персонала ССУ, разработка механизмов постоянного совершенствования систем стратегического управления в соответствии с изменением факторов, и др.

Внедрение практических рекомендаций, предложенных в рамках настоящего исследования позволит существенно повысить эффективность деятельности предприятий Российской Федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Спасибо врачам//Эксперт. № 47, 1998. — с. 30−31.
  2. JI.H. Технология эффективного менеджмента — М.: Издательство ПРИОР, 1998.-288 с.
  3. И.В. Разработка продуктово-рыночной стратегии предприятия: Дис. на соиск. уч. степ. канд. эконом, наук. М., 1992.
  4. В., Рудаков М. К характеристике субъекта стратегического менедж-мента//Проблемы теории и практики управления. № 4, 1998. — с. 112−115.
  5. Н. Эволюция систем и организационное проектирова-ние//Проблемы теории и практики управления. № 4, 1998. — с. 73−78.
  6. П.В., Панин А. В. Философия: Учебник для вузов М.: ТЕИС, 1996. — 504 с.
  7. Ю.М., Субетто А. И. Квалиметрия в приборостроении и машиностроении. Л.: Машиностроение, Ленинградское отделение, 1990. — 216 с.
  8. И. Новая корпоративная стратегия: Пер. с англ. СПб.: Питерком, 1996.-416 с.
  9. И. Стратегическое управление: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. -519с.
  10. В.А. Перестройка крупной научно-технической компании при переходе к рыночной экономике//Управление в России: стратегия, модель, технология. Сборник тезисов. СПб.: 1997. — с. 28−29.
  11. Т.А. Консультирование по проблемам стратегического управления современных Российских предприятий: Дис. на соиск. уч. степ. канд. социол. наук. М&bdquo- 1996.
  12. Д. Особенности управления социотехническими системами в современных условиях//Проблемы теории и практики управления. № 5, 1998. -с. 96−100.
  13. В.П. Стратегический анализ: технология, инструменты, организа-ция//Проблемы теории и практики управления. — № 5, 1998.
  14. М., Приходько В. К вопросу о гибкости организации органического типа//Проблемы теории и практики управления. № 4, 1998. — с. 79−83.
  15. А., Романовская К. Управление организацией: децентралистические концепции (материалы к лекциям и семинарам/ЛРоссийский экономический журнал. № 2, 1998. — с. 69−73.
  16. A.JI. Стратегическое управление и его роль в развитии корпорации (на примере США): Дис. соиск. уч. степ. канд. эконом, наук. М., 1991.
  17. Большой энциклопедический словарь.
  18. П.П., Печенкин А. В. Теория вероятностей. Математическая статистика. М.: Гардарика, 1998. — 328 с.
  19. К. Основы стратегического менеджмента: Пер. с англ. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 175 с.
  20. М. Гиперконкуренция: характерные особенности, движущие силы и управление//Проблемы теории и практики управления. № 3, 1998. — с. 104 109.
  21. А.В. Предпринимательство. Учебник. — М.: ИНФРМА-М, 1998. -608с.
  22. С.П. Моделирование инновационной стратегии предприятия: управление выбором проектов: Дис. соиск. уч. степ. канд. эконом, наук. -СПб., 1995.
  23. Ю., Гёльдель X., Шеффер У. Организация стратегического и оперативного управления на предприятии//Проблемы теории и практики управления. -№ 2, 1998.-с. 105−110.
  24. В.А. Организация стратегического управления на предприятии. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. 160 с.
  25. Вирусная теория менеджмента / Под ред. Ю. Т. Рубаника. М.: МГИЭТ (ТУ), 1993.-42 с.
  26. О.С. Стратегическое управление: Учебник. М.: Гардарика, 1998. -296 с.
  27. Я.Д., Лозинский С. В. Бизнес и окружающая среда: коэффициент враждебности окружающей среды развитию бизнеса//Менеджмент в России и за рубежом. — № 3, 1998. с. 43−53.
  28. Л. В. Достижение конкурентных преимуществ в структурные преобразования фирмы (на примере ЗАО «Первомайская заря»)// Управление в России: стратегия, модель, технология. Сборник тезисов. СПб.: 1997. — с. 28−29.
  29. В.В., Глущенко И. И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование планирование. Теория проведения экспериментов. — г. Железнодорожный: ТОО НПЦ «Крылья», 1997. — 400 с.
  30. В.П. Формирование и развитие стратегических зон хозяйствования (на примере обувной фирмы «Ленинвест»): Дис. соиск. уч. степ. канд. эконом. наук. СПб., 1996.
  31. В. Политика и основные задачи РАППА по формированию цивилизованного рынка досуга и развлечений в стране//Парки и клубы. № 2, 1999.-с. 18−19.
  32. Р. Методы и стредства стратегического планирования на фир-ме//Проблемы теории и практики управления. № 3, 1993. — с. 52−57.
  33. И.Б. Адаптация промышленной фирмы. Теория и практика М.: ВШЭ, 1997.-234 с.
  34. Т., Краснова В. А самородок-то голый?//Эксперт. № 39, 1998. — с. 46−48.
  35. М. Самообучающиеся организации. М., 1998.
  36. А.Ю., Никулин Л. Ф. «Пульсирующий» менеджмент. М.: Издательство РЭА, 1998.-236 с.
  37. К.С. Структурные преобразования и инвестиционная стратегия АО «ЛОМО'У/Управление в России: стратегия, модель, технология. Сборник тезисов. СПб.: 1997. — с. 32−34.
  38. B.C. Классические модели стратегического анализа и планирова-ния//Менеджмент в России и за рубежом. № 2, 1998.-е. 121−132.
  39. B.C. Стратегия бизнеса. Концепция и методы планирования — М.: Издательство «Финпресс», 1998. 192 с.
  40. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998. 195 с.
  41. Инновационная и конкурентная стратегии организации: научно-аналитический обзор. М.: РАН, 1994. — 46 с.
  42. В. Общий взгляд на обеспечение безопасности аттракционов на основе европейских и американских стандартов//Парки и клубы. № 2, 1999. -с. 25−26.
  43. . Деловая стратегия. Концепция. Содержание. Символы. М.: Экономика, 1991. -239 с.
  44. У., Клиланд Д. Стратегическое управление и хозяйственная политика -М.: Прогресс, 1982.-400 с.
  45. Б. Н. Алешина И.А. Основы стратегического управления. М. ГАУ, 1993.-47 с.
  46. Г. Механизмы принятия стратегических решений и стратегическое планирование на предприятиях //Вопросы экономики. № 9, 1997. — с. 46 -65.
  47. Н. Стратегическое планирование в системе маркетинга: Дис. соиск. уч. степ. канд. эконом, наук. М., 1995.
  48. Н., Маркова В. Меняется ли парадигма управления предприяти-ем//Проблемы теории и практики управления. № 3, 1998. — с. 83−89.
  49. В. Стратегии не бывает слишком много//Эксперт. № 2, 1997. — с. 32−33.
  50. В., Матвеева А. Рывок на стайерской дистанции//Эксперт. № 1−2, 1998.-с. 18−20.
  51. Краткий философский словарь. / под ред. М. Розенталя, П. Юдина. М.: Политиздат, 1955, — 567 с.
  52. Н.Ю. Инновационный менеджмент / под науч. ред. Д. С. Львова -М.: Ступень, 1996. 290 с.
  53. Н. ПКТИ «Культтехника». Новые горизонты//ПИР-парк. № 2, 1999. -с. 38−41.
  54. Ю. Развитие методологии менеджмента//Проблемы теории и практики управления. -№ 4, 1997.
  55. И., Нещадин А., Эйкельпаш А. Конкурентная стратегия фир-мы//Вопросы экономики. -№ 1, 1998. с. 87−104.
  56. . Стратегия предприятия и рентабельность//Проблемы теории и практики управления. — 1993, № 3. с. 58−61.
  57. И. М. Робототехника и гибкие производства. М.: Высшая школа, 1986.- 175 с.
  58. Менеджмент организации. Учебное пособие / Под ред. З. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина М.: ИНФРА-М, 1995. — 432 с.
  59. М., Альберт М., Хеддуори Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.-702 с.
  60. .З. Теория организаций. М.: ИНФРА — М, 1998. — 336 с.
  61. В.Д. Методология систем. М.: Экономика, 1999. — 251 с.
  62. Мур Д. Заинтересованные лица или акционеры: теоретический или практический вопрос?//Менеджмент в России и за рубежом. № 3, 1998. — с. 32−42.
  63. И. НПК «Центр-8»: на достигнутом не останавливаются//ПИР~парк. -№ 2, 1999-с. 42−45.
  64. И. Новая жизнь завода «Аттракцион7/ПИР-парк. № 2, 1999. — с. 4649.
  65. На региональном рынке становится тесно//Авиатранспортное обозрение. -сентябрь-окрябрь, 1998. с. 32.
  66. Организационное управление. Учебное пособие для вузов / под ред. Н. И. Архиповой М.: Издательство ПРИОР, 1998. — 448 с.
  67. В.А., Гутник. С. А. Системы стратегического управления в промышленных компаниях. Опьгг зарубежных стран и возможности использования в БССР. Мн.: БелНИИТИ, 1987. — 63 с.
  68. Е.П. Робототехника и гибкие производственные системы. М.: Наука, 1987.- 192 с.
  69. Портфель конкуренции и управления финансами. (Книга конкурента. Книга финансового менеджера. Книга антикризисного управляющего)/Под ред. Ю. Б. Рубина. М.: СОМИНТЭК, 1996. — 736 с.
  70. Программа развития гражданской авиации России. 1997.
  71. Стратегическое планирование в фирмах капиталистических стран. Киев, 1984.
  72. Я. Классификация видов управления // Проблемы теории и практики управления. № 4, 1994.
  73. . Стратегический учет для руководителя: Пер. с англ. — М.:Аудит, ЮНИТИ, 1998.-616 с.
  74. А.И. Марксистко-ленинская философия. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1988.-431 с.
  75. . Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия: Пер. с франц. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. — 375 с.
  76. М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов: Пер. с англ. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. — 224 с.
  77. Ф.М., Никулин Л. Ф., Фаткин Л. В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. М.: Инфрма-М, 1996. — 352 с.
  78. М.Н. Диалектический материализм, М.: Издательство Российской экономической академии- Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 236 с.
  79. А.А., Рывкин А. З., Хренов Л. С. Справочник по математике. М.: Высшая школа. — 519 с.
  80. Э. Политика предприятияУ/Проблемы теории и практики управления. 1997, № 4.
  81. Рюэгг-Штюрм. Системно-конструктивисткая «теория фирмы» и управление процессами глубоких изменений на предприятии//Проблемы теории и практики управления. № 6, 1997. — с. 87−91.
  82. В.Н. Гибкое развитие предприятия. Анализ и планирование. М.: Дело, 1999.-336 с.
  83. А. Политика российского правительства в области авиации. -М., 1998.
  84. Семенов A. JL, Соколов О. И. теория и практика стратегического управления крупной капиталистической фирмой. М.: Межд. НИИ проблем управления, 1989, — 188 с.
  85. С.И., Шарипова О. Э. новый техногенно-психологический подход к стратегическому управлению/ТМенеджмент в России и за рубежом. № 5, 1998.-с. 20−32.
  86. Э.А. Основы теории организации: Учебное пособие для вузов. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.-375 с.
  87. А. М. Менеджмент: основы организации. Учебник. М.: ИНФРА-М, 1999.-248 с.
  88. А.Р., Тулин И. В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США (опыт развития и новые явления). М.: Наука, 1990. — 200 с.
  89. Стратегическое планирование / Под ред. Э. А. Уткина. М: Издательство ЭКМОС, 1998.-440 с.
  90. Стратегическое управление и планирование: основные стили и подхо-ды//ЭКО. -№ 3, 1998.
  91. О. П. О методах организации управления//Менеджмент в России и за рубежом.-№ 5, 1998.-е. 3−16.
  92. И.А., Хаит И. А., Яковлева Е. С. Новый бизнес в России/Менеджмент в России и за рубежом. № 3, 1998. — с. 3−22.
  93. В. Тектология А. Богданова и неоклассическая теория организации -предвестники эры реинжинирингаУ/Проблемы теории и практики управления. № 4, 1998.-е. 67−72.
  94. А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Пер. с англ. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 576 с.
  95. Н. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организа-ции//Проблемы теории и практики управления. № 4, 1997.
  96. Э.А. Консалтинг. М.: Издательство ЭКМОС, 1998 — 256 с.
  97. P.M. Энциклопедия современного управления. Организация как функция управления. Т. 2. М.: ВИПК Энерго, 1992. — 141 с.
  98. Р.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. М.: ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 1997. — 304 с.
  99. JI.B. Динамическое моделирование в стратегическом анализе и планировании/Менеджмент в России и за рубежом. № 3, 1998. — с. 2430.
  100. JI.B. Стратегическое планирование бизнеса в условиях экономического кризиса//Менеджмент в России и за рубежом. № 2, 1998. — с. 133−140.
  101. Д. Стратегический менеджмент. М.: Контур, 1998. — 200 с.
  102. С.Е. Организация производственных систем (теоретические основы организационной науки). Тула: Издательство «Шар», 1996. — 216 с.
  103. Э.Х. Консультант и стратегия развития/УПроблемы теории и практики управления. № 4, 1991.
  104. Г. Е. Математический анализ. Функции одного переменного. М.: Наука, 1969.-528 с.
  105. Экономическая кибернетика. Основы теории хозяйственных систем / Под ред. И. М. Сыроежкина. JL: Издательство ЛГУ, 1974. — 128 с.
  106. У. Конструкция головного мозга. Происхождение адаптивного поведения. -М.: 1962.
  107. Р. ФАС подводит итоги//Авиатранспортное обозрение, -январь-февраль, 1999. с. 20−22.
  108. Galbraith J.R. Strategy and organization planning//Reading in the strategy process/ed. by H. Mintzberg, J.B. Quinn. New Jersey: Prentice Hall, 1998/ - p. 134 142.
  109. Maidique M.A., Patch P. Corporate Strategy and Technological Pol-icy//Reading in management of innovation / Ed. by W. Tushman. Cambridge. -769 p.
  110. Mintzberg H. A guide to strategic positioning//Reading in the strategy process/ed. by H. Mintzberg, J.B. Quinn. New Jersey: Prentice Hall, 1998/ - p. 93 104.
  111. Mintzberg H. Five Ps for strategy//Reading in the strategy process/ed. by H. Mintzberg, J.B. Quinn. New Jersey: Prentice Hall, 1998/ - p. 10−17/
  112. Mintzberg H. Generic business strategies//Reading in the strategy process/ed. by H. Mintzberg, J.B. Quinn. New Jersey: Prentice Hall, 1998/ - p. 83−92.
  113. Mintzberg H. Politics and political organization//Reading in the strategy process/ed. by H. Mintzberg, J.B. Quinn. New Jersey: Prentice Hall, 1998. — p. 194 199.
  114. Mintzberg H. The structuring of organizations//Reading in the strategy process/ed. by H. Mintzberg, J.B. Quinn. New Jersey: Prentice Hall, 1998/ - p. 143−161.
  115. Quinn J.B. Strategies for change//Reading in the strategy process/ed. by H. Mintzberg, J.B. Quinn. New Jersey: Prentice Hall, 1998. — p. 3−9/
  116. Quinn J.B., Anderson P., Finkelstein S. New forms of organization//Reading in the strategy process/ed. by H. Mintzberg, J.B. Quinn. New Jersey: Prentice Hall, 1998.-p. 162−174.
  117. Quinn J.В., Hilmer F.G. Core competencies and strategic outsoursing//Reading in the strategy process/ed. by H. Mintzberg, J.B. Quinn. New Jersey: Prentice Hall, 1998/-p. 63−73.
  118. Porter M. Generic competitive strategies. 1980.
  119. Porter M. How competitive force shape strategy // Harvard business review. 1979.
  120. Thompson A. Strategic management: Awareness and change. London, 1990.
  121. Green paper of innovation//
  122. В., Кибанов А., Пихало В. Управление персоналом. М.: Издательство «Приор», 1998. — 512 с.
  123. Российский менеджмент. Учебные конкретные ситуации. М.: ГУУ, 1998.- 1032 с.
Заполнить форму текущей работой