Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экономическая эффективность инвестиций в подготовку кадров для железнодорожного транспорта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Можно констатировать, что проблемы подготовки кадров для организаций являются важной областью научных исследований как за рубежом, так и в России. Однако в указанной литературе в качестве инвесторов в основном рассматриваются только сами индивиды, получающие образование, и их личный экономический эффект (повышение дохода), но недостаточно методологически проработана оценка экономической… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Сущность подготовки кадров в формировании эффективной деятельности организаций
    • 1. 1. Роль подготовки и использования кадров в системе управления персоналом организаций
    • 1. 2. Особенности подготовки кадров на различных уровнях хозяйственной деятельности в современном периоде
    • 1. 3. Формирование структуры затрат на подготовку персонала в организации
  • 2. Теоретические основы определения необходимых затрат на подготовку кадров и их эффективности
    • 2. 1. Структура человеческого капитала в современных теориях
    • 2. 2. Современные подходы к оценке руководителей и специалистов
    • 2. 3. Эффективность инвестирования в человеческий капитал
  • 3. Состояние системы подготовки кадров для железнодорожной отрасли России
    • 3. 1. Основные направления кадровой политики в области подготовки кадров на железнодорожном транспорте
    • 3. 2. Анализ ситуации с подготовкой специалистов с высшим образованием для предприятий (на примере Свердловской железной дороги -филиала ОАО «РЖД»)
    • 3. 3. Эффективность подготовки кадров для предприятий железнодорожного транспорта
  • 4. Методические и практические основы повышения эффективности инвестиций в подготовку кадров для железнодорожного транспорта
    • 4. 1. Методика оценки экономической эффективности инвестиций в подготовку кадров для железнодорожного транспорта

Экономическая эффективность инвестиций в подготовку кадров для железнодорожного транспорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Продолжающаяся структурная перс-стройка российской экономики, переход на инновационный путь развития предъявляют повышенные требования к профессиональным компетенциям персонала организаций, его готовности к решению новых производственных задач. Соответственно растет и значение подготовки персонала как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Однако персонал организаций, как носитель уникальных знаний и технологий, только начинает рассматриваться в России в качестве одного из ключевых ресурсов, главного достижения предприятия (фактора эффективности), а вложения в его развитие — как инвестиции, повышающие ценность человеческого капитала.

Повышение уровня конкуренции продукции и услуг на региональных, общероссийских и мировых рынках предъявляет высокие требования к персоналу: знания, которые были вчера еще новыми, сегодня теряют свою действенность. Поэтому необходима система подготовки и повышения квалификации кадров, которая позволила бы обучать персонал не только знаниям, актуальным сегодня, но производить опережающее обучение, поскольку несоответствие квалификации персонала организации ее потребностям отрицательно сказывается на результатах ее деятельности. Вместе с тем, требуется оценка эффективности инвестирования в подготовку кадров с точки зрения влияния на финансовые показатели организаций.

В течение последних десятилетий в мире произошли качественные изменения в характере и содержании труда. Успешность деятельности организаций сегодня в первую очередь зависит от того, насколько хорошо трудится персонал интеллектуального труда. Поэтому особую значимость приобрели вопросы его подготовки и оценки эффективности произведенных затрат. В связи с этим в странах с развитой экономикой теория человеческого капитала нашла свое применение в обосновании отдачи от направления соответствующих инвестиций в обучение, а также в оценке вклада образования в экономический рост стран.

В современных условиях системная работа с человеческими ресурсами становится наиболее важной частью стратегии деятельности организации, а оценка эффективности инвестиций в подготовку кадров — актуальнейшей задачей управления человеческими ресурсами. Возникла необходимость компетентного планирования этих затрат, обеспечения контроля по всем стадиям подготовки, выстраивания качественной системы оценки и использования обученных кадров. В настоящее 4 время отечественные организации еще не стали уделять оценке экономической эффективности инвестирования в подготовку кадров должного внимания. Это объясняется не только традициями планово-централизованной экономики, но и отсутствием соответствующих методик.

Вопросы совершенствования системы управления персоналом, включая подготовку кадров, в современных условиях приобретают особую актуальность для организаций железнодорожного транспорта в связи с реформированием отрасли на ее третьем этапе. Предусмотренное Программой структурной реформы железнодорожного транспорта выделение ряда направлений деятельности в конкурентный сек юр, предъявляет повышенные требования к персоналу отрасли, уровню его подготовки. В этих условиях оценка эффективности инвестиций в подготовку персонала приобретает важное значение для железнодорожных*организаций.

Приведенные обстоятельства определяют необходимость разработки методических подходов к оценке экономической эффективности инвестиций в подготовку кадров для железнодорожного транспорта, определению сроков их окупаемости, направленных на повышение эффективности функционирования организаций, улучшение использования подготовленных специалистов и сокращение периода возврата вложенных средств.

Область исследования соответствует требованиям паспорта специальности ВАК 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством:

— п. 8.5. Человеческий капитал как общественное богатство, его структура и роль в современной экономикечеловеческое развитие, его цели, условия и методы измерения;

— п. 8.8. Проблемы качества рабочей силы, подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, инвестиций в человеческий капиталформирование конкурентоспособности работниковпрофессиональная ориентация населениямобильность кадров.

Стенень разработанности проблемы исследования. Исследованием проблем управления персоналом в части организации обучения и подготовки кадров для нужд организаций занимались следующие российские и зарубежные ученые: В. А. Антропов, А. С. Большаков, В. Р. Веснин, А. В. Давыдов, Э. Денисом, А.П. Егор-шин, П. В. Журавлев, Р. Марр, Е. В. Маслов, Ю. А. Пикалин, С. В. Рачек, Г. Слезин-гер, В. А. Спивак, Дж. Хинричкс, С. В. Шекшня и др.

Интерес к нематериальным активам и в частности интеллектуальным обусловил развитие стоимостных концепций рассмотрения качественных характеристик индивидов, которые нашли свое воплощение в виде теории человеческого капитала. Управлению человеческим капиталом организаций посвящены работы таких зарубежных авторов, как Г. Беккер, М. Блауг, Дж. Доллап, Дж. Кендрик, К. Макконел, А. Маршалл, Ф. Махлуп, Дж. Минцер, J1. Туроу, Т. Шульц, Я. Фитц-енц, Дж. Эреп-берг. Данной проблематике посвящены исследования отечественных ученых: Л. Б. Бреслав, А. И. Добрынин, С. А. Дятлов, Р. И. Капелюшников, А. Я. Кибапов, Б. С. Лисовик, Г. И. Новолодская, С. Ю. Рощип.

Вопросы оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал и отдачи от вложений в персонал разрабатываются такими зарубежными и отечественными авторами, как Г. Беккер, Р. Барро, Б. Вэйс-Борд, П. Грэгори, Э. Денисон, Р. И. Капелюшников, И. А. Майбуров, В. И. Марцинкевич, Дж. Минцер, Л. И. Нестеров, Д. В. Нестерова, К. З. Сабирьянова, Я. Фитц-енц и др.

Можно констатировать, что проблемы подготовки кадров для организаций являются важной областью научных исследований как за рубежом, так и в России. Однако в указанной литературе в качестве инвесторов в основном рассматриваются только сами индивиды, получающие образование, и их личный экономический эффект (повышение дохода), но недостаточно методологически проработана оценка экономической эффективности инвестиций в подготовку кадров и срока их окупаемости с точки зрения организаций, осуществляющих данные инвестиции. В научных исследованиях мало уделено внимания внутренним факторам, влияющим на изменение эффективности инвестиций в подготовку кадров и срока их окупаемости на уровне отрасли. Недостаточная степень проработанности отмеченных проблем и необходимость их решения предопределило тему нашего исследования, а также его цели, задачи, объект и предмет.

Целью диссертационного исследования является разработка методических основ оценки эффективности инвестиций в подготовку кадров для железнодорожного транспорта, позволяющих обосновать срок окупаемости данных вложений. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

— раскрыть значение человеческого капитала и его основного компонента образования как объекта для целенаправленных долгосрочных инвестиций организацийразработать схему потоков финансовых и человеческих ресурсов в процессе подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием с учетом их последующего использования в секторах экономики и механизма компенсаций;

— разработать методику оценки экономической эффективности инвестиций в подготовку кадров для железнодорожного транспорта для определения срока их окупаемости;

— провести апробацию методики оценки экономической эффективности инвестиций в подготовку кадров на полигоне Свердловской железной дороги, включая определение срока окупаемости данных вложений;

— на основе теории распознавания образов создать математическую модель и компьютерную программу оценки уровня соответствия специалистов и руководителей формализованным требованиям рабочих мест.

Объект исследования — социально-экономические отношения, возникающие между организациями железнодорожного транспорта и учебным заведением в процессе подготовки кадров, принятых для обучения в вуз или ссуз на основе целевого / направления.

Предмет исследования — экономическая эффективность инвестиций в подготовку кадров по целевому направлению в отраслевых высших и средних профессиональных учебных заведениях для организаций железнодорожного транспорта.

Основными методами исследования явились методы научного познания, в том числе методы системно-структурного, факторного, ситуационного, динамического, сравнительного анализа и синтез. Кроме того, в процессе исследования использовались методы моделирования, аналогий, экстраполяции, экспертных оценок, распознавания образов, обобщения, сравнения и др.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: теория человеческого капитала, теория управления организациями, теория организации, теория экономики труда, теория прогнозирования, а также публикации и монографии отечественных и зарубежных ученых по теории и практике управления персоналом организаций, формирования затрат на персонал, оценке эффективности затрат па обучение и другим смежным вопросам. В работе сочетаются логический и эволюционный подходы, что позволило установить логику исследования: от формулировки общих тенденций, эволюций, понятий и категорий к рассмотрению конкретных социально-экономических процессов.

Информационную базу исследования составили законодательные и нормативные документы, данные государственной статистики, материалы заседаний и совещаний Правительства РФ, министерств и ведомств, выступления президента России, первичные фактические и аналитические материалы хозяйствующих субъектов, публикации в деловой прессе, материалы сайтов в Интернете, а также результаты, полученные автором в процессе диссертационного исследования.

В качестве эмпирической базы исследования выбраны организации железнодорожной отрасли. Это объясняется тем, что отрасль находится в стадии реформирования и нуждается в обосновании новых управленческих решений. Кроме того, она имеет в своем составе профессиональные образовательные учреждения, что создает дополнительные возможности для комплексной апробации решений, предложенных автором исследования, направленных на повышение экономической эффективности инвестиций в подготовку кадров.

Научная новизна исследования заключается в разработке методических основ оценки эффективности инвестиций в подготовку кадров для железнодорожного транспорта и определения сроков окупаемости данных вложений. Конкретно автором получены следующие результаты, определяющие новизну работы и являющиеся предметом защиты:

— разработана авторская схема потоков финансовых и человеческих ресурсов в процессе подготовки специалистов с высшим образованием и последующего использования в секторах экономики, включающая всех участников рынка образовательных услуг и учитывающая механизм компенсаций;

— на основе теории распознавания образов создана математическая модель оценки уровня соответствия специалистов и руководителей формализованным требованиям рабочих мест, позволяющая выявить направленность подготовки персонала для железнодорожного транспорта и повысить эффективность его последующего использования;

— разработана авторская методика оценки экономической эффективности инвестиций в подготовку кадров для железнодорожного транспорта в высших и средних профессиональных учебных заведениях, а также определения сроков окупаемости данных вложений в железнодорожной организации;

— проведена апробация методики оценки экономической эффективности инвестиций в подготовку кадров на полигоне Свердловской железной дороги, включая определение срока окупаемости данных вложений для обоснования периода отработки подготовленного специалиста в железнодорожной организации.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная совокупность научно-методологических и методических разработок по оценке экономической эффективности инвестирования средств в подготовку кадров на основе разработанной компьютерной программы позволяет усовершенствовать систему управления человеческими ресурсами организации, в первую очередь подготовки персонала, повысить эффективность ее функционирования.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что предложенная в ней методика оценки эффективности инвестиций в подготовку кадров является в высокой степени универсальной, и может быть использована с незначительными корректировками организациями различных форм собственности.

Использование в практической деятельности компьютерной программы оценки уровня соответствия. персонала формализованным требованиям рабочих мест позволяет осуществлять отбор работников, нуждающихся в профессиональной подготовке.

Реализация предприятиями железнодорожного транспорта практических рекомендаций, отмеченных в исследовании, позволит усовершенствовать офасле-вую систему подготовки кадров, сократить сроки окупаемости соответствующих затрат, а также повысить эффективность использования подготовленного персонала.

Апробация работы. Научно-практические результаты обсуждены и одобрены на семи всероссийских научно-практических конференциях в Москве, Екатеринбурге, Пензе, Челябинске, Уфе. Теоретические и методические разработки автора диссертационного исследования доведены до конкретных научно-прикладных рекомендаций, нашедших отражение: в формировании системы оценки руководителей и специалистов Министерства путей сообщения РФ в контексте развития их деловой карьеры (2002 г.) — в разработке требований для оценки уровня материально-технической обеспеченности и качества подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования МПС РФ (2003 г.) — в разработке методики определения потребности железных дорог и других филиалов компании ОАО «Российские железные дороги» в квалифицированных кадрах в условиях третьего этапа структурной реформы (2006 г.).

Результаты исследования отражены в 11 работах (в т.ч. 1 препринте, 1 свидетельстве об официальной регистрации программы для ЭВМ, 1 статьи в журнале, рекомендованном ВАК) общим объемом 12,7 печ. л., из них авторских — 5,6 печ. л.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 169 наименований, 7 приложений. Работа изложена на 154 страницах основного текста, содержит 34 таблицы, 32 рисунка, 51 формулу.

Заключение

.

В процессе выполнения научной работы достигнуты все поставленные задачи и цель диссертационного исследования.

1. Конкретизировано понятие «человеческий капитал» в контексте его значимости и российских особенностей, а также состава его компонентов и происхождения. Кроме того, раскрыто значение человеческого капитала как объекта для целенаправленных долгосрочных инвестиций организаций. Дополнительно обоснован основной компонент человеческого капитала — образование. Выделение основного фактора человеческого капитала, позволяет говорить об образовании людей как важном источнике экономического роста стран, повышения эффективности деятельности организаций и получения доходов его обладателем.

2. Теория человеческого капитала рассматривает образование как процесс инвестиций в человека, его знания, умения, навыки. Проведенные исследования подтвердили, что в целом существует устойчивая прямая зависимость доходов от уровня образования: работники с более высоким уровнем образования приносят более высокий доход не только себе, но и организации, в которой они работают. В этой связи при определенных условиях инвестировать в образование становится экономически выгодным не только отдельным индивидуумам, но и организациям.

3. На основе выделенных в ходе исследования особенностей подготовки кадров в России на различных уровнях хозяйственной деятельности в современном периоде, а также компетенций государства, организаций и индивидов в финансировании подготовки кадров, обоснована авторская схема потоков финансовых и человеческих ресурсов в процессе подготовки специалистов с высшим образованием и последующего использования в секторах экономики, включающая всех участников рынка образовательных услуг и учитывающая механизм компенсаций.

4. С целью обоснования периода отработки специалиста в организации, финансировавшей его обучение, разработана методика оценки экономической эффективности инвестиций в подготовку кадров для железнодорожного транспорта в высших и средних специальных учебных заведениях, а также определения сроков окупаемости данных вложений. Предложенная новаторская методика расчета экономической эффективности инвестиций в подготовку кадров в отличие от ныне существующих в современной экономической науке методик, предусматривающих изучение внутреннего эффекта (эффекта от образования для самого обучающегося) или эффекта на макроуровне (эффекта на уровне государства), рассматривает эффект на микроуровне (железнодорожной отрасли) — с точки зрения организации, финансирующей подготовку работников. Кроме того, методика учитывает специфику высшего и среднего специального образования, степень интеграции организаций железнодорожного транспорта и образовательных учреждений, а также позволяет производить расчет экономической эффективности инвестиций в подготовку специалистов в любой момент времени инвестиционного цикла по фактическим и прогнозным значениям показателей.

5. Проведенные согласно предложенной методике экспериментальные расчеты экономической эффективности инвестиций в подготовку в Уральском государственном университете путей сообщения студентов-целевиков Свердловской железной дороги, показали, что за расчетный период (10 лет, из которых 5 лет — обучение в вузе, 5 лет — работа на предприятиях железнодорожного транспорта) эффективность составляет 1,054. А окупаемость затрат на подготовку специалистов наступает на десятом году реализации проекта, или через 4 года 9 месяцев после того, как группа специалистов с высшим образованием стала работать на предприятиях Свердловской железной дороги.

6. На основе теории распознавания образа создана математическая модель и компьютерная программа оценки уровня соответствия персонала формализованным требованиям рабочих мест, позволяющая повысить эффективность подготовки кадров и их последующего использования, что дает возможность сократить сроки окупаемости инвестиций, направленных организацией на подготовку персонала.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Об образовании: Закон Российской Федерации № 12-ФЗ от 13 января 1996 г. // Собрание законодательств Российской Федерации. № 3 от 15.01.96.
  2. Федеральная целевая программа развития образования на 2006−2010 годы: Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации № 803 от 23 декабря 2005 г.
  3. О Национальной доктрине образования в Российской Федерации: Одобрено постановлением Правительства РФ № 751 от 4 октября 2000 г.
  4. Модернизация российского образования: ресурсный потенциал и подготовка кадров / Под ред. Т. Д. Клячко. М.: ГУ ВШЭ, 2002. — 182 с.
  5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Одобрено распоряжением Правительства РФ № 1756 от 29 декабря 2001 г.
  6. Гражданский кодекс РФ. Части 1, 2, 3, 4. М: Проспект, 2008. — 544 с.
  7. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Закон Российской Федерации № 125-ФЗ от 22 августа 1996 г. (с изменениями). http://www.consultant.ru/files/popular/94.zip.
  8. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. — М.: Омега-Л, 2009. 560 с.
  9. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: Федеральный закон № 115-ФЗ от 20 июля 1997 г.
  10. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года: Утверждена распоряжением Правительства РФ № 877-р от 17 июня 2008 г.
  11. Отчеты об исполнении Консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2005, 2006, 2007 годы, www.roskazna.ru.
  12. Отчетность об исполнении Консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за 2005, 2006, 2007 годы, www.roskazna.ru.
  13. Номенклатура расходов по основной деятельности железных дорог Российской Федерации. -М.: Транспорт, 1998. — 160 с.
  14. Номенклатура расходов основных видов хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта: Утверждена приказом Министерства путей сообщения РФ № 68 от 29.09.2003 г.
  15. Об утверждении порядка ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО «РЖД»: Приказ Министерства транспорта РФ № 124 от 17.08.2007 г.
  16. Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте с комментариями / Составители и авторы комментариев: А. С. Мишарин, А. В. Шаронов, Б. М. Лапидус, П. К. Чичагов, Н. М. Бурносов, ДА. Мачерет. М.: МЦФЭР, 2001. -240 с.
  17. Концепция кадровой политики на федеральном железнодорожном транспорте России: Постановление расширенного заседания Коллегии МПС РФ № 29 от 27.10.95.
  18. Концепция кадровой политики на железнодорожном транспорте России в период 2001—2010 гг.: Утверждено Коллегией МПС РФ 3 июля 2001 г.
  19. Об утверждении функциональной стратегии развития кадрового потенциала ОАО «РЖД»: Распоряжение ОАО «РЖД» № 933р от 10.05.2006.
  20. Положение о дополнительном профессиональном образовании руководителей и специалистов ОАО «РЖД»: Утверждено распоряжением № 1165 от 25.11.2005.
  21. Годовые отчеты ОАО «Российские железные дороги» за 2004, 2005, 2006годы.
  22. Отчет о социальной ответственности ОАО «Российские железные дороги» за 2006 год.
  23. О некоторых мерах по обеспечению введения в действие Положения о Корпоративной системе оплаты труда работников филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД»: Распоряжение ОАО «РЖД» № 135р от 31.01.2007 г.
  24. Программа «Социального развития и кадровой политики Свердловской железной дороги филиала ОАО „РЖД“ на 2006−2008 годы»: Утверждена0111.2005 г.
  25. Отчет о самообследовании вуза за 2003−2007 гг.: Одобрен решением Ученого Совета Уральского государственного университета путей сообщения (протокол № 8 от 09.07.2007 г.).
  26. О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием: Постановление Правительства РФ № 942от 19 сентября 1995 г.
  27. О целевой подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием для железных дорог, других филиалов и иных структурных подразделений ОАО «РЖД»: Утверждено распоряжением ОАО «РЖД» № 1931р от2509.2006 г.
  28. Организация непрерывного профессионального обучения кадров на Свердловской железной дороге. Стандарт предприятия СТПН-010−04. 2004.
  29. Об учреждении премии, грантов и стипендий имени Павла Петровича Мельникова: Распоряжение ОАО «РЖД» № 608р от 4 мая 2005 г.
  30. Об учреждении стипендий имени Александра Людвиговича Штиглица: Распоряжение ОАО «РЖД» № 1762р от 24 августа 2006 г.
  31. Положение об организации практики студентов и учащихся образовательных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования железнодорожного транспорта в филиалах ОАО «РЖД»: Утверждено распоряжением №> 1672р от 24.10.2005 г.
  32. Управление персоналом организации / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИН-ФРА-М, 2009.-638 с.
  33. Ю.Г., Журавлев П. В. Управление персоналом, М.: Финстатин-форм, 1997,-877 с.
  34. В.А. Организационное поведение и управление персоналом. -Спб: Питер, 2000.-416 е.-
  35. Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П. В. Шеметова. М.: ИНФРА-М, 1999. — 312 с.
  36. В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. М.: Юристъ, 2001. — 496 с.
  37. С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002. — 368 с.
  38. М.И., Курбатова М. Б. Организация обучения персонала компании. -М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002. 192 с.
  39. А .Я. Управление персоналом: регламентация труда: Учебное пособие 3-е изд., пераб. и доп. / А. Я. Кибанов, Г. А. Мамед-Заде, Т. А. Родкина. — М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 480 с.
  40. В.П. Управление персоналом и стратегия предприятия. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994. 113 с.
  41. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под науч. ред. Р. Марра и Г. Шмидта. М.: МГУ, 1997. С. 38. общее 480 с.
  42. А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. — Н. Новгород: НИМБ, 2001.-720 с.
  43. Гроув, Эндрю С. Высокоэффективный менеджмент / Перевод с англ. М.: Филинъ, 1996.-280 с.
  44. Рекомендация 195. «О развитии людских ресурсов: образование, подготовка кадров и непрерывное обучение» 01.06.2004.
  45. Проблемы модернизации системы образования для новой экономики России: Препринт WP5/2002/04. М.: ГУ ВШЭ, 2002. — 63 с.
  46. Bramley P. Evaluating training effectiveness (2-d edition). London. The McGraw-Hill Companies. 1997.
  47. Hinrichs J., Personnel training, Chapter 19 of M.D.Dunnette (ed) Handbook of organisational and industrial psychology, Rand McNally, Chicago, 1976.
  48. P. Дж., Смит P.C. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М.: Изд-во МГУ, 1996. — 800 с.
  49. А.С., Михайлов В. И. Современный менеджмент: теория и практика. СПб: Питер, 2002. — 416 с.
  50. И.Н. Менеджмент: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2002.-501 с.
  51. Я., Сибакава Р., Такаянаги С., Нагао Т. Как работают японские предприятия. -М.: Экономика, 1989. -264 с.
  52. Е.Моргунов. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. -М., ООО «Журнал «Управление персоналом», 2005. 550 с.
  53. Training, annual survey, October 1999. p. 37−81.
  54. Капиталистическое управление: уроки 80-х / Под ред. А. А. Дынкина. -М.: Экономика, 1991. 127 с.
  55. С.В. Системное управление трудовым потенциалом современного предприятия. Екатеринбург: УрГУПС, 2001. — 302 с.
  56. Экономический словарь / Под ред. А. И. Архипова. М.: Проспект, 2006.624 с.
  57. А.Н. Новое в теории и практике управления персоналом // США: экономика, политика, идеология. 1993. — № 3. — с. 12−16.
  58. М. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. М.: Дело ЛТД, 1993. — 98 с.
  59. П. В., Карташов С. А., Маусов Н. К., Одегов Ю. Г. Персонал: Словарь понятий и определений. — М: Экзамен, 2000. — 512 с.
  60. Управление персоналом: энциклопедический словарь / Под ред. А.Я. Ки-банова. М: ИНФРА-М, 1998. — 453 с.
  61. Популярный энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.- 1583 с. 65. http://www.glossary.ru
  62. ИСО / МЭК Руководство 2:1996 (ISO/IEC Guide 2: 1996). Основные термины и их определения, применяемые в стандартизации и смежных видах деятельности.
  63. Экономика образования в зеркале статистики: новые данные. Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования», № 6 (14). М.: ГУ-ВШЭ, 2005−40 с.
  64. Экономика образования: итоги мониторинга. Информационный бюллетень. М.: ГУ-ВШЭ, 2007. — 60 с.
  65. Бюджетное финансирование образования. Информационный бюллетень. -М.: ГУ-ВШЭ, 2005.-55 с.
  66. Сайт Федеральной службы государственной статистики, www.gks.ru.
  67. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерство образования и науки Российской Федерации на 2007−2009 годы. М.: Министерство образования и науки Российской Федерации, 2006. — 136 с.
  68. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерство образования и науки Российской Федерации на 2008−2010 годы. М.: Министерство образования и науки Российской Федерации, 2007. — 166 с.
  69. А.В., Савельева И. М. Спрос и предложение услуг в сфере среднего и высшего образования в России. М.: Финансы и статистика, 2001. — 453 с.
  70. Экономические стратегии семей в сфере образования детей. Информационный бюллетень. -М.: ГУ-ВШЭ, 2007. 68 с.
  71. Затраты домохозяйств на образование и социальная мобильность. Информационный бюллетень. М.: ГУ-ВШЭ, 2006. — 56 с.
  72. Образование детей и взрослых: семейные проекты траекторий. Информационный бюллетень. М.: ГУ-ВШЭ, Фонд «Общественное мнение», 2005. — 56 с.
  73. Резолюция съезда XV съезда Российского союза промышленников и предпринимателей «Об участии бизнеса в реформе профессионального образования» от 18.04.2006. www.rspp.ru.
  74. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: ЭКСМО, 2007. 960 с.
  75. А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс, 1993. — 2 т. — 416 с. — (в пер.).
  76. Schultz, Theodore W. Investment in human capital: the role of education and of research. N.Y., 1971.
  77. Becker, Gary S. Human capital: theoretical and empirical analysis, with special reference to education. N.Y., 1964.
  78. В. Современные буржуазные теории воспроизводства рабочей силы. -М.: Наука, 1975,-231 с.
  79. Р.И. Современные буржуазные концепции формирования рабочей силы. М.: Наука, 1981. — 287 с.
  80. И.А. Эффективность систем управления персоналом. СПб: СПбГИЭА, 1998.-119 с.
  81. Л.Б., Лисовик Б. С., Ломова И. Е. Человеческий капитал: Организация и эффективность накопления в условиях реформирования рынка труда. -СПб: ОАО «ПФП», 2002. 162 с.
  82. Фитц-енц, Як. Рентабельность инвестиций в персонал: измерение экономической ценности персонала. М.: Вершина, 2006. — 320 с.
  83. Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. -- 394 с.
  84. Э.Дж., Линдсей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель. -СПб: Печатный Двор, 1992. 496 с.
  85. Дж. Совокупный капитал США и его формирование. Общ. ред. и пред. чл.-корр. АН СССР А. И. Анчишкина. М.: Прогресс, 1978. — 275 с.
  86. С.А. Основы теории человеческого капитала. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.- 160 с.
  87. Управление персоналом на производстве: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Н. И. Шаталовой, Н. М. Бурносова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 381 с.
  88. В.Л., Тоффлер О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века. М.: ИНИОН АН СССР. — 1991. — 48 с.
  89. Mincer, J. Schooling, Experience and Earnings // National Bureau of Economic Research, Cambridge, MA. 1974. — p. 94.
  90. И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. СПб.: СПбУЭФ. — 1996. — 163 с.
  91. С.Ю., Разумова Т. О. Экономика труда: экономическая теория труда. М.: ИНФА-М, 2001. — 400 с.
  92. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. — М: Республика, 1992. 2 т. — 400 с.
  93. Образование и человеческий капитал. http://www.Libertarium.ru/libertarium/ /10 624 /.
  94. М. Экономическая мысль в ретроспективе / Пер. с англ.- 4-е изд. -М.: Дело ЛТД, 1994. 720 с.
  95. В., Смит А., Рикардо Д., Кейнс Дж.М., Фридмен М. Классика экономической мысли. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 895 с.161
  96. Э.Д., Линдсей Д. Е. Макроэкономика. (Пер. с англ.). СПб.: АОЗТ «Литера плюс», 1997. — 402 с.
  97. К. и Энгельс Ф. Сочинения. М.: Политиздат, 1960. — т. 23.907 с.
  98. А.И., Дятлов С. А., Цыренова. Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. -СПб.: Наука, 1999.-309 с.
  99. Ф. Производство и распространение знаний в США. М.: Прогресс, 1966. -462 с.
  100. В.И. Образование в США: Экономическое значение и эффективность. М.: Наука, 1967. 156 с.
  101. Э. Исследование различий в темпах экономического роста. М.: Прогресс, 1971. 645 с.
  102. Ю.А. Научно-техническая революция и рабочий класс при капитализме: Углубление противоречий и проблемы классовой борьбы. М.: Наука, 1980.
  103. А.И. Прогнозирование роста социалистической экономики. М.: Экономика, 1973. 294 с.
  104. Реформирование социальной инфраструктуры российских предприятий. Париж: ОЭСР, 1996. — 47 с.
  105. .М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 1999.-412 с.
  106. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса: Под общ. ред. В. П. Колесова и Т. Маккинли (ПРООН). М.: Права человека, 2000. — 464 с.
  107. Н.Н., Крутий И. А. Вклад высшего образования в развитие человеческого капитала // Труды СГУ. Вып.87. Гуманитарные науки. Психология и социология образования. М.: СГУ, 2005. С.168−186.
  108. О.Ю. Управление персоналом: система бюджетирования. — М.: КНОРУС, 2006. 224 с.
  109. В.А. Организация управления подготовкой кадров промышленности. Екатеринбург: УГТУ, 1995. — 308 с.
  110. Экономика предприятия: учебник для вузов / под ред. проф. В.Я. Гор-финкеля. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 767 с.162
  111. В.И. Управление персоналом: оценка работников. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2001. — 296 с.
  112. М.Р. Управление персоналом: Методология анализа качества рабочей силы. М.: Наука, 2001. — 168 с.
  113. Оценка работников управления. Под редакцией Г. Х. Попова. М.: Московский рабочий, 1976. — 352 с.
  114. Менеджмент: итоговая аттестация студентов, преддипломная практика и дипломное проектирование: Учебное пособие / Под общ. ред. Э. М. Короткова и С. Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2002. — 286 с.
  115. Оценка персонала: руководители / Проект ТАСИС по распространению технической информации.
  116. Дж., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 1993.-300 с.
  117. И.А. Механизм коэволюции высшей школы и промышленности в регионе: Автореф. дисс. на соиск уч. степ, д.э.к. Екатеринбург, 2004. — 48 с.
  118. OECD (1998), Human Capital Investment An International Comparison, 1. Paris.
  119. С.Г. Проблемы экономики труда. М.: Наука, 1982. — 472 с.
  120. Becker G. Economic Theory. -N-Y., 1971. p. 160.
  121. Denison, Edward F. The sources of economic growth in the United States and the alternatives before us. N.Y., 1962.
  122. В.И., Соболева И. В. Экономика человека. М. Аспект-пресс, 1995, — 286 с.
  123. Система национальных счетов 1993. — Брюссель/Люксембург, Вашингтон, Нью-Йорк, Париж: Евростат, МВФ, ОЭСР, ООН, Всемирный банк, 1998. http://unstats.un.org/unsd/snal993/handbooks.asp.
  124. A.Kunte and others «Estimating National Wealth: Methodology and Results». The World Bank, 1998.
  125. , N., «Endogenous Growth, the Solow Model and Human Capital», Economics of Planning. No. 28. — 1995. — pp. 169−183.
  126. Barro, R.J. and Sala-I-Martin, X., Economic Growth, McGraw-Hill, New York, 1995.
  127. Д.В., Сабирьянова К. З. Инвестиции в человеческий капитал в переходный период в России: Научный доклад № 99/04, декабрь 1998. РПЭИ/ Фонд Евразия. — с. 48.
  128. Munich, D., Svejnar, J., Terrell К. «Returns to human capital under communist wage grid», 1999.
  129. R. «Markets for communist human capital: returns to education in Czech Republic and Slovakia», 1998.
  130. E., Schwarze J., «Wage effects of the move towards free marets in East Germany». 1994.
  131. Krueger A, Pischke J. «A comparative analysis of East and West German Labor markets», 1995.
  132. , J., «Wage determination in late socialism: The case of Poland».1994.
  133. , G., «Returns to Investment in Education: A Global Update», World Development, Vol. 22 (9). 1994. — pp. 1325−1343.
  134. JI., Гимпельсон В., Горбачева Т., Жихарева О., Капелюшни-ков Р., Лукьянова А. Формирование заработной платы: взгляд через «призму» профессий // Серия WP3 «Проблемы рынка труда». Препринт WP3/2007/05. М., ГУ-ВШЭ, 2007. 44 с.
  135. И.А., Новикова Ю. В. Эффективность инвестиций в человеческий капитал (с индивидуальной точки зрения) // Труды СГУ. Вып.82. Гуманитарные науки. Психология и социология образования. М.: СГУ, 2005. С. 183−189.
  136. И.А. Оценка эффективности инвестирования в человеческий капитал в России и США. Препринт. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2003, 62 с.
  137. Экономика железнодорожного транспорта: Учебник для вузов ж.-д. транспорта / Под ред. В. А. Дмитриева. М.: Транспорт, 1996. — 328 с.
  138. В.А., Колесников Б. И. Пиличев А.В. Управление персоналом на предприятиях железнодорожного транспорта: методология организации и оценка эффективности. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, УрГУПС, 2002. -176 с.
  139. И.П., Пиличев А. В. Кадровая стратегия и жизненный цикл организации // Современные проблемы экономики железнодорожного транспорта: сборник статей и метод, материалов для руководителей и специалистов. Екатеринбург: УрГУПС, 1999. — 80 с.
  140. .И. Совершенствование мотивации эффективной деятельности работников государственного предприятия в условиях реформирования экономики (на примере предприятий железнодорожного транспорта). М.: ВИНИТИ РАН, 1999.- 132 с.
  141. Ю.А. Повышение эффективности организации и нормирования труда на государственных предприятиях в условиях рыночных преобразований: методическое пособие, Екатеринбург: Издательство «СВ-96», 1998. — 400 с.
  142. Н.М., Васина Л. И., Галахов А. В. и др. Реформирование железнодорожного транспорта: политика кадрового обеспечения. — М.: УМК МПС России, 2002. 330 с.
  143. B.C., Антропов В. А. Управление внутриорганизационной карьерой руководителей и специалистов железнодорожной отрасли: Учебное пособие. — Екатеринбург: УГТУ, 2002. 148 с.
  144. О.М. Менеджмент на железнодорожном транспорте: Учебное пособие для техникумов и колледжей железнодорожного транспорта. М.: УМК МПС России, 2002. — 296 с.
  145. И.А., Шульга И. Е., Артемьева С. А., Калинин A.M. Сколько стоит Россия. Совместный проект телекомпании REN TV, аудиторско-консалтинговой компании ФБК и газеты «Ведомости». М., 2004. — 20 с.
  146. Система оценки и оплаты труда «РОСТ» (Практ. пособие) / В. Белкин, Н.Белкина. М.: Социздат, 2001. — 143 с.
  147. Программа оценки уровня соответствия персонала рабочему месту» («УСПЕХ»). Авторы: С. А. Бельков, B.C. Паршина, В. А. Антропов, А. В. Кудинов. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2 003 611 473 от 19 июня 2003 года.
  148. Р., Флиастер А. Словарь // Человек и труд. 1994. -№ 1.-е. 127.
  149. Р.И. Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению // США: экономика, политика, идеология. 1993. — № 11. — С. 17.165
  150. А Исаенко. Человеческий капитал определяющий фактор экономического роста // Человек и труд. — № 3. — 2002. — С. 83−87.
  151. И.А. Оценка накопленного человеческого капитала экономикой России // Вестник УГТУ-УПИ. № 7. — 2003. — с. 49−57.
  152. А., Раева Т. Внутрифирменный человеческий капитал: факторы его наращивания // Человек и Труд. № 11.- 2006. — С. 15 -18.
  153. . О. Человеческий капитал как объект управления // Человек и труд. № 12. — 2002. — с. 78−80.
  154. И. Эффективность инвестирования в человеческий капитал в США и России. // Мировая экономика и международные отношения. № 4. -2004. -С. 3−13.
  155. JI. Г. Ашилова. Национальное богатство и человеческий капитал // Вопросы экономики. № 2. — 2003. — С. 110.
  156. Н. Вариант макроэкономической модели динамики потенциала человеческих ресурсов// Российский экономический журнал. — № 3. — 2003. С. 95.
  157. Д., Хаунес М. Оценка выгод для общества от системы высшего образования // Экономика образования. — № 3. 2002. — С. 64.
  158. В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки. // Мировая экономика и международные отношения. -№ 12. 2001. С. 42−49.
  159. .А. Взаимодействие государства, бизнеса и высшей школы -приоритет отраслевого образования // Транспорт России. № 11.- 2007. — С. 78−80.
  160. JT. Новое качество кадров //Гудок. -№ 181. 06.10.2006. — С. 5.
  161. Г., Джинджолия А. Развитие человеческого капитала: новая модель // Человек и труд. № 10. — 2001. — С. 77 — 79.
  162. Нестеров B. JL, Радченко В. И. Взаимосвязь показателей работы отрасли и учебных заведений // Мир транспорта. № 3. — 2005. — С. 124 — 131.
Заполнить форму текущей работой