Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профессионально-ценностные ориентации в трансформациях стратегий социокультурного воспроизводства российской молодежи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотеза* диссертационного исследования. Профессионально-ценностные ориентации составляют основу стратегий социокультурного воспроизводства российской молодежи. Стратегии и их трансформации формируются на основе изменения профессионально-ценностных ориентаций молодежи в условиях современной социокультурной динамики России. Процесс носит неопределенный, рискогенный, дискретный характер, но от его… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико — методологические основания исследования взаимосвязи профессионально-ценностных ориентаций и жизненных стратегий в социокультурном воспроизводстве российской молодежи
    • 1. 1. Профессионально-ценностные ориентации в регулятивной системе жизненных стратегий социокультурного воспроизводства российской молодежи
    • 1. 2. Социокультурное воспроизводство и субъектно-личностные факторы изменения профессионально-ценностных ориентаций в жизненных стратегиях российской молодежи
    • 1. 3. Теоретико-методологическая модель. анализа профессионально-ценностных ориентаций и жизненных стратегий в социокультурном воспроизводстве российской молодежи
  • Глава 2. Воспроизводство социокультурных трансформаций профессионально-ценностных ориентаций и жизненных стратегий российской молодежи
    • 2. 1. Индивидуализация профессионально-ценностного содержания стратегий социокультурного воспроизводства российской молодежи в условиях социальной неопределенности и риска
    • 2. 2. Институциализация профессионально — ценностных ориентаций российской молодежи в стратегиях воспроизводства организационно-корпоративных отношений
    • 2. 3. Воспроизводство жизненных стратегий российской молодежи в пространстве ценностного взаимодействия глобализирующихся культур России и Запада

Профессионально-ценностные ориентации в трансформациях стратегий социокультурного воспроизводства российской молодежи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Социальные преобразования, происходящие в современной России, их сущность, структура и динамика, зависят от жизнедеятельности российской молодежи, как одного из главных субъектов социокультурного воспроизводства. Жизнедеятельность молодых людей во все большей, степени изменяется, испытывая влияние как внешних материальных условий существования, так и духовно-нравственных, ценностных факторов общественного развития, которые играют определяющую роль всаморегуляции поведения. Ценности, профессионально-ценностные ориентации во многом определяют нацеленность на предпринимательскую и инновационную активность, связанную с постановкой и достижением целей, стратегий социальных изменений и качества социальности. социально" демографических групп и социальных слоев.

Поэтому изучение проблемы трансформаций стратегий социокультурного воспроизводства российской молодежи в условиях меняющихся профессионально-ценностных ориентаций имеет важное теоретическое и практическое значение, определяемое несколькими причинами. Во-первых, российскому обществу как никогда необходим выход из той критической ситуации, в которой оказалась страна в результате социокультурных изменений конца XX — начала XXI столетия. Во-вторых, многие процессы российского социокультурного воспроизводства оказались нарушенными, что представляет серьезную угрозу национальной безопасности страны. И, в-третьих, российская молодежь, являющаяся основным субъектом социокультурного воспроизводства, претерпела существенные изменения, в первую очередь отразившиеся на' ценностных установках и жизненных стратегиях молодых людей.

Процесс социокультурного воспроизводства, в котором молодежь играет определенную роль, связан, с одной стороны, с восприятием уже имеющихся материальных и духовных факторов его осуществления, наличием направленности и готовности овладевать доступными формами трудовой деятельности и соответствующих профессионально-ценностных ориентаций, а с другой, с их изменениями. Особенно интенсивно меняются профессионально-ценностные ориентации и связанные с ними жизненные стратегии молодого поколения в период структурной, перестройки производства и потребления, когда российское общество вступило на путь рациональных социально-экономических реформ, ушло от традиционных форм хозяйственной деятельности раннего индустриализма и движется в сторону зрелого индустриального и постиндустриального состояния. Преобразовательные процессы с в современной России' происходят в. условиях социальной нестабильности, противоречивости, неопределенности, риска, что способствует глубоким* ценностным изменениямсмене моральных норм и культурных образцов в сознании и поведении молодежи. Постоянно меняющиеся материальные и духовные параметры социокультурного воспроизводства резко повышают значимость ценностного самоопределениямолодых людей в условиях современной социальной^ регуляции, когда субъект-объектное общественное регулирование дополняется субъект-субъекным социальным взаимодействием на основе общезначимых ценностей при: возрастании человеческой субъектности в выборе различных форм жизнедеятельности как построении жизненных стратегий. В' данном контексте исследование профессионально-ценностных ориентаций и их связи с жизненными стратегиями российской молодежи приобретает особую актуальность.

Степень научной разработанности! темы. Исследование профессионально-ценностных ориентаций в жизненных стратегиях российской молодежи связано с анализом логико-понятийного аппаратав который входят категории «ценность», «ценностное отношение», «ценностная ориентация», «жизненная стратегия», а также соотнесением полученного знания с интенсивными реалиями социокультурной динамики России, в системе которой воспроизводится молодежь и выступает как главный субъект этого процесса. Тема исследования предполагает сопряженный анализ понятий трех основных теоретических концептов: ценностно-трансформационного, личностно-воспроизводственного, социокультурной динамики.

Понятия «ценность» и «ценностная ориентация» достаточно глубоко проанализированы и разработаны в трудах А. П. Алексеева, П. С. Гуревича, О. Г. Дробницкого, М. С. Кагана, И. И. Кравченко, JI.A. Микешиной, JI.H. Столовича и других авторов. Проблема изменения ценностных оснований жизнедеятельности личности в ходе трансформационных процессов в России стала объектом обстоятельного изучения в работах В. И. Бакштановского, Ю. Г. Волкова, Г. И. Герасимова, Н. И. Лапина, А. В. Лубского, Н. Ф. Наумовой, В. Е. Семенова, Ю. В. Согомонова.

Проблема ценностей, ценностных и профессионально-ценностных ориентаций достаточно близко смыкается с проблемой жизненных стратегий личности. Если в условиях субъект-объектного социального регулирования на основе монологического рационализма, «линейных» схем развития общества и первенства идеологического подхода к стратегиям выбора модели общественных изменений носили «предписывающий» характер со стороны правящего субъекта, то с переходом на многоуровневую, полисубъектную социальную организацию и социальную регуляцию в контексте субъект-субъектного отношения возрастает роль ценностей для нахождения общих смыслов жизнедеятельности. Соответственно, стратегии становятся не только порождением высших слоев элиты общества, но и во многом зависят от широких масс населения. «В этих условиях стратегия как своеобразная хитрость действующего разума уступает свое место понимающей стратегии, максимально учитывающей позиции, установки, уровни притязаний и характер интересов субъектов, участвующих во взаимодействии».1.

Именно в таком методологическом ключе разрабатывают теорию трансформации стратегии многие представители социального знания. В-этом плане можно выделить работы социальных философов — В. Е. Кемерова, М.Б.

Кемеров В.Е. Стратегия//Социальная философия: Словарь.-М.:академический Проект, 2003.С.427.

Маринова, Н. Ф. Наумовой, социальных психологов — К.А. Абульхановой-Славской, Е. А. Климова, И. С. Кона, социологов — Ю. М. Резника, Е. А. Смирнова, экономических социологов — Е. С. Балабановой, Е. Н. Даниловой, В. В. Радаева.

Взаимосвязь профессионально-ценностных ориентаций и жизненных стратегий молодежи особенно ярко проявляется в социокультурной динамике современного российского общества. Исследованию социокультурных воспроизводственных процессов России посвящены работы А. С. Ахиезера, А. П. Давыдова, Т.И. ЗаславскойС.Г. Кирдиной, С. А. Кравченко, Н. И. Лапина, Т. В. Панфиловой, B: JI. Романова, М. Н. Руткевича, B.F. Федотовой, М. А. Шуровского и др.

Выявление наиболее значимых ценностей и построение на их основе жизненных стратегий, соотносящихся и «понимающих» «другие» ценности, профессионально-ценностные ориентации и стратегии поведения других людей, невозможно без рационального выбора, а также выяснения общего смысла социального действия, заложенного в ценности. Основой такого анализа служат труды, М. М. Бахтина, В. Н. Кудрявцева, В. А. Лекторского, Н. Н. Моисеева, Н. С. Мудрагей, P.M. Нугаева, Г. И. Рузавина, B.C. Степина, Ж. Т. Тощенко, Н. С. Юлиной. Поскольку общество, культуру, сознание людей можно представить в постмодернистской парадигме как интертекст, то важную роль в интертекстуальном взаимодействии играют ценности, наполненные смыслом. Философско-методологическую основу такого понимания и трактовки культуры составляют основные идеи, теоретические положения и принципы феноменологии и герменевтики Г. — Г. Гадамера, Э. Гуссерля, А. Шюца, а также их последователей П. Бергера и Т. Лукмана.

Динамика ценностей молодежной культуры в, условиях социальной неопределенности и риска рассматривается в трудах Ю. Г. Волкова, М. К. Горшкова, Ю. А. Зубок, Д. Л. Константиновского, С. И. Левиковой, В. Т. Лисовского, B.C. Магуна, А. Л. Темницкого. В. И. Чупрова.

Очевидна их теоретическая связь с трудами зарубежных авторов1 3. Баумана, У. Бека, Э. Гидденса, В. Зомбарта, Н. Лумана, ЭФромма, характеризующих процессы социокультурной трансформации ценностей в условиях социальной неопределенности и риска. Проблемы ценностного межцивилизационного взаимодействия, построения стратегий социокультурного воспроизводства России в системе связей с Западом невозможно рассматривать вне анализа и использования трудов как зарубежных авторовФ. Ницше, А. Дж. Тойнби, А. Тоффлер, С. Хантингтон, О. Шпенглер, так^отечественныхН.А. Бердяев, Н. Я. Данилевский, И. А. Ильин, K. Hi Леонтьев.

Аналитический обзор литературы свидетельствует, что проблемы ценностей и ценностных ориентаций, жизненных стратегий,. социокультурной-динамики разрабатываются как философами, так и социологамиОднако изучение профессионально-ценностных ориентаций в контексте жизненных стратегий российской молодёжи как субъекта. социокультурного воспроизводствашока не представлено должным образом, что и обусловливает соответствующийгисследовательский интерес.

Цель диссертационного исследования^ — социальногфилософское изучение трансформаций профессионально-ценностных ориентаций в жизненных стратегиях российской молодежи как субъекта социокультурного воспроизводства.

Реализация поставленной цели предполагает решение исследовательских задач:

— определить место и роль профессионально-ценностных ориентаций в регулятивно-ценностной системе жизненных стратегий российской' молодежиустановить социокультурные факторы воспроизводства профессионально-ценностных ориентации^ в изменяющихся стратегиях российской молодежи;

— выявить сущностные характеристики социокультурного воспроизводства как теоретико-методологического конструкта анализа профессионально-ценностных ориентаций в стратегиях российской молодежи;

— изучить основные стратегии воспроизводства молодежи на основе профессионально-ценностных ориентаций в условиях социальной неопределенности и риска современного российского обществапроанализировать процессы институциализации изменяющихся профессионально-ценностных ориентаций в социокультурном воспроизводстве российской молодежью стратегий корпоративно-трудовых отношенийисследовать влияние западных ценностей на трансформации стратегий воспроизводства российской молодежи в ценностном взаимодействии глобализирующихся культур.

Объектом исследования является российская молодежь как субъект социокультурного воспроизводства.

Предмет исследования — ценностные трансформации стратегий социокультурного воспроизводства российской молодежи.

Гипотеза* диссертационного исследования. Профессионально-ценностные ориентации составляют основу стратегий социокультурного воспроизводства российской молодежи. Стратегии и их трансформации формируются на основе изменения профессионально-ценностных ориентаций молодежи в условиях современной социокультурной динамики России. Процесс носит неопределенный, рискогенный, дискретный характер, но от его результатов зависит ход российской модернизации, так как изменяющиеся ценности действуют как социальные регуляторы молодежи в воспроизводстве социокультурной реальности. Регулятивное действие профессионально-ценностных ориентаций в условиях противоречивости, нестабильности и неопределенности социокультурного воспроизводства переменчиво, краткосрочно и ситуативно, что влияет на определение стратегий, которые не носят темпорально-долгосрочного значения, их регулятивное действие укорачивается, они быстро меняются в ответ на вновь возникающие ценности по схеме «вызов — ответ», но вызов не носит внутреннего, органического состояния, а связан с действием внешних факторов, хотя рациональный выбор в ответе присутствует. В воспроизводственной социокультурной деятельности молодежи происходит переход от одной стратегии к другой путем как выбора, так и обмена стратегиями, поэтому необходимо понять, вдуматься, вжиться в стратегии «других», «другого» как существование «понимающих», «коммуникативных» стратегий. Происходит усиление борьбы за реализацию стратегий в социальном взаимодействии, а также проявляется тенденция «отсроченности» реализации стратегий, трансформаций стратегий в условиях взаимодействия глобализирующихся культур.

Теоретико-методологическая основа исследования представлена методологией социальной философии, использующей рефлексивный анализ социальной реальности и интерпретацию социальных изменений для построения обобщающих метатеорий. В4 данном теоретико-методологическом контексте был использован социокультурный подход, отличающийся возможностью1 рассматривать трансформационные процессы 1 в единстве многомерной сложности. Использование социокультурногоанализа создает возможность рассмотрения общества как единства культуры и социальности, постоянно воспроизводимое в деятельности различных групп людей как субъектов социокультурного воспроизводства, одним из которых выступает российская молодежь, ценностно-ориентированная в своем поведении и реализации изменяющихся стратегий, что находит отражение в классических теориях социального действияМ. Вебера, Т. Парсонса, П. Сорокина. Изменение профессионально-ценностных ориентаций с точки зрения ' внутреннего смыслового содержания ведет к изменению стратегий социокультурного воспроизводства. Данное положение основывается на методологии идеальных типов М. Вебера, которая коррелируется с рациональностью «экономического человека» В. Зомбарта, феноменологией Э. Гуссерля, теорией интеракционистской смысловой деятельности А. Шюца.

В диссертационной работе применяются общефилософские принципы: принципы системности, всесторонности, конкретности исследования, а также метод сравнительного анализаметод конкретно-исторический, метод единства логического и исторического в социальном познании, структурно-функциональный метод.

Эмпирическую базу. исследования составили материалы государственной статистики, социологические данные ИКСИ РАН, ВЦИОМ, ФОМ, а также результаты социологических исследований, проведенные в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других городах Уральского промышленного региона, Краснодарском и Хабаровском крае, Удмуртской республике Российской Федерации, которые опубликованы в журнале «Социологические исследования». Использовались < также аналитико-теоретические концепции современных, отечественных социальных философов и социологов, позволяющие уяснить причины успехови неудач-социокультурных трансформаций России, наметить пути совершенствования стратегий, ее социально-экономическогоразвития и профессионально-ценностной регуляции.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: показана роль профессионально-ценностных ориентаций в формировании регулятивно-ценностной системы жизненных стратегий российской молодежи как модели целеи ценностно-ориентированного поведения индивидов, связанной с установлением общих ценностей на макроуровне и их рациональным выбором и реализацией на микроуровнепредложен методологический подход изучения и трактовки молодёжной субкультуры с ее ценностной структурой и иерархией ценностей в качестве интерсубъектного, интертекстуального образования, включающего в себя сущностные моменты других субкультур, играющих значительную роль в сознании и поведении, построении жизненных стратегий, социокультурном воспроизводстве молодежиопределены основные параметры теоретико-методологической модели анализа социокультурного воспроизводства в условиях жизнедеятельности молодежи как личностного усвоения внешне — заданных общественных форм взаимодействия и норм профессиональной деятельности через восприятие и превращение ценностей, ценностных ориентаций в устойчивые основы формирования стратегий, реализация которых способствует не только воспроизводству культуры и социальных отношений, но и их изменению в общей социокультурной динамике российского обществаустановлено, что стратегии социокультурного воспроизводства российской молодежи претерпевают изменения в условиях системной неопределенности и риска, связанной с «ценностным» разрывом, нарушениями состояния «понимающего» отношения, «борьбой» различных ценностей и стратегий, дефицитом их необходимого ценностного содержанияведущим к I социальной напряженности, отсутствию четких целей жизненного поведения и развитиявыяснено, что практические и символические смыслы профессионально-ценностных ориентаций как основ жизненных стратегий молодежи институциализируются через внедрение в социальные, отношения компаний, организаций, предприятий, корпораций, выступающих элементами системы институционального функционирования и осуществляющих регуляцию профессионально-трудовых ценностей работниковизучены некоторые аспекты долгосрочного стратегического прогнозирования с учетом ценностного взаимодействия различных цивилизаций в контексте формирования новых направлений развития России («стратегии устойчивого развития» и «концепции суверенной демократии») с учетом их влияния на трансформацию стратегий социокультурного воспроизводства российской молодежи.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В условиях социокультурных трансформаций воспроизводственный потенциал российского общества в значительной степени был нарушен, прежде всего, потерей способности работников к производству, создавать, творить, тем самым свою производственную сущность на основе постоянно меняющихся профессионально-трудовых ценностей и профессионально-ценностных ориентаций, которые являются основой определения жизненных стратегий, играющих социально-регулятивную роль в поведении и социокультурном воспроизводстве молодежи как системообразующего элемента современного российского общества. Рациональное сознание, наряду с ценностным, является важным компонентом построения жизненных стратегий, поиска рациональных критериев поступков и действий, рационального определения и нахождения ценностных смыслов4 и идеалов как конечных стратегических пунктов достиженческой деятельности.

2. Социальное поведение индивида внешне определено объективными общественными формами, обусловливающими внутреннюю относительно независимую логику субъектно-личностного действия, поэтому изменения в обществе и его ценностном содержании определяют трансформации жизненных стратегий индивидов. Динамика ценностных изменений, влияющих на определение стратегий, с одной стороны, зависит от социокультурных условий воспроизводства тех социально-демографических групп, которые являются их носителями, а с другой — группы и индивиды на основе новых ценностей определяют стратегии трансформаций культуры и социальных отношений. В1 этом плане молодежь обладает более значительными динамическими характеристиками, и ее преимущества в выборе ценностных ориентаций для сопряжения их с жизненными стратегиями связаны с возможностями интенсивного поиска, переходом от одной ценностной системы к другой, интерсубъектным обменом ценностями, а молодежную субкультуру с ее ценностной-структурой и иерархией ценностей* можно трактовать в качестве интерсубъектного образования, активно включающего в себя сущностные моменты других субкультур в виде ценностей и норм, играющих значительную роль в сознании и поведении молодежи.

3. Теоретико-методологическая модель анализа регулирующей роли профессионально-ценностных ориентаций и жизненных стратегий в социокультурном воспроизводстве российской молодежи связана с применением понятия рекурсивности, позволяющего представить социокультурные процессы производства/воспроизводства в динамике непрерывности, повторяемости человеческой жизнедеятельности, состоящей в единстве изменчивости старого и нового, настоящего и будущего. Социокультурное воспроизводство' связано с повторяющимся характером жизнедеятельности, обусловленным конечностью человеческого существования, что способствует воспроизводству человеческих сил, способностей, сущностей, но на новом уровне и в другом существованиидругом явлении социальной' жизни, другом человеке, поэтому повторяемый, повторяемое компенсируются повторяющимся характером деятельности в различных сферах, в том числе и в производственной, что и составляет суть динамики социокультурного процесса, проявляющегося прежде всего в воспроизводстве новых поколений людей и социально-демографических групп, которые впитывают порождающие их символы, социальности икультуры, определяя также в ходе своей, жизнедеятельности содержание-, культуры, и качество социальности, позволяющие преодолевать социокультурные противоречия между различнымипрофессионально-ценностными ориентациями как основанием, жизненных стратегий.

4. Российское социокультурное воспроизводство, одним из субъектов которого является молодежь, связано с постоянным воспроизводством рисков и социальной неопределенности не только в силу действия техногенных факторов по причине изношенности производственной базы и слаборазвитой социальнойинфраструктуры, но и рискогенного действия человека, находящегося в условиях непредсказуемого' социального пространства и поведения' людей, поэтому в этих условиях для молодежи повышается^ риск выбора в качестве регулятора жизнедеятельности' норм и ценностей аномического характера, ведущих к неправовым, нелегитимным стратегиям и соответствующим практикам их реализации, что усиливает риск и состояние неопределенности в профессиональной сфере. В условиях социальной неопределенности и риска стратегии воспроизводства молодежи на основе профессионально-ценностных ориентаций индивидуализируются, происходит размежевание, поляризация ценностных ориентаций и жизненных стратегий различных групп российской молодежи. Стратегии краткосрочные получают преимущество в качестве социальных регуляторов жизнедеятельности молодого поколения по сравнению с долгосрочным стратегическим планированием.

5. Регулятивное значение смыслов, содержащихся в профессионально-ценностных ориентациях и стратегиях воспроизводственной деятельности российской молодежи, предполагает их институциализацию. Регулирующее действие ценностных смыслов и социальных институтов проявляется в том, что i смыслы ценностей, которые становятся основой формирования и воспроизводства стратегий, влияющих на выбор профессии, молодежь черпает из окружающей молодежной субкультуры, испытывая влияние.- ценностей, определяющих стратегические действия и соответствующее поведение, а социальные институты, в свою очередь, предъявляют индивиду правила, нормы формальных и неформальных практик действия в условиях регулирующего влияния профессионально-ценностных ориентаций и стратегий социокультурного воспроизводства, обеспечивая на их основе контроль социального взаимодействия. Социальные институты включают в себя корпорации с нормами и ценностями, на основе которых регулируются деятельность и поведение, профессиональная квалификация и деятельность работников, выстраивающих собственные жизненные стратегии, поэтому социокультурное воспроизводство успешно в условиях соотнесения, координации жизненных стратегий и ценностей молодежных групп, корпораций с общими ценностями и корпоративными' стратегиями путем развития социального партнерства и повышения профессионализма.

6. Россия в процессе социокультурной динамики находится в состоянии культурного взаимодействия с другими странами, народами и обществами, поиска и нахождения общих, взаимоприемлемых ценностей социального и культурного развития в контексте модернизационных проектов, которые носили незавершенный характер на протяжении последних трех столетий. Основным субъектом реализации современного модернизационного проекта и наследником ценностей, присущих российской культуре, является та часть молодёжи, которая способна путем восприятия основных, базовых ценностей, связанных с осознанием принадлежности к России, ее народам, независимого, суверенного существования, величия исторического пути, значения и роли России, создавать и производить социокультурную реальность инновационного характера на основе внедрения современных технологий, а также утверждения новых ценностных регуляторов корпоративно-деловых и организационных отношений, что способствует перспективности профессиональной деятельности молодежи в сферах науки, промышленности, образования, при формировании профессионально-ценностных ориентаций и построения соответствующих жизненных стратегий.

Научно-практическая значимость результатов исследования заключается в следующем: отдельные положения и материалы диссертации могут служить методологической базой для дальнейших теоретических и практических социологических исследований проблем российской молодежисформулированные в диссертации выводы и рекомендации расширяют научные представления о происходящих трансформациях ценностных ориентаций и жизненных стратегий российской молодеживыводы, полученные в работе, могут быть полезны в процессе практической работы с молодежьюосновные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении курсов лекций и на семинарских занятиях по социальной философии, социологии, политологии.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались на кафедрах юриспруденции и философии ЮжноРоссийского государственного технического университета (Новочеркасский политехнический институт), на Всероссийской научной читательской конференции «Актуальные социально-политические и правовые проблемы развития российского общества» в Краснодаре (2008 г), а также докладывались на научной конференции памяти А. Ф. Лосева, проводимой ежегодно в ЮРГТУ НПИ — май 2008 г., и были отражены в 8 публикациях общим объемом 4,84 п.л., из них в изданиях перечня ВАК Минобрнауки России 2 работы объемом 1,43 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов каждая, заключения и библиографического списка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе проведённого исследования были получены определённые результаты, позволяющие сформулировать следующие выводы.

Важными элементами системы социальной регуляции поведения и деятельности современной российской молодёжи выступают ценности и профессионально-ценностные ориентации как на основе внешне-заданного регулирующего действия общих ценностей, изначально задаваемых обществом индивиду, так и в процессе саморегуляции личности и социальных групп, осуществляющих осознанный выбор ценностей и строящих на их базе жизненные стратегии достижения ближайших и отдалённых целей. Социокультурная-динамика трансформационных процессов России зависит во многом от молодого поколения, ценностно-ориентированного на предпринимательство, инновации, достиженческие цели и стратегии действия. Становление человеческой субъектности в личности молодых людей может происходить, прежде всего, на путях профессионального роста, обретения умения! производить материальные и духовные условия общественного и личностного существования по культурным меркам производительных способностей, связанных с передовыми технологиями производства на основе постоянно меняющихся ценностно-профессиональных ориентаций и выявления тем самым профессионально-трудовой сущности молодого человека как полноценного участника-профессионала воспроизводственного процесса. Стратегии жизни в условиях социальных трансформаций приобретают особую актуальность в качестве основного способа индивидуальной регуляции жизнедеятельности с использованием как рациональноготак и ценностного уровней сознания в определённой направленности выбора ценностей как регуляторов поведения и деятельности, выступающей ценностной ориентацией, соединяющей рациональное и ценностное при определении и нахождении ценностных смыслов и идеалов как конечных стратегических пунктов достиженческой деятельности.

Изменение профессионально-ценностных ориентаций в стратегиях социокультурного воспроизводства российской молодёжи протекает сложно и противоречиво, так как связано с выбором, поиском, переходом от одной ценностной системы, и другой и интеробъектным обменом ценностями в условиях России как переплетении традиционных, модернистских, постмодернистских типов социальностей. Взаимодействие различных культур и ценностей играет решающую роль для-понимания-молодёжной субкультуры с ценностной структурой, вырастающей в качестве интерсубъектного, интертекстуального образования, использующего другие субкультуры в виде ценностей и норм, регулирующих сознание и поведение молодёжи, являясь способом социализации, определяющим ценностные ориентации и соответствующие жизненные стратегии. Культура и социальные отношения выступают двумя составляющими ввоспроизводственной деятельности российской молодёжи, которые постоянно воссоздаются и составляют социокультурное противоречие, находящее выход w разрешение в поиске соответствия новых форм социальности, социальных отношений и меняющихся > ценностей, смыслов культуры и культурных программ, а если взаимопроникновения культуры, и социальных отношений не происходит, то профессионально ценностные ориентации и соответствующие жизненные стратегии воспроизводственной деятельности теряют своё социально-регулятивное значение. Происходит снижение производительнойспособности населения в виде потерь производственной квалификации и профессиональной культуры, утраты профессионально-ценностных ориентаций, как важных мотивационных факторов трудовой деятельности, значительной частью российской молодёжи.

В теоретико-методологическую-модель рассмотрения профессионально-ценностных ориентаций как основы жизненных стратегий в социокультурном воспроизводстве российской молодёжи входит изучение производства культуры, общества, а также человека как личности определённой социальной и культурной деятельностной направленности, составной частью которой является профессиональная деятельность не только в соответствии с определёнными, устоявшимися канонами, правилами, нормами, но и творчество как создание чего-то нового, что отражается на ценностных регулятивах и мотивах такой деятельности. Социокультурный процесс воспроизводства российской молодёжи состоит из воспроизводства молодёжи как социально-демографической группы с соответствующими культурными ценностями, образцами поведения, ценностными ориентациями и стратегиями в динамике непрерывности, повторяющегося характера жизнедеятельности, состоящей из единства старого и нового, прошлого, настоящего и будущего. Произошли глубокие деформации социокультурного содержания, повлиявшие на воспроизводственные процессы с участием молодёжи и изменившие ценностно-профессиональную'базу её жизненных стратегий, что связано также с негативными изменениями в демографической и социальной структуре населения, сокращением производственного потенциала российского общества. Изменения в ценностной системе российской молодёжи свидетельствуют о нарушениях линии преемственности ценностных ориентаций и моральных принципов, как регуляторов формирования стратегий российской молодёжи, ориентированной на их индивидуализацию и культивирование во всё «большей степени ценностей потребительского характера.

Противоречия между культурой и социальными отношениями, нарушение процесса их взаимопроникновения в определении жизненных стратегий молодёжи усиливаются действием социальной неопределённости и рисками современного российского общества. Риск и социальная неопределённость, выступают в качестве результатов современных социальных и промышленных технологий, становятся социальной силой, регулирующей собственное воспроизводство. Возникает внутрисистемная неопределённость общества, способствующая нарушениям' непрерывного, постепенного воспроизводства ценностей и реализации их регулирующей функции в связи с отсутствием чётких целей жизненного ориентирования и возможностей определения на их основе стратегий общественного поведения и развития.

Происходит ценностный разрыв, социокультурного воспроизводства, усиливается ценностная дивергенция людей и различных частей общества. Появляется ценностная система индивидуализации, подчиняющая смыслом своего регулятивного влияния массового индивида при потере обществом контроля над процессамитрудовой деятельности, производства и потребления, а над массами начинают властвовать стандарты потребительского общества, которые становятся скрытыми регулирующими смыслами жизнедеятельности молодёжи, проникающими в её профессионально-ценностные ориентации и стратегии, инструментально подгоняя их к ситуативному состоянию эксклюзивности в угоду конъюнктуре.

Профессионально-ценностные ориентации вжизненных стратегиях социокультурного воспроизводства^ российской молодёжи находят своё основание, с одной стороны, в культуре, а с другой, институциализируются, прежде всего, в социальных институтах государства, семьи, образования, рынка, связанных с деятельностью организаций, предприятий, компаний, корпораций1 на основе норм и ценностей воспроизводственной деятельности-включённых в них работников. Необходимы инновационные процессы, производства и элементы новой деловой культуры для изменения1 социальных практик их деятельности, ведущих к появлению нового ценностного содержаниясоответствующих стратегий социокультурного воспроизводства молодёжи, возможных в контексте необходимых стратегий социального партнёрства корпораций и их работников, а также ориентации на идеал «экономического человека» с его духом предпринимательства и стратегии успеха. Однако, обратной стороной медали «homo economicos» становится превращение1 его. в «homo consumos» — «человека потребляющего», являющегося5 продуктом массовой культуры глобализирующегося общества, профессионально-ценностные ориентации которого затемненымоделямипаттернами потребляющего поведения.

Трансформация стратегий социокультурного воспроизводства российской молодёжи происходит в пространстве ценностного взаимодействия глобализирующихся культур, взаимовлияния различных цивилизаций, и прежде всего, — российской и западной. Национальные государственные стратегии в цивилизационном взаимодействии играют всё более определяющую роль. Возрастает интегрирующая роль института государства в отношении ценностей, стратегий, интересов социально-демографических групп, масс людей, организаций, предприятий, компаний и корпораций. В пространстве социально-регулирующего действия национально-государственных интересов как ценностей, определяющих приоритеты устойчивого развития страны и её долгосрочные стратегии, находятся вопросы ресурсообеспеченности, культуры и науки, количественного и качественного воспроизводства населения. Успешная реализация стратегических проектов государства, с одной стороны, зависит во многом от изменяющихся, модернизирующихся практик воспроизводственной деятельности российской молодёжи, а с другой, — позволяет реализовать молодёжный потенциал общественного и личностного развития, прежде всего, в условиях современного производства и соответствующих профессионально-ценностных ориентаций на основе ценностей российской культуры при технологическом и культурном сотрудничестве различных стран и народов в стратегическом направлении повышения конкурентоспособности и качества социокультурного воспроизводства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.А. Проектирование студентами педвуза профессиональной стратегии//Социологические исследования. 2006.-№ 4. — С.105−110.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни.-М.: Мысль, 1991 .-299. 2.с.
  3. С.В. Креативное образование управленческих кадров в высшей школе. -Ростов-на-дону Пятигорск: Изд-во СКАГС, 2004. — 388.
  4. Американская социологическая мысль: Тексты/Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 496 с.
  5. А.С. Проблема субъекта: человек-субъект//Вопросы философии. -2007. -№ 12.-С.З-15.
  6. А.С. Россия: Критика исторического опыта (социокультурная динамика России). Том 1. От прошлого к будущему (2-е изд., пер. и дополн.). Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. — 805с.
  7. А.С. Россия: Критика исторического опыта (социокультурная динамика России). Том 2. Теория и методология. Словарь (2-е изд., пер. и дополн.). Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998. — 594с.^
  8. В.И., Согомонов Ю. В. Социология морали: нормативно-ценностные системы//Социологические исследования. 2003№ 5. — С.8−20.
  9. А.П. Социальная регуляция: рациональное и иррациональное/ Отв. ред. Ю. Г, Волков. — М.: Изд-во «Социально-гуманитарные знания», 2005.-300 с.
  10. Бауман 3. Индивидуализированное общество/Пер. с англ. Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Логос, 2002. — 390 с.
  11. М.М. Человек в мире слова/Российский открытый ун-т. М., 1995. — 140с.
  12. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну/ Пер. с нем. В. Седельника и Н. Федоровой- Послесл. А. Филиппова. — М.: Прогресс -Традиция, 2000. 384 с.13
Заполнить форму текущей работой