Информационно-технологическая компетентность российских школьников в контексте формирования информационной культуры
Формирование информационно-технологической компетентности российских учащихся вписывается в контекст информатизации образования, концепция которой активно разрабатывается в отечественной науке при отсутствии общепринятого определения данного понятия. В данном диссертационном исследовании информатизация определена в терминах структурно/ функционального анализа как процесс институционализации… Читать ещё >
Содержание
- Глава.
- Глава. ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
- 1. 1. Роль информационно-коммуникационных технологий в формировании культуры современного общества
- 1. 2. Теоретико-методологическое основание исследования социокультурной трансформации современной школы
- 1. 3. Информационно-технологическая компетентность как фундамент информационной культуры учащихся
- ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
- ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
- 2. 1. Информатизация современной российской школы
- 2. 2. Компьютерная грамотность учащихся в дисциплинарных рамках школьной информатики
- 2. 3. Социокультурная специфика формирования компьютерной грамотности школьников
- Ростовской области
Информационно-технологическая компетентность российских школьников в контексте формирования информационной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Трансформационные процессы глобализации и информатизации охватили все сферы общества начала XXI в. Лавинообразные информационные потоки, в которые погружена жизнь наших современников, привносят постоянные изменения и неопределенность в систему социальных взаимодействий. Утилизация информации, выполняющей в обществе новые экономические, политические и культурные функции, осуществляется посредством конструирования, интенсификации и распространения новых каналов межличностной и массовой коммуникации, которые обходят барьеры пространственно-временных ограничений. Технологическим, социальным и культурным основанием этих процессов выступает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), и в первую очередь, компьютера и Интернета. Важнейшим способом адаптации, самореализации и гармонизации жизнедеятельности людей к условиям информационной неопределенности и нестабильности является овладение ими информационной культурой. Составляющие ее ценности, нормы и модели поведения способствуют появлению новых форм социальности индивидов и выстраиванию новой среды социальной мобильности, позволяя нашим современникам найти «точку опоры» в водовороте постоянных изменений окружающей действительности и полноценно реализовать свой профессиональный, гражданский и личностный потенциал. Приоритетной задачей обеспечения устойчивого общественного развития является институцио-нализация направленной трансляции информационной культуры в системе непрерывного образования. Особенно важна интернализация ее ценностных норм и ориентаций молодежью, активность которой по формированию и реализации эффективной жизненной стратегии в условиях информационного общества гарантирует преемственность социально-экономического прогресса.
Закладка фундамента информационной культуры подрастающего поколения осуществляется в школе, которая формирует у юношества первоначальную картину мира. Этот процесс сопровождается сменой школьной образовательной парадигмы, модернизационными трансформациями и информатизацией данного социального института, а также научной дискуссией о сущности понятия «информационная культура школьника». Тенденция праг-матизации образования, сочетающаяся с необходимостью реализации им культурообразующей функции, выдвигает на первый план задачу формирования у школьников определенного набора компетентностей, отвечающих потребностям современного общества. В качестве важнейшей из них выступает информационно-технологическая компетентность учащихся, овладение которой соизмеримо с постижением ими основ информационной культуры.
В рамках проекта «Информатизация системы образования», содержание которого связано с Федеральными целевыми программами «Развитие единой образовательной информационной среды (2001—2005 годы)» и «Электронная-Россия (2002—2010 годы)"е реализуется направление «Разработка инструмента для оценки компетентности школьников в области ИКТ». Компетентность, в сфере овладения учащимися информационно-коммуникационными технологиями, ежегодно оцениваемая* в семи российских регионах1, рассматривается в качестве индикатора косвенной оценки изменений в содержании и методах учебной работы в основной школе, связанных с интеграцией ИКТ в учебный. процесс и с реальным уровнем использования и востребованности новых информационных технологий в образовательном процессе.
Несмотря на попытки практической оценки школьников в области овладения ими ИКТ, не решена проблема конкретизации содержания понятия информационно-технологической компетентности школьников, включающая, во-первых, акцент на его прагматически-пользовательской составляю.
1 Красноярский край, Республика Карелия, Пермская область, Челябинская область, Калужская область, Ставропольский край, Хабаровский край. щей с упрощением вплоть до выработки у учащихся спектра относительно примитивных жизненных навыковво-вторых, фокус на формировании у подрастающего поколения ключевых компетенций вплоть до развития обобщенных предметных умений и навыков. Немаловажен факт, что, являясь социокультурным феноменом, возникшим на основе социального заказа, информационно-технологическая компетентность школьников через свое содержательное наполнение отражает особенности информатизации региональных образовательных систем, которые, в свою очередь, связаны с социально-экономическим и культурным развитием конкретных регионов России.
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что исследование информационно-технологической компетентности школьников в контексте формирования информационной культуры современной России обладает теоретической и практической актуальностью. Его результаты необходимы как для развития концепции информационно-технологической компетентности, так и для определения стратегических приоритетов, конкретных направлений, и механизмов разработки и реализации федеральных, региональных и муниципальных проектов информатизации школьного образования. Саможе исследование реализации процесса формирования информационно-технологической компетентности корректно проводить на региональном уровне, особенно в среднестатистических регионах, не охваченных специальными экспериментальными программами в этой области, что и объясняет выбор предмета исследования.
Степень разработанности проблемы. Проблемы общественных изменений, связанных с новыми социокультурными функциями информации и встраиванием в систему социальных взаимодействий ИКТ, всесторонне исследованы в зарубежной и отечественной литературе. В работах М. Кастельса [60] и Дж. Вейзенбаума [221] рассмотрены экономические аспекты функционирования информации.
Информация как средство политического влияния и контроля нашла свое отражение в исследованиях Э. Гидденса [35] и С. Кара-Мурзы [59]. В работах Д. В. Иванова информация выступает в качестве мотива деятельности [49]. Авторами известных классификаций научных подходов к определению информации являются Ф. Уэбстер [136] и А. Келлерман [178].
Концепция информационного общества разработана в трудах Д. Белла [14], Ф. Махлупа [186], М. Пората [203], Й. Масуды [189], П. Дракера-[164], М. Кастельса [60], А. И. Ракитова [112], А. Д. Урсула [135], В. Л. Иноземцева [54], И. С. Мелюхина [83] и др.
Необходимо отметить, что механизм культурной трансляции ценностей информации и распространения технологий ее производства, хранения, переработки и распространения сравнительно мало изучен как в западной, так и в отечественной литературе. В качестве примера можно привести труды М. Кастельса [60] и П. Грипенберг [171].
Школьное образование, выступая в качестве начальной ступени подготовки молодежи к жизни в информационном обществе, является важнейшим фактором общественных изменений и само подвергается неизбежным трансформациям. В работах Д. Келлнера [179], Е. Л. Кудриной, Н. И. Гендиной [73], В. И. Добренькова, В. Я. Нечаева [40], Г. И. Герасимова, Г. С. Денисовой, Ю. А. Чеботарева [33] рассматриваются аспекты перехода «индустриальной» системы образования к новой модели, соответствующей современным социокультурным условиям. Этот процесс связан с проблемами интеграции ИКТ в современную школу, исследование которых неотрывно от контекста интересов внешних сил по отношению к школьному образованию, что обосновывается в трудах Ч. П. Лима [185], Й. Нордквелла, Дж. Олсона [197], Р. Тостеруда [198]. Ценностный конфликт между инструментальными-интересами бизнеса и гуманитарно-демократическими ценностями образования раскрыт в работах Д. Келлнера [179]. Глубокий критический анализ результатов применения стандартизированного тестирования для оценки результатов школьного образования представлен в работах П. Сакса [211], JL Иерла, С. Мура, С. Маннинга [165], Й. Нордквелла, Дж. Олсона [197], И. Д. Фрумина [144].
На основании приведенного выше обзора можно отметить, что в трудах западных и отечественных ученых не конкретизированы силовые векторы социокультурного воздействия на систему образования основных социальных групп внешнего влияния, связанного с интеграцией ИКТ в учебный процесс. Важность этого аспекта очевидна, так как он определяет внешний культурный источник развития информатизации современной школы.
C.B. Панюкова [100], В. И. Добреньков, В. Я. Нечаев [40], Й. Нордквелл, Дж. Олсон [197], Д. Миодусер и его коллеги [194], а также Г. Джедеског и Дж. Ниссен [174] всесторонне исследовали теоретико-методологические аспекты применения ИКТ в качестве средства реализации новых педагогических технологий. В трудах Г. В. Можаевой [87], Т. А. Попиловой [107], Е. В. Колесниченко [66] разработаны вопросы практического применения ЙКТ в учебном процессе. Проблемы компьютеризации школьных библиотек нашли свое отражения в работах Ш. И. Атанасовой [11], Е. В. Ивановой [50] и Н. Г. Степановой [128]. В трудах Н. И. Гендиной, Н. И. Колковой, Г. А. Стародубовой [32], В. Ф. Силантьевой, A.B. Каленикова [118], О. В Артюшкина и Э. Г. Скибицкого [10] исследуется проблема формирования информационной культуры школьников, которая рассматривается в качестве основной цели информатизации школьного образования.
Несмотря на то, что теоретико-методологические основы информационной культуры достаточно детально разработаны в, трудах Я. Зхенга [225]' Г. Г. Сорокина [123], В. П. Пласичук [104], О. В Артюшкина [9], А. Атаян [12], Н. И. Гендиной [30], а также американских ученых JI. Снидер-. А. Ахо, М. Линн и их коллег [155], можно констатировать, что разнообразие определений и теоретических моделей информационной культуры не дает четкого представления, о рассматриваемом феномене с точки зрения культурной трансляции ценностей информации в рамках школьного образования.
Компетентностный подход к развитию современной школы разносторонне отражен в отечественной научной литературе. Э. Ф. Зеер [44],.
A.Л. Андреев [7], В. А. Болотов и В. В. Сериков [19] считают, что реализация модели «компетентностного образования заключается в формировании у учащихся определенного набора прагматических компетенций, необходимых для повышения конкурентоспособности работников в условиях информационной экономики. А. Я. Флиер, развивая идею> о прикладном характере образования, определяет совокупность необходимых для решения повседневных проблем жизненных навыков в качестве культурной компетентности современного индивида [141]. Компетентности с позиции гуманитарно-демократических ценностей рассмотрены в трудах И. А. Зимней [47],.
B.М. Авдеева [2], И. Д. Фрумина [142].
Информационно-технологическая компетентность как основополагающий компонент информационной культуры исследована в трудах В. В. Котенко, С. Л. Сурменко [70], В. Петровой, О. Даниельсена [[102]. Ее структура представлена в работах В. В: Котенко, С. Л. Сурменко [70], В. Ф. Бурмакиной и И. Н. Фалиной [24]. Отметим, что информационно-технологическая компетентность школьников как результат трансляции культурной составляющей ИКТ в источниках практически не рассматривается.
Фундамент формирования информационно-технологической, компетентности учащихся включает овладение ими компьютерной и информационной грамотностью, которые, по мнению Д. Келлнера [179], Дж. Зханга и Д. Кули [226], основываются на совершенствовании традиционных видов грамотности. В свою очередь, П. Аттевелл доказывает, что в качестве цели развития новых видов грамотности выступает более глубокое овладение школьниками традиционными видами грамотности [152]. А.П. Ершов2, М. Джоунс и Р. Пирсон [175] рассматривают компьютерную грамотность как навыки программирования и алгоритмическое мышление. В трудах Д. Келлнера [179], Дж. Бэйзела [154] и В.А. Каймина3 компьютерная грамотность представляет собой умения и навыки использования компьютера и Интернета. Дж. Миллер [193], а также JI. Снидер, А. Ахо, М. Линн и их коллеги [155] доказывают целесообразность объединения двух описанных выше подходов.
При этом в перечисленных источниках недостаточно внимания уделено анализу формирования компьютерной грамотности обучаемых в контексте развития их информационной культуры.
В настоящее время учеными детально исследованы в контексте образовательного неравенства и цифрового разрыва социокультурные факторы формирования информационно-технологической компетентности 'учащихся. П. Аттевелл рассматривал аспекты территориальной компьютерной деприва-ции [152]. Р. Нахмиас, Д. Миодусер и А. Шемла обосновали вывод о том, что информационно-технологическая компетенция формируется и совершенствуется учащимися в основном в домашних условиях [195]. К. Ланкшир, Дж. Ей, М. Нобел и К. Серл утверждают, что умения и навыки применения ИКТ, приобретаемые за пределами школы, являются ключевой детерминантой овладения индивидом компьютерной грамотностью [182]. М. Кастельс [60] и П. Аттевелл [152] доказали, что наличие домашнего компьютера, подключенного к Интернету, тесно связано с уровнем дохода семьи. Дж. Бэйзел [154], П. Аттевелл и Дж. Баттл [151] зафиксировали, что среди школьников, в чьих семьях есть компьютеры, наибольших успехов в учебном процессе достигают дети, имеющие более образованных родителей, обладающих достаточно высоким социальным статусом. И. Д. Фрумин, А. Ю. Уваров и их коллеги — раз.
2 Концепция компьютерной грамотности А. П. Ершова отражена в работе Малева В. В. Общая методика преподавания информатики: учеб. пособие. — Воронеж: ВГПУ, 2005.
3 Концепция компьютерной грамотности В. А. Каймина представлена в работе Малева В. В. Общая методика преподавания информатики: учеб. пособие. — Воронеж: ВГПУ, 2005. работники проекта «Информатизация системы образования», в качестве важнейшего фактора формирования информационно-технологической компетентности школьников рассматривают компьютерную подготовку учителей и наличие качественных электронных образовательных ресурсов в общеобразовательныхучреждениях [115]. Д. Уотсон [220], П. Аттевелл [152], Г. Джедеског и Дж. Ниссен [174] подробно исследовали социокультурные аспекты применения школьными учителями ИКТ на своих уроках. Воздействие тендерного фактора на формирование информационно-технологической компетентности школьников отразили в своих исследованиях П. Аттевелл, Дж. Баттл [151], К. Вильяме [223], Р. Нахмиас и его коллеги [195].
Необходимо отметить, что перечисленные выше работы дают богатую почву для глубокого анализа факторов формирования информационно-технологической компетентности российских школьников. Этот процесс вписывается в контекст информатизации образования, исследованной в трудах К. К. Колина [67], И.В. Роберт4, М. Зекова и В. Зубовича [45], Ю. С. Борцова [22]. Задачи информатизации российской школы, а также социокультурные аспекты этого процесса детально проанализированы в работах А. Ю. Уварова [134], И. Д. Фрумина [144], И. В. Роберт и O.A. Козлова [113]. Проблемы и результаты информатизации школ Ростовской области в 2001;2004 годах исследованы В. А. Бережным, JI.A. Крукиером и A.A. Букатовым [16]. При этом в отечественной литературе не обобщены социокультурные особенности и не выделены противоречия информатизации российской школы с позиции интеграции информационной культуры в современную систему образования.
Сущность школьного полидисциплинарного обучения глубоко исследована В1И. Добреньковым и В. Я. Нечаевым [40]. Проблемы, развития*научного обоснования школьной информатики рассмотрены в трудах А.П. Ершова5,.
4 Определение информатизации образования, сформулированное И. В. Роберт, представлено в работе: Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. — М.: ИИО РАО, 2006.
5 Концепция информатики как науки А. П. Ершова описана в работе Малева В. В. Общая методика преподавания информатики: учеб. пособие. — Воронеж: ВГПУ, 2005.
Д.А. Поспелова [108], B.B. Малеева [80]. Этапы-становления этой дисциплины в отечественной школе подробно описаны в работах В. В. Малеева [80], G.A. Бешенкова и A.A. Кузнецова6. В трудах С. А. Бешенкова, A.A. Кузнецова и Е. А. Ракитиной разработаны теоретико-методологические основы содержания курса информатики в современной школе, которые согласуются с логикой развития информационных процессов [74]. Анализ перечисленных источников показал, что формирование компьютерной грамотности в рамках школьной информатики с точки зрения целостности культурной трансляции практически не рассматривается.
Основные направления и результаты эмпирических исследований региональных аспектов образования, проводимых в СССР, отражены в трудах В. А. Ядова [126]. Проблемы регионализации российского образования исследованы в работах А. Ю. Белогурова [15], Ю. Ф. Абрамова, И. А. Журавлева, Т. В. Кравченко [1]. Отношение участников школьного образовательного процесса к информационно-коммуникационным технологиям рассмотрены B.C. Собкиным и Д. В. Адамчук [120]. Политике информатизации в-школьном образовании посвящены эмпирические исследования в Красноярском^ крае и Иркутской области, выполненные под руководством И. Д. Фрумина, К. Васильева, М. Каннинга [105].
Перечисленные выше источники являются основой проведения исследования социокультурных особенностей формирования информационно-технологической компетентности школьников на региональном уровне в условиях становления в современной России информационного общества.
Целью диссертации является изучение формирования информационно-технологической компетентности российских школьников в условиях информатизации регионального образования в контексте формирования' информационного общества.
6 Концепция развития школьного курса информатики, разработанная С. А. Бешенковым и A.A. Кузнецовым, представлена в статье «Состояние и перспективы развития курса информатики в общеобразовательной школе». http://www2.cs.kspu.ru.
Достижение поставленной цели требует решения следующих исследовательских задач:
— раскрыть роль информационно-коммуникационных технологий в. становлении культуры современного общества;
— исследовать социокультурный контекст интеграции информационно-коммуникационных технологий в систему школьного образования;
— раскрыть содержание информационно-технологической компетентности, формирование которой предполагается на уровне школьного образования;
— выделить факторы, влияющие на формирование информационно-технологической компетентности учащихся;
— выявить и проанализировать особенности реализации процесса информатизации современной российской школы;
— проанализировать практику формирования компьютерной грамотноI сти учащихся в рамках школьного образовательного процесса;
— изучить влияние инфраструктурных и социокультурных факторов на * формирование компьютерной грамотности школьников Ростовской области.
Объектом исследования выступает информационно-технологическая компетентность российских школьников в процессе формирования информационной культуры молодежи в современном образовании.
Предметом исследования являются особенности формирования компьютерной грамотности школьников как фундамента информационно-технологической компетентности на региональном уровне (в Ростовской области).
Теоретико-методологической основой исследования тенденций развития современного общества, связанных с культурной интеграцией ИКТ в систему социальных взаимодействий, выступают теория информационного общества Д. Белла, теория сетевого общества М. Кастельса и теория виртуализации общества Д. И. Иванова. С целью выявления сущности изменений, которые привносит в систему школьного образования культурная составляющая ИКТ, использованы следующие подходы. Социокультурный — вписывающийся в рамки концепции социализации подрастающего поколения. На его основе рассматривается базисная институциональная матрица «учитель-ученик» и анализируется динамика ценностей информатизации школы. Институциональный подход, включающий структурно-функциональный-анализ, который обеспечивает концептуальное единство смыслового контекста данного диссертационного исследования, а также модель культуры Т. Парсонса, позволяющая исследовать структуру информационно-технологической компетентности учащихся. Социокоммуникативный подход, описанный В. И. Добреньковым и В. Я. Нечаевым, в русле которого исследуются аспекты развития школьной информатики.
Эмпирическую базу исследования составили официальные статистические данные, а также материалы социологического исследования информатизации школьного образования в Ростовской области, выполненного Международной академией наук высшей школы в 2004 г. в ходе проекта «Создание системы социологического мониторинга процессов модернизации высшего образования в Российской Федерации (на региональном уровне)» (контракт № 1663 (АЗ/ОЗб/Б/ОЗ), руководитель проекта — профессор В.Е. Шукшунов).
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
— выделена культурная составляющая информационно-коммуникационных технологий и разработана двухуровневая модель ее трансляции и распространения-в современном обществе;
— проанализирован социокультурный контекст интеграции информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс и выявлен механизм торможения процесса закладки фундамента информационной культуры у современных учащихся, в основе которого лежит ценностное противоречие интересов в сфере образования потенциальных и реальных акторов образовательного процесса;
— предложена структура информационно-технологической компетентности, которая закладывается системой общего образования и включает системно-функциональный комплекс ценностно-мотивационной ориентации, когнитивных убеждений и прикладных умений и навыков;
— выделены и проанализированы инфраструктурные и социокультурные факторы, которые оказывают влияние на формирование информационно-технологической компетентности учащихся. Системообразующим инфраструктурным фактором выступает социально-экономическое развитие территории, определяющее уровень развития территориальной ИКТ-инфраструктуры, уровень дохода семьи и возможности получения школьниками качественного образования. Роль важнейшего социокультурного фактора успешного овладения учащимися информационно-технологической компетентностью играет социальный и культурный капитал семьи- •.
— выявлена особенность информатизации современной российской школы — ее противоречивый и «половинчатый» характер, который определен необходимостью ломки культурной модели образовательного процесса, выраженной в непосредственном межличностном взаимодействии Учителяи Ученика, и замещение ее моделью формализованного взаимодействия «инст-руктор-компьютер-обучающийся», и, одновременно, противодействием этому процессу со стороны школьного корпуса учителей;
— показана культурная ограниченность современной практики включения информационно-технологического компонента в школьный учебный процесс, которая заложена обособленностью курса информатики от совокупности основных образовательных дисциплин и акцентом на его технологических разделах;
— введен в научный оборот эмпирический материал, показывающий дифференциацию школьников в сфере овладения информационнокоммуникационными технологиями в зависимости от региона проживания, вида населенного пункта, культурного и социального капитала семьи, а также тендерной принадлежности.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Информационно-коммуникационные технологии включают ценности информации и технологии цифровых способов ее производства, поиска, хранения, переработки и передачи. Они выступают неотъемлемым компонентом и источником динамики культуры современного общества, роль которых идеологически обосновывается в концепции информационного общества. На уровне массового сознания их ценность транслируется масс-медиа и Интернетом для формирования потребностей и ценностей мультикультура-лизма, культурного империализма, информационного плюрализма, способствуя тем самым возникновению глобальных социальных движений. На уровне профессиональных сообществ и социализации молодежи эти технологии распространяются институтом образования (включая* непрерывное образование) и направлены на внедрение сетевой организациионной культуры, сетевых норм культуры труда, электронной демократии и сетевого индивидуализма.
2. Интеграция информационно-коммуникационных технологий в систему школьного образования носит противоречивый характер, определяемый конфликтом ценностей потенциального «заказчика» реформ современной школы, в роли которого выступает бизнес, и «исполнителя» этого заказа-научно-педагогической общественности. Бизнес является носителем либерально-технократических ценностей, а, педагогическая общественность — ценностей гуманистически-демократической культуры. Противоположность интересов этих субъектов, оказывающих значительное влияние на развитие школьного образования, определяет основные проблемы, связанные с целями, направлениями и ожидаемыми результатами трансформации современной школы.
3. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс современной школы направлено на формирование у учащихся информационно-технологической компетентности, которая характерна для информационной культуры современного типа и включает: ценность информации как базового компонента гражданских прав и свобод современного человека, объекта учебно-профессиональной деятельности и интеллектуальной собственностимотивацию использования ИКТ в самообразовании и последующем профессиональном ростеформирование когнитивных убеждений в том, что ИКТ выступают неотъемлемым условием гражданской, профессиональной и личностной самореализациии формирование навыков компьютерной и информационной грамотности (алгоритмическое мышление, программирование, информационное моделирование, передача, поиск, оценка, хранение и обработка учебной информации, в том числе ее оцифрованное оформление).
4. На формирование информационно-технологической компетентности учащихся оказывают влияние инфраструктурные и социокультурные факторы. К инфраструктурным относятся: социально-экономическое развитие территории, включая ее ИКТ-инфраструктуруналичие и качество компьютерного оборудования общеобразовательных учрежденийоткрытый доступ школ в Интернетуровень дохода семьиналичие у школьников домашнего компьютера, подключенного к Интернетуобщее время, проведенное учащимися за компьютером. Социокультурные факторы включают в себя: качество специализированного образовательного курса информатики и уровня компьютерной подготовки учителей-предметниковкачество компьютерных обучающих программдостиженческую мотивацию учащихся, определяющую использование ими компьютерных обучающих программ в, целях самообразованиясоциальный и культурный капитал семьитендерный фактор.
5. Особенностью информатизации современной российской школы является ее территориальная и социально-стратификационная неравномерность, которая ведет к социокультурной дифференциации учащихся в рамках образовательного процесса, а также сужение информационно-технологической компетентности учащихся до уровня компьютернойграмотности пользователя. Этот промежуточный результат интеграции ИКТ в школьное образование объясняется противоречием технократически-прагматической направленности этого процесса по отношению к гуманистической парадигме российского образования, сложившейся на основе модели взаимодействия «Учитель и Ученик». Внедрение ИКТ требует перехода от этой модели к логике информатизационной матрицы «инструктор— компьютер-обучающийся», что приводит к вытеснению сложившихся в культуре, статусно-ролевых позиций образовательного процесса антропоки-бернетической моделью «человек-машина».
6. В системе общеобразовательной подготовки функция формирования компьютерной грамотности возложена на курс информатики. Однако при этом отсутствует ясное общепринятое определение целей, задач, содержания и роли этой дисциплины в учебном процессе. Доминирует тенденция разведения концептуально-логического и прикладного компонентов компьютерной грамотности с ориентацией школьного учебного курса информатики на овладение учащимися практическими умениями и навыками использования ИКТ. Формирование концептуально-логического компонента, который обеспечивает завершенность уровня компьютерной грамотности как основы информационно-технологической компетентности учащихсяпредполагается лишь в рамках физико-математического и информационно-технологического профилей старшей школы. Эта практика. сужает формирование информационно-технологической компетентности как важного компонента культуры современного человека до овладения элементарными навыками работы с компьютером.
7. Эмпирическое исследование информатизации школьного образования на региональном уровне показало влияние инфраструктурных и социокультурных факторов на формирование компьютерной грамотности учащихся. В частности, инфраструктурные факторы определяют опережение общеобразовательных учреждений областного центра в сфере компьютеризации образовательного процесса по отношению к общеобразовательным учреждениям средних и малых городов, поселков и сел, а также обеспеченности специально подготовленными педагогическими кадрами и электронными учебными ресурсами. Социокультурные факторы проявляются в опережающем овладении прикладной компьютерной грамотностью учащихся из семей, обладающих культурным и социальным капиталом, поскольку они определяют уровень притязаний учащихся в процессе овладения компьютерной грамотностью (требования, старшеклассников-горожан к качеству обучения превышали соответствующие аспирации их сверстников, проживающих в поселках и селах) и наличие домашнего компьютера с доступом в. Интернет. Другим проявлением влияния социокультурного фактора выступает более высокий уровень прикладной компьютерной грамотности юношей по отношению к девушкам, что свидетельствует о сохранении тендерной дифференциации в образовании.
Практическая значимость результатов исследования определяется потребностью в теоретико-методологическом осмыслении понятия информационно-технологической компетентности школьников в контексте информатизации российского образования. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы: региональными и местными-органами управления образованием для выработки эффективной стратегии информатизации школ Ростовской областиадминистрацией отдельных образовательных учреждений с целью оптимизации учебных планов и программ по курсу «Информатика и информационные технологии». Материалы диссертации могут быть применены для разработки теоретических и практических курсов по проблемам социологии молодежи, социологии культуры и образования, социальной информатики, информатики, информационной культуры, а также при организации социологических исследований.
Апробация работы. Основное содержание диссертационной работы излагалось в научных статьях и докладывалось на конференциях различного уровня, в частности, на Международной научно-практической конференции «Компьютерные технологии в науке, производстве, социальных и экономических процессах» (Новочеркасск, ноябрь 2004 г., ноябрь 2006, ноябрь 2007 г.), на Международной ежегодной научно-теоретической конференции «Лосевские чтения» (Новочеркасск,'май 2006 г.), на Международной конференции «Человек и общество: поиски, проблемы, решения» (Новочеркасск, март 2007 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы информатизации образования: региональный аспект» (Чебоксары, апрель 2007 г.). По теме диссертации опубликованы научные статьи и монография общим объемом 6 п.л. Результаты диссертационного исследования используются в практической деятельности Управления образования Администрации г. Новочеркасска с целью повышения эффективности формирования информационно-технологической компетентности учащихся в рамках школьного образовательного процесса.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (включающих шесть параграфов), заключения, списка использованных источников, приложения (представленного в виде 38 статистических таблиц).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В ходе проведенного в данной диссертации исследования теоретико-методологических и практических аспектов формирования информационно-технологической компетентности российских школьников на примере старшеклассников Ростовской области в процессе информатизации регионального образования, заданного контекстом становления информационного общества, полностью решены поставленные исследовательские задачи.
Роль информационно-коммуникационных технологий, выступающих в качестве неотъемлемого компонента и источника культурной динамики современного социума, раскрыта посредством анализа как базовых социокультурных процессов, способствующих проникновению новых технологий во все сферы человеческой деятельности, так и основных направлений встраивания ИКТ в систему социальных взаимодействий. Результаты этого анализапослужили основой определения культурной составляющей информационно-коммуникационных технологий, которая, с ценностно-нормативной точки, зрения, стандартизирует отдельные социальные взаимодействия в рамках данной системы. Социокультурная. роль ИКТ идеологически обосновывается, в концепции информационного общества, исследование проблемного поля которой показало отсутствие научно обоснованной, объективной границы между индустриальным и информационным обществами. С целью более глубокого выявления сущности социокультурной роли ИКТ предложена модель трансляции и распространения культурной составляющей информационно-коммуникационных технологий в рамках: масс-медиа и Интернета на уровне контактных общностей, включающем массовое сознаниесовременного института образования на уровне групповых общностей, который состоит из профессиональных сообществ и обеспечивает направленную социализацию молодежи.
Описаны возникающие в этой связи новые социокультурные формы и процессы, охватывающие различные сферы жизнедеятельности современного общества.
В исследовании социокультурного контекста интеграции информационно-коммуникационных технологий всистему школьного образования^ в рамках которого закладывается культурный базис информационного общества, выделено два направления: включение ИКТ в учебный процесс и формирование у подрастающего поколения фундамента информационной культуры. Первое направление рассмотрено в контексте интересов бизнеса и научно-педагогической общественности, и грающих роль, соответственно, потенциальных и реальных акторов современной системы образования и определяющих стратегию и тактику становления информационного общества. Анализ спектра прагматических интересов бизнеса, а. также культурно-образовательных императив, научно-педагогической общественности позволил выявить диалектический источник изменений школьного образования, заключающийся в конфликте между либерально-технократическими и гуманистически-демократическими ценностями их носителей. Неэффективное решение обществом этого конфликта приводит к торможению формирования основ информационной культуры учащихся.
В рамках исследования информационной культуры^ как важнейшего, аспекта трансформации школьного образования, зафиксировано отсутствие, общепринятого определения данного понятия. При этом выделены отличительные характеристики западной (инструментально-технократической) — и отечественной (гуманистической) концепции информационной, культуры. Российские ученые определяют формирование информационной культуры как задачу, поставленную современным обществом перед институтом образования, в том числе непрерывного образования, когда процесс закладки информационной культуры начинается в школе.
Для раскрытия содержания информационно-технологической компетентности учащихся предложена четырехэлементная модель информационной культуры, включающая ценностно-нормативный, когнитивный, мотива-ционный и практический уровни.
Далее подробно рассмотрена концепция компетентностного подхода в образовании, в рамках которой выделено два направления развития современной школы. Во-первых, адаптивная модель компетентностного образования, предполагающая овладение учащимися прагматическими компетенциями. Во-вторых, формирование у подрастающего поколения позитивной ценностно-мировоззренческой основы, увязанной с планируемыми результатами учебного процесса, когда на первый план выходят ключевые компетенции или компетентности, позволяющие индивиду неоднократно переучиваться в течение профессионально активного периода его жизнедеятельности. В данной диссертационной работе используется понятие «компетентность» как производное от понятия культуры. Оно включает системный комплекс ценно-стно-мотивационных ориентаций, когнитивных убеждений и прикладных умений и навыков индивида, позволяющих ему в определенной сфере деятельности решать конкретные задачи адекватно сложившейся ситуации. В этой связи информационно-технологическая компетентность учащихся, являясь ключевой компетентностью индивида в информационном обществе, по сути, представляет собой проекцию четырех уровней информационной культуры на результат учебного процесса.
В основе формирования информационно-технологической компетентности лежит овладение учащимисяинформационной и компьютерной грамотностью. Отметим, что в системе школьного образования компьютерная грамотность формируется в дисциплинарных рамках информатики, тогда как информационная грамотность — в ходе изучении всего комплекса школьных дисциплин, в том числе при использовании в этом процессе ИКТ. В связи с этим, нами предложена двухуровневая модель компьютерной грамотности школьников, которая включает концептуально-логическую и прикладную составляющие, когда формирование концептуально-логического уровня дает возможность учащимся непрерывно обновлять и развивать прикладные умения и навыки использования ИКТ.
Выявлены и проанализированы инфраструктурные и социокультурные факторы, влияющие на формирование информационно-технологической компетентности школьников. В том числе выделены системообразующие факторы, к которым относится социально-экономическое развитие территории, социальный статус и культурный капитал семьи, а также тендерная дифференциация учащихся.
Формирование информационно-технологической компетентности российских учащихся вписывается в контекст информатизации образования, концепция которой активно разрабатывается в отечественной науке при отсутствии общепринятого определения данного понятия. В данном диссертационном исследовании информатизация определена в терминах структурно/ функционального анализа как процесс институционализации культурной составляющей ИКТ в системе социального взаимодействия современного обV щества путем выстраивания соответствующей системы ролевых ожиданий, идентификации границ законности осуществления частных интересов с учетом конкретных целей и средств, а также формирования и распространения когнитивных убеждений, системы экспрессивных символов и частных моральных обязанностей. Анализ становления этих культурных институтов способствовал выявлению основных противоречий в информатизационном процессе российской школы, с одной стороны, прагматизирующим образование, а с другой — выступающим в качестве важнейшего условия развития личностно-ориентированного типа образования. В результате информатизация носит неравномерный характер, происходит подмена формирования^ информационно-технологической компетентности учащихся формированием компьютерной грамотности на уровне пользователя. Сложившиеся в культуре статусно-ролевые позиции образовательного процесса «учитель—ученик» вытесняются антропокибернетической моделью «человек-машина». Это, в свою очередь, приводит к неприятию информатизации корпусом российских учителей. При этом информатизация отечественной школы неразрывно связана с личностно-ориентированным типом образования, когда статусно-ролевые позиции учителя и ученика наделяются атрибутами культуротворче-ской личности, а область их взаимодействия в учебном процессе переносится в культурно-образовательное пространство. Это ведет к возникновению тенденции изменения традиционного развития школы как полидисциплинарного обучения.
Проанализирована практика формирования компьютерной грамотности учащихся в учебном курсе школьной информатики, выступающем в качестве институционально организованной формы трансляции культурной составляющей информационно-коммуникационных технологий в виде упакованных в дисциплинарную форму опыта и знаний. Выявлено, что одной из важнейших причин постоянного изменения содержания школьной информатики являются динамичность и неопределенность границ проблемного поля одног-именной науки, определяющей легитимность соответствующей учебной дисциплины. Анализ ее динамики за двадцатилетний период выявил переход от доминирования в содержании этой дисциплины концептуально-логической составляющей к прикладным аспектам компьютерной грамотности. Это нарушает общую логику развития курса информатики, заключающуюся в переходе от информационных процессов к построению и формализации инфор мационных моделей в виде компьютерных программ и далее к компьютеру как формальному исполнителю заложенного в программе алгоритма. Сделан вывод, что формирование концептуально-логического уровня компьютерной грамотности, наряду с ее прикладным компонентом, обеспечивает завершенность процесса закладки фундамента информационно-технологической компетентности учащихся. Однако это имеет место лишь в старшей школе в рамках профильного предмета «Информатика и информационные технологии». Тем самым формируется институциональный барьер, ограничивающий доступность овладения учащимися компьютерной грамотностью в полном объеме.
Изучение влияния инфраструктурных и социокультурных факторов на формирование компьютерной грамотности учащихся Ростовской области основано на обзоре развития отечественной традиции проведения социологических исследований региональных аспектов образования и материалах эмпирического исследования информатизации школьного образования в Ростовской области, выполненного в 2004 году.
В результате анализа информации, полученной в ходе опроса 1778 респондентов, проживающих в 10-ти городах и 11-ти районах данного региона, выявлены следующие социокультурные аспекты. В целом, наиболее благоприятная ситуация сложилась в Ростове-на-Дону. Ростовские учащиеся, по сравнению с респондентами, проживающими в других населенных пунктах области, имели больше домашних компьютеров, подключенных к Интернету, отмечали лучшее компьютерное оснащение школ и более высокий професI сионализм учителей информатики, характеризовались повышенным уровнем притязаний к качеству преподавания и к содержанию школьного курса, не довольствуясь овладением лишь начальными навыками пользователей ИКТ. Так же необходимо отметить, что информационно-коммуникационные технологии наиболее успешно внедрялись в учебный процесс именно в школах Ростова-на-Дону. В ходе анализа данных социологического опроса выделены четыре уровня прикладной компьютерной грамотности, определены их индикаторы, в соответствии с которыми проведена классификация/учащихся по четырем группам: учащиеся с условно высоким, условно средним и условно низким уровнем прикладной грамотности, а также не овладевшие ею. Далее проведено исследование специфических характеристик социокультурной среды, способствующей формированию условно высокого и условно низкого уровня прикладной компьютерной грамотности.
Исходя из приведенных выше результатов исследования информационно-технологической компетентности российских школьников на региональном уровне в контексте формирования информационной культуры, можно сделать вывод о целесообразности проведения подобных исследований в дальнейшем, в том числе в режиме мониторинга. Необходимость данных мероприятий обусловлена важностью подготовки подрастающего поколения к жизнедеятельности в условиях информационного общества, выступающей в качестве стратегической составляющей социально-экономического развития страны. Здесь на первый план выходит задача обеспечения вхождения и ориентации молодежи в культурном пространстве нового социума. В качестве важнейшей ступени на этом пути выступает овладение подрастающим поколением информационно-технологической компетентностью, уровень которой не только является одним из базовых показателей качества общеобразовательной подготовки учащихся, но и отражает социально-экономические и культурные особенности российских регионов. В связи с этим актуализируется проблема, связанная со стандартизацией понятия «информационно-технологическая компетентность учащихся» на теоретическом уровне, а также его эмпирической интерпретации и операционализации. Далее необходимо отметить, что принципиальным является тот факт, что в результате проведенного исследования было выявлено, что системообразующими факторами формирования информационно-технологической компетентности школьников выступают социально-экономическое развитие территории, обусловливающее уровень жизни населения и качество школьного образования, а также социальный статус и культурный капитал семей. Эти социокультурные факторы, а также выявленная тендерная специфика овладения учащимися компьютерной грамотностью должны рассматриваться в качестве важнейших элементов политики информатизации современной российской школы.
Список литературы
- Абрамов Ю.Ф., Журавлева И. А., Кравченко Т. В. Региональные образрвательные системы как социальный институт: организация, управление развитием (социально-экономический аспект). -Иркутск: Иркут. гос. ун-т, 2002. 104 с.
- Авдеев В.М. Компетентностный подход к конструировании моделей современного образования // Социально-гуманитарные знания. — 2006.-№ 6.-С. 235−240.
- Авдеева С.М. Проект информатизации системы образования, http ://www.ntf.ru.
- Авторская концепция A.A. Плигина. http://pligin.ru/conception.html.
- Алексеева A.B., Замотана Т. А. (2007). Информатизация образования: — -спектакль, шоу, игра? (драматические этюды), http://www.npstoik.ru.
- Анализ требований ВТО' к системам образования / А. Я. Савельев,. А. И. Галаган, А. И. Момот и др. М.: НИИВО, 2004.
- Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа, http://www.ebiblioteka.ru.
- Анисимова И.В. Особенности компьютерной культуры учащейся молодежи в современной России: социологический анализ: автореф.. .дис. канд. соц. наук. Екатеринбург, 2004. — 26 с.
- Артюшкин О.В. О структуре и уровнях информационной культуры. http://aeli.altai.ru.
- Артюшкин О. В, Скибицкий Э. Г. Формирование информационной культуры личности обучающихся / М-во образования и науки РФ, Хакас, гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова. Абакан: Изд-во Хакас, гос. унта, 2004.
- Атанасова Ш. И. Цели и задачи информатизации школьной библиотеки. http://ito.edu.ru.
- Атаян А. Информационная" культура личности вусловиях. информатизации общества^ http://www.viu-online.ru.
- Баранов H.A. Информационно-коммуникационные: технологии в контексте демократических преобразований в России // Современные: проблемы межкультурных коммуникаций: сб-. статей / под ред. Б .И. Рашрагович, Е. П. Борзова. СПб: СПбЕУКИ- 2005. — С. 141 148-
- Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / пер- с англ. под- ред. B.JI. Иноземцева. — М, Academia, 1999.
- Белогуров А.Ю. Влияние процесса глобализации на формирование регионального образовательного пространства. http://www.ecsocman.edu.ra/univman/msg/148 145.html.
- БёрежноШВ:А.,"Крукиер?Л-А., Букатов A.A. О реализации в Ростовской области- программы ФЦП РЕОИС в 2001—2004' годах: http://ugniufo.stedu.ru/projects/rc/reoisrnd.ppt.
- Бермус А.Г. (2000). Перспективы концептуализации категории- личности в контексте современной теории гуманитарного образования. http://zhurnal.ape.relarn.r 1142 u/aiticles/2000/08l.pdf.
- Беспалов П.В. Компьютерная компетентность в контексте личност-но-ориентированного обучения. http://www.ebiblioteka:ru.
- Болотов B.A., GepHKOBiBiB. Компетентностная модель: от идеи —к образовательной парадигме. http://www.ebiblioteka.ru.r
- Бондаревская Е.В. Школьное образование в контексте культуры. http://www.pligin.ru. .
- Борцов Ю.С. Образование в век информатизации: человек и новые информационные технологии обучения / под ред. Ю. П Волкова. — М.: Высшая школа,.1997.
- Борцов Ю.С. Образование в контексте информатизации: социокультурный аспект. — Ростов н/Д, 2005.
- Бурмакина В.Ф. Оценка ИКТ-компетентности. http://www.ictest.ru.
- Бурмакина В.Ф., Фалина И. Н. Начало проекта по оценке ИКТ-компетентности девятиклассников, http://inf.lseptember.ru.
- Васильева Е.С. Информатизация образования как процесс, направленный на повышение качества образования, http://it-cpo.by.ru/s2−02.зЫ-т.
- Вертинская О.Н. Домашняя компьютерная революция в России: результаты социологических исследований, http://www. rfbr.ru.
- Вершинская О.Н., Ершова Т. В. Информационное общество в России как проблема социально-политического выбора и общественной инициативы,// Мир России: социология, этнология. Т. XII. — № 1. -М.: Высшая школа экономики, 2003. С. 101−108.
- Вишневская Н.Т. Комментарии к статье Э. Ханушека и Д. Кимко // Вопросы образования. -2006. -№ 1. С. 194−196.
- Воровщиков С.Г. Компетентностный подход в образовании // Философия образования. 2007. — № 2. — С. 27−32.
- В чем состоит сущность концепции формирования информационной культуры личности?: http://nii.art.kemerovonet.ru.
- ГаврилюкВ.В. Преодоление функциональной неграмотности и формирование социальной компетентности // Социологические исследования. 2006. — № 12. — С. 105−110.
- Герасимов Г. И., Денисова Г. С., Чеботарев Ю. А. Школа: реформы и социальные трансформации 90-х годов (Социологический очерк). — Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2002. 203 с.
- Герасимов Г. И. Образование — социокультурный потенциал трансформации общества // Социально-гуманитарные знания. 2005. — № 4. — С.84−96.
- Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. — М.: Академический Проект, 2003. — 528 с.
- Гражданское общество. Википедия. http://ru.wikipedia.org.
- Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? http://vio.fio.ru.
- Декларация принципов «Построение информационного общества -глобальная задача в новом тысячелетии» / Всемирная, встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества, г. Женева, 2003 г. г. Тунис, 2005 г. http://www.medialaw.ru.
- Добреньков В.И., Нечаев В. Я. Общество и образование. М.: ИНФРА-М, 2003.-381 с.
- Дрожжинов В.И., Штрик A.A. (2006). Электронные правительства и электронная демократия. Готовность номер? http://www.miks.ru.
- Ершов А.П. Информация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества, http://ershov.iis.nsk.su.
- Заруба H.A., ПузыреваЛ.А. Информационная культура в школе — средство формирования всесторонне развитой личности // Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: сб.44