Организация работы таможенных органов по борьбе с ввозом контрафактной продукции
По ряду товаров правообладатели устанавливают для России «щадящие», т. е. относительно низкие цены. Учитывая, с одной стороны, относительно невысокие доходы россиян по сравнению с европейским уровнем и, с другой стороны, привлекательность российского рынка и желание его освоить как стратегическую цель правообладателей, на многие товары для России устанавливаются цены ниже, чем в Европе… Читать ещё >
Организация работы таможенных органов по борьбе с ввозом контрафактной продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для современной экономики характерна ситуация, когда большие объемы товаров изготавливаются производителями незаконным способом, с использованием чужих торговых марок и фирменных наименований.
Ведение бизнеса под чужим именем — очень выгодное с коммерческой точки зрения мероприятие. Пользуясь тем, что всемирно известные производители спортивных товаров, духов, косметики и парфюмерии, одежды и обуви, медикаментов, продуктов питания, напитков, часов и массы других товаров вложили в свои брэнды огромные финансовые средства и интеллектуальные ресурсы, сделали их узнаваемыми и престижными, пираты беззастенчиво копируют и распространяют поддельные продукты, извлекая преступные доходы.
Актуальность данной темы заключается в том, что за последние годы распространение контрафактной продукции на территории Российской Федерации приобрело масштабы, сравнимые с угрозой национальной безопасности. По различным оценкам специалистов, ежегодные убытки нашей страны в виде недополученных налоговых платежей в бюджет составляют десятки миллиардов долларов. Сложившееся положение на российском рынке не только наносит существенный материальный ущерб, но и тормозит рост благосостояния граждан, снижает авторитет государства на международной арене.
В России продолжают реализовываться значительные объемы фальсифицированной и контрафактной продукции как отечественного, так и импортного производства, тем самым причиняется ущерб государству, здоровью населения и окружающей среде. Доля подделок у нас по отдельным товарам значительно выше, чем в других странах: по различным оценкам экспертов количество подобной продукции в обороте, например, зарубежных стран составляет в среднем 5−10%, в России же доля контрафактной и фальсифицированной продукции по разным товарным группам составляет от 35−40 до 90%, ежегодно увеличиваясь на 10−15 процентов.
Если говорить в целом о доле фальсифицированных товаров, то по экспертным оценкам, они занимают значительную часть теневого рынка, который достигает в РФ от 30 до 40% ВВП. Отечественные потребители привыкли дешево покупать поддельные духи «HugoBoss», ходить в кроссовках и спортивной одежде «Adidas», «Nike», «Reebok», «Puma» сшитых в подпольных цехах дешевой рабочей силой. Косметика, парфюмерия, средства гигиены, хозяйственные товары (с использованием известных товарных знаков Pantene PRO-V, Dove, Sunsilk, Kenzo, Versace и т. д.), производимые в подпольных цехах или в странах юго-восточной Азии, незаконно попадают на таможенную территорию РФ.
Нередко в средствах массовой информации появляются сообщения о пострадавших и скончавшихся от поддельных спиртных напитков людей, о лекарствах, не помогающих и даже вредных для больных, о материальных и моральных потерях лиц, купивших сфальсифицированную продукцию.
Целью данной работы является анализ организации работы таможенных органов по борьбе с ввозом контрафактной продукции.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть современные подходы к понятию и классификации контрафактной продукции;
2. Раскрыть сущность ввоза контрафактной продукции как угрозы инновационному развитию и безопасности Российской Федерации;
3. Проанализировать институциональное регулирование борьбы с ввозом контрафактной продукции;
4. Раскрыть механизм борьбы с ввозом контрафактной продукции на международном уровне;
5. Проанализировать деятельность таможенных органов в пресечении ввоза на территорию России контрафактной продукции
6. Изучить меры, принимаемые таможенными органами при выявлении товаров, обладающих признаками контрафактных;
7. Провести анализ организации работы Сибирского таможенного управления по борьбе с ввозом контрафактной продукции
8. Предложить рекомендации по совершенствованию работы по борьбе с ввозом контрафактной продукции.
Объектом исследования в данной работе является институт борьбы с ввозом контрафактной продукции.
Предметом исследования являются вопросы организации деятельности таможенных органов по борьбе с ввозом контрафактной продукцией.
Исследование проводилось с использованием как общих методов научного познания, так и специальных методов правовой науки: сравнительно-правового, логико-юридического, исторического, системного и статистического.
Теоретическую основу исследования составляют монографии, статьи отечественных специалистов в области таможенного дела, а также научная и специализированная и учебная литература по проблеме исследования, статистическая информация таможенных органов, а также нормативно-правовые акты Российской Федерации и Таможенного союза.
В частности, при написании данной работы были использованы труды таких авторов как О. Ю. Бакаевой, С. К. Бастрыгина, Б. В. Россинского, Ю. Н. Старилова, А. И. Бобылева, А. В. Буткова, Ю. П. Гармаева, Н. И. Глазуновой, Т. А. Дикановой, Е. А Жегалова, С. Ю. Ивановой, К. А. Корнякова, В. Д. Ларичева, Н. С. Гильмутдиновой, В. А. Мацаковой, И. М. Машаровой, А. Ф. Ноздрачевой и других.
1. Теоретические основы организации работы таможенных органов по борьбе с ввозом контрафактной продукции
1.1 Современные подходы к понятию и классификации контрафактной продукции
Понятия ведения бизнеса под чужим именем и контрафакции связаны между собой самым непосредственным образом, однако они не тождественны. Контрафакция? (от франц. contrefaction? подделка)? это незаконное использование отдельными физическими и юридическими лицами известных на рынке торговых марок с целью извлечения доходов от производства и реализации товаров, сходных с товарами известных фирм-производителей в целях недобросовестной конкуренции и введения в заблуждение покупателя. Бакаева О. Ю. Таможенное право России: учебник.- 2-е изд., перераб. и доп. — М. :Юристъ, 2011. — с.268
В то же время под понятие «контрафактной» попадает вся продукция, изготовленная предприятием хотя и под своей торговой маркой, но без уплаты налогов, таможенных пошлин и иных обязательных платежей, предусмотренных законом. В целом, это небольшой сегмент рынка контрафактной продукции, составляющий в среднем не более 3−5% в стоимостном выражении.
В средствах массовой информации, в юридической литературе, в принимаемых по данной проблеме нормативных документах понятия «контрафактная» и «фальсифицированная» продукция употребляются одновременно и зачастую воспринимаются как синонимы. С юридической точки зрения это два самостоятельных понятия.
Контрафакция (лат. contrafactio, франц. contrefaction — подделка) — это незаконное использование отдельными организациями (фирмами) известных на рынке товарных фирменных знаков, с целью извлечения доходов от производства и реализации товаров, сходных с товарами известных фирм-производителей в целях недобросовестной конкуренции и введения в заблуждение покупателя (приобретателя), ведение «дела» под чужим именем, незаконное использование чужого патента при изготовлении и продаже товаров. Термин «контрафакция» имеет место в законодательстве многих стран, а данный вид деятельности преследуется по закону соответствующего государства.
Фальсификация (от лат. Falsifico — подделываю) — действия, направленные на обман покупателя и/или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью. Поэтому фальсификация, в широком понимании, может рассматриваться как действия, направленные на ухудшение тех или иных потребительских свойств товара или уменьшение его количества при сохранении наиболее характерных показателей, но не являющиеся существенными для потребителя. Понятия «контрафакт» и «фальсификация» имеют различия с правовой точки зрения: под первым понимается нарушение интеллектуальных прав, а под вторым — нарушение технологии производства. Из этого следует, что контрафактная продукция одновременно будет являться и фальсифицированной, а фальсифицированная продукция может не являться контрафактной. Габричидзе Б. Н. Таможенное право. — М.: Дашков и К, 2010. — с. 437
Понятие контрафактной продукции впервые законодательно было определено в ст. 4 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520−1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», согласно которому «товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными».
Законом РФ от 9 июля 1993 г. № 5351−1 «Об авторском праве и смежных правах» к категории контрафактных отнесены также экземпляры произведений и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав, а также экземпляры охраняемых в Российской Федерации в соответствии с законом об авторском праве произведений и фонограмм, импортируемые без согласия обладателей авторских и смежных прав в Российскую Федерацию из государства, в котором эти произведения и фонограммы никогда не охранялись или перестали охраняться.
Контрафакт включает в себя качественно разнородные элементы, в разной степени затрагивающие интересы потребителей и правообладателей и предполагающие различные меры борьбы. Классификация контрафактной продукции представлена рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 — Классификация контрафактной продукции Глазунова Н. И. Государственное (административное) управление: Учеб. для вузов. М., 2010. — с. 187
Контрафакт может представлять форму незаконного использования товарных знаков, т. е. «заимствование» чужих брендов, и форму нарушения авторских прав в виде незаконного тиражирования книг, программных продуктов, аудио и видео записей. Ларичев В. Д., Гильмутдинова Н. С. Таможенные преступления. — М., 2011. — с. 95
Подделка — это продукция, выпущенная с неправомочным размещением на ней поддельных фирменных знаков в целях введения потребителей в заблуждение. Качество и цена контрафактной продукции могут варьироваться как в сторону повышения, так и в сторону понижения, но неизменным остается незаконное использование товарного знака, принадлежащего тому или иному правообладателю.
Подделки чаще поражают рынки повседневных, массовых товаров, где легко затеряться среди изобилия продуктов и множества компаний. Подделывают тот продукт, который уже завоевал рынок и имеет высокую лояльность потребителей. Самые известные бренды содержат наибольший соблазн для контрафактного дублирования.
Индикаторами контрафакта является цена, качество и место реализации. Каналами сбыта контрафактной продукции являются открытые рынки, Интернет-магазины, уличная торговля с рук, маленькие магазинчики, киоски, ярмарки, аптеки и магазины, не входящие в состав сетей и расположенные в отдаленных районах.
При этом география реализации контрафакта может быть различной: подделки одних брендов сосредоточены в дальних регионах, других — представлены в столице. В первом случае минимизируют риск, во втором — максимизируют оборот, ориентируясь на города с высоким уровнем потребления.
При высоком качестве контрафакта обычно устанавливается сопоставимая цена. Высокая цена служит косвенным доказательством оригинальности продукта. При этом даже продавцы контрафакта, не говоря уже о потребителях, могут не догадываться о его природе.
Цены на оригинал и контрафакт будут одинаковы и в том случае, если при реализации используется тактика «миксования», т. е. смешения этих товаров. Например, для маскировки можно закупить небольшую партию настоящей продукции, реализовать ее, а потом под прикрытием документов на оригинальную продукцию продвигать в торговую сеть подделку.
Явно заниженная цена, должна являться индикатором для менеджеров, в обязанности которых входит выявление контрафакта. Низкие цены на подделки обусловлены отсутствием затрат на рекламу, на сертификацию, на налоги, а также по ряду товаров на современное оборудование.
В случае явно низкой цены некорректно говорить об обмане потребителя. Как правило, покупая дешевую подделку, покупатель сознательно предпочитает сигнальную функцию бренда его потребительским качествам.
Контрафактное производство тесно связано с импортно-экспортными операциями. Во-первых, существует своеобразное разделение труда между странами на «черном» рынке контрафакта. Так, контрафактные сигареты, произведенные в России, идут преимущественно на экспорт в силу ценовой разницы на российском и западном рынках. А вот для контрафактных лекарств Россия, наоборот, крайне привлекательна. У нас только официально безрецептурный сегмент рынка достигает 63%, а реальная доля — около 80%. Кроме того, в настоящее время на российском фармацевтическом рынке действует 7 тыс. предприятий оптовой торговли. Для сравнения: в Германии на рынке работают 10 дистрибьюторов, во Франции — 4. Жегалов Е. А. Проблемы контрафактной продукции и защиты интеллектуальной собственности: Автореф. дис… канд. юрид. наук. Томск, 2011. — с. 21
Так что, максимизируя прибыль и минимизируя риск, мировой криминальный бизнес выбирает площадки сбыта фальсифицированной и контрафактной продукции Во-вторых, зачастую для реализации контрафактного товара необходимо придать ему статус импорта. Это непременное требование легальной реализации в случае, если оригинальный продукт внутри страны не производится: тогда производимый в России поддельный продукт фиктивно экспортируется, а затем импортируется на территорию РФ как легальная продукция. Такой схемой пользовалась компания Брынцалова, подделывая продукцию фирмы, которая не имела своего производства в России. Попасть в легальную аптечную сеть можно было, лишь имея документы, имитирующие импорт контрафактных лекарств.
В производстве подделок участвуют разные типы предприятий:
1) легальные производства, имеющие контракты с правообладателями на производство продукции. Контракт заключается на определенное время или на определенный объем выпуска. Скажем, правообладатель решил заменить часть импорта продукцией местного производства. Однако своих заводов у него нет. В этой ситуации заключается договор с местным производителем, чьи технические параметры устраивают правообладателя. При этом правообладатель предоставляет необходимую документацию (лекала, рецептуру и т. д.), помогает отладить технологический процесс, обучает рабочих, поставляет сырье и материалы, контролирует качество. Так производится оригинальная продукция, по праву маркированная товарным знаком правообладателя. Подделки начинаются за рамками этого процесса. Например, в ночное время или после окончания срока контракта предприятие продолжает производить продукцию, нанося на нее тот же товарный знак.
2) легальные производства, не имеющие контрактных отношений с правообладателями, но обладающие технологическими возможностями для выпуска сопоставимой по качеству продукции. Вспомним, знаменитое дело «фармацевтического короля» В. Брынцалова, который использовал идентичную технологию и полностью копировал препарат. Это фактически является нарушением и патентного права, и исключительного права на товарный знак. Распространяется такая продукция зачастую через те же каналы, что и оригинальная. В этой ситуации позиция потребителя солидарна с законом: осуждение однозначное и безусловное, поскольку речь идет об обмане без выигрыша в цене.
3) легальные и нелегальные предприятия, производящие грубые подделки под известный бренд. В зависимости от технологических требований такие производства используют самые разные объекты — от гаражей и подвалов до заводов и фабрик. Скажем, в подпольных цехах делают детскую присыпку, для которой используют простой мел, а заключенные в тюрьме фасуют цемент в мешки от фирменной строительной смеси. В данном случае качество разительно отличается, что облегчает работу экспертов. Как правило, отличается и цена, благодаря чему отношение потребителей к таким подделкам может быть снисходительное.
4) легальные и нелегальные предприятия, незаконно использующие не товарный знак, а его патентную составляющую. Речь идет о производстве с нарушением патентного права, но без нарушения Закона о товарных знаках. Иными словами, на основе незаконного использования патента создается новый оригинальный продукт, приближенный к «первоисточнику». В случае с лекарствами полностью воспроизводится состав запатентованного основного вещества, но создается новый препарат. Этот вариант слабо распространен ввиду скромной выгоды, ведь брендовая составляющая продвижения товара оказывается невостребованной.
5) легальные и нелегальные предприятия, незаконно придающие законченный товарный вид импорту оригинального или поддельного товара. Предприятия сами не производят, но упаковывают, фасуют, собирают продукт, выдавая его за оригинальный. Качество может варьироваться в зависимости от источника поставок. Пример тому — упаковка в подпольных цехах ввозимых из-за рубежа таблеток.
Серый или параллельный импорт — это не санкционированные правообладателями поставки оригинальной (т.е. неподдельной) продукции в ту или иную страну. Серый импорт считается безусловным элементом контрафакта представителями правообладателей, поскольку путает их планы поставок и не дает извлечь намеченную прибыль, провоцируя ценовой демпинг. К тому же осложняются отношения с дистрибьюторами в регионах, которые оперируют малыми объемами и очень чувствительны к неконтролируемым поставкам на их местный рынок. У государственных органов по этому поводу однозначного мнения не существует.
В силу этого до недавнего времени остановить серый импорт было довольно сложно в силу преобладания мнения, что к контрафакту правомерно причислять исключительно подделки. На сегодняшний день действия таможни, судов, правоохранительных органов все чаще опираются на широкое толкование контрафакта. Важно отметить, что расширение границ контрафакта в правоприменительной практике не сопровождалось серьезными изменениями правовой базы. Изменение претерпела не буква закона, а ее трактовка, что явилось результатом сложного переговорного процесса бизнеса и власти.
Как правило, приобрести товар непосредственно у правообладателя серый импортер не может. Поставки жестко контролируются и ограничиваются рамками контрактных обязательств с официальными дистрибьюторами. Конечно, эта схема может дать сбой, если сложатся коррупционные схемы на уровне отдела продаж, что маловероятно. Однако товар можно купить на стадии его реализации официальными дистрибьюторами. Те, как правило, отлично понимают, что оптовые закупки их товара — начало цепочки, отстраиваемой серыми импортерами. Но их прельщает рост собственного оборота и низкий риск разоблачения, поскольку распутать цепочки серого импорта, обильно сдобренные «прокладочными» фирмами, практически невозможно.
Действия серых импортеров основаны на возможности завозить в страну товар по более низким ценам, чем это делают уполномоченные правообладателем агенты. Особенно привлекательны для серых импортеров закупки товара на открытых рынках; заканчивающимся сроком годности; в ходе промакций, предполагающих скидки с цены; в странах с относительно более низкими ценами.
Так, для открытых рынков оптовые закупки являются нормальной практикой и не настораживают продавцов, да и цены на открытых рынках относительно низкие. Близкий конец срока годности подталкивает официальных дистрибьюторов любой ценой сбыть товар, не игнорируя покупателей с «серой» репутацией. Закупки на условиях сезонных распродаж и разного рода скидочных акций выгодны по определению. Наконец, межстрановая разница цен в силу недостаточной синхронизации ценовой политики правообладателей делает выгодной покупку товара в одной стране и сбыт его в другой.
Существенным фактором удешевления серого импорта являются условия его растаможивания. В ход идут искажения товарных кодов (использование «товаров прикрытия») и преуменьшение количества груза. И дело не только в коррумпированности некоторых сотрудников таможни, но и чисто физической невозможности детально осмотреть и проверить любой груз. Эта практика дает серым импортерам тем большее ценовое преимущество перед официальными дистрибьюторами (которые ввозят легально с выплатой полной таможенной пошлины и НДС), чем более высокая ставка пошлин на данный товар и шире диапазон таможенных платежей как простор для маневрирования. Претензии к высоким таможенным пошлинам как причине серого импорта звучали неоднократно.
Логично предположить, что серый импорт трудно реализовать, поскольку, не будучи предназначенным для России, такой товар имеет свою специфику. Прежде всего, это отсутствие русскоязычного перевода упаковки. В этом же ряду — отсутствие российской акцизной марки. Кроме того, товар может быть вне того ассортиментного набора, который правообладатель предназначает для России; соответственно такой товар не имеет рекламной поддержки. Например, шампунь известной фирмы, производимый для ряда европейских стран, в Россию может официально не завозиться. И тогда его серый импорт, как можно думать, столкнется с проблемой реализации. Однако на практике все происходит с точностью до наоборот. Иностранная этикетка и невиданный прежде товар убеждают российского потребителя в высоком качестве продукта.
Анализ сложившейся ситуации показал, что параллельный импорт сдерживается следующими мерами.
1. По ряду товаров правообладатели устанавливают для России «щадящие», т. е. относительно низкие цены. Учитывая, с одной стороны, относительно невысокие доходы россиян по сравнению с европейским уровнем и, с другой стороны, привлекательность российского рынка и желание его освоить как стратегическую цель правообладателей, на многие товары для России устанавливаются цены ниже, чем в Европе. Относительно низкими ценами россиян «приучают» к брендовым товарам. Но эти цены доступны только для официальных дилеров, работающих на российский рынок. Серый же импортер, делающий закупки за рубежом, оказывается в невыгодных условиях. Например, борьба с курением в Европе подтолкнула табачные компании к активизации освоения российского рынка, что выразилось в льготных ценах на сигареты в России по сравнению с западным рынком. Этот ценовой перепад защищает от серого импорта российский табачный рынок лучше любых правоохранительных действий. Но если цены на российском табачном рынке начнут расти, потоки серого импорта направятся в Россию.
2. Правообладатели пытаются синхронизировать график скидок, а также наладить строгий учет продаж на внутреннем рынке, когда любая неожиданная крупная закупка привлекает внимание.
3. Использование чисто технических средств борьбы с серым импортом. В бой идут специфические для России формы упаковок, флаконов и пр. Например, два известных бренда стали делать упаковку для электрических батареек, импортируемых в Россию, отличную от тех, что используется во всем мире.
4. Сами официальные дистрибьюторы выходят на серых импортеров, проводя фактически самостоятельные расследования. Далее возможны варианты:
— передача дел в правоохранительные органы;
— собственные попытки прекратить деятельность серых импортеров при помощи криминальных структур;
— предложения взаимовыгодного сотрудничества на легальной основе.
5. Государство усиливает борьбу с серым импортом. Лидером этой борьбы является Федеральная таможенная служба (ФТС). Задержав партию серого импорта, таможня информирует правообладателя, и тот может стать инициатором возбуждения административного или даже уголовного дела против серого импортера. Правда, до недавнего времени это было возможно лишь по отношению к товарным знакам, внесенным в реестр объектов интеллектуальной собственности ФТС.
С 2008 г. таможенная служба РФ резко активизировала фронт борьбы с серым импортом. Практически все товарные знаки, реализуемые в России, оказались вовлечены в эту схему. Федеральная таможенная служба РФ получила право возбуждать дела по собственной инициативе, не дожидаясь заявления со стороны правообладателя. Суды все чаще признавали за серым импортом противоправное действие, что делало труд таможенников не напрасным, а бизнес серых импортеров более рискованным. В результате вышеперечисленных мер практически все участники рынка, представляющие разные товарные группы, говорят об уменьшении в последние годы объема серого импорта.
Таким образом, можно сделать вывод о существенной роли Федеральной таможенной службы в борьбе и пресечении ввоза на территорию РФ фальсифицированной и контрафактной продукции, что способствует защите авторских прав и экономических интересов товаропроизводителей и защите прав потребителей на приобретение качественной и безопасной продукции.
Товар-имитатор — продукция, выпущенная с копированием или стилевым заимствованием отдельных элементов товарных фирменных знаков. Иными словами, делается другой продукт, но очень похожий по названию и внешнему оформлению на известный бренд, что может ввести потребителя в заблуждение. На языке юристов это называется «сходством до степени смешения». Например, есть лаки для волос «Taff» и «Taft», а наряду со знаменитой маркой «Nivea» можно встретить косметическую продукцию товарного знака «Livea» с характерным синим фоном и белыми буквами.
Соблазн использовать чужую популярность для подъема собственных продаж столь велик, что на этот путь могут встать как совершенно незнакомые правообладателю предприятия, так и его деловые партнеры. Они ввязываются в тяжбу за обладание известным товарным знаком. Бывшие партнеры, причастные к производству, пытаются оспорить собственность на популярный бренд. Обычным исходом такой ситуации является ликвидация товарного знака, имитирующего популярный бренд. Достигается это либо путем судебных разбирательств (через арбитраж или Палату по патентным спорам), либо внесудебными увещеваниями. Разбирательства облегчаются тем, что в правоприменительной практике сложилась традиция принимать в качестве доказательства данные социологических опросов, заключения специалистов в области графики и лингвистики. К примеру, в 2011 г. арбитражный суд Ростовской области запретил некоему торговому комплексу использовать в оформлении обозначение «Мегацентр», которое было сходным до степени смешения с товарным знаком «Мега», который использует «ИКЕА». В данном деле в качестве доказательства приводились заключения специалистов в области дизайна и графики, а также результаты социологического опроса на предмет схожести обозначений «Мега» и «Мегацентр».
Контрафактщики успевают получить немалую прибыль прежде, чем их обнаружат и доведут судебные разбирательства до конца. Дело в том, что судебные разбирательства длятся довольно долго: если дело рассматривается в арбитражном суде, то после вынесения решения в первой инстанции можно подать апелляцию во вторую, затем кассационную жалобу в третью инстанцию, после чего остается Высший арбитражный суд. Очевидно, что хлопоты и издержки заставляют правообладателей взвешивать целесообразность этих разбирательств, вплоть до решения отступить перед «двойником», проведя собственныйребрендинг. Именно поэтому многие правообладатели переносят акцент борьбы против имитаций на их предупреждение. Выбирается стратегия правовой защиты упреждающего характера — регулярная деятельность по отслеживанию чужих заявок, подаваемых на регистрацию в Роспатент.
Можно сделать следующий вывод. В основе контрафакта — нарушение интеллектуальных прав. Контрафакт — это новый продукт, созданный на основе существующего оригинала.
Выделяют следующие виды контрафакта:
1. Использование чужого логотипа или настолько похожего, что их легко перепутать. Например вмеcто «Gucci» — «Guchi». В таком случае производители подделок имеют возможность отрицать факт контрафакта тем, что оригинальное имя не использовалось, при этом рядовой покупатель часто не знает, как точно выглядит искомый логотип и опирается при покупке на смутно знакомую картинку.
2. Подделка внешнего вида товара, его дизайнерских решений. Это актуально для таких вещей как предметы декора, мебель, одежда и т. д.
3. Не законное использование мультимедиа продукции, книг и компьютерных программ — т.н. пиратство.
4. Незаконное использование запатентованных технических решений.
1.2 Ввоз контрафактной продукции — угроза инновационному развитию и безопасности Российской Федерации
В настоящее время проблема фальсификации и контрафакта приобрела национальные масштабы и ставит под угрозу экономическую безопасность государства. Несмотря на пристальное внимание к проблеме контрафактной продукции Президента РФ, правительства и представителей бизнеса, ситуация на российском рынке с контрафактной продукцией из года в год не улучшается. На протяжении ряда лет наблюдается устойчивая тенденция роста количества выявленных правонарушений в этой области, так если в 2003 г. выявлено 850 преступлений, то в 2008 г. — 2000, в 2009 г. — 2500, в 2010 г. — 2800. В настоящий момент в целом на российском рынке доля подделок составляет 15−17%.Диканова Т. А. Актуальные проблемы борьбы с таможенными преступлениями: Автореф. дис… д-ра юрид. наук. М., 2011. — с. 24 При этом доли контрафакта сильно варьируют в зависимости от товарных категорий, которые в свою очередь делятся на основные четыре сферы рис. 1.2.
К сфере господствующего и массового распространения относятся такие пользующиеся устойчивым спросом и массовые товары как CD диски, одежда и обувь, алкогольная и табачная продукция, лекарственные средства и парфюмерия.
Производство, незаконное перемещение на таможенную территорию РФ, реализация контрафактной продукции, по мнению специалистов таможенной службы РФ, составляет значительную часть российского теневого рынка, который по оценкам экспертов достигает около 30−40% объема ВВП.
Российский потребитель привык по дешевке щеголять в джинсах «Levice», «Lee», в самопошиве от «HugoBoss» и ходить в кроссовках и спортивной одежде «Adidas», «Nike», «Reebok», «Puma» сшитых в подпольных цехах дешевой рабочей силой. Косметика, парфюмерия, средства гигиены, хозяйственные товары (с использованием известных товарных знаков Pantene PRO-V, Dove, Sunsilk, Kenzo, HugoBoss, и т. д.), производимые в подпольных цехах или в странах юго-восточной Азии, незаконно попадают на таможенную территорию РФ.
Рисунок 1.2 — Сферы распространения контрафакта в зависимости от товарных категорий, При этом производители поддельной продукции — это уже далеко не «китайцы, сидящие в мрачных помещениях», как многие до сих пор себе представляют. Современный производитель контрафакта зачастую, обеспечен производственными мощностями на уровне, сопоставимом с производствами правообладателей. Качественную подделку порой бывает просто невозможно отличить от оригинала без специальных знаний и аппаратуры, поэтому высокая цена на продукцию не гарантирует потребителю приобретение оригинальной продукции
Анализ сложившейся тенденции на потребительском рынке, а также данные правоохранительных и контролирующих органов свидетельствуют о том, что доля контрафактной и фальсифицированной продукции увеличивается. По отдельным группам товаров таким, как парфюмерно-косметические, обувь одежда, синтетические моющие средства, мясные, молочные и рыбные консервы, чай, кофе и кондитерские изделия — от 30 до 50% находящихся из них в обращении являются контрафактными или фальсифицированными.
Производство и реализация контрафактной и фальсифицированной продукции представляют серьезную угрозу экономической безопасности, как России, так и стран ближнего зарубежья. По данным Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств, имеют место исчисляемые значительными суммами не поступления налоговых платежей в национальные бюджеты. По оценкам специалистов, ежегодные убытки составляют: по Российской Федерации — около 3 млрд. долларов США, Украине — 1,5 млрд. долларов, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Республике Молдова — от 0,5 до 1,4 млрд. долларов США. Диканова Т. А. Актуальные проблемы борьбы с таможенными преступлениями: Автореф. дис… д-ра юрид. наук. М., 2011. — с. 27
Кроме того, появление на потребительском рынке недоброкачественной, а порой и небезопасной продукции вредит здоровью нации и угрожает жизни потребителей. По данным специалистов Национального фонда защиты потребителей, 90% алкогольных напитков, которые продаются сегодня в России под видом коньяка, вовсе не являются коньяком. Мало того, из этих 90% более 70% не дотягивают по качественным показателям даже до суррогата типа «коньячный напиток». 62% водки, реализуемой на потребительском рынке, является также фальсификатом. В 1997 г. от употребления «паленой» водки погибли свыше 52 тыс. россиян, 80% из них — детородного возраста. В 2009 году, согласно данным Минздрава России, — 33 600 человек, что более чем в два раза выше потерь, понесенных за 10 лет военных действий в Афганистане. Жегалов Е. А. Проблемы контрафактной продукции и защиты интеллектуальной собственности: Автореф. дис… канд. юрид. наук. Томск, 2011. — с. 23
Проводимыми проверками зафиксированы и некоторые необычные случаи подделок, угрожающих здоровью потребителей. Так, в 2010 году на одном из крупных книжных развалов на юге столицы были изъяты фальшивые учебники по истории, физике, алгебре и т. д. В результате контрольной закупки, проведенной сотрудниками правоохранительных органов, были изъяты сотни поддельных учебников. От оригинала их отличали блеклая краска, худшая текстура бумаги, несоответствие шрифтов санитарно-гигиеническим нормам. По заключению санэпиднадзора, использование данных учебников могло привести к ухудшению зрения школьников.
Вред, наносимый контрафактной и фальсифицированной продукцией, можно разделить на несколько групп:
— ущерб экономике государства в виде не поступления налоговых и иных платежей в бюджеты государства и государственные внебюджетные фонды;
— ущерб престижу страны, подрыв инвестиционного климата;
— ущерб владельцам авторских прав на продукцию и прав на товарные знаки;
— ущерб здоровью потребителей контрафактной и фальсифицированной продукции.
Основным фактором для масштабных фальсификаций в отечественной экономике является наличие в ее структуре огромного теневого сектора, который по объемам производства вполне заслуживает названия параллельной экономики. При этом границы между легальной и теневой экономикой размыты, а зачастую их практически не существует. Один и тот же предприниматель часто оказывается как легальным бизнесменом, так и «теневиком». Одна и та же продукция нередко может реализовываться как легально, так и без соответствующего учета. Результатами деятельности теневой экономики пользуются многие слои общества. При этом «теневики» искусно пользуются существующей официальной инфраструктурой, имея доступ ко всей необходимой им коммерческой информации. Опутавшая всю страну «параллельная экономика» автоматически втягивает в сферу своего влияния те сегменты товарного рынка, которые характеризуются большими объемами розничных продаж за наличные деньги. Вполне естественно, что наибольшего размаха производство и реализация контрафактной продукции в России достигли в аудиовизуальной области и программном обеспечении, производстве напитков и продуктов питания, в фармацевтике, производстве предметов личной гигиены и т. п.
Практически беспрепятственная реализация контрафактной продукции возможна также вследствие не информированности потребителей о низких потребительских свойствах такой продукции. Это происходит из-за низкого уровня доходов населения и неэффективной работы правоохранительных органов. Негативную роль играет широкое развитие внемагазинных форм торговли и реализация некачественных товаров через новые формы торговли, где отсутствует контроль качества, типа «магазинов на диване» и т. д.
Количество контрафакта в стране подошло к критической отметке, готовой подорвать устои государства. По данным экспертов МВД, доходы от реализации контрафактных товаров сопоставимы с прибылями наркобизнеса. Россия занимает «почетное» второе место среди мировых фальсификаторов продукции. Впереди лишь наш сосед — Китай. Это недавние выводы Еврокомиссии: в одной «когорте» с нами «числится» Украина, Чили и Турция. У них пока тоже не видно значимых успехов на фронте борьбы с нарушениями в сфере прав интеллектуальной собственности. По оценке аналитиков, на российском рынке все же наблюдается снижение объемов контрафактной продукции (пусть и незначительное), а значит, количества такой упаковки.
Рисунок 1.3 — Поддельная продукция, содержащие объекты интеллектуальной собственности, в % от общего количества продукции, в 2010 году в РФ. Мацаков В. А. Конституционно-правовое регулирование деятельности таможенных органов в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2011. — с. 32
В 2010 году материальный ущерб от преступлений в сфере интеллектуальной собственности составил в России 3 миллиарда долларов. По данным МВД, за этот период по фактам нарушения авторских и смежных прав по статье 146 УК РФ возбуждено 6 тысяч 432 уголовных дела, а в 2005 году — только 2 тысячи 924 дела. В текущем 2009 году правоохранительные органы направили в суд 4 тысячи 277 уголовных дел, по фактам нарушений интеллектуальной собственности к уголовной ответственности привлечены 3 тысячи 82 человека.
Все перечисленное может серьезно подорвать здоровью нации, и причинить многомиллионный ущерб стране. Эти угрозы относятся к одним из главных угроз экономической безопасности. Существующая система защиты объектов интеллектуальной собственности таможенными органами РФ не соответствует международным требованиям и нуждается в модернизации.
Защита объектов ИС становится одним из важнейших факторов обеспечения базопасности в России.
Распространение контрафактной продукции на территории нашей страны приобрело масштабы, сравнимые с угрозой национальной безопасности:
1. Наносит вред здоровью населения. Если размер ущерба от контрафакции государству и обладателям исключительных прав поддается количественной оценке, убытки потребителей, приобретающих некачественную продукцию, очень трудно выразить в обоснованных цифрах. В данном случае, скорее всего, следует принимать во внимание косвенные свидетельства. Например, по данным Торгово-промышленной палаты России, 53,6% прироста смертности в стране приходится на отравления контрафактным алкоголем. Ежегодно от отравления алкоголем умирает 40 тыс. чел. Так же потопающая в результате параллельного импорта контрафактная продукция часто не имеет инструкцию на русском языке, на нее не распространяются сервисные и гарантийные услуги. Жегалов Е. А. Проблемы контрафактной продукции и защиты интеллектуальной собственности: Автореф. дис… канд. юрид. наук. Томск, 2011. — с. 26
2. Снижает налоговые поступления:
— за счет занижения таможенной стоимости на величину лицензионные платежей за использование ТЗ — неуплаченные налоговые платежи;
— недополучение налогов и сборов, т. к часть сделок перемежается в теневой сектор;
— снижение налоговых поступлений из — за сокращения национального производства вследствие недобросовестной конкуренции.
3. Препятствует инновационному развитию страны. В условиях глобализации мирового экономического пространства инновационное развитие стало синонимом устойчивости, конкурентоспособности и национальной безопасности (см. Послание Президента РФ в 2009 году).
1. Снижает инвестиционную активность правообладателей из — за формирования рынков с недобросовестной конкуренцией.
2. Барьер вступления в ВТО, т. е. полноправного участия в глобальных торговых связях.
По оценкам экспертов, российский бюджет в результате распространения контрафактных товаров ежегодно недополучает около 3 млрд долл.
Все эти причины требуют развития института защиты прав интеллектуальной собственности и прежде всего, приведение российского законодательства в соответствие с международными стандартами в области защиты ИС и принятию эффективных мер по противодействию распространения контрафактных товаров.
В этой ситуации необходимо на регулярной основе проводить культурно-воспитательные и пропагандистские мероприятия, направленные на разъяснение норм российского законодательства по охране и защите интеллектуальной собственности, об угрозах, которые несет пиратство и распространение контрафактной продукции, а также о мерах, принимаемых на национальном и международном уровне с целью борьбы с нарушениями в сфере интеллектуальной собственности.
По нашему мнению основными причинами сложившейся ситуации являются:
— несовершенство законодательной и нормативной базы, обеспечивающей функционирование защиты рынка;
— свободный допуск значительного количества хозяйствующих субъектов к деятельности, связанной с производством и реализацией продукции;
— вовлечение большого числа недобросовестных лиц, ориентированных на быстрое извлечение прибыли в ущерб качеству реализуемых товаров;
— отсутствие действенного механизма, препятствующего поступлению в розничную сеть большого объёма контрафактных товаров и товаров, не прошедших подтверждения соответствия установленным требованиям.
Россия — далеко не единственный крупный центр производства и реализации контрафактной и фальсифицированной продукции. Большие объемы контрафактной продукции присутствуют на всех крупных национальных рынках, даже в развитых западных странах. Криминальные круги, контролирующие данную сферу, давно имеют международную окраску, а их уже доказанная связь с международным терроризмом заставляет относиться к рассматриваемому явлению как к глобальной проблеме, требующей всеобщего сотрудничества для ее решения.
Решение проблемы контрафактной продукции необходимо решать с учетом ее общемирового характера, включая международную интеграцию подпольного капитала, так как значительный объем фальсифицированной продукции ввозится из-за рубежа. Эта тема активно обсуждается в Европейском Союзе, который за последнее время принял ряд мер по усилению таможенного контроля. Кроме того, Евросоюз рассматривает возможность уголовного преследования изготовителей контрафактных товаров, включая высокие штрафы и тюремное заключение. Мацаков В. А. Конституционно-правовое регулирование деятельности таможенных органов в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2011. — с. 33
В вопросах борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией нет универсального решения проблемы. Об этом свидетельствует и опыт развитых стран: в Европейском Союзе, например, потребовалось около 40 лет, прежде чем были созданы условия, существенно ограждающие рынок ЕС от фальсифицированной и контрафактной продукции. Однако, даже имея отработанные механизмы защиты рынка от подделок, по данным Международной торговой палаты, объем выручки от продаж поддельной продукции составляет 5−7% мировой торговли.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что проблема защиты отечественного потребительского рынка от фальсифицированной и контрафактной продукции является государственной и требует значительных усилий и ресурсов по обеспечению прав правообладателей и защиты прав потребителей на приобретение качественной и безопасной продукции.
1.3 Институциональное регулирование борьбы с ввозом контрафактной продукции
В целях эффективного развития экономики России все очевиднее становится необходимость придания ей инновационного характера за счет перехода к экономике знаний и создания рынка интеллектуальной собственности. Основные выгоды от защиты прав ИС (произведений литературы, науки, искусства и других объектов интеллектуальной собственности):
Рисунок 1.3 — Цели участников процесса защиты прав интеллектуальной собственности Борьбу с распространением контрафактной продукции в нашей стране ведет ряд государственных органов власти Бакаева О. Ю. Таможенное право России: учебник.- 2-е изд., перераб. и доп. — М. :Юристъ, 2011. — с. 214:
1. МВД
2. прокуратура
3. антимонопольные органы
4. судебные органы
5. таможенные органы — самая системная защита прав ИС Когда производитель обнаруживает присутствие на рынке контрафактной продукции, нарушающей его права на зарегистрированные товарные знаки, первое, о чем он думает — каким образом бороться с ней? Обратиться в милицию, в суд, на таможню?
Чтобы понять, какие действия следует предпринять в подобном случае, необходимо понять вид нарушения и тип нарушителя.
Таблица 1.1 — Виды нарушений и нарушители ИП
Вид нарушения | Группа нарушителей | |
Подделка (упаковка товара копируется полностью или частично, незначительное отличие от оригинала вызвано низким качеством полиграфии) | Мелкие производители и распространители (гаражи, подсобные помещения, мелкие склады, торговые точки на оптовых, вещевых, строительных рынках) | |
Сходный бренд (копируется от части название и оформление бренда, который переводится с иностранного на русский язык или наоборот) | Конкуренты, мелкие производители и распространители, крупные риэлтеры) | |
Сходный дизайн (копируются значительные элементы дизайна расположение цветовых акцентов, фон, общая структура) | Конкуренты, крупные риэлтеры | |
«серый импорт» (товар оригинального производителя ввозится неавторизированными импортерами) | Средние и мелкие дистрибьюторы | |
В условиях глобализации мировой экономики для успешной борьбы с распространением контрафактной и фальсифицированной продукции гражданско — правовые способы являются основной формой защиты интеллектуальных прав.
Суть метода — обращение с гражданским иском в арбитражный суд. Иск может быть предъявлен как производителю товара, так и к его распространителю. Предметом иска чаще всего служат требования:
1) о признании права — к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;
2) о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, — к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним;
3) о возмещении убытков — к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб;
4) об изъятии материального носителя — к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;
5) о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя — к нарушителю исключительного права.
В порядке обеспечения иска по делам о нарушении исключительных прав к материальным носителям, оборудованию и материалам, в отношении которых выдвинуто предположение о нарушении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, могут быть приняты обеспечительные меры, установленные процессуальным законодательством, в том числе может быть наложен арест на материальные носители, оборудование и материалы.
Для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права:
1) в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.
Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.
Плюсом данного метода является его универсальность, так как подобные иски могут быть предъявлены практически к любой группе нарушения и нарушителей. Более того, только этот метод позволяет компенсировать убытки, причиненные в результате противоправных действий.
Недостатки гражданско-правового метода:
1. низкая эффективности в борьбе с мелкими фирмами, которые, как правило, исчезают к моменту вынесения судебного решения однако вскоре возникают вновь под другим наименованием
2. Затруднительность сбора доказательств позволяющих установить объемы оборота контрафактной продукции и размер убытков правообладателя товарного знака. У правообладателя нет таких эффективных средств принудительного сбора доказательств, как у правоохранительных органов.
Следующим методом обеспечения прав интеллектуальной собственности является уголовно-правовой метод.
Неоднократное или причинившее крупный ущерб незаконное использование товарного знака является преступлением, предусмотренным статьей 180 Уголовного Кодекса «Незаконное использование товарного знака».
Согласно данной статье незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.
Незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара — наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
С заявлением о возбуждении уголовного дела следует обращение в правоохранительные органы. Процессуальные действия в отношении нарушителей включает обыск и изъятие документов, в результате которых могут быть собраны доказательства объемов оборота контрафакта. Трудность доказывания неоднократности использования товарных знаков и значительного размера причиненного ущерба приводит к тому, что уголовные дела возбуждаются обычно против относительно крупных производителей и дисрибьютеров контрафактной продукции .
К административно-правовому методу относится обращение с заявлением о защите своих прав в правоохранительные органы.
Суть метода в обращении в правоохранительные органы с заявлением о нарушении статьи 14.10 «Незаконное использование товарного знака» Кодекса об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения такого обращения возможно проведения рейда против нарушителей с изъятием контрафактных товаров и последующим наложение штрафов как на юридических лиц, так и должностных лиц.