Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие импорта товаров на территорию Российской Федерации

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выдается сертификат уполномоченным органом государства-экспортера в соответствии с законодательством. Но, как показывает практика, при экспорте товаров в Казахстан, по просьбе получателя или же, если Россия является транзитной страной, а товар доставляется из другой страны, которая не входит в ТС, может потребоваться сертификат СТ-1. До 1 июля 2010 года при перевозке грузов из России в Казахстан… Читать ещё >

Развитие импорта товаров на территорию Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие импорта товаров на территорию Российской Федерации

Актуальность темы

заключается в том, что внешнеэкономические отношения становятся все более важной частью хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Интерес к участию в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве с партнерами из разных стран растет. В этих условиях все большее число работников производственной сферы, малых предприятий и государственных учреждений нуждаются в информации о мировом рынке, его структуре, организации и технике осуществления экономических операций.

В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Государства, как и отдельные лица, и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не могут производить сами.

Очень важно, что экономическая эффективность, с которой страны могут производить различную продукцию изменяется со временем. Сдвиги в распределении ресурсов и технологии могут приводить к сдвигам в эффективности производства продукции в странах. Например, за последние 50−60 лет в России существенно повысилось качество рабочей силы и значительно увеличился объем основных фондов. Поэтому страна, экспортировавшая полвека назад преимущественно сельскохозяйственные товары и сырье, теперь вывозит изделия обрабатывающей промышленности.

Импорт товаров и услуг — это процедура, при которой происходит ввоз товара на территорию другого государства для последующей реализации или для реэкспорта. Импорт может быть как видимым, так и невидимым. Видимый импорт касается материальных ценностей, то есть всего того, что можно измерить в денежном эквиваленте. Невидимый импорт касается услуг, например, индустрии развлечений и шоу-бизнеса.

Компании, занимающиеся вопросами ввоза товара из стран дальнего и ближнего зарубежья, разрабатывают различные схемы импорта товаров, которые помогают более экономно и удобно ввозить товар. В настоящее время многие участники внешнеторговой деятельности, такие как Америка и Европа, нацелены на российский рынок. Не секрет, что Россия представляет собой основного потребителя товаров и услуг западного производства. Импортёры заинтересованы в вовлечении России в более масштабные внешнеэкономические отношения. В связи с этим, Россия в 2012 году вступила в ВТО.

Таким образом, подписав соглашение о том, что обязуется снизить некоторые пошлины на ввоз импортных товаров из зарубежных стран. Тем самым Россия открывает свой рынок ещё больше для импорта.

Целью курсовой работы является изучение развития импорта товаров на территорию Российской Федерации.

В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:

— изучить сущность, характеристику и правовую основу ввоза товаров;

— определить особенности импорта в Россию;

— проанализировать географическую и товарную структура импорта России;

— проанализировать проблемы и препятствия развития внешней торговли России.

Объектом курсовой работы являются импорт товаров на территорию Российской Федерации.

Предметом — международные отношения, возникающие при импорте товаров.

В будущем, если учитывать потенциальные возможности страны, открывающие огромное количество природных богатств, большой научно-интеллектуальный и промышленный потенциал, роль России в мировой экономике может существенно возрасти.

1. Теоретические аспекты изучения импорта товаров

1.1 Сущность и характеристика импорта товаров

Общеизвестный факт, что международная торговля открывает большие возможности для бизнеса. За границей многие товары можно приобрести значительно дешевле, чем они стоят в стране, чьим резидентом Вы являетесь.

Большинство людей не осознают, что почти все товары, которые они покупают в ближайшем магазине, были кем-то импортированы. Покупатели оплачивают наценку посреднику, который выполнил работу по импортированию этих товаров за них. Для подавляющего числа людей это нормально, так как сами они не обладают необходимыми знаниями для того, чтобы самостоятельно осуществить ввоз продукции из зарубежной страны без посредников. Но для сложившегося бизнесмена прямой импорт может сэкономить много денег и дать возможность неплохо заработать.

Под импортом понимается вид предпринимательской деятельности российских резидентов, связанный с закупкой у нерезидентов и ввозом в страну резидента товаров, услуг и технологий для последующей реализации на внутреннем рынке.

Импортные операции бывают двух видов: прямые и косвенные.

При прямом импорте российские предприниматели покупают товары непосредственно у зарубежного изготовителя или у посредника по экспорту за границей.

При косвенном импорте российские предприятия покупают товар у отечественного фирмы, который специализируется на импортных сделках, который в свою очередь получает товар от зарубежного производителя или экспортера.

Импортный режим подразделяется на два вида: нелицензируемый импорт и лицензируемый.

Нелицензируемый импорт осуществляется, если заключение импортных контрактов не имеет ограничений, т. е. импортер может без специального разрешения заключить договор купли-продажи с зарубежным поставщиком, ввезти товар на территорию России и оплатить.

Лицензируемый импорт осуществляется, если для ввоза товаров из-за границы требуется специальное разрешение регулирующих органов, которые определяют условия, объем и выдают лицензии на определенный вид товаров.

Выпуск для внутреннего потребления — таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению.

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.

Российская Федерация располагает огромными запасами минеральных ресурсов, поэтому наша экономика строится на сырьевой базе. В государство импортируют потребительскую продукцию и услуги. Среди ввозимых товаров лидируют автомобили и оборудование. Далее следует одежда, медикаменты, чёрные металлы, мясо, обувь, мебель, рыба и прочие продукты.

Сейчас импорт продовольственных товаров и услуг востребован большинством стран.

Сегодня очень востребован импорт продукции для переработки. По всему миру действуют тысячи кооперационных предприятий, работающих по международным принципам партнёрства. Смешанные предприятия производят различные группы товаров. Для них участники внешнеторговых отношений импортируют полуфабрикаты, комплектующие, детали и другое сырьё. После переработки товары направляют заграницу для повторной продажи. Возможна и другая ситуация. Партии отечественной продукции производят за рубежом, а после отправляют экспортёру.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод что, импорт помогает государствам развивать экономику и строить гармоничные отношения с партнёрами и участниками ВЭД, с одной стороны, и способствует оттоку капиталу за рубеж, с другой.

1.2 Нормативно-правовая база, регулирующая торгово-экономические отношения РФ

Современные государства связаны между собой системой международных экономических отношений. Первой формой таких связей в истории была внешняя торговля, которая в настоящее время выступает в качестве одного из определяющих факторов экономического развития государств.

Современная система регулирования внешней торговли России должна соответствовать новым условиям внешнеэкономической деятельности, которые формируются образованием ТС и ее вступлением в ВТО. Ближайшая цель этой системы — оказать субъектам внешнеторговой деятельности содействие в их стремлении выйти на мировые товарные рынки, относительно свободные от нетарифных и иных ограничений. Вступление России в ВТО и формирование Единого экономического пространства (ЕЭП) являются шагами в этом направлении.

Любое государство, которое регулирует свою внешнюю торговлю, придерживается определенных принципов. Национальные системы регулирования внешнеэкономической деятельности стран ТС способны оказывать воздействие на социальное и экономическое состояние Единой таможенной территории. Однако объединение государств в форме Таможенного союза предполагает совместную согласованную деятельность только в определенном экономическом пространстве. Она ограничена, во-первых, рамками беспошлинной торговли товарами и услугами внутри ТС и, во-вторых, единой системой таможенно-тарифного и нетарифного регулирования торговли с третьими странами. Вне этого пространства государства ведут национальную политику защиты своих интересов в тех областях, на которые не распространяется юрисдикция ТС.

В настоящее время вне рамок ТС остаются различные сферы и отрасли экономики, которые государство регулирует через госзаказы, национальную бюджетную, налоговую, страховую, банковскую и отчасти таможенную деятельность. Вне связи с другими странами Таможенного союза РФ использует национальные программы экономического развития, индикативное планирование, экономическое прогнозирование, систему государственного контроля и другие инструменты регулирования экономики.

К системе государственного регулирования внешней торговли России подключены международные организации и институты, наднациональные органы управления ТС. Они осуществляют разработку рекомендаций; гармонизируют административные и таможенные процедуры, применяемые в международной торговле; совершенствуют правила и типовые документы; осуществляют контроль над порядком и выполнением согласованных обязательств и требований, принятых в мировой практике.

Государственное регулирование ВТД нельзя осуществлять без сложно структурированной нормативно-правовой основы.

Законодательная и нормативно-правовая основа регулирования ВТД — это совокупность нормативных актов ТС, национальных законодательных и подзаконных актов, международных правил и норм, устанавливающих правила и процедуры осуществления ВЭД в ТС и Российской Федерации.

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором «О комиссии ТС» от 6 октября 2007 года учредили Комиссию таможенного союза — единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза.

Согласно данному договору, Комиссия принимает решения, имеющие обязательный характер для государств — членов ТС.

На данный момент Комиссия ТС приняла определённое количество НПА, устанавливающих порядок осуществления таможенно — тарифного регулирования.

Комиссией были приняты в области таможенно — тарифного регулирования такие соглашения и решения как:

— Решение «О едином таможенно — тарифном регулировании № 130 от 27.11.2009 года;

— Соглашение «Об условии и механизме принятия тарифных квот» от 12.12.2008 года;

— Соглашение «О предоставлении тарифных квот» от 12.12.2008 года;

— Соглашение «О единых правилах определения СПТ в ТС» от 25.01.2008 года;

— Соглашение «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза» от 25.01.2008 года и др.

Согласно соглашению «о едином таможенно — тарифном регулировании» от 25.01.2008 г. стороны в целях содействия углублению экономической интеграции и осуществления конкуренции, руководствуясь общепризнанными правилами и нормами международной торговли, согласились о применении единого таможенного тарифа.

Данное Соглашение определяет:

— цели ЕТТ;

— виды льгот, применяемых при ввозе товаров на единую таможенную территорию;

— виды ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых в ЕТТ;

— виды ставок таможенных сборов;

— факторы, влияющие на формирование ЕТТ;

— полномочия Комиссии таможенного союза по ведению ЕТТ;

— условия освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины;

Основным нормативным документом, действующим на единой таможенной территории является таможенный кодекс таможенного союза, который закрепляет положения в сфере регулирования ВТД в таможенном союзе.

В соответствии ТК ТС, Государственной Думой был принят Федеральный Закон «О таможенном регулировании» № 311 — ФЗ. Данный закон также закрепляет положения о таможенно — тарифном регулировании на территории Российской Федерации, как государства — члена таможенного союза.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности РФ основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», другими федеральными законами и иными нормативно правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Основным законодательным актом, который устанавливает практику государственного регулирования ВТД в Российской Федерации, является Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года № 164-Ф. Этот закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

В законе установлены цели государственного регулирования ВТД:

— защита экономических и политических интересов государства.

— обеспечение благоприятных условий для внешней торговли;

На данный момент на территории Таможенного Союза действует достаточно много законодательных актов в области регулирования ВТД.

В данном разделе были рассмотрены основные нормативные акты, согласно которым осуществляется регулирование ВТД в ТС и России.

1.3 Особенности импорта в Россию

Начиная с 2010 года Казахстан, Россия и Белоруссия в соответствии с п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса ТС являются единой таможенной территорией, в связи с чем, между странами — участницами таможенного союза отсутствуют таможенные границы.

Таким образом, доставка грузов в Казахстан и Белоруссию должна осуществляться без каких-либо ограничений и препятствий. Также, согласно решению Комиссии ТС № 335 от 17.08.2010 года, товар получает при пересечении государственных границ стран-участниц Таможенного союза статус товара Таможенного союза по товаросопроводительным и коммерческим документам.

Таким образом, сертификат формы СТ-1 не нужен. Напомним, что сертификат СТ-1 — документ, подтверждающий страну происхождения товара, представляемый таможенным органам страны, в которую ввозится товар, при этом, под страной происхождения товара понимается страна, где был произведен товар полностью, или был переработан. Сертификат СТ-1 оформляется на каждую поставку товара, осуществляемую несколькими или одним транспортными средствами от одного и того же отправителя одному и тому же получателю.

Выдается сертификат уполномоченным органом государства-экспортера в соответствии с законодательством. Но, как показывает практика, при экспорте товаров в Казахстан, по просьбе получателя или же, если Россия является транзитной страной, а товар доставляется из другой страны, которая не входит в ТС, может потребоваться сертификат СТ-1. До 1 июля 2010 года при перевозке грузов из России в Казахстан для подтверждения происхождения использовалась декларация о происхождении. На сегодняшний день оформлять ее не нужно, так как на российско-казахской границе отменен таможенный контроль и в проведении таможенного декларирования нет необходимости. Исключение составляют отдельные товары 27 группы по ТН ВЭД ТС — минеральное топливо и нефть. Это нужно для ведения таможенной статистики. Так как некоторые товары в РФ облагаются вывозной пошлиной — сырая нефть, нефтепродукты (ст. 3 Закона РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 г. № 5003−1), при перевозке их в Казахстан проводится обязательное декларирование, которое проводит таможенный орган, на подведомственной территории которого находится отправитель.

Таким образом, несмотря на создание ТС, позволяющей беспрепятственно торговать с Казахстаном, на ряд товаров существуют ограничения, и они подлежат декларированию и обкладываются пошлиной.

Внешнеэкономическую деятельность России на сегодняшний день можно назвать стабильной и постоянно развивающейся. Прогресс прежде всего обусловлен активной международной торговлей. Статистика гласит, что за 2012 год импорт товаров в Россию составил около 147,8 миллиардов долларов. И этот показатель растет каждый год, что особенно отрадно для нашей экономики.

Активными участниками импорта товаров в Россию являются крупные компании и холдинги. Однако в последние годы и представители малого бизнеса, а также частные лица все чаще нуждаются в перевозках грузов из-за границы. Именно в этом случае и возникает большинство трудностей. При осуществлении импорта товаров в Россию необходимо оформить множество документов, оплатить пошлины, грамотно выбрать вид транспортировки.

В России процедура импорта товара более сложна, чем в европейских странах. Особенности импорта товаров в Россию заключается в следующем:

1. При осуществлении данной процедуры нужно обязательно заключить торговый договор (сродни заключению о купле-продаже). А в некоторых случаях (если сумма контракта превышает 50 тысяч долларов), требуется оформление паспорта сделки. С этими задачами может справиться только грамотный юрист.

2. В процессе импорта в Россию любому товару придется пройти таможенный контроль. Что для этого нужно? Составить декларацию на грузы и предъявить ее органам таможни. Иногда требуется предоставить разрешение на вывоз товаров из страны-производителя, гарантию на них и накладную с прайс-листом. Как видим, при перевозке сложных грузов без вмешательства профессионального юриста и логиста не обойтись.

2. Тенденции и проблемы развития импорта в России

2.1 Географическая и товарная структура импорта России

В настоящее время импорт товаров в ТС очень необходим предпринимателям и потребителю. По некоторым причинам нельзя остановить свой выбор на отечественном производителе и довольствоваться тем, что производится у нас.

Причины, почему жители и бизнесмены страны так часто заказывают импорт, оформляют международные грузоперевозки и ждут его более месяца могут быть самыми разнообразными. Например, товары из Китая и других стран дешевле отечественных; огромный ассортимент; высокое качество производства; огромное количество известных брендов по цене, которая значительно отличается от оригинала; реальная простота заказа импорта товаров в Россию.

По причинам, указанным выше, импорт товаров в Россию стал довольно популярным, и его популярность продолжает расти. Индивидуальные предприниматели и крупные компании зарабатывают хорошие деньги, а население страны получает именно тот товар, который необходим, а не тот, который просто есть в ассортименте.

Согласно данным ФТС РФ, в 2012 г. российский импорт составил 312,6 млрд долл., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 2,3% или 7 млрд долл. Величина импорта стала рекордной в истории России. В то же время такой небольшой абсолютный прирост последний раз был отмечен в 2002 г. (+4,3 млрд), а относительный прирост стал минимальным за все годы, когда происходило увеличение импорта (за 20 лет снижение фиксировалось 4 раза — в 1996, 1998, 1999 и 2009 гг.).

В структуре импорта России преобладает группа «машины, оборудование и транспортные средства». В 2012 г. её доля составила 50,3%, увеличившись на 2,1 процентного пункта. Импорт легковых автомобилей в Россию вырос на 113 тыс. штук и составил 1076 тыс. штук. Этот показатель соответствует уровню 2006 г. и в 1,8 раза уступает рекордному показателю 2008 г. Импорт грузовых автомобилей (без специализированных машин и седельных тягачей) вырос на 11,3 тыс. штук и составил 120 тыс. штук. Этот показатель на 25% ниже рекордного уровня 2008 г.

Второе место в структуре российского импорта с 2010 г. занимает группа «химическая продукция». В 2012 г. её удельный вес составил 15,3%, увеличившись на 0,2 процентного пункта по сравнению с предыдущим годом. Импорт лекарств в Россию снизился на 0,2 млрд долл. и составил 10,8 млрд долл. Это снижение стало вторым за последние 12 лет и первым, отмеченным не в кризисный год.

Третье место в структуре российского импорта в 2012 г. занимала группа «продовольствие и сельскохозяйственное сырьё» с долей 12,9% (на 1 процентный пункт меньше, чем в предыдущем году). Импорт цитрусовых в Россию снизился на 94 тыс. т и составил 1,57 млн т. Импорт кофе в зёрнах вырос на 11 тыс. т и составил 123 тыс. т, что стало новым историческим максимумом. Импорт чая снизился на 8 тыс. т и составил 180 тыс. т. Импорт какао-бобов вырос на 2 тыс. т и составил 63 тыс. т (5-летний максимум). Импорт мяса (говядины, свинины и баранины) снизился на 30 тыс. т и составил 1,4 млн т, что стало минимумом с 2006 г. Импорт мяса птицы вырос на 35 тыс. т и составил 0,53 млн т (ниже уровня 2000 г.). Импорт рыбы свежей и мороженой вырос на 25 тыс. т и составил 0,74 млн т, что существенно ниже докризисного уровня. Импорт молока и сливок концентрированных снизился на 30 тыс. т и составил 146 тыс. т, что соответствует докризисному уровню. Импорт животного масла снизился на 18 тыс. т и составил 115 тыс. т (минимум с 2001 г.). Импорт сахара-сырца снизился в 4,5 раза и составил 0,52 млн т, импорт рафинированного сахара снизился в 4 раза и составил 0,06 млн т; оба показателя стали минимальными за несколько десятилетий. Импорт шоколадной продукции вырос на 10 тыс. т и составил 186 тыс. т, что стало новым историческим максимумом.

Удельный вес группы «металлы, драгоценные камни и изделия из них» в российском импорте в 2012 г. составил 7,2% (на 0,3 процентного пункта меньше, чем в предыдущем году). Импорт стальной продукции (полуфабрикатов и проката) в Россию снизился на 0,6 млн т и составил 6 млн т (третий результат в истории после максимумов 2008 и 2011 гг.). Импорт стальных труб снизился на 0,96 млн т и составил 0,81 млн т (за последние 14 лет ввоз был ниже только в 2002 и 2009 гг.).

Удельный вес группы «текстиль и изделия из него, одежда, обувь» в российском импорте в 2012 г. составил 5,6% (на 0,1 процентного пункта больше, чем в предыдущем году). Импорт одежды (без кожаной, меховой и резиновой) в Россию вырос на 0,8 млрд долл. и составил 8 млрд долл., что стало новым историческим максимумом. Импорт кожаной обуви снизился на 12,2 млн пар и составил 85,4 млн пар.

Удельный вес группы «прочие товары» в российском импорте в 2012 г. составил 4% (на 0,3 процентного пункта больше, чем в предыдущем году). Импорт мебели в Россию вырос на 0,27 млрд долл. и составил 3,25 млрд долл., что стало новым историческим максимумом.

Удельный вес группы «минеральное сырьё и топливо» в российском импорте в 2012 г. составил 2,4% (на 1 процентный пункт меньше, чем в предыдущем году). Импорт нефтепродуктов в Россию снизился в 2,7 раза и составил 1,2 млн т. Импорт каменного угля снизился на 2,6 млн т и составил 21,4 млн т (минимум с 2003 г.). Импорт природного газа (по трубопроводам) вырос на 0,6 млрд куб. м и составил 8 млрд куб. м. Импорт электроэнергии вырос на 1,1 млрд кВт-ч и составил 2,7 млрд кВт-ч.

В структуре импорта из стран дальнего зарубежья преобладают следующие товары: на долю машин и оборудования в январе-мае 2013 года приходилось 51% (в январе-мае 2012 года — 52,3%).

Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта в январе-мае 2013 года составил 16,9% (в январе-мае 2012 года — 16,0%).

Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства в январе-мае 2013 года составила 14% (в январе-мае 2012 года — 14%).

Доля импорта текстильных изделий и обуви в январе-мае 2013 года составила 6% (в январе-мае 2012 года — 5,5%).

В структуре импорта из стран СНГ преобладают товары в январе-мае 2013 года: доля машин и оборудования составила 35% (в январе-мае 2012 года — 37%).

Удельный вес металлов и изделий из них в товарной структуре импорта из стран СНГ в январе-мае 2013 года составил 17% (в январе-мае 2012 года — 16,7%).

Доля импорта топливно-энергетических товаров в январе-мае 2013 года составила 4,8% (в январе-мае 2012 года — 7,2%).

Доля импорта текстильных изделий и обуви в январе-мае 2013 года составила 7,5% (в январе-мае 2012 года — 7,1%).

Удельный вес продовольственных товаров и сырья для их производства составил 12,5% (в январе-мае 2012 года — 10,5%).

В структуре внешней торговли России по странам особое место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского Союза в январе — мае 2013 года приходилось 50,3% российского товарооборота (2012 года — 49,5%). На страны СНГ в январе-мае 2013 года приходилось 13% российского товарооборота (2012 года — 14,2%), на страны Таможенного союза — 6,9% (7,5%), на страны ЕврАзЭС — 7,3% (7,8%), на страны АТЭС — 24,5% (23,6%).

Таким образом, основными торговыми партнерами России в январе-мае 2013 года среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 34,5 млрд. долларов США, Нидерланды — 33 млрд долл. США, Германия — 28,7 млрд долл. США, Италия — 21,6 млрд долл. США, Япония — 13,8 млрд долл. США, Турция — 13,3 млрд долл. США, Польша — 10,8 млрд долл. США, Соединенные Штаты — 10,4 млрд долл. США, Франция — 10 млрд долл. США, Республика Корея — 9,8 млрд долл. США.

2.2 Проблемы импортной зависимости России

Внешняя торговля по-прежнему выступает главным источником несанкционированного оттока капитала за пределы страны. Очень высокая концентрация поставок на группе топливно-сырьевой продукции делает экономику страны чрезвычайно чувствительной к колебаниям мировой конъюнктуры. Закономерное и нормальное для экономического подъема увеличения импорта в России в отсутствие достаточного числа конкурентоспособных отечественных поставщиков сопровождается усилением позиций зарубежной продукции на внутреннем рынке, в том числе по многим чувствительным для страны позициям.

Многие эксперты предрекают, что в ближайшие годы в случае падения цен на нефть положительное внешнеторговое сальдо опустится до нуля. Такой же прогноз заложен Минэкономразвития и в среднесрочный прогноз социально-экономического развития до 2014 года. И если до последнего времени многие эксперты воспринимали такой прогноз скептически, то в последние месяцы число скептиков резко сократилось. Как будет развиваться ситуация — покажет уже ближайшее время.

Не меньшую опасность для России представляет растущая зависимость от импорта по следующим видам продукции: одежды, обуви, лекарств, хозяйственных товаров, мебели, бытовой техники, электроники, строительных материалов, а главное? машин и оборудования. Вопрос о соотношении импорта и отечественного производства машин и оборудования является в настоящее время ключевым для решения задач структурных преобразований в экономике и вывода ее из кризиса. Надежды на удовлетворение потребности в машинах и оборудовании за счет импорта не оправдались ни в одной отрасли. Отрицательные последствия имеет и передача отечественного машиностроения в руки иностранных инвесторов.

Отечественное машиностроение с начала рыночных реформ было лишено отраслевых исследовательских центров. Оно и в настоящее время не располагает необходимой базой для разработки современных моделей техники. В случае освоения новой конкурентоспособной модели наши заводы не имеют средств на рекламу, маркетинг и др. В течение последних 15 лет отечественное машиностроение находится в неравных условиях с зарубежными конкурентами в лице мощных фирм, располагающих средствами и для выполнения НИОКР и для рекламы. Импортируя в больших объемах продукцию машиностроения, включая импорт через сборку, Россия лишается миллионов рабочих мест в высокотехнологичных и наукоемких видах деятельности. Задача создания около 10 миллионов высокооплачиваемых рабочих мест в исследовательских центрах и конструкторских бюро, в наукоемких машиностроительных производствах, в учреждениях по подготовке квалифицированных кадров для машиностроения по экономической и социальной важности должна быть поставлена на первое место.

Ориентация на импортозамещение поставок машин и оборудования необходима еще и потому, что без опоры на развитие отечественного машиностроения невозможно решить проблему обновления технологической структуры экономики. Без решения этой задачи Россия лишается возможности решать долгосрочные и даже текущие задачи социальной и экономической политики, например, перевод экономики на инновационный путь развития. Существует мнение, что импортные закупки продукции машиностроения, строительной техники, технологических систем в нефтедобывающей отрасли уже достигли критической черты, что требует от властей принятия неотложных мер по изменению сложившейся ситуации. В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года отмечается, что укреплению экономической безопасности страны будет способствовать проведение государственной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку отечественного производства.

Как уже было отмечено, особую тревогу вызывает растущая импортная зависимость по продовольствию. Объясняется это двумя группами причин.

Первая из них — сугубо экономическая: неблагоприятная структура экономики (сдерживающая экспорт и стимулирующая импорт), растущий экспорт энергоресурсов, позволяющий свести проблему к идее «нефть и газ в обмен на продовольствие», неустойчивое развитие сельского хозяйства, консерватизм в управлении отраслью, нежелание или неумение чиновников искать пути ослабления продовольственной зависимости.

Вторая — спонтанные и преднамеренные действия внутренних и внешних субъектов, обусловленные стремлением к обогащению путем консервации структуры российской экономики, вытеснению ее с мировых рынков.

Они выступают за сохранение и даже наращивание объемов импортных поставок продовольственных товаров, производство которых можно было бы наладить внутри страны и тем самым сэкономить валютные ресурсы, создать дополнительные рабочие места, обеспечить независимость и неуязвимость экономики.

Практика свидетельствует, что российские и иностранные компании, занимающиеся импортными поставками, обладают немалыми финансовыми и административными ресурсами. Они в состоянии «проталкивать» неприемлемые с точки зрения национальной безопасности страны проекты, связанные с импортной политикой государства, его стратегией, оказывать влияние на принятие законодательных актов, регулирующих эту сферу внешнеэкономической деятельности государства. В этих условиях повышается роль предварительной экспертизы принимаемых решений по импортной стратегии государства на предмет их соответствия национальным интересам России. Ныне действующая система экспертных оценок и заключений, по мнению многих специалистов, не соответствует требованиям времени, и она должна быть усовершенствована.

Вызывает беспокойство наращивание импорта лекарственных препаратов. По некоторым оценкам, более 90% большинства значимых лекарственных препаратов это импорт. Без преувеличения можно сказать, что лекарственный рынок отдан отечественным и зарубежным лоббистам, а иногда откровенным мошенникам фальсификаторам. Фактически здоровье нации находится ныне в их руках. Конечно, нефальсифицированные зарубежные образцы лекарств по качеству иногда превосходят отечественные аналоги, и с этим нельзя не считаться. Однако есть российские препараты, которые не уступают по качеству и «невредности» для здоровья граждан. Но их производители вытеснены с лекарственного рынка России импортерами. В настоящее время стало очевидным, что обеспечить лекарственную безопасность страны без поддержки государства невозможно. Первый шаг в этом направлении создание государственной корпорации, которая объединила бы отечественных производителей лекарств и дистрибьюторов.

С позиции экономической безопасности следует учитывать и такое важное обстоятельство, как рост «серого импорта», то есть импорта, оформленного с нарушением российского законодательства. В отдельные годы его доля поднималась до 70% объема импортных закупок.

Выявление и блокирование каналов «серого» импорта одна из актуальных задач, стоящих перед правоохранительными органами России. Если же говорить о стратегии импортной политики государства, то ее основой является постепенное вытеснение импорта и замена его собственным производством тех товаров, которые мы в состоянии изготовить сами. При выработке государственной импортной политики необходимо учитывать и такое немаловажное обстоятельство, как разрыв во времени между закупкой оборудования и налаживанием выпуска продукции. Это приводит к тому, что продукция успевает морально устареть (особенно в условиях крайне сжатого, кратковременного цикла жизни товара) еще до того, как закупленное оборудование установлено. Мировой опыт показывает, что закупка лицензий не может дать того эффекта, который мог бы быть достигнут, если техническое новшество разработано и внедрено в собственной стране.

Возможные способы ослабления угроз импортной зависимости России:

1. Государственная поддержка отечественных производителей, способных производить те виды продукции, которые закупаются в других странах в больших количествах и по высоким ценам.

2. Активное использование рыночных инструментов и администрирования для рационализации импортных поставок (таможенные и нетаможенные ограничения, штрафы, лицензии и т. п.).

3. Диверсификация импортных закупок, то есть рассредоточение поставщиков продукции на российский рынок один из эффективных способов обеспечения безопасности экономики России.

4.

Введение

государственной монополии на ввоз в страну товаров, влияющих на состояние здоровья нации (лекарственные препараты, алкогольные напитки, табачные изделия, продовольствие). Назрел вопрос о безотлагательном введении прямой уголовной статьи о ввозе в страну фальсифицированных лекарственных препаратов.

5. Противодействие лоббистским и компрадорским устремлениям, направленным на вовлечение России в расточительные импортные проекты, повышение роли предварительной антикоррупционной экспертизы принимаемых законов.

6. Активизация борьбы правоохранительных органов с криминализацией, коррупцией и другими противоправными проявлениями в сфере внешнеэкономической деятельности, особенно при осуществлении импортных операций. Одним из приоритетных направлений их деятельности является борьба с «серым и черным импортом». Активизация их деятельности на этом направлении является одним из способов минимизации материального ущерба, наносимого государству и пресечения деятельности преступных сообществ в этой сфере.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод что, для преодоления импортной зависимости Российской экономики нужно повышение конкурентоспособности отечественного производителя с зарубежными производителями, повышение качества товаров, при этом стараться продукцию экспортировать, это поможет поднять экономику России.

импорт товар зависимость угроза

Заключение

Под импортом понимается вид деятельности российских резидентов, связанный с закупкой у нерезидентов и ввозом в страну резидента товаров, услуг и технологий для последующей реализации на внутреннем рынке.

Российская Федерация имеет большие запасы минеральных ресурсов, поэтому наша экономика строится на сырьевой базе. На таможенную территорию Таможенного Союза импортируют потребительскую продукцию и услуги. Среди ввозимых товаров лидируют автомобили и оборудование. Далее следует одежда, медикаменты, чёрные металлы, мясо, обувь, мебель, рыба и прочие продукты.

С помощью импорта государства развивает свою экономику и строит гармоничные отношения с партнёрами и участниками ВЭД. Международное разделение труда экономит время и позволяет удовлетворять потребности населения стран.

Таким образом, основными торговыми партнерами России среди стран дальнего зарубежья были: Китай, Нидерланды, Германия, Италия, Япония, Турция, Польша, Соединенные Штаты, Франция, Республика Корея. В структуре импорта России преобладает группа «машины, оборудование и транспортные средства». В 2012 г. её доля составила 50,3%, увеличившись на 2,1 процентного пункта. Импорт легковых автомобилей в Россию вырос на 113 тыс. штук и составил 1076 тыс. штук. Этот показатель соответствует уровню 2006 г. и в 1,8 раза уступает рекордному показателю 2008 г. Импорт грузовых автомобилей (без специализированных машин и седельных тягачей) вырос на 11,3 тыс. штук и составил 120 тыс. штук. Этот показатель на 25% ниже рекордного уровня 2008 г.

Таможенное законодательство РФ представлено разнообразными соглашениями и решениями ЕврАзЭС и КТС, а также законодательными актами РФ федерального уровня, т. к. согласно ст. 71 Конституции РФ таможенное регулирование относится к ведению Российской Федерации.

В перспективе предполагается продолжение принятия мер по гармонизации законодательства Таможенного Союза с нормами и правилами Всемирной торговой организации в области таможенных процедур, лицензирования, сертификации и стандартизации, предоставления государственных субсидий, санитарных и фитосанитарных правил, интеллектуальной собственности, регулирования в сфере услуг и т. д. Положительное влияние на развитие импорта окажет постепенное снижение ввозных таможенных пошлин, прежде всего на готовые изделия, а также позволит улучшить условия доступа иностранных товаров на внутренний рынок и устранить многие действующие дискриминационные ограничения.

Тем не менее, не смотря на возникающие трудности, товарооборот ТС с внешними странами растет. Что говорит о некотором улучшении экономической ситуации в ТС, а также о развитии и укреплении внешнеэкономических связей.

Торговля России с зарубежьем по-прежнему выступает главным источником оттока капитала. Чрезвычайно высокая концентрация поставок на узкой группе топливно-сырьевых товаров и материалов делает экономику страны очень чувствительной к колебаниям конъюнктуры на мировом рынке и ограничивает возможности эффективного участия в международном разделении труда. Закономерное и нормальное для стадии экономического подъема расширение импорта в России в отсутствие достаточного числа конкурентоспособных отечественных поставщиков сопровождалось усилением позиций зарубежной продукции на внутреннем рынке, в том числе по многим важным для страны позициям.

Чтобы преодолеть импортную зависимость Российской экономики необходимо повышение конкурентоспособности отечественного производителя, повышение качества товаров, при этом стараться продукцию экспортировать.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (от 12. дек. 1993 г. № 61-ФЗ (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.: ред. от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ));

2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 17);

3. Байков М. актуальные проблемы экономических отношений Россия — ЕС // МЭ и МО. — 2009. № 6. — с. 29−36

4. Белоусов А. Эволюция системы воспроизводства российской экономики от кризиса к развитию // Москва. — 2010. — № 4. — с. 222 — 281.

5. Богомолов О. Сложный путь интеграции России в мировую экономику // МЭ и МО. — 2012. — № 9. — с. 312.

6. Брич А. Путь России к процветанию в постиндустриальном мире // Вопросы экономики. — 2008. — № 5

7. Гавриленков Е. России приписывают больше болезней, чем у неё есть // Независимая газета. — 28.12.2008

8. Глазьев С. О стратегии экономического развития России // Вопросы экономики. — 2009. — № 5. — с. 30−51.

9. Горохов А. На перепутье: экономическая ситуация на данный момент // Москва. — 2012. — № 2. — с. 144−149

10. Кожинов В. О грядущем пути России // Москва. — 2009. — № 1. — с. 212−216

11. Мировая экономика: учебное пособие/под ред. С. Ф. Сутырина — СПб.: изд-во С.-П., гос. ун-та, 2011, 356 с.

12. Оболенский В. Внешняя торговля России: темпы сверхвысокие, товарное наполнение прежнее // МЭ и МО. — 2009. — № 1. — с. 76−87

13. Оболенский В. Россия на мировых рынках готовой продукции: что впереди? // МЭ и МО. — 2010. — № 8. — с. 16−24

14. Оболенский В. Формирование внешнеэкономической специализации России // М., ИМЭМО РАН, 2009

15. Скляров И. Куда стремится товародвижение? // Экономика и жизнь. — 2007. — № 48. — с. 32

16. Федорова Н. Уместен ли торг? // Экономика и жизнь. — 2009. — № 48. — с. 1

17. Федорова Н. Сальдо впечатляет, структура как всегда // МЭ и МО. — 2011. — № 3. — с. 35

18. Щебарова Н. Внешнеэкономическая политика России // вопросы экономики. — 2011. — № 1. — с. 154 — 157

19. Энциклопедия стран мира, под ред. А. Симония, 2009. — 1319 с.

20. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, утверждённая правительством РФ в августе 2003 г. // Российская бизнес-газета, 07.10.2003

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой