Организация функционирования малых (ведомственных) автоматических телефонных станций на примере таможни
Итак, у нас есть коммуникационная политика, в соответствии с которой строится PR-деятельность АТС, факторы имиджа, на которые необходимо обратить внимание при построении имиджа АТС, каналы, по которым планируется распространять информацию, рейтинг этих каналов и темы сообщений. На АТС были созданы ящики обратной связи, через которые каждый сотрудник может выразить свое мнение или внести… Читать ещё >
Организация функционирования малых (ведомственных) автоматических телефонных станций на примере таможни (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- Содержание
- Введение
- Глава I. Организация функционирования малых (ведомственных) АТС
- Глава II. Применение ведомственной АТС в деятельности таможенных органов и её взаимодействие с другими подразделениями таможенных органов
- Глава III. Функционирование служб, подведомственных АТС, на уровне региональной таможни
- Заключение
- Список использованной литературы
- Введение
Актуальность темы
работы состоит в том, что функционирование современных организаций сталкивается с множеством проблем, часть из которых типовые и могут быть сравнительно просто решены специалистами с помощью обычных технологий разработки и реализации решений. Для разрешения нетиповых проблем требуются специальные технологии разработки решений и, наконец, решение части проблем может быть не по силам как руководителям, так и специалистам. Набор таких проблем характеризует организацию как одну из самых сложных объектов для изучения и познания.
- Применительно к их использованию в экономике и управлении в последние годы проведено множество исследований по вопросам влияния информационных технологий (ИТ) на экономический рост. При этом в большинстве случаев анализировался вклад последних непосредственно в повышение производительности труда, а не в общую эффективность и другие факторы.
- Цель работы состоит в анализе функционирования АТС в таможне и подведомственных ей служб. В соответствии с названной целью задачи работы следующие:
- 1. определение содержания АТС в деятельности таможни;
- 2. анализ практического выражения взаимодействия АТС с другими с другими подразделениями таможни;
- 3. анализ основных возможностей новых информационных технологий в таможне в деятельности различных служб (на примере ведомственных АТС).
Глава I. Организация функционирования малых (ведомственных) АТС
За последние годы в таможенных органах проведены серьезные структурные преобразования. Но дальнейшее улучшение деятельности таможенной службы Российской Федерации невозможно без серьезного анализа и инвентаризации действующих технологий, скорейшей разработки новых автоматизированных систем, создания единой телекоммуникационной сети для таможенных органов.
Работы по автоматизации таможенных технологий начались в 1990;х годах. В это время был создан Главный научно-информационный вычислительный центр ГТК (ныне ФТС) России, который возглавил все работы по созданию автоматизированных систем.
Основным достижением таможенной службы России в области автоматизации за прошедшие годы является создание Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов — ЕАИС. Первоначально задачами ЕАИС были:
— контроль за начислением и взиманием таможенных платежей;
— ведение таможенной статистики внешней торговли;
— информационная поддержка борьбы с нарушителями таможенного законодательства;
— автоматизация финансово-хозяйственной деятельности таможенных органов.
На начальном этапе разработки ЕАИС создавались отдельные автоматизированные рабочие места для сотрудников функциональных подразделений таможенных органов без объединения их в единое информационное пространство.
Сегодня в таможенных органах Российской Федерации (РФ) создана и устойчиво работает Ведомственная интегрированная телекоммуникационная сеть (ВИТС), которая является транспортной средой для всех подсистем ЕАИС. В соответствии с новыми задачами ФТС России ВИТС постоянно модернизируется и совершенствуется. Если в 1991 г. основу передачи информации составляла Государственная фельдъегерская служба России (до 95%), то уже в 1994 г. более 75% информации поступало в центральную базу данных ГТК России по каналам связи. В 1997 г. в таможенной системе была внедрена первая версия электронной почты, и с этого времени практически вся информация поступает в ФТС России по каналам передачи данных.
В конце 2000 г. председателем ГТК России М. В. Ваниным перед специалистами информационно-технической службы была поставлена новая задача — развернуть комплекс работ по созданию и внедрению в таможенных органах системы оперативного управления таможенной деятельностью. Даже по постановке эта задача в корне отличалась от обычных задач автоматизации таможенных процедур. Если раньше мы говорили о создании системы сбора и обработки информации, то теперь предстояло замкнуть цикл управления, сформировать так называемый канал обратной связи, который позволит на основе полученной оперативной информации о ходе таможенного оформления выработать рекомендации для таможенных органов, довести их до исполнителей и обеспечить контроль выполнения.
Эта работа послужила началом серьезного переосмысления концепции информатизации таможенных органов России. Руководство ГТК/ФТС России отчетливо понимает, что планируемое вступление РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО) требует создания информационных систем качественно нового уровня, отвечающего требованиям Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. В соответствии с ней таможенная служба должна при выборе форм таможенного контроля использовать систему управления рисками и, где это возможно, информационные технологии и средства электронных телекоммуникаций. Выполнение этих требований является основной целью развития информационно-технического обеспечения таможенных органов в ближайшей перспективе.
В связи с этим регулярно разрабатывается комплекс новых таможенных технологий, реализация которых потребует изменения нормативной базы, оптимизации организационной структуры таможенных органов и создания соответствующих автоматизированных систем. Основу этого комплекса составляет сквозной документальный контроль на основе анализа электронной информации, тесно связанный с реализацией мероприятий по снижению рисков при таможенном оформлении и контроле. Эта технология отражает порядок действий сотрудников таможенных органов, формирование ими соответствующих электронных документов при осуществлении таможенного оформления начиная с пункта пропуска, при доставке товаров под таможенным контролем, при временном хранении и основном таможенном оформлении, а также после выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом. Захаров В. Базовые архитектуры интеллектуальных систем управления //Проблемы теории и практики управления, 2005, № 5. С. 108
Информационную основу технологии составляет формирование и периодическое обновление электронного паспорта товара, который должен отражать всю информацию о товаре и ввозящих его на таможенную территорию транспортных средствах, необходимую для осуществления со стороны таможенных органов контрольных функций.
Реализация данной технологии уже начала осуществляться с августа 2002 г. На первом этапе отрабатывается нормативно-правовая база таможенного оформления и контроля за товарами и ввозящими их на таможенную территорию транспортными средствами. В дальнейшем будут проведены работы по оптимизации комплексных систем таможенного оформления и контроля.
Следующим проектом, определенным в ГТК/ФТС России в качестве важной составляющей информационно-технической политики Комитета на ближайшие годы, является создание автоматизированной системы анализа и управления рисками в таможенном деле. Этот проект ориентирован на формирование системы оперативного контроля за таможенным оформлением, использование комплекса агрегированных баз данных обеспечения деятельности функциональных подразделений ГТК/ФТС России, создание комплексной системы информационного обеспечения контроля таможенной стоимости и внедрение системы удаленного доступа к базам данных федеральных органов исполнительной власти и контролирующих организаций.
Данная технология необходима при выборе форм таможенного контроля. Она позволяет оценивать вероятность несоблюдения законодательства при совершении таможенных процедур и выбирать обоснованные решения при принятии таможенными органами решений о выпуске товаров.
В настоящее время одним из важнейших направлений совершенствования таможенных процедур является пересмотр специализации должностных лиц таможенных органов, производящих таможенное оформление и таможенный контроль непосредственно на таможенных постах. Комитетом установлены условия, при выполнении которых таможенное оформление, исключая досмотр товаров, может производиться одним должностным лицом таможенного органа. Обязательным условием при этом является внедрение комплексных автоматизированных систем таможенного оформления Чекмарева Г. И. Таможенное дело. Ростов-на-Дону: Издательский дом «МарТ», 2004 — С. 176.
Отличительные черты данных систем: процедурная целостность, которая позволяет обеспечить возможность контроля за товарами, начиная с их прибытия на СВХ, прозрачность системы для дальнейшего анализа деятельности таможенника, протоколирование процессов оформления товаров, системное ведение НСИ, регистрацию участников ВЭД, а также возможность совмещения одним сотрудником таможенного органа всех этапов документального оформления с одного рабочего места.
Наиболее перспективной комплексной автоматизированной системой таможенного оформления является система АИСТ-РТ21. Первоначально эта система была развернута и использовалась в таможенных органах СЗТУ. Начиная с 2000 г. ее использование вышло за пределы региона и началось активное внедрение в таможенных органах Центрального таможенного управления. В настоящее время АИСТ-РТ21 развернута и эффективно используется в двух РТУ на 10 таможнях и более чем на 50 таможенных постах.
При этом основные технологические решения, которые сегодня признаны в ГТК/ФТС России приоритетными — это внедрение электронного документооборота на основе электронной цифровой подписи и реализация в местах таможенного оформления принципа «одного окна» .
Современное представление о таможне XXI века диктует необходимость изменений в требованиях к проведению таможенных операций, предполагает решение вопросов ответственности за принятые решения и охраны прав участников рынка. Таможенное оформление должно рассматриваться как услуга населению, которая заранее оплачена в виде налогов и сборов и оказывается государственным механизмом — таможенной службой. И к данной услуге должны быть применимы все существующие критерии качества обслуживания — быстрота, прозрачность условий, предсказуемость и законность действий участников и т. д. В ТК ТС введена специальная глава, определяющая порядок применения информационных технологий в таможенном деле. Наиболее важной является статья 405 ТК ТС, которая говорит о возможности представления документов на расстоянии с использованием телекоммуникационных систем. Для российских таможенников это принципиально, так как уже сегодня декларанты представляют электронные копии грузовой таможенной декларации, однако данная информация все равно сопровождается традиционными документами на бумаге. Переход к электронной форме декларирования позволит полностью отказаться от бумажных документов, что существенно упростит взаимодействие участника внешнеэкономической деятельности с таможней, а использование средств телекоммуникации максимально сократит необходимость личного контакта с инспектором.
Необходимость стратегического планирования деятельности малых АТС вытекает из следующего. В современном мире телекоммуникации являются основой любого бизнеса. Поэтому невозможно представить современный офис без надежной и качественной связи. Мини-АТС являются важным компонентом такой связи, они позволяют лучше организовать работу сотрудников компании и оптимально использовать существующие телефонные линии. Кроме этого мини-АТС предоставляют широкий спектр дополнительных услуг.
Дадим краткий обзор возможностей (и деятельности) АТС.
Мини-АТС основные функции:
· Мини-АТС ведет прием и распределение входящих звонков
· Гибкая организация исходящей связи
· Переключение входящего вызова на любого абонента станции или на внешний номер
· Автоматическая переадресация звонков на любого абонента станции или внешний номер
· Удержание линии для консультации или принятия нового поступившего звонка
· Сообщение о новом вызове, поступившем в процессе разговора
· Конференц-связь (одновременный разговор нескольких абонентов)
· Ограничение несанкционированных междугородных переговоров или доступа к платным сервисам
· Мини-АТС имеет дневной/ночной режим работы
Мини-АТС дополнительные функции:
· Прямой доступ извне к абонентам станции (DISA) при помощи тонального донабора внутреннего номера станции
· Мини-АТС ведет протоколирование входящих и исходящих вызовов
· Организация групп телефонных операторов для оптимальной обработки входящих вызовов с целью предотвращения их потерь (ACD/UCD)
· Мини-АТС предусматривает подключение дополнительного оборудования:
· Домофон и устройство открывания двери (электрический замок)
· Внешний источник фоновой музыки и музыки на удержании
· Сеть громкоговорителей с усилителем для создания системы оповещения
· Системы голосовой почты. В случае отсутствия или занятости сотрудника, звонящий может оставить ему сообщение в персональном голосовом почтовом ящике. Также мини-АТС может выполнять функции автосекретаря и автоинформатора.
· Интеграция с микросотовой сетью стандарта DECT. Для обеспечения эффективности работы сотрудников, которые по долгу службы не сидят на одном месте, полезно иметь переносной телефон, работающий в любой точке предприятия.
Здесь приведен лишь основной набор функций современных мини-АТС. Каждая мини-АТС предоставит Вам еще массу других функций. Как показывает практика, все функции сразу не использует никто. Но каждая из них может быть полезна для решения задач, стоящих перед мини-АТС в данном конкретном случае Чеботов Ю. А. О результатах деятельности ГНИВЦ ГТК России по автоматизации таможенных органов с 1990 по 2000 годы. ЕАИС таможенной службы России. Теория и практика.-М.: Изд-во ГНИВЦ ГТК России, 2000. — Вып.2. с. 8.
В наших АТС информация распространяется по следующим каналам:
· от главы АТС на общих собраниях и личных встречах,
· через руководителей подразделений,
· через непосредственного руководителя,
· коллег,
· внутреннюю газету,
· общую доску объявлений,
· и доску объявлений по отделам.
В стратегическом планировании PR-деятельности на уровне общения с персоналом особое внимание уделяется внутреннему изданию (газете). Во внутренней газете АТС обычно освещаются следующие темы:
1. Цели, задачи и принципы организации. Приказы и распоряжения руководства. Информация и слухи о высшем руководстве.
2. Структурные перестройки (реорганизация) аппарата управления
3. Модернизация оборудования
4. Вакансии, увольнения, назначения
5. Изменение внутреннего распорядка. Условия труда.
6. Сокращение штатов
7. Переподготовка кадров
8. Участия в профессиональных конкурсах; награды в связи с этим
9. Условия отдыха, спортивная команда
10. Внешние условия, влияющие на результаты деятельности АТС (новые законодательные акты, предкризисная обстановка, рыночная конъюнктура и др.)
11. Успехи и неудачи конкурента
12. Благотворительная деятельность организации
13. Успех/неудачи торговой и престижной рекламы
14. Престиж АТС в зеркале общественного мнения
15. История АТС
16. Интервью с руководителями
17. Отчеты
18. «Спрашивали отвечаем»
Ниже приведен список информационных тем, важных для стратегического планирования связей с общественностью внутри организации:
1. Сообщение о создании ящика обратной связи;
2. Сообщение о создании миссии, ее участниках и текст миссии;
3. Комментарии участников создания миссии о важности такого организационного документа, а также взятой на себя ответственности в ее реализации;
4. Информация о том, что в соответствии с миссией были выработаны цели АТС.
5. Перечень целей АТС.
6. Приглашение к участию в образовательных программах и программах повышения квалификации.
7. Информация о программах обучения и повышения квалификации, которые проходят сотрудники АТС;
8. Интервью с участниками таких программ, их мнение об этих программах и результатах.
9. Информация о принятии решения советом директоров публиковать рассматриваемые ими вопросы и принимаемые по ним решения;
10. Публикация таких вопросов и решений;
11. Информация о работе медицинского учреждения, обслуживающего фирму по договору, телефон ответственного за медицинское страхование, у которого можно получить подробную информацию.
12. Сообщение о том, что АТС определила принципы, по которым работает;
13. «Лучший сотрудник месяца» определяется непосредственным руководителем;
14. Обращение (письмо) высшего руководства к сотрудникам АТС, в котором рассмотрены результаты работы за год и содержащее благодарность сотрудникам за их помощь в достижении этих результатов; по окончании года
15. Обсуждение текущих организационных задач по поводу которых у менеджеров сложилось свое мнение и в решении которых они ищут поддержку остальных сотрудников;
16. Отчет об использовании фондов; по окончании года
17. Отчет о суммах, выплаченных за год в виде различных льгот, других затрат, имеющих отношение к сотрудникам АТС;
18. Материалы, показывающие значимость сотрудников для АТС.
Итак, у нас есть коммуникационная политика, в соответствии с которой строится PR-деятельность АТС, факторы имиджа, на которые необходимо обратить внимание при построении имиджа АТС, каналы, по которым планируется распространять информацию, рейтинг этих каналов и темы сообщений. На АТС были созданы ящики обратной связи, через которые каждый сотрудник может выразить свое мнение или внести предложение. Кроме того, для получения обратной связи у главы АТС есть «часы приема», когда раз в неделю к нему может обратиться любой сотрудник по любому вопросу. Примерно один раз в год каждый сотрудник приглашается к руководителю своего руководителя. Раз в полгода проводится анкетирование сотрудников, в т. ч. им предлагается оценить своего руководителя. Чеботов Ю. А. О результатах деятельности ГНИВЦ ГТК России по автоматизации таможенных органов с 1990 по 2000 годы. ЕАИС таможенной службы России. Теория и практика.-М.: Изд-во ГНИВЦ ГТК России, 2000. — Вып.2. с.10
Чтобы привлечь внимание к доскам объявлений, кроме списка дней рождений, дат и событий, на досках каждые два дня вывешивается прогноз погоды и другая подобная информация, которая действительно привлекает внимание к доскам.
Ниже приведен план информационных мероприятий по организации связей с общественностью на 1 год. Он построен по схеме: номерсообщениеканалчастота
1. Сообщение о создании ящика обратной связи; непосредственный руководитель, газета, доска объявлений, доски по отделам 4 сообщения
2. Сообщение о создании миссии, ее участниках и текст миссии; газета, доска 2 раза
3. Комментарии участников создания миссии о важности такого корпоративного документа, а также взятой на себя ответственности в ее реализации; газета
4. Информация о том, что в соответствии с миссией были выработаны цели АТС, газета 1 раз
5. Перечень целей АТС. доска объявлений, собрание менеджеров среднего звена для обсуждения, собрание по отделам 3 раза (собрание 1+1, список постоянно висит)
6. Приглашение к участию в образовательных программах и программах повышения квалификации, доски по отделам 1 раз
7. Информация о программах обучения и повышения квалификации, которые проходят сотрудники АТС; доски по отделам 1 раз
8. Интервью с участниками таких программ, их мнение об этих программах и результатах, газета 6 раз (в каждом номере)
9. Информация о принятии решения советом директоров публиковать рассматриваемые ими вопросы и принимаемые по ним решения; газета 1 раз
10. Публикация таких вопросов и решений; газета 6 раз
11. Информация о работе медицинского учреждения, обслуживающего фирму по договору, телефон ответственного за медицинское страхование, у которого можно получить подробную информацию. доска объявлений 1 раз газета + постоянная заметка с номером телефона
12. Сообщение о том, что АТС определила принципы, по которым работает; собрание менеджеров среднего звена для обсуждения с ними принципов; доски по отделам, обсуждение принципов на собраниях по отделам, 3 раза (собрание менеджеров 2 раз, перечень весит постоянно)
13. «Лучший сотрудник месяца» определяется непосредственным руководителем; доски по отделам 1 раз в месяц = 12*1 = 12 раз
14. Обращение письмо высшего руководства к сотрудникам АТС, в котором рассмотрены результаты работы за год и содержащее благодарность сотрудникам за их помощь в достижении этих результатов; direct mail (записки для каждого сотрудника, подписанные управляющими АТС) по окончании года, 1 раз
15. Обсуждение текущих организационных задач по поводу которых у менеджеров сложилось свое мнение и в решении которых они ищут поддержку остальных сотрудников; собрания по отделам 1 раз в два месяца = 6 встреч
16. Отчет об использовании фондов; общее собрание 1 раз (по окончании года).
17. Отчет о суммах, выплаченных за год в виде различных льгот, других затрат, имеющих отношение к сотрудникам АТС; краткий отчет на доске объявлений с цветным графиком иллюстрацией 1 раз
18. Материалы, показывающие значимость сотрудников для АТС. Комментарии специалистов об их работе; газета 3 раза
19. Прием главой АТС сотрудников глава АТС 24 раза
20. рубрика «обратная связь», т. е. публикация некоторый сообщений сотрудников, полученных с помощью ящика газета 12 раз (ежемесячно)
21. рубрика «что ты хочешь» газета 6 раз (раз в 2 месяца) Чеботов Ю. А. О результатах деятельности ГНИВЦ ГТК России по автоматизации таможенных органов с 1990 по 2000 годы. ЕАИС таможенной службы России. Теория и практика.-М.: Изд-во ГНИВЦ ГТК России, 2000. — Вып.2. с.15
Глава II. Применение ведомственной АТС в деятельности таможенных органов и её взаимодействие с другими подразделениями таможенных органов
таможенный ведомственный информационный
Достижение целей и решение задач одного из направлений научно-технической политики ФТС России, а именно развития Единой автоматизированной информационной системы, невозможно без создания и совершенствования транспортной среды ЕАИС и его ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети.
Необходимость выработки стратегии определения технической политики, выбора приоритетных направлений, укрупненных ориентиров и целевых функций развития телекоммуникационных сетей ФТС России стала очевидной к концу 90-х годов. Именно тогда специалисты различных служб начали конструктивные поиски интегрированных технических решений.
Создание ведомственных сетей связи и передачи данных велось по различным не коррелированным между собой программам без должной научно-технической и экономической проработки.
Концепция во многих аспектах ориентирована на ЕАИС 2-й очереди. Вместе с тем закладываемые технические решения обеспечивают перспективу ее использования на 10−15 лет, возможность развития, модернизации, в том числе с использованием новых технологий передачи информации.
Изложенные в Концепции общие требования к ВИТС, организационные и технические принципы ее построения технического обслуживания, остаются актуальными для настоящего и последующих этапов развития ЕАИС ФТС России.
Концепцией предусмотрено три этапа ее построения. В ходе выполнения первых 2-х этапов построения ВИТС предусматривалось проведение следующих основных мероприятий:
— проведения системного проектирования ВИТС;
— внедрение технологий интегрированного обмена информацией в центральной зоне ФТС России на направлениях ФТС — РТУ;
— концентрация финансовых средств, выделяемых на централизованную закупку телекоммуникационного оборудования, капитальное строительство ВИТС, на реализацию целевых программ, решений коллегий ФТС России, развитие инфраструктуры РТУ, особенно в отношении таможен, характеризующихся высокими показателями оперативности работы и доходности;
— разработка системы управления и создание центра управления сетью;
— проведение системного проектирования региональных ВИТС;
— проведение НИР по сетям подвижной радиосвязи и спутниковому фрагменту ВИТС, начало их практической реализации. Большинство из них реализовано. Захаров В. Интеллектуальные технологии в современных системах управления // Проблемы теории и практики управления, 2005, № 4 — С. 99
Развитие ведомственной сети связи в направлении создания интегрированной телекоммуникационной сети начато нами еще до разработки системного проекта, в частности, цифровизация каналов до РТУ, отдельных таможен, переходу на цифровые технологии передачи информации в центральной зоне ФТС России.
Разработанный в 2002 году ОАО «Роснет» системный проект дает нам четкие ориентиры создания ВИТС, этапность организации работ, что позволяет обоснованно планировать использование финансовых средств.
Таким образом, мы получили инструмент, который с учетом реализации замечаний и предложений экспертной комиссии УГЭС Минсвязи позволяет нам приступить к созданию ВИТС.
В этом плане большое значение придается приведенному к настоящему времени проектированию региональных фрагментов ВИТС, т. е. конкретизации системного проекта на конкретные условия регионов.
При проведении проектирования необходимо учитывать, что, по мнению УСТАТТ темпы создания ВИТС отстают от реальных потребностей ЕАИС в развитии транспортной базы системы.
Необходимо отметить ряд важных моментов. В связи с наращиванием каналов цифровой связи, внедрением технологий их интегрированного использования, разветвлением ВИТС, увеличением на сети количества коммуникационного и каналообразующего оборудования необходима срочная разработка системы управления сетью, и в частности создание центрального и региональных центров управления.
Необходимо создание единой транспортной среды и адресного пространства ЕАИС. При этом должно учитываться, что использованием только возможностей ведомственной сети ФТС России данную задачу до конца решить сложно из-за частой передислокации таможенных органов, расположением их на арендованных площадях и др. Необходима разработка приложений для работы резервным каналам, в том числе сети общего пользования.
На данном этапе развития ЕАИС назрела необходимость в разработке единого стандарта передачи информации, от чего во многом зависит структура ее транспортной сети, т. е. ВИТС ФТС России.
Низка оснащенность связью низовых подразделений таможенных органов — таможенных постов и пунктов пропуска, особенно, в приграничных таможнях и в первую очередь на западной границе России.
Учитывая низкие темпы цифровизации магистральных и особенно внутризоновых каналов сетей общего пользования необходимо шире использовать возможности всех операторов регионов.
Не решена до настоящего времени задача обеспечения правоохранительных и оперативных подразделений ФТС России передачей данных с мобильных объектов. Необходимо приступать к переоснащению существующих сетей радиоподвижной связи для внедрения современных цифровых стандартов связи.
Анализ содержания планов капитального строительства ВИТС показывает, что в последние годы основное внимание строительства ВИТС направлено на оснащение связью и ЛВС, РТУ и таможен. Зачастую проекты не охватывают всей инфраструктуры таможни, либо из-за недостатка финансовых средств реализуется не в полном объеме, в ущерб интересам таможенных постов и пунктов пропуска. Часто реализация включения этих элементов в ВИТС планируется традиционными методами организации привязок, что, учитывая во многих случаях большую удаленность от таможен просто не может быть реализовано из-за больших капитальных затрат. Необходимо искать и предлагать другие технические решения, в частности, в обоснованных случаях использование спутниковых каналов связи.
Необходимо наращивать спутниковую ВИТС для регионов со слаборазвитой инфраструктурой связи, особенно на приграничных таможенных постах и пунктах пропуска.
При подготовке планов капстроительства ВИТС нужно обратить внимание на то, что количество объектов строительства ВИТС достаточно велико. Нужен анализ — не происходит ли «распыление» финансовых средств, выделяемые в настоящее время на строительство ВИТС финансовые средства составляют лишь порядка 3% от средств, вкладываемых в развитие таможенной инфраструктуры.
Планируемые на централизованные закупки финансовые средства составляют в последнее годы порядка 85,0 млн. рублей, что составляет 30% от объема закупок всех информационно-технических средств.
Таким образом, с учетом финансовых средств, выделяемых децентрализовано, средств на модернизацию, общий объем средств, вкладываемых в развитие ВИТС в последние 2 года составляет около 180 млн. рублей. В тоже время в концепции и системном проекте обосновано, что для обеспечения опережающего развития транспортной базы ЕАИС эти затраты должны быть 400−450 млн. рублей.
Следовательно, нам необходимо искать и реализовывать менее капиталоемкие решения, стремиться к внедрению перспективных телекоммуникационных технологий, совершенствовать систему технического обслуживания и ремонта оборудования Захаров В. Влияние информационных технологий на развитие фирмы //Проблемы теории и практики управления, 2005, № 5. С. 118.
Глава III. Функционирование служб, подведомственных АТС, на уровне региональной таможни
Принятие нового Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее ТК) создало правовую основу для формирования новой системы таможенного контроля, которая будет основываться на использовании системы управлении рисками и предусматривать выборочность контроля и его форм, рациональное использование ресурсов таможенных органов с учетом необходимости снижения непроизводственных расходов бизнеса. Решение данных задач невозможна без совершенствования существующей технологии таможенного оформления и таможенного контроля, которая в свою очередь находится в неразрывной связи с уровнем развития и внедрения в деятельность таможенных органов информационных систем и информационных технологий. Поэтому правовым основам разработки, создания и использования информационных систем и информационных технологий, в том числе основанных на электронных способах обмена информацией, и средств их обеспечения в ТК отведена целая глава (глава 40).
Правовые и технологические аспекты разработки, создания и использования информационных систем и информационных технологий в таможенном деле.
В соответствии со статьей 423, ч.1 ТК ТС разработка, создания и использование информационных систем и информационных технологий (далее ИСиИТ) осуществляется таможенными органами в соответствии с федеральными законами. Основой нормативной базы развития информационных технологий таможенных органов является:
— Федеральный закон (ФЗ) «Об информации, информатизации и защите информации»;
— Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи». Однако, отсутствие ФЗ «Об электронном документе и электронном документообороте» существенно затрудняет широкое применение ИСиИТ в «межведомственных отношениях», особенно в правовом поле. Данный пробел в нормативной базе можно ликвидировать в настоящее время (до принятия Федерального закона) межведомственными соглашениями пользователей информации ИСиИТ с таможенными органами всех уровней и ведомственными нормативными актами Федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела (далее ФТС России).
Основные этапы развития ИСиИТ таможенных органов основывается на Федеральной целевой программе «Электронная Россия» (2002;2010 г. г.) и Целевой программой развития Таможенной службы Российской Федерации на 2001;2003 годы (перспектива до 2010 года).
Из ведомственных (ныне действующих) нормативных актов ФТС России основой для построения и использования ИСиИТ является;
— Концепция обеспечения информационной безопасности таможенных органов (приказ ФТС России от 31.12.98 № 906);
— Концепция развития ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России (приказ ГТК России от 15. 01.01 № 27);
— Концепция информационно-технической политики ФТС России (приказ ГТК России от 13.11.01№ 1073).
В соответствии со статьей 423 ч.2 ТК внедрение ИСиИТ с использованием средств вычислительной техники и связи осуществляется в соответствии со стандартами, действующими с Российской Федерации, и международными стандартами, основными из которых является;
— ГОСТ 34.201−89 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем» ;
— ГОСТ 34.602−89 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на автоматизированные системы» ;
— ISO/IEC11801 Information technology — generic cabling for customer PREMISES (Информационная технология прокладки кабелей в помещениях заказчика);
— TIA/EIA-568 Set commercial building telecommunications cabling standards (Стандарты прокладки кабелей телекоммуникаций в коммерческих зданиях);
— TIA/EIA-569 Commercial building standart for telecommunications pathways end spaces (Стандарт на телекоммуникационные трассы и их размещение в коммерческих зданиях);
— TIA/EIA-570 Residtntal telecommunications cabling standart (Стандарт прокладки кабелей телекоммуникаций в жилых и небольших коммерческих зданиях);
— TIA/EIA-606 The administration standart for the telecommunications infrastructure of commercial buildings (Стандарт на администрирование телекоммуникационной инфраструктуры коммерческих зданий);
— TIA/EIA-607 Commercial building groundingbondmg requirement standart (Требования к заземлению в коммерческих зданиях);
— TIA/EIA TSB 72 Centralized optical fiber cabling guidelines (Руководство по прокладке основных оптико-волоконных линий);
— TIA/EIA TSB 75 Additional horizontal cabling practices for open officies (Рекомендации по горизонтальной кабельной разводке);
— Правила устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденные 06.01.1999 Минэнерго СССР.
Региональная ведомственная корпоративная сеть — основа функционирования информационных систем и информационных таможенных технологий.
Региональная ведомственная корпоративная сеть (РВКС) региональной таможни является средой функционирования региональной подсистемы Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) ФТС России.
Основная цель создания ЕАИС — резко повысить эффективность работы таможенных органов за счет широкого применения автоматизированных информационных таможенных технологий, базирующихся на современных программно-технических средствах.
Наряду с таможенными информационными технологиями важнейшими компонентами ЕАИС являются инструментальные технологии, такие как:
— технологии в вычислительной среде ЕАИС;
— технологии в телекоммуникационной (транспортной) среде ЕАИС;
— технологии защиты информации в ЕАИС;
— технологии технической поддержки и сервисного обслуживания программно-технического комплекса ЕАИС.
Эти технологии, внедренные на совокупности аппаратно-программных средствах и системах связи (каналах), составляют РВКС.
РВКС является подсетью общей корпоративной сети ведомства или учреждения и, соответственно, интерфейсы взаимодействия сети должны обеспечивать интеграцию служб и сервисов с общей сетью, а также возможность взаимодействия с сетями других ведомств и учреждений на региональном уровне. Поэтому общей платформой РВКС обязательно должны быть «открытые» телекоммуникационные технологии на основе общепринятых протоколов, как на аппаратном уровне, так и на уровне приложений. Возникающие при этом проблемы защиты РВКС и пути их решения являются отдельным направлением исследования и они в данной статье не рассматриваются.
Специфика развертывания систем телекоммуникаций в каждом конкретном регионе, связанная с уровнем развития телекоммуникационной инфраструктуры региона, а также требования к инструментальным технологиям, исходящие из задач, выполняемых с использованием РВКС, определяют основные требования к принципам построения РВКС.
1. Принцип эволюционного развития и модернизации РВКС Необходимость эволюционного развития или модернизации при построении РВКС обусловлена следующими факторами:
— слабая развитость или отсутствие в регионе развертывания РВКС каналов с требуемой пропускной способности или высокая их стоимость;
— большая стоимость всего необходимого оборудования и программного обеспечения и трудности, связанные с финансовым обеспечением всего проекта развертывания;
— быстрый темп развития телекоммуникационных и информационных технологий, связанное с ним быстрое «моральное» устаревание аппаратно-программного комплекса РВКС и проблема «защиты инвестиций»;
— необходимость подготовки или переподготовки обслуживающего персонала и пользователей информационных систем;
— необходимость быстрейшего внедрения современных информационных технологий и сервисов и т. д.
Все эти взаимно влияющие факторы определяют темпы развертывания и уровень развитости РВКС.
Опыт развертывания, эксплуатации и модернизации РВКС в таможенных органах ряда регионов с учетом реалий региона и вышеперечисленных факторов показал эффективность эволюционного подхода к развитию и модернизации корпоративной сети региона.
На уровне региональных таможен основные этапы построения РВКС таможни:
— Внедрение автоматизированных рабочих мест инспекторов на базе автономных компьютеров (1992 г.).
— Развертывание ЛВС в крупных подразделениях, модемный обмен информацией по коммутируемым линиям (1993 г.).
— Развертывание в регионе автоматизированной системы передачи данных на базе программного комплекса USTP (1995 г.).
— Создание телекоммуникационного узла региона на базе маршрутизаторов Cisco 4500 (по синхронным каналам и Cisco 2500 по асинхронным каналам), установка модемного пула, переход на выделенные аналоговые каналы передачи данных (1996 г.).
— Создание сети серверов и маршрутизаторов. Переход на централизованное администрирование серверов и маршрутизаторов региона (1997 г.).
— Переход по «важным» направлениям на цифровые каналы (2 Мб/с),
интеграция ЛВС подразделений (1999 г.).
— Создание систем удаленного мониторинга корпоративной сети, систем резервного копирования на базе ленточных библиотекарей, перевод информационно-поисковых систем к клиент-серверным технологиям. Обеспечение онлайнового доступа пользователей РВКС к ресурсам ЕАИС (2000 г.).
— Развертывание систем гарантированного бесперебойного электропитания средств автоматизации с Webуправлением, систем мониторинга корпоративной сети, перевод ЛВС к структурированным кабельным сетям (СКС)(2001 г.).
— Обеспечение автоматического перехода систем коммуникаций на резервные линии в случае аварии на магистрали (1999 — …).
— Переход на клиент-серверные таможенные технологии (2001 -…). На всем этапе построения РВКС осуществляется ее модернизация, которая заключается в перемещении «устаревших» аппаратно-программных средств на некритичные направления с подключением этих направлений к корпоративной сети. Посредством этого производится и модернизация и расширение круга пользователей корпоративной сети.
2. Единое управление и контроль за работоспособностью всех составляющих корпоративной сети.
Необходимость единого управления и контроля за работоспособностью всех составляющих корпоративной сети (КС) обусловлена:
— Высокими квалификационными требованиям к обслуживающему персоналу и разносторонним характером аппаратно-программных составляющих.
— Необходимостью обеспечения быстрого восстановления компонентов и сегментов в случае выхода из строя путем перенаправления информации или перекоммутации каналов на резервное оборудование или каналы.
— Необходимостью определения «узких» мест в КС и оперативной её переконфигурации, внедрению новых сервисов, обновления системного программного обеспечения.
Решение этой задачи достигается путем создания единой сети серверов, интеграции разных платформ в системах управления сетью, единой адресации всех компонент и использованием приложений, позволяющих осуществлять мониторинг разных типов основных устройств.
3.Защита информационных ресурсов.
При построении системы безопасности информационных ресурсов надо исходить из того, что деятельность по защите должна быть построена экономически оправданным образом. Данное положение кажется очевидным, но возможны ситуации, когда усилия прикладываются не там, где нужно. Например, много говорят и пишут о хакерах, в то же время в большинстве обзоров по информационной безопасности утверждается, что ущерб от внутренних «штатных» злоумышленников и внештатных ситуаций значительно больше (98%).
В области защиты информационных ресурсов можно выделить два основных направления:
— защита технических средств.
— защита целостности и безопасности программного обеспечения и баз данных.
В части защиты технических средств актуальным в регионе является обеспечение гарантированным электроснабжением компонента КС, а в обеспечении целостности и безопасности программного обеспечения и баз данных — это, «зеркалирование» носителей (винчестеров, серверов), их регулярное резервное копирование на ленточные библиотекари.
Конечно же, проведение организационно-технических мероприятий, автоматическое протоколирование работы всех компонентов КС и пользователей существенно упрощает задачу обеспечения защиты информационных ресурсов КС.
4. Обеспечение непрерывного функционирования всех фрагментов и составляющих КС
Корпоративная сеть или её фрагмент нормально функционирует, пока среда сети позволяет за приемлемое время (разное для каждого приложения по времени и по трафику сети) решать задачи, которые обслуживаются данной сетью. При этом механизм автоматического переключения ресурсов КС на выполнение приложения (без потерь данных или откатом транзакций) является существенным при сбоях оборудования и каналов.
Данный механизм реализуем при наличии системы распределенной обработки и его поддержки на прикладном уровне для информационных технологий, а на коммуникационном уровне — при наличии резервных или альтернативных маршрутов.
Заключение
Повышение эффективности управления в таможенных органах на основе проблемно-целевого подхода рассматривалось в работе на материале комплексной программы создания ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети, в особенности, ведомственных АТС, в таможенных органах. По ней сделана самостоятельная группа выводов:
· внедрение корпоративных информационных систем как основы для комплексной автоматизации деятельности предприятий направлено на поддержку принятия управленческих решений менеджерами высшего звена корпорации. А это предполагает, что предварительно должны быть решены задачи автоматизации рабочих мест, связанных с выполнением текущих функций и оперативным управлением процессами на уровне нижнего и среднего звена менеджеров.
· для анализа качества использования информационных технологий применяются показатели функциональной полноты, своевременности переработки информации и показатели надёжности (функциональной и адаптивной).
· у таможенной службы есть все предпосылки для создания комплексной информационной системы, позволяющей существенно снизить управленческие затраты.
· вклад информационных технологий зависит от специфики секторов экономики. Исследования, произведённые в развитых странах, указали на наличие взаимодополняемости технологий и квалификации при росте производительности.
1. Таможенный кодекс Таможенного союза. М.: Проспект, 2012 — 484 с.
2. Бакаева О. Ю., Матвиенко Г. В. Таможенное право России. М.: Юристъ, 2005 — 427 с.
3. Гусев С. В. Перспективы развития проекта «Российская таможня XXI века «в Северо-западном регионе. ЕАИС таможенной службы России. Теория и практика.-М.: Изд-во ГНИВЦ ГТК России, 2000. -Вып.2. с.20−25.
4. Захаров В. Базовые архитектуры интеллектуальных систем управления //Проблемы теории и практики управления, 2005, № 5. С. 106 — 112.
5. Захаров В. Влияние информационных технологий на развитие фирмы //Проблемы теории и практики управления, 2005, № 5. С. 113 — 120.
6. Захаров В. Интеллектуальные технологии в современных системах управления // Проблемы теории и практики управления, 2005, № 4 — С. 96 — 100.
7. Мардас А. Н., Мардас О. А. Организационный менеджмент. СПб.: Питер, 2003 — 336 с.
8. Переверзев М. П., Шайденко Н. А., Басовицкий Л. Е. Менеджмент М.: ИНФРА — М, 2002 — 288 с.
9. Чеботов Ю. А. О результатах деятельности ГНИВЦ ГТК России по автоматизации таможенных органов с 1990 по 2000 годы. ЕАИС таможенной службы России. Теория и практика.-М.: Изд-во ГНИВЦ ГТК России, 2000. — Вып.2. с.5−19.
10. Чекмарева Г. И. Таможенное дело. Ростов-на-Дону: Издательский дом «МарТ», 2004 — 576 с.