Основные понятия муниципальной экономической политики
Подход, существующий в современной России, представляет собой нечто среднее между второй и третьей моделями. С одной стороны, низкая платежеспособность и менталитет населения вынуждают муниципальную власть предоставлять жителям множество либо бесплатных, либо частично оплачиваемых бюджетных услуг, что характерно для муниципально-рентной модели. С другой стороны, муниципальные предприятия… Читать ещё >
Основные понятия муниципальной экономической политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- Введение
- 1. Основные понятия муниципальной экономической политики
- 2. Муниципальная экономика и модели муниципального хозяйства
- 3. Экономические функции местного самоуправления
- 4. Направления и методы реализации муниципальной экономической политики
- Заключение
- Список литературы
Муниципальное управление — относительно новое явление в современной России. Как особый вид управления, как научная дисциплина и как область практической деятельности муниципальное управление появилось лишь в 1990;х гг. вместе с возрождением местного самоуправления. Согласно Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, поэтому муниципальное управление имеет определенные особенности, отличающие его от государственного управления.
Объектом муниципального управления является муниципальное образование — населенная территория, на которой осуществляется местное самоуправление. В качестве субъекта муниципального управления выступают население муниципального образования — местное сообщество, а также органы местного самоуправления, избранные населением и действующие от его имени. Предмет муниципального управления — регулирование социально-экономических процессов на территории муниципального образования в интересах местного сообщества и на основе эффективного использования местных ресурсов.
Муниципальное управление — это составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета.
Одним из условий успешного осуществления демократических преобразований в современной России является местное самоуправление. Его развитие имеет не только большое политическое, но также социальное и экономическое значение. Оценивая состояние местного самоуправления в России, можно сказать, что в настоящее время оно находится на начальном пути своего развития.
Проблемы формирования экономической политики местных органов власти, преимущественно касающейся крупных и крупнейших городов, на современном этапе вызывают высокий интерес в большинстве развитых и развивающихся стран мира. Необходимость углубления и расширения теоретико-методологической базы исследования этой сферы территориального управления вызвана целым рядом причин.
Целью данной работы является изучение муниципальной экономической политики.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные понятия муниципальной экономической политики
2. Разобрать муниципальную экономику и модели муниципального хозяйства
3. Выявить экономические функции местного самоуправления
4. Рассмотреть направления и методы реализации муниципальной экономической политики
1. Основные понятия муниципальной экономической политики
Политика в целом — есть комплекс мер по поставке и реализации определенных целей с использованием рычагов власти. Иногда говорят, что политика — это искусство возможного. Политика может осуществляться на любом уровне — от государства до семьи. Город или иное муниципальное образование, его жители, органы местного самоуправления тоже могут ставить перед собой и реализовать определенные цели. В этом смысле можно вести речь о муниципальной политике. Бабун Р. В., Муллагалеева З. З. Вопросы муниципальной экономики: Учебное пособие. М., 2007. С.5
Термин «муниципальная экономика» используется в литературе в разных значениях.
Иногда он употребляется как синоним понятий «муниципальное хозяйство» (совокупность хозяйствующих субъектов, находящихся в муниципальной собственности) или «местное хозяйство» (муниципальное хозяйство плюс домохозяйства).
Муниципальную экономику можно рассматривать также как часть национальной экономики, как раздел экономической науки, как учебную дисциплину.
Каждое из этих значений верно в своем аспекте. С позиций муниципального управления будет использоваться следующее определение. Муниципальная экономика — это совокупность экономических ресурсов муниципального образования, обеспечивающих удовлетворение жизненных потребностей населения, и отношений по их использованию.
Экономическая деятельность органов местного самоуправления, управление экономическими ресурсами и экономическими процессами на территории — важнейший компонент муниципальной деятельности. Именно использование экономических ресурсов территории позволяет оказывать все виды муниципальных услуг населению. В этом смысле можно сказать, что муниципальная экономика — это экономика оказания муниципальных услуг.
Муниципальная экономическая политика — система целей и методов наиболее эффективного использования экономических ресурсов территории в интересах местного сообщества. Цели и задачи муниципальной экономической политики вытекают из общих целей и задач муниципальной политики и являются подчиненными по отношению к ним. Пикулькин А. В. Экономика муниципального сектора: Учебное пособие. М., 2008. С. 149
Экономические ресурсы — многогранное понятие, включающее в себя природные, трудовые, капитальные, финансовые и другие ресурсы, используемые в экономической деятельности. В настоящей главе рассматриваются вопросы управления имущественными и финансовыми ресурсами муниципального образования, которые, согласно Федеральному закону 2003 г., составляют экономическую основу местного самоуправления. Состав этих ресурсов приведен на рис. 1.
Рис. 1. Имущество и финансовые ресурсы муниципального образования
Включение в состав экономических ресурсов муниципального образования имущества и финансовых средств немуниципальных хозяйствующих субъектов, используемых в интересах местного сообщества, означает, что объект управления в муниципальной экономике определяется исходя не из формы собственности, а из выполняемых функций по жизнеобеспечению населения и социально-экономическому развитию муниципального образования. Из этого же вытекает и потребность муниципального образования в указанных экономических ресурсах. Чем больше бюджетных услуг оказывают населению органы местного самоуправления, тем больше имущества и финансов им требуется. Зотов В. Б. Система муниципального управления. СПб, 2008. С. 277
муниципальный самоуправление экономический политика
2. Муниципальная экономика и модели муниципального хозяйства
Потребности муниципального образования в имуществе и в финансовых средствах взаимозависимы. Это объясняется тем, что объекты муниципальной собственности могут быть бюджетонаполняющими (приносящими доходы в бюджет) и бюджетопоглощающими (не приносящими доходов в бюджет или требующими бюджетных средств на их содержание в размере, превышающем получаемый доход).
Так, нежилое помещение, сдаваемое в аренду, представляет co6oй бюджетонаполняющий объект. Бюджетопоглощающими являются большинство объектов социальной сферы. Например, родительская плата в детском саду компенсирует лишь часть расходов на содержание ребенка, основная же часть расходов покрывается из средств местного бюджета. Муниципальное предприятие в разных ситуациях может оказаться и бюджетонаполняющим, и бюджетопоглощающим.
Поскольку муниципалитет, с одной стороны, является некоммерческой организацией, он не имеет целью получение прибыли. С другой стороны, он должен иметь сбалансированный бюджет. Поэтому ключевая задача муниципальной экономической политики состоит в оптимизации соотношений между объемом бюджетных услуг и потребностью в имуществе и в финансовых средствах. С этих позиций в зарубежной практике выделяется три модели муниципального хозяйства и источников его финансирования. Мысляева И. М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. М, 2007. С. 96
1. Коммунальная модель. Жители сами оплачивают поставщикам индивидуально потребляемые ими муниципальные услуги, в т. ч. социально значимые, а затраты на финансирование общественных услуг несут в форме уплаты налогов. Орган местного самоуправления осуществляет только накопление финансовых ресурсов на общественные нужды и их расходование через систему муниципального заказа. Муниципалитет не участвует в хозяйственной деятельности и не имеет имущества, приносящего доход, а потребность в объектах собственности, требующих затрат на их содержание, и в финансовых ресурсах является минимальной. Конкурентный рынок муниципальных услуг настолько развит, что задачей муниципальной власти является лишь выявление оптимальных поставщиков услуг по соотношению показателей цены и качества. Модель характерна для экономически развитых стран с высоким жизненным уровнем населения.
2. Коммунально-рентная модель отличается от предыдущей тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления не только в распределении муниципальных заказов на общественные услуги, но и в сфере использования экономических ресурсов территории (земля и объекты недвижимости) и оказания отдельных бюджетных услуг (в основном социальных) на базе объектов муниципальной собственности. Более высокая потребность муниципалитета в финансовых средствах в данной модели обеспечивается тем, что налоги с населения и с производителей продукции, а также платежи за услуги дополняются рентными платежами за использование муниципальной собственности, включая собственность на землю.
3. Myниципально-рентная модель характеризуется тем, что основное бремя по решению вопросов жизнеобеспечения населения несут не сами жители, а органы местного самоуправления. Для этого они должны иметь в качестве источников доходов не только налоги и рентные платежи, но и крупные доходы от хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и, следовательно, стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории. Основоположник российской муниципальной науки Л. Велихов называл эту модель муниципальным социализмом. Идея муниципального социализма состоит в том, что органы местного самоуправления должны в основном самостоятельно обеспечивать финансовыми средствами свои общественные нужды за счет эффективной хозяйственной деятельности. Белокрылова О. С., Киселева Н. Н., Хубулова В. В. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. М., 2009. С.108
Подход, существующий в современной России, представляет собой нечто среднее между второй и третьей моделями. С одной стороны, низкая платежеспособность и менталитет населения вынуждают муниципальную власть предоставлять жителям множество либо бесплатных, либо частично оплачиваемых бюджетных услуг, что характерно для муниципально-рентной модели. С другой стороны, муниципальные предприятия на сегодня являются в большинстве своем не источниками доходов, а потребителями бюджетных средств. Этим дисбалансом обусловлен избыток находящегося в муниципальной собственности имущества, особенно объектов социального назначения, требующих крупных затрат на содержание, а также хронический дефицит финансовых ресурсов для покрытия расходов местных бюджетов. Ермошина Г. П. Региональная экономика: Учебное пособие. М., 2009. С. 316
3. Экономические функции местного самоуправления
Функции органов местного самоуправления по управлению экономическими ресурсами территории сводятся к их эффективному использованию и преобразованию в жизненные блага для населения. Основные из этих функций показаны на рис. 2.
Рис. 2. Экономические функции местного самоуправления
В условиях перехода к рыночной экономике эти функции существенно видоизменились и расширились. Так, местные органы и прежде выполняли функцию экономического анализа, планирования и прогнозирования развития территории, однако в условиях рыночной экономики и многообразия форм собственности методы анализа, прогнозирования и комплексного планирования социально-экономического развития территории существенно изменились. Мацкуляк И. Д. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. М., 2007. С. 245
Инвестиционную деятельность местная власть осуществляла только в рамках утвержденных на вышестоящих уровнях планов и в пределах централизованно выделенных ассигнований. Теперь появилась возможность самостоятельно принимать инвестиционные решения и использовать в этих целях как собственные, так и заемные (кредитные) ресурсы. Появились и новые функции: управление муниципальным имуществом, налоговое, тарифное, ценовое регулирование, экономическое регулирование предпринимательской деятельности (раньше такая деятельность просто отсутствовала), внешнеэкономическая деятельность.
Сводное финансовое планирование развития территории в современных условиях стало на порядок сложнее, так как оно должно учитывать многоканальность формирования и использования финансовых ресурсов территории: прибыль всех хозяйствующих субъектов, платежи в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, централизованные средства, дотации и субвенции, доходы от приватизации, аренды, займов, инвестиционных проектов, внешнеэкономической деятельности и т. п. Бушуева И. В., Шумаев В. А., Платонова Н. А. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. М., 2008. С. 210
4. Направления и методы реализации муниципальной экономической политики
Учитывая перечисленные функции, можно выделить следующие основные направления муниципальной экономической политики:
— управление муниципальным имуществом;
— финансовая политика — управление муниципальными финансами;
— промышленная политика — взаимодействие с немуниципальными хозяйствующими субъектами на территории муниципального образования;
— налоговая, тарифная, ценовая политика;
— инвестиционная политика;
— управление межмуниципальными и международными экономическими связями муниципальных образований и др.
Управление экономическими процессами на территории муниципального образования требует использования различных методов прямого и косвенного воздействия на объекты управления (рис. 3).
Экономическая политика муниципального образования может изменяться в зависимости от многих факторов: географического положения, отраслевой структуры градообразующей сферы и соответствующего типа муниципального образования (административный центр, транспортный узел, промышленный или ресурсодобывающий центр, научный центр, культурный центр и т. д.), социально-демографического состава населения, уровня квалификации его трудоспособной части и т. п.
Рис. 3. Методы регулирования экономических процессов на территории муниципального образования
Выбор наиболее эффективных в конкретной ситуации направлений и методов экономической политики муниципального образования служит одним из важнейших условий его развития. Морозова Т. Г., Поляк Г. Б., Победина М. П. Региональная экономика: Учебник для студентов вузов. М., 2009, С. 105
Предстоящие изменения в российском законодательстве характеризуются «уходом» всех уровней публичной власти, включая муниципальную, из сферы экономики. Федеральным законом 2003 г., в отличие от Федерального закона 1995 г., установлен исчерпывающий перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности. Из него исключаются объекты, не предназначенные для исполнения функций местного самоуправления как органа публичной власти. В связи с этим муниципальная экономическая политика должна будет претерпеть существенные изменения. Бутов В. И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. М., 2007. С. 251
Заключение
Муниципальная экономика — совокупность экономических ресурсов муниципального образования, обеспечивающих удовлетворение жизненных потребностей населения на местном уровне, и отношений по их использованию.
Муниципальная политика — система целей муниципальной деятельности и способов их достижения на основе властных полномочий, закрепленных за органами местного самоуправления.
Под муниципальной политикой понимается совокупность социальных, экологических, экономических и иных целей и ориентиров муниципальной власти, а также способов их достижения.
Муниципальная социально-экономическая политика — это важнейшая составная часть систем местного самоуправления. Местная социально-экономическая политика — это взаимосогласованная совокупность социальных, экономических, экологических целей и установок (ориентиров), а также способов их достижения, разработка и практическая реализация которых осуществляется самим местным сообществом и органами самоуправления.
В муниципальной социальной политике главный ориентир — улучшение качества жизни населения, образующего местное сообщество. Это прежде всего уровень, образ и продолжительность жизни населения. Приоритетом местной экономической политики является эффективность ведения местного хозяйства и увеличение на этой основе бюджетных и внебюджетных доходов, необходимых для решения местных задач, связанных с улучшением качества жизни местного сообщества.
1. Бабун Р. В., Муллагалеева З. З. Вопросы муниципальной экономики: Учебное пособие. М.: Моск. обществ. науч. фонд, 2007. 143 с.
2. Белокрылова О. С., Киселева Н. Н., Хубулова В. В. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2009. 240 с.
3. Бутов В. И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. М.: МарТ, 2007. 448 с.
4. Бушуева И. В., Шумаев В. А., Платонова Н. А. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. М.: Альфа М, 2008. 653 с.
5. Видяпин В. И., Степанов М. В. Региональная экономика. Основной курс: Учебник. М.: Инфра-М, 2009. 686 с.
6. Ермошина Г. П. Региональная экономика: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2009. 576 с.
7. Зотов В. Б. Система муниципального управления: Учебник для вузов. СПб.: Лидер, 2008. 493 с.
8. Кистанов В. В., Копылов Н. В. Региональная экономика России: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2009. 584 с.
9. Мацкуляк И. Д. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. М.: РАГС, 2007. 640 с.
10. Морозова Т. Г., Поляк Г. Б., Победина М. П. Региональная экономика: Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009, 527 с.
11. Мысляева И. М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. М: ИНФРА-М, 2007. 360с.
12. Пикулькин А. В. Экономика муниципального сектора: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 464 с.