Основные направления совершенствования деятельности управления земельного фонда (на материалах Федерального агентства по управлению государственным имущест
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на следующих принципах: сохранение целевого использования земельных участков; установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица; преимущественное право субъекта… Читать ещё >
Основные направления совершенствования деятельности управления земельного фонда (на материалах Федерального агентства по управлению государственным имущест (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ Институт государственного управления и права
Кафедра Государственного и муниципального управления Дипломный проект на тему «Основные направления совершенствования деятельности управления земельного фонда (на материалах Федерального агентства по управлению государственным имуществом)»
Специальность 80 504 — Государственное и муниципальное управление
Москва 2009 г.
Содержание Введение ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ ФОНДОМ
1.1 Организационно-функциональная структура Федерального агентства по управлению государственным имуществом
1.2 Организация деятельности структурных подразделений Федерального Агентства по управлению государственным имуществом
1.3 Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность Федерального агентства по управлению государственным имуществом ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ ЗА 2006;2008 39
2.1 Анализ земельного фонда РФ
2.2 Анализ земельного фонда субъектов РФ
2.3. Анализ финансирования мероприятий в рамках реализации Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на (2002;2010 годы) ГЛАВА 3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА
3.1 Основные направления по совершенствованию управления земельным фондом
3.2 Разработка технологии ведения единого кадастрового учета стоимости земельных участков
3.3 Ожидаемые результаты реализации разработанных предложений… 100
Заключение
Список использованных источников Приложения Введение В настоящий время в мировой практике существует один из самых закрытых и специфических рынков — рынок земельных участков, которые сильно различаются по регионам и сегментам рынка. И имеют достаточно разнообразные варианты реализации на внутренних региональных рынках своих государств.
Современный Российский рынок земельных участков разделился на строго определенные сегменты по видам землепользователей, лидером сейчас является рынок сельскохозяйственных земель, который стал лидером в 2005 году, что в процентном отношения составило 83,5% всех сделок, рынок земель занятых жилищной застройкой составил около 14% всех сделок, остальные 3% занимают сделки, связанные с другими видами застройки.
Современная жизнь становится все более уязвимой. Глобальные климатические изменения, возникновение новых технологий, рост плотности населения, изменение образа жизни у целых народов, рост городов, деградация земель и сокращение площади сельскохозяйственных угодий, сокращение площади лесов, увеличение пустынь, усиление проблемы обеспечения продовольствием, сокращение запасов питьевой воды объективно в возрастающей степени приводят к необходимости накладывать ограничения на решения собственников земли.
Это обуславливает необходимость разработки и развития нового системного подхода к государственному управлению земельными ресурсами, (ведение единой автоматизированной системы государственного кадастрового земельных участков) учитывающего возрастающую роль соблюдения интересов общества при снижении роли государства в процессе перераспределения ресурсов. При этом важнейшей проблемой становится поиск допустимого уровня вмешательства общества в повседневные решения собственников земли.
Объектом дипломного исследования является — Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Предметом дипломного исследования является — управление земельным фондом Основная цель дипломного проекта — определение основных направлений по совершенствованию деятельности Управления земельного фонда Для достижения поставленной цели дипломного проекта необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть организацию управления земельным фондом;
— провести анализ деятельности Федерального агентства по управлению государственным имуществом за 2006;2008 гг.;
— определить основные направления по совершенствованию деятельности Управления земельного фонда.
Дипломный проект состоит из трех глав, введения, заключения, приложений, списка использованных источников, содержит 28 рисунков, 16 таблиц.
В первой главе дается общая характеристика исследуемого объекта, приводится организация управления земельным фондом, организация деятельности структурных подразделений Федерального агентства по управлению государственным имуществом и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Во второй главе проводится анализ деятельности Федерального агентства по управлению государственным имуществом за 2006;2008 гг. по следующим направлениям: анализ земельного фонда РФ, анализ земельного фонда субъектов РФ, анализ финансирования мероприятий в рамках реализации Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на (2002;2010 годы) В третьей главе представлены основные направления по совершенствованию Управления земельного фонда, а именно определены основные направления по совершенствованию управления земельным фондом и разработана технология ведения единого кадастрового учета стоимости земельных участков и представлены ожидаемые результаты реализации разработанных предложений.
В заключении представлены выводы о достижении поставленной цели дипломного проекта.
При написании дипломного проекта были использованы следующие нормативно — правовые документы: Земельный кодекс РФ, Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, Положение об Управлении земельного фонда, Федеральная целевая программа Федеральная целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на (2002;2010 годы)» (от 25 октября 2007 г. № 745) .
Кроме того, были использованы отчеты о деятельности Управления земельного фонда, а также материалы (отчеты, программы Управления земельного фонда.
В процессе написания дипломного проекта были использованы следующие методы: правовой, структурно — функциональный, институциональный, аналитический и графический, ретроспективного анализа, метод экстрополяции ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ ФОНДОМ
1.1 Организационно-функциональная структура Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российское государство всегда стремилось к централизации, к рациональному управлению своим имуществом. Эта наука складывалась столетиями. Эта наука складывалась столетиями.
К середине XV века права собственности, розданные князьям и боярам, стали ограничиваться. Появился государственный аппарат — «казённый двор», внимание Великого Князя переключилось на «Казну», на достояние страны. Иммунитетные права удельных вотчинников ушли на второй план, Институт управления имуществом в виде казённой канцелярии — «избы», которая ведала землёй и «людьми», ввел Иван III.
Иван IV создал первые министерства — Приказы. Один из них, называвшийся «Поместным», заведовал государственными землями, которые по разнарядке давались дворянам за службу. Во временное пользование, но с правом передавать поместья вместе с обязанностями по наследству. Первое упоминание о нем встречается в 1577 году. На право владения и пользования землёй выдавались акты: жалованные, вводные и отказные грамоты. Поместный приказ рассматривал споры по земельным делам служилых людей. На тот момент это было самое мощное ведомство. В 1678 году одних подьячих, ответственных работников, числилось 442 человека.
При Петре I земли дворян были выведены из государственной собственности. На смену «Приказам» пришли «Коллегии». Они отличались от приказов коллегиальным обсуждением и решением дел, единообразием организационного устройства, делопроизводства и более чёткой компетенцией. Предполагалось, что решения Коллегий будут более объективны. Большие надежды возлагались Петром на коллегию как на средство борьбы с произволом и продажностью чиновников.
Поместный приказ сначала был включён в Юстиц, а затем выделен в самостоятельную Вотчинную коллегию, которая преследовала интересы страны в земельном вопросе и ведала оставшимися у государства землями и крестьянами.
В начале XVIII Петром были созданы Берг-коллегия и Мануфактур-коллегия для централизации управления в оборонных отраслях.
Мануфактур-коллегия управляла казенными мануфактурами и заботилась о частных предприятиях, главным образом в отраслях легкой промышленности.
Берг-коллегия заведовала горной и металлургической промышленностью и обеспечивала предприятия и рудники рабочей силой. Коллегия приписывала к ним государственных крестьян.
При Екатерине II большинство коллегий, в том числе и ведомства, «исполнявшие функции» сегодняшнего Федерального агентства по управлению федеральным, были упразднены. Дела коллегий, контор и канцелярий передавались в губернские учреждения — казенным палатам. Во главе их стояли чиновники в ранге вице-губернаторов. Казенные палаты кроме других обязанностей ведали государственным имуществом — землями (и населявшими их государственными, дворцовыми и экономическими крестьянами), лесами, водами, казенными предприятиями и зданиями. А для общего руководства были созданы экспедиции в составе Сената. Чуть раньше для проведения генерального межевания всех земель России были созданы Межевые конторы.
В это же время было проведено полное межевание практически всех земель центральной части государства. И вплоть до 1917 года в случае возникновения тяжб, спорящие обращались к екатерининским планам генерального межевания.
Централизованное руководство отраслью было восстановлено в 1802 году. Императорским манифестом в России создавались министерства. Чуть позже в составе Министерства финансов был учрежден Департамент государственных имуществ.
В 1836 году, для улучшения управления казенными землями, создано. Пятое отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Отделение сохранилось до 1866 года как орган, стоящий над Министерством государственных имуществ по вопросам законодательства надзора и управления.
Вскоре, 26 декабря 1837 года, после долгого перерыва, было создано Министерство государственных имуществ. Аппарат состоял из Министра, совета, канцелярии и четырех департаментов. Департаменты управляли государственными крестьянами и имуществами губерний и окраин, совершенствовали сельское хозяйство. В Министерство был включен лесной департамент, в ведении которого находились военизированный корпус лесничих и Лесной институт. А с 1848 по 1856 год в состав Министерства входило Главное управление государственного конезаводства — ведомства, стратегически важного для пополнения и замены конского состава кавалерии.
Для чиновников Министерства была установлена форма — темно-зеленый мундир с золотыми гербовыми пуговицами и золотым шитьем. Главным элементом шитья были дубовые ветви. Дуб символизировал обдуманность принимаемых решений, твердость и неподкупность.
В 1894 из-за кризиса в земледелии ведомство было преобразовано в Министерство земледелия и государственных имуществ, основные задачи которого заключались в развитии сельского хозяйства. В новом Министерстве был создан Сельскохозяйственный совет. Так же Министерство развивало науки, организовало учебные заведения, проводило съезды и выставки, изучалась статистика.
В январе 1902 года было созвано межведомственное «Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности». Материалы этого совещания были использованы впоследствии при разработке столыпинской аграрной реформы.
После совещания в 1905 году Министерство было преобразовано в Главное управление землеустройства и земледелия. Комитет по землеустроительным делам при этом Главном управлении осуществлял подготовку и проведение всех аграрных реформ П. А. Столыпина. Из Министерства внутренних дел в состав Главного управления было передано переселенческое управление.
В 1914 г. в Главном управлении на правах департамента организован особый отдел сельского строительства.
Вопросы управления казенной промышленностью и наблюдения над частной промышленностью и торговлей с 1905 года были сосредоточены во вновь учрежденном Министерстве торговли и промышленности. В него вошли Горное ведомство, управление торгового мореплавания и портов, отделы промышленности и торговли, заведование фабричной инспекцией и тарифные учреждения. В составе Министерства работал Страховой совет, координировавший деятельность местных страховых учреждений (больничных касс).
В 1915 году, в связи с военными действиями, были изменены функции ведомств по управлению имуществом, их деятельность свелась к снабжению армии и флота. Главное управление землеустройства и земледелия было преобразовано в Министерство земледелия.
Временное правительство наследовало старое устройство управления имуществом.
В советское время частная собственность была практически ликвидирована: существовали государственная, кооперативно-колхозная и личная формы собственности. Так что не было нужды создавать специальный орган по управлению обособленным имуществом, все имущество и так было государственным, управлялось централизованно и приватизации не подлежало.
Прошло 70 лет, и Россия вернулась к своим истокам. Переход к рыночной экономике потребовал возрождения забытых государственных институтов. Функции управления и распоряжение государственной собственностью были возложены на Мингосимущество Российской Федерации, возникшее из Министерства имущественных отношений.
Государственный комитет России по управлению государственным имуществом (ГКИ) был создан в начале 1990;х годов, в период проведения экономической реформы в России, направленной на переход от плановой системы хозяйствования к рыночной экономике, путем к которой стало разгосударствление социалистической экономики и формирование не существовавшего в СССР класса частных при помощи поэтапной приватизации государственного имущества.
Государственный комитет РСФСР по управлению имуществом (ГКИ РСФСР) был образован в июле 1990 года. Комитет осуществлял полномочия собственника в отношении предприятий, принадлежавших РСФСР. С 21 января 1991 года, после утверждения постановления Совета Министров РСФСР «Вопросы государственного комитета РСФСР по управлению государственным имуществом», определявшего задачи и функции ГКИ РСФСР, комитет начинает организовывать работу по разграничению федеральной собственности, собственности республик, входящих в состав РСФСР, автономных областей, автономных округов, краев, а также муниципальной собственности. Новое положение о Госкомимуществе России было утверждено в феврале 1996 года, а преобразование ГКИ в министерство состоялось в 1997 году. В последствии, Государственный комитет Российской федерации был преобразован в Министерство государственного имущества Российской Федерации (Мингосимущество России).
26 декабря 1991 года вышел указ Президента Российской Федерации «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий», утверждавший первую программу приватизации.
Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в России на 1992 год предусматривала четыре способа приватизации: аукцион, коммерческий конкурс, аренду с правом выкупа, акционирование.
В качестве основного инструмента приватизации на ее первом этапе были использованы приватизационные чеки.
К середине 1994 года в ходе чековой приватизации большая часть объектов малой приватизации была передана в частные руки. На базе средних, мелких и крупных государственных предприятий были созданы акционерные общества.
Чековая приватизация ликвидировала монополию госсобственности в народном хозяйстве и позволила внедрить основы рыночной экономики многоукладного типа.
В этот период также была создана достаточно мощная, хотя и переходная, система институциональных инвесторов в виде чековых инвестиционных фондов.
Этот этап положил начало привлечению в российскую экономику иностранных инвестиций и вхождению отечественной экономики в сложившуюся систему мировых хозяйственных связей.
Задачей следующего этапа приватизации — денежного — стала передача прав собственности на приватизируемое государственное имущество в руки собственников. Денежная приватизация позволила вывести значительную часть государственного имущества из-под директивного управления государством и вовлечь его в рыночный оборот. Кроме того, в ходе денежной приватизации сформировались основы рынка недвижимости, в том числе рынка земли под объектами приватизации.
Начиная с 1998 года, в России наблюдается замедление темпов приватизации, что свидетельствует о завершении процесса массовой приватизации.
В 1998 году произошла смена приоритетов. В результате была разработана новая модель приватизации в России, целью которой стало кардинальное повышение эффективности функционирования российских предприятий и народнохозяйственного комплекса в целом, путем создания широкого слоя эффективных собственников, активного привлечения инвестиций в реальный сектор российской экономики, восстановления функционирования фондового рынка, оптимизации структуры государственной собственности.
Подход к приватизации предприятий теперь уже стал дифференцированным и зависящим от их ликвидности. И, как следствие, приватизация является, в первую очередь, инструментом реализации структурной политики и развития экономики страны.
В мае 2004 года в рамках реорганизации структуры федеральных органов исполнительной власти Мингосимущество Российской Федерации было преобразовано в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, а затем в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
— размещает заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд, а также для обеспечения нужд Агентства;
— осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности;
-. осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;
— организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом, приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже;
— организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом, имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно, изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, а также реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, переработку такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств — его утилизацию (уничтожение);
— заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество;
— осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра;
— осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности;
— обеспечивает в установленном порядке соблюдение покупателями заключенных ими договоров купли-продажи федерального имущества;
— проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначает и проводит документальные и иные проверки, в том числе организует проведение ревизий и принимает решения о проведении аудиторских проверок федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, в том числе включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, а также иных юридических лиц в целях определения эффективного использования и сохранности федерального имущества;
— организует оценку имущества в целях осуществления имущественных, иных прав и законных интересов Российской Федерации, определяет условия договоров о проведении оценки федерального имущества;
— осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере деятельности Агентства;
— приобретает в установленном порядке имущество в федеральную собственность, осуществляет передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность;
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра экономического развития Российской Федерации.
Руководитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом:
— распределяет обязанности между своими заместителями;
— представляет Министру экономического развития Российской Федерации: проект положения об Агентстве; предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата Агентства и территориальных органов Агентства; предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Агентства; предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей территориальных органов Агентства; проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Агентства, а также отчет об их исполнении; утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Агентства и территориальных органов Агентства;
— назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Агентства;
— решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Агентстве;
— утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Агентства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание центрального аппарата Агентства в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
— утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Агентства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, а также смету расходов на содержание территориальных органов Агентства в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
— назначает в установленном порядке на должность и освобождает от должности руководителей подведомственных организаций, заключает, изменяет и расторгает с указанными руководителями трудовые договоры;
— на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации издает в пределах своей компетенции приказы по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Агентства, а также по вопросам внутренней организации работы Агентства.
Одним из предприятий, с котором осуществляется тесное сотрудничество Федерального агентства по управлению государственным имуществом является — Федеральное государственное унитарное предприятие- «Федеральный кадастровый центр «Земля»
Основным направлением деятельности ФКЦ «Земля» является создание автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН), включая разработку нормативно-правового, программного и информационного обеспечения автоматизированной системы, проведение исследований, разработок и внедрение системы.
Центр является головной организацией отрасли по созданию методологических основ ведения ГКН нормативно-правового, программного и информационного обеспечения автоматизированной системы. Совместно со своими Филиалами ФКЦ «Земля» осуществляет научно-техническое сопровождение внедряемых информационных технологий и программных средств, а также обеспечение ее эксплуатации.
Центр отвечает за весь комплекс вопросов разработки методологии и проведения государственной кадастровой оценки земель. ФКЦ «Земля» является координатором международных проектов в области кадастра недвижимости и оценки земель.
ФГУП «ФКЦ «Земля» проводит работы по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости и экспертизе материалов по определению кадастровой стоимости земельных участков.
Основные задачи: разработка нормативной правовой, нормативно-технической и методической документации по государственной кадастровой оценке всех категорий земель Российской Федерации; разработка специальных программных комплексов по государственной кадастровой оценке всех категорий земель Российской Федерации; координация и производство работ по государственной кадастровой оценке всех категорий земель на территории Российской Федерации; разработка систем и моделей использования результатов государственной кадастровой оценки земель для целей налогообложения; формирование и мониторинг баз данных по государственной кадастровой оценке земель; обеспечение справочно-аналитической информацией органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления Основные функции: участие в разработке и подготовке проектов нормативно-правовых актов по оценке земель, системе норм и стандартов для определения кадастровой стоимости земель: разработка методических положений по оценке земель всех категорий; осуществление методического руководства по разработке, внедрению и сопровождению технологий и программных средств для автоматизации работ по ГКОЗ; организация во взаимодействии с Роснедвижимостью и его территориальными органами работ по ГКОЗ и мониторингу кадастровой стоимости земель; осуществление консультационной деятельности по вопросам определения кадастровой стоимости земель и проведения массовой ГКОЗ; проведение работ по ГКОЗ на территории субъектов РФ и муниципальных образований; изучение практики проведения и использования ГКОЗ, определение региональных особенностей и обобщение опыта работ по ГКОЗ; осуществление контроля и координации деятельности структурных подразделений ФКЦ «Земля» и его филиалов по вопросам ГКОЗ; обобщение и организация распространения передового отечественного и зарубежного опыта и информации о новых нормативных и методологических документах в области оценки земель, подготовка к изданию справочно-информационных материалов по вопросам оценки земель, рассмотрение законченных разработок и организация их публикации и внедрения ;проведение анализа, изучение тенденций, обобщение закономерности формирования рыночной стоимости земель.
1.2 Организация деятельности структурных подразделений Федерального агентства по управлению государственным имуществом Федеральное агентство по управлению государственном имуществом состоит из управлений, отделов, которые осуществляют свою деятельность на основании положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом и положений о структурных подразделениях, утверждаемых руководителем Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Одним из структурных подразделений Федерального агентства по управлению государственным имуществом является Управление организации работы территориальных органов.
В соответствии с федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и Распоряжениями Правительства РФ и в пределах установленных Положением о Управлении организации территориальных органов, Управление осуществляет следующие функции:
— координирует деятельность территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом в целях осуществления единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений;
— подготавливает предложения по отчетности территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом;
— осуществляет сбор и анализ отчетов территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом;
— готовит в пределах своей компетенции предложения для общегосударственных, межотраслевых, региональных программ социально-экономического развития;
— в пределах своей компетенции обеспечивает реализацию Федеральным агентством по управлению государственным имуществом федеральных целевых и научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности;
— принимает участие в подготовке проектов нормативных правовых документов РФ по вопросам, относящимся к компетенции Управления организации работы территориальных органов;
— подготавливает в пределах своей компетенции предложения по согласованию профессиональных образовательных профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программ профессиональной переподготовки;
— в пределах своей компетенции участвует в организации и проведении Федеральным агентством по управлению государственным имуществом конгрессов, конференций, семинаров, выставок и других мероприятий;
— Управление организации работы территориальных органов также осуществляет иные функции в соответствии с актами Федерального агентства по управлению государственным имуществом, поручениями руководства Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
В целях реализации поставленных задач и осуществления функций Управление организации работы территориальных органов имеет право:
— запрашивать и получать в установленном порядке необходимые для реализации своей деятельности материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, структурных подразделений центрального аппарата Федерального агентства по управлению государственным имуществом, его территориальных органов и подведомственных организаций;
— привлекать в установленном порядке федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, структурные подразделения центрального аппарата Федерального агентства по управлению государственным имуществом, его территориальные и подведомственные организации, научные организации к решению вопросов, отнесенных к компетенции Управления организации работы территориальных органов;
— вносить на рассмотрение руководства Федерального агентства по управлению государственным имуществом предложения по повышению эффективности деятельности Федерального агентства по управлению государственным имуществом, а также иные предложения и вопросы;
— созывать в установленном порядке совещания с участием представителей органов государственной власти субъектов РФ, федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов исполнительной власти, структурных подразделений Федерального агентства по управлению государственным имуществом для рассмотрения вопросов, входящих в компетенцию Управления организации работы территориальных органов;
— согласовывать документы, подготавливаемые иными структурными подразделениями Федерального агентства по управлению государственным имуществом, по вопросам входящим в компетенцию Управления организации работы территориальных органов;
— участвовать в подготовке материалов для рассмотрения на совещаниях у руководства Федерального агентства по управлению государственным имуществом, отнесенным к компетенции Управления организации работы территориальных органов;
— вести в установленном порядке переписку по вопросам, относящимся к компетенции Управления организации работы территориальных органов.
Управление организации работы территориальных органов возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от занимаемой должности руководителем Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Основные функции Начальника Управления организации работы территориальных органов:
— осуществляет руководство и организацию деятельности Управления организации работы территориальных органов, обеспечивает выполнение стоящих перед ним задач и возложенных на него функций, координирует работу по взаимодействию с другими структурными подразделениями Федерального агентства по управлению государственным имуществом;
— распределяет обязанности между заместителями Управления организации территориальных органов;
— утверждает должностные регламенты работников Управления организации работы территориальных органов;
— вносит предложения руководителю Федерального агентства по управлению государственным имуществом о структуре, численности и штатному расписанию Управления организации работы территориальных органов;
— вносит руководству Федерального агентства по управлению государственным имуществом предложения для включения в планы основных мероприятий Федерального агентства по управлению государственным имуществом, по вопросам, относящимся к компетенции Управления организации работы территориальных органов;
— представляет на утверждение руководству Федерального агентства по управлению государственным имуществом планы работ Управления организации работы территориальных органов;
— принимает участие в заседаниях координационных и совещательных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом, а также в совещаниях, проводимых руководством Федерального агентства по управлению государственным имуществом, при обсуждении вопросов, относящихся к деятельности Управления организации работы территориальных органов;
— осуществляет иные полномочия в соответствии с актами Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Также одним из структурных подразделений Федерального агентства по управлению государственным имуществом является Управление земельного фонда.
Основной целью деятельности Управления является обеспечение эффективности использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, за исключением земельных участков используемых Минобороны России, ФСБ России, МВД России, ФМС России, ФСО России, СВР России, МЧС России, Минюст России, ФСИН России, Росрегистрацией, ФССП России, ФСКН России, Генпрокуратурой России, ГФС России, ГУСП, Росрезервом, ФТС России, ФСВТС России, Рособоронзаказом, ФСТЭК России, Спецстроем России.
Управление в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах, осуществляет следующие функции:
— анализирует законодательство Российской Федерации, международный опыт, а также правоприменительную практику в области земельных отношений;
— рассматривает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области земельных отношений по вопросам, относящимся к компетенции Управления, поступившие в Агентство на согласование, и осуществляет подготовку проектов заключений в отношении указанных актов;
— принимает участие в подготовке предложений по совершенствованию методов управления в рамках распоряжения земельными участками;
— обеспечивает в установленном порядке государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельные участки.
— подготавливает для представления в установленном порядке в Министерство экономического развития Российской Федерации для внесения в Правительство Российской Федерации предложения: об изъятии земельных участков в федеральную собственность; о переводе земельных участков из одной категории в другую; - о проведении торгов в форме конкурса и об условиях конкурса при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков; - об установлении публичных сервитутов на земельные участки;
— осуществляет подготовку или согласование проектов договоров аренды и купли-продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
— обеспечивает в рамках своей компетенции предоставление документов, содержащих сведения о федеральных земельных участках по запросам органов го су дарственной власти субъектов Российской Федерации и Федерального фонда содействия жилищному строительству.
— в пределах своей компетенции дает поручения (указания) территориальным органам Агентства по вопросам, относящимся к компетенции Управления;
осуществляет в пределах своей компетенции контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в том числе принимает участие в проведении проверок территориальных органов Агентства, федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, а также проверок иных органов и организаций в случаях, установленных нормативными правовыми актами, по вопросам, относящимся к компетенции Управления;
осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением в федеральный бюджет средств от продажи земельных участков, а также средств от аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В целях осуществления своих функций Управление имеет право в установленном законодательством порядке:
— вносить на рассмотрение руководства Агентства предложения по повышению эффективности деятельности Управления, а также иные предложения и вопросы;
— запрашивать и получать в установленном порядке необходимые для реализации своей деятельности материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, структурных подразделений центрального аппарата Агентства, его территориальных органов и организаций;
— осуществлять контроль за использованием земельных участков по назначению;
— осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов и подведомственных организаций;
— привлекать в установленном порядке федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, структурные подразделения центрального аппарата Агентства, его территориальные органы и подведомственные организации, научные организации к решению вопросов, отнесенным к компетенции Управления, в том числе на возмездной основе;
— созывать в установленном порядке совещания с участием структурных подразделений Агентства, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления для рассмотрения вопросов, входящих в компетенцию Управления;
— участвовать в подготовке материалов для рассмотрения на совещаниях у руководства Агентства по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.
Осуществление данных функций и задач происходит под непосредственным руководством начальника Управления земельного фонда, который подотчетен по всей деятельности заместителю руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом и подчиняется непосредственно руководителю Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Основными функциями начальника Управления земельного фонда являются:
— осуществляет общее руководство Управлением земельного фонда, несет персональную ответственность за надлежащее выполнение задач и функций Управления земельного фонда ;
— распределяет обязанности между сотрудниками Управления земельного фонда, согласовывает их должностные инструкции;
— разрабатывает штатное расписание Управления земельного фонда;
— обеспечивает выполнение поручений, по вопросам входящих в компетенцию Управления земельного фонда, а также участвует в подготовке соответствующих материалов;
— организует взаимодействие Управления земельного фонда с подразделениями и подведомственными организациями для выполнения возложенных задач и функций на Управление земельного фонда;
— разрабатывает и осуществляет мероприятия по улучшению работы Управления земельного фонда;
— обеспечивает ведение делопроизводства в Управлении земельного фонда, а также сохранность поступающих материалов в Управление;
— обеспечивает контроль за дисциплиной и надлежащим выполнением должностных обязанностей сотрудников Управления земельного фонда Главные специалисты обеспечивают сбор, обобщение, анализ материалов и подготовку предложений по соответствующим разделам и вопросам отнесенным к компетенции Управления земельного фонда; осуществляют общий контроль за ходом их выполнением, подготавливают информацию для доклада руководству Управления земельного фонда; разрабатывают документацию, курируют, контролируют и корректируют вопросы деятельности Управления земельного фонда.
Специалисты Управления земельного фонда: обеспечивают практическую работу Управления с учетом поручений руководства Управления и Федерального агентства по управлению государственным имуществом; обеспечивают участие в проводимых Управлением земельного фонда мероприятиях по вопросам, входящим в компетенцию Управления земельного фонда.
Специалисты Управления земельного фонда взаимодействуют со всеми заинтересованными и организациями в целях выполнения возложенных на Управление земельного фонда задач и функций.
Специалисты Управления земельного фонда несут дисциплинарную ответственность за несвоевременное и некачественное исполнение обязанностей и не использование прав предусмотренных должностными инструкциями в порядке, установленном действующим законодательством.
1.3 Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства экономического развития Российской Федерации, а также Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имущее Основным документом, регламентирующим земельное законодательство является — Земельный кодекс РФ (14.03.2009 N 32-ФЗ).
Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся:
1) установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;
2) установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;
3) государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства;
4) установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;
5) резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для нужд Российской Федерации;
6) разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
7) иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, федеральными законами.
Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (от 14.03.2009 N 32-ФЗ) «, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В Федеральном законе «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (от 14.03.2009 N 32-ФЗ) регламентируется состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, особенности перевода земель или земельных участков из одной категории в другую.
Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (от 30.12.2008 N 297-ФЗ) закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения — сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на следующих принципах: сохранение целевого использования земельных участков; установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица; преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов; преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина — члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности; установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов;