Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Компетенция органов местного самоуправления в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В частности, было бы целесообразно отойти от принципа обязательного создания координационного органа в виде КЧСиПБ, законодательно предусмотрев возможность органов местного самоуправления принимать решение о создании такой комиссии исходя из местных условий (в городских округах, крупных городских и сельских поселениях). В других муниципальных образованиях координационные полномочия в области… Читать ещё >

Содержание

  • Список сокращений

Глава 1. Правовые основы деятельности органов местного самоуправления по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

1.1. Муниципальная безопасность: понятие и основные правовые категории

1.2. Нормативно-правовая основа деятельности органов местного самоуправления по защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

1.3. Компетенция органов местного самоуправления в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Глава 2. Организационный аспект деятельности органов местного самоуправления по осуществлению защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

2.1. Муниципальное звено территориальной подсистемы РСЧС и роль органов местного самоуправления общей компетенции в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

2.2. Органы управления муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС.

2.3. Силы и средства муниципального звена территориальной подсистемы

РСЧС.

Компетенция органов местного самоуправления в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера представляют собой одну из серьезных угроз на современном этапе развития общества. Защита' населения и территории от чрезвычайных ситуаций является немаловажной задачей органов публичной власти всех уровней.

В настоящее время для России проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях стоят достаточно остро. Хотя наметилась тенденция к снижению количества зарегистрированных чрезвычайных ситуаций (с 528 в 2008 г. до 308 за 11 месяцев 2010 г., количество погибших снизилось соответственно с 818 до 618), обстановка остается напряженной. Территория России отличается большим разнообразием природных условий, опасные природные явления распространены на ней повсеместно. Наибольшую угрозу представляют наводнения (ущерб от них составляет около 70% от всех чрезвычайных ситуаций), землетрясения, оползни и обвалы, а также природные пожары, в отношении которых прогнозируется дальнейший рост1.

Серьезную угрозу представляют кризисные явления в техносфере. Износ основных фондов в большинстве отраслей хозяйства значительно превышает допустимые пределы. В нефтяной промышленности доля оборудования, исчерпавшего ресурс, составляет 80%, в газовой — более 40%2, что является одной из основных причин чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Не последнюю роль в этом играет несовершенство государственной политики в области обеспечения безопасности, отсутствие эффективных экономических механизмов защиты от чрезвычайных ситуаций, ее финансирование по остаточному принципу.

1 Вишняков Я. Д. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие. М., Изд. центр «Академия». 2008. С. 60.

2 Московский Ю. В. Износ оборудования как угроза национальной безопасности России [Электронный ресурс] // ЯЕ1Х}А. Научно-культурологический журнал. 2010. № 20. 1шр://туУлс1?а.ти/Епто)1ЛУеЬОЬ}е&$/1ки-м>уу.уо (1/уаУМат?{^.

Заслуживающей внимания проблемой в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций является рациональное разграничение полномочий органов публичной власти по решению данных вопросов, в частности — органов местного самоуправления. Так, «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» предусматривает в качестве одного из главных условий обеспечения национальной безопасности при чрезвычайных ситуациях «повышение эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения"3. Большинство чрезвычайных ситуаций ограничено пределами поселения или городского округа. В период с 2005 по 2010 г. в России свыше 90% чрезвычайных ситуаций носили локальный и муниципальный характер. Очевидно, что органы местного самоуправления не могут оставаться в стороне от деятельности по их предупреждению и ликвидации.

В настоящее время компетенция органов местного самоуправления в данной области существенно расширена. Фактически ответственность за защиту населения и территории от чрезвычайных ситуаций была возложена на органы местного самоуправления, однако, как показывает практика, далеко не все муниципальные образования располагают достаточными силами и средствами для самостоятельного осуществления возложенных полномочий. В связи с реформой системы защиты от чрезвычайных ситуаций, ее децентрализацией возникла проблема сочетания единства системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях с организационной обособленностью местного самоуправления.

Основной проблемой в области защиты от чрезвычайных ситуаций на муниципальном уровне является недостаточное соответствие состояния органов защиты от чрезвычайных ситуаций, их сил и средств, нормативно-правовой базы их деятельности стоящим перед ними задачам. Необходимо.

3 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // Собр. законодательства РФ. 2009. № 20, ст. 2444. совершенствование структуры органов защиты от чрезвычайных ситуаций, четкое и обоснованное разграничение полномочий между органами ч. государственной власти и местного самоуправления различного уровня, исключение дублирования полномочий, освобождение органов местного самоуправления от не свойственных им вопросов и полномочий.

Одна из наиболее острых проблем — недостаточное финансирование защиты от чрезвычайных ситуаций на муниципальном уровне. В Федеральной целевой программе «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года» было указано на необходимость смещения акцентов в финансировании мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций на региональный и муниципальный уровни, однако до сих пор муниципальные образования постоянно испытывают недостаток средств на организацию и проведение мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций. В связи с этим в научной литературе и среди практических сотрудников поднимается вопрос о том, целесообразно ли относить защиту от чрезвычайных ситуаций к вопросам местного значения муниципальных образований. Настойчиво высказывается мнение о том, что данный вопрос должен входить в предмет ведения органов государственной власти, что, однако, не исключает участия органов местного самоуправления в защите от чрезвычайных ситуаций в виде исполнения отдельных полномочий, соответствующих реальным возможностям муниципальных образований.

По мнению автора, перекладывание защиты от чрезвычайных ситуаций на органы местного самоуправления, организации и граждан было бы грубейшей ошибкой в силу их невозможности во многих случаях осуществлять защиту самостоятельно. В конечном итоге, решение указанной проблемы связано с четким определением перечня функций органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих защиту от чрезвычайных ситуаций, разграничением их компетенции в соответствии с реальными организационными, финансовыми и материально-техническими возможностями, выработкой единой государственной политики в сфере их реализации, обеспечением согласованности действий органов власти всех уровней, организаций и граждан.

Степень разработанности темы. Отдельные аспекты защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций исследовались в трудах Н. И. Архиповой, С. Л. Байдакова, A.B. Баринова, П. Г. Белова, C.B. Белова, Е. Б. Борзовой, Ю. Л. Воробьева, В. В. Гущина, Ш. Ш. Дагирова, Н. Г. Жаворонковой, Е. С. Калиной, В. Б. Коробко, Б. П. Кондрашова,.

B.Д. Манькова, Б. Н. Порфирьева, C.B. Степашина, A.A. Тер-Акопова,.

C.К. Шойгу, Н. В. Щедрина, В. И. Ярочкина и др. Однако комплексное исследование компетенции органов местного самоуправления в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций не проводилось.

Проблемы организации и деятельности органов местного самоуправления получили рассмотрение в работах Г. В. Атаманчука, Р. В. Бабуна, В. И. Васильева, B.C. Вильямского, И. В. Выдрина, H.A. Игнатюк, H.A. Кокотова, O.E. Кутафина, Н. Л. Пешина, В. В. Пылина, Ю. Н. Старилова, E.H. Старченко, Ю. А. Тихомирова, Т. Я. Хабриевой, В. Е. Чиркина, Г. Н. Чеботарева, Е. С. Шугриной и др.

При решении теоретико-правовых вопросов настоящего исследования автор опирался на работы Д. Н. Бахраха, А. Б. Венгерова, Ю. М. Козлова, Н. И. Матузова, Ю. Н. Старилова, В. Н. Хропанкжа и др.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на муниципальном уровне. Предмет исследования — вопросы компетенции органов местного самоуправления в данной сфере.

Цели и задачи исследования. Цель настоящего исследования — анализ теоретических и практических вопросов компетенции органов местного самоуправления, осуществляющих защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на уровне муниципального образования. Исходя из указанной цели, автор в настоящем исследовании ставит следующие задачи: проанализировать основные понятия в области защиты населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуацийпроизвести анализ предметов ведения, полномочий и структуры органов государственной власти и местного самоуправления, исполняющих функции по защите населения и территории от чрезвычайных ситуацийна основе анализа нормотворческой деятельности органов местного самоуправления Пермского края и других субъектов Российской Федерации, данных опроса сотрудников органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, выделить общее и особенное в определении компетенции и структуры органов, сил и средств муниципального звена Единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, органов местного самоуправления общей компетенции, сформулировать предложения по оптимизации структуры и компетенции указанных органов.

Методология исследования включает в себя общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение) и частнонаучные юридические и социологические методы (сравнительно-правовой, системно-структурный, структурно-функциональный и логический анализ, метод экспертных оценок).

В ходе исследования было проанализировано свыше 250 муниципальных нормативно-правовых актов в области защиты от чрезвычайных ситуаций, принятых органами местного самоуправления в 25 субъектах Российской Федерациибюджеты и отчеты об исполнении бюджетов муниципальных образований всех видов в различных субъектах Российской Федерации. Эмпирическую базу исследования составили данные анкетного опроса 304 сотрудников органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений Пермского края, Кировской и Свердловской областей,.

Республики, осуществляющих деятельность по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации: — рассмотрены теоретические основы обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях на муниципальном уровне, в частности, раскрыта сущность понятия муниципальной безопасности, определены критерии классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характераобоснована целесообразность изменения компетенции органов местного самоуправления в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера путем передачи части вопросов местного значения в данной сфере к предмету ведения органов государственной властипредложены изменения нормативно-правовых актов, позволяющие рациональным образом определить объем компетенции, усовершенствовать структуру органов управления, сил и средств муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС.

Положения, выносимые на защиту.

1. Муниципальная безопасность — состояние защищенности местного сообщества, при котором обеспечивается его целостность, устойчивое развитие и относительная самостоятельность за счет деятельности органов местного самоуправления, государственной власти, общественных объединений и граждан по защите интересов местного сообщества и его членов от угроз различного характера, совокупность безопасности членов местного сообщества, общественных институтов, входящих в местное сообщество, органов местного самоуправления. Основным субъектом обеспечения муниципальной безопасности в чрезвычайных ситуациях должно являться государство, что не исключает участия органов местного самоуправления, организаций различных форм собственности, граждан.

2. Одной из угроз муниципальной безопасности являются чрезвычайные ситуации, критериями которых являются: наличие территориисоциальная негативностьнарушение условий жизнедеятельности людейзначительность социально-негативных последствийнеспособность либо крайняя затруднительность лиц, условия жизнедеятельности которых нарушены, собственными силами ликвидировать последствия чрезвычайной ситуации и восстановить нарушенные условия жизнедеятельностинеобходимость принятия чрезвычайных организационно-правовых мер по защите. Предлагается считать классификационным критерием для определения уровня чрезвычайной ситуации, наряду с границами ее зоны, количеством пострадавших и размером материального ущерба, количество лиц, условия жизнедеятельности которых оказались нарушенными в результате чрезвычайной ситуации. Для чрезвычайной ситуации муниципального характера автор предлагает установить данный показатель в размере от 100 до 500 человек, а для поселений с численностью населения менее 1000 человек — не менее 10% от численности постоянного населения.

3. В настоящее время вопросы местного значения в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, установленные федеральным законодательством, 'не в достаточной мере соответствуют реальным финансовым возможностям муниципальных образований и требуют оптимизации. В связи, с этим автор предлагает изъять из компетенции органов местного самоуправления такие вопросы местного значения, как организация и осуществление мероприятий по ГО, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характерасоздание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения (городского округа), передав их в компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Для обозначения полномочий органов местного самоуправления в области защиты от чрезвычайных ситуаций, которые целесообразно сохранить в их компетенции, автор предлагает ввести категорию «первичные меры защиты от чрезвычайных ситуаций». К ним следует отнести меры, которые непосредственно связаны с территорией и населением муниципального образования, должны исполняться оперативно, в кратчайшие сроки, и при этом не требуют значительных финансовых и материально-технических затрат: организация, создание и содержание нештатных, добровольных и общественных аварийно-спасательных формирований, осуществление неотложных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций до прибытия профессиональных аварийно-спасательных службоповещение и информирование населения о чрезвычайной ситуацииобучение и подготовка неработающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуацийконтроль за исполнением нормативных актов, принятых в области первичных мер защиты от чрезвычайных ситуаций.

4. Звено территориальной подсистемы РСЧС включает в себя органы управления, силы и средства, резервы материальных и финансовых ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения на территории муниципального образования, предназначенные для защиты его населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Автор считает целесообразным создание звеньев территориальной подсистемы РСЧС в городских округах, городских и сельских поселениях, так как на данном уровне, наиболее приближенном к населению, требуется оперативное осуществление большей части управленческих действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В муниципальных районах полномочия по осуществлению первичных мер защиты от чрезвычайных ситуаций целесообразно возлагать на руководителя исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и на структурное подразделение местной администрации (отдел или сектор по ГО и защите от чрезвычайных ситуаций), без создания районного звена территориальной подсистемы РСЧС. Кроме того, автор предлагает изменить норму, определяющую территориальную организацию звеньев РСЧС, предусмотрев деление территориальной подсистемы на звенья в соответствии с границами муниципальных образований, а не с административно-территориальным делением.

5. Координационным органом местного самоуправления, уполномоченным на решение вопросов местного значения в области ГО, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧСиПБ) органа местного самоуправления. По мнению автора, следует законодательно предусмотреть возможность создания координационного органа в двух вариантах, в зависимости от конкретных особенностей муниципального образования (численности населения, уровня финансовой обеспеченности, количества предприятий и организаций, риска возникновения чрезвычайных ситуаций). Координационный орган целесообразно создавать в виде КЧСиПБ в городских округах, на территории которых располагается достаточно много организаций, создающих аварийно-спасательные формирования, а также в крупных городских и сельских поселениях со значительной штатной численностью администрации, значительным количеством предприятий (как правило, в административных центрах муниципальных районов). В других муниципальных образованиях координационные полномочия в области защиты от чрезвычайных ситуаций целесообразно возложить на руководителя исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, при участии начальника органа (сотрудника местной администрации), специально уполномоченного на решение задач по ГО и защите от чрезвычайных ситуаций. В целях достижения единообразия устройства органов управления звеньев территориальных подсистем РСЧС, исключения дублирования управленческих решений рекомендуется упразднить муниципальные противопаводковые комиссии, передав их функции КЧСиПБ муниципальных образований.

6. Постоянно действующие органы управления муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС представляется возможным создавать по 2 моделям: структурное подразделение администрации муниципального образования, не являющееся юридическим лицом, — в городских округах, городских поселениях, относящихся к группе по ГО, муниципальных районахуполномоченный сотрудник администрации муниципального образования — в сельских поселениях, городских поселениях, не относящихся к группе по ГО. Начальник постоянно действующего органа управления (уполномоченный сотрудник местной администрации), помимо задач по непосредственному осуществлению полномочий органа местного самоуправления в области первичных мер защиты от чрезвычайных ситуаций, должен быть наделен консультационно-совещательными полномочиями при принятии решений в данной области руководителем исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и полномочиями по координации действий аварийно-спасательных формирований муниципального звена при ликвидации чрезвычайных ситуаций до прибытия профессиональных аварийно-спасательных служб.

7. Единые дежурно-диспетчерские службы — органы повседневного управления звена территориальной подсистемы РСЧС, обязательность создания которых на всех уровнях РСЧС предусмотрена федеральным законодательством. По мнению автора, следует законодательно предусмотреть создание ЕДДС за счет муниципального бюджета лишь в городских округах и городских поселениях, относящихся к группе по ГО. Территории остальных городских и сельских поселений должны обслуживаться территориальными (районными либо межрайонными) ЕДДС, создаваемыми за счет федерального бюджета на базе действующих подразделений федеральной пожарной охраны либо профессиональных аварийно-спасательных служб, подчиненных ГУ МЧС по субъекту Российской Федерации (в зависимости от наличия данных подразделений на конкретной территории). В городских поселениях, не относящихся к группе по ГО, и в сельских поселениях функции органа повседневного управления муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС целесообразно возложить на дежурных работников местной администрации.

8. Федеральным законодательством предусмотрено создание на каждом уровне РСЧС сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На муниципальном уровне РСЧС, по мнению автора, следует законодательно предусмотреть создание лишь нештатных, добровольных и общественных аварийно-спасательных формирований и средств, обеспечивающих их деятельность по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Для обеспечения неотложного реагирования на чрезвычайные ситуации в населенных пунктах, расположенных за пределами нормативного времени прибытия профессиональных пожарно-спасательных подразделений, следует законодательно расширить функции подразделений добровольной пожарной охраны, включив в их перечень производство неотложных аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях до прибытия сотрудников профессиональных аварийно-спасательных служб. При этом из ФЗ «О пожарной безопасности» следует исключить указание на добровольную пожарную охрану как на социально значимые работы, устанавливаемые органами местного самоуправления.

Теоретическая и практическая значимость исследования. В настоящей работе критически проанализированы основные понятия в области защиты от чрезвычайных ситуаций, правотворческая практика органов государственной власти и местного самоуправления по определению компетенции и структуры органов муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС. На основе мнений ученых и практических работников внесены предложения по совершенствованию компетенции органов местного самоуправления в области защиты от чрезвычайных ситуаций и структуры органов, исполняющих полномочия в данной области.

Выводы исследования и положения, выносимые на защиту, могут быть использованы для совершенствования федеральных законов, подзаконных нормативно-правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кроме того, положения настоящего исследования могут найти применение при подготовке должностных лиц органов местного самоуправления в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также в ходе преподавания дисциплин «Муниципальное право», «Безопасность жизнедеятельности» в высших учебных заведениях.

Апробация результатов исследования. По результатам исследования автором было опубликовано 7 статей, 3 из них — в изданиям, рекомендованных ВАК для публикации результатов диссертационных исследований кандидатов юридических наук.

Основные выводы и результаты диссертации обсуждались на заседаниях кафедры конституционного и финансового права Пермского государственного университета, на третьей Уральской межрегиональной научно-практической конференции «Реформирование государственного I управления и местного самоуправления в Российской Федераций: I региональный аспект» (Пермский филиал Уральской академией j государственной службы, 1 ноября 2007 г.), на международной научно-практической конференции «Современное состояние российского законодательства: проблемы и пути совершенствования» (Пермск1сй государственный университет, 23 октября 2009 г.).

В соавторстве с научным руководителем, кандидатом юридических науе^, профессором Телегиным A.C. автором было подготовлено учебное пособие «Организация деятельности органов местного самоуправления в областей защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», где нашли отражение отдельные положения диссертации. Пособие было внедрено в деятельность Совета муниципальных образований Пермского края, а также в учебный процесс Уральской академии государственной службы (филиал в г. Перми), негосударственного образовательного учреждения «Школа управления» (г. Пермь).

Структура исследования обусловлена его целями и задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Для устойчивого развития общества и государства немаловажно обеспечение муниципальной безопасности — состояния муниципального образования, при котором. гарантируется его целостность, устойчивое развитие и относительная самостоятельность за счет деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, граждан по защите интересов местного сообщества и его членов от угроз различного характера. Муниципальная реформа существенно расширила компетенцию органов местного самоуправления в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Однако, как показало проведенное исследование, здесь возникает ряд проблем.

На основе изучения объема бюджетных расходов в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также учитывая повсеместную практику передачи полномочий по решению вопросов местного значения в данной области от поселений муниципальным районам, обобщив мнения ученых и сотрудников органов местного самоуправления, автор пришел к выводу, что в настоящее время компетенция органов местного самоуправления в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций не соответствует их организационным и финансовым возможностям. Законодатель стремится к освобождению органов государственной власти от части органически присущих им функций по обеспечению безопасности населения (и, соответственно, экономии средств федерального бюджета) за счет расширения компетенции органов местного самоуправления в данной сфере. Однако, на наш взгляд, в современных условиях, ввиду низкого финансового и кадрового потенциала муниципальных образований (особенно на уровне поселений), это лишь снизит уровень защищенности населения от угроз, в том числе связанных с чрезвычайными ситуациями. I.

Кроме того, законодатель, указав требования к наличию органов управления, сил и средств защиты от чрезвычайных ситуаций на муниципальном уровне, не принял во внимание то, что муниципальные образования в большой степени различаются по виду, численности населения, уровню социально-экономического развития, наличию организаций и предприятий, географическому положению и размеру территории, риску чрезвычайных ситуаций определенного вида и т. д. Несмотря ка это, федеральным законодательством предусмотрены одни и те же органы управления звена РСЧС в муниципальных образованиях всех видов: от крупных городских округов до сельских поселений, хотя далеко не во всех муниципальных образованиях их создание по единой модели целесообразно и экономически оправдано.

В связи с этим, по мнению диссертанта, необходимо внести изменения в действующее законодательство, перераспределив вопросы местного значения муниципальных образований в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пользу органов государственной власти, уменьшив нагрузку на органы местного самоуправления, располагающие недостаточным объемом бюджетных средств для самостоятельного и эффективного решения данных вопросов.

Следовательно, было бы логично передать органам государственной власти вопросы, требующие значительных бюджетных расходов: организацию и осуществлению мероприятий ГО и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуацийсоздание, содержание и организацию деятельности профессиональных аварийно-спасательных службсоздание финансовых и материальных резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. В компетенции органов местного самоуправления следует сохранить меры, требующие оперативного, неотложного осуществления и не связанные со значительными расходами: создание и организацию деятельности нештатных, добровольных, общественных аварийно-спасательных формированийподготовку и обучение неработающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуацийоповещение и информирование населения о нихпроизводство аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций силами непрофессиональных формирований до прибытия профессиональных аварийно-спасательных служб и т. д.

В целях оптимизации структуры органов, сил и средств органов местного самоуправления, предназначенных для защиты от чрезвычайных ситуаций, разрешения противоречия между единством РСЧС и двухуровневой системой местного самоуправления, необходимо принять ряд мер по совершенствованию организации муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС. В связи с предлагаемым сокращением компетенции органов местного самоуправления в области защиты от чрезвычайных ситуаций следует упростить структуру органов управления муниципального звена, а также предусмотреть многовариантность создания данных органов исходя из особенностей конкретного муниципального образования (вид муниципального образования, численность населения, уровень социально-экономического развития, степень риска чрезвычайных ситуаций и др.).

В частности, было бы целесообразно отойти от принципа обязательного создания координационного органа в виде КЧСиПБ, законодательно предусмотрев возможность органов местного самоуправления принимать решение о создании такой комиссии исходя из местных условий (в городских округах, крупных городских и сельских поселениях). В других муниципальных образованиях координационные полномочия в области защиты от чрезвычайных ситуаций следует возлагать на главу муниципального образования (местной администрации). Постоянно действующие органы управления в области ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций целесообразно создавать в виде структурных подразделений местной администрации (в городских округах, городских поселениях, относящихся к группе по ГО, муниципальных районах) или возлагать полномочия данных органов на уполномоченного сотрудника местной администрации, как освобожденного, так и совмещающего данную должность (в остальных муниципальных образованиях). Разумно было бы предусмотреть организацию единых дежурно-диспетчерских служб за счет местного бюджета лишь в городских округах и городских поселениях, относящихся к группе по ГО. Территории остальных муниципальных образований должны обслуживаться районными (межрайонными) ЕДДС, создаваемыми за счет федерального бюджета и подчиненными ГУ МЧС по субъекту Российской Федерации.

Что касается сил и средств муниципальных звеньев, то, учитывая предлагаемое сокращение компетенции органов местного самоуправления в области защиты от чрезвычайных ситуаций, к ним следует отнести нештатные. добровольные и общественные аварийно-спасательные формирования. Профессиональные аварийно-спасательные службы должны создаваться за счет федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации), подчиняться ГУ МЧС по субъекту Российской Федерации и привлекаться для ликвидации всех чрезвычайных ситуаций на территории муниципальных образований (кроме чрезвычайных ситуаций локального характера, если организация способна ликвидировать ситуацию своими силами и средствами). Для неотложного реагирования на чрезвычайные ситуации в населенных пунктах, расположенных за пределами нормативного времени прибытия профессиональных аварийно-спасательных служб, необходимо законодательно расширить функции подразделений добровольной пожарной охраны, включив в их число не только обеспечение первичных мер пожарной безопасности, но и производство неотложных аварийно-спасательных работ до прибытия сотрудников профессиональных аварийно-спасательных служб.

Данные изменения законодательства, по мнению автора, позволят освободить органы местного самоуправления от не свойственных им задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций (которые они в настоящее время объективно не могут решить самостоятельно), а также адаптировать систему органов, сил и средств защиты от чрезвычайных ситуаций на муниципальном уровне к особенностям конкретного муниципального образования. В конечном итоге, это позволит снизить нагрузку на бюджеты муниципальных образований, привести компетенцию органов местного самоуправления в соответствие с реальными возможностями муниципальных образований и, самое главное, достичь более высокого уровня защищенности населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. // Собр. законодательства РФ 1998. — № 36, ст. 4466.
  2. Конституция Российской Федерации: по состоянию на 30 дек. 2008 г. // Собр. законодательства РФ. 2009. — № 4, ст. 445.
  3. О безопасности: закон Рос. Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446−1: // Ведомости Совета нар. депутатов и Верхов. Совета РСФСР. 1992. — № 15, ст. 769.
  4. О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: федер. закон от 21 дек. 1994 г. № 68-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1994. — № 35, ст. 3648.
  5. О пожарной безопасности: федер. закон от 21 дек. 1994 г. № 69-ФЗ // Там же. № 35, ст. 3649.
  6. Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей: федер. закон от 22 авг. 1995 г. № 151-ФЗ // Там же. 1995. — № 35, ст. 3503.
  7. О гражданской обороне: федер. закон от 12 февр. 1998 г. № 28-ФЗ: // Там же. 1998. — № 7, ст. 799.
  8. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации: федер. закон от 6 окт. 1999 г. № 184-ФЗ // Там же. 1999. -№ 42, ст. 5005.
  9. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЭ // Там же. -2003. — № 40, ст.3822
  10. Технический регламент пожарной безопасности: федер. закон от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 // Собр. законодательства РФ. 2008. — № 30, ст. 3579.
  11. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте: федер. закон от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2010. № 31, ст. 4194.
  12. О безопасности: федер. закон от 29 дек. 2010 г. № 390-Ф3 // Российская газета. -2010.-29 декабря.
  13. О полшщи: федер. закон, от 7 февр. 2011 г. № З-ФЗ // Российская газета. -2011.-8 февраля.
  14. Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: указ Президента Рос. Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 // Собр. законодательства РФ. 2004. — № 28, ст. 2882.
  15. Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента Рос. Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // Там же. 2009. — № 20, ст. 2444.
  16. О создании Государственной общесоюзной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях: постановление Совета Министров СССР от 15 дек. 1990 г. № 1282 // СПС «КонсультантПлюс».
  17. О Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций: постановление Правительства РФ от 20 февр.1995 г. № 164 // Собр. законодательства РФ. 1995. — № 9, ст. 758.
  18. О силах и средствах Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: постановление Правительства РФ от 3 авг. 1996 г. № 924 // Там же. 1996. — № 33, ст. 3998.
  19. О классификации чрезвычайных ситуаций природного и, техногенного характера.: постановление Правительства РФ от 13 сент. 1996 г. № 1094 // Там же. 1996. — № 39, ст. 4563.
  20. Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны: постановление Правительства РФ от 2 нояб. 2000 г. № 841 // Там же. 2000. — № 45, ст. 4990.
  21. Об утверждении Положения о Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности: постановление Правительства РФ от 14 янв. 2003 г. № 11 //Там же. 2003. — № 3, ст. 228.
  22. О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: постановление Правительства РФ от 4 сент. 2003 г. № 547 // Там же. 2003. — № 37, ст. 3585.
  23. О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: постановление Правительства РФ от 30 дек. 2003 г. № 794 // Там же. 2004. — № 2, ст. 121.
  24. О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794: постановление Правительства РФ от 27 мая 2005 г. № 335 // Там же. 2005. — № 23, ст. 2269.
  25. О классификации чрезвычайных• ситуаций природного и техногенного характера: постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 // Там же. 2007. — № 22, ст. 2640.
  26. Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях: приказ М-ва РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 8 июля 2004 г. № 329 // СПС «КонсультантПлюс».
  27. Об утверждении инструкций по заполнению учетных форм службы медицины катастроф: приказ М-ва здравоохранения РФ от 23 апр. 2002 г. № 131 // Бюл. норм, актов федер. органов исполн. власти. — 2002. № 45.
  28. О введении в действие Порядка создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных: приказ МВД РФ от 2 апр. 2001 г. № 390 // Бюл. нормат. актов федер. органов исполн. власти. 2001. — № 20.
  29. ГОСТ Р 22.0.02−94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий. М.: Изд-во стандартов, 2000. -(Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
  30. Про захист населения г територш вид надзвичайних ситуацш природного та техногенного характеру: закон Украши от 8 червня 2000 р. № 1809-Ш // Вщомости Верховно! Ради. 2000. — № 40.
  31. Об административно-территориальном устройстве Удмуртской Республики: закон Удмурт. Республики от 19 окт. 2006 г. № 46-РЗ // Известия Удмуртской Республики. — 2006. — 185.
  32. О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: постановление МЧС Республики Беларусь от 19 февр. 2003 г. № 17 // Собр. законодательства Беларуси. 2003. — № 8/9364.
  33. Об административно-территориальном устройстве Пермской области: закон Перм. обл. от 28 февр. 1996 г. № 416−67 // Бюл. законодат. и иных нормат. актов Перм. обл. 1996. — № 4.
  34. О защите населения и территории Новосибирской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера: закон Новосиб. обл. от 13 дек. 2006 г. № 63−03 // Ведомости Новосиб. обл. Совета депутатов. 2006. — № 5(28).
  35. О защите населения и территорий Пермского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: закон Перм. края от 12 марта 2007 г. № 12-ПК // Собр. законодательства Перм. края. -2007.-№ 4.
  36. Устав Пермского края: принят Законодат. собр. Перм. края 19 апр. 2007 г. № 32-ПК // Там же. 2007. — № 5, ч. 1.
  37. Устав города Перми: принят решением Перм. город, думы от 13 марта 1996 г. // Вечерняя Пермь. — 1996. — 14 июня.
  38. Устав Пермского муниципального района: принят Земск. собр. Перм. муницип. р-на 30 июня 2005 г. // Нива. 2006. — № 3.
  39. Устав города Кунгура Пермского края: принят решением Кунгур. город, думы от 11 июля 2005 г. № 207 // Искра. 2005. — 18 окт.
  40. Устав Сивинского муниципального района Пермского края: принят решением Земск. собр. Сивин. муницип. р-на от 16 июня 2005 г. № 23 // На родной земле. — 2005. 24 июня.
  41. Устав Чернушинского городского поселения: принят решением Думы Чернушин. город, поселения от 18 нояб. 2005 г. № 7 // Маяк Приуралья. 2005. — № 89.
  42. Устав Нытвенского городского поселения: принят решением Думы Нытвен. город, поселения от 29 нояб. 2005 г. № 21 // Прокатчик. — 2006. — 27 янв.
  43. Об утверждении Положения о добровольных пожарных дружинах на территории Усольского района: решение Совета представителей Усольск. р-на от 9 апр. 2004 г. № 332 И Усольская газета. — 2004. № 18.
  44. О руководящем составе гражданской защиты города Кунгура: Постановление главы города Кунгура от 24 дек. 2004 г. № 1291 // Там же.
  45. О распределении обязанностей между главой района и заместителями главы администрации: распоряжение главы Можайс. муницип. р-на Моск. обл. от 31 дек. 2004 г. № 421-р // Новая жизнь. 2005. -№ 11−12.
  46. Об утверждении состава районной, постоянно действующей противопаводковой комиссии: распоряжение главы Администрации Карагай. муницип. р-на от 25 марта 2005 г. № 48-р // СПС «Консул ьтантПл ю с».
  47. Об утверждении Положения о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации города: постановление мэра г. Саратова от 6 июня 2005 г. № 271 // Саратовская панорама. 2005. — № 27.
  48. О комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности при администрации района: постановление главы Куедин. р-на от 27 нояб. 2005 г. № 43 // Куединский вестник. 2005. — № 152.
  49. О Департаменте общественной безопасности Администрации города Перми: решение Перм. гор. думы от 12 сент. 2006 г. № 225 // Собр. норм, актов города. Кн. 2. Сент. 2006 г.
  50. О создании служб граэюданской защиты: постановление главы Чусовского муниц. р-на от 7 нояб. 2007 г. № 1963 // СПС «КонсультантПлюс».
  51. О создании служб гражданской защиты: постановление главы администрации Кизеловского гор. посел. от 19 нояб. 2007 г. № 144 // Там же.
  52. О создании постоянно действующей противопаводковой комиссии: постановление главы Оханского муниципального района от 3 марта 2009 г. № 62// Оханская сторона. 2009. — № 11.
  53. О комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Оханского муниципального района: постановление главы Оханск. муницип. р-на от 3 марта 2009 г. № 63 //Там же.
  54. О передаче осуществления полномочий по решению вопросов местного значения: соглашение Данилов, муницип. р-на Ярослав, обл. и Бахтин, сельс. поселения от 5 июня 2008 г. № 322 // Там же.
  55. Robert, T. Stafford Disaster Relief and Emergency Assistance Act, as amended, and Related Authorities // FEMA 592. June 2007.
  56. Disaster Management Act. Saint Lucia, November 30 of 2006.
  57. Учебники, учебные пособия, монографии
  58. , Н.И. Управление в чрезвычайных ситуациях / Н. И. Архипова, В. В. Кульба. М., 1994. — 179 с.
  59. Атьтпллпихллш Г* R Tprvni^ST m-rniD TTf*TJV (cr «ТТЛrrvr» ттохлттт^тл• • —" «¦ • y • • * л. J w л. ?Л/иПЬа w J • Jivlvij, llti
  60. Г. В. Атаманчук. M.: Омега-Л, 2005. — 584 с.
  61. , Р.В. Организация местного самоуправления / Р. В. Бабун. — М. — СПб.: Питер, 2005. 192 с.
  62. , Д.Н. Административное право : учеб. для вузов / Д. Н. Бахрах, Б. В. Российский, Ю. Н. Старилов. -М.: Норма, 2004. 768 с.
  63. , C.B. Основы безопасности жизнедеятельности : учебник / C.B. Белов — под ред. C.B. Белова. М.: Высш. шк., 1999. — 448 с.
  64. , Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России / Н. С. Бондарь. М.: Норма, 2009. — 278 с.
  65. , B.C. Основы организации муниципального управления / B.C. Вильямский. Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 384 с.
  66. , ЯД. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие / Я. Д. Вишняков и др. М.: Изд. центр «Академия», 2008. — 304 с.
  67. , А.Г. Муниципальная наука: теория, методология, практика / А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов, В.И.-Патрушев. — М.: Муницип. мир, 2003. — 288 с.
  68. , А.Н. Муниципальное право России : учебник. — 2-е изд. / А. Н. Кокотов, A.C. Саломаткин. М.: Юристъ, 2005. — 384 с.
  69. , O.E. Муниципальное право РФ : учебник / O.E. Кутафин, В. И. Фадеев. М.: Юристъ, 1997. — 428 с.
  70. , В.Д. Безопасность общества и человека в современном мире : учеб. пособие / В. Д. Маньков. — СПб.: Политехника, 2005. 551 с.
  71. , А. Мотивация и личность /А. Маслоу. — СПб.: Евразия, 1999. -478 с.
  72. , Н.И. Теория государства и права : учебник / Н. И. Матузов — под ред. Н. И. Матузова, A.B. Малько. М.: Юристъ, 2009. -541 с.
  73. Муниципальное право России: учебник / под ред. Н. В. Постового. -М.: 2008.-400 с.
  74. Муниципальное право России: учебник / под ред. Г. Н. Чеботарева. М.: Юристъ, 2006. — 382 с.
  75. Муниципальное право зарубежных стран: (сравнительно-правовой анализ): учеб. пособие для вузов / под ред. В. В. Еремяна. М.: Академ, проект, 2008. — 752 с.
  76. , С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. 14-е изд. — М.: Рус. яз., 1983.-816 С.
  77. , Б.Н. Государственное . управление в чрезвычайных ситуациях: анализ методологии и проблемы организации / Б. Н. Порфирьев. — М.: Наука, 1991.-136 с.
  78. , В.В. Муниципальное право Российской Федерации: учебник для вузов /В.В. Пылин. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. -765 с.
  79. Система муниципального управления: учебник / под ред. В. Б. Зотова. М., 2005. — 493 с.
  80. , С.Г. Муниципально-властные институты в местном самоуправлении Российской Федерации / С. Г. Соловьев. — СПб.: Юрид. центр «Пресс», 2003. — 330 с.
  81. , Ю.Н. Курс общего административного права : в 3 т. / Ю. Н. Старилов. М.: Норма, 2002. — 600 с.
  82. Теория государства и права: учебник / под ред. С. С. Алексеева. — М.: Норма, 1998.-456 с.
  83. Тер-Акопов, А. А. Безопасность человека: социальные и правовые основы / А.А. Тер-Акопов. М.: Норма, 2005. — 272 с.
  84. , Ю.А. Теория компетенции / Ю. А. Тихомиров. — М.- Юстицинформ, 2005. — 355 с.
  85. , В.Е. Публичное управление : учебник / В. Е. Чиркин. М.: Юристъ, 2004. — 475 с.
  86. К.Ф. Компетенция местных Советов / К. Ф. Шеремет. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. 168 с.
  87. , Е.С. Муниципальное право / Е. С. Шугрина. М.: «Дело», 2000. — 496 с.
  88. , Н.В. Введение в правовую теорию мер безопасности / Н. В. Щедрин. Красноярск, 1999. — 180 с.
  89. Экология и безопасность жизнедеятельности: учебник / под ред. JI.A. Муравья. М.: Юнити, 2000. — 447 с.
  90. , В.И. Теория безопасности / В. И. Ярочкин, Я.В. Бузано-ва. М.: Академ, проект: фонд «Мир», 2005. — 176 с.
  91. Internationally Agreed Glossary of Basic Terms Related to Disaster Management. UN DHA. — Geneva, 1992. — 230 p.
  92. The American Heritage Dictionary of the English Language. — Houghton Mifflin Company, 2007.. 2112 p.
  93. Webster Third New International Dictionary of the English Language Unabridged. Meriam-Webster Inc., 1993. — 1503 p.
  94. Статьи, материалы конференций
  95. , С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепция и решения нового закона / С. А. Авакьян // Вестн. Моск. ун-та. Сер. «Право». 1996. — № 2. — С. 19.
  96. , С.А. Особенности российской правовой модели местного самоуправления и пути ее совершенствования / С. А. Авакьян // Проблемы и коллизии в законодательстве Российской Федерации о местном самоуправлении. М., 2008. — С. 15−24.
  97. , JI.B. Муниципальная реформа в Вологодской области: закон и практика / JI.B. Андриченко и др. // Журн. рос. права. 2007. — № 10.-С. 8−19.
  98. , С.Б. Местное самоуправление в системе совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов / С. Б. Аникин // Адм. право и процесс. 2008. — № 5. — С. 2 — 5.
  99. Архангельская область. Качественное социологическое исследование состояния местного самоуправления Электронный ресурс. //http://www.dvinaland.ru/culture/site/Publications/EoC/EoC2009−3/08.pdf
  100. , И.В. Территории местного самоуправления и их юридические конструкции / И. В. Бабичев // Конституц. и муницип. право. — 2009.-№ 10.-С. 23−33.
  101. , И.В. Цели публично-правовых систем: муниципальные образования, механизмы их формирования / И. В. Бабичев // Журн. рос. права.- 2009. № 4. — С. 54−66.
  102. , Р.В. Проблемы определения предметов ведения и полномочий местного самоуправления / Р. В. Бабун // Муниципальное право — 2009.-№ 2.-С. 5−12.
  103. , A.B. Муниципализм как основа гражданского общества и современного конституционализма / А. В. Батанов // Адм. и муницип. право. -2008.-№ 3.-С. 4−12.
  104. , И.Л. О правовом статусе органов управления в области безопасности / И. Л. Бачило, JT.A. Сергиенко, Е. В. Шорина // Право и чрезвычайные ситуации. М., 1992. — С. 166−177.
  105. , A.B. Государственная власть и местное самоуправление: проблемы соотношения и взаимодействия /A.B. Безруков // Конституц. и муницип. право. 2009. -№ 6. — С. 31−35.
  106. , П.Г. Законодательство и национальная безопасность / П. Г. Белов // Свобод, мысль. 1996. — № 7. — С. 44−49.
  107. , П.Г. Принципы системного обеспечения безопасности населения / П. Г. Белов // Безопасность. 1994. — № 2. — С. 22−35.
  108. , C.B. Принципы, понятия и термины науки о безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания /C.B. Белов // Безопасность жизнедеятельности. — 2006. № 1. — С. 51−53.
  109. В Пермском крае поэюаров стало меньше Электронный ресурс. // http://www.rosbalt.rU/2008/l 0/0 lZ528796. html
  110. , A.B. Нормативно-техническая база для создания и развития единых дежурно-диспетчерских служб субъектов РФ /A.B. Варламкин // Каталог «Пожарная безопасность». 2004. С. 258−262.
  111. , В.И. Взаимодействие государственной власти и * местного самоуправления / В. И. Васильев // Практика муниципального управления. -2009. -№ 7. С. 62−71.
  112. , В.И. Организационно-правовые проблемы местного самоуправления / В. И. Васильев // Журн. рос. права. 2008. — № 11. -С. 29−40.
  113. , М.И. Охрана окружающей среды как функция органов местного самоуправления / М. И. Васильева // Законодательство и экономика.- 2005. № 6. — С. 72−80.
  114. , Ю.Л. Актуальные проблемы гражданской защиты / Ю. Л. Воробьев // Гражд. защита. 2006. — № 6. — С. 14−18.
  115. , И.И. Некоторые аспекты взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации / И. И. Гусенбеков // Журн. рос. права. — 2006. — № 6. — С. 38−46.
  116. , А.Н. Теории местного самоуправления и их исторические интерпретации / А. Н. Дементьев // Конституц. и муницип. право. 2009. — № 4. — С. 18−24.
  117. , М.Ю. Понятие отдельных государственных полномочий, которыми наделены либо могут наделяться органы местного самоуправления / М. Ю. Дитятковский // Соврем, право. 2006. — № 10. — С. 74−78.
  118. Дружина против огня II Вестн. МЧС России. 2009. — № 7 (17). -С. 50−52.
  119. , Н.Г. Конституционные положения и законы о безопасности / Н. Г. Жаворонкова // Проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 1994. — № 1. — С. 16−25.
  120. , Н.Ф. Политико-правовой анализ некоторых проблем местного самоуправления в условиях изменяющейся России / Н. Ф. Земченков // Научные труды РАЮН. В 3-х томах. М.: Юрист, 2009. Вып. 9 Т. 1.-С. 949−953.
  121. , В. Новая классификация чрезвычайных ситуаций / В. Камзолкин // Гражданская защита. — 2007. — № 11. — С. 18−19.
  122. , A.B. Межмуниципальные соглашения о передаче части полномочий: некоторые проблемы теории, законодательного регулирования и практики применения / A.B. Мадьярова // Конституц. и муницип. право. 2008. — № 1. — С. 19−24.
  123. Максимов, ' О. Подводная часть айсберга «муниципальная реформа» / О. Максимов, Н. Симаков // Город, управление. — 2009. № 9. -С. 54−64.
  124. , С.М. Местная демократия экономически эффективна / С. М. Миронов // Вопр. мест, самоуправления. 2009. — № 4. — С. 60−64.
  125. , Н. Размытая компетенция / Н. Миронова // Там же. -2007.-№ 3.-С. 9−12.
  126. , O.B. О природе полномочий органов местного самоуправления в Российской Федерации / О. В. Новиченко //Гос. власть и мест, самоуправление. 2005. -'№ 7. — С. 13−16.
  127. О результатах проверки комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации исполнения законодательства о пожарной безопасности в г. Перми в 2009 г. Электронный ресурс. // http://genproc.gov.ru/news/news-10 887
  128. Реализация полномочий по гражданской обороне органами местного самоуправления // Гражд. защита. — 2007. № 11. — С. 88−91.
  129. Российское местное самоуправление', итоги муниципальной реформы 2003−2008 гг.: аналит. докл. Ин-та соврем, развития // Муниципальная власть. 2009. — № 1. — С. 94−111.
  130. , О.Л. О вопросах местного самоуправления /O.JI. Савранская // Гос. власть и мест, самоуправление. 2006. — № 3. -С. 11−13.
  131. , С.Г. К вопросу о месте исполнительных органов муниципального уровня в системе управления государством / С. Г. Соловьев, Н. М. Гладких // Конституц. и муницип. право. 2008. — № 10. — С. 27−30.
  132. Социально-экологический кризис в Юго-Камском Электронный ресурс. // Пермский региональный правозащитный центр. http://www.prpc.m/actual/south/
  133. , И.В. Правовое регулирование независимости и самостоятельности органов местного самоуправления в обеспечении общественной безопасности / И. В. Суворов // Адм. право и процесс. 2008. -№ 5. -С. 26−27.
  134. , Н.С. К проблеме принципов и критериев выделения вопросов местного значения / Н. С. Тимофеев // Конституц. и муницип. право.- 2008.-№ 11.-С. 15−21.
  135. , Ю.А. Теория компетенции // Ю. А. Тихомиров // Журн. рос. права. 2000. — № 10. — С. 18−22.
  136. , А.Н. Защита населения и территории поселений от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Электронный ресурс. / А. Н. Трембицкий // http: //www.smokk.ru/magazine/?maid=35
  137. , K.B. Основы научно-технической политики в области безопасности / К. В. Фролов, H.A. Махутов, Е. В. Грацианский // Проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 1994. — № 1. — С. 9−20.
  138. , Т.Я. Муниципальная реформа в правовом измерении / Т. Я. Хабриева // Журн. рос. права. 2008. — № 3. — С. 3−15.
  139. Чакалова, ' М.С. О предоставлении органам местного самоуправления прав на осуществление государственных полномочий / М. С. Чакалова // Муницип. служба: прав. вопр. 2009. — № 1. — С. 12−15.
  140. , M. С. Решение органами местного самоуправления вопросов, связанных с общественной безопасностью / М. С. Чакалова // Практика муницип. управления. 2009. — № 5. — С. 76−81.
  141. , В. Еще раз о классификации чрезвычайных ситуаций / В. Шевченко, Б. Бузин // Гражд. защита. 2003. — № 2. — С. 37.
  142. Е. 365 дней спасателя / Е. Шмелева // Рос. газета. -2008.-26 дек.-С. 9.
  143. Диссертации и авторефераты диссертаций
  144. , C.JI. Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления по обеспечению экологических прав граждан : дис. канд. юрид. наук: 12.00.06 / C.JI. Байдаков. М., 1999. — 152 с.
  145. , Т. М. ¦ Компетенция местного самоуправления : проблемы теории и правового регулирования: дис... д-ра юрид. наук: 12.00.02 / Т. М. Бялкина. Саратов, 2007. — 591 с.
  146. , Д.Ф. Правовые проблемы определения статуса и компетенции муниципальных образований и органов местного самоуправления : дис.. канд. юрид. наук: 12.00.02 / Д. Ф. Вяткин. -Челябинск, 2005. 192 с.
  147. , В.Н. Правовое регулирование взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных районов и поселений, входящих в их состав: дис.канд. юрид. наук, 12.00.02 / В. Н. Гришау. —Тюмень, 2006. -184 с.
  148. , В.В. Правовые и организационные основы обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях : дис.. д-ра юрид. наук: 12.00.02 / В. В. Гущин. М., 1998. — 448 с.
  149. , Ш. Ш. Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций : дис.. канд. юрид. наук: 05.26.02 / Ш. Ш. Дагиров.- СПб., 2006. 147 с.
  150. , Н.Г. Эколого-правовые проблемы обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера : автореф. дис.. д-ра юрид. наук: 12.00.06 / Н. Г. Жаворонкова. -М., 2007. 51 с.
  151. , Е.С. Государственно-правовой механизм обеспечения права на безопасность личности в Российской Федерации : дис.. канд. юрид. наук: 12.00.14 / Е.'С. Калина. Челябинск, 2004. — 186 с.
  152. , Ю.И. Разработка принципов и средств оргпроектирования гарнизонов противопожарной службы : дис.. канд. техн. наук: 05.26.01 / Ю. И. Коломиец. М., 1994. — 237 с.
  153. , Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения : дис.. д-ра юрид. наук: 12.00.02 / Б. П. Кондратов. М., 1998. — 303 с.
  154. , В.Б. Организационное проектирование многофункциональной пожарно-спасательной службы в городах : дис.. д-ра техн. наук: 05.13.10 /В.Б. Коробко. М., 2003. — 405 с.
  155. , C.B. Пожарная безопасность в системе вопросов местного значения Российской Федерации : дис.. канд. юрид. наук: 12.00.02 / C.B. Макаркин. Челябинск, 2006. — 227 с.
  156. , Л.П. Факторы развития местного сообщества в современной России : (на примере местных сообществ Мурманской области): автореф. дис.. канд. соц. наук: 22.00.04 / Л. П. Морозова. СПб., 2009. -25 с.
  157. , B.C. Местное самоуправление в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре : (вопросы теории и практики): дис.. канд. юрид. наук: 12.00.02 / B.C. Мышкин. Челябинск, 2006. — 189 с.
  158. , Ю.С. Правовое регулирование обеспечения безопасности Российской Федерации в рамках местного самоуправления : автореф. дис.канд. юрид. наук: 05.26.02/Ю.С. Порхунова. — М., 2009. 32 с.
  159. , И.В. Организационно-правовое обеспечение общественной безопасности органами местного самоуправления в чрезвычайных ситуациях : автореф. дис.. канд. юрид. наук: 05.26.02 / И. В. Суворов. М., 2009. — 29 с.
Заполнить форму текущей работой