Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое государство и гражданское общество

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гражданское общество представляет собой одну из основополагающих идей, лежащих в основании цивилизованной социально-политической организации людей, и является неизбежной частью собирательного образа демократии. «Понятие общества как такового передает максимально обобщенное представление о способе совместной жизнедеятельности индивидов и в привычной нам научной парадигме определяется как… Читать ещё >

Правовое государство и гражданское общество (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Таганрогский филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российский новый университет»

Предмет: Теория государства и права КУРСОВАЯ РАБОТА на тему:

«Правовое государство и гражданское общество»

Преподаватель:

профессор Щеглов Б. С.

Выполнила студентка группы ЮЗВ-12

г. Таганрог

2013г

Введение

Актуальность темы курсовой работы определена теоретической и практической важностью всего комплекса проблем возникающих при определении характеристики принципов взаимодействия государства и общества, определения причин, которые могут вызывать трудности в отношениях между ними и наиболее возможных перспектив развития этих отношений и разработки предложений, направленных на их оптимизацию.

Многочисленные публикации о правовом государстве и гражданском обществе, а так же интерес, который проявляет научное сообщество к вопросам формированиям и развития институтов гражданского общества и правового государства в России определённо вызваны экономическими и политическими процессами, происходящими в нашей стране. Немало написано статей и о взаимосвязи гражданского общества и государства, в связи с чем возникает необходимость детального рассмотрения проблемы становления правового государства. Идеи и возникающие проблемы формирования правового государства в Российской Федерации не перестают вызывать интерес среди научных и политических деятелей. Подобная актуальность объясняется тем, что правовое государство является основополагающим принципом Конституции РФ. Процесс его становления растянут во времени и требует кардинальных изменений в основных областях государственной и общественной жизни страны, а также в правосознании граждан.

Степень разработанности. Идеи Формирования правового государства и проблемы отношения государства и общества, в силу своей социально-политической значимости будоражили умы мыслителей на протяжении всего времени развития цивилизации.

Прообразом правового государства стало государство, как организация публично-властной силы.

В античный период эта тема прослеживается в работах Аристотеля, Платона, Сократа, Цицерона, Демокрита и др., которые пытались найти связи между государственной властью и правом, которые обеспечивали бы

гармоничное функционирование общества. В средневековой политико-правовой мысли наиболее выделяются теологические концепции соотношения общества и государства А. Августина и Ф.Аквинского.

Дальнейшая эволюция представлений о взаимодействии государства и общества обусловлена становлением концепций естественного права и основанной на них либеральной доктрине. Здесь необходимо, прежде всего, отметить политико-правовые воззрения Г. Гроция, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж-Ж. Руссо и др. В концепциях перечисленных авторов, получает свое отражение идея о служебной функции государства. Государство рассматривается как некий инструмент, средство, при помощи которого обществом обеспечивается реализация своих интересов. На этом этапе формируются взаимодополняющие концепции гражданского общества и правового государства.

В российской юридической мысли при обращении к вопросу о соотношении институтов гражданского общества и государства акцент традиционно делался на ценностях духовно-нравственного характера. В этой связи особенно показательны труды выдающихся отечественных правоведов: Н. Н. Алексеева, П. Е. Астафьева, С. Н. Булгакова, И. А. Ильина, Н. М. Коркунова, П. И. Новгородцева, В. С. Соловьева, Е. Н. Трубецкого, Б. Н. Чичерина, Г. Ф. Шершеневича и др.

Королева, А. В. Малько, Л. С. Мамута, В. Н. Кудрявцева, Н. И. Матузова, В. С. Нерсесянца, О. В. Орлову, В. В. Прокофьева, А. А. Ручку, В. Н. Синюкова, В. Ю. Сморгунову, Л. Н. Столовича, А. Ф. Черданцева, В. А. Четвернина, В. Е. Чиркина, Б. С. Эбзеева и др.

Отмечая многочисленность научных трудов, в рамках которых феномены «государство» и «общество» исследуются в ценностном аспекте, необходимо отметить, что вплоть до настоящего времени в отечественной юридической литературе отсутствуют специальные теоретико-правовые исследования аксиологической направленности, посвященные анализу формально-юридических и духовно-нравственных основ взаимодействия общества и государства.

Объект исследования — отношения, которые складываются в процессе взаимодействия государства и гражданского общества, с акцентированием внимания на проблемах, возникающих в процессе этих отношений.

Предмет исследования — правовое государство и гражданское общество.

Цель работы — исследовать специфику взаимосвязи между развитием гражданского общества и формированием правового государства в России.

Исходя из цели и учитывая специфику предмета исследования, ставятся следующие задачи:

рассмотреть историю становления и развития идей правового государства в течение всего времени развития Российской государственности;

определить понятия и выявить признаки правового государства и гражданского общества;

выявить взаимосвязь и противоречия, возникающие в процессе взаимодействия правового государства и гражданского общества.

Научная новизна работы определяется комплексностью предмета и состоит в следующем:

доказана необходимость комплексного подхода к рассмотрению проблемы возникновения правового государства в России.

выделены основные тенденции взаимодействия гражданского общества и правового государства в процессе их формирования в российском обществе;

раскрыта и обоснована роль среднего класса как ведущей силы взаимодействия гражданского общества и правового государства;

показано, что становление правового государства возможно в обществе, где создаются условия для активного участия граждан в политическом процессе.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения и выводы дополняют такие разделы общей теории государства и права как «Понятие и признаки государства», «Форма государства», «Государственный механизм», «Функции государства», «Гражданское общество и правовое государство», «Механизм правового регулирования» и т. д.

Практическая значимость состоит в том, что знание основ формирования правового государства дает возможность грамотно оценить публичные заявления политиков и практические шаги государственных органов власти на пути формирования правового государства. Такие знания помогают понять, на каком уровне строительства правового государства мы находимся.

Положения, выносимые на защиту:

Понятие и признаки правового государства и гражданского общества;

Перспективы формирования правового государства и гражданского общества в России;

Перспективы дальнейшего развития гражданского общества в России

Глава 1. Этапы становления понятие, признаки, правового государства и гражданского общества

§ 1. Этапы становления правового государства и гражданского общества в России Государство — сложная политико-правовая форма организации общественной жизни. Изучать гражданское общество в отрыве от государства точно так же, как государство в отрыве от гражданского общества не имеет никакого смысла, поскольку гражданское общество есть порождение государства, которое, немыслимо без существования последнего, точно так же, как и государство является порождением гражданского общества. «Именно в гражданском обществе формируются общезначимые интересы, которые в идеале являются своего рода „материей“, из которой строится государственная власть» Грудцына Л. Ю., Петров С. М. «Гражданское общество, народ и власть: концептуальное понимание и российская специфика"//Государство и право//июнь 2012 г. № 6 С. 5.

Развитие элементов правового государства в России прослеживалось на протяжении тысячелетий, однако не привело к формированию законченной и оформленной системы. Противоречивым и долгим был процесс формирования государственности России. На раннем этапе этого процесса наивысшего расцвета достигла «военная демократия». Она обеспечивала участие всех взрослых мужчин общины в решении важнейших вопросов ее существования, контроль общинников за деятельностью племенной верхушки, гласное назначение военачальников и других лиц, выполняющих общественно значимые функции. Высшим органом власти являлось народное собрание, которое принимало и утверждало правила, обязательные для всех членов общины, которые подлежали безоговорочному исполнению.

Идея образования правового государства находится в центре современного юридического мышления, ее актуальность и значимость в настоящее время трудно переоценить. Именно господство права способно надежно охранять права человека, обеспечивать подчиненность высшей власти народу.

Первый русский политический трактат «Слово о Законе и Благодати» был написан в XI веке киевским метрополитом Илларионом. Написал его Илларион приблизительно между 1037−150гг. В «Слове…» он затронул большие темы: соотношение «Закона» и «Благодати», значение крещения для Русского государства.

Илларион не дает классификацию законодательства и не разделяет законы на божественные и человеческие. Вся схема его рассуждений основана на противопоставлении закона, как выполнения обязательного предписания (из какого бы источника она не исходила), истине, как результату реализации свободной воли человека, содержание которой определяется внутренним сознанием человека, воспитанного морально-этическими заповедями Нового Завета. Интересно отметить, что Закон и Истина у Иллариона не противопоставляются друг другу: «Истина воспринимается человечеством благодаря Закону, а не вопреки ему, ибо и Иисус Христос пришел в мир не для того, чтобы нарушить закон, а, напротив, исполнить его» Илларион «Слово о Законе и Благодати », 1037−1050 гг. ч.1 / hram-pokrova.comбиблиотека/слово-святых-отцов/. Это положение представляет собой весьма интересное в юридической науке идею о соотношении закона и нравственности с глубокой аргументацией предпочтительности нравственных критериев при оценке поведения человека в обществе.

Закон сохраняет человечество, ограничивая насильственно столкновения.

Закон — это первая ступень в развитии и совершенствовании человека. Свободным делает человека познание истины, которая представляет собой свободу выбора и ответственность за свои действия. Таким образом, истина — это высшая ступень по отношению к закону. Он говорил: «Рабское исполнение внешних предписаний не есть свобода … Истина воспринимается благодаря закону, закон предтечие и слуга благодати и истины. Душа закона омывается водой закона, чтобы вместить молоко благодати» Там же.

В средние века закон рассматривался как проводник чужой воли: Бога или Государя.

В систему правовых ценностей древней русской политической системы, наряду с законом и обычаем, легко включается понятие «указ». Закон — предел, установленный Богом, природой, властью. Обычай — опыт взаимодействия с таким пределом. Указ — конкретная задача, выдвигаемая правителем и подлежащая выполнению в рамках закона с учётом накопленного опыта такого взаимодействия с ним. Закон и обычай — объективный фундамент правовой системы, указ — её субъективная, изменчивая часть.

К сожалению, в условиях самодержавного строя народ был лишен какого-либо намека на справедливое законотворчество. Иван IV положил начало традиции подмены общегосударственных законов административными предписаниями и распоряжениями верховной власти. Термин «указ» (заимствование из польского) появился несколько позже, при Алексее Михайловиче. Но создатель указного права на Руси, несомненно, Иван Грозный. Его переписка с бежавшим в Литву А. Курбским ясно показывает, что российский самодержец считал себя стоящим выше закона, а свою волюрешающей для определения и настоящего и будущего государства. При Иване IV окончательно утвердилась законодательная формула: «Царь указал и бояре приговорили». Разновидностями законов были уставы, жалованные грамоты, судебники и т. д. Принимались они царем по совету с Боярской думой, ставшей официальным, но не закрепленным законом государственным институтом. Царь мог утвердить закон и без совета с Боярской думой.

В период царствования Ивана IV стали созываться Земские соборы из выборных сословных представителей. По полномочиям сословно-представительные учреждения не были официальным законодательным органом. Они передавали отношение подданных к действиям царской администрации, но монарх не был связан их решениями. Они разрабатывали и одобряли проекты законодательных актов, утверждали размеры податей, обсуждали вопросы войны и мира, изменения территории и т. д. Тем не менее, в правовой сфере царил указ, принимавшийся царем. Впоследствии соборы перестали играть значимую роль.

Самым выдающимся правовым актом допетровской эпохи было Соборное уложение Алексея Михайловича (1649 г.). В нем были собраны воедино действующие царские указы и боярские приговоры (Боярская дума принимала решения, не утверждавшиеся царем, их правовая значимость была ниже значимости царских указов), а также соответствующие статьи судебников.

Петровские реформы были попыткой соединить самодержавно-крепостническое государственное устройство с некоторыми достижениями Западной Европы в области развития правовой системы. Они сохраняли признание богоданное™ царской власти, но соединяли его с рационалистическим представлением о передаче людьми верховной власти монарху в целях самосохранения (царь — отец народа). Суть этих реформ выразил Феофан Прокопович: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответ дать не должен». Особенность петровского законодательства — ориентация на активное усвоение западного опыта, прежде всего установление четко определенного законом правового порядка, ограничи-вающего волю и произвол субъектов управления. Ведущим стал принцип законности, потеснивший господствовавшие до этого обычаи и традиции.

Для повышения качества законотворческой деятельности Петром I создается Правительствующий Сенат. Но разделения правовых актов на законы и указы еще не произошло. Царь издавал указы, указами же утверждал акты, являвшиеся по своему значению законами.

Екатерина II, имевшая обширную переписку с мыслителями эпохи Просвещения, первой задумалась о соотношении закона и воли государя. Осознание этого факта вызвало к жизни идею созыва представителей различных сословий для выработки проекта оптимального политического устройства страны. В 1767 г. была образована Уложенная комиссия — прообраз российского парламента. В нее вошли представители от дворянства, городов, правительственных учреждений, государственных крестьян, казачества, национальных групп, ведущих оседлый образ жизни, то есть от всего населения страны (за исключением духовенства, частновладельческих крестьян, кочевников и солдат, не занимавшихся пахотой). Но в условиях усиливающегося абсолютизма работа этой комиссии оказалась безрезультатной.

Лишь при внуке Екатерины II Александре I идея представительных учреждений парламентского типа нашла воплощение в проекте М. М. Сперанского о создании законодательного собрания — Государственной думы — из представителей, выбранных через посредство волостных, окружных и губернских дум, но проект не осуществился.

После расширения законодательных функций Сената (1802 г.) в области разработки царских указов был создан в 1810 г. Государственный совет, главной задачей которого стало рассмотрение законодательных актов. Четко определялись три вида таких актов: законы, уставы и учреждения. Таким образом, впервые закон был выделен из всех правовых актов как возглавлявший их иерархию юридический документ.

Дальнейшим шагом в изменении взаимоотношений закона и указа стали реформы, проводимые Александром II. В пореформенную эпоху это новое соотношение выразилось в значительном возрастании роли закона как основного источника права. Но законодательные органы европейского типа в России XIX в. так и не были созданы. Лишь в начале XX в. страна обрела свой парламент — Государственную думу.

Проверку на прочность не выдержала и дооктябрьская государственно-правовая структура: лишь только в обществе нарастала напряженность, самодержавная власть тут же покушалась на власть представительную в лице Думы. Так были разогнаны I и II Думы, нарушен октябрьский (1905 г.) Манифест царя, согласно которому ни один закон не мог быть принят без согласия Думы. Ряд законов, в том числе об изменении избирательной системы, был принят именно помимо Думы. Аналогичные явления наблюдались и в период первой мировой войны, когда деятельность Думы была приостановлена. Фактическое прекращение царем думской деятельности осуществлялось всякий раз, как только Дума обнаруживала стремление перейти от позиции одобрения царских указов к их конструктивной критике. Так как любой закон вступал в силу только с санкции царя (преодолеть царское вето Дума не могла), то западноевропейская традиция верховенства закона в правовом поле России так и не утвердилась: по-прежнему в нем господствовал указ.

После ухода с политической арены династии Романовых традиции указного права не прекратились. Они нашли свое отражение сначала в правовых актах Временного правительства, ставших с февраля по октябрь 1917 года главным источником так называемого революционного права, а затем в декретах Советской власти.

В последние десятилетия проблемы образования правового государства выдвинулись на передний план теоретических разработок отечественной юридической науки. После свершения революции 1917 года, советская правовая доктрина долгое время отвергала идею правового государства, считая её выражением немарксистских (буржуазных либо оппортунистических) взглядов. Ситуация коренным образом изменилась в период перестройки.

С середины 1980;х — начала 1990;х гг. появилась идея верховенства закона. Лишь в условиях полного обновления законодательства Закон стал приобретать значение первичного регулятора общественных отношений.

XIX партийная конференция отметила, что новое право должно служить не государству, а обществу, и осудила административно-командный метод руководства, подчеркнув необходимость создать правовую базу для проведения экономических реформ и защиты прав граждан. В 1988;1990 гг. в развитие этих положений принимался ряд законов и указов: о праве граждан на судебное обжалование неправомерних решений администрации; о государственной безопасности; прессе и средствах массовой информации; об общественных организациях; о въезде и выезде из СССР и др.

В это время сформировалась концепция социалистического правового государства, в которой подчеркивались приоритет права и разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной). [1]

В настоящее время в общественном сознании укрепляется представление о том, что движение к демократии может осуществляться только в результате политической борьбы. Хороший парламент, президент, мудрые и правильные законы, понятно, создают предпосылки общественного развития, но очень важно, чтобы и население было готово к восприятию намеченных демократических преобразований, тогда и механизм народовластия не даст сбоя. Известный теоретик права И. А. Ильин отмечал: «Право нуждается в правосознании для того, чтобы стать жизненной силой» Ильин И. А. О сущности правосознания. Собр. соч. в 10 т. Т. 2. М: Рарогъ, 1994. С. 143. Любая реформа, осуществляемая государством, становится жизнеспособной лишь в случае ее поддержки обществом. Демократическое, свободное общество устроено сложнее, чем тоталитарное, и жить в нем сложнее. «В первые годы ельцинского президентства государственная машина стала давать сбои не только в государственно-правовом, но и в инструментально-практическом смысле. В практическом плане десятилетнее отсутствие деятельности государства как правового было катастрофично для России. Не случайно многими исследователями тот период сравнивался со Смутным временем XVII в, и с разорением XIII в.» Асильдаров А. Ч. «Правовое государство; проблемы противодействия терроризму"//"Русский следователь/, 2008 г. № 21.

В новейшей истории нашей страны исследователи выделяют различные этапы в становлении современного российского государства. Так, О. Смолин выделяет четыре основных периода в социально-политическом процессе, в результате которых произошло формирование новой российской государственности: реформистский (апрель 1985 г. — август 1991 г.); революционный (август 1991 г. — август 1996 г.); постреволюционный (август 1996 г. — декабрь 1999 г.); период стабилизации и реформирования постреволюционного политического режима (январь 2000 г.). В. Согрин разделяет современный период российской истории на три завершенных этапа: 1985;1986 гг., 1987;1991 гг., 1991;1999 гг. — и один незавершенный (начался с приходом к власти В. Путина). [3]

Формирование правового государства и гражданского общества в современной России осложнено рядом факторов, в числе которых можно назвать следующие:

В социальной психологии граждан России сформировалась привычка подчинения сильной авторитарной государственной власти, которая брала на себя все решения важнейших вопросов общественной жизни. Поэтому граждане, особенно старших поколений, нередко не способны на самоорганизацию, проявление необходимой активности для решения экономических, социальных и иных задач.

В российском сознании традиционно сильны коллективные начала, привычки вести совместную жизнедеятельность, что препятствует проявлению инициативы людей, их способности к самореализации при включении в тот или иной институт гражданского общества.

Основная часть населения России не была реальным собственником, была отчуждена от земли и средств производства. Это обстоятельство препятствует формированию «среднего класса», который бы состоял из квалифицированных, инициативных и предприимчивых товаропроизводителей и др.

Государство в настоящее время много предписывает, регламентирует, устанавливает ограничения, в частности, в отношении средств массовой информации, что свидетельствует о существующих сложностях в деле формирования независимого гражданского общества в нашей стране, слабой социальной саморегуляции многих институтов.

Учитывая вышеперечисленные факторы, препятствующие формированию гражданского общества, отметим, что в современной России все же постепенно создаются определенные условия для его формирования.

В литературе выделяются три условия формирования и укрепления гражданского общества в России:

всестороннее развитие и саморазвитие личности, свободно выбирающей свой жизненный путь;

развитие института частной собственности, экономической конкуренции, самостоятельности хозяйствующих субъектов;

опора в государственном и общественном строительстве на общепризнанные

демократические принципы (разделение властей, независимость судебной власти и т. п.) и институты (местное самоуправление, СМИ, свободные выборы и т. п.).

Одним из ключевых механизмов в развитии гражданского общества является полнота реализации прав и свобод каждого гражданина. Конечно, формирование правового государства затруднено там, где имеются давние традиции правового нигилизма, который, к сожалению, не изжил себя в области прав и свобод личности. «Нигилизм перерастает в конституционно-правовой цинизм, в откровенное игнорирование потребностей и интересов трудящихся, явное неуважение к воле народа. органы государственной и исполнительной власти на федеральном уровне и в субъектах РФ не создают органы, предусмотренные конституциями (уставами) субъектов РФ, не исполняют решения Конституционного Суда России, судов общей и арбитражной юрисдикции и при этом не несут ни какой ответственности. Во многих случаях она вообще не предусмотрена» Нудненко Л. А. «Конституционные права и свободы личности в контексте взаимодействия гражданского общества и правового государства"//Государство и право. 2010 г. № 12 С. 93.

В 1993 году с принятием Конституции РФ Россия провозглашена как демократическое федеративное правовое государство. Права человека и свободы человека объявлены высшей ценность. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» Комментарий к Конституции РФ, 2-е издание пересмотренное, Норма", «Инфра-М», 2011, раздел 1 ст. 1. Однако, для полного формирования правового государства, помимо провозглашения конституционного принципа, прежде всего, нужны определенный уровень материальной обеспеченности людей, развитая экономика, определенный культурный уровень населения. «Правовое государство существует в соответствии с правами человека, которые обеспечиваются институтами государства по отношению к каждой личности во взаимосвязи с принципами управления государством, федеративным устройством и качественно характеризуют результаты политических процессов, экономических и культурных преобразований» Гончарова С. Г. «Социально-правовой и теоретический аспекты защиты прав человека в правовом государстве» //Конституционное и муниципальное право//2011год № 5. Но это упрощенное представление. Сам закон — это форма выражения права. Немало было и есть законов, которые санкционируют произвол и беззаконие. Говорить о правовом государстве как верховенстве закона недостаточно. Речь идет именно о верховенстве правового закона, закона, основанного на правовых принципах.

Концепцию дальнейшего развития гражданского общества и правового государства в нашей стране определил президент РФ в своём послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2005 год и программе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по его реализации:

«При реализации конституционных полномочий палаты исходить из необходимости:

соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

развития личности и гражданского общества в целом;

совершенствования правовых основ развития России как демократического государства, приоритетности обеспечения правовых гарантий государственной защиты прав и свобод граждан;

совершенствования системы разграничения полномочий между уровнями власти;

повышения эффективности государственного управления;

законодательного обеспечения развития эффективного государства, укрепления федерализма;

укрепления законности и развития политической системы, повышения роли партий в формировании государственной политики;

повышения эффективности правосудия и расширения доступа граждан к принятым судебным актам" {Постановление СФ ФС РФ от 25.05.2005 N 161-СФ «О Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2005 год и программе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по его реализации» {КонсультантПлюс}}

В своем обращении к Федеральному Собранию Владимир Путин заявил о необходимости ограничения прав чиновников на зарубежные активы. «Прошу поддержать законодательные предложения об ограничении прав чиновников и политиков на зарубежные счета, ценные бумаги и акции, — обращается Владимир Путин к тем, чьи права собирается ограничивать.» Послание Президента Российской федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации на 2013 год от 12.12.2012 г., {КонсультантПлюс}.

С высоких трибун нам регулярно говорят о гражданском обществе, о правовом государстве, так, действительно, почему бы чиновникам не подать положительный пример, не проявить уже подзабытое чувство патриотизма? Какое доверие может быть к чиновнику или политику, который говорит громкие слова о благе России, а свои средства, денежки, старается вывезти за границу?

За последние годы у россиян накопилось огромное количество вопросов к чиновникам, уже давно сформировался запрос на реальную борьбу с коррупцией, на эффективный контроль над расходами. Спустя многовековую историю развития государство российского её граждане начинают понимать свои права и обязанности, а также обязанности государственных служащих, призванных исполнять волю своего народа.

§ 2. Понятие и признаки правового государства и гражданского общества Правовое государство предполагает ограничение власти правом. Но взаимодействие между правом и государством в реальной жизни может быть и другим, где существует произвол и беззаконие. Концепция правового государства непременно предполагает теоретическое и практическое признание приоритета права над государством, политикой, насилием.

Несмотря на то, что проблемы правового государства рассматривались уже давно, тем не менее, до сих пор, еще не сложилась фундаментальная теория правового государства, и многие вопросы все еще вызывают споры среди ученых. Вследствие этого, в юридической науке различные авторы по-своему дают определение правовому государству. «Так, например, А. И. Рарог дает следующее определение: „Правовое государство — это такая форма организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидом, которая основана на господстве права“. А. И. Коваленко считает, что „правовое государство — это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона“» Короткова О. И., «Формирование правового государства и обеспечение правового верховенства закона» //Государственная власть и местное самоуправление/, 31.05.2012 Вып. 55. .

А.В. Малько понимает под правовым государством такое государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений.

Проанализировав различные варианты определений, наиболее полное определение правового государства выражается в следующем.

Правовое государство — это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти.

Определяя признаки правового государства, необходимо заметить, что, несмотря на специфические особенности данного института, оно всегда оставалось и остается государством. Как и любое другое государство, правовое государство обладает публичной властью, выступает как официальный представитель не только правящих, но и всех остальных слоев общества.

Правовое государство, как особое звено политической системы общества, располагает специальным аппаратом управления и принуждения, который выступает в виде совокупности разнообразных органов и организаций, связанных друг с другом едиными принципами образования и функционирования и необходимых для выполнения стоящих перед государством целей и задач. Для содержания такого аппарата в каждой стране устанавливаются и взимаются налоги, проводятся займы, формируется государственный бюджет.

Правовое государство располагает разветвленной системой юридических средств, которые дают ему возможность управлять всеми отраслями рыночной экономики, оказывая эффективное воздействие на все общественные отношения.

Правовое государство, так же как и все другие государства, обладает суверенитетом. «Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства. Укрепление суверенитета государственной власти и утверждение господства права представляет собой два тесно взаимосвязанных процесса на пути к правовой государственности» Короткова О. И., «Формирование правового государства и обеспечение правового верховенства закона» //Государственная власть и местное самоуправление/, 31.05.2012 Вып. 55.

Государство в собственном смысле слова по своей глубинной природе и социальному предназначению — это политическая сила (организация), предназначенная для охраны права и действующая сама в границах права. Именно связанность правом и отличает действительное государство (государство в собственном смысле) от иных политических организаций, от иных форм внеправового господства и властвования.

Российское общество в последнее десятилетие переживает быструю и решительную смену политико-правовых и социально-нравственных ценностей, изменение социально-правового менталитета людей, трансформацию социальных устоев и переоценку принципов, образующих гражданско-правовую структуру. Это связано с практическим развитием политического плюрализма в России в отмеченный период, совершенствованием законодательной базы и механизма исполнения законов. Возникает новый этап социально-правовой реальности, требующий рождения нового субъекта политико-правовой деятельности гражданских отношений — гражданского общества.

Термин «гражданское общество» употребляется в трёх основных значениях. В первом случае гражданское (civil), цивильное (самоорганизованное) общество противопоставляется нецивилизованному, варварскому обществу, Во втором случае имеется в виду античная гражданская община. В третьем — трактуется как буржуазное общество, в котором сфера частных интересов освобождается от прямого воздействия государственных властных институтов, становится не зависящей от государства сферой жизнедеятельности граждан.

«Возникновение современного гражданского общества связано с развитием частной собственности, которая стала стимулом заинтересованности человека в развитии производства, основой возникновения среднего класса» Грудцына Л. Ю., Петров С. М., «Гражданское общество, народ и власть: концептуальное понимание и российская специфика»,//Государство и право/, июнь 2012, № 6, С. 8. Отсюда в идеале гражданское общество — это свободное, рыночное общество, где нет места режиму личной власти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважают закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости, где центральное место занимает человек, гражданин, личность.

Гражданское общество и государство — не равнозначные понятия. С гражданским обществом нельзя смешивать политическое общество (государство и другие институты), ибо основной фигурой и содержанием гражданского общества являются приобретающие всеобщее социальное значение человек как личность и его частные интересы и потребности, свободная реализация которых возможна лишь вне политического контроля. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, культурные объединения, научные ассоциации, профсоюзы и др.

Гражданское общество представляет собой одну из основополагающих идей, лежащих в основании цивилизованной социально-политической организации людей, и является неизбежной частью собирательного образа демократии. «Понятие общества как такового передает максимально обобщенное представление о способе совместной жизнедеятельности индивидов и в привычной нам научной парадигме определяется как совокупность объективных общественных отношений, существующая в исторически определенных формах и складывающаяся в процессе совместной практической деятельности людей. Гражданское же общество обычно связывают с определенным качественным состоянием общества применительно к степени развитости публичных институтов и политико-правовой культуры. Иными словами, в сравнении с понятием общества термин „гражданское общество“ более узок и раскрывает лишь качественную характеристику определенной стороны феномена общества» Шевердяев С. Н. «перспективные направления развития категории гражданского общества» //Конституционное и муниципальное право //2007 год. № 16.

Гражданское общество — это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений, то есть система экономических, духовных, культурных, нравственных, правовых, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в различные организации и союзы для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Государство — лишь форма гражданского общества.

Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора:

— правовой характер государства;

— культурное состояние общества;

— превращение подданных государства в свободных граждан.

Основным препятствием к развитию гражданского общества является доминирование государства над обществом. Верховенство государства по отношению к личности ведет к подчинению и разрушению гражданского общества.

Гражданское общество — это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, класс, нация) не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, то есть в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т. д.) может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя.

Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Правовое государство — это государство, обслуживающее потребности гражданского общества, назначение которого — обеспечить свободу и благосостояние граждан.

Признаками (особенностями) гражданского общества являются:

высокое сознание людей;

высокая материальная обеспеченность их на основе владения ими собственностью;

широкие связи между членами общества;

наличие государственной власти, подконтрольной, преодолевшей отчуждение от общества власти, где ее носители — всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества;

децентрализация власти;

передача части власти органам самоуправления;

согласование позиций вместо конфликтов;

развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием;

принадлежности к общей культуре, нации;

личность гражданского общества — это человек, ориентированный на созидание, духовность.

Некоторые авторы к признакам гражданского общества относят следующие.

Гражданское общество суть открытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к различного рода информации, право свободного въезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, образовательными технологиями с другими странами, культурное и научное сотрудничество с зарубежными государственными и общественными организациями, содействие деятельности международных и иностранных объедине ниЙ в соответствии с принципами и нормами международного права. Оно привержено общегуманистическим принципам и открыто для взаимодействия с аналогичными образованиями в планетарном масштабе.

Гражданское общество есть сложноструктурированная плюралистическая система. Разумеется, любой социальный организм обладает определенным набором системных качеств, но для гражданского общества характерны их полнота, устойчивость и воспроизводимость, Наличие многообразных общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, объединения предпринимате-лей, общества потребителей, клубы и т. п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа.

Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование общественной системы, проявляется во всех ее сферах:

в экономической — это многообразие форм собственности (частной, акционерной, кооперативной, общественной и государственной);

в социальной и политической—наличие широкой и развитой сети общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить себя;

в духовной — обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам.

Глава 2. Взаимодействие правового государства и гражданского общества

§ 1. Единство государства и гражданского общества Исследование правовых вопросов взаимодействия государства и гражданского общества представляется весьма необходимым в существующих политико-правовых реалиях России. Проблемы элементов взаимосвязей гражданского общества и правового государства до сих пор вызывают дебаты в научных кругах не только России, но и ученых разных стран постсоветского пространства. Так в апреле 2010 года состоялась II международная конференция, посвященная конституционным правам и свободам личности в контексте взаимодействия гражданского общества и правового государства на которой главный научный сотрудник ИГП РАН, доктор юридических наук, профессор В. Е. Чиркин остановился на проблемах элементов взаимосвязей гражданского общества и правового государства. Он в частностил: «Нельзя разрывать гражданское общество и правовое государство, в отношениях которых есть и сотрудничество и противоречия… Гражданское общество должно пресекать тенденции государственного аппарата к бюрократизации. Со своей стороны государство должно обеспечивать свободное развитие гражданского общества в рамках конституции и законов» Нуденко Л. А., //Государство и право/ декабрь 2010 г. № 12, С. 97.

Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования правового государства является наличие гражданского общества. Построение гражданского общества в нашей стране — одна из целей, проводимых в современной России реформ. Рассмотрение вопроса о соотношении правового государства и гражданского общества предполагает предварительное определение соответствующих понятий.

Стоит повториться, что Гражданское общество, по мнению представителей юридической науки, — это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений, то есть система экономических, духовных, культурных, нравственных, правовых, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в различные организации и союзы для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Государство — лишь форма гражданекого общества. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих в рамках права, которые служат барьером для монополизации государственной власти. По существу гражданское обществодемократическое, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность.

Правовое государство — такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности, это форма организации публичной власти, которая действует и развивается в рамках права (правового закона) в целях обеспечения прав и свобод личности. Правовое государство предполагает ограничение государственной власти правом.

Необходимо отметить, что взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества закреплено в нормативно-правовых документах на федеральном, региональном и местном уровнях. Например, основополагающие принципы взаимодействия органов исполнительной власти с общественными организациями закреплены в Концепции реформирования государственной службы России. Правовую основу взаимодействия органов власти с общественными организациями в Российской Федерации составляют Гражданский, Налоговый, Бюджетный кодексы, Федеральные законы: «Об общественных объединениях», «О некоммерческих организациях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания населения РФ», «О мерах государственной поддержки общероссийских объединений инвалидов», «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «Об Общественной палате Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», «Об автономных учреждениях», «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и др.

Говоря о единстве гражданского общества и правового государства прежде всего, отметим то, что формирование и правового государства, и гражданского общества преследует одну и ту же общую цель: создание таких социальных институтов, которые призваны служить человеку, защищать его права и интересы.

Рассматриваемый аспект соотношения проявляется и в том, что организация и деятельность основных общественно-политических, экономических и социальных структур осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством, закрепляющим юридическое равенство. В отечественной литературе обращается внимание на то, что главным признаком и основой гражданского общества законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их права и свободами. Акцент также делается на том, что критерием зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантии прав человека и гражданина со стороны государства.

Автономность индивидов и организаций в условиях формирования гражданского общества способствует созданию механизмов их саморегуляции и саморазвития, образованию сферы невластных отношений. Одним из показателей развития такого общества является то, что граждане обладают, в частности, способностью и реальной возможностью осуществлять свободу политического выбора. Так, право граждан на объединение, закреплённое в ст. 30 Конституции РФ, по сути есть право на свободный и самостоятельный выбор гражданами любых форм негосударственной деятельности, не противоречащих требованиям закона. Такие объединениянеобходимый составной элемент гражданского общества.

В рассматриваемом плане отметим и то, что гражданское общество возможно в условиях, когда экономическая система построена на правовых началах, формируемых и обеспечиваемых государством. Соответственно каждый из субъектов экономических отношений должен быть защищён и гарантирован как от неправового влияния государства, так и от диктата поставщика. В этом также определяется определённое единство гражданского общества и государства, осуществляющего правовое регулирование общественных отношений. Как видим, государство обеспечивает условия для самовыражения и свободы человека, его инициативы, предпринимательства и др., что отражает формирование новых социально-экономических и политических реальностей в современной России.

Единство гражданского общества и правового государства обнаруживается также и в том, что они формируются одновременно, органически взаимосвязаны. Гражданское общество многогранно. Здесь сколько людей и объединений, столько и интересов, и способов их представления. Правовое государство едино, олицетворяет собой «становой хребет» и одновременную форму («обруч») общества. В государстве важен момент общего интереса (или интегрированного интереса) и воли большинства граждан. Если «убрать» правовое государство, то и общество развалиться на конкурирующие и борющиеся между собой части. Без правового государства общественные объединения, как структурные элементы гражданского общества, могут растрачивать свою энергию в выяснении отношений, в бесконечных спорах, столкновениях.

Фактом является то, что государство возникает из множества самых разных индивидов, существующего в виде членов семей и членов гражданского общества. Но, возникнув и укрепившись исторически, государства в мире становятся сильными субъектами, управляющими проживающим на территории государства населением, регулирующими множество общественных, социально-экономических процессов, происходящих в государстве. «Можно признать следующее: государство является необходимым фактором создания и самого факта существования гражданского общества. Если не будет силы и государственной воли (принуждения) в определенных вопросах общественной жизни, все скатится к беспорядкам и хаосу. Не в последнюю очередь это касается гражданского общества, саморегулируемой системы, нуждающейся в постоянном контроле со стороны государства» Грудцына Л. Ю., Петров С. М., «Гражданское общество, народ и власть: концептуальное понимание и российская специфика»,//Государство и право/, июнь 2012, № 6, С. 6.

Все это лишь демонстрирует ту же объективную взаимосвязь государства и гражданского общества применительно к особым примерам. Воистину гражданское общество и государство представляют собой единство и борьбу противоположностей. «В гражданском обществе каждый для себя — цель, — отмечал Г. В. Ф. Гегель, — все остальное для него ничто». Или: «Гражданское общество является ареной борьбы частных индивидуальных интересов, войны всех против всех». И как раз эта-то война, которая сама — следствие социального единства и вытекающих из него ограничений, рождает необходимость мощного интегрирующего начала, коим и является государство.

Следует обратить внимание и на то, что единство рассматриваемых социальных и государственно-правовых явлений находит своё выражение в демократическом политическом режиме. Содержание такого режима составляют цивилизованные приёмы, способы осуществления государственной власти и предоставляемая гражданам мера их свободы, активного участия в политической, социально-культурной, экономической и иных областях жизни общества.

Органическое единство гражданского общества и государства — это не органическое единство индивидов или власть придержащих и граждан, а единство органически взаимосвязанных и взаимопорождающих общественных отношений, с одной стороны, тех в которых формируется и функционирует государственная власть, а с другой — тех, в которых существуют институты гражданского общества.

«Гражданское общество нельзя трактовать как антитезу государства, ибо гражданское общество и государство — это теснейшим образом объективно взаимосвязанные и взаимозависимые социальные и политико-правовые явлении, своего рола органический тандем, где движущая роль в развитии тандема в идеале должна принадлежать гражданскому обществу, на стороне которого формирование материального субстрата государства — общезначимого интереса.» Грудцына Л. Ю., Петров С. М., «Гражданское общество, народ и власть: концептуальное понимание и российская специфика»,//Государство и право/, июнь 2012, № 6, С. 7 При слабо развитых институтах демократии или в тоталитарных государствах эта картина оказывается сильно закамуфлированной; государство как субъект государственного управления оказывает воздействие на гражданское общество (и достаточно активное) как его объект,

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой