Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовые основы деятельности нотариата в РБ и Украине

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

За время действия Закона в него неоднократно вносились изменения и дополнения, направленные на конкретизацию и оптимизацию правового регулирования нотариальной деятельности. Так, Законом Республики Беларусь от 16 мая 2006 года Закон был дополнен статьей 53−1, устанавливающей требования к представлению нотариусу сведений и (или) документов, необходимых для совершения нотариальных действий… Читать ещё >

Правовые основы деятельности нотариата в РБ и Украине (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НОТАРИАТЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И В УКРАИНЕ
    • 1.1 Общая характеристика нотариального законодательства Республики Беларусь в постсоветский период
    • 1.2 Общая характеристика нотариального законодательства Украины на современном этапе
  • 2. СТРУКТУРА НОТАРИАТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И В УКРАИНЕ
    • 2.1 Государственные и частные нотариусы — основные субъекты права на совершение нотариальных действий
    • 2.2 Иные лица, имеющие право на совершение нотариальных действий
  • 3. НОТАРИАЛЬНАЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ДЕЛ
    • 3.1 Компетенция по совершению нотариальных действий нотариусов и иных должностных лиц Республики Беларусь
    • 3.2 Компетенция нотариусов и иных управомоченных должностных лиц в Украине
  • 4. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИАТА В УКРАИНЕ И В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
    • 4.1 Система принципов нотариата в Украине
    • 4.2 Понятие и классификация принципов нотариата в Республике Беларусь
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Актуальность избранной темы исследования обусловлена рядом причин. Прежде всего, в настоящее время как в Республике Беларусь, так и в Украине официальная политика государства направлена на либерализацию экономики, активное сотрудничество с зарубежными партнерами, выход отечественных субъектов хозяйствования на новые рынки. Очевидно, что в вопросах международного взаимодействия первостепенную роль играют связи между соседними государствами.
  • Предпринимаемые руководством страны меры должны способствовать активизации коммерческой и производственной деятельности, расширению спектра деловой активности производителей и поставщиков. Кроме того, со времен СССР между народами двух стран сохранились не только экономические, но и политические, социальные, культурные, наконец, семейные и родственные связи. Очевидно, что первостепенную роль в сохранении накопленного потенциала для сотрудничества и поддержании этого сотрудничества на высоком уровне играет должное законодательное регулирование, соответствие нормативных правовых актов потребностям как отдельных субъектов правоотношений, так и общества и государства в целом.
  • Важным элементом в этой связи выступает дальнейшее совершенствование нотариальной системы, обладающей позитивным потенциалом и играющей незаменимую роль в снижении спорности гражданского оборота, защите прав и свобод его участников, облегчении и ускорении рассмотрения гражданских споров в судах, осуществлении превентивной и профилактической функций.
  • В отличие от представителей ряда других юридических профессий, нотариус должен принимать во внимание все правовые и социально-экономические аспекты дела, интересы всех без исключения его участников, общества в целом, действуя стратегически и многосторонне. Он должен избегать одностороннего подхода, исходя из временных или тактических целей. Именно нотариус является гарантом законности и достоверности информации, имеющей юридическое значение.
  • Поэтому гармонизация законодательства о нотариате является важным и актуальным вопросом как во внутренней правовой политике Беларуси и Украины, так и с точки зрения международного сотрудничества. Здесь, безусловно, имеют место элементы построения нотариальной системы и осуществления нотариальной деятельности, связанные с национальными, культурными или территориальными особенностями в соответствующем государстве, но, в то же время, без должного внимания к опыту других государств, система нотариата в своем дальнейшем развитии не будет эффективной и полезной при построении единого правового пространства.
  • Таким образом, целью данного исследования является изучение и сравнительный анализ правовой основы деятельности нотариата, ее принципов и компетенции субъектов нотариальной деятельности в Республике Беларусь и в Украине, поиск возможных путей гармонизации внутреннего законодательства о нотариате и нотариальной деятельности двух государств.
  • Исходя из изложенного выше, основными задачами данного исследования являются:
  • · изучение исторических аспектов формирования действующего законодательства о нотариате Республики Беларусь и Украины;
  • · анализ понятийного аппарата, основных функций и принципов деятельности нотариата;
  • · сравнение управленческих и процессуальных механизмов в сфере нотариальной деятельности Украины и Беларуси;
  • · разработка возможных путей совершенствования законодательства о нотариате с учетом зарубежного положительного опыта.
  • Отметим, что проблематике законодательства в сфере нотариальной деятельности уделяется внимание как в белорусской, так и украинской юридической науке. Кроме того, нельзя недооценивать роль анализа действующего законодательства юристами-практиками и представителями органов государственного управления. Среди авторов необходимо отметить В. В. Мицкевича, В. Г. Голованова, В. Марченко, А. А. Кравченко, Ж. В. Захарову, В. Ф. Чигира, В. В. Подгрушу и др. Кроме того, с точки зрения теории нотариата, его общих принципов, определенный интерес в данном вопросе представляют труды российских ученых.
  • Основными методами исследования выступают метод анализа, сравнительно-правовой метод, а также формально-юридический метод.
  • Согласно методическим рекомендациям здесь должны быть основные положения, выносимые на защиту
  • Структура работы состоит из введения, четырех глав, которые, в свою очередь, подразделяются на два раздела каждая, заключения и списка использованных источников.
  • 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НОТАРИАТЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И В УКРАИНЕ

1.1 Общая характеристика нотариального законодательства Республики Беларусь в постсоветский период

Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» нотариат в Республике Беларусь включает государственных и частных нотариусов, уполномоченных должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов, дипломатических агентов дипломатических представительств Республики Беларусь и консульских должностных лиц консульских учреждений Республики Беларусь, обеспечивающих защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, государственных интересов путем совершения нотариальных действий от имени Республики Беларусь.

Таким образом, нотариат представляет собой институт внесудебной реализации прав физических и юридических лиц в сфере гражданских правоотношений, выполняющий правозащитную функцию. В соответствии с действующим законодательством нотариальная деятельность, в свою очередь, представляет собой юридически значимые действия, совершаемые государственными и частными нотариусами — дословная цитата НПА, уполномоченными должностными лицами местных исполнительных и распорядительных органов, должностными лицами дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь.

Очевидно, что эффективное осуществление возложенных на нотариат функций зависит от того, насколько он развит в государстве, и какое значение государство придает регулированию отношений в этой сфере деятельности. Не подлежит сомнению также то, что первостепенное значение в данном вопросе играет должное правовое регулирование деятельности нотариата, его соответствие требованиям времени, на определенных этапах развития государства и общества.

В рамках данного раздела исследования хотелось бы отметить, что с принятием на Шестой сессии Верховного Совета СССР VIII созыва 19 июля 1973 года Закона СССР «О государственном нотариате» законодательными органами БССР также была начата работа по подготовке одноименного Закона, в результате которой 30 апреля 1974 года в Белорусской ССР был принят Закон о государственном нотариате, который просуществовал более 26 лет [57, c. 30].

В начальный период существования Республики Беларусь как независимого суверенного государства, источниками правовых норм, регулирующих деятельность нотариата, помимо вышеуказанного Закона, являлись положения целого ряда нормативных правовых актов. Так, 3 мая 1997 года был принят Декрет Президента Республики Беларусь № 12 «О некоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности в Республике Беларусь», через три года Указом Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2000 г. № 38 было утверждено Положение о нотариате и нотариальной деятельности в Республике Беларусь [5; 9]. В октябре 2000 года Закон БССР «О государственном нотариате» был признан утратившим силу [32, c. 16].

Отдельно хотелось бы отметить Положение о порядке выдачи лицензии на право занятия частной нотариальной деятельностью и проведения эксперимента этого вида деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Министерством юстиции Республики Беларусь 25 января 1994 года [50, c. 60]. Объяснялся такой эксперимент необходимостью полного и своевременного удовлетворения потребностей населения в нотариальном обслуживании.

Первоначально Министерством юстиции было выдано 15 лицензий на занятие частной нотариальной практикой [50, c. 61]. Затем, постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 18 января 1994 года эксперимент был распространен на всю Республику Беларусь и срок его действия был определен днем введения в действие нового Закона Республики Беларусь о нотариате. В свою очередь, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 марта 1994 года «Об организации в Республике в порядке эксперимента частной нотариальной практики» за выдачу лицензии на занятие частной нотариальной практикой была установлена плата в размере двухкратной минимальной заработной платы, установленной на момент выдачи лицензии [32, c. 17].

Подчеркнем, что частный нотариат в республике возник не случайно, его появление было вызвано экономической необходимостью. В начале 90-х годов частные нотариусы на свой страх и риск, исключительно за свои средства, делали ремонт в помещениях, покупали либо брали в аренду оргтехнику, страховали свою профессиональную деятельность. Как правило, работали с минимальным количеством выходных, зачастую без отпусков и при полном отсутствии каких-либо социальных гарантий со стороны государства [52, c. 46].

В 2004 году частный нотариат, доказавший свою безусловную полезность, был окончательно узаконен Законом Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности». Хотя в настоящее время в Республике Беларусь свою профессиональную деятельность осуществляют всего 54 частных нотариуса, на их долю приходится более 13% оказываемых в стране нотариальных услуг [46, c. 41].

Итак, принятие действующего в настоящее время в Республике Беларусь Закона от 18 июля 2004 года «О нотариате и нотариальной деятельности» (вступил в силу в феврале 2005 года) было обусловлено насущной необходимостью инкорпорации законодательства, регулирующего нотариальную деятельность, не только с целью его упорядочения, но и с целью его дальнейшего развития и соответствия требованиям времени.

Так, Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205 «О концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь» в целях совершенствования законодательства Республики Беларусь и повышения эффективности нормотворческого процесса была одобрена Концепция совершенствования законодательства Республики Беларусь, которая, помимо прочего, содержала отдельный раздел, посвященный развитию законодательства о нотариате. Согласно данной Концепции, в целях упорядочения законодательства о нотариате компетентным государственным органам и учреждениям следовало подготовить и принять Закон Республики Беларусь «О нотариате», определив в нем:

· участие государства в развитии и функционировании системы нотариата;

· повышение роли и значения органов нотариата по защите имущественных прав граждан и юридических лиц;

· особенности осуществления частной нотариальной деятельности.

В порядке реализации данной задачи, в целях создания комплексного нормативного правового акта, регулирующего вопросы осуществления нотариальной деятельности в Республике Беларусь, был разработан и 27 июня 2003 года принят в первом чтении проект Закона Республики Беларусь «О нотариате», внесенный в законодательный орган Советом Министров Республики Беларусь.

Проект определял правовые, организационные, социально-экономические основы деятельности нотариата, его задачи и систему в Республике Беларусь, основные принципы осуществления нотариальной деятельности.

В нем была сохранена действовавшая на тот момент система нотариата Республики Беларусь. Выполнение нотариальных функций было предоставлено нотариусам, уполномоченным должностным лицам местных исполнительных и распорядительных органов, должностным лицам дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь.

Кроме того, данным законопроектом была закреплена одобренная Главой государства концепция развития нотариата, предусматривающая существование двух его форм: государственного и частного. Именно в проекте закона содержалось указание на то, что введенный в порядке эксперимента в 1993 году частный нотариат на протяжении 10 лет экспериментальной деятельности доказал свое право на существование, востребованность обществом и государством.

В законопроекте также нашли свое отражение нормы, регулирующие основные правила совершения нотариальных действий, а также особенности совершения отдельных их видов.

Принятие проекта Закона Республики Беларусь «О нотариате» в первом чтении являлось важным шагом на пути дальнейшего развития в Республике Беларусь института нотариата, а также упорядочения законодательства, регламентирующего деятельность государственных и частных нотариусов, обобщения правоприменительной практики в области совершения нотариальных действий.

В окончательной редакции название Закона звучало следующим образом: «О нотариате и нотариальной деятельности», он был принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 22 июня 2004 года и одобрен Советом Республики 30 июня 2004 года (далее — Закон).

За время действия Закона в него неоднократно вносились изменения и дополнения, направленные на конкретизацию и оптимизацию правового регулирования нотариальной деятельности. Так, Законом Республики Беларусь от 16 мая 2006 года Закон был дополнен статьей 53−1, устанавливающей требования к представлению нотариусу сведений и (или) документов, необходимых для совершения нотариальных действий. Отметим, что этим же законом были внесены соответствующие изменения и дополнения в Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее — ГК), Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) и ряд других нормативных правовых актов. Это еще раз свидетельствует о том, что законодательство о нотариате является, во-первых, важной, а, во-вторых, неотъемлемой частью единой системы правового регулирования жизни белорусского общества в целом и отдельных его сфер.

Наглядным примером являются требования ст. 159 ГК, в соответствии с которой гражданско-правовые сделки в Республике Беларусь совершаются устно или в письменной форме — простой или нотариальной. В соответствии со ст. 164 ГК нотариальное удостоверение сделок осуществляется путем совершения на документе, соответствующем требованиям ст. 161 ГК, удостоверительной надписи нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие. Нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях:

· указанных в законодательных актах;

· предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по законодательству для сделок данного вида эта форма не требовалась.

Последствия несоблюдения нотариальной формы сделки определяются по правилам ст. 166 ГК, в соответствии с которой несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее недействительность и такая сделка считается ничтожной (п. 1 ст. 166 ГК). Если одна из сторон полностью или частично выполнила сделку, требующую нотариального удостоверения, а другая сторона уклоняется от такого удостоверения, суд вправе по требованию исполнившей сделку стороны признать сделку действительной. В этом случае последующее нотариальное удостоверение сделки не требуется (п. 2 ст. 166 ГК). В случаях, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 166 ГК, сторона, необоснованно уклоняющаяся от нотариального удостоверения или государственной регистрации сделки, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой в совершении или регистрации сделки (п. 4 ст. 166 ГК).

Таким образом, развитие гражданского оборота напрямую зависит от функционирования соответствующих субъектов нотариальной деятельности.

В контексте изучения развития законодательства Республики Беларусь о нотариате также целесообразно рассмотреть изменения и дополнения, внесенные в 2009 году Инструкцию о порядке совершения нотариальных действий, утвержденную постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 23 октября 2006 г. № 63. Данные нововведения предусматривали порядок удостоверения Соглашения об уплате алиментов, для которого установлена обязательная нотариальная форма.

Отметим, что соглашение об алиментах представляет собой новый способ добровольного разрешения вопроса об алиментах на содержание несовершеннолетних и нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей и заключается между родителем, обязанным уплачивать алименты, и лицом, получающим алименты (например, вторым родителем или законным представителем ребенка). Соглашение регулирует порядок, форму, способ и условия предоставления содержания детям, а также размер уплачиваемых алиментов. При этом соглашением могут быть предусмотрены различные способы (либо их сочетания) уплаты алиментов. Важным моментом является также то, что Соглашение об уплате алиментов не может быть заключено, если алименты уплачиваются в соответствии Брачным договором, Соглашением о детях или на основании судебного постановления, в которых разрешены вопросы уплаты алиментов.

Важность и необходимость нотариальной формы Соглашения об уплате алиментов объясняется также тем, что оно является актом, подлежащим исполнению в порядке, определенном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь, то есть на основании данного соглашения судом может быть выдан исполнительный лист для принудительного взыскания предусмотренных этим соглашением алиментов.

Завершая данный раздел дипломной работы, отметим, что законодательство Республики Беларусь о нотариате в постсоветский период прошло через довольно большое число изменений, что демонстрирует должное внимание со стороны государственной власти к данной сфере. Очевидно, что своевременное совершенствование нормативно-правовой базы деятельности нотариата способствует наиболее полному обеспечению прав и законных интересов граждан Республики Беларусь и ее юридических лиц.

Вместе с тем, на сегодняшний день существуют и определенные проблемы в деятельности нотариата. Так, в результате принятия Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 года № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» произошла либерализация административных процедур. Не ставя под сомнение безусловно положительный эффект данного нормативного правового акта, для частных нотариусов он имел отрицательные последствия. Количество нотариальных действий снизилось примерно на 70 процентов, в результате чего резко уменьшилась и сумма нотариального тарифа, взыскиваемого частными нотариусами.

В то же время арендная плата и иные расходы по содержанию нотариальных бюро возрастают, а ставка подоходного налога для большинства частных нотариусов также увеличилась. Следовательно, здесь необходимо восстановление баланса интересов посредством внесения изменений в действующее законодательство.

1.2 Общая характеристика нотариального законодательства Украины на современном этапе

Нотариат в Украине, согласно легальному определению, представляет собой систему органов и должностных лиц, на которые возложена обязанность удостоверять права, а также факты, имеющие юридическое значение, и совершать иные нотариальные действия, предусмотренные законом о нотариате, с целью придания им юридической достоверности.

Ключевым актом украинского законодательства, регулирующим деятельность нотариальных органов и должностных лиц, которые совершают нотариальные действия, является Закон Украины «О нотариате» (далее — Закон Украины), который был принят Верховной Радой Украины 2 сентября 1993 года и вступил в силу 1 января 1994 года.

Как и в Республике Беларусь, развитие соответствующих общественных отношений в независимой Украине не могло не потребовать реформирования законодательства — были приняты новые редакции Гражданского, Семейного, Хозяйственного и Земельного кодексов Украины. Кроме того, в Украине таким же образом формировался институт частного нотариата, деятельность которого предоставила возможность разгрузить систему государственных нотариальных контор, повысить качество совершения нотариальных действий, а также поднять престиж профессии нотариуса [68, c. 42]. Вместе с тем, правовое положение частных нотариусов, закрепленное в первой редакции Закона Украины, не обеспечивало должных гарантий и равенства между государственным и частным нотариатом.

В силу этих причин 1 октября 2008 года Верховной Радой Украины был принят Закон Украины № 614-VI «О внесении изменений в Закон Украины «О нотариате» (далее — Закон № 614), которым была введена единая система порядка, принципов и контроля работы нотариата в Украине, а также была усовершенствована система правовой защиты самих нотариусов.

Прежде всего, Законом № 614 частные и государственные нотариусы были уравнены в правах — частные нотариусы получили право совершать все без исключения нотариальные действия. Отметим, что в прежней редакции Закона Украины (ст. 36) содержалось правило, согласно которому частные нотариусы могли совершать все перечисленные в ст. 34 (действия, на совершение которых были уполномочены государственные нотариусы) за определенными исключениями (шесть позиций из двадцати одной).

Сам перечень нотариальных действий в новой редакции ст. 34 Закона Украины увеличился, а некоторые формулировки были уточнены и откорректированы [67, c. 53].

Вместе с тем, осложнилась процедура регистрации частной нотариальной конторы, и расширен перечень требований к рабочему месту частного нотариуса. Законом № 614 также были существенно повышены требования к лицам, которые претендуют на занятие нотариальной деятельностью. Так, срок стажировки для стажеров нотариуса увеличился с шести месяцев до одного года, (ст. 3 Закона Украины). Кроме того, появилось требование о том, что стажером может быть лицо, имеющее стаж работы в сфере права (неопределенная, на наш взгляд, формулировка) не менее трех лет. Нововведениями было также предусмотрено, что сам нотариус должен владеть государственным языком и иметь стаж работы в сфере права не менее трех лет.

Закон № 614 установил, что частные нотариусы, которые на день вступления в силу Закона будут допущены к совершению нотариальных действий, связанных с применением мер по охране наследственного имущества, выдачей свидетельств о праве на наследство и свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов в случае смерти одного из супругов, обязательно должны повысить уровень квалификации по наследственному праву на основе разработанных Министерством юстиции Украины методических рекомендаций. При этом от обязательного повышения уровня квалификации освобождаются частные нотариусы, имеющие стаж нотариальной деятельности не менее десяти лет (п. 7 Заключительных и переходных положений Закона № 614).

Также в данном вопросе хотелось бы отметить, что новая ст. 29−1 Закона Украины, кроме добровольного приостановления деятельности частного нотариуса, предусматривает и временную ее остановку главными управлениями юстиции в следующих случаях:

· не возобновление (антоним возобновления, что непонятно?) в установленный срок договора страхования гражданско-правовой ответственности частным нотариусом;

· отказ от предоставления документов или преднамеренное уклонение от проверки соблюдения требований законодательства при выполнении нотариусом своих обязанностей;

· выявление фактов нарушения требований законодательства; внесение представления об аннулировании выданного нотариусу свидетельства.

При этом нотариальная деятельность частного нотариуса может быть остановлена на срок до устранения обстоятельств, но не больше трех месяцев, кроме случаев обжалования нотариусом приказа об остановке его деятельности.

В свою очередь, прекращение частной нотариальной практики предусматривается ст. 30 Закона Украины, согласно которой частная нотариальная деятельность прекращается, а регистрационное удостоверение аннулируется в случаях:

· подачи частным нотариусом письменного ходатайства о прекращении своей деятельности;

· аннулирования свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью;

· несоответствия нотариальной конторы частного нотариуса требованиям, установленным Министерством юстиции Украины;

· не устранения (аналогично — антоним) частным нотариусом на протяжении 7 рабочих дней нарушений, выявленных во время проверки; прекращения деятельности более чем на два месяца без уважительной причины;

· поступления обоснованной жалобы, связанной с профессиональной деятельностью нотариуса;

· вступления в силу судебного решения, подтверждающего нарушение нотариусом требований законодательства при совершении им нотариальных действий;

· избрания или назначения нотариуса на должность, работа на которой не совместима с нотариальной деятельностью;

· несоответствия частного нотариуса занимаемой должности или невозможности исполнять работу вследствие состояния здоровья, которое на длительное время (более четырех месяцев подряд) препятствует нотариальной деятельности.

Кроме того, были внесены изменения в сроки и порядок совершения нотариальных действий. Согласно новой редакции ст. 42 Закона Украины нотариальные действия совершаются после их оплаты, а также в предусмотренных законом случаях после уплаты в бюджет налога с доходов физических лиц в день представления всех необходимых документов.

В новой редакции ст. 43 Закона Украины было прямо предусмотрено, что не допускается совершение нотариального действия в случае отсутствия участников этого действия или их уполномоченных представителей. Кроме того, важным нововведением стало требование о том, что удостоверение сделок по отчуждению или ипотеке недвижимого имущества, по отчуждению или залогу транспортных средств, подлежащих государственной регистрации, производится по местонахождению (месту регистрации) этого имущества или по местонахождению (месту регистрации) одной из сторон соответствующей сделки (п. 22 Закона № 614).

Изменениями в Закон Украины были конкретизированы такие понятия, как нотариальная тайна (п. 6 Закона № 614) и нотариальный округ (п. 11 Закона № 614), а также предусмотрено расширение круга мероприятий для обеспечения тайны совершения нотариального действия. Подчеркнем, что Закон Украины был дополнен новой ст. 81, согласно которой не допускается изъятие (выемка) реестров нотариальных действий и документов, переданных нотариусу на хранение, а также печати нотариуса (п. 7 Закона № 614).

Отдельной статьей в Закон Украины были введены гарантии нотариальной деятельности (п. 7 Закона № 614), в том числе, посредством разграничения административного и судебного контроля. Так, контроль за организацией нотариата Украины, проверка организации деятельности частных нотариусов и выполнения ими правил нотариального делопроизводства были возложены на Министерство юстиции и его территориальные органы (ст. 21 Закона Украины), а в ст. 33 Закона Украины устанавливались четкие критерии того, что именно и как будет контролировать Министерство юстиции.

Что касается специфики правового регулирования деятельности государственных нотариусов, то, согласно Закону Украины государственные нотариусы в части оплаты труда и пенсионного обеспечения приравниваются к государственным служащим соответствующих категорий. Соответственно, стаж работы государственных нотариусов в государственных нотариальных конторах засчитывается в стаж государственной службы.

За государственными нотариусами закрепляется преимущественное право аренды или пользования помещениями при переходе к частной нотариальной деятельности при ликвидации государственной нотариальной конторы. Кроме того, государственным нотариусам дана возможность при наличии трехлетнего стажа работы в государственном нотариате зарегистрировать частную нотариальную деятельность без обязательного повышения уровня квалификации.

Следующим этапом совершенствования законодательства Украины о нотариате стало внесение изменений в Закон Украины Законом от 3 марта 2009 года. В частности, был уточнен вопрос о совершении нотариальных действий в населенных пунктах, где нет нотариусов. В соответствии с новой редакцией ч. 1 ст. 37 Закона Украины в указанных населенных пунктах уполномоченные на это должностные лица органа местного самоуправления совершают такие нотариальные действия:

· принимают меры относительно охраны наследственного имущества;

· заверяют (удостоверяют) завещания (кроме секретных);

· выдают дубликаты удостоверенных ими документов;

· удостоверяют верность копий (фотокопий) документов и выписок из них;

· удостоверяют подлинность подписи на документах.

Большое значение для регулирования нотариальной практики в Украине имеют указы Президента Украины, среди которых стоит отметить указ «О приведении в порядок взыскания платы за совершение нотариальных действий» от 10 июля 1998 года, указ «Об урегулировании деятельности нотариата в Украине» от 23 августа 1998 года, указ «О приведении в порядок уплаты государственной пошлины за осуществление операций на товарных, сырьевых и других биржах, кроме фондовых и валютных, и за совершение отдельных видов нотариальных действий» от 23 августа 1998 года и др.

Что касается процессуальных аспектов деятельности нотариата в Украине, то здесь важную роль играют также нормативные правовые акты Кабинета Министров Украины. В качестве конкретных нормативных правовых актов можно привести Положение о Высшей квалификационной комиссии нотариата от 22 февраля 1994 года, Декрет «О приватизации земельных участков» от 26 декабря 1992 года, Декрет «О государственной пошлине» от 21 января 1993 г и др. [68, c. 49]Разве этот декрет относится к нотариусам?

Ключевое значение в рамках правового регулирования деятельности нотариальных органов Украины имеют приказы, распоряжения, письма Министерства юстиции, в которых, посредством конкретизации положений Закона, детально регулируются вопрос организации и деятельности нотариальных органов.

В частности, это приказы об утверждении: Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины от 18 июня 1994 года, Инструкции о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами исполнительных комитетов сельских, поселковых, городских советов от 25 августа 1994 года, Правил ведения нотариального делопроизводства от 3 февраля 1993 года, Положения о квалификационной комиссии нотариата от 28 декабря 1993 года, Положения о порядке выдачи свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью от 20 января 1997 года, Положения о порядке регистрации частной нотариальной деятельности от 4 марта 1994 года и др. [68, c. 49−50].

Для деятельности нотариальных органов важное значение имеют также отдельные рекомендации Министерства юстиции.

Наконец, нельзя не упомянуть в качестве источников правового регулирования нотариальной деятельности постановления Пленума Верховного Суда Украины. В частности, следует отметить постановление «О судебной практике в делах по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении» от 31 января 1992 г. № 2.

Что касается совершения нотариальных действий за границей, то их порядок, наряду с законом Украины определяется международными соглашениями (в том числе консульскими конвенциями), которые Украина заключила с другими государствами, а также Консульским уставом Украины и другими законодательными актами.

Таким образом, нормативно-правовому регулированию нотариальной деятельности в Украине, равно как и в Республике Беларусь, присущи такие черты, как комплексный характер, наличие ключевых законов и конкретизирующих, дополняющих их актов глав государств, правительств, а также широкого перечня отраслевых актов, носящих как нормативный, так и рекомендательный характер. При этом законодательство о нотариате в обоих государствах является довольно динамичным и продолжает развиваться.

2. СТРУКТУРА НОТАРИАТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И В УКРАИНЕ

2.1 Государственные и частные нотариусы — основные субъекты права на совершение нотариальных действий

В контексте исследуемого вопроса, прежде всего, хотелось бы отметить, что система нотариата в Республике Беларусь, равно как и в Украине, независимо от формы своей организации (государственный или не бюджетный нотариат) является публично-правовой по организации и содержанию своей деятельности и является частью, пусть и особым образом действующей, государственной системы. В этом смысле нотариус наделяется полномочиями и осуществляет свою деятельность от имени государства и под его контролем.

Действующее законодательство двух стран, как мы можем видеть из предыдущего анализа, также разделяет подход к нотариату и нотариальной деятельности как публичным по своей сути, независимо от организационной формы.

Вместе с тем, нотариат в Беларуси и Украине необходимо принимать не только как систему, которой присуще лишь общее направление деятельности в рамках совершения нотариальных действий, но и как структуру сложных нотариально-административных правоотношений. Вместе с тем, если для административного правоотношения характерной является вертикальная подчиненность субъектов руководящим органам, то нотариально-административные отношения существенно отличаются от такого правоотношения [67, c. 32].

Например, в Республике Беларусь и в Украине, соответствующее управление юстиции является региональным административным органом, но в Украине вопрос о дисциплинарной ответственности нотариусов им не решается. В частности, в Украине соответствующее представление управления юстиции не передается в системе собственной подчиненности, а рассматривается специально созданным для этого нотариальным органом — Комиссией по рассмотрению представлений Главного управления юстиции Министерства юстиции в Автономной Республике Крым, управлений юстиции в областях, городах Киеве и Севастополе, которая рассматривает вопрос дисциплинарной ответственности лиц, которые совершают нотариальные действия.

С другой стороны в числе задач и функций Управления нотариата и загсов Министерства юстиции Республики Беларусь можно выделить:

· руководство нотариатом в Республике Беларусь;

· обеспечение контроля за нотариальной деятельностью нотариусов и уполномоченных должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов;

· обеспечение ведомственного контроля за соответствием требованиям законодательства деятельности главных управлений юстиции облисполкомов (Минского горисполкома) по руководству и контролю за нотариальной деятельностью, деятельности государственных нотариальных контор и ведомственных нотариальных архивов; Отмеченное ниже красным не относится к вопросу

· обеспечение контроля за выполнением частными нотариусами законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий осуществления частной нотариальной деятельности и др.

Вместе с тем, основными субъектами нотариальной деятельности в Республике Беларусь и Украине являются государственные нотариусы, которые по организационной форме их деятельности объединены в государственные нотариальные конторы и архивы, которые являются юридическими лицами, а также — нотариусы, которые занимаются частной нотариальной деятельностью (частные нотариусы).

В соответствии со ст. 25 Закона государственным нотариусом в Республике Беларусь может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, получивший свидетельство на право занятия нотариальной деятельностью и отвечающий иным требованиям законодательства. Частным нотариусом, в свою очередь, может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, получивший специальное разрешение (лицензию) на осуществление частной нотариальной деятельности и отвечающий иным требованиям законодательства (ст. 32 Закона).

Согласно ст. 3 Закона Украины нотариусом может быть гражданин Украины, имеющий высшее юридическое образование (университет, академия, институт) и прошедший стажировку в течение шести месяцев в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной нотариальной практикой, сдавший квалификационный экзамен и получивший свидетельство о праве на занятие нотариальной деятельностью. Не может быть нотариусом лицо, имеющее судимость.

Кроме того, согласно ст. 3 Закона Украины нотариус не может состоять в штате других государственных, частных и общественных предприятий и организаций, заниматься предпринимательской и посреднической деятельностью, а также выполнять другую оплачиваемую работу, кроме той, которая предусмотрена аб. 2 ст. 4 Закона Украины, а также преподавательской и научной в свободное от работы время.

Таким образом, в законодательстве двух стран определены, фактически, одинаковые условия доступа к профессии: наличие высшего юридического образования, предварительная стажировка, квалификационный экзамен, отсутствие судимости. Вместе с тем, если в Украине длительность стажировки для лица, впервые претендующего на занятие должности нотариуса, определяется фиксированным сроком в 6 месяцев, то в Республике Беларусь, согласно ст. 26 Закона лица, претендующие на занятие должности государственного нотариуса впервые, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, обязаны пройти профессиональную стажировку в качестве стажера государственного нотариуса в государственной нотариальной конторе сроком до одного года, а лица, претендующие на занятие должности государственного нотариуса после трехлетнего перерыва в работе в качестве нотариуса, — до шести месяцев. Конкретный срок при этом устанавливается главным управлением, управлением (отделом) юстиции.

С нашей точки зрения, подход украинского законодателя является более правильным, так как, во-первых, устанавливает единые «правила игры», а, во-вторых исключает возможные злоупотребления и влияние разного рода субъективных факторов.

Помимо этого, условия допуска к профессии в Законе Украины изложены более систематизировано и компактно (одна статья Закона Украины против трех в Законе), при этом не столь явно разделяя требования к государственным и частным нотариусам, что подкрепляет принцип равноправия последних. Как уже отмечалось выше, в силу предписаний закона, при совершении нотариальных действий государственные и частные нотариусы имеют равные права и несут одинаковые обязанности. Оформленные ими документы имеют одинаковую юридическую силу. Одновременно, в Законе требования к государственным и частным нотариусам расположены не только в разных статьях, но и в разных (5 и 6) главах Закона.

Кроме того, если в Украине в качестве документа, подтверждающего право на занятие нотариальной деятельностью, является соответствующее свидетельство в отношении как государственных, так и частных нотариусов, то в Республике Беларусь государственные нотариусы также получают свидетельство на право занятия нотариальной деятельностью (ст. 30 Закона), тогда как частные нотариусы обязаны осуществлять свою деятельность на основании специального разрешения (лицензии (ст. 33 Закона).

Обратим также внимание на то, что, согласно ст. 34 Закона частный нотариус обязан заключить договор страхования гражданской ответственности на случай причинения им вреда другим лицам в результате неправильно совершенного нотариального действия. Страховая сумма (лимит ответственности) при этом должна быть не менее тысячи базовых величин, установленных на момент заключения договора страхования гражданской ответственности частного нотариуса. Одновременно, каких-либо аналогичных гражданско-правовых гарантий в отношении государственных нотариусов в Республике Беларусь закон не предусматривает.

В Украине, в свою очередь, частному нотариусу, согласно ст. 28 Закона Украины, предоставляется альтернатива: заключить договор служебного страхования, либо внести в банк соответствующий залог в размере стократной минимальной заработной платы.

Таким образом, принцип равноправия государственных и частных нотариусов на сегодняшний день реально воплощен в Законе Украины, тогда как в Законе он ограничен вышеуказанными особенностями правового регулирования.

Здесь хотелось бы отметить, что, согласно ст. 10 Закона Украины образуются Квалификационные комиссии нотариата при управлении юстиции Совета Министров Республики Крым, областной, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, положение о которых утверждается Министерством юстиции Украины. При этом решение квалификационной комиссии может быть обжаловано в Высшую квалификационную комиссию нотариата при Министерстве юстиции Украины, Положение о которой утверждается Кабинетом Министров Украины.

В Республике Беларусь действует иная система. Согласно ст. 28 Закона Квалификационная комиссия по вопросам нотариальной деятельности образуется Министерством юстиции Республики Беларусь. Порядок образования, деятельности и полномочия данной комиссии также устанавливаются Министерством юстиции. Таким образом, все управленческие функции в Беларуси замыкаются на Министерстве юстиции, тогда как в Украине высшим органом управления в рассматриваемом аспекте выступает Правительство.

Наконец, нормы Закона характеризуются большей степенью бланкетности, отсылочным характером. Характерным примером выступает ст. 27 Закона, согласно которой, помимо прочего, не может быть государственным нотариусом лицо:

· которое не может быть принято на государственную службу;

· уволенное из государственной нотариальной конторы, государственных органов или иных организаций по основаниям, указанным в отдельных ст. ст. 42 и 47 Трудового кодекса Республики Беларусь, либо уволенное со службы по аналогичным основаниям, установленным законодательством Республики Беларусь о прохождении военной службы, прохождении службы в органах внутренних дел Республики Беларусь, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, таможенных органах Республики Беларусь.

Последнее основание действует в течение двух лет с момента возникновения указанных юридических фактов.

С нашей точки зрения, целесообразно прямо закрепить содержание обстоятельств, ограничивающих права лица на занятие нотариальной деятельности в Законе, не отсылая правоприменителя к нормам иных, пусть и смежных, отраслей права Республики Беларусь.

Завершая данный раздел исследования, хотелось бы также обратить внимание на то, что в силу параллельного существования двух нотариальных систем — государственного и не бюджетного нотариата — различаются также способы финансового обеспечения нотариальной деятельности Так, частный нотариат, как это следует из его названия, находится на полном самофинансировании, а единственным источником средств является нотариальный тариф, размеры и порядок уплаты которого устанавливаются государством. Государственный же нотариат встраивается в систему органов государственного управления, государственные нотариусы относятся к государственным служащим и находятся на полном государственном финансировании, а нотариальная деятельность обеспечивается за счёт средств государственного бюджета [38, c. 73].

В то же время, в Украине существует дополнительная возможность финансирования деятельности частных нотариусов за счет взимания так называемого «свободного» тарифа, определяемого по соглашению с заинтересованными лицами, при выполнении работ правового и технического характера (подготовка проектов договоров, изготовление копий, разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий, консультации правового характера и т. д.). Действующим законодательством Украины, согласно ст. 4 Закона Украины, нотариусу могут быть предоставлены и иные права.

Одновременно, в Законе данный вопрос не урегулирован, за исключением нормы ст. 39, согласно которой нотариус не может оказывать посреднические услуги при заключении договоров, заниматься иной деятельностью, в отношении которой для государственных служащих предусмотрены ограничения. Таким образом, для уяснения ограничений в отношении государственных нотариусов как государственных служащих, опять-таки, следует обращаться к положениям законодательства о государственной службе.

Что касается частных нотариусов, то, согласно п. 3 ст. 24 Закона за совершение нотариальных действий и за оказание услуг правового и технического характера, связанных с совершением нотариальных действий, они взимают с граждан и юридических лиц также нотариальный тариф.

Таким образом, исходя из буквального толкования нормы п. 3 ст. 24 Закона услуги правового и технического характера, которые могут оказывать частные нотариусы, должны быть связаны с совершением нотариальных действий, тогда как в украинском законодательстве такая привязка не предусмотрена.

Кроме того, ограничения, налагаемые на частных нотариусов в Республике Беларусь, определяются нормами законодательства о лицензировании. В частности, вышеуказанные услуги по подготовке проектов договоров, предоставлению консультаций правового характера, не связанные с осуществлением нотариальных действий, подпадают под определение юридических услуг, предоставление которых в Республике Беларусь также требует наличия отдельного специального разрешения (лицензии). Таким образом, в отличие от Украины, в Республике Беларусь, не смотря на очевидную профессиональную состоятельность, частные нотариусы более ограничены в реализации вышеуказанных возможностей.

2.2 Иные лица, имеющие право на совершение нотариальных действий

Помимо нотариусов (государственных и частных) к структуре нотариата в Украине и Республике Беларусь можно отнести все органы, которые охватываются нотариально-административными правоотношениями. Прежде всего, в их число входят уполномоченные на осуществление нотариальных действий, предусмотренных законом, должностные лица местных исполнительных и распорядительных органов, а также Советов народных депутатов различных уровней, которые совершают нотариальные действия в тех населенных пунктах, где нет государственных нотариальных контор и частных нотариусов.

Сюда же в Украине относятся главные врачи, начальники по медицинской части, командиры военных частей, начальники мест лишения свободы, капитаны морских судов и другие должностные лица, которые совершают нотариальные действия предусмотренные законодательством (удостоверение завещаний и доверенностей).

В систему нотариата также следует включить:

· стажеров нотариусов;

· консульские учреждения (их должностные лица) и дипломатические представительства, должностные лица которых совершают нотариальные действия за границей;

· управления юстиции;

· Министерства юстиции Республики Беларусь и Украины [32, c. 26; 68, c. 53−54].

В Украине в данную систему также входят Комиссия по рассмотрению представлений Главного управления юстиции Министерства юстиции в Автономной Республике Крым, квалификационные комиссии, главной задачей которых является определения уровня профессиональной подготовленности лиц, которые намерены заниматься нотариальной деятельностью, Высшая квалификационная комиссия нотариата, основной задачей которой является рассмотрение жалоб на решение квалификационных комиссий нотариата, а также управления юстиции в областях, городах Киеве и Севастополе, которые рассматривают вопросы дисциплинарной ответственности лиц, которые совершают нотариальные действия.

Следует иметь в виду, что некоторые должностные лица и органы внесены в структуру нотариата лишь из-за того, что они выполняют отдельные нотариальные действия. Вместе с тем, общей чертой для всех вышеперечисленных субъектов есть вступление в нотариальное процессуальное или нотариальное административное правоотношение и в этом случае на их действии распространяется законодательство о нотариате [68, с. 71].

Согласно ст. 11 Закона, в Республике Беларусь уполномоченные должностные лица совершают нотариальные действия в тех населенных пунктах, в которых нет государственных нотариальных контор и нотариальных бюро, при этом совершение нотариальных действий по решению местного исполнительного и распорядительного органа возлагается на руководителя, его заместителя, секретаря или члена местного исполнительного и распорядительного органа. Как видим, нотариальные действия отнесены к компетенции исполнительной власти, а наличие частного нотариуса не является препятствием для обращения за совершением нотариальных действий к представителям государственной власти. Подтверждается это и нормой ст. 53 Закона, согласно которой граждане и юридические лица имеют право обратиться за совершением нотариального действия к любому нотариусу, уполномоченному должностному лицу, за исключением случаев, когда согласно Закону нотариальные действия должны быть совершены определенным нотариусом, уполномоченным должностным лицом либо их совершение возложено на государственных нотариусов первой государственной нотариальной конторы.

Говоря о полномочиях должностных лиц местных органов власти хотелось бы также обратить внимание на ст. 9 Закона Украины, которая налагает ограничения на вышеуказанных субъектов в праве совершения нотариальных действий. Так, должностное лицо исполнительного комитета сельского, поселкового, городского Советов народных депутатов, совершающие нотариальные действия, не вправе совершать нотариальные действия.

· на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своего мужа или своей жены, его (ее) и своих родственников (родителей, детей, внуков, деда, бабки, братьев, сестер), а также на имя и от имени работников данной нотариальной конторы, работников, состоящих в трудовых отношениях с частным нотариусом, или работников данного исполнительного комитета.

· на имя и от имени данного исполнительного комитета.

В указанных случаях, согласно Закону Украины, нотариальные действия совершаются в любой другой государственной нотариальной конторе, у частного нотариуса или в исполнительном комитете другого сельского, поселкового, городского Совета народных депутатов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой