Права человека в правовой системе России постсоветского и современного периодов
Серьезным ущемлением прав граждан является принятие таких ведомственных инструкций, которые призваны регламентировать порядок реализации законов, но на практике приводят к созданию дополнительных препятствий для осуществления гражданами своих прав. Они малодоступны для ознакомления с ними, в ряде случаев сохраняется фактически закрытый характер этих документов, не эффективна действующая… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Права человека в контексте перестройки политической и правовой системы России (1985−1991гг.)
- 2. Декларация прав и свобод человека РСФСР 1991 г
- 3. Основные направления реализации прав человека в ходе судебной реформы
- 4. Утверждение международных стандартов в области прав человека в России
- Заключение
- Список литературы
Ориентация политики на интересы людей, живущих в обществе, осуществляется с помощью определенных принципов, воплощающих гуманистические ценности во взаимоотношениях между индивидом, обществом и государством. Такой специфической конкретизацией гуманистических представлений применительно к миру политики являются права человека.
Ушедший в историю ХХ век явился определяющим этапом в закреплении прав и свобод человека и гражданина на национальном и международном уровне. Важнейшая задача приведения российского законодательства в соответствие с нормами международного права в области прав человека сохраняет свою актуальность. Россия приняла на себя новые обязательства, подписав в 2001 г. Европейскую социальную хартию. Продолжительный период подготовки этого документа к ратификации свидетельствует о серьезных проблемах в системе социальной защиты российских граждан и о таком уровне их социальных прав, который не позволяет в короткие сроки обеспечить исполнение европейских требований социальных гарантий.
Политические и экономические преобразования в России обусловили переоценку прежних социальных идей и установок. Первые шаги в направлении рыночной экономики и нарастание социальной напряженности вызвали желание обосновать резкое расширение социальных притязаний каждого члена общества. Однако ограниченность экономических возможностей государства (в связи с изменением экономической системы) привела к необеспеченности многих решений. Предпринимаемые шаги по существенному снижению социальных обременений общества и государства воспринимаются населением далеко не однозначно и влекут за собой негативные последствия. Складывающаяся ситуация свидетельстует о том, что социальные проблемы имеют глубокие институциональные корни. Отдельными рецептами по нейтрализации конфликтов в обществе здесь обойтись нельзя.
Е.А. Лукашева справедливо считает, что права человека призваны способствовать решению одной из важнейших задач — обеспечению устойчивого развития современного мира. В. В. Гурлев и А. В. Гурлев уточняют, что реальный объем прав и свобод граждан в каждой стране — это всегда некий компромисс, которого удается достичь в данном сообществе .
В литературе нередко высказываются противоположные точки зрения относительно реализации международных стандартов в области прав человека. Одни авторы считают, что возможность их осуществления определяется, прежде всего, уровнем социально-экономического развития государства. Другие высказывают мнение, что права и свободы человека, закрепленные в общепризнанных принципах и нормах международного права, должны предоставляться каждому, гарантироваться конституцией страны и ее национальным законодательством.
Л.С. Мамут обращает внимание на то, что Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия, конституции различных стран определяют социальную деятельность государства (с теми или иными вариациями) как попечение государства о том, чтобы каждый человек имел такой жизненный уровень (включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обеспечение), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи .
Сохраняющий свою актуальность вопрос об обеспечении международных стандартов в сфере прав человека неизменно связан с пониманием основных прав человека.
§ 1. Права человека в контексте перестройки политической и правовой системы России (1985−1991гг.)
Развитие идей и представлений в области прав человека неразрывно связано с деятельностью Организации Объединённых Наций. Официальное провозглашение ООН состоялось 24 октября 1945 г. В числе задач, определенных Уставом ООН, входила и работа по поддержанию общего уважения и удовлетворения прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
В соответствии со статьей I Устава перед рганизацией Объединенных Наций ставилась цель «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и к основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии».
В целом Устав ООН явился первым в истории международных отношений документом, который заложил основы широкого сотрудничества в поощрении и воспитании уважения к правам и свободам человека .
В документах государств антигитлеровской коалиции неоднократно подчёркивалось, что после окончательного уничтожения нацистской тирании должен быть установлен такой мир, который обеспечит уверенность, что все люди во всех странах смогут жить свободными от страха и нужды. Моральный императив Нюрнбергского и Токийского судебных процессов над военными преступниками и их осуждение привели к возрождению концепции естественного права. Падение расизма привело к расширенному толкованию понятия индивидуальных прав применительно ко всем человеческим существам, что в свою очередь проторило путь падению колониализма.
С 1948 г., после принятия Всеобщей декларации прав человека, гражданские, политические, социальные и экономические права становятся стандартами поведения в отношении человека для подавляющего большинства стран мира .
В современном мире патерналистские взгляды на соотношение индивида и власти в основном преодолены, хотя и не исчезли вовсе. Особенно в странах с преимущественно крестьянским населением, в авторитарных и тоталитарных государствах, представляющих вождя-диктатора как отца нации, защитника простого человека. Это может быть в какой-то степени и в демократическом государстве, где часть населения все еще воспринимает президента или премьера как главу единой большой семьи, а себя как маленького человека, покорного исполнителя указаний властей.
В международном сообществе проблема прав и свобод человека приобретает все большее и принципиальное значение. Знаменательным в этом отношении стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, прошедшее в 1975 г. в Хельсинки. Был принят Заключительный акт, который подписали 33 европейских государства, в том чиле СССР, а также США и Канада. В нём оговорены 10 пунктов сотрудничества, в т. ч. один из них гласил: «Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений» .
Участники Хельсинского совещания договорились содействовать расширению контактов и воссоединению семей; улучшению условий для туризма на индивидуальной или коллективной основе; распространению и обмену информацией; развитию культурных и научных обменов. Подписав документы, СССР впервые на официальном уровне признал проблему прав человека.
1 января 1995 г. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) было переименовано в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), что позволило создать постоянно действующий орган с соответствующими институтами и механизмами, а также более широким и многообразным кругом задач. В ноябре 1999 г. 54 государства-участники ОБСЕ, в том числе Россия, приняли в ходе Стамбульской встречи на высшем уровне Хартию европейской безопасности. Было признано необходимым сократить время для реагирования на потенциальные и фактические кризисы, возникающие в Европе. С этой целью принято решение о создании групп оперативной экспертной поддержки и сотрудничества.
Руководители государств подтвердили, что человеческое измерение уважение прав человек и основных свобод, демократия и верховенство закона является одной из наиболее важных областей деятельности ОБСЕ.
В настоящее время в 9 государствах действуют миссии ОБСЕ, в том числе в Албании (Косово), Латвии, группа содействия в России (Чечня). В 1998 г. ОБСЕ с согласия Правительства Республики Беларусь учредила в Минске Консультативно-Наблюдательную Группу (КНГ), усилия которой были сосредоточены на обеспечении в стране политического диалога, демонополизации СМИ, проведении свободных, справедливых и демократических выборов, наблюдении за соблюдением прав человека, которые гарантированы конституцией. В конце 2002 г. статус КНГ ОБСЕ был изменен.
С конца 60-х гг. в СССР сформировалось диссидентское движение. Созданы были такие организации, как Инициативная группа защиты прав человека, Комитет защиты прав человека, Комиссия по выполнению Хельсинских соглашений. Формы диссидентской деятельности сводились в основном к получению и распространению той информации, которая по идеологическим соображениям либо замалчивалась официальной властью, либо сознательно искажалась. Речь шла о судебных и внесудебных репрессиях по политическим мотивам; положении политических заключённых; культурном и религиозном движении на Украине, в Литве и Закавказье; движении крымских татар, месхов и других народов за возвращение на родину; цензурном произволе в литературе и т. д.
Руководство КПСС восприняло действия правозащитников как враждебную акцию. Им сразу же было дано определение «идеологическая диверсия». С целью подавления правозащитного движения принимались разнообразные методы. В их числе: изоляция правозащитников от всего остального общества; замалчивание их деятельности; лишение работы и гражданства; аресты и суды, отправка в психбольницы и т. д. Даже трижды Герою Социалистического Труда, создателю ядерного оружия, академику Андрею Сахарову ни разу не дали высказаться в средствах массовой информации о своей позиции. Лишили гражданства писателей А. Солженицина, В. Максимова, В. Аксёнова, дирижёра и музыканта Мстислава Растраповича и др. Среди судебных процессов наиболее известные над писателями Даниелем и Синявским в 1966 г., над руководителем Московской Хельсинской группы физиком Ю. Орловым в 1978 г.
Объективно диссидентское движение в СССР способствовало подрыву внутренних сил режима власти. В то же время надо заметить, что, получая широкую поддержку за рубежом, диссидентское движение имело слабый отклик внутри страны.
Только в годы перестройки проблема прав человека стала государственной политикой. 7 декабря 1988 г. в Организации Объединённых Наций выступил Президент СССР М. С. Горбачёв. Он сделал доклад о правах человека внутри страны и за рубежом. Глава советского государства признал важность общечеловеческих ценностей, таких, как права человека, огромное значение в современном мире Всеобщей декларации прав человека, признал обязательства по контролю за правами человека со стороны ООН и СБСЕ. Лишь поставив права человека «в центр всех проблем» внутри страны и за рубежом, отметил М. С. Горбачёв в ООН, можно достичь безопасности и прочного мира. В 1989 г. в СССР, наконец, через 41 год после ее принятия ООН, была опубликована в печати Всеобщая декларация прав человека. В 1990 г. М. С. Горбачёву была присуждена Нобелевская премия.
Список литературы
- Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека. Международные и российские механизмы защиты. М., 2003.
- Бахин С.В. Всеобщая декларация 1948 года: от каталога прав человека к унификации правового статуса личности // Правоведение. 1998. № 4.
- Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учеб. пособие. М., 1997.
- Гошуляк В.В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. М.: Янус-К, 2000.
- Гурлев В.В., Гурлев А. В. Социальное государство и общество. СПб, 2002.
- Золотухин С.В. К вопросу о концепции «третьего поколения прав человека» или «прав солидарности» // Советский ежегодник международного права 1989 — 1991 гг. СПб., 1992.
- Иванов Г. И. Права человека: Учебное пособие / Под ред. М. Ф. Чудакова. Приложение. М., 2004.
- Институт прав человека в России / Под ред. Г. Н. Комковой. Саратов, 1998.
- Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995.
- Кистяковский Б. Государство правовое и социалистическое // Вопросы философии. 1990. № 6.
- Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. Официальный текст. М., 1994.
- Крусс В.И. Личностные («соматические») права человека в конституционном и философско-правовом измерении: к постановке проблемы // Государство и право. 2000. № 10.
- Кузнецова С.Н. Хартия основных прав Европейского союза: развитие европейской защиты прав человека или путь к Европе «двух скоростей»? // Российский ежегодник международного права. 2002. СПб., 2002.
- Лукашева Е.А. Права человека: Учебник. М., 2003.
- Малько А.В. Права и свободы человека: ограничение или стимул? // Правоведение. 2002. № 5.
- Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001. № 7.
- Мамченко Н.В. Становление принципа презюмирования прав человека: три поколения // Юридические науки. 2006. № 4 (20).
- Материалы круглого стола «Права человека: итоги века, тенденции, перспективы» // Государство и право. 2001. № 5.
- Международная защита прав и свобод человека. Сборник нормативных документов. М.: Алма-Пресс, 2001.
- Нерсесянц В.С. Гегелевская философия права. М., 1974.
- Нерсесянц В.С. История идей правовой государственности. Акаемический правовой институт РАН. М., 2001.
- Патюлин В.А. Государство и личность в СССР (Правовые аспекты взаимоотношений). М., 1974.
- Поколения прав человека: основные этапы развития правовой идеи и правового института: Учеб. пособие / Под ред. А. Ю. Сунгурова. Спб., 2003.
- Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2003.
- Путило Н.В. Основы правового регулирования социальных прав. Автореф. дисс.: канд. юрид. наук. М., 1999.
- Саидов А.Х. Общепризнанные права человека: Учеб. пособие / Под ред. И. И. Лукашука. М.: МЗ Пресс, 2004.
- Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995.
- Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право. 2002. № 2.