Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совет по прессе как институт саморегулирования СМИ в России и за рубежом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Историографическая база нашего исследования разнопланова. В теоретической части исследования, касающейся основ журналистики как профессии, саморегулирования СМИ как явления и профессиональной этики журналиста как его базиса, мы опирались на труды таких отечественных исследователей, как Я. Н. Засурский, А. П. Короченский, И. А. Кумылганова, Е. В. Письменная, А. Г. Рихтер, Л. Г. Свитич, М. А… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ СМИ
    • 1. 1. Социальная ответственность СМИ как следствие особого места журналистики в структуре современного общества
    • 1. 2. Профессиональная этика как нормативный базис саморегулирования СМИ
    • 1. 3. Особенности журналистской деятельности как факторы формирования этических принципов профессии
    • 1. 4. Саморегулирование СМИ в контексте социально ответственной журналистики
    • 1. 5. История и основные институты саморегулирования СМИ в мире
  • ГЛАВА 2. СОВЕТ ПО ПРЕССЕ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ СМИ
    • 2. 1. Принципы работы советов по прессе
    • 2. 2. Анализ основных параметров деятельности советов по прессе в Европе
    • 2. 3. Сравнительный анализ моделей советов по прессе в Европе
    • 2. 4. Организации саморегулирования СМИ в России

Совет по прессе как институт саморегулирования СМИ в России и за рубежом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Журналистское саморегулирование — один из важнейших системообразующих элементов демократического общества. Его основной функцией является обеспечение ответственности средств массовой информации (СМИ) перед обществом. Эта ответственность реализуется через кодификацию этических стандартов профессии и создание механизмов обеспечения выполнения журналистским сообществом требований профессиональных кодексов.

Создание системы саморегулирования СМИ несет пользу всем сторонам рассматриваемых в работе общественных отношений. Медиаиндустрия (система, включающая все субъекты деятельности в сфере массовой информации и объединяющая все сегменты этого рынка — прессу, телевидение и радиовещание, Интернет-СМИ и т. д.) получает понятную и пригодную к применению систему кодифицированных норм профессиональной этики, а также компетентную помощь в разрешении информационных конфликтовсаморегулирование ведет также к повышению качества журналистских материалов, а значит, и к повышению доверия общества к СМИ, изменению понимания места журналистики в обществе, что в свою очередь является одним из важнейших условий успешной защиты массмедиа от внешнего давления со стороны органов государственной власти, крупного бизнеса и других заинтересованных в использовании широких возможностей СМИ субъектов. Большее уважение в журналистике со стороны общества ведет и к росту популярности СМИ и их экономической эффективности. Гражданское общество получает доступ к быстрым и дешевым механизмам удовлетворения жалоб и разрешения споров, возникающих в информационной сфере. Через систему саморегулирования СМИ общество реализует часть своих прав в сфере получения и распространения информации, таких как, например, право получать достоверную информацию, быть услышанным или право на ответ. С введением системы саморегулирования СМИ государство получает возможность передать часть своих контрольных функций медиаиндустрии, что приводит к экономии административных и материальных ресурсов.

Важную роль приобретает саморегулирование СМИ в обществах, став' ших на путь демократических преобразований. В таких странах система саморегулирования СМИ1 выступает одним из механизмов становления гражданского общества и его основных демократических институтов, вместе с тем выполняя важную функцию объединения журналистов вокруг общих принципов профессии.

Одним из старейших и наиболее распространенных институтов1 саморегулирования СМИ является совет по прессе. В своей работе мы проводим сравнительный анализ работы тридцати четырех советов по прессе, существующих в Европе, с целью обобщить практический и исторический опыт функционирования таких организаций и выработать ряд рекомендаций для российского органа саморегулирования СМИ.

Актуальность исследования обусловлена острой необходимостью в функционировании эффективной системы саморегулирования СМИ в нашем обществе, которая выполняла бы двуединую функцию: повышение этического уровня российских СМИ и содействие в объединении журналистского сообщества вокруг общих профессиональных принципов и в его последую> щем развитии как сильного института гражданского общества.

Россия является типичным примером посттоталитарного общества, где процессы демократизации и становления основных демократических институтов протекают нелегко. Эффективная система саморегулирования СМИ.

1 В данном контексте под институтом мы подразумеваем, согласно толковому словарю Д. Н. Ушакова, «общественное установление, распорядок, узаконенный какими-нибудь нормами» (Институт / Большой толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова в 4-х тг. URL.•http.•//ushakovdictionarv.ru/word¦php?vvordid=21 297 (дата обращения: 13.06.2011)). Совет по прессе и другие институты саморегулирования СМИ также правомерно определять как формы (так как в них воплощается саморегулирование) и инструменты (так как с их помощью можно реализовывать те или иные функции или идеи на практике) саморегулирования СМИ.

2 В рамках данного исследования термин «совет по прессе» используется в качестве общего понятия, обозначающего организацию, имеющую определенную структуру и характерные особенности. Определение данного понятия см. ниже. могла бы стать катализатором таких процессов, оказывая влияние на становление гражданского общества путем акцентирования внимания* СМИ на выполнении своих социально-ориентированных функций, включающих в себя, прежде всего, функцию «сторожевого пса» общества.

Особое внимание необходимо уделить совету по прессе как практическому инструменту обеспечения подотчетности СМИ* всему обществу. Общепризнанно, что несмотря на все усилия создателей российского совета по прессе, его практика пока не оказывает заметного влияния на жизнь профессионального журналистского сообщества. Более того, сам факт его существования не является очевидным ни для широкой общественности, ни для многих журналистов. На наш взгляд, структура и организация работы российского совета по прессе требуют изменений в целях повышения его эффективности.

Историографическая база нашего исследования разнопланова. В теоретической части исследования, касающейся основ журналистики как профессии, саморегулирования СМИ как явления и профессиональной этики журналиста как его базиса, мы опирались на труды таких отечественных исследователей, как Я. Н. Засурский, А. П. Короченский, И. А. Кумылганова, Е. В. Письменная, А. Г. Рихтер, Л. Г. Свитич, М. А. Федотов и др. Особое значение для нашего исследования имели работы проф. Е. П. Прохорова, послужившие основой при изучении отношений профессионального журналистского сообщества и гражданского общества в целом. Наше понимание профессиональной этики как социального регулятора во многом сформировалось благодаря трудам Р. Г. Апресяна, а исследования «тюменской школы» В. И. Бакштановского и Ю. В. Согомонова позволили лучше понять процессы формирования и развития профессиональной морали. При изучении основ профессиональной этики журналиста мы прежде всего обращались к работам Г. В. Лазутиной и Д. С. Авраамова. На наши взгляды также оказали заметное влияние труды, пожалуй, уникального исследователя, посвятившего свою научную жизнь комплексному изучению явления журнали стского саморегулирования — проф. К.-Ж. Бертрана (Франция). Среди иностранных источников особо отметим труды Э. Дэнниса и Дж. Мэррилла, Э. Б. Ламбета, Д. Макуэйла, К. Норденстренга, К. Фроста, Дж. Шульца и др. Нами были изучены статьи по проблематике работы Е. Л. Вартановой, А. А. Гусейнова, Т. Купера, А. Дж. Кэмпбелла, М. Ф. Ненашева, С. К. Шайхитдиновой и др., опубликованные в отечественных и иностранных научных журналах или вошедшие в сборники статей. Практическая часть исследования, ввиду отсутствия фундаментальных трудов в области практического саморегулирования СМИ, основывается на отдельных статьях А. Б. Венгерова, И. Ю. Еремина, Ю. В. Казакова, В. Н. Монахова, М. А. Федотова, а также иностранных практиков саморегулирования СМИJI. Вейбулла, М. Джемпсона, Д. Коэн, Э. Лаука и X. Харро-Лойт, У. Лойта, И. Мэйса и др. Исторические факты о развитии институтов журналистского саморегулирования были почерпнуты в трудах Ю. В. Лучинского, Т. О’Мэлли и К. Солея, Е. Омдала, А. А. Сванидзе и др. Важным источником практической и исторической информации стали статьи и иные материалы российских журналистов, а также документы и материалы, разработанные исследуемыми советами по прессе и такими международными организациями, как Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Совет Европы, Европейский центр журналистики (ECJ), Организация омбудсменов СМИ (ONO), Ассоциация независимых советов по прессе Европы (AIPCE), Европейская аудиовизуальная обсерватория (ЕАО) и проч. Важные моменты работы российских советов по прессе были прояснены в ходе интервью, взятом автором исследования у известного отечественного практика и исследователя саморегулирования СМИ Ю. В. Казакова. Существенную помощь в исследовании оказали материалы, размещенные на сайте Центра права СМИ кафедры истории и правового регулирования отечественных СМИ факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова (http://medialaw.ru/), в частности созданная им при поддержке ЮНЕСКО Глобальная база кодексов журналистской этики.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1) Впервые в отечественной научной практике проводится комплексное исследование явления саморегулирования СМИ в Европе, хотя и ранее в рамках диссертационных работ уделялось внимание практическому опыту саморегулирования СМИ в отдельных регионах.

•у в частности, на территории постсоветских государств), выяснялась роль профессиональных этических норм как инструментов журналистского саморегулирования4.

2) Впервые проводится сравнительное исследование, касающееся всех советов по прессе, существующих в Европе. Заметим, что ранее предпринимались попытки исследования отдельных советов по прессе или их групп, объединенных по тем или иным признакам, составлялись информационные базы по существующим в мире советам по прессе, однако комплексные научные исследования, опирающиеся на такие базы, не проводились ни в России, ни в других странах Европы.

3) Впервые проведена классификация и систематизация всех действующих в Европе советов по прессе, выявлены их сущностные признаки и закономерности развития. Помимо этого, на основании изученного эмпирического материала предложены модели советов по прессе, существующих в Европе. э.

Рихтер А. Г. Свобода массовой информации в постсоветских государствах: регулирование и саморегулирование журналистики в условиях переходного периода: автореф. дис. д-ра филол. наук, 10.01.10 / Москва, 2007.-40 с.

4 Казаков Ю. В. Нормативно-ценностные основания саморегулирования профессионального сообщества журналистов: автореф. дис.. канд. соц. наук, 22.00.06 / Тюмень, 2002. — 24 е.- Кумылганова И. А. Нравственные критерии в профессиональной журналистской деятельности: автореф. дис. канд. филол. наук, 10.01.10 / Москва, 1992. — 23 е.- Федотова О. В. Журналистская этика в переходном обществе (Мотивы социально-профессиональной трансформации): автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.05 / Саранск, 2003. — 23 е.- Абжькенова (Кабакова) В.А. Профессионально-нравственное самоопределение журналистской корпорации в ситуации становления гражданского общества: автореф. дис.. канд. соц. наук, 22.00.06 / Тюмень, 2006. — 23 с.

4) Впервые опыт и современное положение российских организаций саморегулирования" СМИ оценивался с точки зрения существующей европейской практики в этой сфере. ,.

Объектами исследования являются саморегулирование СМИ и совет по прессепредметом*— функционирование: советашошрессе. как^ института: саморегулирования СМИ]. •-.¦¦-' Л’V. Целью? данного. исследованияявляется обобщение,* и систематизация опыта" функционированиясоветов по прессе как основного института журналистского саморегулирования-.

В процессе исследования решались следующие задачи:

— выявить и обосновать теоретическую необходимость создания и развития системы саморегулирования СМИ-В современном демократическом обществе- .¦'. ¦' '•.•¦' '.' •" '': ¦

-. выявить, практические-мотивы создания-и развития^системыссаморегулирования I СМИа^также ее нормативной? базы — этических! принципов с профессии-,. 1- -. /.

— изучить деятельность европейских советов по прессе с целыо систематизации и обобщения опьгга саморегулирования СМИV.

— определить основные характеристики совета по прессе как института саморегулирования" СМИпредложить-на: их основе модели советов пошрес-се-хуществующихш Европе-: .,. ;

— опираясь на-обобщение:копыта функционирования советов по прессе в европейских странах, выработать рекомендации по улучшению, работы российской организации саморегулирования СМИ.

В основе методов исследования лежит системно-исторический: подход. К их числу относятся дедуктивный-, сопоставительный, описательный: методы. Особое* внимание: в работе: уделено методам классификации, и: систематиг зации, которые позволяют структурировать наблюдения/по предмету исследования. Нами был проведен сравнительный анализ работы. 34-х европейских советов по прессе и трех советов по прессе, в разное время существовавших в России, в результате чего были выявлены основные различия в европейском и отечественном опыте развития совета по прессе как института саморегулирования СМИ.

В рамки исследования помещается временной период с начала XX века, когда возникают первые институты саморегулирования СМИ, до наших дней. Объект исследования ограничивается географическими рамками Европы, включая Россию. Этот регион был выбран нами в связи с официальной политикой интеграции в европейское сообщество, проводимой Россией в последние два десятилетия, и его исторической и геополитической близостью нашей стране. Более того, Европа является цитаделью для практического саморегулирования СМИ, что обусловливает наличие обширного практического материала, представляющего огромный интерес для данного исследования.

Рабочая гипотеза исследования такова: возникновение и развитие системы саморегулирования СМИ и советов по прессе в частности не было продиктовано развитием нравственного сознания профессионального сообщества, а скорее происходило под влиянием внешних факторов — социальных, политических и экономических.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Саморегулирование СМИ — один из наиболее действенных инструментов демократизации политического строя и формирования гражданского общества.

2) Формирование нормативной базы саморегулирования СМИ — этических принципов журналиста — имело социально-политические и экономические предпосылки. Этические нормы профессии журналиста в Европе формировались органично и под большим влиянием и давлением гражданского общества. Схожие тенденции присущи и становлению советов по прессе как ключевого института журналистского саморегулирования.

3) В Европе представлены четыре модели советов по прессе: классическая, внутрикорпоративная, закрытая*и государственная.

4) Факторами, имеющими' определяющее значение в работе советов по прессе, являются состав совета1 и объемы его финансирова ния.

5) Советы по прессе европейских стран т.н. «старой демократии» и советы,.созданные в посттоталитарных и поставторитарных государствах, имеют значительные различиялежащие в сфере их целей и задач, условий формирования и-развития, отношений с гражданским обществом и органами государственной власти.

6) В России вфазное время существовало три> совета по*прес-се, которые представляли собой три разных модели: государственную, внутрикорпоративную^ классическую.

7) Структура иорганизация российского совета по прессе имеет ряд принципиальных отличий от европейских организацийсаморегулирования СМИ, которые препятствуют эффективному саморегулированию в нашей стране.

Научно-практическая значимость> диссертационного" исследования определяется-тем, что материалы диссертации, полученные знаниями выводы могут быть использованы на практике при*совершенствовании работы совета по прессе в России. Кроме того, возможно применение результатов диссертационного исследования и в других сферах общественно" жизни, таких как связи с общественностью, реклама, предпринимательство и проч.

Теоретическая^значимость работы обусловлена тем, что содержащуюся в ней информацию возможно использовать в-рамках учебного процесса на факультетах и отделениях журналистики вузов страны в качестве материалов для-лекционных курсов «Профессиональная этика журналиста», «Деонтология журналистики», «История^ зарубежной журналистики» и «История российской журналистики», а также спецкурсов, посвященных саморегулированию СМИ и профессиональной этике журналиста, при проведении семинаров и практических занятий в учебных заведениях, занимающихся подготовкой и переподготовкой журналистов, специалистов в области рекламы и связей с общественностью.

Исследование может вызвать интерес со стороны социологов, культурологов и специалистов по философии, специализирующихся в области этического знания.

Научная достоверность данного исследования обеспечивается использованием соответствующей научной методологии, развернутой теоретической базы, применением широкого круга методов, обширным эмпирическим материалом.

Эмпирической базой исследования являются результаты вопросника, сформулированного и распространенного нами среди советов по прессе с целью получения актуальных сведений об их работе, а также материалы СМИ и интервью, взятые автором диссертационного исследования у специалистов.

Апробация отдельных положений диссертационного исследования последовательно проводилась в рамках ежегодных научно-практических конференций молодых ученых «Ломоносов-2006», «Ломоносов-2007», «Ломо-носов-2008», «Ломоносов-2009», «Ломоносов-2010», «Ломоносов-2011». Основные положения работы и результаты исследования изложены в шести научных статьях диссертанта, публиковавшихся, в частности, в «Вестнике Московского университета» (серия 10. Журналистика) и в журнале «Ме-ди@льманах».

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего более 185 наименований. Общий объем диссертации составляет 206 страниц печатного текста. Работа снабжена приложением, содержащим один вопросник и шесть таблиц.

Заключение

.

Журналистика как профессиональная деятельность занимает, особое, место в структуре государства и общества. На наш взгляд, лучше-всего предпосылкиособойроли средств массовой: информации, отраженыв концепции журналистикикак четвертойвластикоторая определяет СМИ как некий социальный институт, обладающий не меньшим влиянием, чем три традиционные ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Несмотря на то, что в прямом смысле журналистика властью не являетсяона обладает набором специфических особенностейспособных поставить ее в один ряд с легитимной властью.

Среди особенностейнеобходимо отметить духовно-идеологическое полев котором функционирует журналистика — это позволяет СМИоказывать заметное влияние на взгляды, мнения, отношение к тому или иному явлению в обществе. Еще один фактор влияния СМИ —это широкое взаимодействие с аудиториейчто обусловлено обязанностью СМИ служить всем слоям населения безисключения и почти: всем: возрастным группам (пожалуй, за исключением младенцев): Еще одна важная особенность — публичность деятельности СМИ: они работают не в личной, интимнойсфере, а в сфере публичной, общественной.

Все эти факторы обусловливают особую роль журналистики в, обществе и ввиду ее особой: важности приводят к повышенной ответственности СМИ перед гражданским-обществом. Важность этого явления как для гражданского общества, так и для самих журналистов обосновывается концепцией социальной ответственности СМИ, получившей широкое, признание в демократических странах.

Для обеспечения ответственности СМИ в сфере права существует правовое урегулирование-' тогда как для обеспечения ответственности журналистов в сфере морали в демократических обществах создаетсясистема. саморегулирования СМИ. Такая система в своей работе опирается на нормы профессиональной этики, которые вырабатываются самим профессиональным сообществом в результате его тесного взаимодействия с. гражданским обще-, ством и согласно практическому опыту,. полученному в процессе выполнения трудовых обязанностей. — ' Формирование профессиональной этики имелосоциальные и экономические предпосылки, а действенными механизмами этогопроцесса стали конкуренцияи общественное мнение. Мы не разделяем распространенное убеждение, что этот процесс носил сколько-нибудь упорядоченный харакг. тер, и склонны, полагать, что формирование норм профессиональной. этики было частью органического процесса, и они складывались в, соответствии с доминирующими в тот или иной период общими представлениями о морали. Мы: приходим к выводу, что профессиональная > этика формировалась под большим влиянием: общества й именно общество давало толчок, необходимый для начала кодификации этических норм в отдельных профессиях.

Среди профессий с сильным нравственным началом, обладающих хорошо развитой системой этических принципов, журналистика занимает особое место. Это обусловлено как внешними проявлениями осрбенностей данной профессиивыражающимися в специфических отношениях. журналистики с государственной властью и крупным бизнесом, так и внутренними противоречиями, находящими, свое отражение в отношениях владельца и работника СМИжурналиста и аудитории. Все эти факторы очень часто приводят журналиста к ситуации морального выбора — и-выйти из этой ситуации с честью, сделав правильный выборему прмогают принципы, профессиональной этики, существующие внутри сообществаДля развития и обновления этических принципов профессии в соответствии с вектором ее развития, а также для обеспечения следования нормам профессиональной этики представителей профессионального сообщества создается система журналистского саморегулирования, конечной целью которой является повышение уровня этичности журналистики и обеспечение ответственности СМИ перед обществом.- •.

Саморегулирование СМИ — это система добровольной ответственности журналистов перед обществом, основанная на принципах профессиональной этики и заключающаяся в создании механизмов рассмотрения жалоб и разi решения-конфликтов в сфере их профессиональной деятельности.

Одним из старейших и наиболее распространенных в мире инструментов саморегулирования СМИ является, совет по прессе. В разных странах та1 кие советы различаются по составу, источникам финансирования и формой организации. Но мы полагаем возможным абстрагироваться от национальных особенностей и представить собирательный образ совета по прессе следующим образом: это некоммерческая организация, учрежденная тем или иным профессиональным журналистским объединением или журналистским сообществом в целом, в состав. которой входят работники медиаиндустрии и, как правило, представители гражданского обществаосновной функцией такой организации является разрешение конфликтов в сфере профессиональной этикиего решения не имеют юридической силы и исполняются сторонами добровольно.

Однако, создание системы саморегулирования СМИ на добровольных началах зачастую бывает только де-юре. Как показывает проведенный нами сравнительный анализ 34 советов по прессе, существующих в Европе, распространенным мотивом их создания де-факто является угроза введения государственного регулирования медиасферы, чему свидетельствуют многочисленные примеры, особенно характерные для стран т.н. «старой демократии». Основными факторами, оказывающими значительное влияние на работу совета по прессе, являются состав совета и объемы (но не источники) его финансирования. Что касается состава, то очень важно, какой именно частью профессионального сообщества совет по прессе создается — только ли издателями, только журналистами или и теми и другими в сотрудничестве.

Последний вариант представляется нам наиболее предпочтительным, так как позволяет избежать перекосов в сторону преимущественной защиты интересов медиаиндустрии в ущерб интересам гражданского общества (в случае издателей) и ситуации, когда совет по прессе не может полноценно функционировать ввиду острой нехватки финансирования и отказа признать его авторитет со стороны медиаиндустрии (что характерно для организаций, созданных лишь журналистскими ассоциациями).

В отношении финансирования представляется очевидным, что, испытывая нехватку материальных средств, совет по прессе не может реализовывать другие важные функции, характерные для организаций саморегулирования, такие как образовательная (для медиаиндустрии), просветительская (для гражданского общества), научно-прикладная (в сфере кодификации норм профессиональной этики) и проч. Важно, чтобы в отдельную статью бюджета совета по прессе были заложены средства на информирование широкой общественности о его работе, что может включать поддержку официального веб-сайта и регулярное обновление на нем информации о деятельности советасоставление ежегодных отчетов, содержащих аналитические и статистические материалы о работе советавстречи членов совета с широкой общественностью, организуемые в разных частях страны с целью привлечь внимание к работе этого органа.

Значительное влияние на работу совета по прессе оказывают и общественно-политические условия, в которых создаются организации саморегулирования. Половина советов по прессе, существующих в Европе, была создана в период с конца 1980;х гг. по настоящее время, в результате возникновения и развития процессов трансформации политически и идеологически биполярного мира в сторону мира многополярного. Все социалистические страны центральной, южной и восточной Европы, провели важные политические и государственные преобразования, перейдя от тоталитарного/авторитарного строя к режиму демократии и рыночных отношений. Новая для таких стран концепция прессы, свободной от государства и общественных организаций, требовала новых подходов к ее регулированию — и эти подходы стали заимствоваться у стран «старой демократии», переноситься на новую почву с их помощью. Создание системы саморегулирования СМИ стало частью' глобальных преобразований, растянувшихся в этой части Европы почти на четверть века.

Советы по прессе, созданные' в таких странах, обладают рядом особенностей. Например, почти все они* созданы с. помощью и (или) по образцу советов по прессе стран «старой* демократии». Не всегда этот процесс был непосредственнымжеланием и инициативой журналистских сообществ, этих стран, зачастую советы по прессе создавались как часть общего процесса демократизации посттоталитарных и поставторитарных государств. Многие из таких советов полностью или частично финансируются иностранными и (или) международными организациями и фондами. В большинстве своем их работа малоэффективна, так как в «новых демократиях», как правило, отсутствуют объекты, деятельности советов по прессе — сплоченный вокруг общих принципов работы медиацех и сильное гражданское общество, готовое контролировать основные общественные институты.

Эти проблемы характерны и для нашей страны, где процесс объединения журналистов в единую профессиональную корпорацию, как и формирование полноценного гражданского общества, проходит крайне медленно. Однако, случай Россиивыделяется из общего ряда и является в некоторой степени уникальным. Основываясь на проведенном нами анализе европейских советов по прессе, мы выделили четыре основные модели европейских советов: классическую, внутрикорпоративную, закрытую и государственную. В России саморегулирующая* организация в разное время представляла три модели из вышеозначенных четырех. Судебная палата по информационным спорам соответствовала государственной, Большое жюри Союза журналистов России — внутрикорпоративной, Общественная коллегия по жалобам на прессу — классической.

Преемственность этих трех организаций заключалась в передаче опыта рассмотрения информационных конфликтов, имеющих этический характер. Однако, несмотря на такую преемственность и ограниченный круг энтузиастов, занимающихся журналистским саморегулированием в нашей стране, единого мнения о том, как должна выглядеть и функционировать организация саморегулирования СМИ, даже среди его членов не сложилось. Необходимо также отметить, что российский опыт саморегулирования СМИ отличается от сложившейся европейской практики: эти различия лежат в сфере членства, финансирования и функций совета по прессе. Основываясь на проведенном исследовании, мы предлагаем определенные рекомендации российскому совету, которые касаются этих ключевых для успешного функционирования саморегулирующих организаций вопросов и направлены на сближение российского и европейского опыта саморегулирования СМИ. Мы надеемся, что рекомендации могут способствовать скорейшему достижению поставленных перед национальным советом по прессе целей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д. С. Профессиональная этика журналиста. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. — 264 с.
  2. Административная этика / под ред. В. Л. Романова. М.: Изд-во РАГС, 1999.-314 с.
  3. C.B. Свобода печати и социальная ответственность журналистики. Владикавказ: Издательство СОГУ им. К. Л. Хетагурова. — 232 с.
  4. В.И. Бремя и счастье моральной ответственности журналиста // Социальная ответственность журналиста: опыт современного прочтения проблемы-М.: Стратегия, 2003. -Ч. 1.: Межпрофессиональная экспертиза концепта и контекста. — С. 98.
  5. В. И. Этическая экспертиза идеи саморегулирования «медиацеха» // Саморегулирование журналистского сообщества. Опыт. Проблемы. Перспективы становления в России / под ред. Ю. В. Казакова. М.: Галерия, 2004.-С. 188.
  6. В.И., Согомонов Ю. В. Моральный выбор журналиста. — Тюмень: Центр прикладной этики, 2002. 443 с.
  7. В.И., Согомонов Ю. В. Этика профессии: миссия, кодекс, поступок. Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2005. — 378 с.
  8. М. Советы преподавателю журналистской этики // Саморегулирование СМИ: учебно-практические материалы. М.: Институт проблем информационного права, 2005. — С. 321.
  9. Бертран К.-Ж. С*0*0*С: системы обеспечения ответственности СМИ // Саморегулирование журналистского сообщества. Опыт. Проблемы. Перспективы становления в России / под ред. Ю. В. Казакова. М.: Галерия, 2004.-С. 37.
  10. E.JT. Новые пространства свободы и ответственности. Саморегулирование СМИ в информационном обществе // К мобильному обществу: утопии и реальность / под ред. Я. Н. Засурского. М.: Изд-во Моск. унта, 2009. — С. 59.
  11. А.Б. Судебная палата в информационном пространстве России // Судебная палата по информационным спорам. Нормативные акты. Комментарии. Обзор практики. М.: Юрид. лит., 1995. С. 138.
  12. А.Ю. Корпоративная журналистика. — М.: Вест-Консалтинг, 2008. 220 с.
  13. И. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. М.: Престиж, 2006. — 104"с.
  14. Э., Мэрршл Дж. Беседы о масс-медиа. М.: Вагриус, 1997. -384 с.
  15. И.Ю. Десять заповедей для прессы // Судебная палата по информационным спорам. Нормативные акты. Комментарии. Обзор практики. М.: Юрид. лит., 1996. — С. 146.
  16. И.А. Медицина, которая вас разоряет. — М.: Вече, 2008. — 176 с.
  17. Законы и практика СМИ в одиннадцати демократиях мира (сравнительный анализ). М.: Галерия, 2000. — 236 с.
  18. Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990— 2004. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. — 464 с.
  19. Землянова JIM. Обсуждение проблем социальной ответственности СМИ в современной зарубежной коммуникативистике // Зарубежная журналистика: ежегодник 2008. — М.: Факультет журналистики МГУ, 2009. — С. 94.
  20. История русской журналистики XVIII—XIX вв.еков / под ред. A.B. Западо-ва. -М.: Высшая школа, 1973. — 317 с.
  21. Ю.В. На пути к профессионально правильному: российский ме-диа-этос как территория поиска. — М.: Центр прикладной этики, 2001. — 656
  22. Как защитить общество от языка вражды. — М., 2005. — 56 с.
  23. А.П. Медиарегулирование в Великобритании. // Саморегулирование журналистского сообщества. Опыт. Проблемы. Перспективы становления в России / под ред. Ю. В. Казакова. М.: Галерия, 2004. — С. 129.
  24. А.П. «Пятая власть»? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. Ростов н/Д: Международный институт журналистики и филологии, 2002. — 272 с.
  25. А.П. Регулятивная роль медиакритики // Саморегулирование журналистского сообщества. Опыт. Проблемы. Перспективы становления в России / под ред. Ю. В. Казакова. М.: Галерия, 2004. — С. 210.
  26. П.В., Обыденов А. Ю. Издержки и риски саморегулирования. -М.: Спрос-КонфОП, 2003. 104 с.
  27. И.А. Развитие современных механизмов прессы в России // Журналистика на перепутье: опыт России и США. — М.: Медиа Мир, 2006. -С. 112.
  28. И.А. Рейтинговая классификация как актуальное средство саморегулирования телерынка США // Правовые и этические аспекты журналистики. Ежегодник 2008. — М.: Факультет журналистики МГУ, 2009. -С. 91.
  29. И.А. Этический самоанализ СМИ США: в поисках общественного доверия // Зарубежная журналистика: 2004 / под ред. Я.Н. Засур-ского. -М.: Факультет журналистики МГУ, 2005. -Ч. 1. США. Европейский Союз. С. 38.
  30. Г. В. И самая надежная гарантия свободы // Становление духа корпорации: правила честной игры в сообществе журналистов / под ред. В.И.
  31. , Ю.В. Казакова, А.К. Симонова, Ю. В. Согомонова. М.: Начала-пресс, 1995. — С. 320.
  32. Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. — М.: Аспект Пресс, 2001.-240 с.
  33. Г. В. Профессиональная этика журналиста. М.: Аспект Пресс, 2011.-224 с.
  34. Э. Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской профессии. — М.: Виоланта, 1998. — 320 с.
  35. Э., Харро-Лойт X. Саморегулирование: система защиты для «цеха» или ошейник для журналиста? // Саморегулирование журналистского сообщества. Опыт. Проблемы. Перспективы становления в России / под ред. Ю. В. Казакова. -М.: Галерия, 2004. С. 122.
  36. М.В. Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенные для поддержания свободы философии // Избр. соч. Л.: Наука, 1986. — Т. 1. — С. 217.
  37. Ю. В. Ньюс-омбудсмены: из истории саморегулирования СМИ // Актуальные проблемы саморегулирования СМИ / под ред. Г. В. Винокурова, А. Г. Рихтера, В. В. Чернышова. — М.: Институт проблем информационного права, 2005. — С. 196.
  38. Медиаэтос: журналист в ситуации морального выбора // Тетради гуманитарной экспертизы / отв. ред. В. И. Бакштановский. — Тюмень: Центр прикладной этики: XXI век, 2001. — Вып. 5. 82 с.
  39. Медиаэтос: тюменская конвенция: ориентир самоопределения, способ собирания общества // Тетради гуманитарной экспертизы / отв. ред. В.И.
  40. Бакштановский:.- Тюмень: Центр прикладной этики: ХХТ век, 2000. Вып. 4.-95 с. .
  41. Медиаэтос: тюменская конвенция предварительные результаты // Тетради гуманитарной экспертизы / отв: ред^.В^ШБакштановскиш — Тюмень: •Цёнтршршсладной'^^^ 2000>--Выт.З: — - 91″ с:.:
  42. Медиаэтос: ценности и «правила игры» регионального сообщества журналистов. Попытка понимания?(материалы семинара) // Тетради гуманитарной экспертизы / отв. ред. В. И. Бакштановский. Тюмень: Центр прикладной этики: XXI век, 1999.-Вып. 2.-95 с.
  43. Монахов В: Н. Модели органов саморегулирования прессы // Актуальные проблемы саморегулирования СМИ!-М.: Институт про б л ем и нф орм аци он-ного права,.2005. — С. 13.
  44. В.Н. Уроки Судебной палаты по информационным спорам //
  45. Настольная книга по медийному саморегулированию / под ред. М. А. Федотова. М.: Творческий центр ЮНЕСКО, 2009. — 432 с.
  46. С. ТВ — эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений). -М.: Логос, 2000. -240 с.
  47. И. Работа над ошибками: опыт омбудсмена газеты «Гардиан». — М-: Институт проблем информационного права, 2005.- 336 с. .
  48. Э., Бауман К. Законы о прессе вВеликобритании:// Законы и практика СМИ в одиннадцати демократиях мира^(сравнительный1 анализ): -М.: Галерия, 2000. С. 38.
  49. НорденстренгК. ВейбуллЛ. Саморегулирование средств массовой информации в Швеции и Финляндии // Саморегулирование журналистского сообщества- Опыт. Проблемы. Перспективы, становления в России / под ред. Ю. В. Казакова. М.: Галерия, 2004. — С. 76. -'.••'
  50. Пасти Отпропаганды к PR: уделфоссийскошжурналистики?// Социальная ответственность журналиста: опыт современного-прочтения проблемы — М. '. Стратегия, 2003. — Ч. IV: Межпрофессиональная экспертиза концепта и контекста. — С. 36: •• 5: •
  51. Письменная Е. В:Профессиональнаяэтика, вделовой прессе. Mi: Хроникера 2004. -176 с.
  52. М. Э. Масс-медиа и государственный суверенитет: глобальная информационная революция и ее вызов власти. — М.: Институт проблем информационного права, 2004. — 332 с. -
  53. Е.П. Журналистика и демократия. М.: Аспект Пресс, 2004. -352 с.. ' .
  54. Е.П. Исследуя журналистику. М.: РИП-холдинг, 2005. — 202 е., ¦'.
  55. Путеводитель по саморегулированию СМИ: все вопросы и ответы.— Вена: ОБСЕ, 2008. 116 с.
  56. А.Г. Правовые основы журналистики. — М.: ВК, 2009. — 456 с.
  57. А. Г. Свобода массовой информации в постсоветском пространстве.-М: :ВК, 2007.-368ic- - ', .
  58. A.A. Наемный труд и трудовая этика в ремесленных цехах Швеции: уставные принципы // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. М.: Наука, 1999. — Т. 2. — С. 173.
  59. Л.Г. Профессия: журналист. М.: Аспект Пресс, 2003. — 255 с.
  60. Л.Г. Феномен журнализма. М.: Факультет журналистики МГУ, ИКАР, 2000. — 252 с.
  61. Свободная и ответственная пресса. — М.: Издательство «ВК», 2005. -132 с.
  62. Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. — М.: Национальный институт прессы, Вагриус, 1998. 223 с.
  63. А. Саморегулирование как самосохранение // Саморегулирование журналистского сообщества. Опыт. Проблемы. Перспективы становления в России / под ред. Ю. В. Казакова. — М.: Галерия, 2004. С. 6.
  64. Средства массовой информации и формирование гражданского общества / под ред. А. И. Верховской. М.: Ф-т журналистики МГУ, 2010. — 326 с.
  65. Становление духа корпорации: правила честной игры в сообществе журналистов / под ред. В. И. Бакштановского, Ю. В. Казакова, А. К. Симонова, Ю. В. Согомонова. М.: Начала-пресс, 1995. — 376 с.
  66. Стенограмма заседания «круглого стола» на тему «Органы саморегулирования прессы в Западной Европе и России // Саморегулирование средств массовой информации: учебно-практические материалы. М.: Институт проблем информационного права, 2005. — С. 418.
  67. Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации. 1996—1997. Решения, рекомендации, экспертные заключения / под ред. А. Б. Венгерова. — М.: Прогресс, 1997. 158 с.
  68. Телевидение в Европе: регулирование, политика и независимость. Краткий отчет по мониторингу. — Будапешт, 2005. — 418 с.
  69. А. Органы саморегулирования СМИ: зарубежный опыт // Актуальные проблемы саморегулирования СМИ / под ред. Г. В. Винокурова, А.Г.
  70. , B.B. Чернышова. — М.: Институт проблем информационного права, 2005.-С. 260.
  71. Н.М. Тоталитаризм и журналистика. М.: Факультет журналистики МГУ, 2004. — 143 с.
  72. М.А. Большое Жюри СЖР: точность — наша вежливость // Саморегулирование журналистского сообщества. Опыт, проблемы, перспективы становления в России / под ред. Ю. В. Казакова. — М.: Галерия, 2004. С. 173.
  73. М.А. Медийное регулирование и саморегулирование: поиск разумного баланса // Настольная книга по медийному саморегулированию / под ред. М. А. Федотова. М.: Творческий центр ЮНЕСКО, 2009. — С. 12.
  74. М.А. Саморегулирование в сфере СМИ: альтернатива суду и цензуре. -М.: Элиткомстар, 2007. 160 с.
  75. Е.Г. Профессиональная этика журналиста. Бишкек, 2008. -144 с.
  76. С.К. Медиа-этика. Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2007. — 80 с.
  77. Этика / под ред. A.A. Гусейнова, E.JI. Дубко. М.: Гардарики, 1999. -493 с.
  78. М.И. Репортер: профессионализм и этика. М.: РИП-холдинг, 2001.-165 с. 2. Статьи
  79. Р.Г. Вид на профессиональную этику // Ведомости Научно-исследовательского Института прикладной этики / под ред. В. И. Бакштановского и Н. Н. Карнаухова.-Тюмень: НИИПЭ, 2004.-Вып. 25.-с. 160.. .'».ч .
  80. БакштановскийВ.И., Согомонов Ю: В. Профессиональная этика: социологические ракурсы // Социологические исследования. 2005. — № 8. — С- 3.
  81. Е.Л., Ткачева Н. В. К вопросу о концепции социальной ответственности СМИ в контексте информационной безопасности // Вестник Московского университета., Серия- 10- Журналистика. 2008. — № 5. — С. 7.
  82. А .А. Размышления о прикладной этике // Ведомости Научно-исследовательского: Института прикладной" этики / под ред. В. И. Бакштановского и Н. Н. Карнаухова. Тюмень: НИИПЭ, 2004. — Вып. 25.-С. 148.
  83. Казаков Ю: В. Вторая попытка или все же другой горизонт? Со- и саморегулирование в российской медиасфере как опыт конструирования будущего. — Неопубликованная статья. Предоставлена в рукописи автору 1.06.2011 г.
  84. И. А. Перспективы саморегулирования отечественных СМИ // Вестник Московского университета: Серия 10, Журналистика. .-2005.-№ 3.-С. 7. ¦ •. •
  85. Ненашев М-Ф: Масс-медиа в-России: иллюзия независимости // Журналист. Социальные коммуникации. 2011. — № 1. — С. 7. .
  86. ЕЛ. Толерантность в структуре журналистской деонтологии //Меди@льманах. 2006. — № 3. — С. 6.
  87. Е. Совет прессы: возможности и риски // Mass-Media в Молдове. -2010. Июнь. С. 3. :
  88. Диссертации и авторефераты диссертаций
  89. Абгшькенова (Кабакова) В.А. Профессионально-нравственное самоопределение журналистской корпорации в, ситуации становления гражданского общества: дис.. канд. соц. наук, 22.00.06 / Тюмень, 2006. 170 с.
  90. Д. С. Профессиональная этика журналиста: сущность, основные функции, становление в России: дис. в форме научного доклада д-ра филос. наук, 09.00.05 / Москва, 2000. 51 с.
  91. Ю.И. Институционализации общественных саморегулируемых организаций как элемента гражданского общества в России: социологический аспект: дис.. канд. соц. наук, 22.00.04 / Ростов-на-Дону, 2008. 152 с.
  92. Ю.В. Нормативно-ценностные основания саморегулирования профессионального сообщества журналистов: автореф. дис.. канд. соц. наук, 22.00.06 / Тюмень, 2002. 24 с.
  93. П.В. Саморегулирование как дискретная институциональная альтернатива регулирования рынков^: дис. д-ра экон. наук, 08.00.01 / Москва, 2005.-283 с.
  94. И.А. Нравственные критерии в профессиональной журналистской деятельности: дис.. канд. филол. наук, 10.01.10 / Москва, 1992. -168 с.
  95. А.Г. Свобода массовой информации в постсоветских государствах: регулирование и саморегулирование журналистики в условиях переходного периода: дис. д-ра филол. наук, 10.01.10 / Москва, 2007. 685 с.
  96. В.В. Проблемы развития журналистской этики в политическом пространстве современного общества : дис. канд. социол. наук, 23.00.02 / Москва, 2003.- 194 с.
  97. О.В. Журналистская этика в переходном обществе (Мотивы социально-профессиональной трансформации): дис. канд. филос. наук: 09.00.05 / Саранск, 2003. 163 с. 4. Словари
  98. Большой толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова в 4-х тт. URL: http://ushakovdictionarv.ru/word.php?wordid=21 297 (дата обращения: 13.06.2011).
  99. Новейший философский словарь / сост. A.A. Грицанов. М.: Книжный дом, 2003 г. — 1280 с.
  100. B.JI. Кризис журналистики на современном этапе становления демократического общества // pressclub.host.ru: сайт Международного пресс-клуба. URL: http.7/www.pressclub.host.ru/ID/Doc3.shtml (дата обращения: 03.06.2011).
  101. Глобальная база данных кодексов этики // medialaw.ru: сайт «Право и средства массовой информации».
  102. URL:http://www.medialaw.ru/selfreg/13/index.htm (дата обращения: 03.06.2011).
  103. К., Ткач А. К ликвидации Судебной палаты // Законодательство и практика СМИ. 2000. — № 70 (июнь). // medialaw.ru: сайт «Право и средства массовой информации».
  104. URL:http://www.medialaw.ru/publications/zip/70/index.html (дата обращения: 03.06.2011).
  105. Ю.В. В России есть журналисты, но нет журналистики? // media.utmn.ru: сайт отделения журналистики ТюмГУ. URL: http://media.utmn.ru/library.php?book=1423 (дата обращения: 13.06.2011).
  106. Д. Больше, чем деньги (интервью журналу «Среда») // Среда- 2003. — №s 9 (53). // sredaTmag-ru-: официальный, сайт журнала «Среда». URE: http. V/www.sreda-mag-m/mag/65/3.phtmll^.. .03Ю6.201%,: ' -Л, ¦•>'V
  107. Кастеллс против «Испании-// medialaw-.ru': сайт-^"Шравода средства гмассо-войщнформации"^1ЖЁ:ЬЦр://^^ (датаобращения: 03.06.2011).
  108. МА. Вызовы журналистскому сообществу// pressclub.host.ru: сайт Международного «пресс-клуба':11 111.1у:Ьир://шшш.рге83с1иЬ.Ьоз1.ги/Ш/Вос19.8^т1(датаобращения: 03.06.2011). V.-. «
  109. Науменко Т. В'. «Четвертаявласть"каксоциологическаякатегория// Credo new. 2007. — № 2.1 I credonew.ru: официальный сайт журнала Credo: new. URL: http://credonew.ru/content/view/605/32/ (дата обращения: —, 03.06.2011). ! ' -. ¦ - -
  110. Ненагиев М: Ф/ Аудитория СМИг третья сторона в решении вопроса о. независимости. средств массовой информации // pressclub.host.ru: сайт Международного пресс-клуба. URL: http://wAvw.pressclub.host.m/ID/Doc 11. shtml (дата обращения: 03.06.2011).
  111. Отчет по итогам социологического исследования по проблемам саморегулирования. СМИ в Краснодарском крае (2004 2005 гг.) // medialaw.ru:. сайт «Право и средства массовой информации».
  112. URL:http://www.medialaw.ru/selfreg/4/7.htm (дата обращения: 03.06.2011).
  113. Санди Тайме» против Соединенного Королевства-(II) // medialaw.ru: сайт «Право и средства массовой информации». URL: http://www.medialaw.ru/articlel 0/6/index.htm#2' (дата обращения: 03.06:2011).
  114. С.В. Роль СМИ во взаимоотношениях власти, и общества // pressclub.host.ru: сайт. Международного пресс-клуба- UKL: http://vwvv.pressclub.host.ru/ID/Doc22.shtml (flaTa обращения: 03.06.2011).6. Официальные документы
  115. Замечание общего порядка № 25 Комитета Организации Объединенных Наций по правам человека, 12 июля 1996 года// umn.edu: официальный сайт университета Миннесоты.
  116. URL:http://vwwl ¦umn.edu/humanrts/russian/gencomrn/Rhrcorn25,hlml (дата обращения: 03.06.2011).
  117. Положение о Большом жюри Союза журналистов России // Саморегулирование журналистского сообщества. Опыт, проблемы, перспективы становления в России / под ред. Ю. В. Казакова. М., 2004. — С. 357.
  118. Положение о Судебной палате по информационным спорам при Президенте РФ // Судебная палата по информационным спорам. Нормативные акты. Комментарии. Обзор практики. -М.: Юрид. лит., 1996. С. 8.
  119. Резолюция 428 (1970) относительно Декларации о средствах массовой информации и правах человека // Профессиональная этика журналиста: документы и справочные материалы. М.: Медея, 2004. — С. 323−327.
  120. Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1003 «О журналисткой этике» (1993 г.) // Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы. — М.: Медея, 2004. С. 335.
  121. Софийская декларация ЮНЕСКО (София, 1997) // Профессиональная этика журналиста: документы и справочные материалы. — М.: Медея, 2004. С. 307−312.
  122. Устав Комиссии по жалобам на прессу (на англ. яз.) // pcc.org.uk: официальный сайт Комиссии по жалобам на прессу Великобритании. URL: http://www.pcc.org.uk/assets/l 11/РСС Articles ofAssociation. pdf (дата обращения: 03.06.2011).
  123. Устав Общественной коллегии по жалобам на прессу // Настольная книга по медийному саморегулированию / под ред. М. А. Федотова. — М.: Творческий центр ЮНЕСКО, 2009. С. 154.
  124. Устав совета по прессе Швеции (на англ. яз.) // po. se: официальный сайт совета по прессе Швеции. URL: http://www.po.se/english/charter-of-the-press-council (дата обращения: 03.06.2011).
  125. Хартия европейской безопасности ОБСЕ (Стамбул, 1999) // lawrussia.ru: сайт «Законы России».
  126. URL:http://lawrussia.ru/texts/legal 767/doc767a558×395.htm (дата обращения: 03.06.2011).
  127. Книги на иностранном языке
  128. Bertrand С. J. Media Ethics & Accountability Systems. New Brunswick, 2000.- 164 p.
  129. L. (ed.) Professional Codes in Journalism. Prague, 1979. — 127 p.
  130. Co-regulation of the Media in Europe. Strasbourg, 2003. — 140 p.
  131. Currart, J., Seaton J. Power without Responsibility. London, 2003. — 459 p.
  132. Dennis E. E., Gillmor D. M. Media freedom and accountability. Greenwood Press, 1989.-210 p.
  133. Frost C. Journalism Ethics and Regulation. — Harlow, 2007. 334 p.
  134. Hallin D.C., Manchini P. Comparing Media Systems: Three Models of Media and Politics. Cambridge, 2004. — 342 p.
  135. Hargrove A. M., Shaw C. Accountability and the Public Interest in Broadcasting. Houndmills, 2009. — 213 p.
  136. Jaska J. A., Pritchard M. S. Communication Ethics: Methods of Analysis. -Belmont, 1993.-244 p.
  137. Mayer, H. The Press In’Australia. Melbourne, 1964.
  138. McQuail D. Mass Media Theory: an Introduction. London, 1996. — 416 p.
  139. McQuail D. Media Accountability and Freedom of Publication. Oxford, 2003.-366 p.
  140. O’Malley Т., Soley C. Regulating the Press. London, 2000. — 249 p.
  141. PritchardD: (ed.) Holding the Media Accountable: Citizens, Ethics, and the Law. Bloomington, 2000. — 203.
  142. Russel N. Morals and the Media: Ethics inCanadianJournalism.-Vancou-ver, 1 994 1249p. ¦: '
  143. Shaw & Deciding .What- We Watch: Taste, Decency- and Media Ethics:-imthe UK and the USA. Oxford- 1999. — 184 p.
  144. Schultz J. Reviving the FourthEstate: Democracy, Accountability, and the Media.-Cambridge, 1998.-304 p. V ' '
  145. Tambini D., Leonardi D., MarsdenC. Codifying Cyberspace: Communica-tions Self-regulation in the Age of Internet Convergence: — London- 2008: — 326 p.
  146. J., Klein E. (eds.) The Story of Bioethics: from Seminal Works to Contemporary Explorations. Washington DlC.,. 2003. —248(p.
  147. Статьи на иностранном языке
  148. Campbell A.J. Self-Regulation and the Media// Federal Communications. Law Journal: 1999. — № 51. — P. 711,
  149. C. Enforcing Media Codes//Journal of Mass Media Ethics: — 1985.-Vol. 1. ~№ l.-P. 14.
  150. Cooper T. Comparative International Media Ethics // Journal of Mass Media Ethics. 1990. — Vol- 5.-№ 1. — P: 3-
  151. Развитие профессиональных стандартов в американской журналистике XIX века // Editor and Publisher. — 1994. Oct. 29. Vol. 127. -№ 44./
  152. Frost С. The Press Complaints Commission: a Study of Ten Years of Adjudications on Press Complaints //Journalism Studies. 2004. — Vol. 5. -№ l.-P. 113.
  153. Journalistic Codes of Ethics in Europe // European Journal of Communication. 1995.-№ 40--P: 527: .
  154. McGonagle T. The Potential for Practice of an Intangible Idea I I Media Law & Policy.- 2003. Vol: 8.-№ l. — P. 28:
  155. Meyer С. Looking Back, Moving Forward // Annual Review. — Press Complaints Commission, 2008. P. 5.
  156. Palzer C. European Provisions for the Establishment of Co-regulation Frameworks // Media Law & Policy. 2003. — Vol. 8. — № 1. — P. 7.
  157. Roberts B.K. Drinking in the Last Chance Saloon: Individual Privacy, Media Intrusion and the Press Complaints Commission // Manchester Papers in Politic: EPRU series. 2003. — № 1. — P. 5.
  158. Интернет-источники на иностранном языке
  159. Advertising Standards Authority Annual Report Summary 2008 // asa.org.uk: официальный сайт Управления по рекламным стандартам (ASA). URL: http://asa.org.uk/annualreport2008/index.html#/home (дата обращения: 03.06.2011).
  160. Barker I., Ewans L. Review of the New Zealand Press Council. 2007. — 192 p. // presscouncil.org.nz: официальный сайт совета по прессе Новой Зеландии. URL: http://www.presscouncil.org.nz/articles/press council review. pdf (дата обращения: 03.06. 2011).
  161. Bereits 1500 Beschwerden: Sensibilitat der Leser wachst // presserat.info: официальный сайт совета по прессе Германии.
  162. URL:http://www.presserat.info/inhalt/dokumentation/pressemitteilungerL/pm/articl e/iahrespressekonferenz-des-presserats/339.html (дата обращения: 03.06.2011).
  163. URL :http://www. victorianweb.org/authors/carlvl e/heroes/hero5 .html (дата обращения: 03.06.2011).
  164. Freund М. Presserat: Zahnloser Tiger hinter verschlossener Tiir // evange-lisch.de: онлайн-СМИ.
  165. URL:http://www.evangelisch.de/themen/medien/presserat-zahnloser-tiger-hinter-verschlossener-tuerl4399 (дата обращения: 03.06.2011).
  166. Jempson M. Time for a Culture Change // Satisfaction Guaranteed? Press complaints procedures under scrutiny. — Bristol, 2004. // mediawise.org.uk: официальный сайт фонда «МедиаВайз».
  167. URL:http://www.mediawise.org.uk/www.mediawise.org.uk/displav pagef56b. htm l? id=774 (дата обращения: 03.06.2011).
  168. Коепе D. Press Councils in Western Europe. 2009. — 134 p. // rvdj. nl: официальный сайт совета по прессе Нидерландов.
  169. URL:http.7/www.rvdi.nl/rvdj-archive/docs/Research%20report.pdf (дата обращения: 03.06.2011).
  170. URL:http://www.asn.org.ee/english/related/collapse-of-self-reg.html#link (дата обращения: 03.06.2011).
  171. Macaulay Т. Hallam’s History // Critical and Historical Essays. Vol. 1. // history 1700s.com: материалы по истории XVIII века.
  172. URL:http://www.historvl700s.com/etext/html/texts/lcahel0.txt (дата обращения: 03.06.2011).
  173. National Results: PCC Attitude Survey // pce.org.uk: официальный сайт Комиссии по жалобам на прессу Великобритании.
  174. URL:http://www.pcc.org.uk/assets/l 11/РСС Survey 2010. pdf Гдата обращения: 03.06.2011).
  175. Omdal S. Self-regulation of TV-content, the Norwegian experience // epra.org: официальный сайт международной организации «Европейская платформа регулирующих органов» (EPRA).
  176. URL:www.epra.org/content/english/press/papers/sven egil omdal. doc (дата обращения: 03.06.2011).
  177. Record Year for Press Complaints. BBC, 2008. May 8.// bbc.co.uk: официальный сайт «Би-би-си».
  178. URL:http://news.bbc.co.uk/2/hi/uk news/7 415 434.stm (дата обращения: 03.06.2011).
  179. G. 50 Jahre Presserat: Wer kontrolliert die Kontrolleure? // medi-en-monitor.com: онлайн-журнал «Медиен Монитор». URL: http://www.medien-monitor.eom/50-Jahre-Presserat-Wer-kontro.273.0.html (дата обращения: 03.06.2011).
  180. The Ownership of the News. House of Lords Select Committee on Communications, 2007−2008. // parliament.uk: официальный сайт Парламента Великобритании.
  181. URL:http://www.publications.parliament.uk/pa/ld200708/ldselect/ldcomuni/122/l 2208. htm#a59 (дата обращения: 03.06.2011).
  182. Zur Sache, Katzchen // faz.net: онлайн-версия газеты «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг».
  183. URL:http://www.faz.net/s/Rub8A25A66CA9514B9892E0074EDE4E5AFA/Doc~
  184. ЕС602ВР04С9 054 105 863РеСЕ52РЕ70 275~АТр1~Есошшоп~8соп1еп1.Ыш1 (дата обращения: 3 106.2011)., 10. Интернет-ресурсы
  185. Сайт Альянса независимых советов по прессе Европы, ' ЦКЬ: Ьйр://туу. aipce.net/ (дата обращения: 03.06.201 П./
  186. Сайт Большого жюри Союза журналистов России. ЦЯЬ:1іИр:/Ау?у.ші.ги/етапі игу/ (дата обращения: 03.06.201 П.
  187. Сайт Европейской аудиовизуальной обсерватории. lJRL: http://www.obs.coe.int/ (дата обращения: 03.06.2011).
  188. Сайт Института журналистики Д: Рейнольдса. иКЬ: ЬЦр://шут.гііоп1іпе.ога/те (1іа-ассоип1аЬіПіу-5уз1ет5 (дата обращения: 03.06.20ii). :
  189. Сайт Европейского центра журналистики. ІЖЬ:1і11р:/Муу^.ejc.net/eic/ (дата обращения: 03.06.2011).
  190. Сайт Общественной коллегии поїжалобам на прессу., 1ЖЬ: Нйр .•//www.presscouncil.ru/ (дата.обращения: 03−06.2011).
  191. Сайт Организации омбудсменов СМИ. http://newsombudsmen.org/ (дата обращения: 03.06.2011).
  192. Сайт «Право и средства массовой информации». ІЖС:1іЦр•.//www.medialaw.ru/ (дата обращения: 03.06.201 О.
  193. Сайт совета, но прессе Великобритании. URL: http://www.pcc.org.uk/ (дата обращения: 03.06.2011).
  194. Сайт совета по прессе Германии. ІЖЦ^Ир.•//www.presserat.info/ (дата. обращения: 03.06.2011).
  195. Сайт совета по прессе Швеции. ЪИЬ: Ьйр:/Лу^пу.ро.8е/ (дата обращения 03.06.2011).
  196. Сайт Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). 1ЖЬ: ЬЦр://ушш.ипезсо.от/пеш/еп/ипезсо/ (дата обращения: 03.06.2011).
Заполнить форму текущей работой