Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Контроллинг как инструмент координации процессов управления при реализации стратегии предприятия: на примере предприятий газовой отрасли

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На первом этапе существования служба контроллинга представляет собой рабочую группу, которая выполняет роль аналитической службы и обеспечивает руководителей оперативной информацией об экономическом состоянии предприятия, периодически составляет развернутые аналитические отчеты, прогнозирует показатели финансово-экономического положения предприятия, проводит экономическую экспертизу… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ КОНТРОЛЛИНГА
    • 1. 1. Развитие формирования концепций контроллинга
    • 1. 2. Системный подход к рассмотрению контроллинга
    • 1. 3. Теоретические аспекты внедрения контроллинга в систему управления организацией
  • Глава II. КОНТРОЛЛИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ
    • 2. 1. Обзор газовой отрасли России: стратегические аспекты развития предприятий
    • 2. 2. Контроллинг в системе стратегического управления отрасли. Факторы и тенденции, определяющие предпосылки становления и развития контроллинга в газовой отрасли
    • 2. 3. Разработка системы внедрения контроллинга на предприятиях газовой отрасли. Формирование вертикальной структуры контроллинга в газовой отрасли
  • Глава III. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА В
  • РЕГИОНАЛЬНОЙ ГАЗОВОЙ КОМПАНИИ
    • 3. 1. Организация контроллинга в региональных газовых компаниях
    • 3. 2. Дополнительные инструменты менеджмента для внедрения контроллинга
    • 3. 3. Контроллинг в анализе стратегических альтернатив. Оперативный контроллинг как инструмент реализации стратегии стабильности региональных газовых компаний
    • 3. 4. Оценка эффективности внедрения контроллинга на предприятиях газовой отрасли

Контроллинг как инструмент координации процессов управления при реализации стратегии предприятия: на примере предприятий газовой отрасли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современные условия функционирования хозяйствующих субъектов выдвигают требования совершенствовать процессы управления на предприятии в части оптимизации и упорядочивания управленческих воздействий на экономическую сферу, постоянного исследования на предмет вариантов достижения поставленных целей. С необходимостью решения этих задач столкнулись все хозяйственные субъекты национальной экономики, и, в первую очередь, предприятия топливно-энергетического комплекса, играющего доминирующую роль в экономике России. Деятельность предприятий газовой отрасли, неотъемлемой части ТЭК, охватывает значительную часть территории страны, множество хозяйственных связей с другими отраслями и производствами, и поэтому в значительной степени подвержена факторам усложняющейся внешней среды.

В данных условиях возникает необходимость в модификации подхода к управлению предприятиями газовой отрасли. Особо актуальны для них вопросы обновления инструментов координации управленческих процессов. Отраслевые требования к уровню оперативности и надёжности учёта и контроля, глубине анализа настолько высоки, что появляется необходимость в создании единого информационного обеспечения этих функций управления и их интеграции в единую систему.

Одним из важнейших направлений в развитии теории и практики управления и совершенствования организации планирования, учёта, контроля и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является концепция контроллинга, реализация которой в газовой отрасли позволяет координировать управленческие воздействия в организации, а также в нужные сроки и качественно предоставлять необходимую информацию на различные уровни управления.

Контроллинг является ответом экономической мысли на беспрецедентное усложнение внешней и внутренней среды функционирования предприятия. В настоящее время возникает необходимость в целеориентированном управлении, направленном в будущее, на достижение желаемого состояния. Это приводит к осознанию потребности в обеспечении целенаправленного руководства предприятием через координацию управленческой системы.

Решение задачи сохранения стабильности в условиях проводимых реформ газовой отрасли требует разработки комплекса взаимосвязанных мероприятий на всех уровнях управления предприятиями газовой отрасли, инструментальной базой которых должна послужить система контроллинга.

Степень изученности проблемы. Теоретико-методологические основы концепции контроллинга отражены в трудах Дж. Айнса, Д. Брокманна, А. Гайвелера, А. Дайле, К. Деллманна, К. Друри, К. Коха, Э. Майера, Р. Манна, Ф. Митчелла, Г. Пича, П. Хорвата, Э. Шерма, X. Эрманаотечественных авторов Ю. Анискина, C.JT. Виноградова, В. А. Ивлева, О. Д. Кавериной, Т. В. Канышевой, A.M.

Карминского, В. Кнаупа, A.M. Павловой, Т. В. Поповой, С. Г. Фалько, и др. Вопросы постановки системы контроллинга на предприятиях рассматриваются в работах Н. М. Большакова, Т. А. Головиной, Т. Н. Горбачёвой, В. В. Грицины, Н. Г. Данилочкиной, Р. Е. Исаковой, В. В. Лагутина, JT.M. Малышевой, Я. А. Фомина, Н. Ф. Ханиной и др.

Методические вопросы в изучении систем управления разработаны в классических работах М. Альберта, М. Х. Мескона, Ф. Хедоури, а также трудах отечественных ученых Ю. И Боксермана, Н. Б. Ермасовой, Ю. И. Журавлёва, Ю. Н. Клепикова, А. П. Кузнецова, E.JT. Попченко, З. П. Румянцевой В.Н. Самочкина и др. Стратегические аспекты развития газовой отрасли в период построения рыночных отношений изложены в работах В. П. Албула, Н. Р. Ахмедова, А. Д. Бренца, И. В. Белоусенко, Е. В. Кристовского, Н. И. Олещука, A.M. Хозина, и др.

Несмотря на количество теоретического и практического материала, посвященного концепции контроллинга и вопросам реализации ее на предприятиях, издаваемого в России и за рубежом, общий уровень развития концепции контроллинга на предприятиях нашей страны невысок, но растёт в современных условиях хозяйствования. Совершенствование процессов управления на предприятиях за счёт внедрения системы контроллинга оказывает непосредственное влияние на процессы принятия хозяйственных решений и является одной из задач реализации стратегии выживаемости и экономической стабильности хозяйственных субъектов.

В большей степени поиск решения вышеобозначенной проблемы существует в газовой отрасли, характеризующейся особой спецификой отношений между хозяйственными субъектами. Существующие разработки в области управленческого учёта и бюджетирования, квалификация управленческого персонала на предприятиях газовой отрасли позволяют сделать вывод о большом потенциале, существующем в отрасли, для внедрения на предприятиях современных методов и инструментов менеджмента, таких как контроллинг, необходимых для предвидения будущих угроз и достижения прогнозируемых перспектив. Предварительный анализ состояния вопроса показывает отсутствие решения задач модернизации систем управления на предприятиях газовой отрасли в их взаимосвязи и системности.

Отмеченные выше обстоятельства предопределили цель, задачи и направление диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в научном обосновании и разработке методики внедрения системы контроллинга в систему управления предприятий газовой отрасли для обеспечения устойчивости её развития.

Для достижения указанной цели в диссертационной работе поставлены следующие основные задачи: Исследовать существующие концепции контроллинга, подходы к определению его сущности, систематизировать и структурировать основные компоненты контроллинга.

Определить роль контроллинга в управлении экономическими процессами на предприятии.

Выявить место контроллинга как составляющей части системы управления организации, сформулировать организационные и методические аспекты контроллингового процесса.

Выявить особенности деятельности предприятий газовой отрасли национальной экономики и управления ими в современных условиях хозяйствования.

Раскрыть необходимые предпосылки для комплексного внедрения системы контроллинга на предприятиях газовой отрасли как системы управления процессом достижения конечных целей и результатов их деятельности.

Разработать организационно-методические основы создания системы контроллинга на предприятиях газовой отрасли.

Разработать методические рекомендации по поводу реализации системы контроллинга в региональной газовой компании, предложения по организационным структурам и информационно-техническому обеспечению деятельности системы контроллинга.

Предложить набор ключевых критериев для расчёта оценки эффективности контроллинга на предприятии.

Объектом исследования является совокупность организационно-экономических отношений, составляющих систему управления предприятиями газовой отрасли топливно-энергетического комплекса России, на примере предприятия группы ОАО «Газпром» ООО «Региональная компания по реализации газа в Республике Коми».

Предметом исследования выступает контроллинг как инструмент реализации стратегических и оперативных задач развития предприятий газовой отрасли.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области контроллинга, стратегического управления и современных технологий менеджмента, управленческого учёта и бюджетирования, экономики газовой промышленности, эффективности производства, собственные аналитические и практические исследования автора. В процессе исследования использовались нормативно-правовые документы, регламентирующие функционирование и развитие газовой промышленности Российской Федерации. В работе использовались методы на основе системного и процессного подходов: анализ и синтез, метод сравнения, графический, методы статистической и математической обработки информации, метод интервьюирования и анкетирования.

Диссертационное исследование выполнено в соответствии с паспортом специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами: промышленности)».

Информационную базу исследования составили материалы Госкомстата РФ, Центра экономической конъюнктуры при Минэкономразвития РФ, Министерства энергетики РФ, ОАО «Газпром», ООО «Региональная компания по реализации газа в Республике Коми», нормативно-правовые документы, законодательные акты, отечественная и зарубежная справочная литература, материалы периодической печати.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в теоретической постановке, обосновании и решении комплекса организационных и методических вопросов, связанных с реализацией процессов контроллинга на предприятии. В частности, разработаны методические рекомендации по внедрению контроллинга на предприятиях газовой отрасли, заключающиеся во внедрении процессов контроллинга в систему управления предприятием, упорядоченных по массиву функционально-целевых процессов. Предложен и адаптирован математический аппарат для осуществления оперативного контроллинга и проведена оценка эффективности внедрения системы контроллинга в региональной газовой компании по критерию сокращения времени реакции управляющих систем на изменение внешней и внутренней среды.

Изучение теоретико-методологических основ концепции контроллинга, а также организационно-экономических отношений в газовой отрасли позволило получить следующие результаты, имеющие научную новизну и представляющие предмет защиты:

— Уточнено определение сущности контроллинга как определение векторов воздействия на состояние среды для достижения поставленных целей на основе интеграции и координации информационных потоков, являющихся результатом реализации функций управления хозяйственной деятельностью (п.п. 15.13. сп.08.00.05).

— Определено понятие системы контроллинга как совокупности элементов методологического, процессного, организационного и технического характера, связей и отношений между ними, обеспечивающей информационную целостность системы управления (производственной системы) на предприятии (п.п. 15.13. сп.08.00.05).

— Разработаны методические рекомендации по поводу постановки системы контроллинга на предприятии, заключающиеся в определении массива функционально-целевых процессов контроллинга на конкретном предприятии и внедрении процессов контроллинга в систему управления, упорядоченных по структуре данного массива (п.п. 15.27. сп. 08.00.05).

— Обоснована взаимосвязь внедрения контроллинга на предприятиях газовой отрасли с повышением эффективности их управления и проведен расчет оценки эффективности контроллинга в функциональных областях системы управления предприятием. Предложены основные критерии для расчёта оценки эффективности контроллинга на предприятии: стоимостной и временный (п.п. 15.19 сп. 08.00.05).

— Предложен набор экономических показателей для осуществления оперативного контроллинга в региональных газовых компаниях, так как факторы данной модели количественно ограничены и имеют экономическую сущность (п.п. 15.13.cn. 08.00.05).

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что выводы и предложения, сформулированные в диссертации, позволяют обеспечить информационную и методическую поддержку в вопросах постановки системы контроллинга на предприятии, и доведены до уровня конкретных практических рекомендаций по созданию службы контроллинга в региональной газовой компании в Республике Коми.

Построение предложенной модели системы контроллинга на предприятиях газовой отрасли позволит системам управления данных предприятий осуществлять более обоснованные управленческие воздействия на экономическую сферу и, тем самым, обеспечит устойчивое финансовое развитие на предприятиях газовой промышленности.

Результаты диссертационного исследования использованы в ООО «Региональная компания по реализации газа в Республике Коми» в качестве методической основы в процессе внедрения систем управленческого учёта и бюджетирования, а также используются при чтении лекций и проведении практических занятий по дисциплинам «Контроллинг» и «Корпоративный менеджмент» на факультете управления в СыктГУ.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на семинаре Международного финансово-экономического центра по вопросам контроллинга и управленческого учёта (Москва, 2003 г.), на региональной научной конференции студентов и аспирантов «Основные направления обеспечения экономической безопасности государства» (Сыктывкар, 2005 г.), межрегиональной научно-практической конференции «Северная стратегия: возможности альтернативного планирования» (Воркута, 2006 г.), II-ом Северном социально-экологическом конгрессе «Горизонты экономического и культурного развития», (Сыктывкар, 2006 г.), на научных семинарах кафедры экономической теории и корпоративного управления Сыктывкарского Государственного Университета (СыктГУ).

По материалам диссертационной работы опубликовано 10 работ общим объёмом 4,1 п.л.

Структура и содержание работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка. Основной материал изложен на 144 страницах машинописного текста, содержит 25 таблиц, 30 рисунков и 2 приложения. Библиографический список включает 120 наименований.

выводы, выделять и ¦ Сдержанность и ¦ Сдержанность и альтернативных структурировать корректность в корректность в направлений действий проблемы профессиональном профессиональном общении по одной заданной Способность общении ¦ Коммуникабельность проблеме систематизировать ¦ Коммуникабель- ¦ Низкая конфликтность ¦ Способность большие объёмы ность создать нестандартный информации и ¦ Низкая вариант решения оперировать ими конфликтность проблемы или Организаторские реализации проекта способности (программы).

Служба контроллинга входит наряду с бухгалтерией, финансовым отделом, планово-экономическим отделом в состав финансово-экономических служб предприятия. Поскольку основная функция контроллинга на предприятии — анализ и управление затратами и прибылью, служба контроллинга должна иметь возможность получать всю необходимую ей информацию и претворять ее в рекомендации для принятия управленческих решений высшими руководителями предприятия.

При создании службы контроллинга на предприятии необходимо учитывать основные требования, обозначенные в п. 2.3.

Поскольку информация, которую готовит служба контроллинга, предназначена для заместителя директора по экономике (финансового директора, коммерческого директора) и генерального директора, целесообразно подчинить службу контроллинга напрямую заместителю генерального директора по экономике, таким образом, начальник службы контроллинга получает достаточно высокий статус и независимость от начальников других финансово-экономических служб.

Задача построения рациональной структуры финансово-экономических служб предприятия заключается в создании служб предприятия, способных решать весь спектр проблем предприятия и в то же время не дублировать функции друг друга. Все эти службы, как правило, подчиняются финансовому директору или заместителю генерального директора по экономике и должны работать единой командой в целях увеличения объема продаж и повышения прибыльности предприятия (рис. 23).

Возможные варианты построения организационной структуры контроллинга на предприятии.

— ->

———————— Отдел. Группа в Временная коптроллин га составе ПЭО группа.

Рис. 23. Возможные варианты построения организационной структуры контроллинга на предприятии.

На первом этапе существования служба контроллинга представляет собой рабочую группу, которая выполняет роль аналитической службы и обеспечивает руководителей оперативной информацией об экономическом состоянии предприятия, периодически составляет развернутые аналитические отчеты, прогнозирует показатели финансово-экономического положения предприятия, проводит экономическую экспертизу управленческих решений, связанных с затратами и прибылью, налаживает методику планирования в планово-экономическом отделе. На первоначальном этапе работы службы контроллинга нет необходимости привлекать дополнительных сотрудников для сбора контроллинговой информации на уровне цехов предприятия, так как заполнение аналитических форм для службы контроллинга можно возложить на экономистов подразделений. Таким образом, служба контроллинга на предприятии в этот период деятельности представляет собой небольшую группу высококвалифицированных специалистов, обладающих достаточно большими полномочиями и доступом ко всему объему экономической информации.

Как и любая финансово-экономическая служба, служба контроллинга в течение определенного периода становления устанавливает связи с другими службами и отделами, налаживает информационное сотрудничество, происходит более точное разделение функций. Впоследствии служба контроллинга может расширить свое влияние и свой штат, для чего в каждом подразделении может быть назначен свой контроллер, который будет отслеживать и анализировать отклонения фактических параметров работы (прежде всего затрат) от плановых.

В региональной газовой компании, на наш взгляд, целесообразно создавать службу контроллинга в следующем составе:

• начальник службы контроллинга.

• контроллер-специалист по управленческому учету.

• контроллер-специалист по информационным системам.

Начальник службы контроллинга — наиболее квалифицированный специалист с достаточным опытом работы на предприятии, который «изнутри» знает, как организованы бухгалтерия и плановый отдел на предприятии. Начальник службы контроллинга должен знать бухгалтерский учет и разбираться в технологических вопросах работы своего предприятия. Для данной должности, возможно, подойдет заместитель главного бухгалтера или начальника планового отдела, а также кто-либо из экономистов предприятия. Начальник службы контроллинга несет ответственность за выходящие документы, аналитические расчеты и прогнозы перед своим непосредственными начальником — заместителем директора по экономике, а также перед генеральным директором. Такое положение предъявляет повышенные требования к квалификации и интеллектуальным возможностям начальника службы контроллинга.

Контроллер-специалист по управленческому учету — специалист, способный к аналитическому мышлению, владеющий теорией и инструментами контроллинга, обладающий высоким уровнем эрудиции.

Если объемы обрабатываемой информации в службе контроллинга велики, то создается должность контроллера-специалиста по управленческому учету, в чьи обязанности входит работа с бухгалтерией в плане получения аналитических данных из учетных регистров. Основным требованием, предъявляемым к такому специалисту, является теоретическое и практическое знание бухгалтерского учета на предприятии, знание особенностей и недостатков учета на данном конкретном предприятии.

Обязанности контроллера-специалиста по управленческому учету [97]: разработка процедур передачи данных из бухгалтерии в службу контроллингаконтроль за сбором и анализом фактической учетной информации в службе контроллингаразработка предложений по оптимизации учетного процесса в бухгалтерии с позиции аналитической службыэкономическая экспертиза управленческих решений.

Возможно, во избежание раздувания штата службы контроллинга на первом этапе ее существования начальник службы контроллинга сможет лично курировать работу с бухгалтерией и решать вопросы передачи данных для анализа в службу контроллинга, но если объем работы на данном участке критически велик, а выполнение обязанностей начальника службы контроллинга не позволяет ему решать эту проблему лично, следует подобрать кандидатуру специалиста по управленческому учету.

Контроллер-специалист по информационным системам квалифицированный специалист из отдела автоматизации, детально знающий документооборот на предприятии и способный поставить задачу автоматизации контроллинговой работы.

Следует понимать, что полноценное функционирование службы контроллинга тесно связано с оптимизацией информационных потоков на предприятии, а, следовательно, с автоматизацией финансово-хозяйственной деятельности предприятия и использованием современных информационных технологий.

Обязанности контроллера-специалиста по информационным системам:

• оценка целесообразности автоматизации контроллинговой работы на отдельных этапах.

• оценка вариантов и предложений отдела автоматизации по автоматизации контроллинговой работы.

• расчет и обоснование затрат на автоматизацию контроллинговой работы.

• разработка форм для автоматизированного сбора информации;

Таким образом, организационная структура постановки системы контроллинга в региональной газовой компании будет иметь следующий вид (рис.24).

Рис. 24. Организация контроллинга в РГК.

На основании рассмотренного в данном параграфе теоретического материала автором сформированы методические рекомендации по построению системы контроллинга в региональной газовой компании Республики Коми, представленные в Приложении 1. В них описаны основы проектно-целевого, информационного и организационно-кадрового решений МФЦПК РГК, плоскость которого представлена в табл.12.

Основное требование к исходящей от контроллера (или службы контроллинга) информации заключается в ориентации её на пользователя такой информации [97], как правило, лица, принимающего управленческое решение. Поэтому не существует конкретных указаний по поводу построения форм отчетности службы контроллинга — в первую очередь они должны служить инструментарием для вышеуказанных лиц. Информация, собираемая в системе контроллинга для обработки и анализа, должна отвечать следующим требованиям [92,20,97,84,88,80,33,38,62 и др.]: своевременность, т. е. информация по затратам, выручке, прибыли должна поступать тогда, когда еще имеет смысл ее анализироватьдостоверность (чтобы не тратить дополнительные усилия и время на проверку информации) — релевантность (существенность), т. е. информация должна помогать принимать решенияполезность (эффект от использования информации должен покрывать затраты на ее получение) — полнота, т. е. не должно быть упущенийпонятность, т. е. информация не должна требовать значительных усилий для «расшифровки" — регулярность поступления. оптимизация документооборота на предприятиикоординация работы отдела автоматизации в области автоматизации контроллинговой работыоценка качества функционирования существующих систем автоматизации финансово-хозяйственной деятельности предприятия и выработка предложения по улучшению работы этих систем.

Одной из главных функциональных особенностей службы контроллинга является создание мотивации к использованию своей числовой информации и стоящих за ней альтернатив принятия решений. Полагаем, что комплекс отчетов службы контроллинга должен быть основан на:

Рекомендации альтернатив;

Предложении выводов;

Формировании исходных критериев для разработки новых планов;

Обеспечении достижения заданных показателей.

3.2. Дополнительные инструменты менеджмента для внедрения контроллинга.

Исходя из рассмотренных задач процесса контроллинга на предприятии в п. 3.1. можно выделить следующие основные функциональные сферы менеджмента, на основе которых строиться инструментальная база контроллинга. По нашему мнению, это: планированиеучётконтрольинформационная интеграция.

Планирование и бюджетирование на предприятии, как считает А. М. Карминский, «относятся к числу наиболее сложных и ответственных функций менеджмента» [39]. Закладываемые в плане мероприятия и бюджетные средства на их реализацию служат базой для достижения намеченных целей. «Для принятия управленческих решений», пишет автор, «существует объективная необходимость организации в рамках системы контроллинга специального управленческого учёта, который может быть либо совмещён с финансовым, либо выделен отдельным блоком» [39]. Авторы Касьянова Г. Ю. и Колесников С. Н. [29] особо подчёркивают роль контроля над исполнением бюджета предприятия, установления отклонений, анализа причин, вызвавших отклонения, в процессе контроллинга. Информационное обеспечение деятельности контроллеров должно быть той интегрированной информационной системой, которая должна обеспечивать поддержку непрерывной регистрации событий, накопление статистики и обработку базы накопленных данных.

Автор Брокманн А. [103], выделяет следующие принципы построения на предприятии инструментальной базы контроллинга:

1. Инструменты контроллинга должны соответствовать виду задачи и ее требованиям.

2. Инструменты контроллинга должны быстро показывать отклонения.

3. Инструменты контроллинга должны действовать с ориентацией в будущее.

4. Инструменты контроллинга должны показывать критические отклонения, некритическими отклонениями пренебрегают.

5. Инструменты контроллинга должны быть объективными.

6. Инструменты контроллинга должны быть гибкими и соответствовать меняющейся ситуации.

7. Инструменты контроллинга должны соответствовать организации.

8. Инструменты контроллинга должны быть экономичными.

9. Инструменты контроллинга должны быть понятными.

10. Инструменты контроллинга должны показывать, какие корректирующие мероприятия должны предприниматься (альтернативы решений).

Система учёта должна содействовать тому, чтобы в условиях стабильности отношений применялся определенный набор действий, направленных на повышение эффективности управления.

Цель построения системы управленческой отчётности — это построение «приборной панели» руководителя, отражающей основные показатели деятельности предприятия [92,20,41,7,50,67,33,66,52]. Информация для формирования показателей собирается с рабочих мест сотрудников компании, отвечающих за конкретные участки работы. Результатами создания данной «панели управления» предприятием будут:

1. Доступ к оперативной информации о состоянии предприятия;

2. Максимальная наглядность;

3. Отсутствие избыточности и излишней детализации информации;

4. Оперативный контроль результатов управленческих решений;

5. Максимальная достоверность информации за счёт устранения промежуточных этапов, где она может быть искажена;

6. Повышение дисциплины сотрудников компании;

В целом, большинство авторов [92,20,41,7,50,67,33,66,52] придерживаются мнения, что построение системы управленческого учёта осуществляется в несколько этапов: I. Постановка задач.

Определение набора основных показателей управленческого учёта и регламент предоставления их руководителю.

Интервью с руководителями высшего звена, анализ полученной информации, составление набора качественных показателей.

Отбор наиболее значительных показателей и разработка методики их расчёта.

II. Определение мест возникновения необходимой для расчёта показателей информации.

Экспресс-анализ бизнес-процессов предприятия для определения источников возникновения и формы представления информации.

III. Выбор оптимального пути прохождения информации для сокращения времени обработки данных и наибольшей их достоверности.

Устранение барьеров на пути прохождения информации от сотрудников к руководителю.

Сокращение времени обработки данных.

Определение оптимальной технологии и обработки и ввода в информационную систему.

IV. Подбор или разработка программного обеспечения, необходимого для сбора и передачи информации, расчёта и наглядного представления показателей.

Разработка индивидуального программного обеспечения для расчёта показателей.

V. Моделирование приборной панели, оптимального состава и внешнего вида приборов, а также навигации по системе.

VI. Интеграция с существующей системой автоматизации предприятия.

Максимальное использование возможностей уже существующего на предприятии программного обеспечения.

Процесс внедрения системы управленческого учёта на предприятии — есть процесс поэтапного рассмотрения и разработки компонентов этой системы. Методом анкетирования автором был проведён анализ наличия компонентов системы управленческого учета в региональной газовой компании Республики Коми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение контроллинга как современного инструмента решения стратегических задач предприятий газовой отрасли позволяет сделать следующие выводы.

Контроллинг есть концепция управления, реализация которой позволяет создавать инструментальную, методическую и информационную базу для принятия управленческих решений системой управления на основе определения направления и величины воздействия на окружающую среду для достижения поставленных целей.

Контроллинг в данной работе рассматривается как сложная, многообразная и комплексная деятельность по овладению ситуацией, межфункциональный инструмент управления, присущий любому виду хозяйственной деятельности, сущность которого определена как создание среды для принятия управленческого решения на основе определения направления и величины воздействия на ситуацию для достижения поставленной цели.

С экономической точки зрения, сущность контроллинга заключается в определении векторов (направления и величины) воздействия на экономическую ситуацию для достижения намеченных целей на основе интеграции и координации информационных потоков, являющихся результатом реализации функций управления экономической деятельностью.

По результатам анализа контроллинга как системы взаимосвязанных и взаимозависимых элементов сделан вывод, что последняя является специфической структурой в организации, которая обеспечивает информационную целостность элементов системы управления (производственной системы) при осуществлении процессов управления. Специфика данной структуры выражается соотношением системы контроллинга и системы управления на предприятии:

1) Система контроллинга является подсистемой управления в контуре системы управления (производственной системы), основным ядром которой является инструментарий определения направления развития системы управления.

2) Система контроллинга является надстройкой системы управления на предприятии, обеспечивающей информационную целостность её элементов.

Проведенные в исследовании расчеты подтверждают повышение уровня целостности системы управления предприятием после внедрения в нее элементов контроллинга. Сформулировано, что повышение эффективности управления, выраженное через экономию времени на принятие управленческого решения, за счет внедрения элементов контроллинга ограничено уровнем необходимой целостности производственной системы, а также уровнем приемлемых для организации затрат на функционировании системы контроллинга.

Разработаны и апробированы на практике методические рекомендации по внедрению системы контроллинга на предприятии способом формирования в системе управления предприятием элементов контроллинга, структурированных по параметрам массива функционально-целевых процессов. В ходе реализации данного способа на практике выявлены следующие его преимущества: универсальность, целостность, прозрачность, организационная упорядоченность. При этом, последняя придает службе контроллинга на предприятии черты системности и создает условия для проявления взаимосвязи и взаимодействия функций контроллинга на всех уровнях управления в организации.

В работе также показано, что влияние комплекса внутренних и внешних факторов приводит к различным организационным решениям по определению места службы контроллинга в структуре предприятия.

Анализ тенденций развития газовой отрасли позволил автору сделать вывод, что главной задачей для многих предприятий отрасли в стратегическом планировании является сохранение структурно-экономических параметров функционирования, обеспечивающее до времени полной адаптации к новым условиям минимально допустимый уровень развития предприятия. В качестве решения данной задачи предложена к реализации на предприятиях отрасли стратегия стабильности, которая может рассматриваться как одна из сопутствующих стратегий в целеполагании на предприятии.

Теоретически обоснована необходимость внедрения системы контроллинга на предприятиях газовой отрасли с целью решения задачи координации внешних и внутренних управленческих воздействий, повышения эффективности стратегического управления в отрасли и эффективности деятельности данных предприятий. Для этого теоретически обосновано предложение внедрения многоуровневой вертикальной системы контроллинга в газовой отрасли, обеспечивающей сохранение общей стратегической направленности развития хозяйственных субъектов отрасли.

Оценка уровня стратегической координации, проведенная в региональной газовой компании Республики Коми до и после внедрения элементов контроллинга, подтвердила выводы о том, что, обеспечивая взаимосвязь и саморегулирование между элементами управления и функциональными подразделениями, контроллинг является инструментом обеспечения информационной целостности головных и подчиненных компаний концерна. Определены конечные результаты внедрения контроллинга на предприятии: сокращение времени реакции экономического механизма на изменение внешней и внутренней среды, а также сокращение управленческого риска — риска ошибки в выборе вектора управленческого воздействия.

Стоимостной эффект от внедрения контроллинга на предприятии определен как: 1) стоимость высвободившихся экономических ресурсов- 2) стоимость сокращения управленческих рисков.

Оценка эффективности контроллинга, проведённая данным способом в региональной газовой компании Республики Коми, выявила: резервы увеличения оборотных средств и прибыливероятность получения убытков по некоторым направлениям деятельностисокращение времени на подготовку необходимой документации и, тем самым, повышение производительности труда по её обработке и формированиюувеличение степени интеграции подразделений в процессы управления посредством взаимодействия контроллеров.

Предложен набор экономических показателей для осуществления оперативного контроллинга в региональных газовых компаниях.

В практическом применении данного набора показателей службой контроллинга реализуется функция оперативного анализа и консалтинга для лиц, принимающих управленческие решения, чем достигается экономия времени на принятие соответствующих решений, а также сокращение риска неисполнения операционных планов и неоптималыюго направления ресурсов.

Результаты, полученные в региональной газовой компании Республики Коми, открывают новые подходы и практические возможности формирования системы контроллинга на предприятиях, в частности газовой отрасли страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.И. Словарь синонимов. М.: Дело, 2003.
  2. Р., Сасиени М. Основы исследования операций. М.: Мир, 1971.
  3. Альтернативы модернизации российской экономики. Под ред. А. Бузгалипа. -М.: Таурус, 1997.
  4. Ю.П., Павлова A.M. Планирование и контроллинг: Учебник. М.: Омега-Л, 2003.-280 с.
  5. И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Пзд-во «Питер», 1999.
  6. И. Стратегическое управление. М. Экономика, 1989.
  7. . П. С. Управленческий учет на предприятии // Финансовый директор, № 2,2003 г.
  8. Н.М. Контроллинг не значит контроль // Регион. 1998. — № 10.
  9. Большой Энциклопедический Словарь. / Гл. ред. A.M. Прохоров. 2 изд.-М.: Бол. Рос. Энциклопедия, 1999, с. 1114.
  10. Вариант сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2007 год и на период до 2009 года. Постановление Правительства РФ от 23.03.2006 № 517
  11. В.Р. Основы менеджмента : Учебник / Институт междунар. права и экон-ки. 2-е изд. — М.: Триад лтд, 1997. — с. 94
  12. СЛ., Контроллинг как технология менеджмента. Заметки практика // «Контроллинг» № 2 2002 г.
  13. О.С. Стратегическое управление М.: Издательство Московского Университета, 1995
  14. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд.-М.: Фирма «Гардарика», 1996.
  15. Годовой отчёт ОАО «Газпром» за 2003 год. М.: ОАО «Газпром», 2004. -Режим доступа: www.gazprom.ru
  16. JI.K. Постановка системы бюджетирования// Финансовая газета.-2003.-№ 20.
  17. А.П. Экономическая стратегия фирмы. СПб.: Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2003.
  18. В.В. Создание автономных бизнес-единиц как элемент программы реструктуризации крупных предприятий. Сборник «Потенциал конкурентоспособности России: Инновации. Управление. Маркетинг» М.: «Адалень», 2003.
  19. А. Практика контроллинга: Пер. с нем. / Под ред. И с предисл. M. J1. Лукашевича, Е. Н. Тихоненковой. М.: Финансы и статистика, 2003.- 336 с. — Пер. изд.: Deyhle A. Controller — Praxis. — Management Service.
  20. Ежеквартальный отчёт о деятельности ОАО «Газпром» за I квартал 2006 года, М.: ОАО «Газпром», 2006. Режим доступа: http://www.gazprom.ru/articles/article4801.shtml
  21. Ю.Г. Контроллинг для начинающих/Под ред. и с предисл. д.э.н. В. Б. Ивашкевича.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: финансы и статистика, 1995.- 304 е.: ил.
  22. Ю.И. Об алгебраическом подходе к решению задач распознавания и классификации // Проблемы кибернетики. М.: Наука, 1978.
  23. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002.
  24. Зуб А.Т., Стати М. П. Деловое планирование и администрирование. М.: ИНФРА-М, 1998.
  25. В. Б. Ивашкевич А.И. Контроллинг: экзотика и необходимость. -Бухгалтерский учёт, № 7, с. 28−29,1996.
  26. В.Б. Контроллинг: сущность и назначение// Бухгалтерский учёт.-1991.-№ 7, с. 8−12.
  27. В.А., Попова Т. В. Концепция контроллинга и функционально-стоимостной анализ // READ ME.- 2000. № 1.
  28. Индикативное планирование как основа стратегического развития промышленного предприятия. Под ред. Агапцов С. А., Мордвинцев А. И., Фомин П. А., Шаховская JI.C. М.: Высшая школа, 2002. — с.
  29. О.Д. Управленческий учёт: системы, методы, процедуры. М.: Финансы и статистика, 2003.
  30. В.А. Разработка и внедрение механизма контроллинга в промышленной организации (на примере предприятий переработки драгоценных металлов): Автореф. дис. канд. эк. наук. М., 2004. — 22с.
  31. И. О стилях и классах (реальность и мифология компьютерных систем управления предприятием). Режим доступа: www.interface.ru
  32. Т.П. Основы управленческого учёта. М.: ИНФРА-М, 1997.
  33. В. К проблеме интеграции системы контроллинга// Frankfurter allgemeine Zeitung, 1987,6 feb.
  34. B.B. Фианнсовый анализ М.: Финансы и статистика, 2001.
  35. Д. Использование инструментария технического анализа в оперативном контроллинге. Режим доступа: www.gaap.ru
  36. А. А. Стратегическое управление организационно-экономической устойчивостью фирмы. М.: Финансы и статистика, 1998.
  37. JI.B., Н.П. Епифанова, Ф. Р. Матвеев, П. Ф. Тарасенко. Контроллинг на предприятии: учебное пособие по курсу «Контроллинг на предприятии» М.: ГАНГ им. И. М. Губкина, 1997.
  38. Контроллинг в бизнесе. Методические и практические основы построения контроллинга в организациях / A.M. Карминекий, Н. И. Оленев, А. Г. Примак, С. Г. Фалько. М.: Финансы и статистика, 1998. — 256 с: ил.
  39. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е. А. Ананькина, СВ. Данилочкин, Н. Г. Данилочкина и др.- Под ред. Н. Г. Данилочкиной. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1999. — 297 с.
  40. Ф. Основы маркетинга. М.: Пресса, 1992.
  41. А. Типовые решения для автоматизации управленческого учёта и бюджетирования// Финансовая газета.- 2003. № 19.
  42. Р. Интегрированная система производственного менеджмента и контроллинга: Диссертация на соискание учёной степени к.э.н. JI.: ЛИЭИ, 1991
  43. М. И. Стратегическое управление компанией: Учебник для ВУЗов. -М.:РДЛ, 2000.
  44. Н.Ю., Круглов М. И. Стратегический менеджмент. Учебник для вузов. М.: Издательство РДЛ, 2003.
  45. Круглый стол: «Газовый треугольник» ЕС — Украина — Россия: единство и борьба интересов// Нефть и Газ. 2002. № 3 (39)
  46. В.В. Организация системы контроллинга в транснациональных концернах: Диссертация на соискание учёной степени к.э.н. М.: МГУ, 2003
  47. Г., Райченко А. Теория организации: Учебник для вузов. СПб.: Питер Принт, 2004. — 400 с.
  48. Е.А. Контроллинг как инструмент управления предприятием. М.: Аудит- ЮНИТИ. — 1998.
  49. Л. Н. Контроллинг на предприятии // Открытые системы.- 2000,-№ 1−2.
  50. Р. Майер Э. Контроллинг для начинающих. М.: Финансы и статистика. 1995. с. 20.
  51. Менеджмент организации: Учеб. Пособие/ З. П. Румянцева, Н. А. Саламатин, Р. З. Акбердин и др. М.: ИНФРА-М, 1995.
  52. М. X. Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: Дело, 2000.
  53. ., Лиис Ф. Управление современной компанией: Учебник, М.: ИНФРА-М-2001, 586 с.
  54. Э.С., Данилочкина Н. Г., Ионов В. И. Основы контроллинговых исследований. -М.: Изд-во Моск. авиац. инст-та, 1994.
  55. Н. Стратегия и тактика управления инновационной деятельностью в производственных социально-экономических системах (ПСЭС) // Консультант директора 2000. № 14. С.2−11.
  56. В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов. 2-изд. Стереотип. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 527 с.
  57. Новая Энергетическая стратегия России. М.: Атомиздат, 1995.
  58. Об итогах социально-экономического развития в Российской Федерации в 2003 г. М.: Минэкономразвития РФ, Госкомстат России, 2004. — Режим доступа: www.economy.gov.ru
  59. Пич Г. Шерм Э. Уточнение содержания контроллинга как функции управления и его поддержки // Проблемы теории и практики управления. 2001 .№ 3.
  60. JI.B., Исакова Р. Е., Головина Т. А. Контроллинг: учебное пособие. -М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003. 192 с.
  61. Попченко E. JL, Ермасова Н. Б. Бизнес-контроллинг. М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2006. — 288с.
  62. С. Всё выше и выше // Газпром. 2006. — № 1−2.- М.: ОАО «Газпром», 2006.
  63. Распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 910-р. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 2004 годы).
  64. Распоряжение Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 38-р. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 2008 ГОДЫ).
  65. Э., Рис Дж. Учет: ситуации и примеры. М.: Финансы и статистика 1993.
  66. А.Н., Одинцов Б. Е. Компьютеризация аудиторской деятельности. -М.: Аудит. 1996.
  67. Российская экономика в 2001—2003 гг. Тенденции и перспективы (Выпуски 23−25) М.: ИЭПП, 2002. — Режим доступа: www.iet.ru
  68. П.А. У семи нянек дитя без газа // Коммерсантъ.- 2003.- № 43.
  69. Э.А. Основы теории организации: Учеб. Пособие для вузов. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.
  70. Современный экономический словарь. Под ред.: Райзберга Б. А., Лозовского Л. Ш., Стародубцевой Е. Б. М.: Экономика, 2004.
  71. Стратегия развития газовой промышленности России М.: Энергоатомиздат, 1997. — 344 с.
  72. Теория организации. Под ред. Алиева В. Г. М.: Экономика, 2006. — 430с.
  73. Теплова Т. В. Финансовый менеджмент. Управление капиталом и инвестициями.- М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
  74. В.И., Ткач М. В. Управленческий учет: международный опыт. М.: Финансы и статистика, 1994. — 144 с.
  75. А. А. Стрикленд А.Д. Стратегический менеджмент. М.: Вильяме, 2002,928 с.
  76. К. Ключевые показатели менеджмента. Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании, Перевод с английского.- М.: Дело, 2000.
  77. К. Стратегический управленческий учет. М.: Олимп-Бизнес, 2002.
  78. Управленческий учет. Современный подход. //Электронный вестник «ERP в России». Режим доступа: http://www.eф.boom.ru/general/Articles/Articles2.htm.
  79. Э.А. Контроллинг: Российская практика. М.: Финансы и статистика, 1998. — 240 с.
  80. Э.А. Стратегическое планирование: Учебник. М.: ЭКМОС. — 1999.
  81. Э.А., Мырынюк И. В. Контроллинг: российская практика. М.: Финансы и статистика, 1999.
  82. С.Г. Инновационный менеджмент. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996.
  83. С.Г., Носов В. М. Контроллинг на предприятии. М.: Об-во «Знание» России, 1995.- 80 с.
  84. С.Г., Рассел Кейт А., Левин Л. Ф. Контроллинг: национальные особенности российский и американский опыт//Контроллинг.- 2002.- № 1.
  85. Федеральный Закон от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ»
  86. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р.Эффективные способы использования ограниченных ресурсов при реализации целей экономической политики. М.: Экономика. Дело, 1999.
  87. X. Контроллинг от, А до Я: Пер. с нем. М.: Финансы и статистика, 1998. — 240 с.
  88. Я. А. Диагностика кризисного состояния предприятия: Учеб. Пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  89. Я.А., Савич А. В. Оптимизация распознающих систем. М.: Машиностроение, 1993.
  90. Хан Д. Планирование и контроль. Стоимостно-ориентированные концепции контроллинга. М.: Финансы и статистика, 2005.
  91. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с нем. М.: Финансы и статистика, 1997. — 800с.
  92. Н.М. Бюджетирование как элемент управленческого учёта предприятия// Финансовая газета. 2003.- № 28.
  93. Эксперт-200. Крупнейшие компании России. Проблемы развития//Эксперт. -2003. -№ 36(391). Режим доступа: www.expert.ru
  94. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2020 г., Минэнерго РФ, ноябрь 2000 г.
  95. Энциклопедия ГлоссЭК. Служба тематических толковых словарей. Режим доступа: http://www.glossary.ru
  96. Brauckmann D. Controlling. Script zum Seminar. Режим доступа: http://home.t-online.de/home/dbm.Dirk.Brauckmann/contro~l.htm
  97. Camillus J.C. Budgeting for Profit: How to Exploit the Potential of Your Business. Randnor, Pennsylvania 1984
  98. Controlling an der TU Wien. Режим доступа: http://www.tuwien.ac.at/pce/public/controlling.html
  99. Copeland Т.Е., Weston J.F. Financial Theory and Corporate Policy. 3td edition, A-W PC.
  100. Dellmann K. Eine Sistematisierung der Grundlagen des Controlling. Wiesbadtn: Gabler, 1992.
  101. Deutsch-Russisches Wirtschaftsglossar. Hamburg: S+W Steuer- und Wirtschaftsverlag/ 1994. S.35.
  102. Ebert G., Steinhubel V. Controlling in der offentlichen Verwaltung. Horizonte 2001, Nr. 12
  103. Ehrmann H. Marketing-Controlling, Ludwigshafen: Kiehl, 1995.
  104. Hauschildt J. Der Conroller in der Bank. Frankfurt. 1982. S. 15.
  105. Heinen E. Industriebetriebslehre. 9. Aufl., Wiesbaden, 1991.
  106. Horvarth P. Controlling. -7. Aufl., Munchen: Vahlen 1998. — 902S
  107. Horvath P. Das Controlling-Konzept, Munchen, 1991.
  108. Hovermann K. Nissen W. Conrolling als FuHrungsaufgabe./HarvardManager 2/1984.S. 78
  109. Koch C. Controlling im Fundraising. Режим доступа: http://www.socialnet.de/materialien/fundraisingcontrolling.html
  110. Koch C. Welches Controlling benotigen Nonprofit-Organisationen? Режим доступа: http://www.socialnet.de/materialien/rwnpocontrolling.html
  111. Kupper H. U. Controlling: Konzeption, aufgaben und instrumente. Stuttgart, 1995.
  112. Reichmann T. Controlling mit Kennzahlen, 2. Aufl. Munchen, 1990.
  113. Scheffler E. Konzernmanagement Betriebswirtschafiliche und rechtliche Grundlagen, Munchen, 1992.
  114. Scheffler H.E. Grundlalen des Controlling. Hamburg: WISU. 1981. S. 126. был такой 76
  115. Schindlbeck К. IT-Kompaktkurs «Unternehmensfuhrung. Folge 12.» Controlling I. Режим доступа: http://www.fhdeggendorf.de/doku/fh/meile/bachelor/lehre/uf/fl2/gliederung.htm
  116. Schneider D. Investition, fmanzierung und Besteuerung, 7. Aufl., Wiesbaden, 1992.
  117. The Economics of Regulation. Alfred E. Kahn. Third Printing. 1990.
  118. Turban E. Merdit R. Fundamentals of Management Science. Piano, Texas: Business Publications, 1988.
  119. Weber J. Einfiihrung in das Controlling. Teil 1−2. 3. Aufl. Stuttgart, 1991.
Заполнить форму текущей работой