Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности стратегии социально-экономического развития России на современном этапе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень разработанности проблемы. Стратегии социально-экономического развития России посвящены многочисленные работы экономистов и социологов. Кроме того, вопросы выбора путей развития, средств, необходимых институтов, относящихся, по сути, к стратегии экономического развития, рассматриваются в большом количестве работ по модернизации, реформам, трансформации посткоммунистической экономики… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Развитие понятия и содержания экономической стратегии государства
    • 1. 1. Определение понятия «стратегия социально-экономического развития»
    • 1. 2. Исторический опыт экономических стратегий
  • Глава 2. Исходные условия, определяющие стратегию социальноэкономического развития России на современном этапе
    • 2. 1. Формирование тенденций социально-экономического развития в реформах 90-х
    • 2. 2. Состояние человеческого капитала
    • 2. 3. Состояние научно-технического потенциала и структурные изменения экономики России
    • 2. 4. Состояние социального капитала
    • 2. 5. Внешние условия социально-экономической стратегии
  • Глава 3. Определение целей стратегии социально-экономического развития России
  • Глава 4. Варианты реализации стратегии социально-экономического развитияРоссии

Особенности стратегии социально-экономического развития России на современном этапе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. После катастрофических по своим результатам реформ 90-х в России сложилась экономика, где эффективные рыночные отношения в полной мере еще не сформировались, а груз прошлого в комбинации с новыми ошибками уже породили системные диспропорции, деформировавшие общество и его хозяйственную жизнь. И даже относительно успешные «тучные» годы не смогли избавить от ощущения, что страна в очередной раз нуждается в коррекции своего пути, в определении текущих приоритетов и выработке общей стратегии. Появилось осознание в правящей элите необходимости политики целенаправленного развития, в отличие от политики «тушения пожаров» циклической и нециклической природы, свойственной неолиберальной идеологии свободы действия спонтанных сил. Тем не менее «стратегия 2010» была разработана неолибералами и, хотя она не была принята правительством, по утверждениям разработчиков все же выполнена на 2/5.

Характер экономической стратегии был таков, что позволял легко заменить ее на ходу другой стратегией, начавшейся разрабатываться в 2006 г. и уже принятой в 2008 году, и получившей короткое наименование «стратегия — 2020». Существует мнение, что существенно расширилась «зона согласия» относительно содержания концепции стратегии развития России между различными научными школами и органами государственной власти. Однако вряд ли с этим мнением можно согласиться, как показывает работа экспертных групп по обновлению стратегии — 2020, начавших работу по поручению правительства в 2011 г.

С одной стороны, действительно есть согласие в том, не надо доказывать необходимость постановки долгосрочных целей как исходного условия устойчивого развития страны, что необходимо перейти к экономическому росту, опирающемуся на инновационные факторы — нововведения на основе использования достижений науки, откуда следует особая роль научного знания. Никто не возражает, что национальный человеческий капитал (потенциал) крайне важен для обеспечения устойчивого долгосрочного развития страны. Большинство признает необходимость действий государства в экономической жизни общества как обязательного условия осуществления инновационного перехода.

Однако, с другой стороны, существуют серьезные сомнения в том, что и эта «стратегия 2020» будет выполнена, при том, что эти сомнения стали оправдываться уже буквально на момент принятия ее правительством, когда системный мировой кризис уже начался и впоследствии оказался неожиданно тяжелым и затяжным. Сомнения эти ставят в повестку дня вопросы, прежде всего о характере стратегии, ее целевых установках, институциональном оформлении, которые, на наш взгляд, не решены и требуют научного обоснования.

Степень разработанности проблемы. Стратегии социально-экономического развития России посвящены многочисленные работы экономистов и социологов. Кроме того, вопросы выбора путей развития, средств, необходимых институтов, относящихся, по сути, к стратегии экономического развития, рассматриваются в большом количестве работ по модернизации, реформам, трансформации посткоммунистической экономики, экономической политике. Т. е., наличествует огромный научный интерес к вопросам будущей экономики и путям к ней. Прежде всего, необходимо отметить серьезные научные исследования по данной тематике крупных научных коллективов, таких как Институт экономики РАН, ЦЭМИ РАН, работы JI. Абалкина, О. Богомолова, С. Глазьева, Р. Гринберга, В. Дементьева, И. Дискина, Б. Ку-зыка, Д. Львова, В. Маевского, Д. Макарова, В. May, В. Полтеровича, Д. Сорокина, И. Юргенса, Ю. Яковца, работу экспертных групп по обновлению Стратегии — 2020.

Большому количеству работ присуще многообразие точек зрения, различающихся в подходах и решениях по таким вопросам как цели стратегии и их ранжирование по важности и времени, необходимость и содержание требуемых институциональных изменений, набор средств для решения задач 4 развития и т. д. Сложился определенный крен при подготовке проектов стратегии социально-экономического развития, получающих властное одобрение, крен, характеризуемый неолиберальной идеологией и который по причине этой идеологии чреват ошибками как в целеполагании, так и в выборе средств реализации стратегии, и, в конечном счете, обрекающий ее на провал.

Такие проблемы как выбор целей социально-экономической стратегии России, ее институционального оформления, средств и способов достижения целей, планирования объема и источников ресурсов для воплощения стратегии пока не нашли удовлетворительного решения.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является разработка институционального оформления стратегии социально-экономического развития России в современных условиях, корректировка целевых установок стратегии и акцентов в использовании средств достижения целей.

Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих основных задач: выявление понятийного содержания стратегии социально-экономического развития;

— выделение основных видов социально-экономической стратегии государств из исторического опыта Нового времени;

— определение социально-экономических факторов разработки социально-экономической стратегии;

— определение характера целей социально-экономической стратегии и их акцентировка;

— анализ современной социально-экономической стратегии развития России и определение ее недостатков;

— обоснование необходимости институционального оформления социально-экономической стратегии на современном этапе развития России.

Объектом исследования является система государственного регулирования социально-экономического развития.

Предмет исследования — процесс формирования особенностей стратегии социально-экономического развития России на современном этапе.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования являются теоретические положения, представленные в фундаментальных работах А. Смита, К. Маркса, Н. Кондратьева, К. Менгера, Дж.М. Кейнса, К. Поланьи, Ф. Хайека, Й. Шумпетера, работах современных ученых С. Глазьева, Д. Норта. В работе были использованы методы научной абстракции, индукции и дедукции, диалектический метод, сочетание исторического и логического подходов, системного анализа, сравнительных оценок.

Информационной базой исследования послужили статистические материалы Госкомстата РФ, Минэкономразвития РФ, монографии и публикации российских и зарубежных периодических изданий, информационные и аналитические ресурсы сети Интернет, а также действующая нормативно-правовая база, программные документы Правительства РФ. Критически использованы материалы монографий и статей ведущих современных западных и отечественных ученых по данной и смежной проблематике, документы и материалы министерств и ведомств Правительства РФ, публикации и материалы прессы, данные официальной статистики РФ, зарубежных стран.

Научная новизна диссертационного исследованиязаключается в обосновании особенностей стратегии социально-экономического развития России, корректировке акцентов при выборе ее целей и средств их достижения.

Основные научные результаты, полученные лично автором:

— уточнено понятие стратегии социально-экономического развития за счет определения ее высшей цели — формирование такого общественного устройства, в котором бы находили свое воплощение духовно-нравственные ценности, ценности гармоничного развития личности, социальной справедливости, что дает позитивный мобилизующий эффект созидательным общественным силам;

— выявлены особенности имеющихся разработок стратегии социально-экономического развития России в современных условиях, заключающиеся в том в том, что они имеют пропагандистский, явно выраженный конъюнктурный характер, не сопряженный с деятельностью постоянно работающих институтов. Доказано, что разработка стратегии должна осуществляться институтами с законодательно закрепленными полномочиями и ответственностью;

— сформулирован вывод о необходимости перемещения центра тяжести в мерах по реализации стратегии с рыночных сил самоорганизации на организующую силу государства, поскольку это связано с изменениями условий ростом экономики знаний, требующего широкомасштабных инвестиций в человеческий капитал и науку с длинным горизонтом и высокими рисками отдачи;

— предложено рассматривать стратегию социально-экономического развития как сознательно формируемый общественный институт. Обосновано институциональное оформление стратегии социально-экономического развития как государственного органа, ответственного за разработку и контроль реализации стратегии на постоянно действующей основе в рамках системы индикативного планирования;

— сформулированы ключевые задачи, решение которых имеет системное значение (ликвидация опасного уровня социального неравенства и системной коррупции), что обеспечивает необходимые благоприятные условия реализации созидательных целей стратегии социально-экономического развития и способствует выживанию субъекта стратегии.

Теоретическая и практическая значимостьисследования заключается в том, что оно служит дальнейшему развитию теории экономического развития в условиях транзитивной экономики, что дает возможность верного выбора целей общественного развития. Выводы и рекомендации диссертационной работы могут быть использованы при разработке государственной экономической политики, а также в преподавании курсов экономической теории, макроэкономики в высших учебных заведениях.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические разработкидиссертационной работы нашли отражение:

— в различных публикациях и выступлениях автора на всероссийских, международных научных и научно-практических семинарах и конференциях;

— положения диссертационного исследованияиспользуются в учебном процессе на кафедре «Экономико-управленческих и правовых дисциплин» Российского Государственного Гуманитарного Университета при преподавании учебных дисциплин «Экономическая политика и государственное регулирование экономики» и «Управление государственной собственностью».

Публикации. Основные положения диссертационного исследования отражены в семи научных публикациях общим объемом 1,61 п.л. (весь объем авторский).

Структура диссертационной работы определена целью и задачами исследования, отражает его логику. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы. Работа содержит 5 таблиц, 4 рисунка. Материалы диссертационного исследования изложены на 187 страницах машинописного текста, в т. ч. список использованной литературы, включающий 127наименований источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Рассматривая социально-экономическую стратегию государств в исторической ретроспективе, социально-политических условий выработки стратегии и определение ее цели в России, в работе мы попытались выявить понятийное содержания экономической стратегии государства, ее виды, положительные стороны разработок современной социально-экономической стратегии развития России и их недостатки. Проделанный анализ позволяет говорить о том, что разработка социально-экономической стратегии государства в нынешнем виде факультативна, поскольку не имеет в себе организующей силы. И сколь бы ни была она реалистично и сбалансированно разработана, все равно она несет черты прожектерства, поскольку не предусмотрены реальные институциональные механизмы ее воплощения, а полагается только на механизм спонтанных сил рыночной самоорганизации.

В данной работе речь не идет об отрицании этих сил, а о преувеличении этой роли за счет умаления роли государства в организации и разработки и, главное, реализации стратегии социально-экономического развития России. Сторонники либерального подхода игнорируют два важнейших аргумента в пользу полного использования организующей силы государства на данном этапе. Во-первых, характер экономического роста в условиях нарождающейся новой экономики, экономики знания предполагает локомотивные долгосрочные инвестиции в человеческий и социальный капитал, которые для частного капитала являются высокорисковыми и ввиду длинного горизонта малопривлекательными. Потенциал рыночного механизма в этих условиях весьма ограничен для использования в качестве универсального инструмента для решения стратегических задач. Во-вторых, опора на рыночные силы самоорганизации в решении этих задач переводит общество в зону неопределенности, поскольку поведение этих сил не поддается никаким предсказаниям. Фактор времени при этом практически не может быть рассчитан и включен в стратегию. Учитывая международное соперничество можно быть.

177 уверенным, что никто не станет ждать, когда в России «заработают» рыночные силы самоорганизации, чтобы выровнять стартовые условия в «честной конкуренции». Риск оказаться в положении «никогда не догоняющих» неприемлемо высок при лишении государства роли ведущей организующей силы в экономическом росте.

Основной вывод, к которому мы приходим в данной работе, заключается в том, что в современных внутренних и внешних условиях России назрела необходимость введения социально-экономической стратегии как специального государственного института, закрепленного юридически в виде государственного органа, ответственного за исполнение принятой стратегии и наделенного соответствующими полномочиями по проведению экономической политики в рамках 6-летнего плана, привязанного к избирательному циклу на первое время. Предполагается, что это потребует также и развития институтов индикативного планирования, равно как и ряда исполнительных органов.

Кроме того, анализ современных внутренних и внешних условий, в которых происходит выработка стратегии социально-экономического развития России, позволяет сделать вывод о необходимости коррекции акцентов в определении целей социально-экономической стратегии — речь идет о смещении акцента с параметров и уровней потребления на предотвращение или блокирование угроз национальной безопасности. Предлагаемая корректировка исходит из условия разграничения высшей национальной цели, — содержание которой заключается формировании такого общественного устройства, в котором бы находили свое воплощение духовно-нравственные ценности, ценности гармоничного развития личности, социальной справедливости — и целей ССЭР. Это разграничение позволяет конкретизировать и актуализировать цели ССЭР применительно к сложившимся условиям.

Акцент на потребление и благосостояние не несет с собой начала, объединяющего общество и мобилизующего его на решение конкретных задач, более того, он потенциально разрушителен для общества. Перенесение ак.

178 цента на ликвидацию или блокировку угроз национальной безопасности обладает мобилизующим эффектом, тем более что эти угрозы не вымышлены.

Ключевое значение в решении проблем национальной безопасности имеет ликвидация института коррупции, — не прокламирование «борьбы с коррупцией», а именно акцент на разрушении системной коррупции, ликвидации коррупционной ловушки. Роль системного «ключа» означает, что ни одна из целей ССЭР не может без него быть достигнута, поскольку разложение государства, чем и является коррупция, прекращает существование самого субъекта стратегии.

Ликвидацию коррупционной ловушки невозможно предоставить действию рыночных сил самоорганизации, ввиду «конфликта интересов», ибо коррупция и есть не что иное, как результат действия самих этих сил.

Анализ внешних условий позволил сделать акцент на создании научно-технической базы, обеспечивающей безопасность с помощью современных неядерных военных технологий и возможность в дальнейшем перевооружения при сохранении и модернизации ракетно-ядерного потенциала сдерживания. Внешние условия позволяют сосредоточить инвестиции в развитие военно-прикладных НИОКР и опытно-экспериментальной базы и исключить чрезмерные затраты на преждевременное перевооружение на основе широко применяемых технологий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение //Вопросы экономики. 1994. — № 12.
  2. А. О месте экономики России в мире//Вопросы экономики. -2011, — № 5.
  3. Анализ положения детей в РФ. М.: ЮНИСЕФ, 2007.
  4. В. Постсоветская приватизация в свете теоремы Коуза (тран-сакционные издержки и5. управленческие затраты) // Вопросы экономики, 2003. № 12.
  5. А. Синдром поглощения в международной политике // Pro et Contra. Московский центр Карнеги. М., 1999.
  6. О. Т. Культурно-нравственные устои развития // Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. М., 2008, с. 367.
  7. О. Т. Экономика и общественная среда // Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. Научные записки и очерки. М., 2008.
  8. В. В. Рождаемость. Социально-психологические аспекты. М., 1985.
  9. С.Ю. Социально-экономические угрозы экономической безопасности России в условиях транзитивной экономики. Экономика, предпринимательство, окружающая среда. Межд. Журнал, 2007, № 3(31).
  10. С. Н. Философия хозяйства. М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2008.
  11. E.H. Государственные экономические стратегии. М.: Академический Проект, Деловая книга, 1998.
  12. Е. Н. Стратегия и экономическая политика государства. — М.: Академический проспект, 2004.
  13. .Т. Реформы и здоровье населения страны (Пути преодоления негативных последствий). М.: 2001.
  14. Влияние поведенческих факторов на состояние здоровья населения. Основные результаты выборочного обследования. 2008. М.: 2009.
  15. С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. -М.: Экономика, 2010.
  16. Р. С. Пятнадцать лет рыночной экономики в России // Вестник РАН, 2007. -Т. 11.- № 7.
  17. О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. М.: Наука, 2006.
  18. Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации». М.: Министерство труда и социального развития Российской Федерации, 2006.
  19. И.Г., Салтыков Б. Г. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок. М.: ИЭПП, 2004.
  20. Демографический ежегодник России, 2008. Статистический сборник. М.: 2008.
  21. И.Е. Альтернативы Российской Модернизации. Аналитический доклад, выполненный по заказу РИО Центр. Москва, 2007.
  22. Доклад о развитии человека 2007/2008. Опубликовано для Программы развития ООН (ПРООН) / Пер. с англ. М.: Весь мир, 2007.
  23. JI. П., Евстигнеев Р. Н. От ускорения к ускорению: размышления над итогами двадцатилетия //Общественные науки и современность. 2005. N 3.
  24. Зарубежный опыт государственного прогнозирования, стратегического планирования и программирования. Под ред. Глазьева С. Ю., Яковеца Ю. В. М.: Государственный университет управления, 2008 г.
  25. В.Н., Иванов A.B., Доронин А. О. Управленческая парадигма XXI века. Том 1. М.: МГИУ, 2002.
  26. Инновационная ориентация российских экономических институтов/Под ред. В. Е. Дементьева. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 368 с.
  27. Информационная экономика и концепции современного менеджмента: Материалы Первых Друкеровских чтений / Под ред. P.M. Нижегородце-ва. М.: Доброе слово, 2006.
  28. H.H. Россия на мировой карте социального благополучия // Вестник РАН, 2009, Т. 79, N7.
  29. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf
  30. В.К. Социально-экономический прогресс: аксиологический подход// Вестник’университета (Государственный университет управления). -2011. -№ 3.
  31. А. Реформирование промышленных предприятий. Результаты и перспективы. BKG. 29.12.2003.
  32. Кудявцев J1. Д. Современное общество и нравственность. М., 2000.
  33. Е.И. Стратегия как сущностная категория экономической науки. Экономика, предпринимательство, окружающая среда. Межд. Журнал, 2007, № 3(31), с.13−21.
  34. . Н. Россия и мир в XXI веке. — М.: Институт экономических стратегий, 2006. — 640с.
  35. .Н., Яковец Ю. В. Интегральный макропрогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 года / Б. Н. Кузык, Ю.В. Яковец- авт. вступ. ст. А. Д. Некипелов. М.: Институт экономических стратегий, 2006.
  36. Я. Образование и реформа // Отечественные записки, 2002, № 2.
  37. A.A. Масштабы и динамика показателей формирования сектора «новой» экономики. // Межрегиональная группа ученых институт проблем новой экономики. — 2006. — № 2−3.
  38. В. К. Социополитическая динамика российского общества: 2000−2006. М., 2007.
  39. В.И. О лозунге Соединенных Штатов Европы. ПСС, 5-изд., т.26.
  40. Д.С. Россия на пороге третьего тысячелетия / Препринт М.: ЦЭМИ РАН, 1997.
  41. Д.С. Развитие экономики России и задачи экономической науки -М.: Изд."Экономика", 1999.
  42. Д.С., Глазьев С. Ю. Теоретические и прикладные аспекты управления НТП. / Экономика и математические методы. 1986. — № 5.
  43. В. Контуры экономики знаний // Экономист. 2003. — № 3.
  44. Д.А. Россия, вперед!// URL: http://www.kremlin.ru
  45. H.H. Ресурсный сектор Российской экономики: масштабы и межотраслевые взаимодействия // Проблемы прогнозирования. 2006. № 2.
  46. А. Ю., Ерофеев С. В. Самоубийства в Ивановской области: анализ временных трендов // Социологический журнал. 2007. — № 2.
  47. Направления среднесрочной программы социально-экономического развития России. Доклад Отделения экономики РАН / Под. ред. Львова Д. С. Препринт М.: ИЭ РАН, 1997.
  48. Наука России в цифрах 2003. Статистический сборник. М.: ЦИСН, 2003.
  49. Научный потенциал России за 1995−2005 годы. Аналит.-стат. сб. — М.: Центр исследований проблем развития науки РАН, 2007.
  50. Обретение будущего. Стратегия 2012. М.: ИНСОР, 2011.
  51. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. М.: 2003.
  52. А. С. Мораль в бизнесе // Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. Научные записки и очерки. М., 2008.
  53. Положение детей в Российской Федерации. М.: 2008.
  54. В.М. Гипотеза об инновационной паузе и стратегия модернизации // Вопросы экономики, 2009. № 6. С.4−22.
  55. В.М. Ловушка отсталости: Россия имеет шансы выйти из нее // Прямые инвестиции, 2009, №. 5(85). С. 8−11.
  56. В.М. Концентрация доходов, нестабильность демократии и экономический рост // Экономика и математические методы, 2009, №. 1. С. 15−29.
  57. В.М. О стратегии догоняющего развития для России//Экономическая наука современной России. 2007. № 3(38). С. 17−23.
  58. В.М. Стратегии модернизации, институты и коалиции // Вопросы экономики, 2008. № 4. С.4−24.
  59. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации, 10 мая 2006 г. // (www.archive.kremlin.ru)
  60. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: Учебник / Б. Н. Кузык, В. И. Кушлин, Ю. В. Яковец. — 4-е изд., перераб. и доп. —Москва: Экономика, 2011.
  61. Путь в XXI век. Стратегические проблемы и перспективы российской экономики/ Колл. авт. под рук. Д. С. Львова М.: Изд. «Экономика», 1999.
  62. А. Реформа собственности в России: на пути из прошлого в будущее. М., 1994.
  63. Россия XXI века: образ желаемого завтра. М.: Экон-Информ, 2010. -66 с.
  64. В. Цель человеческой жизни// Смысл жизни. М.: Прогресс-Культура, 1994.
  65. Российский работник. Образование. Профессия. Квалификация / Под редакцией В. Е. Гимпельсона и Р. И. Капелюшникова. М.: НИУ ВШЭ, 2011. Российский статистический ежегодник 2007. М.: Росстат, 2007.
  66. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб./Росстат. М., 2010. -813 с.
  67. Н.Е. Репродуктивные возможности демографического развития. М.: 2008.
  68. В.А., Галимов Д. И. Конкурентоспособность отраслей Российской промышленности текущее состояние и перспективы // Проблемы прогнозирования. — 2006. — № 2.
  69. Д. О стратегии развития России// Вопросы экономики. 2010. -№ 8.
  70. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2008. М.: 2008.
  71. И.В. Экономические проблемы социализма в СССР. М.: Госполитиздат, 1952.
  72. Дж. Куда ведут реформы? // Вопросы экономики. 1999. — № 7.
  73. Дж., Эллерман Д. Макро и микроэкономические стратегии для России. URL: http://rusref.nm.ru/indexpubl73.htm
  74. Стратегия России 2020. Особое мнение. Материалы круглого стола. -М.: Научный эксперт, 2011. 120 с.
  75. Стратегия научно-технологического прорыва. Сборник научных трудов под ред. Ю. В. Яковца, О. М. Юня. М.: МФК, 2001.
  76. К. В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу. М., 1998.
  77. С. С. Российский демографический кризис: от диагностики к преодолению. М., 2006.
  78. С.С. Об инфляции «не по Кудрину». Монография М.: Научный эксперт, 2009
  79. С.С. Новая философия реформаторства в России. Москва-Томск, 1995.
  80. Теория и практика экономики и социологии знания / Научный совет по Программе фунд. исслед. Президиума Российской академии наук «Экономика и социология знания». М.: Наука, 2007.
  81. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы /Под ред. Д. С. Львова, А. Г. Поршнева- Государственный университет управления. Отделение экономики РАН. М.: Экономика, 2002. — 692 с.
  82. А. Ю. Неравенство в формировании новой социальной политики государства // Вестник РАН, 2008, Т. 78. № 4.
  83. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1991−1997. М.: Институт экономических проблем переходного периода, 1998.
  84. Экономическая теория/ Под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена: Пер. с англ. / Науч. ред. чл.-корр. РАН B.C. Автономова. М.: ИН-ФРА-М, 2004. — XII, 931с. — (New Palgrave)
  85. Экономическая энциклопедия «Политическая экономия». М.: изд-во «Советская энциклопедия», 1980. Т.4.
  86. Coleman J.S. Social Capital in the Creation of Human Capital //Social Capital: a Multifaceted Perspective / Eds. P. Dusgupta, I. Serageldin. Wash. DC: World Bank, 2000.
  87. Dixon J.A., Hamilton K. Expanding the measure of wealth // Finance & Development. December 1996.
  88. Freedom House. Country report Russia. 2003 edition.// http://www.freedomhouse.org/template.cfm?page==47&nit=266&vear=2003
  89. Innovation, Patents and Technological Strategies. Paris: OECD, 1996.
  90. Laughland J. How the Left Won the Cold War/The Spectator, February 5, 2000.
  91. Radosevic S. Patterns of Innovative Activities in Countries of Central and Easten Europe: an Analysis based on Comparison of Innovation Surveys // Comparative Economic Research. Central and Easten Europe. Lodz., 1999. Vol. 2. No. 2.
  92. Serageldin I., Grootaert C. Defining Social Capital: An Integrating View //Social Capital: a Multifaceted Perspective / Eds. P. Dusgupta, I. Serageldin. Wash. DC: World Bank, 2000.
  93. The Times. January 31, 2001.
  94. URL: http://compromat.ru/page 31 314. htm
  95. URL: http://pravo.ru/interpravo/108. URL: http://smolin.ru/
  96. URL: http://strategv2020.rian.ru/documents/110. URL: http://www.csr.ru/
  97. URL: http://www.duma.gov.ru/112. URL: http://www.ecfor.ru/113. URL: http .//www. gks.ru/
  98. URL: http://www.kremlin.ru
  99. URL: http ://www.transparencv.org/
  100. URL: http://2020strategy.ru/
  101. URL: http://www.insor-russia.ru/ru
  102. URL: http://wAyw.sns-strategia.ru
  103. URL: http://www.nazireich.net/120. URL: http://bd.fom.ru/
  104. URL: http://www.neweconomics.org/
  105. URL: http://kprf.ru/personal/iliukhin/66 850.html
  106. URL: http://www.forbes.com/124. URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Programs/Government/Gref2000/Gref20 0.htm125. URL: http://www.csr.ru/
  107. URL: http://www.iep.Ri/ru/konferencii-seminarv-kruglye-stoly/konferenciya-strategiya-2010-itogi-realizacii-i-novye-vyzovy.html127. URL: http://www.csr .m/index.php?option:=com velvetto events&id=26&view=vel vetto event&Itemid=176&lang=ru
Заполнить форму текущей работой