Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методы расчета и проектирования оборудования для стендовых вибрационных испытаний сложных технических систем

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Трудности, связанные с проведением испытаний ЛА больших масс и габаритов, заключаются в ограниченных возможностях производительности существующего испытательного оборудования, в большом объеме проводимых испытаний и их трудоемкости, в нарушении стабильности режимов на-гружения испытываемого объекта, в наличии динамических взаимодействий между элементами стендовой системы, включающей объект… Читать ещё >

Содержание

  • Основные сокращения и обозначения
  • Глава 1. Основные научные и технические проблемы разработки и совершенствования стендового оборудования для наземных вибрационных испытаний ЛА и других сложных технических систем
    • 1. 1. Выявленные особенности динамических испытаний ЛА и их систем
    • 1. 2. Анализ условий функционирования ВСУ в составе стендовых систем для испытаний ЛА. Основные требования к расчету и проектированию ВСУ
      • 1. 2. 1. Системы для вывешивания или опирания изделий (разгрузочные устройства)
        • 1. 2. 2. 0. граничители перемещений, гидростатические направляющие
      • 1. 2. 3. Виброзащитные системы
      • 1. 2. 4. Источники вибровозбуждения
      • 1. 2. 5. Дополнительные стендовые устройства
    • 1. 3. Методы исследования динамики ВСУ
    • 1. 4. Применение реологических моделей релаксационного демпфирования для описания динамических процессов в рабочих средах и сложных технических системах
      • 1. 4. 1. Параметры, описывающие СРД
      • 1. 4. 2. Описание характеристик СРД через безразмерные параметры
    • 1. 5. Итоги анализа результатов исследований оборудойшйя для испытаний ЛА и КА. Постановка задач исследования
  • Глава 2. Разработка и исследование усовершенствованных расчетных моделей ВСУ
    • 2. 1. Расчетные линейные модели многокамерных опор Стендовых систем
      • 2. 1. 1. Анализ влияния дополнительных элементов в схемах опорных узлов на динамические характеристики
      • 2. 1. 2. Управляемое демпфирование в линейных релаксационных моделях
      • 2. 1. 3. Влияние законов управления на динамику активного многокамерного опорного устройства
    • 2. 2. Выявление свойств нелинейных моделей систем релаксационного демпфирования
      • 2. 2. 1. Нелинейности в опорных стендовых устройствах. 105 2.2.2.Учет релаксационного демпфирования при исследовании нелинейных моделей опорных узлов стендовых систем
      • 2. 2. 3. Исследование динамических характеристик СРД с нелинейностями в цепи управления
      • 2. 2. 4. Исследование динамики стендовой опорной системы при учете различных типов нелинейностей
  • Глава 3. Исследование элементов ВСУ с позиций теории релаксаци- 132 онного демпфирования
    • 3. 1. Влияние динамических процессов в дросселирующих элементах на состояние опорной системы
    • 3. 2. Исследование влияния свойств рабочей среды на характеристики опорных узлов
    • 3. 3. Гидро- и газостатические устройства
      • 3. 3. 1. Упорные гидростатические направляющие
        • 3. 3. 2. 3. амкнутые гидростатические направляющие
      • 3. 3. 3. Исследование характеристик упорных газостатиче- 148 ских устройств
    • 3. 4. Динамическая жесткость замкнутых и проточных объедав
    • 3. 5. Передаточные функции некоторых регуляторов расхода для активных опорных систем
      • 3. 5. 1. Сопло с дроссельной заслонкой и золотниковый регулятор расхода
      • 3. 5. 2. Мембранный регулятор
      • 3. 5. 3. Регулятор расхода из МР
      • 3. 5. 4. ПГСО как регулятор расхода
      • 3. 5. 5. Выбор оптимального регулятора
  • З.б.Злементы гидропривода (силовые гидроцилиндры, ГГА)
    • 3. 7. Переходные характеристики в СРД
    • 3. 8. Характеристики ВСУ при действии случайных вибрационных нагрузок
      • 3. 8. 1. Реакция опорной стендовой системы на внешние случайные динамические воздействия
      • 3. 8. 2. Реакция активной газостатической системы на случайные возмущения
  • Глава 4. Исследование системы вибратор-опорные узлы-изделие
    • 4. 1. Математическая модель стендовой системы
    • 4. 2. Граничные условия при описании стендовой системы
    • 4. 3. Взаимодействие объекта испытаний и источника вибровозбуждения
    • 4. 4. Критерии подобия стендовых устройств
  • Глава 5. Устойчивость и автоколебательные режимы в стендовых устройствах
    • 5. 1. Устойчивость в линейных моделях ВСУ. Критерии устойчивости
      • 5. 1. 1. Влияние различных факторов по регулированию характеристик ВСУ на устойчивость
      • 5. 1. 2. Влияние инерционности течения смазки в дросселирующих элементах на устойчивость узлов ВСУ
      • 5. 1. 3. Исследование устойчивости сложных конструктивных схем опорных узлов
      • 5. 1. 4. Достаточный критерий устойчивости для опорных систем сложных конструкций
    • 5. 2. Автоколебания в нелинейной модели ВСУ
  • Глава 6. Методология проектирования ВСУ
    • 6. 1. Принципы расчета и проектирования
      • 6. 1. 1. Принципы проектирования РУ
      • 6. 1. 2. Принципы проектирования гидростатических направляющих и способы их обеспечения
      • 6. 1. 3. Принципы проектирования систем позиционирования и виброзащиты объектов испытаний
    • 6. 2. Методики расчета и алгоритмы проектирования ВСУ
      • 6. 2. 1. Расчет и проектирование РУ
      • 6. 2. 2. Гидростатические направляющие
      • 6. 2. 3. Алгоритм расчета и проектирования ВСУ
    • 6. 3. Способы и средства совершенствования динамических характеристик ВСУ
    • 6. 4. Автоматизированная система контроля параметров и управления в стендовых системах
    • 6. 5. Метод оценки параметров технических систем по результатам частотных испытаний
    • 6. 6. Способы регулирования характеристик опорных узлов при особых условиях эксплуатации
      • 6. 6. 1. Способы регулирования жесткостных характеристик опорных узлов
      • 6. 6. 2. Способ реализации управляющих воздействий в стендовой виброизолирующей системе
      • 6. 6. 3. Способ стабилизации упругой подвески РУ
  • Глава 7. Реализация основных результатов исследований в стендовых испытательных системах
    • 7. 1. Разгрузочные устройства вибрационных стендов
    • 7. 2. Гидро- и газостатические направляющие
    • 7. 3. Виброзащитные системы
    • 7. 4. Вибровозбудител и
    • 7. 5. Возможные пути дальнейшего исследования ВСУ

Методы расчета и проектирования оборудования для стендовых вибрационных испытаний сложных технических систем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Техническими системами высшей категории сложности как в проектировании, изготовлении, так и в стендовой отработке являются летательные и космические аппараты. Традиции применения передовых технических решений при создании и доводке ЛА и КА определяют лидирующую роль этой отрасли в техническом прогрессе.

Повышение технико-экономических показателей ЛА, их систем и других сложных технических объектов требует совершенствования методов и средств стендовых динамических испытаний. Испытания являются одним из основных источников надежной информации о прочностных характеристиках конструкций, необходимой при проектировании и доводке образцов ракетно-космической техники.

Из-за многообразия условий проведения стендовых испытаний, высоких требований к наземной отработке летательных аппаратов разработчиками такой техники создаются многочисленные стендовые устройства и приспособления для установки, закрепления объекта испытаний, передачи на него динамических воздействий.

Трудности, связанные с проведением испытаний ЛА больших масс и габаритов, заключаются в ограниченных возможностях производительности существующего испытательного оборудования, в большом объеме проводимых испытаний и их трудоемкости, в нарушении стабильности режимов на-гружения испытываемого объекта, в наличии динамических взаимодействий между элементами стендовой системы, включающей объект испытаний, источник возбуждения, стендовые устройства. Все это отражается на уровне достоверности и информативности результатов экспериментальных исследований. Так, увеличение производительности стендового оборудования за счет повышения скорости изменения прикладываемых к испытуемому объекту динамических воздействий приводит к снижению точности воспроизведения заданных программой испытаний нагрузокповышение точности на-гружения за счет увеличения коэффициентов усиления в контуре управления вибратора приводит к нарушению стабильности задаваемых динамических нагрузок из-за возникновения автоколебаний.

В ходе испытаний могут также изменяться условия, определяющие выбор показателя желаемого качества работы испытательного оборудования: жесткость, демпфирование и другие характеристики испытываемой конструкции, влияющие на характер настройки регулятора нагрузок, на обеспечение устойчивого режимазагрузка источника энергии (например, маслона-сосной установки, питающей гидравлические силовозбудители и опорные узлы) — параметры элементов системы управления нагружениемвнешние возмущающие воздействия (например, при испытаниях по независимым программам различных агрегатов в системе одной конструкции) и др.

В случаях, когда факторы, влияющие на динамику процесса управления нагружением, меняются во времени по известному закону, можно заранее рассчитать, как следует изменять параметры стендовых устройств и системы управления, чтобы качество работы системы в целом оставалось приемлемым, и использовать программные настройки. Так, при усталостных испытаниях циклическим нагружением целесообразна программная перестройка регулятора источника возбуждения и характеристик опорных узлов, обеспечивающая высокую точность отработки заданных нагрузок в области их предельных значений. Такая перестройка может осуществляться в системах с регулируемыми параметрами, например, путем переключения по командам программного устройства на соответствующих этапах программы корректирующих (дифференцирующих и интегрирующих) цепочек с фиксированной настройкой, изменяющих необходимым образом характеристики регулятора в активной опорной системе.

Составление программы изменения параметров ВСУ затрудняется из-за незнания реального закона изменения всех или некоторых параметров испытываемого объекта и системы нагружения, возможного случайного характера изменений внешних возмущающих воздействий и сигналов задания (например, при испытаниях случайными нагрузками с параметрами, соответствующими условиям реальной эксплуатации изделий).

В этих случаях рекомендуется использовать автоматизированные системы управления, в которых по заданному показателю качества работы стендовой системы производится настройка параметров отдельных узлов ВСУ на основе измерения и оценке состояния испытываемого объекта.

Вибрационная установка для испытаний ЛА и их систем состоит из вибростенда, вспомогательных устройств для установки на стенде, вывешивания или опирания изделия (разгрузочные устройства и опоры), устройств.' обеспечения направленности виброперемещений и устранения нежелательных внешних воздействий. Такая установка является сложной пневмогид-равлической и электромеханической системой, в которой имеются динамические взаимодействия между элементами. Результатом таких взаимодействий является отклонение рабочих параметров стендовых устройств от их номинальных значений.

Повышение эффективности стендовых вибрационных испытаний связано с сокращением временных и организационных затрат на их проведение, с увеличением информативности и достоверности получаемых результатов. Это требует совершенствования технического оснащения ВИ, например, путем создания класса вспомогательных стендовых устройств, разработки универсальных методик расчета динамических характеристик, построения усовершенствованных моделей стендовой системы и ее элементов с учетом различных факторов, определяющих граничные условия.

Возможности разгрузочных, стабилизирующих, направляющих устройств, автоколебательных источников возбуждения, работающих в составе стендовой системы, изучены недостаточно полно. Это связано со сложностью их структуры и динамического состояния, когда устройства подвержены воздействию изменяющихся условий функционирования и внешних нагрузок. Поэтому возникает необходимость в системном подходе к исследованию и проектированию ВСУ с учетом условий эксплуатации их в составе стендовой системы «опорные узлы-вибратор-изделие», в решении задач по разработке методов расчета динамических характеристик различных схем ВСУ, в создании базы данных по типам устройств и их элементов, в разработке перспективных конструкций.

При проведении динамических испытаний «упругих» изделий наивысшая возможная точность измерений их параметров может быть получена только тогда, когда на характеристики конструкции нет значимого влияния возбудителя и механизмов его крепления, и, наоборот, когда перемещения конструкции не влияют на возбуждающие силы.

Значимость проблем объясняется существенным износом используемого испытательного оборудования и отсутствием универсальных средств наземной отработки современных ЛА при действии на объект большого числа внешних факторов.

Одним из путей создания эффективных ВСУ является использование упругодемпфирующих свойств жидкостей и газов, протекающих под давлением в специально спроектированных магистралях. Динамические процессы в таких устройствах определяются физическими свойствами используемого рабочего тела, параметрами гидро- (газо)динамического тракта, направлением и характером действующих нагрузок, динамическим взаимодействием составляющих элементов, их вибрационным состоянием.

В сложной технической системе трудно надежно определить ее динамические характеристики, поведение отдельных элементов в процессе эксплуатации без достоверных расчетных моделей. При этом может быть использовано представление стендовых устройств и их элементов с позиций теории релаксационного демпфирования. Основные положения этой теории заключаются в следующем:

— технические объекты описываются упруго-вязкими моделями, параметры которых соответствуют физически реализуемым характеристикам составляющих их узлов и элементов;

— структура стендовой системы формируется как совокупность передаточных функций отдельных узлов;

— изменения упругодемпфирующих характеристик СРД определяются величиной соотношения параметрических комплексов расчетных моделей.

Цель диссертации состоит в совершенствовании стендового оборудования для наземных вибрационных испытаний ЛА и других сложных технических систем путем создания методов расчета и принципов проектирования разгрузочных, стабилизирующих, направляющих устройств, источников колебаний, а также разработка методологии проектирования перспективных конструкций такого типа на основе выявления, теоретического и экспериментального обоснования особенностей протекающих в них процессов.

Научная новизна. В диссертации предложен и реализован единый подход к разработке вспомогательных устройств для испытательных вибрационных стендов, основанный на использовании теории релаксационного демпфирования и концепции динамического взаимодействия объектов испытаний, стендовых устройств и их элементов.

1. Созданы математические модели ВСУ, учитывающие динамические процессы в отдельных элементах и предназначенные для разработки методик расчета статических и динамических характеристик различных узлов стендового оборудования с учетом наложенных граничных условий в процессе проведения вибрационных испытаний сложных технических систем. Получены аналитические зависимости, позволяющие определить предельные возможности разгрузочных и стабилизирующих опор в зависимости от характеристик рабочей среды, режимов течения жидкости и газа в рабочих магистралях, параметров системы управления и исполнительных элементов в активных схемах. Разработаны методики расчета вероятностных характеристик колебаний ВСУ активного и пассивного типов на установившихся и переходных режимах.

2. Выявлена взаимосвязь динамических характеристик, устойчивости и автоколебаний и конструктивных параметров узлов ВСУ и на этой базе созданы методы расчета и проектирования исследуемых устройств. Определена взаимосвязь достоверности вибрационных испытаний ЛА с характеристиками стендового оборудования путем учета дополнительных погрешностей, обусловленных выбором расчетных моделей ВСУ, динамическим взаимодействием узлов стендовой системы.

3. Разработаны принципы проектирования и способы их реализации при создания эффективных ВСУ (разгрузочных, стабилизирующих и направляющих устройств, автоколебательных вибраторов), обладающих высокими эксплуатационными свойствами по монтажу, качеству настройки параметров, достоверности воспроизведения условий испытаний и предназначенные для совершенствования процесса динамических испытаний.

4. Разработаны и исследованы расчетные модели стендовой системы «вибратор-опорные узлы-изделие» и выявлены условия, при которых необходимо учитывать взаимное динамическое влияние элементов системы. Предложен критерий учета взаимного влияния массы изделия на характеристики опорных узлов и вибратора. Обоснована необходимость учета демпфирующих характеристик в элементах стендовой системы.

5. Развиты представления о динамических качествах систем релаксационного демпфирования, описывающих гидрои газостатические устройства, и на этой основе созданы способы изменения динамических характеристик ВСУ.

6. Разработаны способы, методы, алгоритмические и программные средства для автоматизированного выбора параметров и проектировочного расчета ВСУ.

Общий методологический подход в исследованиях ВСУ базируется на системном анализе и математическом моделировании процессов в элементах стендовых устройств, взаимодействия объектов испытаний и ВСУ при различных граничных условиях. Для решения задач использованы методы теории колебаний, теории автоматического регулирования и управления, пнев-мои гидромеханики, с представлением зависимостей в безразмерном (критериальном) виде.

Достоверность принятых допущений и полученных результатов подтверждена экспериментами на стендах и при испытаниях натурных изделий, а также сравнением с экспериментальными данными других исследователей. Экспериментальные исследования проводились на стендовом оборудовании отраслевых научно-исследовательских лабораторий № 1, № 15, научно-исследовательской группы «Надежность деталей машин» СГАУ, а также в натурных условиях ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс» (г. Самара), КБ «Южное» (г. Днепропетровск).

Результаты работы использованы как при создании оборудования для испытаний ракетно-космической техники, так и в других отраслях промышленного производства: в авиадвигателестроении, энергомашиностроении.

Созданные в результате работы пакеты технической документации, методики и алгоритмы расчета характеристик, рекомендации по проектированию конструкций разгрузочных, виброзащитных, направляющих, стабилизирующих устройств для динамических стендов внедрены на ряде предприятий ракетно-космической отрасли, авиаи энергомашиностроения: НГЖ РКЦ «ЦСКБ-Прогресс» (г.Самара), КБ «Южное» (г. Днепропетровск), НПО «Труд» (г.Самара), Сызранский турбостроительный завод. Созданное оборудование использовалось для проведения научных исследований пневмо-гидростатических систем, а также в учебном процессе.

Результаты исследования устойчивости узлов ВСУ с учетом влияния конструктивных параметров, дополнительных камер, регуляторов, инерционных свойств дросселирующих элементов позволяют заключить, что в качестве достаточного критерия устойчивости положения равновесия массы нужно использовать положительное значение демпфирования рабочего слоя или объема. На основании этого получено условие устойчивости разных конструктивных схем ВСУ в их параметрах (например, Т1. Т5,КР), пригодное для любых типов дросселирующих элементов.

Проведено исследование автоколебательных режимов в узлах ВСУ на основе разработанной нелинейной модели СРД. Описаны особенности этих режимов в активных стендовых устройствах. Получено, что для снижения амплитуды автоколебаний необходимо уменьшать коэффициент усиления системы, отношение постоянных времени Т2/Тх и линейный участок характеристики насыщения в активной цепи. Предложенный метод расчета автоколебаний позволяет снизить погрешность определения амплитуды автоколебаний на 30%.

Исследованы способы регулирования амплитуды и частоты автоколебаний в опорных узлах ВСУ. Для поршневых опор активного и пассивного типов получено, что при регулировании амплитуды автоколебаний входным давлением частота автоколебаний остается практически постоянной. Это обусловлено выявленными особенностями изменения упругодемпфирующих характеристик нелинейных моделей СРД, в частности, влиянием амплитуды перемещения подвижной массы на изменение упругой составляющей динамической жесткости. Получено, что максимальное влияние на рост амплитуды автоколебаний оказывает общий коэффициент активной системы, поэтому для возбуждения устойчивых колебаний больших амплитуд требуются затраты мощности только в цепи управления.

7. Определен способ оценки достоверности вибрационных испытаний ЛА путем учета погрешностей, обусловленных выбором расчетных моделей, качеством и точностью описания операторов элементов ВСУ. Показано, что параметры операторов, описывающих ВСУ, должны выбираться из области допустимых значений, обеспечивающих минимальную инструментальную погрешность. Точность испытаний определяется также способом сбора и регистрации экспериментальных данных.

8. На основе результатов исследований СРД, моделей элементов стендовых устройств решены задачи управления характеристиками ВСУ, которые обеспечивают на стадии проектирования задание основных статических и динамических характеристик, учет граничных условий, выбор рациональных конструктивных схем. С учетом полученного банка знаний по динамическим характеристикам элементов ВСУ разработаны:

— метод оценки параметров технических систем по результатам частотных испытаний;

— способы регулирования жесткостных характеристик опорных узлов повышенной чувствительности;

— способ реализации управляющих воздействий в стендовой виброизолирующей системе при действии низкочастотной вибрации малой амплитуды;

— способ стабилизации упругой подвески РУ.

9. Сформулированные принципы проектирования ВСУ и созданная база знаний позволили разработать методологию проектирования оборудования для испытаний сложных технических систем больших масс и габаритов. Определены требования к характеристикам узлов ВСУ и получены новые их схемные решения на основе применения гидростатического принципа взвешивания.

Созданные в результате работы действующие образцы, методики расчета, программные средства и алгоритмы проектирования узлов вспомогательного стендового оборудования внедрены на ряде предприятий авиакосмической промышленности:

— разгрузочные устройства динамических стендов, виброзащитные опоры активного и пассивного типов, исполнительные устройства активных систем, гидростатические направляющие электрогидравлического стенда система сбора экспериментальных данных в Государственном научно-производственном ракетно-космическом центре «ЦСКБ-Прогресс» (г.Самара);

— разгрузочные устройства пневмо-гидростатического типа, гидростатические направляющие стендов горизонтальных и крутильных испытаний в КБ «Южное» (г.Днепропетровск);

— электрогидравлический вибратор с газостатической разгрузкой для упрочняющих технологий объектов повышенной вибропрочности в ОАО СНТК им. Н. Д. Кузнецова (г.Самара);

— гидропневматическая система подвески грузоподъемностью 100 тонн на Сызранском турбостроительном заводе.

Опыт проектирования и использования разгрузочных, направляющих и виброзащитных устройств подтвердил эффективность и достоверность методик их расчета и проектирования.

Таким образом, созданы основы системного подхода к расчету и проектированию вспомогательного стендового оборудования различных типов для вибрационных испытаний летательных аппаратов и других сложных технических объектов.

Разработанные методы и алгоритмы расчета и проектирования ВСУ отражены в двух монографиях и используются в учебном процессе в Самарском государственном аэрокосмическом университете.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведения комплекса теоретических и экспериментальных исследований получены научно обоснованные технические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в ускорение научно-технического прогресса в области создания и совершенствования испытательной техники.

Полученные результаты исследований методов и средств испытаний уникальных летательных аппаратов расширяют представления о протекающих динамических процессах в узлах стендовых систем. Выявленные особенности работы и разработанные рекомендации по проектированию ВСУ создают предпосылки для их эффективного использования в качестве разгрузочных и направляющих устройств вибростендов, большегрузных источников колебаний, виброзащитных систем.

В порядке подведения итогов исследований сформулированы следующие основные результаты и выводы.

1.Предожен и реализован единый подход к исследованию динамического состояния вспомогательных стендовых устройств и их элементов, основанный на новых выявленных свойствах систем релаксационного демпфирования. При этом развиты теоретические основы описания динамических процессов в усовершенствованных СРД, отличающихся учетом дополнительных факторов и условий, а также возможностью обобщения результатов для объектов исследования различной физической природы. Доказана возможность описание как элементов ВСУ, так и стендовой системы в целом посредством передаточных функций, выражающих их динамическую жесткость. Это позволило синтезировать системы с необходимыми упругодемп-фирующими характеристиками.

Установлено, что одним из эффективных путей решения проблемы обеспечения функционирования стендового оборудования является использование гидростатического принципа действия, позволяющего создавать устройства большой несущей способности при минимальных габаритах, энергозатратах и высоких метрологических характеристиках.

2. Созданы математические модели ВСУ, учитывающие динамические процессы в отдельных элементах. Разработаны методики расчета статических и динамических характеристик различных узлов ВСУ с учетом наложенных граничных условий, действующих в процессе проведения вибрационных испытаний сложных технических систем. Исследованы линейные и нелинейные модели активных и пассивных схем опорных узлов. Выявлены условия компенсации нелинейных эффектов в системах ВСУ. Получены аналитические зависимости, позволяющие определять предельные возможности разгрузочных и стабилизирующих опор в зависимости от характеристик рабочей среды, режимов течения жидкости и газа в рабочих магистралях, параметров системы управления и исполнительных элементов в активных схемах.

3. При проведении исследований разработанных математических моделей СРД выявлены следующие новые особенности:

— теоретически и экспериментально установлено, что в рабочем частотном диапазоне система имеет динамическую жесткость с несколькими горизонтальными участками, величины которых определяются характеристиками дросселирующих элементов, объемами камер, параметрами оператора управления;

— на АЧХ системы получены несколько предельных значений резонансной частоты и определены условия обеспечения заданного коэффициента передачи на резонансе и в фиксированных точках характеристики;

— путем выбора параметров системы достигается необходимый уровень демпфирования в различных частотных диапазонах.

4. С учетом разработанных математических моделей СРД проведены исследования элементов ВСУ различного назначения и конструктивного исполнения. Получены передаточные функции пневмои гидростатических разгрузочных устройств поршневого о осевого типов, гидростатических направляющих радиального и осевого типов, замкнутых и проточных пневмо-систем, некоторых регуляторов расхода, в том числе из МР. В результате установлена связь параметров передаточных функций элементов ВСУ с их физическими параметрами (объемы рабочих и демпферных камер, размеры входных и выходных дросселирующих элементов, характеристики рабочей среды и т. д.). На этой основе разработаны рекомендации по выбору оптимальных параметров ВСУ, работающих в условиях гармонических и случайных вибрационных воздействий, по регулированию переходных процессов.

5. Разработана математическая модель испытательной стендовой системы «опорные узлывибраторизделие». Проведен анализ ее динамики на основе сформулированных критериальных параметров, позволяющих учитывать влияние граничных условий на характеристики системы. Предложен метод оценки коэффициента обратного влияния элементов стендовой системы большой грузоподъемностью (свыше 10 т) с учетом ВСУ на основе определения отношения одноименных параметров движения различных конструктивных схем стенда к базовой. Расчетно-экспериментальные методы исследования стендовой системы позволили подтвердить корректность выбранных моделей. Показано, что наибольшее влияние на характеристики всей системы вспомогательные устройства, в частности, пневматические и пневмо-гидростатические разгрузочные устройства, оказывают в диапазоне низких частот (до появления конструктивных резонансов).

В низкочастотной области наиболее значимыми являются критерии, отражающие демпфирующие характеристики узлов стенда. Получено, что минимальное обратное влияние достигается при использовании активных схем опорных узлов.

6. Проведено исследование устойчивости и автоколебательных режимов в ВСУ на основе разработанных линейных и нелинейных моделей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.C. 1 221 401 СССР, МКИЗ F16 f9/14. Гидростатический виброизолятор /В.П.Ржевский, В. Н. Самсонов, Д. Е. Чегодаев и др. (СССР). -Опубл. 30.03.86- бюл. № 12.
  2. A.C. 920 286 СССР, МКИЗ F16 с32/06. Гидростатический подшипник /Д.Е.Чегодаев, В. Н. Самсонов, В. П. Ржевский и др. (СССР). -Опубл. 15.04.82- бюл. № 14.
  3. A.C. 979 739 СССР, МКИЗ Fl6 с32/06. Гидростатическая опора /А.И.Белоусов, Д. Е. Чегодаев, В. Н. Самсонов и др. (СССР). -Опубл. 17.12.82- бюл. № 45.
  4. A.C. 182 912 СССР. МКИЗ G01 ш21/01. Электродинамический вибростенд /А.С.Болыпих, В. А. Цаплин, Н. Л. Ладогин (СССР). Опубл. 09.06.66. Бюл. № 12.
  5. A.C. 838 172 СССР, МКИЗ F16 f9/02. Виброизолирующая гидростатическая опора /А.И.Белоусов, В. Н. Самсонов, И. П. Токарев и др. (СССР). -Опубл. 15.06.81- бюл. № 22.
  6. A.C. 953 291 СССР, МКИЗ Fl6 f9/02. Газостатическое разгрузочное устройство /А.И.Белоусов, Д. Е. Чегодаев, В. Н. Самсонов и др. (СССР). -Опубл. 23.08.82- бюл. № 31.
  7. A.C. 838 173 СССР, МКИЗ F16 f9/10. Виброизолирующая гидростатическая опора /А.И.Белоусов, И. П. Токарев, В. Н. Самсонов и др. (СССР). -Опубл. 15.06.81- бюл. № 22.
  8. A.C. 731 096 СССР. МКИЗ F15b21/12. Гидростатический вибратор /А.И.Белоусов, И. П. Токарев, Д. Е. Чегодаев (СССР). -Опубл. 30.04.80. Бюл. № 16.
  9. Д.А. Пневматическое подрессоривание автотранспортных средств. 4 т. -Львов: Вища школа, 1979. -218с.
  10. В.Т., Белоусов А. И. Гидростатический динамометр для замера силы тяги //Некоторые вопросы исследования тепловых машин /Тр.КуАИ, вып. З7.-Куйбышев. 1969. -С.26−34.
  11. Е.А. Введение в теорию устойчивости. -М.: Наука, 1967. -248с.
  12. Т.М. Гидропривод и гидропневмоавтоматика. -М.: Машиностроение, 1972. -450с.
  13. А.И. Гидродинамика втулочных неоднородных дросселей из материала МР //Вибрационная прочность и надежность двигателей и систем летательных аппаратов. -Куйбышев: КуАИ, 1983. -С. 19−24.
  14. А.И. Динамическая жесткость гидростатических подшипников //Исследование вибраций и конструкции деталей авиадвигателей / Тр. МАИ. -М.: Машиностроение, 1968. С.107−113.
  15. А.И. Динамические характеристики опорных гидростатических подшипников // Вибрационная прочность и надежность двигателей и систем летательных аппаратов /Тр. КуАИ, вып. XXX. -Куйбышев, 1967. -С.142−148.
  16. А.И., Равикович Ю. А., Ржевский В. П. Время срабатывания дросселирующих элементов гидростатических устройств //Проектирование и доводка авиационных газотурбинных двигателей.-Куйбышев, КуАИ, 1974, вып.67. -С.186−195.
  17. А.И., Самсонов В. Н., Токарев И. П. Алгоритм проектирования пневмостатического разгрузочного устройства вибростенда //Вестник машиностроения.-М., 1979, № 12. -С.24−26.
  18. А.И., Самсонов В. Н., Чегодаев Д. Е. Газостатическое разгрузочное устройство //Вестник машиностроения.-М., 1982, № 7.-С.26−27.
  19. А.И., Самсонов В. Н., Чегодаев Д. Е. Исследование нелинейной модели активного газостатического устройства /Куйбыш.авиац.ин-т. -Куйбышев, 1982. -31с. -Деп. в ВИНИТИ 25.11.82, № 5829−82.
  20. А.И., Сидоренко A.A., Токарев И. П. Виброизолирующие свойства газостатических опор // Вестник машиностроения. -1979. -№ 4.-С.4−5.
  21. А.И., Сидоренко A.A., Чегодаев Д. Е. Методика расчета динамических характеристик активной пневмоопоры //Вибрационная прочность и надежность двигателей и систем летательных аппаратов: Сб.науч.тр. -Куйбышев, 1978, вып.5. -С.72−78.
  22. А.И., Ткаченко С. И., Самсонов В. Н. и др. Прочностная и вибрационная отработка космических аппаратов. -Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН. 2001. -480с.
  23. А.И., Токарев И. П., Чегодаев Д. Е. Газостатические опоры как амортизаторы и генераторы механических колебаний. Научные труды вузов Лит.ССР. Вибротехника, 1979, № 3 (27). -С.94−100.
  24. А.И., Токарев И. П., Чегодаев Д. Е. К устойчивости пневмо-гидростатических опор большого хода // Вопросы виброизоляции оборудования и приборов. -Ульяновск, УПИ, 1974. С-128−134.
  25. А.И., Токарев И. П. Определение границ рабочих диапазонов и АЧХ автоколебательных газостатических вибраторов //Вопросы прочности элементов авиационных конструкций. -Куйбышев, КуАИ, 1975. -С.85−91.
  26. В.А., Попов Е. П. Теория систем автоматического регулирования. -М.: Наука, 1975. 992с.
  27. A.B. Пневматические элементы систем автоматического управления. -М.: Машиностроение, 1966. -340 с.
  28. А.И., Степанов П. А. Определение оптимальных передаточных функций систем амортизации: Известия высших учебных заведений // Машиностроение. -1979. -№ 7. -С. 55−59.
  29. .М. Динамические характеристики гидростатических опор //Детали машин: Э.-И. -1962. -№ 9. -С. 1−15.
  30. А.Ф., Гаврильченко Х. И., Флора В. Ф. Об оптимальных параметрах демпфера свободных колебаний // Акустика и ультразвуковая техника. -Киев: Техника, 1982, № 8. -С.40−44.
  31. В.Д. Гидростатическая смазка в тяжелых станках. -М.: Машиностроение, 1979. -78с.
  32. Вибрации в технике: Справочник. В 6-ти кн. /Ред. Совет: В. Н. Челомей (пред.). —М.: Машиностроение, 1981.- Т. 1. -540с.
  33. Вибрации в технике: Справочник. В 6-ти т./ Под ред. Ф. М. Диментберга, К. С. Колесникова. -М.: Машиностроение, 1980. -Т.З: Колебания машин, конструкций и их элементов. -544с.
  34. Вибрации в технике: Справочник. В 6-ти т./ Ред. совет: В. Н. Челомей (пред.). М.: Машиностроение, 1978 — Т.1. Колебания линейных систем/ - Под ред. В. В. Болотина. 1978. -352с.
  35. Вибрации в технике: Справочник. В 6-ти т./ Ред. совет: В. Н. Челомей (пред.). М.: Машиностроение, 1981 — Т.5. Измерения и испытания. -Под ред. М. Д. Генкина. 1981.-496с.
  36. Г. В., Шапилин A.B. Переходные процессы в пневматических системах. -М.: Машиностроение, 1986,-158с.
  37. С.Г., Молин С. М., Шишаков К. В. Анализ амплитудно-фазовых частотных характеристик при виброиспытаниях составных блочных элементов переменного сечения //Техника машиностроения.- 2000, № 5(27). -С.57−60.
  38. Н.С. Гидравлический привод систем управления. -М.: Машиностроение, 1972.-376 с.
  39. М.Э. Испытания на усталость применительно к задачам оптимизации конструкции. -Киев: Наукова думка, 1984. -176с.
  40. М.Д., Елезов В. Г., Яблонский В. В. Методы управляемой виброзащиты машин. -М.: Наука, 1985. -240с.
  41. A.B. О соотношении погрешностей в системе вибрационных испытаний //Метрология и измерительная техника. -1982. № 4. -С. 18−23.
  42. М.М. Регулируемые амортизаторы РЭА. -М.: Советское радио, 1974.-144с.
  43. Гриффин, Ричардсон, Яманами. Исследование демпфирующего эффекта сжатой жидкостной пленки. //Тр.ASME, сер. F, 1965, № 3.
  44. B.C. Интегральная электроника в измерительных устройствах. 2-е изд. перераб. и доп., — JL: Энергоатомиздат Ленинград, отд-ния, 1988.-240с.
  45. Динамика авиационных газотурбинных двигателей /Под ред. И. Д. Биргера и Б. Ф. Шорра. -М.: Машиностроение, 1981.-230с.
  46. Динамика гидропривода. /Под ред. В. Н. Прокофьева. -М.: Машиностроение, 1972.-288с.
  47. Динамика сложной механической системы типа пространственной рамы //Л.Я.Банах, М. Д. Перминов, А. В. Синев. //Виброизоляция машин и виброзащита человека оператора. -М.:Наука, 1973. -160с.
  48. В.Н., Градецкий В. Г. Основы пневмоавтоматики.-М.: Машиностроение, 1973. -158 с.
  49. И.А. Механические цепи.-Л.: Машиностроение, 1977.-238 с.
  50. K.B. Основы теории автоматического регулирования.-М.: Энергия, 1967. -350с.
  51. Д.С. Комплекс натурных виброиспытаний двигателей летательных аппаратов. //Проблемы прочности, 1976, № 5.-С.37−40.
  52. C.B. Структурная теория виброзащитных систем.- Новосибирск: Наука, 1978. -222 с.
  53. C.B., Самбарова А. Н. Учет нелинейностей в работе активных виброзащитных систем: Сб.науч.тр. —Иркутск, 1974. -С.121−143.
  54. JI.A. Теория элементов пневмоники.-М.: Наука, 1969. -234с.
  55. Ю.Г., Клочко В. А., Соболев А. Б. Стенды для виброиспытаний изделий в горизонтальной плоскости //Машины и приборы для измерен, механ. величин. Экспресс-информация. -1975. -№ 2. -С. 37−42.
  56. Испытательная техника: Справочник. В 2-х кн./Под ред. В. В. Клюева. -М.: Машиностроение, 1982.
  57. В. Динамические характеристики демпфера со сдавливаемой пленкой и внутренней. // Тр. ASME, сер. F, 1975, № 4. -С.80−84.
  58. А.В., Лиходед А. И., Сухинин С. Н. Основные вопросы отработки прочности ракетных конструкций // Космонавтика и ракетостроение, 1995.-№ 4.-С. 6−23.
  59. В., Пирвинс Д. Обзор численных методов решения задач газового подшипника. //Тр. ASME, сер. В, 1969, № 3. -С. 129−143.
  60. В.И. О тенденциях развития и некоторых конструктивных особенностях современных зарубежных электродинамических вибростендов //Электронная техника. Сер.№ 12. -1967. Вып.2(4). -С.22−46.
  61. М.А., Дычковский М. Г., Петренко А. Г. Пневматический вибратор асимметричных колебаний //Автомобильная промышленность. -1976. -№ 6. -С.34−35.
  62. В.Н. Газовая смазка. -М.: Машиностроение, 1968. -420с.
  63. Н.Е., и др. Оптоэлектронные контрольно- измерительные устройства. — М.: Энергоатомиздат, 1985. 268с.
  64. Г., Корн Т. Справочник по математике. -М.: Наука, 1977. 832 с.
  65. .И., Носовский И. Г., Вернадский Л. И. Надежность и долговечность машин. Киев: Техника, 1975. -408 с.
  66. ПЛ., Смайлов С. А., Слобожанин В. Д. Особенности расчета гидрообъемных возбудителей на упругих оболочках //Динамика управляемых колебательных систем: Сб. науч.тр. /Иркутский политехн. ин-т. -1983. -С.42−46.
  67. H.A. Инженерные методы экспериментальной оценки надежности высоконадежных систем. -М.: Знание, 1982. -112с.
  68. A.A. Вибрационные испытания элементов и устройств автоматики. -М.: Энергия, 1976. -120с.
  69. .А. Испытательная оснастка вибрационных стендов: Обзор по материалам отечественной и зарубежной печати. -М.: Изд-во ГОНТИ, -1980.-72с.
  70. Г. А. Основы конструирования и расчета элементов машин в условиях обеспечения жидкостного трения. -М.: Машиностроение, 1969. -168 с.
  71. А., Ренитц Ю. Механические испытании! приборов и автоматов. -М.: Мир, 1976. -270с.
  72. Л.Г. Механика жидкости и газа. -М.: Физматгиз, 1973. -848с.
  73. П.А., Елисеев C.B. К динамике элементов активной цепи пневматической виброзащитной системы. //Вибрационная защита и надежность приборов, машин и механизмов. -Иркутск: ИЛИ, 1973. -С.36−42.
  74. П.А., Елисеев C.B. Оценка возможностей линеаризации в пневматических системах //Вопросы механики деформируемых сред: Сб.науч.тр. -Иркутск: ИЛИ, 1983. -С.126−136.
  75. А.М. Общая задача об устойчивости движения. -М.: Гостехиз-дат, 1950.-148 с.
  76. А.Е. К оценке точности виброиспытаний //Вибрационная техника: Материалы семинара МДНТП. -М. -1983. -С.62−66.
  77. В.А. Бесконтактные уплотнения роторных машин. -М.: Машиностроение, 1980. -200с.
  78. Д.Р. Введение в теорию устойчивости движения. -М.: Наука, 1971.-320 с.
  79. Г. Н. Экспериментальные методы в динамике космических аппаратов.- М.: Машиностроение, 1978.-248с.
  80. A.C., Чегодаев Д. Е. Анализ работы разгрузочных устройств, используемых при вибрационных испытаниях космических аппаратов большой массы //Ракетно-космическая техника. Сер.№ 2.-М.: Изд-во ГОНТИ. -1984. -Вып.9. -С.64−69.
  81. К. Пассивно и активно регулируемые подшипники с внешним нагнетанием жидкостной смазки. //ТР. ASME, сер. F, 1972, № 1.
  82. Г. В. Влияние податливости жидкости и конструкции на характеристики гидравлического амортизатора //Конструирование и технология машиностроения. -1976. -№ 1. -С.1−6.
  83. А.П., Григорьев Н. В. Использование комбинированной упруго-гидравлической опоры в качестве внутренней амортизации роторных машин //Энергомашиностроение. -1977.-№ 3. -С.41−43.
  84. Д.К., Гулд JI.A., Кайзер Д.Ф Теория линейных следящих систем. -М.: Физматгиз, 1961. -250с.
  85. П.И., Белоусов O.JI. Анализ средств борьбы с поперечными колебаниями подвижных систем виброударного действия //Сб. науч. тр./Новосибирск. Гос. Ун-т. 1977. -С.70−75.
  86. Оценка влияния пневмо-гидростатической опоры на динамические характеристики конструкции. Экспериментальные исследования модельной установки пневмо-гидростатической опоры: Отчет о НИР /Куйбышевсний авиац. ин-т- Руководитель Д. Ф. Пичугин. Отв.исп.
  87. B.Н.Самсонов. -№ ГР У64 299. -Куйбышев, 1981. -88с.
  88. Пневматические амортизаторы опорных узлов подшипников зубчатых передач /Генкин М.Д., Гринкевич В. Н., Игнатьев Э. Н. и др. //Акустическая динамика машин и конструкций. -М.: Наука. -1983.1. C.80−86.
  89. Пневматические вибраторы, работающие в автоколебательном режиме /А.В.Галинскас, И. В Гаспарюнас., Э. Д. Кибиркштис и др. // Вибротехника: Сб. научн.тр. -Каунас. -1975. -№ 13(20). -С.233−235.
  90. Д.Н. Нестационарные гидромеханические процессы. -М.: Машиностроение, 1982.-239 с.
  91. Е.П. Теория нелинейных систем автоматического регулирования и управления. -М.: Наука, 1979. -256.
  92. Е.П., Пальтов И. П. Приближенные методы исследования нелинейных автоматических систем. -М.: Физматгиз, 1960. -432 с.
  93. Разработка методики расчета пневмо-гидростатической опоры. Выбор оптимальных параметров, тепловой расчет конструкции опоры: Отчет по НИР /Куйбышевский авиац. ин-т- Руководитель Д. Ф. Пичугин. Отв.исп. В. Н. Самсонов. -№ГР У64 299. -Куйбышев, 1980. -39с.
  94. JI.M., Чегодаев Д. Е. Некоторые оптимизационные задачи для виброзащитных устройств с релаксационным демпфированием // Вибротехника: Сб. науч. тр. -Каунас, 1985. -№ 2(50). -С.55- 63.
  95. В.Н. Анализ способов и средств стендовой подвески изделий. -Самара.: СГАУ, 1996. -46с. -Деп. в ВИНИТИ 24.07.96 г., № 2533-В96.
  96. В.Н. Динамические характеристики направляющих испытательных стендов //Ракетно-космическая техника. Серия XII: Расчет, проектирование, конструирование и испытания космических систем. -Самара: ВКБ РКК «Энергия». -1999. -Вып.1. -С.175−184.
  97. В.Н. Исследование автоколебательных режимов в опорных узлах стендового испытательного оборудования //Актуальные проблемы производства, технологии и организации производства /Вестник Самарского гос.аэрокосмич.ун.-та.-1998. -№ 4. -С. 152−157.
  98. В.Н. Исследование влияния сил вязкого трения в поршневой паре и свойств рабочего тела на динамические характеристики опор с внешним наддувом //Проектирование и доводка авиационных газотурбинных двигателей. -Куйбышев: КуАИ, 1983. -С. 155−160.
  99. В.Н. Исследование и создание исполнительного элемента активной виброзащитной системы. Деп. в ВИНИТИ № 990-В97 от 27.03.97.-15 с.
  100. В.Н. Исследование характеристик гидростатического устройства при действии случайных вибраций. //Вибрационная прочность и надежность двигателей и систем летательных аппаратов. —Куйбышев, 1982, вып.9.-С. 103−108.
  101. В.Н. Некоторые вопросы создания виброизолирующих подвесок //Periodika Politechnica. Budapest. -1990. — Vol.34, № 3−4.P.209−221.
  102. В.Н. Принципы проектирования разгрузочных устройств динамических стендов и методы их обеспечения //Вестник СГАУ. Серия: Проблемы и перспективы развития двигателестроения. Часть 2. Вып. 3. -Самара, СГАУ, 1999.-С.46−49.
  103. В.Н. Способ реализации управляющих воздействий в стендовых опорных системах //Вестник СГАУ. Серия: Проблемы и перспективы развития двигателестроения. Часть 2. Вып. 3. -Самара, СГАУ, 1999.-С.50−54.
  104. В.Н. Формирование расчетных моделей стендовых разгрузочных устройств с учетом граничных условий //Вестник СГАУ. Серия: Проблемы и перспективы развития двигателестроения. Часть 2. Выпуск 2. Самара: СГАУ, 1997.- С.154−159.
  105. В.Н., Балякин В. Б. Методы и средства обеспечения управления характеристиками активных опор. //Изв. Самарского научного центра РАН. Том 2, № 1 (3), 2000. -С-84−102.
  106. В.Н., Егоров A.A., Черевань A.A. Виброизолирующие устройства для стендовой установки точного измерительного оборудования / Самар. госуд. аэрокосмич. ун-т. Самара, 1998. — 23 стр. — Библ. 23 назв. — Рус. — Деп. в ВИНИТИ № 206-В99 от 25.01.99 г.
  107. В.Н., Токарев И. П. Выбор разгрузочного устройства для испытаний летательных аппаратов и двигателей //Вибрационная прочность и надежность двигателей и систем летательных аппаратов. -Куйбышев, 1979, вып.6. -С.80−85.
  108. В.Н., Чегодаев Д. Е. Автоматическое управление динамическими характеристиками гидроопор //Алгоритмы и системы управления технологическими процессами в машиностроении /Куйбышевский по-литехн.ин-т. 1986. -С. 47−52.
  109. В.Н., Чегодаев Д. Е. Динамические свойства газостатических устройств. Деп. в ВИНИТИ № 2246-В91 от 29.05.91.-144 с.
  110. В.Н., Чегодаев Д. Е. Исследование динамических характеристик некоторых типов опор с внешним наддувом //Вибрационная прочность и надежность двигателей и систем летательных аппаратов: Сб.науч.тр.- Куйбышев: КуАИ, 1980, вып. 7. -С.131−137.
  111. В.Н., Чегодаев Д. Е. Оценка надежности механических систем.- //Проблемыпрочности.-Киев, 1987, № 12. -С. 100−102.
  112. В.Н., Черевань A.A. Способ повышения точности вибрационных испытаний летательных аппаратов //Вестник СГАУ. Серия: Проблемы и перспективы развития двигателестроения. Вып.4. Часть 2. -Самара, 2000. -С .152−159.
  113. Г. А., Филипов И. Б. Анализ возможности компенсации возмущения в активном пневмоамортизаторе. //Вопросы виброизоляции оборудования и приборов. -Ульяновск, УПИ, 1974. -С. 13−18.
  114. .С. Основы теории и расчета надежности элементов и устройств автоматики и вычислительной техники. М.: Высшая школа, 1970.-250с.
  115. В.И., Комаров Ю. И. Устройство для разгрузки подвески виброплатформы электродинамических стендов // Вибрационная техника: Мат. Семинара МДЫТП. -М., -1980. -С. 115−120.
  116. Т. «Пневматический молот в кольцевом упорном газовом подшипнике с внешним наддувом. //Тр. ASME, сер. F, 1968, № 3. -С.40
  117. Ю.Б., Галанов Н. С., Шустер В. Г. Исследование области устойчивости плоских кольцевых аэростатических опор с круговой микроканавкой. //Станки и инструмент. -М., 1984, № 6. -С.32−34.
  118. К.Ф. Автоколебательные системы. М.: ОГИЗ Гостехиздат, 1974. -320 с.
  119. Теория подобия и размерностей. Моделирование. Алабужев П. М. и др. -М.: Высшая школа, 1968. -208 с.
  120. С.И., Ткаченко O.A. Экспериментальная отработка прочности автоматических космических аппаратов. Центр, специализ. КБ.-Самара, 1996.- 290 с. /Деп. в ВИНИТИ.№ 3285-В96.
  121. И.П. Исследование динамических характеристик, устойчивости и автоколебаний поршневых опор с внешним наддувом для двигателей летательных аппаратов: Дисс.канд.тех.наук. -Куйбышев, 1977. -286с.
  122. И.П., Белоусов А. И., Чегодаев Д:Е. Упруго-вязкие модели и динамические характеристики газовых опор с внешним наддувом /Куйбыш. Авиац. Ин-т. -Куйбышев, 1980. -Деп.в ВИНИТИ 11.04.80, № 1418−80.-150с.
  123. И.П., Чегодаев Д. Е. Нелинейное демпфирование и автоколебания в газостатических устройствах //Вибрационная прочность и надежность двигателей и систем летательных аппаратов: Сб.науч.тр. -Куйбышев: КуАИ, 1976, вып.З. -С.87−93.
  124. Д., Бевье Б. Подшипники с внешним наддувом. Часть II. Гасители колебаний. //Тр. ASME, сер. F, 1968, № 3. -С.40−46.
  125. C.B., Чегодаев Д. Е. Торцовые бесконтактные уплотнения двигателей летательных аппаратов: Основы теории и проектирования. -М.: Изд-во МАИ, 1998. -276 с.
  126. A.A., Бутковский А. Г. Методы теории автоматического управления. -М.: Наука, 1971.-480 с.
  127. И.Б. Исследование виброизолятора с демпфированием //Вибротехника: Сб.науч.тр. -Каунас, 1977.- № 3(27). -С.65−75.
  128. П.Ф., Панчишин В. И. Интеграторы ЭГДА (моделирование потенциальных полей на электропроводной бумаге). -Киев: АН СССР, 1961.-45с.
  129. К.В., Фурман Ф. А. Прикладная теория виброзащитных систем. -М.: Машиностроение, 1980. -280с.
  130. Е.А., Яшина М. А. Определение пределов использования гидродемпферов //Пневматика и гидравлика. -1984. -Вып.11. -С.308−314.
  131. Д.Е. Оптимальное соотношение элементов упругодемпферной связи релаксационной подвески //Вибрационная прочность и надежность двигателей и систем летательных аппаратов: Сб. научных трудов-Куйбышев: КуАИ, 1984.-С. 150−154.
  132. Д.Е., Белоусов А. И. Гидростатические опоры как гасители колебаний //Проектирование и доводка авиационных газотурбинных двигателей. -Куйбышев: КуАИ, 1974. -Вып.67.-С.197−205.
  133. Д.Е., Проданов М. Е. Динамические характеристики газового слоя в кольцевом зазоре //Вибрационная прочность и надежность двигателей и систем летательных аппаратов.- Куйбышев: КуАИ, 1982, вып.9. -С. 115−120.
  134. Д.Е., Самсонов В. Н. Динамические системы с использованием газостатических опор //Вибрационная прочность и надежность двигателей и систем летательных аппаратов: Сб.науч.тр. -Куйбышев, 1981, вып.8. -С.141−148.
  135. Д.Е., Тишин В. В. Идентификация систем релаксационного демпфирования по результатам экспериментальных испытаний // Динамические процессы в силовых и энергетических установках летательных аппаратов: Сб.науч.тр. Куйбышев: КуАИ, 1985. —СЛ18−123.
  136. С.А., Жедь В. П., Шишеев МЛ. Опоры скольжения с газовой смазкой.-М.: Машиностроение, 1969. -246с.1. Зб4
  137. М.А. Переходные процессы в дросселях трения, применяемых в гидростатических опорах //Исследование металлорежущих стан-ков.-М.: Машиностроение, 1978. -С.56−62.
  138. Adams M.L., Shapiro W. Sguees film characteristics in flat Hydrostatic Bearings with incompressible flow. //Trans ASME, ser. F, 1969, № 2.
  139. Edelberg A. Saturn V Dynamic Test Vehicle Instrumentation and Data Acguisition System- Proc. Annual Techn. Mut. -1967. -P.381−397.
  140. Evans G. AIAA Guidance and Control Conference, Palo Alto, California, 1978. Collection of Technical Papers, 1978, № 9. -p.137−147.
  141. Lukens D.R., Turney R.L., Fefferman R.L. Full scale dynamic testing for mode determination. Dynamic stability of space vehicles. Vol. VI, NASA CR-940,1967.
  142. Ruzicka J.E. Active Vibration And Stock Isolation //Trans. SAE. 1968, Vol.77, № 680 747.-P.2872−2886.
  143. Von Pragenau G.L. Free Flight Simulated On Ground With The ApolloSaturn V Space Vehicle //J. Spacecraft Rockets. -1967.- Vol. 4, № 9. -P.1211−1216.
Заполнить форму текущей работой