Формирование у будущих воспитателей готовности к деловому сотрудничеству с музыкальным руководителем дошкольного образовательного учреждения
Диссертация
В советский период становления и развития системы дошкольного образования одним из наиболее значимых социокультурных направлений было музыкально-эстетическое воспитание детей. Педагогический потенциал и уровень квалификации воспитателя позволял и обязывал его стать центром педагогического процесса развития ребенка. Музыкальное воспитание осуществлялось как на занятиях, так и в повседневной… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Деловое сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя 15 в дошкольном образовательном учреяедении: теория и практика
- 1. 1. Проблемы делового сотрудничества воспитателя и музыкального 15 руководителя в дошкольном образовательном учреждении
- 1. 2. Система взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя
- Глава II. Подготовка студентов педагогического колледжа к музыкальному 55 воспитанию дошкольников (состояние проблемы)
- 2. 1. Понятие и критерии профессиональной готовности воспитателя к 55 осуществлению музыкального воспитания дошкольников
- 2. 2. Выявление уровня готовности студентов педагогического колледжа 81 к осуществлению музыкального воспитания дошкольников
- 2. 3. Анализ существующей модели музыкальной подготовки студентов 97 педагогического колледжа
- Глава III. Модель музыкальной подготовки студентов педагогического колледжа и ее реализация в опытно-экспериментальной работе
- 3. 1. Обновленная модель музыкальной подготовки будущих воспитателей
- 3. 2. Проверка эффективности музыкальной подготовки студентов 135 педагогического колледжа
Список литературы
- Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования Текст. / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. М.: Издательский центр «Академия», 2004.-336 с.
- Абдуллин, Э.Б. Методический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования Текст. /Э.Б. Абдуллин. -М.: Прометей, 1990. 186 с.
- Алиев, Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе Текст. / Ю. Б. Алиев. Воронеж: НПО «МОДЕК», 1998.-352 с.
- Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя — музыканта Текст. / Ю. Б. Алиев. М.: Изд. Гуманитарный центр «Владос», 2000. -336 с.
- Алпарова, H.H. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников Текст, ноты.: учебное пособие: В 2 ч. / H.H. Алпарова, В. А. Николаев, И. П. Сусидко. М.: Изд. Гуманитарный центр «Владос», 2000. ч.1 — 136 е., ч.2 — 144 с.
- Анисимов, В.В. Общие основы педагогики Текст. В. В. Анисимов, О. Г. Грохольская. -М.: Просвещение, 2007. 575 с.
- Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей Текст.: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. П. Анисимов. М.: Изд. Гуманитарный центр «Владос», 2004 -128с.
- Арчажникова, Л.Г. О профессионально-педагогической направленности в музыкальном образовании студентов Текст. // Музыкальное развитие в процессе обучения: Сб. ст. — Саратов, 1976. Вып.З. с. 20−24.
- Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании Текст. / Б. В. Асафьев. М.: Музыка, 1973. — с. 84−97.
- Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений Текст. / Министерство общего и профессионального образования РФ М.: ACT, 1997. — с. 24−26.
- Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований Текст. / Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1982. с. 48−53.
- Бехтерев, В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства Текст.: Избранные произведения (статьи и доклады) / В. М. Бехтерев В.М. М.: Медгиз, 1954. — с. 84−113.
- Бондаренко, А.К. Заведующий дошкольным учреждением Текст. / А. К. Бондаренко, JI.B. Поздняк, В. И. Шкатулла. — М.: Просвещение, 1984.-с. 13.
- Булучевский, Ю.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся Текст. / Ю. С. Булучевский, B.C. Фомин. М.: Музыка, 1990. — 342 с.
- Буре, P.C. Воспитатель и дети Текст.: пособие для воспитателей детского сада / P.C. Буре, Л. Ф. Островская. М.: Ювента, 1985. — с. 15−17.
- Буренина, А.И. Берегите музыкального руководителя! Текст. // Музыкальный руководитель. 2005. -№ 3. — с. 14.
- Васильева, А.И. Старший воспитатель детского сада Текст.: пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Васильева, Л. А. Бахтурина, И. И. Кобитина. М.: Просвещение, 1990. — 140 с.
- Ветлугина, H.A. Музыкальный букварь Текст, ноты. / H.A. Ветлугина. М.: Музыка, 1989. — 69 с.
- Ветлугина, H.A. Музыкальное воспитание в детском саду Текст. / H.A. Ветлугина. -М.: Просвещение, 1981. -274 с.
- Ветлугина, H.A. Музыкальное развитие ребенка Текст. / H.A. Ветлугина. -М., 1967.-415 с.
- Ветлугина, H.A. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду Текст.: учебник для учащихся пед. училищ / H.A. Ветлугина, A.B. Кенеман и др. Под ред H.A. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1983. —315 с.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте Текст. / Л. С. Выготский.—М.: Просвещение, 1991. 91 с.
- Гераскина, Л.В. Ожидание чуда Текст, ноты.: Ч. 1−4. / Л. В. Гераскина. — М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003. 4.1−96 е., ч.2 105 е., ч. 3 — 113 е., ч.4 — 122 с.
- Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста Текст.: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. 320 с.
- Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования Текст.: Сборник нормативных документов / Научно-методический центр среднего профессионального образования Минобразования России. М.: НМЦ СПО, 2002. — 72 с.
- Горюнова, Л.В. Принципы педагогики искусства Текст. // Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе: Очерки. Кн. 1. — М.: Прометей, 1991. — с.67−72.
- Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология Текст. / А. Л. Готсдинер. -М.: ЫВ Магистр, 1993. 115 с.
- Дзержинская, И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников: пособие воспитателя и музыкального руководителя детского сада. (Из опыта работы) Текст. / И. Л. Дзержинская. М.: Просвещение, 1985.— 160 с.
- Дорошенко, С.И. Музыкальное образование в России: Историко-педагогическое исследование Текст. / С. И. Дорошенко. Владимир: ВГПУ, 1999.-212 с.
- Дубровская, Е.А. Ступеньки музыкального развития Текст.: Методические рекомендации для воспитателей, работающих помузыкальному развитию детей 4−6 лет по программе «Из детства в отрочество» / Е. А. Дубровская. М.: НИЦ «СНИИП», 1998. — 62 с.
- Дубровская, Е.А. Музыка и музыкальная деятельность дошкольников Текст. // Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста /под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. -М., 2002. с. 24−41.
- Дубровская, Е.А. Руководство процессом музыкального воспитания в дошкольных учреждениях Текст.: учебно-методическое пособие по курсу «Теория и методика музыкального воспитания детей» /Е.А. Дубровская. М.: Просвещение, 1988. — с.5−24.
- Дубровская, Е.А. Теория и методика музыкального воспитания детей Текст.: учебно-методическое пособие для студентов-заочников факультета дошкольного воспитания педагогических институтов / Е. А. Дубровская. М.: Просвещение, 1991. — 62 с.
- Дошкольная педагогика Текст.: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ / под ред. Ф. А. Сохина, В. И. Ядэшко. — М.: Просвещение, 1986.-413 с.
- Динамов, Б.С., Чернилевский, Д.В. Проектирование содержания учебного предмета (Текст) //Среднее специальное образование. -1987.-№ 6. с.25−29.
- Едунов, С.М. Программы по музыке в контексте ведущих тенденций развития отечественного музыкального образования: история и современность Текст.: методическое пособие для учителей музыки / С. М. Едунов, Г. А. Праслова. СПб: СПГУПМ, 2001. — 140 с.
- Егоров, С.Ф. Введение в историю дошкольной педагогики Текст.: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С. Ф. Егоров, C.B. Лыков, Л. М. Волубеева. Под ред С. Ф. Егорова. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 320 с.
- Жидкова, Е. Н. Профессиограмма воспитателя Текст. // Дошкольное воспитание. 1998. — № 11. — с. 114−118.
- Зимина, А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4−6 лет Текст, ноты. / А. Н. Зимина. -М.: Изд. Гуманитарный центр «Владос», 1998. 35 с.
- Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста Текст, ноты. / А. Н. Зимина. — М.: Изд. Гуманитарный центр «Владос», 2000. — 127 с.
- Ильина, JT.A. Психологические аспекты профессиограммы воспитателя детского сада Текст. / JI.A. Ильина. Магнитогорск: МГПИ, 1997.-47 с.
- Интегральный курс эстетического развития студентов Текст.: программы / Коллектив авторов. Научный руководитель Е. А. Дубровская. М.: МГПУ, 2000. — 74 с.
- Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца Текст. / Д. Б. Кабалевский. — М.: Просвещение, 1984. 206 с.
- Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке Текст. / Д. Б. Кабалевский. — М.: Советский композитор, 1982. — 213 с.
- Кабалевский, Д.Б. Музыка и музыкальное воспитание Текст. / Д. Б. Кабалевский — М.: Знание, 1986. 62 с.
- Кадобнова, И. В. Искусство слышать Текст, ноты, иллюстрации.: учебная книга / И. В. Кадобнова, В. О. Усачева, JI.B. Школяр, О. В. Кузьмина. М.: Радуница, 1994. — 56 с.
- Каган, М. С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений Текст. / М. С. Каган. М., 1988. — 87 с.
- Как обновить педагогический процесс в ДОУ Текст. / Сост. И. А. Кутузова. СПб.: Санкт-Петерб. гос. университет пед. мастерства, 1996.-2207 с.
- Ковалева, Г. Н., Литвин, Л.П."Не навреди!", или придет ли предметная система в детский сад? Текст. // Дошкольное воспитание. 1996. -№ 1. с. 3−10.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. учеб. Заведений Текст. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Academia, 2001. — 176 с.
- Козлова, A.M. Дошкольное образование: Психолого-педагогическая практика: учебно-методическое пособие Текст. / A.M. Козлова, Е. В. Никифорова, Н. А. Скопинова Н.А. М.: ЦГЛ, — 2002. — 80 с.
- Козлова, Г. И. И проверять, и помогать Текст. // Дошкольное воспитание. 1982. — № 5. — с. 83.
- Козлова, С.А. Дошкольная педагогика Текст.: учебник для студентов средних педагогических учебных заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.
- Комиссарова, Л.Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников Текст.: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов / Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина. — М.: Просвещение, 1986. 144 с.
- Кононова, Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников Текст. / Н. Г. Кононова. М.: Просвещение, 1982. — 96 с.
- Кононова, Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах Текст. / Н. Г. Кононова. М.: Просвещение, 1990. — 94с.
- Копылова, Т.Г. Сценарии праздников в детском саду Текст, ноты. / Т. Г. Копылова. М.: Аквариум ЛТД, 2000. — 400 с.
- Костина, Э.П. Примерное перспективное планирование работы по музыкальному воспитанию Текст. // Дошкольное воспитание. 1989. — № 8. — с. 112.
- Краевский, В.В. Методология педагогического исследования Текст.: учебное пособие для курсов повышения квалификации научно-педагогических кадров / В. В. Краевский. Самара: Издательство СамГПИ, 1994. — 162 с.
- Крупник, Е.П. Психология воздействия искусства Текст. / Е. П. Крупник. М.: Институт психологии РАН, 1999. — 104 с.
- Кузьмина, Н.В. Проблемы отбора и профессиональной подготовки студентов в вузах. Текст. / Н. В. Кузьмина. Ленинград: Высшая школа, 1970.-290 с.
- Кулюткин, Ю.Н. Психология обучения взрослых Текст. / Ю. Н. Кулюткин. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
- Ларионова, Э. Надо спокойно воспринимать критику Текст. // Музыкальный руководитель. 2004. — № 12 — с. 79.
- Леонтьев, A.A. Педагогическое общение Текст. / A.A. Леонтьев. -Нальчик: Эль-Фа-Нальчик, 1996. 116 с.
- Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981.-73 с.
- Лифиц, И. С. Ритмика Текст, ноты. / И. С. Лифиц. М.: Музыка, 1992.-88 с.
- Локшин, Д.Л. Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе Текст. / Д. Л. Локшин. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1957. — 2296 с.
- Ломов, Б.Ф. Проблемы общения в психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. -М.: Знание, 1981.-92 с.
- Луговская, А. М. Ритмические упражнения, игры и пляски Текст, ноты. / A.M. Луговская. М.: Советский композитор, 1991. — 110 с.
- Макаренко, A.C. О воспитании Текст. / A.C. Макаренко. М.: Издательство «Правда», 1987. — с.27.
- Маслова, Н.Ф. Стиль руководства учителя как способ социально-психологического воздействия Текст. // Руководитель и мастерство. -1973.- 23 с.
- Медушевский, В.В. Сущность и специфика музыки Текст. // Спутник учителя музыки / Сост. Т. В. Челышева. М., 1993. — 35 с.
- Мерзлякова, С.И. Ежедневник музыкального руководителя детского сада Текст. / С. И. Мерзлякова. М. Астрель. ACT, 2001. — 208 с.
- Метлов, H.A. Музыка детям Текст. / H.A. Метлов. — М.: Просвещение, 1985. — 142 с.
- Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. училищ Текст. / Под ред. H.A. Ветлугиной. — М.: Просвещение, 1989.-271 с.
- Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» Текст. / Под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 344 с.
- Михайленко, Н.Я. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования Текст.: Методические рекомендации / Н. Я. Михайленко. М.: Научно-методическое объединение «Творческая педагогика», 1991. — 35 с.
- Михайленко, Н.Я. Проектирование образовательного процесса. Из опыта работы практических педагогов и научных работников Текст. // Дошкольное воспитание. 1997. — № 12, — с. 7−10.
- Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. О воспитателе детского сада Текст. // Дошкольное воспитание. — 1993. № 9. — с.2−11.
- Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей Текст, ноты. / М. А. Михайлова. — Ярославль: Академия развития, 1997. -65с.
- Михеева, Л.В. Музыкальный словарь в рассказах Текст. / Л. В. Михеева. -М.: Советский композитор, 1986. — 74 с.
- Музыка в единой трудовой школе Текст. Петроград, Музыкальный отдел НКП. Учебная и просветительная ассоциация, 1919, № 1 -с.50−55.
- Музыка, движение, фантазия Текст.: Методическое пособие для музыкальных руководителей / Авт.-сост. O.A. Вайнфельд. СПб.: Детство — Пресс, 2000. — 62 с.
- Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 5−6 лет Текст, ноты. / Авт.-сост. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, E.H. Соковнина. М.: Просвещение, 1983. — 94 с.
- Мясищев, В.Н. Психология отношений Текст). Избранные психологические труды. Под ред. A.A. Бодалева / В. Н. Мясищев. — Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. с. 162−167.
- Назайкинский, Е.В. О психологии восприятия музыки Текст. / Е. В. Назайкинский. — М.: Музыка, 1972. 383 с.
- Новикова, Г. П. Музыкальное воспитание дошкольников Текст.: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Г. П. Новикова. М.: Аркти, 2000. — 119 с.
- Недосека, О.Н. Особенности профессионального сознания воспитателя ДОУ Текст. / О. Н. Недосека. С-Пб: СПбГУПМ, 2000. -74 с.
- Ненашева, JI.А. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе Текст. / JI.A. Ненашева, Л. Г. Семушина. М.: Высшая школа, 1989. — 40 с.
- Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики Текст.: учебное пособие для студентов вузов / А. Б. Орлов. — М.: Academia, 2002. — 228 с.
- Осмоловская, Л. Роль музыкального руководителя в эстетическом воспитании детей Текст. // Дошкольное воспитание. — 1993. -№ 1.-С.55.
- Панько, Е.А. Психология труда воспитателя Текст. / Е. А. Панько. Минск: НИО МО Беларуси, 1993. — 93 с.
- Папкова, Р. О роли и обязанностях музыкального руководителя детского сада Текст. // Дошкольное воспитание. 1994. № 4. — с. 95.
- Петрушин, В.И. Музыкальная психология Текст. / В. И. Петрушин. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1997. -384 с.
- Педагогический энциклопедический словарь Текст. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — с. 14.
- Петрова, В.П. Музыкальные занятия Текст. // Дошкольное воспитание. — 1994. № 9. — с. 116.
- Петрова, В. П. Музыкальные занятия с малышами Текст, ноты. / В. П. Петрова. М.: Просвещение, 1993. — 94с.
- Печко, Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека Текст. / Л. П. Печко. М.: ВНМЦНТИ и КПР, 1991. — 24−36 с.
- Праздники и развлечения в детском саду Текст.: Пособие для воспитателя и муз. руководителя / Сост. С.И. Бекина- Общ. ред.
- Э.В. Соболевой. -М.: Просвещение, 1982.-320 с.
- Праслова, Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста Текст. / Г. А. Праслова — СПб: Детство-Пресс, 2005.-384 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду Текст. / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 3-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 208 с.
- Программы дошкольных образовательных учреждений Текст. / Сост. O.A. Соломенникова. -М.: Аркти, 2000. 47 с.
- Программы педагогических училищ. Музыка и методика музыкального воспитания в детском саду Текст. / И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комисарова и др. Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1987. -43 с.
- Радынова, О.П. Музыкальное воспитание детей: деятельность педагогического коллектива Текст. // Дошкольное воспитание. -1994. -№ ll.-c.50.
- Радынова, О.П. Слушаем музыку Текст. / О. П. Радынова. М.: Просвещение, 1990. — 287 с.
- Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников Текст.: пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. колледжей / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили. Под ред. О. П. Радыновой. М.: Просвещение, — 1994. — 223 с.
- Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей Текст.: В 2 частях / О. П. Радынова. М.: Гуманитарный изд. центр «Владос», 1997. — ч.1 — 608 е., ч.2 — 523 с.
- Радынова, О.П. Музыкальные шедевры Текст.: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста с методическими рекомендациями / О. П. Радынова. — М.: Изд-во Гном и Д, 1999.- 116 с.
- Радынова, О.П. Произведения классической музыки в работе с детьми Текст. // Дошкольное воспитание. 1991. — № 1,2, 10.
- Радынова, О.П. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников Текст, ноты. / О. П. Радынова, И. В. Груздова, JI.H. Комисарова. М.: Изд. Центр «Академия», 1999. -176с.
- Ражников, В.Г. Резервы музыкальной педагогики Текст. / В. Г. Ражников. М.: Знание, 1980. — 96 с.
- Рачина, Б.С. Путешествие в страну музыки Текст.: Учебно-методическое пособие / Б. С. Рачина. СПб: ГУПМ: Мим-Экспресс, 1997.-84 с.
- Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду Текст, ноты.: конспекты занятий и сценарии праздников / Составитель М. А. Домина. Владимир: Владимирский обл. инст. Усоверш. Учителей, 1995. — 184 с.
- Рубинштейн, М.М. Эстетическое воспитание детей Текст. / М. М. Рубинштейн. М.: Думнов, 1924. — с 43.
- Русяйкина, Т.О. О совместной работе музыкального руководителя и воспитателя Текст. // Дошкольное воспитание. — 1980.- № 1.-С.89.
- Сборник примерных программ по циклу музыкальных дисциплин Текст. // Авторы составители: Л. С. Кулик, В. И. Портников, Л. Ф. Проваторова, О. Л. Сергеева, O.A. Щербань. — М.: МКО, 1997.-83 с.
- Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР Текст. -М.: Просвещение, 1948. 75 с.
- Свентицкая, М.Х. Наш детский сад Текст. / М. Х. Свентицкая. -М.: Новая Москва, 1924. 255 с.
- Секачев, В.Ю. Краткий педагогический словарь Текст.: учебное справочное пособие / Авторы составители: Г. А. Андреева, Г. С. Вяликова, И. А. Тютькова. — М.: Институт гуманитарных исследований, 2005.-181 с.
- Сергеев, В.Т. Методические рекомендации к использованию профессиограммы учителя начальных классов по музыкально-эстетическому воспитанию детей Текст. / В. Т. Сергеев. Киев: КГПИ им. A.M. Горького, 1978. — с 32−36.
- Середина, О., Никишина, В. Нужны специалисты в детском саду Текст. // Дошкольное воспитание. 1977. — № 3. — с. 78—80.
- Сластенин, В.А. Педагогика Текст.: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
- Смелкова, З.Н. Педагогическое общение. Теория и практика учебного диалога Текст. / З. Н. Смелкова. М.: Флинта: Наука, 1999. -с. 18−23.
- Соловьева, О. Музыка в повседневной жизни детского сада Текст. // Дошкольное воспитание. 1982. — № 5. — с. 87.
- Степин, B.C. Философия науки и техники Текст. / B.C. Степин. -М.: Контакт-Альфа, 1995. с. 287- 291.
- Стеркина, Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения Текст. //Дошкольное воспитание. —1996. -№ 6.- с. 2−7.
- Стеркина, Р.Б. Проблемы межпрофессионального общения в современном детском саду Текст. // Дошкольное воспитание. — 2002. № 8. — с. 76−88.
- Собкин, B.C. Воспитатель детского сада: жизненные ценности и профессиональные ориентации Текст.: По материалам социологических исследований / B.C. Собкин, Е. М. Марич. М.: Центр социологии образования РАО, 2000. — 88 с.
- Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям Текст. /В.А. Сухомлинский. — Киев: Радянська школа, 1972. — с. 60−71.
- Тарасов, Г. С. Психология музыкальных способностей Текст. III Спутник учителя музыки. -1993. 125 с.
- Тарасова, К.В. Дети слушают музыку Текст, ноты.: методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки / К. В. Тарасова, Т. Г. Рубан. М.: Мозаика-Синтез, 2001.-128 с.
- Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей Текст. / К. В. Тарасова. М.: Педагогика, 1988. — 189 с.
- Тарасова, Т. Профессия музыкальный руководитель Текст. // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 11.- с. 73−77.
- Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей Текст.: Избр. труды: В 2 т.7 Б. М. Теплов. М.: Наука, 1985. — Т. 1. — 356 с.
- Тимофеева, JL, Чанчикова, Н. К вопросу о предметном обучении Текст. // Дошкольное воспитание. 1997. — № 3. — с.77−78.
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении Текст. // Вестник образования. 1995. — № 10. — с 8−11.
- Тютюнникова, Т.Э. И швец, и жнец, и на дуде игрец Текст. // Музыкальный руководитель. 2004. — № 4. — с.85−86.
- Тютюнникова, Т.Э. Труппа или группа Текст. // Дошкольное воспитание. 2000. — № 7. — с. 78−79.
- Ухабина, Е.П. Воспитатели и дополнительные специалисты: возможности интеграции Текст. // Вестник Университета Российской академии образования. 1998. — № 2. — с.21−26.
- Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 3−5 лет Текст, ноты. / Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1986. — 87 с.
- Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 5−6 лет Текст, ноты. / Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. — 94 с.
- Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 6−7 лет Текст, ноты. / Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. — 90 с.
- Ушинский, К.Д. Воспитание человека Текст.: избранное / К. Д. Ушинский. Составитель С. Ф. Егоров. М.: Карапуз, 2000. — с.63−64.
- Челышева, Т.В. Основы художественной культуры. Мировая художественная культура Текст. / Т. В. Челышева, Ю.В. Янике- М.: Просвещение, 1999.- 113 с.
- Чичерина, Н. Музыка в жизни младенца (Текст) // Дошкольное воспитание. 1990. — № 12. — с.57−59.
- Философский словарь Текст. / Под ред. И. Т. Фролова М.: Политиздат, 1991. — с.223.
- Философский энциклопедический словарь Текст. / Ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.: Инфра-М, 2001. -с.88.
- Франио, Г. А. Методическое пособие по ритмике Текст, ноты. / Г. А. Франио, И. С. Лифиц. -М.: Музыка, 1995. 123 с.
- Фридкин, Г. А. Практическое руководство по музыкальной грамоте Текст. / Г. А. Фридкин. М.: Музыка, 1994. — 294 с.
- Халабузарь, П. В. Теория и методика музыкального воспитания Текст.: Учебное пособие / П. В. Халабузарь П.В., B.C. Попов. СПб.: Изд-во «Лань», 2000. — 224 с.
- Школяр, Л.В. Теория и методика музыкального образования детей Текст.: научно-методическое пособие / Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская, Е. О. Усачева, В. В. Медушевский, В. А. Школяр. М.: Вента-Граф, 1998. — 324 с.
- Шацкая, В.Н. Музыка в детском саду Текст. / В. Н. Шацкая. -Пг.: Госиздат, 1923. 78 с.
- Шацкая, В.Н. Музыкальная работа и быт детей Текст. // Этапы новой школы: Сб. под ред. С. Т. Шацкого. 1923. — с. 82 — 100.
- Шацкая, В.Н. Становление теории и практики музыкально-эстетического воспитания в нашей стране Текст. // Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. — 1975. — 36 с.
- Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа Текст, ноты. / Ред.-сост. Л. А. Боренбойм. М.: Советский композитор, 1978. — 132 с.
- Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах Текст.: Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. — Воронеж: МОДЭК, 2001. с. 246−313.
- Ядэшко, В.И. Подготовка студентов по предметам эстетического цикла Текст. // Дошкольное воспитание. 1981. — № 1. с. 61 — 66.1. Анкета
- Музыкальный опыт воспитателя и самооценка его деятельности по музыкальному развитию дошкольников 1. Какое образовательное учреждение Вы закончили, год окончания?
- Какие навыки музыкального исполнительства имеете (играете на музыкальных инструментах, поете, танцуете) и где их получили?
- Какой музыке (классической, народной, эстрадной) отдаете предпочтение вообще и в различных ситуациях?
- Где чаще всего вы слушаете музыку (в концертном зале- дома из телепередач- дома, пользуясь собственной фонотекой)?
- Назовите Ваши любимые произведения классической, народной, эстрадной музыки. Обоснуйте Ваш выбор.
- Какую роль Вы отводите музыке в воспитании ребенка-дошкольника? Почему?
- Как осуществляется ваше взаимодействие с музыкальным руководителем?
- Достаточно ли, на ваш взгляд, музыкальных занятий для полноценного музыкального развития детей?
- Какие еще формы организации музыкальной деятельности дошкольников используются в Вашем ДОУ?
- Музыкальный руководитель в детском саду и его взаимодействие с воспитателями в процессе музыкального развития дошкольников
- Какое учебное заведение Вы окончили, год окончания?
- Какую Программу музыкального развития дошкольников Вы используете в своей работе? Обоснуйте Ваш выбор.
- Как Вы оцениваете свои исполнительские навыки (игру на инструменте, пение, музыкально-ритмические навыки)?
- Назовите несколько музыкальных произведений из раздела «Слушание музыки», которые Вы исполняете?
- Работаете ли Вы над поддержанием и повышением своей профессиональной исполнительской «формы»?
- Как осуществляется Ваше взаимодействие с воспитателями на музыкальном занятии?
- Какие еще формы организации музыкальной деятельности дошкольников используются в детском саду?
- Какой, на Ваш взгляд, уровень музыкально-педагогической грамотности современного воспитателя (исполнительских навыков, знаний о музыке как виде искусства, композиторах, исполнителях, жанрах и т. д.)?
- Какова, по-Вашему, роль воспитателя в музыкальном развитии дошкольников?
- Занятие с детьми младшего дошкольного возраста
- Задачи: развитие музыкального восприятия, творческого воображения- формирование музыкально-ритмических навыков.
- Оборудование: фортепиано, металлофон, детские стульчики. Ход занятия: Домики — стулья расположены полукругом на небольшом расстоянии друг от друга. Дети сидят на стульчиках. Рядом с детьми -воспитатель.
- Музыкальный руководитель: Скажите, дети, какое сейчас время года? Дети: Осень.
- Музыкальный руководитель: Осенью часто идет дождь: «кап кап». Послушайте, я сыграю вам на металлофоне, как стучат капельки дождя. (Играет). Давайте спрячемся от дождя в домики! Бегите за свои стульчики! Дети и воспитатель прячутся.
- Музыкальный руководитель: Снова выглянуло солнышко! Выходите на улицу!
- Поет): Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнатку. Мы захлопали в ладоши, Очень рады солнышку! А теперь давайте плясать! Вставайте в круг!
- Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Композитор Антонио Вивальди»
- Задачи: развитие музыкального восприятия, формирование представлений детей о музыкальных жанрах, композиторах.
- Оборудование: магнитофон, запись Концерта «Весна» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди, портрет композитора.1. Ход беседы:
- Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами будем слушать музыку замечательного итальянского композитора Антонио Вивальди. Он жил давно-давно и был не только композитором, но и великим скрипачом. (Демонстрируется портрет композитора).
- Вивальди сочинил много музыкальных произведений. Среди них — четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года»: Концерт «Зима», Концерт «Весна», Концерты «Лето» и «Осень».
- Послушайте фрагмент Концерта Антонио Вивальди «Весна» для скрипки с оркестром и скажите, что вы почувствовали, слушая эту музыку.
- Звучит фрагмент Концерта. Дети делятся впечатлениями об услышанной музыке.)
- Развлечение с детьми среднего дошкольного возраста1. В старину."
- Задачи: развитие музыкального восприятия, формирование представлений о жанрах народного искусства, активизация творческой деятельности детей в музыкально-ритмических движениях.
- Оборудование: запись музыкального произведения в исполнении оркестра русских народных инструментов, иллюстрации. Ход развлечения:
- А еще в старину придумывали интересные игры. Хотите, я научу вас одной из них? Игра называется «Ворон». Вставайте в круг!
- Проводится русская народная игра «Ворон». Музыкальный руководитель рассказывает правила игры, воспитатель выступает в роли Ворона.
- Подводится итог занятия: музыкальный руководитель и воспитатель благодарят детей за то, что они весело играли и плясали.)
- Тесты «Музыкальная культура воспитателя. Уровни развития"1 уровень репродуктивный1. Задание Эталон Р
- Назовите авторов данных произведений 8)6
- Органная токката и фуга (ре минор) а) В. А. Моцарт 9) г2. „Пер Гюнт“ б) И. С. Бах 10) в3. „Сказки венского леса“ в) И. Штраус 11) а 84. „Реквием“ г) Э. Григ 12) а
- Симфония № 40 (соль минор) д) П. И. Чайковский 13) ж
- Музыкальные иллюстрации к е) М. И. Глинкаповести А. С. Пушкина „Метель“ ж) Г. Свиридов 7. Романс „Не искушай“
- Первый концерт для фортепиано с оркестром
- Является ли органное творчество И. С. Баха наиболее Да 1полным выражением глубины мысли и чувств композитора? да, нет)
- Творчество каких композиторов принадлежит к течениюромантизм»? а)-а) И. С. Бах б) +б) Ф. Шуберт в) — 5в) В. А. Моцарт г) +г) Ф. Шопен д)-д) И. Бортнянский
- Какой сонате Л. В. Бетховена дал название немецкий поэт а) — 21. Рельштаб? б) +а) сонате № 8 «Патетическая» б) сонате № 14 «Лунная»
- Кто входил в кружок музыкантов, известных под названием1. Могучая кучка"? а)-а) М. И. Глинка б)+б) М. А. Балакирев в)-в) П. И. Чайковский г)+г) М. П. Мусоргский д)+ 8д) H.A. Римский-Корсаков е)-е) C.B. Рахманинов ж)+ж) Ц. А Кюи з)+з) А.П. Бородин
- Назовите авторов опер: 1) в1."Евгений Онегин" а) А. П. Бородин. 2) Д2."Снегурочка" б) С. С. Прокофьев 3) а 53."Князь Игорь" в) П. И. Чайковский 4) г4."Борис Годунов" г) М. П. Мусоргский 5)65."Война и мир" д) Н.А. Римский-Корсаков
- К каким жанрам обращался в своём творчестве П.И.1. Чайковский? отберите верные ответы) а) опера а)+б) балет б)+в) симфония в)+ 7г) инструментальный концерт г)+д)романс д)+е) увертюра е)+ж)водевиль ж) —
- Использовал ли П. И. Чайковский в своём творчестве да 1народные мелодии? да, нет)
- Какие черты музыки C.B. Рахманинова Вы выделили быкак наиболее характерные? а) мужественная сила а)+б) колокольность б)+в) легкость, воздушность в) — 4г) широта, напевность Г)+
- Что является характерной чертой джазовой музыки? а) — 2а) строгость форм и гармонии б)+б) импровизация
- Назовите русского певца- баса, исполнителя русскихнародных песен, оперных партий Мефистофеля из оперы
- Ш. Гуно «Фауст», Мельника из оперы А. Дагромыжского1. Русалка" и т. д. а) +а) Ф. Шаляпин б) — 3б) И. Козловский в)-в) С. Лемешев
- Уровень репродуктивно-поисковый1. Задание Эталон Р
- Перечислите основные группы инструментов 1) Струнныесимфонического оркестра смычковые2. Деревянные1.2).3).4). духовые 43. Медныедуховые4. ударные
- В каких операх М. И. Глинки 1) «Иван Сусанин"выражены высокие идеалы русского искусства? 2) „Руслан и 21.2). Людмила“
- Как называется момент наибольшего Кульминацияэмоционального напряжения в музыкальном 1произведении? 1. баян
- Перечислите основные инструменты оркестра 2) домбрарусских народных инструментов 3) балалайка 44. ударные1. 2). 3). 4). 1. VII симфония
- В какой симфонии Д. Шостаковича поднята тема (Ленинградская) 1борьбы против фашизма? 1. С.С. Прокофьев
- Кто автор симфонической сказки „Петя и волк“? 11. песня
- Назовите основные бытовые жанры музыки 2) танец3. марш →трехчастная форма
- Какая форма музыкального произведения 1соответствует схеме А+В+С?
- Уровень — продуктивная творческая деятельность1. Задание Эталон
- Изложение темы „Металлофон“ в учебном пособии для индивидуального обучения музыке студентов педагогического колледжа „Музыкальная тетрадь будущего воспитателя детского сада"1. Металлофон
- Музыкальная сказка „Полезная песня“
- Был жаркий летний день. Дятел сидел на стволе большого развесистого дерева и стучал по коре: стук молоточка по деревянной поверхности металлофона) Он уничтожал вредных жучков.
- Но вот прилетела кукушка, села на соседней ветке и закуковала: (подражая голосу кукушки, извлекать на металлофоне звуки „соль“ и „ми“)
- Что ты все стучишь, да стучишь? Только лесную музыку портишь! Лучше бы послушал, как другие птицы поют!“
- Но дятел продолжал стучать (стук дятла)
- Кукушка не унималась: „И какой толк от твоей песни? Вот я: хоть пою и не как соловей, но песня моя из двух нот сложена!“ И она снова закуковала: (песенка кукушки).
- Потом кукушка вспорхнула и улетела, а стук дятла еще долго раздавался по лесу. И хотя его песня была лишь на одном звуке, это была полезная песня ведь дятел спасал дерево от вредных насекомых!
- Локальная модель педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении
- Возрастная группа — средний дошкольный возраст. Календарное время сентябрь, октябрь.
- Слушание-восприятие музыкальных произведений, выполняющихсигнальные функции
- Музыкальный репертуар Блок педагогического процесса Зона деятельности педагогов (музыкального руководителя, воспитателя)
- Упражнения на развитие слуха и голоса Е. Теличеева. „Колыбельная — Р. н. п. „Гуси“, „Качели“, „Дождик“, „Андрей-воробей“ — 2 блок (индивидуальная и подгрупповая работа) Воспитатель, Музыкальный руководитель -совместная деятельность
- Песенное творчество Программное содержание: побуждать детей импровизировать интонацию плясовой- предлагать односложные ответы на музыкальныевопросы- развивать предпосылки творческих проявлений.
- Раздел „Музыкально-ритмические движения“ Упражнения без музыки Программное содержание: учить координировать движения рук и ногпри ходьбе- развивать мышцы ног, плечевого пояса- развивать кисти рук.1. Зона деятельности
- Музыкальный Блок педагоговрепертуар и задания педагогического (музыкальногопроцесса руководителя, воспитателя) — „Тик-так“, — „Пружинка“, — „Твердые и мягкие ножки“, — „Болтаем ножками“,
- Поднимать и опускать плечи“, — „Сгибание кистей вниз и вверх"2 блок (упражнения в группе, на прогулке)
- Воспитатель работает над упражнениями
- Упражнения с музыкальным сопровождением Программное содержание: учить реагировать на начало и окончание звучания музыки, передавать в движении различный ее характер- учить самостоятельно ориентироваться в пространстве- развивать гибкость и пластику рук.
- Программное содержание: развивать память детей- учить преодолевать двигательный автоматизм- развивать выразительность жеста- учить выражать страдание, гнев, другие эмоции- отображать положительные и отрицательные черты характера.1. Зона деятельности
- Музыкальные игры Программное содержание: учить менять характер движений в соответствии с изменением характера музыки- выполнять движения в соответствии со словами потешки- передавать хлопками и притопамиритмический рисунок, динамические оттенки.
- Программное содержание: самостоятельно начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки- реагировать на смену частей музыкальной формы- упражнять в несложных плясовых движениях, учитьпередавать их выразительно и эмоционально.
- Воспитатель — работа над движениями
- Игровое и танцевальное творчество Программное содержание раздела: побуждать детей выразительно передавать игровой образ- побуждать импровизировать танцевальныедвижения, составлять небольшие музыкальные композиции.
- Раздел „Музыкально-дидактические игры“ Программное содержание: формировать звуковысотный слух, развивать восприятие октавы, септимы, формировать ритмическоевосприятие, восприятие динамики звучания.
- Музыкальные листочки“ занятие или занятие по руководительритмике) исполнение нафортепиано, работа наддвижениями1. Воспитатель — работанад движениями
- Раздел „Приобщение к игре на инструментах“ Программное содержание: ритмично звенеть погремушками, легко встряхивая одной кистью- играть поочередно подгруппами и в ансамбле-
- Дневник музыкальной деятельности студентки дошкольного отделенияэкспериментальная группа) в период преддипломной практики
- Время проведения практики: с 16 марта по 12 апреля 2007 года Возрастная группа детей: старший дошкольный возраст
- Взаимодействие с музыкальным руководителем во время практики: проведение бесед, консультаций
- Деятельность практиканта по музыкальному развитиюдошкольников
- Совместная деятельность воспитателя сдетьми (дидактическая игра)1. Музыкальное занятие29.03.30.03.1. Занятие по развитию речи1. Музыкальное занятие
- Музыкально дидактическая игра с ширмой для развития тембрового слуха „Угадай, какой инструмент звучит“ (использовались: металлофон, барабан, румба, бубен, кастаньеты). Проводилась воспитателем в группе во второй половине дня.
- Слушание восприятие: Д. Шостакович. „Марш“, Д. Кабалевский. „Вальс“ (музыкальный руководитель — исполнение, воспитатель — слушание и анализ вместе с детьми)
- Чтение „Сказки о царе Салтане“ А. С. Пушкина с прослушиванием фрагмента „Белка“ из одноименной оперы Н. А. Римского — Корсакова.
- Совместная деятельность воспитателя с детьми1. Музыкальное занятие07.04.10 104.
- Слушание — восприятие: Н. А. Римский-Корсаков. Фрагменты оперы „Сказка о царе Салтане“ („Три чуда“) (совместное прослушивание в записи и анализ) —
- Поздравление с днем рождения ребенка. Проведение хоровода „Каравай“ в группе
- Приобщение детей к игре на инструментах: „Лиса“. Русская народная попевка, обработка В. Попова (музыкальный- руководитель исполнение на фортепиано, воспитатель- игра на треугольнике и пение) —
- Развлечение „Весеннее настроение“, проводилось во второй половине дня.
- План проведения: 1. Стихотворение о весне- 2. Прослушивание пьесы П. И. Чайковского „Подснежник“ в записи- 3. Музьпсально-ритмическое творчество детей на основе прослушанной музыки
- Слушание — восприятие: П. И. Чайковский.
- Неаполитанская песенка» (музыкальныйруководитель исполнение, воспитатель — слушание и анализ вместе с детьми)
- Пение: А. Аверкин, и. Векшегонова. «Детский сад», разучивание песни (воспитатель — пение, музыкальный руководитель аккомпанемент) — В. Иванников, Н. Берендгоф. «Песня солнышку» (совместное пение) —
- Ритмика: «Игра с бубнами». Польская народная мелодия, обработка В. Агафонникова (музыкальный руководитель — исполнение на фортепиано, воспитатель в роли ведущего)