Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Межличностные нравственные отношения в конфликтных ситуациях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При всем многообразии и многогранности межличностные отношения в главном своем содержании регулируются нравственным сознанием людей. Наиболее общим воплощением этого сознания является нравственный идеал, выражаемый в понятиях добра и справедливости, которые конкретизируются, с одной стороны, в нравственных критериях и оценках, составляющих оценочную область морали, с другой — в нравственных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социально-исторические факторы изменения критериев оценок межличностно-нравственных отношений
    • 1. 1. Методологические ориентации исследования. Сущность межличностного конфликта
  • Основные подходы
    • 1. 2. Теоретические аспекты проблемы межличностных отношений
    • 1. 3. Основные характеристики нравственной сферы личности
  • Глава 2. Нравственные ориентации индивида в условиях трансформации российского общества
    • 2. 1. Эмпирические аспекты межличностных нравственных отношений в переходном обществе
    • 2. 2. Новые формы нравственной ориентации личности в современном российском обществе
    • 2. 3. Перспективы развития межличностной духовно-нравственной ориентации личности

Межличностные нравственные отношения в конфликтных ситуациях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Интерес к проблемам межличностных отношений, конфликта и нравственности обнаруживается во многих отраслях научного знания. Кто станет оспаривать утверждение, что конфликт в межличностных отношениях — это то, без чего немыслима жизнь человеческая. В немалой степени этот все возрастающий интерес связан и с ростом напряженности в разных сферах социального взаимодействия, с острой потребностью и отдельных людей и различных общественных структур в разрешении конфликтов.

Между тем, предметом глубокого и специального философского рассмотрения, исследования с учетом принципа историзма конфликт является довольно редко. В настоящее время в большей степени проблемы конфликта изучаются психологами, социологами, отмечающими, например, влияние негативных трансформаций на динамику роста числа социальных конфликтов в обществе, на формирование деструктивных типов поведения, на нравственное состояние общества в целом.

Социально-философские исследования, включая изучение психолого-философского материала, способствуют созданию целостной и динамичной картины воззрений на конфликт и нравственное поведение в нем. Социально-философский подход в вопросах изучения конфликта и межличностных нравственных отношений обусловлен уже самим предметом исследования, таким глубинным и объемным подходом к нему, при котором конфликт характеризуется как неотъемлемая часть человеческой жизни, «предельный случай обострения противоречия» [34- 13], «важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия» [47- 94], закономерная и естественная характеристика социальных отношений.

Лишь осознав специфику философского и научного осмысления конфликта, при котором он обнаруживает себя в «борьбе» его разных сторон, которая завершается разрешением, или снятием противоречия. Отличие конфликта от противоречия в том и заключается, что конфликт требует наличия субъекта, предполагает возможность активных и осознанных действий между субъектами. Таким образом, конфликт является неотъемлемой частью межличностных отношений, выполняющий одну из важнейших функций общества — способствует константности социального целого и содержит в себе позитивные возможности, стимулируя изменения, которые, в свою очередь открывают возможность выхода на новый уровень отношений. Без конфликта общественного бытия нет и быть не может, так как по своей сути оно представляет собой непрерывный процесс возникновения и разрешения разного рода противоречий личностей и социальных групп. Общение в конфликтных ситуациях, когда цели участников становятся несовместимыми и противоречивыми, актуализирует этический аспект, который, в свою очередь, всегда присутствует в межличностном взаимодействии. Характер такого сложного человеческого и социального явления как конфликт определяется общественно-экономическими, историческими, национальными и другими условиями.

Следует отметить, что мало философских работ, посвященных проблеме конфликта. Возможно, это связано с тем, конфликт в межличностных отношениях относится философами к особой сфере приватности и чувств, изолированной от общества. Почти любой конфликт, так или иначе, затрагивает нравственные представления: о добре и зле, правильном и неправильном поведении, чести и достоинстве, справедливости и порядочности, вознаграждении и наказании и т. д.

Многогранность межличностных отношений обязывает к комплексному изучению взаимоотношений между людьми, которые носят избирательный характер и определяются потребностями человека. Многие исследователи отмечают важность изучения взаимосвязи, взаимовлияния межличностных отношений и индивидуальных особенностей личности. Мир отношений — это непрерывный процесс становления отношений между людьми и действительностью, которая обусловливает характер, направленность, особенности этих отношений.

Межличностные отношения — это высшая, свойственная только человеку форма психологических отношенийэто эмоциональные отношения людей в процессе общенияэто форма связи и общения индивидов, взаимодействующих в коллективе в процессе их совместной жизнедеятельности.

Проблема влияния межличностных отношений на нравственное поведение в конфликтной ситуации, на наш взгляд актуальна сегодня в связи с фундаментальными преобразованиями в нашем обществе, когда многие социальные процессы проявляются в измененном виде: темпы жизни, условия в экономической сфере, научно-технический прогресс, динамика социальной активности людей и т. д.

Все это создает новые формы и новый стиль современной жизни людей, включая взаимоотношения в коллективе, поведение, личностные особенности. Современные исследования показывают необходимость изучения влияния межличностных отношений на формирование многих важных личностных характеристик, состояний и свойств личности, психологических процессов, которые происходят на протяжении жизни человека и зависят от возрастных особенностей. Исследование закономерных связей между разноуровневыми структурами, в частности, между конфликтом и межличностными отношениями, является самостоятельной задачей, имеющей как теоретическое, так и практическое значение. Проблема взаимосвязи конфликта и нравственных межличностных отношений достаточно актуальна, однако работ, посвященных ее изучению, недостаточно.

Важнейшие мегатенденции современной цивилизации — стремление к индивидуализации и личностной самореализации человека. В новых социальных условиях в обществе создается новый тип поведения, который сформировал соответствующий набор личностных качеств. Перед человеком встала проблема соотнесения путей самореализации с бытием социума. В этих условиях резко возрастают требования к духовному становлению подрастающего поколения, обусловленные диалектическим процессом общественного развития. Прогресс общества оказывается все более связанным с постоянным формированием человека как субъекта развития на всем протяжении его жизни.

Актуальность исследования заключается в экспликации и тематизации таких проблем, как:

— анализ исторического пути изучения проблемы конфликта в контексте философского, психологического и социологического подходов;

— исследование эволюции социального конфликта в российском обществе на рубеже XX—XXI вв. на развитие межличностных нравственных отношений в современных социально-экономических условиях;

— разработка теоретических и методологических основ, приоритетных направлений реализации системы формирования духовно богатой личности.

Исследование межличностных нравственных отношений в конфликтной ситуации необходимо по следующим причинам:

— история развития человечества показывает, что до сих пор ни одно общество не могло обойтись без решения проблемы конфликта, который выступал в роли исполнителя некоторых специфических социальных заказов социума;

— состояние сознания, духовного мира и нравственные ценности участников конфликтной ситуации имеет значение для ее возникновения, протекания и разрешения;

— конфликт выполняет одну из важнейших функций общества — способствует константности социального целого и содержит в себе позитивные возможности, стимулируя изменения;

— социальный заказ, который стоит сегодня перед образовательными институтами, можно сформулировать как формирование нравственной, инициативной, предприимчивой, самостоятельной личности, обладающей общекультурной компетентностью, ответственной за общезначимые (кардинальные) ценности, открытой для постоянного самообразования, готовой к новациям и изменениям, способной свободно самоопределяться в культурном пространстве ценностей;

Степень изученности проблемы.

Конфликт как явление во все времена занимал умы философов, но только в Новое время появляется научно обоснованный подход к изучению конфликтов. Лишь в XX столетии стали появляться исследования, в которых конфликт осмысливается как социально-философская категория, прямо или опосредованно определяющая связи «личность-личность» и «личность-общество». Список наиболее значимых работ в этой области открывается работами М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Маркса, Г. Зиммеля, Л. фон Штейна, Л. Козера, К. Боулдинга, Р. Дарендорфа, Л. Крисберга, Р. Мака, Р. Снайдера, Р. Коллинза, Л. Раппопорта и др. Они заложили основы изучения конфликта и конфликтологии. Ими была зафиксирована роль конфликтов как стимуляторов прогресса, коэффициентов улучшения социальных структур, общественных отношений и институтов, как форм общественной жизни и деятельности, способных выступать в значении позитивного средства интеграции и стабилизации социальной системы. В основе изучения конфликтов лежит учение о противоречии, которое существует более двух тысячелетий и восходит к идеям Гераклита о противоречиях как источнике, движущей силе непрерывных изменений мира. Описание признаков конфликта соответствует пониманию противоречия Гегелем.

В психологии основы понимания проблемы конфликта были заложены 3. Фрейдом, К. Хорни, А. Адлером, Л. Берковиц, М. Дойч, М. Шерифом, К. Левином.

Развитие теоретической мысли в отечественной науке долгое время было заторможено в связи с тезисом о бесконфликтном бытии общества. Среди отечественных исследователей конфликта можно назвать Н. В. Гришину, Я. Л. Коломинского, Б. И. Хасан, А. Я. Анцупова, А. И. Шипилова, С. Л. Братченко, А. А. Гостева, А. Г. Здравомыслова, А. И. Донцова, Т. А. Полозову, А. Н. Чумикова, А. К. Зайцева, Ю. Т. Запрудского, Ф. М. Бородкина, Н. М. Коряк, А. В. Дмитриева, В. Н. Кудрявцева, С. В. Кудрявцева.

Конфликт как явление российской действительности был «открыт» нашими исследователями совсем недавно. За короткий срок поток конфликтологической литературы резко возрос. В основном, рассматривается проблема «вообще конфликта», между тем природа конфликта и нравственных отношений обладают существенной спецификой и поэтому большой объем литературы по вопросу конфликта не удовлетворяет потребностей, возникающих при решении проблем нашего исследования.

Конфликт в исследовательских работах рассматривается по нескольким векторам: 1) влияние конфликтных явлений и отношений на социальные структуры и межсубъектные отношения, и 2) изучение и понимание конфликта необходимо для преодоления напряженности в обществе.

Конфликт стал предметом пристального внимания философов, историков, психологов, социологов, педагогов. Однако, если психологи исследовали конфликт с точки зрения потребности людей в системе управления конфликтом и психологической помощи в конфликтных ситуациях (B.C. Агеев, А. И. Пригожин, Г. М. Андреева, Т. А. Полозова и др.), то философы, рассуждая о конфликте, нередко сводили к размышлениям о критериях нравственного и безнравственного относительно межличностных отношений в конфликтных ситуациях. В своей работе автор опирался на концепции отечественных и зарубежных ученых, работы которых раскрывают различные стороны проблемы конфликтов, в особенности — межличностных конфликтов (Ф.М. Бородкин, M. J1. Гомелаури, О. Н. Громова, Н. В. Гришина, А. А. Ершов, Н. М. Коряк, JI. Козер, Д. Вольф, Дж. Гетцельс, Р. Дарендорф, Т. Парсонс, Т. Сарбин, С. Стоуффер, Дж. Тоби и др.).

Родоначальником в описании проблемы нарушений этических норм в межличностных отношениях на уровне поведения партнеров является Н. Макиавелли. Его заслугой стало появление термина «макиавеллизм», означающего пренебрежение нормами морали ради достижения своих целей. Подобные явления распространены в обществе. Однако во все времена были распространены и идеалы честных отношений. Важными всегда считались соображения милосердия и гуманности, чувство собственного достоинства и уважения к противнику. Выработанная человечеством этика честных отношений касалась, прежде всего, межличностных отношений. Серьезный удар по ней был нанесен внеличной этической ориентацией, когда человек оправдывал тот или иной свой поступок интересами дела. Приведенные примеры позволяют сделать вывод о том, что в противоречивых и в конфликтных ситуациях, где цели участников становятся либо несовместимыми, либо противоречивыми, актуализируется нравственный аспект, который всегда присутствует в межличностных отношениях.

Проблема формирования нравственности привлекает внимание ученых разных профилей: педагогов, психологов, философов, социологов, культурологов, врачей, которые рассматривают духовную культуру чаще всего через нравственное начало в развитии личности (Конфуций, Сенека, Аристотель, Спиноза, Гегель, Кант и др.).

Проблеме нравственного развития посвящены труды таких известных исследователей, как JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Н. Ананьев, Л. И. Божович, Д. И. Водзинский, А. И. Рувинский, И. О. Свадковский, И. Ф. Харламов и др. В трудах этих авторов раскрываются диалектика, сущность и логика процесса нравственного развитиядается анализ возрастных особенностей нравственного формирования личности.

Исследование духовности во всем ее разнообразии содержания и форм в русской культуре имеет давнюю традицию. В философии — это исследования B.C. Соловьева, С. Л. Франка, В. В. Розанова, Н. А. Бердяева, А. Ф. Лосева, Э. В. Ильенкова и многих других. В литературе — произведения Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, А. Н. Герцена, К. Д. Ушинского. Огромный вклад в теорию духовного становления и развития человека, его высших психических функций, в исследование проблем нравственного образования внесли психологи и педагоги Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д. Н. Узнадзе, П. Я. Гальперин, Д.Б. Эль-конин, В. В. Давыдов и др.

Рассматривая проблемы нравственности, мы опирались на теоретические разработки вопросов нравственности классиков отечественной этики.

A.А. Гусейнова, Р. Г. Апресяна, О. Г. Дробницкого и др.

Среди огромного количества психолого-педагогических и философских работ, посвященных различным аспектам культуры, осмысление проблемы нравственных отношений в конфликте практически отсутствует. В философии этот вид отношений все еще имеет неопределенный интуитивно постигаемый характер. В научной литературе на основе обобщения конкретных конфликтов выделяются различные модели развития конфликта и его разрешения. Отмечается, что конфликтное общение должно представлять собой открытый, честный и взаимно уважительный коммуникативный процесс. Достигается это, не в последнюю очередь, благодаря переговорам. Технология ведения переговоров зарекомендовала себя за рубежом как эффективное средство работы с конфликтом. Неоценимый вклад в его разработку внесли конфликтологи и профессиональные посредники из США, Австралии и Западной Европы (Г. Бройниг, Д. Дэна, Д. Колб, X. Корнелиус, Р. Коффин, В. Мастенбрук, Дж. Рубин, Р. Фишер, Ш. Фэйр, У. Юри, Д. Эртель и др.). Проблема ведения переговоров заинтересовала отечественных психологов и социологов. Следует отметить публикации В. И. Андреева, Е. И. Кимпеляйнен, Г. И. Козырева, М. М. Лебедевой, В. А. Соснина, В. Н. Шаленко и др.

Проблема межличностного общения в конфликтной ситуации не может быть решена без анализа работ представителей разных школ и направлений, выделяющих ключевую роль в формировании личности потребностей (C.J1. Рубинштейн, А. К. Ковалев, А. И. Божович, И. С. Неймарк,.

B.Э. Чудновский, Б. И. Додонов и др.), установок (Д.И. Узнадзе, А.С. Прангашвили), «значимости» (Н.Ф. Добрынин), «личностного смысла» (А.Н. Леонтьев, Б. В. Зейгарник, Б. С. Братусь, А. В. Петровский, А.Г. Асмолов), «мотива и смысла» (Ю.М. Забродин, Б.А. Сосновский).

Значительный вклад в разработку теории ценностей внесли американские и западно-европейские ученые: Т. Парсонс, Ю. Аллпорт, П. Верной, Ф. Адлер,.

М. Рокич и др. Теории ценностей посвящены и работы современных авторов: Н. Н. Андреевой, Н. Я. Голубковой, Л. Г. Новиковой, С. Ф. Анисимова, С. И. Григорьева, М. Н. Громова, А. Г. Здравомыслова, С. Н. Иконниковой, Г. В. Кузнецовой, Н. И. Лапина, A.M. Гендина, В. Т. Лисовского, В. Г. Немировского, М. Н. Руткевича, Л. Я. Рубина, М. Х. Титма, Л. К. Уледова, А. И. Шенурика, П. Н. Якобсона, В. А. Ядова и др.

В работах отечественных психологов прослеживается стремление исследовать характер личностных отношений в группе в зависимости не только от психологических, но и социальных факторов. Эта проблема получила дальнейшее развитие в трудах А. А. Бодалева, В. Ф. Ломова, П. И. Обозова, Б. Д. Парыгина, В. В. Богословского, И. П. Волкова, Я. Л. Коломинского, Т. Е. Конниковой, Г. Б. Ольшанского, А. В. Петровского, А. П. Просецкого,.

A.В. Маслихина, Г. В. Пурынычевой, Н. А. Исмукова и др., которые рассматривали межличностные отношения как социально детерминированные.

Проблема нравственных отношений между людьми в конфликтной ситуации тесно связана с проблемой семьи. Большинство современных авторов подчеркивают все возрастающую роль психотерапевтической функции семьи. Семья часто рассматривается как социализирующая структура, воспроизводящая человека не только как биологическую единицу, но как индивида с некоторым набором социальных, культурных, нравственных качеств. Именно поэтому социализирующая функция семьи на протяжении всей истории философии признается как одна из важнейших и востребованных обществом.

Выполнение семьей функции транслятора социокультурного кода общества в значительной степени способно влиять на динамику распространения и деструктивных, и девиантных явлений в социуме. Исследованием этих процессов еще в конце XIX — начале XX вв. занимались И. Сикорский, В. Бехтерев,.

B. Гальперин, В. Куфаев, Э. Дюркгейм и др. До сегодняшнего дня распространена точка зрения, связывающая рост алкоголизации, наркоманизации, криминализации, негативных демографических тенденций в обществе, в большей степени, с общественно-политическими и социально-экономическими факторами. В меньшей степени распространение девиантного поведения ставится в связь с трансформациями, наблюдаемыми в семье и семейных отношениях на протяжении всего XX столетия. Межличностные конфликты в семье достигают необычайной остроты. Зачастую индивиды не владеют технологией ведения конфликта, которая помогла бы им увидеть и осознать общие цели, даже когда интересы противоположны. Важно также умение держать конфликт под контролем.

Объект исследования — межличностные нравственные отношения в конфликтных ситуациях.

Предмет исследования — межличностные нравственные конфликты в период трансформации российского общества.

Цель и задачи исследования

Целью работы является социально-философское исследование нравственных отношений в конфликтных ситуациях на рубеже XX-XXI столетий, что конкретизируется в постановке следующих задач:

— исследовать историю, источник, структуру, функции и тенденции развития конфликта;

— определить на основе философского анализа понятий «конфликт», «нравственность», и «личность» суть нравственных отношений для развития личности и исследовать факторы и пути их формирования;

— выявить значение межличностных нравственных отношений в конфликтных ситуациях в решении проблемы духовного обогащения личности.

Методологическую базу исследования составляют такие фундаментальные принципы общенаучного метода, как принципы объективности и детерминизма, принципы целостности и историзма, закон единства и борьбы противоположностей, теория деятельностного и личностно-ориентированного подхода, мотивационная концепция конфликтного взаимодействия (М. Дойч, JI. Козер, А. Раппопорт и др.).

Научная новизна исследования заключается:

— в выборе и постановке проблемы взаимосвязи нравственных отношений между индивидами и поведением в конфликтной ситуации на современном этапе развития общества;

— в анализе новых личностных качеств, появление которых связано с нравственно-психологическим кризисом выживания в обществе с изменившимися социально-экономическими, гуманитарно-культурными реальностями;

— в обосновании толерантности как критерия нравственного поведения в конфликтной ситуации, пробуждающей уважение человеческого достоинства, гуманность, милосердие.

Положения, выносимые на защиту:

1. Конфликты в современном российском обществе возникают вследствие неудовлетворения потребностей, желаний, устремлений общающихся и взаимодействующих индивидов.

2. В новых социальных условиях в обществе создается и новый тип поведения, который сформировал соответствующий набор качеств. Перед 'человеком встала проблема соотнесения путей личностной самореализации с бытием социума. Нравственные нормы личности являются важнейшим условием устойчивости личности в кризисных ситуациях.

3. Для возникновения, протекания и разрешения конфликтной ситуации значимы состояние сознания, духовного мира, нравственные ценности участников конфликта. Принципами межличностных нравственных отношений являются принципы сохранения достоинства партнера по общению и толерантности.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что проведенный в диссертации анализ межличностных нравственных отношений в конфликтных ситуациях способствует углублению знаний о сущности нравственных отношений в конфликтных ситуациях, раскрывает основные аспекты этой проблемы на современном этапе российского общества. Результаты исследования могут быть использованы при чтении курсов социологии, этики, спецкурсов по проблемам социального конфликта.

Процессы успешной социализации и идентификации личности требуют стабильного ритма социальных отношений, предполагают долговременность межличностных отношений, направленность этих отношений не на индивидуалистические, например, гедонистические устремления, а на реализацию высших духовных ценностей. Социальное сиротство, девиантное поведение, подростковые суициды, социальная и школьная дезадаптация, детская проституция, наркомания, алкоголизм, преступность — это неполный перечень наблюдаемых сегодня асоциальных явлений в обществе, происхождение которых, не в последнюю очередь, обусловлено современным состоянием нравственности и ростом числа социальных конфликтов, неумением преодолевать конфликтные ситуации. Устранение названных проблем возможно лишь с воспитанием в обществе новой гуманистически-ориентированной ментальности, когда по-другому будут осмысливаться личность и ее развитие. Смысл жизни и источник самореализации будут состоять в соблюдении законов нравственности. Таким образом, актуальным станет развитие духовности личности: возвышенности мысли, ответственности, чувства долга, чуткости и терпимости, человеколюбия, на основе которых должны развиваться интеллект и профессиональные качества.

Этой практической, жизненно важной задачей в первую очередь и обусловливается требование серьезного научного и философского исследования проблемы нравственных межличностных отношений в конфликтной ситуации, включая ее современную эволюцию, а, следовательно, и актуальность избранной темы.

Поведение субъектов социального взаимодействия обусловлено механизмом двустороннего взаимовлияния объективных социальных ожиданий и субъективных свойств личности. Это означает, что динамика развития духовной жизни общества обусловлена сложным и противоречивым отношением между социальными ожиданиями общества в целом и ожиданиями конкретных социальных институтов, групп — с одной стороны, и комплексом индивидуальных черт личности — с другой. В связи с этим возникла необходимость разработки проблемы формирования нравственности как общего социокультурного феномена и ее проявлений в современной исторической ситуации. Это особенно важно в текущий период трансформации российского общества. Будучи необремененной прежними идеологическими догмами, устаревшими требованиями, новая личность не переживает внутриличностного конфликта, она активно отстаивает свои права на инициативу, самостоятельность, равноправность, часто вступая в конфликты с окружающей социальной средой.

В процессе освоения диссертационного материала автор прилагал усилия, пытаясь проникнуть во внутреннюю логику происходящих в обществе явлений, связанных с конфликтными отношениями и местом нравственности в них. Пытался проанализировать и проследить эволюцию межличностных отношений в течение последних десятилетий прошлого столетия и начала нового века, показать роль нравственных отношений в процессе обретения обществом статуса благополучного здорового государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Научные и практические исследования в области конфликта не нуждаются в доказательстве своей значимости и праве на существование. Ключевая идея нашего исследования связана с темой нравственности как универсального «средства», с помощью которого человек может решить свои проблемы в отношениях с другими людьми и самим собой. Торжество нравственных межличностных отношений поможет справиться с самыми сложными проблемами, стоящими перед обществом и отдельным человеком. В последние годы на арену социальной жизни выходят новые факторы. В этой связи принципиальным является формулирование представления о конфликте как о фундаментальной составляющей бытия человека. Не бегство от конфликта является способом решения проблем человека, а умение разрешить конфликт, который, в свою очередь, может стать источником личностного роста человека.

Конфликт — это социальное явление и характеризуется ценностно-нормативными свойствами. Он представляет форму человеческого взаимодействия, он естественен и неизбежен. В жизни социума, социальной общности, социальной группе и в межличностных отношениях он играет ряд позитивных функций, которые связаны с тем, что, будучи формой противоречия, конфликт является источником развития. Конфликт представляет собой сигнал к изменениям и предполагает возможность сближения, выполняя функцию сближения и снятия напряжения. Он несет в себе деструктивное начало и потому должен регулироваться. Важным является вывод о том, что конфликтом можно управлять.

Для возникновения, протекания и разрешения конфликтной ситуации значение имеет состояние сознания, духовного мира, нравственные ценности участников конфликта. Когда человек определяет ситуацию как конфликтную, он начинает вести себя в соответствии со своими представлениями о поведении в конфликте, на которые влияет социокультурная среда, с которой он себя идентифицирует. Решающее влияние на выбор модели поведения в межличностном конфликте оказывает сама личность — ее потребности, установки, образ мышления.

Философский аспект межличностных отношений в осмыслении жизни человека состоит в его стремлении стать источником самореализации для других людей, быть нужным людям. Ход развития личности, при этом, понимается как процесс социализации. Особая же роль отводится приспособлению и адаптации к среде. Отметим, что источники развития находятся внутри самого индивида.

В структуру личности в единстве входят биологические и социально-психологические характеристики. Это способности, потребности, интересы, знания, убеждения, идеалы, нормы, установки, мотивации, ценности и виды деятельности.

Гуманистическое развитие личности предполагает, что наиболее интенсивное и динамичное развитие личности происходит, когда удовлетворены базовые потребности личности: потребность в удовлетворяющих межличностных отношениях, потребность в самоактуализации и реализации своего творческого потенциала и потребность в познании в соответствии с индивидуальным образом мира. Межличностные отношения должны строится на основе таких качеств личности как возвышенность мысли, ответственность, чувство долга, честность, чуткость, терпимость, человеколюбие.

Взаимоотношения между людьми в обществе регулируются с помощью нравственных норм, мотивов деятельности и поведения человека, которые в значительной мере детерминируют стратегию и тактику поведения человека по отношению к другим в конфликтных ситуациях. Мораль соучаствует в социализации человека. Социализация в современной России происходит в условиях кризиса всей ценностно-нормативной системы. Стремительные социальные перемены, изменение убеждений, высокая социальная напряженность приводят к трудностям в идентичности и конфликтам.

Современное содержание духовно-нравственного воспитания в России претерпевает существенные изменения в связи переосмыслением духовных ценностей. Неизменным остается понятие нравственной культуры личности, представляющее собой такую характеристику ее нравственного развития, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношениях с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Ядром ориентации личности считается специфическое представление о жизненном успехе человека и связанные с ними ожидания и мечты.

Путь к решению проблемы общения в конфликтных ситуациях лежит через преобразование моральных стандартов, убеждений, базирующихся на чувстве общности. Средством может стать философское осмысление нравственной жизни в современном обществе.

Конфликт является неотъемлемым атрибутом жизни человека и общения между людьми. Нравственные отношения в конфликтных ситуациях должны стать стилем жизни, способом отношения к миру, искусством общения. Не конфликт может разрушить общение людей, а пренебрежение законами морали. Нравственность личности всегда связана с созидательными действиями человека, напряженной духовной жизнью, требующей постоянного труда и сформированной воли.

При всем многообразии и многогранности межличностные отношения в главном своем содержании регулируются нравственным сознанием людей. Наиболее общим воплощением этого сознания является нравственный идеал, выражаемый в понятиях добра и справедливости, которые конкретизируются, с одной стороны, в нравственных критериях и оценках, составляющих оценочную область морали, с другой — в нравственных принципах и нормах, составляющих ее практически действенную, нормативную область. Более того, современное устройство общественной и социальной жизни таково, что оно диктует индивиду внесемейное поведение, ориентирует на индивидуальные карьерные достижения, высокие ритмы социальных связей, индивидуализм. Зачастую, нравственные отношения становятся фактором, мешающим и отвлекающим от целенаправленного решения профессиональных планов и превращается в некую личностную ценность, роскошь. В тоже время в межличностных отношениях изменения происходят значительно консервативнее и медленнее, чем социально-экономическое развитие общества. В межличностных отношениях происходит осуществление общественного прогресса через нравственное обновление. В начале XXI столетия развитие межличностных отношений связано с влиянием крупных экономических, политических, национальных событий. Думается, что значительное возрождение нравственно-этических, общечеловеческих ценностей позволят обществу не только сохранить имеющиеся в его активе ресурсы, но и переработать и поставить себе на службу все положительное и важное, что способно укрепить его позиции. Однако это процессы значительно растянутые во времени, не видимые зрительно и проходящие сложными путями. То, что происходит с обществом сегодня, будет заметно отражаться на его состоянии, как в ближайшее время, так и в отдаленном будущем. Межличностные отношения как связующее звено между культурой, цивилизацией и обществом, своим типом определяют формирование личности.

Научная новизна проведенной работы заключается в актуализации исследования проблемы конфликта и межличностных нравственных отношений в системе ценностных ориентаций личности и общества как важнейшего элемента, который олицетворяет наиболее гуманистический подход к человеку.

Установлено, что конфликт представляет не деструктивный фактор, а источник личностного развития человека и общества в целом в современных условиях радикальной общественно-политической, социально-экономической и идеологической трансформаций.

В результате исследования выявлена степень зависимости процессов, происходящих в российском обществе на заре XXI столетия, от социально-экономических преобразований последнего десятилетия XX века в российском обществе в контексте общемировых тенденций.

Определено, что формирование нравственно-этических ориентаций личности хотя и находится в тесной взаимосвязи с конкретным социокультурным пространством, однако в силу консервативности отражает в большей степени идеализированные модели. Путь к решению проблемы общения в конфликтных ситуациях лежит через преобразование моральных стандартов, убеждений, базирующихся на чувстве общности. Нравственные отношения в конфликтных ситуациях должны стать стилем жизни, способом отношения к миру, искусством общения. Не конфликт может разрушить общение людей, а пренебрежение законами морали.

Теоретические положения и выводы диссертации могут быть использованы:

1) в подготовке спецкурсов и вузовских курсов по социальной философии, политологии, психологии, социологии, включающих тематику конфликтных отношений;

2) в дальнейших исследованиях по проблемам межличностных отношений в конфликтной ситуации в социальной философии, и в таких науках, как социология, политология и педагогика;

3) при разработке социальных программ, направленных на решение практических проблем в конфликтных ситуациях, связанных с тендерными, религиозными, этническими, национальными факторами групповой идентичности;

4) при разработке социально-педагогических программ по профилактике школьных конфликтов;

5) в разработке идеологии и концепций семейной политики.

По материалам диссертации были сделаны доклады на научных конференциях, методологических семинарах, «круглых столах», опубликованы теоретические статьи. Разработан и внедряется в учебный процесс спецкурс «Диалектика межличностной нравственной ориентации в условиях трансформации российского общества».

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.К. О понятии «ценность» //Вопросы философии. 2002. — № 2. -С.139−146.
  2. B.C. Психология межгрупповых отношений. М., 1983. — 144 с.
  3. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. — 339 с.
  4. .Г. Избранные психологические труды в 2-х т. Т.1. — М., 1980. -230 с.
  5. Е.А. Социальный статус и активность личности //Личность как объект и субъект социальных отношений. М., 1984. — 287 с.
  6. Г. Н. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000. — 288 с.
  7. А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М., 1999. — 551 с.
  8. Антология социальной работы в 3-х томах //Феноменология социальной патологии. Т. 2. М., 1995. — 255 с.
  9. Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 4. — М.: Мысль, 1983. — 830 с.
  10. В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977. — 382 с. П. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. — М., 1981.-340 с.
  11. О.А. Особенности злоупотребления подростками психоактивными веществами //Социальная и клиническая психиатрия. 1998. — № 1. — С. 4248.
  12. Н. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. — 174 с.
  13. Н.А. Судьба России. М., 1990. — 262 с.
  14. Бестужев-Лада И. В. Россия накануне XXI в. /1904−2004/ от колосса к коллапсу и обратно. М., 1997. — 190 с.
  15. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения //Психологические проблемы социальной регуляции поведения /Отв. ред. Е. В. Шорохова, М. И. Бобнева. М., 1976. — 213 с.
  16. В.В. Моральная прогностика: методология, способы, проблемы. -М.: Знание, 1986.-284 с.
  17. С.Л. Межличностный конфликт как общение //Конфликт в конструктивной психологии. Красноярск, 1990. — 240 с.
  18. Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. — 216 с.
  19. Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме: О проблемах взаимосвязи на пороге XXI века. //Философия образования. М., 1996.-С. 24.
  20. Г. И. Общественное сознание и институциональные перемены //Человек в переходном обществе. М., 1998. — 190 с.
  21. Введение в практическую социальную психологию /Под ред. Жукова Ю. М., Петровской Л. А., Соловьевой О. В. М.: «Смысл», 1996. — 373 с.
  22. Т.Н. Участие в третьем секторе как разновидность инновационной деятельности. Новосиб-к: ИЭИОПП, 1996. — 216 с.
  23. Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1974. — 376 с.
  24. Г. Сочинения в 14 т.-Т. 1.-М., 1968.-416 с.
  25. Г. Сочинения в 14 т. Т. 8. — М., 1968. — 450 с.
  26. Р. Конец нового времени //Вопросы философии. 1990. — № 4. -С. 127−163.
  27. Т. История и задачи гуманистической психологии //Вопросы психологии. 1998. -№ 4. — С. 23−30.
  28. З.Т. Динамика социоструктурной трансформации в России //Социологические исследования. 1998. -№ 10. — С.77−84.
  29. В.Б. Изменения семьи при капитализме /Семья как объект философского и социологического исследования. Л., 1974. — 116 с.
  30. А.С. Коррекция межличностных конфликтов в малых группах //Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений.-М., 1997.-215 с.
  31. А.А. Эволюция сознания в разрешении глобальных конфликтов (очерки по конфликтологии). М., 1993. — 336 с.
  32. Р.В. Потребности личности: программно-целевой подход. -Минск, 1978.-223 с.
  33. Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2003. — 464 с.
  34. А.А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. М.: Гардарика, 1998. — 472 с.
  35. Р. Элементы теории социального конфликта //Социологические исследования. 1994. — № 5. — С. 142−147.
  36. Г. Г. Проблема теории человеческих потребностей //Вопросы философии. 1976. — № 9. с. 30−37.
  37. А.В., Кудрявцев В. Н., Кудрявцев С. В. Введение в общую теорию конфликтов. М., 1993. — 364 с.
  38. А.И., Полозова Т. А. Проблема конфликта в западной социальной психологии //Психологический журнал. 1990. -№ 6. — С. 119−133.
  39. О.Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974. — 388 с.
  40. Д. Преодоление разногласий. Как улучшить взаимоотношения на работе и дома. СПб., 1994. — 138 с.
  41. Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. Учебное пособие. Л.: изд-воЛГУ, 1991.-106 с.
  42. B.C. Рынок и правовые конфликты //Рынок, право, мораль: Сб. на-учн. тр. Владимир, 1995. — С.55−79.
  43. Г. Г. Государственная политика как фактор алкоголизации населения //Социологические исследования. 1997. — № 4. — С. 117−121.
  44. Ю.А. Вызовы цивилизаций и опыт США. М., 1991. — 306 с.
  45. Ю.А. Личность в современной Америке. М., 1980. — 247 с.
  46. А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса /Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1996.-317 с.
  47. А.Г. Социология российского кризиса (ст. и докл. 90-х годов). -М., 1999.-352 с.
  48. И.Л., Беляева Е. В. Этика. М.: Тетра Системе, 2001. — 367 с.
  49. Ю.А. Исключение в исследовании проблем молодежи //Социологические исследования. 1998. -№ 8. — С. 50−55.
  50. Л.Г. Альфред Шюц и социология повседневности //Современная американская социология. М., 1994. — 341 с.
  51. А.В. «Абстрактное и конкретное» в диалектике единичного и общего //Потребительская кооперация социально-ориентированная система. Чебоксары: Чебоксар, кооп. ин-т. МУТТК, 1997. — С. 22−23.
  52. М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М., 1974.-328 с.
  53. О.М. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации//Социологические исследования. 1998. -№ 12. — С.42−44.
  54. Н.Р. Семья и социализация индивида /Семья и социальная структура социалистического общества. М., 1980. — 165 с.
  55. В.Е. Введение в социальную философию. М., 1999. — 180 с.
  56. Т.В., Степанова O.K. Подростки смутного времени (к проблеме социализации старшеклассников) //Социологические исследования. 1998. -№ 8.-С. 57−64.
  57. Н.А. Теоретические основы изучения духовности личности. — М.: РАГС, 1997.-214 с.
  58. Л.В. Социальная адаптация личности в условиях межкультурного общения: Автореф. дис. канд. культурол. наук /Гос. акад. славян, культуры. -М., 1999.-23 с.
  59. Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984. — 252 с.
  60. JT. Завершение конфликта //Социальный конфликт: современные исследования. Реферативный сборник. М., 1991. — С. 27−35.
  61. Кон И .С. Личность как субъект общественных отношений. М., 1965. -145 с.
  62. Кон И .С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984. — 335 с.
  63. Конфликты в современной России. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 344 с.
  64. Конфуций. Изречения. М.: МГУ, 1994. — 162 с.
  65. Л. В. Социология адаптаций на исходе XX века: необходимость и трудности институционализации /РАН, Сиб. отд-ние, Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва. Препр. Новосибирск: ИЭИОПП, 1995. — 273 с.
  66. Н.М. Влияние самооценки на поведение в конфликте //Прикладные психолого-педагогические исследования в вузе. Новосибирск, 1988. — С.23−25.
  67. Косолапое Р. И, Марков В. И. Свобода и ответственность. М., 1969. — 106 с.
  68. А.Н. Философские и глобальные проблемы: Спецкурс. М.: Изд-во РОУ, 1996.-320 с.
  69. П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов, 1991.-280 с.
  70. Г. В., Максимов Л. В. Природа моральных абсолютов. М.: Наследие, 1996. — 203 с.
  71. Ч. Первичные группы /Американская социологическая мысль: Тексты лекций. Под. ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. — 245 с.
  72. Культурология: История мировой культуры: Учебное пособие для вузов. -М., 1998.-576 с.
  73. И.Ю. Аксиология: место в системе знания //Вестник Москов. унта. Философия. Сер 7. — 2002. — № 3. — С. 90−97.
  74. В.И. Экология и эсхатология //Вопросы философии. 1995. -№ 3.-С. 29−36.
  75. Е.И. Интеграция культуры и дизайн человека. М., 1989. — 138 с.
  76. .М. Главные факторы алкоголизации общества в условиях социальных перемен //Социологические исследования. 1997. -№ 4. — С. 67.
  77. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304 с.
  78. В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) //Социологические исследования. 1998. — № 5. — С. 41−42.
  79. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. 444 с.
  80. В.А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи //Социологические исследования. 1998. -№ 8. — С.31−36.
  81. Д.С. Образ новой России истоки формирования //Вопросы философии. — 1998. — № 4-С. 3−18.
  82. А.С. Книга для родителей. М., 1981. — 302 с.
  83. Г. С. Смысл жизни и жизнь смысла. Иркутск, 1998. — 264 с.
  84. К. Человек и общество в эпоху преобразований /Диагноз нашего времени. М., 1994. — 700 с.
  85. Н.Г. Место семьи в системе ценностных ориентаций личности. -М., 1990.-92 с.
  86. А.В. Диалектика деятельности и потребностей общества. Белгород, 1972.- 170 с.
  87. А.В., Степанов Е. И. Потребности человека: методологические проблемы комплексного исследования //Вопросы философии. 1986. — № 4. -С. 17−23.
  88. А.В. Философское введение в науку. Йошкар-Ола: Марийский полиграф, издат. к-т, 1994. — 216 с.
  89. Г. Г. Нравственные отношения: Сущность, специфика, противоречия, особенности развития. М., 1997. — 181 с.
  90. И.И. Этюды о природе человека. М., 1961. — 290 с.
  91. П. Юрген Хабермас и современность //П.Монсон. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. СПб.: «Нотабене», 1992.-520 с.
  92. Мораль: сознание и поведение. М., 1986. — 207 с.
  93. B.C. Личность в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизаций: XXI век //Развитие личности. 2002. — № 1. — С. 27−28.
  94. B.C. Феноменология развития и бытия личности. Воронеж, 2000.-456 с.
  95. B.C. Проблемы генезиса личности. М., 1985. — 389 с.
  96. B.C. Возрастная психология: феноменология развития личности. Детство. Отрочество. М., 2002. — 455 с.
  97. И.Б. О здоровье населения в современной России //Социологические исследования. 1998. — № 11. — С. 46−49.
  98. М.Н. Молодежь в современном мире: проблемы и суждения //Вопросы философии. 1990. — № 5. — С. 33−47.
  99. И.Б. Самоубийство явление социальное //Социологические исследования. — 1998. — № 8. — С.73−76.
  100. Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1990. — 91 с.
  101. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс /Дегуманизация искусства и другие работы. М.: Радуга, 1991. — 638 с.
  102. Н.С. Социально-психологическая адаптация молодежи к рыночной экономике: Автореф. дис. канд. психол. наук /Рос. Акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. М., 1997. — 23 с.
  103. В.И. Структура межличностных отношений. Киев: Наука Думка, 1975.-127 с.
  104. .Д. Социально-психологический климат коллектива: Пути и методы изучения /Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука. Ленингр. отд-е, 1981. — 89 с.
  105. . Избранное: в 2-х т. Т.2 М., 1985. — 559 с.
  106. А., Ярошевский М. История психологии. М., 1996. — 342 с.
  107. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Диалоги «Алкивид 1», «Протагор». -Т.1.-М., 1990.-528 с.
  108. В.И., Краснопевцева Т. И. Русский вопрос в современной России //Вопросы философии. 1995. — № 6. — С. 65−74.
  109. Т.А. О методических принципах исследования внутригруппового конфликта //Новые исследования в психологии. М., 1981. — № 2. — С. 94−98.
  110. С.П. Сознание и социальная среда. М., 1979. — 232 с.
  111. И.М. Ценностные представления и «парадоксы» самосознания //Социологические исследования. 1984. — № 4. — С.24−36.
  112. А.И. Социология организаций. М., 1980. — 257 с.
  113. Психологическая наука в XX столетии: проблемы теории и истории /Под ред. А. В. Брушлинского. М., 1997. — 446 с.
  114. Г. М., Шишкина В. И. История русской философии (XI нач. XX вв.). — Йошкар — Ола: Map. ГТУ, 1997. — 264 с.
  115. Т.И. Становление ценностных представлений //Ценностное сознание личности в период преобразования общества. М., 1997. — 148 с.
  116. А.В. Исторические тенденции развития морали и проблема ее обоснования //Этика: Новые старые проблемы. М., 1999. — 256 с.
  117. К. Взгляд на психотерапию, становление человека. М.: Прогресс, Универ., 1994. — 479 с.
  118. СЛ. Проблемы общей психологии. М., 2000. — 712 с.
  119. .А. Молодежь и становление России //Социологические исследования. 1998. — № 5. — С. 38−41.
  120. Л.И. Семья и общество: история, современность и взгляд в будущее. Саранск, 1992. — 87 с.
  121. В.И. Этика общения: Проблема разрешения конфликтов. М.: Мир книги, 1997. — 163 с.
  122. Л.А. Нравственные письма к Луцилию. М., 1986. — 462 с.
  123. Словарь по этике /Под ред. И. С. Кона. М.: Политиздат, 1981. — 430 с.
  124. Н. Социология. М., 1994. — 480 с.
  125. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. -432 с.
  126. Ю.В., Левицкая А. Г. Рынок и мораль: «Братание невозможностей» //Рынок, право, мораль: Сб. научн. тр. Владимир, 1995. — С. 4−45
  127. В.А. Урегулирование и разрешение конфликтов: проблема посредничества в прикладной исследовательской практике Запада //Психологический журнал, 1994. № 5. — С. 130−141.
  128. В.А. Культура и межгрупповые процессы: этноцентризм, конфликты и тенденции национальной идентификации //Психологический журнал. -1997. Т.18. —№ 1. — С. 50−60.
  129. Социальный потенциал семьи. -М., 1988. 156 с.
  130. Социологические исследования в советской Прибалтике. Вильнюс: Институт философии, социологии, права АН Лит ССР, 1982. — 187 с.
  131. Социологический словарь. Минск: Университетское, 1991. — 530 с.
  132. Е.И., Козырев Ю. Н. Побудительные силы социальной деятельности как объект прикладной социологии /Методологические проблемы исследования социальных потребностей. Белгород, 1985. — 220 с.
  133. В.М. Понятие социального конфликта в теории Р. Дарендорфа //Социологические исследования. 1994. — № 5. — С. 141−142.
  134. Т.Г. Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптимизации //Введение в практическую социальную психологию /Под ред. Жукова Ю. М., Петровской Л. А., Соловьевой О. В. М.: Смысл, 1996. — 320 с.
  135. Г. А., Гатауллина И. А. Человек на рубеже веков: В поисках нравственного императива //К культуре мира через диалог религий, диалог цивилизаций: Материалы междунар. науч. конф., Омск, 3−5 октября 2000 г. -Омск, 2000.-С. 102−106.
  136. А.И. Методика исследования межличностного восприятия в конфликтной ситуации //Методы исследования межличностного восприятия. Спецпрактикум по социальной психологии /Под ред. Г. М. Андреевой, B.C. Агеева. -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. 167 с.
  137. В.П. Личность и общество. М.: Мысль, 1986. — 191 с.
  138. В.П. Марксистская философия и проблема ценности в философии.-М.-Л., 1966.- 124 с.
  139. А.К. Социологические законы. -М.: Мысль, 1975. -296 с.
  140. Э.З. Восприятие и реальность. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1992.- 120 с.
  141. Д.И. Молодежь в современном мире: проблемы и суждения /Материалы «круглого стола» //Вопросы философии 1999. — № 5. — С. 12−17.
  142. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983.-839 с.
  143. Философская энциклопедия. Т. 3. -М.: Сов. энциклопедия, 1964. — 584 с.
  144. Философские проблемы деятельности (материалы «круглого стола») //Вопросы философии. 1985. -№ 3. — С.38 — 42.
  145. Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М.: Наука, 1990.- 155 с.
  146. И.В. Современная концепция морали: проблемы онтологии. -Барнаул: Изд-во Барнаул, гос. пед. ун-та, 1998. 198с.
  147. Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. — 429с.
  148. .И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. -Красноярск, 1996. 220 с.
  149. А.А., Иванова А. А. Психология морального сознания личности. -Краснодар, 2001. 210 с.
  150. К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997. — 520 с.
  151. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997. — 578 с.
  152. Н.З. Культура и ценности/ Культура в свете философии. Тбилиси, 1979.-311 с.
  153. А.Н. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия //Социологические исследования. -1995.-№ 3.-С. 46−49.
  154. Д. Конфликт и общение: Путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов. Кишинев, 1997. — 166 с.
  155. B.C. Проблемы разработки понятия деятельности как философской категории //Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1994.-232 с.
  156. Т. Социальная психология. М.- Ростов-на-Дону: ACT- Феникс, 1999.-539 с.
  157. Т.Н. Достоинство как моральная ценность в системе категорий «нового гуманизма» //Человек и цивилизация. Курган, 1997. — 228 с.
  158. Ю.А. Лекции по этике /Учебное пособие. М.: МИРОС, 1994. -136 с.
  159. Г. М. Социальное противоречие. М.: Мысль, 1977. — 158 с.
  160. И.И. Жизненные планы подростков //Социологические исследования. 1999. — № 5. — С.52−61.
  161. Юнг К. Конфликты детской души. М., Канон, 1995. — 350 с.
  162. В.А. Личность как предмет изучения //Социальная психология. Л., 1979.-245 с.
  163. В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности //Социальная идентификация личности. М.: РАН. — Институт социологии, 1983. — 153 с.
  164. В.А. Перестройка требует научного знания о социальном субъекте общественных процессов /Социология перестройки. М., 1990. — 260 с.
  165. Parsons Т. The Social System, N.Y., 1951 /Пер. Беляевой Г.//Структурно-функциональный анализ в современной социологии. Вып. 1. — М., 1968.
  166. Coser L. Conflict: Social Aspects //International Encyclopedia of the Social Sciences. Ed. By D. Sills. Vol. 3, USA, 1968. P. 232−236.
  167. Sztompka P. Kulturowe imponderabilia szybkich zmian spolecznych. Zaufanie, lojalnosc, solidarnosc //Studia socjologiczne. W-wa- Wroclaw, 1997. — № 4.1. S. 5−19.
  168. Yearly L.N. Conflicts among ideals of human flourishing //Prospects for common morality. Princeton, 1995. — P. 233−253.
Заполнить форму текущей работой