Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовые избирательные стандарты Российской Федерации и их реализация в субъектах Российской Федерации: На примере Северо-Западного федерального округа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует отметить, что законодатели субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-западного федерального округа в целом провели масштабную работу по приведению регионального законодательства о выборах в соответствие с федеральными законами. Представляется, что было бы целесообразно принять в субъектах избирательные кодексы, в которых детально бы был регламентирован весь процесс… Читать ещё >

Содержание

  • I. Глава. Правовые стандарты в избирательном праве
  • 1. Понятие и назначение стандарта в избирательном праве
  • 2. Международные избирательные стандарты
  • II. Глава. Правовые избирательные стандарты в России и их реализация в субъектах Российской Федерации (на примере субъектов, входящих в состав Северозападного федерального округа)
  • 1. Правовые избирательные стандарты, вытекающие из принципа всеобщего избирательного права
  • 2. Правовые избирательные стандарты, вытекающие из принципа равного избирательного права
  • 3. Правовые избирательные стандарты, вытекающие из принципа прямого избирательного права
  • 4. Правовые избирательные стандарты, вытекающие из принципа обязательности и периодичности выборов

Правовые избирательные стандарты Российской Федерации и их реализация в субъектах Российской Федерации: На примере Северо-Западного федерального округа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Фундаментальной проблемой теории и практики конституционного права России на сегодняшний день, является, на наш взгляд, проблема совершенствования механизмов практической реализации конституционно-правовых норм, и в частности, норм избирательного права.

Одной из самых актуальных, острых и интересных как в теоретической плоскости, так и в практическом плане является проблематика обеспечения единообразного понимания и применения норм избирательного права. Можно с уверенностью утверждать, что решение этого вопроса является важнейшим условием достижения генеральной цели последнего десятилетия в развитии российского государства и общества — превращения выборов в органы государственной власти из формального атрибута государства в реальный политико-правовой институт, обеспечивающий социальную легитимность, непрерывность и преемственность осуществления власти. Без решения этого вопроса невозможны сколько-нибудь эффективная реализация норм избирательного законодательства, реализация прав и законных интересов субъектов политической системы нашего государства.

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловливается не только особой теоретической и практической значимостью рассматриваемого предмета исследования, но и тем, что проблема единообразного понимания и применения основополагающих понятий и категорий избирательного права, совершенствования механизмов практической реализации конституционно-правовых норм, в том числе в сфере избирательного права, на сегодняшний день приобрело характер фундаментальной проблемы теории конституционного права России. В этой связи особое значение приобретает анализ существующих, и разработка новых механизмов и правовых средств обеспечения единообразного понимания и применения норм избирательного законодательства. Одним из таких важнейших правовых средств являются правовые избирательные стандарты, которые в рамках настоящего диссертационного исследования 3 понимаются как особые правовые явления, позволяющие обобщить накопленный опыт правового регулирования общественных отношений в сфере организации и проведения выборов в органы государственной власти, направленные на обеспечение единообразного понимания и применения принципов и норм избирательного законодательства.

В настоящее время в научной литературе практически отсутствуют работы, в которых были бы предприняты попытки определить понятие правового избирательного стандарта. Разработка механизмов единообразного понимания и применения норм избирательного законодательства осуществляется, преимущественно, в рамках казуального и прецедентного разрешения избирательных споров.

Разработка, совершенствование и дальнейшее исследование в нашей стране правовых избирательных стандартов является актуальным в связи с тем, что в Российской Федерации проводятся различные по уровню выборы: федеральные (выборы Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ), региональные (выборы в представительный (законодательный) орган субъекта РФ) и муниципальные (выборы в представительный орган местного самоуправления, а также выборы глав муниципальных образований).

В настоящем диссертационном исследовании особое внимание уделено правовым избирательным стандартам, вытекающим из принципов всеобщего, равного и прямого избирательного права, а также принципов обязательности и периодичности выборов. Определены правовые избирательные стандарты, обеспечивающие единообразное понимание и применение указанных принципов, а также норм избирательного законодательства Российской Федерации.

Рассмотрение перечисленных принципов обусловлено тем, что именно эти принципы нашли свое отражение в статьях Конституции Российской Федерации 1993 года и федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» .1 Всеобщее избирательное право (ст. 3, 19 Конституции РФ, ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях.»), равное избирательное право (ст. 32 Конституции РФ, ст. 5 Федерального закона «Об основных гарантиях.»), прямое избирательное право (ст. 6 Федерального закона «Об основных гарантиях.»), обязательность проведения выборов (ст. 9 Федерального закона «Об основных гарантиях.»).

В работе осуществляется анализ избирательного законодательства субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа на примере законов о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов.

Актуальность анализа законодательства о выборах депутатов законодательных органов обусловлена принятием поправок2 в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» 3, а также в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» .

Степень научной разработанности проблемы. Отсутствие в отечественной научной литературе единого понимания понятия «избирательная система" — единого подхода к соотношению понятий «избирательная система» и «избирательное право», неоднозначное толкование понятия и содержания избирательного процесса, целый ряд других теоретических проблем, обусловленных несовершенством избирательного законодательства, показывает, насколько острой для теории и практики российского избирательного права является проблема единообразного толкования основополагающих понятий.

1 Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-фз «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» .

2 Федеральный закон от 11 декабря 2004 г. № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» .

3 Федеральный закон от б октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» .

В полной мере это касается и столь значимого и широко используемого понятия как «правовой стандарт», которое в настоящий момент нельзя признать в достаточной степени разработанным.

На сегодняшний день разработка понятия «правовой стандарт» развивается преимущественно применительно к отдельным отраслям права. Достаточно широко понятие «правовой стандарт» используется при рассмотрении вопросов обеспечения социально-экономических прав и свобод человека и гражданина4. Заслуживает внимания разработка правового стандарта применительно к отрасли трудового права, предпринятая в рамках диссертационного исследования К.Д. Крыловым5. Наиболее широко в научной литературе представлен термин «международный правовой стандарт». Он используется при исследовании проблем правового закрепления и гарантирования прав и свобод человека и гражданина, и часто употребляется в работах по избирательному праву. В области избирательного права и процесса в работах Вешнякова A.A., Зиновьева A.B., Зражевской Т. Д., Страшуна Б. А. понятие «международный избирательный стандарт» получило серьёзную разработку, но при этом отождествляется с международно-признанными и закреплёнными принципами избирательного права. Некоторые исследователи считают необходимым объединить понятием «международный избирательный стандарт» все международные нормы в области прав и свобод личности вообще и в области права избирать и быть избранным, в частности6.

Разработка категории «правовой избирательный стандарт», анализ её значения и содержания не в международно-правовом аспекте, а применительно к российскому избирательному праву в отечественной научной литературе практически не проводились.

4 Понизов В. О системе минимальных государственных социальных стандартов // Общество и экономика. -1998. — № 6. — С. 9−14- Крылов B.C. Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и её субъектами как условие обеспечения прав граждан //Конституционное и муниципальное право. — 2004. — № 5.

5 Крылов К. Д. Тенденции развития правовых стандартов политики в сфере труда: Автореф. дис. док. юрид. наук / Моск. гос. юрид. акад. — М., 2002. — 89 с.

6 Мюллерсон P.A. Права человека: идеи, нормы, реальность. — М., 1991. С. 31- Избирательное право и избирательный процесс в РФ: учебник для вузов / отв. Ред. A.B. Иванченко. — М., 1998. с. 126- Научно-практический комментарий к Конституции РФ /отв. Ред. В. В. Лазарев. М.: Спарк, 2001. с. 101. 6.

Объектом исследования являются правоотношения в области реализации гражданами избирательных прав, а также в области организации и проведения выборов в Российской Федерации.

Предметом исследования является совокупность юридических норм, закрепляющих право граждан Российской Федерации избирать и быть избраннымидеятельность органов государственной власти, избирательных комиссий по обеспечению реализации норм избирательного законодательствадействующее избирательное законодательство и практика его применения.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является разработка российских правовых избирательных стандартов, осуществленная на основании комплексного исследования международных избирательных стандартов и источников избирательного права Российской Федерации.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

— Сформулировать понятие правового избирательного стандарта, определить роль и значение правового избирательного стандарта как правового средства, обеспечивающего единообразное понимание и последовательное применение норм избирательного законодательства;

— Выделить и проанализировать международные избирательные стандарты;

— Определить правовые избирательные стандарты в избирательном законодательстве Российской Федерации;

— Исследовать степень реализации правовых избирательных стандартов в избирательном законодательстве Российской Федерации, в том числе в избирательном законодательстве субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, на примере законодательства о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания конституционно-правовых явлений, общенаучные (системный, 7 функциональный) и частно-правовые (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы.

Теоретической и эмпирической основой диссертационного исследования послужили работы по конституционному праву России и конституционному праву ряда зарубежных стран, специальные исследования в области избирательного права и избирательного процесса, работы по теории, государства и права, международному публичному праву. Исследование опиралось на труды Авакьяна С. А., Алехичевой Л. Г., Альхименко В. В., Баглая М. В., Биктагирова Р. Т., Васильева В. И., Веденеева Ю. А., Вешнякова A.A., Волковой О. Н., Горшкова И. С., Замотаева A.A., Зиновьева A.B., Зражевской Т. Д., Иванченко A.B., Игнатенко В. В., Ищенко Е. П., Князева С. Д., Ковлера А. И., Колюшина Е. И., Комаровой В. В., Кутафина O.E., Лазарева В. В., Лысенко В. И., Маклакова В. В., Мальцева Г. В., Новикова Ю. А., Постникова А. Е., Пылина В. В., Страшуна Б. А., Фадеева В. И. и др.

Актуальная проблема соотношения международных и национальных правовых стандартов рассматривалась на основе работ таких авторов как Бере-стенев Ю.В., Вагизов Р. Г., Вешняков A.A., Городинец Ф. М., Кастель Ю. Е., Матвеев Д. Ю., Старилов Ю. Н., Хижняк B.C., и др.

Основу осмысления содержания понятия «принципы права», соотношения принципов права и правовых стандартов составили работы по философии, теории государства и права, международному публичному праву Абдулаева М. И., Алексеева С. С., Байтина М. И., Гревцова Ю. И., Зажицкого В. И., Колосова Ю. М., Кузнецова В. И., Комарова С. А., Лившица Р. З., Лукашук И. И., Мюллер-сона P.A., Нерсесянца B.C., Страшуна Б. А., Тиунова О. И., Явича Л. С. и др.

Нормативную основу диссертационного исследования составляют международно-правовые нормы, регулирующие вопросы избирательного права и процесса, федеральное и региональное избирательное законодательство. Обобщена и проанализирована судебная практика нормативного и казуального толкования норм избирательного законодательства. Выделены и рассмотрены акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, форми8 рующие нормативные правила применения норм российского избирательного законодательства.

Научная новизна исследования. Диссертация представляет собой одно из первых комплексных исследований правовых избирательных стандартов с позиций конституционно-правовой науки, как правовых средств, позволяющих обобщить накопленный опыт правового регулирования общественных отношений в сфере организации и проведения выборов в органы государственной власти, а также в органы местного самоуправления, направленных на обеспечение единообразного понимания и применения принципов и норм избирательного законодательства.

Соискателем сформулировано определение понятия «правовой избирательный стандарт», предпринята попытка систематизации и анализа правовых избирательных стандартов, их закрепления и развития в избирательном законодательстве субъектов Российской Федерации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Правовой избирательный стандарт — это совокупность признанных на международном и внутригосударственном уровне правовых норм и нормативных требований, обобщающих накопленный опыт правового регулирования общественных отношений в сфере организации и проведения выборов в органы государственной власти, направленных на обеспечение единообразного понимания и применения принципов и норм избирательного законодательства. Правовые избирательные стандарты объединяют правовые нормы материального и процессуального характера, правоприменительную практику. Критерием такого объединения рассматривается назначение стандарта, его особая роль в правоприменении. Правовые избирательные стандарты выступают в качестве нормативной основы и одновременно как одно из правовых средств процесса реализации норм избирательного законодательства.

2. Российская избирательная система базируется на международных избирательных стандартах, равно как и на формирующейся системе национальных правовых избирательных стандартов. С помощью правовых избирательных стандартов Российской Федерации обеспечивается равный объём прав субъектов избирательного права и избирательного процесса, общие юридические режимы, единые процедурные и технические нормативы и требования, а также и иные составляющие единообразного понимания и применения норм избирательного законодательства.

3. Предложена классификация правовых избирательных стандартов Российской Федерации, вытекающих из принципов всеобщего, равного и прямого избирательного права, а также из принципов обязательности и периодичности выборов.

4. Анализ избирательного законодательства субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, позволяет отметить, что, в основном, следуя требованиям федерального избирательного законодательства, законодательство о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации отличается от федерального преимущественно деталями процедурного и технического характера. Заметной тенденцией развития избирательного законодательства субъектов Российской Федерации является его кодификация.

Теоретическое и практическое значение исследования. В диссертации проведено комплексное исследование одного из важнейших элементов механизма обеспечения единообразного понимания и применения норм избирательного законодательства — правовых избирательных стандартов. Сформулированные автором выводы могут быть использованы для уточнения понятийного аппарата отечественной конституционно-правовой науки.

Материалы исследования могут быть использованы в учебных дисциплинах по «Конституционному праву зарубежных стран», «Конституционному праву Российской Федерации», а также в спецкурсе «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации».

Материалы исследования также могут быть использованы при разработке проектов законов о выборах в органы государственной власти субъектов.

Российской Федерации, а также проектов законов о выборах в органы местного самоуправления.

Апробация результатов исследования.

Основные положения и выводы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры конституционного и муниципального права Северо-Западной академии государственной службы. Положения диссертационного исследования нашли отражение в публикациях диссертанта по теме проведённого исследования.

Теоретические выводы и практические рекомендации, сформулированные в диссертации, докладывались на научно-практических семинарах, а также на научно-практических конференциях, в том числе международных: Конференции Северо-Западного регионального отделения общественно-политической организации «Наш дом Россия», (Санкт-Петербург, 1997, октябрь), где автор диссертационного исследования выступила с докладом на тему: «Правовые основы проведения избирательной кампании" — Международно-практической конференции «Актуальные проблемы строительства и развития союзного государства», (Санкт-Петербург, Таврический дворец, 7−8 декабря 2000 г.).

Материалы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях комиссии по повышению правовой культуры избирателей при Санкт-Петербургской избирательной комиссии. С участием автора диссертационного исследования был разработан план мероприятий по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовому просвещению избирателей в Санкт-Петербурге на 2001;2005 годы.

Материалы и выводы, содержащиеся в диссертации, используются соискателем в процессе подготовки и чтения лекций, проведения практических занятий по курсу «Конституционное право Российской Федерации" — при проведении соискателем спецкурса «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации» на юридическом факультете Северо-Западной академии государственной службы.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих семь параграфов, заключения и приложений.

Выводы.

Подводя итоги в рамках второй главы диссертационного исследования, в которой были подробно рассмотрены правовые избирательные стандарты, выч текающие из принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права, а также периодичности и обязательности выборов можно предложить таблицу, представленную в приложении № 1.

Проанализировав законодательство о выборах субъектов, входящих в состав Северо-западного федерального округа можно отметить следующее.

В Псковской области принят Избирательный кодекс, в котором предпринята попытка детально прописать все нюансы организации и проведения выборов на территории Псковской области с учетом особенностей данного региона.

В республике Коми действует закон «О выборах, референдумах, опросах и отзыве в Республике Коми». В данном законе предпринята попытка выделить особенности проведения выборов: депутатов Государственного Совета Республики Коми, Главы Республики Коми, депутатов представительных органов местного самоуправления, а также выборов должностных лиц местного самоуправления. Кроме этого в законе уделено внимание проведению референдума республики Коми и местного референдума, а также отзыву депутата Государственного Совета Республики Коми, депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления. Глава 7 посвящена опросу граждан. Следует отметить, что в данном нормативном акте не нашли своего отражения многие положения Федерального закона «Об основных гарантиях.» .

Проанализировав законодательство о выборах субъектов, входящих в состав Северо-западного федерального округа можно сделать следующий вывод.

Ни в одном из субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-западного федерального округа законодатели не воспользрвались своим правом установить дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Таким образом, устанавливаемый минимальный возраст кандидата не превысил возраста, допустимого Федеральным законом «Об основных гарантиях.» .

Законодательство о выборах депутатов Ленинградской области и г. Санкт-Петербурга не предписывают избранному кандидату, не сложившему с себя полномочий, несовместимые со статусом выборного должностного лица, возместить соответствующей избирательной комиссии произведенные ею расходы, связанные с проведением повторных выборов.

В части, касающейся количества подписей, необходимых для регистрации кандидатов можно отметить, что в законах всех субъектов предусмотрена процедура сбора подписей избирателей. При этом в субъектах предусмотрен 1% или 2% подписей избирателей от числа избирателей, зарегистрированных на территории округа. В некоторых субъектах предусмотрено точное количество подписей избирателей 10 ООО (подписей), необходимое для регистрации.

Особо можно выделить закон о выборах депутатов Вологодской области предусматривающий, что при проведении досрочных выборов количество подписей должно быть собрано в размере 0,5 процента от числа зарегистрированных избирателей.

В четырех субъектах законодателями установлен иной процент представляемых для регистрации подписей сверх количества допустимого для регистрации.

В некоторых субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-западного федерального округа предусмотрен иной процент недействительных или недостоверных подписей, чем тот, что предусмотрен в федеральном законе, при котором кандидату отказывается в регистрации, а именно: 10, 15 и 20 процентов.

Правовой избирательный стандарт предусматривающий отклонения от территориальной основы выборов для обеспечения представительства корен.

176 ных и малочисленных народов реализован только в Ненецком автономном округе. Так, «депутатом окружного Собрания по многомандатному национально-территориальному избирательному округу может быть избран гражданин Российской Федерации из числа ненецкого народа, достигший на день голосования.

214 возраста 21 года".

В субъектах предусмотрен различный порог явки избирателей от 20 до 40 процентов. При этом в законодательстве Мурманской областей порог явки избирателей не установлен.

При проведении выборов депутатов законодательных органов по пропорциональной системе установлен 8 процентный барьер в Вологодской области и 7 процентный барьер в Ненецком автономном округе.

Срок полномочий законодательно (представительного) органа в основном установлен в четыре года. Пятилетний срок полномочий установлен в законах Калининградской, Ленинградской, Мурманской и Псковской областей. Законодательством Вологодской области срок полномочий депутатов одного созыва установлен в 3 года 3 месяца.

Представляется, что практика применения Федеральным законом «Об основных гарантиях.» доказала его необходимость в качестве главного связующего звена в системе федерального избирательного законодательства. Он дал прогрессивное демократическое направление развитию всех избирательных законов. Регулируя избирательные институты и процедуры, закон пошел по нетрадиционному для развития российского избирательного законодательства пути, установив правовые избирательные стандарты, как для федеральных зако.

Л1 с нов, так и для законов субъектов Российской Федерации.

214 Закон Ненецкого автономного округа «О выборах депутатов собрания депутатов Ненецкого автономного округа» от 9 января 2004 года № 445−03.

215 A.A. Вешняков Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. (Монографическое исследование.) М.: Весь Мир, 1997. — 184 с. — С. 62.

Заключение

.

В Российской Федерации уже довольно длительное время проводится полномасштабная политическая реформа, направленная на развитие демократических начал в формировании и деятельности институтов государственной власти и местного самоуправления. Органической составляющей этой реформы является реформа избирательной системы, обеспечивающая демократическое воспроизводство и ротацию власти по итогам периодически проводимых свободных всеобщих выборов. Всестороннее научное осмысление возникающих в этой сфере проблем, обеспечение указанной реформы необходимым методологическим инструментарием, совершенствование понятийного аппарата представляются нам важнейшими направлениями развития отечественной государственно-правовой науки.

В исследовании проблем избирательной системы и избирательного права в Российской Федерации, особенностей развития избирательного процесса, обеспечения избирательных прав граждан не следует сужать поле научного поиска проблематикой гарантирования реализации избирательных прав граждан и норм избирательного законодательства. Представляется необходимым и уместным рассматривать не только гарантии, но всю совокупность правовых средств, посредством которых обеспечивается достижение социально полезных целей в сфере избирательного права. Выступая связующим звеном между целями правового регулирования в области избирательного права и процесса и его результатами, правовые средства являются ключевой составляющей механизма реализации норм избирательного законодательства.

Материалы настоящего диссертационного исследования позволяют сформулировать некоторые общие выводы:

1. достаточно широко используемое в теоретической правовой науке и юридической практике понятие «правовой стандарт» нельзя назвать серьёзно проработанным и чётко определённым. На сегодняшний день разработка понятия «правовой стандарт» развивается преимущественно применительно к отдельным отраслям права. Наиболее широко в научной литературе представлен тер

178 мин «международный правовой стандарт». Он используется при исследовании проблем правого закрепления и гарантирования прав и свобод человека и гражданина, часто употребляется в работах по избирательному праву. Проделанное исследование позволяет констатировать, что в литературе по проблемам избирательного права понятие «международный стандарт» либо отождествляется с международно-признанными и закреплёнными принципами избирательного права, либо этим понятием объединяются все международные нормы в области прав и свобод личности вообще, и в области права избирать и быть избранным в частности;

2. Рассматривая соотношение международных принципов и международных стандартов избирательного права можно констатировать тесную и неразрывную взаимосвязь названных категорий. Принцип есть категория универсального порядка. Как уже отмечалось в диссертационном исследовании, с позиции теории права принципы права — это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие закономерности и сущность права как специфического социального регулятора, наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла. В международном праве принципы — это «. руководящие правила поведения субъектов, возникающие как результат общественной практики, юридически закреплённые на.

У 1 /л чала международного права.". Принцип являет собой наиболее общее выражение установившейся практики международных отношений. В избирательном праве, принцип — это основополагающие, руководящие начала, идеи, положенные в основу формирования выборных органов государственной власти и местного самоуправления. Международно-правовой стандарт, в том числе в сфере избирательного права, можно рассматривать как форму конкретизации принципов, руководящие положения по их пониманию и применению. Таким образом можно согласится с уже имеющимся в научной литературе пониманием международных избирательных стандартов как международных правовых.

216 Международное право / отв. Ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов. М., 1995. с. 27.

179 обязательства государств, конкретизирующих и развивающих основополагающий принцип международного права — уважение прав человека в сфере осуществления народовластия — выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, порядок их проведения и подготовку соответствующей документации;

3. посредством восприятия российской избирательной системой международных избирательных стандартов, равно как и при помощи формирующейся системы национальных правовых избирательных стандартов обеспечиваются равный объём прав субъектов избирательного права и избирательного процесса, общие юридические режимы, единые процедурные и технические нормативы и требования и иные составляющие единообразного понимания и применения норм избирательного законодательства. Представляется, что рассмотрев принципы, обозначенные для рассмотрения в рамках диссертационного исследования, развитие принципов избирательного права и процесса в Российской Федерации в правовых избирательных стандартах можно представить в виде таблицы, представленной в приложении № 1.

Проведённый анализ избирательного законодательства субъектов РФ, входящих в состав Северо-западного федерального округа позволяет отметить ряд интересных особенностей:

1. заметной тенденцией развития избирательного законодательства субъектов РФ является его кодификация. Так, в Псковской области принят Избирательный кодекс, в котором предпринята попытка детально прописать все нюансы организации и проведения выборов на территории Псковской области с учетом особенностей данного региона. В республике Коми действует закон «О выборах, референдумах, опросах и отзыве в Республике Коми». В данном законе предпринята попытка выделить особенности проведения выборов: депутатов Государственного Совета Республики Коми, Главы Республики Коми, депутатов представительных органов местного самоуправления, а также выборов должностных лиц местного самоуправления. Кроме этого в законе уделено внимание проведению референдума республики Коми и местного референдума,.

180 а также отзыву депутата Государственного Совета Республики Коми, депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления. Глава 7 посвящена опросу граждан. Следует отметить, что в данном нормативном акте не нашли своего отражения многие положения Федерального закона «Об основных гарантиях.» .

2. в основном, строго следуя требованиям федерального законодательства, законодательство о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации отличаются главным образом деталями процедурного и технического характера. Так, ни в одном из субъектов законодатели не воспользовались своим правом установить дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Таким образом, устанавливаемый минимальный возраст кандидата не превысил возраста, допустимого Федеральным законом «Об основных гарантиях.». Практически во всех субъектах число подписей, которые кандидатам необходимо сдать для регистрации составляет от 1 до 2 процентов. В некоторых субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северозападного федерального округа предусмотрен иной процент недействительных или недостоверных подписей, чем тот, что предусмотрен в федеральном законе, при котором кандидату отказывается в регистрации, а именно: 10, 15 и 20 процентов. Здесь следует отметить, что Центральная избирательная комиссия предлагает уменьшить допустимый процент недостоверных и недействительных подписей до пяти процентов.217.

3. Правовой избирательный стандарт, предусматривающий отклонения от территориальной основы выборов для обеспечения представительства коренных и малочисленных народов реализован только в Ненецком автономном округе. Так, «депутатом окружного Собрания по многомандатному национально-территориальному избирательному округу может быть избран гражданин Рос.

217 По пути совершенствования избирательного законодательства // Журнал о выборах. — 2004. № 3 С. 2−8.

181 сийской Федерации из числа ненецкого народа, достигший на день голосования 218 возраста 21 года".

4. далее, следует отметить, что законодатели субъектов Российской Федерации не воспользовались предоставленной Федеральным законом «Об основных гарантиях.» возможностью проявить самостоятельность в выборе избирательной системы, по которой избираются законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Так, во всех субъектах, входящих в состав Северо-западного федерального округа, кроме Ненецкого автономного округа, установлено соотношение: 50% депутатов избираются по мажоритарной системе и 50% по пропорциональной системе. В Санкт-Петербурге в настоящее время не определено соотношение депутатов, избираемых по пропорциональной и по мажоритарной избирательным системам. Впрочем, в некоторых субъектах можно отметить некоторые отличия. Особенности избирательных систем законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-западного федерального округа представлены в виде таблицы, представленной в приложении № 4.

Применение новейшего законодательства о выборах и референдумах в ходе избирательных кампаний, проводимых в 2003;2004 годах, подтвердило в целом его соответствие уровню существующих в обществе отношений. Унификация в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основных правил и процедур на выборах и референдумах любого уровня обеспечила, в основном, профессиональный подход к организации избирательных кампаний со стороны членов избирательных комиссий, а также политических партий, кандидатов, их доверенных лиц и уполномоченных представителей, способствовало выработке единообразного подхода к разрешению избирательных споров.

218 Закон Ненецкого автономного округа «О выборах депутатов собрания депутатов Ненецкого автономного округа» от 9 января 2004 года № 445−03.

Следует отметить, что законодатели субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-западного федерального округа в целом провели масштабную работу по приведению регионального законодательства о выборах в соответствие с федеральными законами. Представляется, что было бы целесообразно принять в субъектах избирательные кодексы, в которых детально бы был регламентирован весь процесс организации и проведения выборов в данном субъекте Российской Федерации, что позволило снизить количество избирательных споров во время проведения избирательных кампаний219. Здесь также следует отметить, что в субъектах законодательные органы избираются, в основном, по предложенному типовому шаблону, не учитывая местных особенностей своих регионов и не проявляя никакой собственной инициативы (в рамках оставленной им Федеральным законом «Об основных гарантиях.»). Так, представляется, что при проведении выборов по мажоритарной избирательной системе можно было бы в некоторых субъектах предложить избрание.

ООО депутатов по многомандатным округам. Например, в Санкт-Петербурге многомандатные округа целесообразно было бы создать в Выборгском, Красносельском, Приморском и Курортном районах, (в состав этих районов входит большое количество крупных населенных пунктов и поселков), чтобы обеспечить представительство населения от отдельных территорий. Например, в состав 26 округа по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга входит «городская» территория, п. Горелово, п. Можайское, Красное Село, а в состав 28 округа входит Кронштадт, Зеленогорск, Сестрорецк, а также другие населенные пункты.

Также представляется интересной идея введения преференциальной пропорциональной системы.

219 Опыт работы в субъектах Российской Федерации показывает, что часто участники избирательного процесса (как со стороны кандидатов, так и со стороны членов избирательных комиссий) пользуются одним нормативным актом (либо Федеральным законом «Об основных гарантиях.» либо законом о выборах субъекта Российской Федерации) и если эти нормативные акты не согласованны между собой, это часто приводит, мягко говоря, к ошибкам.

20 Например, в Народное Собрание — Парламент Республики Ингушетия половина депутатов избираются по двум четырехмандатным, двум трехмандатным, одному двух мандатному и одному одномандатному избирательным округам.

Представляется, что практика применения Федеральным законом «Об основных гарантиях.» доказала его необходимость в качестве главного связующего звена в системе федерального избирательного законодательства. Он дал прогрессивное демократическое направление развитию всех избирательных законов. Регулируя избирательные институты и процедуры, закон пошел по нетрадиционному для развития российского избирательного законодательства пути, установив правовые избирательные стандарты, как для федеральных законов, так и для законов субъектов Российской Федерации.221 т.

221 A.A. Вешняков Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. (Монографическое исследование.) М.: Весь Мир, 1997. — 184 с. — С. 62.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации, 12 декабря 1993 г.- М.: Юрид. лит., 1995.-64 с.
  2. Всеобщая декларация прав и свобод человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года // Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов / Сост. Л. Н. Шестаков. М.: изд-во МГУ, 1990. — 205 с. — С. 28−34.
  3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов / Сост. Л. Н. Шестаков. М.: изд-во МГУ, 1990. — 205 с. — С. 34−45.
  4. Конвенция о политических правах женщин от 20 декабря 1965 года // Права человека. Основные международные документы: Сб. документов. -М.: Междунар. отношения, 1989, — 160 с.-С. 151−155.
  5. Устав Совета Европы. Принят в г. Лондоне 05.05.1949 // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, Ст. 1390.
  6. Договор о создании Союзного государства (Москва, 8 декабря 1999 г.) // Российская газета. 2000. — 29 января.
  7. Руководство по наблюдению за выборами ОБСЕ/БДИПЧ (Варшава, 1997г) // Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для ВУЗов. Отв. ред. д.ю.н. A.B. Иванченко. — М.: Издательство НОРМА, 1999. — 856 с. — С. 808−838.
  8. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 20-фз «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации „Выборы“» // Российская газета. — 2003. 15 января.
  9. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-фз «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002.
  10. Ст. 4982- Парламентская газета. 2002. 25 декабря- Российская газета. — 2003. — 16 января.
  11. Конституция Республики Карелия от 12 февраля 2001 года. В текст Конституции внесены изменения № 489 ЗРК от 23.03.2001, № 661 ЗРК от 21.03.2003, № 719 ЗРК от 28.11.2003, № 776-ЗРК от 31.05.2004 / Газета «Карелия». 2001.- 15 февраля.
  12. Устав Ленинградской области (Принят Законодательным собранием Ленинградской области 26 июня 2001 года) (с изменениями от 20 декабря 2002 г. и 1 ноября 2004 г.) // Вестник Правительства Ленинградской области. 2001. — № 8. С. 1−19.
  13. Закон республики Карелия «О выборах Главы Республики Карелия» от 10 июня 2003 г. № 684-ЗРК, (в ред. Законов РК от 25.12.2003 № 736-ЗРК, от2512.2003 № 737-ЗРК) / Карелия. 2003. — 5 июля.
  14. Закон республики Карелия «О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия», от 26 июня 2003 г. № 681-ЗРК (в ред. Закона РК от 25.12.2003 № 731-ЗРК, от 27.12.2004 № 839-ЗРК) / Карелия. 2003. — 3 июля.
  15. Закон республики Карелия «О Перечне труднодоступных и отдаленных местностей в Республике Карелия», от 18 июля 2001 г., № 519-ЗРК. / Карелия. 2001. — 31 июля.
  16. Закон Республики Карелия от 13 июня 2003 года № 676-ЗРК «О Центральной избирательной комиссии Республики Карелия» (в ред. Закона РК от 04.02.2004 № 746-ЗРК) / Карелия. 2003. — 21 июня.
  17. Закон Республики Карелия от 27 июня 2003 года № 68З-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов и глав местного самоуправления в Республике Карелия», (в ред. Законов РК от 25.12.2003 № 730-ЗРК, от 27.12.2004 № 839-ЗРК)/Карелия.-2003. 3 июля.
  18. Областной закон «Об избирательной комиссии Архангельской области» от 05.03.1999 № 113−21−03 (в ред. областных законов от 11.02.2003 № 149−20−03, от 07.10.2003 № 196−24−03) / Волна. 1999. — 06 апреля.
  19. Областной закон от 09.09.2004 № 249−32−03 «О перечнях труднодоступных местностей на территории Архангельской области / Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов третьего созыва. 2004. -№ 32.
  20. Закон Архангельской области «О выборах главы администрации Архангельской области» от 14.11.2003 г. № 205−25−03 / Волна. 2003. — 28 ноября.
  21. Закон Архангельской области «О выборах депутатов Архангельского Областного собрания депутатов», от 3 июня 2003 года № 170−22−03 ((в ред. областных законов от 29.06.2004 № 234−31−03, от 30.06.2004 № 244−31-ОЗ) / Волна. 2003. — 27 июня.
  22. Закон Вологодской области «О референдуме в Вологодской области» от 11 июля 2003 г., № 926−03. (в ред. законов Вологодской области от 19.12.2003 № 973−03, от 25.12.2004 № 1180−03) / Красный Север. 2003. — 26 августа.
  23. Закон Вологодской области «Об избирательной комиссии Вологодской области», от 17 апреля 2003 г., № 889−03 (в ред. закона Вологодской области от 19.12.2004 № 1141−03) / Красный Север. 2003. 19 апреля.
  24. Закон Калининградской области «Об избирательной комиссии Калининградской области» № 209 от 16.12.02 (в ред. Закона Калининградской области от 18.06.2003 № 271) / Калининградская вечерка (Специальный выпуск). — 2002. — 30 декабря.
  25. Закон Калининградской области от 8 июля 2003 года № 286 «О выборах депутатов Калининградской областной Думы» (с изменениями от 9 октября, 2 декабря 2003 г.)
  26. Закон Ленинградской области «Об Избирательной комиссии Ленинградской области» от 27 февраля 2004 года № 16-оз // Вести. 2004. — 4 марта.
  27. Закон Ленинградской области от 4 июля 2003 г. № 51-оз «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ленинградской области» // Вести. -2003. 8 июля.
  28. Закон Ленинградской области от 8 апреля 2003 г. № 29-оз «О выборах Губернатора Ленинградской области» (с изменениями от 12 марта 2004 г.) // Вести. -2003. 22 июля.
  29. Закон Мурманской области от 24 марта 2003 года «Об избирательных комиссиях в Мурманской области» (в ред. Закона Мурманской области от 21.05.2004 № 480−01-ЗМО) / Ведомости Мурманской областной Думы. -16.04.2003.- 28.-С. 75- 125.
  30. Закон Ненецкого автономного округа «О выборах депутатов Собрания депутатов Ненецкого автономного округа» от 9 января 2004 года № 44 503. / Няръяна-Вындер. 2004. 27 января.
  31. Закон Ненецкого автономного округа «Об избирательной комиссии Ненецкого автономного округа» от 6 января 2003 года № 390−03. / Няръяна-Вындер. 2003. 29 января.
  32. Закон Новгородской области «О выборах Губернатора области» от 20 марта 2003 года № 133−03 (в ред. областных законов Новгородской области от 28.05.2003 № 152−03, от 05.01.2004 № 232−03) / Новгородские ведомости. 2003. — 26 марта.
  33. Закон Новгородской области «О выборах депутатов Новгородской Областной Думы», от 30 июня 2003 года № 168−03 (в ред. областных законов Новгородской области от 05.01.2004 № 230−03, от 10.06.2004 № 287−03) / Новгородские ведомости. 2003. — 2 июля.
  34. Закон Санкт-Петербурга «О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга» от 4 февраля 2004 года № 73−16 // Новое в законодательстве Санкт-Петербурга (приложение к Вестнику Законодательного Собрания). 2004. — № 6. — С. 3−38.
  35. Закон Санкт-Петербурга от 18 июня 2003 г. № 332−36 «О выборах высшего должностного лица Санкт-Петербурга — губернатора Санкт-Петербурга» (с изменениями от 30 декабря 2003 г.) // Санкт-Петербургские ведомости. 2003. — 19 июня.
  36. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 24 июля 2002 г. № 108пв-02пр.
  37. Решение Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2000 г. по делу №ГКПИ00−448-
  38. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18 июля 2000 г. по делу №КАС00−270-
  39. Постановление Архангельского областного Собрания депутатов от 10 сентября 2004 года № 851/ Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов третьего созыва. 2004. — № 32.
  40. М. И. Комаров С.А. Проблемы теории государства и права: учебник. СПб.: Питер, 2003. 576с.
  41. М., Дмитриев Ю. Принципы избирательного права. // Право и жизнь. № 28. 2000. — С. 84−99.
  42. А.Н., Васецкий H.A., Малов Ю. К. Комментарий к Федеральному закону «О политических партиях». М.: Юрайт-Издат- Новая правовая культура, 2003. — 256 с.
  43. С.С. Восхождение к праву: поиски и решения. М.: Норма, 2001. -751 с.
  44. И.С. Проблемы избирательного законодательства в субъектах Российской Федерации // Право и полтика: Сб. статей и тезисов преподавателей и аспирантов СЗАГС / Науч. ред. Г. Г. Бернацкий. Вып. 1 СПб.: Изд-во СЗАГС, 2002. — 256 с. — С. 180−188.
  45. В. Двойники поневоле // Наша власть: дела и лица. 2003. № 1 (26).-С. 10−13.
  46. П.А. Избирательное право России: современное состояние и перспективы развития. Орел. 1999. 245 с.
  47. М.В. «Конституционное право Российской Федерации», учебник для юридических ВУЗов и факультетов. — М.: Издательская группа ИНФРА-М—НОРМА, 2003. — 800 с.
  48. С.Д. Свердловская область: краткий мониторинг избирательной кампании // Журнал о выборах. 2002. — № 4. — С. 42−45.
  49. A.A. Сколько партий нужно России // Журнал о выборах. -2002. № 4. — С.28−30.
  50. A.A. Социальное воспроизводство и государственное право. JI., 1991.-245с.
  51. С.А. Российская избирательная система. // Правоведение. 1998. -№ 3. — С. 15−23.
  52. Л.И. Выбор типа политического устройства и социальная политика // Журнал о выборах. 2002. — № 4. — С.32−34.
  53. Р.Т. Некоторые теоретические и практические проблемы совершенствования избирательной системы Российской Федерации // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2001. -№ 11.-С. 72.
  54. Р.Т. Новый вклад в исследование актуальных проблем избирательного права России // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2001. -№ 11.-С. 51−58.
  55. Е.Е., Пекишев Н. П. Конституционное (государственное) право РФ. СПб., 2001.-348 с.
  56. В.В. / Большая советская энциклопедия. М. Изд-во «Советская энциклопедия», 1975. т. 24.
  57. C.B., Казьмин В. И., Гришина М. В., Бударина H.A. Средства массовой информации и выборы: Вопросы и ответы / Отв. ред. A.A. Вешняков, к.ю.н., рец. М. А. Федотов, д.ю.н.- ЦИК Российской Федерации. -M., 2003.-96с.
  58. C.B., Ланин В. Г., Мешков П. Я., Панарин И. Н. Интернет и выборы. М.: РЦОИТ, 2002.
  59. Большой юридический словарь / под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. М.: Инфра-М, 1997. — VI, 790 с.
  60. Большой юридический словарь / под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. 2-е изд. Переработанное и дополненное М.: Инфра-М, 2001. — 704 с.
  61. В. и др. Современные проблемы принципа равенства выборов в Российской Федерации. // Право и жизнь. 1998. — № 17.
  62. В обществе вырабатывается иммунитет к «грязным» выборным технологиям: Интервью с Председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации A.A. Вешняковым. // Наша власть: дела и лица. -2003.-№ 1 (26).-С. 6−9.
  63. В.И., А.Е. Постников Путеводитель по избирательной кампании: Пособие для кандидатов в депутаты, избирательных объединений и избирательных блоков. М.: Права человека, 1999. — 180с.
  64. Введение в избирательное право. Учебное пособие. М.: РЦОИТ, 2003. -208 с.
  65. Ю. А. Лысенко В.И. Избирательный процесс в РФ: политико-правые и технологические процессы // Государство и право. 1997. — № 8.
  66. A.A. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. (Монографическое исследование.) М.: Весь Мир, 1997. 184 с.
  67. A.A. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук/ Дипломатическая акад. М-ва ин. дел Российской Федерации, каф. междун. права. -М., 1997.-18 с.
  68. A.A. Международно-правовые основы демократических выборов в Европе необходимо развивать и кодифицировать // Вестник Межпарламентской Ассамблеи. 2002. — № 3. — С. 326−336.
  69. A.A. Традиции и новеллы избирательного процесса в России (1999−2002 гг.) // Журнал о выборах. 2002. — № 4. — С.2−7.
  70. .Л. Электоральная коррупция: формы, проявления, методы борьбы // Гражданское общество против коррупции в России. СПб., 2002. -С. 238−255.
  71. А. Партии там, партии тут // Свободная мысль. 2003. — № 1.-С. 7−16.
  72. О.Н. Проблемы правового регулирования отношений в области использования, эксплуатации и развития Государственной автоматизированной системы «Выборы» / Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. М.: Весь Мир, 2002.
  73. Время самодеятельности на выборах прошло // Известия. 1998. — 27 февраля.
  74. Второй электоральный цикл в России 1999−2000 гг. М.: Весь Мир, 2002. -213 с.
  75. Выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, 1995−1997: Электоральная статистика / ЦИК РФ. М.: Весь Мир, 1998. 651 с.
  76. Выборы в Российской Федерации / Санкт-Петербургский гуманитарно-политологический Центр «Стратегия», Институт развития избирательных систем (ИРИС). СПб.: Издательство НОРМА, 2002. -333 с.
  77. Выборы в Российской Федерации. 2001. Электоральная статистика. М.: Издательство Весь Мир, 2002. — 120 с.
  78. Выборы в Российской Федерации. 2002. Электоральная статистика. М.: Издательство Весь Мир, 2003. — 136 с.
  79. Выборы в Российской Федерации. 2003. Электоральная статистика. М.: Издательство Весь Мир, 2004. — 176 с.
  80. Выборы глав исполнительной власти субъектов РФ, 1995−1997: Электоральная статистика. М.: Весь Мир, 1997.
  81. Выборы депутатов Государственной Думы, 1995: Электоральная статистика. М.: Весь Мир, 1996.
  82. Выборы депутатов Государственной Думы, 1999: Электоральная статистика. М.: Весь Мир, 2000. 296 с.
  83. Выборы Президента Российской Федерации, 1996: Электоральная стати-^ стика / ЦИК РФ. М.: Весь Мир, 1996.
  84. Выборы Президента Российской Федерации, 2000: Электоральная статистика / ЦИК РФ. М.: Весь Мир, 2000. 320с.
  85. В.В. Принятие ООН актов о правах человека и международный механизм их регламентации. Автореф. Дисс на соиск. учён. степ. канд. юрид. наук. Казань. 1994. С.3−4
  86. И.В., Диденко Ю. Ю. Государственным гарантиям судебной защиты избирательных прав граждан стандарты Совета Европы // Представительная власть — XX век: законодательство, комментарии, проблемы. — 2002. -№ 2/3. — С. 18−22.
  87. И.В., Кораблин В.Е., Кулясова H.A., Малышев В. А., Нестеров С. Ю., Е.И. Колюшин Финансирование выборов: право и практика. Учебщ ное пособие. М.: РЦОИТ, 2002.
  88. И.В., Кораблин В. Е., Кулясова H.A., Малышев В. А., Нестеров С. Ю., Шебунова В. Я. В помощь наблюдателю на выборах и референдуме: Учебное пособие. М.: РЦОИТ, 2003. — 280 с.
  89. M.JI. Предлагаю изменить нашу избирательную систему. // Государство и право. 1990. — № 7. — С.78−85.
  90. И. Избирательная система социалистического государства. Изд-во Правда, Москва, 1945. 24 с.
  91. Государственной право Российской Федерации. Учебник / Под. Ред. O.E. Кутафина. М.: Юрид. Лит., 1996. — 584 с.21 957
Заполнить форму текущей работой