Сравнительная характеристика развития познавательных способностей школьников в различных образовательных системах обучения (системе Л.В. Занкова и традиционной системе)
![Диссертация: Сравнительная характеристика развития познавательных способностей школьников в различных образовательных системах обучения (системе Л.В. Занкова и традиционной системе)](https://westud.ru/work/2730981/cover.png)
В данных системах обучения обнаружены особенности развития учащихся с индивидуальными различиями способностей. В системе Л. В. Занкова в группах учащихся с высокими показателями невербального воображения и объема зрительного восприятия обнаружены значимо более низкие продуктивные показатели невербального мышления и вербального воображения, по сравнению с группой учащихся с высокими показателями… Читать ещё >
Содержание
- 1. Теоретические основы систем развивающего обучения
- 1. 1. Становление представлений о факторах психического развития в онтогенезе
- 1. 2. Исследования соотношения обучения и психического развития в культурно-исторической психологии
- 1. 3. Психологическая теория деятельности как основа для разработки образовательных систем
- 1. 4. Системный анализ реализации развивающей функции образовательными системами
- Выводы к главе 1
2. Психологический анализ развивающей функции современных образовательных систем (система JI.B. Занкова и традиционная система).53 2.1 Психологический анализ факторов развития способностей школьников в системе обучения JI.B. Занкова.
2.2 Психологический анализ факторов развития способностей школьников в традиционной системе обучения.
2.3 Параметры сравнительного изучения развития школьников в традиционной системе обучения и системе JI.B. Занкова.
Выводы к главе 2.
3. Методы и методики исследования.
4. Экспериментальное исследование развития школьников в традиционной системе обучения и в системе JI.B. Занкова.
4.1 Организация исследования и характеристика выборки.
4.2 Сравнительный анализ уровня развития показателей способностей учащихся «занковских» и традиционных классов.
4.3 Структурная характеристика способностей учащихся традиционной системы и системы JI.B. Занкова.
4.4 Особенности развития групп школьников с высоким уровнем развития вербальных и невербальных компонентов способностей.
Выводы к главе 4.
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1979.
- Абульханова-Славская К. А. Проблема личности в психологии // Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А. В. Брушлинского. М., 1997, с. 270−374.
- Аверина И. С. Щелбаиова Е.И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование». М., 1996.
- Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М., 1978.
- Акимова Е.Ю. Развитие мыслительной деятельности учащихся в различных системах начального обучения. Автореф. дисс.канд. психол. наук. Ярославль, 2002.
- Акимова М.К., Козлова В. Т. Теоретические основы коррекционно-развивающей работы // Психолог в школе, 2000, № 1−2, с. 3−35.
- Акимова М.К., Козлова В. Т. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии, 1988, № 6, с. 71−77.
- Аксенова Ю.А. Символы мироустройства в сознании детей. М., 2000.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж, 1996.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., 1960.
- Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе // Под ред. Б. Г. Ананьева, А. И. Сорокиной. М., I960., с. 3−28.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 2000.
- З.Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы: Избр. тр. М., 1978.
- М.Анцыферова Л. И. Методологические проблемы психологии развития // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анциферовой. М., 1978, с 320.
- Анцыферова Л.И., Брушлинский А. В. Культурно-историческая теория высших психических функций // Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А. В. Брушлинского. М., 1997, с. 164−207.
- Аргинская И.И. Математика: Учебник для 1 кл. трехлетней нач. шк. М.,. 1997.
- Аргинская И.И. Математика: Учебник для 2 кл. трехлетней нач. шк. М., 1996.
- Аргинская И.И. Математика: Учебник для 3 кл. трехлетней нач. шк. М., 1999.
- Аргинская И.И. Уроки математики в 1 классе (система Л.В. Занкова) // Психологическая наука и образование, 1996, № 4, с. 58−62.
- Асеев В.Г. О-диалектике детерминации психического развития // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1978, с.21−38.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Москва-Воронеж, 1996.
- Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии // Вопросы психологии, 1999, № 1, с. 3−12.
- Ахутина Т.В., Обухова Л. Ф., Обухова О. Б. Трудности усвоения начального курса математики детьми младшего школьного возраста и их причины // Психологическая наука и образование, 2001, № 1, с. 65−78.
- Ахутина Т., Пылаева Н. Индивидуально-типологические различия в развитии зрительно-вербальных функций у дошкольников // Школьный психолог, 2001, №№ 43, 44, 46.
- Барабанщиков В.А. Принцип системности в современной психологии // Проблемы системогепеза учебной и профессиональной деятельности: Материалы Российской научно-практической конференции, Ярославль, 2003 / Под ред. Н. В. Нижегородцевой, с. 11−23.
- Барданян Г. А. Опыт диагностики зоны ближайшего развития // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Вепгера. М., 1981, с. 130−145.
- Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М., 2000.
- Безруких М.М. Проблемные дети. М., 2000.
- Берулава Г. А. Психодиагностика умственного развития учащихся. Новосибирск, 1990.
- ЗКБитянова М. Теоретический конструкт нормы // Школьный психолог, 2000, № 36, с. 4−5.
- Блонский П.П. Психология младшего школьника. Москва-Воронеж, 1997.
- Богданова Т.Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
- Богоявленская Д.Б. Субъект деятельности в проблематике творчества // Вопросы психологии, 1999, № 2, с. 35−41.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959.
- Болотова О.В. Исследование структуры познавательных способностей у учащихся с разными темпами психического развития. Автореф.дисс. .канд. психол. наук. Ставрополь, 2001.
- Боцманова М.Э. Психология овладения графическим методом анализа при решении задач в начальной школе. Автореф.дисс.канд. психол. наук. М., 1967.
- Брунер Дж. Процесс обучения. М., 1962.
- Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
- Брушлинский А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение. Москва -Воронеж, 1996.
- Бугрименко Е.А. Переходные формы знакового опосредования в обучении шестилетних детей // Вопросы психологии, № 2, 1994, с. 54−61.
- Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М., 1990.
- Бурова Л.И. Способы формирования первоначальных понятий у младших школьников // Гносеологическое обоснование методов начального обучения / Под ред. С. П. Баранова. М., 1984, с. 12−24.
- Веккер Л.М. Психика и реальность. М., 1998.
- Величковский Б.М. Автоматизмы памяти // Исследование памяти / Под ред. Н. Н. Коржа. М., 1990, с. 54−79.
- Венгер Л.А., Ибатулина А. А. Соотношение обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга // Вопросы психологии, 1989, № 2, с.20−27.
- Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии, 1990, № 4, с.5−14.
- Волчков А.А., Несмеянова О. Ю. Творческий потенциал и личностные особенности выпускников начальных классов с различным уровнем развития теоретического мышления (постановка проблемы) // Сибирский психологический журнал, 1999, № 10, с. 17−25.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1999.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
- Гильбух 10.3. Понятие зоны ближайшего развития и его роль в решении актуальных задач педагогической психологии // Вопросы психологии, 1986, № 3, с.33−40.
- Гинзбург М.Р. О возможной интеграции понятия зоны ближайшего развития // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под .ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Вепгера. М., 1981, с. 145−152.
- Гоноболин Ф.Н. Внимание младшего школьника // Психология младшего школьника / Под ред. Е. И. Игнатьева. М., 1960, с. 147−176.
- Горецкий В.Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. Ф. Букварь. М., 2000.
- Горностаев П.В., Горностаева З. А. Учение должно оставаться серьезным трудом // Вечерняя средняя школа, 1995, № 4, с. 18−20.
- Громов М.Д. Развитие мышления младшего школьника // Психология младшего школьника / Под ред. Е. И. Игнатьева. М., 1960, с.93−127.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
- Давыдов В.В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии, 1991, № 1, с. 3−18.
- Диагностика мышления младших школьников. Шадринск, 1996.
- Диринштейп И.В. Проблема соотношения общих и специальных творческих способностей в школьном возрасте. Автореф. дисс.канд. психол. наук. М., 2002.
- Дмитриева Н.Я., Товпинец И. П. Естествознание: Учебник для 1 кл. трехлетней нач. шк. М., 1995.
- Дмитриева Н.Я., Товпинец И. П. Естествознание: Учебник-хрестоматия для 2 кл. трехлетней нач. шк. М., 1996.
- Донапдсон М. Мыслительная деятельность детей/ Под ред. В. И. Лубовского. М, 1985.
- Дорохина В.Т. Исследование процесса принятия учебного задания. Автореф.дисс. канд. психол. наук. М., 1977.
- Дружинин В.Н. Введение // Развитие и диагностика способностей / Под ред. В. П. Дружинина, В. Д. Шадрикова. М., 1991, с. 3- 6.
- Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.- СПб, 2001.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2000.
- Дубровина И.В. Изучение математических способностей детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии способностей / Под ред. В. А. Крутецкого. М., 1973, с. 5−59.
- Дубровина И.В. К вопросу о специфичности способностей младшего школьника // Вопросы психологии способностей / Под ред. В. А. Крутецкого. М., 1973, с. 60−89.
- Дубровинская Н.В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка. М., 2000.
- Дункер К.Д. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления // Психология мышления / Под ред. A.M. Матюшкииа. М., 1965, с. 21−85.
- Учебник для 2 кл. трехлетн. нач. шк. М., 2000. 81.3акожурникова М.Л., Костенко Ф. Д., Рождественский Н. С., Матвеева А.Н.
- Русский язык: Учебник для 1 класса трехлетней начальной школы. М., 2000. 82.3акожурникова М.Л., Кустарева В. А., Рождественский Н. С. Русский язык:
- Занков Л. В., Занков В. В. Учебник математики для 1 класса. М., 1997.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды, т. 1. М., 1986.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.
- Изюмова С.А. Мнемические способности и усвоение знаний в школе // Вопросы психологии, 1986, № 3, с. 53−62.
- Изюмова С.А. Природа мнемических способностей и дифференциация обучения. М., 1995.
- Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М., 1968.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб., 2001.
- Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред. Л. В. Занкова, М. В. Зверевой. М., 1973.
- Ипполитов Е.С., Махлак Е. С., Самохвалоа В. И. Исследование мнемических процессов // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1978, с. 60−77.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М., 1981.
- Казаков А. География для младших школьников, 2 класс / Под ред. Н. В. Нечаевой. Самара, 1996.
- Казаков А. География для младших школьников, 3 класс / Под ред. Н. В. Нечаевой. Самара, 2000.
- Калмыкова З.И. Процессы анализа и синтеза при решении арифметических задач // Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 71. с. 3−113.
- Кислицына Г. Г. Типичность как характеристика искусственного понятия // Психологический журнал, т. 19, 1998, № 2, с.71−78.
- Клепинина З.А. Природоведение: Учебник для 4 класса четырехлет.нач. шк. М., 1991.
- Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. М., 1996.
- Корсакова Н.К., Микадзе Ю. В., Балашова ЕЛО. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 2001.
- Костюк Г. С., Избранные психологические труды. М., 1988.
- Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М., 1997.
- Красило А.И., 11овгородцева А.П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. Москва-Воронеж, 1995.
- Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма. Пособие для школьных психологов. М., 1995.
- Крутецкий В.А. Исследование специальных способностей, их структуры и условий формирования и развития // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1978, с. 206−221.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.
- Кудрявцев В.Т. Историзм в психологии развития: от принципа к проблеме // Психологический журнал, т. 17, 1996, № 1, с. 5−18.
- Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. М., 1997.
- Лапач С.II., Чубенко А. В., Бабич П. Н. Статистические методы в медико-биологических исследованиях. Киев, 2000.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Москва -Воронеж, 1997.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
- Леонтьев A.M. О формировании способностей // Вопросы психологии, 1960, № 1, с. 7−16.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
- Либин А.В. Стилевые особенности познавательных процессов и учебная деятельности // Развитие и диагностика способностей / Под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. М., 1991, с. 131−139.
- Лисьева З.М. Особенности дидактической системы обучения Л.В. Занкова. Уфа, 1999.
- Лобанов А.Р., Коптева С. И. Актуальные проблемы психологии интеллекта. В 2-х частях. Ч. 1. Минск, 2000.
- Ломов Б.Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования. М., 1999.
- Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974.
- Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М., 1976.
- Ляудис В.Я., Негурэ И. П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М., 1994.
- Макарова К.В. Актуализация творческого потенциала личности. М., 2000.
- Маляренко Т.Н., Хватова М. В. Развитие функций мозга ребенка сенсорными притоками. Тамбов, 1998.
- Мальцева К.Т. Особенности памяти младшего школьника // Психология младшего школьника / Под ред. Е. И. Игнатьева. М., 1960, с. 50−92.
- Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М., 1998.
- Марютина Т.М., Мешкова Т. А. Гавриш Н.В. О связи свойств внимания и успеваемости учащихся вторых классов // Вопросы психологии, 1988, № 3, с. 36−43.
- Матвеева А.Н., Рождественский Н. С. Русский язык: Учеб. для 3 кл. трехлет. нач. шк. М., 2000.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников. М., 1989.
- Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. Москва-Воронеж, 1998.
- Менчинская Н.А., Моро М. И. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах. М., 1965.
- Микешина JI.A., Опенков M.IO. Новые образы познания и реальности. М., 1997.
- Моро М.И., Бантова М. А. Математика: Учебник для 2 кл. трехлет. нач. шк. М., 1999.
- Моро М.И., Бантова М. И., Бельтюкова Г. В. Математика: Учебник для 1 кл. трехлетн. нач. шк. М., 1997.
- Моро М.И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Математика: Учебник для 3 кл. трехл. нач. шк. и 4 кл. четырехл. нач. шк./ Под ред. Ю. М. Колягипа. М., 1999.
- Мухина B.C. Феноменология развития и бытия личности. Москва-Воронеж, 1999.
- Мухина С.Е. Парциальность познавательных способностей младших школьников (на примере зрительных и слуховой модальностей). Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М., 2001.
- Нечаева Н.В. Как учить грамоте читающих и нечитающих детей. Самара, 1993.
- Нечаева Н.В. Целостность обучения как фактор гуманизации школы // Начальное образование в России: инновации и практика. М., 1994.
- Нечаева I I.В., Андрияпова Т. М, Остороумова А. В. Букварь. Самара, 1997.
- Нижегородцева Н.В. Психологическая структура готовности детей к усвоению грамоты: Дисс.. канд.психол. наук. М., 1993.
- Новое время новая дидактика. М. — Самара, 2001.
- Обучаем по системе J1.B. Занкова: первый год обучения. М., 1991.
- Обучаем по системе J1.B. Занкова: 1 класс. М., 1996.
- Обучаем по системе J1.B. Занкова: 3 класс. М., 1994.
- Обучение и развитие младших школьников. Материалы межреспубликанского симпозиума / Под ред. Г. С. Костюкова. Киев, 1970.
- Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка. Москва-Екатеринбург, 2000.
- Одаренность: рабочая концепция. Материалы 1 международной конференции / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 2002.
- Одаренные дети / Под общей ред. Г. В. Бурмепской и В. М. Слуцкого. М., 1991.
- Опыт системного исследования психики ребенка / Под ред. Н. Н. Непомнящей. М., 1975.
- Ошанин Д.А. Концепция оперативности отражения в инженерной и общей психологии // Инженерная психология: теория, методология, практическое применение. М., 1977, с. 134−149.
- Ошанин Д.А. Предметное действие и оперативный образ. Автореф. дисс. д-ра психол. наук. М., 1973.
- Петровский А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии, т. 1,2. М., 1996.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб., 1997.
- Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. СПб., 1997.
- Пирожкова М.Г. Психологические особенности структуры воображения. Дисс.канд. психол.наук. М., 2001.
- Плешаков А.А. Природоведение: Учебн. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. / Под ред. И. Д. Зверева. М., 2001.
- Плешаков А.А. Природоведение: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. / Под ред. И. Д. Зверева. М., 2001.
- Подгорецкая Н.А. Изучение у взрослых стихийно сформированных приемов классификации понятий // Вопросы психологии, № 4, 1973, с. 101 108.
- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
- Полякова А.В. Русский язык: Учебник для 1 класса трехлет. нач. шк. М., 1997.
- Полякова А.В. Русский язык: Учебник для 2 класса трехлет. нач. шк. М., 1998.
- Полякова А.В. Русский язык: Учебник для 3 класса трехлет. нач. шк. М., 1999.
- Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1−4 классов. Пояснения для учителя. Самара, 1993.
- Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М., 1967.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976.
- Потемкина О.Ф. Методы диагностики образного и вербального развития // Методы психологической диагностики, вып. 1 / Под ред. В. Н. Дружинина, Т. В. Галкиной, М., 1993.
- Практикум по общей психологии. М., 1990.
- Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии, 1991, № 6, с. 46−57.
- Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы. М., 1996.
- Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1990.
- Психология развития / Под ред. Т. Д. Марцинковской. М., 2001.
- Пушкин В.Н. Построение ситуативных концептов в структуре мыслительной деятельности // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1978, с. 106−120.
- Пчелко А.С., Бантова М. А., Моро М. И., Пышкало A.M. Математика: Учебник для 3 кл. трехлетней начальной школы. М., 2001.
- Равич-Щербо И.В., Марютина Т. М., Грироренко ЕЛ. Психогенетика / Под ред. Н.В. Равич-Щербо. М., 1999.
- Развитие и диагностика способностей / Под ред. В. Д. Шадрикова, В. Н. Дружинина. М., 1991.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 3 класса четырехлетней нач.шк. М., 1997.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 4 класса четырехлетней нач.шк.М., 1989.
- Ратанова Т.А. Общая психология. Диагностика умственных способностей детей. М., 1998.
- Репкин В.В., Репкина Н. В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск, 1997.
- Репкина Н.В. Развитие памяти и особенности целеполагания в учебной деятельности младших школьников. Автореф. дисс.канд. психол. наук. М., 1986.
- Родное слово: Учебник для 4 класса четырехлетней нач.шк. М., 1992.
- Романко В.Г. Особенности действия контроля в учебной деятельности младших школьников. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М. 1985.
- Романовская З.И. Живое слово. Учеб. По чтению для 1 кл. трехл. нач. шк. М., 1995.
- Романовская З.И. Живое слово. Учеб. для 2 кл. трехл. нач. шк. В 2 кн. М., 1997.
- Романовская З.И. Живое слово. Учеб. для 3 кл. трехл. нач. шк. В 2 кн. М., 1997.
- Рубинштейн СЛ. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М., 1997.
- Рубинштейн СЛ. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. СПб., 2001.
- Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М., 1976.
- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий в процессе обучения. М., 1987.
- Рузская Л.Г. Некоторые особенности воображения младшего школьника // Психология младшего школьника / Под ред. Е. И. Игнатьева. М., 1960, с. 128−126.
- Сандомирский М.Е., Белогородский J1.C., Еникеев Д. А. Периодизация психического развития с точки зрения онтогенеза функциональной асимметрии полушарий // Современные проблемы физиологии и медицины. Уфа, 1997, с. 44−63.
- Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М., 2001.
- Секей JJ. Знание и мышление // Психология мышления / Под ред. A.M. Матюшкина. М., 1965, с. 343−365.
- Скотникова И.Г. Успешность познавательной деятельности и когнитивный стиль // Психологический анализ учебной деятельности / Под ред. В. Д. Шадрикова, В. Н. Дружинина, О. Ф. Потемкиной. М., 1991, с. 232 253.
- Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии, 1986, № 6, с. 14−22.
- Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Автореф. дисс. д-ра психол. наук. М., 1994.
- Содружество ученого и учителя. М., 1991.
- Суворова Г. А. Деятельностно-психологическое консультирование в обучении. Дисс. д-ра психол. наук. М., 2003.
- Телегина Э.Д., Гагай В. В. Виды учебных действий и их роль в развитии творческого мышления младших школьников // Вопросы психологии, 1986, № 1, с. 47−53.
- Телегина Э.Д., Тарасова Н. П. Роль учебника в развитии разных уровней самостоятельности мышления младших школьников // Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся. М., 1986, с. 24−31.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1983.
- Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. М., 1985.
- Теплов Б.М. Психологическая характеристика личности // Способности. К 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова. Дубна, 1997, с. 139−159.
- Товпинец И.П. О преподавании естествознания (система Л.В. Занкова) // Психологическая наука и образование, 1996, № 4, с. 63−65.
- Томэ Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1978, с 173−196.
- Торсей Б., Розенцвейг П., Знания и решение задачи: репрезентации научных понятий // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / Под ред. Т. Галкиной, Т. Лоарера. М., 1997, с. 165−190.
- Тульвисте П. О теоретических проблемах исторического развития мышления // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1978, с. 81−104.
- Украинцев Б.С. Самоуправляемые системы и причинность. М., 1972.
- Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.
- Фарапонтова Э.А. Особенности ощущений и восприятий у младших школьников // Психология младшего школьника / Под ред. Е. И. Игнатьева. М., 1960, с. 5−49.
- Филина С.В. Способности зрительного восприятия (у детей 10−12 лет). Автореф.дисс.канд. психол. наук. Ярославль. 1995.
- Филиппова Е.В., Венгер А. Л. О психологических особенностях детей, обучающихся и не обучающихся в школе с 6-ти лет // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М., 1981, с. 64−79.
- Холодная М.А. Психология интеллекта. СПб., 2002.
- Хомская Е.Д., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Ениколопова Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий. М., 1997.
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении, Томск, 1993.
- Цукерман Г. А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников//Вопросы психологии, 1998, № 5, с. 68−81.
- Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. М., 1995.
- Чутко Н.Я. История становления человека. Учебно-методические материалы для работы в 3 классе. М., 1993.
- Чутко Н.Я. Развитие памяти школьников: на материале изучения истории. М., 1982.
- Чутко Н.Я., Родионова Л. Е. Твоя Россия: Учебник-хрестоматия для 3 кл. трехлст. и 4 кл. четырехлет. нач. шк. Обнинск, 2001.
- Шадриков В.Д. Проблема системогенсза профессиональной деятельности. М., 1982.
- Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М., 1999.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996.
- Шадриков В.Д. Способности человека. Москва-Воронеж, 1997.
- Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993.
- Шадриков В.Д., Черемошкина Л. В. Мнемические способности: развитие и диагностика. М. 1990.
- Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. М., 1995.
- Школа диалога культур: идеи, опыт, проблемы. Кемерово, 1993.
- Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения. Материалы 1 симпозиума. Тбилиси, 1969.
- Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994.
- Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии, 1992, № 3−4, с. 7−13.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1976.
- Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М., 1996.
- Юркевич B.C. Развивающий дискомфорт в народной и профессиональной психопедагогике // Одаренный ребенок, 2002, № 2, с. 48−65.
- Якиманская И.С. Личностно-ориеитированное обучение в современной школе. М., 2000.
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000.
- Якобсон С.Г., Дорохова Т. Н. Психологические принципы формирования начальных форм учебной деятельности у дошкольников // Вопросы психологии, 1988, № 3, с. 30−36.