Психологическая защита у акцентуированных подростков с умственной отсталостью
Диссертация
Подростковый возраст особо важен для становления личности, решения задач самоопределения и выбора своего профессионального пути (И.С. Кон, 1979; Ф. Райе, 2000; А. А. Реан, 2006; X. Ремшмидт, 1994; Д. И. Фельдштейн, 1983). В связи с техническими преобразования в жизни общества, социально-экономическими трудностями, экологическими кризисами эта возрастная группа обладает слабой психологической… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА И ЕЕ ВИДЫ У ПОДРОСТКОВ
- 1. 1. Современные представления о психологической защите
- 1. 1. 1. Основные понятия психологической защиты
- 1. 1. 2. Виды психологической защиты
- 1. 1. 3. Копинг-стратегии как форма защитного поведения
- 1. 2. Подростковый период как кризисный период формирования личности
- 1. 2. 1. Особенности подросткового возраста
- 1. 2. 2. Акцентуации характера в подростковом возрасте
- 1. 2. 3. Психологические особенности подростков с умственной отсталостью
- 1. 1. Современные представления о психологической защите
- 2. 1. Общая характеристика объекта исследования
- 2. 2. Общая характеристика методов исследования
- 3. 1. Исследование характерологических особенностей
- 3. 1. 1. Исследование акцентуаций характера у подростков с умственной отсталостью и нормальным развитием
- 3. 1. 2. Исследование проявлений нарушения поведения у акцентуированных подростков с умственной отсталостью и нормальным развитием
- 3. 1. 3. Проявления нарушений поведения у подростков с умственной отсталостью и нормальным развитием в зависимости от типа акцентуации характера
- 3. 2. Исследование защитных механизмов
- 3. 2. 1. Механизмы психологической защиты у акцентуированных подростков с умственной отсталостью и нормальным развитием
- 3. 2. 2. Механизмы психологической- защиты у подростков с умственной отсталостью и нормальным развитием в зависимости от типа акцентуации характера!
- 3. 2. 3. Взаимосвязь механизмов психологической защиты и поведенческих нарушений у акцентуированных подростков с умственной отсталостью и, нормальным развитием
- 3. 3. 1. Направленность и эффективность копинг-стратегий у акцентуированных подростков с умственной отсталостью и нормальным- развитием
- 3. 3. 2. Копинг-стратегии у подростков с умственной отсталостью и нормальным развитием в зависимости от типа акценту ацийхарактера
- 3. 3. 3. Взаимосвязь механизмов психологической защиты и копинг-стратегий у акцентуированных подростков с умственной отсталостью- и нормальными развитием?
- 3. 3. 4. Взаимосвязь копинг-стратегий и нарушений! поведения у акцентуированных подростков с умственной отсталостью и нормальным развитием
- 3. 4. 1. Особенности поведенческой направленности акцентуированных подростков с умственной отсталостью и нормальным развитием
- 3. 4. 2. Поведенческая направленность у подростков с умственной отсталостью и нормальным развитием в зависимости от типа акцентуации характера
- 3. 4. 3. Взаимосвязь поведенческой направленности и защитного поведения у акцентуированных подростков с умственной отсталостью и нормальным развитием
Список литературы
- Акцентуированные характеры подростков: диагностика и коррекция: Учебно-метод.пособие /Сост. JI.E. Тарасова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. — 84с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. -380с.I
- Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях:переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита //Психологический журнал. 1994.-Т.15.-№- 1.-С. 3−18
- Байярд Роберт Т., Байярд Джин. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М.: Академический проект, 2003. — 208с.
- Бассин Ф.В. О силе «Я» и психологической защите//Вопросы философии.-1969.-№- 2.-С. 118−125
- Бассин Ф.В., Бурлакова М. К., Волков В. Н. Проблема психологической защиты. //Психологический журнал. 1988. — Т.9.- № 3. — С.78−86
- Безрукова Е.З., Забрамная С. Д. Психологическое изучение умственно-отсталых школьников. Свердловск: Изд-во Свердл.пед.ин-та, 1974. — 79с.
- Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных.
- Симферополь: Реноме, 1998. 494с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.- 420с.
- Блум У. Психологическая защита,— М.: ООО «Фирма „Изд-во ACT“, 2000.-176с.
- Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
- Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Ч.1.: „Coping Stress“ и теоретические подходы к его изучению. // Психологический журнал. -2006. Т.27.-№- 1. — С.122−133
- Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности.- М.: Междунар.пед.акад., 1995. 209с.
- Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. Учебное пособие. СПб.: „Союз“, 2002. — 160с.
- Братусь Б.С. Аномалии личности.- М.: Мысль, 1988. 301с.
- Вагин И.О. Уроки психологической защиты. СПБ.: Питер, 2001.- 158с.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). -М.: Изд-во МГУ, 1984. 200с.
- Вассерман Л.И., Щелкова О. Ю. Медицинская психодиагностика: Теория, практика и обучение.- СПб.: Филологический ф-т СПбГУ- М.: Изд. центр „Академия“, 2004. 736с.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1973. 175с.
- Воловик В.М., Вид В.Д. „Психологическая защита“ как механизм компенсации и ее значение в психотерапии больных шизофренией // Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии / Ред. М. М. Кабанов, — Л.: 1976. С.26−28
- Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собрание сочинений в 6 томах. — Т.5. М.: „Педагогика“, 1983. — 367с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. -М.: Педагогика, 1991. 479с.
- Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. — М.: Север, 1933. 143с.
- Грановская P.M. Психология в примерах. СПб.: Речь, 2002.- 247с.
- Грановская P.M., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы.- СПб.: „Знание“, 1999. 352с.
- Гурьева В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков.- М.: КРОН-ПРЕСС, 1996.-208с.
- Дворщенко В.П. Тест личностных акцентуаций (Модифицированный вариант методики ПДО)/ Науч.ред.к.психол.н. Тулупьева Т. В. — СПб: Речь, 2002.- 111с.
- Диагностика и коррекция нарушений поведения у подростков, страдающих олигофренией: Метод, рекомендации для врачей и педагогов спец. школ. /Сост. Лебединская К. С. М.: Б.и., 1981. — 26с.
- Дольто Ф. На стороне подростка.- СПб.: Изд-во „Петербург-XXI век“, 1997. 280с.
- Доценко Е.Л. Механизмы психологической защиты от манипулятивного воздействия: Дисс. канд. психол. наук.- М., 1993. 162с.
- Егоров А.Ю., Игумнов С. А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты.- СПб.: Речь, 2005. 436с.
- Ермолаева М.В. Психология развития.- М.: Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та- Воронеж: Изд-во НПО „МОДЭК“, 2006. 376с.
- Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях 3. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии.- 1990.- № 4. С. 14−23
- Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей.- М.: Просвещение, 1995. 111с.
- Замский Х.С. История олигофренопедагогики. Учебник для пед. ин-в.- М.: Просвещение, 1980. -398с.
- Зачепицкий Р.А. Социальные и биологические аспекты психологической защиты// Социально-психологические исследования в психоневрологии.-Л.: Медицина, 1984. 182с.
- Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология: Избр.психол.труды.- М.: Изд-во Моск. психолого-соц.ин-та- Воронеж: Изд-во НПО „МОДЭК“, 2003. 415с.
- Иванов А.И., Логвенок О. В. О возможных связях вариантов психологической защиты с характерологическими акцентуациями // Психология XXI в.: тезисы междунар.межвуз.научно-практ.студ.конф./ Под ред. Крылова А.А.- СПб: Изд-во СПбГУ, 2000. С.300−302.
- Иванов Е.С., Исаев Д. Н. Что такое умственная отсталость. Руководство для родителей.- СПб.: ИСПиП, 2000. 20с.
- Иванов Н.Я., Личко А. Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков: Методическое пособие. М.: „Фолиум“, 1994. -64с.
- Интегрированное обучение и сопровождение детей с особыми нуждами в общеобразовательной школе/ Под науч. ред. Л. М. Шипицыной.- СПб., ИСПиП, 2004. 60с.
- Исаев Д.Н. психическое недоразвитие у детей.- Л.: Медицина, 1982. 223с.
- Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб.: Речь, 2003.-391с.
- Кайгородов Б.В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте: монография.- Астрахань: Изд-во АГПУ, 1999. 159с.
- Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивации в структуре конфликта.- СПб.: „Детство-пресс“, 1999. 144с.
- Карвасарский Б.Д. Психотерапия.- М.: „Медицина“, 1985. 304с.
- Кербиков О.В. Избранные труды. М.: Медицина, 1971. — 312с.
- Киршбаум Э.И., Еремеева А. И. Психологическая защита. М.: Смысл, 2000. — 181с.
- Клиническая психология и психофизиология: Уч. пособие / Под ред. Г. М. Яковлева. СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2003. — 296с.
- Ключников С.Ю. Личная территория: психологическая защита от агрессии и манипулирования. М.: Беловодье, 2006. — 384 с.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста.- М.: Медицина, 1985. 607с.
- Колосова Т.А. Копинг-поведение и механизмы психологической защиты у подростков с умственной отсталостью: Автореф. на соиск.уч.ст.канд.психол.наук.- СПб., 2007. 24 с.
- Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы/ Под науч. ред. JI.M. Шипицыной и Е. И. Казаковой.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. 108с.
- Кон И. С. Психология ранней юности: книга для учителя.- М.: Просвещение, 1989. 254с.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста: (проблемы формирования личности). -М.: Просвещение, 1979. 175с.
- Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения.- М.: Изд-во „Институт практической психологии“, Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1997. — 336с.
- Коркина М.В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е. Психиатрия: Учебник.- М.: Медицина, 1995. 608с.
- Крепелин Э. Введение в психиатрическую клинику.- М.: Бином, лаб. знаний, 2004. 492с.
- Косякова О.О. Возрастные кризисы.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 221с.
- Курбатова Т.Н., Муляр О. И. Проективная методика исследования личности „Hand-тест“.- СПб.: ГП „Иматон“, 1995. 44с.
- Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах.- М.: Наука, 1995. 271с.
- Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу.- М.: Высшая школа, 1996. 623с.
- Лебединская К.С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика „трудных“ подростков.- М.: Педагогика, 1988. 167с.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Уч.пособие.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 167с.
- Леви B.JI. Искусство быть другим.- СПб.: Питер, 1993. 189с.
- Левитов Н.Д. Проблема характера в современной психологии. // Вопросы психологии.- 1970. № 5. — С.15−17
- Леонгард К. Акцентуированные личности / Пер. с нем. В. Лещинской.- М.: Изд-во Эксмо, 2002. 448с.
- Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания: избр. психол. тр.- М.: Прогресс, 1990. 269с.
- Липунова О.В. Психология отклоняющегося поведения: Учебное пособие.-Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсомол.-на-Амуре гос.пед.ун-та, 2004.-116с.
- Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л.: „Медицина“, 1985. — 416с.
- Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков.- М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 1999. 416с.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей.- М., Педагогика, 1989. 100с.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии.- М.: Academia, 2004. 380с.
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.-СПб.: Речь, 2006. 224с.
- Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии.- М.: Классике Стиль, 2003. 320с.
- Мастюкова Е.М., Певзнер М. С., Пермякова В. А. Дети с нарушениями умственного развития: Учебное пособие.- Вып. I.- Иркутск, 1992. 160с.
- МКБ-10 (Международная статистическая классификация болезней (10-й пересмотр).- М.: Медицина, — 2003. 924с.
- Миньковский Г. М. Динамика и причины основных отклонений в поведении несовершеннолетних // В кн. Дети с отклонениями в поведении.- М., 1968. -С. 7−10.
- Михайлов А.Н., Ротенберг B.C. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях»// Вопросы психологии".- 1990.-№ 5.-С. 106−111.
- Мнухин С.С., Исаев Д. Н. О процессах адаптации при олигофрении // Восстановительная терапия и социально-трудовая реадаптация.- Л., 1965. -С. 177.
- Моисеева Л.А., Рябенко Е. В. Патология психического развития: наследования умственной отсталости. М.: Изд-ль Воробьев А. В., 2006. -24 с.
- Мэш Э. Детская патопсихология: нарушения психики ребенка. СПб: Прайм-Еврознак: ОЛМА-ПРЕСС, 2003 .- 511с.
- Мягер В.К. Актуальные вопросы теории и практики психогигиены и психопрофилактики // Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы.- Л.: Ленингр.н.-и.психоневрол.ин-т, 1985. 167с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева.- М.: Изд-во Моск. психолого-социального инст-та- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.-400с.
- Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности.- Ереван: АН Арм. ССР, 1988. 262с.
- Никольская И.М. Уроки психологии в начальной школе,— СПб.: Речь, 2004. -190с.
- Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2001.-507с.90. «Павловские среды», Т.П.- М.-Л.: Изд-во АН СССР, — 1949. С. 564
- Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования/ Под ред. А. Е. Личко и Н. Я. Иванова. Л.: Изд. инст. им. В. М. Бехтерева. — 1976. — С.5−30.
- Певзнер М.С. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности.- М.: Педагогика, 1982. 104с.
- Перепеч Е.А. Стратегии преодоления трудностей в подростковом возрасте. Психология XXI века: (Материалы научно-практической студенческой конференции 5−6 мая 1998 г.).- СПб, 1998. С.37−39.
- Петрова В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталого школьника.-М.:РОУ., 1996.-47с.
- Петровский А.В. Общая психология.- М.: Просвещение, 1986. 419с.
- Петровский А.В., Ярошевский М. Г. История психологии: Учебное пособие.- М.: РГТУ, 1994. 448с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды.- М.: Просвещение, 1969. -659с.
- Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. /Под ред. Х.Ремшмидт.- М.: Мир, 1994. 320с.
- Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития.// Автореф. дисс. на соиск.уч.ст.д.психол.наук.- М., 1999. 42с.
- Порция Л.И. Возможности и степени компенсации дебильности в условиях организованного медико-педагогического воздействия.: Дис.канд.п.наук.-Ижевск, 1963.
- Профилактика ВИЧ/СПИДа у несовершеннолетних в образовательной среде: Учебное пособие/ Под ред. Л. М. Шипицыной.- СПб.: Речь, 2006. -208с.
- Психодиагностика: Учебник для вузов/ Ред. Л. Ф. Бурлачук. СПб.: Питер, 2003.-352с.
- Психологическая адаптация личности. Анализ. Теория. Практика. / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов.- СПб: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2006. -479с.
- Психологическая диагностика индекса жизненного стиля: Пособие для врачей и психологов / Л. И. Вассерман, О. Ф. Ерышев, Е. Б. Клубова и др. /Под ред. Л. И. Вассермана СПб.: ПНИ, 1998. — 49с.
- Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе/ Под ред. Ж. И. Шиф и др. М.: Педагогика, 1980. — 176 с.
- Психология индивидуальных различий. Тексты/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 320с.
- Психология подростка/ Ред. Реан А.А.- С-Пб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», М.: «Олма-пресс» 2003. 432с.
- Психо лого-медико-педагогическая консультация. Методические рекомендации. /Под ред. Шипицыной Л.М.- СПб.: Институт спец. педагогики и психологии им. Р. Валленберга, 1999. 202с.
- ПО.Рагимова О. А. Основы клиники интеллектуальной недостаточности: Учебное пособие.- Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. 21с.
- Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.- СПб.: Питер, 2000. 624с.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: программы становления личности.- М.: Мир, 1994. 320с.
- Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. — СПб.: Речь, 2001.-411с.
- Романова Е.С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. Мытищи: Изд-во «Талант», 1990. — 144с.
- Ротенберг B.C. Психологические проблемы психотерапии// Психологический журнал. 1986.- № 3.- С. 111.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т.: т.1.- М.: Педагогика, 1989.- 485с.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.- М.: «Просвещение», 1986. 176с.
- Русалов В.М., Манолова О. Н. Взаимосвязь характера и темперамента в структуре индивидуальности./ Психологический журнал.- 2005.-Т.26.- № 3.
- Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология.- Л.: ЛГУ, 1990. 252с.
- Рычкова JI.C. Психопатология детского возраста: умственная отсталость: Учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЮурГУ, 2000. — 51с.
- Самосознание и защитные механизмы личности/ Ред. Райгородский Д. Я. Самара: Бахрах-М, 2000. 656с.
- Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия.- М.: АРКТИ, 2004. 72с.
- Семенюк JI.M. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие. М.: МПСИ: Флинта, 1998. — 96с.
- Сирота Н.А., Ялтонский В. И. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков // Обзор психиатрии и медицинской психологии. 1994/1. — С. 63−74.
- Сирота Н.А., Ялтонский В. И. Преодоление эмоционального стресса подростками: модель исследования// Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1993. — № 1. — С. 53−60.
- Скоробогатова Н.В., Хлыстова Е. В. Некоторые аспекты невербального поведения подростков с нарушениями интеллекта. Монография.-Шадринск, 2005. 222с.
- Собкин B.C., Евстигнеева Ю. М. Подросток: виртуальная и социальная реальность.// Труды по социологии образования.- М.: Центр Социологии Образования РАО, 2001.- Том VI. Вып.Х. — 156с.
- Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности,— М.: Изд-во МГУ, 1980. 176с.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.- М.: Изд-во МГУ, 1989. 213с.
- Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений предметов. М.: Просвещение, 1966. 224 с.
- Специальная психология: Учебное пособие /Под ред. В. И. Лубовского.-М.: Academia, 2006. 460с.
- Стойков И.Д. Анализ защитных проявлений личности// Автореф. дис. канд. психол. наук.- М., 1986. 20с.
- Страх и жизнь влечений// Введение в психоанализ. М.: Наука, 1989. — С. 349−369.
- Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Избранные главы.-М.: Никулин А. Л., 1998. 320с.
- Таукенова Л.М. Кросскультуральные исследования личностных и межличностных конфликтов, копинг-поведения и механизмов психологической защиты у больных неврозами: Дисс.канд.мед.наук.- СПб., 1996.-213 с.
- Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами. СПб.: МАПО, 1997. — 25с.
- Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса.- Л.: «Медицина», 1984.-192с.
- Теория и практика медицинской психологии и психиатрии (сборник научных трудов)/ Ред. Вассермана Л. И., Карвасарского Б. Д., Мягер В. К., СПб, 1994.- 238с.
- Тимофеев Н.Н. Вопросы психиатрии и невропатологии. Вып. 14. Л., 1970.
- Тулупьева Т.В. Психологическая защита и особенности личности в период ранней юности.- СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2000. 91с.
- Учащиеся вспомогательной школы: клинико-психологическое изучение/ Под ред. М. С. Певзнер, К. С. Лебединской, — М.: Педагогика, 1979. 230с.
- Ушаков Г. К. Детская психиатрия,— М.: Медицина, 1973. 392с.
- Ушинский К.Д. О воспитании.- М.: Шк. пресса, 2003. 190с.
- Фатихова Л.Ф. Познавательное развитие детей с нарушениями интеллекта.- Бирск: Бирский гос.пед.ин-т, 2003. 83с.
- Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка//Вопросы психологии.- 1983. № 1. — С. 71−77.
- Феофраст. Характеры. Л.: Наука, 1974. — 124с.
- Флорес Буэно Фредди Франс. Сравнительное исследование психологических стратегий совладания в норме и в патологии (на моделях нервно-психических и психосоматических заболеваний): Дис. на соиск.уч.ст.канд.психол.наук: 19.00.04.- СПб., 2000. 176с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла.- М.: Прогресс, 1990. 368с.
- Фрейд А. «Психология „Я“ и защитные механизмы».- М.: «Педагогика-Пресс», 1993. 140с.
- Фрейд 3. О психоанализе. 5 лекций// Хрестоматия по истории психологии /Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан.- М., 1980. С. 143−183.
- Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений/ Сост., ред. М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1989. — 448с.
- Фрейд 3. Страх и жизнь влечений// Введение в психоанализ.- М.: Наука, 1989. С.349−369.
- Фрейеров О.Е. Клиника олигофрений, осложненных психопатическими особенностями личности, в практике судебной и трудовой экспертизы // Проблемы олигофрении.- М., 1970. С.38−46.
- Фромм Э. Бегство от свободы.- М.: Прогресс, 1990. 269с.
- Хорни К. Невроз и личностный рост: Борьба за самореализацию/ ред. М. М. Решетникова.- СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1997.-315с.
- Худик В.А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте.- К.: Здоровья, 1993. 144с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследование и применение.- СПб.: Питер, 1997. 606с.
- Чиркова Ю.В. Психологические особенности защитного поведения у младших школьников с ЗПР: Автореф. дис. на соиск.уч. степ, канд.психол.наук: 19.00.10.- СПб., 2003. 23с.
- Чумакова Е.В. Психологическая защита в системе детско-родительских отношений: Автореф. дис. на соиск. учен.степ.к.психол. наук: 19.00.11-СПБ., 1998.-22с.
- Шаповал И. А. Психология дисгармонического дизонтогенеза. 4.1. Расстройства личности и акцентуации характера.- Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006.-316с.
- Шипицына JI.M. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. — 496с.
- Шипицына JI.M. Социально-эмоциональные нарушения: школьная дезадаптация, средства диагностики и помощи// Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи.- М., 1998. С. 19−28.
- Шипицына JI.M., Иванов Е. С. Нарушения поведения учеников вспомогательной школы. Коллег Элидир. Уэллс, Великобритания, 1992. -120с.
- Шипицына Л.М., Паниер М., Смет Б., Де Гейтер Л., Вейнс В., Вандерпуттен Л., Вердайк В. Специальное обучение в России и Фландрии: сходства и различия. СПб., 1998. — 63с.
- Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей //Под науч.ред. Л. М. Шипицыной и Е. И. Казаковой. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.- 176с.
- Штрахова А.В. Внутренняя картина болезни и механизмы психологической защиты у больных рецидивирующей формой язвенной болезни: Автореф. дис. на соиск. учен, ст.канд.мед.наук: 19.00.04 СПб, 1997.-16 с.
- Шукайло В.В. Особенности преодоления стрессогенных ситуаций у подростков с нарушениями поведения: Автореф.дис.на соиск.учен.ст.канд.психол.наук: 19.00.13. СПб, 2006. — 28с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: «Питер», 1999. 656с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971.- № 4.- с.6−20.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.- М.: Прогресс, 1996. 340с.
- Adler A. Der Sinn des Lebens.- Frankfurt: Fisher Verlag, 1983.
- Amirkhan J.H. A factor analytically derived measure of coping: the coping strategyindicator // J.Person. Soc. Psychol.- 1990. V.59.- № 5. — P. 1066−1074.
- Billings A.G., Moos R.H. Coping, stress, and social resources among adults with unipolar depression// J.Pers. and Soc. Psychol.- 1984. -V.46. P.877−891
- Bricklin В., Piotrowsky Z., Wagner E. The Hand Test.- USA, Charles С Thomas Publisher, 1962.
- Carver C.S., Scheier M.F., Weintraub J.K. Assessing coping Strategies: a theoretically based approach.// Journal of personality and Social Psychology, 1989. Vol.56. — No. 2. — P.267−283.
- Coelho G.V., Hamburg D.A. и Adams EJ. «Stress, coping, and Adaption», 1974.
- Crammer Ph. The Development of defense mechanism// Journal of Personality. 1987.-55.-P. 597−614.
- Emotion: Theory, Research, and Experience. V. 1. Theories of Emotion. R. Plutchik, H. Kellerman (Eds.). Academic Press: New York et al., 1980, pp.3−33.
- Esquirol J.E.D. Des maladies mentales. Paris, 1838.
- Freud A. Das Ich und die Abwehrmechanismen.- Wien: Internationale Psychoanalytischer Verlag, 1936. 206p.
- Haan N.A. Coping and Defending: Processes of self environment organization. New York: Academic Press, 1977. — 457p.
- Heim E. Coping and adaptively// Psychotherapie-Psychosomatik, Medizinische, Psychologische.- 1988. H. l, S.8−17
- Jordan T. Delinquency and crime Cross-cultural perspectives.- Philadelphia, New York, 1968. 244p.
- Kanner L. Child psychiatry Springfield: Thomes, 1972. xxiv, 735p.
- Klein M. Kinderentwicklung. I und II. Teile //Psychoanalyse und erziehungspraxis.- Frankfurt: Fischer, 1971.
- Kohler Ch. Les Deficiencies intellectuelles chez enfant. Paris, 1963.
- Lazarus R.S., DeLongis A. Psychological stress and coping in aging// American Psychologist., 1983. 38. — P.245−254
- Lazarus R.S., Folkman S. Coping and adaptation// W.D.Gentry (Eds.)// The handbook of behavioral medicine. New York: Guilford, 1984. — P.282−325
- Lazarus R.S. Stress and Stressbewaltigung. Ein paradigma// Fillipp S.-H. (Hrsg.)
- Kritische Lebensereignisse. Munchen: Urban & Schwarzenberg, 1981. — 232p.
- Lefcourt H.M. Intimacy, social support and locus of control as moderators of stress. In I.G.Season and B.R.Season (eds) Social Support: Theory, Research, and Application/ Martinus, Nijhoff, Dordrecht, 1985.
- Leonhard K. Akzentuierte Personlichkeiten. 2., uberarb. Aufl. Berlin, Volk und Gesundheit, 1976. 328 S.
- Maslow A.H. Motivation and personality.-N.Y.: Harper & Brothers, 1954. -41 lp.
- McCrae R.R. Situational determinants of copingresponses: loss, threat, and challenge// Journal of Personality and Social Psychology. 1984. -46. P.919−928
- Mechanic D. Students under stress. N.Y.: Free Press, 1962. — 246p.
- Murphy L.B. The widening world of childhood.- New York: Basic Books, 1962
- Nakano K. The role of coping strategies on psychological and physical well-being// J. of Psychol.Res., 1991a. V33. — № 4. — P. 160−167
- Penrose L.S. The Biology of Mental Defect. Sidgwick & Jackson. London, 1963.
- Perry J.Chr. The qualification and the quantification of defence mechanisms, M.P.D., M.D., N.Y., 1990.
- Plutchik R., Kellerman H., Conte H. A Structural Theory of Ego Defenses and Emotions // Emotions in Personality and Psychopathology, 1979.
- Reich W. Die Charakteranalyse. Frankfurt: Fischer, 1983.
- Rogers C.R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed in the clientcentered framework//Koch S. (Ed.) Psychology: A study of a science. N.Y.: McGraw-Hill, 1959. -Vol.3/ - P. 184−256
- Tredgold A.F. A Textbook of Mental Deficiency. London, 1952.
- White R. The abnormal personality. 3-d ed.: New York, Ronald, 1964 IX. — 6191. P
- Регистрационный лист № 1 1-е исследование1. Ф.И.учащегося
- Название таблиц Номера всех Итоговыевыбранных ответов ответы1. Самочувствие 2. Настроение 3. Сон и сновидения 4. Пробуждение ото сна 5. Аппетит и отношение к еде
- Отношение к спиртным напиткам7. Сексуальные проблемы 8. Отношение к одежде 9. Отношение к деньгам
- Отношение к близким родственникам11. Отношение к друзьям 12. Отношение к окружающим 13. Отношение к незнакомым 14. Отношение к одиночеству 15. Отношение к будущему 16. Отношение к новому 17. Отношение к неудачам
- Отношение к приключениям и риску19. Отношение к лидерству
- Отношение к критике и возражениям
- Отношение к опеке и наставлениям
- Отношение к правилам и законам23. Оценка себя в детстве 24. Отношение к школе
- Оценка себя в данный момент
- Регистрационный лист № 2 2-е исследование1. Ф.И.учащегося
- Название таблиц Номера всех совершенно Итоговыенеподходящих ответов ответы1. Самочувствие 2. Настроение 3. Сон и сновидения 4. Пробуждение ото сна 5. Аппетит и отношение к еде
- Отношение к спиртным напиткам7. Сексуальные проблемы 8. Отношение к одежде 9. Отношение к деньгам
- Отношение к близким родственникам11. Отношение к друзьям 12. Отношение к окружающим 13. Отношение к незнакомым 14. Отношение к одиночеству 15. Отношение к будущему 16. Отношение к новому 17. Отношение к неудачам
- Отношение к приключениям и риску19. Отношение к лидерству
- Отношение к критике и возражениям
- Отношение к опеке и наставлениям
- Отношение к правилам и законам23. Оценка себя в детстве 24. Отношение к школе
- Оценка себя в данный момент
- Опросник «Индекс жизненного стиля»
- В опроснике модифицированы пункты № 35 4, 5, 11, 12, 14, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 26, 28, 34, 35, 36, 38, 41, 43, 47, 49, 55, 57, 59, 61, 65, 66, 68, 70, 71, 72, 75, 78, 80, 84, 85, 87, 89, 90.
- Таким образом, опросник состоит из следующих утверждений:
- Я очень легкий человек и со мной легко ужиться
- Когда я чего-нибудь хочу, я никак не могу дождаться, когда это получу
- Всегда существовал человек, на которого я хотел бы быть похож
- Люди считают меня эмоциональным человеком
- Я очень сержусь, когда смотрю фильмы непристойного содержания6. Я редко помню свои сны
- Меня бесят люди, которые всеми вокруг командуют
- Иногда у меня появляется сильное желание пробить стену кулаком
- Меня раздражает тот факт, что люди слишком много задаются
- В мечтах я всегда в центре внимания
- Бывает, что я иногда плачу
- Если мне необходимо воспользоваться общественным туалетом (например, в школе) мне это сделать не легко
- Я всегда готов выслушать обе стороны во время спора
- Меня легко разозлить, рассердить
- Когда кто-нибудь толкает меня в толпе, я чувствую, что готов толкнуть его в ответ
- Многие люди восхищаются мной- я очень нравлюсь многим людям
- Я считаю, что лучше сначала обдумать что-нибудь до конца, чем сердиться и приходить в ярость18. Я много болею
- Я плохо запоминаю лица людей
- Когда со мной не хотят общаться, у меня появляются мысли о самоубийстве
- Когда я слышу какие-то пошлости, я очень смущаюсь
- Я всегда и во всех вещах вижу хорошее23. Я ненавижу злобных людей
- Мне трудно избавиться от чего-либо, что принадлежит мне
- Я с трудом запоминаю имена
- Я очень импульсивный человек. Бывает, сначала что-то сделаю, а потом подумаю
- Люди, которые добиваются своего криком и воплями, вызывают у меня отвращение28. Я верю в приметы
- Мне крайне необходимо, чтобы люди говорили мне о моей сексуальной привлекательности
- Когда я собираюсь в поездку, я планирую каждую деталь заранее
- Иногда мне хочется, чтобы атомная бомба разрушила весь мир32. Порнография отвратительна
- Когда я чем-то расстроен, я много ем
- Бывает, что мне иногда надоедают люди35. Я помню свое детство
- Когда я собираюсь ехать на выходные или на каникулы, я беру с собой какую-нибудь работу
- В своих фантазиях я совершаю великие поступки
- Люди часто раздражают меня, так как думают только о самих себе
- Прикосновение к чему-нибудь осклизлому, скользкому вызывает у меня отвращение
- Если кто-нибудь надоедает мне, я не говорю это ему, а стремлюсь выразить свое недовольство кому-нибудь другому
- Я считаю, что человека легко обмануть, если он не будет осторожным
- Мне требуется много времени, чтобы разглядеть плохие качества в других людях
- Если я слышу или читаю о какой-то трагедии, то я иногда волнуюсь
- В споре я обычно более логичен, чем другой человек
- Мне совершенно необходимо слышать комплименты
- Беспорядочность отвратительна
- Если я представлю, что веду машину, то у меня может появиться сильное желание толкнуть другую машину
- Иногда, когда у меня что-нибудь не получается, я злюсь
- Если я вижу кого-нибудь в крови, это меня беспокоит
- У меня портится настроение, и я раздражаюсь, когда на меня не обращают внимание
- Люди говорят мне, что я всему верю
- Я ношу одежду, которая скрывает мои недостатки
- Мне очень трудно пользоваться неприличными словами
- Мне кажется, я много спорю с людьми
- Мне нравиться в других людях то, что они неискренни и обманчивы
- Люди говорят мне, что я слишком беспристрастен во всем
- Я знаю, что я более культурный человек, чем большинство других людей
- Мне кажется, что я могу выразить свои эмоции- выразить, что чувствую и о чем переживаю
- Когда кто-нибудь толкает меня, я прихожу в ярость
- То, что мне не нравится, я стараюсь поскорей забыть
- Я очень редко испытываю чувства привязанности
- Я терпеть не могу людей, которые всегда стараются быть в центре внимания64. Я многое коллекционирую
- Я учусь (работаю) более упорно, чем большинство других людей, для того, чтобы добиться результатов в интересующей меня сфере
- Если я слышу детский плач, это меня волнует, беспокоит
- Я бываю так сердит, что мне хочется крушить все вокруг
- Я всегда обо всем думаю только хорошо69. Я много лгу, обманываю
- Мне больше нравится сама учеба (работа), чем отношения, которые складываются вокруг нее.
- В основном людей тяжело терпеть и выносить
- Я бы с удовольствием пошел на фильм, в котором слишком много сексуальных сцен
- Меня раздражает то, что людям нельзя доверять
- Я буду делать все, чтобы произвести хорошее впечатление
- Бывает, что я не понимаю некоторых своих поступков, например, что-то сделаю, а потом думаю: зачем я это сделал
- Я через силу смотрю фильмы, в которых много насилия
- Я думаю, что ситуация в мире намного лучше, чем большинство людей думают
- Если у меня происходит какая-то неудача, то у меня будет плохое настроение
- То, как люди одеваются на пляже неприлично
- Я всегда контролирую свои эмоции, всегда слежу за тем, как поступаю
- Я всегда планирую наихудшее, чтобы потом не быть застигнутым врасплох
- Я живу так хорошо, что многие люди хотели бы оказаться в моем положении83. как-то я был так сердит, что сильно ударил по чему-то и случайно поранил себя
- Я испытываю отвращение, когда общаюсь с некультурными людьми
- Я почти ничего не помню, как я учился в первом классе
- Когда я расстроен, я невольно поступаю как ребенок
- Я предпочитаю больше говорить о том, что думаю, а не о том, что чувствую
- Мне кажется, что я не могу закончить ничего из того, что начал
- Когда я слышу о жестокостях, это меня волнует
- В моей семье или среди моих родственников все слушают друг друга91. Я много кричу на людей92. ненавижу людей, которые топчут других, чтобы продвинуться вперед
- Когда я расстроен, я часто напиваюсь
- Я счастлив, что у меня меньше проблем, чем у большинства людей
- Когда что-нибудь расстраивает меня, я сплю больше, чем обычно
- Я нахожу отвратительным, что большинство людей лгут и обманывают для того, чтобы добиться успеха
- Я говорю много неприличных слов
- Обработка результатов модифицирована следующим образом: выраженность каждого механизма психологической защиты определяетсяподсчетом «сырых» баллов, при котором суммируются полученные ответы по определенным вопросам:
- Отрицание: «да» № 1, 16, 22, 42, 51, 61, 68, 77, 82, 90, 94- «нет» — № 28, 34
- Вытеснение: «да» № 6, 19, 25, 75- «нет» — № 11, 35, 43, 49, 59, 66, 85, 89
- Регрессия: «да» № 2, 14, 18, 26, 33, 48, 50, 58, 69, 78, 86, 88, 93, 95
- Компенсация: «да» № 3, 10, 24, 29, 37, 45, 52, 64, 65, 74
- Проекция: «да» № 7, 9, 23, 27, 38, 41, 55, 63, 71, 73, 84, 92, 96
- Замещение: «да» № 8, 15, 20, 31, 40, 47, 54, 60, 67, 76, 83, 91, 97
- Интеллектуализация: «да» № 13, 17, 30, 36, 44, 56, 62, 70, 81, 87- «нет» — № 4, 80
- Реактивное образование: «да» № 5, 12, 21, 32, 39, 46, 53, 57, 79- «нет» — № 72
- Оценка защитных механизмов у подростков с умственной отсталостью"1. Эксперт1. Ф.И. учащегося
- Способы оценки: «О» баллов никогда не замечали- «1″ балл — иногда бывает- „2″ балла — часто бывает- „3″ балла — всегда бывает
- Поведенческие реакции Балл
- Подсчет итоговой суммы баллов позволяет оценить, насколько интенсивно используется весь спектр защитных механизмов в поведении подростков.
- Неприятные ситуации у подростков с умственной отсталостью
- Умерла мать. Хотел сброситься с крыши. Друг залез со мной и остановил меня. Он помог мне справиться с этим“.
- Подруга просила передать информацию ее другу. Я это не сделала, так как друг был с другом, которого я стесняюсь. Подруга обиделась. Я звонить не буду. Пусть подумает и поймет, что была не права“.
- В 8 лет я курила. Потом рассказала все родителям, так как я им всегда все рассказываю. Они меня не ругали. Я не могу их обманывать».
- Однажды я злилась на маму. Но она была права. Она не отпустила на дискотеку, потому что у меня в комнате был бардак. Очень хотелось уйти, но пришлось убрать комнату".
- Поругалась с другом. Он первый начал. Мы ссорились, потом помирились. Я знала, что помиримся".
- Воровал карманы в школе. Жалко было тех, кого обокрал".
- Обзываются на меня, что я страшная (из-за матери, так как она очень грубая). Мне хочется быть одной, плакать".
- Одноклассник ударил по голове. Было сотрясение. Я его толкнул в ответ. Мы разругались. Я буду мстить. Соберу друзей и отомщу. Только тогда я буду доволен".
- Побили. Было сотрясение мозга. Лег в больницу на обследование. Друг поддерживал и помогал. Потом пытался забыть".
- Я не помню неприятной ситуации. Один раз ждал автобуса, но не влез в него. Хотелось, чтоб быстрее подошел следующий".
- Со мной ничего не происходит неприятного. Никогда не огорчаюсь. Никаких неприятностей никогда не бывает".
- Украли плеер. Сказала вахтерше. Было беспокойство. Ну что ж, сама виновата, будет урок на будущее"
- С братом поругалась из-за телевизора: кому и что смотреть. Кинула пульт в стенку. Убежала в ванну. Чувствовала злость на брата. Потом все забыла, пошла слушать музыку. Потом через 30 минут стала с братом разговаривать".
- Телефон украли. Пошел в милицию. Там сказали, в какое отделение сходить. Там нашли мой телефон и отдали мне".
- Написал гадость в 8 классе про одноклассника. Он ударил за это, мы подрались. Я думал об этом, старался потом забыть, слушал музыку".
- В неприятных ситуациях лучше промолчать- лучше убежать, если хотят избить".
- Поругалась с подругой, потому что не поделили парней. Я очень злилась на нее. Хотелось подраться. Но потом мы помирились. Я первой помирилась".
- Когда брат был, боялась приходить домой (особенно если мамы не было дома). Хотелось ударить его, спросить: за что он меня ненавидит? Я часто сидела под дверью и подслушивала, есть ли он дома или нет".
- Подруга предала меня из-за молодого человека. Хотелось отомстить, но не отомстила. Больно было, плакала, хотелось его увидеть. Потом я простила ее".
- У нас умер дедушка. Была обида. Пошла с мамой. Плакала. Мама, может, поступила не очень хорошо, так как водила нас по всем комплексам. Я ее винила в этом"
- Неприятные ситуации у подростков с нормальным уровнем развития
- Подруга-одноклассница сказала мне, что потеряла мой браслет, который я дала ей поносить. Но я знала, что на самом деле она его не потеряла, а взяла себе. Я чувствовала себя униженной. Было очень обидно и неприятно".
- Поругалась с мамой. Не могла заснуть. Пошла в 01.30 гулять, т.к. это спасает. Стала по сотовому телефону звонить друзьям, т.к. захотелось с кем-то пообщаться. Была обида, злость на маму".
- Опросник копинг-стратегий у подростков с умственной отсталостью1. Ф.И. учащегося1. Способы поведения I II