Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологическая защита у акцентуированных подростков с умственной отсталостью

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подростковый возраст особо важен для становления личности, решения задач самоопределения и выбора своего профессионального пути (И.С. Кон, 1979; Ф. Райе, 2000; А. А. Реан, 2006; X. Ремшмидт, 1994; Д. И. Фельдштейн, 1983). В связи с техническими преобразования в жизни общества, социально-экономическими трудностями, экологическими кризисами эта возрастная группа обладает слабой психологической… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА И ЕЕ ВИДЫ У ПОДРОСТКОВ
    • 1. 1. Современные представления о психологической защите
      • 1. 1. 1. Основные понятия психологической защиты
      • 1. 1. 2. Виды психологической защиты
      • 1. 1. 3. Копинг-стратегии как форма защитного поведения
    • 1. 2. Подростковый период как кризисный период формирования личности
      • 1. 2. 1. Особенности подросткового возраста
      • 1. 2. 2. Акцентуации характера в подростковом возрасте
      • 1. 2. 3. Психологические особенности подростков с умственной отсталостью
  • ГЛАВА. 2,ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Общая характеристика объекта исследования
    • 2. 2. Общая характеристика методов исследования
  • ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У АКЦЕНТУИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
    • 3. 1. Исследование характерологических особенностей
      • 3. 1. 1. Исследование акцентуаций характера у подростков с умственной отсталостью и нормальным развитием
      • 3. 1. 2. Исследование проявлений нарушения поведения у акцентуированных подростков с умственной отсталостью и нормальным развитием
      • 3. 1. 3. Проявления нарушений поведения у подростков с умственной отсталостью и нормальным развитием в зависимости от типа акцентуации характера
    • 3. 2. Исследование защитных механизмов
      • 3. 2. 1. Механизмы психологической защиты у акцентуированных подростков с умственной отсталостью и нормальным развитием
      • 3. 2. 2. Механизмы психологической- защиты у подростков с умственной отсталостью и нормальным развитием в зависимости от типа акцентуации характера!
      • 3. 2. 3. Взаимосвязь механизмов психологической защиты и поведенческих нарушений у акцентуированных подростков с умственной отсталостью и, нормальным развитием
  • 3−3- Исследование копинг-стратегий
    • 3. 3. 1. Направленность и эффективность копинг-стратегий у акцентуированных подростков с умственной отсталостью и нормальным- развитием
    • 3. 3. 2. Копинг-стратегии у подростков с умственной отсталостью и нормальным развитием в зависимости от типа акценту ацийхарактера
    • 3. 3. 3. Взаимосвязь механизмов психологической защиты и копинг-стратегий у акцентуированных подростков с умственной отсталостью- и нормальными развитием?
    • 3. 3. 4. Взаимосвязь копинг-стратегий и нарушений! поведения у акцентуированных подростков с умственной отсталостью и нормальным развитием
  • 3141 Изучение поведенческой-направленности-. 130?
    • 3. 4. 1. Особенности поведенческой направленности акцентуированных подростков с умственной отсталостью и нормальным развитием
    • 3. 4. 2. Поведенческая направленность у подростков с умственной отсталостью и нормальным развитием в зависимости от типа акцентуации характера
    • 3. 4. 3. Взаимосвязь поведенческой направленности и защитного поведения у акцентуированных подростков с умственной отсталостью и нормальным развитием
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
  • ВЫВОДЫ

Психологическая защита у акцентуированных подростков с умственной отсталостью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема развития, обучения и воспитания детей и подростков с умственной отсталостью является одной из важнейших в современной специальной психологии. Все больше уделяется внимание их социальной интеграции, в результате которой происходит включение умственно отсталых детей и подростков во все социальные системы, предназначенные для здоровых детей, способность ими выполнять социальные роли, подготовка их к полноценной взрослой жизни, наиболее полная самореализация и раскрытие как личности, профессиональная подготовка и возможность трудоустройства (Л.М. Шипицына, 2004).

Подростковый возраст особо важен для становления личности, решения задач самоопределения и выбора своего профессионального пути (И.С. Кон, 1979; Ф. Райе, 2000; А. А. Реан, 2006; X. Ремшмидт, 1994; Д. И. Фельдштейн, 1983). В связи с техническими преобразования в жизни общества, социально-экономическими трудностями, экологическими кризисами эта возрастная группа обладает слабой психологической защищенностью, сниженными адаптивными возможностями, высокой психологической ранимостью. Умственно отсталый подросток постоянно находится в ситуации, при которой неблагоприятные социально-психологические факторы могут вступить во взаимодействие с неблагополучной биологической почвой (JI.M. Шипицына, Е. С. Иванов, 1992).

Многочисленные исследователи (Т.А. Власова, 1973; С. Д. Забрамная, 1995; В. В. Лебединский, 1985; В. И. Лубовский, 1989; Л. М. Шипицына, 2002) расширили представления о структуре психических нарушений и их адаптивных возможностях умственно отсталых подростков. Работы клиницистов систематизировали клинические формы в соответствии с физиологическими и другими механизмами, лежащими в их основе.

Д.Н. Исаев, 2003; М. С. Певзнер, 1982; Г. Е. Сухарева, 1998; L. Penrose, 1963; A. Tredgold, 1952; С. Kohler, 1963).

Поведение умственно отсталого подростка, также как и нормального, связано с особенностями его личности и ее главной составляющей — характером. В экстремальных ситуациях, которые сопровождаются дезадаптацией, именно характер как устойчивый поведенческий регулятор обеспечивает данному субъекту наиболее эффективную реализацию жизненных программ и стратегий поведения (В.М. Русалов, О. Н. Манолова, 2005). По мнению А. Е. Личко (1985), возраст от 14 до 18 лет представляет собой критический период для проявления некоторых свойств характера, которые акцентуируются в этом возрасте, повышая возможность психических травм и отклоняющегося от нормы поведения.

Для совладания с возросшим числом конфликтов внешнего и внутреннего плана, способности противостоять дезорганизации психики и поведения, иметь возможность избегать социальных конфликтов и напряженности, подростки вынуждены более интенсивно использовать механизмы психологической защиты и соответствующие формы защитного поведения.

Проблемам психологических защит на протяжении многих лет в отечественной и зарубежной психологии посвящены работы таких отечественных исследователей как Ф. В. Бассин, 1969; Б. В. Зейгарник, 2003; Е. Т. Соколова, 1989; А. А. Налчаджян, 1988; Э. Н. Киршбаум, 2000; Р. А. Зачепицкий, 1984, а также работы таких зарубежных исследователей как A. Adler, 1983; Э. Берн, 1998; R.S. Lazarus, 1983; 3. Фрейд, 1980; А. Фрейд, 1993; Э. Фромм, 1990; R. Plutchik, 1980; Н. Kellerman, 1980. Однако в настоящее время остается мало изученной проблема психологической защиты в специальной психологии (JI.M. Шипицына, Е. С. Иванов, 1992; Ю. В. Чиркова, 2003; Т. А. Колосова, 2007).

Механизмы психологической защиты функционируют в ежедневном опыте подростков, позволяя им разрешать внутренние и внешние конфликты, бороться с тревогой. В ситуации психологической угрозы подростки также используют различные копинг-стратегии. Каждая из множества поведенческих, эмоциональных и интеллектуальных копинг-стратегий личности может рассматриваться не только как осознанный вариант психологической защиты, но и включать в себя сразу несколько таких стратегий (И.М. Никольская, P.M. Грановская, 2001). В зависимости от особенностей характера подросток с умственной отсталостью по-разному реагирует на неудачу, определенным образом выстраивая защитное поведение.

В этой связи актуальным представляется изучение психологической защиты у умственно отсталых подростков с различными типами акцентуаций характера, которые определяют развитие вариантов защитного поведения, приводящих к адаптации или дезадаптации таких подростков. Это позволит совершенствовать их процессы социально-психологической адаптации и психолого-педагогического сопровождения.

Цель исследования: изучение особенностей психологической защиты у акцентуированных подростков с легкой степенью умственной отсталости.

Задачи исследования:

1. Выявить характерологические особенности, свойственные подросткам с умственной отсталостью.

2. Определить характерные для акцентуированных подростков с умственной отсталостью механизмы психологической защиты и копинг-стратегии.

3. Изучить влияние типов акцентуаций характера на структуру психологической защиты у подростков с нарушением интеллекта.

4. Выявить взаимосвязь психологической защиты и поведенческих особенностей у акцентуированных подростков с умственной отсталостью.

Объект исследования: подростки с легкой степенью умственной отсталости 15 — 18 лет и их сверстники с нормальным развитием.

Предмет исследования: специфика выраженности психологических защит у акцентуированных подростков с умственной отсталостью по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.

Гипотеза исследования: недоразвитие интеллекта и типы акцентуаций характера подростков оказывают влияние на структуру их психологической защиты. Для акцентуированных подростков с умственной отсталостью характерно интенсивное использование малоадаптивных механизмов психологической защиты по сравнению с подростками с нормальным развитием. При этом наиболее вероятной копинг-стратегией у первых является поведенческая, а у последних — когнитивная.

Методы исследования: метод наблюденияанамнестический методметод беседыметод экспертной оценки в виде методики «Оценка защитных механизмов у подростков» модификации методов К. Perry и R. Plutchikметод тестирования: патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для подростков (А.Е. Личко, Н. Я. Иванов, 1994) — опросник ИЖС (индекс жизненного стиля), впервые адаптированный на основе отечественных нормативных данных, базирующийся на основе психоэволюционной теории R. Plutchik и структурной теории личности Н. Kellerman в адаптации Л. И. Вассермана и соавт. (1998) — опросник копинг-стратегий школьного возраста SCSI, адаптированный Н. А. Сиротой и В. М. Ялтонским (1994) — HAND-тест, адаптированный Т. Н. Курбатовой (Т.Н. Курбатова, О. И. Муляр, 1995).

Данные методики были применены в адаптированном нами варианте с учетом познавательных и эмоционально-волевых особенностей подростков с легкой степенью умственной отсталости.

Обработку эмпирических данных осуществляли с помощью методов математической статистики: анализ достоверности различий с помощью t-критерия Стьюдента, U-критерия Манна-Уитни, Н-критерия Крускала-Уоллиса, Х2-критерия Пирсона, корреляционный и двухфакторный дисперсионный анализ, компьютерные программы SPSS 12.0RU for Windows и STATISTICA 6.0.

Положения, выносимые на защиту:

1. Важную роль в функционировании психологической защиты играют характерологические особенности и психическое недоразвитие подростков с умственной отсталостью.

2. Для акцентуированных умственно отсталых подростков свойственно в большей степени обращаться к пассивным механизмам защиты и в меньшей степени к активному защитному поведению.

3. Социальная поддержка оказывает позитивное влияние на благополучное преодоление стрессовых ситуаций акцентуированными подростками с умственной отсталостью.

4. В зависимости от типа акцентуации характера умственно отсталых подростков существует определенная взаимосвязь отдельных видов психологической защиты и поведенческих особенностей, от которой зависит социально-психологическая адаптация этих подростков.

5. Наибольший риск деструктивного защитного поведения существует у подростков с умственной отсталостью с эпилептоидно-истероидным типом акцентуации характера.

Научная новизна:

1. В работе впервые показано влияние акцентуаций характера на структуру психологической защиты подростков с умственной отсталостью;

2. Исследована специфика выраженности видов психологической защиты, заключающаяся в предпочтительном использовании акцентуированными подростками с умственной отсталостью механизмов защиты «отрицание», «вытеснение», «компенсация», «реактивное образование» и копинг-стратегии «развлечение и физическая разрядка»;

3. Выявлена взаимосвязь психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у акцентуированных подростков с умственной отсталостью;

4. Изучена связь между поведенческими особенностями и психологической защитой у акцентуированных подростков с умственной отсталостью, характеризующая их защитное поведение как деструктивное и малоадаптивное;

5. Определена ведущая роль социальной поддержки, способствующая эффективному преодолению неприятных ситуаций умственно отсталыми подростками с акцентуациями характера. Практическая значимость: результаты работы могут быть применены при разработке коррекционной программы для наиболее эффективной социальной адаптации подростков с умственной отсталостью. Полученные результаты могут быть использованы в консультативной практике, поскольку знание особенностей характера подростка с умственной отсталостью и его защитных механизмов позволит правильно оценить и скорректировать индивидуальные особенности его защитного поведения. Результаты работы будут способствовать пониманию педагогами поведения умственно отсталых подростков для подбора индивидуальной программы их воспитания и обучения, основные направления содержания, которой предлагаются в виде методических рекомендаций.

Теоретическая и методологическая основы исследования:

• Концепция психологии отношений (А.Ф. Лазурский, 1995; В. Н. Мясищев, 2003);

• Типы патологических характеров (П.Б. Ганнушкин, 1933; Г. Е. Сухарева, 1998; К. Леонгард, 2002; А. Е. Личко, 1999);

• Психоэволюционная теория эмоций R. Plutchik и структурная теория личности Н. Kellerman (1979), предлагающие специфическую взаимосвязь между уровнем эмоций, защитой и диспозицией;

• Положения теории психологической защиты личности в рамках психоанализа (3. Фрейд, 1989; А. Фрейд, 1993);

• Положения возрастной и специальной психологии об общих и специфических закономерностях развития подростков с психическим недоразвитием и нормальным интеллектом (Л.С. Выготский, 1983; В. И. Лубовский, 1989; М. С. Певзнер, 1982; Д. Б. Эльконин, 1971);

• Исследование копинг-поведения (Н.А. Сирота и В. М. Ялтонский, 1994;

Л.М. Таукенова, 1996; R.S. Lazarus, 1981).

Апробация результатов исследования: основные результаты представлены и обсуждены с психологами и педагогами специальных (коррекционных) школ VIII вида № 46 «Центр „РиМ“ (реабилитация и милосердие)» и № 565, с психологами и специалистами по социальной работе Центра социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Красносельского района г. Санкт-Петербурга, на заседаниях кафедры специальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета, на научно-практических конференциях «Ананьевские чтения -2004» и «Ананьевские чтения — 2008», на III Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» (2007).

По результатам исследования опубликовано 5 печатных работ.

Объем и структура диссертации: Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, методических рекомендаций, выводов, списка литературы и приложений. Работа содержит 187 страниц, в том числе 17 таблиц, 16 рисунков, 7 приложений. Библиография включает 207 источников, из них 33 на иностранных языках.

ВЫВОДЫ.

1. Акцентуации характера выявляются у подростков не только с нормальным уровнем развития, но и с умственной отсталостью. Среди различных акцентуаций характера у подростков с умственной отсталостью статистически чаще встречается эпилептоидный тип акцентуации характера.

2. Различные типы акцентуаций характера у подростков с умственной отсталостью существенным образом влияют на структуру психологической защиты.

3. Акцентуированные подростки с умственной отсталостью используют в своем поведении значимо большее количество защитных механизмов и копинг-стратегий по сравнению с акцентуированными подростками с нормальным развитием. Наибольшая выраженность механизмов защиты выявлена у подростков с умственной отсталостью с сенситивно-шизоидной, сенситивной, гипертимной, астено-невротической акцентуациями характера, а копинг-стратегий — с лабильной, сенситивно-шизоидной, шизоидно-эпилептоидной акцентуациями характера.

4. Выраженность механизмов психологической защиты у умственно отсталых подростков с акцентуациями характера является более разнообразной и полиморфной в связи с развитием компенсаторных реакций при нарушении интеллекта. При этом умственно отсталые подростки чаще используют менее адаптивные механизмы психологической защиты по типу «отрицания», «вытеснения», «компенсации», «реактивного образования».

5. Для акцентуированных подростков с умственной отсталостью наиболее эффективными копинг-стратегиями являются «развлечение и физическая разрядка» и «поиск социальной поддержки».

6. Акцентуированные умственно отсталые подростки в своем поведении чаще используют пассивные механизмы защиты, а их сверстники с нормальным развитием — активное защитное поведение.

7. Взаимосвязи механизмов психологической защиты, осознанных стратегий совладания и поведенческих особенностей подростков с умственной отсталостью свидетельствуют о комплексном влиянии психологической защиты на социально-психологическую адаптацию этих подростков.

8. Акцентуированные подростки с умственной отсталостью демонстрируют в большей степени деструктивное, а подростки с нормальным уровнем развития — конструктивное защитное поведение. Наибольший риск деструктивного поведения существует у умственно отсталых подростков с эпилептоидно-истероидным типом акцентуации характера.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Акцентуированные характеры подростков: диагностика и коррекция: Учебно-метод.пособие /Сост. JI.E. Тарасова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. — 84с.
  2. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. -380с.I
  3. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях:переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита //Психологический журнал. 1994.-Т.15.-№- 1.-С. 3−18
  4. Байярд Роберт Т., Байярд Джин. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М.: Академический проект, 2003. — 208с.
  5. Ф.В. О силе «Я» и психологической защите//Вопросы философии.-1969.-№- 2.-С. 118−125
  6. Ф.В., Бурлакова М. К., Волков В. Н. Проблема психологической защиты. //Психологический журнал. 1988. — Т.9.- № 3. — С.78−86
  7. Е.З., Забрамная С. Д. Психологическое изучение умственно-отсталых школьников. Свердловск: Изд-во Свердл.пед.ин-та, 1974. — 79с.
  8. Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных.
  9. Симферополь: Реноме, 1998. 494с.
  10. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.- 420с.
  11. У. Психологическая защита,— М.: ООО «Фирма „Изд-во ACT“, 2000.-176с.
  12. А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
  13. В.А. Проблема преодоления стресса. Ч.1.: „Coping Stress“ и теоретические подходы к его изучению. // Психологический журнал. -2006. Т.27.-№- 1. — С.122−133
  14. Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности.- М.: Междунар.пед.акад., 1995. 209с.
  15. В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. Учебное пособие. СПб.: „Союз“, 2002. — 160с.
  16. .С. Аномалии личности.- М.: Мысль, 1988. 301с.
  17. И.О. Уроки психологической защиты. СПБ.: Питер, 2001.- 158с.
  18. Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). -М.: Изд-во МГУ, 1984. 200с.
  19. Л.И., Щелкова О. Ю. Медицинская психодиагностика: Теория, практика и обучение.- СПб.: Филологический ф-т СПбГУ- М.: Изд. центр „Академия“, 2004. 736с.
  20. Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1973. 175с.
  21. В.М., Вид В.Д. „Психологическая защита“ как механизм компенсации и ее значение в психотерапии больных шизофренией // Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии / Ред. М. М. Кабанов, — Л.: 1976. С.26−28
  22. Л.С. Основы дефектологии // Собрание сочинений в 6 томах. — Т.5. М.: „Педагогика“, 1983. — 367с.
  23. Л.С. Педагогическая психология. -М.: Педагогика, 1991. 479с.
  24. П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. — М.: Север, 1933. 143с.
  25. P.M. Психология в примерах. СПб.: Речь, 2002.- 247с.
  26. P.M., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы.- СПб.: „Знание“, 1999. 352с.
  27. В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков.- М.: КРОН-ПРЕСС, 1996.-208с.
  28. В.П. Тест личностных акцентуаций (Модифицированный вариант методики ПДО)/ Науч.ред.к.психол.н. Тулупьева Т. В. — СПб: Речь, 2002.- 111с.
  29. Диагностика и коррекция нарушений поведения у подростков, страдающих олигофренией: Метод, рекомендации для врачей и педагогов спец. школ. /Сост. Лебединская К. С. М.: Б.и., 1981. — 26с.
  30. Ф. На стороне подростка.- СПб.: Изд-во „Петербург-XXI век“, 1997. 280с.
  31. Е.Л. Механизмы психологической защиты от манипулятивного воздействия: Дисс. канд. психол. наук.- М., 1993. 162с.
  32. А.Ю., Игумнов С. А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты.- СПб.: Речь, 2005. 436с.
  33. М.В. Психология развития.- М.: Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та- Воронеж: Изд-во НПО „МОДЭК“, 2006. 376с.
  34. В.И. Понятие психологической защиты в концепциях 3. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии.- 1990.- № 4. С. 14−23
  35. С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей.- М.: Просвещение, 1995. 111с.
  36. Х.С. История олигофренопедагогики. Учебник для пед. ин-в.- М.: Просвещение, 1980. -398с.
  37. Р.А. Социальные и биологические аспекты психологической защиты// Социально-психологические исследования в психоневрологии.-Л.: Медицина, 1984. 182с.
  38. .В. Психология личности: норма и патология: Избр.психол.труды.- М.: Изд-во Моск. психолого-соц.ин-та- Воронеж: Изд-во НПО „МОДЭК“, 2003. 415с.
  39. А.И., Логвенок О. В. О возможных связях вариантов психологической защиты с характерологическими акцентуациями // Психология XXI в.: тезисы междунар.межвуз.научно-практ.студ.конф./ Под ред. Крылова А.А.- СПб: Изд-во СПбГУ, 2000. С.300−302.
  40. Е.С., Исаев Д. Н. Что такое умственная отсталость. Руководство для родителей.- СПб.: ИСПиП, 2000. 20с.
  41. Н.Я., Личко А. Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков: Методическое пособие. М.: „Фолиум“, 1994. -64с.
  42. Интегрированное обучение и сопровождение детей с особыми нуждами в общеобразовательной школе/ Под науч. ред. Л. М. Шипицыной.- СПб., ИСПиП, 2004. 60с.
  43. Д.Н. психическое недоразвитие у детей.- Л.: Медицина, 1982. 223с.
  44. Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб.: Речь, 2003.-391с.
  45. .В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте: монография.- Астрахань: Изд-во АГПУ, 1999. 159с.
  46. В.Г. Психологическая защита и мотивации в структуре конфликта.- СПб.: „Детство-пресс“, 1999. 144с.
  47. .Д. Психотерапия.- М.: „Медицина“, 1985. 304с.
  48. О.В. Избранные труды. М.: Медицина, 1971. — 312с.
  49. Э.И., Еремеева А. И. Психологическая защита. М.: Смысл, 2000. — 181с.
  50. Клиническая психология и психофизиология: Уч. пособие / Под ред. Г. М. Яковлева. СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2003. — 296с.
  51. С.Ю. Личная территория: психологическая защита от агрессии и манипулирования. М.: Беловодье, 2006. — 384 с.
  52. В.В. Психиатрия детского возраста.- М.: Медицина, 1985. 607с.
  53. Т.А. Копинг-поведение и механизмы психологической защиты у подростков с умственной отсталостью: Автореф. на соиск.уч.ст.канд.психол.наук.- СПб., 2007. 24 с.
  54. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы/ Под науч. ред. JI.M. Шипицыной и Е. И. Казаковой.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. 108с.
  55. Кон И. С. Психология ранней юности: книга для учителя.- М.: Просвещение, 1989. 254с.
  56. Кон И. С. Психология юношеского возраста: (проблемы формирования личности). -М.: Просвещение, 1979. 175с.
  57. М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения.- М.: Изд-во „Институт практической психологии“, Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1997. — 336с.
  58. М.В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е. Психиатрия: Учебник.- М.: Медицина, 1995. 608с.
  59. Э. Введение в психиатрическую клинику.- М.: Бином, лаб. знаний, 2004. 492с.
  60. О.О. Возрастные кризисы.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 221с.
  61. Т.Н., Муляр О. И. Проективная методика исследования личности „Hand-тест“.- СПб.: ГП „Иматон“, 1995. 44с.
  62. А.Ф. Очерк науки о характерах.- М.: Наука, 1995. 271с.
  63. ., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу.- М.: Высшая школа, 1996. 623с.
  64. К.С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика „трудных“ подростков.- М.: Педагогика, 1988. 167с.
  65. В.В. Нарушения психического развития у детей: Уч.пособие.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 167с.
  66. B.JI. Искусство быть другим.- СПб.: Питер, 1993. 189с.
  67. Н.Д. Проблема характера в современной психологии. // Вопросы психологии.- 1970. № 5. — С.15−17
  68. К. Акцентуированные личности / Пер. с нем. В. Лещинской.- М.: Изд-во Эксмо, 2002. 448с.
  69. П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания: избр. психол. тр.- М.: Прогресс, 1990. 269с.
  70. О.В. Психология отклоняющегося поведения: Учебное пособие.-Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсомол.-на-Амуре гос.пед.ун-та, 2004.-116с.
  71. А.Е. Подростковая психиатрия. Л.: „Медицина“, 1985. — 416с.
  72. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков.- М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 1999. 416с.
  73. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей.- М., Педагогика, 1989. 100с.
  74. А.Р. Основы нейропсихологии.- М.: Academia, 2004. 380с.
  75. И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.-СПб.: Речь, 2006. 224с.
  76. Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии.- М.: Классике Стиль, 2003. 320с.
  77. Е.М., Певзнер М. С., Пермякова В. А. Дети с нарушениями умственного развития: Учебное пособие.- Вып. I.- Иркутск, 1992. 160с.
  78. МКБ-10 (Международная статистическая классификация болезней (10-й пересмотр).- М.: Медицина, — 2003. 924с.
  79. Г. М. Динамика и причины основных отклонений в поведении несовершеннолетних // В кн. Дети с отклонениями в поведении.- М., 1968. -С. 7−10.
  80. А.Н., Ротенберг B.C. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях»// Вопросы психологии".- 1990.-№ 5.-С. 106−111.
  81. С.С., Исаев Д. Н. О процессах адаптации при олигофрении // Восстановительная терапия и социально-трудовая реадаптация.- Л., 1965. -С. 177.
  82. Л.А., Рябенко Е. В. Патология психического развития: наследования умственной отсталости. М.: Изд-ль Воробьев А. В., 2006. -24 с.
  83. Мэш Э. Детская патопсихология: нарушения психики ребенка. СПб: Прайм-Еврознак: ОЛМА-ПРЕСС, 2003 .- 511с.
  84. В.К. Актуальные вопросы теории и практики психогигиены и психопрофилактики // Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы.- Л.: Ленингр.н.-и.психоневрол.ин-т, 1985. 167с.
  85. В.Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева.- М.: Изд-во Моск. психолого-социального инст-та- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.-400с.
  86. А.А. Социально-психическая адаптация личности.- Ереван: АН Арм. ССР, 1988. 262с.
  87. И.М. Уроки психологии в начальной школе,— СПб.: Речь, 2004. -190с.
  88. И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2001.-507с.90. «Павловские среды», Т.П.- М.-Л.: Изд-во АН СССР, — 1949. С. 564
  89. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования/ Под ред. А. Е. Личко и Н. Я. Иванова. Л.: Изд. инст. им. В. М. Бехтерева. — 1976. — С.5−30.
  90. М.С. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности.- М.: Педагогика, 1982. 104с.
  91. Е.А. Стратегии преодоления трудностей в подростковом возрасте. Психология XXI века: (Материалы научно-практической студенческой конференции 5−6 мая 1998 г.).- СПб, 1998. С.37−39.
  92. В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталого школьника.-М.:РОУ., 1996.-47с.
  93. А.В. Общая психология.- М.: Просвещение, 1986. 419с.
  94. А.В., Ярошевский М. Г. История психологии: Учебное пособие.- М.: РГТУ, 1994. 448с.
  95. . Избранные психологические труды.- М.: Просвещение, 1969. -659с.
  96. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. /Под ред. Х.Ремшмидт.- М.: Мир, 1994. 320с.
  97. К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития.// Автореф. дисс. на соиск.уч.ст.д.психол.наук.- М., 1999. 42с.
  98. Л.И. Возможности и степени компенсации дебильности в условиях организованного медико-педагогического воздействия.: Дис.канд.п.наук.-Ижевск, 1963.
  99. Профилактика ВИЧ/СПИДа у несовершеннолетних в образовательной среде: Учебное пособие/ Под ред. Л. М. Шипицыной.- СПб.: Речь, 2006. -208с.
  100. Психодиагностика: Учебник для вузов/ Ред. Л. Ф. Бурлачук. СПб.: Питер, 2003.-352с.
  101. Психологическая адаптация личности. Анализ. Теория. Практика. / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов.- СПб: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2006. -479с.
  102. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля: Пособие для врачей и психологов / Л. И. Вассерман, О. Ф. Ерышев, Е. Б. Клубова и др. /Под ред. Л. И. Вассермана СПб.: ПНИ, 1998. — 49с.
  103. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе/ Под ред. Ж. И. Шиф и др. М.: Педагогика, 1980. — 176 с.
  104. Психология индивидуальных различий. Тексты/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 320с.
  105. Психология подростка/ Ред. Реан А.А.- С-Пб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», М.: «Олма-пресс» 2003. 432с.
  106. Психо лого-медико-педагогическая консультация. Методические рекомендации. /Под ред. Шипицыной Л.М.- СПб.: Институт спец. педагогики и психологии им. Р. Валленберга, 1999. 202с.
  107. ПО.Рагимова О. А. Основы клиники интеллектуальной недостаточности: Учебное пособие.- Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. 21с.
  108. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.- СПб.: Питер, 2000. 624с.
  109. X. Подростковый и юношеский возраст: программы становления личности.- М.: Мир, 1994. 320с.
  110. Е.С. Графические методы в практической психологии. — СПб.: Речь, 2001.-411с.
  111. Е.С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. Мытищи: Изд-во «Талант», 1990. — 144с.
  112. B.C. Психологические проблемы психотерапии// Психологический журнал. 1986.- № 3.- С. 111.
  113. С.Л. Основы общей психологии: в 2 т.: т.1.- М.: Педагогика, 1989.- 485с.
  114. С.Я. Психология умственно отсталого школьника.- М.: «Просвещение», 1986. 176с.
  115. В.М., Манолова О. Н. Взаимосвязь характера и темперамента в структуре индивидуальности./ Психологический журнал.- 2005.-Т.26.- № 3.
  116. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология.- Л.: ЛГУ, 1990. 252с.
  117. JI.C. Психопатология детского возраста: умственная отсталость: Учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЮурГУ, 2000. — 51с.
  118. Самосознание и защитные механизмы личности/ Ред. Райгородский Д. Я. Самара: Бахрах-М, 2000. 656с.
  119. С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия.- М.: АРКТИ, 2004. 72с.
  120. JI.M. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие. М.: МПСИ: Флинта, 1998. — 96с.
  121. Н.А., Ялтонский В. И. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков // Обзор психиатрии и медицинской психологии. 1994/1. — С. 63−74.
  122. Н.А., Ялтонский В. И. Преодоление эмоционального стресса подростками: модель исследования// Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1993. — № 1. — С. 53−60.
  123. Н.В., Хлыстова Е. В. Некоторые аспекты невербального поведения подростков с нарушениями интеллекта. Монография.-Шадринск, 2005. 222с.
  124. B.C., Евстигнеева Ю. М. Подросток: виртуальная и социальная реальность.// Труды по социологии образования.- М.: Центр Социологии Образования РАО, 2001.- Том VI. Вып.Х. — 156с.
  125. Е.Т. Проективные методы исследования личности,— М.: Изд-во МГУ, 1980. 176с.
  126. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.- М.: Изд-во МГУ, 1989. 213с.
  127. И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений предметов. М.: Просвещение, 1966. 224 с.
  128. Специальная психология: Учебное пособие /Под ред. В. И. Лубовского.-М.: Academia, 2006. 460с.
  129. И.Д. Анализ защитных проявлений личности// Автореф. дис. канд. психол. наук.- М., 1986. 20с.
  130. Страх и жизнь влечений// Введение в психоанализ. М.: Наука, 1989. — С. 349−369.
  131. Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Избранные главы.-М.: Никулин А. Л., 1998. 320с.
  132. Л.М. Кросскультуральные исследования личностных и межличностных конфликтов, копинг-поведения и механизмов психологической защиты у больных неврозами: Дисс.канд.мед.наук.- СПб., 1996.-213 с.
  133. В.А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами. СПб.: МАПО, 1997. — 25с.
  134. В.А. Психология лечебного процесса.- Л.: «Медицина», 1984.-192с.
  135. Теория и практика медицинской психологии и психиатрии (сборник научных трудов)/ Ред. Вассермана Л. И., Карвасарского Б. Д., Мягер В. К., СПб, 1994.- 238с.
  136. Н.Н. Вопросы психиатрии и невропатологии. Вып. 14. Л., 1970.
  137. Т.В. Психологическая защита и особенности личности в период ранней юности.- СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2000. 91с.
  138. Учащиеся вспомогательной школы: клинико-психологическое изучение/ Под ред. М. С. Певзнер, К. С. Лебединской, — М.: Педагогика, 1979. 230с.
  139. Г. К. Детская психиатрия,— М.: Медицина, 1973. 392с.
  140. К.Д. О воспитании.- М.: Шк. пресса, 2003. 190с.
  141. Л.Ф. Познавательное развитие детей с нарушениями интеллекта.- Бирск: Бирский гос.пед.ин-т, 2003. 83с.
  142. Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка//Вопросы психологии.- 1983. № 1. — С. 71−77.
  143. Феофраст. Характеры. Л.: Наука, 1974. — 124с.
  144. Флорес Буэно Фредди Франс. Сравнительное исследование психологических стратегий совладания в норме и в патологии (на моделях нервно-психических и психосоматических заболеваний): Дис. на соиск.уч.ст.канд.психол.наук: 19.00.04.- СПб., 2000. 176с.
  145. В. Человек в поисках смысла.- М.: Прогресс, 1990. 368с.
  146. А. «Психология „Я“ и защитные механизмы».- М.: «Педагогика-Пресс», 1993. 140с.
  147. Фрейд 3. О психоанализе. 5 лекций// Хрестоматия по истории психологии /Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан.- М., 1980. С. 143−183.
  148. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений/ Сост., ред. М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1989. — 448с.
  149. Фрейд 3. Страх и жизнь влечений// Введение в психоанализ.- М.: Наука, 1989. С.349−369.
  150. О.Е. Клиника олигофрений, осложненных психопатическими особенностями личности, в практике судебной и трудовой экспертизы // Проблемы олигофрении.- М., 1970. С.38−46.
  151. Э. Бегство от свободы.- М.: Прогресс, 1990. 269с.
  152. К. Невроз и личностный рост: Борьба за самореализацию/ ред. М. М. Решетникова.- СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1997.-315с.
  153. В.А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте.- К.: Здоровья, 1993. 144с.
  154. Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследование и применение.- СПб.: Питер, 1997. 606с.
  155. Ю.В. Психологические особенности защитного поведения у младших школьников с ЗПР: Автореф. дис. на соиск.уч. степ, канд.психол.наук: 19.00.10.- СПб., 2003. 23с.
  156. Е.В. Психологическая защита в системе детско-родительских отношений: Автореф. дис. на соиск. учен.степ.к.психол. наук: 19.00.11-СПБ., 1998.-22с.
  157. И. А. Психология дисгармонического дизонтогенеза. 4.1. Расстройства личности и акцентуации характера.- Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006.-316с.
  158. JI.M. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. — 496с.
  159. JI.M. Социально-эмоциональные нарушения: школьная дезадаптация, средства диагностики и помощи// Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи.- М., 1998. С. 19−28.
  160. JI.M., Иванов Е. С. Нарушения поведения учеников вспомогательной школы. Коллег Элидир. Уэллс, Великобритания, 1992. -120с.
  161. Л.М., Паниер М., Смет Б., Де Гейтер Л., Вейнс В., Вандерпуттен Л., Вердайк В. Специальное обучение в России и Фландрии: сходства и различия. СПб., 1998. — 63с.
  162. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей //Под науч.ред. Л. М. Шипицыной и Е. И. Казаковой. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.- 176с.
  163. А.В. Внутренняя картина болезни и механизмы психологической защиты у больных рецидивирующей формой язвенной болезни: Автореф. дис. на соиск. учен, ст.канд.мед.наук: 19.00.04 СПб, 1997.-16 с.
  164. В.В. Особенности преодоления стрессогенных ситуаций у подростков с нарушениями поведения: Автореф.дис.на соиск.учен.ст.канд.психол.наук: 19.00.13. СПб, 2006. — 28с.
  165. Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: «Питер», 1999. 656с.
  166. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971.- № 4.- с.6−20.
  167. Э. Идентичность: юность и кризис.- М.: Прогресс, 1996. 340с.
  168. Adler A. Der Sinn des Lebens.- Frankfurt: Fisher Verlag, 1983.
  169. Amirkhan J.H. A factor analytically derived measure of coping: the coping strategyindicator // J.Person. Soc. Psychol.- 1990. V.59.- № 5. — P. 1066−1074.
  170. Billings A.G., Moos R.H. Coping, stress, and social resources among adults with unipolar depression// J.Pers. and Soc. Psychol.- 1984. -V.46. P.877−891
  171. Bricklin В., Piotrowsky Z., Wagner E. The Hand Test.- USA, Charles С Thomas Publisher, 1962.
  172. Carver C.S., Scheier M.F., Weintraub J.K. Assessing coping Strategies: a theoretically based approach.// Journal of personality and Social Psychology, 1989. Vol.56. — No. 2. — P.267−283.
  173. G.V., Hamburg D.A. и Adams EJ. «Stress, coping, and Adaption», 1974.
  174. Crammer Ph. The Development of defense mechanism// Journal of Personality. 1987.-55.-P. 597−614.
  175. Emotion: Theory, Research, and Experience. V. 1. Theories of Emotion. R. Plutchik, H. Kellerman (Eds.). Academic Press: New York et al., 1980, pp.3−33.
  176. Esquirol J.E.D. Des maladies mentales. Paris, 1838.
  177. Freud A. Das Ich und die Abwehrmechanismen.- Wien: Internationale Psychoanalytischer Verlag, 1936. 206p.
  178. Haan N.A. Coping and Defending: Processes of self environment organization. New York: Academic Press, 1977. — 457p.
  179. Heim E. Coping and adaptively// Psychotherapie-Psychosomatik, Medizinische, Psychologische.- 1988. H. l, S.8−17
  180. Jordan T. Delinquency and crime Cross-cultural perspectives.- Philadelphia, New York, 1968. 244p.
  181. Kanner L. Child psychiatry Springfield: Thomes, 1972. xxiv, 735p.
  182. Klein M. Kinderentwicklung. I und II. Teile //Psychoanalyse und erziehungspraxis.- Frankfurt: Fischer, 1971.
  183. Kohler Ch. Les Deficiencies intellectuelles chez enfant. Paris, 1963.
  184. Lazarus R.S., DeLongis A. Psychological stress and coping in aging// American Psychologist., 1983. 38. — P.245−254
  185. Lazarus R.S., Folkman S. Coping and adaptation// W.D.Gentry (Eds.)// The handbook of behavioral medicine. New York: Guilford, 1984. — P.282−325
  186. Lazarus R.S. Stress and Stressbewaltigung. Ein paradigma// Fillipp S.-H. (Hrsg.)
  187. Kritische Lebensereignisse. Munchen: Urban & Schwarzenberg, 1981. — 232p.
  188. Lefcourt H.M. Intimacy, social support and locus of control as moderators of stress. In I.G.Season and B.R.Season (eds) Social Support: Theory, Research, and Application/ Martinus, Nijhoff, Dordrecht, 1985.
  189. Leonhard K. Akzentuierte Personlichkeiten. 2., uberarb. Aufl. Berlin, Volk und Gesundheit, 1976. 328 S.
  190. Maslow A.H. Motivation and personality.-N.Y.: Harper & Brothers, 1954. -41 lp.
  191. McCrae R.R. Situational determinants of copingresponses: loss, threat, and challenge// Journal of Personality and Social Psychology. 1984. -46. P.919−928
  192. Mechanic D. Students under stress. N.Y.: Free Press, 1962. — 246p.
  193. Murphy L.B. The widening world of childhood.- New York: Basic Books, 1962
  194. Nakano K. The role of coping strategies on psychological and physical well-being// J. of Psychol.Res., 1991a. V33. — № 4. — P. 160−167
  195. Penrose L.S. The Biology of Mental Defect. Sidgwick & Jackson. London, 1963.
  196. Perry J.Chr. The qualification and the quantification of defence mechanisms, M.P.D., M.D., N.Y., 1990.
  197. Plutchik R., Kellerman H., Conte H. A Structural Theory of Ego Defenses and Emotions // Emotions in Personality and Psychopathology, 1979.
  198. Reich W. Die Charakteranalyse. Frankfurt: Fischer, 1983.
  199. Rogers C.R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed in the clientcentered framework//Koch S. (Ed.) Psychology: A study of a science. N.Y.: McGraw-Hill, 1959. -Vol.3/ - P. 184−256
  200. Tredgold A.F. A Textbook of Mental Deficiency. London, 1952.
  201. White R. The abnormal personality. 3-d ed.: New York, Ronald, 1964 IX. — 6191. P
  202. Регистрационный лист № 1 1-е исследование1. Ф.И.учащегося
  203. Название таблиц Номера всех Итоговыевыбранных ответов ответы1. Самочувствие 2. Настроение 3. Сон и сновидения 4. Пробуждение ото сна 5. Аппетит и отношение к еде
  204. Отношение к спиртным напиткам7. Сексуальные проблемы 8. Отношение к одежде 9. Отношение к деньгам
  205. Отношение к близким родственникам11. Отношение к друзьям 12. Отношение к окружающим 13. Отношение к незнакомым 14. Отношение к одиночеству 15. Отношение к будущему 16. Отношение к новому 17. Отношение к неудачам
  206. Отношение к приключениям и риску19. Отношение к лидерству
  207. Отношение к критике и возражениям
  208. Отношение к опеке и наставлениям
  209. Отношение к правилам и законам23. Оценка себя в детстве 24. Отношение к школе
  210. Оценка себя в данный момент
  211. Регистрационный лист № 2 2-е исследование1. Ф.И.учащегося
  212. Название таблиц Номера всех совершенно Итоговыенеподходящих ответов ответы1. Самочувствие 2. Настроение 3. Сон и сновидения 4. Пробуждение ото сна 5. Аппетит и отношение к еде
  213. Отношение к спиртным напиткам7. Сексуальные проблемы 8. Отношение к одежде 9. Отношение к деньгам
  214. Отношение к близким родственникам11. Отношение к друзьям 12. Отношение к окружающим 13. Отношение к незнакомым 14. Отношение к одиночеству 15. Отношение к будущему 16. Отношение к новому 17. Отношение к неудачам
  215. Отношение к приключениям и риску19. Отношение к лидерству
  216. Отношение к критике и возражениям
  217. Отношение к опеке и наставлениям
  218. Отношение к правилам и законам23. Оценка себя в детстве 24. Отношение к школе
  219. Оценка себя в данный момент
  220. Опросник «Индекс жизненного стиля»
  221. В опроснике модифицированы пункты № 35 4, 5, 11, 12, 14, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 26, 28, 34, 35, 36, 38, 41, 43, 47, 49, 55, 57, 59, 61, 65, 66, 68, 70, 71, 72, 75, 78, 80, 84, 85, 87, 89, 90.
  222. Таким образом, опросник состоит из следующих утверждений:
  223. Я очень легкий человек и со мной легко ужиться
  224. Когда я чего-нибудь хочу, я никак не могу дождаться, когда это получу
  225. Всегда существовал человек, на которого я хотел бы быть похож
  226. Люди считают меня эмоциональным человеком
  227. Я очень сержусь, когда смотрю фильмы непристойного содержания6. Я редко помню свои сны
  228. Меня бесят люди, которые всеми вокруг командуют
  229. Иногда у меня появляется сильное желание пробить стену кулаком
  230. Меня раздражает тот факт, что люди слишком много задаются
  231. В мечтах я всегда в центре внимания
  232. Бывает, что я иногда плачу
  233. Если мне необходимо воспользоваться общественным туалетом (например, в школе) мне это сделать не легко
  234. Я всегда готов выслушать обе стороны во время спора
  235. Меня легко разозлить, рассердить
  236. Когда кто-нибудь толкает меня в толпе, я чувствую, что готов толкнуть его в ответ
  237. Многие люди восхищаются мной- я очень нравлюсь многим людям
  238. Я считаю, что лучше сначала обдумать что-нибудь до конца, чем сердиться и приходить в ярость18. Я много болею
  239. Я плохо запоминаю лица людей
  240. Когда со мной не хотят общаться, у меня появляются мысли о самоубийстве
  241. Когда я слышу какие-то пошлости, я очень смущаюсь
  242. Я всегда и во всех вещах вижу хорошее23. Я ненавижу злобных людей
  243. Мне трудно избавиться от чего-либо, что принадлежит мне
  244. Я с трудом запоминаю имена
  245. Я очень импульсивный человек. Бывает, сначала что-то сделаю, а потом подумаю
  246. Люди, которые добиваются своего криком и воплями, вызывают у меня отвращение28. Я верю в приметы
  247. Мне крайне необходимо, чтобы люди говорили мне о моей сексуальной привлекательности
  248. Когда я собираюсь в поездку, я планирую каждую деталь заранее
  249. Иногда мне хочется, чтобы атомная бомба разрушила весь мир32. Порнография отвратительна
  250. Когда я чем-то расстроен, я много ем
  251. Бывает, что мне иногда надоедают люди35. Я помню свое детство
  252. Когда я собираюсь ехать на выходные или на каникулы, я беру с собой какую-нибудь работу
  253. В своих фантазиях я совершаю великие поступки
  254. Люди часто раздражают меня, так как думают только о самих себе
  255. Прикосновение к чему-нибудь осклизлому, скользкому вызывает у меня отвращение
  256. Если кто-нибудь надоедает мне, я не говорю это ему, а стремлюсь выразить свое недовольство кому-нибудь другому
  257. Я считаю, что человека легко обмануть, если он не будет осторожным
  258. Мне требуется много времени, чтобы разглядеть плохие качества в других людях
  259. Если я слышу или читаю о какой-то трагедии, то я иногда волнуюсь
  260. В споре я обычно более логичен, чем другой человек
  261. Мне совершенно необходимо слышать комплименты
  262. Беспорядочность отвратительна
  263. Если я представлю, что веду машину, то у меня может появиться сильное желание толкнуть другую машину
  264. Иногда, когда у меня что-нибудь не получается, я злюсь
  265. Если я вижу кого-нибудь в крови, это меня беспокоит
  266. У меня портится настроение, и я раздражаюсь, когда на меня не обращают внимание
  267. Люди говорят мне, что я всему верю
  268. Я ношу одежду, которая скрывает мои недостатки
  269. Мне очень трудно пользоваться неприличными словами
  270. Мне кажется, я много спорю с людьми
  271. Мне нравиться в других людях то, что они неискренни и обманчивы
  272. Люди говорят мне, что я слишком беспристрастен во всем
  273. Я знаю, что я более культурный человек, чем большинство других людей
  274. Мне кажется, что я могу выразить свои эмоции- выразить, что чувствую и о чем переживаю
  275. Когда кто-нибудь толкает меня, я прихожу в ярость
  276. То, что мне не нравится, я стараюсь поскорей забыть
  277. Я очень редко испытываю чувства привязанности
  278. Я терпеть не могу людей, которые всегда стараются быть в центре внимания64. Я многое коллекционирую
  279. Я учусь (работаю) более упорно, чем большинство других людей, для того, чтобы добиться результатов в интересующей меня сфере
  280. Если я слышу детский плач, это меня волнует, беспокоит
  281. Я бываю так сердит, что мне хочется крушить все вокруг
  282. Я всегда обо всем думаю только хорошо69. Я много лгу, обманываю
  283. Мне больше нравится сама учеба (работа), чем отношения, которые складываются вокруг нее.
  284. В основном людей тяжело терпеть и выносить
  285. Я бы с удовольствием пошел на фильм, в котором слишком много сексуальных сцен
  286. Меня раздражает то, что людям нельзя доверять
  287. Я буду делать все, чтобы произвести хорошее впечатление
  288. Бывает, что я не понимаю некоторых своих поступков, например, что-то сделаю, а потом думаю: зачем я это сделал
  289. Я через силу смотрю фильмы, в которых много насилия
  290. Я думаю, что ситуация в мире намного лучше, чем большинство людей думают
  291. Если у меня происходит какая-то неудача, то у меня будет плохое настроение
  292. То, как люди одеваются на пляже неприлично
  293. Я всегда контролирую свои эмоции, всегда слежу за тем, как поступаю
  294. Я всегда планирую наихудшее, чтобы потом не быть застигнутым врасплох
  295. Я живу так хорошо, что многие люди хотели бы оказаться в моем положении83. как-то я был так сердит, что сильно ударил по чему-то и случайно поранил себя
  296. Я испытываю отвращение, когда общаюсь с некультурными людьми
  297. Я почти ничего не помню, как я учился в первом классе
  298. Когда я расстроен, я невольно поступаю как ребенок
  299. Я предпочитаю больше говорить о том, что думаю, а не о том, что чувствую
  300. Мне кажется, что я не могу закончить ничего из того, что начал
  301. Когда я слышу о жестокостях, это меня волнует
  302. В моей семье или среди моих родственников все слушают друг друга91. Я много кричу на людей92. ненавижу людей, которые топчут других, чтобы продвинуться вперед
  303. Когда я расстроен, я часто напиваюсь
  304. Я счастлив, что у меня меньше проблем, чем у большинства людей
  305. Когда что-нибудь расстраивает меня, я сплю больше, чем обычно
  306. Я нахожу отвратительным, что большинство людей лгут и обманывают для того, чтобы добиться успеха
  307. Я говорю много неприличных слов
  308. Обработка результатов модифицирована следующим образом: выраженность каждого механизма психологической защиты определяетсяподсчетом «сырых» баллов, при котором суммируются полученные ответы по определенным вопросам:
  309. Отрицание: «да» № 1, 16, 22, 42, 51, 61, 68, 77, 82, 90, 94- «нет» — № 28, 34
  310. Вытеснение: «да» № 6, 19, 25, 75- «нет» — № 11, 35, 43, 49, 59, 66, 85, 89
  311. Регрессия: «да» № 2, 14, 18, 26, 33, 48, 50, 58, 69, 78, 86, 88, 93, 95
  312. Компенсация: «да» № 3, 10, 24, 29, 37, 45, 52, 64, 65, 74
  313. Проекция: «да» № 7, 9, 23, 27, 38, 41, 55, 63, 71, 73, 84, 92, 96
  314. Замещение: «да» № 8, 15, 20, 31, 40, 47, 54, 60, 67, 76, 83, 91, 97
  315. Интеллектуализация: «да» № 13, 17, 30, 36, 44, 56, 62, 70, 81, 87- «нет» — № 4, 80
  316. Реактивное образование: «да» № 5, 12, 21, 32, 39, 46, 53, 57, 79- «нет» — № 72
  317. Оценка защитных механизмов у подростков с умственной отсталостью"1. Эксперт1. Ф.И. учащегося
  318. Способы оценки: «О» баллов никогда не замечали- «1″ балл — иногда бывает- „2″ балла — часто бывает- „3″ балла — всегда бывает
  319. Поведенческие реакции Балл
  320. Подсчет итоговой суммы баллов позволяет оценить, насколько интенсивно используется весь спектр защитных механизмов в поведении подростков.
  321. Неприятные ситуации у подростков с умственной отсталостью
  322. Умерла мать. Хотел сброситься с крыши. Друг залез со мной и остановил меня. Он помог мне справиться с этим“.
  323. Подруга просила передать информацию ее другу. Я это не сделала, так как друг был с другом, которого я стесняюсь. Подруга обиделась. Я звонить не буду. Пусть подумает и поймет, что была не права“.
  324. В 8 лет я курила. Потом рассказала все родителям, так как я им всегда все рассказываю. Они меня не ругали. Я не могу их обманывать».
  325. Однажды я злилась на маму. Но она была права. Она не отпустила на дискотеку, потому что у меня в комнате был бардак. Очень хотелось уйти, но пришлось убрать комнату".
  326. Поругалась с другом. Он первый начал. Мы ссорились, потом помирились. Я знала, что помиримся".
  327. Воровал карманы в школе. Жалко было тех, кого обокрал".
  328. Обзываются на меня, что я страшная (из-за матери, так как она очень грубая). Мне хочется быть одной, плакать".
  329. Одноклассник ударил по голове. Было сотрясение. Я его толкнул в ответ. Мы разругались. Я буду мстить. Соберу друзей и отомщу. Только тогда я буду доволен".
  330. Побили. Было сотрясение мозга. Лег в больницу на обследование. Друг поддерживал и помогал. Потом пытался забыть".
  331. Я не помню неприятной ситуации. Один раз ждал автобуса, но не влез в него. Хотелось, чтоб быстрее подошел следующий".
  332. Со мной ничего не происходит неприятного. Никогда не огорчаюсь. Никаких неприятностей никогда не бывает".
  333. Украли плеер. Сказала вахтерше. Было беспокойство. Ну что ж, сама виновата, будет урок на будущее"
  334. С братом поругалась из-за телевизора: кому и что смотреть. Кинула пульт в стенку. Убежала в ванну. Чувствовала злость на брата. Потом все забыла, пошла слушать музыку. Потом через 30 минут стала с братом разговаривать".
  335. Телефон украли. Пошел в милицию. Там сказали, в какое отделение сходить. Там нашли мой телефон и отдали мне".
  336. Написал гадость в 8 классе про одноклассника. Он ударил за это, мы подрались. Я думал об этом, старался потом забыть, слушал музыку".
  337. В неприятных ситуациях лучше промолчать- лучше убежать, если хотят избить".
  338. Поругалась с подругой, потому что не поделили парней. Я очень злилась на нее. Хотелось подраться. Но потом мы помирились. Я первой помирилась".
  339. Когда брат был, боялась приходить домой (особенно если мамы не было дома). Хотелось ударить его, спросить: за что он меня ненавидит? Я часто сидела под дверью и подслушивала, есть ли он дома или нет".
  340. Подруга предала меня из-за молодого человека. Хотелось отомстить, но не отомстила. Больно было, плакала, хотелось его увидеть. Потом я простила ее".
  341. У нас умер дедушка. Была обида. Пошла с мамой. Плакала. Мама, может, поступила не очень хорошо, так как водила нас по всем комплексам. Я ее винила в этом"
  342. Неприятные ситуации у подростков с нормальным уровнем развития
  343. Подруга-одноклассница сказала мне, что потеряла мой браслет, который я дала ей поносить. Но я знала, что на самом деле она его не потеряла, а взяла себе. Я чувствовала себя униженной. Было очень обидно и неприятно".
  344. Поругалась с мамой. Не могла заснуть. Пошла в 01.30 гулять, т.к. это спасает. Стала по сотовому телефону звонить друзьям, т.к. захотелось с кем-то пообщаться. Была обида, злость на маму".
  345. Опросник копинг-стратегий у подростков с умственной отсталостью1. Ф.И. учащегося1. Способы поведения I II
Заполнить форму текущей работой