Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профилактика межличностных конфликтов в системе муниципального управления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость работы определяется тем, что сформулированные выводы и разработанные практические рекомендации могут быть использованы: в совершенствовании механизмов, форм и методов профилактики межличностных конфликтов в системах муниципального управления РИв построении рациональной организационной структуры системы управления муниципальных образований РИ в контексте профилактики… Читать ещё >

Содержание

  • I. НАУЧНО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
    • 1. 1. Влияние межличностных конфликтов на социальное действие индивидов
    • 1. 2. Причины конфликтов межличностного характера, порожденных в 90-е годы XX в
    • 1. 3. Конфликт как показатель дефицита управленческой культуры
  • II. ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В СИСТЕМАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
    • 2. 1. Содержание системы профилактики межличностной конфликтности в управлении республикой
    • 2. 2. Субъекты межличностного противостояния в ингушских поселениях: состав, силы, проблемы регулирования
    • 2. 3. Возникающие тенденции муниципального управления в профилактике межличностных отношений

Профилактика межличностных конфликтов в системе муниципального управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Республика Ингушетия (РИ) представляет собой специфический регион Российской Федерации (РФ). Пережив осетино-ингушский конфликт 1992 года, две военных компании в соседней Чечне, она достигла определённой стабильности, становится на путь формирования стабильного в социально-политическом отношении региона России. В Республике наблюдается тенденция к снижению уровня террористических угроз. Например, если в 2007 г. официально было зарегистрировано 114 террористических актов, то в 2010 — около 15-ти.

Этому способствовали некоторые достижения в социально-экономической сфере. Так в РИ разработана и реализуется целевая программа по обеспечению занятости населения, где особое внимание уделяется увеличению рабочих мест, повышению уровня доходов. РИ изыскивает меры по совершенствованию профессионального образования населения. Здесь достигнута самая высокая продолжительность жизни в РФ, она составила 79 лет.1.

Однако, несмотря на позитивные достижения, Ингушетия остается сложным, в конфликтном отношении, регионом Северного Кавказа. Главным источником многих асоциальных явлений считается сохранение массовой безработицы. В связи с этим уровень прожиточного минимума уже несколько лет остается низким, хотя и поднялся с 1,7 до 13,2 тыс. рублей. Однако рост цен и инфляция нивелировали это достижение. Доля убыточных предприятий к 2010 году составляет до 45%. Смертность детей до 1 года в у.

2009 году в сравнении с 2000 годом составила 80% на 532 тыс. населения." Борьба в высших эшелонах власти, противостояние оппозиции, политическая конкуренция крупных тейпов (фамилий) обуславливает высокий уровень.

1. Статистические материалы за 2010 г., Магас, 2010 г.

2. Статистические материалы за 2010 г., Магас, 2010 г. конфликтогенности в республике. В Ингушетии наблюдается рост преступлений связанных с похищениями и убийствами людей. Террористические атаки нагнетают страх у мирных жителей, становятся причиной бегства населения из мест постоянного проживания, что создает сложнейшую проблему — необустроенность беженцев. По доходам на душу населения РИ занимает одно из последних мест среди субъектов РФ. В республике постоянно идут вооруженные столкновения между бандитскими группами и силами правопорядка. Все это подрывает авторитет власти и вызывает к ней недоверие населения. Большинство жителей городов и районов Ингушетии (64% респондентов) требуют более оперативных действий властей по стабилизации положения в РИ. Примечательно, что 80% респондентов считают курс, проводимый современным ингушским руководством, оправданным и эффективным. Однако настроение населения Ингушетии остается подавленным. В настоящее время, несмотря па то, что Антитеррористический комитет (АТК) добился некоторых успехов в борьбе с бандформированиями, преступностью, население РИ, априори, живет в условиях военного конфликта. В этой связи проблема совершенствования путей и методов профилактики межличностных конфликтов на территории РИ остается весьма значимой.

Актуальность темы

исследования обусловлена также недостаточной степенью ее научной разработанности.

Исследования структур, причин, методов разрешения социальных конфликтов основываются на значительной теоретической и эмпирической базе, созданной отечественными и зарубежными социологами, философами, психологами, юристами. Перманентность конфликтов стала широко признанной проблемой уже в 19 веке. Согласно Г. Спенсеру, конфликт неизбежен и стимулирует развитие общества1. По Т. Зиммелю, конфликт определяется как одна из форм разногласия, объединяющих противоборствующие и одновременно взаимосвязанные стороны2.

Изучению причин, методов управления, регулирования и разрешения конфликтов посвящены труды В. И. Андреева, А. Я. Анцупова, A.M. Танеева, О. Н. Громовой, A.B. Дмитриева, Т. Н. Маркова, П. Пшисюк, Дж. Т. Скотта, В. П. Шейнова, А. Г. Здравомыслова, В. Ф. Ивановой, В. Г. Смолянского, JI.H. Цоя,.

A.Н. Чумикова. Групповые конфликты (производственные, этнические и другие) изучали Ю. Е. Растов, Е. Т. Ним, О. В. Никитина, А. Н. Асадова, Б. С. Марголина, Е. В. Зайцева, E.JI. Трофимов, А.Я. Климентьева4. Природу межличностных конфликтов анализировали в своих монографиях J1.H. Цой,.

B.Ф. Иванова, Т. Н. Маркова.5.

Анализ работ указанных авторов показал, что они в большей мере исследовали содержательную сторону конфликтов, их динамику, и последствия, методы и средства урегулирования. Методы профилактики межличностного.

1 Западноевропейская социология 19 В., О. Конт, Д. С. Миль, Г. Спенсер., учебное пособие для ВУЗов/ под ред.В.И.ДобреньковаМ., 1996; с.48- Зиммель Т. Социология конфликтам., 1909. Современная западная социология: Словарь, -M., 1990.

2 Т. Зиммель Конфликт современной культурыПГ. 1925, История социологии: Учебное пособие. А. Н. Елсуков., Т. Н. Соколова и др. — Мн., 1997; С.209- 221.

3 Андреев В. И. Конфликтология: Искусство спора, ведение переговора и разрешение конфликтовКазань, 1992. Анцупова А. Я., Прошанов С. Л. Российская конфликтологияМ., 2005., Танеев A.M. Тронев Л. С., Конфликтология: практикум/ Казанский финансовоэкономический институтКазань, 1996; Громова О. Н. КонфликтологияМ., 1993; Дмитрев A.B., Кудрявцев В. М., Кудрявцев C.B.

Введение

в общую теорию конфликтовМ., 1993; Марков Т. Н. Справочник по конфликтологии, общению и менеджменту СПб. -2000; Пшисюк П. Как победить в споре, или искусство убеждать, М., 1998; Скотт Дж. Т. Конфликты, пути их преодоления. Киев., 1988. Скотт Дж.Т. Способы разрешения конфликтов, Киев. 1991; Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешения. М., 1996. Здравомыслов А. Г. Социология конфликтаМ., 1996. Иванов В. Н., Смолянский В. Т. Конфликты и конфликтология-М., 1994., Цой Л. Н. Практическая конфликтологияM ., 2001. Кн. Чумиков А. Н. Управление конфликтамиМ., 1995.

4 Растов Ю. Е. Конфликтность населения провинциальных регионов России: Процессы развития, изучение и регулирование. Барнаул 1996; Ним Е. Т. Специфика проявления конфликта в религиозной среде общества-Барнаул, 1999; Никитина О. В. Трансформация традиционных социальных ролей женщины и ее влияние на семейную конфликтностьМ., 2001; Марголина Т. И. Конфликтность как индивидуальная характеристика учителяПермь, 1995; Алишев Б. С., Факторы межличностной конфликтности в инженернопедагогическом коллективе ПТУКазань 1995 г.- Зайцева Е. В. Психологические условия и факторы снижения конфликтности личности в системе «руководительподчиненный» -H., 1998; Трофимов Е. Л. Особенности потенциалов межэтнической конфликтности в юношеском возрасте и их корреляцияМ., 1993; Клементьева А. Я. Формирование основ профессионализма у студентов в области педагогической конфликтностиКалуга, 1999.

5 Иванова В. Ф. Социология и психология конфликтовМ., 1997; Россия: Социальная ситуация и межнациональные отношения в регионахМ., 1996; Россия: центр и регионы-М., 1997; Социальные и культурные дистанции. Опыт многонациональной России/ Отв. ред. Л.М. Дробижева-М., 1998. конфликта разрабатывали В. В. Ильин, A.C. Ахиезер, Ж. Т. Тощенко, В. Н. Капицын, А. И. Белинский, А. Н. Яковлев, И. П. Попов, Ю. Е. Растов, Т. И. Марголина.1.

Этот социальный феномен на эмпирической базе Ингушетии рассматривался A.A. Тишковым, А. Ф. Долмановым, С. М. Озиевым, И. М. Сампиевым, И. А. Банхаевым.2.

Причины межличностных конфликтов изучены в диссертационном исследовании JI. М. Ужаховой.

Анализ отечественной и зарубежной научной литературы по теме исследования позволяет сделать следующие выводы: 1) в социологии управления создана теоретическая и эмпирическая база для изучения организации и профилактики межличностных конфликтов в системе муниципального управления, но она пока не объединена единой методологией- 2) недостаточно разработаны теоретико-методологические подходы к реализации форм профилактики межличностных конфликтов в системе локальных управленческих структур- 3) в теории социологии управления не раскрыта в полной мере специфика современных средств профилактики межличностных конфликтов с учетом изменений социально-экономических отношений.

Таким образом, для исследования межличностных конфликтов в системах муниципальных управлений создана достаточная теоретическая база, однако она до сих пор не используется управленцами в решении данного.

1 Ильин В. В., Ахизер А. С Российская цивилизация, содержание границы, возможностиМ., 2000; Ильин В. В. Аксеология- ., 2005 Капицин В. Н. Политология: Вопросы и ответыМ., 2004, Гл. 10-С. 100- 111- Тощенко Ж. Т., Социология-М., 2005; Белинский Я. И. Дивиантность, преступность, социальный контроль.

Избранные статьиСПб., 2004; Яковлев А. Н. Преступность и социальная психологияМ., 1984. 2.

Сампиев И.М. «Самоопределение народов: анализ идейно-политических народов». НАЗРАНЬ, 2008 г.- Сампиев И. М. Проблемы этнокультурного диалога на Северном Кавказе. Лаврентьевский сборник СПб., 2007 .С.81−90. Банхаев И. А. Преемственность власти. Национальный аспект. Назрань, 2009. 218с. социального феномена в одной из самых конфликтных республик — Республике Ингушетия.

Обзор изученных источников, опрос экспертов из числа представителей муниципальных образований РИ показывает, что в настоящее время в социальной практике региона сложилось противоречие между требованием совершенствования форм и методов профилактики межличностных конфликтов на уровне муниципального управления РИ и недостаточным практическим опытом развития теории, гибкостью средств профилактики этого социального явления.

В этой связи выдвигается гипотеза: эффективность профилактики межличностных конфликтов в системах муниципального управления РИ можно значительно повысить при условии совершенствования методов профилактики межличностной напряженности с использованием культуры управления, практики избирательных сил, заинтересованных в урегулировании конфликтовобогащением систем муниципального управления в сфере профилактики межличностных конфликтов.

Объектом исследования является межличностный конфликт в системе муниципального управления поселенческих территорий Ингушетии.

Предметом — профилактика межличностных конфликтов в системе муниципального управления Республики Ингушетия.

Цель исследования — определение особенностей путей, средств, организационных мер и методов профилактики межличностных конфликтов в системах муниципального управления для стабилизации жизнедеятельности социальных групп.

Научная задача — уточнение теоретических основ профилактики межличностных конфликтов в системах муниципального управления РИ.

В работе поставлены следующие исследовательские задачи:

1. Определить причины и источники межличностных конфликтов в системах муниципального управления.

2. Осуществить теоретико-эмпирический анализ конфликтов в системах муниципального управления РИ в 90-х годах XX в.

3. Исследовать системообразующие элементы управленческой культуры как основы профилактики межличностных конфликтов в системе муниципального управления.

4. Разработать и представить содержание системы профилактики межличностной конфликтности в управлении РИ.

5. Выявить проблемы регулирования, обосновать состав сил и средств управленческого межличностного противостояния в ингушских поселениях.

6. Показать тенденции и разработать пути совершенствования систем муниципального управления в сфере профилактики межличностных отношений.

Источниковую базу диссертации составили научные труды и публикации отечественных и зарубежных социологов, педагогов, психологов, философов, политологов по проблемам профилактики межличностных конфликтов в социальных организациях и институтахматериалы научных конференцийнормативно-правовая база Российской Федерации, регулирующая процессы конфликтологии, публикации о конфликтогенности в РИ.

Теоретико-методологической основой исследования стали: концептуальные положения доктрин, идей научных школ и отдельных представителей социологической и управленческой науки, относящихся к предмету исследованияобщенаучная и частнонаучная методологииконцептуальные положения социологической науки о проблемах взаимодействия социальных групптеории социального управления, теоретические результаты исследований отечественных и зарубежных ученых в области культуры управления, регулирования и профилактики социальных конфликтов.

В исследовании применялись теоретические методы: анализ и синтез, моделирование, обобщение, классификация, интерпретация понятий, матричный, факторный, системный, сравнительный, структурно-функциональный анализ.

Эмпирические методы — выборочный, различные виды опросов (анкетирование, интервью), наблюдение, факторный анализ, содержательный анализ документов, вторичный анализ результатов социологических исследованийметоды математической обработки данных.

Эмпирическая база исследования:

1. Муниципальные образования городов Магас, Назрань, Малгобек, Карабулак, сел. Средние Ачалуки, Нижние Ачалуки, Пссдах, Сурхахи, Али-Юрт, Галашки и Яндаре. Генеральная совокупность — 452,3 тыс. человек взрослого населения Республики Ишушетия.

Выборка исследования многоступенчатая, районированная, случайная, квотная. Квотными признаками выступали: пол, образование респондента.

Выборка для изучения и определения состояния стабильности в РИ (2007 -2008 гг.) составила — 700 чел. Ошибка выборки — 3,7%.

Для оценки конфликтов (исследование 2008;2009 гг.) — 600 чел. Ошибка выборки — 4%.

Для изучения отношений к властным структурам РИ (исследование 2010 г.) — 450 чел. Ошибка выборки — 4,62%.

2. Нормативно-правовые акты Российской Федерации в области регулирования конфликтов.

3. Статистические данные о социально-экономическом состоянии РИдокументы МВД РФ по РИ о состоянии преступности в республике.

4. Документы о социально-экономическом состоянии сёл, городов Ингушетии.

Достоверность научных результатов, обоснованность теоретических положений, выводов и практических рекомендаций обеспечиваются: 1) результатами исследования обширной отечественной и зарубежной источниковой базы, охватывающей различные области научных знаний о конфликтах- 2) репрезентативностью выборки исследования- 3) применением совокупности исследовательских процедур, методов сбора, обработки и анализа исходных социологических данных, их вторичной обработкой с использованием математических методов и компьютерных программных продуктов- 4) сравнением полученных результатов с данными других исследований- 5) логикой обоснования полученных выводов и практической апробацией результатов работы.

Научная новизна результатов исследования:

1 Классифицированы причины и источники межличностных конфликтов в системах муниципального управления РИ.

2 Систематизированы теоретико-эмпирические основы профилактики конфликтов в системах муниципального управления РИ в 90-х годах XX в.

3 Выявлены системообразующие элементы управленческой культуры как основы профилактики межличностных конфликтов в системе муниципального управления.

4 Разработано содержание системы профилактики межличностной конфликтности в управлении РИ.

5. Определены проблемы регулирования, обоснованы состав сил и средств управленческого межличностного противостояния в ингушских поселениях.

6. Вскрыты тенденции и разработаны пути совершенствования систем муниципального управления в сфере профилактики межличностных отношений.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что в работе представлен комплексный анализ процесса профилактики межличностных конфликтов в системах муниципального управления РИ. Авторская трактовка концепции этого социального феномена существенно дополняет предметную область и теорию социологии управления и может быть использована при проведении других междисциплинарных исследований. Теоретические и методологические разработки применимы в дальнейших исследованиях проблем профилактики конфликтов в других регионах и социальных сферах.

Практическая значимость работы определяется тем, что сформулированные выводы и разработанные практические рекомендации могут быть использованы: в совершенствовании механизмов, форм и методов профилактики межличностных конфликтов в системах муниципального управления РИв построении рациональной организационной структуры системы управления муниципальных образований РИ в контексте профилактики конфликтовв работе органов местного самоуправления при прогнозировании и проектировании межличностных конфликтов. Материалы исследования также могут быть применены для разработки образовательных программ подготовки специалистов в области конфликтологии, муниципального управления.

Положения, выносимые на защиту:

1. Причины межличностных конфликтов в системе муниципального управления РИметоды профилактикидетерминанты, воспроизводящие межличностные конфликтыопасность конфликтов для национальных интересов республикихарактер развития сотрудничества социальных групп с управленческими структурами.

2. Теоретико-эмпирические основы профилактики конфликтов в системах муниципального управления РИ: обновленная концепция управления по урегулированию, разрешению конфликтов в условиях РИ.

3. Системообразующие элементы управленческой культуры как основа профилактики межличностных конфликтов в системе муниципального управления — это подготовка управленческих кадров для работы в специфических условиях РИ.

4. Содержание системы профилактики межличностной конфликтности в управлении РИ включает: структуры административного управления, неформальные объединения людей, религиозных лидеров.

5. Характер регулирования управленческого межличностного противостояния в ингушских поселениях являются: ценности совершенствования жизнедеятельности социальных групп.

6. Тенденции и пути совершенствования систем муниципального управления в сфере профилактики межличностных отношенийраскрытии моделей муниципального управления, разработанных с учетом национальной специфики РИреформирование систем муниципального управления в РИ в контексте исторического опыта, достигнутого в содружестве с другими регионами России.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования прошли апробацию в ходе многочисленных встреч с работниками муниципальных службна совещаниях социальных работниковна оперативных сборах в окружных органах внутренних делв ходе практической деятельности автора в учебных заведениях РИв процессе обсуждения проблем профилактики межличностных отношений на территории Республики Ингушетия на сайтах Интернетав выступлениях на международных, всероссийских и региональных конференцияхв процессе реализации результатов исследования в муниципальных образованиях РИ. В результате получены положительные отзывы и акты реализации.

Структура диссертационной работы.

Автором использовано системно-проблемное структурирование диссертации, непосредственно ориентированное на решаемую научную проблему. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Профилактика межличностных конфликтов подтвердила гипотезу нашего исследования, в которой отмечалась тесное переплетение управленческой культуры с организацией жизнедеятельности индивидов. Положения, выдвинутые для раскрытия организационных мер, по достижению стабильности на территории Республики Ингушетии позволили отметить реальную перспективу выхода из хаоса к её устойчивому состоянию. Программа исследования, рассчитанная на период (2007 — 2010 гг.), отразила объемный характер взаимодействия, как социальных групп, так и их взаимосвязи с управленческими структурами. (Приложение 1) Цель исследования обрела научно-практический характер с раскрытием содержания поставленных задач, в суммарности которых были вскрыты истоки межличностных конфликтов, организаторы и факторы профилактических мер. За период исследования генеральная совокупность составила 430 тысяч человек с охватом 30% населенных пунктов и городских поселений Республики Ингушетия. В ходе исследования были проведены три среза-замеров, с общим числом участников 1750 чел. Исследование проходило в три этапа. Для изучения стабильности и оценках социальных процессов применена выборка до 700 человек (2007 — 2008 гг.) — оценочные подходы в изучении конфликтности выборка была сделана из 600 человек (2008;2009 гг.) — отношение к властным структурам были привлечены участники в количестве 450 человек (2009 — 2010 гг.).

Расчет средней ошибки выборки осуществлялся с помощью:

1) зависимости: где п — объем выборочной совокупностиN — объем генеральной совокупностисг~ - дисперсия.

2) Методики автоматизированного расчета1, при которой ошибка выборки составила:

Для изучения и определения состояния стабильности в РИ — 3,7%, при выборочной совокупности 700 чел.

Для оценки конфликтов- 4%, при выборочной совокупности 600 чел. Для изучения отношений к властным структурам РИ — 4,62%, при выборочной совокупности 450 чел. (Приложение 2).

Расчет ошибки выборки показал, что свойство выборочной совокупности представляет основную характеристику генеральной, т. е. является репрезентативной и надежной.

Характер полезной информации определился на уровне 80%. В её содержание вплетались вопросы социально-культурной жизни, куда включены были анализы официальных документов, анкетирование, соотношение системы управления с реальными запросами населения (численность 532 тыс.). При исследовании раскрылись проблемы пониженных потребностей, отсутствие эффективной базы правопорядка. В процессе формирования концепции о сущности профилактических мер и влияния их на характер межличностных конфликтов определились важнейшие организационные проблемы. Исследуемые факты показали глубокий разрыв между властью муниципального уровня и местным населениемпассивность, как властных структур, так и социальных групп. Люди ощущают свою беспомощность и заброшенность. Они готовы терпеть нужду и лишения, но не могут оставаться безучастными в преодолении кризисных явлений. Предпринимаемые руководством республики действия, по устранению конфликтов, определили определенные меры профилактики межличностных конфликтов. К ним следует отнести возрождение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JI. И. Размышления о долгосрочной стратегии, наука и демократия // Вопросы экономики. 2006. № 2. С. 16−24.
  2. Е.М. Социальный атлас российских регионов. М. 2006 г.
  3. В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведение переговоров и разрешение конфликтов. Казань. 1992. 310 с.
  4. А.Л., Прошанов С. Л. Российская конфликтология. М. 2005. 280с.
  5. И. Г. Социология вайнахских этносов. Назрань. 2008. 247с.
  6. .С. Факторы межличностной конфликтности в инженерно-педагогическом коллективе ПТУ. Казань. 1995. 195 с.
  7. П. X. Ингушетия: вчера, сегодня, завтра. МАГАС. 2009. 210 с.
  8. М. С. Напряженность на Кавказе и пути ее преодоления. НАЗРАНЬ. 2007. 165 с.
  9. X. Истоки тоталитаризма. М. 1996. 630 с.
  10. Р. С. Юнус-Бека Евкурова ждет тяжелейший экзамен". // МК. 2008. 12 нояб.
  11. H.A. Анализ регионального инвестиционного риска. Назрань.2008. 175с.
  12. М.А. Коррупция //Вопросы философии. 1990. № 2. С.31−47.
  13. И. А. Преемственность власти. Национальный аспект. Назрань.2009. 218с.
  14. И.А. К вопросу о национальных традициях ингушского народа. МАГАС. 2009. 147с.
  15. И. М. Проблемы развития малого бизнеса в Ингушетии. Нальчик. 2009 г. 170 с.
  16. М. Г. Ингушский политический узел. МАГАС. 2008. 121с.
  17. Я.И. Дивиантность, преступность, социальный контроль. Избранные статьи. СПб. 2004 .С.34−45.
  18. С. Т. Ингушские населенные пункты. Нальчик. 2009. 89 с.
  19. Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. Новосибирск. 1989. 187с.
  20. Всеобщая Декларация прав человека. М. 1998. 123с.
  21. . Д. «Экономика Ингушетии сегодня». НАЗРАНЬ. 2009. 97 с.
  22. М. Великие мыслители мира. Автор-составитель Jl.JIorpyc. М. 2002 г. С. 117−122.
  23. А.И. Собр. соч. Т.2. М.1975. 364 с.
  24. О.Н. Конфликтология. М. 1993. 345 с.
  25. М.Г. Социальная безработица. СПб. 1996. 270с.
  26. С.Ю., Кара-Мурза С.Г., Батчиков С. А. Белая книга: Экономические реформы в России 1991 2002г.г. М. 2004. 353 с.
  27. Н.Л. Этногенез и биосфера Земли. СПб. 1993.520 с.
  28. Т.Г., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. Новосибирск. 1999. 196 с.
  29. A.A. Великие моралисты. М. 1995. 362 с.
  30. И. А. Традиции ингушского народа. МАГ АС. 2009. 190 с.
  31. Дж. Локк. Избранные философские произведения
  32. З.М. «Социальная среда вынужденных переселенцев, временно проживающих на территории Ингушетии». Сборник научных трудов ИнГУ за 2007. С. 46−63
  33. В.Д. Кавказ конца XX в: тенденции этнополитического развития (историко-политическое исследование). Владикавказ. 2001. 2-е издание. 170 с.
  34. В.Д. Национальная политика на Северном Кавказе: вызов и ответы XXI в. Владикавказ. 2003. 210 с. 35.
Заполнить форму текущей работой