Формирование познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству: На примере ДХШ
![Диссертация: Формирование познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству: На примере ДХШ](https://westud.ru/work/2699721/cover.png)
Диссертация
Свойственная декоративно-прикладному искусству доступность, позволяет многим детям заниматься этим видом творчества. Необходимо привить детям любовь к труду, научить их относиться к нему творчески, развить смекалку, сноровку, привычку трудиться. На уроках по изобразительному искусству при изготовлении и росписи самых различных декоративных изделий, т. е. в процессе труда, вырабатываются такие… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ стр
- ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
- 1. 1. История и современное состояние формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно — прикладному искусству
- 1. 2. Психолого-педагогические аспекты системы формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно — прикладному искусству
- 1. 3. Особенности системы формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству
- ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДПИ, ВЛИЯЮЩЕЕ НА РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
- 2. 1. Структура и содержание занятий художественной росписью в процессе формирования познавательного интереса учащихся ДХШ
- 2. 2. Методическая система формирования познавательного интереса учащихся ДХШ
- 2. 3. Организация, методика проведения и результаты экспериментального исследования (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты)
- ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
- ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.-М.: Просвещение, 1979.
- Алехин А.Д. Когда начинается художник. М.1994.
- Альмухабетов Б.А. Эстетическое воспитание учащихся 4−7 классов средствами национального изобразительного искусства. Автореферат.-Алма-Ата.-1990.-20с.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск.: Университетское.-1990.-560с.
- Амонов Б.В. Народные умельцы.-Ярославль.:Иваново Верхнее Волжское.- 1990.-133с.
- Амуров М.Д. Исследование методов активизации учебно-творческой деятельности младших школьников в кружках декоративно-прикладного искусства. Автореферат.: М.-1993.-16с.
- Ангеловский К. Учитель и инновация.-1991.-157с.
- Антоненко В.В., Третьяк A.M. М.Педагогика для всех.-М.:Книга.-1981.- 47с.
- Афанасьев Л.С. Народное творчество Орловской области. Орел.-1988.- 227с.
- Ю.Афасижев М. Н. Западные концепции художественного творчества. М.: Высшая школа.-1990.-175с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы.-М.: Просвещение, 1982.
- П.Бабанский Ю. К. Педагогика. М.:Просвещение, 1988.-478с.г
- Н.Бакушинский А. В. Искусство палеха.-М., 1951.
- Барадулин В.А. Художественная обработка дерева. М.: Легпромбытиздат, 1986.
- Барадулин В.А., Танкус В. Основы художественного ремесла.- М.: Просвещение, 1986.-23 8с.: ил.
- Барышников А.П., Лямин И. В. Основы композиции.-М.1951.
- Басин Е.Я. Психология художественного творчества.-М., 1985.
- Бердяев Н.А. Смысл творчества (Философия творчества, культуры и искусства). М.:Искусство. Лига.-1994.-Т.1.-356с.
- Боголюбов Л.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства. Дис. Канд. пед. наук., М., 1993.
- Богуславская И.Я. Добрых рук мастерство. Л.: Искусство, 1981.-311с. ил.
- Богуславская И.Я. Русское народное искусство. Л.: Советский художник., 1968.
- Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка.-М., 1972.
- Богуславская И.Я., Графов Б. В. Искусство Жостово. Л., 1979.
- Богуславская И.Я. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов.-Л.:Художник РСФСР, 1981.-374с.
- Бодрова М.Л., Лаврентьева А. Н. Художник, вещь, мода. М.: Советский художник, 1988.-366с.
- Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1988.
- Вагнер Г. К. О соотношении народного и самодеятельного искусства. -В сб.: Проблемы народного искусства./Под ред. М. А. Некрасовой и К. А. Макарова. М., 1982.
- Ванцлов В.В., Что такое искусство. М.: Изобразительное искусство. 1988.
- Ванцлов В.В. О декоративности. / Творчество. -1972, № 7
- Василенко В.М. Искусство Хохломы. -М., 1949.
- Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве. М.: Советский художник, 1974.-294с.: ил.
- Вишневская В.Н. О некоторых особенностях содержания произведений народного декоративного искусства. В кн.: Народныеосновы искусства художественных промыслов: Сб. науч. тр. / НИИхудож. пром-ти. М., НИХП, 1981.
- Возрождение традиций в искусстве народных художественных промыслов.-М.: НИИ художественной промышленности, 1985.-128 е.: ил.
- Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству.-М.:Просвещение, 1982.-144с.
- Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. Изд. 2-е.-М.: «Искусство», 1989.
- Волков Н.Н. Композиция в живописи. -М.: Искусство, 1977. г
- Волкова Е.П. Произведение искусства предмет эстетического анализа. -М., 1976.
- Воробей Ю.Д. Диалектика художественного творчества. М., 1984.
- Воронов B.C. О крестьянском искусстве. М, 1972.-174с.
- Выготский JI.C. Психология искусства. -М.: Искусство, 1968.
- Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. 3- изд. М.: Просвещение, 1991.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика -пресс., 1996. с
- Выготский JI.C. Вопросы детской психологии. С — П.: Союз, 1997.
- Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. Язык и смысл искусства. М.: Учебная лит-ра, 1998.
- Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? М.: Галарт, 1998.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.
- Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В. Я. Психология индивидуальных различий. МГУ, 1982.-319с.
- Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. М., 1991.
- Горюнова Т. Педагогическое образование. Сборник статей по современным проблемам педагогического образования. Вып.4, — М.: Прометей, 1991.-149с.
- Громов Е.С. Природа художественного творчества. М., 1986.
- Данчук И.И. Дидактические средства формирования опыта творческой деятельности младших школьников на уроках трудового обучения. Автореферат. М, 1988.-16с.
- Декоративное искусство СССР, 1975.-№ 3.
- Декоративное творчество школьника и художественные народные промыслы/Под ред. Т. Я. Шпикаловой. -М., 1973.
- Детям о традициях народного мастерства./ Под ред. Т. Я. Шпикаловой. -М.: Владос, 2000.
- Добрых рук мастерство: Произведения народного искусства с собрании Государственного Русского музея. Сб. очерков. Л.:Искусство, 1981.- 311с.: ил.
- Елатомцев И.М. Роль декоративного искусства в эстетическом воспитании учащихся. Минск: Нар. асвета, 1965 .-145с.
- Емельянов Т.И. Хохлома. М., 1974.
- Знаков JT.B. О предмете и методах дидактического исследования. М., АПНРФСР, 1962.-c.81.
- Игнатьев Е.И. и др. Психология. Пособ. для пед. училищ. М.: Просвещение, 1965.-344 с.
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей.-М.: Учпедгиз, 1961.- 223 с.
- Изобразительное искусство в школе. / Под ред. В. В. Колокольникова. -М.: Педагогика, 1975.
- Ильина Т. А., Огородникова И. Т. Педагогика школы. М.: Просвещение, 1978.-320 с.
- Инновации в школе: характер и результаты Народное образование.-1993.- № 6.- С. 16−27.
- Инновационная деятельность учителя в учебно-воспитательном процессе. Проблема, опыт, решения. Псков, 1992.-223 с.
- Инновационное обучение: стратегия и практика. Под ред. В. Я. Лияудис.- М. 1994.-203 с.
- Искусство и быт. М.: Советский художник, Вып.1, 1963.- 165 е.: ил. Вып. 2, 1964. 179 е.: ил. Вып. З, 1968.-211 е.: ил.
- Искусство и школа. Сост. А. К. Василевский. М.: Просвещение, 1981.288 с.
- Искусство и эстетическое воспитание молодежи. /Под ред. В. Г. Кисунько.-М.: Наука, 1981.-335с.
- Каган М.С. Художественная культура как система. / Вопросы социологии искусства. Л., 1980.
- Каган М.С. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории. -Л.: Художник РФСР, 1961.
- Казин А.А. Художественный образ и реальность. Л., 1985.
- Как-Калин В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.- 142с.
- Кантор В.И. Искусство и быт. М.: Советский художник, 1961.-38с.: ил. t81 .Канцедикас А. С. Народное искусство. Знание, 1975.-55с.:ил.
- Канцедикас А.С. Уроки народного искусства.- М.:3нание, 1986.-46с.
- Канцедикас А.С. Пути возрождения народных художественных промыслов и создания новых производств с использованием ручного творческого труда //НИИХП.-Народные художественные промыслы и современная культура.-М, 1980.-е. 100−159.
- Катханова Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графических факультетов в графической деятельности. Автореферат. М, 1994.-40с.
- Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. М.: Изобразительное искусство, 1993.-224 е.: ил.
- Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.:Мнемозина, 1995.-158с.
- Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. М.:Столетие, 1998.-140с.
- Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М.:Просвещение, 1985.-271с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980.-192с.
- Корешков В. В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды. Автореферат.- М, 1994.-37с.
- Корнилова В.А. Педагогическое образование. Сборник статей по современным проблемам педагогического образования. Вып.1.-М.-: Прометей МГПИ им. Ленина, 1990.-118с.
- Королева Н.С., Уткин П. И. Народные художественные промыслы. -М.гПросвещение, 1992.-1−59 с.
- Коромыслов Б.И. Жостовская роспись М., 1977.
- Крамаренко А.Г. Декоративно-прикладное искусство. Ленинград.: Художник РСФСР, 1972.-52с.: ил.
- Крутецкий В.А. Психология. М: Просвещение, 1974.-304с.: ил.
- Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. -М.: Просвещение, 1977.-208с.
- Кузин B.C. Психология. 3-е изд. — М., 1997.
- Кузин B.C., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1−2 кл. — М., 1997., 3−4 кл.-М., 1998.
- Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып.З. /под ред. М. В. Гамезо.-М.: Просвещение, 1982.-176 с.
- ЮО.Лабунска Г. В. Изобразительное творчество детей.-М., Просвещение, 1965.-207 с.
- Лазарев B.C., Поташник М. М. Как разобрать программу развития школы. Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. М., 1993.-46с.
- Латынин Л.Ф. Образы народного искусства.-М.: Знание, 1983.-48с.
- Леонтьев А.Н. Формирование личности. / Психология личности. Тексты. -М., 1982.
- Леонтьев А.Н. Философия психологии. М., 1994.
- Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М., 1976.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1996.
- Лихачев Д.С. Прошлое будущему. Л., 1985.
- Лыкова Е.С. Развитие декоративности в изобразительной деятельности младших школьников Дис. Канд. Пед. наук, М., 1996.
- ПО.Маслоу А. Самоактуализация. В сб.:Психология личности. Тексты под ред. Гиппенрейтера Ю. Б. -М.: МГУ, 1982. -с 108−118.
- Ш. Мелентьева Ю. С. О некоторых теоретических и практических проблемах развития художественных промыслов. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов.-Л, 1981. с-9.
- Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981.-96 с. г
- Методика трудового обучения Д. А. Тхоржевский, А. И. Бугаев и др. под ред. Д. А. Тхоржевский. 2-е изд. перераб. М.: Просвещение, 1981. -268с.
- Мосина В.Р. Народное декоративно — прикладное искусство. — М., 1984.
- Мухина Л.С. Детская психология. — 2-е изд., М.: «Апрель пресс». -1999.
- Народное творчество в эстетическом и нравственном воспитании учащихся. / Сост. В. Я. Коровина, Н. И. Кучер. М., 1991.
- Народные художественные промыслы. / Под ред. О. С. Поповой. М., 1984.
- Некрасова М.А. Искусство Палеха. — М.: Советский художник, 1996.
- Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. М., 1983.
- Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. -М.: Сов. Россия, 1983.
- Некрасова М.А. О формах развития народного искусства и некоторых вопросах творчества. Творческие проблемы развития народныхVхудожественных промыслов.-М., 1981.-С.60−80.
- Некрасова М.А., Макарова К. А. Проблемы народного искусства.-М.: Изобразительное искусство. 1982.-136с.: ил.
- Неменский Б. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987.-252с.: ил.
- Никифорова О.Н. Исследования по психологии художественного творчества.-М., 1972.
- Новиков С.Н. Методические основы эстетического воспитания учащихся сельских малокомплектных школ средствами народного декоративно-прикладного искусства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора наук.-М, 1995.-30с.
- Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М.: Высш. шк. 1984.-336с.
- Орлова JI.B. Формирование творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения народному искусству. Автореф. Дис. Канд. Пед. наук., М., 1996.
- Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б. В. Нешумова, Е. Д. Щедрина, М.:Просвещение, 1981.-175с., ил.
- Патрошку Д. Я. Определение и формулировка целей урока. Школа и производство. М.:Педагогика.-№ 12, 1991.-c.5−7.
- Педагогика. Под ред. Ю. К. Бабанского.-М.:Просвещение, 1983.-608с.
- Педагогика. Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. М.:Просвещение, 1984.-369с.
- Педагогическая диагностика как условие формирования повышения квалификации. СПБ, 1993 .-21с.
- Петровский А.В. Психология развивающейся личности. М.:Педагогика, 1987.-238с.
- Петровский А.В. Способности и труд. М.:Просвещение, 1966.-c.13.
- Полунина В.А. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982.-191с., ил.
- Попова О.С., Каплан Н. Н. Русские художественные промыслы. М.: Знание, 1984.-144с.
- Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия: Социальные проблемы инноватики. М., 1989. -270 с.
- Примерные программы факультативов по трудовому обучению. -М., 1979. -101 с.
- Проблемы народного искусства: Сборник статей. / Под Ред. М. А. Некрасовой и К. А. Макарова., М., 1982.
- Программы педагогических институтов. Сб.№ 9-М.: Просвещение, 1982.-22с.
- Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1−9кл./Науч. Рук. В. С. Кузин. -М.: Просвещение, 1994.
- Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства 18 кл./ Науч. рук. Т. Я. Шпикалова. М.: Дрофа, 1999.
- НЗ.Прокина И. А. Декоративное искусство в Академии художеств. Из истории русской художественной школы XYIII первой половины XIX века. -М.Изобразительное искусство, 1983. —310.: ил.
- Пространственные представления как средство познания объективной действительности. Сб.трудов.-М.:Просвещение, 1974.-64с.
- Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. Под ред. А. Коссаковского и др. Пер. с нем. М.: педагогика, 1981.-224 е., ил.
- Разина Т.Н. Русское народное творчество. М., 1970.
- Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. М.: Изд. г
- Московского университета, 1982. -32с.
- Рогов А. Кладовая радости. М.:Просвещение, 1982. -240 е.: ил.
- Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М.: Наука, 1981. -206с., ил.
- Рождественский К.И. Советское декоративное искусство. М.: Советский художник, 1975.-295с.: ил.
- Розина Т.М. О профессионализме народного искусства: Специфика прикладного искусства. Эстетика природы ремесла. Народноеискусство и художествейные промыслы. Самодеятельное творчество. —
- М.: Советский художник, 1985. -190с.: ил.
- Розина Т.М. Русское народное творчество: Проблемы декоративного искусства. М.: Изобразительное искусство, 1970. -255с.: ил.
- Рондепи Л.Д. Декоративно-прикладное искусство. М.:Просвещение, 1984.-144с.: ил.
- Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. —2-е изд., допол. И перераб. -М.: Просвещение, 1980. -229с., ил.
- Ростовцев Н.Н., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. — М.: Просвещение, 1987.
- Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь. / Психология личности. Тексты. М., 1982.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С-Пб.: Питер, 1999.
- Русское декоративное искусство: в 3-х т. Под.ред. Леонова А. И. -М.: Академия художеств СССР, 1962. -504с.: ил. Т.2, 1963. -695с.: ил, т.З. -М.: Искусство, 1965. -434с.:ил.
- Русская народная игрушка. Программа курса для ВУЗов культуры и искусства / Сост. С. И. Исенко, М., 1997.
- Рыбаков Б. А. Русское прикладное искусство X—XII вв.- Л., Аврора, 1971.- 127с., ил.
- Сакс Н.И. Рабочее место учителя. Школа и производство. № 9.- М.: Просвещение, 1985. -с.29.
- Салтыкова А.Б. Самое близкое искусство. М.:Просвещение, 1969. -295с.: ил.
- Сборник нормативных материалов и документов по высшему и среднему профессиональному образованию. Справочное пособие. Под ред. Якуба Ю.А.-М., 1996. -370с.
- Сборник учебно-методических и нормативных материалов и документов по профессиональному образованию. Справочное пособие. Под ред. Якуба Ю. А. -М., 1997. -371 с.
- Селевко Г. В. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование. 1998.
- Семенова Т.С. Народное искусство и его проблемы: Очерки. М.: Советский художник, 1977. -246с.: ил.
- Семенова Т.С. О сложном единстве народного искусства. / Творчество, 1971, № 1.
- Сензюк П.К. Композиция в декоративном искусстве. Киев, 1988.
- Сиротенко Т.А. Методические основы проведения кружкового занятия по декоративно-прикладному искусству. М.: Педагогика, 1991. № 11-с.58.
- Система эстетического воспитания школьников. Под ред. С. А. Герасимова. М.: Педагогика, 1983. 264с.
- Скаткин М.Н. Дидактика средней школы. М., 1983.
- Скаткин М. Н. Педагогический поиск. М.:Педагогика, 1988. -541с.
- Скаткин М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы. М., 1982.
- Скопцева М.Й. Технология обслуживающего труда. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997. -373с.
- Сластенин В. А., Подымова JI.C. Педагогика. Инновационная деятельность. — М.:Магистр, 1997. -222с.
- Смирнова А. А. Психология. М.: Учпедгиз, 1962. -559с.
- Смолицкий В.Г. Народные художественные промыслы РСФСР. -М.: Высшая школа, 1982. -216с.
- Современное народное искусство. Вып.1. —JL: Художник РСФСР, 1975. 216с. Вып.2, 1980. -207с.:ил.
- Соколова М.С. Активизация творческой деятельности студентов художественно-графических факультетов в процессе освоения народных росписей Урала и Приамурья. Автореферат. М., 1996. -17с.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Учебник для уч. 5−8 кл.: В 4 ч. Обнинск, 1996. 4.1. Основы рисунка, ч.2. Основы живописи, ч.З. Основы композиции, ч.4. Краткий словарь художественных терминов.
- Соломатина Т.Б., Степнова В. И., Неумова Н. Ф. Основы декоративного искусства в школе. — М.: Просвещение, 1981. -175с.: ил.
- Степанова А. Художник и народные промыслы. /Художник, 1980, № 5.
- Суворов Н.Н. Пути создания художественного образа (Роль воображения в художественном творчестве). М., 1984.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х т. -М., 1980.
- Темерина С.М. Прикладное искусство и современное жилище. -Академия художеств СССР, 1962. -205с.: ил.
- Теория и практика педагогического эксперимента. / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979.
- Толмачева С.К. К развитию творческого воображения ребят. / Искусство в школе. 1996, № 3.
- Толстых В.И. и др. Эстетическое воспитание. -М.: Высшая шк., 1979.-288с., ил.
- Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1973.
- Уткин П.И., Королева Н. С. Народные художественные промыслы. -М.: Высшая школа, 1992. -181с.: ил.
- Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Ось-89,1996. -64с.
- Федотов Т. Я. Дарите людям красоту. М.: Просвещение, 1985. — 255с., ил.
- Федь А.А. Воспитание прекрасным. М., 1984.
- Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьников. Под ред. Т. Н. Филонова. М.: Педагогика, 1983.-256с.
- Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека. М.: Знание, 1982.-112с.
- Фрейд 3. Художник и фантазирование. -М.: Республика, 11 995. -398с.
- Фридман Л.П. Экономическое воспитание учащихся 4−8 (5−9) классов в процессе общественно полезного производительного труда. Автореферат. М., 1986. -17с.
- Фролов A.M., Новиков С. Н. Приобщение к художественно -прикладному творчеству. Школа и производство. М.: Педагогика, 1992.№№. -с. 13.
- Фролова Е. Н. Чистый источник. М.: Молодая гвардия, 1990. -206с.
- Халматов Д.М. Народное искусство в системе профессиональной подготовки студентов худграфоф педвузов. Автореферат. М., 1994. -16с.
- Хворостов А.С., Хворостов Д. А., Новиков С. Н., Свиридова Н. В. Традиционные промыслы и ремесла. Учебные программы. С.: Родник, 1997.-101с.
- Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1988.-170с.: ил.
- Хворостов Д. А. Методические основы обучения учащихся технологии художественной обработки материалов в сельской школе: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. М., 1995. -18с.
- Хомеркин О.Г. Инновации в практике обучения. Педагогика. -1993. -№ 2- с.41−44.
- Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. -304с.
- Человек предмет и среда. М.: Изобразительное искусство, 1980. -256с.
- Шабицкая Л.Г. Психодиагностика для учителя. Кишинев.: Лумина, 1990.-126с.г
- Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. М.: Просвещение, 1985. -128с.
- Шкаровская Н.С. Народное самодеятельное искусство. Л., 1975.
- Шорохов Е.В. Композиция. М.: Просвещение, 1986. — 207с.
- Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1977. -210с.
- Шпикалова Т.Я. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1−4 класс одиннадцатилетней школы. 3-егиздание. -М.: Мозаика Синтез, 1997. -73с.: ил.
- Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе.: Автореф. Дис. Докт. пед. наук, М., 1988. г
- Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М., 1989.
- Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. -М.: Просвещение, 1969.
- Щукина Г. И. Педагогика школы. — М.: Просвещение, 1997. —383с.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974.
- Эльконин Д.Б. Психология формирования личности и проблемы обучения. Сборник научных трудов. М., 1980.
- Эстетическая культура и эстетическое воспитание./Под ред. Ю. А. Полуянова. М.: Просвещение, 1983. -304с.
- Эстетическое воспитание школьной молодежи. Под ред. Б. Т. Зальмона. М.: Педагогика, 1981., 272с.
- Эстетическое воспитание в школе: Вопросы системного подхода. / Под ред. Б. Т. Лихачева. — М.: Педагогика, 1980.
- Якимская И.С. Развитие пространственного мышления школьников.-М.: Педагогика, 1980. -240с.
- Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1984.