Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству: На примере ДХШ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Свойственная декоративно-прикладному искусству доступность, позволяет многим детям заниматься этим видом творчества. Необходимо привить детям любовь к труду, научить их относиться к нему творчески, развить смекалку, сноровку, привычку трудиться. На уроках по изобразительному искусству при изготовлении и росписи самых различных декоративных изделий, т. е. в процессе труда, вырабатываются такие… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ стр
  • ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
    • 1. 1. История и современное состояние формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно — прикладному искусству
    • 1. 2. Психолого-педагогические аспекты системы формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно — прикладному искусству
    • 1. 3. Особенности системы формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству
  • ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДПИ, ВЛИЯЮЩЕЕ НА РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
    • 2. 1. Структура и содержание занятий художественной росписью в процессе формирования познавательного интереса учащихся ДХШ
    • 2. 2. Методическая система формирования познавательного интереса учащихся ДХШ
    • 2. 3. Организация, методика проведения и результаты экспериментального исследования (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты)
  • ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
  • ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству: На примере ДХШ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Декоративно-прикладное искусство заслуженно относится к наиболее ярким проявлениям современного народного творчества.

Во многих районах нашей страны наряду с высочайшим уровнем техники и промышленности сохранилось традиционное, основанное на ручном труде пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.

В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народав творчестве коллективов народных мастеров находит проявление жизнеутверждающее мировоззрение, соединение труда и красоты. Не случайно народное искусство называют неиссякаемым источником прекрасного.

Для народного искусства Орловской области всегда была характерна глубокая общность художественных принципов, распространяющихся на самые различные сферы жизни, на самые разные по своему содержанию предметы.

В декоративно-прикладном искусстве Орловского края наблюдается движение, динамика, и это лишний раз доказывает, что перед нами живое творческое явление, которое развивается по законам народного искусства.

В наше время многогранное искусство художественной росписи, этой самобытной области русского народного творчества и уникального явления национальной культуры, получает своё дальнейшее развитие в работах современных мастеров, обогащается новыми темами и направлениями.

Интерес к декоративно-прикладному искусству усиливается из года в год, т.к. это поистине массовое и всеобщее искусство, в котором народ выражает свои представления о прекрасном, стремится преобразить по законам гармонии и красоты свое непосредственное окружение. Процесс освоения отдельных приемов художественного ремесла очень увлекателен.

Он приносит большое удовлетворение. Именно потому, что процесс познания и радость творчества в народном декоративно-прикладном искусстве не отделены друг от друга, а тесно переплетаются, особенно велика его роль в эстетическом и трудовом воспитании подрастающего поколения.

Учебная деятельность, как и любая другая деятельность, начинается с мотива. На занятиях в художественных школах такой стимулирующей основой может стать знакомство с народным и декоративным искусством.

Необходимо донести до учащихся секреты изготовления изделий народных мастеров, познакомить их с историей развития росписи, подарить радость творчества, научить работать, привить любовь к декоративно-прикладному искусству.

Искусство народных художественных промыслов предстаёт перед нами как сложное по идейно-образному содержанию явление нашей современной российской культуры. Его произведения разнообразны: от маленькой матрёшки до громадных ковров, крупных кружевных панно, детской мебели, сложных уникальных композиций миниатюрной живописи на шкатулках из папье-маше и т. д. И всюду привлекает лаконичная, но выразительная пластика форм, высокая культура цвета, завершённость композиции, красота орнамента, достигаемые специфическими приёмами мастерства, в которых соединяется верный глаз, и точная рука, и неистощимая творческая фантазия, и бережно хранимые профессиональные традиции.

И сегодня интерес к художественной росписи не угас. Обычные предметы быта, расписанные руками умелых мастеров, превращаются в настоящее чудо, а секрет его в красоте окружающей природы.

Проблема исследования и ее актуальность.

Проблема исследования состоит в том, что у учащихся общеобразовательных и детских художественных школах зачастую отсутствует интерес к декоративно-прикладному искусству, нет желания знакомиться с этим искусством, изучать его. Наша задача — сформировать познавательный интерес и эстетическое воспитание учащихся в условиях современного образования.

Декоративно-прикладное искусство влияет на становление творческих качеств личности, развивает интеллектуальные способности, формирует у ребенка художественный вкус.

Одной из самых важных задач педагогической теории и практики художественного образования и эстетического воспитания учащихся в условиях современных задач гуманизации образования является формирование познавательного интереса. Прекрасным и эффективным средством развития творческих качеств личности является изобразительное, народное и декоративно-прикладное искусство.

Эстетическое воспитание изобразительным искусством является неотъемлемой частью воспитания гармоничной личности. Знакомство с художественной культурой даёт возможность развивать творческие способности, повышать интеллект, формировать высокие эстетические вкусы.

Как известно, ведущим направлением всестороннего, гармоничного развития личности является реализация задач художественного образования и эстетического воспитания: Для этого необходимо совершенствование системы художественного воспитания учащихся. Необходимо не только формирование понимания и эстетической оценки явлений духовной культуры, но и развитие практически значимой деятельности учащихся, способствующей активному приобщению их к художественному творчеству.

Художественная роспись как вид народного творчества не достаточно используется и плохо развита, поэтому мы ее и взяли к рассмотрению.

Проблема нашего исследования заключается в том, что в процессе обучения декоративно-прикладному искусству не уделяется должного внимания формированию познавательного интереса учащихся детских художественных школ. В результате этого учащиеся мало интересуются занятиями по ДЛИ, в то время как этот вид искусства способен значительно развить художественный вкус, эстетические и творческие способности.

С учетом вышесказанного мы сформулировали проблему исследования: «Формирование познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству (на примере ДХШ)».

Перед нами встала задача — изучить, обобщить и осмыслить опыт обучения изобразительному, декоративно-прикладному искусству, нашедший свое отражение в учебных программах, методической, научной и теоретической литературе.

В процессе исследования мы опирались на труды ученых-педагогов в области методики преподавания изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства в школе И. И. Зарецкой, С. Е. Игнатьева, Т. С. Комаровой, В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной, С. П. Ломова, Н. Н. Ростовцева, Н. М. Сокольниковой, А. А. Унковского, А. С. Хворостова, Е. В. Шорохова, Т. Я. Шпикаловой, и др.

По вопросам общей и возрастной психологии данное исследование опирается на труды: Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, Е. И. Игнатьева, А. Г. Ковалева, В. А. Крутецкого, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, А. Я. Ракицкого, С. Л. Рубинштейна, Д. В. Эльконина и др.

Большое значение для осмысления роли декоративно-прикладного искусства в художественном образовании имеют исследования ученых искусствоведов, ведущих специалистов в области народного прикладного искусства: В. А. Барадулина, Н. Д. Бартрама, И. Я. Богуславской, С. Н. Новикова, М. А. Рыбакова.

Выявляя значение, влияние и места народного творчества в процессе формирования и развития личности мы обращались к исследованиям С. М. Гаджимурадова, М. К. Даутова, Н. В. Ефремичевой, В. В. Корешкова, М. В. Соколова, Р. У. Тебуева, Т. Я. Шпикаловой и др.

Большой вклад в изучение народного искусства и культуры России внесли исследования И. Я. Богуславской, В. М. Василенко, В. С. Воронова, Н. Л. Давыдовой, Н. Т. Климовой, Г. С. Масловой, М. А. Некрасовой, Е. И. Прибыльской, И. П. Работновой, Б. А. Рыбаковой, В. А. Фалеевой и др.

Исследования авторов отражают народную, художественную культуру в историческом, этнографическом, философском, эстетическом, искусствоведческом, социальном и педагогическом аспекте.

Просмотр и анализ научно-теоретических исследований, специальной литературы свидетельствует, что проблема формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству (на примере ДХШ) недостаточно исследована.

Актуальность данной проблемы обусловлена значимостью процесса обучения учащихся декоративной деятельности на занятиях в ДХШ по художественной росписи на основе изучения народных традиций Орловской области и других регионов России. Детская художественная школа является одной из важных форм дополнительного образования детей, она приобщает учащихся к декоративно-прикладному искусству, художественной культуре, формирует и развивает художественный, эстетический вкус, творческие способности.

Познавательный интерес стимулирует учеников к овладению любым видом искусства, развивает их творческую деятельность, образность мышления.

Актуальность проблемы заключается в том, что от ее нерешенности в значительной мере страдает качество эстетического воспитания и художественного образования учащихся ДХШ. Изучение традиций декоративно-прикладного искусства родного края с целью формирования у детей положительных качеств личности.

Цель исследования: заключается в решении проблемы формирования познавательного интереса учащихся в процессе использования основ народного и декоративно-прикладного искусства по художественной росписи в условиях ДХШ.

Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса учащихся на занятиях декоративно-прикладным искусством (на примере ДХШ).

Предмет исследования: педагогические условия преподавания декоративно-прикладного искусства, пути и средства, эффективно влияющие на формирование познавательного интереса учащихся ДХШ.

Гипотеза исследования: формирование познавательного интереса у учащихся ДХШ на занятиях художественной росписью, будет успешным, если в педагогическом процессе будут учитываться следующие условия:

• Последовательное изучение учащимися ДХШ на занятиях по декоративно-прикладному искусству технологических процессов выполнения художественной росписи, начиная теорией и заканчивая практикой.

• Взаимосвязь процесса формирования умений и навыков у учащихся ДХШ с практическим трудом по выполнению художественной росписи, с использованием опыта предшествующих поколений.

• Использование на занятиях по ДПИ сочетания различных методических приемов, форм и методов, направленных не только на изучение народных традиций и технологических приёмов выполнения декоративной росписи, но и на передачу знаний, умений и навыков, а так же на развитие творческих способностей учащихся.

• Использование форм и методов обучения художественной росписи, соответствующих возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся младшего школьного возраста.

• Использование наглядных пособий и технических средств обучения, обеспечивающих высокий уровень обучения, формирования познавательного интереса учащихся на занятиях в ДХШ.

В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой были определены задачи исследования: I.

1. Рассмотреть влияние народного и декоративно-прикладного искусства на развитие личности и формирование творческих качеств учащихся художественных школ, изучив его историю.

2. По проблеме проявления интереса учащихся и выявления специфики познавательного интереса осуществить анализ психолого-педагогической, искусствоведческой и методической литературы.

3. В процессе занятий — художественной росписью выявить научно-теоретические основы формирования умений и навыков.

4. С учетом изучения национального декоративно-прикладного искусства и народных традиций Орловской области и других I регионов России разработать формы и методы занятий в детской художественной школе.

5. Экспериментально осуществить проверку разработанной методической системы в практике детской художественной школы и предложить рекомендации по совершенствованию обучения учащихся.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют труды и ведущие положения педагогики, психологии, философии, дидактики, искусствоведения, социологии, декоративно-прикладного искусства, учения о комплексном развитии и взаимодействии воспитания, обучения и развития творческих качеств личности, труды педагогов о краеведении, культуре, постановления и документы в области образования, программное обеспечение процесса преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Методы педагогического исследования:

• Изучение и теоретический анализ педагогической, методологической, искусствоведческой, методической литературы по проблеме исследования, издания и диссертационные исследования (по данной теме).

• Изучение и обобщение передового педагогического опыта преподавания декоративно-прикладного искусства, школьных программ и учебных пособий.

• Анализ продуктов деятельности учащихся детских художественных школ на занятиях по художественной росписи.

• Естественный педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный).

Научная новизна исследования состоит в следующем:

• Научно обоснована, разработана и экспериментально проверена методическая система формирования познавательного интереса у учащихся детских художественных школ знаний народных традиций своего края, навыков и трудовых умений по художественной росписи.

• Разработаны методические основы использования росписи на занятиях в детской художественной школе, как средство обращения к традициям, обычаям наших предков, знакомства с образцами декоративно-прикладного искусства и влияющие на эмоциональное развитие учащихся.

• Выявлена и экспериментально проверена эффективность методов педагогического воздействия на компоненты мотивационной сферы у учащихся детской художественной школы, учитывающие специфику художественно-творческой деятельности в процессе преподавания декоративно-прикладного искусства, направленные на развитие познавательного интереса.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в решении значительной научно-педагогической задачи формирования познавательного интереса учащихся ДХШ в процессе обучения декоративно-прикладному искусству на основе использования I народной художественной росписи.

Практическая значимость результатов исследования:

• Разработанные педагогические условия, направленные на формирование познавательного интереса к художественной росписи, могут быть использованы для повышения эффективности обучения учащихся в ДХШ.

• Предложенная и разработанная методическая система организации занятий по художественной росписи в детской художественной школе направлена на формирование познавательного интереса учащихся к декоративно-прикладному искусству.

• Разработанная техника и технология учебных заданий в процессе формирования познавательного интереса учащихся может быть применена в работе детских художественных школ.

• Результаты исследования могут быть использованы при разработке новых учебных программ и учебных пособий.

Достоверность исследования обеспечивается методологической опорой на современные достижения педагогики и психологии, на ведущие научно-теоретические положения философских, искусствоведческих исследований, опытно-экспериментальной проверкой основных положений данного исследования в условиях работы детских художественных школ.

Опытно-экспериментальной базой была: Орловская детская школа изобразительных искусств и народных ремесел.

Периоды исследования:

Первый этап — констатирующий эксперимент, проходил в период с 2002 — 2003 год в Орловской детской школе изобразительных искусств и народных ремесел с учащимися 1-х и 2-х классов подготовительного отделения. В ходе этого эксперимента мы проверяли и выявляли уровень знаний, умений и навыков учащихся, подготовленность их к выполнению самостоятельных заданий по ДНИ, конкретизировали критерии оценки.

Второй этап — формирующий эксперимент, проходил в период с 2003 по 2004 год в Орловской детской школе изобразительных искусств и народных ремесел с учащимися 1-х и 2-х классов подготовительного отделения. На этом этапе осуществлялось апробирование программы.

Третий этап эксперимента — контрольный, проходил в период с 2004 по 2005 год — мы анализировали результаты проведенного эксперимента, делали дополнения и вносили поправки в нашу программу, оформляли результаты исследования и подводили итоги.

Наше экспериментальное исследование показало, что декоративная роспись положительно влияет на формирование и развитие познавательного интереса учащихся, на становление творческих качеств личности, на интерес к декоративно-прикладному искусству и на активность работы учеников.

В ходе экспериментальной работы был найден и определен ряд положений, использованный нами в ходе занятий с учащимися школ г. Орла, с учителями г. Орла в ходе методических консультаций. Выпускникам ХГФ, работающими в детских художественных школах, в ходе исследования оказывалась методическая помощь, что позволяло более конкретно определить и провести всю экспериментальную работу.

Материалы и результаты исследования, основные выводы периодически докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского государственного университета, на научно-практических конференциях по итогам научно-исследовательской работы в Орловском государственном университете (2002;2005г.).

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Методическая система очень эффективна как для развития познавательного интереса учащихся детских художественных 'школ, так и для педагогических условий преподавания декоративно — прикладного искусства, основанных на целенаправленности, системности, систематичности, учете возрастных особенностей.

2. Критерии формирования познавательного интереса учащихся детской художественной школы в процессе обучения декоративно-прикладному искусству, включающие эмоционально-волевой, операционный и мотивационный компоненты. Для занятий художественной росписью необходимо овладение специальными знаниями, умениями и навыками.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, 2-х глав, выводов, библиографического списка и приложения. Работа содержит таблицы, иллюстрирована рисунками и схемами.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Результаты проведенного исследования показывают, какую огромную роль играет процесс преподавания декоративно-прикладного искусства, в процессе формирования познавательного интереса учащихся.

Искусство декоративной росписи близко пониманию учащихся благодаря своеобразию его художественного обобщения и условности изобразительных форм.

В ходе разработки методики преподавания декоративно — прикладного искусства, мы делали основной упор на приемы и средства формирования познавательного интереса учащихся. Основу нашей программы составляют основные дидактические принципы: последовательность обучения, наглядность, научность обучения, доступность, системность и последовательность усвоения знаний, умений и навыков, соответствие возрастным и психологическим особенностям. Так же нельзя было забывать и о связи процесса обучения с практикой.

В процессе проведения экспериментального исследования нам удалось проверить эффективность системы формирования познавательного интереса учащихся в зависимости от разных педагогических условий организации процесса преподавания художественной росписи.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что художественно-творческая деятельность является очень эффективным средством формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения ДЛИ.

В процессе исследования мы разработали методические приемы, систему формирования познавательного интереса учащихся с учетом возрастных особенностей младших школьников.

Процесс преподавания декоративно-прикладного искусства способствует гармоничному развитию творческих качеств личности, а возможность управлять мотпвационной сферой, способствует формированию и развитию познавательного интереса учащихся.

Гипотеза нашего исследования: формирование познавательного интереса у учащихся ДХШ на занятиях художественной росписью, была нами экспериментально проверена и подтверждена. Таким образом, можно считать, что эффективным средством при создании педагогических условий преподавания декоративно-прикладного искусства и развития познавательного интереса учащихся ДХШ, будет успешным, если в педагогическом процессе будут учитываться следующие условия:

• Последовательное изучение учащимися ДХШ на занятиях по декоративно-прикладному искусству технологических процессов выполнения художественной росписи, начиная теорией и заканчивая практикой.

• Взаимосвязь процесса формирования умений и навыков у учащихся ДХШ с практическим трудом по выполнению художественной росписи, с использованием опыта предшествующих поколений.

• Использование на занятиях по ДНИ сочетания различных методических приемов, форм и методов, направленных не только на изучение народных традиций и технологических приёмов выполнения декоративной росписи, но и на передачу знаний, умений и навыков, а так же на развитие творческих способностей учащихся.

• Использование форм и методов обучения художественной росписи, соответствующих возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся младшего школьного возраста.

• Использование наглядных пособий и технических средств обучения, обеспечивающих высокий уровень обучения, формирования познавательного интереса учащихся на занятиях в ДХШ.

Проведенное нами исследование (теоретическое и практическое) может быть продолжено в разработке и изучении влияния регионального декоративно-прикладного искусства на процесс формирования познавательного интереса.

Наша программа и исследование адресовано преподавателям детских художественных школ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Народное декоративно-прикладное искусство — необходимая часть эстетической культуры. Важным средством приобщения детей к декоративно-художественному творчеству и развитию познавательного интереса может выступать художественно-творческая деятельность, основанная на традициях народного декоративно-прикладного искусства.

Основной из форм дополнительного образования детей с приобщением их к народному декоративно-прикладному искусству и творчеству являются детские художественные школы. Стержневой основой занятий в этих учреждениях является интерес школьников к изобразительной деятельности.

Существуют различные педагогические средства для развития познавательного интереса учащихся детских художественных школ, одним из основных является народное декоративно-прикладное искусство, которое позволяет решать вопросы художественного образования и эстетического воспитания одновременно* Познавательный интерес развивает художественно-творческую деятельность учащихся и помогает овладеть любым видом искусства.

В ходе нашего исследования мы получили следующие результаты:

1. Рассмотрено влияние народного и декоративно-прикладного искусства на развитие личности и формирование творческих качеств учеников художественных школ, изучена его история.

2. По проблеме проявления интереса учащихся и выявлена специфика познавательного интереса, осуществлен анализ психолого-педагогической, искусствоведческой и методической литературы.

3. В процессе занятий художественной росписью выявлены научно-теоретические основы формирования умений и навыков.

4. С учетом изучения национального декоративно-прикладного искусства народных традиций Орловской области и других регионов России разработаны формы и методы занятий в детской художественной школе. 1.

5. Экспериментально осуществлена проверка педагогических условий в практике детской художественной школы и предложены рекомендации по совершенствованию обучения детей.

На занятиях по декоративно-прикладному искусству учащимся необходимо показывать изделия народных умельцев, альбомы с фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства, различные пособия, привлекать внимание детей к таким предметам, как расписные игрушки, домашняя утварь, ковры, народные вышивки и пр., рассказывать историю развития различных художественных промыслов, их традиции. Это поможет воспитать в детях уважение и интерес к работе мастеров, вложивших свой труд в эти произведения и желание создавать подобные изделия своими руками.

На уроках по декоративно-прикладному искусству ученики по нескольким образцам самостоятельно смогут составлять различные узоры для украшения различных предметов быта, смогут подобрать в узоре красивые сочетания красок. Занятия декоративным рисованием развивают у школьников художественный вкус, наблюдательность, умение видеть сочетание цветов, как в природе, так и в произведениях искусства. Учащихся необходимо познакомить с неповторимой красотой природы родного края, с его художественными промыслами. Это поможет воспитать чувство прекрасного и любви к родной природе и народным художественным ремеслам.

Свойственная декоративно-прикладному искусству доступность, позволяет многим детям заниматься этим видом творчества. Необходимо привить детям любовь к труду, научить их относиться к нему творчески, развить смекалку, сноровку, привычку трудиться. На уроках по изобразительному искусству при изготовлении и росписи самых различных декоративных изделий, т. е. в процессе труда, вырабатываются такие ценные человеческие качества, без которых невозможно творчество — это умение выбирать работу и доводить ее до конца, усидчивость, самостоятельность, трудолюбие, любознательность, целеустремленность, инициативность, наблюдательность. На занятиях декоративно-прикладным искусством удовлетворяются художественно-творческие потребности, при этом они являются движущей силой развития творческих способностей.

Знакомство с декоративно-прикладным искусством, его народными традициями и самостоятельная художественно-творческая деятельность призваны обеспечить возможность для развития способностей, интеллекта, формирования высоких эстетических вкусов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П. Искусство воспитывать.-М.: Просвещение, 1979.
  2. А.Д. Когда начинается художник. М.1994.
  3. .А. Эстетическое воспитание учащихся 4−7 классов средствами национального изобразительного искусства. Автореферат.-Алма-Ата.-1990.-20с.
  4. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск.: Университетское.-1990.-560с.
  5. .В. Народные умельцы.-Ярославль.:Иваново Верхнее Волжское.- 1990.-133с.
  6. М.Д. Исследование методов активизации учебно-творческой деятельности младших школьников в кружках декоративно-прикладного искусства. Автореферат.: М.-1993.-16с.
  7. К. Учитель и инновация.-1991.-157с.
  8. В.В., Третьяк A.M. М.Педагогика для всех.-М.:Книга.-1981.- 47с.
  9. Л.С. Народное творчество Орловской области. Орел.-1988.- 227с.
  10. Ю.Афасижев М. Н. Западные концепции художественного творчества. М.: Высшая школа.-1990.-175с.
  11. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы.-М.: Просвещение, 1982.
  12. П.Бабанский Ю. К. Педагогика. М.:Просвещение, 1988.-478с.г
  13. Н.Бакушинский А. В. Искусство палеха.-М., 1951.
  14. В.А. Художественная обработка дерева. М.: Легпромбытиздат, 1986.
  15. В.А., Танкус В. Основы художественного ремесла.- М.: Просвещение, 1986.-23 8с.: ил.
  16. А.П., Лямин И. В. Основы композиции.-М.1951.
  17. Е.Я. Психология художественного творчества.-М., 1985.
  18. Н.А. Смысл творчества (Философия творчества, культуры и искусства). М.:Искусство. Лига.-1994.-Т.1.-356с.
  19. Л.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства. Дис. Канд. пед. наук., М., 1993.
  20. И.Я. Добрых рук мастерство. Л.: Искусство, 1981.-311с. ил.
  21. И.Я. Русское народное искусство. Л.: Советский художник., 1968.
  22. И.Я. Русская глиняная игрушка.-М., 1972.
  23. И.Я., Графов Б. В. Искусство Жостово. Л., 1979.
  24. И.Я. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов.-Л.:Художник РСФСР, 1981.-374с.
  25. М.Л., Лаврентьева А. Н. Художник, вещь, мода. М.: Советский художник, 1988.-366с.
  26. Ю.Б. Эстетика. М., 1988.
  27. Г. К. О соотношении народного и самодеятельного искусства. -В сб.: Проблемы народного искусства./Под ред. М. А. Некрасовой и К. А. Макарова. М., 1982.
  28. В.В., Что такое искусство. М.: Изобразительное искусство. 1988.
  29. В.В. О декоративности. / Творчество. -1972, № 7
  30. В.М. Искусство Хохломы. -М., 1949.
  31. В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве. М.: Советский художник, 1974.-294с.: ил.
  32. В.Н. О некоторых особенностях содержания произведений народного декоративного искусства. В кн.: Народныеосновы искусства художественных промыслов: Сб. науч. тр. / НИИхудож. пром-ти. М., НИХП, 1981.
  33. Возрождение традиций в искусстве народных художественных промыслов.-М.: НИИ художественной промышленности, 1985.-128 е.: ил.
  34. И.П. Приобщение школьников к творчеству.-М.:Просвещение, 1982.-144с.
  35. И.Ф. Творческие методы и художественные системы. Изд. 2-е.-М.: «Искусство», 1989.
  36. Н.Н. Композиция в живописи. -М.: Искусство, 1977. г
  37. Е.П. Произведение искусства предмет эстетического анализа. -М., 1976.
  38. Ю.Д. Диалектика художественного творчества. М., 1984.
  39. B.C. О крестьянском искусстве. М, 1972.-174с.
  40. JI.C. Психология искусства. -М.: Искусство, 1968.
  41. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. 3- изд. М.: Просвещение, 1991.
  42. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика -пресс., 1996. с
  43. JI.C. Вопросы детской психологии. С — П.: Союз, 1997.
  44. Ю.Я. Основы художественной грамоты. Язык и смысл искусства. М.: Учебная лит-ра, 1998.
  45. Ю.Я. Что такое орнамент? М.: Галарт, 1998.
  46. Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.
  47. Ю.Б., Романова В. Я. Психология индивидуальных различий. МГУ, 1982.-319с.
  48. Н.А. Первые шаги в мире искусства. М., 1991.
  49. Т. Педагогическое образование. Сборник статей по современным проблемам педагогического образования. Вып.4, — М.: Прометей, 1991.-149с.
  50. Е.С. Природа художественного творчества. М., 1986.
  51. И.И. Дидактические средства формирования опыта творческой деятельности младших школьников на уроках трудового обучения. Автореферат. М, 1988.-16с.
  52. Декоративное искусство СССР, 1975.-№ 3.
  53. Декоративное творчество школьника и художественные народные промыслы/Под ред. Т. Я. Шпикаловой. -М., 1973.
  54. Детям о традициях народного мастерства./ Под ред. Т. Я. Шпикаловой. -М.: Владос, 2000.
  55. Добрых рук мастерство: Произведения народного искусства с собрании Государственного Русского музея. Сб. очерков. Л.:Искусство, 1981.- 311с.: ил.
  56. И.М. Роль декоративного искусства в эстетическом воспитании учащихся. Минск: Нар. асвета, 1965 .-145с.
  57. Т.И. Хохлома. М., 1974.
  58. JT.B. О предмете и методах дидактического исследования. М., АПНРФСР, 1962.-c.81.
  59. Е.И. и др. Психология. Пособ. для пед. училищ. М.: Просвещение, 1965.-344 с.
  60. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей.-М.: Учпедгиз, 1961.- 223 с.
  61. Изобразительное искусство в школе. / Под ред. В. В. Колокольникова. -М.: Педагогика, 1975.
  62. Т. А., Огородникова И. Т. Педагогика школы. М.: Просвещение, 1978.-320 с.
  63. Инновации в школе: характер и результаты Народное образование.-1993.- № 6.- С. 16−27.
  64. Инновационная деятельность учителя в учебно-воспитательном процессе. Проблема, опыт, решения. Псков, 1992.-223 с.
  65. Инновационное обучение: стратегия и практика. Под ред. В. Я. Лияудис.- М. 1994.-203 с.
  66. Искусство и быт. М.: Советский художник, Вып.1, 1963.- 165 е.: ил. Вып. 2, 1964. 179 е.: ил. Вып. З, 1968.-211 е.: ил.
  67. Искусство и школа. Сост. А. К. Василевский. М.: Просвещение, 1981.288 с.
  68. Искусство и эстетическое воспитание молодежи. /Под ред. В. Г. Кисунько.-М.: Наука, 1981.-335с.
  69. М.С. Художественная культура как система. / Вопросы социологии искусства. Л., 1980.
  70. М.С. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории. -Л.: Художник РФСР, 1961.
  71. А.А. Художественный образ и реальность. Л., 1985.
  72. Как-Калин В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.- 142с.
  73. В.И. Искусство и быт. М.: Советский художник, 1961.-38с.: ил. t81 .Канцедикас А. С. Народное искусство. Знание, 1975.-55с.:ил.
  74. А.С. Уроки народного искусства.- М.:3нание, 1986.-46с.
  75. А.С. Пути возрождения народных художественных промыслов и создания новых производств с использованием ручного творческого труда //НИИХП.-Народные художественные промыслы и современная культура.-М, 1980.-е. 100−159.
  76. Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графических факультетов в графической деятельности. Автореферат. М, 1994.-40с.
  77. Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. М.: Изобразительное искусство, 1993.-224 е.: ил.
  78. Т.С. Дети в мире творчества. М.:Мнемозина, 1995.-158с.
  79. Т.С. Как научить ребенка рисовать. М.:Столетие, 1998.-140с.
  80. Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М.:Просвещение, 1985.-271с.
  81. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980.-192с.
  82. Корешков В. В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды. Автореферат.- М, 1994.-37с.
  83. В.А. Педагогическое образование. Сборник статей по современным проблемам педагогического образования. Вып.1.-М.-: Прометей МГПИ им. Ленина, 1990.-118с.
  84. Н.С., Уткин П. И. Народные художественные промыслы. -М.гПросвещение, 1992.-1−59 с.
  85. .И. Жостовская роспись М., 1977.
  86. А.Г. Декоративно-прикладное искусство. Ленинград.: Художник РСФСР, 1972.-52с.: ил.
  87. В.А. Психология. М: Просвещение, 1974.-304с.: ил.
  88. B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. -М.: Просвещение, 1977.-208с.
  89. B.C. Психология. 3-е изд. — М., 1997.
  90. B.C., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1−2 кл. — М., 1997., 3−4 кл.-М., 1998.
  91. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып.З. /под ред. М. В. Гамезо.-М.: Просвещение, 1982.-176 с.
  92. ЮО.Лабунска Г. В. Изобразительное творчество детей.-М., Просвещение, 1965.-207 с.
  93. B.C., Поташник М. М. Как разобрать программу развития школы. Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. М., 1993.-46с.
  94. Л.Ф. Образы народного искусства.-М.: Знание, 1983.-48с.
  95. А.Н. Формирование личности. / Психология личности. Тексты. -М., 1982.
  96. А.Н. Философия психологии. М., 1994.
  97. И.Я. Дидактическая система методов обучения. М., 1976.
  98. .Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1996.
  99. Д.С. Прошлое будущему. Л., 1985.
  100. Е.С. Развитие декоративности в изобразительной деятельности младших школьников Дис. Канд. Пед. наук, М., 1996.
  101. ПО.Маслоу А. Самоактуализация. В сб.:Психология личности. Тексты под ред. Гиппенрейтера Ю. Б. -М.: МГУ, 1982. -с 108−118.
  102. Ш. Мелентьева Ю. С. О некоторых теоретических и практических проблемах развития художественных промыслов. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов.-Л, 1981. с-9.
  103. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981.-96 с. г
  104. Методика трудового обучения Д. А. Тхоржевский, А. И. Бугаев и др. под ред. Д. А. Тхоржевский. 2-е изд. перераб. М.: Просвещение, 1981. -268с.
  105. В.Р. Народное декоративно — прикладное искусство. — М., 1984.
  106. Л.С. Детская психология. — 2-е изд., М.: «Апрель пресс». -1999.
  107. Народное творчество в эстетическом и нравственном воспитании учащихся. / Сост. В. Я. Коровина, Н. И. Кучер. М., 1991.
  108. Народные художественные промыслы. / Под ред. О. С. Поповой. М., 1984.
  109. М.А. Искусство Палеха. — М.: Советский художник, 1996.
  110. М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. М., 1983.
  111. М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. -М.: Сов. Россия, 1983.
  112. М.А. О формах развития народного искусства и некоторых вопросах творчества. Творческие проблемы развития народныхVхудожественных промыслов.-М., 1981.-С.60−80.
  113. М.А., Макарова К. А. Проблемы народного искусства.-М.: Изобразительное искусство. 1982.-136с.: ил.
  114. . Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987.-252с.: ил.
  115. О.Н. Исследования по психологии художественного творчества.-М., 1972.
  116. С.Н. Методические основы эстетического воспитания учащихся сельских малокомплектных школ средствами народного декоративно-прикладного искусства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора наук.-М, 1995.-30с.
  117. М.Ф. История эстетической мысли. М.: Высш. шк. 1984.-336с.
  118. JI.B. Формирование творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения народному искусству. Автореф. Дис. Канд. Пед. наук., М., 1996.
  119. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б. В. Нешумова, Е. Д. Щедрина, М.:Просвещение, 1981.-175с., ил.
  120. Д. Я. Определение и формулировка целей урока. Школа и производство. М.:Педагогика.-№ 12, 1991.-c.5−7.
  121. Педагогика. Под ред. Ю. К. Бабанского.-М.:Просвещение, 1983.-608с.
  122. Педагогика. Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. М.:Просвещение, 1984.-369с.
  123. Педагогическая диагностика как условие формирования повышения квалификации. СПБ, 1993 .-21с.
  124. А.В. Психология развивающейся личности. М.:Педагогика, 1987.-238с.
  125. А.В. Способности и труд. М.:Просвещение, 1966.-c.13.
  126. В.А. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982.-191с., ил.
  127. О.С., Каплан Н. Н. Русские художественные промыслы. М.: Знание, 1984.-144с.
  128. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия: Социальные проблемы инноватики. М., 1989. -270 с.
  129. Примерные программы факультативов по трудовому обучению. -М., 1979. -101 с.
  130. Проблемы народного искусства: Сборник статей. / Под Ред. М. А. Некрасовой и К. А. Макарова., М., 1982.
  131. Программы педагогических институтов. Сб.№ 9-М.: Просвещение, 1982.-22с.
  132. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1−9кл./Науч. Рук. В. С. Кузин. -М.: Просвещение, 1994.
  133. Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства 18 кл./ Науч. рук. Т. Я. Шпикалова. М.: Дрофа, 1999.
  134. НЗ.Прокина И. А. Декоративное искусство в Академии художеств. Из истории русской художественной школы XYIII первой половины XIX века. -М.Изобразительное искусство, 1983. —310.: ил.
  135. Пространственные представления как средство познания объективной действительности. Сб.трудов.-М.:Просвещение, 1974.-64с.
  136. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. Под ред. А. Коссаковского и др. Пер. с нем. М.: педагогика, 1981.-224 е., ил.
  137. Т.Н. Русское народное творчество. М., 1970.
  138. Я.Я. Об истоках возникновения искусства. М.: Изд. г
  139. Московского университета, 1982. -32с.
  140. А. Кладовая радости. М.:Просвещение, 1982. -240 е.: ил.
  141. С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М.: Наука, 1981. -206с., ил.
  142. К.И. Советское декоративное искусство. М.: Советский художник, 1975.-295с.: ил.
  143. Т.М. О профессионализме народного искусства: Специфика прикладного искусства. Эстетика природы ремесла. Народноеискусство и художествейные промыслы. Самодеятельное творчество. —
  144. М.: Советский художник, 1985. -190с.: ил.
  145. Т.М. Русское народное творчество: Проблемы декоративного искусства. М.: Изобразительное искусство, 1970. -255с.: ил.
  146. Л.Д. Декоративно-прикладное искусство. М.:Просвещение, 1984.-144с.: ил.
  147. Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. —2-е изд., допол. И перераб. -М.: Просвещение, 1980. -229с., ил.
  148. Н.Н., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. — М.: Просвещение, 1987.
  149. С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь. / Психология личности. Тексты. М., 1982.
  150. С.Л. Основы общей психологии. С-Пб.: Питер, 1999.
  151. Русское декоративное искусство: в 3-х т. Под.ред. Леонова А. И. -М.: Академия художеств СССР, 1962. -504с.: ил. Т.2, 1963. -695с.: ил, т.З. -М.: Искусство, 1965. -434с.:ил.
  152. Русская народная игрушка. Программа курса для ВУЗов культуры и искусства / Сост. С. И. Исенко, М., 1997.
  153. Рыбаков Б. А. Русское прикладное искусство X—XII вв.- Л., Аврора, 1971.- 127с., ил.
  154. Н.И. Рабочее место учителя. Школа и производство. № 9.- М.: Просвещение, 1985. -с.29.
  155. А.Б. Самое близкое искусство. М.:Просвещение, 1969. -295с.: ил.
  156. Сборник нормативных материалов и документов по высшему и среднему профессиональному образованию. Справочное пособие. Под ред. Якуба Ю.А.-М., 1996. -370с.
  157. Сборник учебно-методических и нормативных материалов и документов по профессиональному образованию. Справочное пособие. Под ред. Якуба Ю. А. -М., 1997. -371 с.
  158. Г. В. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование. 1998.
  159. Т.С. Народное искусство и его проблемы: Очерки. М.: Советский художник, 1977. -246с.: ил.
  160. Т.С. О сложном единстве народного искусства. / Творчество, 1971, № 1.
  161. П.К. Композиция в декоративном искусстве. Киев, 1988.
  162. Т.А. Методические основы проведения кружкового занятия по декоративно-прикладному искусству. М.: Педагогика, 1991. № 11-с.58.
  163. Система эстетического воспитания школьников. Под ред. С. А. Герасимова. М.: Педагогика, 1983. 264с.
  164. М.Н. Дидактика средней школы. М., 1983.
  165. Скаткин М. Н. Педагогический поиск. М.:Педагогика, 1988. -541с.
  166. М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы. М., 1982.
  167. М.Й. Технология обслуживающего труда. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997. -373с.
  168. В. А., Подымова JI.C. Педагогика. Инновационная деятельность. — М.:Магистр, 1997. -222с.
  169. Смирнова А. А. Психология. М.: Учпедгиз, 1962. -559с.
  170. В.Г. Народные художественные промыслы РСФСР. -М.: Высшая школа, 1982. -216с.
  171. Современное народное искусство. Вып.1. —JL: Художник РСФСР, 1975. 216с. Вып.2, 1980. -207с.:ил.
  172. М.С. Активизация творческой деятельности студентов художественно-графических факультетов в процессе освоения народных росписей Урала и Приамурья. Автореферат. М., 1996. -17с.
  173. Н.М. Изобразительное искусство. Учебник для уч. 5−8 кл.: В 4 ч. Обнинск, 1996. 4.1. Основы рисунка, ч.2. Основы живописи, ч.З. Основы композиции, ч.4. Краткий словарь художественных терминов.
  174. Т.Б., Степнова В. И., Неумова Н. Ф. Основы декоративного искусства в школе. — М.: Просвещение, 1981. -175с.: ил.
  175. А. Художник и народные промыслы. /Художник, 1980, № 5.
  176. Н.Н. Пути создания художественного образа (Роль воображения в художественном творчестве). М., 1984.
  177. В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х т. -М., 1980.
  178. С.М. Прикладное искусство и современное жилище. -Академия художеств СССР, 1962. -205с.: ил.
  179. Теория и практика педагогического эксперимента. / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979.
  180. С.К. К развитию творческого воображения ребят. / Искусство в школе. 1996, № 3.
  181. В.И. и др. Эстетическое воспитание. -М.: Высшая шк., 1979.-288с., ил.
  182. А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1973.
  183. П.И., Королева Н. С. Народные художественные промыслы. -М.: Высшая школа, 1992. -181с.: ил.
  184. Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Ось-89,1996. -64с.
  185. Федотов Т. Я. Дарите людям красоту. М.: Просвещение, 1985. — 255с., ил.
  186. А.А. Воспитание прекрасным. М., 1984.
  187. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьников. Под ред. Т. Н. Филонова. М.: Педагогика, 1983.-256с.
  188. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека. М.: Знание, 1982.-112с.
  189. Фрейд 3. Художник и фантазирование. -М.: Республика, 11 995. -398с.
  190. Л.П. Экономическое воспитание учащихся 4−8 (5−9) классов в процессе общественно полезного производительного труда. Автореферат. М., 1986. -17с.
  191. A.M., Новиков С. Н. Приобщение к художественно -прикладному творчеству. Школа и производство. М.: Педагогика, 1992.№№. -с. 13.
  192. Фролова Е. Н. Чистый источник. М.: Молодая гвардия, 1990. -206с.
  193. Д.М. Народное искусство в системе профессиональной подготовки студентов худграфоф педвузов. Автореферат. М., 1994. -16с.
  194. А.С., Хворостов Д. А., Новиков С. Н., Свиридова Н. В. Традиционные промыслы и ремесла. Учебные программы. С.: Родник, 1997.-101с.
  195. А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1988.-170с.: ил.
  196. Хворостов Д. А. Методические основы обучения учащихся технологии художественной обработки материалов в сельской школе: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. М., 1995. -18с.
  197. О.Г. Инновации в практике обучения. Педагогика. -1993. -№ 2- с.41−44.
  198. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. -304с.
  199. Человек предмет и среда. М.: Изобразительное искусство, 1980. -256с.
  200. Л.Г. Психодиагностика для учителя. Кишинев.: Лумина, 1990.-126с.г
  201. Л.В. Дети и народное творчество. М.: Просвещение, 1985. -128с.
  202. Н.С. Народное самодеятельное искусство. Л., 1975.
  203. Е.В. Композиция. М.: Просвещение, 1986. — 207с.
  204. Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1977. -210с.
  205. Т.Я. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1−4 класс одиннадцатилетней школы. 3-егиздание. -М.: Мозаика Синтез, 1997. -73с.: ил.
  206. Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе.: Автореф. Дис. Докт. пед. наук, М., 1988. г
  207. А.Т. Проблемы теории творчества. М., 1989.
  208. B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. -М.: Просвещение, 1969.
  209. Г. И. Педагогика школы. — М.: Просвещение, 1997. —383с.
  210. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988.
  211. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974.
  212. Д.Б. Психология формирования личности и проблемы обучения. Сборник научных трудов. М., 1980.
  213. Эстетическая культура и эстетическое воспитание./Под ред. Ю. А. Полуянова. М.: Просвещение, 1983. -304с.
  214. Эстетическое воспитание школьной молодежи. Под ред. Б. Т. Зальмона. М.: Педагогика, 1981., 272с.
  215. Эстетическое воспитание в школе: Вопросы системного подхода. / Под ред. Б. Т. Лихачева. — М.: Педагогика, 1980.
  216. И.С. Развитие пространственного мышления школьников.-М.: Педагогика, 1980. -240с.
  217. П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1984.
Заполнить форму текущей работой