Формирование лингвистической компетенции путём организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении имени существительного
Диссертация
Первый этап — диагностический (2006;2007 гг.) осуществлялось, теоретическое обоснование хода и решения поставленной проблемы исследования. Изучалась и анализировалась психологическая, педагогическая, лингводидактическая литература по теме исследования. Была обоснована проблема, определены цель и задачи, сформулирована рабочая гипотеза, выявлены основные идеи и базовые понятия исследования… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы формирования лингвистической компетенции путём организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся
- 1. Структура лингвистической компетенции
- 2. Умения самостоятельной учебно-познавательной деятельности как компонент лингвистической компетенции
- 3. Субъект и структура учебно-познавательной деятельности психологический и дидактический аспекты)
- Выводы
- Глава II. Состояние развития у школьников компонентов лингвистической компетенции при организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка
- 1. Анализ Госстандарта, программ, учебных комплектов по русскому языку
- 1. 1. Анализ Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004)
- 1. 2. Анализ программ по русскому языку
- 1. 3. Анализ действующих учебных комплектов по русскому языку
- 2. Состояние разработки методики формирования компонентов лингвистической компетенции школьников в лингводидактике
- 3. Состояние формирования компонентов лингвистической компетенции школьников при организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности
- 3. 1. Анализ результатов анкетирования учителей
- 3. 2. Анализ результатов анкетирования учащихся
- 3. 3. Описание и анализ контрольного среза
- 1. Анализ Госстандарта, программ, учебных комплектов по русскому языку
- 1. Содержание работы по формированию лингвистической компетенции и развитию у школьников умений самостоятельной учебнопознавательной деятельности
- 2. Методы и приемы формирования лингвистической компетенции и развития самостоятельной учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка
- 3. Описание организации и результатов опытного обучения, направленного на формирование лингвистической компетенции и развитие у школьников умений самостоятельной учебно-познавательной деятельности
Список литературы
- Аксюченко В.Н. Развитие познавательной активности в процессе формирования общих учебных умений у подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1987. — 16 с.
- Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. М.: КНОРУС, 2007. — 464 с.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 1985. -208 с.
- Бакулина Г. А. Обучение русскому языку средствами субъективизации // Русский язык в школе. — 2003. № 3. — С. 10−17.
- Барамзина С.А. Активная учебная деятельность школьников в условиях личностно-ориентированного обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Киров, 2004.- 17 с.
- Баранов М.Т. Умения и навыки в школьном курсе русского языка // Русский язык в школе. — 1979. № 4. — С. 18.
- Барова Е.С. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку 5-й класс. В 2-ух ч. / Е. С. Барова, М. Р. Богданова. М.: Палас, 2008. — 80 с.
- Беликов В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников: Автореф. дис. д.п.н. Челябинск, 1995. — 48 с.
- Богоявленский Д.Н. Развивающее обучение и приемы умственной деятельности школьников // Русский язык в школе. 1978. — № 5. — С. 59−64.
- Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: Проблемы и подходы // Вопросы психологии. 1997. — № 1. — С. 33−44.
- Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка // Русский язык в школе. 1996. — № 1. — с. 3−8.
- Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках// Русская словесность. 2003. — № 1. — С. 35−40
- Быстрова Л.П. Формирование самообразующих умений // Русский язык в школе. 1992.-№ 1. -С. 3 — 11.
- Быстрова Л.П. Формирование умений самообразования в условиях учебного сотрудничества на уроках русского языка: метод, рекомендации / Л. П. Быстрова. Ленинград, 1991.-30 с.
- Василенко Н.С. К методике самостоятельной работы на уроках русского языка в школе // Русский язык в школе. — 1959. — № 5. — С. 52 — 57.
- Вергелес Г. И. Система формирования учебной деятельности младших школьников // Система формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения: сборник научных трудов. Спб: Образование, 1995. С. 44−53.
- Власова E.H. Самостоятельные письменные работы учащихся // Русский язык в школе. 1963. — № 4. — С. 48.
- Волков А.Ф. Активизация учащихся на уроке русского языка // Русский язык в школе. 1968. — № 5. — С. 83 — 88.
- Воловик В.И. Педагогическая система формирования у школьников рациональных умений учебной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Саратов, 2003. — 25 с.
- Воронова E.H. Самостоятельная учебная деятельность как средство профессионального развития студентов педагогических вузов (на материале занятий по иностранному языку): Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Саратов, 2005.-22 с.
- Вульфсон P.E. Соколова М. В. Ямпольская З.Г. Самостоятельная работа учащихся над синонимами в старших классах // Русский язык в школе. — 1959.-№ 6.-С. 78 -82.
- Вяткин Л.Г. Самостоятельность учащихся на уроках русского языка: пособие к спецкурсу. — Саратов, 1993. — 131 с.
- Вяткин Л.Г., Балакирева Е. И. Дидактические приемы активной познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка: учебно-методическое пособие. — Саратов: изд-во Поволжского межрегионального учебного центра, 1998. 16 с.
- Газеева Т.И. Формирования навыков самоконтроля при изучении словообразования в 4 классе // Русский язык в школе. 1985. — № 3. — С. 1923.
- Галковская И.В. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в системе модульного обучения: Автореф. дис.. к.п.н. — С-П., 1996. 22 с.
- Гальперин П.Я. Лекции по общей психологии. — М., 2002 400 с.
- Глотова А.Н. Виды самостоятельных работ учащихся на уроках русского языка // Русский язык в школе. — 1962. № 4. — С. 37- 42.
- Горская Г. И. Учить самостоятельно работать // Русский язык в школе. — 1963.-№ 1.-С. 39−46.
- Грудинина А. С. Активизация работы учащихся на уроках русского языка // Русский язык в школе. 1959. — № 3. — С. 40−44.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Академия, 2004. -с. 288.
- Давыдов В.В., Репкин В. В. Организация развивающего обучения в 5−9 классе средней школы: рекомендации для учителей, руководителей школ и органов управления образованием. — М.: ИНТОР, 1997. 32 с.
- Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М., 1990.- 176 с.
- Донская Т.К. Методические основы развивающего обучения по русскому языку: Автореф. дис.. д.п.н. -М., 1990.-33 с.
- Донская Т.К. Развитие творческой самостоятельности учащихся в процессе обучения русскому языку // Русский язык в школе. — 1991. № 1. — С.3−7.
- Донченко Т.К. Работа учащихся с языковым материалом как источник познавательного интереса // Русский язык в школе. 1993. — № 2. — С. 19−23.
- Дрозина В.В. Теория и практика формирования и развития творческой самостоятельности познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы: Автореф. дис.. д.п.н. Челябинск, 2000. — 37 с.
- Дубина Л.П. Об активности и самодеятельности учащихся на уроках грамматики // Русский язык в школе. 1947. — № 6. — С. 44−49.
- Дудников A.B. Развивающее обучение на уроках русского языка. 1987. — № 2. — С. 43−50.
- Еремеева А.Г. Задания для самостоятельной работы по теме «Союз» // Русский язык в школе. 1987. — № 6. — С. 39−42.
- Еремеева А.Г. Формирование навыков самоконтроля при изучении темы // Русский язык в школе. 1989. — № 3. — С. 38−40.
- Жарова Л.В. Учить самостоятельности: кн. для учителя: пособие для студентов пед. ин-в и учителей / Л. В. Жарова. — М.: Просвещение, 1993. -203 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2004.-384 с.
- Ипполитова H.A. Виды чтения на уроках русского языка // Русский язык в школе. 1987. — № 2. — С.27−33.
- Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение // Педагогика и психология. — 1981. № 6. — С. 6−42.
- Капинос В.И. Речеведческие понятия: их специфика и функции в школьном курсе русского языка // Русский язык в школе. 1988. — № 1. -С.29−38.
- Кириллова Г. Д. Дидактические основы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся //Совершенствование методов и приемов обучения в современной школе: межвузовский сборник научных трудов. Л.: ЛГПИ им. Н. Г. Герцена, 1989. — С. 3−9.
- Концепция модернизации российского школьного образования на период до 2010 г. М., 2002 — 48 с.
- Корниенко Р.Н. Активная деятельность учащихся на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2000. — № 3. — С. 37−43.
- Коротаева Е.В. Стимулирование творческой деятельности учащихся // Русский язык в школе. 1995. — № 5. — С. 3−8.
- Коротаева E.B. Уровни познавательной активности (технология обучения всего класса) // Русский язык в школе. 1996. — № 4. — С. 3−8.
- Косолапкова A.A. Некоторые формы и приемы работы с сильными учащимися // Русский язык в школе. — 1991. — № 5. — С. 27−31.
- Котылева К.В. Воспитание активности и самостоятельности учащихся на уроках русского языка // Русский язык в школе. — 1959. — № 4. — С. 65−69.
- Кочановская Е.В. Формирование познавательной самостоятельности у школьников: Автореф. дис.. к.п.н. — М., 2001. — 18 с.
- Краснова Е.В. Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся старших классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Чебоксары, 1997. — 22 с.
- Красота Т.С. Активизация мышления учащихся при изучении имени существительного в 5 классе // Русский язык в школе. — 1973. — № 5. С. 36.
- Кудряшова В.А. Совершенствование читательской деятельности учащихся на уроках русского языка: Реферативное чтение. 5 класс. Учебно-методическое пособие. — Орск: Изд-во ОГТИ, 1998. — с. 4−14.
- Кулько В.А. Формирование у учащихся умений учиться: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983. — 80 с.
- Купалова А.Ю. Реализация деятельностного подхода к изучению пунктуации / А. Ю. Купалова // Русский язык в школе. — 1999. — № 5. С. 2834.
- Купалова А.Ю. Самостоятельная работа учащихся в особенности ее организации на уроках русского языка в малокомплектной школе // Русский язык в школе. 1984. — № 3. — С. 5−11.
- Купалова А.Ю. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку. 5 класс / А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова, Т. М. Пахнова и др.- под ред. А. Ю. Купаловой. 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2008. -189 с.
- Ларионова Л.Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. Ростов-на-Дону, 2005. — 470 с.
- Левин Э.А. Самообразование детей в школе: новаторская методика / Э. А. Левин, О. И. Прокофьева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 154 с.
- Леденева В.В. Задания для самостоятельной работы при организации повторения в начале года в 4 классе // Русский язык в школе. — 1988. — № 4. — С. 29−34.
- Леонтьев А.Н. Категория деятельности в современной психологии // Вопросы психологии. 1979. — № 3. — С. 11 — 15.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М., 1981.
- Лотарев В.К. Самостоятельная .работа учащихся на уроке // Русский язык в школе. 1967. -№ 1.-С. 32−37.
- Лукьянова М.И. Учебная деятельность школьников сущность и возможности формирования: метод, рекомендации для учителей и школьных психологов / М. И. Лукьянова, Н. В. Калинина. Ульяновск: ЧПК ПРО, 1998. -64 с.
- Львов В.В. Тетрадь для оценки качества знаний по русскому языку 5 класс. М.: Дрофа, 2007. — 62 с.
- Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. М.: Академия, 1999. — 272 с.
- Львова С.И. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5−11 классы. М.: Мнемозина, 2010. — 136 с.
- Львова С.И. Школьный курс русского языка в контексте современного целеполагания // Русская словесность. 2003. — № 1. — С. 41−46.
- Львова С.И., Александрова О. М., Рыбченкова Л. М. Русский язык в школе: состояние, проблемы и пути их решений/ С. И. Львова, О. М. Александрова, Л. М. Рыбченкова // Русский язык в школе. 2003. — № 4. — С. 3−8.
- Львова С.И., Львов В. В. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобр. учреждений. В 3-х частях. М.: Мнемозина, 2004. — Ч. 2. — 175 с.
- Любичева Е. В., Болдырева Л. И. Родным войти в родной язык: 10-И класс: Учебное пособие / Е. В. Любичева, Л. И. Болдырева- Под ред. Е. В. Любичевой. СПб.: САГА, 2005. — 362 с.
- Любичева E.B. Речевая деятельность учащихся при работе с художественным текстом / Е. В. Любичева, Н. Г. Ольховик // Русская словесность. -2007. № 3. — С. 46−52.
- Макаровский H.A. Самостоятельная работа учащихся при изучении сложноподчиненного предложения в школе / Н. А. Макаровский // Русский язык в школе. — 1966. — № 6. — С. 71−73.
- Малащенко В.П. О мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка / В. П. Малащенко // Русский язык в школе. 1963. — № 6. — С. 42−47.
- Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов и др.- по ред. М. Т. Баранова. М.: Академия, 2000. — 368 с.
- Михайлов С.А. Мотивы в структуре деятельности / С.А. Михайлов// Мотивация учебной деятельности: сборник научных трудов. — Новосибирск, 1983.-С. 40−49.
- Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка: пособие для учителя / Т. В. Напольнова. М.: Просвещение, 1983. — 111 с.
- Напольнова Т.В. О самостоятельной работе учащихся по стилистике в 8 классе / Т. В. Напольнова // Русский язык в школе. 1991. — № 1. — С. 15−17.
- Напольнова Т.В. Обучение самостоятельному анализу языковых явлений как средству развития мышления и речи школьников на уроках русского языка: Автореф. дис.. д.п.н. -М., 1984.- 31 с.
- Напольнова Т.В. Поисковые задачи на уроках русского языка // Русский язык в школе. 1990. — № 4. — С. 31−36.
- Никитина Е.А. Активизация работы по учебнику // Русский язык в школе. 1996. -№ 1. — С. 17−24.
- Никольский В.А. О некоторых приемах активизации занятий на уроках по русскому языку // Русский язык в школе. 1951. — № 6. — С. 46−51.
- Обучение русскому языку в школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос и др- под ред. Е. А. Быстровой. М.: Дрофа, 2004. — 240 с.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку / Н. М. Шанский и др. М.: Дрофа, 2000. — 80 с.
- Павлов И.П. Самостоятельная работа учащихся 5 класса над ошибками // Русский язык в школе. — 1959. № 4. — С. 61−64.
- Павлова Е.И., Козлова Н. В. Крестовских Т.А. Учебная самостоятельность «быть или не быть»? // Русский язык в школе. 1997. — № 5. — С. 3−8.
- Павлова Л.В. Педагогические приемы организации личностно-ориентированной учебно-познавательной деятельности учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1998. — 18 с.
- Пантелеева В.Г. Развитие школьников в учебной деятельности: мет. программа для учителя. Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. — 92 с.
- Пахнова Т.М. Задания для самостоятельной работы учащихся (8 класс) // Русский язык в школе. 1989. — № 2. — С. 41−47.
- Пахнова Т.М. Задания для самостоятельной работы учащихся при изучении «Наречие» // Русский язык в школе. 1986. — № 6. — С. 29−34.
- Пидкасистый П.И. Педагогика: учебник для студентов пед. уч. заведений. М.: Пед. Общество России, 2002. — 500 с.
- Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Пед. общество России, 2005 — 144 с.
- Пименова С.Н. Самостоятельная работа учащихся при изучении темы «Имя числительное» // Русский язык в школе. 1989. — № 3. — С. 42−46.
- Плотников С.А. Активизация познавательной деятельности старшеклассников на занятиях лингвистического кружка: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1992. — 24 с.
- Подгаецкая И.М. Активизация познавательной деятельности учащихся при работе со словарями // Русский язык в школе. 1982. — № 6. — С. 37−43.
- Подшивалова E.JI. Учебная деятельность как деятельность по самоизменению: Автореф. дис.. д.п.н /E.JI. Подшивалова. М., 2005. — 24 с.
- Понеделко Т.П. Из опыта совершенствования навыков самостоятельной работы в старших класса вечерней школы // Русский язык в школе. 1978. — № 6. — С. 45−48.
- Программы для общеобразовательных учебных учреждений. Русский язык. М., 1996.-94 с.
- Пузанкова E.H. Формирование языковой способности учащихся при обучении русскому языку. Орёл: «Картуш», 2004. — 347 с.
- Пузанкова E.H. Языковое развитие учащихся при обучении русскому языку // Русский язык в школе. — 2002. — № 2. — С. 4−8.
- Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4−8 классе: книга для учителя: из опыта работы / И. В. Галллингер, С. И. Львова. М.: Просвещение, 1988. — 159 с.
- Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности / под ред. В. В. Давыдова, В. В. Рубцова. — Психолог, институт РАН, 1995. 227 С.
- Разумовская М.М. Учебный процесс в условиях реформы школы // Русский язык в школе. 1986. — № 6. — С. 3.
- Репкин В.В. Развивающее обучение: Теория и практика / В. В. Репкин, Н. В. Репкина. Томск, 1997. — 288 с.
- Репкина Г. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В помощь учителю начальных классов / Г. В. Репкина, Е. В. Заика. Томск: «Пеленг», 1993.-61 с.
- Рубинштейн С.JI. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. Спб., 2002. 720 с.
- Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобр. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.- под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М., 2007. — 286 с.
- Русский язык. Практика. 5 класс: учеб. для общеобр. учреждений /А.Ю.Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др.- под ред. А. Ю. Купаловой. М., 2007. — 364 с.
- Русский язык. Практика: Сб. задач и упражнений: учеб. пособие для 5-го класса общеобр. учебн. завед. / Сост. А.Ю.Купалова- Науч. ред. В. В. Бабайцева. М., 1992. — 256 с.
- Русский язык. Практика: Сб. задач и упражнений: учеб. пособие для 5-го класса общеобр. учеб. завед. / Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Пименова, А. П. Еремеева и др.- Сост. Г. К. Лидман-Орлова, С.Н. Пименова- науч.ред. В. В. Бабайцева. М., 1994. — 256 с.
- Русский язык: учеб. для 5-го класса общеобр. учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская- под ред. Н. М. Шанского. М., 2007. — 317 с.
- Рыблова А.Н. Самостоятельная познавательная деятельность студентов: пути интенсификации и руководства (на материале гуманитарных дисциплин): автореф. дис.. канд. пед. наук. Саратов: СГУ им. Н. Г. Чернышевского, 1997. — 24 с.
- Савенкова Н.Г., Костяева Т. А. Самостоятельная работа учащихся по русскому языку в 9 классе малокомплектной школе // Русский язык в школе. -1993.-№ 5.-С. 87−93.
- Самостоятельная работа учащихся по русскому языку в 5 классе малокомплектной школы: книга для учителя / А. Ю. Купалова и др. М.: Просвещение, 1989. — 160 с.
- Сидоренков В.А. Приемы самостоятельной работы с лингвистическим текстом // Русский язык в школе. — 1991. № 6. — С. 31−36.
- Сидоренков В.А. Самостоятельная работа с учебной книгой в малокомплектной школе // Русский язык в школе. — 1991. № 5. — С. 31−36.
- Соколова Г. П. Некоторые виды самостоятельной работы учащихся V класса по русскому языку // Русский язык в школе. — 1962. — № 2. — С. 45−51
- Соколова Г. П. Творческая активность и самостоятельность учащихся при итоговом повторении (6 класса) // Русский язык в школе. — 1978. № 2. — С. 19−25.
- Сотова И.А. Формирование речевого самоконтроля // Русский язык в школе.-2003.-№ 1.-С. 3−12.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. — М.: Академия, 2006. 288 с.
- Тандит C.B. О воспитании интереса на уроках русского языка // Русский язык в школе. 1991. -№ 6. — С. 3−8.
- Текучев A.B. Методика русского языка в средней школе. М., 1970. -605 с.
- Теория и практика обучения русскому языку: учебное пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений / Е. В. Архипова, Т. М. Воителева, А. Д. Дейкина и др- под ред. Р. Б. Сабаткоева. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
- Тростенцова JI.A. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 5 класс» / Л. А. Тростенцова, А. Д. Дейкина, С. И. Невская. — М.: Изд-во «Экзамен», 2007. 80 с.
- Усова A.B., Бобров A.A. Формирование у учащихся учебных умений // Педагогика и психология. 1987. — № 7. — С. 3−79.
- Федеральный базовый компонент образования по русскому языку в основной общеобразовательной школе: Проект// Русский язык в школе -1993. -№ 4. — С.7−11.
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего, основного общего и среднего (полного) образования: (Русский языккак родной) — Проект / Под рук. Н. М. Шанского, В. И. Капинос // Русский язык в школе. 1996. № 44(68). — С. 5−12.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего, основного общего образования по русскому языку // Народное образование. 2004. — № 7. — С. 256−274.
- Федоренко Л.П. О проблемном обучении русскому языку // Русский язык в школе. — 1970. — № 6. С. 7−13.
- Федоренко Л.П. Типология методов обучения русскому языку в средней школе // Русский язык в школе. 1985. — № 1. — С. 27−33.
- Федорова М.В. Урок-семинар как один из путей активизации самостоятельной деятельности учащихся // Русский язык в школе. 1988. -№ 2.-С. 21−25.
- Феофилова Т.Г. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся на этапе усвоения новых знаний // Совершенствование методов и приемов обучения в современной школе: межвузовский сборник научных трудов. Л.: ЛГПИ им. Н. Г. Герцена, 1989. — С. 18−25.
- Худяков И.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка // Русский язык в школе. — 1961. — № 2. — С. 59−64.
- Хуторской A.B. Дидактические основы эвристического обучения: Атореф. дис.. д-ра. пед. наук. -М., 1998. -37 с.
- Черепанова Л.В. К вопросу о рефлексивном компоненте лингвистической компетенции // Филологическое образование в вузе и школе: традиции и перспективы. Чита, 2002. — С.136−139.
- Черепанова Л.В. Учебно-научный лингвистический текст как средство обучения // Образование в регионе: история, современность и перспективы. -Орел, 2001. 4.2. — С.52−54.
- Черепанова Л.В. Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку. — Новосибирск: Наука, 2006. 324 с.
- Черепанова Л.В. Формирование рефлексии при обучении русскому языку: учеб.-метод, пособие. — Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2004. — 91 с.
- Чижова Т.И. Самостоятельная работа учащихся при выполнении стилистических упражнений // Русский язык в школе. 1996. — № 5. — С. 1321.
- Шевченко В.Н. Воспитание самоконтроля и работа над ошибками // Русский язык в школе. — 1973. № 2. — С. 54.
- Шевченко В.Н. Приемы развития самоконтроля при изучении темы «Глагол» // Русский язык в школе. 1969. — № 5. — С. 61.
- Шилова Е.С. Учебные задания развивающего характера как средство эффективности обучения (на материале русского языка и математики в начальных классах): Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1980. 18 с.
- Щепина К.П. Активизация деятельности учащихся при изучении односоставных предложений // Русский язык в школе. 1966. — № 5. — С. 4.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 203 с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-554 с.
- Юденко Т.А. Самообразование школьников в отечественной педагогике второй половины XX века преемственность и новаторство. Пятигорск: ПГЛУ, 2007.-152 с. 1. Анкета для учащихся.
- Уважаемые ребята, просим Вас принять участие в нашем исследовании.1. Фамилия1. Имя1. Класс
- Прочитайте вопросы и отметьте нужные варианты ответов (V).
- Считаете ли вы, что учиться, т. е. получать знания и умения, необходимо и важно для человека?
- Да. 2) Нет. 3) Затрудняюсьответить.
- Объясните, почему вы так думаете.
- Считаете ли вы, что учиться, т. е. получать знания и умения, необходимо и важно для Вас?
- Да. 2) Нет. 3) Затрудняюсьответить.
- Объясните, почему вы так думаете.
- Нравится ли вам изучать русский язык?
- Нравится. 2) Не нравиться. 3) Нравится, но невсегда.
- Объясните, почему вы так ответили.
- Любите ли вы работать самостоятельно на уроках русского языка?1. Люблю.2. Не люблю.
- Люблю, но не всегда. Объясните, почему вы так ответили.
- Любите ли вы самостоятельно работать дома, выполняя домашнее задание по русскому языку?1. Люблю.2. Не люблю.3. Люблю, но не всегда.
- Объясните, почему вы так ответили.
- Объясните, почему вам нравится это выполнять.
- Объясните, почему вам нравится это выполнять.
- Если выполнение самостоятельных работ вызывает или не вызывает у вас затруднения, то объясните почему.
- Анкета для учителей Уважаемые учителя!
- Просим Вас быть участниками нашего исследования.
- Прочитайте вопросы и предлагаемы варианты. Отметьте Ваш вариант.
- Как вы считаете, необходимо ли включать в процесс формирования лингвистической компетенции самостоятельную учебную деятельность школьников?
- A) да, самостоятельная учебная деятельность должна являться обязательным элементом процесса формирования лингвистической компетенции-
- Б) необходимо включать только некоторые элементы самостоятельной учебной деятельности-
- B) нет необходимости включать в процесс формирования лингвистической компетенции самостоятельную учебную деятельность.
- Объясните, почему вы так считаете?
- A) да, самостоятельная деятельность непосредственно является основой для формирования этих качеств-
- Б) возможно, что школьник в процессе учебно-познавательной деятельности приобретает эти качества, не участвуя в самостоятельной учебной деятельности-1. B) затрудняюсь ответить
- Объясните, почему вы так думаете.3. Продолжите предложение:
- Самостоятельная учебная деятельность школьников
- Объясните, почему вы так продолжили.
- Обучаете ли вы своих учеников приемам самостоятельной учебной деятельности? 1. Да-2. Нет-3. Иногда.
- Если да или иногда, то напишите, каким приемам вы обучаете.
- На каких этапах урока русского языка вы используете приемы самостоятельной учебно-познавательной деятельности:
- A) объяснение нового материала-
- Б) первичного, т. е. проводимого сразу после объяснении, закрепления нового материала-
- B) закрепления нового материал, проводимого на следующем после изучения нового материала уроке-
- Г) обобщения изученного на уроке-
- Д) повторения изученного на предыдущем уроке-
- Е) повторения, изученного по теме/ разделу, проводимого на специальном уроке повторения нового материала-
- Ж) контроля знаний, умений и навыков, проводимого на уроках разного типа (но не на уроке контрольных работ).
- Объясните, почему вы используете приемы самостоятельной учебно-познавательной деятельности на том или ином этапе урока?
- Благодарим Вас за участие в исследовании!
- Задания к контрольному срезу до опытного обучения.1. Фамилия1. Имя1. Класс1. Задание № 1.
- Из ряда слов выберите и подчеркните слова, которые относятся к именам существительным. Что нужно сделать, чтобы это стало ясно? Запишите, как вы будете действовать, чтобы правильно определить принадлежность данных слов к именам существительным.
- Пять, пятерка, пятиэтажный, пятый, пятерня, впятером1. Задание № 2.
- Из предложенных признаков выберите и подчеркните те, которые относятся к именам существительным. Объясните, почему вы так считаете?
- Самостоятельная часть речи, служебная часть речи.
- Число, падеж, склонение, спряжение, род.
- Сказуемое, подлежащее, дополнение, обстоятельство, определение.1. Задание № 3.
- Укажите неверное утверждение:1. существительное в единственном числе имеют три склонения-2. существительное имеет два числа единственное и множественное-3. существительное изменяется по родам, числам и падежам. Почему вы так считаете?1. Задание № 4.
- В каждой группе найдите лишние слова. Письменно объясните свой выбор. I II III
- Мужской род Женский род Средний родяблоко снегирь картинамяч рожь рояльмышькамышкнигаблюдцесанаторийпутьмолодежь В первой группе лишние слова потому чтосолнце рельс страна лебедь цветок тройка платьеполотенцекинорощанебофамилиядядямолоко
- Во второй группе лишние словапотому что
- В третьей группе лишние словапотому что1. Задание № 5.
- Заполните таблицу, определяя склонение существительных. Приведите 2−3 собственных примера к каждому типу склонения. Перечислите, что вы делали, чтобы правильно определить принадлежность этих слов к определенному типу склонению
- Молодежь, талант, глубина, ложь, яблоко, ночь, камыш, медведь, юноша, няня, площадь, болото, песня, дядя, степь, стена, поле, рожь, туча, блюдце. склонение 1. е 2-е 3-е
- Проанализируйте задание, выполненное учеником в классе. Как вы считаете, все ли он выполнил правильно? Если нет, то объясните, что ученик сделал неправильно и почему?
- Ученик, выполняя упражнения, так определял падеж существительного:
- Работа выполнена в тетрадке". В слове «тетрадке» пишем окончание —Е, поэтому это дательный падеэю.
- В тетради не было никаких исправлений". Существительное «тетради» родительного падежа, потому что окончание —И.
- Задания к контрольному срезу после опытного обучения1. Фамилия1. Имя1. Класс1. Задание № 1.
- К какой части речи относится слово «пятерка»? Запишите, как вы будете действовать, чтобы правильно определить принадлежность слова к данной части речи.1. Задание № 2.
- Проанализируйте данные правила. Если необходимо, исправьте их. Объясните, почему вы так считаете?
- Начальная форма имени существительного им. п, ед.ч.
- У одушевленных существительных форма мн.ч. вин.п. совпадает с формой им. п.
- Имя существительное обозначает предмет в широком смысле слова и отвечает на вопросы кто? что?
- Имена существительные изменяются по родам, падежам, числам.
- К морфологическим признакам имен существительных относятся собственность/нарицательность, одушевленность/неодушевленность, подлежащее, дополнение, род, число, обстоятельство, падеж, склонение.1. Задание № 4.
- Заключите в скобки «четвертое лишнее». Объясните, чем вы руководствовались при выборе слов. Почему?1. затмение, метель, рисование, зной ().2. сластена, книга, камыш, полотенце ().
- Н. В. Гоголь, Куликовская битва, «Незнайка на Луне», город ().4. умница, солнце, сирота, невежда ().1. Задание № 5.
- Распределите перечисленные слова по группам и заполните таблицу. Перечислите, что вы делали, чтобы правильно определить принадлежность этих слов к определенной группе
- Река, медведь, книга, ученик, доброта, город, мальчик, лицей, солнце, кот, цветок, лебедь, поэт, ромашка, страна, А. С. Пушкин, рыба, доска, камень, лиса.
- Одушевленные существительные Неодушевленные существительные