Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности юридической ответственности в предпринимательской деятельности

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Российской Федерации под правами гражданина понимаются права индивида как члена гражданского общества, как личности, которые включают совокупность его прав независимо от того, гражданином какого именно государства он является. Конституционные права личности отражают сущность общественно-политического строя, социальное положение всех слоев и групп населения, а также являются критерием оценки… Читать ещё >

Особенности юридической ответственности в предпринимательской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В Российской Федерации под правами гражданина понимаются права индивида как члена гражданского общества, как личности, которые включают совокупность его прав независимо от того, гражданином какого именно государства он является. Конституционные права личности отражают сущность общественно-политического строя, социальное положение всех слоев и групп населения, а также являются критерием оценки деятельности государства. Конституционное закрепление основ взаимоотношений лица и государства, обеспечение конституционных прав граждан и их гарантированность является основой верховенствазакона и развития демократии. Человек является субъектом прав, свобод и обязанностей, которые определяют его положение в системе общественных отношений и которые нуждаются в правовом регулировании и защите государства. Основополагающее место в правовом статусе лица принадлежит основам правового положения гражданина, провозглашенным Конституцией России и определяющим важнейшие права, свободы и обязанности, которые вытекают из принадлежности к гражданству Гражданство как социальная и экономическая связь человека с государством и его правовое содержаниеВозникновение терминов «гражданство» и «гражданин» относят к эпохе римского права, в котором они обозначали соответственно определенный юридический статус, обладатель которого наделялся максимумом прав, и носителя этого статуса. В современной юридической науке термины «гражданство» и «гражданин», а также соответствующие этим понятиям правовые категории, получили широкое развитие. Однако, несмотря на это, в современной теории конституционного права нет единого определения гражданства, а проблема определения права на гражданства остается дискуссионной до сих пор. Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что под термином «гражданство» следует понимать социальную и экономическую связь человека с государством, которая определяет взаимные права, свободы, обязанности и ответственность человека и государства. В большинстве демократических государств гражданство означает полноправное членствочеловека в государстве, обеспечивающее ему, в частности, право участвовать в управлении государством, а также право на защиту со стороны государства. В конституционном праве гражданство есть «правовая принадлежность лица к населению, проживающему в каком-либо государстве. Эта принадлежность подчиняет гражданина так называемой личной юрисдикции государства, к которому он принадлежит…». Понятие «гражданство» примыкает к множеству заимствованных из европейской политической теории и практики понятий, таких как политика, цивилизация, гражданское общество и т. п. Частое употребление и кажущаяся ясность этих понятий не свидетельствует о сохранении в русской версии исходных генотипов этих слов, не говорит о понимании их многозначности и содержательного богатства. Этимология термина «гражданство» происходит от соотношения явлений и понятий, образующих исходную систему координат: город — городская община — государство — право граждан города-государства — цивилизованность (качество сообщества граждан) — религиозно-этическая культура граждан — этническая общность. Город — место, где сосредоточено цивилизованное человечество, где действуют наилучшие религиозные, — этические и правовые нормы, создающие определенное качество члена этой общности.-Современное понимание феноменов «гражданство» и «гражданин» в Западной Европе генетически восходит к антично ском гражданстве родителей (единственного родителя) или одного из родителей вне зависимости от места рождения ребенка. Допускаются законом и данные, что только один из родителей — гражданин России, а второй — лицо без гражданства или иностранец. Однако оговаривается, в этом случае, что свидетельство о рождении ребенка должно быть выдано в России. Кроме того, подтверждением наличия у ребенка гражданства Российской Федерации может служить: — соответствующая отметка на переводе на русский язык документа, выданного компетентным органом иностранного государства в удостоверение акта регистрации рождения ребенка (либо вкладышем к этому документу).Эта отметка может быть проставлена федеральным органом власти, осуществляющим контроль в сфере миграции, или территориальным органом и даже консульским учреждением или консульским отделом дипломатического представительства России. Например, консульством России в Украине. Также удостоверить гражданство возможно отметкой, сделанной органами миграции или консульскимучреждением, на свидетельстве о рождении ребенка (или вкладышем к нему), выданном в соответствии с ранее установленным порядком. После этого указа, в октябре 2011 г. порядок получения российского гражданства был значительно усложнен, так же Указом Президента РФ. По упрощенной процедуре получения гражданства стать гражданами России до момента появления нового Указа в соответствии с международными договорами могли граждане Киргизии, Казахстана и Белоруссии. При предоставлении надлежащим образом оформленных документов процедура рассмотрения их заявления занимала сжатый срок — три месяца. Документами, подтверждающими переезд на постоянное место жительства в Россию, являлись миграционная карта и отрывная часть бланка уведомления постановки на миграционный учет в месте пребывания, разрешение на временное проживание и вид на жительство, причем можно было выбрать, какой документ предоставить. После вступления Указа в силу со дня его официального опубликования (24 октября 2011 года) граждане стран, подпадающих под действие международных договоров, должны обязательно предоставить вид на жительство, что заметно увеличит сроки получения российского гражданства.Следует подчеркнуть, что разрешение на временное проживание [1]выдается до вида на жительство. Миграционная карта, разрешающая лишь временное пребывание на территории РФ, выдается при въезде в государство. Поэтому, чтобы получить вид на жительство, который теперь стал обязательным документом, надо прожить в России не менее года на основании разрешения на временное проживание. [9]Все это, естественно, усложнит и увеличит по срокам процедуру получения российского гражданства. Однако, даже то, что введено Указом Президента, все равно считается упрощенным порядком, который действует и для некоторых других стран. Между тем основания получения гражданства по упрощенной схеме не претерпели изменений. Для этого надо иметь супруга или родителей, которые уже имеют российское гражданство. Кроме того, такое право имеют лица, родившиеся на территории РСФСР и имевшие гражданство бывшего СССР, те, кто имеет ребенка- гражданина Российской Федерации, [6]если [10]другой родитель умер, признан недееспособным, лишен или ограничен в родительских правах, ветераны Великой Отечественной войны и др. Если оснований нет, то действует общий порядок получения гражданства РФ. Путаница с получением российского гражданства, его внезапным лишением и прочим тянется не первый год. Уже известно немало случаев, когда человеку, прожившему в России десяток лет, сообщали, что его паспорт недействителен, а значит, он не является гражданином страны, в которой столько лет исправно работал, платил налоги и воспитывал детей. В России существует соглашение с Казахстаном, Киргизией и Белоруссией об упрощенном получении гражданства при переезде из одной страны в другую. При этом лица, которые могут претендовать на упрощенное гражданство, должны или родиться на территории России, или иметь близких родственников. А двустороннее соглашение между Казахстаном и Киргизией предполагает, что эти лица должны или родиться, или проживать на территории страны своего гражданства перед переездом в Россию. Самое главное, что упрощенный порядок описан в соглашении и не предполагает никаких разрешительных процедур. Если лицо соответствует условиям, указанным в соглашении, и предоставитнеобходимые документы, то, приехав в Россию и встав на миграционный учет, через три месяца получит гражданство.

Введение

Указом Президента требования вида на жительство в корне меняет процедуру, потому что это — процедура разрешительная: этим людям нужно сначала, по существующему сейчас порядку, попасть в квоты на получение разрешения на временное проживание, прожить с ним год, и только потом начнется рассмотрение их прошения вида на жительства, которое снова потребует около года. Получается, что ситуация радикально меняет права людей на получение российского гражданства по срокам, по сложности. По нашему мнению, в этом усматривается коллизия, которая может существенно изменить и, возможно, даже сломать жизнь тех людей, которые приехали из Казахстана и других республик, с которыми у России имеются двусторонние соглашения. Главная проблема с данным Указом состоит в том, что он не предполагает какого-либо отложенного срока исполнения. Никаких условий, чтобы подготовиться и приспособиться к новым условиям получения гражданства, не дано, т.к. Указ вступил в силу с момента его официального опубликования. Кроме Указов Президента, государственную функциюустанавливающая ответственность за представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета, введена Федеральным законом от 05 ноября 2006 года N 189-ФЗ, то есть после сообщения Г. сведений в заявлении о приеме в гражданство Российской Федерации и приобретения им российского гражданства. На основании изложенного определение судебной коллегии по гражданским делам областного суда признано незаконным в части прекращения производства по делу и подлежащим отмене в указанной части с направлением дела на новое рассмотрение по существу в суд первой инстанции. Зачастую вопросы о признании гражданства несовершеннолетних, а также несоблюдение законодательства о гражданстве законными представителями несовершеннолетних становятся причиной споров и иного характера — например, для исправления или изменения записей актов сти. Античный гражданин — житель полиса, обладающий определенными правами и обязанностями публичного и частного характера. Слово «гражданство» (polites — греч., civis — лат.) генетически связано со словом «город» (polis — греч., civitas — лат.).Polis (civitas) — означает одновременно и город, и государство, это город, имеющий публичные, государственно организованные власть и управление, это и совокупность граждан (городская община). Латинскийвариант слова включает еще и значение «права римского гражданства». Смысловым ядром понятия «гражданство» является членство в городской общине, осуществляющей публичную власть, или «участие в господстве» (Аристотель). Здесь совпадают город — городская община (прообраз гражданского общества) — государство (точнее, государственность, или протогосударство) — цивилизованность (прообраз цивилизации).Подчеркнем признак «градскости» — и общества (общины), и отдельного человека. «Градскость» связана с целым комплексом явлений и понятий: включенностью индивида в плотные социальные связи города, причастностью к кругу «своих» — общине равных между собой граждан, с участием гражданина в публично осуществляемом им управлении городом. Это еще и прообраз государственности, первая система права, а также этосградскости-гражданственности-цивилизованности. Это качества и отдельного индивида, и городского общества. Город — пространство существования права. Наличие права — чрезвычайно важный признак и «градскости», и государственности, и цивилизованности, и гражданина как главного субъекта права. Греческая афинскаяи римская правовые системы в их классическом виде основаны на понятиях «гражданство» и «гражданин». Гражданином в Афинах считался свободный человек, имеющий право избирать и быть избранным. По Аристотелю, понятие «гражданство» определяется участием человека в судебной и государственной власти. Это политическое понимание гражданства, на нем базируется понятие демократии в Афинах. В Риме гражданство юридически определялось через право вступать в брак, завещать и наследовать имущество. Свободного гражданина Рима из плебея делает комплекс гражданских прав, политический статус гражданина производен от его частноправового статуса. Сущностная связь гражданина и города проявляется и в последующей европейской истории. Данное смысловое ядро лежит в основе образования целого ряда системообразующих для политологии понятий: государственного устройства, политики, политической системы, нации и т. д.Русское слово «гражданство» имеет сложную и неоднозначную историю. Оно наполнено смыслами, идущими из разных исторических эпох и традиций как внутри страны, так и вне ее."Гражданство" - русское слово, имеющее общеславянские корни. Однакопоследующая его история связана с рядом наслоений, появившихся в результате заимствований значений европейских слов-аналогов. Эти дополнительные значения и смыслы оказывались неким искусственным смысловым довеском, не имевшим в русской социальной и политической практике (за исключением городов-государств XI—XIV вв. — Новгорода, Пскова, ряда др.) тех познавательно-метафорических истоков, семантической наполненности и истории, какие они имели в европейских версиях. Поэтому преждевременно ставить знак эквивалентности между русским словом гражданин, с одной стороны, и европейскими civis (лат.), citizen (англ.), burger (нем.) и citoyen (франц.) — с другой.М. Фасмер установил, что слово «гражданство» пришло из церковнославянского языка, где оно образовано от слова градъ («город») и является калькой греческого рплЯфзт, а исконно русским считает слово «горожанство». Сходную этимологию дают Н. М. Шанский и Т. А. Боброва, подчеркивая буквальное значение данного слова — «житель города» и современное значение отсчитывая с эпохи А. Н. Радищева. Словарь русского языка XI—XVII вв. дает ряд тождественных по смыслу слов: гражанинъ (980 г.) — гражданинъ- - гражданец, которые соответствуют слову горожанин, употреблявшемуся в 1240 г. В XV в. слово гражданинъ еще имеет хождение в религиозном варианте: гражданином именуют праведника, святого в следующих сочетаниях — «небесного града гражданин», «небесный гражданин». XVI веком датируется употребление слов: гражданство (от гражанин — гражанский), подразумевающее «совокупность граждан, общество», и градосожительство, означающее порядок в государстве, связанный с совместным проживанием людей в городах. Из следующей цитаты виден исторический контекст употребления слова «градосожительство». В послании Карпова митрополита Даниила говорится: «Милость безъсправдымалодушьство есть, а правда безъ милости мучительство есть, и ена два разрушают царьство и всяко градосожительство». Значит, порядок в государстве (царстве) и обществе (градосожительстве, общежитии) держится на единстве милости (со стороны верховной власти) и правды (очевидно, близком по смыслу к справедливости, о чем говорит слово «справда»). В словаре Фасмера приводится и значение слова гражданство — «гражданское устройство, порядок». Судя по цитатеиз Арифметики Магницкого (1703): «И весь чин и гражданство узаконено, аще и естественно, но такожде от бга», данный порядок для людей начала XVIII в. является не только государственным установлением, но божественным и естественным по происхождению. В этом представлении заметно европейское влияние. Здесь же мы встречаемся еще с одним значением гражданства — как «обычаев добросклонностью и человекопочитательством», т. е. пониманием его в нравственно-этическом смысле. В итоге к XVIII в. на Руси встречались следующие значения слова гражданин: Еще один интересный момент: гражанство (XVI в.) — «совокупность граждан, общество», гражданство (XVIII в.) — «гражданское устройство, порядок», имеющий естественное или божественное происхождение и узаконенное государством. Здесь видно историческое изменение и пересечение значений гражданства в качестве совокупностиграждан, общества, и в качестве порядка взаимного расположения граждан, исходящего от Бога, но закрепленного в законах государства. Так русский язык фиксирует вслед за европейскими языками неоднозначную, но тесную связь общества и государства. Гражданин здесь — точка их соприкосновения и образования, поскольку он одновременно является и членом общества, и человеком, занимающим определенное место в устройстве граждан, порядке чинов и гражданства, закрепленном законами, то есть в государственном устройстве. Понятие «гражданин» в нормах российского законодательства не раскрывается, однако в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ [2] гражданство понимается как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. В [7]конституционном праве под термином «гражданин» подразумевается физическое лицо, обладающее его гражданством, то есть принадлежащее к определенному государству и располагающее документальным подтверждением такой принадлежности. Категория «гражданин» фактически означает возможность лица участгосударственной власти. Это политическое понимание гражданства, на нем базируется понятие демократии в Афинах. В Риме гражданство юридически определялось через право вступать в брак, завещать и наследовать имущество. Свободного гражданина Рима из плебея делает комплекс гражданских прав, политический статус гражданина производен от его частноправового статуса. Сущностная связь гражданина и города проявляется и в последующей европейской истории. Данное смысловое ядро лежит в основе образования целого ряда системообразующих для политологии понятий: государственного устройства, политики, политической системы, нации и т. д.Русское слово «гражданство» имеет сложную и неоднозначную историю. Оно наполнено смыслами, идущими из разных исторических эпох и традиций как внутри страны, так и вне ее."Гражданство" - русское слово, имеющее общеславянские корни. Однакопоследующая его история связана с рядом наслоений, появившихся в результате заимствований значений европейских слов-аналогов. Эти дополнительные значения и смыслы оказывались неким искусственным смысловым довеском, не имевшим в русской социальной и политической практике (за исключением городов-государств XI—XIV вв. — Новгорода, Пскова, ряда др.) тех познавательно-метафорических истоков, семантической наполненности и истории, какие они имели в европейских версиях. Поэтому преждевременно ставить знак эквивалентности между русским словом гражданин, с одной стороны, и европейскими civis (лат.), citizen (англ.), burger (нем.) и citoyen (франц.) — с другой.М. Фасмер установил, что слово «гражданство» пришло из церковнославянского языка, где оно образовано от слова градъ («город») и является калькой греческого рплЯфзт, а исконно русским считает слово «горожанство». Сходную этимологию дают Н. М. Шанский и Т. А. Боброва, подчеркивая буквальное значение данного слова — «житель города» и современное значение отсчитывая с эпохи А. Н. Радищева. Словарь русского языка XI—XVII вв. дает ряд тождественных по смыслу слов: гражанинъ (980 г.) — гражданинъ- - гражданец, которые соответствуют слову горожанин, употреблявшемуся в 1240 г. В XV в. слово гражданинъ еще имеет хождение в религиозном варианте: гражданином именуют праведника, святого в следующих сочетаниях — «небесного града гражданин», «небесный гражданин». XVI веком датируется употребление слов: гражданство (от гражанин — гражанский), подразумевающее «совокупность граждан, общество», и градосожительство, означающее порядок в государстве, связанный с совместным проживанием людей в городах. Из следующей цитаты виден исторический контекст употребления слова «градосожительство». В послании Карпова митрополита Даниила говорится: «Милость безъсправдымалодушьство есть, а правда безъ милости мучительство есть, и ена два разрушают царьство и всяко градосожительство». Значит, порядок в государстве (царстве) и обществе (градосожительстве, общежитии) держится на единстве милости (со стороны верховной власти) и правды (очевидно, близком по смыслу к справедливости, о чем говорит слово «справда»). В словаре Фасмера приводится и значение слова гражданство — «гражданское устройство, порядок». Судя по цитатеиз Арифметики Магницкого (1703): «И весь чин и гражданство узаконено, аще и естественно, но такожде от бга», данный порядок для людей начала XVIII в. является не только государственным установлением, но божественным и естественным по происхождению. В этом представлении заметно европейское влияние. Здесь же мы встречаемся еще с одним значением гражданства — как «обычаев добросклонностью и человекопочитательством», т. е. пониманием его в нравственно-этическом смысле. В итоге к XVIII в. на Руси встречались следующие значения слова гражданин: Еще один интересный момент: гражанство (XVI в.) — «совокупность граждан, общество», гражданство (XVIII в.) — «гражданское устройство, порядок», имеющий естественное или божественное происхождение и узаконенное государством. Здесь видно историческое изменение и пересечение значений гражданства в качестве совокупностиграждан, общества, и в качестве порядка взаимного расположения граждан, исходящего от Бога, но закрепленного в законах государства. Так русский язык фиксирует вслед за европейскими языками неоднозначную, но тесную связь общества и государства. Гражданин здесь — точка их соприкосновения и образования, поскольку он одновременно является и членом общества, и человеком, занимающим определенное место в устройстве граждан, порядке чинов и гражданства, закрепленном законами, то есть в государственном устройстве. Понятие «гражданин» в норвовать в политической жизни того общества и государства, к которому оно принадлежит, участвовать в управлении общественными и государственными делами — иными словами, совершать общественно значимые и юридически значимые действия, что не характерно для других категорий физических лиц, находящихся на территории этого же государства (иностранных граждан и лиц без гражданства).В [32]протоколе совещания экспертов, проведенного Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев в г. Прато (Италия) 27−28 мая 2010 года, также отмечено, что термин «гражданин» должен трактоваться в обычном смысле, подразумевая под собой наличие юридической связи (гражданства) человека с конкретным государством. Для того чтобы установить, является ли человек на самом деле гражданином государства в соответствии с законом этого государства, требуется оценка позиции данного государства. Однако это не означает, что в каждом случае необходимо обращаться к государству за разъяснениями, является ли данный человек его гражданином в контексте проведения процедур определения статуса лиц без гражданства. Скорее всего, при оценке позиции государства необходимо определить, какие органы власти компетентны устанавливать или подтверждать гражданство. Это необходимо сделать на основании национального законодательства и практики в государстве. Если после изучения законодательства и практики государств, с которыми у лица установлена соответствующая связь (в частности, в силу рождения на территории, происхождения, наличия брачных отношений или постоянного проживания), и/или после надлежащейпроверки у самих этих государств обнаруживается, что данное лицо не имеет гражданства ни одного из государств, то он (она) должен (а) рассматриваться как лицо, соответствующее определению термина «лицо без гражданства», предусмотренному в статье 1(1) Конвенции 1954 г. о статусе апатридов. Представляется бесспорным тот факт, что неравное правовое положение граждан и неграждан государства сохранилось и в наши дни. Гражданин Российской Федерации имеет право принимать участие в управлении государством, выбирать представителей в органы власти, высказывать собственную точку зрения по важным проблемам для страны на референдуме (всенародном голосовании). В Конституции Российской Федерации [4] записано: «Только граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». [17]Неграждане (например, иностранцы) этого права лишены. Нельзя обойти вниманием и эмоционально-духовную составляющую категории «гражданство», которая, несмотря на существенную значимость, никак не закреплена на законодательном уровне. Общеизвестно, что часто, уезжая на постоянное место жительства за границу, многие люди начинают отчетливо осознавать смысл и значение слова «Родина», испытывая добрые чувства к тому государству, где они родились и выросли. Подобные переживания, сопряженные с большой любовью, уважением к своей стране, принято называть чувством патриотизма. Как правило, патриотизм характерен для большинства жителей государства, он заставляет граждан жертвовать своими частными интересами (а иногда и жизнью) во имя государства, гордиться принадлежностью к конкретному государству, уважать и лоббировать его интересы. Сегодня «гражданство» это нечто большее, нежели простое правовое отношение между людьми и государством. Оно, как считается, включает не только правовое измерение, относящееся к гражданским и политическим правам и увозит ребенка из Франции за границу, французское правосудие обязывает вернуть его в страну постоянного проживания. В США дальнейшая судьба ребенка, как правило, в руках присяжных, однако если расторгается брак гражданина США с иностранцем, то ребенок всегда будет оставлен только с гражданином США. Поскольку национальные суды обычно принимают решение в пользу гражданина своей страны, права супругов, состоящих в межнациональном браке, зачастую оказываются неравными. За редким исключением, как например, в Дании при разделе детей отец и мать имеют равные права на проживание с ребенком, вне зависимости от места его рождения и гражданства родителей. Самая тяжелая ситуация возникает при расторжении брака с гражданином мусульманской страны, особенно Саудовской Аравии. Эта страна — не член Гаагской конвенции о похищении детей и не собирается ее подписывать. По закону шариата, при разводе ребенок всегда остается с отцом. Мать может получить опеку над ребенком только в том случае, если ее бывший супруг — не мусульманин, а сама она — гражданка Саудовской Аравии (что автоматически подразумевает, что она исповедует ислам) и не собирается уезжать. Таких случаев практически не бывает, таккак саудовкам религия запрещает вступать в брак с немусульманами. А вот обратных случаев много. Разведенная жена иностранного гражданства лишается права на пребывание в стране, выдворяется за пределы королевства и может приехать обратно для встречи с детьми только с письменного разрешения бывшего супруга. Если жена в момент развода беременна, она, наоборот, должна остаться в стране вплоть до родов, должна родить и оставить младенца отцу. Если отец умрет, мать все равно не получит своего ребенка — опека над ним передается ближайшим родственникам отца. Развод, совершенный гражданскими властями других стран, не признается в Саудовской Аравии — чтобы вступить в силу, он должен быть оформлен в суде шариата. Не признаются королевством и решения иностранных судов об опеке над детьми. Если жена, с точки зрения законов шариата, не разведена, муж имеет право как потребовать ее депортации, так и, наоборот, воспрепятствовать ее выезду из страны. Замужняя женщина имеет право выехать за рубеж только с разрешения мужа. Двойного гражданства Саудовская Аравия не признает. Дети, родившиеся от отца-саудовца, автоматически получают саудовское гражданство. Сегодня у России нет с договоров европейскимипартнерами о взаимной помощи по гражданским и семейным делам. Подобные соглашения могли бы значительно облегчить судьбу детей от смешанных браков, но препятствием для их заключения служит то, что Россия пока не ратифицировала Гаагскую конвенцию, подписанную еще в 90-е годы. Россия планирует присоединиться к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей — соответствующий законопроект был внесен в Госдуму в марте 2012 года. Присоединение позволит сократить количество случаев похищения детей и гарантировать обеспечение защиты их прав и законных интересов. Однако орган, в компетенцию которого будет входить содействие поиску детей, которых похитили родители, и исполнение решений иностранных судов, пока не определен. Сейчас руководством страны принято принципиальное решение о присоединении к Гаагской конвенции по отдельным аспектам международного похищения детей. Франция — пока единственная страна, которая пошла на подписание двустороннего соглашения о взаимопомощи, но процесс согласования документа идет уже больше года. Кроме этого, российская сторона сейчас выходит с подобными обращениями к Великобритании, Германии и Испании. Спорным остаетсятакже и вопрос о том, применим ли западный опыт ювенальной юстиции в России. По французскому законодательству, если ребенок после развода передан одному родителю, то другой имеет право участвовать в воспитании ребенка, получая его в определенные дни, а если в установленное время родитель не возвращает ребенка, то считается, что он его похитил. В России такого не было до последнего времени, но, возможно, в скором времени будет. Если Россия ратифицирует международное соглашение о взаимопомощи по гражданским и семейным делам, то тогда такие нормы будут внесены в уголовное или административное законодательство. Со временем действие этой нормы будет распространено с международных случаев на российские. По нашему мнению, прежде всего, нужно учитывать интересы ребенка, а не родителей, хотя они имеют свои права. Ребенок, как правило, сам чувствует, где ему душевно комфортнее. С одной стороны, плохо, когда родители используют ребенка в войне между собой. Но с другой стороны, не лучше, когда государства вмешивается в дела семьи. Государство не может учесть все нюансы, психологические тонкости в семье, состояние здоровья и психики ребенка. В связи с этим, невозможно все случаиподвести под одно правило, под единую правовую норму. Практика реализации Закона о гражданстве в Российской Федерациити лет) имеет право на приобретение российского гражданства в упрощенном порядке одновременно с родителями, а также и в отдельности — по их заявлению или же заявлению их законных представителей. Итак, когда оформление гражданства ребенка происходит одновременно с родителями (родителем), дополнительно к необходимым для родителей документам нужно будет предоставить еще и следующие: свидетельство о рождении ребенка;паспорт ребенка (с четырнадцати лет — обязательно);документ, который подтверждает место жительства ребенка;документ, который удостоверяет личность и гражданство другого родителя (при необходимости);нотариально удостоверенное согласие другого родителя о приеме ребенка в российское гражданство (при необходимости);удостоверенное нотариусом согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на получение российского гражданства. Если же второй родитель отсутствует, то при подаче заявления требуется дополнительно представить только один из нижеуказанных документов: судебное решение о признании родителя умершим или безвестно отсутствующим;судебное решение о лишении родителя его родительских прав;свидетельство о смерти родителя;документ, — который подтверждает, что заявитель — одинокая мать;заявление об отсутствии сведений о втором родителе. Все эти документы должны быть на русском языке в подлинниках, нужны будут и копии (один экземпляр). Копии документов, которые составлены на других языках, должны быть заверены нотариусом и переведены на русский язык с последующим заверением нотариусом, подтверждающим правильность перевода. Удостоверительная нотариальная надпись должна быть выполнена также на русском языке. Срок рассмотрения заявления об одновременном принятии российского гражданства несовершеннолетним и его родителями со дня его подачи составляет примерно шесть месяцев. либо единственный из родителей, не предоставляет ребенку своего гражданства. Правило распространяется и на те случаи, когда ребенок находится на территории Российской Федерации, а его родители либо неизвестны, либо не объявились на протяжении шести месяцев с момента его обнаружения. После оформления несовершеннолетнему российского гражданства ему может быть выдан загранпаспорт, или же сведения о нем могут вноситься в российский заграничный паспорт родителей (родителя). Для оформления вида на жительство необходимо предоставить особый перечень документов. В Российской Федерации имеют место объективные трудности, связанные с признанием гражданства, паспортизацией несовершеннолетних граждан Российской Федерации, находящихся в детских домах, интернатных учреждениях. Проблемы возникают из-за неустановленности гражданского статуса родителей, факта проживания несовершеннолетнего в Российской Федерации в определенные периоды, из-за отсутствия регистрации по месту жительства и т. д. Нередки случаи, когда 17−18-летние воспитанники не имеют документов, удостоверяющих личность. В этом случае они не могут реализовать свои права, в том числе право на труд, на образование. Возникают трудностипри сдаче ЕГЭ, при поступлении в средние и высшие учебные заведения. Предварительный анализ ситуации позволяет утверждать, что органы опеки и попечительства не всегда уделяют должное внимание вопросам, связанным с гражданским статусом и с паспортизацией лиц, находящихся под опекой. Процедура выдачи вкладышей к свидетельству о рождении, подтверждающих у ребенка наличие российского гражданства, представляется необоснованности и излишней формализованности. Для получения вкладышей к свидетельству о рождении несовершеннолетних о принадлежности к российскому гражданству органы паспортно-визовой службы требуют предоставление ряда нотариально удостоверенных за счет заявителей документов, не поясняя при этом, на каком основании происходит данная процедура. Неинформирование об основаниях проведения подобной процедуры в совокупности с излишней формализованностью и длительностью ведет к нарушению гражданских прав. Особенно остро данная проблема стоит в отношении детей, имеющих гражданство Российской Федерации по рождению, родители которых имеют российское гражданство. Указанная выше процедура не предусмотрена приказом МВД РФ от 18.04.2003 г. № 257 «Оединство гражданства; принцип равного гражданства; допустимость двойного гражданства; сокращение безгражданства. Основные принципы гражданства в государствах Европы, как правило, также устанавливаются в конституциях, подробное же регулирование осуществляется обычными законами (Конституция Испании 1978 гл. 1 — «Об испанцах и иностранцах» и Гражданский Кодекс Испании о правах личности от 15 июля 1954). Но есть и конституции, которые специальных норм о гражданстве не содержат (Конституция Италии; гражданство в этой стране регулируется Законом о гражданстве 1912 г. и Положением о гражданстве 1983 г.).Приобретение гражданства возможно по рождению, в результате пожалования гражданства, восстановления в нем, выбора гражданства, а также в результате заключения или расторжения брака. Приобретение гражданства по рождению называется филиацией, и может осуществляться на основе принципов «права [1]крови» или «права почвы». В первом случае ребенок приобретает гражданство родителей независимо от властями других стран, не признается в Саудовской Аравии — чтобы вступить в силу, он должен быть оформлен в суде шариата. Не признаются королевством и решения иностранных судов об опеке над детьми. Если жена, с точки зрения законов шариата, не разведена, муж имеет право как потребовать ее депортации, так и, наоборот, воспрепятствовать ее выезду из страны. Замужняя женщина имеет право выехать за рубеж только с разрешения мужа. Двойного гражданства Саудовская Аравия не признает. Дети, родившиеся от отца-саудовца, автоматически получают саудовское гражданство. Сегодня у России нет с договоров европейскимипартнерами о взаимной помощи по гражданским и семейным делам. Подобные соглашения могли бы значительно облегчить судьбу детей от смешанных браков, но препятствием для их заключения служит то, что Россия пока не ратифицировала Гаагскую конвенцию, подписанную еще в 90-е годы. Россия планирует присоединиться к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей — соответствующий законопроект был внесен в Госдуму в марте 2012 года. Присоединение позволит сократить количество случаев похищения детей и гарантировать обеспечение защиты их прав и законных интересов. Однако орган, в компетенцию которого будет входить содействие поиску детей, которых похитили родители, и исполнение решений иностранных судов, пока не определен. Сейчас руководством страны принято принципиальное решение о присоединении к Гаагской конвенции по отдельным аспектам международного похищения детей. Франция — пока единственная страна, которая пошла на подписание двустороннего соглашения о взаимопомощи, но процесс согласования документа идет уже больше года. Кроме этого, российская сторона сейчас выходит с подобными обращениями к Великобритании, Германии и Испании. Спорным остаетсятакже и вопрос о том, применим ли западный опыт ювенальной юстиции в России. По французскому законодательству, если ребенок после развода передан одному родителю, то другой имеет право участвовать в воспитании ребенка, получая его в определенные дни, а если в установленное время родитель не возвращает ребенка, то считается, что он его похитил. В России такого не было до последнего времени, но, возможно, в скором времени будет. Если Россия ратифицирует международное соглашение о взаимопомощи по гражданским и семейным делам, то тогда такие нормы будут внесены в уголовное или административное законодательство. Со временем действие этой нормы будет распространено с международных случаев на российские. По нашему мнению, прежде всего, нужно учитывать интересы ребенка, а не родителей, хотя они имеют свои права. Ребенок, как правило, сам чувствует, где ему душевно комфортнее. С одной стороны, плохо, когда родители используют ребенка в войне между собой. Но с другой стороны, не лучше, когда государства вмешивается в дела семьи. Государство не может учесть все нюансы, психологические тонкости в семье, состояние здоровья и психики ребенка. В связи с этим, невозможно все случаиподвести под одно правило, под единую правовую норму. Практика реализации Закона о гражданстве в Российской Федерациити лет) имеет право на приобретение российского гражданства в упрощенном порядке одновременно с родителями, а также и в отдельности — по их заявлению или же заявлению их законных представителей. Итак, когда оформление гражданства ребенка происходит одновременно с родителями (родителем), дополнительно к необходимым для родителей документам нужно будет предоставить еще и следующие: свидетельство о рождении ребенка;паспорт ребенка (с четырнадцати лет — обязательно);документ, который подтверждает место жительства ребенка;документ, который удостоверяет личность и гражданство другого родителя (при необходимости);нотариально удостоверенное согласие другого родителя о приеме ребенка в российское гражданство (при необходимости);удостоверенное нотариусом согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на получение российского гражданства. Если же второй родитель отсутствует, то при подаче заявления требуется дополнительно представить только один из нижеуказанных документов: судебное решение о признании родителя умершим или безвестно отсутствующим;судебное решение о лишении родителя его родительских прав;свидетельство о смерти родителя;документ, — который подтверждает, что заявитель — одинокая мать;заявление об отсутствии сведений о втором родителе. Все эти документы должны быть на русском языке в подлинниках, нужны будут и копии (один экземпляр). Копии документов, которые составлены на других языках, должны быть заверены нотариусом и переведены на русский язык с последующим заверением нотариусом, подтверждающим правильность перевода. Удостоверительная нотариальная надпись должна быть выполнена также на русском языке. Срок рассмотрения заявления об одновременном принятии российского гражданства несовершеннолетним и его родителями со дня его подачи составляет примерно шесть месяцев. либо единственный из родителей, не предоставляет ребенку своего гражданства. Правило распространяется и на те случаи, когда ребенок находится на территории Российской Федерации, а его родители либо неизвестны, либо не объявились на протяжении шести месяцев с момента его обнаружения. После оформления несовершеннолетнему российского гражданства ему может быть выдан загранпаспорт, или же сведения о нем могут вноситься в российский заграничный паспорт родителей (родителя). Для оформления вида на жительство необходимо предоставить особый перечень документов. В Российской Федерации имеют место объективные трудности, связанные с признанием гражданства, паспортизацией несовершеннолетних граждан Российской Федерации, находящихся в детских домах, интернатных учреждениях. Проблемы возникают из-за неустановленности гражданского статуса родителей, факта проживания несовершеннолетнего в Российской Федерации в определенные периоды, из-за отсутствия регистрации по месту жительства и т. д. Нередки случаи, когда 17−18-летние воспитанники не имеют документов, удостоверяющих личность. В этом случае они не могут реализовать свои права, в том числе право на труд, на образование. Возникают трудностипри сдаче ЕГЭ, при поступлении в средние и высшие учебные заведения. Предварительный анализ ситуации позволяет утверждать, что органы опеки и попечительства не всегда уделяют должное внимание вопросам, связанным с гражданским статусом и с паспортизацией лиц, находящихся под опекой. Процедура выдачи вкладышей к свидетельству о рождении, подтверждающих у ребенка наличие российского гражданства, представляется необоснованности и излишней формализованности. Для получения вкладышей к свидетельству о рождении несовершеннолетних о принадлежности к российскому гражданству органы паспортно-визовой службы требуют предоставление ряда нотариально удостоверенных за счет заявителей документов, не поясняя при этом, на каком основании происходит данная процедура. Неинформирование об основаниях проведения подобной процедуры в совокупности с излишней формализованностью и длительностью ведет к нарушению гражданских прав. Особенно остро данная проблема стоит в отношении детей, имеющих гражданство Российской Федерации по рождению, родители которых имеют российское гражданство. Указанная выше процедура не предусмотрена приказом МВД РФ от 18.04.2003 г. № 257 «Оединство гражданства; принцип равного гражданства; допустимость двойного гражданства; сокращение безгражданства. Основные принципы гражданства в государствах Европы, как правило, также устанавливаются в конституциях, подробное же регулирование осуществляется обычными законами (Конституция Испании 1978 гл. 1 — «Об испанцах и иностранцах» и Гражданский Кодекс Испании о правах личности от 15 июля 1954). Но есть и конституции, которые специальных норм о гражданстве не содержат (Конституция Италии; гражданство в этой стране регулируется Законом о гражданстве 1912 г. и Положением о гражданстве 1983 г.).Приобретение гражданства возможно по рождению, в результате пожалования гражданства, восстановления в нем, выбора гражданства, а также в результате заключения или расторжения браместа рождения, а во втором — [26]становится [42]гражданином того государства, на территории которого родился, независимо от гражданства родителей. [26]Чаще всего оба принципа в той или иной мере сочетаются, но в европейских государствах все же превалирует «право крови», а «право почвы» лишь дополняет его. Интересно, что положение о приобретении гражданства по «праву почвы» долгое время отсутствовало в законодат?? льстве ФРГ. Это стало одной из самых больших проблем, с которой сталкивались иностранцы, желавшие остаться в Германии навсегда. Сегодня более 7 млн. человек проживают в Германии, не имея немецкого паспорта, что во многом является следствием существовавшего с 1913 года «Закона о гражданстве», согласно которому немецкое гражданство могли получить только дети немецких родителей, то есть людей уже имеющих гражданство Германии. Однако 1 января 2000 года в Германии вступил в силу новый «Закон о гражданстве». Он дополнил существовавшую прежде процедуру получения гражданства «правом почвы». Как правило, существуют законодательно закрепленные определенные предпосылки натурализации (приема в гражданство иностранца по его заявлению), к которым, прежде всего, относится домицилий или ценз оседлости. Длительность необходимого проживания на территории государства варьируется: — в Италии она составляет 5, в Испании — 10, а в ФРГ — 8 лет. Общими требованиями являются также предварительный отказ от другого гражданства, присяга в верности главе государства и обязательство соблюдать действующие законы. Возможность приобретения гражданства в результате пожалования (без утраты уже имеющегося) предоставляется испанским законодательством. Последний пример такого редкого явления имел место, когда Королевским Декретом от 19 января 1996 г. гражданство Испании было предоставлено 600 оставшимся в живых из 40 тысяч добровольцев интернациональных бригад, участвовавших в годы Гражданской войны (1936;39 гг.) на стороне республики. Восстановление в гражданстве возможно для лица, которое состояло в гражданстве данного государства, но затем по какой-то причине его утратило. От натурализации восстановление в гражданстве обычно отличается упрощенным порядком решения вопроса. Как правило, существуют 3 основания для утраты гражданства: экспатриация, то есть выход из гражданства по собственному заявлению, утрата гражданства и лишение гражданства. [1]Экспатриация (добровольный выход из гражданства) может иметь место по заявлению заинтересованного гражданина, это право закреплено в ст. 12 Международного пакта о гражданских политических правах 1966 г. и [17]признано всеми европейскими государствами. Утрата гражданства обычно носит автоматический характер. Прежде всего, утрачивает гражданство лицо, добровольно приобретающее гражданство другой страны. Это касается и просто эмигрирующих граждан, и граждан, вступающих в брак с иностранцами и принимающих гражданство супруга, и несовершеннолетних лиц, которые находясь под опекой родителей, вместе с ними принимают иностранное гражданство. Данный принцип, является первым и основным механизмом, который используют государства для избежания двойного гражданства. Лишение гражданства является санкцией государства в отношении лица, опускающего недозволенное поведение. Обычно такая мера применяется только к натурализованным гражданам и то в течение сравнительно небольшого срока после натурализации: согласно конституции Испании, «ни один испанец по рождению не может быть лишен своего гражданства», а австрийский закон запрещает лишение гражданства натурализованных лиц по истечении 6 лет после натурализации. Наиболее существенным основанием для лишения гражданства является поступление на военную и государственную службу другого государства. Безгражданство и многогражданство порождаютсянесовпадением принципов приобретения и утраты гражданства в различных странах. Наиболее частым случаем многогражданства является двугражданство (бипатризм) Прежде всего, двойное гражданство может возникнуть в силу коллизии «права почвы» и «права крови». Так ребенок, родившийся у родителей-граждан на территории иностранного государства, где доминирует «право почвы», помимо приобретения гражданства родителей «по праву крови» получает и гражданство того государства, на территории которого он рождается. Такая ситуация допускается во всех европейских государствах. Однако в таких случаях двойное гражданство сохраняется только до наступления совершеннолетия лица, после чего в силу вступает механизм оптации, то есть выбора одного из гражданств. Различаются позитивная оптация, то есть в пользу гражданства какого-то государства, и негативная оптация, то есть отказ от одного из своих гражданств, но, несмотря на внешние различия оба процесса имеют своим результатом сохранение какого-либо одного гражданства. Однако существуют и исключительные случаи признания многогражданства. Согласно конституции Испании, «государство имеет право заключатьсоглашения о двойном гражданстве со странами Латинской Америки, или с теми странами, с которыми Испания имела и имеет особые отношения». Такие соглашения и были заключены в конце 50-х — начале 60-х гг. В соответствии с преамбулой этих договоров создание двойного гражданства может быть оправдано существованием сформировавшегося сообщества испанцев и иберо-американцев, которое отмечено общими традициями, культурой и языком. Они объединяют государства узами, требующими, чтобы граждане одного государства не чувствовали себя иностранцами в другом. Можно также привести пример Великобритании, где граждане Ирландии признаются британскими гражданами, хотя Ирландия взаимностью на это не отвечает. Однако в целом, признание многогражданства в государствах ЕвропыВ апреле 2011 г. Президент России Дмитрий Медведев подписал новый Указ «О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации», который определяет исчерпывающий перечень документов, удостоверяющих наличие у детей гражданства России. Особое внимание в Указе уделяется тому, что при оказании услуг в сфере здравоохранения, образования, соцобеспечения и в иных сферах государственные и другие органы, учреждения и организации не вправе требовать иного (кроме указанных в документе) удостоверения наличия российского гражданства у ребенка в возрасте до 14 лет. В официально утвержденный перечень документов, удостоверяющих наличие у детей гражданства России, входят: — заграничный, дипломатический или служебный паспорт гражданина Российской Федерации ([19]если [18] имеется у ребенка);- паспорт гражданина Российской Федерации [19]родителя (в том числе заграничный, дипломатический или служебный), в который внесены сведения о ребенке;- свидетельство о рождении, в которое внесены сведения о российском гражданстве родителей (единственного родителя) или одного из родителей вне зависимости от места рождения ребенка. Допускаются законом и данные, что только один из родителей — гражданин России, а второй — лицо без гражданства или иностранец. Однако оговаривается, в этом случае, что свидетельство о рождении ребенка должно быть выдано в России. Кроме того, подтверждением наличия у ребенка гражданства Российской Федерации может служить: — соответствующая отметка на переводе на русский язык документа, выданного компетентным органом иностранного государства в удостоверение акта регистрации рождения ребенка (либо вкладышем к этому документу).Эта отметка может быть проставлена федеральным органом власти, осуществляющим контроль в сфере миграции, или территориальным органом и даже консульским учреждением или консульским отделом дипломатического представительства России. Например, консульством России в Украине. Также удостоверить гражданство возможно отметкой, сделанной органами миграции или консульскимучреждением, на свидетельстве о рождении ребенка (или вкладышем к нему), выданном в соответствии с ранее установленным порядком. После этого указа, в октябре 2011 г. порядок получения российского гражданства был значительно усложнен, так же Указом Президента РФ. По упрощенной процедуре получения гражданства стать гражданами России до момента появления нового Указа в соответствии с международными договорами могли граждане Киргизии, Казахстана и Белоруссии. При предоставлении надлежащим образом оформленных документов процедура рассмотрения их заявления занимала сжатый срок — три месяца. Документами, подтверждающими переезд на постоянное место жительства в Россию, являлись миграционная карта и отрывная часть бланка уведомления постановки на миграционный учет в месте пребывания, разрешение на временное проживание и вид на жительство, причем можно было выбрать, какой документ предоставить. После вступления Указа в силу со дня его официального опубликования (24 октября 2011 года) граждане стран, подпадающих под действие международных договоров, должны обязательно предоставить вид на жительство, что заметно увеличит сроки получения российского гражданства.Следует подчеркнуть, что разрешение на временное проживание [1]выдается до вида на жительство. Миграционная карта, разрешающая лишь временное пребывание на территории РФ меняется только к натурализованным гражданам и то в течение сравнительно небольшого срока после натурализации: согласно конституции Испании, «ни один испанец по рождению не может быть лишен своего гражданства», а австрийский закон запрещает лишение гражданства натурализованных лиц по истечении 6 лет после натурализации. Наиболее существенным основанием для лишения гражданства является поступление на военную и государственную службу другого государства. Безгражданство и многогражданство порождаютсянесовпадением принципов приобретения и утраты гражданства в различных странах. Наиболее частым случаем многогражданства является двугражданство (бипатризм) Прежде всего, двойное гражданство может возникнуть в силу коллизии «права почвы» и «права крови». Так ребенок, родившийся у родителей-граждан на территории иностранного государства, где доминирует «право почвы», помимо приобретения гражданства родителей «по праву крови» получает и гражданство того государства, на территории которого он рождается. Такая ситуация допускается во всех европейских государствах. Однако в таких случаях двойное гражданство сохраняется только до наступления совершеннолетия лица, после чего в силу вступает механизм оптации, то есть выбора одного из гражданств. Различаются позитивная оптация, то есть в пользу гражданства какого-то государства, и негативная оптация, то есть отказ от одного из своих гражданств, но, несмотря на внешние различия оба процесса имеют своим результатом сохранение какого-либо одного гражданства. Однако существуют и исключительные случаи признания многогражданства. Согласно конституции Испании, «государство имеет право заключатьсоглашения о двойном гражданстве со странами Латинской Америки, или с теми странами, с которыми Испания имела и имеет особые отношения». Такие соглашения и были заключены в конце 50-х — начале 60-х гг. В соответствии с преамбулой этих договоров создание двойного гражданства может быть оправдано существованием сформировавшегося сообщества испанцев и иберо-американцев, которое отмечено общими традициями, культурой и языком. Они объединяют государства узами, требующими, чтобы граждане одного государства не чувствовали себя иностранцами в другом. Можно также привести пример Великобритании, где граждане Ирландии признаются британскими гражданами, хотя Ирландия взаимностью на это не отвечает. Однако в целом, признание многогражданства в государствах ЕвропыВ апреле 2011 г. Президент России Дмитрий Медведев подписал новый Указ «О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации», который определяет исчерпывающий перечень документов, удостоверяющих наличие у детей гражданства России. Особое внимание в Указе уделяется тому, что при оказании услуг в сфере здравоохранения, образования, соцобеспечения и в иных сферах государственные и другие органы, учреждения и организации не вправе требовать иного (кроме указанных в документе) удостоверения наличия российского гражданства у ребенка в возрасте до 14 лет. В официально утвержденный перечень документов, удостоверяющих наличие у детей гражданства России, входят: — заграничный, дипломатический или служебный, выдается при въезде в государство. Поэтому, чтобы получить вид на жительство, который теперь стал обязательным документом, надо прожить в России не менее года на основании разрешения на временное проживание. [9]Все это, естественно, усложнит и увеличит по срокам процедуру получения российского гражданства. Однако, даже то, что введено Указом Президента, все равно считается упрощенным порядком, который действует и для некоторых других стран. Между тем основания получения гражданства по упрощенной схеме не претерпели изменений. Для этого надо иметь супруга или родителей, которые уже имеют российское гражданство. Кроме того, такое право имеют лица, родившиеся на территории РСФСР и имевшие гражданство бывшего СССР, те, кто имеет ребенка- гражданина Российской Федерации, [6]если [10]другой родитель умер, признан недееспособным, лишен или ограничен в родительских правах, ветераны Великой Отечественной войны и др. Если оснований нет, то действует общий порядок получения гражданства РФ. Путаница с получением российского гражданства, его внезапным лишением и прочим тянется не первый год. Уже известно немало случаев, когда человеку, прожившему в России десяток лет, сообщали, что его паспорт недействителен, а значит, он не является гражданином страны, в которой столько лет исправно работал, платил налоги и воспитывал детей. В России существует соглашение с Казахстаном, Киргизией и Белоруссией об упрощенном получении гражданства при переезде из одной страны в другую. При этом лица, которые могут претендовать на упрощенное гражданство, должны или родиться на территории России, или иметь близких родственников. А двустороннее соглашение между Казахстаном и Киргизией предполагает, что эти лица должны или родиться, или проживать на территории страны своего гражданства перед переездом в Россию. Самое главное, что упрощенный порядок описан в соглашении и не предполагает никаких разрешительных процедур. Если лицо соответствует условиям, указанным в соглашении, и предоставитнеобходимые документы, то, приехав в Россию и встав на миграционный учет, через три месяца получит гражданство.

Введение

Указом Президента требования вида на жительство в корне меняет процедуру, потому что это — процедура разрешительная: этим людям нужно сначала, по существующему сейчас порядку, попасть в квоты на получение разрешения на временное проживание, прожить с ним год, и только потом начнется рассмотрение их прошения вида на жительства, которое снова потребует около года. Получается, что ситуация радикально меняет права людей на получение российского гражданства по срокам, по сложности. По нашему мнению, в этом усматривается коллизия, которая может существенно изменить и, возможно, даже сломать жизнь тех людей, которые приехали из Казахстана и других республик, с которыми у России имеются двусторонние соглашения. Главная проблема с данным Указом состоит в том, что он не предполагает какого-либо отложенного срока исполнения. Никаких условий, чтобы подготовиться и приспособиться к новым условиям получения гражданства, не дано, т.к. Указ вступил в силу с момента его официального опубликования. Кроме Указов Президента, государственную функциюустанавливающая ответственность за представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета, введена Федеральным законом от 05 ноября 2006 года N 189-ФЗ, то есть после сообщения Г. сведений в заявлении о приеме в гражданство Российской Федерации и приобретения им российского гражданства. На основании изложенного определение судебной коллегии по гражданским делам областного суда признано незаконным в части прекращения производства по делу и подлежащим отмене в указанной части с направлением дела на новое рассмотрение по существу в суд первой инстанции. Зачастую вопросы о признании гражданства несовершеннолетних, а также несоблюдение законодательства о гражданстве законными представителями несовершеннолетних становятся причиной споров и иного характера — например, для исправления или изменения записей актов гражданского состояния, лишения родительских прав и т. д.Так, решение суда, которым установлена неправильность записи в акте гражданского состояния, служит основанием для исправления [41]или изменения такой записи органом ЗАГС (ст. 309 ГПК РФ).В качестве примера решения суда о внесении исправлений в запись акта гражданского состояния, можно привести решение Боровичского городского суда Новгородской области, вынесенное в 2009 году. Истица, гражданка И., действующая в интересах несовершеннолетнего сына И., обратилась в Боровичский городской суд с заявлением о внесении изменений в записи актов гражданского состояния (запись акта о рождении сына и запись акта об установлении отцовства). В обоснование своих требований заявительница указала, что решением суда установлено отцовство М. в отношении И., матерью которого она является. Суд обязал отдел ЗАГС внести исправления в актовую запись о рождении ее сына. Отделом ЗАГС была составлена актовая запись об установлении отцовства. Однако в указанных актовых записях не указано гражданство отца ребенка. Она обратилась в отдел ЗАГС с просьбой о внесении сведений о гражданстве отца в актовые записи, но ей было отказано на том основании, что в решении суда об установлении отцовства не было указано гражданство отца. Исследовав материалы дела, выслушав заявителя И., заинтересованное лицо М., суд вынес решение об удовлетворениизаявления и обязал отдел ЗАГС внести в запись акта о рождении И. и в запись акта об установлении отцовства в отношении И. сведения о гражданстве отца ребенка — гражданин России. Другим примером может быть Решение районного суда г. Самары от 15 декабря 2010 г., который удовлетворил исковые требования территориального органа опеки и попечительства (Департамента семьи, опеки и попечительства администрации городского округа Самара), к гражданке А. о лишении ее родительских прав в отношении ее четырех детей. Данное судебное решение являет собой прецедент — гражданка А. и ее четверо детей являются гражданами Украины, на территории Российской Федерации постоянного места жительства не имеют (таким образом, дело о лишении А. родительских прав неподсудно суду Российской Федерации).При рассмотрении дела суд применил нормы Семейного кодекса РФ, в то время как должны были применяться нормы семейного законодательства Украины. Однако международные соглашения и действующее законодательство России и Украины не предусматривают возможности передачи дел, возбужденных в суде одной страны в суд другой страны. Поскольку в суде Российской Федерации данное дело рассмотрено быть не может, то производствопо делу подлежало прекращению в соответствии со п. 1 ст. 220, п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ. В нарушение п. 4 ст. 67 и п. 4 ст. 198 ГПК РФ в решении суда отсутствуют результаты оценки доказательств. Суд ограничился только перечислением имеющихся по делу доказательств. Тогда как по смыслу указанных норм права, доказательства в решении суда должны быть не только указаны, но и проанализированы. По нашему мнению, данное нарушение норм процессуального права привело к неправильному разрешению дела. Со спорами о гражданстве непосредственно связано множество категорий дел, в которых гражданство ребенка выступает в качестве доказательной базы. Среди таких дел, как правило, основную часть составляют дела по заявлениям об оспаривании решений, действий и бездействия миграционной службы. Характер оспариваемых решений, действий или бездействия выглядит следующим образом: отказ в принятии документов для оформления либо замены паспорта гражданина РФ;изъятие начальником ТП УФМС паспорта гражданина РФ как выданного незаконно;отказ в постановке на миграционной учет по месту временного пребывания, отказ в продлении срока временного пребывания на территории РФ, отказ в принятии документов на оформление гражданства РФ в упрощенном порядке, отказ в принятии документов на оформление разрешения на временное проживание в пределах квоты, установленной Правительством РФ на территории субъекта Федерации, и другие. Дела указанной категории подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ. Глава 25 ГПК РФ определяет особенности рассмотрения дел по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих [48]как одной из категорий дел, возникающих из публичных правоотношений. Заявления подаются в суд с соблюдением требований ст. 256 ГПК РФ, то есть в течение установленного законом трехмесячного срока. После принятия заявлений к производству суда проводилась подготовка дела к судебному разбирательству, в ходе которой суд определял обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела: [30]обращение гражданина в орган либо к должностному лицу, решения или действия (бездействия) которых оспариваются, принятие органом или должностным лицом оспариваемого решения, законность или незаконность оспариваемых действий, решений, нарушение прав заявителя или создания препятствий к их осуществлению в результате принятия незаконного решения, действия, бездействия, срок, процедура и порядок принятия оспариваемого решения, действия, бездействия. В соответствии со ст. 249 ГПК РФ, бремя доказывания законности принятого решения или осуществленного действия лежит на органе либо должностном лице, их осуществивших. В то же время суд по своей инициативе может истребовать доказательства в целях правильного разрешения дела. Данное требование закона судом при рассмотрении дел, как правило, выполняется. По всем делам проводится подготовка к судебному разбирательству, судьями выносятся определения о принятии заявлений и подготовке дел к судебному разбирательству, о назначении дела к судебному разбирательству, привлекаются к участию в деле третьи лица и соответчики, в УФМС направляются копии заявления, сторонам копии определений, ответчику предоставлялся срок для предоставления письменныхвозражений на предъявленные требования и доказательства своих возражений. При рассмотрении дел о выдаче паспорта гражданина РФ юридическими обстоятельствами, подлежащими доказыванию по делу являются: — для ответчика — правомерность отказа в выдаче паспорта гражданина РФ, заведении дела об утрате паспорта (путем предоставления соответствующих инструкций, приказов, иных нормативных актов).- для истца: — принадлежность к гражданству РФ, отсутствие иного гражданства — путем предоставления документов, подтверждающих принадлежность к гражданству РФ, (в частности документами о принадлежности к гражданству РФ по рождению могут быть — паспорта обоих родителей, свидетельство о рождении, паспорт старого образца; о принятии гражданства в установленном порядке — паспорта, свидетельства о рождении с соответствующими отметками, вкладышами; о приобретении гражданства в силу проживания на территории РФ по состоянию на 06.02.1992 года — доказывается путем предоставления трудовой книжки, сведений о работе, обучении на территории РФ, обращении за медицинской помощью в учреждение здравоохранения на территории РФ, свидетельские показания и др. доказательства).Так, Б., действующая в интересах несовершеннолетней дочери З., обратилась в суд с иском к территориальномупункту Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области в Инзенском районе об обязании принять док периодизацию развития взглядов на категорию «гражданство», выделены несколько подходов:1. Либеральный подход к пониманию категории «гражданство», порожденный Французской революцией, обращал особое внимание на важность наличия прав у всех граждан и преданность скорее конституции, нежели этнической группе. С увеличением числа людей, имевших право голосовать, правосудие и политические права также становились реальностью для все большего числа людей.2. Социальный подход, получивший свое развитие в начале ХХ века, состоял в том, что все граждане должны иметь возможность ожидать от государства гражданских и политических прав. Возникновение «государства всеобщего благосостояния» в ХХ веке было многим обязано мыслителям, которые утверждали, что права граждан должны включать их источники существования и условия труда.3. Европейский подход нашел свое отражение в Маастрихтском договоре о Европейском Союзе. Его идея заключается в том, что граждане государств, входящих в Европейский Союз (ЕС), приобретают все большие права и обязанности по отношению к Союзу в целом, а также по отношениюк своим государствам.4. «Всемирное гражданство» — это новый подход, возникший из идеи о том, что каждый человек является гражданином мира. В юридическом смысле такое понятие как гражданин мира отсутствует, но «всемирное гражданство связано с пониманием необходимости бороться с несправедливостью и неравенством, а также с желанием и возможностью активно работать в этом направлении. Всемирное гражданство прекрасно сочетается с любым другим пониманием гражданства; это способ мышления и обязательство изменить мир к лучшему». Представляется, вследствие безусловной важности морально-идеологической составляющей законности в Российской Федерации, признать неприемлемым исключение из понятия «гражданство» идеологического основания политико-правовой связи государства со своими гражданами. граждане России за ее пределами пользуются защитой и покровительством своего государства; гражданин России не может быть лишен своего гражданства, права изменить гражданство или реализовать норму о выходе из него. Правовое содержание института гражданства и социально-экономическую связь человека с государством обобщено в следующих тезисах: гражданство и государство неотделимы. институт гражданства неотъемлемый институт суверенной страны. государство это территория и люди, поэтому государство должно определить, на какую территорию распространяются его правомочия, и кто является его гражданами, перед которыми государство несет обязательства. рассмотрев трактовки понятия «гражданства», представленные учеными, а также используемые национальным законодательством Российской Федерации, предлагается изложить определение в следующей форме: «Гражданство есть взаимообязывающая юридически оформленная политико-правовая связь государства и личности, характеризующаяся ументы и выдать паспорт З. Свои требования мотивировала тем, что её дочь — З. с 6 летнего возраста постоянно проживает у бабушки в селе Дракино Инзенского района Ульяновской области. С первого класса она обучалась в Дракинской общеобразовательной школе, в настоящее время учится в 9 классе Коржевской школы, проживает в селе Дракино. З. родилась в Узбекистане 16.09.1993 года. Они обращались в паспортно-визовую службу с заявлением о получении дочерью паспорта, однако ей в этом отказали. Она считает такой отказ незаконным, поскольку в соответствии со ст. 12 ФЗ «О гражданстве РФ» ребенок приобретает [38]российское гражданство [1]по рождению, если на день рождения ребенка оба родители или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка). [35]При этом не требуется каких-либо документов со стороны граждан, вынесения по этому вопросу какого бы то не было решения государственными органами. В настоящее время она хотя и имеет гражданство Узбекистана, однако в момент рождения дочери гражданкой России, так как родилась в селе Дракино Инзенского района Ульяновской области, имела паспорт образца 1974 года. Районный суд заявление Б., действующей в интересах несовершеннолетней дочери З. к территориальному пункту Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области в Инзенском районе о возложении обязанности принять документы и выдать З. паспорт гражданина РФ оставить без удовлетворения. В кассационной жалобе Б. не согласилась с решением суда, считает его незаконным и необоснованным, просит решение отменить. В кассационной жалобе указывает те же доводы, на которые ссылалась в своем заявлении в суд, а также в объяснениях при рассмотрении дела в суде. Считает, что она в УФМС обращалась неоднократно с устными заявлениями, ей также давались устные ответы, содержащие отказ в их удовлетворении. Закон не запрещает обжаловать устные отказы. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы судебная коллегия не [40]нашла оснований для отмены решения суда первой инстанции. Суд кассационной инстанции указал, что районный суд правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, полно исследовал представленные сторонами доказательства, проверил доводы сторон. Материалами дела установлено, что З. родилась 08.09.1993 года в городе Ташкенте республики Узбекистан. Б. приходится матерью З., З. — отцом ребенка. Родители З. в браке не состояли. Б. родилась в селе Дракино Инзенского района Ульяновской области. Впоследствии приняла гражданство республики Узбекистан, в котором состоит до настоящего времени, решается вопрос о выходе из гражданства республики Узбекистан. Данные обстоятельства в суде не оспаривались, Представляется бесспорным тот факт, что неравное правовое положение граждан и неграждан государства сохранилось и в наши дни. Гражданин Российской Федерации и периодизацию развития взглядов на категорию «гражданство», выделены несколько подходов:1. Либеральный подход к пониманию категории «гражданство», порожденный Французской революцией, обращал особое внимание на важность наличия прав у всех граждан и преданность скорее конституции, нежели этнической группе. С увеличением числа людей, имевших право голосовать, правосудие и политические права также становились реальностью для все большего числа людей.2. Социальный подход, получивший свое развитие в начале ХХ века, состоял в том, что все граждане должны иметь возможность ожидать от государства гражданских и политических прав. Возникновение «государства всеобщего благосостояния» в ХХ веке было многим обязано мыслителям, которые утверждали, что права граждан должны включать их источники существования и условия труда.3. Европейский подход нашел свое отражение в Маастрихтском договоре о Европейском Союзе. Его идея заключается в том, что граждане государств, входящих в Европейский Союз (ЕС), приобретают все большие права и обязанности по отношению к Союзу в целом, а также по отношениюк своим государствам.4. «Всемирное гражданство» — это новый подход, возникший из идеи о том, что каждый человек является гражданином мира. В юридическом смысле такое понятие как гражданин мира отсутствует, но «всемирное гражданство связано с пониманием необходимости бороться с несправедливостью и неравенством, а также с желанием и возможностью активно работать в этом направлении. Всемирное гражданство прекрасно сочетается с любым другим пониманием гражданства; это способ мышления и обязательство изменить мир к лучшему». Представляется, вследствие безусловной важности морально-идеологической составляющей законности в Российской Федерации, признать неприемлемым исключение из понятия «гражданство» идеологического основания политико-правовой связи государства со своими гражданами. граждане России за ее пределами пользуются защитой и покровительством своего государства; гражданин России не может быть лишен своего гражданства, права изменить гражданство или реализовать норму о выходе из него. Правовое содержание института гражданства и социально-экономическую связь человека с государством обобщено в следующих тезисах: гражданство и государство неотделимы. институт гражданства неотъемлемый институт суверенной страны. государство это территория и люди, поэтому государство должно определить, на какую территорию распространяются его правомочия, и кто является его гражданами, перед которыми государство несет обязательства. рассмотрев трактовки понятия «гражданства», представленные учеными, а также используемые национальным законодательством Российской Федерации, предлагается изложить определение в следующей форме: «Гражданство есть взаимообязывающая юридически оформленная политико-правовая связь государства и личности, характеризующаяся меет право принимать участие в управлении государством, выбирать представителей в органы власти, высказывать собственную точку зрения по важным проблемам для страны на референдуме (всенародном голосовании). В Конституции Российской Федерации [4] записано: «Только граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». [17]Неграждане (например, иностранцы) этого права лишены. Исследуя периодизацию развития взглядов на категорию «гражданство», выделены несколько подходов:1. Либеральный подход к пониманию категории «гражданство», порожденный Французской революцией, обращал особое внимание на важность наличия прав у всех граждан и преданность скорее конституции, нежели этнической группе. С увеличением числа людей, имевших право голосовать, правосудие и политические права также становились реальностью для все большего числа людей.2. Социальный подход, получивший свое развитие в начале ХХ века, состоял в том, что все граждане должны иметь возможность ожидать от государства гражданских и политических прав. Возникновение «государства всеобщего благосостояния» в ХХ веке было многим обязано мыслителям, которые утверждали, что права граждан должны включать их источники существования и условия труда.3. Европейский подход нашел свое отражение в Маастрихтском договоре о Европейском Союзе. Его идея заключается в том, что граждане государств, входящих в Европейский Союз (ЕС), приобретают все большие права и обязанности по отношению к Союзу в целом, а также по отношениюк своим государствам.4. «Всемирное гражданство» — это новый подход, возникший из идеи о том, что каждый человек является гражданином мира. В юридическом смысле такое понятие как гражданин мира отсутствует, но «всемирное гражданство связано с пониманием необходимости бороться с несправедливостью и неравенством, а также с желанием и возможностью активно работать в этом направлении. Всемирное гражданство прекрасно сочетается с любым другим пониманием гражданства; это способ мышления и обязательство изменить мир к лучшему». Представляется, вследствие безусловной важности морально-идеологической составляющей законности в Российской Федерации, признать неприемлемым исключение из понятия «гражданство» идеологического основания политико-правовой связи государства со своими гражданами. граждане России за ее пределами пользуются защитой и покровительством своего государства; гражданин России не может быть лишен своего гражданства, права изменить гражданство или реализовать норму о выходе из него. Правовое содержание института гражданства и социально-экономическую связь человека с государством обобщено в следующих тезисах: гражданство и государство неотделимы. институт гражданства неотъемлемый институт суверенной страны. государство это территория и люди, поэтому государство должно определить, на какую территорию распространяются его правомочия, и кто является его гражданами, перед которыми государство несет обязательства. рассмотрев трактовки понятия «гражданства», представленные учеными, а также используемые национальным законодательством Российской Федерации, предлагается изложить определение в следующей форме: «Гражданство есть взаимообязывающая юридически оформленная политико-правовая связь государства и личности, характеризующаяся устойчивостью в пространстве и во времени, и имеющая приобретаемый характер». гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Государство [12]защищает и гарантирует права каждого своего гражданина как внутри страны, так и за ее пределами. Предложена авторская классификация этапов развития законодательства о гражданстве: Первый этап, либеральный, характеризуется следующими чертами: ликвидацию института российского подданства и создание качественно нового советского гражданства; принцип интернациональной классовой солидарности, солидарности трудящихся всех наций; отражение в советском законодательстве о гражданстве полного равноправия полов, отмена существовавшего в царской России правила, согласно которому жена обязательно следует гражданству мужа; отсутствие в законах

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой