Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Повышение эффективности управления государственной собственностью на региональном уровне

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассмотрим подробнее логику и последовательность действий региональных властей, которые могут, обеспечить поддержание баланса коммерческой доходности и социальной результативности при использовании государственного имущества. Прежде всего, необходимо определить потребность (объемы) развития государственных имущественных комплексов в различных отраслях региональной экономики. Для этого… Читать ещё >

Повышение эффективности управления государственной собственностью на региональном уровне (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Понятие государственного имущества и органы, осуществляющие управление им

В самом простом толковании собственность означает принадлежность различных ценностей материальных, духовных определенным лицам: организациям, семьям, государству, обществу.

Экономическая сущность собственности состоит в том, что собственник имеет возможность извлекать из имущества полезные свойства, получать выгоду.

Правовая основа собственности заключается в наличии юридически установленных и признанных прав определенных лиц на обладание ценностями, вещами и вытекающих из этих прав возможностей распоряжаться объектами собственности, а также использовать их по своему усмотрению.

Отношение собственности — отношения, которые возникают между органами власти, людьми, организациями по поводу принадлежности, раздела, передела собственности. С одной стороны это экономические отношения т. к. затрагиваются экономические интересы и процессы, с другой — политические ввиду того, что они регулируются нормативными актами и прежде всего Гражданским кодексом РФ.

Сущность управления собственностью можно охарактеризовать как воздействие, которое оказывается собственниками, органами государственной власти и самоуправления на процессы связанные с принадлежностью вещей, имущества, их использования. Из этого следует вывод, что собственность это одновременно правовая, экономическая категория.

Представление о собственности формировалось в течение тысячелетий, но до сих пор все еще является объектом для исследований, обсуждений, анализа. Еще римское право определяло понятие собственности отношений, связанных с ней. Таким образом, собственность стала прежде всего юридической категорией.

Теория управления государственной собственностью широко использует такие понятия как «субъекты собственности», «объекты собственности». Эти понятия можно отнести к категории «расплывчатых», т. е. они не поддаются точному и однозначному определению, впрочем, как и множество других понятий используемых в управлении и экономике.

Собственник (субъект собственности) — лицо, которому принадлежит объект собственности, обладатель права собственности на данный объект. Наличие конкретного субъекта собственности реализующего право собственности — обязательно условие возникновения отношений собственности.

В качестве субъектов государственной собственности можно выделить следующие группы:

— государство в лице уполномоченных органов государственной власти;

— народ, осуществляющий права и полномочия собственности непосредственно или делегируя их органам управления;

— государственные учреждения и организации, наделенные правом собственности со стороны и от имени государства.

Объект собственности (собственность) — пассивная сторона отношений собственности, выступающая в виде вещей, предметов, денежных средств, материалов и т. д., принадлежащих частично или целиком субъекту собственности.

Объекты, которые могут находиться в государственной собственности:

— недра и полезные ископаемые;

— водные ресурсы;

— леса;

— земли сельскохозяйственного и иного назначения;

— здания, сооружения, жилые объекты (имущественные комплексы);

— унитарные предприятия;

— памятники истории и архитектуры;

— финансовые ресурсы;

— интеллектуальная собственность.

Рассмотреть все варианты управления государственной собственностью в рамках данной работы невозможно, поэтому рассмотрим лишь некоторые из них: государственные унитарные предприятия, учреждения, движимое и недвижимое имущество.

Рассмотрим Конституцию Российской Федерации, согласно ст. 8 «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Аналогичную формулировку можно найти и в Гражданском кодексе Российской Федерации, так ст. 212 гласит «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Наличие формулировок «и иные формы собственности» свидетельствует о неполноте используемого в указанных источниках перечислительного подхода к установлению форм собственности.

Необходимо отметить, что зачастую имеет место образование смешанных форм (когда один объект принадлежит субъектам разных форм). Это можно наблюдать в акционерных обществах, где зачастую идет совмещение частного и государственного капитала.

Государственная собственность, как и муниципальная, возникли в результате обобществления (процесс перехода от частных форм владения к общественным формам владения) имущества в виде природных ресурсов, денежных средств, предметов потребления и т. д. Субъектом государственной и муниципальной собственности номинально выступает народ страны, региона, города, но реально от лица государства, региона, города распорядителями становятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Государственную и муниципальную собственность официально можно разделить на три группы:

— государственная федеральная собственность;

— государственная собственность субъектов федерации;

— муниципальная собственность, находящаяся в ведении местных органов управления.

Особенность государственной собственности состоит в том, что она непосредственно связана с осуществлением политической власти, которую поддерживают, правовая система, силовые структуры.

Государственная собственность включает в себя разнообразные, взаимосвязанные отношения, которые строятся по иерархическому принципу.

Определение рационального соотношения масштабов федеральной, региональной, муниципальной форм собственности с учетом возможности их преобразования, совмещения из одной формы в другую представляет важную часть социально-экономической политики государства.

Рассматривая органы, осуществляющие управление государственным имуществом, необходимо отметить то, что принцип самостоятельности различных уровней власти, закрепленный в Конституции РФ от 1993 года, нашел отражение и в вопросе управления имуществом. Статьи 71, 72, 73 Главы 3 Конституции РФ закрепляют предметы, отнесенные к ведению Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и предметы ведения субъектов Российской Федерации.

В соответствии с вышеупомянутыми статьями, в ведении Российской Федерации находится управление федеральной государственной собственностью, в совместном ведении российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы пользования, владения, распоряжения землей, водными ресурсами, недрами, а также разграничение государственной собственности.

По поводу предметов ведения субъектов Российской Федерации сказано: «Вне пределов ведения Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты обладают всей полнотой государственной власти» т. е. в вопросе управления собственностью субъектов Российской Федерации, в т. ч., они обладают всей полнотой государственной власти. Далее вопросы управления государственным имуществом рассмотрены в статье 132 Конституции РФ в которой сказано, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.

Таким образом, все уровни власти самостоятельно распоряжаются принадлежащим им имуществом, но с другой стороны, делают это в рамках федерального законодательства.

Конституция Российской Федерации предоставила право управления федеральной собственностью Правительству Российской Федерации, которое возглавляет систему органов исполнительной власти.

В федеральном конституционном законе № 3-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» обозначено, что Правительство РФ — коллегиальный орган, который возглавляет систему исполнительной власти Российской Федерации.

Особо стоит отметить, что все функции Правительства РФ на местах, включая управление федеральным имуществом, осуществляются территориальными органами. Именно таким образом обеспечивается контроль и исполнение полномочий на всей территории страны.

Для того чтобы обеспечить эффективное управление госсобственностью, Правительство передало часть своих полномочий в этой сфере ряду федеральных органов исполнительной власти. До 2004 года ключевая роль в управлении госсобственностью была отведена Министерству имущественных отношений Российской Федерации, которое осуществляло право собственности от имени Российской Федерации в отношении федеральных учреждений и предприятий.

Согласно указу Президента Российской Федерации «О системе и структуре органов исполнительной власти» Минимущество было упразднено, его полномочия в сфере управления имуществом были переданы Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество), образованное в составе Министерства экономического развития.

Независимо от ведомственной подчиненности предприятий, исключительно к федеральной собственности относятся пять видов объектов:

1. Объекты, которые составляют национальное богатство страны. Охраняемые или особым способом используемые природные объекты, объекты историко-культурного и природного наследия, художественные ценности, учреждения культуры, расположенные на территории РФ.

2. Объекты, обеспечивающие функционирование федеральных органов власти и решения общероссийских задач. Это государственная казна РФ, имущество органов безопасности, вооруженных сил, внутренних дел РФ и прочих учреждений, получающих финансирование из государственного бюджета.

3. Объекты оборонного производства.

4. Объекты отраслей, обеспечивающих деятельность народного хозяйства России.

5. Иные объекты: предприятия фармацевтической промышленности, предприятия по производству спиртовой и ликероводочной продукции.

Проводя анализ законодательства РФ по вопросам разграничения государственной и муниципальной собственности можно сделать следующие выводы:

1. В соответствии с Конституцией РФ вопросы разграничения государственного имущества относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов т. е. в данном вопросе субъекты имеют полномочия только в рамках, установленных федеральными законами. В случае их отсутствия, они обладают всей полнотой власти.

2. В Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020−1, имеющего силу федерального закона были определены:

— Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности.

— Объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов Российской Федерации по их предложению на основе решения правительства РФ.

— Объекты, относящиеся к муниципальной собственности.

Те объекты, которые не были перечислены в этом перечне, передавались в собственность субъектов. А субъектам дали право передачи своих объектов в собственность муниципальных образований по предложению местных органов власти. Данное постановление не затрагивало объекты, ранее переданные в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и частную собственность.

Существуют также и другие нормативно-правовые акты, определяющие, какие именно объекты могут находиться в той или иной собственности (федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» и федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации»).

2. Учет государственного имущества, органы власти, осуществляющие управление государственным имуществом Санкт-Петербурга

2.1 Учет государственного имущества — принципы и назначение

Управление государственной собственностью — целенаправленное, сознательное воздействие со стороны государства на объекты его собственности. Это означает, что государство, являясь собственником имущества, устанавливает определенные правила, условия владения распоряжения и пользования им.

Само понятие «система управления государственной собственностью» (СГУС) является относительно новым для России, возникшее в ходе реформирования отношений и форм собственности в 90-х годах прошлого века.

Система управления государственной собственностью включает в себя несколько основных элементов: 1) механизм управления (методы, цели и принципы); 2) структуру управления (функции, органы управления государственной собственностью); 3) процессы управления; 4) системы обеспечения СУГС (кадровое обеспечение, оценка, учет, контроль за эффективностью).

Начальным элементом создания системы управления и основой для принятия управленческих решений по распоряжению государственной собственностью является наличие информации о состоянии объектов собственности. Основным источником данной информации является реестр государственного имущества. Реестр — информационная система, которая включает в себя совокупность единых методологических, программно-технических принципах государственных баз данных, содержащих перечень объектов, данных о них:

1) Различные природные объекты и ресурсы, находящиеся в государственной собственности (леса, недра, водные объекты);

2) Земельные участки;

3) Имущество, закрепленное за государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями;

4) Акции, доли, вклады хозяйственных обществ, находящиеся в государственной собственности;

5) Недвижимое и движимое имущество в т. ч. переданное в аренду, пользование, залог.

Данные об объектах — сведения, характеризующие эти объекты (место нахождения, стоимость и т. д.).

Для региональных органов управляющих собственностью основной задачей является учет материальных и нематериальных объектов, которые находятся на территории регион и принадлежат различным собственникам. Эта задача решается при помощи Единого реестра объектов собственности (ЕРОС).

2.2 Органы власти, осуществляющие управление государственным имуществом Санкт-Петербурга

В соответствии с конституцией Российской Федерации (пункт «г», статьи 72, главы 3) вопросы разграничения государственной собственности находятся в совместном ведении субъектов и России. Статья 73 гласит: «Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти». Статья 71 Конституции устанавливает, что вопросы управления государственной собственностью субъектов Российской Федерации не относятся к предметам ведения Российской Федерации. Из этого следует, что субъекты Российской Федерации самостоятельно и в полной мере осуществляют управление находящимся в их собственности имуществом, образованным в результате совместного разграничения с федеральным центром.

Устав Санкт-Петербурга, приятый в 1998 году, в части управления государственным имуществом определил, что к полномочиям представительного органа данного субъекта (Законодательного собрания) относится установление порядка управления и распоряжения собственностью Санкт-Петербурга, в том числе долями Санкт-Петербурга в капиталах хозяйственных обществ, предприятий. К полномочиям высшего исполнительного органа (Правительства Санкт-Петербурга) относится управление и распоряжение собственностью Санкт-Петербурга в соответствии с городскими законами.

2.3 Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является органом исполнительной власти, который осуществляет управление государственным имуществом, в том числе оказание государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений, а также в области земельных отношений.

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом входит в структуру Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, деятельность агентства осуществляется непосредственно через свои территориальные органы. Основными целями и задачами Федерального агентства по управлению федеральным имуществом являются:

1) Проведение единой государственной политики в области имущественных отношений;

2) Разграничение государственной собственности, в том числе и на землю, на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации, а также собственность муниципальных образований;

3) Осуществление полномочий собственника в пределах и в порядке, определенных федеральным законодательством, в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные агентства), акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, составляющего казну Российской Федерации, а также полномочий по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;

4) защита имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом;

5) осуществление полномочий собственника имущества должника — федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства;

6) осуществление учета федерального имущества и ведение реестра федерального имущества.

В перспективе государственная собственность должна сохранять значительную роль, нельзя в спешке избавляться от прибыльных предприятий и нельзя забывать о проблемах национальной безопасности. Крепкий государственно-корпоративный сектор нужен для устойчивости развития экономически страны. Для этого необходимо разработать общероссийскую программу по объединению технологически связанных между собой предприятий, без кооперации которых невозможно конкурентоспособное производство.

Подводя итог вышесказанному нужно отметить, что необходимо устранять не столько государственную собственность, сколько ее монополию. При этом важно развивать различные формы частной собственности, например, использовать такой вариант разгосударствления экономики, как аренда с дальнейшим правом выкупа.

2.4 Комитет по управлению городским имуществом

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность Комитета по управлению городским имуществом является Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21 сентября 2004 г. № 1589 «О комитете по управлению городским имуществом».

Комитет является отраслевым органом исполнительной власти Санкт-Петербурга, осуществляющий в пределах своей компетенции управление, распоряжение государственным имуществом Санкт-Петербург. Он осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти, в том числе территориальными, с другими органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, Законодательным собранием Санкт-Петербурга, иными органами местного самоуправления, с коммерческими и некоммерческими организациями.

Также стоит отметить деятельность комитета по работе с органами местного самоуправления. Комитет регулярно проводит совещания с представителями муниципальных образований Санкт-Петербурга (в целях исполнения федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части разграничения и управления муниципальным имуществом). На них оказывается консультационная и информационная помощь руководителям муниципалитетов. Несмотря на то, что управление муниципальным имуществом относится к вопросам местного значения и муниципалитеты самостоятельны в этой сфере, но здесь необходимо учитывать то, что местное самоуправление все еще находится на стадии становления, у них еще нет достаточного опыта в управлении, нет квалифицированных кадров.

Комитет принимает нормативные правовые акты Санкт-Петербурга в форме приказов, а также правовые акты в форме распоряжений.

Если правовой акт Комитета принят с превышением полномочий или противоречит федеральному или региональному законодательству или правовому акту Правительства Санкт-Петербурга, он подлежит отмене в установленном порядке.

Комитет обладает правами юридического лица в объеме, необходимом для реализации его компетенции, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке.

Комитет имеет печать, штампы, бланки со своим наименованием и изображением герба Санкт-Петербурга.

Финансирование деятельности комитета осуществляется за счет городского бюджета.

Работники комитета являются государственными служащими и в соответствии с федеральным законом «О государственной гражданской службе» один раз в три года подлежат аттестации, в ходе которой выявляется профессиональная пригодность сотрудников. По результатам проведенной аттестации работникам присваиваются квалификационные разряды.

Комитет обладает следующими полномочиями:

1. Разрабатывать в установленном порядке проект нормативного правового акта о планировании приватизации (программы приватизации) государственного имущества Санкт-Петербурга.

2. Осуществлять в установленном порядке приватизацию государственного имущества Санкт-Петербурга (за исключением приватизации жилых помещений в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541−1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).

3. Анализировать ход и эффективность мероприятий по приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга.

4. Осуществлять юридические действия, связанные с учреждением, реорганизацией и ликвидацией от имени Санкт-Петербурга коммерческих и некоммерческих организаций, а также осуществлять в установленном порядке права и обязанности участника (учредителя) коммерческих и некоммерческих организаций от имени Санкт-Петербурга, если указанные полномочия в соответствии с действующим законодательством не отнесены к компетенции иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.

5. Утверждать в установленном порядке примерные формы уставов государственных предприятий и учреждений и трудовых договоров с их руководителями.

6. Обеспечивать проведение инвентаризации и оценку государственного имущества Санкт-Петербурга в установленном порядке.

7. Осуществлять в установленном порядке учет государственного имущества в части, касающейся составления, ведения и изменения реестров движимого и недвижимого имущества Санкт-Петербурга, а также разработку проектов планируемых изменений в указанных реестрах.

8. Принимать решения о передаче государственного имущества Санкт-Петербурга в муниципальную собственность и муниципального имущества в государственную собственность Санкт-Петербурга, а также в установленном порядке обеспечивать передачу федерального и муниципального имущества в государственную собственность Санкт-Петербурга, государственного имущества Санкт-Петербурга в федеральную и муниципальную собственность, осуществлять юридические и фактические действия по такой передаче.

9. Осуществлять распоряжение государственным имуществом Санкт-Петербурга.

10. Совершать юридические действия, связанные с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Санкт-Петербурга, если указанные полномочия в соответствии с действующим законодательством не отнесены к компетенции иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.

11. Согласовывать залог прав по заключенным с Комитетом договорам, объектом которых является находящееся в государственной собственности Санкт-Петербурга недвижимое имущество.

12. Согласовывать совершение государственными предприятиями и учреждениями сделок и иных юридически значимых действий по основаниям и в порядке, установленным правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга.

13. Принимать участие в подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Комитета, в том числе давать заключения по проектам правовых актов, направляемым на согласование в исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга.

14. Привлекать в установленном законодательством порядке научные, исследовательские, консалтинговые, иные организации, а также ученых и специалистов в целях обеспечения решения задач, относящихся к компетенции Комитета, в случаях, не противоречащих законодательству.

15. Осуществлять анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций, участником (учредителем) которых является Санкт-Петербург.

16. Осуществлять полномочия главного распорядителя средств бюджета Санкт-Петербурга и государственного заказчика Санкт-Петербурга, в том числе заключать государственные контракты Санкт-Петербурга от имени Санкт-Петербурга.

17. Обеспечивать в пределах своей компетенции защиту имущественных прав Санкт-Петербурга при ведении дел в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, третейских судах, осуществляя полномочия истца, ответчика либо третьего лица. Совместно с Комитетом финансов Санкт-Петербурга обеспечивать защиту интересов Санкт-Петербурга при взыскании с Санкт-Петербурга денежных средств в судебном порядке.

18. Обеспечивать рассмотрение обращений граждан и юридических лиц в соответствии с действующим законодательством, обеспечивать организацию приема граждан и представителей организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета.

19. Осуществлять иные полномочия собственника государственного имущества Санкт-Петербурга, за исключением тех полномочий, которые в соответствии с действующим законодательством относятся к компетенции иных органов государственной власти Санкт-Петербурга.

20. Давать разъяснения по применению правовых актов, регулирующих отношения в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Санкт-Петербурга.

21. Принимать участие в работе комиссий и рабочих групп в пределах своей компетенции.

22. Осуществлять иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством, необходимые для выполнения стоящих перед Комитетом задач.

3. Повышение эффективности управления государственной собственностью на региональном уровне

Оценка эффективности управления государственной собственностью необходима как государственным органам власти для усовершенствования управленческого процесса, так и для общества, которому она даст возможность контролировать качество деятельности государственных институтов.

Государственная собственность, как и частная — важный элемент экономических отношений и в процессе преобразования Санкт-Петербург образовал огромный многоотраслевой имущественный комплекс, который включает в себя жилые и нежилые помещения, землю, транспорт, природные объекты, оборудование и др. В большинстве своем государственное имущество представлено объектами жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, культуры. На этой базе и осуществляется фактически весь объем социальных услуг населению. Так например, в Санкт-Петербурге более 90% школьников обучаются в общеобразовательных школах, в которых также работает более 90% учителей.

Бюджет города несет большие расходы по содержанию, а также развитию объектов государственной собственности в социальных отраслях. Большая часть бюджетных ассигнований на развитие социальной сферы направляется на капитальные вложения — т. е. реконструкцию, капитальный ремонт и строительство социальных объектов.

Доходы, полученные от эффективного использования государственного имущества — один из важнейших источников доходов в региональном бюджете. Постоянные и стабильные доходы от его использования вносят значительный вклад в инвестиционные процессы региона и решение социальных задач.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности Санкт-Петербурга

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (тыс. руб.)

25 041 215,3

21 368 486,6

15 689 215,0

14 432 867,9

Общая сумма доходной части бюджета Санкт-Петербурга

294 304 383,0

329 76 703,2

380 864 370,8

368 133 048,0

В% от общей суммы доходной части бюджета Санкт-Петербурга

8,5

6,5

4,1

3,9

Большие масштабы государственного имущества и его социальная важность в экономике региона повышает значимость управленческих решений, требуют постановки четко обозначенных долгосрочных целей, оценки состояния и перспектив развития имущественного комплекса, находящегося в государственной собственности региона.

На уровне региона целью управления государственным имуществом является баланс между доходностью имущественного комплекса региона и его способностью обеспечить решение различных социальных задач. Обеспечение этого баланса — это непрерывный процесс, а не сиюминутный результат. Он включает в себя совокупность последовательный управленческих действий со стороны исполнительной и законодательной власти.

Необходимо чтобы управленческий процесс охватывал все стадии жизненного цикла имущества — создание или приобретение объекта, его использование в различных целях, и наконец отчуждение (приватизация) передача иным собственникам.

Рассмотрим подробнее логику и последовательность действий региональных властей, которые могут, обеспечить поддержание баланса коммерческой доходности и социальной результативности при использовании государственного имущества. Прежде всего, необходимо определить потребность (объемы) развития государственных имущественных комплексов в различных отраслях региональной экономики. Для этого целесообразно анализировать удельный вес предприятий госсектора в различных отраслях регионального хозяйства, оценивать мощности существующей сети объектов социальной сферы, транспорта, инфраструктуры, определять их реальные возможности по обеспечению социальных стандартов предоставления населению тех или иных видов услуг.

Затем, когда становится ясно какой объем (количество объектов) государственного имущества должен быть создан, проводится работа по оценке необходимых финансовых и материальных ресурсов для этих целей. Расчеты могут быть проведены, исходя из действующих и прогнозируемых расценок на строительно-монтажные работы, строительные материалы и т. д. На этой же стадии важно оценить источники поступления ресурсов, необходимые для создания новых объектов госсобственности. Ими могут быть средства регионального бюджета, средства, выделяемые в рамках федеральных программ и проектов, доходы от коммерциализации имущественных прав государства, заемные средства.

4. Совершенствование форм и методов управления государственным имуществом в регионе

По своим размерам доходы, получаемые от использования государственного имущества достаточно велики в 2012 г. они составили почти 14,5 млрд руб., что может обеспечивать значительную часть расходов города на здравоохранение или социальную поддержку.

Доходы, поступающие от имущества Санкт-Петербурга, направляются не только в бюджет города, они также являются источником формирования целевых бюджетных фондов, которые направляются на развитие районов.

Также использование городского имущества помимо прямых доходов городского бюджета привлекает инвестиции (при продаже городского имущества, выкупа нежилых помещений и т. д.).

Сложность структуры имущества города, его неоднородность и масштабы делают необходимым совершенствование системы управления государственным имуществом.

Основные направления и принципы в совершенствовании управления государственной и муниципальной собственностью Санкт-Петербурга заложены в нормативно-законодательных документах (Постановление правительства Санкт-Петербурга № 30 от 4 июня 2001 г. «Концепция управления недвижимостью Санкт-Петербурга», Закон Санкт-Петербурга № 59−15 от 16 февраля 2005 года «О Приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга» и др.).

Практические аспекты управления государственным имуществом, а также работой государственного сектора экономики Санкт-Петербурга отображаются в различных программах, прогнозах, постановлениях Правительства города и распоряжениях Губернатора.

На сегодняшний день в Санкт-Петербурге сформированы основы организации учета имущественных объектов города (реестры и кадастры); разработана отчетность и прогнозирование использования государственных унитарных предприятий, нежилого фонда; существует система, которая при осуществлении сделок с городским имуществом позволяет проводить оценку его рыночной стоимости (аренда, приватизация и др.); работает система аукционов и конкурсов; реализуется принцип, который позволяет постепенно приблизить ставки арендной платы за использование объектов нежилого фонда к реальным ценам на рынке недвижимости Несмотря на все вышеперечисленное еще не решены многие вопросы и не все направления в работе с городским имуществом являются очевидными.

Одной из самых сложных и длительных проблем является проблема формирования муниципальной собственности во внутригородских муниципальных образованиях. Законодательно не решен вопрос с принятием в городскую собственность имущества, которое принадлежит корпоративным и частным собственникам (национализация). Также не решен вопрос с эффективным использованием научного продукта и интеллектуальной собственности, которые создаются за счет бюджетных средств в рамках городского заказа.

Крупным источником поступления дохода в городской бюджет могло бы стать управление так называемым «Городским инвестиционным портфелем» — акциями, а также долями в смешанных хозяйственных обществах, в которые Санкт-Петербург вложил свои средства.

Как показала практика наличие крупного или контрольного пакета акций в собственности города далеко не всегда может обеспечить эффективное управление акционерным обществом.

Существуют проблемы, которые связаны с эффективностью управления определенными видами городской собственности. На основе анализа нормативно-правовой базы и исходя из практики управления городским имуществом можно сформулировать некоторые направления в реформировании этого процесса:

1. Долгосрочное прогнозирование целей в сфере управления государственным (городским) имуществом, постановка задач и результатов на основе разрабатываемой в регионе системы долгосрочных документов по вопросам управления имуществом, которая может включать концепцию, прогнозы, программу участия в смешанных хозяйственных обществах, а также программу приватизации.

2. Дальнейшую разработку практических мер и методов по обеспечению баланса экономическим эффектом от использования городского имущества и социальными результатами. Для этого необходимо проводить:

? разработку методов, которые позволили бы определить достаточное количество государственных учреждений, необходимых для решения задач в сфере образования, культуры, социально-экономической сфере и иных задач Санкт-Петербурга.

? определение оптимального соотношения между отчуждаемыми и остающимися в собственности Санкт-Петербурга активами и имуществом в том числе между нежилыми помещениями, безвозмездном пользовании, находящимися в аренде.

3. Оптимизация процессов формирования государственного имущества Санкт-Петербурга. В этом направлении основной упор должен быть направлен на:

? законодательное закрепление и формирование видов имущества, необходимого Санкт-Петербургу для выполнения полномочий возложенных федеральным законодательством (Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»);

? усовершенствование механизмов принятия имущества в собственность города.

4. Активное вовлечение бизнеса в процессы совершенствования городской политики управления имущественно-земельным комплексом Санкт-Петербурга;

5. Дальнейшее развитие конкурсных и контрактных принципов в механизме управления государственным имуществам в рамках города;

6. Усиление общественного контроля за использованием государственного имущества и открытости процессов управления;

7. В рамках создания в Российской Федерации субъектов местного самоуправления с эффективной системой использования имущества необходимо продолжить передачу государственного имущества на муниципальный уровень;

8. Необходимо также постепенно формировать в Санкт-Петербурге развитый рынок земли и отработать механизмы его функционирования, развивать инфраструктуру;

9. Проводить поиск наиболее эффективных методов управления различными видами государственного имущества, подходящих их специфики, в первую очередь это относится к имущественным комплексам государственных унитарных предприятий, пакетам акций и долям в уставных капиталах акционерных обществ включая:

? развитие института управленцев городским имуществом Санкт-Петербурга, с привлечением профессиональных управляющих и их выбором на конкурсной основе для получения городом прогнозируемых экономических показателей от использования имущества находящегося в городской собственности.

Необходимо сформулировать задачи по управлению структурными элементами городского имущества:

— реформирование казенных и государственных унитарных предприятий, которые относятся к естественным монополиям или обеспечивают жизнедеятельность Санкт-Петербурга, безопасность, здоровье жителей;

— усиление контроля за деятельностью руководителей данных предприятий.

— проведение мероприятий по государственной поддержке ГУПов и повышению их привлекательности для инвесторов, в том числе и за счет увеличения уставных фондов.

— разработка методов и критерии по участию государственных унитарных предприятий в выполнении государственного городского заказа, как системы участия города на рынке товаров и услуг.

Заключение

Что можно предложить, чтобы повысить эффективность управления государственным имуществом?

В первую очередь нужно проводить мониторинг эффективности использования имущества акционерными обществами и предприятиями, которые имеют государственную долю капитала.

Также необходимо наладить функционирование информационно-аналитического обеспечения данными о пакетах акций, находящихся в федеральной собственности, о доходах и дивидендах поступающих по ним, о финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом наряду с соответствующими территориальными и муниципальными комитетами имеет возможность:

— принятия необходимых мер по уточнению состава имущества расположенного на территории региона, области, края;

— развития и совершенствования методик оценки имеющихся объектов недвижимости, земельных участков.

Для того чтобы устранить дублирование функций управления на региональном и муниципальном уровнях, оптимизировать развитие экономики региона, органам государственной власти субъектов федерации необходимо уточнить и скорректировать области распределения полномочий, регулирования и ответственности. Также в связи с имеющимся многообразием форм собственности необходимо проводить мероприятия по совершенствованию взаимодействия органов государственного управления.

Продолжая тему эффективности управления государственной собственностью нужно обратить внимание на то, что при реализации различных проектов возможны изменения первоначально установленных экономических, экологических, социальных и прочих ограничений, которые в свою очередь вызывают изменение принятых критериев и показателей эффективности управления. Следовательно необходимо иметь систему управления оценкой эффективности проекта по мере его реализации, для минимизации инвестиционных и хозяйственных рисков.

Выработка эффективной политики, взаимоотношения органов государственной власти, направленной на повышение эффективности управления государственным имуществом, призванной обеспечить продуктивное использование имеющегося имущества в субъектах Российской Федерации, заключается в формировании четких и стабильных организационно-правовых основ управления государственным имуществом в субъектах Российской Федерации.

финансирование имущество государственный комитет

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Справочно-правовая система Консультант Плюс

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ. // Справочно-правовая система Консультант Плюс

3. Федеральный конституционный закон № 3 — ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Справочно-правовая система Консультант Плюс

4. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Справочно-правовая система Консультант Плюс

5. Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020−1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» // Справочно-правовая система Консультант Плюс

6. Устав Санкт-Петербурга от 14.01.1998 г. // Справочно-правовая система Консультант Плюс

7. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Справочно-правовая система Консультант Плюс

8. Постановление правительства Санкт-Петербурга № 30 от 4 июня 2001 г. «Концепция управления недвижимостью Санкт-Петербурга» // Справочно-правовая система Консультант Плюс

9. Закон Санкт-Петербурга № 59−15 от 16 февраля 2005 года «О Приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга» // Справочно-правовая система Консультант Плюс

10. Авеков В. В. «Актуальные вопросы управления собственностью субъекта Федерации». М., 2010

11. Камаев Р. А. «Стратегия развития региона на основе управления государственным имуществом». // М., 2012

12. Каширин В. В., Коровин А. В. «Трансформация государственной собственности в экономике России», // М., 2004.

13. Чихладзе Л. Т. «Муниципальное право России». Учебный курс (учебно-методический комплекс) // СПб., 2008.

14. Горемыкин В. А. «Экономика недвижимости» / М., 2006

15. Пикулькин А. В. «Система государственного управления» // М., 2004

16. Шамхалов Ф. «Основы теории государственного управления», // М., 2003

17. Белых В. С. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации: экономико-правовые вопросы. // М., 1996

18. Топорков Д. И. «Административно-правовой режим земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности». // М., 2008

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой