Актуальность темы
исследования. Становление российской государственности требует научного осмысления проблем управленческой деятельности в социальных процессах органов исполнительной власти субъектов РФ.
В настоящее время реформируется административная система и гражданская служба. В соответствии с этим претерпевает изменения и система управления, появляются новые элементы управленческой деятельности. Поэтому в условиях перехода к рыночным отношениям и укрупнения регионов России одной из главных целей проводимых реформ является рационализация, оптимизация и совершенствование управления органов исполнительной власти. Разрушение плановой системы хозяйствования во многих регионах произошло быстро, однако новых систем организации управленческой деятельности в регионах создано пока не достаточно.
Сложившиеся стереотипы управления, недостаточная методологическая разработка новых региональных органов приводят фактически к потере управляемости. Примеров этому в современной России достаточно. Созданные системы пока не выполняют в полной мере возложенные на них функции управления социальными процессами внутри самой системы — органах исполнительной власти. Главным образом, это касается получения информации о процессах, происходящих во власти, в отношении социально-профессиональной ориентированности государственных служащих, об их состоянии социальной защищенности и условиях работы и т. д. Результат этого — определение проблем и разработка соответствующих управленческих решений.
Динамизм управленческих изменений, происходящих в современных органах исполнительной власти, возникающие проблемы ставят как перед теорией, так и перед практикой управления новые задачи. Одна из них заключается в выработке рекомендаций для повышения рациональности управленческой деятельности в социальных процессах, позволяющей успешно защитить социальные подсистемы и отдельную личность от деструктивных явлений, обеспечить каждому человеку достойную жизнь, наиболее полно использовать социальные ресурсы, прежде всего — ресурс человеческого фактора.
Эффективное функционирование управленческой деятельности как системы социального управления, возможно, будет достигнуто, с одной стороны, выявлением при помощи социологического исследования и теоретическим анализом проблем современного социального бытия государственного служащего и с другой — освоение этой информации профессиональными управленцами, разработку на основе предложенных рекомендаций решений по организации и рационализации. Поэтому возникает необходимость разработать концептуальные подходы повышения эффективности управленческой деятельности в социальных процессах органов исполнительной власти субъекта РФ — Читинской области.
Все это требует целостного исследования. И на этой основе следует предложить правящей элите управленческие инновационные разработки совершенствования функционирования органов исполнительной власти, что в свою очередь должно повлиять на улучшение жизни граждан.
Степень научной разработанности проблемы. Отечественная социологическая наука развивала и продолжает развивать проблемы социального управления как деятельности. По определению B.C. Вильямского, деятельность — это способ существования социальной системы, содержащий преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную и коммуникативную составляющие, обеспечивающие достижение цели социального образования1.
Среди современных отечественных исследователей большой вклад в изучение данной проблематики вносят авторы: В. И. Жуков, Г. Е. Забровский, Н. Б. Костина, А. И. Кравченко, И. О. Тюрина и ряд других ученых,.
1 Вильямский, B.C. Основы организации деятельности социальных систем (на примере муниципальных образований России.- Ростов н/Д.: Феникс., 2006 анализирующих реальное состояние управленческой деятельности2, а так же публикации Е. М. Бабосова, А. Г. Гладышева, М. А. Гулиева, С. Н. Епифанцева, В. Н. Иванов, Г. И. Осадчей, Е. С. Савченко, С. И. Самыгина, Ж. Т. Тощенко и др. посвященные проблемам повышения эффективности социального управления в условиях трансформации общества .
Теоретические основы изложены в трудах классиков Ф. Тейлора, А. Файоля, Э. Мэйо, А. Маслоу, М. Вебера, Г. Спенсера, П. Сорокина, А. Пригожина, К. Маркса, Э. Дюркгейма, и других.
Существует немало работ, в которых освещены вопросы муниципального управления4. Имеются публикации, в которых отражены вопросы социального управления на региональном уровне, в городах, их инновационного развития, управлению социальными процессами в обществе, а также разработке, систематизации и раскрытии основных понятий и категорий социологии организации, социологии управления. Это работы В. Г. Афанасьева, Ф. Э. Бурджалова, О. С. Виханского, В. И. Воропаева, Ю. В. Гусева, В. Н. Ковалева, М. С. Комарова, A.M. Омара, Г. И. Осадчей, JI.M. Романенко, Ю. А. Тихомирова, Ж. Т. Тощенко и других5.
В исследованиях проблем управленческой деятельности социальной области важную роль играют работы, связанные с разработкой методологии, методики и техники социологического анализа, созданные ЛЯ. Аверьяновым,.
2 Жуков, В. И. Российские преобразования: социология, экономика политика.- М., 2003; Забровский, Т.Е., Костина, Н. Б. Социология управления. — М, 2007; Кравченко, А.И., Тюрина, И. О. Социология управления: фундаментальный курс. — М.2004.
3 Бабосов, Е. М. Социология управления, — Минск, 2002; Гладышев, А. Г. Развитие местного сообщества: теория, методология, практика. — М., 1999; Гладышев, А.Г., Иванов, В.Н., Савченко, Е. С. Муниципальное управление. — М., 2002; Гулиев, М. А. Социология и психология управления / М. А. Гулиев, С. Н. Епифанцев, С. И. Самыгин.-Ростов н/Д: Феникс, 2006; Осадчая, Г. И Социальная сфера общества: теория и методология социологического анализа. — М., 1996; Осадчая, Г. И Социальная политика, социальное управление и управление социальной сферой. — М., 1999; Тощенко, Ж. Т. Социология.-М., 1998.
4 Атаманчук, Г. В. Теория государственного управления: курс лекций. — М., 1997; Воронин, А. Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. — М., 2003.
5 Афанасьев, В. Г. Общество, системность, познание и управление.- М., 1981; Афанасьев, В. Г. Системность и общество.- М., 1980; Бурджалов, Ф. Э. Современная социальная политика: между планом и рынком. — М., 1996; Виханский, О. С. Стратегическое управление.- М., 1995 Воропаев, В. И. Управление проектами в России, — М., 1995; Гусев, Е. В. Стратегическое управление.- Н-ск., 1995; Ковалев, В. Н. Социология социальной сферы. — М., 1993; Комаров, М. С. Социальная стратификация и социальная структура. — М., 1992; Омара, A.M. Социальное управление. Некоторые вопросы теории и практики. — M., 1980; Осадчая, Г. И Социальная сфера общества: теория и методология социологического анализа.- М., 1996; Осадчая, Г. И Социальная политика, социальное управление и управление социальной сферой.- M., 1999; Романенко, Л. М Социальные технологии в трансформационных процессах российской модели гражданского общества. — М., 1996; Тихомиров, Ю. А. Управленческое решение. — М., 1972; Тощенко, Ж. Т. Социология. — M., 1998.
В.Г. Андреенковой, В. П. Васильевым, В. Г. Гречихиным, А. Г. Здравомысловым,.
Ю.А. Крючковым, О. М. Масловой, A.JI. Маршаком, А. А. Овсянниковым, Г. И. Саганенко, А. Г. Симаковым, И. В. Соколовой, И. А. Сосуновой, Б. А. Суслаковым, В. А. Ядовым6.
В работе B.C. Вильямского раскрываются теоретические и методологические основы функционирования и развития социальных систем. Обосновываются процессы деятельности и содержание таких понятий, как организация, управление, деятельность, общие и специфические функции, нормативная модель социальной системы и др. Направления и содержание организации деятельности показаны на примере муниципальных образований, учитывая наличие множества проблем, появившихся в связи с продолжающимися процессами реформирования этих социальных систем7.
Тем не менее, остается недостаточно исследованным и нуждается в дальнейшем научном осмыслении еще целый ряд теоретических и практических проблем, особенностей организации и принципов рациональности управленческой деятельности социальной сферы в органах исполнительной власти.
Мало работ, раскрывающих специфику социологического анализа системы управления в социальной сфере. Пока еще не сложился окончательно понятийный аппарат, система специальных методик, моделей и технологий по выработке рекомендаций управления развитием социальной сферы органов исполнительной власти. Важным элементом этих исследований, в его перспективном планировании является создание проекта управленческой.
6 Аверьянов, Л. А. Социология: что она знает и может. — М., 1993; Методы сбора информации в социологических исследованиях/ Под. ред. В. Г. Андреенковой, О. М. Масловой. — М., 1990; Васильев, В. П. Методология и методика конкретных социологических исследований средств массовой информации и пропаганды. — М., 1986; Гречихин, В. Г. Лекция по методике и технике социологического исследования. — М., 1988; Здравомыслов, А. Г. Методология и процедура социологических исследований. — М., 1969; Крючков, Ю. А. Методология и методы социального проектирования. — М., 1998; Маршак, АЛ., Саенко, Г. В. Научное обеспечение развития законодательной базы по проблемам социального обслуживания семьи и детей. — М., 1997; Овсянников, В. Г. Методология и методика в прикладном социологическом исследовании. — Л., 1989; Саганенко Г. И. Надежность результатов социологического исследования. — Л., 1983; Симаков, А. Г. Социальная стратификация в постсоветские период: стратегия и тактика социальной работы. — М., 1996; Соколова, И. В. Социальная информатика социологические аспекты. — М., 1999; Сосунова, И. А. Методология и методика социально-экономически> исследований. — М., 1999; Суслаков, Б. А. Идентификация социальных систем. — М., 1997; Ядов, В. А Социологическое исследование: Методология, программа, методы. — Самара, 1995.
7 Вильямский, В. С. Основы организации деятельности социальных систем (на примере муниципальных образований России). — Ростов н/Д.: Феникс., 2006. деятельности в социальной сфере, а это, в свою очередь, невозможно сделать без системы социологического мониторинга. К сожалению, этот вопрос слабо отражен в научной периодике, требуется систематизация и научное осмысление практики работы в данном направлении в различных регионах Российской Федерации.
Основываясь на степени разработанности этих проблем, были определены объект, предмет, цель и задачи данной диссертационной работы.
Объектом исследования является социальная сфера субъектного управления исполнительной власти регионального уровня.
Предметом исследования является совершенствование управленческой деятельности по регулированию социальных процессов в органах исполнительной власти субъекта РФ.
Цель исследования — повышение эффективности управленческой деятельности в социальных процессах органов исполнительной власти субъекта РФ — Читинской области. Для достижения названной цели следует последовательно решить следующие задачи:
— конкретизировать функции, направления, особенности и специфику управленческой деятельности на региональном уровне;
— дать анализ современного состояния существующей модели управленческой деятельности в социальных процессах органов исполнительной власти субъекта РФ;
— провести социологический анализ особенностей организации и принципов рациональности различных видов жизнедеятельности управляемых субъектов как объекта социального управления и как субъекта управленческих процессов на региональном уровне;
— охарактеризовать особенности управленческой деятельности государственных служащих в социальных процессах органов исполнительной власти и выработать рекомендации по решению социальных проблем, обозначить пути повышения эффективности на основе социологического исследования.
Гипотеза исследования. Государственные служащие, на которых направлена управленческая деятельность субъектов управления, не пассивно воспринимают воздействия, а активно реагируют на них.
Методология исследования включает совокупность общенаучных положений и позиций теоретической социологии, социологии социальной сферы, социологии управления и специальных социологических методик, таких как опытно-рационалистическое познание реальностирационализм и целенаправленность на разрешение социальных противоречийсистемный подход в решении практических задач управленческой деятельности.
В данной исследовательской работе использовались научные методы: индукция, анализ, аналогии, наблюдение, обобщение конкретного и практического опыта. А так же применялись социологические методы получения, обработки и интерпретации информации, в том числе сравнительный анализ, анализ документов (качественный анализ), социологический опрос (анкетирование).
Общетеоретическую основу диссертации составляют работы известных авторов в области социологии управления. Конкретному решению задач исследования способствовали материалы научных конференций, монографий, диссертаций и авторефератов диссертаций, публикации в научных, социологических журналах.
Нормативно-правовую базу диссертационного исследования составляют Конституция РФ, федеральное законодательство, нормативные акты субъектов Федерации.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили:
— авторское сплошное социологическое исследование «Государственная служба в условиях проведения административной реформы: взгляд изнутри»;
— анализ документов — обобщение конкретного опыта в работе органов исполнительной власти субъекта РФ Читинской области;
— материалы научно-практических конференций;
— статистические, социологические данные;
— информационные данные государственных органов законодательной и исполнительной власти Читинской области.
Научная новизна исследования. Автор развивает одно из направлений отечественной социологии управления, связанное с исследованием практических проблем управленческой деятельности в социальных процессах органов исполнительной власти субъекта РФ. В соответствии с этим:
— на основе анализа уточнены сущность, функции и специфика управленческой деятельности на региональном уровне с учетом наличия территориальных, организационных, нравственных факторов;
— дана оценка современного состояния существующей модели управленческой деятельности в социальных процессах органов исполнительной власти, которая обладает как достоинствами, так и недостатками, и главным противоречием которой является дисбаланс между усложняющимися проблемами управления и общественным контролем над деятельностью аппарата;
— осуществлен анализ жизнедеятельности управляемых субъектов как объекта социального управления и как субъекта управленческих процессов на региональном уровне, где выявлены особенности организации. Показано влияние отношения чиновников к своему социальному статусу, на обязанности по оказанию услуг гражданам и организациям, а также мотивация, правовые и нравственные регуляторы их служебного поведения;
— разработаны рекомендации по оптимизации управленческой деятельности в социальных процессах с целью повышения эффективности работы государственных служащих как фактора рациональности и демократичности.
Практическая значимость исследования заключается в обобщении конкретного опыта, социологическом анализе и выработке рекомендаций в работе органов исполнительной власти субъекта РФ, что может быть использовано при совершенствовании их управленческой деятельности в регионе.
Положения, сформулированные в диссертации, могут быть использованы в курсах лекций по дисциплинам: «Социология организаций», «Социология управления» и др.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Выявленные характерные признаки управленческой деятельности в социальных процессах органов исполнительной власти на региональном уровне, представляют собой субъект-субъектные отношения, основанные на прочной правовой базе. Управленческая деятельность имеет большой опыт социальной практики и реализуется через процесс взаимодействия. Специфические черты на современном этапе её развития определяются учётом местных территориальных факторов, особенностями социальной стратификации, уровнем социально-экономического развития региона и имеют следующие направленности:
— ориентация на развитие, учёт особенностей окружающей среды и положения в ней, отсутствие предсказуемости поведения;
— использование всех возможностей для выживания в меняющемся мире в длительной перспективе;
— выявление основных ресурсов выживания.
2. Существующая модель управленческой деятельности в социальных процессах органов исполнительной власти на региональном уровне имеет специфические особенности и следующие недостатки — множественность согласований при решении простых вопросов, недостаточно чётко определенных функций социального управления на региональном уровне, таких как анализ и прогнозирование, дисбаланс между общественным контролем над деятельностью органов власти и открытостью, прозрачностью государственной службы в регионе.
3. По результатам авторского социологического исследования, выявлены современные факторы негативного влияния на поведение государственных служащих, связанные с: ориентацией на криминал и обеспечением личной безопасности, протекционизмом, пессимизмом в отношении положительного результата различных реформ в стране, в том числе административной, проявились в большей мере. При традиционном подходе предполагается таковыми воровство и коррупция, использование служебного положения в личных целях, пренебрежение интересами граждан, влияние бизнеса.
4. В целях повышения устойчивости управленческой деятельности в социальных процессах государственных служащих на современном этапе проведения административной реформы требуется возможность ухода от чрезмерного контроля со стороны государства и перехода к созданию партнёрских отношений на рабочих местах органов власти, что является способом укрепления и обеспечения демократии, путём замены личного интереса, зависимости на обслуживание, ответственность и партнёрство.
Апробация работы. Обсуждение диссертации проводилось на заседании кафедры государственного, муниципального управления и политики Читинского государственного университета и она была рекомендована к защите. Теоретико-методологические основы и результаты диссертационного исследования осуществлялись в выступлениях на научно-практических конференциях — «Кулагинские чтения» в 2005, 2006, 2007 гг. и семинарах по проблемам управленческой деятельности в социальных процессах органов исполнительной власти субъекта РФ, и изложены в научных публикациях диссертанта, в том числе в реферируемом издании: «Вестник Бурятского университета».
Структура диссертационной работы включает: введениетри главы из шести параграфовбиблиографический список, содержащий 99 источников, и приложение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В условиях современной России, несмотря на то, что страна переживает трудный период в своей истории, наметились тенденции стабильности не только в экономике, но и на политической арене. На данный момент складывается благоприятная ситуация для наведения «порядка» во всей системе управления, иными словами для реализации административной реформы.
Необходимо совершенствование новой системы управления на всех уровнях на основе целостного и системного подходов. Осуществляемая сегодня децентрализация в управлении требует, с одной стороны, четкого соблюдения принципа «проблема решается там, где она возникает», с другойпоявляется острая необходимость последовательной координации усилий всех субъектов управления, действующих на разных уровнях в интересах одной генеральной цели, хотя и разными средствами.
Поэтому вопрос согласования усилий разных субъектов управления, координация и объединение их управленческой деятельности — один из главных в управлении, от правильного решения которого во многом зависит судьба России.
В последнее время Президент России В. В. Путин принимает ряд серьезных мер в этом направлении. Выход из положения видится в том, чтобы четко разобраться с функциями управления на разных уровнях, определить их специфику и зоны взаимодействия с одной целью — повышение качества жизни граждан. В решении этих вопросов все важно: и федеральное управление, и региональное, муниципальное управление.
Такой механизм самоорганизации общества позволяет разрешить вековое противоречие между личностью и государством, где последнее, декларируя права и свободы личности, на деле часто выступало и выступает механизмом разрушения и сдерживания творческих потенциалов многих, блокировало и продолжает сдерживать самореализацию жизненных сил человека.
Выход из этого тупика один — освобождать государство от несвойственных ему властных функций регулирования всех сторон общественной жизни своих граждан, развивать гражданские институты общества на всех уровнях управления общественными делами.
Итак, особенности организации управления состоят в том, что:
— в нем сочетаются два вида воздействия: административного, государственного и самоорганизации, самоуправления;
— достижение целостности этих видов воздействия, саморегулирования осуществляется на основе постановки местных социальных и духовно-культурных целей, понятных каждому члену местного сообщества.
Что касается управленческой деятельности, то вектором её разрешения, разрядки сложившейся напряженности между центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями является неукоснительный принцип разделения полномочий, ресурсов, властных функций и ответственности, что должно получить закрепление в Конституции РФ.
В ней должны быть четко сформулированы ответственность и основные функции центральной власти и управления перед обществом, перед гражданами: социальное государство гарантирует своим гражданам на основе имеющейся национальной ресурсной базы, промышленного и сельскохозяйственного производства минимальный прожиточный уровень, наполнение потребительской корзины, достойный семейный и душевой доход.
Важнейшей задачей реформирования государственной службы является разработка и применение к российской практике современных экономических методов, известных по зарубежному опыту. Осознание того, что основной задачей государства является обслуживание интересов общества и конкретных категорий граждан, требует переориентации значительной части государственных органов с исполнения процедурных и самоподдерживающих функций на осуществление четко сформулированных задач и достижение конкретных целей.
Необходимое условие качественного и эффективного функционирования гражданской государственной службы — конкурентоспособность на конкретных рынках труда, уточнение функций, существенное повышение самостоятельности в организации оплаты труда, дополнительное финансирование.
Для государственных служащих структур исполнительной власти решение проблемы облегчается возможностями применения новых форм и методов планирования и организации работы и финансирования, повышающих свободу руководителей в распоряжении бюджетными средствами, в том числе и возможности их направления на оплату труда.
Перечень и этапы проводимых в настоящее время мероприятий определяются утвержденной Президентом Российской Федерации Концепцией реформирования системы государственной службы Российской Федерации. Однако следует заметить, что вследствие развития теории и практики в процессе государственного строительства оптимальный сценарий не может быть задан. Нам представляется, что принимаемые в настоящее время меры по созданию системы органов государственной власти и соответствующей ей целостной системы государственной службы будут способствовать повышению ее качественного уровня.
На основании теоретического обоснования и практического социологического исследования выявлены и обобщены характерные признаки управленческой деятельности в социальных процессах структур исполнительной власти Читинской области. Определено, что управленческая деятельность имеет большой опыт социальной практики и совершенствуется в ответственный период проведения реформ в стране и в регионе. Специфические черты её определяются учётом местных территориальных факторов, историческим моментом для региона — Объединением Читинской области и Агинского национального округа в Забайкальский край. Поэтому рекомендованные в работе тенденции к переходу в изучаемой управленческой деятельности на партнёрские, демократические направления в настоящее время актуальны. Это позволило сформулировать определенные критерии данной деятельности на современном этапе ее развития.
Существующая модель управленческой деятельности в социальных процессах структур исполнительной власти на региональном уровне имеет особенности и основные недостатки — множественность согласований при решении простых вопросовнедостаточно четко определенных функций социального управления, таких как анализ и прогнозированиедисбаланс между общественным контролем над деятельностью органов власти и открытостью, прозрачностью государственной службы в регионе.
Обозначены современные проблемы негативного влияния на поведение государственных служащих, связанные с ориентацией на криминал и обеспечением личной безопасности, протекционизмом, пессимизмом в отношении положительного результата различных реформ в стране, в том числе административной, в сравнении с традиционными воровством и коррупцией, использованием служебного положения в личных целях, пренебрежением интересами граждан и влиянием бизнеса. Определено направление управленческой деятельности в социальных процессах структур исполнительной власти Читинской области для создания ее устойчивости. Это возможно при переходе к созданию партнерских отношений на рабочих местах структур власти, что явится способом укрепления и обеспечения демократии, путем замены личного интереса, зависимости и контроля на обслуживание, ответственность и партнерство.