ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ ΠΊΠ»ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ сСмьи

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ΠžΡ‚ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π»Π΅Π½Π° сСмьи ΠΎΠΆΠΈΠ΄Π°ΡŽΡ‚ исполнСния ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ (ΠΌΡƒΠΆ — ΠΌΡƒΠΆΡ‡ΠΈΠ½Π°, Π»ΠΈΠ΄Π΅Ρ€, Π΄ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‚Ρ‡ΠΈΠΊ, ΠΎΠΏΠΎΡ€Π° Π² Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎΠΉ ситуации ΠΈ Ρ‚. ΠΏ.; ΠΆΠ΅Π½Π° — заботливая ΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ, хозяйка, Ρ…Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΈΡ†Π° домашнСго ΠΎΡ‡Π°Π³Π° ΠΈ Ρ‚. Π΄.; Π΄ΠΎΡ‡ΡŒ, сын — ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰Π½ΠΈΠΊΠΈ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ, ΠΎΠΏΠΎΡ€Π° Π² Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΌ, наслСдник — наслСдница ΠΈ ΠΏΡ€.). Однако ΠΏΡ€ΠΈ усвоСнии ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΌ Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΎΠΌ сСмьи ΠΊΠ°ΠΊ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ сСгодня всС большС обнаруТиваСтся ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈΠ΅… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ ΠΊΠ»ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ сСмьи (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΠ΅ сСмьи — это ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π³Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΠΈ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹Ρ… для Π½Π΅Π΅ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ, Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ сторону ΠΏΡ€ΠΎΡ‚Π΅ΠΊΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π² Π½Π΅ΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСских процСссов ΠΈ, Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности, ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ сСмьи ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π½Π΅ΠΆΠ΅Π»Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ воздСйствиям ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ срСды. Π­Ρ‚ΠΎΡ‚ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ Π½Π΅ Ρ‚оТдСствСнСн ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΡŽ " психичСскоС Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΠ΅" , Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ хотя ΠΈ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Ρ‹ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²Ρ‹Π΅ Π½ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΈ Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Ρ€Π΅Π³Π»Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Тизнь личности Π² ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ срСдС, ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ процСссы, явлСния ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСского уровня ΠΎΡΡ‚Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π²Π½Π΅ сфСры Π΅Π³ΠΎ содСрТания ΠΈ Π½Π΅ ΡƒΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ся Π² Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ слоТившССся понятиС.

Π­Ρ‚ΠΎΡ‚ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ Π½Π΅ Ρ‚оТдСствСнСн ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ противополоТности — ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΡŽ «ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСский ΠΊΠ»ΠΈΠΌΠ°Ρ‚», ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ Π² Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠ΅ΠΉ стСпСни ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΌΠΎ для Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ (Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС ΠΌΠ°Π»Ρ‹Ρ…) Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΡ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ состава, Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅Π΄ΠΈΠ½ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… своих Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΎΠ² Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΡ Ρƒ Π½ΠΈΡ… ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΈΡ… возмоТностСй Π²Ρ‹Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΈΠ· Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΠΈ Ρ‚. Π΄.

Π’Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ «ΠΏΡΠΈΡ…ологичСскоС Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΠ΅ сСмьи» ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΌ для ΠΌΠ°Π»ΠΎΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹, Π³Π΄Π΅ Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹ΠΌ условиСм Π΅Π΅ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚вования являСтся Ρ†Π΅Π»ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰Π°Ρ родствСнныС связи, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΡƒΡΡ‚ΠΎΠΉΡ‡ΠΈΠ²ΡƒΡŽ ΠΈ Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π³Π΄Π΅ сохраняСтся Π±Π»ΠΈΠ·ΠΎΡΡ‚ΡŒ мСТличностных ΠΈΠ½Ρ‚ΠΈΠΌΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ, особо Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎ сходство цСнностных ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΉ, ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ выдСляСтся Π½Π΅ ΠΎΠ΄Π½Π°, Π° Ρ€ΡΠ΄ общСствСнных Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΈ ΡΠΎΡ…раняСтся Π³ΠΈΠ±ΠΊΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΠΎΡ€ΠΈΡ‚Стности, адрСсности.

Π’Π½ΠΎΠ²ΡŒ ввСдСнная Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠ±ΠΎΡ€ΠΎΡ‚ научная катСгория «ΠΏΡΠΈΡ…ологичСскоС Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΠ΅ сСмьи» обусловлСна Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½Ρ‚ΠΎΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ…, психолого-пСдагогичСских явлСний ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠΎΠ² Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ ΠΈ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ сСмьи ΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ сСмьи ΠΊ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ срСдС, ΠΏΡ€ΠΈΡ‡Π°ΡΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΊ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΌΡƒ Π΅Π΅ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΠ΅ сСмьи ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅Π²Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ качСства Π΅Π΅ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ характСризуСтся Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚Π΅ΠΊΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π² Π½Π΅ΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ…, психологопСдагогичСских процСссов, ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, Ρ€Π΅Π°Π³ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ, ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΉ Π² ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½ΠΎΠΉ ситуации. Оно ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ свою структуру.

ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ критСриями психологичСского Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΡ сСмьи ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ: ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ, ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ, Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ, свойства ΠΈ ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡ поддСрТания психологичСского Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΡ сСмьи (Ρ‚Π°Π±Π». 1).

ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ ΠΈ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ психологичСского Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΡ сСмьи[1]. Π’ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ»Π΅ΠΊΡΠ½ΠΎΠΉ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ΅ психологичСского Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΡ сСмьи Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹ личностная, групповая, Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚Π½Π°Ρ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΈ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΈΡ… ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΡŽ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ: сходство сСмСйных цСнностСй, Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ролСвая ΡΠΎΠ³Π»Π°ΡΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ролСвая Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΠΌΠΈΠΊΡ€ΠΎΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΡ…, ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΡƒΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΌΠ»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π½Π° ΡΠ΅ΠΌΠ΅ΠΉΠ½ΠΎΠ΅ Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΎΠ»Π΅Ρ‚ΠΈΠ΅.

  • 1. Бходство сСмСйных цСнностСй (Π‘Π‘Π¦) ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°Π΅Ρ‚ совпадСниС, ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ΅ Сдинство взглядов, ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΎΠ² сСмьи ΠΊ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΌ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°ΠΌ, ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°ΠΌ, ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ°ΠΌ формирования, развития ΠΈ Ρ„ункционирования сСмьи ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΠ°Π»ΠΎΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹. Π’ Π½Π°ΡΡ‚оящСС врСмя Π² Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΠ΅ этого показатСля Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π΄Π²Π΅ Ρ‚Π΅Π½Π΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ: пСрвая — поляризация цСнностных ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ срСди Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΎΠ² сСмьи, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ; вторая — дСформация сСмСйных цСнностСй ΠΈ ΠΏΠΎΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ ΡΠ»ΠΎΠΆΠΈΠ²ΡˆΠΈΡ…ΡΡ Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ, ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»ΠΎΠ², интСрСсов ΠΈ ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΎΠ² сСмьи. КаТдая ΠΈΠ· ΡΡ‚ΠΈΡ… Ρ‚Π΅Π½Π΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΉ ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π΄Π΅ΡΡ‚Π°Π±ΠΈΠ»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π΅ воздСйствиС Π½Π° ΠΏΡΠΈΡ…ологичСскоС Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΠ΅ сСмьи.
  • 2. Π€ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ролСвая ΡΠΎΠ³Π»Π°ΡΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (Π€Π Π‘) прСдставляСт собой динамичСский ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ психологичСского Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΡ сСмьи ΠΈ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°Π΅Ρ‚ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ развития Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСских ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² внутрисСмСйного взаимодСйствия, ΠΊΠ°ΠΊ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅, Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ, Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΈΠ΅, Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΡ‚Π΅Ρ€ΠΏΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Ρ‡Π»Π΅Π½Π°ΠΌΠΈ сСмьи. Π­Ρ‚ΠΎΡ‚ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ Π²Ρ‹ΡΠΎΠΊΡƒΡŽ ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒ синхронности дСйствий Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΎΠ² сСмьи, ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ Π² Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ Ρ‚ΠΎΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠΉ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ Π² ΡΠΈΠ»Ρƒ Π΅Π΅ Ρ†Π΅Π»Π΅ΡΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…одимости для всСй сСмьи; тСсная взаимосвязь ΠΈ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ²Π»ΠΈΡΠ½ΠΈΠ΅ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ Π½Π° Π΄Ρ€ΡƒΠ³Π° ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π°ΡŽΡ‚ сСмСйной систСмС ΡΡ‚Π°Π±ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΡƒΡΡ‚ΠΎΠΉΡ‡ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ.
  • 3. Π‘ΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ролСвая Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (БРА) обусловливаСтся Ρ€ΠΎΠ»Π΅Π²ΠΎΠΉ структурой сСмьи, которая Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ складываСтся Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ТСсткой ΠΏΠΎ ΡΡ€Π°Π²Π½Π΅Π½ΠΈΡŽ с Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²ΠΎΠΌ ΠΌΠ°Π»Ρ‹Ρ… Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ. Она ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°Π΅Ρ‚ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ мСТличностных, внутрисСмСйных ΠΎΠΆΠΈΠ΄Π°Π½ΠΈΠΉ:

Π’Π°Π±Π»ΠΈΡ†Π° 1

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΠ΅ сСмьи

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ.

Π£Ρ€ΠΎΠ²Π½ΠΈ.

Π€ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ.

Бвойства.

Условия поддСрТания.

Бходство сСмСйных цСнностСй Π€ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ролСвая ΡΠΎΠ³Π»Π°ΡΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π‘ΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ролСвая Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΠ΄Π°ΠΏΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΠΌΠΈΠΊΡ€ΠΎΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… условиях Π­ΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π£ΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΌΠ»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π½Π° ΡΠ΅ΠΌΠ΅ΠΉΠ½ΠΎΠ΅ Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΎΠ»Π΅Ρ‚ΠΈΠ΅.

Норма ΠžΡ‚ΠΊΠ»ΠΎΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ Π½ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠžΡ‚ΠΊΠ»ΠΎΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ Π½ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ (хроничСскоС) ΠžΡ‚ΡΡƒΡ‚ΡΡ‚Π²ΠΈΠ΅.

Π˜Π½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Π°Ρ ΠžΡ†Π΅Π½ΠΎΡ‡Π½Π°Ρ ΠŸΡ€ΠΎΠ³Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ РСгулятивная ΠŸΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΈΡΡ‹Π²Π°ΡŽΡ‰Π°Ρ Π’ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ.

Π“ΡƒΠΌΠ°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π–ΠΈΠ·Π½Π΅ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π¦Π΅Π»ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠŸΠΎΠ²ΡΠ΅Π΄Π½Π΅Π²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Возрастная ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Ρ‡ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π£ΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΠ΅ΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ Π“Π°Ρ€ΠΌΠΎΠ½ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π‘ΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π”ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠšΠΎΠΌΠΏΠ΅Π½ΡΠ°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π£ΡΡ‚ΠΎΠΉΡ‡ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠžΠ±ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ супруТСскими ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ.

ΠœΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΡ Π±Ρ€Π°Ρ‡Π½ΠΎ-сСмСйных ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠŸΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ прСдставлСниС ΠΎ Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ сСмьи Π² ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° НаличиС Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² внутрисСмСйной ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ, ΡΠ΅ΠΊΡΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³Π°Ρ совмСстимости Π£ΡΡ‚ΠΎΠΉΡ‡ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ супруТСских ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π‘ΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ сСмьи.

ΠΎΡ‚ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π»Π΅Π½Π° сСмьи ΠΎΠΆΠΈΠ΄Π°ΡŽΡ‚ исполнСния ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ (ΠΌΡƒΠΆ — ΠΌΡƒΠΆΡ‡ΠΈΠ½Π°, Π»ΠΈΠ΄Π΅Ρ€, Π΄ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‚Ρ‡ΠΈΠΊ, ΠΎΠΏΠΎΡ€Π° Π² Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎΠΉ ситуации ΠΈ Ρ‚. ΠΏ.; ΠΆΠ΅Π½Π° — заботливая ΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ, хозяйка, Ρ…Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΈΡ†Π° домашнСго ΠΎΡ‡Π°Π³Π° ΠΈ Ρ‚. Π΄.; Π΄ΠΎΡ‡ΡŒ, сын — ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰Π½ΠΈΠΊΠΈ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ, ΠΎΠΏΠΎΡ€Π° Π² Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΌ, наслСдник — наслСдница ΠΈ ΠΏΡ€.). Однако ΠΏΡ€ΠΈ усвоСнии ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΌ Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΎΠΌ сСмьи ΠΊΠ°ΠΊ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ сСгодня всС большС обнаруТиваСтся ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅ΠΉ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠ΅ΠΉ ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΈΡΠ°Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ ΠΈ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ одобряСмым ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ†ΠΎΠΌ повСдСния Π² Π½Π΅ΠΉ. Под воздСйствиСм Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² соврСмСнной ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ всС Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‚ ΠΊΠΎΠ½Ρ„Π»ΠΈΠΊΡ‚Ρ‹ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΡŽ ΠΈ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΏΠ°Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ уровня развития сСмьи, ΠΊΠ°ΠΊ слСдствиС, ослабСваСт ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ сСмьи ΠΊ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… дСйствий ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ Π΄Π΅Π·ΠΎΡ€Π³Π°ΠΈΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΎΠΈΠ½Ρ‹Ρ… проявлСний Π΅Π΅ Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΎΠ².

  • 4. Π­ΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (Π­Π£) ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ принятия Π΄Ρ€ΡƒΠ³ Π΄Ρ€ΡƒΠ³Π° ΠΈ ΡƒΠ²Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΡΠ΅ΠΌΡŒΠ΅. ИмСнно Π²Ρ‹ΡΠΎΡ‡Π°ΠΉΡˆΠ°Ρ ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ близости — пристрастноС ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ ΠΊ Π΄Ρ€ΡƒΠ³Ρƒ — составляСт особоС качСство Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ сСмьи. ΠŸΠΎΠ½ΡΡ‚Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ связи ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Ρ‡Π»Π΅Π½Π°ΠΌΠΈ сСмьи ΠΎΠΏΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ ΠΈΡ… ΡΠΎΠ²ΠΌΠ΅ΡΡ‚Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π°ΠΌΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ стоят ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ всСм сСмСйным ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΌ. Π’ Ρ‚ΠΎ ΠΆΠ΅ врСмя ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΡΠ΅ΠΌΡŒΠ΅ являСтся ваТнСйшим источником психологичСской разрядки ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΈ всСх Π΅Π΅ Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΎΠ². Π Π΅ΠΉΡ‚ΠΈΠ½Π³ этого показатСля Π² ΠΏΡΠΈΡ…ологичСском Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΠ΅ сСмьи опрСдСляСтся ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠΌΠΈ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌΠΈ: ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ΠΌ образования Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ, ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°ΠΌΠΈ Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ Π±Ρ€Π°ΠΊΠ°, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΎΠΌ супруТСских ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, цСлями воспитания Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌΠΈ достиТСния Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π° ΠΈ Ρ‚. Π΄.
  • 5. ΠΠ΄Π°ΠΏΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΠΌΠΈΠΊΡ€ΠΎΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΡ… ΠΈΠ»ΠΈ внутрисСмСйная Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (ВБА) характСризуСтся ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго взрослых Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΎΠ² сСмьи ΠΏΡ€ΠΈΡΠΏΠΎΡΠ°Π±Π»ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΊ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСской атмосфСрС сСмьи послС Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ дня, послС прСбывания Π² ΠΈΠ½ΠΎΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ срСдС ΠΈ Ρ‚. Π΄. БСмья ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎ Ρ€Π΅ΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠ΄Π½Ρƒ ΠΈΠ· Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹Ρ… своих психологичСских Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ — ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ разрядку — лишь Π² Ρ‚ΠΎΠΌ случаС, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ Ρ‡Π»Π΅Π½ сСмьи Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ ΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΌΠΈΡ‚ΡŒΡΡ ΡΠΎΡ…Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Π² Π½Π΅ΠΉ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ мСТличностного общСния Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΈΡ… людСй, ΠΊΠΎΠΌΡ„ΠΎΡ€Ρ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ„ΠΎΠ½Π° ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ.

На Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ супругов Π² ΠΌΠΈΠΊΡ€ΠΎΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΡ… сущСствСнноС влияниС ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹, связанныС с «ΡΠΈΠ½Π΄Ρ€ΠΎΠΌΠΎΠΌ сгорания». ВсякоС ΠΏΡ€Π΅Π²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π½ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ², Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Ρƒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ профСссии Ρ‚ΠΈΠΏΠ° «Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ — Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ» (Π²Ρ€Π°Ρ‡ΠΈ, ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈ, ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΄ΠΆΠ΅Ρ€Ρ‹, сотрудники ΠΏΠΎΠ»ΠΈΡ†ΠΈΠΈ, свящСнники, общСствСнныС дСятСли, психологи, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π½ΠΈΠΊΠΈ ΠΈ Ρ‚. Π΄.), ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΊ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π½Π°ΡΡ‹Ρ‰Π΅Π½ΠΈΡŽ, ΡΠΎΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΌΡƒΡΡ со Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π΅ΠΌ нарастаниСм Ρ€Π°Π·Π΄Ρ€Π°ΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, усталости, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ Π½Π° «ΡΠΈΠ»ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹» воздСйствия Π½Π° ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… (Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ супруга, супругу). Π‘ΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ‡Π»Π΅Π½Π° сСмьи ΠΎΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ всС эти состояния «ΠΏΡ€ΠΈ Π²Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ Π² ΡΠ΅ΠΌΡŒΡŽ» ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡΡ‚ΡŒ Π΅Π΅ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Ρ‹ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ составляСт Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ психологичСского Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΡ сСмьи.

6. Π£ΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΌΠ»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠ° ΡΠ΅ΠΌΠ΅ΠΉΠ½ΠΎΠ΅ Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΎΠ»Π΅Ρ‚ΠΈΠ΅ (Π£Π‘Π”) прСдставляСт собой постоянноС стрСмлСниС ΠΊ Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ сСмСйным цСлям, Ρ€Π°Π·ΡƒΠΌΠ½ΠΎΠ΅ ΠΈΡ… ΠΏΠ»Π°Π½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ активности всСх Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΎΠ² сСмьи Π² ΠΈΡ… Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ. ΠΠ΅ΠΎΡ‚ΡŠΠ΅ΠΌΠ»Π΅ΠΌΡ‹ΠΌ Π°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ±ΡƒΡ‚ΠΎΠΌ любой Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ сСмьи ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ блиТайшиС ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€ΡΠΏΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ сСмСйныС Ρ†Π΅Π»ΠΈ. Π’ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ, Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π΅ способов ΠΈΡ… Π΄ΠΎΡΡ‚иТСния ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅ΠΌΠΎΠΌ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ потрСбности, намСрСния, интСрСсы, ТСлания ΠΈ ΡƒΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΊΠΈ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π»Π΅Π½Π° сСмьи. Π£Π΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΡ… Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ — ваТнСйшСС условиС поддСрТания активности сСмьи Π² ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΅ΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ ΠΈ ΡΠΎΡΡ‚ΠΎΠΈΡ‚ смысл основных ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² устрСмлСнности Π½Π° ΡΠ΅ΠΌΠ΅ΠΉΠ½ΠΎΠ΅ Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΎΠ»Π΅Ρ‚ΠΈΠ΅. Π’ ΡΠ²ΠΎΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ, психологичСски здоровая сСмья ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ влияСт Π½Π° Π²Π½Π΅ΡΠ΅ΠΌΠ΅ΠΉΠ½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π΅Π΅ Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΎΠ² (ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ, ΡƒΡ‡Π΅Π±Ρƒ ΠΈ Ρ‚. ΠΏ.), Ρ‚Π΅ΠΌ самым обСспСчивая «ΡΠ΅ΠΌΠ΅ΠΉΠ½ΡƒΡŽ подзарядку», ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΠΈΠΌΡƒΡŽ Ρ‡Π»Π΅Π½Π°ΠΌΠΈ сСмьи ΠΈΠ·Π²Π½Π΅.

РассмотрСнныС ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ психологичСского Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΡ сСмьи ΡΠΎΠ·Π΄Π°ΡŽΡ‚ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΉ психологичСский ΠΏΠΎΡ€Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ сСмьи ΠΈ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‚ ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒ Π΅Π΅ Π±Π»Π°Π³ΠΎΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΡ. Π’ Ρ‚ΠΎ ΠΆΠ΅ врСмя для ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π½ΠΈΠΊΠ°, Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎΡΡ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°ΠΌΠΈ сСмьи, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ, Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ ΠΈ Ρ‡Π°ΡΡ‚ности, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΡΡ‚ΠΈΠ»ΡŒ мСТличностного общСния Π² ΡΠ΅ΠΌΡŒΠ΅, Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ„Π°Ρ†ΠΈΠ»ΠΈΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Π³ΠΈΠ±ΠΈΡ†ΠΈΠΈ, супруТСская ΡΠΎΠ²ΠΌΠ΅ΡΡ‚ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Ρ‚. ΠΏ., ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ Π² ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠΉ сфСрС ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ сСмьи. Π’ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΌ случаС спСциалист ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ исходит ΠΈΠ· Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ сСмьС ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΠ°Π»ΠΎΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅ Π² Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚ присуща своя спСцифичСская Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ строго ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹Π΅ для Π½Π΅Π΅ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ. Π˜Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ ΠΈΡ… ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‚ Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ†Ρ‹ понимания сущности самих ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСских явлСний ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠΎΠ², ΠΏΡ€ΠΎΡ‚Π΅ΠΊΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΊΠ°ΠΊ Π² ΡΠ°ΠΌΠΎΠΉ сСмьС, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ Π΅Π΅ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠΈ с ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ срСдой.

Наряду с Π²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½Π°Π·Π²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ, основными показатСлями комплСксной ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ психологичСского Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΡ сСмьи ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ мСсто ΠΈ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅, ΠΊΠ°ΠΊ психолого-пСдагогичСская ΡΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π΅ΡΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ сСмьи, Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½Ρ‹ΠΉ возрасту Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΎΠ² сСмьи ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ зрСлости ΠΈΡ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΌΠΎΠ±ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½ΠΎ-рСфлСксивным ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌ ΠΈ Π΄Ρ€.

  • [1] Π’ΠΎΡ€ΠΎΡ…Ρ‚ΠΈΠΉ Π’. Π‘., ΠŸΡ€ΠΎΡ…ΠΎΡ€ΠΎΠ²Π° О. Π“. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΠ΅ сСмьи. БПб.: ΠšΠ°Ρ€ΠΎ, 2009.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ