Коррекция нарушений письма у учащихся младших классов с недоразвитием произвольной психической деятельности в общеобразовательной школе
Общий характер регуляторных нарушений, связанных с недоразвитием произвольной регуляции деятельности (функций программирования и контроля) и с трудностями поддержания рабочего состояния, активного тонуса коры головного мозга (функций активации и регуляции психической деятельности), позволил Т. В. Ахутиной выделить особый вид специфических нарушений письма — регуляторную дисграфию. Однако… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Современные представления о нарушениях письма у младших школьников с недоразвитием произвольной психической деятельности
- 1. 1. Психофизиологическое содержание процесса письма
- 1. 2. Специфические нарушения письма и подходы к их изучению
- 1. 3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с недоразвитием произвольной психической деятельности
- 1. 4. Нейропсихологический анализ сформированности устной речи, письма и высших психических функций у школьников с недоразвитием произвольной психической деятельности
Глава II. Результаты исследования устной речи, письма и функций регуляции, контроля и программирования произвольной психической деятельности у младших школьников общеобразовательной школы с синдромом дефицита внимания, гиперактивностью и с церебрастенией
2.1. Задачи и методы исследования устной речи, письма и функций регуляции, контроля и программирования произвольной психической деятельности у младших школьников с синдромом дефицита внимания, гиперактивностью и с церебрастенией
2.2. Результаты экспериментального исследования устной речи, письма и функций регуляции, контроля и программирования произвольной психической деятельности у младших школьников с синдромом дефицита внимания, гиперактивностью и с церебрастенией 47 2.2.1. Нейропсихологическая характеристика детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (I группа)
2.2.2. Нейропсихологическая характеристика детей с церебрастенией (II группа)
2.3. Сравнительный анализ результатов экспериментального исследования учащихся I и II групп
Глава III. Комплексная психолого-педагогическая технология коррекции нарушений письма у учащихся младших классов общеобразовательной школы с синдромом дефицита внимания, гиперактивностью и с церебрастенией
3.1. Теоретическое обоснование и принципы коррекции нарушений устной речи, письма и функций регуляции, контроля и программирования произвольной психической деятельности
3.2. Психолого-педагогическая технология коррекции письма у учащихся младших классов общеобразовательной школы с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
3.3. Психолого-педагогическая технология коррекции письма у учащихся младших классов общеобразовательной школы с церебрастенией
Список литературы
- Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста- Учебное пособие /Под ред. Л. С. Цветковой. М.: Московский психолого-сониальный институт- Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 2001 — 272 с.
- Амонашвили IIIА. Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах. -М., Дис. докт. псих, наук, 1972.
- Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. //Известия АПН РСФСР. -М, вып. 70,1955, с. 105−128.
- Ананьев Б.Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М: Просвещение, 1964 — 102 с.
- Аристова Т.А. Психофизиологические причины трудностей в обучении чтению и письму и их преодоление. // Дефектология, 2000, № 5, с. 142−146.
- Ахутина Т.В., Игнатьева С. Ю., Пылаева НМ и др. Методы нейропсихологическош обследования детей 6−8 лет. // Вестник МГУ, сер. 14, Психология, 1996, № 2, с. 51−58.
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения. /Нейропсихология сегодня. — М: МГУ, 1996 -135 с.
- Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму. /Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. СПб., 2001, с. 58−64.
- Ахутина Т.В., Золотарёва Э. В. О зрительно-пространственной дисграфии: Нейропсихологический анализ и методы её коррекции // Школа здоровья, № 3, 1997, с. 41−43.
- Ахутина Т.В., Семенова О. В., Мачинская Р. И., Крупская Е. В. Мозговые механизмы произвольной регуляции деятельности и формирование навыка письма у детей 7−8 лег. //Физиология человека 2001, т. 27, № 4, с. 123−130.
- Ахутина Т.В., Фотекова Т. А. Нейропсихологаческая диагностика речевой патологии у детей. //Школьный психолог, 2001, № 37, с. 3 -14 и № 38, с. 3 -14 (1−24).
- Ахутина Т.В. Нейропсихапюгический подход к диагностике трудностей обучения. /Проблемы специальной психологии и психодиагностики отклоняющегося развития. М.: год. МГУ, 1998, с. 75 — 92.
- Барашнев Ю.И., Лицев А. Э. К генезу минимальных мозговых дисфункций у детей. // Российский весгаик перинатол. и педиатр., 1995, № 6, с. 11−17.
- Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развитая. Изучение внимания школьников. — М: Московский психолош-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995 64 с.
- Безруких ММ Становление навыка письма (психофизиологические особенности). // Начальная школа, № 1, с. 23 31.
- Белоусова Е.Д., Никанорова МЮ. Синдром дефицита внимания и гиперактивносги // Российский весгаик перинатол. и педиатр., 2000, № 3, с. 39−42.
- Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи М.: Педагогика, 1977 — 89 с.
- Боскис P.M., Левина Р. Е. Нарушения письма при некоторых расстройствах артикуляции. М: Известия АПН РСФСР, 1948, вып. 15, с. 167−191.
- Брязгунов И.П. Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях. /И.П. Брязгунов, Е. В. Касатикова -М: год инст. психотерапии, 2001 92с.
- Величенкова О.А. Комплексный подход к анализу и коррекции специфических нарушений письма у учащихся младших классов общеобразовательной школы: Дис. к.п.н. -М, 2002−184 с.
- Винокур А.С. Недостатки письма у первоклассников с нарушениями речи: Автореф. дис. к.п.н. -М., 1965 20 с.
- Винокуров Л И. Роль нервно-психических нарушений в возникновении неуспеваемости у младших школьников: Автореф. дис. .к.м.н. М, 1973 -20с.
- Водоскова Н.Н. Трудности формирования письма у учащихся начальных классов: Автореферат дис. kelr -М, 1996 -17 с.
- Воробей А.А. Диагностика и коррекция внимания младших школьников: Учебно-методическое пособие / Кемеровский институт усовершенствования учителей. Кемерово: КИУУ, 1989 — 33 с.
- Гальперин 11.Я., Кабыльницкая СЛ. Экспериментальное формирование внимания. -М.: Просвещение, 1974 120 с.
- Глезерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей: Нейрошихологические аспекты. -М.: Наука, 1983 240 с.
- Гопиченко Г. М, Соботович Е. Ф. О механизме нарушения дифференциации звуков в процессе письма умственно отсталых учащихся. Герц, чтения. Дефектология. Л., 1976, с. 79−80.
- Гопиченко Е.М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых младших школьников и пути их преодоления. Л., 1979 — 85 с.
- Горностаева З.Я. Воспитание внимания у школьников в процессе обучения: Учебное пособие. М: МОПИ им. Крупской, 1974 — 45 с.
- Гржесоглава 3. Лёгкая дисфункция мозга в детском возрасте. М.: Просвещение, 1986−105 с.
- Григоренко Е. Л, Паулз Д. Л Генетические факторы, влияющие на возникновение девиангных форм развития и детских психических расстройств. //Дефектология, 1995, № 3, с. 3−22.
- Грушевская М.С. Дисграфия у младших школьников: Автореф. дис.. к.п.н. -М-, НИИ дефектологии АПН СССР, 1982 18 с.
- Гурьянов Е.В. Развитие навыка письма у школьников. М.: Просвещение, 1940−45 с.
- Дауленскене Ю.И. Неврологаческий анализ неуспевающих учеников массовых школ: Дис. К.М.Н. М., 1973 — 218 с.
- Делова Т.Б. Некоторые нейродинамические предпосылки в коррекции нарушений поведения у детей / Дети с временными задержками развития. М., 1971, с. 125−131.
- Демьянов Ю.Т. Клинико-психологическое исследование детей с затруднениями усвоения элементарных школьных навыков: Дис. к.м.н. JL, 1971−240 с.
- Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста: Методические рекомендации / Л. В. Венедиктова, Г. Т. Воробей, Р. И. Лалаева и др.- С-Пб: шд. РГПУ, 1998 -99с.
- Дробинская А. О. Личносгао ориентированный подход к коррекции трудностей в обучении младших школьников с церебрастеническими состояниями. Дис.. к. псих. н-М, 1999.
- Дробинская А.О. Синдром гиперактивносги с дефицитом внимания. // Дефектология, 19%, № 4, с. 72−74.
- Дробинская А.О., Фишман М. Н. Дети с трудностями в обучении. // Дефектология, 19%, № 5, с. 22−28.
- Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания: Онтогенетические исследования / Отв. ред. ДА. Фарбер. -Л: Наука, Ленинград, отд., 1985, -144 с.
- Томина Л Б., Акопянц И. А., Воеводкина В. К. Обучение через развитие познавательных процессов.-М.: «Издат-Школа», 1998 -176 с.
- Ефименкова Л. Н Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. -М.: Просвещение, 1991 80 с.
- Ефименкова ЛН., Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. -М.: Просвещение, 1973 68 с.
- Журба Л.Т., Мастюкова Е.М Ранние неврологические проявления минимальной церебральной дисфункции у детей.// Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1976, № 10, с. 1451−1454.
- Журба Л.Т., Мастюкова Е. М. Клинико-электрофизиологаческие сопоставления при минимальной церебральной дисфункции у детей школьного возраста // Невропатология и психиатрия, 1977, № 10, с. 1494−1497.
- Журба Л.Т., Мастюкова Е.М Минимальная мозговая дисфункция у детей: Научный обзор. -М.: ВНИИМИ, 1978 (вып. дан. 1979 г.) 50 с.
- Заваденко Н.Н. Неврологические основы дефицита внимания и гаперактивносги удетей.: Автореф. дис. км.н. /Рос. гос. мед. унив. -М., 1999−34 с.
- Заваденко Н.Н. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперакгивности у детей. // Мир психологии, 2000, № 1, с. 121−134.
- Заваденко Н.Н., Петрухин А. С. и др. Школьная дезадаптация: психоневрологическое исследование. // Вопросы психологии, 1999, № 4, с. 21−28.
- Заваденко Н.Н., Петрухин А. С. Клинико^гсихологическое исследование школьной дезадаптации, её основные причины и подходы к диагностике. // Неврологический журнал, 1998, № 6, с. 14−17.
- Заваденко Н.Н., Суворинова НЮ. Лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей: оценки эффективности ноогропов. // Вестник практической невролопш, 1996, № 2, с. 69−72.
- Захаров А.И. Классификация нервных нарушений у детей, их проявления и распространённость. / Обучение и воспитание детей «группы риска». Хрестоматия. Учебное пособие. Составители: В. М Астапов, Ю. В. Микадзе. -М, 19%, с. 67−87.
- Зивдер Л.Р. Очерк общей теории письма Л.: Наука, 1987 -187 с.
- Иванов Е.С. Астения как одна из причин неуспеваемости детей в школе. / Обучение и воспитание детей группы риска". Хрестоматия. Учебное пособие. Составители: В. М Астапов, Ю. В. Микадзе. -М, 1996, с. 123−127.
- Иншакова О.Б. Нарушения письма и чтения учащихся правшей и неправшей: Дис. .КЛ.Н-М, 1995.
- Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. Л.: Медицина, 1982 -224с.
- Исаев Д.Н., Ефремов К. Д., Пушкинская СМ. Лёгкая детская энцефалопатия, как причина дислексии и дисграфии. // 1-я Всерос. конф. по невропатологии и психиатрии детского возраста. -М, 1974, с. 120−124.
- Казакова В.А. Клинико-этиологическая характеристика последствий ранних органических поражений головного мозга у детей.: Автореф. дис. к.м.н. Ижевск, 1968 — 26 с.
- Кайгородов Б.В., Насырова О. А. Гиперактивность как школьная и индивидуальная проблема. / Мир психологии, 1996, № 1, с. 100−106.
- Карелина И.Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизаргрическимирасстройствами. Дис. к.п.н., М, 2000.
- Карпенко Н.П., Подольский А. И. Внимание и коррекция дисграфических ошибок у детей с недостатками речи // Вестник МГУ. -1980, № 3, с. 67−72.
- Каше Г. А. Предупреждение нарушений письма и чтения у детей. / Основы теории и практики логопедии. Под ред Р. Е. Левиной. М: Просвещение, 1968, с. 64−71.
- Ковалёв В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М.: Медицина, 1985 — 288 с.
- Колповская И.К. Влияние недоразвития речи на усвоение письма. / Школа для детей с тяжёлым нарушением речи. Под ред Р. Е. Левиной М.: изд. АПН РСФСР, 1961, с. 47−53.
- Колповская ИК Особенности письма у детей при общем недоразвитии речи: Автореф. дис. .кп.н. -М., НИИ дефектологии, 1970 -18 с.
- Комплексная методика психомоторной коррекции. / Под ред А. В. Семенович. -М: МГЛУ, 1998−105 с.
- Корнев А.Н. Вопросы лечебной педагогики и профилактики дислексии и дисграфий. / Обучение и воспитание детей «группы риска». Хрестоматия. Учебное пособие. Составители: В. М. Астапов, Ю. В. Микадее. М.: Просвещение, 19%, с. 182−216.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей (диагностика, коррекция, предупреждение). М.: Просвещение, 1986 — 63 с.
- Корсакова Н.К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. -М.: Изд-во «Лед. об-во России», 2000 -154 с.
- Кошелева А.Д., Алексеева Л. С. Диагностика и коррекция гиперакгишюсги ребёнка: Научно-методическое пособие. -М.: Просвещение, 1997 60 с.
- Крук И.В. Церебрастенические состояния у детей дошкольного возраста — Киев: Здоровье, 1990 63 с.
- Курганский А.В. Механизмы центрального программирования произвольных серийных д вижений и их формирование в онтогенезе: Автореф. дис.. кб.н.-М" 1994−17 с.
- Курганский А.В., Ахутина Т. В. Трудности в обучении и серийная организация движений у детей 6−7 лег. // Вестник МГУ, сер. 14, Психология, 19%, № 2, с. 58−65.
- Кучма В.Р., Платонова А. Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей в России: распространённость, факторы риска и профилактики. М.: Рарогъ, 1997−196 с.
- Кучма В.Р., Платонова А. Г., Баль Л. В. Распространённость, диагностика и лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей. // Российский вестник перинатологии и педиатрии, 1996, ч. 1, № 2, с. 42−46.
- Лазарева Е.И. Методика обучения «проблемных» по чтению детей: Учебное пособие / ИПКРО Казань: Карпол, 1998 — 212 с.
- Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Уч. пособие для дефектологических ф-тов пед. институтов. -М.: Просвещение, 1983 -136 с.
- Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи. / Логопедия. М: Просвещение, 1989, с. 345−382.
- Лалаева Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы. Пособие для логопедов. -М: Просвещение, 1978 88 с.
- Лалаева Р.И., Бенедиктова Л. В. Дифференцированная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. С-Пб.: Образование, 1997 — 170 с.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. С-Пб: «Союз», 1999 -160 с.
- Лалаева Р.И., Сятка-Высоцка Г. Виды дисграфий у детей с церебральными параличами. / Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей.-Л, 1985, с. 82−89.
- Левина Р.Е. Влияние недоразвития речи на усвоение письма. // Специальная школа, 1963, вып.1, с. 62−66.
- Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи М: год АПН РСФСР, 1961−67 с.
- Левина Р.Е. О генезисе нарушений письма у детей с ОНР / Вопросы логопедии. Под ред. Р. Е. Левиной. -М: изд АПН РСФСР, 1959, с.27−31.
- Леонтьев А.А. Некоторые вопросы лингвистической теории письма. / Вопросы общего языкознания. -М: Просвещение, 1964 -110 с.
- Линьков ВВ. Критерии диагностики ММД у детей./ сб. Проблемы нейрогенетики, анпюневрологии, нейротравмагологии: сб. науч. работ, поев. 100 л. со дня рождения проф. Р.АЛкачёва. Иванов, 1999, с. 76−78.
- Лицев А.Э. Роль перинатальной патологии в генезе минимальных мозговых дисфункций у детей раннего возраста: Автореф. дис. к.м.н. -М, 1995−21 с.
- Логинова Е.А. Дифференцированный подход в логопедической работе по устранению дисграфий у учащихся с ЗПР. Дис. к.п.н. М, 1992.
- Логинова Е.А. Нарушения письма у учащихся младших классов с ЗПР. /Психолош-педашгические основы коррекциондай работы с аномальными детьми. -Л.: Наука, 1990, с. 22−24.
- Логопедия: Учебник / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2002 — 680 с.
- Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии).-М: Педагогика, 1973. 223 с.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. -М: изд МГУ, 1962 -432с.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М: Изд-во МГУ, 1973 — 374 с.
- Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма -М: изд. АПН РСФСР, 1950 -43 с.
- Лурия А.Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе — М.: Институт практической медицины- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 23 с.
- Лурия АР., Юдович Ф. Н. Речь и развитие психических процессов у ребёнка -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 94 с.
- Ляпидевский С.С. Дисграфия у детей, их патофизиологический анализ. // У ч,-воспитательная работа в спец школах, вып. 3, -М., 1953, с. 3−11.
- Маспокова Е. М Особенности нарушений письменной речи при некоторых формах речевых нарушений у детей. // Журнал невропатологии и психиатрии им. Корсакова, 1968, № 10.
- Маспокова Е. М Системогенез нервно-психической деятельности у детей с анге-и перинатальным поражением мозга: Автореф. дис. д-ра м.н. -М, 1978−32 с.
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейро-психо-логическая диагностика). -М.: изд. н/о «Компенс-ценгр», 1993−198 с.
- Микадзе Ю.В. Нейропсихологическая диагностика способности к обучению Тестирование слухоречевой и зрительной памяти учащихся младших классов. // Вестник Московского Университета, сер. 14, Психология, 1996, № 2, с. 46−50.
- Микадзе Ю.В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе. М: ИнгелТех, 1994 — 63 с.
- Мискускиге А.И. О нарушениях письма у учащихся начальных классов общеобразовательной школы. //Дефектология, 1972, № 6, с. 41−46.
- Московкина А.Г., Анисимова И. В. Как помочь ребёнку с нарушением внимания: (Синдром дефицита внимания с гиперактивносгью). // Дефектология, 2000, № 3, с. 61−65.
- Мусина В.П. Особенности внимания в условиях решения мнемической задачи у нормально развивающихся и аномальных детей.: Автореферат дис.. к псих. н. -М.:МГПИ, 1990- 14 с.
- Назарова JI.K. Звуковой анализ и синтез в обучении первоначальному чтению. Звуковая работа над языком и речью учащихся при обучении грамоте: Методич. рекомендации в помощь лектору и методисту института усовершенствования учителей. -М., 1976 20 с.
- Назарова Л.К. О роли речевых кинестезии в письме. // Советская педагогика, 1952, № 6, с. 37−51.
- Назарова Л К Обучение грамоте на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся. -М.: Просвещение, 1965 207 с.
- Назарова Ю.В. Обучение чтению детей с нарушениями речи: Методич. рекомендации из опыта работы шк. № 10 г. Рязани / Ю. В. Назарова, Л. Н. Макарова, Рязань: Рязанский обл. институт разв. образования, 1998 — 107 с.
- Насонова В Л. Анализ психофизиологических механизмов затруднений в овладении чтением и письмом у детей с ЗГ1Р: Автор, дис. к. псих. п.—М., 1979 -22 с.
- Насырова О.А. Психологические критерии диагностики интерактивного поведения у детей (учащихся начальной школы) / Учёные записки Материалы докладов итоговой научной конференции АГПИ (23 апреля 1996 г.) Астрахань, 1998, с. 35−38.
- Неженцев MB., Суслова Г. А. К вопросу о теории развития ММД у детей, /сб. 4 Междунар. контр. «Эколош-социальные вопросы защиты и охраны молодого поколения на пути в 21 в.» С-Пб, 1998, с. 369−373.
- Никашина Н.А. Логопедическая помощь учащимся с речевым недоразвитием. / Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. Под ред. Р. Е. Левиной. М: Просвещение, 1965 — 85 с.
- Никашина Н.А. Недостатки произношения и письма у учащихся первых классов массовых школ./ Вопросы логопедии. Под ред. Р. Е. Левиной. М: изд. АПН РСФСР, 1959, с. 29−34.
- Никашина Н.А. Устранение нарушений письма и чтения у детей с недоразвитием речи / Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 1968, с. 53−57.
- Никашина НА. Формирование речи при её недоразвитии. / Основы теории и практики логопедии. -М.: Просвещение, 1968, с. 51−53.
- Ольхин А.Б. Ошибки при письме у детей с недостатками артикуляции и педагогические пути коррекции: Автореф. дис. к.п.н Л., 1981 — 22 с.
- Орлова Д.И. Нарушения произношения и письма у учащихся вспомогательных школ: Автореф. дис. .к.п.н. М: МП ГУ, 1967 -16 с.
- Орфинская В.К. Формы дисграфии, отражающие недоразвитие фонематической системы./ 23 Герц, чтения. Дефектология. Л., 1970, с. 106−108.
- Осипова Е.А., Панкратова Н. В. Динамика нейропсихологического статуса у детей с различными вариантами течения синдрома дефицита внимания и гиперагивносги. //Школа здоровья, 1997,4, № 4, с. 34−43.
- Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью: Уч. пособие / (Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, В. И. Минакова и др.) С-Пб: Образование, 1996 -106 с.
- Панасюк А.Ю. О возможности использования адаптированного варианта методики Векслера при психологическом исследовании детей с интеллектуальной недостаточностью. Журнал невропатологии и психиатрии им С. С. Корсакова, 1973, т.73, вып. 10, с. 1538−1542.
- Панкратова Н.В. Биомеханический анализ движений письма: Автореф. дис.. кб.н. -М., 1968−16 с.
- Певзнер МС. Дети с церебрастеническими состояниями./ Принципы отбора детей во вспомогательные школы -М: Просвещение, с. 117−125.
- Певзнер М.С., Ростягайлова Л. И., Мастюкова Е.М Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности: (вариант гидроцефалии) / НИИ дефектологии АПН СССР. М: Педагогика, 1982 -104с.
- Перегуда В.И. Особенности самоконтроля у гиперактивных детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. к псих, н / Рос. акад. образования. Институт развития личности. М., 1994 — 20 с.
- Переслени ЛИ, Рожкова Л А. Нейрофизиологические механизмы нарушений прогностической деятельности у детей с трудностями в обучении. //Дефектология, 1996, № 5, с. 19−28.
- Письмо и чтение. Трудности обучения и коррекции / Под общей ред. О. Б. Иншаковой М.: МПСИ- Воронеж: гад. НПО «МОДЭК», 2001.-240 с.
- Плоткина ИМ К вопросу о механизмах дисграфий, связанных с нарушением анализа и синтеза слов и предложений у учащихся 1−2 классов веном, школы./ Психические и речевые нарушения у детей и пути их коррекции Л., 1975, с. 94−164.
- Полонская Н.Н., Яблокова Л. В., Ахутина Т. В. Динамика функций программирования и контроля и её связь с трудностями обучения младших школьников. // Вестник МГУ, сер. 14, Психология, 1997, № 2, с. 42 51.
- Проблемы патологии развития и распада речевых функций: Методич. материалы научно-практической конф., поев, памяти проф. ПК Трауготг С-Пб: изд. С-Пб-го университета, 1999 -184 с.
- Пылаева Н. М, Ахутина Т. В. Школа внимания. Методика развитая и коррекции внимания у детей 5−7 лег: Методическое пособие и дидактический материал. -М.: МГУ, 1997 -127 с.
- Расстройства речи Мультидисцишшнарный подход к изучению, диагностике и коррекции. / Материалы конф. «Реабилитация пациентов с расстройствами речи». -С-Пб: С-Пб НИИ уха, горла и речи, 2000 261 с.
- Рахмакова Г. Н- Некоторые особенности письменной речи младших школьников с ЗПР. //Дефектология, 1991, № 2, с. 10−16.
- Рейдибойм M. I". Материалы клинического изучения неуспевающих школьников. //Дефектология, 1972, № 3, с. 15−21.
- Репина З.А. Нарушения письма у учащихся с дефектами артикуляционного аппарата: Автореф. дис. кп.н. -М., 1975 -18 с.
- Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжёлыми дефектами речи. Уч. Пособие. Екатеринбург, 19% -121 с.
- Репина З.А. Нарушения письма у школьников с ринолалией: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. / УрГПУ. Екатеринбург, 1999 — 90 с.
- Садовникова КН. Логопедическая работа по преодолению нарушений письма в системе начального обучения учащихся: Автореф. дис. к.п.н. М, 1970−20 с.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Книга для логопедов. -М.: «Владос», 1997 255 с.
- Салахова В.Я. Формирование контроля и самоконтроля как средство коррекции звукопроизношения и письма у младших школьников с ЗПР. Дис.. к.п.н.-Екатеринбург, 1997.
- Семёнова О. А. Некоторые особенности двигательных функций и слухоречевого начала у детей с лёгкой дисфункцией мозга // Школа здоровья, 1997,4 № 4, с. 44−48.
- Семенович АВ. Схема нейропсихолошческого обследования детей. Нейропсихологаческие синдромы отклоняющегххя развитая. М.: «Мир», 1998 — 75 с.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. -М.: ACADEMA, 2002 228 С.
- Симеон Т.П. Клиника и патофизиология постинфекционных церебрасгенических состояний у детей // Вопросы психиатрии детского возраста -М, 1962, с. 31−38.
- Симерницкая Э.Г. Нейропсихологаческая методика экспресс-диагностики «Лурия 90». — М: об-во «Знание» РСФСР, 1991 — 37 с.
- Симерницкая Э.Г. Об особенностях проявления очаговых нарушений ВПФ в детском возрасте. / Нейропсихологические исследования в неврологии, нейрохирургии и психиатрии. Л., 1981, с. 86−89.
- Симерницкая Э.Г., Скворцов И. А., Московичюте Л. И. и др. Методика адаптированного нейропсихологического исследования для детских невропатологов. —М.: Просвещение, 1988 45 с.
- Соботович Е.Ф., Чернопольская Ч. А. Проявления стёртых дизартрии и методы их диагностики.//Дефектология, 1974, № 4, с. 20−21.
- Соботович Е.Ф. Психолого-педагогические основы коррекции нарушений формирования грамматического строя речи у детей: Автореф. дис.. к.п.п. М, АПН РСФСР, НИИ дефектологии, 1984 -18 с.
- Семаго Н.Я., Семаго ММ Проблемные дета (основы диагностической и коррекционной работы психолога). -М.: АРКТИ, 2001 -105 е.
- Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма / Недостатки речи у учащихся начальных классов массовых школ. М.: Просвещение, 1965, с.45−49.
- Спирова Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. -М.: изд. АПН РСФСР, 1957 63 с.
- Спирова Л.Ф. Соотношение между недостатками произношения, чтения и письма / Вопросы логопедии. Под ред P.R. Левиной. М: щд АПН РСФСР, 1959 -80 с.
- Спирова Л.Ф., Ястребова АВ. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ.// Дефектология, 1988, № 5, с. 37−42.
- Схема нейропсихологического исследования: Учебное пособие / Под ред. А. Р. Лурия. -М.: изд. МГУ, 1973- 60 с.
- Токарева О. А Расстройства письма у разных групп аномальных детей и принципы в работе по их устранению. / Патология речи (учёные записки). Под ред. С.С. Ляпидевского-М, 1971, с.63−68.
- Тригер Р. Д. Недостатки письма у первоклассников с задержкой психического развития. //Дефектология, 1972, № 5, с. 35−41.
- Улько Е.В. Психологическая интерпретация феномена невнимательности младших школьников.: Дис. к псих, н -Краснодар, 1997−173 с.
- Управляемое формирование психических процессов / Под ред. П. Я. Гальперина -М.: Просвещение, 1977 -195 с.
- Фарбер ДА., Дубровинская I I B. Мозговая организация когнитивных процессов в дошкольном возрасте. // Физиология человека, 1997, т. 23, № 2, с. 25−32.
- Физиологические и психологические критерии готовности к обучению в школе. (Материалы симпозиума) / ред. koji-я: Ю. Ф. Змановский, д-р мед наук и др. -М: Акад. пед. наук СССР, 1977 -171 с.
- Фишман МП. Электрофгоиологический анализ функционального состояния мозга детей с трудностями в обучении. // Дефектология, 1999, № 5, с. 19−24.
- Фишман ММ., Дробинская А. О. Динамика церебрастенического синдрома у детей с ЗПР в процессе онтогенеза // Междун. науч.- практич. конф. памяти К. С Лебединской: Тезисы доклада -М., 1995, с.38−39
- Фотекова Т.А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с ОНР. // Дефектология, 1994, № 2, с.25−29.
- Халецкая О.В. Клинические варианты минимальной мозговой дисфункции у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. к.м.н. / Пермский гос. мед институт. -Пермь, 1993 18 с.
- Хватцев М.Е. Логопедия / Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие: в 2тг. / Под ред ЛС. Валковой и В. И. Селиверстова М: Гум. изд центр ВЛАДОС, 1997. — с. 337−347.
- Хомская Е. Д Исследование влияний речевых реакций на двигательные у детей с церебрастенией. / Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребёнка -М, Просвещение, 1958, с. 131−249.
- Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация ребёнка. М: МГУ, 1 985 323 с.
- Цветкова Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2000 — 304 с.
- Цветкова Л.С., Гришина Е. Г. Особенности предметных образов-представлений у детей с трудностями обучения в общеобразовательной школе (нейропсихологический подход). //Мир психологии, 2000, № 4, С. 203−216.
- Чиркина Г. В. Недосгаиси письма у детей с дефектами артикуляционного аппарата, пути их преодоления и предупреждения: Автореф. дис. .к.п.н. -ML, 1967 20 с.
- Шалигкина Л. А. Роль фактора астении в школьной дезадаптации./ Школьная дезадаптация: Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков.: Тезисы доклада на Всерос. науч. практ. конф. 25−27 окт. 1995. -М, 1995, с. 64.
- Шевченко С.Г. Комплексный подход к диагностике, коррекции и реабилитации детей с трудностями в обучении. // Дефектология, 1995, № 1, с. 29.
- Шипицына Л.М. Интегрированное обучение детей с проблемами в развитии. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 1995, № 3, с. 14−17.
- Шипицына Л.М. Нейропсихологические аспекты диагностики детей в процессе коррекццонно-развивающего обучения. // Дефектология, 1999, № 5, с. 3−10.
- Шипицына Л.М., Волкова Л. С., Крутинова ЭР. Комплексное исследование мнестической деятельности младших школьников с речевой патологией. //Дефектология, 1991, № 3, с. 43−46.
- Шнигкова Е.В. Формирование здоровья, прогноз, диагностика и профилактика его нарушений в онтогенезе у детей и подростков, перенёсших перинатальную гипоксию.: Автореф. дис. д-рам. н. Иваново, 1999−32 с.
- Шуйфер Р.И. Опыт преодоления недостатков произношения, чтения и письма в логопедической практике. //Учебно-воспитательная работа в спец. Школах. Вып.1 -М.: Учпедгиз, 1954, с. 35−38.
- Щуренкова Н.А. Нарушения письма у учащихся младших классов вспомогательной школы: Автореф. дис. к.п.н. МШУ- М., 1991 -16 с.
- Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты. // Вопросы психологии, 1956, № 5, С.51−59.
- Юрова Е.В. 200 упражнений для развития письменной речи. М.: ACT, 2 000 206 с.
- Яковлев С.Б. Логопедическая работа по коррекции аграммагизмов в письме у учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи: Автореф. дис. .к.п.н. ЛГПИ-Л., 1988−18 с.
- Яременко Б.Р. и др. Минимальные дисфункции головного мозга у детей: Этиология. Патогенез. Диагностика Коррекция. Профилактика Б. Р. Яременко, А. Б. Яременко, Т. Б. Горяпшва -С-Пб.: Салит: Деан, 1999 -124 с.
- Ariin Р.К. Reagetian tasks as predictors of reading and math readiness in grades К -1 //J. Educat. Psychol. -1981.-Vol. 73, № 5, P. 712−721.
- Attention deficit disorder: Diagnostic, cognitive s. therspeutic understandigung / Ed By Lewis M. Bloomingdale.- L n — caste: MTP press ltd Cop. 1984.-22.229c.
- Bakker D. Neuropsychological Treatment of Dyslexia Oxford Univ. Press N. Y, 1990.
- Becker, Ruit Die Lese Rechtschreib — Schwahe aus loqopadischer Sicht / Prof Dr. Sc. raed. — Berlin: Volkund Gesundheit, 1985 -105 s.
- Breman M., Rudel R.G. el al. Inter- uiid intrahemispheric processing of letter stimuli by dyslexic children and normal readers// Cortex. -1986.- Vol. 22, № 3,-P. 447−460.
- Cross M Language studies of laming to read and spell: Ponologic a orthographic processing. Dordrecht etc: Kluwer acad publ. Con., 1997 — 427 c.
- Grossmann G., Schmitz W. mtelligenzdiagnostik in der Zusammenarbeit zwischen Kindersychiatrie und Sondeфadagogik. lie Sonderschule, 1967, № 4, S.228−234.
- Develop mental neurobiology. Ed By Williamina A. Himwich With a foreword by Peter Arokhin and Dominick Rurpura Springlild Tomas, cop. 1970 770c.
- Frunklindlich Himgeschadigte als Iirwachsene: Ergebnisse von Nachuntert Hrsg. von Prof. an. Dr.sc.med. Alphons Herbst Leipzig: I lirzel, 1986 -92 c.
- GiUiland H. A. practical guide to remedial reading. Merril, 1978.
- Minimale cerebrate Disfimktion bei Kindem. Kritischer Literaturliberblick. Ernst Berger-Bemb, Huber, 1977 307 c.
- Newcomer Phyllis L. Unterstanding and teaching emotional by disturbed children / Phyllis L. Newcover.- Boston etc.: Allyn a Bacon, cop. 1980 8,448 c.
- Normal and abnormal development of brain and behavior / Ed By G.B.A. Stoelinga, L Van WerflTen Bosch.- Deiden: Leiden univ. press, 1971 -348 c.
- Radparvar Jradj. Zur Symptomatik und therapie der minimalen cerebralen Dysfunktion unter besonderer Beeucksichtigung heilpadagogischer und psyhomotorischer ubungsbehandling: hiaug. Diss./ Vorgelegt von Iradj Radparvar. -Matburg / Lahn, 1986 — 286 c.
- Rapin Isabelle. Children with brain dysfunction Neurology, cognition, language, a behavior / Isabelle Rapin -New York: Raven press, cop. 1982 -15,284c.
- Ross Dorothea M., Ross Sheila A. Hyperacktivity: research, theory, and action. Dorothea M. Ross, Schella A. Ross. New York, 1976 385 c.
- Schenk Danziger Lotte. Handbuch da- Legastenie im Kindersaher. Von Ix) tte Schenk — Danziger unter Mitarb. von W. Boch. Weinheim — Berlin, 1968 -73 c.
- Spionek H. Zaburzenia rozwoju ucznion a niepowodzenia szekolne. -Warszawa Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1975. 459 S.
- Sugarman, Gerald L., Stone Margaret N. Your hyperactive child: A guestions, Gerald L. Taulor E. Psychological Appraisal of Children with Cerebral Defect Cambridge, Massachussets, 1959.