Определение рыночной стоимости товарного знака
Учитывая «неосязаемость» нематериальных активов, трудность заключается в определении их срока службы и стоимости. В соответствии с решением Совета по бухгалтерским стандартам фирмы должны учитывать неосязаемые средства в виде активов по стоимости их приобретения. Купленные права ставятся на учет по цене покупки. Права на результаты собственных разработок ставятся на учет, как правило… Читать ещё >
Определение рыночной стоимости товарного знака (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство образования РФ
Алтайский государственный технический
университет им. И.И. Ползунова
Институт повышения квалификации и переподготовки кадров
Факультет руководящих работников и специалистов
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Финансы »
Тема: Определение рыночной стоимости товарного знака
Выполнил:
студент группы О-508−02 Лукешкин И.А.
Проверил:
научный руководитель Глазкова Т. Н.
Барнаул
Товарный знак в стратегическом управлении интеллектуальной собственностью
Неотъемлемым элементом рыночной экономики являются средства индивидуализации товаров и услуг. К таковым, в соответствии с Гражданским кодексом относятся товарные знаки и знаки обслуживания. Чуткая реакция рынка на производимые продукты выражается в колебаниях потребительского спроса на них и объемах продаж. Товарный знак (или торговая марка) являясь своеобразным звеном между изготовителем и потребителем, служит активным средством привлечения внимания покупателей к маркируемым товарам и позволяет потребителям выбрать необходимые им товары определенного производителя.
В современном международном бизнесе отмечается возрастающая роль торговых марок и знаков обслуживания в стратегическом управлении интеллектуальной собственностью. Отчасти это связано с тем, что они (торговые марки) имеют неограниченный срок жизни, получение и поддержка правовой охраны дешевле, чем, например, для патентов. Дебаты относительно того, какой вид интеллектуальной собственности — патенты, товарные знаки, объекты авторского права или ноу-хау, следует принять в качестве доминирующего в перспективном планировании деятельности фирм, заканчиваются зачастую в пользу торговых марок. Большая буква «М» над ресторанами быстрого обслуживания McDonald обеспечивает их владельцам целое состояние, хотя, как известно, на гамбургеры нет патентов.
Возрастает интерес к приобретению прав на товарные знаки и в Российской Федерации, что подтверждается ростом количества заявок, поступающих на регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания в Патентное ведомство Российской Федерации. Так, если в 1980;1988 гг. число таких заявок составляло примерно от 5 до 7 тыс. то в последующие годы, с 1989 по 1996 г., оно равнялось примерно 20−25 тыс. в год.
Торговая марка (товарный знак) является одним из старейших видов маркировки продукции, помогающий потребителю в его решении о покупке, а изготовителю — в реализации своей продукции и успешном функционировании в условиях рыночной конкуренции.
Товарный знак и знак обслуживания — это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних производителей от однородных товаров и услуг других производителей.
Многим хорошо известны такие торговые марки-наименования, как Coca-Cola, Ponasonic, Sony, SAAB, OPEL, VOLVO, NISSAN, BOSH, IBM, Polaroid, Microsoft, торговые марки-знаки.
1. ТОВАРНЫЙ ЗНАК: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПОНЯТИЯ ФУНКЦИИ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ
Товарные знаки важны как для продавцов, так и для покупателей. Товарный знак является своеобразным символом, указывающим, кто несет за данный товар ответственность. При выборе товара покупатель ориентируется на товарный знак. В случае удовлетворения покупкой в следующий раз он будет руководствоваться просто товарным знаком.
Товарный знак служит нескольким целям. С точки зрения лица, заинтересованного в покупке, он служит ориентиром при выборе того или иного товара. Выбор основывается на ожидаемых свойствах товара, в этом случае функция товарного знака состоит в том, чтобы указывать покупателю на наличие того или иного качества товара.
Другой функцией товарного знака является выделение товара или услуг конкретного производителя из однородных товаров и услуг других производителей. Данную функцию товарный знак может выполнять лишь в том случае, если он обладает «различительной способностью». Согласитесь, что потребителю трудно определить конкретного производителя среди многих, если производители имеют похожие символы. Наглядным примером отсутствия различительной способности могут служить наименования и символика двух фирм, занимающихся изготовлением мебели, у которых оказались похожими не только фирменные обозначения, но и фирменные наименования. В Санкт-Петербурге имеется мебельная фирма «Дима и компания», занимающаяся производством и реализацией мебели, и мебельная компания «Дмитрий». В телефонном справочнике Петербургской телефонной сети за 1998 г. «Весь Петербург» рекламные модули двух этих фирм расположены один над другим. Принимая во внимание, что в качестве фирменного обозначения и та, и другая фирма выбрала изображение мягкого дивана, можно сделать вывод, что потребителю трудно выделить нужного ему производителя только по фирменному обозначению указанных фирм, так как последние не обладают различительной способностью.
Кроме того, что товарный знак выделяет товар конкретного производителя из однородных товаров и услуг других производителей, товарный знак позволяет определить источник происхождения товара, так как сведения о владельцах товарных знаков внесены в Реестр товарных знаков, зарегистрированных в Патентном ведомстве.
Еще одной немаловажной функцией товарного знака является рекламирование. Товарные знаки благодаря связи с товарами дают обществу информацию о товарах и услугах, помогая стимулировать и сохранять спрос на них, а предприятию и товару обеспечивают широкую известность.
Схематично взаимосвязь товарного знака с экономическими интересами производителей и потребителей можно представить в виде схемы.
Одним из основных законодательных актов, регулирующих отношения, связанные с правовой охраной товарных знаков является Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». В соответствии с этим законом правовая охрана товарного знака предоставляется на основании его государственной регистрации в Патентном ведомстве России.
Владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другим лицам. Незаконное использование товарного знака или сходного с ним обозначения влечет за собой гражданскую и (или) уголовную ответственность. (ст. 46 Закона «О товарных знаках», ст. 12 ГК РФ, ст. 180 УК РФ).
Сущность правовой охраны товарных знаков
Сущность юридической охраны товарного знака состоит в том, чтобы предоставить его владельцу возможность неограниченного использования знака, исключая из числа пользователей всех других лиц. Право на товарный знак является абсолютным. Никто, кроме управомоченного лица не может пользоваться знаком. Любое использование знака другими лицами без согласия правообладателя, составляет правонарушение. Следует помнить, что действие права на товарный знак ограничивается:
· перечнем товаров, указанных в свидетельстве;
· территорией страны регистрации;
· сроком, на который данный товарный знак зарегистрирован.
Правовая охрана может быть предоставлена в силу международных договоров Российской Федерации. Так, статьей 6-bis Парижской конвенции предусмотрен льготный режим охраны «общеизвестных» знаков, к которым относятся обозначения, известные широким слоям потребителей благодаря большому объему их использования и интенсивной рекламе. Например, к общеизвестным относится знак «McDonald's», на рекламу которого в 1974;1979 гг. фирма затратила 57 млн. долларов.
" Общеизвестные" знаки охраняются без регистрации, а в некоторых странах этим знакам предоставляется правовая охрана, выходящая за рамки тех товаров, для которых эти знаки используются. Одним из окружных судов США было признано сходство обозначений «Winston» и «Wilsons». Было подчеркнуто, что сигареты «Winston» появились в продаже в 1954 г. и их реклама активно ведется до настоящего времени.
Правовая охрана товарных знаков в России
Определяя роль и место конкретного изготовителя на рынке, гарантируя качество продукции, товарный знак приобретает большую экономическую ценность, превращаясь в средство, способное не только информировать широчайшие круги потребителей, но и вырабатывающее у них автоматизм в приобретении товара определенного изготовителя.
Появление товарных знаков, указывающих на производителя товаров, в основном, связано с периодом становления товарно-денежных отношений, когда ремесленники и мастеровые стали ставить отличительные знаки (клейма) на свою продукцию — оружие, кухонную утварь.
В России определение понятия товарного знака в законодательстве впервые появляется в 1767 г., когда был принят Новоторговый Устав, содержащий правовые нормы, регулирующие внутреннюю и внешнюю торговлю.
Однако по мере использования товарных знаков все чаще стали появляться случаи фальсификации, когда дешевые подделки при наличия на них знака, сходили за изделия признанных мастеров. Чтобы остановить фальсификаторов, требовались юридические методы защиты. В России законом 1830 г., содержащим правила и способы клеймения товаров, устанавливалась уголовная ответственность за нарушение прав на товарный знак, в том числе за подделку товара или клейма.
Начиная с конца Х1Х в. был подписан ряд международных соглашений в области охраны промышленной собственности — Парижская конвенция 1883 г., Мадридское соглашение о международной регистрации товарных знаков 1891 г. и т. д.
В настоящее время в России отношения, возникающие в связи с созданием, регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, регулируются целым рядом законодательных актов: Гражданским Кодексом РФ, Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», Законом «Об авторском праве и смежных правах», Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности», Законом «О защите прав потребителей», Уголовным кодексом РФ, международными соглашениями и конвенциями, участниками которых является Россия, а также рядом подзаконных актов.
Предупредительная маркировка
Владелец товарного знака имеет право проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку, указывающую на то, что применяемое обозначение является зарегистрированным в Российской Федерации товарным знаком.
Предупредительная маркировка представляет собой специальное обозначение, свидетельствующее о том, что товарный знак охраняется, а следовательно, это гарантирует покупателю приобретение товара именно того производителя, на которого он рассчитывает.
Нормы о предупредительной маркировке с указанием ее формы содержатся в законодательствах таких стран, как США и Япония. Закон Японии, в частности, рекомендует для привлечения внимания к знаку и предупреждения его потенциальных нарушителей сопровождать знак маркировкой в виде латинской буквы R или R в окружности или словесного обозначения «товарный знак» или «зарегистрированный знак» .
Кроме названных изображений в мировой практике получили распространение буквенные сочетания «ТM», а также слова «Trademark», «зарегистрированный знак» , — «Registered Trademark» (Великобритания), «Marfue deposee» (Франция, Бельгия), «Marks Registrada» (латиноамериканские страны). Нанесение такого обозначения является правом, а не обязанностью владельца знака, что подкрепляется статьей 5D Парижской Конвенции.
В Российском законодательстве на данный момент не установлен вид маркировки, поэтому отечественные производители используют либо знак R, либо надпись «Зарегистрированная торговая марка (товарный знак)». Следует иметь в виду, что «незаконное использование предупредительной маркировки в отношении незарегистрированного товарного знака» влечет за собой уголовную ответственность в соответствии со ст. 180 УК РФ.
Бухгалтерский учет товарных знаков
Использование товарных знаков в хозяйственной деятельности предполагает наличие определенных затрат, связанных с ними: оплата услуг дизайнеров по разработке товарного знака, патентных поверенных по подготовке документов на регистрацию обозначения в качестве товарного знака в Патентном ведомстве, оплата пошлин за подачу заявок, выдачу свидетельства, поддержание регистрации в силе и ряд других затрат. За счет каких источников финансирования производятся вышеуказанные затраты? Во-первых, за счет собственных средств — прибыли, средств учредителей, накопленных амортизационных отчислений. Во-вторых, за счет заемного капитала, например, кредитов банка.
Нематериальные активы, к которым относятся права на товарный знак, отражаются в учете и отчетности в сумме затрат на приобретение, изготовление и расходов по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Произведенные затраты относятся к категории долгосрочных инвестиций и отражаются в бухгалтерском учете на счете 04 «Нематериальные активы» через счет 08 «Капитальные вложения» .
Гибкая система учета нематериальных активов, позволяющая равномерно распределять по годам налоговое бремя, принята в США. В состав нематериальных активов разрешено включать любые оборотоспособные права как отдельные учетные единицы, но нельзя приписывать им какие-то стоимости, если они не подтверждены наличием соответствующих затрат, не учтенных как-то иначе. Их постановка на учет довольно жестко регламентирована, причем именно в той части, которая связана с изменением балансовой стоимости. Благодаря этому ограничению уменьшить налогооблагаемую прибыль в долгосрочной перспективе практически невозможно.
Проблемы, связанные с нематериальными активами, аналогичны проблемам учета других внеоборотных активов. Совет по бухгалтерским стандартам США выделяет следующие ключевые моменты в учете нематериальных активов:
1. Определение исходной (первоначальной) стоимости.
2. Амортизация нематериальных активов.
Учитывая «неосязаемость» нематериальных активов, трудность заключается в определении их срока службы и стоимости. В соответствии с решением Совета по бухгалтерским стандартам фирмы должны учитывать неосязаемые средства в виде активов по стоимости их приобретения. Купленные права ставятся на учет по цене покупки. Права на результаты собственных разработок ставятся на учет, как правило, с символической оценкой (один доллар). Соответствующие затраты на исследования и разработки учитываются как текущие, уменьшая на соответствующие суммы налогооблагаемую прибыль за данный год. Капитализация затрат на нематериальные активы практикуется лишь тогда, когда они достаточно велики и не могут быть безболезненно отнесены к текущим.
Амортизация товарных знаков
Первоначальная стоимость нематериальных активов равномерно переносится на издержки производства и обращения по нормам, определяемым организацией, исходя из установленного срока их полезного использования.
Погашение первоначальной стоимости нематериальных активов осуществляется путем их амортизации и равномерного (ежемесячного) включения амортизационных отчислений в издержки производства (обращения).
Нормативными документами по бухгалтерскому учету предусмотрено, что по некоторым объектам нематериальных активов погашение первоначальной стоимости не производится. «Положение о бухгалтерском учете» гласит: «по объектам, по которым проводится погашение стоимости, нематериальные активы равномерно переносят свою первоначальную стоимость на издержки производства или обращения по нормам, определяемым организацией исходя из установленного срока их полезного использования. Изменения к плану счетов закрепляют это положение: «Счет 05 «Амортизация нематериальных активов» предназначен для обобщения информации о накопленных амортизационных отчислениях по объектам нематериальных активов, принадлежащих предприятию, на правах собственности и по которым проводится погашение стоимости». Первоначально перечень таких объектов в нормативных документах не приводился, и предприятиям предлагалось самостоятельно, исходя из своих интересов, определять перечень нематериальных активов, по которым начисление амортизационных отчислений не производится. С недавнего времени положение дел несколько изменилось, и законодатели определили объекты, по которым начисление амортизационных отчислений производить не следует. Инструкция о порядке заполнения форм годовой отчетности конкретизирует объекты, по которым начисление амортизации не производится: «Стоимость перечисленных прав (относящихся к нематериальным активам — А.М.) кроме расходов по созданию организации…, товарных знаков и знаков обслуживания переносится на издержки обращения по нормам, определенным в организации в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности Российской Федерации» .
Таким образом, стоимость товарных знаков и знаков обслуживания не подлежит переносу на издержки путем амортизации.
В решении вопроса относительно амортизации стоимости товарного знака нашла отражение позиция, высказанная в 1995 г. генеральным директором АФ «Центр бухгалтера и аудита» С. Николаевой: «С экономической точки зрения сомнения не вызывает этот факт, что не все нематериальные активы теряют свою стоимость в процессе использования, то есть амортизируются. Примером, видимо, могут служить товарные знаки, бессрочные права пользования чем-либо и т. п.».
Введение
подобной нормы можно объяснить возможностью неограниченного срока действия регистрации товарного знака, что следует из законодательных актов, регулирующих правовую охрану товарных знаков. Как известно, регистрация товарного знака действует в течение десяти лет и срок действия регистрации товарного знака может быть продлен по заявлению владельца. Однако, эта норма не является обязательной. Право решать вопрос о сроке регистрации товарного знака и, соответственно, сроке правовой защиты и полезного использования товарных знаков принадлежит владельцу товарного знака. Кроме того, в законодательстве содержится ряд оснований, по которым регистрация товарного знака может быть признана недействительной или аннулирована, что прекращает правовую охрану товарных знаний и его использование в хозяйственной деятельности. Таким образом, срок действия товарного знака не всегда является неограниченным («бессрочным»). В связи с этим возникают сомнения в обоснованности запрета амортизации первоначальной стоимости товарного знака.
Иная практика существует в других странах. Так, в соответствии с принципами бухгалтерского учета США на нематериальные активы, не имеющие лимита сроков службы, такие, как торговые марки и цена фирмы, начисляется амортизация в течение разумного времени, но не более 40 лет.
Товарный знак и переоценка нематериальных активов
В соответствие с существующей нормативной базой переоценка нематериальных активов в отечественной практике бухгалтерского учета не производится.
Международными стандартами бухгалтерского учета предусмотрены специальные счета для переоценки нематериальных активов в современные цены. Международные стандарты бухгалтерского учета содержат предложения по унификации информации о последствиях колебаний цен (стандарт № 15, введенный с 1983 г.), а также по ведению отчетности в условиях гиперинфляции (стандарт № 29, введенный с 1990 г.)
Предусматриваются также специальные операции по переоценке всех показателей в ценах текущего года, для чего предусматривается исчисление специальных индексов. Статистические органы большинства стран с рыночной экономикой разрабатывают такие индексы ежегодно, а статистические органы США, Великобритании и Франции — ежеквартально.
Международные стандарты не определяют — при каком конкретно уровне инфляции требуется производить переоценку показателей финансового отчета — это входит в компетенцию руководства предприятия, фирмы или статистических органов, которые выводят специальные индексы цен. В этих стандартах только обобщен опыт использования методов и принципов учета в условиях быстрого роста цен.
Вместо заключения
В настоящее время отечественные предприятия кардинально меняют ориентиры в своей деятельности, усиливают внимание к обеспечению правовой охраны выпускаемой продукции, маркировке ее зарегистрированными в установленном порядке товарными знаками. В качестве товарного знака регистрируется не только фирменное наименование: ЛОМО, ЛМЗ, ЛИВИЗ, КАРАВАЙ, но и выпускаемая продукция. Шоколад «Сказки Пушкина», набор «Третьяковская галерея» (фабрика «Красный Октябрь», Москва), печенье «Лимонное», «Персиковое», «Цитрусовое» (АООТ «Большевик», Москва), пиво «Ладожское», «Марна» (Пивоваренный завод «Бавария», С.-Петербург), колбасы «Приморская», «Красносельская» (АООТ «Самсон», С.-Петербург) — это всего лишь несколько примеров зарегистрированных товарных знаков продукции известных фабрик, проводящих активную политику укрепления своих торговых марок и фирменного наименования.
В современных условиях роль сервиса значительно возросла, поэтому приобретают особую актуальность знаки обслуживания. Банки, страховые компания, туристические агентства регистрируют свои фирменные обозначения в качестве знаков обслуживания в Патентном ведомстве — Инкомбанк, Промышленно-строительный банк, Интурист и др.
Активную политику патентно-правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания ведет, например, «Телекомпания «ВИД». В качестве товарного знака ею зарегистрированы обозначения «ВИД», «Поле чудес», «Академия», «Час Пик» и др. Андрей Макаревич зарегистрировал в качестве товарного знака обозначение «Смак», известное многим по популярной телепередаче и одноименной газете.
Существующая в настоящее время законодательная база дает возможность цивилизованного разрешения споров, возникающих в связи с незаконным использованием товарных знаков и знаков обслуживания — путем мирного урегулирования, обращения в Государственный комитет по поддержке новых экономических структур (ГКАП), либо в арбитражные суды.
Торговая марка является одним из главных элементов маркетинговой политики фирмы, представляя собой гарантию качества и обеспечивая безопасность потребителя. В современном мировом бизнесе наблюдается переход от неприятия интеллектуальной собственности, в том числе торговых марок, к стратегическому управлению этими корпоративными активами. Особую актуальность в связи с этим приобретает их правовая охрана. Чтобы надежно защитить свою продукцию от подделок, оградить свой рынок от конкурентов, а потребителей — от введения в заблуждение, производителю следует зарегистрировать свой товарный знак в Патентном ведомстве России или других стран.
Доходный подход: определение стоимости товарного знака по прибыли
Расчетная формула:
ТСтз = Кхп * ? ЭВДi * (НПi / 100) / (1 + СДi)i, где:
ТСтз — текущая стоимость Т3;
Кхп — коэффициент, учитывающий дополнительную прибыль, связанную с применением Т3, и зависящий от характера производства продукции (защищенной товарным знаком); значения этого коэффициента определяются по шкале:
< 0,1 — индивидуальное производство
0,1 — 0,2 — мелкосерийное производство
0,21. — 0,3 — серийное производство
0,31 — 0,4 — крупносерийное производство
0,41 — 0,5 — массовое производство.
В случае, если точно невозможно определить характер производства, значение коэффициента Кхп можно определить экспертным методом, с учетом того, что, по зарубежным данным, дополнительная прибыль, связанная с применением «хорошего» товарного знака, может составлять от 15 до 30%.
i — код (индекс) года (i = 1,2,…, Т, где Т — планируемый срок выпуска продукции защищенной товарным знаком);
ЭВДi — эффективный валовой доход в i-ом году, определяемый по ф-ле:
ЭВДi = Oi * Цi, где:
Оi — объем реализованной продукции в i-ом году;
Ц, — вероятная цена единицы продукции (защищенной товарным знаком в i-ом году);
НПi, — норма прибыли в i-ом году (определяемая экспертным методом в зависимости от конъюнктуры рынка, характера производства и др.), обычно лежащая в интервале от 10 до 20% (может быть НПi = const);
СДiставка дисконта в i-ом году (возможно, что СДi = const).
Вместо произведения ЭВД х НП может быть взята величина чистого дохода если по конкретным условиям оцениваемого объекта оценщику легче получить информацию о ЧД, чем раздельную информацию о ЭВД и о НП.
Затратный подход: определение стоимости товарного знака по затратам на него
Принципиально определение стоимости Т3 затратным подходом такое же, как и для изобретения, полезной модели или промышленного образца. Но отличие состоит в том, что для Т3, по понятным причинам, не учитываются такие компоненты расчетной формулы, как коэффициент морального износа и коэффициент технико-экономической значимости.
Расчетная формула:
ТСтз = Зс, где:
Зс — суммарные по всем i-ым годам, приведенные к моменту оценки затраты на создание, правовую охрану и поддержание рыночного статуса Т3 (определяются в принципе по тем же формулам, что и для изобретения или промышленного образца) и равны:
Зс =? ((Здi + Зпоi + Змi + Зрi) * (1 + НПi / 100) * Киi * (1 + СДi)i), где:
i = Тнач — t (t = 0,1,2,…, Тнач);
Тнач — количество лет, прошедших от момента первых затрат на Т3 до момента его оценки, соответствующему Тф — фактическому действия (использования) охранного документа (свидетельства) на Т3;
Здi — затраты на дизайнерскую разработку ТЗ
3поi — затраты на правовую охрану Т3;
Змi — затраты на маркетинг Т3;
Зрi — затраты на рекламу Т3;
НПi — норма прибыли (определяемая экспертным методом в зависимости от конъюнктуры рынка и обычно равная 10−20%);
Киi — коэффициент инфляции, определяемый так же, как и для промышленного образца;
СДi — ставка дисконта (может быть СДi = const).
Из приведенных выше компонентов расчетной формулы в реальных условиях часть компонентов может отсутствовать — в зависимости от характера Т3 и величины промежутка времени между началом работы над Т3 и моментом его оценки,
Рыночный подход
Другие названия этого метода: рыночных продаж, сравнения продаж, сравнительный подход, сравнительного анализа продаж). В дальнейшем, для краткости будет называться РМ.
РМ имеет значительное количество разновидностей, так что общее их число, использующихся в практике российских оценщиков, превышает 20.
Сущность РМ
В основе РМ лежит следующее утверждение (подкрепленное здравым смыслом и анализом поведения покупателя на данном сегменте рынка): рациональный инвестор или покупатель не заплатит за конкретный ОИС больше, чем обойдется ему приобретение другого ОИС с сопоставимой полезностью.
Определим важные термины.
Полезность — это характеристика ОИС, выражающая тот эффект, (не обязательно экономический), для достижения которого ОИС и был создан (или приобретен).
Сопоставимое качество — это такое качество другого объекта ОИС, проданного на данном сегменте рынка, которое по своему количественному выражению отличается от оцениваемого ОИС не больше, чем на некоторую заранее заданную величину К. (Обычно принимается К = 15−20%)
Например, оценки качества оцениваемого ОИС Ко и ОИС-аналога Ка равны:
Ко = 0,68 и Ка = 0,75.
Тогда К = (0,75 — 0,68): (0,75 +0,68)/2 = 0,07: 0,72 = 0,1 * 100% = 10% < 20%.
Для повышения степени сопоставимости качества вносятся поправки к цене ОИС-аналога (но не к стоимости оцениваемого ОИС).
Причем, поправками могут быть скидки (знак «-») или надбавки (знак «+»). При этом оценщик должен ответить на вопрос: «За какую сумму был бы продан аналог, обладай он теми же характеристиками, что и оцениваемый ОИС?».
Условия применения РМ и сфера его использования
Для реализации РМ нужно, чтобы одновременно удовлетворялись условия:
1) наличие хотя бы 3−5 ОИС-аналогов, сопоставимых по качеству с оцениваем ОИС,
2) достаточная достоверность информации о значениях параметров, влияющих на качество и цену ОИС-аналогов,
3) продажа ОИС-аналогов в условиях чистой сделки.
Необходимо учесть, что далеко не для каждого вида ОИС все эти условия одновременно выполнимы.
РМ более применим к некоторым объектам авторского права (например, к объектам аудиовизуальной ИС, к произведениям литературы, живописи, скульптуры и др.); некоторым видам промышленной собственности (к полезным моделям и товарным знакам; к селекционным достижениям). Значительно труднее применять РМ к изобретениям, промышленным образцам, объектам НОУ-ХАУ, знакам соответствия, знакам обслуживания, указателям места происхождения продукции, компьютерным программам.
Виды поправок к цене ОИС-аналогов
Поправки бывают:
— безразмерные (процентные)
— размерные (денежные).
Безразмерная поправка Пб представляет собой коэффициент, который умножается на рыночную цену ОИС-аналога Цр в целом.
Он может быть выражен в % или в безразмерной величине, такой, что 0 < Пб (0,75+0,68)/2.
Тогда приведенная цена ОИС-аналога Ц будет равна: Ц = Цр * Пб
К безразмерным поправкам относится, например, поправка на условия продажи. Допустим, на время продажи (учет инфляции) и на характер продажи (аукционная или безаукционная форма продажи).
К размерным (денежным) поправкам Пд относятся поправки, которые изменяют (увеличивают или уменьшают) стоимость всего объекта или одной единицы объекта на определенную денежную величину Пд
Ц = Цр ± Пд
Но поправка Пд может относится не только к цене ОИС-аналога в целом, но и к отдельным составляющим (свойствам), совокупность которых и представляет собой качество ОИС в целом.
К денежным (размерным) поправкам относятся такие поправки, как, например, поправки на наличие (отсутствие) какого-то свойства у ОИС-аналога по сравнению с оцениваемым ОИС.
Способы расчета и внесения поправок
Эти способы можно разделить на 2 основные группы
1) способы, связанные с наличием информации о парных продажах,
2) способы не связанные с наличием информации о парных продажах ОИС.
1. Способы, связанные с наличием информации о парных продажах ОИС-аналогов
Парные продажи — это продажи двух единичных объектов, идентичных почти во всем, кроме одной или иногда — нескольких характеристик (свойств) ОИС. (Причем, эти объекты не всегда обязательно должны быть сопоставлены с оцениваемым ОИС и с его ОИС-аналогами. Важно лишь, чтобы они относились к тому же самому сегменту рынка).
Принимается допущение, что различие в рыночной цене таких двух единичных ОИС объясняется наличием (или отсутствием) у одного из них этих характеристик. Поэтому, поправка на такую характеристику может быть определена как разность цены двух сравниваемых единичных ОИС. Эта поправка может быть распространена на цены других объектов на данном сегменте рынка.
Например, у двух (1-го и 2-го) продающихся на рынке типов видеомагнитофонов полезные модели отличаются друг от друга только наличием или отсутствием автореверса и ценой (Цр1 и Цр2). Тогда поправка на автореверс для одного единичного объекта будет равна
Пд= ± Цр1 — Цр2.
Информация для внесения поправок на основе парных сравнений для оценщика не всегда будет доступна. Поэтому могут быть применены другие способы:
2. Способы, не связанные с наличием информации о парных продажах ОИС-аналогов
Такими способами осуществляется, например, поправка на инфляцию. Известно, что инфляция американского доллара составляет в США 2−3% в год, в Европе 4−5%, в России 10−15%. Поправки могут производится и на износ ОИС (для чего нужно знать величину ежегодного износа и количество лет, прошедших с момента появления ОИС и до момента его оценки).
Наконец, поправки могут вводится и при мысленном предположении о снабжении ОИС теми положительными (или отрицательными) свойствами, которые есть у оцениваемого ОИС и отсутствуют у объекта-аналога (или — наоборот). Такие поправки могут вноситься экспертным методом. Средняя арифметическая приведенная цена ОИС-аналогов и принимается за текущую стоимость оцениваемой ОИС.
2. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ
Предметом исследования настоящей работы является товарный знак «ЗАКАЗЧИК-ТМ», владельцем которого является ТОО «ЗАКАЗЧИК-ТМ».
Товарный знак «ЗАКАЗЧИК-ТМ» зарегистрирован в государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания __ декабря 1996 года за № 11 223 344. Приоритет товарного знака — __ сентября 1994 года. Официальной датой публикации о товарном знаке «ЗАКАЗЧИК-ТМ» считается __ января 1998 года — дата публикации в бюллетене товарных знаков РФ № 2 за 1998 год.
История вопроса
28 декабря 1995 года была зарегистрирована консалтинговая фирма ЗАО «ЗАКАЗЧИК-ТМ».
В ходе исследования оценщиком была получена опубликованная рекламная информация о деятельности ЗАО «ЗАКАЗЧИК-ТМ» с использованием товарного знака «ЗАКАЗЧИК-ТМ», в том числе в следующих источниках:
журнал «______», «________»
справочник «Консультанты, выпуск № 2, Москва.
Таким образом, начиная с 28.12.95 (с момента регистрации) ЗАО «ЗАКАЗЧИК-ТМ» ввело в хозяйственный оборот товары и услуги, обозначенные знаком «ЗАКАЗЧИК-ТМ», тем самым:
во-первых, нарушило исключительные права ТОО «ЗАКАЗЧИК-ТМ» на товарный знак «ЗАКАЗЧИК-ТМ»;
во-вторых, приобрело, необоснованные преимущества в предпринимательской деятельности (статья 4 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»; статья 10 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).
Товарный знак как предмет исследования
Товарные знаки представляют собой обозначения, позволяющие отличать товары и услуги одних производителей от однородных товаров и услуг других производителей, и являются, таким образом, средством индивидуализации товаров и услуг.
Верховный суд США по делу PARK’N Fly, Inc и Dollar Park&Fly, Inc в 1985 году отметил, что товарные знаки есть символы качества и доброжелательности (престижа), чья стоимость растет с течением времени в результате использования, рекламирования и увеличения объемов продаж.
Защита престижа компаний осуществляется посредством патентноправовой охраны товарных знаков. Правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации, действующей в течение 10 лет. Срок действия регистрации товарного знака может быть продлен каждый раз на 10 лет.
Современный рынок интеллектуальной собственности можно охарактеризовать как нарождающийся, но не смотря на это начинает нарастать интерес и спрос со стороны предпринимателей к ее использованию в различных сферах и различных экономико-правовых ситуациях с целью получения дохода.
Как правило, интеллектуальная собственность в практике предприятия может реализоваться в двух основных формах: в качестве вклада в уставный фонд предприятия или в хозяйственной деятельности предприятия в качестве «нематериальных активов» .
Использование интеллектуальной собственности в уставном фонде позволяет предприятию и авторам - создателям ее получить следующие практические преимущества:
сформировать значительный по размерам уставный фонд без отвлечения денежных средств и обеспечить доступ к банковским кредитам и инвестициям (интеллектуальную собственность можно использовать наравне с другим имуществом предприятия в качестве объекта залога при получении кредитов);
амортизировать интеллектуальную собственность (за исключением товарного знака) в уставном фонде и заместить ее реальными денежными средствами (капитализировать интеллектуальную собственность). При этом амортизационные отчисления на законных основаниях остаются в распоряжении предприятия, включаются в себестоимость продукции и не облагаются налогом на прибыль;
автором и предприятиям — владельцам интеллектуальной собственности участвовать в качестве учредителей (собственников) при организации дочерних и самостоятельных фирм без отвлечения денежных средств.
Использование интеллектуальной собственности в хозяйственной деятельности позволит:
документально подтвердить права собственности и поставить ее объекты на баланс в качестве имущества предприятия. Это дает возможность производить амортизацию интеллектуальной собственности и образовывать соответствующие фонды амортизационных отчислений за счет себестоимости продукции;
получить дополнительные доходы за передачу прав на использование объектов интеллектуальной собственности, а также обеспечить обоснованное регулирование расценок на продукцию инновационной деятельности предприятия в зависимости об объема передаваемых прав на ее использование.
Кроме этого, документальное подтверждение прав собственности и прав на использование интеллектуальной собственности, а также получение официальных охранных документов позволяет:
а)обеспечить реальный контроль за долей рынка и возможность законного преследования недобросовестных конкурентов и «пиратов» (нарушителей исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности);
б) получить дополнительные преимущества в бизнесе (оборотоспособные ОИС приводят к росту стоимости всего бизнеса; «удачный» товарный знак способствует продвижению товаров и услуг на рынке и др.).
3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
Анализ финансового состояния ТОО «ЗАКАЗЧИК-ТМ» включает в себя анализ бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках за прошедший период в целях выявления тенденций в деятельности предприятия, определения показателей ликвидности, отношения активов к пассивам, прибыльности и других финансовых характеристик.
Данные характеристики затем сравниваются с характеристиками аналогичных компаний, функционирующих в той же отрасли, в целях определения относительного финансового положения исследуемой компании.
Оценщик полагался на данные предприятия без их проверки и подтверждения.
Оценщик также указывает, что настоящий анализ является ограниченным в связи с целью данного отчета. Ретроспективные данные по бухгалтерскому балансу за 1997;2001 годы приведены в таблицах 2 и 3.
Бухгалтерская отчетность
Таблица 2. Годовые балансы 1993;1997 годы (в тыс.руб.)
АКТИВЫ | ||||||
1. Внеоборотные активы | ||||||
Нематериальные активы | ||||||
Основные средства | ||||||
Незавершенное строительство | ||||||
Долгосрочные финансовые вложения | ||||||
Прочие внеоборотные активы | ||||||
2.Оборотные активы | ||||||
Запасы | ||||||
НДС | ||||||
Дебиторская задолженность | ||||||
Краткосрочные финансовые вложения | ||||||
Расходы будущих периодов | ||||||
Денежные средства | ||||||
Прочие оборотные активы | ||||||
3 Убытки | ||||||
ИТОГО АКТИВОВ | ||||||
ПАССИВЫ | ||||||
4.Капитал и резервы | ||||||
Уставный капитал | ||||||
Добавочный капитал | ||||||
Резервный капитал | ||||||
Фонды накопления | ||||||
Фонд социальной сферы | ||||||
Нераспределенная прибыль | ||||||
Целевое финансирование | ||||||
5.Долгосрочные пассивы | ||||||
Заемные средства | ||||||
6.Краткосрочные пассивы | ||||||
Заемные средства | ||||||
Кредиторская задолженность | ||||||
Фонды потребления | ||||||
Прочие краткосрочные пассивы | ||||||
Доходы будущих периодов | ||||||
Расчеты по дивидендам | ||||||
ИТОГО ПАССИВОВ | ||||||
Таблица 3. Годовые балансы 1993;1997 годы (в %% к итогу)
АКТИВЫ | ||||||
1. Внеоборотные активы | 72.3 | 28.6 | 64.6 | 62.8 | 31.3 | |
Нематериальные активы | 1.06 | 0.51 | 2.1 | 1.5 | 1.6 | |
Основные средства | 71.1 | 21.9 | 60.5 | 29.1 | ||
Незавершенное строительство | ||||||
Долгосрочные финансовые вложения | 6.1 | 1.6 | 0.9 | 0.6 | ||
Прочие внеоборотные активы | ||||||
2.Оборотные активы | 27.7 | 35.7 | 26.3 | 37.2 | 68.7 | |
Запасы | 0.7 | 0.4 | 0.3 | |||
НДС | 3.9 | 0.2 | 0.2 | 0.1 | 3.9 | |
Дебиторская задолженность | 9.06 | 16.3 | 31.3 | 31.3 | ||
Краткосрочные финансовые вложения | ||||||
Расходы будущих периодов | 5.5 | 7.3 | ||||
Денежные средства | 9.4 | 5.5 | 4.4 | 5.4 | 21.5 | |
Прочие оборотные активы | ||||||
3 Убытки | 35.7 | 9.1 | ||||
ИТОГО АКТИВОВ | ||||||
ПАССИВЫ | ||||||
4.Капитал и резервы | 71.2 | 47.9 | 38.4 | 38.9 | 52.2 | |
Уставный капитал | 1.9 | 0.2 | 0.1 | 0.03 | 0.02 | |
Добавочный капитал | 12.2 | 5.8 | 27.8 | 9.7 | ||
Резервный капитал | ||||||
Фонды накопления | 69.3 | 35.5 | 9.02 | |||
Фонд социальной сферы | ||||||
Нераспределенная прибыль | 0.01 | 23.5 | 10.9 | 42.5 | ||
Целевое финансирование | 0.1 | |||||
5.Долгосрочные пассивы | ||||||
Заемные средства | ||||||
6.Краткосрочные пассивы | 28.8 | 52.1 | 61.6 | 61.1 | 47.8 | |
Заемные средства | ||||||
Кредиторская задолженность | 28.6 | 52.1 | 61.6 | 61.1 | 47.8 | |
Фонды потребления | ||||||
Прочие краткосрочные пассивы | ||||||
Доходы будущих периодов | 0.2 | |||||
Расчеты по дивидендам | ||||||
ИТОГО ПАССИВОВ | ||||||
Полученные относительные показатели свидетельствуют о снижении удельного веса внеоборотных активов (с 72,3% в 1997 году до 31, 3% в 2001 году) при увеличении удельного веса оборотного капитала (с 27,7% в 1997 г. до 68,7% в 2001 г.). соотношение основного и оборотного капитала соответствует показателям эффективно работающего предприятия.
За рассматриваемые 1997;2000 г. г. удельный вес собственного капитала предприятия равномерно снижался и только в 2001 г. произошло незначительное увеличение.
За 1997;2000 г. г. наблюдался рост показателей кредиторской задолженности, но в 1997 г. его удельный вес уменьшился.
Анализ отчета о прибылях и убытках
Ретроспективная информация о прибылях и убытках ТОО «ЗАКАЗЧИК-ТМ» приведена в таблице 4 и 5.
Таблица 4
Показатели | ||||||
Выручка от реализации, тыс. руб | 59 541 | 504 958 | 3 425 992 | 6 838 753 | 10 048 150 | |
Прибыль от реализации, тыс. руб | 24 042 | 9 773 | 438 137 | 537 396 | 1 422 420 | |
В %% от выручки | 40,3 | 1,9 | 12,7 | 7,8 | 14,1 | |
Прибыль до налогообложения | 24 002 | 5 955 | 391 483 | 412 730 | 1 148 274 | |
В %% от выручки | 40,3 | 1,2 | 11,4 | 6,0 | 11,4 | |
Реклама, тыс. руб | 150,0 | 3 416,1 | 8 042,0 | 119 000,0 | 26 983,0 | |
Валовый доход ТОО «ЗАКАЗЧИК-ТМ» показан в рублевом измерении (таб.4), инфляция в этот период была очень высока, поэтому абсолютные величины в таб.5 пересчитаны по среднегодовым курсам в доллары США.
Таблица 5
Показатели | ||||||
Выручка от реализации (USD) | 66 750 | 236 072 | 747 054 | 1 335 172 | 1 722 343 | |
Прибыль от реализации (USD) | 26 953 | 4 566 | 95 537 | 104 919 | 243 815 | |
В %% от выручки | 40,3 | 1,9 | 12,7 | 7,8 | 14,1 | |
Прибыль до налогообложения | 26 908 | 2 782 | 85 364 | 80 730 | 196 824 | |
В %% от выручки | 40,3 | 1,2 | 11,4 | 6,0 | 11,4 | |
Среднегодовой курс доллара США, руб/$ | ||||||
Анализ относительных коэффициентов
Анализ относительных коэффициентов ТОО «ЗАКАЗЧИК-ТМ» приводится в табл.6. Относительные коэффициенты были рассчитаны на основе данных баланса и отчета о финансовых результатах за период 1997;2001 годы.
Таблица 6
Показатели на 1.01. | ||||||
Сумма хозяйственных средств находящихся в распоряженнии предприятия (тыс. руб.) | ||||||
Оценка ликвидности | ||||||
Коэффициент покрытия | 0,96 | 0,7 | 0,42 | 0,6 | 1,43 | |
Коэффициент быстрой ликвидности | 0,63 | 0,53 | 0,33 | 0,59 | 1,1 | |
Коэффициент абсолютной ликвидности | 0,63 | 0,1 | 0,33 | 0,08 | 0,45 | |
Доля оборотных средств в активах | 0,27 | 0,35 | 0,26 | 0,37 | 0,68 | |
Оценка финансовой устойчивости | ||||||
Коэффициент концентрации собственного капитала | 0,71 | 0,47 | 0,38 | 0,38 | 0,52 | |
Коэффициент финансовой зависимости | 1,4 | 2,08 | 2,6 | 2,5 | 1,91 | |
Коэффициент концентрации привлеченного капитала | 0,28 | 0,52 | 0,61 | 0,61 | 0,47 | |
Коэффициент структуры долгосрочных вложений | ||||||
Коэффициент долгосрочных привлекаемых средств | ||||||
Коэффициент структуры привлеченного капитала | ||||||
Коэффициент соотношения привлеченного и собственного капитала | 0,4 | 1,08 | 1,6 | 1,57 | 0,91 | |
Оценка деловой активности | ||||||
Оборачиваемость дебиторской задолженности | 14,6 | 10,9 | 38,5 | 23,1 | 17,5 | |
Оборачиваемость производственных запасов | 14,2 | 29,4 | 65,8 | 250,35 | 66,9 | |
Оборачиваемость собственного капитала | 7,5 | 6,2 | 20,3 | 11,9 | 13,3 | |
Оценка рентабельности | ||||||
Рентабельность основной деятельности | 0,67 | 0,01 | 0,14 | 0,08 | 0,16 | |
Рентабельность основного капитала | 1,81 | 0,04 | 0,59 | 0,23 | 0,45 | |
Рентабельность ссобственного капитала | 2,54 | 0,08 | 1,46 | 0,5 | 1,03 | |
Рассчитанные коэффициенты показывают, что в целом за рассматриваемый период (1997;2001 г. г.) финансовое состояние было достаточно стабильным с тенденцией к росту.
Коэффициент покрытия у компании достаточно хороший. Текущие активы покрывают текущие обязательства.
Коэффициент быстрой ликвидности, который исчисляется по более узкому кругу активов, постоянно растет, денежные средства, расчеты и прочие активы на 110% покрывают текущие обязательства в 2001 году. Нормальным в мировой практике считается Кбл = 1,0, что характеризует платежеспособность фирмы на перспективу 15−30 дней.
Коэффициент абсолютной ликвидности компании 0,45 находится в принятом в мировой практике промежутке 0,2 — 0,5; при этом на протяжении последних четырех лет (1998 — 2001 г. г.) сохраняется устойчивый рост данного показателя.
Доля оборотных средств в активах предприятия постоянно увеличивается и если в 1999 г. она составляла всего 26%, то уже в 2001 г. достигла величины 68% причем увеличение произошло по всем пунктам.
Коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость показывают достаточную концентрацию собственного капитала 52% в 2001 г.
Хорошим признаком эффективно работающего предприятия является увеличение оборачиваемости собственного капитала К 1999 г. = 6,2, а в 2001 г. = 13.3.
Исследование бухгалтерских балансов, отчетов о прибылях и убытках, расчет относительных коэффициентов, позволили выявить следующие важные характеристики финансового состояния ТОО «ЗАКАЗЧИК-ТМ» :
1. Ликвидность компании ТОО «ЗАКАЗЧИК-ТМ» высокая, так как основная часть активов представлена денежными средствами.
2. Компания не имеет долгосрочной задолженности, а краткосрочная задолженность незначительна, что заметно увеличивает финансовую устойчивость.
3. Рентабельность компании по итогам 2001 г. составляет 16%.
4. ПРОЦЕСС ОЦЕНКИ ТОВАРНОГО ЗНАКА
Оценщик провел расчеты стоимости товарного знака «ЗАКАЗЧИК-ТМ» с учетом факторов риска и вероятности наступления события.
Выбор метода оценки
Существует множество приемов по оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности, однако большинство из них может быть сгруппировано в три подхода: сравнительный, доходный и затратный. Согласно рекомендуемая предпочтительность применения подходов к оценке товарных знаков и брэндов следующая: в первую очередь — доходный, во вторую — сравнительный, слабо применим — затратный.
Оставаясь в рамках того или иного подхода профессиональные оценщики могут использовать один или несколько оценочных методов. Целью использования более одного метода является достижения наибольшей обоснованности и очевидности выводов оценочного заключения.
Для оценки зарегистрированного товарного знака «ЗАКАЗЧИК-ТМ» Оценщик использовал доходный метод — «метод освобождения от роялти». Метод сравнительного анализа продаж и затратный метод оценщик не применял ввиду отсутствия достоверных сведений, в т. ч. по аналогичным сделкам.
«Метод освобождения от роялти» предполагает, что товарный знак предоставляется на лицензионной основе третьей стороне. Дополнительная прибыль, получаемая благодаря известности товарного знака «ЗАКАЗЧИК-ТМ», применена к среднегодовому объему оказанных услуг и полученная в результате прибыль капитализирована.
Расчет нормы дисконтирования
Ставка дисконтирования Оценщиком была установлена экспертным путем согласно опроса и экспертной оценки мнений специалистов, а также с учетом установившихся традиций экономики и хозяйствования:
Таблица 7
Оптимистичный вариант | 25% | |
Наиболее вероятный вариант | 30% | |
Пессимистичный вариант | 35% | |
Оценка стоимости с учетом факторов риска
Риск может быть определен как вероятность того, что события могут развиваться не в соответствии с ожидаемыми прогнозами. При оценки товарного знака необходимость учета степени риска обуславливается несколькими причинами. Во-первых, от степени риска зависит требуемая инвестором норма возврата капитала. Во-вторых, применяя метод сравнения продаж необходимо либо выбирать объекты со сравнимым риском, либо проводить корректировку на отличие в уровне риска. В-третьих, при дисконтировании каждый денежный поток должен иметь адекватную риску норму дисконтирования. Наиболее часто применяемыми методами анализа и учета рисков в практике оценки являются анализ чувствительности и метод сценариев.
Оценщик в настоящем отчете применял метод сценариев. Сущность метода сценариев заключается в количественной оценке влияния рисков на результаты расчетов. Основополагающим в методе сценариев является предположение о том, что возможны три варианта развития событий по отношению к конечному результату: пессимистический, наиболее вероятный, оптимистический.
Для каждого сценария методом экспертных оценок определяются вероятности их осуществления в зависимости от прогнозируемых тенденций изменения ситуации на рынке. Затем на основе анализа динамики независимых переменных величин прогнозируют их значение в случае реализации каждого сценария. В конечном итоге получают три значения искомого конечного результата — пессимистическое, наиболее вероятное и оптимистическое, рассчитанные с учетом вероятности реализации соответствующих сценариев. В предположении нормального распределения значений конечного результата определяют величину доверительного интервала, рассчитав вариацию и среднеквадратичное отклонение.
Оценщик экспертным путем определил вероятность реализации сценариев следующим образом:
Таблица 8
Сценарий | Вероятность осуществления | |
Пессимистический | 20% | |
Наиболее вероятный | 60% | |
Оптимистический | 20% | |
Оценка стоимости методом «освобождения от роялти»
Исходными данными для расчета являлись фактические и прогнозные показатели выручки от оказания услуг с использованием товарного знака «ЗАКАЗЧИК-ТМ» (табл.№ 9, № 9−1 и № 10), а также заключения эксперта (табл.№ 7 и 8).
В следствии высокой инфляции в рассматриваемый период исходные данные о фактических объемах реализации услуг с использованием товарного знака и затратах, связанных с его поддержанием в силе были пересчитаны в доллары США по среднегодовому курсу.
Ставка роялти является одной из наиболее трудноопределимых характеристик. Из-за отсутствия надежных методов определения научно-обоснованного ее значения для оцениваемого объекта, в качестве стартовой точки (для пессимистического сценария) берем нижнее значение (3%-10%) рекомендуемых в мировой практике ставки роялти — 3%.