Особенности российского бюджетного федерализма
Необходимо отметить, что 37,19 процента Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации планируется направить регионам, нуждающимся в поддержке, и 62,81 процента — регионам, нуждающимся в дополнительной поддержке. Для сравнения: в федеральном бюджете на 1996 год планировалось направить 65,79 процента названного фонда регионам, нуждающимся в поддержке, и 34,21 процента… Читать ещё >
Содержание
- Особенности российского бюджетного федерализма
- Курсовая работа
- 04.
- ЗАКАЗ №
- Введение
- Глава 1. Развитие бюджетного федерализма
- 1. 1. Способ построения бюджетных отношений
- 1. 2. Понятие бюджетного федерализма
- 1. 3. Особенности российского бюджетного федерализма
- Глава 2. О расходах федерального бюджета на 2007 год и использование профицита
- 2. 1. Структура расходов и доходов федерального бюджета
- 2. 2. Об использовании профицита и бюджетных остатков
- 2. 3. О необходимости продолжения бюджетной реформы
- Глава 3. Развитие бюджетного федерализма
- 3. 1. Совершенствование межбюджетных отношений
- 3. 2. Проблемы российского федерализма
- 3. 3. Выработка российской модели бюджетного федерализма
- Заключение
- Список литературы
Существует целый ряд определений, что такое бюджет, но поскольку Бюджетный кодекс законодательно закрепил это понятие, то воспользуемся его формулировкой.
Бюджет это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджет является основным финансовым планом государства, что предоставляет органам власти реальные экономические возможности осуществления воли государства, его властных полномочий.
Актуальность курсовой работы заключена в том, что федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местного самоуправления, являясь финансовыми инструментами, позволяют проводить экономическую и социальную политику, как на отдельных территориях, так и в целом в России, а так же тем, что бюджетная политика является одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета на предстоящие годы.
Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Характер налоговой политики определяет виды и объемы доходов бюджета.
Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существованя государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.
Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.
Бюджет, денежное обращение — это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. И как бы ни доказывали сторонники первенства духовности и нравственности общества над экономикой в целом и финансами в частности, многотысячелетняя история государств на нашей планете свидетельствует об обратном.
С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падают духовность, нравственность и культура в обществе.
В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.
Это предопределяет место, занимаемое бюджетной системой в экономике страны. В свою очередь это обусловливает значение учебной дисциплины «Бюджетная система России» в учебном процессе подготовки кадров для финансовых органов нашего государства.
С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий.
Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
Цель работы показать, что всё большее значение среди задач государственного регулирования социально-экономического развития приобретают в настоящее время вопросы региональной экономической политики, разработка комплекса мер федеральной поддержки регионов.
В настоящее время Российская Федерация находится в процессе экономического становления.
Поэтому, очень важно правильно и грамотно создавать нормативно-правовую базу экономическим отношения и структурам экономического регулирования государства.
Глава 1. Развитие бюджетного федерализма
§ 1.1. Способ построения бюджетных отношений
Бюджетная реформа направлена прежде на развитие бюджетного федерализма, в рамках которого предполагается обеспечить сбалансировать финансовые интересы и полномочия различных уровней бюджетной системы.
Для достижения этой цели постановлением Правительства Российской Федерации утверждена Федеральная программа развития бюджетного федерализма на период до 2010 года.
Целью программы определено формирование и развитие системы бюджетного устройства, позволяющей органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления проводить самостоятельную налоговую и бюджетную политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами власти различных уровней.
Создаваемая в соответствии с программой бюджетная система призвана обеспечить:
a. создание долгосрочных стимулов проведения структурных реформ, поддержания конкурентной среды, содействия росту доходов населения и экономическое развитие территории;
b. бюджетную ответственность управление общественными финансами от имени населения и в интересах населения;
c. социальную справедливость равной доступности гражданам к общественным услугам и социальным гарантиям;
d. создание условий для органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления для выполнения возложенных на них функций;
Разграничение расходных полномочий между бюджетами определено в качестве первичной задачи.
Бюджетное законодательство не содержит четкого разграничения расходов между бюджетами различных уровней, поэтому программа предусматривает внесение в бюджетный кодекс понятия «расходные полномочия» — права и обязанности органов власти соответствующих уровней.
Чтобы это осуществить программа предполагает:
a. осуществить нормативное правовое регулирование бюджетных расходов: объем, качество, доступность общественных услуг, натуральные и финансовые нормативы, уровень и структуру расходов;
b. обеспечить органы государственной власти и органы местного самоуправления финансовыми ресурсами;
c. производить финансирование общественных услуг.
В Бюджетном кодексе должно быть четко закреплено разграничение расходных полномочий между уровнями на основе следующих критериев:
a. субсидиарности (максимальной близости власти к потребителю расходов);
b. территориального соответствия;
c. территориальной дифференциации;
d. эффекта масштаба концентрации расходов обеспечивает экономию средств;
Список литературы
- Бабич А. М., Павлова Л. К Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. — М.: Финансы ЮНИТИ, 2000.
- Бюджетная система России, под редакцией академика Г. Б. Поляка., Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям Москва, 1999
- Бюджетная система России: Учебник для вузов/Под ред. Г. Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
- Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/Под ред. М. В. Романовского и О. В. Врублевской, 2-е изд.- М.: Юрайт, 2000.
- Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие для вузов, Петрозаводск, 2003.
- Игудин А.Г. Проблемы укрепления доходной базы местных бюджетов.// Финансы. 2000, № 12.
- Ковалева А. М., Лапуста М. Г., Скамай Л. Г. Финансы фирмы: Учебник. — М.: Инфра-М, 2000.
- Колесов А.С. Межбюджетные отношения: сущность и пути совершенствования.//Финансы.- 2002,-№ 5.
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 1993,
- Коростелева М.Н. Развитие финансов местного самоуправления: Автореф. дис.канд. экон. наук. Самара, 2000
- Лавриков И.Н. Проблемы межбюджетных отношений в РФ и пути их решения.//Финансы.-2002,-№ 5
- Мокрый В.С. проблемы реформирования межбюджетных отношений как основа местного самоуправления.//Финансы.-2001.-№ 1.
- О текущей экономической ситуации и прогнозе ее развития на 2008 год / Информационно-аналитический бюллетень Фонда «Бюро эконоического анализа» — декабрь 2007. — № 27
- Обзор экономики России. Основные тенденции развития. 2008 г. IV: Пер. с англ. — М., 2007. — стр.47 Раздел: Угроза и последствия инфляции в России
- Обзор экономических показателей / Экономическая экспертная группа. Министерство финансов РФ. — 10 сентября 2007 года
- Обзор экономических показателей / Экономическая экспертная группа. Министерство финансов РФ. — 15 декабря 2007 года
- Перепанова Т.С., Балтахинова О. Р. Основы бюджетной системы и бюджетного учета: Учеб. пособие Улан-Удэ, 2004.
- Послание Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному Собранию. // Российская газета от 17 мая 2006 г.
- Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год и основные параметры прогноза до 2010 года /Министерство экономического развития и торговли РФ. — Август 2007
- Пронина Л.И. Вторая часть налогового кодекса продолжение налоговой реформы и ее влияние на доходы местных бюджетов.//Финансы.- 2002,-№ 5.
- Современное состояние местных бюджетов. Цифры, факты, выводы. Материалы доклада Рабочей группы Государственного совета.//Муниципальная политика. 2003, — № 3−4.
- Финансы, денежное обращение и кредит: учебник./Под ред. В. К. Сенчагова и А. И. Аронова.- М.:Проспект, 2002
- Христенко В. Развитие бюджетного Федерализма в России: от разделения денег к разделению полномочий. // Российская газета от 17.02. 2001.
- Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Финансы предприятий: Учеб. пособие. — М.: Инфра-М, 2002.