Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Мировая валютная система и её модификации

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С начала 1991 года получил бурное развитие внутренний валютный рынок — межбанковский и биржевой — который ранее находился в зачаточном состоянии. Стимулирование развития и упорядочение деятельности валютного рынка в стране явилось важным направлением в работе Центрального банка Российской Федерации в области валютного регулирования. В течение двух лет (начало 1991; начало 1993 гг.) были созданы… Читать ещё >

Мировая валютная система и её модификации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство образования и науки РФ Федеральное агентство по образованию Костромской государственный технологический университет Кафедра финансов и кредита КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине «Финансы и кредит» на тему:

Мировая валютная система и её модификация

Выполнил:

Студентка 3 курса Экономического факультета Спец.80 502 «Экономика и управление на предприятии»

Комарова Т.Е.

Руководитель:

Тихонова С.С.

Результат защиты:

Кострома, 2008 год

Мировая валютная система и её модификация

1 Мировая валютная система (МВС): основные определения

1.1. Сущность и функции МВС

1.2. Модификации МВС

2 Валютный рынок России и валютное законодательство

2.1. Становление валютного рынка России

2.2. Современное валютное законодательство и его функции Заключение Список литературы

Российская Федерация все более включается в мировое хозяйство. Она стала членом Международного валютного фонда (МВФ), группы Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), готовится стать членом Всемирной торговой организации (ВТО). Поэтому в современных условиях существует необходимость более глубокого изучения особенностей финансов, денежного обращения и кредита на мировых финансовых рынках и их причинно-следственной взаимосвязи.

Изучение международной валютной системы следует начать с толкования самого этого термина. В финансовом словаре Финансовый словарь Благодарин А. А., Лозовский Л. Ш. — М.: ИНФРА-М, 2007.-VI, 378 с.- (Б-ка малых словарей «ИНФРА-М»), стр. 172. находим:

«Мировая валютная система — это валютно-финансовый механизм внешнеэкономических связей и форма организации международных валютных отношений, закрепленная межгосударственными соглашениями».

Иными словами, международная валютная система по своей сути является набором неких правил и законов, которые регулируют деятельность центральных эмиссионных банков на внешних валютных рынках. Цель этих правил состоит в облегчении процессов международной торговли таким образом, чтобы все ее участники получали максимально возможную пользу, обеспечивающую эффективность и процветание экономических систем, которые представляет международная торговля.

В процессе реализации этой цели на практике международная валютная система должна обеспечить стабильную основу для долгосрочного планирования международных торговых отношений.

Большое влияние на международные торговые отношения оказывают ведущие промышленно-развитые страны (особенно «семерка»), которые выступают как партнеры-соперники. Последние десятилетия отмечены активизацией развивающихся стран в этой сфере.

Неоспоримым является тот факт, что экономика любого государства тесно связана с развитием финансового рынка, поэтому становление высокоэффективной российской экономики невозможно без развитого финансового рынка, составной частью которого является валютный рынок Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: учебное пособие. — М.: Маркетинг, 2006.

В последнее десятилетие валютный рынок как форма организации движения валютных ценностей в Российской Федерации развивается бурными темпами. В настоящее время можно утверждать, что внутренний валютный рынок в России вышел на качественно новый уровень своего развития. Развитие внутреннего валютного рынка Российской Федерации требует обобщения опыта его функционирования и возможностей. Использование специалистами накопленного опыта валютных операций на российском валютном рынке дает толчок для дальнейшего развития этого рынка.

Целью данной работы является сбор и анализ данных, накопленных новейшей историей мировой и российской экономики в процессе становления и функционирования валютного рынка, а также выработка на основе их обобщения и систематизации рекомендаций и возможных направлений развития валютного рынка в обозримом будущем с учетом состояния экономики России, ее возможностей и потребностей.

В первой главе рассматривается экономическая и финансовая сущность МВС, её основные функции и модификации. Особое внимание уделено этапам эволюции МВС.

Во второй главе курсовой работы освещены общие вопросы, касающиеся становления валютной системы и валютного рынка России и современного валютного законодательства. Здесь же дается общий обзор деятельности и задач органов контроля и регулирования операций на валютном рынке.

В Заключение вынесены итоги и приведены общие выводы по работе.

ГЛАВА 1. МИРОВАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА: ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Параграф 1. Сущность и функции МВС

Понятие мировой валютной системы базируется на понятии мировых валютных отношений.

Международные валютные отношения — это совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве и обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств Краткий внешнеэкономический словарь-справочник., М., «М.О.», 1996. .

Развитие международных валютных отношений обусловлено ростом производительных сил, созданием мирового рынка, углублением международного разделения труда, формированием мировой системы хозяйства, интернационализацией хозяйственных связей.

Международные валютные отношения постепенно приобрели определенные формы организации на основе интернационализации хозяйственных связей.

Валютная система — это форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными соглашениями Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Финансы и кредит: Учеб.пособие.-М.: Издательство Риор, 2007.-288с.. Различаются национальная, мировая, международная (региональная) валютные системы.

Исторически вначале возникли национальные валютные системы, закрепленные, национальным законодательством с учетом норм международного права. Национальная валютная система является составной частью денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна и выходит за национальные границы. Ее особенности определяются степенью развития и состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны.

Национальная валютная система неразрывно связана с мировой валютной системой — формой организации международных валютных отношений, закрепленной межгосударственными соглашениями. Мировая валютная система сложилась к середине 19 в. Характер функционирования и стабильность мировой валютной системы зависят от степени соответствия ее принципов структуре мирового хозяйства, расстановке сил и интересам ведущих стран. При изменении данных условий возникает периодический кризис мировой валютной системы, который завершается ее крушением и созданием новой валютной системы.

Параграф 2. Модификации МВС

Мировая валютная система является исторически сложившейся формой организации международных денежных отношений, закрепленной межгосударственными договоренностями.

Первая мировая валютная система стихийно сформировалась в 1816 году в Великобритании. Юридически она была оформлена межгосударственным соглашением на Парижской конференции в 1867 году, которое признало золото единственной формой мировых денег.

Данная организация системы денежного обращения и международных расчетов предполагала закрепление за золотом денежных функций и официальное установление фиксированного золотого паритета национальной денежной единицы. Булатов А. С. Экономика: Национальные и мировая валютные системы. М.: БЕК, 1997 — С. 678

Установленный золотой паритет являлся и официальной ценой золота. Золотые монеты находились в обращении и имели силу законного платежного средства. Центральные банки были обязаны обменивать бумажные деньги на золото по номиналу. Был разрешен свободный ввоз и вывоз золота в любом виде. Валютные курсы стран фиксировались на базе золотых паритетов национальных денежных единиц и колебались лишь в узких пределах «золотых точек», которые определялись расходами (в основном на транспортировку и страхование), связанными с перемещением золота между странами. Там же. — С. 679

В условиях золотого стандарта регулирование платежного баланса осуществлялось в основном стихийно путем переливов золота из одних стран в другие через частные каналы. Государство практически не участвовало в процессе регулирования международных расчетов, а официальные золотые резервы были главным регулятором несбалансированности платежного баланса.

После валютного хаоса, возникшего в результате первой мировой войны, был установлен золото-девизный стандарт, основанный на золоте и ведущих валютах, конвертируемых в золото. Жуков Н. И. Из истории мировых валютных систем// ЭКО. 2004.-N9. Стр. 199 Платежные средства в иностранной валюте, предназначенные для международных расчетов, стали называться девизами.

Вторая мировая валютная система была юридически оформлена межгосударственным соглашением, достигнутым на Генуэзской международной экономической конференции в 1922 году. Ее основой явились золото и девизы — иностранные валюты. После первой мировой войны валютно-финансовый центр переместился из Западной Европы в США. Это было обусловлено следующим. Значительно возрос валютно-экономический потенциал США, увеличился экспорт капитала. В 1924 году произошло перераспределение официальных золотых резервов: 46% золотых запасов капиталистических стран сосредоточились в США. США развернули борьбу за гегемонию доллара, однако статус резервной валюты он получил лишь после второй мировой войны.

Достигнутая валютная стабилизация была взорвана мировым кризисом 30-х годов.

Система золотого стандарта соответствовала условиям рынка свободной конкуренции. Функционирование механизма международных денежных расчетов, базировавшегося на золотом стандарте, имело большое значение для расширения международных экономических связей, образования единого мирового хозяйства. Вместе с тем денежно-валютная система золотого стандарта стала противодействовать концентрации и централизации капитала, создавать помехи практике ценообразования, препятствовать покрытию резко возросших внутренних и внешних государственных расходов путем эмиссии бумажных средств, наконец, затруднять международную торговлю и вывоз капитала за границу.

Объективная основа для ликвидации системы «золотой стандарт» была подготовлена развитием международного движения капитала и эволюцией внутреннего платежного механизма, в котором кредит и безналичные деньги заняли господствующие место. Требовалось постоянное увеличение резервов в соответствии с потребностями расширения экономических и соответственно платежных отношений в условиях роста мировой экономики и поддержание оптимального соотношения между золотыми и валютными резервами, с тем, чтобы цена на золото была равновесной. Так же недостатками золотого стандарта была невозможность проводить независимую денежно-кредитную политику, направленную на решение внутренних проблем страны.

Бретонн-вудская валютная система

Разработка проекта новой мировой валютной системы началась еще в апреле 1942 года, так как страны опасались потрясений, подобных валютному кризису первой мировой войны в 30-х годах. На международной конференции, состоявшейся в 1944 году в Бреттон-Вудсе (США), были согласованы основные принципы нового международного валютно-финансового устройства, ставшего известным как Бреттон-вудская система. Эти принципы были кодифицированы в принятых на Бреттон-вудской конференции «Статьях Соглашения» (уставе) Международного валютного фонда (МФБ). Валютный портфель Стр.-24 Основные характерные черты бреттон-вудской валютной системы состояли в том: золото сохранило свою монополию на осуществление окончательных денежных расчетов между странами, то есть на исполнение функции всеобщего платежного средства; однако масштабы использования золота для фактического обслуживания международного обращения и его регулирующая роль в этой сфере существенно уменьшилась. Наряду с золотом в качестве международных кредитных средств платежа, орудий расчета по платежным балансам и резервных валют в мировом обороте широко использовались две национальные бумажные денежные единицы — американский доллар и английский фунт стерлингов (в значительно меньшем объеме). Резервные валюты могли обмениваться на золото.

Так, Казначейство США продолжало разменивать доллар на золото иностранным центральным банкам по официальной цене, установленной в 1934 году, составлявшей 35 долларов за одну тройскую унцию, равную 31,1035 г. Жуков Н. И. Из истории мировых валютных систем// ЭКО. — N9. — Стр.202. Обе валюты могли обмениваться на частном, в первую очередь, Лондонском рынке золота центральными банками, правительственными учреждениями.

Курсовое соотношение валют и их конвертируемость стали осуществляться на основе фиксированных валютных паритетов, выраженных в долларах. Рыночные курсы валют не должны были откланяться вверх или вниз от фиксированных официальных долларовых паритетов этих валют более чем на 1%, то есть все капиталистические валюты жестко «привязывались» к доллару. Девальвация свыше 10% допускалась лишь с разрешения фонда.

Национальные валюты использовались для текущих операций, а во многих случаях и для капитальных. Национальные валюты свободно обменивались на частных валютных рынках на доллары и одна на другую по курсам. На базе свободной обратимости валют в области текущих операций производились многосторонние расчеты между странами.

Государственные органы осуществляли определенный контроль за функционированием механизма международных расчетов и частным валютным оборотом. Плюс к этому государственные органы регулировали рынок золота, поддерживая путем продаж металла из своих запасов или его покупки валютную цену золота на рынке, не допуская ее существенного отклонения от уровня официальной цены.

В то же время впервые в истории созданы международные валютно-кредитные организации такие как, Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Межгосударственное регулирование валютных связей, согласование валютной политики осуществлялось через МВФ. И так, под давлением США в рамках Бреттон-вудской системы утвердился долларовый стандарт — мировая валютная система, основанная на господстве доллара. Доллар — единственная валюта, конвертируемая в золото, стала базой валютных паритетов, преобладающим средством международных расчетов, валютой интервенции и резервных активов. Такое положение доллара обусловило экономическое превосходство США и ослабило их конкурентов. Опорой господства доллара служила острая нехватка долларов, вызываемая дефицитом платежного баланса, особенно по расчетам с США, и недостатком золотовалютных резервов.

Экономический, энергетический, сырьевой кризисы 60-х годов дестабилизировали Бреттон-вудскую систему, изменение соотношений сил на мировом фоне подорвало ее структурные принципы. С конца 60-х годов постепенно ослабло экономическое, финансово-валютное, технологическое превосходство США над конкурентами. Западная Европа и Япония, укрепив свой валютно-экономический потенциал, стали теснить американского партнера. Поскольку США использовали доллар для покрытия дефицита платежного баланса, а не золото, это привело к огромному увеличению краткосрочной внешней задолженности в виде долларовых накоплений иностранных банков.

Кризис Бреттон-вудской системы достиг кульминации весной и летом 1971 года, когда в его эпицентре оказалась главная резервная валюта. Кризис доллара совпал с длительной депрессией в США после экономического кризиса 1969;1970 гг. Кризис американской валютной системы выразился в массовой продаже ее за золото и за устойчивые валюты, а так же в падении курса доллара.

С крушением бреттонвудской системы начался поиск новых принципов функционирования мировой валютной системы, которые были приняты в 1976 году на конференции, проходившей в столице Ямайки Кингстоне.

1978 год — ямайская валютная система.

1. Было объявлено, что золото больше не является мировыми деньгами и не указывается золотое содержание валют национальных государств.

2. Ямайская валютная система предусматривала постепенное лишение доллара монопольной роли не только в выполнении функции средства обращения и платежа на мировом рынке, но и как средства накопления валютных резервов ЦБ различных стран.

3. Узаконивание практики свободно колеблющихся курсов валют. При этом принцип «плавания» не исключает вмешательства государств в рыночный механизм установления курсов с помощью валютной интервенции.

Страны ЕС приняли решение создать региональную европейскую валютную систему (ЕВС). Подготовка к ее созданию началась странами ЕС еще во время кризиса бреттон-вудской валютной системы, но решение вступило в силу почти одновременно с началом действия ямайской системы План Вернера (14 декабря 1970 года) три этапа.

1. 1971 — 1973 предусматривал координацию бюджетной, кредитной и валютной политики, либерализацию движения капиталов и создание Европейского фонда валютного сотрудничества.

2. 1974 — 1979 должны были возникнуть наднациональные органы с правами в области финансовой, денежно-кредитной и валютной политики.

3. предусматривал введение в 1980 году единой валюты и создание европейской федеральной денежной кредитной системы.

План Вернера послужил основой валютной интеграции, и, хотя не был осуществлен в указанные этапы, идеи его в значительной мере реализовались позднее.

Что же представляла собой европейская валютная система?

Во-первых, была создана новая европейская валютная единица — экю, которая, заменив ЕРЕ, использовала ее метод определения представительной стоимости через «корзину» валют стран — членов ЕС.

Во-вторых, были установлены твердые центральные курсы для валют стран-участниц и пределы отклонений от них.

В-третьих, укреплена база валютных резервов и кредитного механизма. В-четвертых, предусмотрено создание европейского валютного фонда, который мог бы со временем взять на себя функции центрального европейского банка.

Изучив четыре валютные системы, которые формировались по мере развития международно-финансовых и экономических отношений, можно сделать вывод, что развитие мировых валютных систем и смена одна другой — это никакой-то стихийный или сумбурный процесс, а вполне естественный и закономерный. Новая система меняет старую, потому что она более совершенна и с помощью ее легче осуществлять валютно-финансовые операция, товарно-денежный обороты и т. д.

ГЛАВА 2. ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК РОССИИ И ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Параграф 1. Становление валютного рынка России

Валютный рынок — сфера экономических отношений, проявляющихся в осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, а также операций по инвестированию валютного капитала Финансовый словарь Благодарин А. А., Лозовский Л. Ш. — М.: ИНФРА-М, 2007.-VI, 378 с.- (Б-ка малых словарей «ИНФРА-М»), стр. 63..

По мере развития национальных рынков и их взаимосвязей сложился единый мировой валютный рынок для ведущих валют в мировых финансовых центрах. Современные валютные рынки характеризуются следующими основными особенностями:

1. Усилилась интернационализация валютных рынков на базе широкого использования электронных средств связи и осуществления операций и расчетов по ним

2. Операции совершаются непрерывно в течение суток попеременно во всех частях света

3. Техника валютных операций унифицирована, расчеты осуществляются по корреспондентским счетам банков

4. Широкое развитие валютных операций с целью страхования валютных и кредитных рисков

5. Нестабильность курсов валют Басовский Л. Е. Мировая экономика. -М.: Финансы и статистика, 2004. — 437с, стр. 150.

Эволюция валютной системы и становление валютного рынка России

В истории развития валютной системы в послереволюционной России выделим несколько основных этапов Балабанов И. Т. Валютный рынок и валютные операции в России. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 240 с

.

Первый этап — до 1986 года — обладал всеми характерными чертами валютной монополии государства. В это время имела место полная централизация валютных доходов от экспорта, который был монополизирован государством, от имени и за счет которого на мировых рынках выступали государственные внешнеторговые объединения. Выручка от экспорта в иностранной валюте концентрировалась на счетах одного банка-монополиста, обслуживающего все международные расчеты СССР — Внешторгбанка СССР (позднее — Внешэкономбанк).

Использование доходов от экспорта, сумм привлеченных валютных кредитов и накопленных золотовалютных резервов осуществлялось на основе планового распределения средств государством в лице Госплана СССР, Минфина СССР, Госбанка СССР в соответствии с потребностями регионов и отраслей. Валютные планы государства (источники и объемы поступлений, направления и суммы расходов) утверждались в составе народнохозяйственных планов Верховным Советом СССР. Министерства, ведомства, предприятия, местные органы власти расходовали выделенные им валютные средства в пределах установленных им лимитов в процессе исполнения соответствующих смет.

Практически полная изолированность внутреннего товарного и денежного рынка от мировых рынков товаров, услуг и капиталов (что проявлялось, например, в уровне курса рубля к иностранным валютам, который к началу 80-х годов практически не отражал экономических и ценовых пропорций, а служил лишь инструментом пересчета внешнеторговых цен в рубли для ведения учета в национальной валюте); централизация управления валютными ресурсами государства; минимальное число непосредственных участников внешнеэкономической, прежде всего внешнеторговой деятельности, обслуживаемых в основном через один банк-хранитель единой валютной «копилки» государства — все это объективно не требовало систем валютного регулирования, характерных для стран с рыночной экономикой на различных этапах их развития.

Валютная политика СССР сводилась главным образом к перераспределению валютной выручки и привлеченных иностранных кредитов внутри страны в соответствии с валютным планом, к переговорам о кредитах и финансовых условиях торговых сделок, управлению официальными золотовалютными резервами и надзору за жестко ограниченными валютными операциями физических лиц (у предприятий таких операций вообще не могло быть). В целом это было не регулирование, а прямое администрирование, государственное командование.

Второй этап развития валютного рынка в России начался в 1986 году децентрализацией внешнеэкономической деятельности, когда субъекты хозяйственной деятельности (предприятия, учреждения, организации) получили право прямого выхода на внешние рынки. Была установлена и стала развиваться система так называемых «валютных фондов» и «валютных отчислений», подразумевающая отчисления от формально принадлежащей государству валютной выручки в виде фиксированного процента (40 — 50% для предприятий машиностроительного комплекса, 70% для аграрно-промышленного комплекса и более низкие для сырьевых отраслей). Таким образом, предприятиям предоставлялась возможность оставлять себе часть валютной выручки от экспорта товаров, работ, услуг. Число участников внешнеэкономической деятельности и разнообразие форм их участия в осуществлении этой деятельности существенно возросли в 1987 — 1988 годах с началом бурного развития совместного (с участием иностранного капитала) предпринимательства на территории страны.

Другой качественный скачок в процессе интеграции в мировую экономику был сделан начавшейся широкомасштабной реформой банковской системы. Появилось большое число независимых от государства коммерческих банков, получивших право открытия и ведения валютных счетов клиентов и проведения международных расчетов.

В течение нескольких лет отсутствовал специальный орган валютного регулирования (его роль, наряду с другими функциями, фактически выполняла Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР), и источниками валютного законодательства служили решения Совета Министров СССР, а также издаваемые в их развитие нормативные акты министерств и ведомств.

Нарушение «планового» характера валютных отношений страны с внешним миром, быстрое расширение круга предприятий-участников внешнеэкономических связей и банков, осуществляющих их валютное обслуживание, привели к пониманию необходимости специального законодательного регулирования валютных отношений, создания единых правил совершения валютных операций, придания функций органа валютного регулирования одному из органов государственного управления. Это послужило основанием для разработки в 1990 году проекта специального закона о валютном регулировании.

С вступлением в силу в марте 1991 года Закона СССР «О валютном регулировании» начался третий этап развития валютного регулирования в стране. На уровне закона впервые в юридическую практику были введены такие понятия валютного регулирования как «валютные ценности», «валюта СССР», «иностранная валюта», «резиденты», «нерезиденты», «валютные операции», «текущие валютные операции», «валютные операции, связанные с движением капитала».

Законом были установлены основные принципы проведения операций с валютой СССР и с иностранной валютой на территории СССР, операций на валютном рынке, разграничены полномочия органов власти и определены функции банковской системы (Госбанка СССР и уполномоченных банков) в валютном регулировании и управлении валютными ресурсами.

В законе впервые провозглашено гарантируемое и защищаемое государством право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности в стране; определены общие принципы владения, пользования и распоряжения валютными ценностями государством, предприятиями и организациями, а также гражданами; установлены основные положения порядка осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами.

Законом намечены основные цели и направления валютного контроля, введены понятия органа валютного контроля, а также положения об отчетности по валютным операциям и ответственности за нарушение валютного законодательства. Основным органом валютного регулирования был определен Государственный банк СССР, что соответствует практике большинства стран мира, где подобные функции осуществляют центральные (национальные) банки соответствующих государств.

С начала 1991 года получил бурное развитие внутренний валютный рынок — межбанковский и биржевой — который ранее находился в зачаточном состоянии. Стимулирование развития и упорядочение деятельности валютного рынка в стране явилось важным направлением в работе Центрального банка Российской Федерации в области валютного регулирования. В течение двух лет (начало 1991; начало 1993 гг.) были созданы и получили лицензии Банка России на организацию и проведение операций по купле-продаже иностранной валюты шесть специализированных межбанковских валютных бирж: Московская межбанковская валютная биржа, Санкт-Петербургская валютная биржа, Уральская региональная межбанковская валютная биржа, Сибирская межбанковская валютная биржа, Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валютная биржа и Ростовская межбанковская валютная биржа. Были сняты многие ограничения с операций по купле-продаже наличной иностранной валюты физическими лицами через уполномоченные банки (телеграмма Банка России от 27 июля 1992 года № 162−92). Ускоренное развитие валютного рынка подогревалось механизмом обязательной продажи части валютной выручки предприятий (учреждений, организаций), который был введен с начала 1991 года. В настоящее время действующим нормативным актом, регламентирующим порядок продажи предприятиями части экспортной выручки, является Инструкция ЦБ РФ № 7 «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» в редакции Указаний ЦБР № 580-У от 18.06.1999.

Одним из важнейших направлений реформирования экономики страны, вставшей на путь экономических реформ, стало развитие внешнеэкономических связей и, прежде всего, либерализация внешней торговли. Началом данного процесса в России следует считать Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». Указ положил конец монополии государственных внешнеэкономических ведомств на осуществление экспортно-импортных операций, на протяжении многих лет игравших роль посредников между производителями экспортной продукции в нашей стране и их зарубежными партнерами. Указ от 15 ноября 1991 г. разрешил всем зарегистрированным на территории РСФСР предприятиям и организациям, независимо от форм собственности, осуществление внешнеэкономической, в том числе и посреднической, деятельности.

Распад СССР и образование суверенного государства Российской Федерации привели к необходимости ведения Россией самостоятельной экономической политики, в том числе денежно-кредитной политики и валютной как ее составляющей. В связи с этим, а также учитывая, что многие положения 3акона СССР «О валютном регулировании» фактически (но не юридически) перестали действовать (например, статьи 6, 7, 8, 11, 12, 19 Закона), весьма актуальной стала задача разработки и скорейшего введения в действие аналогичного закона Российской Федерации.

Вступление в силу Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» в ноябре 1992 года открыло новый этап валютного регулирования (в настоящее время он является действующим законодательным актом в редакции Федеральных законов от 29.12.98 № 192-ФЗ, от 05.07.99 № 128-ФЗ). В указанном Законе Российской Федерации с учетом накопленного опыта были уточнены и развиты некоторые основные понятия валютного регулирования, существенно изменены структура и содержание по сравнению с Законом СССР. Центральный банк Российской Федерации стал преемником Государственного банка СССР как органа валютного регулирования.

Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» является главным документом валютного законодательства Российской Федерации и важнейшим шагом вперед в развитии системы валютного регулирования в стране. Не следует считать слишком серьезным недостатком отсутствие в его тексте большого количества детальных норм валютного регулирования.

Закрепление на уровне Закона на достаточно продолжительный срок того или иного набора валютных ограничений не только стало бы искусственным препятствием на пути объективных и весьма динамичных процессов интеграции нашей экономики в мировое хозяйство, но и не дало бы практической возможности оперативного решения отдельных более или менее значительных проблем проведения субъектов рынка валютных операций в условиях быстроменяющейся экономической ситуации.

Многие положения Закона только предстоит наполнить реальным содержанием, переложив на язык соответствующих нормативных актов, которые отличались бы актуальностью, взвешенностью, качеством подготовки и, главное, соответствием реалиям хозяйственной жизни в Российской Федерации.

Современный валютный рынок в России

Основными сегментами валютного рынка в России являются биржи и межбанковский валютный рынок.

Валютные биржи играют в настоящее время ключевую роль прежде всего в силу того, что курсы валюты и объемы операций по результатам торгов на биржах служат ориентиром для сделок на межбанковском и фьючерсном (срочном) валютных рынках.

Механизм торгов на всех биржах в целом одинаков и проводится на основе принципа «жесткого фиксинга». При этом каждая биржа имеет свои особенности в порядке проведения и организации торгов. В общих чертах торги проходят следующим образом.

Перед началом торгов дилеры, представляющие участников торгов, сообщают курсовому маклеру заявки на покупку и/или продажу иностранной валюты. Минимальная сумма покупки или продажи иностранной валюты (лот) равна 10 тыс. долл. США для биржевых торгов по долларам или 10 тыс. марок ФРГ для биржевых торгов по немецким маркам. В качестве начального курса иностранной валюты к рублю используется курс, зафиксированный на предыдущих торгах.

В начале торгов курсовой маклер сообщает о суммах заявок на покупку и продажу валюты. Если общий объем предложения валюты в начале торгов превышает общий объем спроса, то курсовой маклер понижает курс иностранной валюты к рублю, а участники торгов могут выставлять дополнительные заявки на покупку валюты и/или снимать свои заявки на продажу. В случае, если в начале биржевой сессии объем предложения меньше объема спроса, то при повышении курса иностранной валюты к рублю участники торгов могут выставлять дополнительные заявки на продажу валюты и/или снимать свои заявки на покупку иностранной валюты.

При достижении равенства спроса и предложения происходит установление фиксированного для текущих торгов курса иностранной валюты к рублю — «фиксинг». По этому курсу происходит расчет по всем заключенным сделкам. С участников торгов биржа взимает комиссию в размере, как правило, не превышающем 0,15—0,2% от объема нетто-покупки (в иностранной валюте) или нетто-продажи (в рублях).

После завершения торгов все его участники получают биржевые свидетельства и операционные листы. Сроки расчетов на различных биржах варьируют от 0 до 7 дней.

Хотя еще и сохраняется достаточно сильная разобщенность российских валютных бирж, однако встает вопрос о формировании единого биржевого рынка в связи с формированием единого рынка торговли государственными ценными бумагами, и первое, что необходимо будет обеспечить, это унификацию системы расчетов на региональных валютных биржах.

В последнее время существенно возросла привлекательность межбанковского валютного рынка за счет усиления его конкурентных позиций по сравнению с биржевым рынком. Имеющиеся на межбанковском валютном рынке риски компенсируются скоростью перечисления средств. Так, здесь преобладают короткие и сверхкороткие сделки с поставкой валют в день заключения сделки или на следующий день (операции «today» и «tomorrow»).

В целом перспективы развития валютного рынка в России связаны с развитием межбанковского валютного рынка. Уже сейчас в отдельные периоды межбанковский валютный рынок опережает биржевой по объему операций в два—три раза. Однако этот рынок еще не обладает достаточно устойчивой институциональной структурой и без поддержки Центрального банка РФ перспективы данного рынка достаточно неопределенны.

Параграф 2. Современное валютное законодательство и его функции

Валютное законодательство РФ представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, сделок с валютными ценностями между организациями и гражданами Российской Федерации и организациями и гражданами другой страны, порядок ввоза, вывоза, перевода и пересылки из-за границы и за границу национальной и иностранной валюты и иных валютных ценностей, а также полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля и ответственность за нарушение валютного законодательства. «Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений» под редакцией Круглова В. В. г. Москва, «Инфра-М», 2005 г.

Источниками валютного законодательства Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации; Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле»; другие федеральные законы; подзаконные акты, издаваемые Президентом и Правительством Российской Федерации; инструкции и письма Центрального банка и Государственного таможенного комитета; международные договоры и соглашения Российской Федерации, касающиеся вопросов валютного регулирования и валютного контроля.

Основу валютного законодательства составляет Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. № 3615−1, с принятием которого в валютной политике страны были произведены коренные преобразования. Закон определил принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушения валютного законодательства.

Анализ практики применения нового валютного законодательства

Споры о достаточности, целостности и эффективности механизма валютного контроля, предложенного Федеральным законом № 173-ФЗ, а также о последствиях принятия данного Закона для участников внешнеэкономической деятельности и рядовых граждан начались еще задолго до вступления нового Закона в силу. Не меньшее напряжение вызвало и ожидание подзаконных нормативных актов Банка России по вопросам применения отдельных его положений. По нашим подсчетам, с момента вступления Закона в силу Банк России издал порядка сорока указаний, инструкций и положений по вопросам валютного регулирования и валютного контроля. Подведем некоторые итоги работы в новых условиях, опираясь на результаты работы уполномоченных банков и их клиентов в области валютного регулирования и валютного контроля за последние полгода.

Анализ законодательства о валютном регулировании

и валютном контроле

В результате вступления в силу с 18 июня 2004 года основной части Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ) и издания в развитие его положений ряда нормативных актов Банком России, являющимся согласно части 1 статьи 5 Федерального закона одним из двух органов валютного регулирования, произошло существенное изменение валютного законодательства в Российской Федерации. Ныне система валютного контроля и валютного регулирования в Российской Федерации строится на совершенно новых принципах, коренным образом отличных от тех, которые содержались в положениях предыдущей редакции Закона РФ от 09.10.92 № 3615−1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 3615−1).

В настоящее время по результатам практического применения норм нового валютного законодательства можно с уверенностью говорить о его существенной либерализации по целому ряду направлений, регулирующих проведение многих валютных операций, перечисленных в пункте 9 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ. Либерализация валютного законодательства прежде всего коснулась порядка проведения валютных операций между резидентами и нерезидентами, которые согласно статье 6 Закона № 173-ФЗ осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11, в отношении которых могут быть установлены ограничения органами валютного регулирования — Правительством Российской Федерации (ст. 7) или Центральным банком Российской Федерации (ст. 8 и 11).

Виды ограничений, которые могут быть применены органами валютного регулирования в целях поддержания устойчивости экономического положения государства, установлены Законом № 173-ФЗ и включают требование о резервировании и требование об использовании специальных банковских счетов. Третьюхина Е. Анализ практики применения нового валютного законодательства / Е. Третьюхина // Методический журнал Международные банковские операции. — 2005. — № 1. — 4с.

До настоящего времени Правительство Российской Федерации не ввело ограничительных мер в соответствии с полномочиями, предоставленными ему статьей 7 Закона № 173-ФЗ. Без каких-либо ограничений проводятся валютные операции между резидентами и нерезидентами в связи с осуществлением российскими резидентами внешнеторговой деятельности, а также при приобретении резидентами у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юридических лиц, при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами.

В пункте 8 статьи 1 предыдущей редакции Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» содержалась норма о подразделении операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала (в действующем законодательстве подобное деление валютных операций на две категории отсутствует). При этом в статье 9 Закона № 3615−1 были перечислены текущие валютные операции (закрытый перечень, состоящий из четырех видов операций), а в статье 10 — операции, связанные с движением капитала (включая все прочие валютные операции, которые не могли быть квалифицированы как относящиеся к четырем категориям текущих валютных операций). В соответствии с данной классификацией валютные операции между резидентами и нерезидентами по внешнеторговой деятельности относились к категории текущих валютных операций только в случае осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту/импорту товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности или с отсрочкой не более 90 календарных дней (в ином случае — к категории валютных операций, связанных с движением капитала). Валютные операции, связанные с переводом прямых инвестиций, то есть вложениями в уставный капитал предприятия-нерезидента в целях извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием, относились к операциям движения капитала. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона № 3615−1 валютные операции, связанные с движением капитала, осуществлялись резидентами в порядке, устанавливаемом Банком России, и по вышеуказанным видам валютных операций это был в основном разрешительный порядок, когда до совершения валютной операции резиденту необходимо было получать разрешение Банка России. Таким образом, после вступления в силу нового валютного законодательства по операциям, связанным с внешнеторговой деятельностью и инвестированием средств в предприятия, являющиеся нерезидентами, произошла существенная либерализация валютного законодательства в условиях отсутствия ограничений, вводимых Правительством РФ.

Одновременно имеет место установленный Банком России порядок проведения валютных операций в части представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации и учета уполномоченными банками валютных операций, в том числе оформления паспортов сделок по внешнеторговым договорам резидентов. На сегодняшний день нормативными актами Банка России, регулирующими данную область валютного контроля, являются Инструкция Банка России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» и Положение Банка России от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций». В соответствии с установленным порядком паспорт сделки оформляется резидентом на основании подписанного им внешнеторгового договора по экспорту/импорту товаров, на выполнение работ, оказание услуг, передачу результатов интеллектуальной деятельности, а также по договорам кредита и займа в случае, если общая сумма договора превышает в эквиваленте 5 тысяч долларов США. Валютная операция, предусмотренная условиями договора, осуществляется только после подписания паспорта сделки.

ЦБ РФ в соответствии с положениями статьи 8 Закона № 173-ФЗ имеет право устанавливать ограничения, касающиеся порядка проведения валютных операций при предоставлении и получении кредитов и займов между резидентами и нерезидентами в иностранной валюте и валюте РФ, а также валютных операций, связанных с приобретением резидентами у нерезидентов и нерезидентами у резидентов прав на внешние и внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних и внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними и внутренними ценными бумагами). Банк России может применять в отношении перечисленных видов валютных операций ограничения следующих видов: специальный банковский счет и резервирование (последний инструмент вводится только по согласованию с Правительством РФ).

Банк России с 18 июня 2004 года установил требование об использовании специальных банковских счетов резидентов в иностранной валюте и нерезидентов в валюте Российской Федерации в уполномоченных банках при проведении ими ряда валютных операций в соответствии с установленными режимами специальных банковских счетов. Виды и особенности использования специальных банковских счетов регламентируются Инструкцией Банка России от 07.06.2004 № 116-И «О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов». Указанная Инструкция предусматривает открытие резидентам специальных банковских счетов в иностранной валюте следующих видов: счет «Ф» (физическому лицу-резиденту), счета «Р1» и «Р2» (физическому лицу — индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу, за исключением кредитных организаций-резидентов). Нерезидентам (физическим лицам, юридическим лицам, в том числе кредитным организациям) открываются специальные банковские счета в валюте РФ следующих видов: счет «С», счет «А», счет «О», счет «В1», счет «В2». При этом нерезиденты открывают в уполномоченном банке специальные банковские счета в валюте РФ для проведения через них валютных операций в соответствии с режимами данных счетов при условии открытия или наличия открытых в данном уполномоченном банке обычных банковских счетов нерезидентов в валюте РФ для совершения через них всех прочих валютных операций, не подпадающих под режимы специальных банковских счетов. Исключением из общего порядка являются расчеты и переводы при предоставлении нерезидентами кредитов и займов в валюте РФ резидентам, если на основании соответствующего кредитного договора или договора займа срок возврата основной суммы долга составляет более трех лет, по которым не используются специальные счета нерезидентов «В2». Указанием Банка России от 16.12.2004 № 1529-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 7 июня 2004 г. № 116-И „О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов“» (п. 1.7) было установлено еще одно исключение из общего правила, а именно: расчеты и переводы при предоставлении банками-нерезидентами кредитов и займов в валюте РФ кредитным организациям-резидентам осуществляются без использования специальных счетов «В2».

Кроме применения специальных банковских счетов Банк России с 1 августа 2004 года Указанием от 29.06.2004 № 1465-У «Об установлении требований о резервировании при зачислении денежных средств на специальные банковские счета и при списании денежных средств со специальных банковских счетов» ввел также требование о резервировании средств на определенный срок в процентном отношении к сумме валютной операции при зачислении и списании иностранной валюты для резидентов и валюты РФ для нерезидентов на специальные банковские счета и со специальных банковских счетов. Порядок осуществления резидентами и нерезидентами внесения и возврата сумм для резервирования, а также порядок учета данных операций в уполномоченных банках был установлен Банком России Инструкцией от 01.06.2004 № 114-И «О порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций» на основании положений статьи 16 Закона № 173-ФЗ.

Некоторые итоги применения нового Закона и сопутствующих ему нормативных актов

На практике уполномоченные банки начали осуществлять операции по внесению и возврату сумм резервирования через территориальные управления Банка России по поручению своих клиентов с 1 августа 2004 года. В ряде случаев, установленных частью 7 (абз. 2) статьи 16 Федерального закона, резервирование носит предварительный характер, и валютная операция, для целей совершения которой осуществляется резервирование, не может быть совершена уполномоченным банком по поручению клиента до истечения установленного Банком России срока резервирования.

По результатам применения требований о резервировании можно с уверенностью сказать, что в большинстве случаев клиенты отказываются от проведения валютных операций, по которым установлены ограничительные меры, и не считают экономически обоснованным осуществлять резервирование, то есть операции по резервированию носят единичный характер. Таким образом, введение мер резервирования по специальным банковским счетам явилось косвенным инструментом резкого ограничения проведения соответствующих видов валютных операций.

В новом Федеральном законе содержится целый ряд положений, которые устанавливают нормы прямого действия в отношении порядка проведения отдельных видов валютных операций, что на практике не позволяет проводить их в порядке, отличном от того, который установлен и предписан законодателем. При отсутствии в действующем валютном законодательстве такого инструмента регулирования, как разрешение органа валютного контроля (за исключением разрешений на открытие счетов резидентам — юридическим лицам в иностранных банках, а также разрешений, которые были выданы до вступления в силу Федерального закона и остаются действующими до истечения срока их действия согласно ст. 28), подобные нормы носят жесткий ограничительный характер.

Примером таких ограничений является часть 8 статьи 8 Закона № 173-ФЗ, в соответствии с которой денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внутренними ценными бумагами осуществляются в валюте РФ, если иное не установлено ЦБ РФ в целом или применительно к отдельным видам внутренних ценных бумаг (до настоящего времени иной порядок не был установлен Банком России). В ходе практического применения данного положения уполномоченные банки и их клиенты столкнулись с проблемой идентификации валютных операций как подпадающих под действие части 8 статьи 8 Закона. Например, на первом этапе возникли вопросы об отнесении операций, связанных с переводом процентов, дивидендов по внутренним ценным бумагам от резидентов нерезидентам — владельцам акций российских предприятий, к категории операций с внутренними ценными бумагами, и, как следствие, возник вопрос о возможности осуществления данных валютных операций в иностранной валюте. Впоследствии в отдельных разъяснениях Банка России в адрес российских предприятий, акциями которых владеют нерезиденты, было сказано, что операции по переводу процентов, дивидендов по внутренним ценным бумагам не относятся к операциям с внутренними ценными бумагами, а являются валютными операциями, связанными с переводом средств, возникших в результате распределения доходов от инвестиций, и могут осуществляться в иностранной валюте.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой