Реализация прав и обязанностей налогоплательщиков при защите своих интересов в случае нарушения налогового законодательства
Налоговая санкция взыскивается за каждое налоговое правонарушение в отдельности (т.е. большая по размеру не вытесняет меньшую). Если виновным совершено несколько правонарушений, то санкции по ним суммируются. Размер штрафа определяется положениями НК РФ в твёрдой сумме или в % от определённой величины. Штраф может быть уплачен добровольно; в противном случае — взыскан в принудительном порядке… Читать ещё >
Реализация прав и обязанностей налогоплательщиков при защите своих интересов в случае нарушения налогового законодательства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
[Введите текст]
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный педагогический университет»
Факультет управления и социально-технических сервисов Кафедра финансов и страхования КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Налоги и налогообложение»
на тему «Реализация прав и обязанностей налогоплательщиков при защите своих интересов в случае нарушения налогового законодательства»
Нижний Новгород
2013 г
Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов. Помимо финансовой роли, налоги имеют большое социальное значение. Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.
В обществе сейчас бытует мнение, что налоговые правонарушения это только лишь незаконное уклонение от уплаты налогов налогоплательщиками, это не так, хотя неуплата налогов и является в данное время наиболее часто встречающимся видом налоговых правонарушений, существует масса других видов деяний подобного рода, совершаемых другими участниками налоговых отношений.
Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, важностью и значимостью защиты прав налогоплательщиков.
К предмету исследования можно отнести способы и виды защиты прав налогоплательщиков.
Целью данного исследования является следующее: раскрытие понятия налогового правонарушения и какие права и обязанности существуют у налогоплательщиков.
К задачам проведенного исследования можно отнести следующие:
1.Анализ налогового законодательства о правах налогоплательщиков;
2. Рассмотрение классификации штрафных санкций применяемых в налоговой сфере;
3. Изучение причин избегания налогов и уклонения от их уплаты;
4. А также понять какие существуют виды защиты прав налогоплательщиков.
1. Налоговое правонарушение: понятие и признаки
Налоговое правонарушение — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК установлена ответственность.
Признаками налогового правонарушения являются противоправность, реальность, вредность, виновность, наказуемость.
Противоправность состоит в нарушении действующих норм налогового законодательства. Совершение вредного, осуждаемого деяния, причиняющего ущерб общественным отношениям, но не предусмотренного НК в качестве налогового правонарушения, не является основанием налоговой ответственности.
Реальность. Налоговая ответственность наступает только за фактически совершенное, то есть объективированное вовне деяние. При этом налоговое правонарушение может выразиться в форме действия или бездействия. Первое предполагает несоблюдение запретов, второе — неисполнение обязанностей. Субъективное вменение, то есть ответственность за какие-либо проявления психической деятельности (мысли, чувства, намерения, убеждения) или за определенные качества личности (национальность, вероисповедание, социальное положение, родственные или дружеские связи), не допускается.
Налоговые правонарушения причиняют вред фискальным интересам государства.
Наказуемость. Не всякое неисполнение юридической обязанности или несоблюдение запрета, установленного налоговым законодательством, является налоговым правонарушением. Им признаются лишь деяния, совершение которых влечет применение налоговых санкций в порядке, установленном НК.
Виновность выражается в упречном психически-волевом отношении нарушителя к правонарушению и его вредным последствиям. Правонарушение возможно только тогда, когда у нарушителя существует реальная возможность выбора своего поведения, когда он может поступить по-разному — правомерно или неправомерно в зависимости от своего сознательно-волевого усмотрения. То есть у нарушителя должна быть осознанная возможность не совершать налоговое правонарушение. Виновность заключается в том, что лицо умышленно или по неосторожности выбирает неправомерное поведение в сфере налогообложения.
НК нормативно закрепляет две формы вины — умысел и неосторожность. Умысел предполагает, что лицо, совершившее налоговое правонарушение, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).
Неосторожность представляет собой такую форму вины, при которой лицо, совершившее налоговое правонарушение, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших из-за этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
1.1 Привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения
Решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть вынесено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверки.
Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога, сбора и пени.
Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.
Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения.
Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Формы вины при совершении налогового правонарушения. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).
Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений. Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица.
Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
отсутствие события налогового правонарушения;
отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Срок давности по налоговым правонарушениям составляет три года, которые исчисляются:
— со дня совершения правонарушения (применяется в отношении правонарушений, состоящих в грубом нарушении правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, а также неуплаты или неполной уплаты налогов);
— со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение (применяется для всех остальных видов правонарушений, предусмотренных в НК).
Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:
— совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);
— совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком — физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются представлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);
— выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).
При наличии вышеуказанных обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом и учитываются им при наложении санкций.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
— совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
— совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
— иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.
Обстоятельствами, отягчающими ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
Особенности привлечения физических лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста. Предусмотренная НК ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ.
Особенности привлечения организаций к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.
Особенности привлечения налогового агента к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.
1.2 Меры административной ответственности за нарушение в сфере налогообложения
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Формы вины при совершении административного правонарушения. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Состав лиц, подлежащих административной ответственности. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых НК или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
За совершение административных правонарушений в сфере налогообложения в настоящее время применяются меры административной ответственности в форме административного штрафа.
При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
2. Уголовная ответственность за налоговые преступления
Налоговое преступление — это совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим уголовным законодательством территории, к юрисдикционной принадлежности которой оно отнесено.
В уголовном законодательстве России в настоящее время криминализовано три вида налоговых преступлений:
уклонение от уплаты налоговых платежей (ст. 194, 198 и 199 УК);
нарушение обязанностей по удержанию и перечислению налоговых платежей воспрепятствование принудительному взысканию налоговых платежей.
Состав лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Уголовной ответственности за совершение налогового преступления подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
Если несовершеннолетний достиг предусмотренного возраста, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.
Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии:
вследствие хронического психического расстройства;
временного психического расстройства;
слабоумия;
иного болезненного состояния психики.
Формы вины при совершении налогового преступления. Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. Преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.
Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.
Деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий.
Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам:
— в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства;
— в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями (бездействием);
— лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение.
Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.
2.1 Штрафные санкции в налоговой сфере
Налоги — один из древнейших финансовых институтов: они возникли вместе с появлением государства и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций.
За каждое налоговое правонарушение Налоговым кодексом РФ предусмотрены соответствующие санкции. Налоговая санкция представляет собой меру ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий — штрафов (штрафных налоговых санкций).
Применительно к каждому основанию налоговой ответственности действует строго определенная система санкций. Санкции каждого блока подсистемы налоговой ответственности призваны устранять неблагоприятные экономический последствия, вызванные нарушением дисциплины.
Чаще всего в качестве налоговых санкций применяются пени и штраф, которые являются одним из способов воздействия насубъектов в случае нарушения ими своих обязательств. Пеня, рассматриваемая в гражданских правоотношениях как один из видов неустойки, в налоговых правоотношениях служит способом принуждения к исполнению в срок обязательства. В отличие от пени, штраф преследует цель гарантировать осуществление обязанными лицами установленного порядка и действующих правил в области государственных финансов.
Пеня обычно устанавливается в виде процента от суммы просроченного обязательства и начисляется за каждый день просрочки в течение определенного периода, после которого взыскивается разовый штраф.
Штраф как денежная санкция уплачивается в твердой сумме по шкале нарушений или в процентах, в доле от стоимости невыполненного обязательства.
Налоговые санкции налагаются специально уполномоченными на то органами: Министерством финансов Российской Федерации, Министерством по налогам и сборам Российской федерации и др.
Денежные средства, изъятые у нарушителей налогового законодательства, зачисляются в соответствующие государственные денежные фонды.
На основании вышеизложенного мы можем выделить следующие основные признаки налоговых санкций:
— они применяются в сфере налоговой деятельности государства за нарушение налоговой дисциплины;
— они являются мерой налоговой ответственности;
— они предусмотрены нормами налогового права;
— они носят имущественный характер;
— они применяются как к физическим, так и к юридическим лицам;
— для них характерен специальный порядок применения и круг органов, их применяющих;
— они зачисляются в государственные и местные (муниципальные) денежные фонды.
При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению, а отягощающего обстоятельства — увеличению, в 2 раза, по сравнению с их размерами, установленными Налоговым кодексом РФ.
Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафных санкций не позднее трех месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
2.2 Классификация налоговых санкций
Штраф как вид налоговой санкции Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает налоговые санкции в виде денежных взысканий (штрафов).
Штраф — это взыскание имущественного характера, которое выражается в получении с правонарушителя в доход государства определенной суммы денежных средств.
Штраф характеризуется тем, что применяется как разовое, одномоментное взыскание за нарушение обязательства и начисляется в твердой сумме (например, 5 тысяч рублей) для налоговых правонарушений с формальным составом.
Штраф, применимый в налоговом праве, характеризуется тем, что он служит мерой денежного, финансового взыскания, применяется к виновным на основании решения, принимаемого соответствующим государственным органом или представляющим его должностным лицом и судом.
Штраф как налоговая санкция имеет свою специфику и отличается от административного и гражданско-правового штрафа.
Во-первых, налоговый штраф предусматривается в законодательстве, а гражданско-правовой может устанавливаться соглашением сторон.
Во-вторых, налоговый штраф уплачивается налогоплательщиком за счет доходов, оставшихся у него после уплаты налогов, а гражданско-правовой относится на внереализационные расходы предприятия.
В-третьих, налоговый штраф не может быть заменен иным взысканием, и уполномоченный орган не может по своему усмотрению освобождать от наложения штрафа, как в административном праве.
В-четвертых, взыскание налогового штрафа осуществляется в порядке производства по делам о налоговых правонарушениях.
2.3 Пеня как вид налоговой санкции
Юридическое свойство понятия «пеня» указывает его филологическое определение. Так, в словаре С. И. Ожегова читаем: «Пеня — штраф за невыполнение в срок каких-нибудь установленных законом или договором обязательств».
Так, в налоговом праве пеня является правовосстановительной санкцией, а в гражданском — пеня выступает разновидностью штрафа, т. е. карательной санкцией.
В налоговых отношениях пеня носит исключительно законный характер, а в гражданско-правовых отношениях допускается установление пени по соглашению сторон в договоре (размер пени определяется по их усмотрению).
В налоговом праве взыскание пени с организаций осуществляется уполномоченными органами в бесспорном порядке, а гражданско-правовые взыскиваются только по решению судебных органов.
Налоговые пени взыскиваются в доход государства или муниципальных образований, тогда как гражданско-правовые — в доход ущемленной стороны в договоре.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации пеня может быть уплачена налогоплательщиком добровольно или взыскана с него в принудительном порядке.
Пеня исчисляется за каждый календарный день просрочки исполнения налоговой обязанности. Пеня определяется в процентах от неуплаченной суммы налога (сбора) за каждый день просрочки исполнения налоговой обязанности. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой 1/300 действующей в этот время ставки рефинансирования Центральным Банком Российской Федерации.
2.4 Налоговая ответственность, предусмотренная НК РФ
Налоговая санкция взыскивается за каждое налоговое правонарушение в отдельности (т.е. большая по размеру не вытесняет меньшую). Если виновным совершено несколько правонарушений, то санкции по ним суммируются. Размер штрафа определяется положениями НК РФ в твёрдой сумме или в % от определённой величины. Штраф может быть уплачен добровольно; в противном случае — взыскан в принудительном порядке только по решению суда, вступившего в законную силу. Срок исковой давности взыскания налоговой санкции в соответствии с п. 1 ст.115 НК РФ не должен превышать 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Указанный срок не подлежит восстановлению. С 2007 года пропущенный по уважительной причине срок подачи иска может быть восстановлен судом.
За несвоевременное перечисление налогов и сборов налогоплательщик должен уплатить пени (ст. 75, 133 НК РФ).
При этом налоговое законодательство не рассматривает пеню в качестве меры ответственности, а относит её к способу обеспечения исполнения обязательства по уплате налогов.
В таблице представлены виды налоговых правонарушений.
Ст. НК РФ | Вид правонарушения | Размер штрафа | |
Нарушение организационного порядка | |||
п. 1 ст. 116 НК | Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе | 5 000 руб. | |
п. 2 ст. 116 НК | Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней | 10 000 руб | |
п. 1 ст. 117 НК | Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимат. без постановки на учет в налоговом органе | в размере 10% от доходов, но не менее 20 000 | |
п. 2 ст. 117 НК | Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней | в размере 20% от доходов, но не менее 40 000 | |
п. 1 ст. 118 НК | Нарушение налогоплательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке | 5 000 руб | |
п. 1 ст. 119 НК | Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета | 5%суммы налога, подлеж. уплате за кажд. полный или неполн. месяц, но не более 30% и не менее 100 рублей. | |
п. 2 ст. 119НК | Непредставление налогоплательщиком в течение более 180 дней налоговой декларации в налоговый орган по месту учета | 30% суммы налога, подлеж. уплате на основе декларации, и 10% за кажд. месяц нач. со 181 дня. | |
Грубое нарушение налогового производства | |||
п.п.1,2 ст. 120 НК | Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения | 5 000руб-если в одном налог. перио-де;15 000 руб.- если более одного пер. | |
п. 3 ст.120НК | Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов, если они повлекли занижение налоговой базы | 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 рублей. | |
п.п.1,3 ст.122НК | Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий | 20% от неуплаченной суммы 40% - за умышленные | |
ст. 123 НК | Невыполнение налоговым агентом обязанности по перечислению налога | 20% от суммы, подлежащей перечисл. | |
Налоговые нарушения со стороны банков | |||
п. 1 ст. 132 НК | Открытие банком счёта организации, предпр., нотариусу, адвокату, без предъявления этим лицом свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе (или приостановке счетов) | 20 000 руб. | |
п. 2 ст. 132 НК | Несообщение налоговому органу об открытии или закрытии счёта организации, предпр., нотариусу, адвокату | 40 000 руб. | |
ст. 133 НК | Нарушение банком срока исполнения поручения налогоплательщика о перечислении налога | 1/150 ставки рефинансирования банка, не более 0,2 % за 1 д. просрочки | |
ст. 134 НК | Неисполнение банком решения о приостановлении операции по счетам | 20% от суммы перечисленной в очерёдности, но не более суммы задолженности (нет -10 000) | |
п. 1 ст. 135 НК | Неисполнение банком поручения налогового органа о перечислении налога, сбора, пени, штрафа | 1/150 ставки рефинансирования банка, не более 0,2% за день | |
п. 2 ст. 135 НК | Создание ситуации отсутствия денежных средств на счёте налогоплательщика, в отношении кого поручение в банке | 30% от непоступившей суммы. | |
ст. 135.1 НК | Непредставление банком справок о наличии счетов или преставление с нарушением сроков. | 10 000 руб | |
Прочие налоговые правонарушения | |||
ст. 125 НК | Несоблюдение порядка распоряжения имущества, на которое наложен арест | 10 000 руб. | |
П. 1 Ст. 126 НК РФ | Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных законом | 50 рублей за каждый непредставленный документ | |
П. 2 Ст. 126 НК РФ | Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы | 5 000 руб | |
Ст. 128 НК РФ | Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин; отказ свидетеля от дачи показаний, равно дача заведомо ложных | 1 000 рублей неявка, уклонение от явки 3 000 руб.- отказ, ложные показание | |
П 1,2 Ст. 129 НК РФ | Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода | 500 рублей отказ, уклонение от явки 1 000 руб.- дача заведомо ложные заключения | |
П 1,2 Ст. 129.1. НК РФ | Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений налоговому органу | 1000 рублей; 5000 рублей — повторно в течение календарного года | |
Ст. 129.2. НК РФ | Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса, либо порядка регистрации | штрафа в трехкратном размере ставки налога; шестикратном размере — более одного раза | |
3. Причины и виды уклонений от уплаты налогов
Уклонение от уплаты налогов — целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют ему избежать или уменьшить его обязательные выплаты в бюджет, производимые в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей.
Эти действия характеризуются следующими обязательными признаками:
во-первых, активными действиями налогоплательщиков;
во-вторых, их направленностью на снижение размера налоговых отчислений.
В этой связи, необходимо отметить, что сами по себе неумышленные действия (небрежность, счетная ошибка) не могут рассматриваться в качестве способа уклонения от уплаты налогов.
Формы уклонения от уплаты налогов:
Обход налогов — форма минимизации налоговых обязательств, при которой юридическое или физическое лицо посредством активных, чаще правомерных, действий выводит себя из категории налогоплательщиков того или иного налога и, следовательно, не уплачивает налог. В зависимости от законности действий предприятий и граждан, способы обхода налогов можно разделить на 2 группы: правомерные и неправомерные.
К правомерным действиям относятся следующие:
— воздержание от осуществления деятельности, результаты которой подлежат налогообложению, однако он непопулярен и неэффективен, так как может частично или полностью парализовать хозяйственную деятельность предприятия или предпринимателя и не оправдать себя с точки зрения получения выгоды от такой деятельности;
— организация деятельности юридического лица, при которой оно не будет являться налогоплательщиком;
— осуществление юридическим лицом деятельности, результаты которой не подлежат налогообложению в силу закона;
— осуществление юридическим или физическим лицом деятельности, доходы от которой не подлежат налогообложению;
Вторую группу составляют неправомерные способы:
— осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации;
Налоговое планирование, налоговая оптимизация (уклонение от уплаты налогов без нарушения законодательства) — форма снижения размера налоговых обязательств посредством целенаправленных планомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательных льгот, приемов и механизмов, а также действий, направленных на правомерный обход налогов, то есть такие действия не имеют состава преступления или правонарушения. И не влекут неблагоприятных последствий в виде уголовной и административной ответственности. Налоговое планирование отличается от обхода налогов тем, что рассчитано на более длительный срок (несколько отчетных периодов).
Причины уклонения от уплаты налогов различны, стремление избежать их есть своеобразная реакция на любые налоговые мероприятия государства и обусловлена попыткой собственника так или иначе защитить свое имущество, капитал или доходы от любых посягательств, даже от тех, которые освящены законом. Во всех, без исключения странах проблема криминогенности в налоговой сфере всегда стоит на первом месте.
Причины, подталкивающие предпринимателей к уклонению от уплаты налогов:
моральные;
политические;
экономические;
правовые.
Моральные причины порождаются существом и характером налоговых законов, а также налоговой системой в целом. В случае непосильного «налогового гнета», когда налогоплательщик фактически «работает на государство» и отдает ему львиную долю своих доходов, у него рождается чувство подавления его государством. Как ответная реакция на такое подавление выступает уклонение от уплаты налогов.
Политические причины — когда налоги начинают использоваться государством не только для покрытия своих расходов, но и как инструмент социальной или экономической политики. Как инструмент социальной политики налоги проявляются, когда класс, стоящий у власти, использует их для подавления другого класса. Как инструмент экономической политики налоги проявляются в том, что государство повышает налоги на некоторые отрасли производства с целью уменьшения их удельного веса в экономике и наоборот.
Экономические причины подталкивают налогоплательщика к уклонению от уплаты налогов также довольно часто. Их можно разделить на два вида:
— причины, которые зависят от финансового состояния налогоплательщика
— причины, порожденные экономической конъюнктурой.
Финансовое положение иногда является решающим фактором. Если финансовое положение предприятия стабильно, то оно вряд ли станет на путь уклонения от уплаты налогов.
Правовые причины кроются в сложности налоговой системы, которая препятствует эффективности налогового контроля, в результате чего налогоплательщик может избежать уплаты налогов.
Уклонение от уплаты налогов имеет отрицательные последствия, как для экономики, так и для государства в целом. Государственный бюджет недополучает причитающиеся ему средства, поэтому ему приходиться ограничивать реализацию некоторых государственных программ, не выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы и т. д. Кроме того, неуплата налогов может иметь серьезные последствия в виде нарушения принципов конкуренции.
4. Права и обязанности налогоплательщиков
4.1 Налогоплательщики как субъекты налоговых отношений
Налогоплательщики — субъекты налоговых отношений, на которых законом возложена обязанность уплачивать налоги за счет собственных средств.
Исходя из данного определения, можно выделить следующие характерные признаки налогоплательщиков.
1) Налогоплательщики являются субъектами налогового права, которые могут не совпадать с понятием субъектов иных отраслей права.
Традиционно налогоплательщиками выступают физические и юридические лица, статус которых определяется гражданским законодательством. Вместе с тем иные категории налогоплательщиков предусмотрены исключительно налоговым законодательством. К ним относятся обособленные подразделения организаций, в том числе филиалы и представительства, самостоятельно реализующие товары, работы, услуги, постоянные представительства иностранных юридических лиц. При этом определение налогового статуса постоянного представительства иностранного юридического лица достаточно условно и зависит от различных условий. Согласно общему правилу, под постоянным представительством иностранного юридического лица понимается любое место регулярного осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг, продаже товаров.
Кроме того, по законодательству некоторых зарубежных стран в качестве налогоплательщиков может выступать семья в целом, а не конкретный гражданин.
2) Налогоплательщики выступают обязанными субъектами, основной обязанностью которых является уплата налогов.
3) Налогоплательщики — это лица, уплачивающие налоги за счет собственных средств.
Налогоплательщиков можно классифицировать по различным основаниям. Первое, наиболее крупное разделение проводится в отношении физических и юридических лиц.
Как было отмечено выше, налогоплательщиком может быть одно лицо, а в некоторых странах и группа физических лиц — семья. Физические лица могут дифференцироваться на «простых» граждан и граждан-предпринимателей.
Юридические лица являются самостоятельными налогоплательщиками. При этом их обособленные подразделения, а также группа юридических лиц тоже могут выступать в качестве налогоплательщиков. Иностранное юридическое лицо как налогоплательщик в основном выступает в качестве постоянного представительства.
По величине налогоплательщиков подразделяют на обычных и малых. Так, например, граждане-предприниматели подразделяются на обычных предпринимателей и лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения. Юридические лица подразделяются на обычные организации, малые предприятия и организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. При этом необходимо учитывать, что малыми предприятиями могут быть только российские юридические лица.
Законодательство о подоходном налоге разделяет всех граждан в зависимости от постоянного местопребывания на лиц, имеющих постоянное местопребывание в России, и лиц, не имеющих постоянного местопребывания.
Наиболее специфической в целях налогообложения классификацией налогоплательщиков является деление субъектов на коммерческие и некоммерческие организации.
4.2 Обязанности налогоплательщиков
Определение круга обязанностей налогоплательщика имеет большое значение, так как применение ответственности к налогоплательщику обусловлено именно нарушением какой-либо из обязанностей, установленных законодательством. С другой стороны, защита своих прав налогоплательщиком основывается в первую очередь на доказательстве факта отсутствия у него той или иной обязанности либо факта выполнения данной обязанности надлежащим образом.
Согласно ст. 23 ч. 1 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны:
— уплачивать законно установленные налоги;
— встать на учет в органах Государственной налоговой службы Российской Федерации, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;
— вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;
— представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
— представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
— выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
— предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
— в течение трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
— нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Итак, первой и главной обязанностью налогоплательщика является своевременная и полная уплата налога. Она возникает в силу его налогового обязательства. В связи с этим данная обязанность универсальна и распространяется на всех налогоплательщиков. В случае уплаты налога непосредственно налогоплательщиком законодательством установлены дополнительные требования. Так, налогоплательщики обязаны до наступления срока платежа сдать платежные поручения соответствующим учреждениям банка на перечисление налога в бюджет. Остальные обязанности плательщиков налогов можно рассматривать в качестве факультативных, поскольку они распространяются не на всех налогоплательщиков. Вместе с тем они направлены на надлежащее выполнение налогоплательщиком его главной обязанности. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.3 Права налогоплательщика
На основании ст. 21 Налогового кодекса РФ (часть первая) налогоплательщики имеют право:
— получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
— получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
— использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
— получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;
— на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;
— представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
— представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
— присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
— получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также требования об уплате налога;
— требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
— не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;
— обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
— требовать соблюдения налоговой тайны;
— требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.
Выше перечисленные права не являются нововведением, они представлены и ранее действующим налоговым законодательством. Но надо отметить, что в Налоговом кодексе РФ нашла отражение норма, которая позволяет налогоплательщику представлять свои интересы по налоговым отношениям лично, либо через своего представителя. Тогда как институт представительства был предусмотрен только в Гражданском Кодексе РФ.
5. Защита прав и законных интересов налогоплательщиков
Нарушение прав налогоплательщиков — физических лиц не редкость, однако далеко не все налогоплательщики знают, как защитить свои права. Между тем законодательство содержит целый ряд правовых и организационных средств защиты прав налогоплательщиков.
Согласно Конституции Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (п. 2 ст. 45). Названное предписание самым непосредственным образом относится и к защите прав и законных интересов налогоплательщиков — физических лиц. Право налогоплательщиков избегать налогов с использованием всех разрешенных законами средств никем не может быть оспорено.
Налоговый кодекс Российской Федерации определяет, что налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.
Все способы защиты прав налогоплательщиков в зависимости от характера спорных правоотношений и конкретной цели защиты можно классифицировать на:
* оспаривание нормативных актов и ненормативных актов, действий (направлены на изменение, прекращение возникших правоотношений);
* понуждение (направлены на возникновение правоотношений) и признание (направлены на признание наличия или отсутствия спорных правоотношений).
К установительным способам защиты прав налогоплательщиков относятся:
* зачет налоговым органом сумм излишне уплаченного налога (сбора), пени или штрафа (ст. ст. 45, 78 НК РФ);
* возврат налоговым органом излишне уплаченного налога (сбора), пени или штрафа (ст. 78 НК РФ);
* зачет налоговым органом излишне взысканного налога (сбора), пени или штрафа (ст. ст. 79 и 45 НК РФ);
* возврат налоговым органом или судом излишне взысканного налога (сбора), пени или штрафа (ст. 79 НК РФ).
Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется НК РФ и иными федеральными законами. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами (ст. 22 НК РФ).
Законодательством предусмотрены три формы защиты нарушенных прав налогоплательщиков — физических лиц:
* судебный способ защиты;
* административный способ защиты;
* самозащита.
Каждая из названных форм защиты прав налогоплательщиков имеет свои преимущества и недостатки. Судебный контроль в налоговой сфере может проявить себя в двух формах: во-первых, судебный контроль может осуществиться за деятельностью должностных лиц налоговой службы; во-вторых, судебный контроль может осуществляться за законностью административных решений, принимаемых должностными лицами налоговой службы.
Судебный контроль в сфере исполнительной власти является одним из важнейших способов обеспечения законности, защиты прав и свобод граждан.
Самозащита — такая форма защиты, которая дает возможность самостоятельными действиями, основанными на законе, защищать нарушенные права в административных правоотношениях без обращения в компетентные органы. Однако закон не определяет в каких формах и в каком порядке можно реализовать это право, лишь устанавливает, что самозащита допустима путем невыполнения неправомерных актов и требований налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц не соответствующих НК РФ или иным федеральным законам.
Судебные и административные средства по-своему направлены на защиту прав налогоплательщиков — физических лиц, средства защиты нацелены, с одной стороны, на защиту гражданских прав лиц, а с другой — на защиту правопорядка.
Эффективность административно-правовой защиты прав граждан и юридических лиц в механизме реализации административных процедур проявляется в оперативности разрешения дела, в оперативности исправления ошибок и др.
Досудебный (или административный) порядок обжалования актов налоговых органов нормативного характера, действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов имеет ряд преимуществ для налогоплательщика: во-первых, это простота и оперативность рассмотрения; во-вторых, отсутствие уплаты государственной пошлины; в-третьих, возможность определить позицию вышестоящего налогового органа.
Эффективность внесудебного механизма отстаивания прав налогоплательщиков напрямую зависит от добросовестности исполнения ими обязанностей, установленных действующим законодательством о налогах и сборах. Добросовестность предполагает неукоснительное выполнение налогоплательщиком, плательщиком сборов, налоговым агентом всей системы формальностей и требований.
Преимущества судебного способа разрешения налоговых конфликтов по сравнению с административным порядком их разрешения состоят в следующем:
* относительная объективность рассмотрения спора как следствие его рассмотрения вне рамок налогового ведомства. Процент удовлетворения требований налогоплательщиков в судебном порядке гораздо выше, чем в административном;
* возможность (если позволяет существо иска) принятия судом мер по обеспечению исковых требований в виде, например, запрещения налоговому органу списывать недоимку и пени до разрешения спора по существу;
* детальная определенность всех стадий судопроизводства процессуальным законодательством;
* возможность (в зависимости от характера требований) получения исполнительного листа и принудительного исполнения решения суда.
Право жалобы в административных и налоговых правоотношениях является единственным средством защиты прав налогоплательщиков — физических лиц. Административный (внесудебный) порядок рассмотрения налоговых споров основывается на подаче налогоплательщиком (налоговым агентом) или иным лицом жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу. К преимуществам административного порядка обжалования относятся, прежде всего, отсутствие требований по уплате государственной пошлины и упрощенную процедуру рассмотрения жалоб.
Институт права жалобы включает в себя неразрывно связанные друг с другом право гражданина обжаловать незаконные действия органов государственного управления и указанную обязанность соответствующего государственного органа.
Административная жалоба не имеет строго определенной формы, однако она должна содержать требование о восстановлении нарушенного права и быть адресованной должностному лицу.
Жалоба, как таковая, представляет собой форму реагирования на факты нарушения прав и охраняемых законных интересов граждан, средство устранения и предотвращения таких нарушений, восстановление нарушенного субъективного права. Она появляется в случае нарушения прав и законных интересов граждан, т. е. в случае, если между гражданином и властью складываются «негативные» отношения. Подача жалобы преследует цель защитить и восстановить нарушенные права и законные интересы, но сама жалоба не устраняет эти нарушения.
Налоговая (или финансовая) жалоба является разновидностью общей жалобы — жалобы на действия административных органов и их должностных лиц. Налоговая жалоба — это сообщение налогоплательщиком компетентному органу о нарушении своих субъективных налоговых прав и законных интересов государственными органами исполнительной власти (должностными лицами), обладающими властными полномочиями в налоговой сфере, с просьбой (требованием) восстановить нарушенные права и обеспечить охрану законных интересов и, в отдельных случаях, наказать виновное должностное лицо за совершение противоправного деяния.