Реализация молодежной политики в муниципальном образовании (на примере администрации Старооскольского городского округа)
Рис. 1.4. Молодежь, вступившая в брак по возрасту жениха (по РФ) Рис. 1.5. Молодежь, вступившая в брак по возрасту невесты (по РФ) В соответствии с Положением на Министерство возложено осуществление функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики. К полномочиям Министерства относится… Читать ещё >
Реализация молодежной политики в муниципальном образовании (на примере администрации Старооскольского городского округа) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Реализация молодежной политики в муниципальном образовании (на примере администрации Старооскольского городского округа).
Актуальность темы дипломного исследования определяется тем, что существующая в стране общественно-политическая ситуация оправдывает необходимость вернуть системе власти способность к эффективному воспроизводству и преемственному развитию надежных и прочных, соответствующих духу времени государственных и гражданских начал. В стоящих за этим процессах роль молодежи очевидна, так как, в конечном счете, именно за ней воспроизводственная функция (биологическая и социальная) и именно молодое поколение призвано быть носителем новых гражданских устремлений, нового политического качества.
Неотягощенная прошлым молодежь, по всем социологическим меркам, острее других социально-демографических групп чувствует меняющиеся общественные настроения и больше готова к политическим новациям. Молодёжь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют её как самостоятельную социально-демографическую группу.
Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем. С одной стороны, молодежь является самой мобильной частью общества, среди этой социальной группы наиболее быстрыми темпами происходит подъем профессионального уровня и служебной карьеры. С другой стороны, трудности кризисного периода особенно сильно ударили по положению молодежи: лишь небольшая её часть сумела найти свое место в рыночной системе, основной же массе пока не удается адаптироваться к изменившейся ситуации. И у этой части наблюдается понижение социального статуса, сужаются возможности доступа к образованию и культурным ценностям, зато расширяется преступность и девиантное поведение, безработица и социальное неравноправие.
В период, когда идет переоценка ценностей, норм, молодежи сложно ориентироваться в вопросах, которые касаются её жизненной перспективы, целей и смысла жизни. Положение молодых людей в обществе является нестабильным.
Молодежная политика — это самостоятельное направление деятельности государства, государство проводит молодежную политику через систему органов управления и координации, причем, вмешательство государства тем сильнее, чем слабее активность самой молодежи. Эффективность реализации молодежной политики зависит от учета интересов, потребностей, желаний молодежи, ее постоянно меняющихся требований к качеству образования, трудоустройства, досуга, сферы услуг.
В связи с этим возникает необходимость периодического исследования молодежи, сбора достоверной информации об ее жизни, потребностях и интересах. Только на основе объективных данных о положение молодежи может быть осуществлена молодежная политика.
Степень изученности темы исследования. Один из первых ученых, начавших изучать проблемы молодежи и давший определение понятию «молодёжь» в 1968 г. был В. Т. Лисовский. Позднее более полное исследование молодежных процессов было проведено академиком И. С. Коном. В работе также используются исследования следующих отечественных ученых: Г. С. Абрамовой, А. Апокина, П. И. Бабочкина, В. Н. Боряза, Ю. Г. Волкова, А. В. Мудрика, Д. Никольского, В. В. Павловского и других. Также были использованы работы зарубежных исследователей, таких как Д. Торкилдсен и В. Леви.
Проблема исследования состоит в противоречии между необходимостью совершенствования реализации молодежной политики и недостаточной разработанностью теоретических, методологических подходов к регулированию вопросов реализации молодежной политики. Знакомство с современными исследованиями показывает, что проблема формирования и реализации молодежной политики, особенно на муниципальном уровне, изучена недостаточно. Научное исследование, осмысление, прогнозирование и планирование молодежной политики приобретает сегодня особый смысл и значение, в том числе для большого числа возникших органов местного самоуправления. Разработка и реализация молодежной политики, учитывающей как национальные и мировые тенденции общественного развития, так и стратегические ориентиры развития муниципальных образований, становится необходимой социальной инновацией, ключевым фактором развития территорий. Проблематика развития районов и поселений, выстраивания особой молодежной политики на местном уровне пока еще не изучена.
Гипотеза исследования в дипломном проекте состоит в том, что эффективность реализации молодежной политики зависит от учета постоянно меняющихся интересов, потребностей, желаний молодёжи как отдельной категории населения.
Объектом исследования является государственная молодёжная политика реализуемая в Старооскольском городском округе.
Предметом исследования являются методы экономического и социального воздействия на эффективность реализации молодёжной политики.
Целью исследования является выявление современных проблем в реализации молодёжной политики и возможных методов их устранения на муниципальном уровне.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
— изучение теоретических основ реализации молодежной политики;
— изучение практики реализации молодежной политики в Старооскольском городском округе;
— предложены рекомендации по совершенствованию реализации молодежной политики в Сатрооскольском городском округе.
В ходе подготовки дипломного проекта автором проведен анализ широкого круга источников информации, посвященных как общим проблемам реализации молодёжной политики, так и частным вопросам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» и социально-экономического развития муниципального образования.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных, и зарубежных ученых, посвященные проблемам реализации молодёжной политики, целевые комплексные программы трех уровней власти.
В процессе изучения темы исследования в дипломном проекте использовались следующие методы экономических исследований: аналитический; экономико-статистический; графический; системный; социологический; комплексный; функциональный, экспертный, анализ данных.
Эмпирической базой дипломного проекта послужили федеральные законы и нормативные правовые акты муниципального образования (Старооскольского городского округа) в области реализации государственной молодёжной политики, ведомственные материалы, научные монографии, публикации периодической печати, научные работы.
В качестве исходной информации при проведении исследования использовались материалы официальной статистики: Росстата, Белгородстат управления и иная ведомственная документация региональных органов государственной власти.
Информационной базой исследования послужили отчетные и статистические данные администрации Старооскольского городского округа, муниципальные нормативные правовые акты.
Практическая значимость исследования состоит в том, что основные выводы и предложения могут быть использованы Управлением по делам молодёжи муниципального образования при формировании и осуществлении молодёжной политики.
молодежный муниципальный политика городской.
1. Теоретические основы реализации молодёжной политики.
Молодежь — это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества.
Социальные особенности молодежи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения, т. е. потенциальными сущностными силами молодого человека. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодежных проблем.
Молодежь как становящийся субъект общественного производства характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия. Подобное проявление социального качества молодежи связано со спецификой ее социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях.
Конкретные условия бытия молодых людей определяют особенности молодежного сознания, диалектическое единство структурных элементов которого и образует побудительно-мотивационные сущностные силы молодежи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминаций, опосредующих специфику их отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности.
Исследование проблем молодежи невозможно без определения понятия «молодежь», нахождения критериев обозначения начала «границы молодежности». На поверхностный взгляд кажется, что здесь нет никакой проблемы и нет каких-то особых трудностей, все ясно. Визуально, без особых усилий человек может определить кто старый, кто молодой. Это, естественно, только на первый взгляд. При серьезном подходе к этой проблеме можно заметить, что понятие «молодежь» довольно расплывчатое. По этой проблеме нет единства среди ученых. Каждый специалист, работающий в этой области, определяет возрастные границы по-своему. В условиях современной России наметился определенный отход от методологии исследования молодежи с позиции ее целостности и монолитности.
В отечественном обществознании долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа.
Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским: «Молодежь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные категории молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное описание было дано И. С. Коном: «Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологическое особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного настроя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».
По мнению большинства социологов России, целостный процесс социализации молодежи объективно разграничивается на определенные временные периоды и отрезки. В социологии они условно делятся на следующие этапы: подростки 15−18 лет: это срок окончания средней школы, ПУ; молодежь 18−24 лет: это такой отрезок времени, когда юноши или проходят военную службу в армии или вместе с девушками завершают обучение в вузе; «молодые-взрослые» 25−29 лет: этот период в социологии обозначается как «важная граница» молодости и характеризуется тем, что молодое поколение на данном этапе жизни окончательно включается в социально-профессиональную структуру общества.
Каждому из этих временных этапов, как видим, присущи свои определенные цели и задачи. В то же время объективно и то, что между возрастом и социальными возможностями человека в достижении этих целей существует и зависимость, и тесная взаимосвязь. Тем не менее и ныне весьма актуальным остается целостный подход к изучению проблем молодого поколения. Перед государством и обществом всегда будут стоять задачи по организации эффективной передачи опыта молодому поколению, оптимальному включению молодежи в социальные и экономические процессы, созданию наиболее благоприятных условий для самореализации молодежи. Именно молодежь обеспечивает социальную мобильность общества и является источником инициативы и развития всех сфер общественной жизни.
Развал Советского Союза, продолжающийся и углубляющийся социально-экономический кризис в конце XX — начале XXI вв. поставили российскую молодежь в исключительно сложную ситуацию. Это серьезно беспокоит общество и, естественно, требует более пристального внимания к молодежной проблематике и настоятельно диктует необходимость разработки и принятия закона о молодежи и разработки на ее основе такой политической стратегии, которая всесторонне и полно учитывала бы современные ее потребности, интересы и ценностные ориентации. Молодежная политика эффективна и жизненна лишь тогда, когда в ней масштабно и всесторонне учитывается современное положение юношей и девушек во всех сферах социальной жизни. Жизневостребованность молодежи зависит не только от учета современных потребностей, интересов ее, но и от непременного учета основных направлений и тенденций развития.
Определение «молодежной политики», на первый взгляд, не отличается особой сложностью. В «Политической энциклопедии» молодежная политика рассматривается как «комплекс специальных мероприятий государства, направленных на создание благоприятных условий развития подрастающего поколения, на адаптацию специфической возрастной социальной группы (с 18 до 25 лет) к общественной и личной жизнедеятельности». Данное понятие включает в себя сложноструктурированную многофункциональную систему с конкретно-историческим содержанием.
Молодежная политика как целенаправленная деятельность государства и общества по отношению к молодежи начала складываться в мировом сообществе в 50−60-е годы XX века. Большую роль в этом вопросе сыграла Организация Объединенных Наций. В документе ООН «Руководящие принципы для долгосрочного планирования и осуществления соответствующих последовательных мер, касающихся молодежи», одобренном на 40-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1985 году, содержались конкретные рекомендации правительствам по выработке национальной политики в отношении молодого поколения.
Начавшийся процесс интеграции СССР в мировое сообщество создал в конце 80-х — начале 90-х годов объективные предпосылки формирования молодежной политики в нашей стране. Правовой статус приобрела в 1991 году с принятием закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР».
Наиболее приемлемое определение «молодежной политики» дает В. Т. Лисовский. Он рассматривает ее как «молодежный срез» государственной (общенациональной), муниципальной (региональной, районной) социально-экономической политики, которая также может осуществляться частными, общественными организациями и фондами. Главной целью молодежной политики ученый считает создание «необходимых социальных условий для развития молодежи посредством государственной и общественной поддержки инновационной деятельности, социальной защиты молодежи, формирования ее творческой активности, способностей, навыков, а также стимулов к саморазвитию и самореализации».
Таким образом, можно определить структурную иерархию отношений в молодежной политике. Прежде всего объектом молодежной политики являются:
а) в широком смысле — дети, молодежь, т. е. все молодое поколение страны с момента рождения до 30 лет;
б) в узком смысле — только молодежь в возрасте от 14 до 30 лет. «Реальностью молодежная политика становится тогда, когда она приближена к своему объекту, когда она реально, а не теоретически оказывает на него свое воздействие». «Государственная молодежная политика в широком смысле — это внутренняя политика государства с точки зрения интересов самой молодежи; эта та часть социальной политики в ее человеческом, гуманитарном измерении, которая ближе всего и прежде всего замыкается на молодежи». В этом плане главным в молодежной политике становится повышение субъектности молодежи как социальной группы и молодого человека как гражданина своей страны в реализации собственных и государственно-общественных интересов.
В российском обществе на современном этапе формирования гражданского общества выстраивается многосубъектность общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни. В молодежной политике эта категории, предполагающая взаимодействие множества независимых друг от друга субъектов подготовки, принятия и осуществления решения, направленного на нормальное функционирование общества, играет особо важную роль, так как молодежь представляет собой настоящее и будущее страны.
Ошибочно утверждать, что молодежь прогрессивна по своей природе. Ведь консервативные и реакционные движения могут также увлечь молодежь. Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе — она потенция, готовая к любому начинанию. Быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером. И можно утверждать, что подросток — эта та общественная сила, которая может осуществить различные начинания, потому что он не воспринимает установленный порядок как нечто само собой разумеющееся и не обладает закрепленными законом интересами ни экономического, ни духовного характера. Данная характеристика молодежи подразумевает необходимость политической социализации молодежи.
Для эффективного управления молодежной политикой необходимо осуществление прямой и обратной связи между ее субъектом и объектом, со всей их сложной иерархичной структурой и содержательной наполненностью именно в региональном аспекте.
В широком смысле молодежную политику можно рассматривать как часть социальной политики государства и общества, призванную содействовать развитию регионов, обеспечивать их координацию и согласованность в общем комплексе деятельности в области решения проблем молодежи.
На современном этапе развития законодательства управление молодежной политикой осуществляется на трех уровнях власти, на каждом из которых существует иерархичная структура органов управления молодежной политикой, взаимосвязанная со многими другими ведомствами.
На федеральном уровне власти функции реализации направлений молодежной политики частично осуществляют Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство образования и науки РФ, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков РФ, Федеральная служба государственной статистики РФ, Министерство культуры РФ, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное архивное агентство, Департамент молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей, Федеральное агентство по образованию, Федеральная служба по надзору в сфере образования, Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию и другие.
Условия системного кризиса и сложная экономическая ситуация привели к отрицательным последствиям в молодежной среде. По результатам исследования, проведенного Федеральным агентством по образованию, темпы роста молодежной безработицы превышают темпы роста безработицы среди населения в целом (по данным Росстата доля молодых людей среди безработных в 2009 г. составила около 41%, в 2010 г. — 43,5% по РФ); растет число нетрудоустроенных среди выпускников средних и высших учебных заведений (за 2010 г. на 25,5% по РФ); происходит отток молодежи из сферы науки. На рынке труда происходит значительный перелив рабочей силы из государственного в негосударственный сектор экономики, где чаще всего молодежь «оседает». Перемещаясь в сферу негосударственной экономики, на должности, не требующие серьезных профессиональных знаний, молодые люди рискуют своим будущим благосостоянием, не обеспечивая накопление интеллектуальной собственности и профессионализма.
После упадка социально-экономической системы, существовавшей ещё вчера, молодежь столкнулась с теми проблемами материального характера, которых до этого чаще всего не существовало: низкая зарплата или стипендия (минимальный размер оплаты труда в 2008 г. составил 2300 руб., в 2009;2010 гг. — 4330 руб.); невозможность работы по специальности; высокий кредитный процент для покупки жилья (от 9% до 15% ежегодно); непредоставление рабочих мест выпускникам учебных заведений; неполная помощь молодой семье или ее отсутствие; платное медицинское обслуживание и многие другие.
Смещение направленности социальной ориентации молодежи можно наблюдать по оценкам удовлетворенности проблем личного характера, ценностей жизни. Из множества социальных проблем молодежи следует выделить наиболее острые: среди которых сокращение доли молодежи в составе населения. Численность молодёжи в возрасте 14−30 лет по данным Росстата представлена в таблице 1.1;
Таблица 1.1. Численность молодежи в возрасте 14 -30 лет по РФ.
Мужчины. | Женщины. | ||||
тыс. человек. | Доля от общего числа молодежи (%). | тыс. человек. | Доля от общего числа молодежи (%). | ||
19 807,288. | 50,47. | 19 437,705. | 49,53. | ||
18 560,654. | 50,21. | 18 190,779. | 49,79. | ||
17 815,836. | 49,33. | 16 533,113. | 50,67. | ||
Анализ данных, представленных в таблице 1.1, позволяет отследить тенденцию к убыванию численности молодёжи в период с 2008 по 2010 года.
Численность мужчин и женщин от общего числа молодёжи по РФ представлена на рисунке 1.1.
Рис. 1.1 Численность мужчин и женщин от общего числа молодежи по РФ.
Доля мужчин и женщин от общего числа молодёжи по РФ представлена на рисунке 1.2.
— стабильная тенденция ухудшения здоровья (по данным Министерства здравоохранения на конец 2010 года — лишь 14% детей здоровы, 35% детей хронически больны, детская и подростковая смертность в РФ составляет 15% от доли всех умерших);
— снижение интеллектуального потенциала нации (по итогам исследования независимого радио «эхо Москвы»: 46,9% опрошенных считают, что в снижении интеллектуальности следует винить некачественное образование);
Рис. 1.2. Доля мужчин и женщин от общего числа молодежи по РФ.
— ухудшение системы образования (происходит из-за оттока преподавателей из сферы науки в коммерческую сферу, непрестижности работы учителей и воспитателей, низкой заработной платы в образовательной сфере);
— процесс десоциализации, маргинализации молодежи, увеличение числа молодежи, совершившей преступления. Численность молодёжи совершившая уголовные преступления по РФ по данным Росстата представлена в таблице 1.2;
— падение престижа армии в глазах молодых людей (по данным ФОМ, отношение молодежи к армии, ее роли в российском обществе и ее сегодняшним проблемам отличается парадоксальностью — с одной стороны: представления о принципиальной необходимости армии, о ее роли в обществе, о необходимости ее реформирования, отсутствия современной Таблица 1.2. Молодежь, совершившая уголовные преступления по РФ.
Годы. | Всего, тыс. человек. | В% к общему числу молодежи. | |
733,0. | 1,80. | ||
671,9. | 1,71. | ||
625,5. | 1,70. | ||
559,7. | 1,62. | ||
Анализ данных, представленных в таблице 1.2, позволяет отследить тенденцию к убыванию численности молодёжи, совершившей уголовные преступления в период с 2008 по 2010 года. Заметно, что в 2008 году (в период экономической нестабильности) численность молодежи совершившей преступления, изменилась не значительно по сравнению с предыдущим периодом, это позволяет сделать вывод о прямой зависимости экономической обстановки в стране и уголовными преступлениями, совершенными молодёжью.
Таблица 1.3. Молодежь, вступившая в брак, по РФ.
Годы. | Вступившие в брак по возрасту жениха, человек. | Вступившие в брак по возрасту невесты, человек. | Всего заключено браков (единиц). | |||||
До 18 лет. | 18−24 лет. | 25−34 лет. | До 18 лет. | 18−24 лет. | 25−34 лет. | |||
График 1.3. Молодёжь совершившая уголовные преступления за период 2008;2010 года Анализ данных, представленных в таблице 1.3, позволяет отследить тенденцию к увеличению численности молодёжи, вступившей в брак, в 2009 году по сравнению с 2008 и 2010 годами, что наглядно представлено на рисунках 1.4 и 1.5.
Решение этих материальных, биологических и культурно-психологических проблем под силу только государству. Существующий в России программно-целевой метод в управлении молодежной политикой является решением для многих проблем, вставших перед молодежью сегодня, так как способствует реализации целого ряда задач и достижению поставленных целей.
Анализ данных, представленных на рисунках 1.4 и 1.5, позволяет говорить о том, что наибольшее количество браков заключается в возрасте 18−24 года.
Рис. 1.4. Молодежь, вступившая в брак по возрасту жениха (по РФ) Рис. 1.5. Молодежь, вступившая в брак по возрасту невесты (по РФ) В соответствии с Положением на Министерство возложено осуществление функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики. К полномочиям Министерства относится создание во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, условия для обеспечения здорового образа жизни, нравственного и патриотического воспитания молодежи, реализации профессиональных возможностей молодежи, координация деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской о Федерации в сфере молодежной политики. В структуре Министерства создан Департамент молодежной политики и общественных связей, на который возложена непосредственная реализация данных функций. Создано Федеральное агентство по делам молодежи, которое находится в ведении Минспорттуризма России. Агентство осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики, реализации во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания и на реализацию молодежью своих профессиональных возможностей, организацию деятельности специализированных (профильных) лагерей и туристских баз, туризма и отдыха для детей и молодежи.
В конце 2008 года Правительством РФ утверждена Концепция долгосрочного развития страны до 2020 года и основные направления деятельности Правительства РФ до 2012 года. Впервые в таких важнейших стратегических государственных документах появился самостоятельный раздел «Молодежная политика». В этих документах, определены цели молодежной политики и основные задачи за счет решения, которых предполагается достижение поставленной цели. В данных документах определено — целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, качественное развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны. Достижение поставленной цели предполагается за счет решения следующих задач.
Первая — вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи.
Вторая — формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи, для инновационного развития России.
Третья — гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи. В целях реализации поставленных задач Министерством определены следующие направления деятельности:
— совершенствование нормативно-правовой базы молодежной политики и ее унификацию на всей территории страны (базовый закон, 98 ФЗ, молодые семьи, молодые специалисты, критерии оценки деятельности субъектов РФ в сфере ГМП);
— научное обеспечение молодежной политики, которое предполагает проведение научных исследований и мониторингов в молодежной среде, определение стратегических направлений, выработку предложений для государственных структур в сфере работы с молодежью.
В целях обеспечения эффективной реализации мер государственной молодежной политики министерство разработало систему критериев и показателей оценки ее результативности в субъектах РФ, которая должна показывать взаимосвязь между мерами государственной молодежной политики и изменениями в положении молодежи. Этим документом устанавливаются единые подходы к оценке молодежной политики, формируется система измерения эффективности молодежной политики, которая обеспечит возможности осуществления оперативного анализа и прогнозирования положения молодёжи и выявления актуальных задач молодёжной политики на краткосрочную и среднесрочную перспективу.
Важнейшим вопросом является восстановление и модернизация инфраструктуры молодежной политики, обновление и развитие системы по работе с молодежью. Это позволит создать условия для развития и реализации потенциала широкому кругу российской молодежи на территории всех регионов России. Осуществить это возможно через:
— развитие сети учреждений органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации (многофункциональные молодежные центры, спортивные секции, дома молодежи, центры досуга). Министерством подготовлены рекомендации по развитию сети учреждений органов по делам молодежи и типовой проект молодежного центра для регионального и муниципального уровня;
— обновление и модернизацию материально — технической базы учреждений по работе с молодежью;
— расширение сети учреждений по работе с молодежью по месту жительства, введение в субъектах Российской Федерации минимальных нормативов по выделению площадей и бюджетному финансированию предоставления услуг организациями по работе с молодежью.
Приоритетным направлением государственной молодежной политики на всех уровнях (муниципальном, региональном, федеральном) является развитие социальной активности молодежи, гражданского самосознания через их участие в деятельности молодежных и детских общественных объединений, молодежных парламентов, правительств, иных консультативно-совещательных структур, созданных при органах законодательной и исполнительной власти разного уровня. Министерство и Агентство в своей деятельности будут поддерживать инициативы общественных объединений, и опираться на них при реализации молодежной политики. И конечно важнейшим направлением является подготовка кадров для молодежной политики. Реализация стратегических задач, поставленных перед молодежной политикой не возможно без наличия высококвалифицированных подготовленных специалистов умеющих организовать работу с молодежью Современный специалист в области ГМП должен являться лидером, способным ставить и достигать цели развития. Кадровый состав сферы государственной молодежной политики в настоящее время составляют служащие органов по делам молодежи; работники органов местного самоуправления; сотрудники учреждений и организаций, работающих с молодежью; работники учреждений негосударственного сектора, оказывающих социальные услуги молодежи; активисты детских и молодежных общественных объединений; специалисты по работе с молодежью на предприятиях и в организациях, преподаватели и консультанты образовательных учреждений, реализующих программы среднего, высшего и дополнительного профессионального образования в сфере государственной молодежной политики. Во всех субъектах Российской Федерации функционируют органы исполнительной власти по молодежной политике. Численность сотрудников этих органов достигает двух тысяч человек. При органах по молодежной политике функционирует более 2000.
учреждений социального обслуживания молодежи, 1750 подростково-молодежных клубов (центров), более 2000 клубов (центров) молодой семьи, более 7 тысяч центров отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи; десятки тысяч муниципальных, региональных, межрегиональных детских и молодежных общественных объединений.
Таким образом, в инфраструктуре сферы государственной молодежной политики работает около 100 тысяч человек. Из них, по экспертным оценкам, не имеют специального образования в области молодежной политики: руководители и их заместители — каждый третий, специалисты — каждый второй. В то же время, опросы молодежи, государственных и муниципальных служащих, работающих с молодежью, свидетельствуют о том, что не хватает профильных психологов, социологов, социальных педагогов, социальных работников, специалистов по медико-социальным проблемам юношества, юристов и специалистов по правам детей и молодежи, в том числе специалистов по ювенальной юстиции.
Анализ качественного состояния кадров показывает, что у значительной части сотрудников молодежных структур отсутствует необходимая профессиональная квалификация и практический опыт. Проблема усиливается и несоответствием количественного состава работников органов по делам молодежи объему и характеру решаемых ими задач, масштабам и темпам социальных перемен.
Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека. Государственная молодежная политика проводится в отношении:
— граждан Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет;
— иностранных граждан, лиц без гражданства в возрасте от 14 до 30 лет.
— в той мере, в какой их пребывание на территории Российской Федерации влечет за собой соответствующие обязанности федеральных государственных органов;
— молодых семей — семей в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей — без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста;
— молодежных объединений.
Государственная молодежная политика осуществляется:
— государственными органами и их должностными лицами;
— молодежными объединениями, их ассоциациями;
— молодыми гражданами.
Государственная молодежная политика в Российской Федерации основывается на следующих принципах:
— сочетания государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации государственной молодежной политики;
— привлечения молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом;
— обеспечения правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса;
— предоставления молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество, которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
— приоритета общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.
В обществе молодежь является социальной категорией, в наибольшей степени определяющей его будущее. Именно в молодые годы у каждого человека формируется его мировоззрение и моделируется собственная жизнь: определяются важнейшие жизненные цели и ценности, выбираются направления и средства их реализации, устанавливается отношение к себе и миру, обществу и государству. И от того, каким будет каждый из этих выборов, непосредственно зависит и то, какой будет сегодняшняя молодежь, которой предстоит созидать человека, общество и государство как ближайшего, так и отдаленного будущего. А это значит, что вектор социального прогресса всегда определяется в настоящем, и находится в руках тех, кто молод сегодня. Это обстоятельство делает вопрос о молодежи вопросом стратегического характера. Вполне естественно, что каждый молодой человек нуждается в определенных условиях для своего духовного становления и социальной самореализации. Тем, каковы эти условия и наличествуют ли они в повседневной жизненной реальности, прежде всего и задаются ключевые духовные и социальные параметры молодежной среды, устанавливаются соответствующие им типы организации жизни молодых, формируется определенный общественный и государственный «заказ на молодежь». В силу ряда характерных особенностей отечественного национального менталитета и происходящих в стране социально-экономических преобразований, далеко не всегда и далеко не каждый молодой человек способен самостоятельно обеспечить надлежащие условия для собственного становления и развития без соответствующей этому политики государства.
Таким образом, вопрос об особых условиях для молодежи является основообразующим для того, какой будет сегодняшняя молодежь, и, соответственно — ближайшие поколения граждан и общество в целом.
Однако реалии таковы, что осуществление этого подхода на практике всегда носило проблемный и двойственный характер. С одной стороны государство всегда сознавало его очевидность и безусловную правильность, так как от этого зависели стабильность, процветание и могущество самого государства. Поэтому в любой исторический период, когда само государство было достаточно сильно, оно о молодежи заботилось, обращая особое внимание на ее воспитание и образование, или, по крайней мере, эти заботу и внимание декларируя. С другой стороны, в обществе всегда доминировало неприязненно-подозрительное отношение к молодежи и некоторое раздражение по поводу протекционистской политики государства по отношению к ней, что не могло не сказываться на реальном отношении государства к молодежным проблемам.
Начиная с 1992 года молодежь оказалась в чрезвычайно сложном и новом для себя положении. В условиях начавшегося перехода к экономической модели свободного рынка и «шоковой» терапии, все существовавшие ранее системы и механизмы защиты и реализации интересов и прав молодежи вместо их адаптации к изменившимся условиям были практически полностью разрушены. Вместе со страной, партией и комсомолом исчезли традиционные источники идеологии и технологии политики государства по отношению к молодежи, разорвались межнациональные и международные связи, перестала действовать в новых суверенных государствах нормативно-правовая база СССР по молодежным вопросам, были катастрофически ослаблены система молодежного туризма, система воспитания и отдыха детей, подростков и молодежи, система социализации юношества, уменьшилась социальная защищенность и поддержка различными институтами власти талантливой молодежи, прекратилось строительство молодежных жилищных комплексов, распалась сеть культурных и спортивных учреждений для детей и молодежи.
Таким образом, начавшиеся экономические, политические и социальные реформы на значительный период времени практически полностью вытеснили молодежь и ее проблемы из сферы внимания общества и государства, что повлекло за собой существенное обострение всех основных проблем молодежи, существовавших ранее и появление новых. Это проблемы общих жизненных ориентиров и жизненного пути, самоутверждения и самореализации, делового и социального поведения, взаимосвязей с обществом и государством, защиты прав и стартовых возможностей. Наиболее остры в этом ряду такие проблемы, как образование, занятость, семья, жилье. Отсутствуют или неэффективны системы воспитания, социальной помощи, правовой защиты, информационного обеспечения. Отсутствуют или слабы государственные и общественные механизмы контроля ситуации в молодежной среде и решения проблем молодежи ее собственными силами.
Наиболее проблемными возрастными сегментами в общей массе молодежи представляются диапазоны в 14−17 лет (старшие школьники, учащиеся училищ и техникумов, незанятая молодежь этого возраста) и 22−27 лет (студенты старших курсов, аспиранты, молодые специалисты, рабочая молодежь).
Среди больших социальных слоев — студенчество, старшеклассники, сельская молодежь, военнослужащие, а также — такие специфические социальные группы, как несовершеннолетние преступники, беспризорные подростки, выпускники детских домов, молодые наркоманы, и т. д., особенно — в переходные моменты (выпуск, освобождение, демобилизация, излечение и т. п.).
Сегодняшняя ситуация в молодежной среде носит двойственный характер. С одной стороны наблюдается существенное изменение самосознания значительной части молодежи. Она все больше осознает свою роль и значимость для общества, считая особое к себе отношение безусловной обязанностью государства, хотя особо на него не рассчитывает, и полагается в основном на собственные силы. Весомый потенциал этой молодежи не задействован ни в решении ее собственных проблем, ни в общественном развитии в целом. С другой стороны, в условиях сильнейшего социального расслоения также немалая часть молодежи является наиболее криминогенной средой. Криминальный мир и нелегальный бизнес активно втягивают молодежь в асоциальную и преступную деятельность. Кроме того, в молодежной среде уже сформировались апатичность и бездеятельность, социальное иждивенчество. Молодежь находится в ситуации вынужденной самостоятельности, а ее общественные объединения, призванные отстаивать интересы молодежи — слабы, разрозненны, непредставительны, а потому — не являются реальной силой. При этом, кроме уже обозначенных существуют и еще две больших социальных слоя молодежи.
Первый из них — это молодежь, обладающая очень высоким коэффициентом инертности в мышлении и поведении, совершенно не готовая и плохо приспособленная к самостоятельному определению собственных жизненных перспектив и направленным на это практическим действиям.
Второй — это та часть молодежи, которая в силу особых условий (состояния здоровья, низкого жизненного старта, неблагополучной семьи, криминального опыта и прочих причин) оказалась в положении, не позволяющем в полной мере задействовать собственные силы и ресурсы для продуктивных действий по устройству собственной жизни.
Молодежная политика в Белгородской области реализуется Департаментом образования, культуры и молодежной политики Белгородской области под руководством Коврижных Юрия Васильевича, зам. председателя правительства — начальника департамента образования, культуры и молодежной политики и Беспаленко Павлом Николаевичем, зам. начальника департамента, начальником управления по делам молодежи Белгородской области в соответствии со стратегией социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года проводится в соответствии с областными программами «Молодость Белгородчины» (2004;2008 годы), «Обеспечение жильем молодых семей Белгородской области» (2006;2010 годы), «Молодой рабочий» (2003;2008 годы), «С верой в Отечество» (2006;2008 годы), «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области» (2006;2010 годы), «Искоренение сквернословия среди населения Белгородской области» (2005;2008 годы) и рядом других программ и подпрограмм, которые направлены на осуществление комплексной системы мер по реализации государственной молодежной политики, обеспечение прав и гарантий самореализации молодежи области, улучшение качества жизни молодежи, осуществление поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей области, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и других. Во всех муниципальных районах и городских округах приняты и реализуются районные (городские) молодежные программы.
В 2007 году утверждена Стратегия государственной молодежной политики в Белгородской области на период до 2016 года, которая определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь Белгородской области, и включает задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов.
По большинству показателей, таких как расходы областного бюджета на поддержку деятельности молодежных и детских общественных организаций, объем внебюджетных средств, привлеченных на реализацию системы мер государственной молодежной политики, количество действующих нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере реализации системы мер государственной молодежной политики на региональном уровне, количество студенческих трудовых отрядов, количество трудоустроенных подростков и молодежи, Белгородская область находится на 1-м месте в сравнении с рядом регионов ЦЧР.
Комплексным результатом молодежной политики и самоорганизации молодежи является функционирование в области 160 молодежных и 866 детских общественных организаций и объединений.
Одной из главных проблем молодых людей является обеспеченность жильем. Принятые нормативные правовые акты губернатора области, активная работа области с федеральными органами власти позволили за 2002;2007 годы оказать помощь в приобретении квартиры или строительстве жилого дома 904 молодым семьям на сумму 79,05 млн рублей (в 2007 году 355 молодых семей получили в качестве безвозмездных целевых субсидий 22,38 млн рублей).
Однако еще около 2,5 тысячи и молодых семей области зарегистрированы в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, поэтому работа в этом направлении продолжается.
Создание современной системы координации молодежной политики началось в январе 1992 г., когда распоряжением Президента РФ была введена должность полномочного представителя Правительства РФ по делам молодежи.
Сферу его деятельности составили: обеспечение координации усилий различных министерств и ведомств Российской Федерации в области молодежной политики; методическое руководство комитетами по делам молодежи в субъектах Федерации; разработка и реализация государственных программ в области социального развития и социальной защиты молодежи; государственная поддержка молодежных и детских организаций и т. д.
В формирование и осуществление государственной молодежной политики вовлечены молодежные организации и объединения России. В стране действуют более 400 молодежных и детских общественных объединений. Среди них есть общероссийские, международные, межрегиональные и местные. В январе 1992 г. образован Национальный совет молодежных и детских объединений России. В декабре 1998 г. на конференции этого совета была принята концепция взаимодействия с государственными органами Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 26 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских Общественных объединений» создан федеральный реестр объединений, которые пользуются государственной поддержкой. Он ведется на основе положения № 1104 от 13 июня 1996 г., зарегистрированного в Минюсте России. Реестр молодежных и детских общественных объединений ведет Министерство образования и науки РФ. В него включены около 60 общественных организаций, которые пользуются государственной поддержкой в рамках Федеральной межведомственной программы.
Под государственной поддержкой молодежных и детских объединений подразумевается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ. Цель поддержки — создание и обеспечение правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленных на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, на охрану и защиту их прав.
Молодежные общественные объединения участвуют в выработке, экспертизе и внесении в органы власти проектов законодательных и нормативных актов по молодежной политике. Они координируют реализацию проектов и программ молодежных и детских объединений и оказывают ей содействие.
Общепризнана в нашей стране социальная значимость этих организаций, поскольку они включают молодежь в систему социальных отношений, помогают постигать новые социальные роли.
На региональном уровне также формируются реестры детских и молодежных общественных объединений. Государство поддерживает молодежные и детские программы и проекты — выделяет гранты, субсидии, дотации, оказывает организационную и информационную помощь.
В июне 2001 г. был создан Координационный совет по вопросам взаимодействия с молодежными и детскими общественными объединениями. Это консультативно-совещательный орган, призванный вырабатывать предложения по вопросам совершенствования деятельности молодежных и детских общественных объединений. Государственная молодежная политика России строится на основе крупных целевых программ.
В конце 2005 г. была принята программа, которая рассчитана на десять лет — до 2016 года и определяет главную цель ГМП — развитие потенциала молодежи в интересах России. Причем эффективная молодежная политика должна стать политикой приоритетов, определяющих такие направления деятельности, работа по которым обеспечит молодежи возможности для самостоятельного решения возникающих проблем.
Предполагается, что с учетом тенденций социально-экономического и общественно-политического развития России государственная молодежная политика в Российской Федерации должна реализовать несколько приоритетов: информирование молодежи о потенциальных возможностях развития России и ее вовлечения в социальную практику; развитие инновационной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в жизнь общества.
Таким образом, перечисленные приоритеты определяют направления и сферы первоначального инвестирования государственных и общественных ресурсов в рамках ГМП, формируют систему ресурсов поддержки российской молодежи, способствуют развитию тех качеств молодых людей, которые будут востребованы в XXI веке.
В соответствии с выделенными приоритетами и принципами ГМП стратегия для ее реализации предлагает использовать проектный подход. В частности, предложены девять общенациональных проектов, которые открывают для молодежи возможности для равного участия в них всем молодым людям. Среди них: «Российская молодежная информационная сеть», «Всероссийский стройотряд», «Доброволец России», «Вместе» и др. Точные параметры проектов будут определены федеральной целевой программой.
На территории Белгородской области реализацией молодежной политики занимается Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области под руководством Коврижных Юрия Васильевича, зам. председателя правительства — начальника департамента образования, культуры и молодежной политики и Беспаленко Павла Николаевича, зам. начальника департамента, начальник управления по делам молодежи Белгородской области.